Что относится к государственному оборонному заказу. Кто такой головной исполнитель гособоронзаказа

1. Правительство Российской Федерации в целях обеспечения и стимулирования выполнения государственного оборонного заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе:

2) устанавливать сроки размещения заданий государственного оборонного заказа при его утверждении;

3) устанавливать предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию по государственному оборонному заказу;

4) предусматривать при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период головным исполнителям, исполнителям бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций;

5) устанавливать при утверждении государственного оборонного заказа размер авансовых платежей по государственному контракту не более чем объем финансирования этого контракта в текущем финансовом году;

6) предоставлять государственные гарантии Российской Федерации по кредитам, привлекаемым головными исполнителями, исполнителями для осуществления деятельности в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа;

7) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях;

8) предоставлять головным исполнителям, исполнителям субсидии в целях предупреждения несостоятельности (банкротства);

9) устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации иные меры по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

2. Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения государственного оборонного заказа вправе:

1) предусматривать в долгосрочном государственном контракте в соответствии с государственной программой вооружения и долгосрочными целевыми программами опережающую закупку головным исполнителем сырья, материалов и комплектующих изделий в объеме, необходимом для обеспечения исполнения этого контракта;

2) предусматривать в государственном контракте сроки и порядок представления головным исполнителем отчета об использовании авансовых платежей в течение срока действия этого контракта;

3) устанавливать меры экономического стимулирования головного исполнителя, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3. Финансовые средства, выплачиваемые государственным заказчиком головному исполнителю, предназначаются только для расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ. Головной исполнитель несет ответственность за нецелевое использование указанных средств.

4. Кредитные организации, предоставляющие кредиты головным исполнителям, исполнителям, в том числе под государственные гарантии Российской Федерации, в целях выполнения заданий государственного оборонного заказа, сведения о которых составляют государственную тайну, должны иметь соответствующую лицензию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. В государственный контракт, заключаемый по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, включаются условия, которые были предусмотрены извещением об осуществлении закупки продукции (далее - закупка) или приглашением принять участие в определении головного исполнителя, документацией о закупке, заявкой, а также окончательным предложением участника закупки, с которым заключается государственный контракт.

4. Условия контракта, заключаемого головным исполнителем с исполнителем, осуществляющим поставку продукции в целях выполнения государственного контракта (далее соответственно - заказчик, исполнитель), определяются условиями соответствующего государственного контракта, заключенного государственным заказчиком с этим головным исполнителем.

5. В государственном контракте (контракте) указывается, что он заключается в целях выполнения государственного оборонного заказа. В государственном контракте указываются его реквизиты, включая присвоенный государственным заказчиком идентификатор государственного контракта. В контракте указываются реквизиты соответствующего государственного контракта (государственных контрактов), включая идентификатор государственного контракта.

Предмет государственного контракта (контракта) определяется путем описания товаров, работ, услуг, составляющих объект и (или) объекты закупки, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок). При заключении государственного контракта на поставки вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, принятых на вооружение, снабжение и (или) в эксплуатацию, в описании указываются их наименования или товарные знаки.

В государственный контракт (контракт) включаются условия, определяющие надлежащее исполнение обязательств по поставке продукции, в том числе ее количество, качество, комплектность и соответствие обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком для определенных видов продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом (контрактом).

обязанность по предоставлению государственному заказчику информации обо всех исполнителях (третьих лицах) государственного контракта (контракта), заключивших контракты с головным исполнителем (исполнителем), цена (общая цена) которых составляет более чем 10 процентов цены государственного контракта.

10. В государственном контракте (контракте) устанавливаются права и обязанности государственного заказчика (заказчика), включая:

а) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом (контрактом);

б) право требовать от головного исполнителя (исполнителя) своевременного устранения выявленных недостатков продукции;

в) полномочия по осуществлению контроля за исполнением государственного контракта (контракта), в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя (исполнителя) при условии включения в государственный контракт (контракт) положений о праве контроля;

г) обязанность по осуществлению контроля за целевым использованием головным исполнителем бюджетных ассигнований;

д) обязанность по участию в испытаниях опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

е) обязанность по принятию поставленной продукции, соответствующей требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), и оплате этой продукции на указанных в нем условиях;

ж) обязанность государственного заказчика по осуществлению государственного учета результатов научно-технической деятельности, полученных при выполнении государственного контракта.

11. В государственном контракте (контракте) кроме прав и обязанностей, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения, по соглашению сторон могут устанавливаться иные права и обязанности государственного заказчика (заказчика), установленные законодательством Российской Федерации и (или) определяемые с учетом специфики предмета государственного контракта (контракта).

