Что такое обида и как с ней бороться? На что обида заменяется.

Обидчивость - негативное и неконтролируемое свойство человеческой психики часто реагировать на слова или действия других людей тяжелым чувством обиды. Обидчивость присуща исключительно людям с анальным вектором и крайне негативно влияет на весь жизненный сценарий человека.

Обида – эта реакция анальной психики на попытку нанести ей ущерб, ущерб фундаментальным ценностям, заложенным в мироощущении анального вектора, попытку смешать с грязью самое чистое и важное для анального человека. Сознательно и чувственно вся полнота мироощущения воспринимается анальным человеком в категориях “чисто-грязно”. Такого человека от природы тянет наводить вокруг себя порядок, убираться, причем чистит он не просто чтобы грязи и беспорядка не было видно, а с душой, очищая все до блеска. Он получает удовольствие от выявления и устранения всевозможных изъянов, доведения того, чем занимается, до совершенства. В отношениях с людьми здоровый анальник непременно стремится, чтобы те чувствовали себя рядом с ним хорошо, а на работе трудится так, чтобы по окончании результат было не стыдно показать людям и, если понадобится, с чистой совестью передать работу тому, кто придет ему на смену.

Реализованный анальник - специалист, для которого важно быть и ощущать себя самым лучшим. Обида - это реакция на смешение с грязью этого его внутреннего ощущения и желания быть самым лучшим, реакция на кажущуюся или реальную несправедливость по отношению к себе, критику, высмеивание, позор, предательство. Анальник ожидает от людей уважения, прямоты, честности, равенства, и вообще желательно братского отношения.

Сталкиваясь с прямо противоположным, враждебным отношением, психика воспринимает его как удар и реагирует торможением, ощущает, что дальше двигаться опасно, тяжело и болезненно. Обида внутренне воспринимается как ощущение сильнейшей несправедливости, которая создает перекос анального психического квадрата вовнутрь. Почему квадрата?

Квадратность психики характеризуется тем, что именно анальнику нужно для того, чтобы ощущать состояние психологического комфорта. А это когда все в жизни происходит по вышеупомянутому сценарию, в котором жизнь справедлива, люди открыты и честны, прямолинейны и уважительны, когда между членами коллектива есть ощущение дружбы, братства и равенства. Это - ровный квадрат, геометрия психологического комфорта анального вектора. Обида - это перекос верхнего ребра квадрата вовнутрь, потеря комфорта.

Обида естественным образом понятна каждому русскому человеку. Конечно, именно анальный человек в обычном общении будет искренне заботиться о том, чтобы не обидеть другого, но даже кожный человек понимает, что других можно задеть, и формально извиняется, если думает, что мог кого-то своими словами или действиями обидеть. Для кожного человека, да и любого другого, кроме анального, чувственное восприятие обиды связано с тем, что раскрывается в детстве как часть культурного слоя, но само чувство обиды он испытать не способен, и даже понять, что на самом деле испытывает обиженный анальный человек, ему сложно.

Обида удивительным образом может тормозить человека в его развитии, в его способности идти дальше по жизни, способности полноценно получать удовольствие. К тому же, у обиды есть тенденция накапливаться, поэтому чем дольше человек не способен восстановить утраченный баланс внутреннего равновесия (восстановление справедливости, отмщение), тем большим бременем отягощает его обида.

Механизмы возникновения обидчивости как свойства

Человек - это принцип наслаждения. Психически человек устроен так, что способен получать наслаждение от жизни лишь вполне определенными способами. Первостепенно эти способы определяет векторальный набор человека, развитость его векторальных свойств в социуме и в паре, ментальное пространство, в котором он вырос и живет. Анальнику во взрослом состоянии для ощущения удовлетворения от жизни необходимо реализовывать свои врожденные свойства, глубоко знать область, в которой он работает, быть специалистом, профессионалом, человеком, который знает, как нужно правильно делать вещи. Но и этого недостаточно. Ему так же необходимо реализовать себя как семьянина, в роли мужа и отца, поскольку это одна из фундаментальных ценностей анальной психики.

