Дать определение понятия политические права. Характеристика политических прав и свобод человека и гражданина в российской федерации

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ -одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение (свободу союзов), свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций . Обладание П.п. и с. обычно связывается с принадлежностью к гражданству данного государства.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ" в других словарях:

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ, группа основных конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), наряду с личными, социальными, экономическими правами. Политические права и свободы дают гражданам возможность участвовать в… … Энциклопедический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и с. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Юридическая энциклопедия

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - права и свободы, которые обеспечивают полноценное участие каждого гражданина в политической жизни страны. К числу основных П.п. и с. в Конституции РФ отнесены: право на объединение (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - группа основных прав и свобод граждан, осуществляемых в сфере политической жизни, управления государственными дедами: свобода мысли и слова, право на информацию, свобода массовой информации, право на объединение, право на собрания и манифестации … Энциклопедический словарь конституционного права

    Одна из основных групп конституционных прав и свобод граждан наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и другими правами. П.п. и С. дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. К ним можно… … Энциклопедический словарь экономики и права

    политические права и свободы - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с личными, социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают право на… … Большой юридический словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан, наряду с гражданскими (личными), социальными, экономическими и некоторыми другими правами. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Охватывают … Профессиональное образование. Словарь

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ Словарь терминов по социальной статистике

    ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ - охватывают право на участие в управлении обществом и государством, избирательные права, право на объединение, свободу собраний и манифестаций, свободу информации, право петиций. Дают гражданам возможность участвовать в общественной и политической … Социальная статистика. Словарь

    Политические права и свободы - это одна из групп основных конституционных прав и свобод граждан наряду с личными, социальными, экономическими, культурными правами, позволяющими гражданам участвовать в общественной и политический жизни страны. Они, как правило, принадлежат… … Большой юридический словарь

Книги

  • Билль о правах , Борис Палант. Стала бы Америка великой страной без своей Конституции и Билля о правах? В своем труде, известный нью-йоркский адвокат, юрист-международник, Борис Палант развернуто и аргументированно… аудиокнига
  • Основы конституционного права России , Радько Т.Н.. В учебном пособии в краткой и удобной форме раскрыты основные темы, необходимые для получения базовых знаний по курсу"Конституционное право РФ".Рассмотрены такие вопросы как источники и…

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.

Политические права – это права, осуществлении которых непосредственно связано с государством, поскольку без государства нет политики. Они сформировались примерно в то же время, что и личные права, однако несли в себе дискриминационные черты, от которых человечество избавлялось на протяжении столетия – неравенство мужчин и женщин в правах, имущественные, классовые, сословные цензы и многое другое. Политические права – это второй и последний элемент прав и свобод человека и гражданина первого поколения, который дает возможность гражданнам участвовать в общественно-политической жизни страны и управлении государством.

Сегодня политические права подчиняются принципам, что и все права:

равенства всех и каждого,

недопущение дискриминации по какому-либо признаку,

полнота обладания правами свободами человека.

К политическим правам относятся:

1. свобода объединений и их деятельности – свобода создавать, вступать, выходить и состоять в партиях, движениях, общественных объединениях, профсоюзах для защиты и выражения своих интересов (ст. 30 Конституции РФ),

2. свобода собраний – проведения мирных шествий, митингов, пикетирований (ст. 31 Конституции РФ),

3. право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ),

4. право избирать и быть избранными в законодательные, представительные, исполнительные органы государственной и муниципальной власти, иметь равный доступ к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ),

Политические права и свободы включают:

    • право на объедине­ние,
    • право на проведение собраний, митингов и демонстраций,
    • право на участие в управлении делами государства,
    • право избирать и быть избран­ным и др.

Особенности политических прав и свобод:

    1. большинство политических прав и свобод принадлежат только гражданам государства;
    2. могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий);
    3. в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Подробнее

Некоторые авторы, в частности Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин основное отличие политических прав и свобод от личных прав и свобод видят в том, что если личные права и свободы принадлежат каждому человеку, независимо от обладания гражданством РФ, то "политические права и свободы (ст. 30-33 Конституций РФ) связаны с обладанием гражданства государства". Аналогичную точку зрения высказывают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго.

