Депутатские фракции государственной думе рф. Совет руководителей фракций

Современное регулирование депутатских объединений – это процесс постоянного совершенствования действующего законодательства, начиная с 1993 г. Методом проб и ошибок, постепенно накапливая положительный опыт, Государственная Дума регулирует деятельность депутатских объединений посредством создания нормативно-правовой базы. Исходя из ст. 16 Регламента Государственной Думы депутатское объединение в Государственной Думе формируется на базе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в его работе. Депутатские объединения - органы нижней палаты, реализующие программы политических партий, движений, представленных в российском парламенте . Регламентом Государственной Думы (ст. 28) были изначально предусмотрены две формы: фракции и депутатские группы, которые обладали равными правами. Внутренняя деятельность депутатских объединений организовывалась ими самостоятельно, но при обязательной регистрации во Временном секретариате Государственной Думы, который представляет палате, СМИ сведения о составе фракций и депутатских групп. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту. По поручению Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

Полномочия депутатских объединений включают большой спектр. Именно в депутатских объединениях происходит обсуждение кандидатуры на должности председателя Государственной Думы и его заместителей, председателей комитетов и комиссий палаты, и персональный состав коллегиальных органов Государственной Думы. Во всех органах палаты и официальных парламентских делегациях депутатские объединения обладают правом на пропорциональное представительство. Все комитеты и комиссии Государственной Думы формируются на основе пропорционального принципа, с учетом профессионального опыта и с согласия депутатов заинтересованных депутатских объединений. При этом, каждому депутатскому объединению гарантировано право на выступление представителя по вопросам повестки дня заседания Государственной Думы. Депутатское объединение выступает от объединения и не может указать, что представляет весь народ России. Заседания объединений могут иметь как открытый, так и закрытый характер. Для реализации своих полномочий, зарегистрированные депутатские объединения должны быть обеспечены всем необходимым - помещениями, необходимым оборудованием, административно- техническим персоналом. Обязанность обеспечить депутатские объединения материально-технической частью возлагается на Председателя Государственной Думы.

Фракция представляет депутатское объединение, сформированное на базе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу. В состав фракции входят депутаты:

– избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе;

– избранные по одномандатным избирательным округам;

– сменившие свою партийную принадлежность в результате прекращения деятельности политической партии, в составе которой произошло их избрание.

Первая Государственная Дума, сформированная в 1993 г., избиралась на основе смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы, и включала фракции и депутатские группы. Сама деятельность Думы первого созыва стала основой парламентаризма и внесла неоценимый вклад в его дальнейшее развитие:

Во-первых, наличие пропорциональной составляющей позволило усилить роль политических партий и созданных ими парламентских фракций.

Во-вторых, появился столь необходимый опыт взаимодействия депутатских объединений. В-третьих, более точно сформулирован правовой статус, как депутатов, так и фракций.

В-четвертых, началось создание нового российского законодательства в сфере избирательного права (Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О референдуме Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») .

Немаловажным фактором, показывающим заслуги первой Государственной Думы РФ, является принятие ею в 1994 г. первой редакции Регламента Государственной Думы. Согласно первоначальной редакции под фракцией понималось депутатское объединение в Государственной Думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную Думу по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Именно поэтому депутатам не вошедшим во фракцию, предоставлялось право создания депутатской группы. Первый регламент не предоставлял широкого круга полномочий депутатским объединениям, они носили по большей части процедурный характер (участие в выступлениях, голосовании, формировании повестки дня и т.п.).

В 1998 году продолжая развитие регулирования внутрипалатной деятельности Государственная Дума принимает новый Регламент, который и действует на сегодняшний день, но с постоянным изменением или уточнением формулировок статей. Изначально в регламенте были сохранены как фракции, так и депутатские группы, но права депутатских объединений стали увеличиваться, произошел отход от только процедурного участия депутатских объединений в деятельности Думы. В первую очередь расширение прав коснулось фракций, так, в основу формирования комитетов и комиссий был положен принцип пропорционального представительства фракций, определены цели их деятельности в рамках федерального парламента, закреплено право их участия в избрании комитетов и комиссий, представления деятельности Государственной Думы на международном уровне и т.д.

