14 правовое государство понятие и признаки. Конспект лекции: Правовое государство: понятие, признаки

Правовое государство - это государство, которое во всей своей дея­тельности подчиняется и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Иначе, правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Суть идеи правового государства:

  1. установление верховенства права;
  2. ограничение власти (силы) государства правом;
  3. обеспечение прав и свобод человека.

Для создания правового го­сударства недостаточно одного его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система от беспредельного административного вмешательства в саморегулирующееся граж­данское общество, от попыток кого бы то ни было прибегнуть к неконституционным методам осуществления власти.

Правовое государство - это высокий уровень авторитета государственно­сти, реальный режим господства права, обеспечивающий все пра­ва человека и в экономической и духовной сферах.

Понятие правового государства многомерно, оно включает все то, что вкладывается в понятие конституционного демократиче­ского государства.

Основ­ные признаки правового государства:

  1. Верховенство закона.
  2. Высший приоритет и гарантированность прав и свобод человека и гражданина.
  3. Равенство всех перед законом.
  4. Разделение властей.
  5. Независимость суда.

Некоторые ученые выделяют также:

  1. Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам.
  2. Приоритет международного права

Высший приоритет прав и свобод человека и гражданина должен быть прочно закреплен в конституции и законах и соответствующих естественному праву. Правовое государство признает нерушимость этих прав и свобод, а также свою обязанность соблюдать и охранять их. «Все, что не запрещено, то дозво­лено» - важнейший принцип правового государства. Такой под­ход к правам и свободам буквально пронизывает Конститу­цию РФ и многие законы. Он, как было показано выше, состав­ляет суть гуманистических основ конституционного строя и в полной мере проявляется в гл. 2 Конституции, посвященной правам и свободам человека и гражданина. В правовом государстве нельзя избежать пра­вонарушений, но должны сложиться общеизвестные и общеиспользуемые гарантии и механизмы исправления любых ошибок и нарушений, неукоснительного и приоритетного соблюдения прав человека и гражданина.

Независимость суда как главного механизма гарантий прав и свобод должна быть обеспечена от любых властных и общественных структур, ибо только независимый суд в состоянии эффективно защищать человека и гражданина от произвола с ее силовыми структурами.

Принцип независимости суда прямо закреплен в ст. 120 Кон­ституции России, он также обеспечивается рядом других статей, в которых говорится о несменяемости и неприкосновенности су­дей, устанавливаются демократические принципы судопроизвод­ства. В ряде статей гл. 2 Конституции указывается на исключи­тельное право суда ограничивать права и свободы (например, ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда, - ст. 35; , заключение под стражу и содер­жание под стражей допускаются только по судебному реше­нию - ст. 22 и др.).

Верховенство конституции по отношению ко всем норматив­ным актам . Никакой закон или другой акт не вправе исправлять или дополнять конституцию, тем более противоречить ей. Вместе с естественным правом конституция образует фундамент всей , она призвана создавать такой порядок, при котором бы закон и право не расходились. В этом смысле верховенство конституции и верховенство права тождественны.

В Конституции России закрепляется принцип верховенства Конституции. Устанавливается (ст. 15), что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, а законы и иные правовые ак­ты не должны ей противоречить. Органы государственной вла­сти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж­дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Следовательно, государство связано правом, все должно­стные лица - от главы государства до рядового чиновника - обязаны действовать в соответствии с правом, а за нарушения несут ответственность (уголовную, административную, граждан­скую). Любой выход этих лиц за пределы своей компетенции есть нарушение принципа правового государства, изменяющее баланс власти и свободы, а значит, создающее угрозу правам и свободам человека и гражданина или являющееся недозволен­ным вмешательством в жизнь гражданского общества.

Приоритет международного права как бы дает пропуск в цивилизованный мир. Госу­дарство, обладающее суверенным правом принимать свои зако­ны, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить праву мирового сообщества. Тем самым через верность нормам международного права происходит своеобразная унификация на­циональных правовых систем на самом высоком уровне, гаран­тий прав и свобод человека и гражданина, демократии и соци­ального прогресса. Этим объясняется включение данного прин­ципа в конституции многих государств.

В Конституции РФ (ч. 4 ст. 15) принцип приоритета междуна­родного права как бы разбит на две части. Во-первых, закрепле­но, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ явля­ются составной частью ее правовой системы. Во-вторых, в случае расхождения правил закона и правил международного договора России приоритет отдается правилам международного договора. Как отмечалось, заключение РФ договоров с другими государствами регу­лируется Федеральным законом «О международных договорах РФ».