Постоянная реализация своих жизненных сил в комплементарной врожденным свойствам ипостаси дает ощущение баланса жизни и чувств, между миром внутренним и внешним. По-другому анальный человек позитивные эмоции извлекать из жизни не может, да ему и не нужно это мочь. Его психической природой предписано исполнять свою видовую роль, а это накопление информации и передача ее во времени, например, младшему поколению, или конвертируя свои знания в реальных проектах, дающих конкретные, осязаемые результаты. Однако не всегда это легко сделать, и многим это сделать не удается в мере, достаточной для своего темперамента. В таком случае человек не становятся знатоком своего дела, не получает должного признания со стороны коллектива, других людей, а значит, не ощущает заметной отдачи от жизни.

Однако, даже если человек ничего не делает для своей реализации намеренно или вынужденно, его психика (психическое желание) будет требовать наполнения, и будет извлекать его любыми доступными методами, это бессознательные процессы. Наполнение далеко не всегда означает наслаждение. Жизнь людей может быть наполнена позитивными или негативными ощущениями. Даже кажущаяся пустота в жизни, которая может быть следствием апатии или откровенного длительного бездействия, на самом деле вызывает у человека тяжелые внутренние ощущения. Человеческая психика не может быть пуста, в том числе и в сознательном спектре наших ощущений и чувств. Поскольку человек с рождения научается определенным способом извлекать из окружающего мира наполнение для своего психического желания, диапазон разных по своей сложности и изощренности способов добыть необходимое наполнение постоянно расширяется, а вместе с ним раскрываются и иные виды самих наполнений. Ребенок естественным образом устремляется к свойственным его векторальному набору видам наслаждений. Однако его в этих устремлениях надо поддержать, направить, помочь понять, где он мог бы реализовать свой интерес. Если же ребенок натыкается на неадекватные ограничения, оскорбления, постоянное недовольство со стороны родителей (тех, от кого он в детстве получает необходимое для его психосексуального развития чувство защищенности и безопасности), для него это стрессовый фактор, фактор, обратный развитию. Анальник в таких ситуациях обижается.

Большинство анальников рано знакомится с чувством обиды и тем наполнением (ярким, негативным внутренним ощущением), которое оно с собой несет. Если анальный ребенок не получает необходимого позитивного наполнения своего желания, он легко поддается уже знакомому ему стимулу - ощущению того, что его недооценили, ему не додали (любви, похвалы, просто внимания), его не заметили, одним словом, так или иначе обделили. Это темное, медленно разливающееся чувство заполняет пространство ощущений внутри психического желания. И через некоторое время принцип наслаждения (человек) подстраивается под этот вид наполнения. Это и определяет свойство обидчивости, такие люди по большому счету готовы обидеться на любую мелочь, их психика буквально выискивает, где и как это можно сделать.

Обидчивости особенно способствует неустойчивость психического квадрата анальника. Что это значит и что придает ему устойчивость? Адекватную устойчивость и определенный иммунитет к обидчивости анальной психике дает приобретение навыков и положительно окрашенных ощущений от реализации своих свойств. В детстве это происходит под присмотром и опекой родителей, а во взрослом возрасте человек это делает сам, движимый желанием к наслаждению. Адекватная уверенность в себе, ценность самого себя, устойчивость анального психического квадрата произрастает из степени реализации своей жизни, своей врожденной видовой роли.

Будучи неспособным во взрослом состоянии адекватно реализовать себя и неся обиды из детства, анальный человек может буквально искать новых доз жгучих обид, несмотря на их негативный окрас. Часто такие люди своим поведением буквально подставляют себя под удар обидным словом. И, получив его в свой адрес, надуваются еще больше прежнего, испытывая при этом сильнейшую ненависть к обидчику. Обиды имеют тенденцию накапливаться, однако в случае обидчивости человек просто ищет где бы и на кого ему обидеться. Например, выставляет себя не в самом удачном свете, буквально провоцируя удар или колкости со стороны других людей.