В 2003 году, депутатские группы и самостоятельные депутаты вышли за рамки только внутрипалатной деятельности. Это стало возможным с принятия новой нормы в Регламенте, согласно которой регистрации подлежали депутатские группы численностью не менее 55 депутатов.

Принятые Федеральные законы от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» сформулировали процесс выдвижения, регистрации кандидатов, предельные размеры избирательных фондов, установили смешанную систему на выборах в региональные парламенты, Также произошло повышение избирательного порога на выборах в Государственную Думу с 5 до 7%. Это изменение имеет огромное значение, так как позволило уменьшить количество фракций в Государственной Думе, а их работу сделать более качественной. То есть в Думе возникло так называемое реформаторское большинство, которое способствовало принятию немаловажных законов в сфере земельного права, пенсионной системы, энергетики, трудовых отношений.

В 2007 году произошли существенные изменения в формировании депутатского корпуса Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации из текста ее Регламента были исключены термины «депутатские объединения» и «депутатские группы», было сохранено лишь понятие «фракция». Кроме того, в Регламент в соответствии с Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Постановлением № 5134-4 ГД была принята новая редакция ст. 16, в которой было закреплено уточненное положение о фракциях ее статусе, а в ст. 18, - обязанность депутатов, избранных по списку, входить в соответствующую фракцию. В 2016 г. Постановлением ГД ФС РФ от 05.10.2016 № 4-7 ГД раздел по фракциям в Регламенте претерпел изменения, теперь не только «списочные» депутаты, но и депутаты одномандатных округов, если они выдвигались этой политической партией, обязаны являться членами фракции. Текст ст. 16 Регламента в этом же году был дополнен пп. 1.1., согласно которому членами фракции также могут стать те депутаты, которые избирались по одномандатным избирательным округам, если в качестве кандидатов они были выдвинуты политической партией, а ее федеральный список не был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, и депутаты - «самовыдвиженцы», избранные по одномандатным избирательным округам. Налицо четкая позиция: депутаты от партии обязаны входить во фракцию, а иные депутаты – могут. Понятно, что голос одинокого депутата сложно услышать среди сформированных фракций, поэтому, на практике, они стараются стать членами наиболее влиятельных из них.

Вообще, за период 2016-2017 гг. глава 3 претерпела большие изменения, в редакции 2007 г. остались только наименование главы и номера статей. По сравнению с прежней редакцией полномочия фракции усилены, что, на наш взгляд, связано с возможностью контролировать и направлять действия депутатов, а также для уменьшения коррупции, непрофессионализма и т.д.

Из своего состава фракция избирает руководителя фракции и заместителя или заместителей (в зависимости от численности фракции) руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган (руководящие органы). Нормативным регулированием введена возможность более тесной связи с общественностью, так как руководитель фракции вправе иметь до тридцати помощников на общественных началах по работе в субъектах Российской Федерации.

Так как сейчас фракции в Государственной Думе стали большими по числу депутатов, фракциям численностью более 100 депутатов предоставлено право создавать внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции.

Такая различная, достаточно замкнутая деятельность фракций предполагает наличие немалого материально-технического обеспечения, которым следует распоряжаться и нести ответственность, поэтому в 2017 г. Постановлени ем ГД ФС РФ от 10.02.2017 № 916-7 ГД ч. 4.1. была изложена в новой редакции: - в части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции численностью более 225 депутатов Государственной Думы, первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравниваются к руководителю фракции.

Сами фракции действуют на основании федеральных законов "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О политических партиях", Регламента Государственной Думы, положения о фракции. Полагаем, что положение о фракции должно быть в свободном доступе, и должно размещаться на официальных сайтах соответствующих партий или сайтах фракций.

К сожалению, на официальном сайте фракции Единой России положения о фракции нет, но есть Положение о Координационном совете по законотворческой деятельности и экспертно-консультативных советах фракции Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, принятое 7 ноября 2016 г. На основании чего был создан данный совет, и почему нет Положения о фракции – это наверно и есть вопрос партийной дисциплины.