12. В государственном контракте устанавливаются его цена, вид цены, а также условия и порядок ее формирования (расчета), авансирования работ и осуществления взаиморасчетов.

Цена государственного контракта, заключенного по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя либо с единственным головным исполнителем, формируется в соответствии с федеральными законами "О государственном оборонном заказе" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

13. Независимо от способа определения головного исполнителя и соответствующего ему порядка формирования цены в государственном контракте кроме цены государственного контракта указываются:

а) цена единицы товара - в государственном контракте на поставку товаров;

б) цена запасных частей (каждой запасной части) к технике, оборудованию, а также цена единицы работы и (или) услуги - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг по техническому, сервисному обслуживанию техники, оборудования и (или) на выполнение работ по их ремонту, объем которых на дату заключения государственного контракта невозможно определить;

в) цена единицы работы и (или) услуги, если они были определены при формировании цены государственного контракта, - в государственном контракте на выполнение работ и (или) оказание услуг, не включенных в подпункт "б" настоящего пункта;

г) перечень расходов, включаемых государственным заказчиком в цену продукции, а также перечень расходов, не включенных в цену продукции, но включаемых в цену государственного контракта в связи с выполнением дополнительных работ и (или) оказанием дополнительных услуг, предусмотренных его условиями;

д) источник финансирования;

е) порядок распределения финансовых средств на период действия государственного контракта в пределах установленной им цены, предназначенных для выплаты государственным заказчиком головному исполнителю;

ж) порядок и условия авансирования государственным заказчиком головного исполнителя в случае, если при заключении государственного контракта государственным заказчиком было принято решение об авансировании головного исполнителя, при этом размер аванса определяется государственным заказчиком с учетом бюджетного законодательства Российской Федерации, а условия авансирования головным исполнителем исполнителей по заключенным с ними контрактам определяются положениями государственного контракта и государственным оборонным заказом на соответствующий год и плановый период с учетом требований Федерального закона "О государственном оборонном заказе";

з) порядок осуществления окончательных расчетов по выполнению государственного контракта. В случае установления этапов (периодов) его выполнения может указываться поэтапность осуществления расчетов;

и) условие об осуществлении расчетов по государственному контракту только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке, выбранном головным исполнителем, при наличии у головного исполнителя договора о банковском сопровождении государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с уполномоченным банком, а также реквизиты этого счета;

к) условия, при которых цена государственного контракта может быть снижена без изменения предусмотренных им количества и качества поставляемой продукции.

Информация об изменениях:

Постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2015 г. N 923 положение дополнено пунктом 13.1

13.1. В контракте указываются:

а) условие об осуществлении расчетов по контракту только с использованием отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке, при наличии у исполнителя договора о банковском сопровождении контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе, заключенного с выбранным головным исполнителем уполномоченным банком;

б) реквизиты отдельного счета, открытого в выбранном головным исполнителем уполномоченном банке.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 13.2 с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 2 декабря 2017 г. N 1465

13.2. В случае если цена государственного контракта (контракта) определена с учетом цены на продукцию, определенной в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в государственном контракте (контракте) указывается, что изменение цены на эту продукцию, в том числе пересмотр базовой цены единицы продукции, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных указанным положением.

14. В государственный контракт может быть включено положение о возможности увеличения или уменьшения по предложению государственного заказчика не более чем на 10 процентов количества поставляемой продукции в порядке и на условиях, установленных законодательством

15. В государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, указывается, что его цена является твердой, определяется на весь срок исполнения государственного контракта и может изменяться только в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и государственным контрактом.

В отдельных случаях, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в государственном контракте, заключенном по результатам конкурентных способов определения головного исполнителя, может указываться формула цены и максимальное значение цены государственного контракта.

16. В государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, указывается вид цены на поставляемую продукцию в соответствии с положением о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, утверждаемым Правительством Российской Федерации. При этом в зависимости от вида цены на продукцию рекомендуется:

а) устанавливать твердую цену государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается фиксированная цена на продукцию;

б) указывать ориентировочное значение цены государственного контракта, в том числе предельное ориентировочное значение цены государственного контракта по согласованию между государственным заказчиком и единственным исполнителем, - в случае, если государственным контрактом устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию;

в) указывать формулу цены и максимальное значение цены государственного контракта - в случае, если государственным контрактом устанавливается цена на продукцию, возмещающая издержки.