Указанные признаки правового государства являются только основными. В практической жизни правовое государство вклю­чает еще очень много аспектов, которые могут включать:

  • верховенство парламента в законодательной сфере;
  • демократический контроль за исполь­зованием армии за рубежом и внутри страны;
  • невмешательство государства в работу средств массовой информации;
  • закон­ность методов деятельности органов контрразведки;
  • гласность внешнеполитических шагов правительства, и др.

Ра­зумеется, для всех соответствующих действий органов исполни­тельной власти должны существовать конкретные законы, право и только право должно лежать в основе любых государственных решений, и особенно связанных с применением принуждения.

Правовое государство – одна из центральных категорий теории государства и права, характеризующая идеальную разновидность государства, вся деятельность которого подчинена праву.

Современные положения и выводы, относящиеся к правовому государству, объединяют все те ценные, позитивные результаты, которые были достигнуты учеными на протяжении длительного исторического периода. Следует признать, что в основу правового государства заложено стремление оградить человека от произвола властей разных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека, его свободу. Речь также идет о государстве, ограниченном в своих действиях правом, и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

Рассмотрим более обстоятельно основополагающие выводы ученых относительно правовой государственности.

По мнению представителей философии и политологии, правовое государство – государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права. При таком понимании правовое государство само себя ограничивает, основывает свою деятельность на принципах права и справедливости. Одновременно утверждается, что правовым может называться такое государство, в котором верховенство принадлежит не вообще закону, а закону, принятому демократическим путем, закону, который выражает и защищает интересы общества, а не интересы господствующего слоя.

В названной трактовке представляет теоретический интерес то, что концепция правового государства связывается с принципом верховенства закона как акта, принятого законодательным органом согласно специальной демократической процедуре.

В отечественной юридической науке правовым признается такое государство, которому свойственны институт разделения властей, независимость суда, законность управления, правовая защита граждан от нарушения их прав государственной властью, возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением и др. Нередко также отмечается, что правовое государство – это государство, где на практике обеспечено верховенство норм права, где власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется . Соответственно можно сказать, что сущность правового государства заключается в первенстве нрава над властью, в ограничении действия власти стоящим над ней законом, безусловное подчинение власти, всех государственных, общественных субъектов и граждан действующему праву.

Как видно, названные положения, относящиеся к правовому государству, объединяют наиболее значимые его показатели.

Нельзя отрицать того, что правовое государство – системообразующая структура, включающая ряд составляющих элементов. В связи с этим можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти, которой свойственны демократический режим конституционного правления и законности, развитая прогрессивная правовая система, разделение властей и их взаимоконтроль, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.

В нынешней российской ситуации правовое государство находится на стадии становления. Основой его формирования стала ориентация общества на верховенство права, на обеспечение прав человека, на постепенное утверждение в современной России демократических ценностей.

В рассматриваемом плане отметим следующее: правовое государство, несмотря на качественные особенности и более цивилизованный уровень, по ряду показателей остается государством в обычном понимании, т.е. государством в подлинном смысле слова, организацией публичной власти.

Имеется в виду то, что такое государство обладает территорией, публичной властью, выступает как официальный представитель нс только правящих (управляющих), но и всех остальных слоев общества, обладает монополией на правотворчество, взимание налогов с граждан, организаций и др.

Правовое государство, как и любое, располагает специальным аппаратом управления и принуждения. Для его содержания устанавливаются и взимаются налоги, проводятся займы, формируется государственный бюджет. Правовое государство, так же как и иные государства, обладает суверенитетом. Суверенность правового государства, как и любого иного, заключается в его верховенстве по отношению ко всем гражданам, организациям внутри страны, а также в самостоятельности (независимости) государства вовне (проведение внешней политики, построение отношений с другими государствами).

Названные черты следует отнести к общим, поскольку они свойственны как правовым, так и иным государствам, не основанным на демократических началах. Вместе с тем становление правового государства сопряжено с последовательной реализацией его основных принципов. К их числу относятся:

  • – осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии;
  • – организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей;
  • – правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти;
  • – верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
  • – режим демократического конституционного правления;
  • – признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;
  • – периодичные и регулярные выборы как средство формирования представительных структур правового государства;
  • – законность в деятельности всех субъектов права;
  • – взаимная ответственность государства и личности.

