Дидактические материалы по русскому языку для начальной школы. Буква непроизносимого согласного в корне слова

  • Произношение заимствованных слов
  • Диалектные и просторечные черты в произношении
  • Особенности ударения в русском языке
  • Задания
  • 6. Разделите приведённые слова на три группы в зависимости от варианта произношения чн:
  • 15. Поставьте ударение в существительных. Укажите возможные варианты правильного произношения слов:
  • 16. Определите место ударения в следующих именах существительных. В каких из них ударение является фиксированным (то есть всегда падает на один и тот же слог)?
  • 20. Поставьте правильно ударение в глаголах.
  • 21. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударение.
  • 22. Расставьте ударение в глагольных формах, укажите возможные варианты правильной постановки ударения.
  • Лексические нормы
  • Лексическая сочетаемость. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)
  • Задания
  • 7. Найдите в тексте слова с переносным значением. Являются ли эти переносные значения общеязыковыми или индивидуально- авторскими?
  • 4. Обратите внимание, чем различаются паронимы с точки зрения морфемного состава: приставками, суффиксами, корнями?
  • Фразеология
  • 9. За счет чего создается антонимия фразеологических единиц? Связана ли она с их компонентным составом?
  • 10. Что можно сказать о компонентном составе фразеологических единиц со значением «обманывать» и их стилистической окраске?
  • Морфологические нормы Имя существительное
  • Тема I. Категория рода
  • 2. Образуйте форму единственного числа. Отметьте случаи вариантности.
  • 3. Составьте словосочетания со следующими существительными.
  • 4. Определите род следующих несклоняемых существительных. Назовите правило, которым Вы руководствовались.
  • 5. Употребите аббревиатуры с глаголами в форме прошедшего времени.
  • 6. Подберите определение к следующим составным существительным.
  • Тема 2. Категория падежа. Склонение существительных
  • 1. Ознакомьтесь со следующей цитатой из книги к.С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка». Сделайте выводы.
  • 2. Ознакомившись со следующей цитатой и материалом словарей, сделайте вывод об употреблении форм на -ы (-и). И -а (-я).
  • 3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих существительных. Отметьте случаи вариантности.
  • 4. Для выполнения следующего задания необходимо вспомнить правила склонения антропонимов:
  • 5. Для выполнения следующего задания повторите правила склонения топонимов.
  • Тема 3. Имя прилагательное
  • 2. Образуйте краткие формы. Поставьте ударение. Образец выполнения:
  • 3. Образуйте простую сравнительную степень. Назовите причину отсутствия названной формы.
  • 5. Вспомните написание н и нн в кратких причастиях и прилагательных.
  • Тема 4. Имя числительное
  • 1. Перед выполнением задания повторите следующие правила:
  • 2. Запишите числительные словами.
  • 3. Выберите варианты, которые могут употребляться в официально-деловой и разговорной речи:
  • 4. Заполните таблицу по предлагаемому образцу:
  • 5. Выберите правильный вариант
  • Тема 5. Местоимение
  • 1. Прежде чем приступить к выполнению упражнения, познакомьтесь со следующими рекомендациями:
  • 2. Поставьте на месте пропуска подходящее по смыслу определительное местоимение (всякий, каждый, любой).
  • 3. Определите смысловую разницу в приведенных сочетаниях с неопределенными местоимениями.
  • 5. Проиллюстрируйте правила, приведенные в правом столбце, примерами из левого столбца.
  • 6. В приведенных ниже сочетаниях замените существительные или местоимения 1, 2 лица личным местоимением 3 лица.
  • Тема 6. Глагол и его формы
  • 2. Выполните задание по предлагаемому образцу:
  • 3. Образуйте форму 1 л. Ед. Ч. От следующих глаголов.
  • 10. От следующих глаголов образуйте действительные причастия прошедшего времени.
  • Стиль письменного делового общения (Официально-деловой стиль, деловой, официально-документальный, административный, законодательный, официально - канцелярский, канцелярский, деловая словесность)
  • Задания
  • 1. Ознакомьтесь с приведенными фрагментами текстов и определите их стилевую принадлежность. Что позволило вам найти правильное решение?
  • 2. Обратите внимание на наличие рубрикации в договоре туристической компании с клиентом. Объясните необходимость рубрикации.
  • 3. Уточните по любому Толковому словарю значение и стилистическую окраску слов:
  • Личные документы
  • Распорядительные документы.
  • Административно-организационные документы
  • Правила рубрицирования
  • Информационно-справочные документы. Справки и докладные записки
  • Служебная записка
  • Докладная записка
  • Деловые письма
  • Этические и коммуникативные нормы
  • Задания
  • 2.Установите соответствие между высказыванием и жанром. Сделайте вывод о необходимости выбора наклонения глагола при выражении соответствующих намерений.
  • 3. Используя глаголы передать, выйти, уступить, посещать, сформулируйте просьбу, приказ, требование, приглашение.
  • Краткий словарь ударений
  • Краткий словарь иностранных слов
  • Краткий словарь паронимов
  • Литература
  • Непроизносимые согласные