Иногда люди путают понятия: Обида. Обидчивость. Чувство обиды. В чем разница? Начнём с определения обиды. Что это такое? Чаще всего в словарях даются такие определения:

Обида как ситуация

Интересно, что во всех определениях об обиде говорится, как о несправедливо причиненном оскорблении. Это верно, когда речь идет об обиде, как о ситуации — цитата из Пушкина «… наносил обиды…» Так, например, если кто-то сознательно хочет унизить, оскорбить достоинство, причинить неудобства и т.д., можно сказать, что он наносит обиды или обижает.

Обида как чувство

Но это определение становится неверным, когда речь идет о чувствах обиженного человека. Ведь он может оценивать как несправедливость по отношению к себе любую претензию, даже вполне обоснованную! Таким образом ситуация — обида и чувство обиды это совершенно разные понятия, хотя и близкие по смыслу.

Еще раз: обида — это событие , которое объективно состоит в причинении эмоционального или морального вреда человеку.
Чувство обиды — переживание ситуации как причиняющей вред, унижающей достоинство или оскорбляющей. Причем, чувство обиды может возникать и тогда, когда человеку, действительно причиняли неудобства и оскорбления (объективно), и тогда, когда события-обиды не было, просто сам человек как унижение, оскорбление в свой (субъективно) адрес.

Компоненты чувства обиды

Необходимо обратить внимание на то, что в ситуациях нанесения ущерба, реакция потерпевшей стороны бывает разной. Например у разных людей, возникают разные чувства когда их обманули, или плохо обслужили, или неуважительно отнеслись, или исказили информацию о них, или забыли куда-то пригласить и т.д.. . Одни могут разгневаться или возмутиться; другие оскорбиться или удивиться; третьим станет очень жаль себя; у четверых возникнет чувство бессилия и несостоятельности. Все эти чувства являются составляющими чувства обиды, потому что несут в себе одну информацию: «Меня тут не любят, не уважают!». Просто реакция на эту информацию разная, но она есть и является появлением недовольства.

Появляются такие чувства у тех, кто ждёт к себе особого или какого-то определенного отношения. Таким образом и появляются неоправданные ожидания, зачастую завышенные.

После того, как человек испытал чувство неприятной неожиданности, а вслед за ним неудовлетворённость своим положением, ему хочется эти чувства выразить и он так и делает привычным для него способом: гнев, возмущение, злость, плач, оскорбления, претензии и т д. Это и есть проявления чувства обиды.

Вышеперечисленные эмоции, хотя и входят в один комплект с обидой, но они не будут этим чувством, если не было жалости к себе после событий, воспринятых человеком как неожиданное ущемление его интересов. Таким образом, любой набор отрицательных эмоций связанных с ощущением, что твои ожидания не оправдались и возникшей в этой связи жалостью к себе, можно назвать чувством обиды.

Если эти чувства не связаны с ожиданиями по отношению к себе, то они и называются по-другому. Например, если человек не ждал, что его пригласят в гости, он и не почувствует себя оскорбленным (если не пригласили); если не считал, что его должны называть только по имени-отчеству, то и не заметит, что назвали только по имени; если человек не считал, что его должны повысить в должности, то и не обидится, если повысят кого-то другого, а не его и т.д.

Психология обидчивых людей

Неудовлетворённость своим положением и жалость к себе — это основа обиды. Даже очень большие неприятности не выбьют человека из колеи надолго, если у него нет особых требований по отношению к своей персоне. И совсем наоборот, если человек живёт с ощущением «Меня никто не любит, никто не понимает», то у него большие проблемы и куча причин для истерик.

