151 упк рф комментарии. Обо Всём

Ст. 151 УПК РФ, посвященная подследственности, еще и раскрывает систему структуру уполномоченных органов и роль прокуратуры, и затрагивает иные вопросы.

Предварительное расследование

Предварительное расследование - второй этап производства по уголовному делу, результатом которого становится либо прекращение дела из-за отсутствия деяния или иных причин.

Этап следствия направлен на выявление и сбор всех фактов, которые имеют отношение к преступлению. Далее собранные материалы в виде уголовного дела передаются в суд с согласия прокурора.

Формы расследования

Ст. 151 УПК РФ указывает на две формы расследования:

  • предварительное следствие;
  • дознание.

Законом предусмотрена возможность проведения дознания в упрощенной форме.

Предварительное следствие производится следователями. Их отличие от дознавателей - в большем объеме полномочий. Дознавателю, например, приходится чаще спрашивать разрешения на те или иные следственные действия у начальника органа дознания или у прокурора.

Дознание является упрощенной формой следствия, и оно проводится по делам меньшей тяжести. Конечно же, это не значит, что виновный человек избежит тюрьмы. Примером служат дела, заведенные за уклонение или отказ от уплаты алиментов, за что виновных лишают даже свободы на короткое время (в судебной практике - примерно год).

Если обратиться к ст. 151 УПК РФ, работа следователя посвящена более сложным составам преступлений, за которые и наказания значительно серьезнее. Например, мошенничество.

Органы дознания кроме полиции присутствуют в ФССП, таможенной службе, ФСБ и других структурах. Следователи работают же только в и ФСБ.

Вопросы подследственности

Ч. 2 ст. 151 УПК РФ распределяет уголовные дела по - несколько иное понятие, включающее в себя распределение уголовных дел между следственными органами и дознавателями.

Есть несколько вариантов распределения дел:

  • следствие ведется строго в рамках компетенции (например, СК всегда занимается убийствами, полиция - кражами и т. д.);
  • следствие ведется органом, который выявил преступление;
  • следствие ведется органом, который назначен прокурором.

Третий вариант - согласно ст. 151 УПК РФ о подследственности, если выявлено несколько эпизодов преступной деятельности, выделение материалов дела в отдельное производство при этом невозможно. Решение спора о подследственности - в рамках компетенции прокурора.

Аналогичным образом решаются споры о ведении дознания. Если возбуждается дело небольшой или средней тяжести и необходимо вести дознание, то материалы сразу же передаются прокурору для выбора органа дознания.

Место расследования

Общие условия предварительного расследования требуют обеспечить производство по месту совершения преступления. Например, если кража совершена в Ленинском районе города, то расследованием занимается ОВД, находящееся в данном районе. Аналогично вопрос решается с органами дознания, СК и ФСБ.

Если деяние начато в одном месте, а окончено в другом, расследование обеспечивается органом по последнему месту.

Если было совершено несколько эпизодов (отдельных деяний), куда передать дела, решает начальник вышестоящего следственного органа. Закон разрешает назначить расследование органу, на территории обслуживания которого находится обвиняемый и большее число свидетелей.

Задача следователя - быстро собрать материалы, и последний вариант выгоден с технической точки зрения.

Если дело касается граждан РФ, проживающих за границей

Ст. 151 УПК РФ в новой редакции или ранее действующей формулировке не затрагивала и не затрагивает тему территориального распределения дел, в частности, если они касаются граждан, живущих за границей.

Граждане РФ, совершившие преступление, предусмотренное УК РФ, не привлеченные к ответственности, находясь за границей, все равно подлежат преследованию. Исключение составляют случаи, когда граждане РФ привлечены к ответственности правоохранительными органами иностранного государства. Обязательно должно иметься решение суда на этот счет.

Положение распространяется и на военных, служащих на территории частей, расположенных вне пределов России.

Иностранец, не проживающий в России, совершивший преступление против РФ, гражданина РФ либо лица без гражданства, постоянно живущего в России, подлежит привлечению к ответственности по российским законам. Исключение - случаи, если такой человек был осужден или оправдан иностранным судом.

В ситуации с иностранцами или гражданами, проживающими за границей, дело возбуждается по месту жительства или нахождения потерпевшего либо по месту нахождения основного числа свидетелей.

Расследование ведется по месту жительства обвиняемого, если потерпевший находится за границей.

Принятия решения о месте проведения расследования

Распределением дел между дознавателями и следователями занимается начальник отделов дознания или следствия соответственно. Ими сразу же принимается решение оставить материалы в своем районе.

Если следователь или дознаватель выявляют преступление, которое по закону расследуется другой службой (например, дежурная полицейская группа выехала по вызову по убийству), обязанность следователя - возбудить дело, провести допросы, осмотреть место происшествия, сделать все, что в его силах, и передать материалы своему непосредственному начальнику.

Дознаватель направляет материалы сразу же прокурору, однако без подписи начальника дознания прокурору материал все равно не направляется.

Если дело забирают «наверх»

Закон дает право вышестоящей инстанции забрать дело себе. Сообщение об этом направляется прокурору. Если дело не выходит за рамки ведомства, согласия прокурора не требуется, кроме того, надзор осуществляется прокурором более высокого ранга.

Подобное происходит с резонансными делами. Например, дело о мошенничестве, задевшее десятки людей, получившее общественную огласку, расследуется не районными отделами, а городскими или областными управлениями.

На сегодня сложилась практика установления подследственности в рамках одного органа подзаконными нормативными актами. Например, председатель СК вправе распределять уголовные дела между управлениями и отделениями ведомства. И следователи имеют представление о том, кто будет расследовать то или иное дело.

Соединение уголовных дел

В некоторых ситуациях проведение следствия признается более продуктивным при условии объединении нескольких дел в одно. Ст. 151 УПК РФ с комментариями ссылается на ст. 153 УПК. Закон предусматривает для этого следующие предпосылки:

  • совершено несколько деяний одной и той же группой лиц;
  • одно лицо совершило несколько деяний, по которым возбуждены отдельные дела;
  • лицо принимало участие в заранее не обещанном

Последний пункт основан на понимании заранее не обещанного сокрытия как формы соучастия.