    В современном русском языке группа из нескольких согласных в положении между гласными обычно упрощается: один из звуков не произносится.

    В сочетании стн не произносится звук [т]: ме[сн]ый (местный), уча[сн]ик (участник), ше[сн]адцать (шестнадцать). Однако в словах терминологического характера звук [т] в этом сочетании произносится: остроли[стн]ый (остролистный), компо[стн]ый (компостный).

    В сочетании здн в одних словах звук [д] не произносится: пра[зн"]ик (праздник), по[зн]о (поздно); в других словах допускается двоякое произношение, как со звуком [д], так и без него: бе[зд]на и бе[зн]а, безвозме[здн]ый и безвозме[зн]ый.

    В сочетании стл в большинстве слов звук [т] не произносится: сча[сл"]ивый (счастливый), жало[сл"]ивый (жалостливый); но в некоторых словах в этом сочетании произносятся все три звука: по[стл]атъ (постлать), ко[стл"]явый (костлявый).

    На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, флама[нтк]а, аспира[нтк]а, студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор варианта зависит от значения слова: голландка (печь) - голла[нк]а, голландка (жительница Голландии) - голла[нтк]а, шотландка (ткань) - шотла[нк]а, шотландка (жительница Шотландии) - шотла[нтк]а.

    В сочетаниях стк , здк обычно произносятся все три звука: боро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка). Произношение боро[ск]а, пое[ск]а в соответствии со старыми московскими нормами для современного русского языка не является литературным.

    В сочетаниях ркс , ргс , а также в сочетании нгт допустимо двоякое произношение: петербу[ркс]ий и петербу[рс]кий", ваши[нкт]онский и ваши[нт]онский.

    В сочетании стск звук [т] не произносится, а стык звуков [с] произносится как долгий [с]: пропаганди[сск]ий (пропагандистский), милитари[сск]ий (милитаристский), субъективи[сск]ий (субъективистский).

    Произношение заимствованных слов

    Определенного рода трудности могут возникнуть при произношении в иноязычных словах согласных перед е . По законам русского произношения в такой позиции согласный смягчается: [л"е]пить, [м"е]сто, [р"е]чка, [в"е]рба. Этому правилу соответствует большинство давно и прочно вошедших в русский язык заимствований: ака[д"е]мик, [л"е]кция, ли[д"е]р, му[з"е]й, пио[н"е]р, п[р"и]зи[д"е]нт, эф[ф"е]кт и т. д.

    Ситуация осложняется тем, что ряд заимствованных слов книжного или терминологического характера в литературном языке действительно продолжает произноситься с твердым согласным перед е: аль[тэ]рнатива, а[тэ]изм, диспан[сэ]р, ин[тэ]грация, ин[тэ]рвью, компью[тэ]р, ла[тэ]нтный, [мэнэ]джер, по[тэ]нциал, [рэ]квием, резю[мэ], [сэ]рвис, [рэ]ле, син[тэ]з, [тэ]зис, [тэ]мбр, [тэ]рмос, [тэ]ст, ти[рэ], тон[нэ]ль, ше[дэ]вр, экс[тэ]рн, эс[сэ], эс[тэ]тика, э[нэ]ргия. Кроме того, некоторые слова обиходно-бытовой сферы также сохраняют в звуковом облике «память происхождения»: а[тэ]лье, бижу[тэ]рия, бифш[тэ]кс, [дэ]коль[тэ], каба[рэ], кок[тэ]йлъ, майо[нэ]з, [нэсэсэ]р, орхи[дэ]я, па[нэ]лъ, пар[тэ]р, портмо[нэ], про[тэ]з, пю[рэ], [рэ]гби, сар[дэ]лька, сви[тэ]р, стюар[дэ]сса, супер[мэ]н, [тэ]ннис, [тэ]нт, тур[нэ], хризан[тэ]ма, шос[сэ].