17. В случае если в государственном контракте, заключаемом с единственным исполнителем, устанавливается фиксированная цена на продукцию и твердая цена государственного контракта, в такой государственный контракт включаются условия, указанные в пункте 15 настоящего Положения.

В случае если в указанном государственном контракте устанавливается ориентировочная (уточняемая) цена на продукцию или цена на продукцию, возмещающая издержки, в таком государственном контракте устанавливаются срок и условия действия соответствующего вида цены, а также порядок изменения этого вида цены на фиксированную цену. Одновременно с определением значения фиксированной цены на продукцию устанавливается твердая цена государственного контракта, которая не изменяется до окончания срока его действия.

Государственный контракт, заключаемый с единственным исполнителем, содержит расчет и обоснование цены государственного контракта с указанием и обоснованием применяемого метода расчета цены, а также прогнозную цену на продукцию, если она определялась при формировании государственного оборонного заказа на соответствующий год и плановый период.

Информация об изменениях:

Положение дополнено пунктом 17.1 с 11 октября 2017 г. - Постановление

17.1. В государственный контракт могут включаться положения о возможности изменения по соглашению сторон существенных условий государственного контракта в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В государственный контракт могут также включаться положения о порядке и условиях рассмотрения соответствующих предложений сторонами, если порядок и условия принятия решения об изменении существенных условий государственного контракта для случаев, когда эти изменения допускаются, не определены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. В государственный контракт (контракт) включаются следующие положения, определяющие порядок его исполнения сторонами:

а) сведения о месте поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

б) условия об оценке поставляемой продукции на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании;

в) перечень отчетных документов, которые оформляются головным исполнителем (исполнителем) и представляются государственному заказчику (заказчику) для приемки поставленной продукции и ее оплаты;

г) порядок и сроки осуществления военными представительствами государственного заказчика (далее - военные представительства) промежуточного контроля качества поставляемой продукции, если в отношении этой продукции такой контроль предусмотрен нормативно-технической документацией, документами государственного заказчика или если решение о контроле военными представительствами качества поставляемой продукции принято государственным заказчиком;

д) порядок и сроки проведения государственным заказчиком (заказчиком) и (или) независимыми экспертами в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, экспертизы поставляемой продукции, а также порядок и сроки оформления результатов такой экспертизы;

е) порядок и сроки осуществления государственным заказчиком (заказчиком) или приемочной комиссией (в случае если государственным заказчиком было принято решение о ее создании для приемки поставляемой продукции) приемки поставляемой продукции, в том числе на соответствие этой продукции требованиям, установленным государственным контрактом (контрактом), включая требования в отношении количества, качества и комплектности, и другим условиям государственного контракта (контракта), а также порядок и сроки оформления результатов приемки и отчетных документов, подтверждающих приемку продукции, или мотивированного отказа в ее приемке;

ж) порядок возмещения головным исполнителем (исполнителем) убытков, причиненных вследствие ненадлежащего исполнения обязательств по государственному контракту (контракту);

Информация об изменениях:

Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.1" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

ж.1) порядок и сроки передачи государственным заказчиком головному исполнителю предусмотренных государственным контрактом исходных данных, проектной, разрешительной, технической и иной документации, продукции, сырья, материалов и другого имущества;

Информация об изменениях:

Пункт 18 дополнен подпунктом "ж.2" с 11 октября 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2017 г. N 1193

ж.2) порядок предоставления головному исполнителю доступа на объекты государственного заказчика, указанные в государственном контракте в качестве места выполнения работ;

з) иные условия, учитывающие особенности исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

19. В государственный контракт включается положение о возможности принятия государственным заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

20. В государственный контракт (контракт) в зависимости от вида продукции, являющейся объектом закупки, и предмета государственного контракта (контракта) могут включаться дополнительные условия в соответствии с пунктами 21 - 23 настоящего Положения, отражающие специфику исполнения обязательств по государственному контракту (контракту).

21. Если предметом государственного контракта (контракта) является поставка товаров, в нем указываются способ и условия доставки государственному заказчику (заказчику) продукции, а также условия перехода права собственности на поставляемую продукцию и рисков ее случайной гибели.

При этом, если государственным заказчиком устанавливаются требования к гарантийным срокам на поставляемую продукцию и (или) объему предоставления гарантий качества поставляемой продукции, к гарантийному обслуживанию продукции, к расходам на эксплуатацию продукции, к обязательности осуществления монтажа и наладки продукции, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание продукции, соответствующие условия также включаются в государственный контракт (контракт).