Жалость к себе — вот настоящая проблема и источник негатива. Отсутствуют запросы на определенное отношение к себе — отсутствуют и источники обид и возмущений. Тогда и неприятные неожиданности передаваться гораздо легче. Например, если человека обокрали, но он понимает, что ворам всё равно кого обворовывать и он случайная жертва, то стресс у него пойдет гораздо быстрее чем того кто думает: «Именно меня обокрали. У всех других все нормально. Именно меня этим хотели оскорбить. Почему это произошло именно со мной?» и так далее.

Сформированные ожидания определённого поведения со стороны других людей являются производителями такого чувства как обида. Именно в своих собственных глазах человек выглядит несправедливо обделённым страдальцем и испытывает острое огорчение от того, что его интересы в чем-то ущемили, или хотят ущемить.

Итак, обобщая вышесказанное, чувство обиды это — реакция на какое-либо событие, сопровождающаяся жалостью к себе, ощущением причиненного вреда и отсутствия реализации определенных ожиданий по отношению к себе.

Заметили, что при обиде человек ощущает себя жертвой? Людей-жертв называют виктимами, это слово произошло от английского viktim — жертва. Понятие это появилось в криминалистике и психологии, так как учёные заметили, что жертвами преступников становится чаще всего люди с определенным набором качеств. Подробнее читайте

Схожим образом, возникают чувства, когда несправедливо обращаются с другими людьми (тоже либо кажется, либо в действительности). Но это обида за другого. Эмоциональным людям, кстати, свойственно не задумываясь реагировать так, как им кажется или видится. И они думая, что их друзей или родственников обижают, готовы ввязаться в борьбу, драку, тяжбу и т.д. Но, часто это только вредит и усугубляет ситуацию. Поэтому царь Соломон сказал: «Глупый обнаруживает своё раздражение в тот же день, а рассудительный покрывает бесчестье.» (Притчи 12:16)

В этом случае эмоциональный «борец за права ближнего», тоже может испытывать обиду, так как своего родственника или друга считает частью своего (мира, семьи, сознания, себя) и это может быть связано с ожиданиями по отношению к себе и чему-то «своему». Защищая другого человек моет оказаться втянутым по жизни в — «Рыцаря на белом коне». Обидчивый же человек, в таком случае, обычно, выступает в , которую должны защищать и успокаивать. Так, незаметно для себя, люди попадают и в другие (смотрите по ссылкам выделенным синим) , называемые ещё ментальными ловушками.

Обидчивость. Определение

Эмоциональность и завышенные ожидания приводят к такому качеству как обидчивость. Завышенные ожидания создают кучу причин для необоснованных обид. Вот вам и такое качество как обидчивость: эмоциональность + ожидание особого внимания к своей персоне. Поскольку никогда весь мир не вращался вокруг одного человека, то у того, кто много ждёт всегда есть ощущение, что у него что-то отняли или ему недодали или ущемили. Получается, что обидчивость — это некая форма самообмана. И чем выше запросы, тем сильнее чувство этого ущемления и жалости к себе любимому, но обделенному.

Поэтому, одна известная личность (апостол Павел), сказал: «Любовь долготерпелива и добра…., не ведёт счёт обидам,…(1 Коринф 13:4,5). Действительно, адекватная самооценка и любовь к людям препятствует развитию обидчивости

Объективная оценка ситуации требует времени и дополнительной интеллектуальной нагрузки (сбор и анализ информации о произошедшем событии), а этим считают нужным заниматься здравомыслящие, уравновешенные люди. Так не спроста, получается, говорится в Библии, «что обида живёт в груди глупых». (Притчи 7:9)

Эмоциональным людям, вообще, необходимо быть очень бдительными и развивать самообладание и познавательный интерес, чтобы как можно дальше уйти от . Ведь это легко обнаруживают мошенники, которые любят использовать в своих целях слабости людей. А такая черта, как обидчивость явно не является сильной стороной личности человека. На ней легко можно играть, так как любая сильная эмоция создает препятствие объективной оценке ситуации. А жалость к себе, особенно…И чем выше эмоциональный накал, тем сложнее ситуация поддаётся анализу.