    Всё же основная тенденция произношения заимствованных слов этого типа заключается в переходе от твёрдого произношения согласного к мягкому. Многие слова, которые прежде произносились только твёрдо, теперь допускают и мягкое произношение, например: артерия [тэ и т"е], велотрек [рэ и р"е], водевиль [дэ и д"е], девальвация [дэ и д"е], дедукция [дэ и д"е], дезодорант [дэ и д"е], демонтаж [дэ и д"е], кратер [тэ и т"е], критерий [тэ и т"е], пантера [тэ и т"е].

    В качестве правила можно запомнить то, что во всех заимствованных словах звуки [к], [г], [х] и [л] перед е смягчаются: пи[к"е], [к"е]кс, ба[г"е]т, [г"е]незис, тра[х"е]я, с[х"е]ма, суф[л"е], [л"е]гион. Обычно в заимствованных словах сохраняют твердость перед е согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].

    Впрочем в большинстве случаев мягкое произношение согласного все же становится основным, а вариант с твёрдым согласным устаревает и характеризуется словарями как дополнительный, например: агрессия [р"е и доп. рэ], бактерии [т"е и доп. тэ], глинтвейн [в"е и доп. вэ], дебет [д"е и доп. дэ], декан [д"е и доп. дэ], демобилизация [д"с и доп. дэ], депрессия [д"е, р"е и доп. дэ, рэ], дефис [д"е и доп. дэ], конгресс [р"е и доп. рэ], конфедерация [д"е и доп. дэ], корнет [н"е и доп. нэ], крейсер [р"е и доп. рэ], либретто [р"е и доп. рэ], прогресс [р"е и доп. рэ], регресс [р"е, гр"э и доп. рэ, грэ], рейс [р"е и доп. рэ], ренессанс [р"е, н"е и доп. рэ, нэ], сентенция[т"е и доп. тэ], стратегия [т"е и доп. тэ], термоядерный [т"е и доп. тэ], федерация [д"е и доп. дэ], фланель [н"е и доп. нэ], экспресс [р"е и доп. рэ].

    Однако в связи с отсутствием твёрдых правил и меняющейся нормой эталонное произношение подобных слов следует выяснять из орфоэпических словарей и справочников, изданных в последнее время.

    Следует особо отметить, что сложносокращённые слова (буквенные аббревиатуры) произносятся так, как произносятся названия букв их составляющих: НДС [эн дэ эс], СНГ [эс эн гэ], СПС [эс пэ эс], РПЦ [эр пэ цэ], ФРГ [эф эр гэ], ФСБ [эф эс бэ].

    Правильного произношения требуют и имена собственные. Так, многие иностранные имена и фамилии, а также некоторые названия географических объектов произносятся с твёрдым согласным: [Дэ]карт, Лафон[тэ]н, Воль[тэ]р, Гё[тэ], Шо[пэ]н, Ро[дэ]н, Мо[нэ], Ба[дэ]н-Ба[дэ]н, Гё[тэ]борг, Манхэт[тэ]н и др. Эта норма в отношении заимствованных имен выдающихся представителей той или иной культуры сложилась ещё в позапрошлом, XIX, веке и связана с присущей интеллигенции того времени привычкой произносить имена собственные так, как они звучат в языке-оригинале.

    Для заимствованных слов характерно также сохранение в произношении звука [о ] в безударных слогах. В безударном положении звук [о ] сохраняется, например, в таких словах, как м[о]дель, м[о]дерн, [о]азис, б[о]а, [о]тель, ф[о]нема, м[о]дернизм и в иностранных собственных именах: Фл[о]бер, В[о]льтер, Т[о]льятти, Ш[о]пен, М[о]пассан. Такое же произношение [о ] наблюдается и в заударных слогах: кака[о], ради [о]. Однако большинство заимствованной лексики, представляющее собой слова, прочно усвоенные русским литературным языком, подчиняется общим правилам произношения [о ] как [а ] в безударных слогах: б[а]кал, к[а]стюм, к[а]нсервы, б[а]ксер, р[а]яль, пр[а]гресс, к[ъ]бинет, ф[ъ]рмулировать и др.

    Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. Тема урока: «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

    Доброе слово здравствуйте сказала я вам. «Здравия желаю! » Так приветствуют друг друга военные. Что же означало слово здравие ? Здравие - это здоровье. А здравствовать - означало быть здоровым и жить, быть живым. Поэтому наше приветствие здравствуйте! означает: будьте здоровы и живите, будьте живы.

    Здравствуйте, здравствовать - так пишутся эти слова, так как есть родственное слово здравие (здоровье).

    А произносим эти слова по-другому: здра[ст]вуйте, здра[ст]вовать.

    Некоторые звуки русского языка трудно выговаривать, когда рядом с ними есть ещё несколько согласных. Вот и решили буквы на месте этих звуков писать, а звуки не произносить.

    В русском языке много слов, в которых есть подряд три согласных звука. Один согласный звук из трёх не произносится. Такие согласные звуки называются непроизносимыми.

    Прочитаем однокоренные слова. Найдём слова, в которых не все согласные звуки произносятся.

    Весть, известие, вестник, известный, известно.

    Звук [т] не произносится в словах ве [с’н’] ик, изве[сн]ый, изве[сн]о.

    Корень -вест- в однокоренных словах пишется одинаково.

    Грусть, грустит, грустно, грустный.

    Звук [т] не произносится в словах гру[сн]о, гру[сн]ый. Корень -груст- пишется одинаково.

    Букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук, будем подчёркивать одной чертой. Это орфограмма.

    вестник - весть

    грустный - грусть

    В этих словах ясно слышится звук [т’] на конце слова. Подчеркнём букву в проверочном слове двумя чертами.

    вестник - известие

    грустный - грустит

    В этих словах ясно слышится звук [т’], так как после согласного звука идёт гласный. Подчеркнём эти буквы двумя чертами.

    Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

    Проверочными могут быть однокоренные слова, в которых:

    — согласный звук ясно слышится на конце слова;

    — согласный звук ясно слышится, когда находится перед гласным.

    Попробуем решить новую орфографическую задачу знакомыми вам способами проверки корней.

    Измените слова по команде вопроса каков? Подберите однокоренное слово, отвечающее на вопрос что?

    чуде[сн]ый - чудесен, чудеса, чудесный интере[сн]ый - интересен, интерес, интересный сви[с’н’]ет - свист, свистнет у[сн]а я - уста, устная хру[сн]ула - хруст, хрустнула Во всех словах есть сочетание согласных [сн] или [с’н’].

    В словах чудесный, интересный между звуками [сн] нет непроизносимого звука [т], а потому нет и буквы т. В словах свистнет, устная, хрустнула есть непроизносимый согласный звук [т], есть и буква т.

    Как узнать, есть в слове непроизносимый согласный звук или нет?

    Прочитаем слова так, как мы их говорим. Вслушивайся в звуки в указанных местах.

    звёздн ое, грозн ый, поздн ий, праздн ик, проказн ик, чувств о, участв ую

    звё[зн]ое, гро[зн] ый, по[з’н’]ий, пра[з’н’]ик, прока[з’н’]ик, чу[ств]а, уча[ств]ую Что интересного в обозначении звуков [ств], [зн], [з’н’]?

    На месте звуков [ств] могут быть буквы ств, вств .

    На месте звуков [зн], [з’н’] могут быть буквы зн, здн.

    Примени знакомые способы проверки и докажи, что слова написаны правильно.

    звёздная - (что?) звезда, поздний - (что сделать?) опоздать, праздник - (каков?) празден

    В этих словах есть непроизносимый согласный звук, поэтому пишем букву д

    грозный - (что делать?) грозить, проказник - (что?) проказы

    В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому нет и буквы д

    В словах чувство, участвую поможет запомнить буквы словарь.

    Скажем эти слова и послушаем звуки: со[нц] е, се[рц]е.

    Узнаем нужные буквы с помощью однокоренных проверочных слов.

    Есть такие пословицы: «При солнышке тепло, при матери добро. Острое словечко колет сердечко ».

    солнышко, (какой?) солнечный - солнце

    сердечко, (какой?) сердечный - сердце

    В словах есть непроизносимые согласные звуки, они обозначены буквами Л, Д.

    Ты, наверное, удивишься тому, что слова крест и окрестность раньше были однокоренными. В древности в русском языке было слово окрест , что означало вокруг, около , на все четыре стороны. А окрестность - это место вокруг чего-то или по соседству с чем-то, например: город и его окрестности.