Включение в государственные контракты (контракты) условий по указанным в настоящем пункте вопросам рекомендуется также в случаях, если предусматривается выполнение работ (оказание услуг) по ремонту, сервисному обслуживанию продукции с передачей материальной части этой продукции головному исполнителю (исполнителю).

22. В государственный контракт на выполнение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ могут включаться условия о закреплении права собственности на результаты научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, в том числе в отношении результатов интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения государственного контракта, распределение и порядок закрепления прав на создаваемые охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, а также следующие условия:

а) обязанность головного исполнителя в ходе выполнения работ проводить мероприятия, направленные на выявление результатов интеллектуальной деятельности, способных к правовой охране, уведомлять государственного заказчика о таких результатах и представлять предложения по их правовой охране и обязанность государственного заказчика сообщать головному исполнителю после получения от него соответствующего уведомления и рассмотрения его предложений решение о форме правовой охраны результата интеллектуальной деятельности;

б) обязанность головного исполнителя проводить в ходе выполнения работ патентные исследования;

в) обязанность головного исполнителя и исполнителя сохранять конфиденциальность в отношении полученных результатов интеллектуальной деятельности до установления в соответствии с решением государственного заказчика режима их правовой охраны;

г) обязанность головного исполнителя по обеспечению правовой охраны создаваемых результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с решением государственного заказчика путем:

осуществления юридически значимых действий по оформлению прав на созданные результаты интеллектуальной деятельности на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств;

принятия мер по сохранению конфиденциальности сведений, составляющих секрет производства (ноу-хау);

д) обязанность государственного заказчика предоставлять головному исполнителю безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которые принадлежит Российской Федерации, для выполнения работ по государственному контракту (контракту);

е) порядок и условия использования результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат головному исполнителю (исполнителю) или третьим лицам.

23. В государственном контракте на утилизацию боеприпасов, вооружения и военной техники определяется порядок передачи государственному заказчику образовавшихся в ходе исполнения государственного контракта продуктов утилизации или порядок их реализации головным исполнителем с перечислением в доход федерального бюджета в установленном порядке стоимости таких продуктов утилизации, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

24. В государственный контракт включаются положения об ответственности сторон, в том числе:

а) уплата пени за просрочку государственным заказчиком (головным исполнителем) исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

б) уплата штрафа за ненадлежащее исполнение государственным заказчиком (головным исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

в) ответственность головного исполнителя за нецелевое использование финансовых средств, выплачиваемых государственным заказчиком головному исполнителю и предназначенных только для финансирования расходов на выполнение государственного оборонного заказа и авансирование соответствующих работ;

г) уплата пени за несвоевременное предоставление головным исполнителем государственному заказчику информации, предусмотренной частью 23 статьи 34 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в размере, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

д) освобождение стороны государственного контракта от уплаты неустойки (штрафа, пени), если эта сторона докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных государственным контрактом, произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине другой стороны;

е) условие о том, что уплата неустойки (пени, штрафа) не освобождает сторону от исполнения или надлежащего исполнения обязательств, установленных государственным контрактом.

25. Условия об ответственности заказчика и исполнителя включаются в контракт с учетом соответствующих положений государственного контракта, в целях выполнения которого заключается контракт.

26. В качестве дополнительной меры ответственности головного исполнителя (исполнителя) за ненадлежащее исполнение государственного контракта (контракта) в него может быть включено положение об уплате головным исполнителем (исполнителем) процентов за пользование чужими средствами в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

27. В государственном контракте (контракте) могут содержаться:

а) информация о наличии сведений, составляющих государственную тайну, и (или) конфиденциальной информации, связанной с исполнением государственного контракта (контракта), и при необходимости - обязательства сторон по их неразглашению, по проведению и контролю сторонами мероприятий по защите этих сведений (информации) и (или) перечень таких мероприятий;

б) условия о претензионном порядке рассмотрения споров перед обращением сторон в арбитражный суд с указанием порядка и сроков направления претензии, рассмотрения претензии, ответа на претензию, а также перечня документов, прилагаемых к претензии;

в) условия об определении арбитражного суда, в который передаются на рассмотрение споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением государственных контрактов (контрактов).

28. В случае если государственным заказчиком установлено условие о предоставлении головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в этом государственном контракте указываются способ выбранного головным исполнителем обеспечения исполнения государственного контракта, его размер и сроки возврата государственным заказчиком головному исполнителю средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, если такая форма обеспечения исполнения государственного контракта выбрана головным исполнителем.