На уровне субъектов РФ и муниципальных образований Положения разработаны и выставлены на официальных сайтах, что иллюстрирует более высокий уровень соблюдения нормативных актов. В самой фракции, в Государственной Думы, на сегодняшний день создано 6 внутрифракционных групп - группа А.Л. Шхагошева, группа В.Б. Кидяева, группа Н.В. Панкова, группа В.В. Пинского и группа Р.В. Кармазиной.

У фракции КПРФ положения на сайте также отсутствует, но о нем упоминается в анонсе новостей Московского городского комитета КПРФ от 04.10.2016, в котором говорится, что «Депутаты утвердили состав фракции КПРФ в Госдуме 7-го созыва в составе 42 человек и утвердили положение о фракции КПРФ в Госдуме 7-го созыва. Руководителем фракции избран Г.А. Зюганов, его первым заместителем – С.Н. Решульский, заместителем Руководителя фракции – Н.В. Коломейцев. В Совет фракции избраны Г.А. Зюганов, И.И. Мельников, В.И. Кашин, Н.В. Коломейцев, С.Н. Решульский, Ю.В. Афонин, А.В. Корниенко» .

Фракция ЛДПР также не выставила положение на сайте, и на уровне РФ нам, к сожалению, не удалось просмотреть положение, хотя, опять же, региональные фракции ЛДПР как и фракции КПРФ, и Единой России положения разработали и разместили в сети «Интернет».

Аналогично обстоят дела и у фракции Справедливая Россия.

Таким образом, ни рядовые члены партии, ни просто желающие изучить положение о фракции той или иной партии, не могут ознакомиться с ним, а это противоречит принципу демократизма, и способствует «непрозрачности» деятельности фракций в Государственной Думе РФ. Полагаем возможным предложить

внести изменения в ст. 16 Регламента Государственной Думы, дополнив её п. 6.1, и изложить его в следующей редакции: Принятое Фракцией положение о фракции в течение 10 дней должно быть обнародовано на официальном сайте соответствующей партии.

Список литературы

1. Барабанов М.В. Партии и многопартийность в современной России: возникновение, основные тенденции развития. - М., «НОРМА», 2011.

2. Волкова Е.А. Изменение регламентов палат российского парламента: cui prodest? // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 5.

3. Королев А.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (постатейный). – М., «Статус» 2008.

4. Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова. - М. «НОРМА», 2010.

Фракции Государственной Думы Российской Федерации - вид депутатских объединений нижней палаты парламента России.

К депутатским объединениям Государственной Думы , нижней палаты органа законодательной власти Российской Федерации, относятся фракции и депутатские группы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В Думах 1-4 созывов депутатское объединение могло быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутаты, не вошедшие во фракции, могли образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, численный порог для формирования депутатской группы был повышен: регистрации подлежали депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. В предыдущих Думах не было ни одной депутатской группы, состоящей не менее чем из 55 депутатов в течение всего срока деятельности легислатуры . Это означало, что у беспартийных депутатов не оставалось другого выбора кроме как присоединиться к пропрезидентской партии. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России» .

В Государственной Думе 5 созыва депутатские объединения в виде фракций образуются только на основе политических партий , получивших места в Государственной Думе. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность, которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравнивается к руководителю фракции.

Право депутатов покидать депутатское объединение и входить в новое целенаправленно урезалось с помощью внесения различных изменений в регламент работы Думы и законодательство о партиях и выборах. Изменение правил также позволило предотвратить усиление оппозиционных политических сил, которые ранее могли переводить близких им депутатов в подчиненные им в законодательном собрании объединения. В настоящее время в случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

В Государственной Думе нынешнего, пятого созыва существуют четыре фракции:

- «Единая Россия» (315 человек; возглавляет Грызлов Б.В.), имеющая в своем составе четыре депутатские группы (возглавляют Рязанский В.В., Пехтин В.А., Чилингаров А.Н., Яковлева Т.В.);

- КПРФ (57 человек; руководитель

Фракцией является объединение депутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Во фракцию входят все депутаты Государственной Думы, избранные в составе соответствующего федерального списка кандидатов. Фракции в Государственной Думе регистрируются в соответствии с Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Депутат Государственной Думы, входящий во фракцию может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы, избранный в составе федерального списка кандидатов, которому был передан депутатский мандат, не может входить ни в одну фракцию в Государственной Думе. Такой депутат может быть членом только той политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой он был избран депутатом Государственной Думы.