    Окрестность можно проверить словом окрест.

    Какие сочетания звуков при письме опасны?

    Непроизносимые согласные могут быть в таких сочетаниях звуков:

    [сн], [с’н’], [зн], [з’н’], [ств], [нц], [рц].

    При письме эти сочетания звуков опасны, так как может быть орфограмма: буква на месте непроизносимого согласного звука.

    Буквы непроизносимых согласных: Д, Т, В, Л.

    Запоминаем способы проверки:

    Властный, радостный, несчастный,

    и прелестный, и ненастный,

    доблестный, бескорыстный, честный.

    Этих слов не забывайте.

    При письме в них Т вставляйте.

    Решите орфографические задачи в словах с опасным сочетанием звуков [сн]. Старайтесь запомнить способы проверки.

    что?

    власт ный - (что?) власть

    радост ный - (что?) радость

    несчаст ный - (что?) несчастье

    прелест ный - (что?) прелесть

    ненаст ный - (что?) ненастье

    бескорыст ный - (что?) корысть

    доблест ный - (что?) доблесть

    чест ный - (что?) честь

    Вкусный, гласный, интересный,

    безопасный и небесный,

    и чудесный, и прекрасный,

    и ужасный, и напрасный.

    Этих слов не забывайте,

    букву Т в них не вставляйте. (Н. Бетенькова)

    Подберём однокоренные слова, которые отвечают на вопрос что? Изменим эти слова по команде вопроса каков?

    вкусный - (каков?) вкусен

    гласный - (что?) глас

    интересный - (каков?) интересен

    безопасный - (каков?) безопасен

    небесный - (что?) небеса

    чудесный - (что?) чудеса

    прекрасный - (каков?) прекрасен

    ужасный - (каков?) ужасен

    напрасный - (каков?) напрасен

    В этих словах нет непроизносимого согласного звука, поэтому буквы Т в них быть не должно.

    Размышляем над транскрипциями слов:

    Даны транскрипции слов. Почему в словах букв больше, чем звуков?

    [л’эс’н’ица] - лестница 7 звуков, 8 букв [м’эсный’] - местный 6 звуков, 7 букв [св’эрсн’ик] - сверстник 8 звуков, 9 букв

    В этих словах букв больше, чем звуков, так как один звук непроизносимый

    Слово лестница проверить нельзя.

    Местный проверим словом место .

    Слово сверстник образовалось от древнего русского слова верста , что означало возраст.

    А вот ровесник пишется без буквы Т. Написание слова надо запомнить.

    Заключение:

    Чтобы не ошибиться в написании слов с непроизносимыми согласными звуками, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы непроизносимый звук ясно слышался.

    Правописание непроизносимых согласных

    Если в слове встречаются несколько согласных звуков подряд (например, в слове ЧЕСТНЫЙ – СТН, ЗАВИСТЛИВЫЙ – СТЛ, АГЕНТСТВО – НТСТВ и т. п.), то один из них может не произноситься. Такой звук называется НЕПРОИЗНОСИМЫМ СОГЛАСНЫМ. Чтобы выяснить, имеется ли в слове непроизносимый согласный, нужно постараться подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится. Обычно для этого нужно, чтобы проверяемый согласный оказался перед гласным (ЧЕСТНЫЙ – ЧЕСТЕН) или в конце слова (ХРУСТНУТЬ – ХРУСТ).

    Рассмотрим в качестве примеров слова ЗВЕЗ(?)НЫЙ, ЧЕС(?)НЫЙ, УЖАС(?)НЫЙ и ОПАС(?)НЫЙ. Убедиться, что в слове ЗВЕЗДНЫЙ между буквами З и Н нужна буква Д, можно с помощью проверочного слова ЗВЕЗДА. В нем этот согласный звук слышится очень хорошо, поскольку за ним следует гласный звук – А. Слово ЧЕС(?)НЫЙ можно проверить словом ЧЕСТЬ, в котором согласный Т оказывается в конце слова.

    Слово ОПАСНЫЙ проверяется при помощи слова ОПАСЕН: выясняется, что в этом слове непроизносимого согласного нет. Для прилагательного УЖАСНЫЙ проверочным может служить слово УЖАС (конец слова) или УЖАСАТЬСЯ (позиция перед гласным). Оба проверочных слова указывают на то, что в этом слове нет непроизносимого согласного и «лишние» буквы писать не нужно.