29. В государственный контракт включаются условия о невозможности перемены головного исполнителя при исполнении государственного контракта, за исключением случая, если новый головной исполнитель является правопреемником головного исполнителя по такому государственному контракту вследствие его реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

30. В государственном контракте (контракте) указывается количество экземпляров государственного контракта (контракта), которые имеют одинаковую юридическую силу.

31. Государственный контракт (контракт) может содержать приложения, которые указываются в тексте государственного контракта (контракта) и являются его неотъемлемой частью.

32. Государственный заказчик вправе определять в государственном контракте иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, кроме условий, предусмотренных настоящим Положением.

33. Заказчик вправе определять в контракте условия, не предусмотренные настоящим Положением, если они не противоречат законодательству Российской Федерации и условиям государственного контракта.

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

"Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование".

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

Краткое резюме дискуссии
  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

  • Имеет ли право коммерческий банк требовать предоставление госконтракта?

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

  • Если мы за свои деньги купим иностранную продукцию, нужно согласовывать иностранного поставщика?

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторин г» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко .


09.09.2015

спикер: Никитина Елена Владимировна

Полномочия по контролю в сфере государственного оборонного заказа с 1 января 2015 года переданы в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Контроль осуществляется в нынешнем виде не так давно, но уже появились полезные наработки. Если говорить о ФЗ-44, то ФАС контролирует с момента публикации извещения на официальном сайте до момента заключения контракта. То есть это самый активный период, когда участник закупки может подать жалобу. После того, как контракт заключен, такой контроль невозможен, так как нет полномочий выдать предписания. Можно привлечь к административной ответственности, можно обратиться с иском в суд о расторжении контракта. Но это все будет после, так как контракт же заключен и уже исполняется - расторгнуть его достаточно сложно.

Что касается сферы государственного оборонного заказа, то контроль затрагивает весь цикл: планирование, определение поставщика и исполнение контракта. Контроль осуществляется в ходе внеплановых проверок по закону 44-ФЗ, по 135-ФЗ и по 275-ФЗ.

Контроль делится на несколько направлений:

● Со стороны процедуры (44-ФЗ).

● В сфере закупок, то есть связанный со спецификой государственного оборонного заказа.

1.Такая деятельность регламентируется не только Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Большую роль играет 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, который касается не только обязанностей поставщиков и заказчиков, но и особенностей контроля: прописал четкий порядок.

2. Существует Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1255 «О правилах разработки гособоронзаказа и его основных показателей», которое рассказывает о том, как осуществляются закупки.

3. Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 № 407 «О порядке определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, а также цены государственного контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок товаров, работ, услуг по гособоронзаказу» регулирует цену, которая должна присваиваться закупке.

4. Постановление Правительства РФ от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства». Это основное постановление, которое запрещает ввоз определенных видов товаров.

Участник закупки должен указать в заявке сведения о стране происхождения товара. В законе 44-ФЗ было указано “Место происхождения товара”, что вызывало массу расхождений с Гражданским кодексом. Место происхождения товара - это конкретный адрес, который позволяет определить место производства. Не всем было понятно, что имелась ввиду страна, но с новыми нормами стало более понятно - имеется ввиду государство. Проблема заключается и в другом: некоторые партии товаров могут быть произведены в разных странах. Часто бывает так, что на момент подачи заявки поставщик не имеет товар на складе и не знает, в какой стране будет произведена та или иная партия. В связи с этим он указывает все возможные страны. Но закон требует указания только одной страны.

При этом есть и исключения. Если участник знает, что он должен поставить, к примеру, 10 единиц товара, 8 из которых будут произведены в Российской Федерации, а 2 - за ее пределами. Как такое допускается? Постановление указывает, что если материалы в России ответствуют, то поставка может быть иностранная.

Законом 275-ФЗ установлено еще одно ограничение, которое касается того, что в закупках могут участвовать только юридические лица. “Головной исполнитель по государственному оборонному заказу - это исполнитель, с которым заключен контракт”. Соответственно, индивидуальный предприниматель не является юридическим лицом. Любое физическое лицо, которое захочет поучаствовать, будет ждать определенный результат: заявка будет отклонена. Участие индивидуальных предпринимателей и физических лиц ни при каких обстоятельствах законом не допускается. Некоторые заказчики направляли запросы в ФАС о том, что есть поставщики, соответствующие требованиям, но не имеющие статуса юридического лица. Но закон здесь жестко фиксирует требования.