В случае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидацией или реорганизацией деятельность фракции данной политической партии в Государственной Думе, а также членство депутатов Государственной Думы в этой фракции прекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Депутат Государственной Думы, избранный в составе федерального списка кандидатов политической партии и входящий во фракцию в Государственной Думе, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит.

Депутат Государственной Думы, избранный в составе федерального списка кандидатов политической партии, и вступивший в политическую партию, которая имеет свою фракцию в Государственной Думе, входит в данную фракцию и не вправе выйти из нее.

Депутаты Государственной Думы, избранные в составе федерального списка кандидатов политической партии и не входящие во фракции в Государственной Думе, вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Порядок деятельности указанных депутатских объединений устанавливается Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Полное наименование фракции должно соответствовать наименованию политической партии, указанному в уставе политической партии, в составе федерального списка кандидатов которой были избраны соответствующие депутаты. Фракция вправе иметь установленное положением о фракции краткое наименование, соответствующее ее полному наименованию.

Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и заместителя руководителя фракции. В соответствии с положением о фракции фракция может образовывать руководящий орган.


В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравнивается к руководителю фракции.

Фракция принимает положение о фракции на организационном собрании большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, избранных в Государственную Думу в составе федерального списка кандидатов от соответствующей партии. В положении о фракции устанавливаются:

а) полное и краткое (если оно имеется) наименование фракции;

б) структура фракции;

в) порядок избрания руководителя фракции и заместителя руководителя фракции;

г) порядок избрания руководящих органов фракции;

д) порядок избрания/назначения лиц, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

е) порядок принятия решений фракции;

ж) иные положения, касающиеся внутренней деятельности фракции.

Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Регламентом или положением о фракции.

Фракции информируют Председателя Государственной Думы, Совет Государственной Думы, Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы о решениях по вопросам организации своей деятельности.

Регистрацию фракции осуществляет Временная комиссия Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы. После прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы учет изменений в составах фракций и положениях о фракциях осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, по поручению которого Аппарат Государственной Думы вносит соответствующую информацию в Фонд электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

Для регистрации фракция представляет:

а) составленный на день открытия первого заседания Государственной Думы список депутатов Государственной Думы, избранных в составе соответствующего федерального списка кандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) протокол организационного собрания фракции, включающий решения о принятии положения о фракции, об избрании руководителя фракции, заместителя руководителя фракции, об образовании руководящих органов, о лицах, уполномоченных представлять фракцию на заседаниях палаты, в государственных органах и общественных объединениях;

в) положение о фракции.

Регистрация фракций производится не позднее двух рабочих дней со дня представления во Временную комиссию Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы документов. Если фракция не прошла процедуру регистрации до прекращения полномочий Временной комиссии Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, то ее регистрацию осуществляет Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы.

Депутат Государственной Думы вправе состоять только в одной фракции. Депутат вправе выйти из состава фракции, подав в Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы письменное заявление о выходе из состава фракции. Днем выхода депутата из состава фракции считается день регистрации заявления депутата Государственной Думы о выходе из состава фракции в Комитете Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, который уведомляет о выходе депутата из состава фракции Комиссию Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики.

В случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции , а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата Государственной Думы прекращаются . Проект постановления Государственной Думы о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы вносится на рассмотрение палаты Комиссией Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Днем прекращения полномочий депутата Государственной Думы считается день принятия соответствующего решения Государственной Думой.

Деятельность парламентских партий подлежит освещению средствами массовой информации.