    Кроме этого, необходимо запомнить несколько слов, которые не поддаются проверке. Их написание следует выучить.

    ПИШУТСЯ БЕЗ НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ

    1. Вопреки проверке без непроизносимых согласных пишутся слова БЛЕСНУТЬ (хотя БЛЕСТЕТЬ), СКЛЯНКА (хотя СТЕКЛО), СЕРЧАТЬ (хотя СЕРДИТЬСЯ), СКАТЕРКА (хотя СКАТЕРТЬ).

    2. Без непроизносимых согласных пишутся непроверяемые слова ШЕСТВОВАТЬ, ЯСТВА, РОВЕСНИК, ЛОСНИТЬСЯ.

    3. Пишется без непроизносимого согласного слово КОСНЫЙ, имеющее значение «отсталый, тяготеющий к старому, привычному» (косные убеждения).

    ПИШУТСЯ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ

    1. Вопреки проверке с непроизносимым согласным пишется слово ЛЕСТНИЦА (хотя ЛЕСЕНКА).

    2. С непроизносимым согласным пишутся непроверяемые слова ЧУВСТВО, СВЕРСТНИК.

    3. Пишется с непроизносимым согласным слово КОСТНЫЙ, образованное от слова КОСТЬ (костный мозг, костная ткань).

    Упражнение

    1. Есть здесь в каждом доме свой фатер, ужасно добродетельный и необыкновенно чес_н ый. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

    2. Он даже с Полиной небрежен до грубости; впрочем, с удовольствием уча_с твует в общих прогулках в город. (Ф. М. Достоевский, «Игрок».)

    3. Княгиня вздрогнула – глядит Испуганно кругом, Ей ужас сер_ц е леденит: Не все тут было сном! (Н. А. Некрасов, «Русские женщины».)

    4. Вы мне мерзки, гадки, чужой, да, чужой! – с болью и злобой произнесла она это ужас_н ое для себя слово «чужой». (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

    5. Он хотел только того, что получали его сверс_н ики. (Л. Н. Толстой, «Анна Каренина».)

    6. Хорхе Луис Борхес – живая легенда двадцатого века. Он родился в 1899 году – практически ровес_н ик века – в Аргентине.

    7. Есть где-то такое дерево, которое шумит вершиною в самом небе, и Бог сходит по нему на землю ночью перед светлым праз_н иком. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    8. Брат деда о. Павел рассказывал, что в молодости тот любил прихвас_н уть силой. Разгружают рожь - отодвинет работника, подставит плечо под пятипудовый мешок, другое - под второй такой же, и пойдет, не сгибаясь, к амбару. (А. Чудаков)

    9. Небо, зеленые и синие леса, люди, возы с горшками, мельницы – все опрокинулось, стояло и ходило вверх ногами, не падая в голубую прекрас_н ую бездну. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    10. Он попал в прожекторную команду и как-то ночью по ошибке осветил не вражеский, а свой самолет. Смершевцы не дремали - его арестовали тут же, ночь он провел в ихней арес_н ой землянке, а утром его расстреляли, обвинив в преднамеренных подрывных действиях против Красной Армии. (А. Чудаков.)

    11. Черти с собачьими мордами увивались около ведьм, будто парни около крас_н ых девушек. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    12. У бога есть длинная лес_н ица от неба до самой земли. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    13. Усталое со_н це уходило от мира, спокойно пропылав свой полдень и утро. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    14. Встают – встаю. Садятся – сяду. Стозначный номер помню свой. Лояльно благодарен Аду За звез_н ый кров над головой. (Г. Иванов)

    15. Я вас люблю, хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрас_н ый, И в этой глупости несчас_н ой У ваших ног я признаюсь! (А. С. Пушкин)

    16. Но вот почу_с твовала она, кто-то дернул ее за шитый рукав сорочки. (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    17. Дед, взявши за руку потихоньку, разбудил ее: «Здра_с твуй, жена! Здорова ли ты?» (Н. В. Гоголь, «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

    18. Когда Сухов являлся, он выходил и вежливо говорил: «Извините, у нас сегодня пос_н ое. С волчатиной в последнее время туговато». (А. Чудаков)