Примеры ситуаций обиды, как справляться с обидами и радоваться жизни вы найдете в следующих статьях:

Примеры ситуаций и советы как справляться с обидами

Как развивать позитивное мышление

Сайт ОПТИМУС ЖИЗНЬ ждёт ваших комментариев. Мы постараемся ответить на ваши вопросы.

Если хотите получать новые статьи, подпишитесь на нашу рассылку

Обида

Обида - изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные переживания (обидчика или человека, претерпевшего обиду), и возможные реакции на событие (например, отказ от общения с человеком вследствие ссоры).

Она включает в себя такие элементы, как жалость к себе, ненависть и мстительность. В зависимости от интенсивности этих трех составляющих можно различать разные виды обиды.

Юридически , обида есть умышленное и противозаконное выражение неуважения к другому человеку заведомо оскорбительным для него обращением с ним

Психологически , личная обида - переживание гнева к обидчику и жалости к себе. Что касается оснований для личной обиды, то они достаточно произвольны. Личная обида не обязательно является умышленной. Личная обида вспыхивает, когда задеты больные для человека точки (ключи обиды), либо есть желание и условная выгода от обиды.

Обида и чувство обиды

Обида часто отождествляется с чувством обиды, но это неточно. Обида - это просто житейская ситуация, которая объективно квалифицируется как «обидная».

Не пригласили на праздник - обидно. По глупому проиграл встречу - обидно. Констатация адекватная («неприятность»), но чувства обиды, переживания при этом может и не быть.

Изначально обида понималась не как чувство, а как жизненное событие. В народе обида - любая неприятность («Вот какая обида приключилась!»). Позже под обидой стали понимать действия, понижающие статус человека. «Не пригласил на пир - причинил обиду». В XII-XIII вв. основное значение слова обида - «нарушение княжеского права, несправедливость». Это не вопрос о чувствах, вопрос о нанесении ущерба, как и за воровство.

Переживание обиды к врожденным эмоциям исследователями не причисляется. У младенцев в арсенале есть врожденное, поведенчески достаточно простое, состояние агрессии, а сложное поведение обиды им освоить еще предстоит. Обиду выучивают в возрасте обычно от 2 до 5 лет, шаблонно или творчески перенимая по образцам от других детей, иногда и более взрослых. Традиционная форма детской обиды: «Если ты этого не сделаешь, я на тебя обижусь».

Дети пользуются обидой в достаточной мере произвольно, с подросткового возраста чувство обиды закрепляется уже как в большой степени непроизвольная эмоциональная реакция. Взрослые люди, имеющие привычку обижаться, от этой, в целом, непродуктивной привычки стараются отучиться. Изживание обидчивости как черты характера происходит в результате анализа обидчивым человеком определённого количества ситуаций, вызвавших обиду, с выделением трёх компонентов обиды: осознание нереалистичности своих ожиданий, отделение реально наблюдаемых фактов от их интерпретации при наблюдении, отказ сравнивать поведение людей со стереотипными идеальными образцами (отказ судить).

Для снижения эмоционального заряда перенесённой обиды можно, находясь в состоянии благополучия и спокойствия, представить ситуацию этой прошлой обиды, вспомнить и обдумать все её элементы в соответствии с описанной структурой (свои ожидания, поведение другого); при этом важно, чтобы воспроизведение состояния обиды происходило без повторного её переживания.