Однако право на объединения, которое всеми без исключения авторами отнесено к политическому, принадлежит не только гражданам России, но и гражданам иностранных государств и лицам без гражданства , что прямо закреплено в ст. 1 Федерального закона "Об общественных объединениях" (1995 г.). Поэтому представляется более правильным положение М.В. Баглая о том; что "в отличие от личных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства".

Эта особенность обусловлена тем, что реализация политических прав и свобод связана с осуществлением политической власти в государстве, которому не безразлично в чьих руках будет находиться вся полнота власти.

Специфика политических прав и свобод состоит еще и в том, что они могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими лицами (например, создание политических партий).

И, наконец, главное, что характеризует политические права и свободы, - это то, что в своей совокупности они определяют правовой статус человека как участника общественно-политических отношений.

Право участвовать в управлении делами государства

Субъектом власти народа является народ, выступающий как единое целое, как совокупность граждан. И народ действительно осуществляет свою государственную власть непосредственно (референдум и свободные выборы) и через представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Что же касается участия в управлении делами государства, то субъектом этого участия выступает не народ в целом как ассоциация, как носитель и источник власти, а отдельный гражданин как член сообщества которое именуется народом. Это участие в управлении делами государства также может осуществляться непосредственно (путем реализации субъективного права каждого гражданина участвовать (или не участвовать) в проведении референдума, в выборах депутата , голосовать (или не голосовать) "за" или "против").

Помимо участия в референдуме и выборах, к непосредственной форме участия в управлении делами государства относятся:

    1. обращения отдельных граждан или их групп с предложениями, заявлениями, жалобами в различные органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностным лицам;
    2. личное участие в митингах, демонстрациях ;
    3. работа в государственных органах;
    4. участие в отправлении правосудия в качестве судьи или присяжного заседателя и т.д.

Наряду с непосредственными формами участия в управлении делами государства есть и представительные формы участия отдельных граждан в управлении делами государства, такие, например, как участие через избрание депутатов (которые выступают от имени и по поручению своих избирателей), через органы общественной самодеятельности (уличные, квартальные комитеты, родительские комитеты и т.п.).

Провозглашая равный доступ граждан к государственной службе , Конституция РФ (ч. 4 ст. 32) и Федеральный закон "Об основах государственной службы в РФ" (1995 г.) не допускают каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, национальности, языка, места жительства, принадлежности к религиозному или общественному объединению при поступлении на государственную службу.

Право на равный доступ граждан РФ к государственной службе означает равенство исходных возможностей и отсутствие дискриминации по какому-либо из указанных признаков. Это право нельзя понимать буквально, то есть так, что любое лицо может занимать любую должность в государственном аппарате. Более того, законы предусматривают целый ряд ограничений при занятии тех или иных должностей в государственных органах.

Основания для отказа в принятии на государственную службу

Основаниями для отказа в принятии на государственную службу могут быть:

  • признание судом недееспособным;
  • лишение судом права занимать государственные должности в течение определенного срока;
  • наличие заболевания, препятствующего выполнению должностных полномочий;
  • наличие близкого родства с государственными служащими при непосредственном подчинении или подконтрольности;
  • по другим основаниям, установленным законом.

Для предотвращения фактов случайного назначения на государственные должности некомпетентных, неквалифицированных людей следует шире использовать не только образовательный ценз, но и такую форму контроля, как сдача экзаменов авторитетной комиссии, способной оценить профессиональные знания и другие способности, необходимые для успешного выполнения служебных полномочий. При этом работу указанных комиссий следует организовывать в открытом режиме, с привлечением независимых экспертов, что позволит исключить предвзятость при проведении экзаменов, и, как следствие, назначение на должности госслужбы "нужных" людей.

Предусмотренное Конституцией РФ право граждан участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32) означает возможность участия в отправлении правосудия в качестве профессиональных судей, присяжных заседателей, участников судебных процессов. Конечно, Конституция РФ приводит далеко не полный перечень форм участия граждан в управлении делами государства. Здесь широкое поле для инициативы как со стороны государства, так и со стороны граждан. Но очень важно в этом вопросе избежать формализма.