    19. Увы, закон земной свершая, В безвес_н ый мрак уйду и я, В ничто, где был ничем, не зная Ни слез, ни счастья бытия. (Дж. Н. Г. Байрон)

    20. Ссыльно–поселенцы с первых дней бывали буквально потрясены: они попадали в курортное место; их окружала Казахская складчатая страна: миллион гектаров леса, десять озер, прекрас_н ый климат. (А. Чудаков)

    21. Соглядатай праз_н ый, я ль не странен Дорогим мне пашням и лесам. (С. А. Есенин)

    22. Четыре деревни одна за другой однообраз_н о вытянуты вдоль улицы. (А. И. Солженицын)

    23. Одеяла она вытряхивала ежедневно во дворе, это надо было делать вдвоем, и бабка безжалос_н о отрывала всякого, кто случался дома, от его занятий. (А. Чудаков)

    24. Первые струи тумана еще только начинали просачиваться через решетку ограды, и видимость была прекрас_н ая. (А. и Б. Стругацкие)

    25. И вдруг снова, гораздо уже я_с твенней, чем прежде, донесся человеческий крик – команда или, может, ругательство... (В. Быков)

    26. Как редко, однако, встречается истинное сродство душ в наш убогий, кос_н ый, себялюбивый век! (Э. Т. А. Гофман)

    27. – А затем, – ответил Корнилов с великолепной легкостью, – затем, дорогой, что Ветзооинститут у нас покупает кос_н ый материал. (Ю. Домбровский)

    28. Для тайных дум я пренебрег И путь любви и славы путь, Все, чем хоть мало в свете мог Иль отличиться, иль блес_н уть… (М. Ю. Лермонтов)

    29. Часто по склону холма густорунные овцы пасутся, Медленно идя туда, куда их на пас_б ище тучном Свежая манит трава, сверкая алмазной росою; Сытые прыгают там и резвятся, бодаясь, ягнята. (Лукреций, «О природе вещей».)

    В русском языке существуют слова, у которых в корневой морфеме рядом сочетаются несколько согласных звуков. При этом в устном разговоре одна из этих букв выпадает, не произносится. К примеру, известный (звук «т»), сверстник (звук «т»), радостный (звук «т»), сердце (звук «д») и т.д.

    Филологи считают, что звук «т» является абсолютным чемпионом по своей непроизносимости. Слов с этой буквой, которую не слышно при разговоре, огромное множество, и большинство из них возможно проверить.

    Непроизносимые согласные буквы, лишившиеся в определенных сочетаниях звукового значения, в русском языке встречаются часто, хотя этот термин условный. Любой лингвист скажет, что буквы не произносятся вообще, а звуков таких не бывает.

    Кроме буквы «т» есть и другие непроизносимые согласные: это звуки «д», «в», «л».

    Орфография русского языка, учитывая их специфическую особенность, определяет правила для правописания таких звуков, исходя из действия морфологических принципов.

    Но как же правильно написать слово, в котором не слышится один из звуков, при этом неизвестно, есть ли он вообще или нет?

    Грамматика русского языка предполагает правило, определяющее правописание согласных.

    Для того чтобы узнать, пишутся ли непроизносимые согласные в корне, нужно изменить данное слово или подобрать к нему однокоренное, но так, чтобы проверяемая буква оказалась перед

    Например, вестник - известие, окрестность - перекресток, свистнуть - свистеть, свист, честный - с честью, яростный - яростью и т.д.

    Как видим, перед гласной эта непроизносимая согласная в корне отчетливо слышится: солнце - солнечно, грустный - грусть.

    Исключение в данном правиле составляют: блеснуть, хотя и проверяется - блестеть, плеснуть - плеск, лестница - лесенка. Эти слова нужно просто запомнить, так как они претерпели определенное историческое изменение.

    При этом необходимо также отличать такие слова, в которых непроизносимых согласных просто не существует, их нет. Например: гласный, вкусный, искусный, опасный, косный, ровесник, ужасный, словес-ность, чествовать, участвовать, яства, шествовать и т.п.

    Букву «т» в лестнице, «д» в празднике и «в» в чувстве нужно просто навсегда запомнить. Детям в школе преподаватели обычно предлагают следующие подсказки для легкого запоминания:

    ЛесТница получается из сТупеньки, сТупеньки, сТупеньки;

    ПразДник - это День раДости и поДарков;

    ЧуВства жиВут В нас, В нашем сердце.