Законодатель дает следующие легальные определения:

1) парламентская партия – политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, а также политическая партия, федеральному списку кандидатов которой был передан депутатский мандат на основании официально опубликованных результатов ближайших ко дню освещения ее деятельности соответствующим государственным общедоступным телеканалом или радиоканалом выборов депутатов Государственной Думы ФС РФ;

2) государственные общедоступные телеканал и радиоканал – средства массовой информации (телепрограммы, радиопрограммы), учредителем и распространителем которых выступает общероссийская организация телерадиовещания, созданная в форме федерального государственного унитарного предприятия;

3) общероссийская телепрограмма, радиопрограмма – телепрограмма или радиопрограмма, входящие как составная часть в соответствии с сеткой вещания в государственный общедоступный телеканал или радиоканал и распространяемые в половине или более чем в половине субъектов Российской Федерации;

4) региональная телепрограмма, радиопрограмма – телепрограмма или радиопрограмма, входящие как составная часть в соответствии с сеткой вещания в государственный общедоступный телеканал или радиоканал и распространяемые менее чем в половине субъектов РФ.

Следует заметить, что нельзя ожидать от СМИ тотальных действий. Так, действие норм указанного закона распространяется на отношения, связанные с освещением деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами, в то же время действие закона не распространяется на отношения, связанные:

1) с обеспечением гарантий прав граждан на получение и распространение информации о политических партиях в период со дня начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума до дня официального опубликования результатов выборов, референдума;

2) освещением деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных государственных и муниципальных органов;

3) выпуском и распространением специализированных государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов: детских, культурных, музыкальных, спортивных и др.

Освещение деятельности парламентских партий государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется на основе следующих общих принципов:

1) равный объем распространения информации о деятельности каждой парламентской партии;

2) публичность государственного контроля за освещением деятельности парламентских партий;

3) творческая независимость и профессиональная самостоятельность редакций государственных общедоступных телеканалов или радиоканалов при освещении деятельности парламентских партий, включая самостоятельное определение оснований, форм и способов такого освещения;

4) всестороннее и объективное информирование телезрителей и радиослушателей о деятельности парламентских партий.

Деятельность парламентских партий освещается государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами, это предусматривает размещение информации о деятельности:

1) парламентской партии, ее руководящих и иных органов, региональных отделений и иных структурных подразделений парламентской партии;

2) членов руководящих органов парламентской партии, членов руководящих органов региональных отделений парламентской партии;

3) депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

4) депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, являющихся членами фракций парламентских партий;

5) депутатов представительных органов муниципальных образований, являющихся членами депутатских объединений (фракций) парламентских партий;

6) фракций парламентских партий в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, фракций парламентских партий в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, депутатских объединений (фракций) парламентских партий в представительных органах муниципальных образований.

Распространение не связанной с деятельностью парламентской партии информации о деятельности лиц, осуществляемое без указания на принадлежность таких лиц к соответствующей парламентской партии, не относится к освещению деятельности соответствующей парламентской партии, и объем эфирного времени, затраченного на распространение такой информации, не подлежит контролю и учету. Заявления и выступления или их фрагменты должны сопровождаться в общероссийской телепрограмме титрами, в общероссийской радиопрограмме – сообщениями разъясняющего характера, содержащими указание на принадлежность таких лиц к соответствующей парламентской партии. Освещение деятельности парламентских партий в региональных телепрограммах, радиопрограммах осуществляется в соответствии с требованиями.

Контроль за обеспечением гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами осуществляется Центральной избирательной комиссией РФ при участии парламентских партий, Общественной палаты РФ, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и общероссийской организации телерадиовещания, являющейся учредителем и распространителем государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов.

Перечень государственных общедоступных телеканалов и радиоканалов, которые осуществляют освещение деятельности парламентских партий в соответствии с Федеральным законом, составляется и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по регистрации средств массовой информации, и после утверждения незамедлительно направляется в Цент­ральную избирательную комиссию РФ. Данный перечень публикуется указанным федеральным органом исполнительной власти в «Российской газете», а также размещается на его официальном сайте в сети Интернет. ЦИК РФ незамедлительно уведомляется об изменениях, внесенных в данный перечень. Такие изменения не позднее чем через 10 дней со дня их утверждения также публикуются указанным федеральным органом исполнительной власти в «Российской газете» и размещаются на его официальном сайте в сети Интернет.