Дополнительные ограничения на допуск к торгам. Преференции к отечественным производителям. Если товар закупается в рамках оборонного заказа, то параллельно используется преференция. Допускается товар только отечественного производства, но существуют и преференции к иностранным производителям. Планируется изменение в Постановление №1224, чтобы приравнять ряд стран к отечественным производителям и убрать диспропорцию. Но заказчика это смущать не должно, так как если в законе есть ограничения, то они должны быть установлены в обязательном порядке.

Способы закупок

Закупки в рамках государственного оборонного заказа характеризуются еще одним нюансом. Закупки могут быть могут быть как конкурентными, так и у единственного поставщика.

Конкурентные способы делятся на:

а) аукцион

б) конкурс

в) запрос котировок

г) запрос предложений

Чаще всего проводится аукцион в электронной форме. Это более 50% закупок. Но также много контрактов заключается с единственным поставщиком . Все эти способы открытые. Но конкурс может быть с ограниченным участием и двухэтапным. Нужно знать, что есть большая доля закупок, которая на официальном сайте не размещается.

К закрытым способам определения поставщика мы относим закрытый аукцион (проводится традиционным способом), закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, а также закрытый двухэтапный конкурс. Закрытые типы отличаются от открытых не процедурой, а тем, что документы не размещаются в открытом доступе. Закрытых запросов котировок и предложений нет.

Чтобы провести закупку открытым способом , нужно провести ряд действий . Во-первых, необходимо согласовать с контролирующим органом (ФАС) возможность проведения данной закупки. Контроль может быть как со стороны контролирующего органа, так и со стороны общественности (если способ открытый). Необходимо соответствовать требованиям закона в любом случае. Ошибки и несоответствия в заявках не прощаются. Такие заявки подлежат отклонению.

Каждая закупка рассматривается индивидуально. Учитываются все составляющие. Есть вещи, по которым нет четкого понимания. Существует ФАС (контроль) и Министерство экономического развития РФ (регулирование). Они могут дать совместные разъяснения по процессу закупки.

Контрольные мероприятия призваны проверить процедуру проведения закупки. Заказчик всегда опасается отмены, предписаний от органов. Поставщики часто жалуются на порядок проведения процедур, но крайне редко - на планирование закупки. Жалобы не всегда являются обоснованными - примерно 45% признаются адекватными.

Порядок обжалования

1) При осуществлении закупки (ч. 3-6 ст. 105) :
Допускается в любое время (в т.ч. в период аккредитации участника), но не позднее 10 дней со дня размещения на ЭТП (в ЕИС) протокола рассмотрения, протокола ЭА, итогового протокола, протокола рассмотрения конкурсных заявок, протокола оценки и сопоставления конкурсных заявок.

Если жалоба на действия при рассмотрении вторых частей заявок или заключении государственного или муниципального контракта, то обжалование возможно до заключения контракта.

2) При аккредитации (ч. 5 ст. 105) : Обжалование действий (бездействия) ОЭТП, связанных с аккредитацией УРЗ на ЭТП допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

В рамках оборонного заказа участвовать могут только юридические лица. Жаловаться на документацию на этапе подачи заявок могут и физические лица, но поставщиками они никогда не станут. Заказчик всегда дает пояснения по существу доводов, если жалоба имела место быть.

После окончания подачи заявок жаловаться могут лишь участники, заявка которых принята - это вполне логично. Жаловаться можно не позднее 10 дней после размещения протокола на официальном сайте.

  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации).
  • Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для ю/л), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для ф/л) лица, подавшего жалобу , почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии).
  • Указание на закупку , за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.
  • Указание на обжалуемые действия (бездействие), доводы жалобы.

Внеплановая проверка. Причины
Часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе

  • Если заявитель отзывает жалобу, то есть повод для внеплановой проверки. Контролирующий орган имеет право провести такую проверку.
  • Если «жалоба» подана с нарушением срока и требований.
  • Если произошло неисполнение предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
  • Если получено обращение («жалоба») поданная заказчиком (уполномоченным органом, оператором электронной площадки).
  • Поступило обращения (информации), содержащего информацию о признаках нарушения закона о контрактной системе.

Есть момент: существует еще контроль согласования контракта с единственным поставщиком. Заказы специфические и поставщиков не так много. Заказчик рассматривает мало заявок - 2 или 3. Документация не всегда имеет надлежащий вид.

Другое направление контроля - ведение реестра недобросовестных поставщиков.

В сфере государственного оборонного заказа существует и контроль заключения контракта с единственным поставщиком () и применением закрытых способов определения поставщиков (проведение закрытого конкурса или закрытого аукциона).