Объединение допускается и при отсутствии подозреваемых, если есть основания предполагать, что преступления являются делом рук одних и тех же лиц.

Соединение дел, подследственных одному органу, разрешается начальником следственного отдела. Соединение дел, которые расследует дознаватель, производится с разрешения прокурора.

Если имеется необходимость соединить дела, подследственные разным органам, решение принимается прокурором. Решение вопроса зависит от того, чье дело серьезнее.

Выделение уголовного дела

Материалы дела выделяются, если:

  • соучастник совершил одно из своих преступлений отдельно от группы;
  • один из соучастников несовершеннолетний;
  • дело ведется в порядке упрощенного дознания;
  • обвиняемый заключил соглашение о сотрудничестве и его дело ведется упрощенном порядке.

Решение о выделении дела принимается следователем или дознавателем.

Выделение дела в отдельное производство

Данное действие отличается обнаружением нового преступления, никак не связанного ни с тем, по которому ведется расследование, ни с лицами, которые привлечены по ведущимся делам.

Следователь или дознаватель направляет материалы начальнику следствия и прокурору соответственно. Далее проводится проверка по аналогии с тем, как если бы было подано заявление о преступлении.

Правда, если начальник следствия самостоятельно проводит проверку или поручает ее одному из подчиненных, прокурор направляет полученный материал или начальнику дознания или начальнику следствия.

Постановление о выделении отдельного производства с приложенными материалами направляется прокурору.

Проблемы законодательного регулирования

Изменения в ст. 151 УПК РФ вносятся с достаточной регулярностью. Если ранее причина была в формировании СК, теперь они вызываются практикой споров о подследственности по ряду резонансных дел. Речь идет о крупных делах, где задеты интересы высоких чиновников, в частности сотрудников прокуратуры.

Если сравнить редакцию ст. 151 УПК РФ в 2015 году и на сегодняшний день, кроме того что уже готовы новые изменения, становится видимой интересная тенденция. Все большее составов расследуются теми, кто их обнаружил. Если ранее, например, ФСБ должна была передать дело в СК или полицию, теперь часть дел остается у следователей ведомства. Аналогично дело обстоит и с СК.

Кроме того, исключается вмешательство прокуратуры в связи с контролем исполнения норм о подследственности.

Подследственность представляет собой признак уголовного дела, в соответствии с которым определяется орган, занимающийся расследованием. В практике, в целом, вопрос об отнесении материалов преступления к ведению того или иного подразделения не вызывает проблем. Тем не менее в ряде случаев могут возникнуть споры, конкуренция компетенций, требующих участия руководителей отделов или прокурора. Подробно подследственность разъясняет УПК в ст. 151.

Классификация

Подследственность может быть:

  1. Территориальной.
  2. Предметной (родовой).
  3. Смешанной (альтернативной).
  4. Индивидуальной.

Первая и вторая предусматривается в ст. 151, 152 УПК РФ. Рассмотрим их подробнее.

Предметный признак

Родовая подследственность сотрудников прокуратуры распространяется на дела, считающимися наиболее опасными. К ним, в частности, относят такие преступления, как убийства, терроризм, изнасилования, массовые беспорядки, бандитизм, пиратство. В ведении указанных служащих также находятся дела о должностных, экологических, воинских деяниях. В целом можно сказать, что к служащим прокуратуры попадают наиболее сложные случаи. Большой объем уголовных материалов ст. 151 УПК РФ относит к ведению сотрудников ОВД.

Среди них: посягательства на половую неприкосновенность, здоровье граждан, преступления против собственности, общественной безопасности, нравственности и так далее. Родовую подследственность сотрудников органов ФСБ составляют дела о контрабанде с отягчающими обстоятельствами, незаконный экспорт технологий, услуг и информации при изготовлении ОМП. Они изучают материалы о терроризме, угоне воздушных и прочих транспортных средств, организации незаконных бандформирований, посягательства на конституционный строй и государственную безопасность.

Территориальный признак

Он указывает на место совершения незаконного деяния либо окончания преступления. В частности, речь идет о районе, области, республике и пр. административной единице страны. При этом стоит отметить, что в рамках местной подследственности предварительные мероприятия могут осуществляться сотрудниками различных ведомств (краевого, районного и пр.). В кодексе нет правил, в соответствии с которыми осуществляется распределение дел среди служащих разного уровня. Данный вопрос, согласно положениям ст. 151 УПК РФ, решается руководителями ведомств с учетом особенностей преступления.

Смешанная категория

Одни и те же незаконные посягательства могут расследоваться сотрудниками разных ведомств. К примеру, дела о терроризме могут рассматриваться служащими прокуратуры, ФСБ и ОВД. В таких случаях в качестве критериев отнесения преступления к ведению определенного органа будут выступать ответы на следующие вопросы:


В ст. 151 УПК РФ подследственность служащих, выявивших дело альтернативного ведения, включает в себя преступления, попадающие под многие нормы УК. В частности, это мошенничество, растрата и присвоение, незаконное предпринимательство при отягчающих обстоятельствах, незаконная банковская деятельность и прочие деяния в экономической сфере. В эту же категорию входят преступления в области компьютерной информации, против порядка управления и правосудия, общественной безопасности. Альтернативными считаются такие деяния, как захват заложников, бандитизм, организация преступных сообществ и так далее. Понятие "выявление", которое упоминает статья 151 УПК РФ ("Подследственность"), указывает на то, что конкретный сотрудник первым получил сообщение о незаконных действиях. Он возбудил дело и принял его к производству.

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

В компетенцию сотрудников, к ведению которых относится "основное" деяние, по которому, собственно, возбуждено производство, включаются дела о привлечении несовершеннолетних к совершению противоправных действий, злоупотреблениях должностными полномочиями, их превышении, даче или получении взяток, халатности и служебном подлоге, а также некоторые посягательства на правосудие. В данном случае используются ст. 150, 151 УПК РФ. Они применяются постольку, поскольку в ходе проведения предварительных мероприятий по одному делу выявляются составы иных преступлений.