Обида юридически

От других правонарушений, в которых также существует вторжение в чужую правовую сферу (кража , грабёж , обман и т. д.), обида личная отличается (помимо отсутствия корыстного намерения) тем, что обидчик не скрывает противозаконности своего действия и его последствий, открыто совершая акт обиды и рассчитывая на малодушие или робость того, кого касается данное действие. В бытовом языке понятие обиды точно определяется указанием на то, что обидчик «позволяет себе» больше, чем должен, совершает поступок «дерзкий», «наглый», «нахальный» по отношению к другой личности. Понятие обиды личной в этом смысле подробно разработано римскими юристами, пользовавшимися иском из обиды (лат. actio in juriarum ), как средством борьбы со всякого рода противозаконными действиями в области гражданского права, которые не могут быть парализованы прямыми средствами гражданско-правовой защиты. Препятствия, оказываемые одному лицу другим в пользовании благами, состоящими в общем обладании, правонарушения, возникающие из соседских отношений и не укладывающиеся в иски из сервитутного права, целый ряд действий, связанных с исполнением договоров, но не подходивших под существующие договорные иски и т. д., находили себе отпор в actio juriarum aestimatoria . При этом иске истец имел право сам оценить размер причинённого ему ущерба и определить размер пени, взыскать которую в свою пользу он считал необходимым для восстановления своей чести; судья, соображаясь с обстоятельствами дела, мог уменьшить этот размер и устанавливал его окончательно. Таким способом оценки устранялась необходимость точного вычисления размера ущерба, причинённого обидой личной, вычисления, не всегда возможного при имущественных правонарушениях и совершенно неприложимого к личным оскорблениям; вместе с тем развязывались руки судье для защиты не только имущественного, но и неимущественного интереса обиженного.

Современные права, французское и германское, не знают больше обиды личной, как частноправового деликта , хотя в них понятие последнего очень широко: обиды личные подлежат публично-правовому наказанию по уголовным законам, а имущественный ущерб ими причинённый, взыскивается, на основании уголовного приговора, в размере действительно нарушенного интереса. Современное воззрение на достоинство личности не допускает частного штрафа за обиду личную, денежной оплаты оскорбления; оно предпочитает нравственное удовлетворение, даваемое лицу наложением уголовного наказания или штрафа, идущего в пользу государства. Кроме того, потребность в частноправовой организации преследования обиды личной значительно уменьшилась в современном государстве установлением полицейской защиты граждан и расширением понятия гражданско-правовых исков, построенных на широких принципах доброй совести. То, что прежде в Риме не подходило, например, под понятие иска из купли-продажи и защищалось actio in juriarum , теперь признается поводом к иску. Однако некоторые юристы (в особенности Иеринг) совершенно справедливо указывают на то, что и при всех реформах в области правосудия и общественной защиты можно указать многочисленный ряд случаев из разных областей гражданско-правовой жизни, где иски из обиды личной были бы вполне целесообразны. Кассир в театре не выдаёт вам билета и даёт его следующему за вами по очереди лицу; вас не допускают воспользоваться вашим билетом, препятствуя занять место; ваш сосед по квартире или жилец, живущий над вами, игрой на рояле или шумными пирушками не даёт вам спать ночью - во всех этих и множестве других подобных случаях или совсем нельзя получить удовлетворения существующими средствами, или это удовлетворение крайне недостаточно (вы потеряли интересовавший вас спектакль, а кассир получил замечание начальства после долгих проволочек, стоивших вам многих хлопот, а то и совсем ничем не наказан; вам возвратили деньги за билет, по которому вас не пустили в театр; в иске к соседу вам отказали по недоказанности материальных убытков, а хозяин благоволит к жильцу; вы можете съехать с квартиры, но оскорбление, наносимое неуважением к вашим законным требованиям, осталось безнаказанным). Эластичный римский иск из обиды личной легко, в этих случаях, достигал своей цели. В противоположность континентальному, английское право , рядом с публично-правовым преследованием, знает и частноправовое преследование обиды личной, понимаемой, как и в римском праве, очень широко и допускающей свободную оценку вреда и интереса присяжными. Знает частноправовые иски из обиды личной, рядом с уголовным преследованием, и русское право; но по существу русская actio juriarum не похожа ни на римскую, ни на английскую. По статье 667 тома X, части I «виновный в нанесении кому-либо личной обиды или оскорбления может, по требованию обиженного, быть присужден к платежу в пользу его бесчестия, смотря по состоянию или званию обиженного и по особым отношениям обидчика к обиженному, от одного до пятидесяти рублей »; по статье 670, «ежели вследствие личной обиды или оскорбления обиженный понёс ущерб в кредите или в имуществе, то обидевший или оскорбивший его обязан вознаградить за сии потери и убытки по усмоmрению и определению суда ». Практика, однако, не извлекла из этих статей никаких серьёзных средств для борьбы с правонарушениями, на которые указано выше.