Уделим внимание краткой характеристике названных принципов.

1. Осуществление народовластия, выступающего в качестве основы развития демократии. Общее учение о народовластии сложилось еще в эпоху существования древних государств. Вопросы о сущности власти и народовластия активно исследовались в трудах Аристотеля, Платона, Цицерона и других великих мыслителей античного мира.

Мощное развитие получила идея народовластия в эпоху Просвещения в Западной Европе, особенно в трудах Вольтера, Д. Дидро и других ученых, где на основе теории естественного права и теории общественного договора предлагалось подчинить разумному началу организацию общественного и государственного строя.

С материальными условиями жизни общества и делением людей на классы связывали свои представления о народовластии представители марксизма.

В настоящее время ученые-юристы анализируют понятие и содержание народовластия на основе Конституции РФ и условий современной общественно-политической и социально-экономической ситуации.

Конституция РФ признает идею всевластия российского народа и содержит развернутую формулу понимания народовластия на современном этапе общественного развития. Анализ ст. 1–3 Конституции РФ показывает, что феномен народовластия многозначен и включает потенциальное право российского народа на осуществление власти, фактическое обладание властью и участие в процессе осуществления публичной власти.

Россия провозглашается демократическим государством (народовластие – "демократия" в переводе с древнегреческого), отличающимся правовым порядком осуществления власти, признающим в качестве основы социального устройства народ как единую органическую общность ("живой организм"). При этом категории "народ" и "власть", составляющие содержание народовластия, требуют уточнения.

С юридической точки зрения понятие "народ" отождествляется с понятием "граждане" и определяется как принадлежность к ассоциированной в рамках единого государства соответствующей совокупности людей. Народ образует физический субстрат государства, социальное качественное образование в границах его территории.

Государственная власть как средство управления обществом не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым государственным аппаратом - совокупностью государственных учреждений. Такие учреждения в условиях формирования правового государства призваны прежде всего выражать интересы народа, для чего необходимо наличие независимых и не опосредованных государством контролирующих структур типа общественной палаты и ее филиалов в регионах и др.

Местное самоуправление – форма власти народа, институты которой наиболее пригодны к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

С учетом специфики субъектов властеотношений можно выделить две формы участия граждан в осуществлении власти.

Во-первых, прямое народовластие имеет место, когда граждане решают свои государственные, общественные, местные дела через институты непосредственной демократии (институты народовластия), т.е. выборы, референдумы, общие собрания граждан и др.

Во-вторых, представительное народовластие имеет место тогда, когда важнейшие вопросы государственной и общественной жизни решают выборные представители.

Как видно, народовластие в современной России характеризуется закреплением соответствующих предпосылок в Конституции РФ, иных законах, способствующих проведению его принципов в жизнь. Это проявляется прежде всего в непосредственном участии населения в формировании представительных органов государства, наделенных правом разрабатывать и принимать законы – акты высшей юридической силы. К тому же существует механизм, позволяющий не только критиковать политику государства, не соответствующую интересам граждан, реализации их прав и свобод, но и своевременно воздействовать на нее, используя средства, предусмотренные законами (пикеты, митинги, демонстрации и т.п.).

По поводу сущности демократии, проявлением которой является народовластие, высказаны и иные суждения.

Нередко утверждается, что никогда на практике демократия не была властью народа. Она есть всего навсего механизм, способ участия населения в формировании власти, прежде всего политической, государственной. По-видимому, такой вывод подтверждает сложность, многогранность и неоднозначность категории "демократия" и производного от нее понятия "народовластие".

2. Организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей. При характеристике правового государства недостаточно указания на его правовую природу, многообразие свойственных ему органов, их перечисления, определения границ деятельности.

Государственная власть, основанная на праве, тогда эффективно действует, в том числе в обеспечении прав и законных интересов личности, когда в ней есть разделение труда, институты (органы) государства "выстраиваются" по-особому, т.е. формируются самостоятельные ветви власти, каждая из которых осуществляет "свою" особую деятельность.

Таких властей ("ветвей власти"), свидетельствующих о высокой развитости государства, три: законодательная власть, исполнительная власть, судебная власть. Соответственно различают три вида государственных органов: законодательные, исполнительные, судебные.

Принцип разделения властей проведен во всех современных развитых демократических странах. Вместе с тем есть следующее существенное обстоятельство. Власть в государстве должна быть одновременно и целостной, единой, и наряду с этим разделенной. Именно поэтому с названными "тремя властями" как бы обособляется в качестве особого самостоятельного институт главы государства. В республиках – президент, в конституционных монархиях – монарх (король, император и т.д.).