Персональный признак

Рассматривая ст. 151 УПК РФ с комментариями, стоит отметить, что в норме отдельно оговаривается распределение дел с учетом особенностей, присущих субъектам, в отношении которых они возбуждены. В качестве персональных признаков, в частности, выступают:

  1. Принадлежность к категории граждан, относительно которых в кодексе установлены особые правила для начала производства.
  2. Наличие у субъекта психических расстройств, которые требуют досудебного исследования.
  3. Принадлежность лица к ВС либо правоохранительной системе.

В ст. 151 УПК РФ не оговаривается порядок отнесения дел о преступлениях, субъектами в которых выступают несовершеннолетние.

Сотрудники прокуратуры

Компетенция этих служащих устанавливается в ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Так, сотрудниками прокуратуры рассматриваются дела по преступлениям, совершенным субъектами, перечисленными в ст. 447 УПК. К ним относят:


Следователями прокуратуры разбираются дела о посягательствах, имевших место в отношении указанных выше лиц и связанных с исполнением ими профессиональной деятельности.

Служащие ОВД

Их компетенцию также устанавливает статья 151. Подследственность этих сотрудников разъясняется во второй части нормы. Вопрос об отнесении дела к их компетенции возникает в случаях, когда необходимо произвести медицинские манипуляции принудительного характера к лицам, совершившим преступление. Расследование осуществляется разными служащими, в соответствии с предметной подследственностью. Здесь, однако, есть нюанс. Если психически нездоровый субъект совершил неправомерное деяние, расследование которого в соответствии с общим правилом должно осуществляться в форме дознания, то ситуация становится непонятной. Неясность связана с тем, что в законе не определено, какому именно сотруднику осуществлять надлежащие мероприятия. По мнению специалистов, такая обязанность может возлагаться на служащих ОВД, поскольку дознание осуществляется, как правило, ими же по таким делам.

Сотрудники ФСБ

В части второй п. 2 ст. 151 УПК РФ установлены дела, включенные в компетенцию этих служащих. Они рассматривают материалы по преступлениям о:

  • Шпионаже.
  • Госизмене.
  • Разглашении государственной тайны и потере документов, ее содержащих.

В качестве субъектов в таких преступлениях должны выступать лица, указанные в перечне выше.

Конкуренция компетенций

В ч. 8 ст. 151 УПК РФ предписывается, что споры по отнесению дел к ведению того или иного служащего разрешаются прокурором. Такая ситуация может возникнуть, если квалификация действий и исследование материалов одного субъекта преступления относятся к компетенции сотрудника ОВД, а поведение другого злоумышленника, проходящего по этому же делу, по персональному либо предметному признаку – к полномочиям служащего прокуратуры. При этом лицо, уполномоченное на разрешение возникшего спора, должно руководствоваться определенными правилами. В частности, ему надлежит поручить такое дело следователю прокуратуры. Это обуславливается тем, что в компетенцию последнего входит рассмотрение преступлений в отношении определенных лиц и считающихся наиболее опасными. Такое же правило действует при объединении дел, которые подследственны различным органам предварительного расследования, в одном производстве. При определении подразделения, уполномоченного на поведение предварительных мероприятий, прокурор должен руководствоваться установленными в рассматриваемой норме правилами.

Дознание

В ст. 151 УПК РФ разъясняется распределение дел между дознавателями разных органов. Правила устанавливаются в части третьей. Так, дознаватели ОВД расследуют все преступления, предусмотренные в ч. 3 ст. 150 УПК. Исключение составляют случаи, установленные в ч. 3-6 рассматриваемой нормы. В п. 3 ст. 151 УПК РФ установлено, что дознаватели пограничных структур ФСБ компетентны вести производство по делам, подпадающим под:

  1. Ст. 256 и 253 в части, относящейся к незаконной добыче водных растений и животных.
  2. Ч. 1 ст. 322 и ч. 1 ст. 323.
  3. Ч. 1 ст. 188 в части, относящейся к контрабанде, которая была задержана сотрудниками пограничной службы безопасности при отсутствии таможенных органов.

Дознаватели ФССП компетентны расследовать дела, предусмотренные в ст. 297, 294, 315, 312 и ч. 1. Ст. 311 УК. Служащие таможенных органов могут вести производство по преступлениям, попадающим под ч. 1 ст. 188, ст. 194. Дознаватели противопожарной службы могут рассматривать дела, предусмотренные в ч. 1 ст. 219, ч. 1 ст. 261. Сотрудники подразделений, осуществляющих контроль за оборотом наркотических и психотропных соединений, ведут производство по преступлениям, подпадающим под ст. 228 в ч. 1, 228.2, части первые ст. 232-233, а также ч. 1 и 4 ст. 234.

Место производства предварительных мероприятий

Расследование осуществляется на территории совершения деяния, в котором присутствуют признаки преступления. В ряде случаев возникает необходимость провести мероприятия, розыскные в том числе, в другом месте. В таких ситуациях следователь может осуществить их самостоятельно или поручить их органу дознания либо иному служащему. Такие поручения должны исполняться в десятидневный срок. Если установлено, что начало преступления было в одном месте, а его завершение – в другом, то расследование осуществляется по месту окончания деяния. В практике бывают случаи, когда совершено несколько посягательств на разных территориях. Расследование в таких ситуациях производится в районе, где имело место большинство из них. Предварительные мероприятия могут осуществляться по адресу нахождения свидетелей или самого обвиняемого. Это обеспечивает во многих случаях объективность и полноту действий должностных лиц, а также соблюдение установленных процессуальных сроков.

Важный момент

Преступления могут совершаться за пределами РФ. В таких случаях предварительное расследование осуществляется по основаниям, установленным в ст. 12 УК либо по ст. 459 УПК по месту проживания/пребывания потерпевшего на территории России. Допускается производство действий по адресу нахождения большинства свидетелей. Также законом предусмотрено проведение предварительного расследования по месту пребывания обвиняемого в РФ, если потерпевший находится за ее пределами.