В случае включения в данный перечень нового государственного общедоступного телеканала учет эфирного времени, затраченного этим телеканалом на освещение деятельности парламентских партий, осуществляется с первого числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором истекает месячный срок со дня опубликования соответствующих изменений.

Порядок и методика учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности каждой парламентской партии в общероссийских телепрограммах, радиопрограммах и региональных телепрограммах, радиопрограммах, утверждаются решением ЦИК РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации. В методике учета объема эфирного времени должны предусматриваться такие показатели, как количество сообщений, продолжительность таких сообщений, а также общий хронометраж заявлений и выступлений или их фрагментов. При определении объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности каждой парламентской партии, отдельно учитывается объем эфирного времени, затраченного в общероссийских телепрограммах, радиопрограммах и региональных телепрограммах, радиопрограммах.

Решением ЦИК РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, могут утверждаться и иные требования к порядку и методике учета объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности каждой парламентской партии.

В целях установления результатов учета объема эфирного времени, затраченного в течение одного календарного месяца на освещение деятельности парламентских партий, ЦИК РФ создает рабочую группу и утверждает порядок ее деятельности. В состав рабочей группы входят два члена Центральной избирательной комиссии РФ, по два представителя от каждой парламентской партии, от Общественной палаты РФ, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и от общероссийской организации телерадиовещания. Руководит деятельностью рабочей группы член ЦИК РФ.

Центральный исполнительный комитет РФ в установленном законодательством РФ порядке может осуществлять размещение заказа на проведение работ по учету объема эфирного времени, затраченного на освещение деятельности парламентских партий за определенный период.

В случае если ЦИК РФ установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме в течение одного календарного месяца, то она принимает решение о необходимости компенсировать недостающий объем эфирного времени в отношении соответствующей парламентской партии и направляет указанное решение соответствующей общероссийской организации телерадиовещания. В том случае, если компенсировать недостающий объем эфирного времени возможно только в период со дня начала соответствующей избирательной кампании, кампании референдума до дня официального опубликования результатов выборов, референдума, это решение принимается после официального опубликования результатов выборов, референдума.

Общероссийская организация телерадиовещания, получившая решение ЦИК РФ, в течение 30 дней со дня получения решения компенсирует недостающий объем эфирного времени на телеканалах или радиоканалах, положенный для соответствующей парламентской партии. В случае несогласия с решением ЦИК РФ общероссийская организация телерадиовещания вправе в течение 10 дней со дня его получения письменно уведомить об этом ЦИК РФ с мотивированным обоснованием причин такого несогласия.

Центральный исполнительный комитет РФ в течение 10 дней со дня получения уведомления повторно рассматривает вопрос о результатах учета объема эфирного времени, затраченного в течение соответствующего календарного месяца на освещение деятельности парламентских партий. В случае, если Центральная избирательная комиссия РФ примет решение, в котором повторно установит факт нарушения требования об освещении деятельности парламентских партий в равном объеме, то соответствующая общероссийская организация телерадиовещания компенсирует недостающий объем эфирного времени на телеканалах или радиоканалах, положенный для соответствующей парламентской партии в течение 20 дней со дня принятия такого решения.

Центральный исполнительный комитет РФ вправе запрашивать и получать от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, и от общероссийской организации телерадиовещания сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным Федеральным законом к компетенции Центральной избирательной комиссии РФ. Сведения об обеспечении гарантий равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами за предшествующий календарный год публикуются Центральной избирательной комиссией РФ в «Парламентской газете» ежегодно не позднее 31 января текущего года.

Фракции Государственной Думы Российской Федерации - вид депутатских объединений нижней палаты парламента России.

К депутатским объединениям Государственной Думы , нижней палаты органа законодательной власти Российской Федерации, относятся фракции и депутатские группы. Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.