Исходя из сказанного очевидно, что принцип разделения властей способствует "рассредоточенности" государственной власти между различными властными звеньями, структурами. Это предупреждает ее концентрацию в какой- либо одной структуре, нс допускает превращения в авторитарную и тоталитарную власть.

Конституция РФ предусматривает: государственная власть в нашей стране "осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную" (ст. 10). Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание (Государственная Дума, Совет Федерации), исполнительную – Правительство, судебную – органы правосудия, суды. Президент, по Конституции РФ, "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти" (ч. 2 ст. 80).

Итак, принцип разделения властей позволяет отметить то, что все "три ветви власти" одинаковы, равновелики по силе, призваны служить противовесами по отношению друг к другу. Они должны оказывать взаимное сдерживание, не допускать усиления, доминирования одной из властей, предотвращать возможные злоупотребления. Поэтому важной проблемой остается более четкое определение пределов деятельности государственной власти и действующего механизма определения их полномочий. Необходимо также теоретическое обоснование границ законодательной власти и границ нормотворчества власти исполнительной. Это объясняется, в частности, тем, что в настоящее время еще не найдено оптимального соотношения между компетенциями законодательной и исполнительной властей.

3. Правовая форма организации и деятельности публичной (государственной) власти. Мыслители Античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Относительно современной российской действительности смысл этого принципа прежде всего в том, что деятельность властных структур должна осуществляться управомоченными субъектами на основаниях и в порядке, предусмотренных законами или другими нормативными правовыми актами в интересах народа. Исходя из этого устанавливаются "правовые рамки", "границы" деятельности государства, всех его органов и должностных лиц. Именно это позволяет глубже осмыслить особенности правового государства, его природу.

В соответствии с рассматриваемым положением деятельность властных структур должна осуществляться на основе принципа справедливости, требования безусловного и честного исполнения предписаний закона. Такой подход означает, что закон един для всех и что справедливый закон исполняется беспристрастными должностными лицами (судьями и др.).

Очевидно, чем более развиты правовые начала (основы) государства, чем более отчетливо обозначены границы деятельности его органов, пределов вмешательства в частную жизнь граждан, тем лучше защищены права и свободы людей, тем больший простор для самореализации, активности общественных объединений. "Цель государства, - отмечал Б. Н. Чичерин, – в следующем: оно обеспечивает область общих интересов и не должно вторгаться в частную жизнь. Отдельные союзы, в которые слагается человеческое общежитие, должны сохранить свою самостоятельность" .

И еще один момент. Речь идет о таком значении, качестве права, что оно перестает рассматриваться как своего рода придаток государственной власти. Соответственно правовые требования должны выполнять не только граждане и их объединения, но и должностные лица, государственные органы, государство в целом. Не случайно многие предписания законов обращены прежде всего к государству, его органам. Это необходимое условие функционирования общества и государства, обеспечения организованности в обществе. Как видно, этот принцип ограждает общество от любых форм государственного произвола, вседозволенности со стороны государственно-властных структур.

4. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Этот фактор в юридической литературе нередко рассматривается в качестве основополагающего относительно правового государства и включает две составляющие – верховенство закона и соответствие закона праву.

В чем это выражается?

В первом аспекте, т.е. юридическом смысле, имеется в виду то, что закон – это принятый в особом порядке первичный правовой акт по основным вопросам жизни государства, непосредственно выражающий общую государственную волю, направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Соответственно все иные нормативные правовые акты в государстве издаются на основе законов и им противоречить не могут. Заметим, Россия долгое время использовала в качестве основной нормативную базу, основанную на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Наметившаяся тенденция усиления роли законов, основанная на Конституции РФ, в настоящее время приобретает больший удельный вес, оказывает благотворное влияние на политическую ситуацию в стране.

Второй аспект рассматриваемой проблемы предполагает соответствие закона праву, реализуется прежде всего в нормотворческой деятельности государства. Имеется в виду разработка и принятие правовых законов, отвечающих принципу социальной справедливости, призванных ввести в общественную жизнь начала согласия. Без этого невозможен элементарный правопорядок. Вместе с тем принципы верховенства закона и социальной справедливости относятся и к правоприменению. Пренебрежение к названным принципам и создает удобную атмосферу для различного рода злоупотреблений.