Неотложные действия

Дознаватель или следователь, установившие, что принятое ими дело им неподследственно, должны передать его руководителю отдела/прокурору. При этом им надлежит совершить неотложные действия в рамках своих полномочий. Руководитель вышестоящего органа может вынести постановление, в соответствии с которым подразделение, которым он управляет, принимает дело к производству. Решение должностного лица должно быть мотивированным. Руководитель вышестоящего подразделения обязан уведомить прокурора письменно о вынесенном постановлении.

Проявления преступности многообразны. Таковой деятельностью занимаются люди всех слоев общества, территориальной дислокации, должностного положения. Этот фактор законодатель учел путем введения в УК понятия подследственности. Описано оно в ст. 151 УПК Российской Федерации (РФ). Это положение закона фактически распределяет обязанности между разными правоохранительными органами.

Статья 151 имеет важное практическое значение. УПК РФ в целом регулирует поведение процессуальных лиц. Они обязаны взаимодействовать, выполнять вмененные обязанности исключительно по установленным правилам. А нормы статьи помогают избегать конфликтов в вопросах передачи дел из одного учреждения/подразделения в другой. Имеются у ст. 151 УПК и иные функции.

Понятие

Ст. 151 УПК РФ напрямую не растолковывает слово «подследственность». Суть такового следует из логики кодекса. А именно определяет набор правил, по которым криминальные материалы распределяются между участниками правоохранительной системы для организации первичного следствия.

Подследственность бывает нескольких видов. Это связано с рациональностью организации разбора уголовных деяний. Виды подследственности таковы:

  1. Предметная. Связана с общественной опасностью совершенного деяния.
  2. Территориальная. Имеется в виду место совершения проступка, нахождения подозреваемого.
  3. Личная.
  4. Альтернативная.
  5. Взаимосвязанная.
  6. Вертикальная.

Разрабатывая нормы ст. 151 УПК законодатель учитывал необходимость предоставления сторонам процесса возможности избежать казусных, не правовых ситуаций. Поэтому в статью введено правило разрешения спорных вопросов. Такая функция передана прокуратуре (п. 8 ст. 151 УПК).

Под предметной подследственностью понимают передачу дел органам, указанным в кодексе. Определяющим фактором является опасность деяния для общества. Нормы подробно отражены в ч. 2-6 ст. 151 УПК РФ. Например, Следственному комитету (СК) передаются дела об убийстве, бандитизме, о некоторых посягательствах на половую неприкосновенность.

Территориальная подследственность выражается в том, что дело передается в подразделение, обслуживающее определенную местность. Расшифровывается понятие в 152-й статье УПК. Информация о противоправном деянии уголовного характера должна передаваться в орган, работающий в месте совершения проступка. Причем, в данном случае учитывается и родовая подследственность. То есть выбирается та часть правоохранительной системы, которой поручена работа с соответствующими материалами.

Существуют преступления многоплановой территориальности.

Начинает свою деятельность подозреваемый в одном городе, а последний эпизод происходит в другом. Иногда за тысячи километров от первого. В этой ситуации дело принято передавать по конечному адресу. Но решение . Вполне возможен вариант расследования по месту пребывания/жительства обвиняемого.

Личная подследственность предполагает учет должностных полномочий подозреваемого в определении правоохранительного органа для проведения предварительного следствия. Так, СК проводит мероприятия в отношении провинившихся судей, адвокатов, прокуроров и следователей.

Об альтернативной подследственности говорится в п. 5 ст. 151 УПК. Согласно ее нормам, по некоторым делам предварительные материалы должен собирать тот орган, который выявил преступную деятельность. Перечень статей УК приведен тут же. То есть альтернативный вид касается не всех преступлений.

Подследственность по связи дел предполагает передачу материалов из одного органа в другой. Всеми эпизодами в отношении подозреваемого должен заниматься один следователь. Кроме того, они разбираются комплексно в судебной инстанции.

Определение: подследственность – это свод норм уголовного законодательства, регулирующий распределение полномочий между частями правоохранительной системы. Приведены таковые в ст. 151 УПК.

Связь с подсудностью

Цель следствия – это доведение материалов расследования до судебного разбирательства. Данная работа предполагает соответствие деятельности правоохранителей конституционным основам государства. Дело в том, что судебная власть в РФ независима. Это одна из трех ветвей, призванных совокупно внедрять в жизнь принципы демократии. Поэтому подсудность и подследственность конкретных уголовных дел связаны лишь отчасти.

Госорган, принимающий решение в отношении преступника, функционирует по отдельному закону. В определенном смысле суд стоит над процессом. Он должен обеспечить достижение справедливости. Судья ведет конкретное производство, одновременно, выполняя контрольную функцию. То есть он должен выявлять и исправлять ошибки других процессуальных лиц, в том числе правоохранителей.

Судопроизводство организовано на принципах территориальности. Россия – это федерация. В каждом субъекте действует система судов. Ее полномочия распространяются на территорию региона. Исключение является Верховный Суд РФ. Он принимает решения, обязательные для исполнения в пределах страны в целом.

Подследственность и подсудность пересекаются в последнем из указанных выше видов – вертикальном. Предварительное следствие передается в часть правоохранительной системы, соответствующую суду, где должен идти процесс. Речь идет о конечном перечне статей УК. Например, если провинился высший чиновник региона, то материалы отработают следователи соответственного управления СК.

В остальном соблюдаются принципы судебной власти. К производству учреждение принимает дела, относящиеся к территориальной компетенции. При выявлении дополнительных, в том числе экстерриториальных факторов, не передает его в иной орган. Разбирает до вынесения вердикта самостоятельно.

Решение по уголовному процессу инстанции, в чьи полномочия дело не относится, признается незаконным. Подать соответствующую апелляцию может одно из процессуальных лиц. Чаще всего имя является сторона защиты. Кроме того, законом дано право адвокату предъявлять обоснованный отвод суду. Последний принимает по нему решение.