Право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Конституция РФ закрепляет за гражданами РФ право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Обращения являются важнейшей формой участия граждан в общественно-политической жизни страны. Будучи одним из способов участия граждан в управлении делами государства, обращения граждан, с одной стороны, укрепляют связь государственного аппарата с населением, а с другой - способствуют усилению контроля со стороны граждан за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

Формы обращений в государственные органы и органы местного самоуправления:

    1. предложения;
    2. заявления;
    3. жалобы;
    4. ходатайства.

Предложение - это обращение гражданина, не связанное с нарушением его прав . Оно направлено на улучшение порядка организации и деятельности государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц (например, предложение в Государственную Думу принять закон о повышении пенсий или предложение, адресованное администрации города, изменить расписание городского транспорта и т.д. и т.п.).

Заявление - обращение по поводу реализации принадлежащего гражданину права (на получение жилья, пенсии и т. п.).

Жалоба - обращение по поводу нарушения принадлежащего гражданину права или законного интереса с требованием о восстановлении нарушенного права (например, жалоба на грубость инспектора ГИБДД, на приговор суда и т.д.).

Ходатайство - обращение с просьбой о предоставлении того или иного статуса (беженца, вынужденного переселенца и т.д.).

Основным нормативным актом, регулирующим вопросы приема и рассмотрения обращений граждан РФ, является Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Право на мирные собрания, митинги, демонстрации и другие публичные манифестации

В статье 31 Конституции РФ записано: "Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование".

Цель таких действий - коллективное обсуждение проблем, представляющих общие интересы, выражение поддержки внутренней и внешней политики органов государственной власти, а также других общественно-политических сил или протеста против них, стремление сделать свою позицию по тому или иному вопросу достоянием общественности. Это право тесно связано с реализацией права на свободу слова в специфических формах, которые определены в ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Проведение упомянутых выше публичных мероприятий регламентируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Часть норм данного закона тем или иным образом ущемляет ряд конституционных прав граждан.

Право на объединение

Право граждан на объединение закреплено в ст. 30 Конституции РФ и является одним из важнейших элементов гражданского общества, создающих реальные условия для решения многих общественных проблем без вмешательства государственной власти.

Общественные объединения призваны выражать и отстаивать интересы отдельных групп населения. И в этом смысле государству противостоит множество самостоятельных общественных объединений".

Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Порядок реализации гражданами своего конституционного права на объединение регламентирует Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Деятельность отдельных видов общественных объединений регулируется специальными законами, например:

    • Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности",
    • Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др.

Право граждан на объединение включает:

    1. право на добровольной основе создавать общественные объединения;
    2. право вступать (или не вступать) в уже существующее общественное объединение;
    3. право свободного выхода из общественных объединений.

Право на объединения имеют как российские граждане, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства . Исключение составляют политические общественные объединения (политические партии), право на создание и участие в которых имеют только граждане России.

Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно - путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.

Подробнее

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Учредители общественного объединения - физические и юридические лица имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.

Члены общественного объединения - физические и юридические лица - имеют равные права и несут равные обязанности.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Гарантируя свободу деятельности общественных объединений, Конституция РФ вместе с тем запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13).

Однако, такие основания для ограничения, как «подрыв безопасности государства» или «разжигание социальной розни», дают простор для вольных интерпретаций и предоставляют возможность для субъективизма и злоупотреблений со стороны работников госаппарата, от которых зависит реализация законодательства об общественных объединениях, что мы и наблюдаем в последнее время в России. Так, достаточно тому или иному общественному объединению выступить против скопления огромных богатств в руках "олигархов" или иным образом затронуть интересы крупного капитала, лоббирующего законы в Госдуме РФ, чтобы попасть в категорию тех, кто разжигает социальную рознь. Это, в свою очередь, позволяет требовать ликвидации этой партии или общественного объединения, с чем никак нельзя согласиться.

Особенности правового статуса общественных объединений:

    1. это объединения самостоятельные;
    2. это формирования добровольно объединившихся лиц;
    3. это целевые сообщества людей, объединившихся для удовлетворения конкретных потребностей и интересов;
    4. это объединения формальные (т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи и т.д.);
    5. это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников);
    6. объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер (не является незаконной).