Очевидно, законодательные акты, ущемляющие свободу личности, противоречат идее правового государства, которое, но сути, связано законом, так же как и его органы. Эта особенность внутреннего, содержательного отличия самого закона, его верховенства.

Названное положение о соответствии закона праву в практическом аспекте предполагает не только подготовку и принятие соответствующих качественных законов, но и подчинение им деятельности всех етруктур государственной власти.

Повседневная политико-правовая действительность подтверждает то, что принцип верховенства закона в современной России нередко нарушается. "В двухуровневой правовой системе федеративного государства, – отмечает Б. Н. Топорнин, – высок процент нарушений принципа верховенства федерального закона правовыми актами, принимаемыми на уровне субъектов Федерации. Подзаконные акты, принимаемые органами исполнительной власти, зачастую отходят от принципов, провозглашенных в законе" .

Это означает, что закон не всегда является первым и основным при решении различных вопросов текущей жизни. К тому же значительная часть норм, закрепленных федеральными законами, по тем или иным причинам не реализуется в поведении граждан и организаций, относится к числу декларативных, невостребованных. Сказанное позволяет заключить, что в государстве, называющим себя правовым, нет еще главного и определяющего признака – полного, последовательного и реального верховенства закона, прежде всего Конституции РФ.

5. Режим демократического конституционного правления. В числе ресурсов государственной власти, основанной на праве, называют конституционное правление, включающее ряд ключевых положений. К их числу относятся следующие.

Во-первых, установление конституционно-правового статуса личности и гражданина в России, признание приоритета прав личности, подчинение праву всех органов государства, должностных лиц и граждан, свободные выборы и референдумы – высшие институты власти народа.

Человек, гражданин, народ – таковы главные действующие лица, реализующие свои политико-правовые возможности в условиях демократического конституционного правления. Это означает безусловный отказ от тоталитарного подхода к проблеме "человек – государство", при котором человек рассматривается в качестве "винтика" государственного механизма.

Во-вторых, признание и реальное существование политического и идеологического плюрализма, политических (в том числе оппозиционных) партий, осуществление социально-экономических и политических прав граждан, их организаций, обеспечение выборности и сменяемости центральных и местных представительных (законодательных) органов власти, усиление тенденции проведения государством социальной политики в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и др.

Политический и идеологический плюрализм (от лат. pluralis – множественность) выражает такие начала в отношениях между государством и социальными группами, при которых последние имеют широкие возможности для непосредственного выражения своих взглядов, точек зрения, а также интересов через определенные организации – партии, общественные движения и др. (ч. 1, 3 ст. 13 Конституции РФ).

Названные свойства предполагают отсутствие единой господствующей официальной идеологии, допущение проявлений разных взглядов, суждений, в том числе оппозиционных относительно правящей элиты, связанных с определенным мировоззрением, наличие политического многообразия, многопартийности.

Очевидно и то, что идеологический и политический плюрализм имеет свои пределы. Соответственно в нашем обществе допускается существование любых идеологий, партий, общественных формирований. Вместе с тем в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ утверждается: "Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни".

В-третьих, открытость в деятельности государства, гласность, свобода средств массовой информации, отсутствие цензуры.

В реальной политико-правовой жизни без этого невозможен контроль общества над государством, призрачными становятся демократия в обществе, связанность государства, его органов правом. В связи с этим определяется значимость средств массовой информации, которые особенно активны и влиятельны в избирательных кампаниях, что проявляется не только в освещении тех или иных политических фактов, но и в их комментировании и оценке.

В рассматриваемом плане обратим внимание на содержание ст. 29 Конституции РФ, закрепляющей свободу мысли и слова, гарантирование свободы средств массовой информации, запрет цензуры. Как видно, названные положения закреплены в законах о печати и средствах массовой информации (Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации").

6. Признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина. Исходными началами этого аспекта является конституционное признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция РФ закрепила за человеком и гражданином права и свободы, соответствующие международным правовым стандартам.

Вопрос заключается в том, чтобы этот комплекс прав и свобод был практически реализован по отношению к каждому (без исключения) человеку и гражданину. Большая роль в этом принадлежит государственно-правовым институтам. В Конституции РФ записано, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2). Политико-правовая действительность свидетельствует о том, что многие права и свободы трудно назвать реальными, они как бы "зависли", существуют на бумаге, для "людского глаза", государственного имиджа.