Система органов дознания

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Ст. 151 УПК распределяет полномочия в соответствии с тяжестью уголовных проступков, личностью правонарушителя, общественной опасностью деяний. В ее тексте указаны конкретные правоохранительные учреждения. А именно:

  • Следственный комитет (п. 2 пп. 1, п. 3 пп. 7);
  • Федеральная служба безопасности (п. 2 пп. 2, п. 4);
  • Органы внутренних дел (п. 2 пп. 3, п. 3 пп. 1);
  • пограничная служба (п. 3, пп. 3);
  • Федеральная служба судебных приставов (п. 3 пп. 4);
  • Госпожарнадзор (п. 3 пп. 6);
  • таможенный орган (п. 3 пп. 9).

Кроме того, законодательство дает право проводить предварительное следствие иным лицам в определенных условиях. К ним относятся капитаны судов, руководители исследовательских партий, главы посольств. Полномочия они приобретают в том случае, если по объективным причинам невозможно привлечь к расследованию правоохранителей.

Само понятие подследственности предполагает определенный набор полномочий. Причем таковой не связан с ее видом. Следователи обязаны , собрать доказательную базу. Они предварительно классифицируют деяние. То есть определяют статью УК, которой соответствует проступок. Это необходимо для предъявления обвинения. Окончательное решение принимается только в судебном процессе.

Кроме того, существует распределение обязанностей внутри правоохранительных органов. Дознавателям поручают работу с материалами небольшой тяжести. Если же совершен тяжкий проступок, то заявление идет в работе следователя. Таковое правило в ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса напрямую не отражено. Оно описано во внутриведомственных актах.

Для понимания: законодательство дает право прокурору изменить подследственность (п. 8 ст. 151).

В тексте не указана причина и участники спора о том, кто будет разбирать заявление пострадавшего. Следовательно, прокуратура имеет формальное право изъять дело и поручить его предварительное расследование иному органу.

Распределение обязанностей между правоохранителями

Перечень преступлений, которые должен разбирать тот или иной орган, детально указан в пунктах рассматриваемой статьи. Как правило, порядок не нарушается. Так, подследственности СК подлежат такие виды уголовных проступков:

  1. Убийства. Дело может сразу поступить в комитет или быть передано ввиду открывшихся обстоятельств. Не всегда дознание однозначно квалифицирует убийство с первого момента.
  2. Доведение до самоубийства. Здесь сходная ситуация. Данного вида преступления трудно . В СК материалы попадают, если появляется подозрение об участии в акте третьих лиц.
  3. Изнасилование. Таковое деяние сразу передается в СК. Основание – заявление пострадавшего лица. Некоторые иные посягательства на половую неприкосновенность.
  4. Тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними в отношении лиц, не достигших 18 лет. Это также сфера следователей СК.
  5. Любой проступок, совершенный должностным лицом правоохранительной системы. Имеются в виду работники самого СК, ФСБ, МВД и других компетентных органов.
  6. Причинение смерти по неосторожности. То есть любой вид смерти с наличием криминальных признаков приводит материалы в СК.
  7. Уголовное ущемление прав и свобод личности. Например, нарушение норм проведения плебисцитов. С таковыми заявлениями работают сотрудники СК.
  8. Некоторые случаи подрыва государственных устоев (делят обязанности с ФСБ).
  9. Преступления против нравственности, общественного здоровья.
  10. Некоторые криминальные посягательства в экономической сфере.
  11. Бандитизм. Дело может находиться в МВД. После определенной работы переквалифицироваться и быть переданным в СК.
  12. Преступные посягательства в экологической сфере.
  13. Криминальные нарушения в области эксплуатации транспорта.
  14. Уголовные деяния, совершенные органов местного самоуправления и госслужащими, подтачивающими устои власти. Самый распространенный случай – взяточничество.
  15. Покушения на правосудие и воинскую службу.
  16. Преступные посягательства на мир и безопасность человечества.

Кроме того, СК в рамках персональной подследственности работает с материалами, касающимися должностных лиц. К ним относятся все избранные люди от местного депутата до члена Совфеда, военные, прокуроры, разведчики и другие. Определяет подразделение руководитель комитета. А генпрокурор РФ в рамках госконтроля проверяет материалы, вносит коррективы, выдает задания.

Следователи ФСБ работают с информацией о таких преступлениях:

  • в экономической сфере;
  • террористический акт;
  • шпионаж;
  • измена;
  • посягательства на конституционный строй и безопасность государства;
  • против мира (ст. 353 -355, 359 УК).

Таможенные органы проводят предварительный сбор материалов в отношении посягательств в соответствующей сфере. К таковым относятся подведомственны дела о контрабанде, уклонении от внесения таможенной пошлины и другие. В компетенцию ССП отнесено расследование уголовных правонарушений, касающихся воспрепятствования работе судебных инстанций.

С остальными правонарушениями работают сотрудники МВД.

Следует отметить, что на их долю выпадает самый большой по численности объем расследований. По статистике, тяжких уголовных нарушений в стране происходит намного меньше, чем небольшой или средней тяжести.

Часть полномочий участников правоохранительной системы пересекается. Это определяется признаками, составляющими альтернативную подследственность. Орган, выявивший нарушение авторского права, обязан довести дело до суда. Иному участнику системы таковое не передается.

Иная ситуация, если в ходе расследования выявлены признаки вовлечения в криминальную деятельность несовершеннолетнего. Таковое деяние отнесено к компетенции СК. Значит, материалы передаются следователям Следственного комитета (п. 7). Такое же правило действует в отношении следующих нарушений УК:

  • несообщение об уголовном деянии (ст. 205.6 УК);
  • нецелевое расходование средств бюджета (285.1);
  • ложное сообщение о преступлении (донос);
  • отказ от дачи показаний (308);
  • ложная информация, предоставленная суду экспертом, переводчиком или специалистом (307);
  • принуждение к обману суда (309);
  • обнародование данных расследования (310);
  • раскрытие информации о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи (311), правоохранителя (320);
  • укрытие преступника (316).