В Думах 1-4 созывов депутатское объединение могло быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу, а также из депутатов, избранных по одномандатным округам. Депутаты, не вошедшие во фракции, могли образовывать депутатские группы. Согласно постановлению Думы от 29 декабря 2003 года, численный порог для формирования депутатской группы был повышен: регистрации подлежали депутатские группы численностью не менее 55 депутатов. В предыдущих Думах не было ни одной депутатской группы, состоящей не менее чем из 55 депутатов в течение всего срока деятельности легислатуры . Это означало, что у беспартийных депутатов не оставалось другого выбора кроме как присоединиться к пропрезидентской партии. Эта норма способствовала вступлению многих депутатов-одномандатников во фракцию «Единой России» .

В Государственной Думе 5 созыва депутатские объединения в виде фракций образуются только на основе политических партий , получивших места в Государственной Думе. В составе фракции численностью более 100 депутатов Государственной Думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов Государственной Думы. Руководителем внутрифракционной группы является первый заместитель руководителя фракции. В части материально-технического обеспечения деятельности первый заместитель руководителя фракции, являющийся руководителем внутрифракционной группы, численность, которой превышает численность любой фракции в Государственной Думе, за исключением фракции, в составе которой была создана данная внутрифракционная группа, приравнивается к руководителю фракции.

Право депутатов покидать депутатское объединение и входить в новое целенаправленно урезалось с помощью внесения различных изменений в регламент работы Думы и законодательство о партиях и выборах. Изменение правил также позволило предотвратить усиление оппозиционных политических сил, которые ранее могли переводить близких им депутатов в подчиненные им в законодательном собрании объединения. В настоящее время в случае выхода депутата Государственной Думы из состава фракции, а также в случае несоблюдения депутатом Государственной Думы требований части 2 статьи 7 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" полномочия депутата Государственной Думы прекращаются.

В Государственной Думе нынешнего, пятого созыва существуют четыре фракции:

- «Единая Россия» (315 человек; возглавляет Грызлов Б.В.), имеющая в своем составе четыре депутатские группы (возглавляют Рязанский В.В., Пехтин В.А., Чилингаров А.Н., Яковлева Т.В.);

- КПРФ (57 человек; руководитель

Совет руководителей фракций Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» является постоянно действующим коллегиальным консультативно-совещательным и координационным органом при Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Совет руководителей фракций создан для согласованной работы фракций (депутатских объединений) Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственной Думе, законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органах муниципальных образований и городских округов по реализации государственной политики в сфере социально-экономического и политического развития Российской Федерации, их взаимодействия в законодательном процессе и обмена опытом парламентской деятельности.

В своей деятельности Совет руководителей фракций руководствуется настоящим Положением (*pdf)

Председатель Совета – Руководитель фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя Государственной Думы Сергей Иванович Неверов

Новости

20.12.2019 16:47 10.10.2019 13:13

Андрей Макаров: Регионы будут понимать свою бюджетную обеспеченность к 20 ноября, деньги должны начинать работать с 1 января

В прошлом году субъекты РФ даже в начале финансового года говорили о том, что не знают, что они получат из федерального бюджета, в этом году предложены все необходимые решения, чтобы регионы имели возможность приступать к выполнению проектов с начала года, заявил Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам, выступая на расширенном заседании Совета руководителей фракций партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

10.10.2019 13:07

Сергей Неверов обозначил приоритетные направления в работе над бюджетом следующей трехлетки

Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в ходе подготовки к рассмотрению проекта бюджета на 2020-2022 годы уделит особое внимание вопросам своевременного доведения федеральных средств до регионов, повышения бюджетной обеспеченности и инвестиционной привлекательности субъектов Федерации, а также реализации программы комплексного развития сельских территорий.

10.10.2019 11:31

Сергей Неверов: Фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» повторно встретится с Антоном Силуановым перед первым чтением бюджета

12.07.2019 19:51

Комиссия Совета руководителей фракций «ЕДИНОЙ РОССИИ» приняла в работу четыре инициативы федерального уровня из регионов

Инициативы касаются вопросов организации призывных комиссий, защиты людей от табачного дыма, использования товарных знаков и нотариальной деятельности.