Подробнее

Во-первых, общественные объединения - это объединения самостоятельные. Они не являются структурными, функциональными или специализированными ячейками более широких объединений. Правда, общественные объединения могут входить в состав иных негосударственных объединений, но при этом они не утрачивают своей самостоятельности и сохраняют статус юридического лица, широкое внутреннее самоуправление, собственные программы и устав, право на самостоятельное определение направлений своей деятельности. Именно самостоятельность отличает общественные объединения от вспомогательных подразделений, создаваемых при других негосударственных объединениях или органах государственной власти (общественных комитетах, комиссиях и т.п.).

Во-вторых, общественные объединения - это формирования добровольно объединившихся лиц. Члены общественных объединений в любое время могут выйти из них. Общественные объединения не могут создаваться по указанию органов государственной власти или местного самоуправления.

В-третьих, общественные объединения - целевые сообщества людей, т.е. людей, объединившихся для удовлетворения посредством совместной деятельности конкретных потребностей и интересов (научных - Академия естественных наук, творческих -Союз художников, Союз писателей и т.д.). Наличие совместных целей отличает их от других людских сообществ, образуемых стихийно для достижения индивидуальных целей (совокупность зрителей в театре, на стадионе и т.д.).

В-четвертых, общественные объединения - объединения формальные, т.е. они формально оформлены - имеют устав, определенные цели, задачи, имеются отношения власти - подчинения и т.п. Формальная основа деятельности отличает общественные объединения от неформальных союзов: дружеских кругов, поклонников театра, завсегдатаев ресторана и т.п.

В-пятых , общественные объединения - это сообщества с постоянным характером деятельности и равенства оснований для вступления и пребывания в них их членов (участников). Равенство участников отличает общественные объединения от таких образований, члены которых изначально выполняют строго заданные роли и не могут свободно ими обмениваться (семья).

В-шестых, общественные объединения - объединения, чья деятельность имеет общественно полезный характер. Данное качество означает, что деятельность общественных объединений не противоречит действующему законодательству, но не более того.

Общественные объединения вовсе не обязаны сверять свою деятельность и отстаиваемые ценности с официальной политической линией государства и господствующими в обществе ценностными установками. Но общественно полезный характер деятельности общественных объединений отличает последние от объединений криминальных, мафиозных.

Для создания общественного объединения не требуется предварительного разрешения какого-либо органа государственной власти или местного самоуправления. Они создаются по инициативе их учредителей. Учредителями общественных объединений могут быть и юридические лица - общественные объединения.

Организационно-правовые формы общественных объединений:

Особенности каждой из этих форм определены в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Подробнее

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается вформирований имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Органами общественной самодеятельности являются уличные, домовые, родительские комитеты и т.п.

Различаются общественные объединения и в зависимости от территории их сферы деятельности:

    1. общероссийские (осуществляют свою деятельность на территории более половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
    2. межрегиональные (осуществляют свою деятельность на территории менее половины субъектов РФ и имеют там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства);
    3. региональные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного субъекта РФ);
    4. местные (осуществляют свою деятельность в пределах территории одного органа местного самоуправления).

Кроме того, образованное в России общественное объединение признается международным, если в иностранных государствах создается и действует хотя бы одно из его структурных подразделений (организация, отделение, филиал или представительство).

Правовой статус политических партий

Политическая партия - это объединение граждан по их политическим взглядам и интересам, стремящееся к осуществлению своих целей путем участия в политической жизни страны, в выборах, посредством оказания влияния на государственную власть.

Через партии осуществляется организованное участие в политической жизни страны всех социальных слоев общества, демократическая конкуренция в борьбе за власть, формирование ее органов.

Характерные признаки политической партии

Деятельность политических партий регулируется Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли , участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия - общественное объединение граждан. Таким образом, в основе политической партии лежит право человека на объединение, т.е. объединение и политическую партию можно соотносить как общее и особенное.

Партия - некоммерческое объединение граждан. В Федеральном законе от 25 мая 1995 г. "Об общественных объединениях" этот признак общественных объединений присутствует как основополагающий.

Партия - объединение граждан, имеющих целью достижение политической и государственной власти.