Система подследственности создана так, чтобы распределить обязанности между участниками правоохранительных органов и, одновременно, организовать деятельное взаимодействие. Первоначально заявление передается следователю учреждения, указанного в нормах закона. Однако, по выявленным обстоятельствам материалы могут быть отправлены в иное место. Решение принимается прокурором, осуществляющим надзор по признаку территориальности.

Правовой комментарий

Уголовное законодательство не статично. В стране постоянно происходят перемены. Корректируется система правоохранительных органов, развиваются технологии, в новые сферы проникает преступность. Поэтому текст УПК также совершенствуется.

Это необходимо для «закрытия дыр» в системе защиты общества.

Например, расследованием криминальных проявлений в области оборота наркотических средств и психотропных веществ до 2016 года занималось специальное подразделение. Теперь таковое реорганизовано. Законодатель исключил п. 5 из рассматриваемой статьи. То же касается вовлечения несовершеннолетних в криминальную деятельность. Расследование по таким эпизодам всегда производилось органом, который выявил нарушение. Теперь оно отнесено к компетенции СК.

Не рассмотрен выше еще один вид подследственности. Его принято называть универсальным. Он проистекает из текста ст. 37 УПК. В соответствии с ним прокурор может передавать материалы, в связи с которыми возбуждено производство, в любой орган. Естественно, делается это на основании действующего законодательства и наличия серьезной аргументации.

Однако правовая наука не выделяет универсальный вид подследственности в отдельный. И основание тому – это указание в статье 37 УПК на необходимость учитывать иные нормы кодекса, в том числе ст. 151. Прокуратуре необходимы действительно веские основания, чтобы забрать материалы у одного следователя и передать их иному участнику правоохранительной системы.

Несмотря на широкие полномочия, прокуратура не стоит над следствием. За ее деятельностью надзирает суд. Последний имеет право опротестовать неправомерное решение. Теоретически спор может дойти до Генпрокурора или ВС РФ. На практике таковое случается крайне редко.

Отдельно законодатель разобрал ситуацию, когда объединяются различные по подследственности дела. Следователю какой структуры их передать для дальнейшей работы должен определить прокурор. Здесь учитывается вертикальный вид подследственности. То есть решение принимается на том уровне, на каком будет проводиться судебное разбирательство.

Пока законодатель не внес изменения в разбираемую статью, касающуюся полномочий Росгвардии. Значит, не за горами новая корректировка кодекса. Вероятно, этому органу будет поручена работа с криминальными проявлениями в области оборота психотропных веществ. Но точно это станет известно, когда будут приняты изменения в УПК. Закон не может оставаться статичным. Общество стремительно развивается, преступность идет на шаг впереди. Следовательно, необходима постоянная напряженная работа экспертов-криминалистов, ученых и законодателей.

Бесплатная консультация юриста по телефону

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Уголовно-процессуальный кодекс, N 174-ФЗ | ст. 151 УПК РФ

Статья 151 УПК РФ. Подследственность (действующая редакция)

1. Предварительное расследование производится следователями и дознавателями.

2. Предварительное следствие производится:

1) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам:

а) о преступлениях, предусмотренных статьями 105 - 110.2, 111 частью четвертой, 120, 126, 127 частями второй и третьей, 127.1 частями второй и третьей, 127.2 частями второй и третьей, 128, 131 - 149, 151.2, 169, 170.1, 171.2, 172.1, 172.3, 185 - 185.6, 194 частями третьей и четвертой, 198 - 199.4, 200.4, 200.5, 200.6, 201, 201.1, 204, 204.1, 205 - 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 - 212.1, 215, 215.1, 215.3 частями второй - пятой, 216 - 217.2, 227, 235.1, 237, 238, 238.1, 239, 240.1, 242.1, 242.2, 246 - 249, 250 частями второй и третьей, 251 частями второй и третьей, 252 частями второй и третьей, 254 частями второй и третьей, 255, 258.1 частями второй, второй.1, третьей и третьей.1, 263, 263.1, 270, 271, 271.1, 279, 282 - 282.3, 284.1, 285 - 291.1, 292 - 293, 294 частями второй и третьей, 295, 296, 298.1 - 305, 317, 318, 320, 321, 327.2, 328, 330.1, 330.2, 332 - 354.1 и 356 - 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

б) о преступлениях, совершенных лицами, указанными в статье 447 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

в) о преступлениях, совершенных должностными лицами Следственного комитета Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части третьей настоящей статьи, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

г) о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних;

2) следователями органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 189, 200.1 частью второй, 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208, 211, 215.4 частью второй пунктом "б", 217.1, 226.1, 229.1, 274.1, 275 - 281, 283, 283.1, 284, 322 частью третьей, 322.1 частью второй, 323 частью второй, 355, 359 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) следователями органов внутренних дел Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 111 частями первой - третьей, 113, 114, 117 частями второй и третьей, 122 частями третьей и четвертой, 123 частью третьей, 124, 124.1, 127.1, 127.2, 150 частями второй и третьей, 151 частями второй и третьей, 158 частями второй - четвертой, 159 частями второй - седьмой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 163 частями второй и третьей, 164, 165 частью второй, 166 частями второй - четвертой, 167 частью второй, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 171.3, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 175 частью третьей, 176, 178, 179, 180 частями третьей и четвертой, 181 частью второй, 183, 184, 186, 187, 191, 191.1 частью третьей, 192, 193, 193.1, 195 - 197, 200.1 частью второй, 200.2, 200.3 частью второй, 201, 202, 205, 206, 207 частями второй, третьей и четвертой, 208 - 210.1, 212.1, 213 частями второй и третьей, 215.2, 217.1, 219 частями второй и третьей, 220 частями второй и третьей, 221 частями второй и третьей, 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 225 - 227, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229, 229.1, 230 частями второй и третьей, 230.1 частью третьей, 230.2 частью второй, 231 частью второй, 232 частями второй и третьей, 234 частями второй и третьей, 234.1 частями второй и третьей, 235, 236, 240 частями второй и третьей, 241 частями второй и третьей, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 245 частью второй, 259, 260 частями второй и третьей, 261 частями третьей и четвертой, 264, 266 частями второй и третьей, 267, 267.1, 268 частями второй и третьей, 272 - 274, 304, 313 частями второй и третьей, 322.1 частью второй, 325.1 частью второй, 327 частью четвертой, 327.1 частями второй - шестой и 330 частью второй Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ.