Если сведения, которые содержит название закупки или ее параметры, являются секретными (государственная тайна), то целесообразно проводить закрытую закупку без публикации названия, цены, документации и предмета закупки.

О закупках, сведения которых составляют государственную тайну

Это открытый способ закупки. Это значит, что информация и документация должны быть размещены в полном объеме на официальном сайте. Участники закупки должны иметь возможность с ней ознакомиться и подать заявку. Эти закупки иногда путаются с теми, которые должны проводиться закрытым способом и часто следует отказ. Центральный аппарат ФАС занимается согласованием и только туда необходимо направлять запросы. Если получен отказ, то есть возможность отправить документы повторно для согласования, исправления неточностей закупки.

По какому закону следует осуществлять закупку? Есть заказчики, которые работают по 223-ФЗ. Они являются головными исполнителями, но будут привлекать и других исполнителей. Эти заказчики являются юридическим лицом, но не является муниципальным (унитарным) предприятием/учреждением. Тогда на них распространяется 44-ФЗ. Этот заказчик осуществляет закупку и ее нужно проверить. Контролирующим органом является ФАС и если закупка берется по порядку 44-ФЗ, то контроль осуществляется в отношении заказчика. Здесь нестыковка: по 44-ФЗ заказчиком является государственная или мунициапальная компания/учреждение. Такая процедура берется из 44-ФЗ, но ФАС проверить ее не может. Кто-то скажет, что это хорошо, а кто-то нет. Тем не менее с точки зрения закона это сейчас так.

159-ФЗ . Проверок по этому закону еще нет. Но о том, как осуществлять учет и проверку сведений, должны быть разъяснения от ФАС или Минэкономразвития.

Сфера государственного оборонного заказа: закупка у единственного поставщика

Когда товар, который производится единственным поставщиком, внесен в реестр единственных поставщиков вооружений и военной техники. Если поставщик находится в этом реестре, то именно с ним заключается контракт и торги проводить не надо. Постановление Правительства №826 говорит о том, как нужно вести этот реестр.

Порядок следующий : если предприятие производит товар и по этому товару нет функционирующего рынка, то у них есть право отправить заявку на включение организации в реестр. Он закрытый, получить доступ к нему нельзя. Включение может произойти и по инициативе государственного заказчика.

Вся информация тщательно проверяется, вопрос рассматривается ФАС. Может быть принято решение и о не включении. Документы возвращаются, отказ может быть получен, когда документов не хватает или они не соответствуют требованиям. У поставщика должна быть лицензия. Лицензирующим органом является Минпромторг. Рособоронзаказ раньше лицензировал и орган быть один и тот же. Сейчас полномочия разделены: информации о выданных лицензиях нет. Возможно, будут внесены изменения в порядок реестра и будет установлено требование о предоставлении лицензии.

Отказ . Если сведения недостоверные или единица товара уже есть в наличии в этом реестре, а также если есть конкурент.

Получение информации из реестра . Поставщик исключен из реестра или находится в нем: как проверить? Доступ к этому реестру находится только у узкого круга государственных органов.

Размещение информации

По 44-ФЗ наружения можно распределить на группы.

● По процедуре. Сбои, планирование, недоработки на электронной площадке. Эти ошибки надо устранять. Но также могут быть и установлены излишние требования к поставщику и документам. Нарушение порядка заключения контракта. Сведения, размещенные на официальном сайте должны быть прозрачными. Заключенные контракты должен показывать сведения о заключенных контрактах.

Должны размещаться сведения об отдельных этапах исполнения контракта.
Лишней информации и информации о государственной тайне быть не должно.

Были разъяснения, которые трактовали отдельный этап. Оплата тоже считается этапом. Но у каждого контракта есть свои нюансы и здесь нужно смотреть индивидуально.

Как поступать, если контракт был заключен до вступления в силу закона 159-ФЗ?

Все контракты, которые были заключены на старых условиях, продолжают исполняться по-старому. Закон обратной силы не имеет. Но все контракты, которые были заключены после вступления в силу этого закона, должны осуществляться в соответствии с законом.

Нарушения . Условия допуска товаров из иностранных государств (национальный режим) мы уже осветили. Но есть и другие проблемы с поставками товаров. Например, когда товар стоит у заказчика на снабжении. Заказчик имеет право указать конкретный товарный знак со словами или эквивалентом в параметрах соответствия. Если продукция, закупаемая заказчиком, стоит на снабжении, то 275-ФЗ допускает, чтобы сведения указывались через товарный знак без сопровождения словами или эквивалентом. Но параметры соответствия должны присутствовать. Иногда товарный знак указывается в виде набора символов. В этом случае возможна жалоба. В документации лучше и проще написать, что товар находится на снабжении . Этим снимается вопрос.