Следовательно, признавая широкий объем прав и свобод граждан, государственная власть не всегда располагает эффективной системой мер – правовых, организационных и других, называемых гарантиями. Одним из условий упрочения гарантий прав личности является расширение судебной защиты прав граждан, которая должна охватывать возможность обжалования любых нарушений конституционных прав и свобод.

Было бы неверным считать, что все в рассматриваемом плане зависит от государственно-правовых институтов. Если сам человек не проникнется своими правами и свободами, нс будет везде, всегда и перед всеми отстаивать свои права и свободы, то одни государственные органы едва ли что сделают относительно связанных с этим проблем. Паши соотечественники не привыкли и не всегда умеют, способны отстаивать свои права, обращаться в государственные органы с притязаниями на защиту в порядке административного или судебного обжалования.

Немецкий юрист Р. Иеринг стремление защищать, отстаивать свое право связывал с чувством достоинства личности. "Кто, в ситуации беззастенчивого нарушения и попирания его права, не испытывает стремления защищать себя и свое право, тот уже человек безнадежный..." .

7. Свобода выборов, предполагающая наличие альтернативных кандидатур, отсутствие политического, административного, информационного и иного давления на избирателей, кандидатов, организаторов выборов.

Может возникнуть вопрос: почему одна из особенностей правового государства связана с выборами представительных органов власти и иных государственных структур?

Для соответствующего ответа обратим внимание на следующие факторы:

  • – согласно действующему законодательству выборы в Российской Федерации – это форма реализации гражданами нрава на управление государственными и местными делами;
  • – выборы позволяют населению влиять на государственную власть, на ее состав и проводимый политический курс. Механизм выборов в современной России определяется избирательным законодательством, регулирующим отношения между гражданами и властью при выборах Президента РФ, депутатов законодательных (представительных) органов власти Федерации и ее субъектов, а также основными гарантиями избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • – участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное определение варианта поведения избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении для голосования не допускается.

В условиях формирования правового государства принципиально значимы состязательность, конкуренция выборов, их периодичность и регулярность. Имеется в виду то, что различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах, знакомить и убеждать их в правильности, преимуществах своей предвыборной программы, недостатках соответствующих платформ конкурентов.

Выборы способны служить инструментом демократии, формирования представительных структур правового государства при условии, что обладатели депутатских мандатов избираются на определенный срок. Это необходимо для осуществления избирателями контрольной функции в отношении своих представителей, предотвращения злоупотребления властью, что является показателем уровня демократизма общества.

По-видимому, наличие альтернативных кандидатов и возможности выбора между ними – главное в демократическом избирательном процессе.

Действительно, в демократическом обществе, целью которого является формирование правового государства, различные политические силы должны иметь возможность бороться за доверие избирателей на выборах. В таком обществе обладатели депутатских мандатов избираются па определенный срок, обладают на практике равными возможностями.

Задача любого правового государства – оберегать и обеспечивать свободу выборов, ограничивать в этом плане свои действия и решения и при наличии невыгодной для государственных структур политической ситуации. Правовое государство с учетом рассмотренного аспекта – это государство, в котором действует демократическая избирательная система, реализуются принципы избирательного права: всеобщее, равное, прямое, при тайном голосовании и др.

8. Законность в деятельности всех субъектов права. Когда говорят о законности, то имеют в виду соответствие деятельности закону. Законность как всеобщее требование неукоснительного соблюдения действующего права – один из важнейших принципов правового государства. В соответствии с ним государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации, граждане обязаны соблюдать нормы права, их деятельность должна сообразовываться с предписаниями законов.

Вместе с тем значение законности неоднозначно. В настоящее время в юридической литературе обращено внимание на то, что содержание законности проявляется не только в общеобязательности, неукоснительности соблюдения предписаний права, но и в последовательной реализации прав и свобод, предоставленных субъектам права.

На состояние законности оказывают влияние многие факторы, в том числе результативность исполнения обязанностей государством, как в сфере правотворчества, так и правоприменения. В связи с этим обратим внимание на следующее.

В правовом государстве законодательные и иные правовые акты должны быть правовыми и по содержанию, и по форме. Принятие таких актов – прерогатива легитимных органов государственной власти, законно избранных или назначенных. Права и свободы человека и гражданина должны признаваться и гарантироваться в соответствии с Конституцией РФ, согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В демократическом правовом государстве все одинаково должны быть подчинены законам. Законность едина, обязательна и для органов власти, и для граждан. В условиях законности государственные органы и должностные лица призваны в соответствии с действующими нормами права рассматривать и решать вопросы, касающиеся прав и свобод граждан, реагировать на жалобы по поводу незаконных актов применения права. Каждому индивиду также очень важно исполнять возложенные обязанности, соблюдать и исполнять законы. Именно это помогает налаживать нормальные взаимоотношения между человеком, средой обитания и обществом.

9. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные и правовые начала взаимоотношений между правовым государством как носителем политической власти и личностью – участника ее осуществления. Поэтому взаимная ответственность выступает здесь как средство координации отношений государства и гражданина.

В юридической литературе признается, что взаимная ответственность государства и личности проявляется в следующем:

  • – наделение их определенным объемом взаимных прав и обязанностей;
  • – наличие равных возможностей как у государства, так и у личности отстаивать свои права;
  • – государство должно нести ответственность за свои действия перед каждой личностью, а личность, в свою очередь, ответственна перед государством за нарушение установленного порядка, прав и свобод других граждан, причинение ущерба;
  • – обеспечение принципа взаимной ответственности государства и личности деятельностью независимых судов, возможностью обращения за защитой своих прав в международные организации.

В юридической литературе в числе признаков правового государства наряду с названными также называют и иные. В их числе:

  • – признание человека высшей ценностью, целью государства, центром, в интересах которого функционирует весь государственный механизм;
  • – высокий авторитет суда, его реальные возможности обеспечить права и свободы граждан;
  • – недопущение монополизма в политике и экономике;
  • – соответствие внутреннего законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права;
  • – признание прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод человека (помимо соответствующих нрав и свобод гражданина);
  • – наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан и др.;
  • – высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан и должностных лиц;
  • – господство права в решении национальных проблем.

В целом можно заключить следующее: правовое государство – государство, осуществляющее свою деятельность на основе и в рамках законов, в котором создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для ограничения с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений.

  • Четвернин В. Л. Правовое государство // Юридическая энциклопедия / под ред. Б. Н. Топорнина. М., 2001. С. 809; Атаманчук Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. М., 1996. С. 126.
  • Чичерин Б. Н. Свобода в государстве // Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 56.
  • Топориин Б. Н. Сильное государство – объективная потребность времени // Вопросы философии. 2001. № 7. С. 17.
  • Иеринг Р. Борьба за право. М., 1991. С. 3.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

23. Гражданское общество: понятие и признаки

Гражданское общество - это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.

Структура гражданского общества

Политические партии.

Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).

Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.

Научные и культурные организации, спортивные общества.

Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.

Независимые средства массовой информации.

Признаки современного гражданского общества:

наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

развитость и разветвленность демократии;

правовая защищенность граждан;

определенный уровень гражданской культуры.

Гражданское общество функционирует, основываясь на ряде принципов:

· равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;

· гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу во всем мировом сообществе;

· экономическая независимость индивидов, основанная на праве каждого иметь собственность или получать справедливое вознаграждение за честный труд;

· гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;

· свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;

· создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан, формирующих их как свободных, культурных, нравственно чистых и социально активных, ответственных перед законом членов общества;

· свобода создания и деятельности средств массовой информации вне рамок государственной цензуры, ограниченная только законом;

· существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом (механизм консенсуса), и обеспечение безопасности функционирования последнего со стороны государственных органов. Этот механизм, формальный или неформальный, включает законодательные акты, демократические выборы народных представителей в различные органы власти, институты самоуправления и т.д.

Гражданское общество и государство соединены друг с другом целым рядом структурных связей, поскольку государство, осуществляя управленческо-посреднические функции в общественной жизни, не может не соприкасаться с гражданскими ценностями и институтами, так как последние через систему горизонтальных связей как бы охватывают все общественные отношения. Кроме того, ряд общественных элементов и институтов занимает маргинальное положение, частично переплетается с государственными структурами, а частично - с гражданским обществом. Примером здесь может служить, скажем, правящая в данный момент политическая партия, которая вышла из недр гражданского общества, но в то же время тесно связана в своей деятельности с государственным аппаратом. Таким образом, государство и гражданское общество неразрывно связаны друг с другом, составляют две части единого общественного организма

1. Понятие «гражданское общество» и «государство» характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны (элементы) глобального общества, общества как единого организма. Данные понятия соотносительные, они могут противопоставляться лишь в определенных аспектах. Гражданская жизнь в той или иной степени пронизана феноменом политического, а политическое не изолировано от гражданского.