Литература

  • Победоносцев, «Курс гражд. права» (III, 593-594, изд. 1896 г.);
  • Мейер, «Рус. гражд. право» (177, изд. 1894 г.);
  • Ihering, «Rechtsschutz gegen injuriose Rechtsverletzungen» (в его «Jahrb ücher für Dogmatik», XXIII, 1885);
  • Landsberg, «Injuria und Beleidigung» (1886).

Примечания

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1906-1913.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Обида" в других словарях:

    - (5) 1. Оскорбительное нарушение прав, нанесение ущерба для чести: Дремлетъ въ полѣ Ольгово хороброе гнѣздо; далече залетѣло; не было онъ обидѣ порождено ни соколу, ни кречету, ни тебѣ, чръныи воронъ, поганыи Половчине. 11. Бориса же Вячеславлича… … Словарь-справочник "Слово о полку Игореве"

    Огорчение, оскорбление, неприятность, поношение, попрание, поругание, унижение, колкость, укол, шпилька, уязвление, афронт; бесславие, бесчестье, позор. Обида горькая, кровная. Не в обиду будь сказано. Не дам себя в обиду. Личные обиды личности.… … Словарь синонимов

Обида – ужасное состояние души, негативная эмоция, которая больше всего доставляет боли именно тому, кто обижается и носит обиду в себе . Поэтому к людям обидчивым – только сочувствие и искреннее пожелание, как можно быстрее с этим отвратительным чувством попрощаться.

Но, обида это не просто негативная разрушающая человека эмоция и качество, это ещё и приговор себе саму, чувствам, отношениям, часто и судьбе в целом. Почему? Чтобы понять, нужно разобраться в причинах обид, вообще из-за чего человек обижается.

Обидчивый человек обидой убивает собственный успех и своё счастье, потому что он ставит их зависимость от других людей и их несовершенства. Разберёмся как это работает!

Что такое Обида? Определения

– эмоциональное обязательство наказать виновного, отомстить (осознанное или не осознанное), это бомба замедленного действия. Ошибки эмоциональности:

1. Ошибка Неприятия – человек может быть прав, он может даже не ставил цель обидеть и его намерения могли быть чистыми (например, когда человек давал конструктивную критику).

2. Ошибка Бездеятельности – человек затаил обиду и ничего не делает, чтобы достойно разрешить ситуацию. Он не убирает собственный негатив (не прощает), не пытается понять истинные причины, почему по отношению к нему так поступили (как он считает несправедливо), не думает головой, как адекватно (справедливо) наказать обидчика (если он действительно виновен).

Разберёмся с обидой ещё подробнее:

– это негативная эмоция, реальная разрушительная энергия, направленная на объект обиды (на конкретного человека, на судьбу, на Бога, на себя самого), то есть на т.н. виновника.

Виновник – это тот, кого обидевшийся человек обвинил в чём-либо. Эта негативная разрушительная эмоция-энергия разрушающе действует и на того, кто обвиняется и на того, кто обижается. По сути, энергия обиды – это программа уничтожения, разрушения, причинения вреда и боли. Но больше всего боли и разрушения она причиняет именно тому, кто обиду носит в себе, в своём сердце. Обида, если человек не справляется с ней – в конце концов, разрушает и душу человека, и его судьбу. Обидчивых людей все нормальные люди стараются обходить стороной, и дел с ними никаких не иметь. Эти люди, как правило, вообще счастливыми не бывают.