Заказчик может и не обладать техническими условиями. Но требования к товару изменению не подлежат и должны размещаться на сайте. Бывают жалобы, что заказчик по оборонному заказу закупает продукцию, которая используется в гражданских целях. Но такие жалобы чаще признаются необоснованными, так как товары могут закупаться только по необходимости, пополнять материальный резерв.

Обстоятельства непреодолимой силы . Закон 44-ФЗ. Бывает, что контракт расторгнуть в одностороннем порядке или решением суда. Впоследствии этого срыв контракта не является обстоятельством и контракт нельзя заключить с одним поставщиком.

Более того, если такой контракт заключается, то должно быть обоснование того, какие именно обстоятельства привели к проблеме. Это может быть исследование аварии и других происшествий. Все это направляется в ФАС. Законом установлен срок, в течение которого должна быть направлена информация о нарушении.

Не должна изменяться и цена контракта . Заключение дополнительного соглашения является путем повышения цены контракта.

Заключение контрактов по указу Президента или по распоряжению Правительства . Здесь имеет место быть единственный исполнитель контракта. Есть ряд товаров, по которым цена с течением времени корректируется. Это приводит к тому, что при публикации распоряжения или постановления начальная (максимальная) цена контракта указана одна, а позже она меняется на более высокую. При заключении контракта должна быть цена, которая использовалась при утверждении закупки. ФАС таких нарушений не выявляла, но другие органы (Счетная палата, к примеру) могут выявить несоответствия и направить их в ФАС.

159-ФЗ. 275-ФЗ.

Режим использования отдельного счета . Действия/бездействия банка: обжалование и направление жалобы в Центральный банк. Если какая-то сторона не согласна, нужно поступать именно так.

Оплата труда осуществляется по статье 84 п.4: запрещена оплата труда физических лиц, но если она проводится, то одновременно со всеми социальными выплатами, которые предусмотрены законодательством. Заказчик сам определяет схему расчетов с физическими лицами, закон требований не содержит, но, несомненно, нужно вести учет на отдельных счетах в уполномоченном банке.

Командировочные расходы . Оплата физическим лицам является возмещением расходов и в оплату труда не входит. Физическим лицам не совсем можно платить, но отдельная оговорка допускает (ст. 83 ч.1 пп.”з”) командировочные выплаты не более 3 млн. рублей в месяц. Их можно отнести к той оговорке, но закон здесь трактует все неоднозначно - четких указаний и комментариев нет.

Закупка идет либо закрытым способом, то сведения поступают в закрытый реестр контрактов. Мы никогда ни на каком сайте не увидим не документации, ни сведений о такой закупке. Открытые закупки размещаются на официальном сайте. На электронных площадках можно интегрировать информацию с официальным сайтом. С точки зрения закона сведения должны размещаться на официальном сайте. За публикацию сведений в реестре есть уже административное наказание.

Государственная тайна . Существуют закупки, сведения которых составляют государственную тайну, при этом есть закупки, которые совсем не публикуются, а есть и такие, которые публикуются на официальном сайте только в виде извещения (без документации). Всем поставщикам в этих случаях требуется лицензия на работу со сведениями, являющимися государственной тайной. Полностью открытые закупки такой лицензии не требуется. Нужно лишь участие юридического лица. Нужно смотреть документацию - в ней указаны все требования. Для заказчика важно, чтобы информация в разных документах не противоречила себе. Если заказчик бездействует и не устанавливает требования к лицензии, если по закону это необходимо, то поставщик имеет право это обжаловать. Если действия не обжаловали, то у заказчика возникнет у заказчика при исполнении контракта - ему нужно будет организовывать поставку, приемку, возможно, на режимные объекты - нужен будет допуск. Поставщик может написать запрос о разъяснении, если изменения не вносятся, то направить жалобу в ФАС.

По лицензии на работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Если такая лицензия переоформляется, то срок ее действия продлевается на 60 дней в плюс к основному ее сроку. При условии, что документы на ее переоформление уже поданы.

Исполнение контракта . Закупка материалов. Этот вопрос заключения договора с банком и открытия счета новый и он не был затронут ФАС. Можно обратиться с запросом в виде письма и получить ответ. По любому вопросу по 44-ФЗ, 223-ФЗ можно отправить такое письмо и получить ответ. Существует общественная приемная на Садово-Кудринской. Специалист проведет прием и постарается ответить.

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.