2. Разграничение гражданского общества и государства, являющихся составными частями глобального целого, естественно закономерный процесс, характеризующий прогресс социально-экономической и духовной сфер, с одной стороны, и политической сферы жизни - с другой.

3. Гражданское общество - первооснова политической системы, им обусловливается и определяется государство. В свою очередь, государство как институт - эта система учреждений и норм, обеспечивающих условия бытия и функционирования гражданского общества.

4. Гражданское общество не есть некая совокупность автономных индивидов, законом жизни которых является анархия. Это форма общности людей, совокупность ассоциаций и других организаций, обеспечивающих совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение их потребностей и интересов. Государство есть официальное выражение гражданского общества, его политическое бытие. Гражданское общество - сфера проявления и реализации индивидуальных, групповых, региональных интересов. Государство же - сфера выражения и защиты общих интересов. Потребности гражданского общества, неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Государственная воля определяется потребностями и интересами гражданского общества.

5. Чем больше развито гражданское общество в смысле прогресса самодеятельности его членов, многообразия ассоциаций, призванных выражать и защищать индивидуальные и групповые интересы людей, тем больший простор для развития демократичности государства. Вместе с тем, чем демократичнее политический строй, тем шире возможности для развития гражданского общества до наивысшей формы объединения людей и их свободной индивидуальной и коллективной жизнедеятельности.

Гражданское общество на современном уровне человеческой цивилизации - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между индивидами, группами и сообществами, не опосредованными государством.

Правовое - это, в первую очередь, демократическое государство, в котором гарантировано верховенство закона, господство права, равенство всех граждан. В основе его организации лежит на судебную, исполнительную и законодательную. Граждане государства имеют определенные регламентированные права и свободы, могут принимать участие в осуществлении власти (через представителей или непосредственно). Это возможно благодаря довольно развитому наличию функционирующих политических партий и общественных организаций, свободе слова, высокому уровню политической, а также правовой культуры.

Каковы признаки правового государства?

Верховенство закона, господствующего во всех Это своеобразная форма защиты и организации прав и свобод человека. Она регламентирует обязательные для всех правила поведения на основе и равенства. Закон обладает наивысшей юридической силой. Он регулирует другие правовые акты и контролирует самые важные стороны общественно-политической жизни.

Конституция - это свод основных законов государства. В ней отражены правовые принципы общественной и государственной жизни и деятельности. Конституция представляет собой идеальную модель правового общества.

Вышеперечисленные признаки правового государства позволяют создать в стране режим законности и справедливого правопорядка в обществе.

Свободное развитие личности. Реальность ее прав. Данные признаки правового государства ориентированы на социально-политическую жизнь общества. Свобода человека является его неотъемлемым правом. Поэтому каждый индивид имеет определенную сферу свободы, которая не подлежит вмешательству государства.

Человек имеет следующие регламентированные законом права: на неприкосновенность, образование, судебную защиту и т.д.

Взаимоответственность личности и государства. Отношения между этими двумя сторонами должны строиться на основе принципов справедливости и равенства. Государство (как носитель политической власти) обеспечивает их соблюдение в отношении каждого гражданина общества. Органы власти, подчиняясь правовым нормам, не могут нарушить их предписаний, так как они несут определенную ответственность за невыполнение своих обязанностей. Регламентированные системы гарантий (ответственность правительства и депутатов перед избирателями и госорганами, уголовная и дисциплинарная ответственность должностных лиц за невыполнение обязанностей и т.д.) исключают возникновение административного произвола. Соблюдение закона обязательно для госаппарата.

Ответственность человека перед государством строится на тех же правовых основах. Применение форм принуждения не должно нарушать принципы

Данные признаки правового государства обеспечивают справедливость и равноправие.

На исполнительную, судебную и законодательную. Данный принцип позволяет добиться сбалансированности, равновесия в отношениях госорганов, установить взаимный контроль. Каждая ветвь власти функционирует самостоятельно, в пределах своей компетенции, и не вмешивается в деятельность другой.

Основные признаки правового государства включают в себя идеологический и политический плюрализм. Он заключается в свободном функционировании партий, объединений, организаций различной направленности, которые действуют исключительно в соответствии с нормами конституции. Данный принцип также предполагает наличие различных идеологических течений, концепций и взглядов.

Все вышеперечисленные черты характеризуют правовое государство. Признаки государственного уклада являются гарантом стабильности, законности и правопорядка в обществе.