Основные причины обиды

Конечно, внешне, причин обижаться на других, на жизнь, на себя и на Высшие Силы, может быть бесчисленное множество. Но, по сути, причин порождающих обиду всего две, рассмотрим их:

Причина 1. Обвинение других в своих неудачах или неприятностях – по сути, это перекладывание ответственности за свою жизнь, за всё, что с тобой происходит на плечи других людей, на тех, на кого ты обиделся. Так делают слабые люди и неудачники – им все должны и у них всегда виноват кто-то, но не они. Виноваты обстоятельства, судьба, правительство, родители, родственники, дети, т.д. Это сама глупая и тупиковая жизненная позиция из возможных для человека. Потому что, человек добровольно сбросил с себя всю ответственность за всё происходящее в своей жизни на окружающий мир, и в этой ситуации он уже ни на что не влияет, и ничего не может изменить, а только дуться на весь мир и тупо страдать.

Сильные и достойные говорят так – абсолютно за всё происходящее в моей жизни отвечаю только я сам на 100%, я в эту ситуацию попал, значить только я могу всё изменить. Сильные и умные люди – не обвиняют других и не обижаются, они делают выводы, думают и спрашивают себя: “Почему я попал в данную ситуацию (неприятность) и что я должен сделать,чтобы всё изменить к лучшему?” .

По-другому можно сказать так – сильные люди причины всех проблем ищут в себе (и устраняют их работой над собой), а слабые люди, все причины собственных неудач и неприятностей ищут в других людях и в окружающем мире. И ещё одно, у человека, которые обижается, шансов измениться к лучшему, и изменить свою жизни просто нет, ему суждено только накапливать обиды, разрушать свою душу и всю жизнь конфликтовать с другими!

Причина 2. Чрезмерная (неадекватная) требовательность к другим и при этом, несправедливо низкая требовательность к себе. Обидчивому, как правило, все заочно должны, и должны сию же минуту и наилучшим образом. А он никому ничего не должен. Такой человек – это махровый эгоист с развитыми негативными качествами гордыни и высокомерия.

На что обида заменяется?

– заменяется на Адекватность . Адекватность – это прощение (“Бог тебе судья” или “я прощаю тебя, я верю, ты не желал мне зла”, др.) и наказание (передать правосудию, должен быть суд и справедливое решение, как человек должен ответить за содеянное). Механизмы – в зависимости от ситуации.

Чтобы научиться не обижаться, нужно понять две простые истины:

1. В этом мире никто и ничего заочно тебе не должен. Этот мир даёт возможности, которыми нужно ещё суметь воспользоваться, а не гарантии. И всё в жизни нужно заслужить своим трудом и работой над собой (личностным развитием). Те, кто живут под девизом «мне должны» – всегда будут разочарованы и обижены, и жизнь таких людей будут обламывать постоянно и сильно бить по рогам неблагодарности.

2. Люди – несовершенны, и ты тоже, поэтому ошибаются В се! И у тебя, и у других есть куча недостатков, поэтому далеко не всегда в жизни всё происходит так, как мы хотим, и как планируем. Все мы здесь на земле в большой школе жизни, все учимся, проходим свои уроки. Поэтому каждый, по рождению имеет право на ошибку, ведь он, как и ты знает и умеет не всё, он учится! И наша задача стремиться к совершенству, развиваться, устранять свои недостатки и формировать достоинства, тогда внешних поводов для обид будет становиться всё меньше, а собственная Совесть будет становиться всё чище.

Если вы хотите научиться не обижаться и больше радоваться жизни – требуйте с себя больше чем с других, и примите право данное каждому – право совершать ошибки и учиться на них. Это поможет вам с лёгким сердцем прощать виновников, если они совершили ошибку, какое-либо зло неумышленно. И адекватно наказывать (воспитывать) тех, кто совершил злодеяние осознанно и должны пострадать за это.

Продолжение статьи, о том как простить обиду, как с ней справиться быстро – .