3. Дознание производится:

1) дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем уголовным делам, указанным в части третьей статьи 150 настоящего Кодекса, за исключением уголовных дел, указанных в пунктах 3 - 6, 9 настоящей части;

2) утратил силу. - Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ;

3) дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 253, 256 и частями первой и первой.1 статьи 258.1 (в части, касающейся преступлений, выявленных органами федеральной службы безопасности), частями первой и второй статьи 322 и частью первой статьи 323 Уголовного кодекса Российской Федерации;

4) дознавателями органов Федеральной службы судебных приставов - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 157 и 177, частью первой статьи 294, статьей 297, частью первой статьи 311, статьями 312 и 315 Уголовного кодекса Российской Федерации;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ;

6) дознавателями органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 168, частью первой статьи 219, частями первой и второй статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации;

7) следователями Следственного комитета Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совершенных лицами, указанными в подпунктах "б" и "в" пункта 1 части второй настоящей статьи;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 329-ФЗ;

9) дознавателями таможенных органов Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 194 частями первой и второй, 200.1 частью первой Уголовного кодекса Российской Федерации.

4. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 215.4 частью второй пунктом "б", 275, 276, 283, 283.1 и 284 Уголовного кодекса Российской Федерации, в совершении которых обвиняются лица, указанные в подпункте "в" пункта 1 части второй настоящей статьи, предварительное следствие производится следователями органов федеральной службы безопасности.

5. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 146, 158 частями третьей и четвертой, 159 частями второй - седьмой, 159.1 частями второй - четвертой, 159.2 частями второй - четвертой, 159.3 частями второй - четвертой, 159.5 частями второй - четвертой, 159.6 частями второй - четвертой, 160 частями второй - четвертой, 161 частями второй и третьей, 162, 171 частью второй, 171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой, 172, 172.2, 173.1, 173.2, 174, 174.1, 176, 183, 187, 190, 191, 192, 193, 193.1, 194 частями первой и второй, 195 - 197, 200.1 частью первой, 200.2, 201, 201.1, 202, 205.4, 205.5, 206, 207 частями третьей и четвертой, 208 - 210.1, 215.4 частью второй пунктом "а", 222 частями второй и третьей, 222.1 частями второй и третьей, 223 частями второй и третьей, 223.1, 226 частями второй - четвертой, 226.1, 228 частями второй и третьей, 228.1, 228.4, 229.1, 234.1 частями второй и третьей, 239, 243 частью второй, 243.2 частью третьей, 243.3 частью второй, 263.1, 272 - 274.1, 282.1 - 282.3, 284.1, 285, 285.4, 286, 308, 310, 327 частью четвертой и 327.1 частями второй и четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

6. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 150, 205.6, 285.1, 285.2, 306 - 310, 311 частью второй, 316 и 320 Уголовного кодекса Российской Федерации, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело.

7. При соединении в одном производстве уголовных дел, подследственных разным органам предварительного расследования, подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности, установленной настоящей статьей.

8. Споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 151 УПК РФ

1. Подследственность - это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.

Значение правил подследственности состоит в обеспечении такого распределения уголовных дел между органами расследования, чтобы каждое уголовное дело было максимально качественно и быстро подготовлено к судебному разбирательству. Правила подследственности связаны и с соблюдением прав потерпевшего и обвиняемого, так, они позволяют им правильно адресовать свои ходатайства и жалобы. Но главное, что в подобных случаях обеспечивается право обвиняемого, которое можно назвать правом на естественного (законного) следователя, подобное его праву на естественный (законный) суд. Как и при отказе в праве на естественный суд, произвольное нарушение правил подследственности порождает сомнения в беспристрастности органа расследования, который, возможно, назначен ad hoc (специально для данного случая - лат.), но пристрастность публичного обвинителя несовместима в состязательном процессе с принципом равенства сторон. Поэтому несоблюдение правил подследственности признается существенным нарушением уголовно-процессуального закона (ст. ст. 381, 389.17) и влечет признание полученных доказательств недопустимыми (ч. 3 ст. 7).

2. Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает два вида (признака) подследственности: предметную (родовую) - ст. 151 и территориальную (местную) - ст. 152. Остальные признаки подследственности являются исключениями (или дополнениями) для предметного признака. Исключения применяются в силу: а) особенностей статуса подозреваемого, обвиняемого или потерпевшего (персональная или личная подследственность); б) связи с другим уголовным делом (альтернативная подследственность); в) исключительной компетенции органа уголовного преследования (универсальная подследственность).

3. Комментируемая статья регламентирует предметную подследственность и исключения из нее. Предметный признак подследственности выражен в квалификации преступления по статьям Особенной части УК. О территориальной подследственности см. ком. к ст. 152.

4. Если с точки зрения предметного признака по уголовному делу обязательно производство предварительного следствия (состав преступления не попадает в перечень ч. 3 ст. 150 УПК), то в силу персонального признака следователи прокуратуры производят предварительное следствие по преступлениям, совершенным: а) лицами, обладающими служебным иммунитетом (см. ст. 447 УПК и ком. к ней); б) должностными лицами, указанными в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК правоохранительных органов; в) лицами гражданского персонала воинских формирований или правоохранительных органов в связи с исполнением ими служебных обязанностей или совершенных в расположении соответствующего учреждения. Следователи Следственного комитета РФ вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлениям, совершенным в отношении лиц, указанных: 1) в подп. "б" п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их профессиональной деятельностью; 2) в подп. "в" п. 1 ч. 2 ст. 151 в связи с их служебной деятельностью; г) ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ: с 01.01.2012 следователями СК РФ будут также расследоваться уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних (подп. "г" п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК).

Об исключениях из персональной подследственности следователей Следственного комитета РФ см. ком. к ч. 4 ст. 151.