Партия - объединение граждан на основе общих взглядов и идей. У каждого гражданина есть собственное мировоззрение, точка зрения на те или иные факты, действия и т. д. Чтобы создать политическую партию, некая совокупность граждан с общими взглядами и идеями, касающимися политической, государственной власти, объединяется для воплощения в жизнь этих замыслов и идей. Этот признак можно назвать организующим, поскольку проявляется он на стадии создания политической партии, когда граждане обмениваются своими взглядами, вырабатывают общие идеи по поводу участия в политической жизни и "завоевания" государственной власти теми или иными методами.

Деятельность политической партии свободна, т.е. она не должна никем и ничем ограничиваться, кроме, естественно, случаев, установленных законом.

Деятельность политической партии законна. Этот признак корреспондирует с признаком свободы деятельности партий в том плане, что политические партии осуществляют свою деятельность в соответствии с действующим законодательством.

Учредителями, членами и участниками политической партии могут быть только граждане РФ.

Кроме того, существуют и специальные ограничения. Например, в Федеральном конституционном законе РФ "О Конституционном Суде РФ" устанавливается запрет для судей Конституционного Суда на участие в деятельности политических партий, в Законе РФ "О прокуратуре РФ" - для прокурорских работников, в Законе РФ "О Центральном банке" фиксируется ограничение прав на участие в политических партиях членов Совета директоров Центрального банка.

Осуществление гражданами права на объединение в политические партии тесно связано с избирательным процессом , поскольку именно партии становятся его основными участниками: формируют мировоззрение избирателя, выдвигают кандидатов, финансируют избирательные кампании, после выборов формируют различные органы государственной власти и местного самоуправления.

Политические права тесно связаны с личными правами, которые наполняют их конкретным содержанием. В отличие от личных прав, которые принадлежат каждому человеку, многие политические права и свободы принадлежат только гражданам государства. Политические права и свободы связаны с организацией и осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают политическим содержанием; являются способом привлечения граждан к политическому народовластию.

1. Свобода слова - это юридически определённая возможность высказывать вслух в обществе мнение, суждения, взгляды и концепции. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, видя в ней основу для свободы печати, оппозиции, критики, инакомыслия и прав меньшинства. Эта свобода, как никакая другая, опасна в руках людей безответственных, разного рода карьеристов, демагогов и амбициозных политиков. Злоупотребление свободным и особенно печатным словом часто в истории многих стран подрывало общественные устои и вело к ликвидации самой свободы слова, как и свободы в целом. Признание свободы слова требует и признания возможности ее ограничения - не только этического и культурного, но и юридического. Конституция РФ гарантирует свободу мысли и слова, но она же устанавливает, что не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

2. Право на информацию. Зачастую отождествляется со свободой слова. Подразумевает право свободно получать и распространять информацию, доступ к которой не ограничен законодательством.

3) Право на объединение - право на создание общественных объединений, в том числе профсоюзов. Можно отметить явно положительный момент: п.2 ст.30 Конституции РФ говорит о том, что нельзя принуждать вступать в какое-либо общественное объединение. Если общественное объединение не регистрируется, оно не имеет никаких прав.

4) Право на манифестацию. Право собираться мирно и без оружия и проводить митинги, шествия, демонстрации, пикетирования и т.д. Регламентируется ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

5) Право на участие в управлении государственными делами. Оно реализуется в 2-х формах: непосредственная форма и опосредованная (т.е. через представителя).

6) Право на участие в отправлении правосудия - право участвовать в качестве присяжных заседателей.

7) Право на петиции. – право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Конституция РФ закрепляет политические права и свободы весьма скупо. Они, в сущности, только обозначены, и нет никаких попыток выявить сложность конструкции и указать пределы возможных ограничений. Неоправданно мало (опять же вопреки зарубежному опыту) сказано в Конституции о профсоюзах, собраниях, демонстрациях и шествиях. Ничего не говорится о демократических требованиях к внутренней организации общественных объединений, о недопустимости злоупотреблений со стороны общественных объединений. Конституция не раскрывает в необходимой степени содержание свободы печати. Многие из этих прав и свобод как бы «списаны» с соответствующих статей Международного пакта о гражданских и политических правах, что, однако, не должно было помешать их более углубленной конституционной регламентации.