5. Часть 3 ком. статьи допускает неоднозначное толкование подследственности органов госнаркоконтроля. Все преступления, отнесенные к их компетенции (п. 8 ч. 3 ст. 151), по буквальному смыслу п. 1 ч. 3 ст. 151 одновременно относятся к подследственности дознания ОВД. Причина такой неопределенности состоит в том, что Законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ в часть 3 ком. статьи был введен п. 8, а в п. 1 соответствующие изменения не внесли. Данная неопределенность на практике может разрешаться двумя способами: либо с помощью коррекционного толкования п. 1 ч. 3 ст. 151, когда вместо слов "в пунктах 3 - 6" следует читать "в пунктах 3 - 8", либо с помощью аналогии с альтернативной подследственностью (которая сформулирована лишь для предварительного следствия. О ней см. ком. к ч. ч. 5 и 6 ст. 151): указанные в п. 8 ч. 3 ст. 151 преступления расследует тот орган, который их выявил и возбудил, а споры о подследственности разрешает прокурор.

6. Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи органов Госнаркоконтроля по делам, отнесенным к "дознавательской" подследственности этих органов. Следователи ОВД в соответствии с изменениями, внесенными ФЗ от 06.06.2007 N 90-ФЗ в п. 1 ч. 3 ком. статьи, утратили право проводить дознание.

7. Следователи Следственного комитета РФ производят дознание при соблюдении следующих условий: а) преступление совершено лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 ст. 151; б) по предметному признаку это преступление относится к дознанию (указано в перечне ч. 3 ст. 150). Если преступление совершено в отношении этих лиц (обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов), то по данному преступлению обязательно производство предварительного следствия.

При таких обстоятельствах в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 151 и пунктом 1 части 3 статьи 150 УПК РФ по данному уголовному делу должно производиться предварительное расследование в форме дознания органом дознания МВД России...

  • Решение Верховного суда: Решение N АКПИ13-530, Судебная коллегия по гражданским делам, первая инстанция

    Оспариваемая норма не противоречит положениям УПК РФ, не изменяет подследственность уголовных дел установленную статьей 151 УПК РФ, лишь закрепляет полномочия за военными следственными органами СК России, права и законные интересы граждан не нарушает...

  • +Еще...

    1. Вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление (распитие) алкогольной и спиртосодержащей продукции, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, —

    наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

    2. То же деяние, совершенное родителем, педагогическим работником либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, —

    наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения, —

    наказываются лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

    Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи вовлечения несовершеннолетнего в занятие бродяжничеством, если это деяние совершено родителем вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства.

    Комментарий к Ст. 151 УК РФ

    1. Законом предусмотрена ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие бродяжничеством, попрошайничеством.

    Содержание способов вовлечения несовершеннолетнего в совершение указанных антиобщественных действий является таким же, как и при вовлечении несовершеннолетнего в преступления, указанные в ч. 1 ст. 150 УК. Под систематическим употреблением спиртных напитков, одурманивающих веществ признается склонение несовершеннолетнего к данным действиям не менее трех раз в течение непродолжительного времени (например, трижды в месяц). Таким образом, преступление считается оконченным с момента склонения несовершеннолетнего к систематическому употреблению спиртных напитков или одурманивающих веществ.

    К спиртным напиткам относится алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к питьевому этиловому спирту и вину.
    ———————————
    Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (в ред. от 30.12.2012) // СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553; 1999. N 2. Ст. 245; 2001. N 53 (ч. 1). Ст. 5022; 2002. N 30. Ст. 3026, 3033; 2003. N 47. Ст. 4586; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3113; 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3433; N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 11; N 17. Ст. 1931; N 31. Ст. 3994; N 49. Ст. 6063; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 21; N 52 (ч. 1). Ст. 6450; 2010. N 15. Ст. 1737; 2011. N 1. Ст. 42; N 27. Ст. 3880; РГ. 2011. N 159, 160; СЗ РФ. 2012. N 26. Ст. 3446; 2012. N 31. Ст. 4322; РГ. 2012. N 301.

    Для понимания содержания данной статьи следует различать одурманивающие вещества и наркотические средства (ст. 230 УК). Список наркотических средств утвержден Постановлением Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229, 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 23.11.2012) .
    ———————————
    СЗ РФ. 2012. N 41. Ст. 5624; N 49. Ст. 6861.

    Одурманивающие вещества не являются наркотическими, это, как правило, лекарственные препараты (клофелин, смесь димедрола с алкоголем и т.д.), при передозировке которых у человека наступает затормаживание или расслабление психики. Одурманивающими веществами могут быть также средства бытовой химии, вдыхание паров которых вызывает одурманивание (например, ацетон, хлороформ, эфир). Способ одурманивания наряду с другими доказательствами должен подтверждаться судебно-медицинским заключением. В случае причинения вреда здоровью несовершеннолетнего вследствие вовлечения его в систематическое употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, действия виновного должны квалифицировать по совокупности со статьями, предусматривающими ответственность как по комментируемой статье, так и за преступления против здоровья.

    2. Вовлечение в занятие бродяжничеством или попрошайничеством заключается в возбуждении у несовершеннолетнего желания беспрестанного перемещения, скитаний из одной местности в другую, проживания без постоянного места жительства, без постоянного заработка, за счет подаяний в виде денег, вещей, продуктов питания и т.д. Несовершеннолетний может согласиться на такой образ жизни под влиянием как уговоров, использования своего авторитета взрослым человеком, так и угроз, обмана, шантажа.

    Вместе с тем следует отметить, что в силу примеч. к комментируемой статье родители не могут быть привлечены к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в бродяжничество, если само бродяжничество имеет место вследствие стечения тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствия места жительства.

    3. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает более строгое наказание в случаях, когда вовлечение в совершение антиобщественных действий имеет место со стороны родителей, педагогов либо иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних (см. коммент. к ст. 150).

    4. Применение насилия или угрозы его применения влечет уголовную ответственность и наказание по ч. 3 комментируемой статьи с учетом обстоятельств, изложенных в ч. 3 ст. 150 УК (см. коммент. к этой статье).