Государственный контроль (надзор). Контрольно-надзорные органы РФ: список, права, полномочия и особенности Органы, осуществляющие контрольно-надзорную деятельность за соблюдением трудового законодательства

Осуществление государственного контроля, надзора муниципального или регионального предприятия направлено на выявление, предупреждение и пресечение нарушений установленных обязательных требований в сфере безопасности и качества, а также в области стандартизации изделий, работ, услуг. Нормативными актами определен порядок его проведения, а также круг субъектов, в чьи полномочия он входит. Рассмотрим далее, что собой представляет государственный надзор и контроль за соблюдением обязательных требований.

Общие сведения

Федеральный государственный контроль и надзор выполняется:

  1. У предпринимателей, юрлиц, разрабатывающих, изготавливающих, реализующих, эксплуатирующих, утилизирующих, хранящих и транспортирующих продукцию, предоставляющих услуги и производящих работы.
  2. В испытательных центрах (лабораториях).
  3. В ведущих деятельность по подтверждению соответствия.

Специфика

Идентичны по своему содержанию. Разница состоит в полномочиях лиц, их выполняющих. Надзор, в частности, распространяется на объекты, которые не находятся в ведомственном подчинении проверяющих структур. К примеру, служащие Госстандарта вправе посетить любое предприятие, функционирующее в сфере обслуживания или промышленности. Аналогичное правило действует и в отношении иных органов, обладающих правом административного надзора в конкретной области. Среди них, в частности, различные комитеты, службы, инспекции, действующие в сфере противопожарной безопасности, экологии, лекарственных веществ, охраны труда, горного дела, санитарно-эпидемиологического благополучия, морских, воздушных и речных судов, ветеринарии, строительства, торговли и так далее.

Цели

В настоящее время государственный надзор и приобретают социально-экономическую направленность. Это обуславливается тем, что основные его задачи связаны с проверкой строгого выполнения всеми экономическими субъектами установленных и обязательных для всех правил и норм, с помощью которых обеспечиваются интересы потребителей, защита имущества и здоровья населения, а также окружающей среды. В качестве ключевого направления следует назвать выявление, пресечение и предотвращение нарушений требований госстандартов и сертификации.

Нормативная база

Осуществление государственного контроля и надзора регламентируется в настоящее время на основании ФЗ "О техрегулировании", "О защите потребительских прав", "Об обеспечении единства измерений" и рядом других документов. Между тем на общественном обсуждении находится новый нормативный акт, обобщающий все положения и устанавливающий ключевые принципы выполнения проверок. Закон о государственном контроле и надзоре предположительно может вступить в силу 01.01.2017 г.

Структура деятельности

Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль в области обеспечения единых измерений, стандартизации и предусматривает проверку выполнения:

  1. Юрлицами и ИП установленных требований госстандартов к услугам, изделиям и работам.
  2. Правил по обязательной сертификации.
  3. Требований при аккредитации структур, выполняющих оценку соответствия производственных процессов, продукции и услуг действующим нормативам по безопасности и качеству.

В структуру работы входят мероприятия по проверке выпуска, состояния и применения измерительных средств, аттестованных методик, эталонов единиц величин, количества товара, отчуждаемого при совершении операций, объема фасованных изделий в упаковках различного типа. контроля и надзора наделяются и иными полномочиями. В частности, они осуществляют утверждение типов, поверку измерительных средств, эталонов в том числе, лицензирование деятельности по их производству и ремонту.

Объекты

Государственный контроль и государственный надзор направлен на:


Государственный контроль и государственный надзор выполняется для проверки выполнения индивидуальными предпринимателями и юрлицами:

  1. Обязательных требований на этапах разработки, подготовки изделий к производству, их выпуска, реализации, эксплуатации, транспортировки, хранения и утилизации.
  2. Правил подтверждения соответствия услуг, продукции, работ действующим нормам посредством принятия декларации.
  3. Порядка обязательной сертификации.

Уполномоченные инстанции

Государственный контроль и государственный надзор выполняется по правилам, установленным Госстандартом с учетом предписаний ФЗ, регламентирующего защиту прав юрлиц и предпринимателей в ходе проведения проверок. Уполномоченными структурами выступают:


Компетентные должностные лица

Служащими, уполномоченными выполнять госконтроль и надзор от лица органов сертификации, метрологии и стандартизации, выступают:

  1. Председатель Госстандарта. Он является главным госинспектором РФ по надзору за нормами и обеспечению единых измерений.
  2. Зампредседателя Госстандарта, руководитель подразделения. В их обязанности входит решение вопросов, связанных с организацией и выполнением контроля и надзора.
  3. Руководители центров сертификации, метрологии, стандартизации. Они являются главными госинспекторами регионов и их заместителями. Назначение их на должности и освобождение от них осуществляется председателем Госстандарта.
  4. Работники структурного подразделения - госинспекторы.
  5. Сотрудники отделов центров сертификации, метрологии, стандартизации.

Надзор за соблюдением норм и сертифицированной продукцией выполняют госинспектор либо комиссия, которую он возглавляет. Проверку выполнения правил сертификации производит группа, состав которой определяется председателем Госстандарта.

Дополнительные структуры

Госстандарт осуществляет координацию деятельности исполнительных институтов, в полномочия которых входи надзор за безопасностью и качеством услуг, изделий и работ. К таким структурам, в частности, относят:

  1. Госинспекцию по торговле, защите потребительских прав.
  2. Госкомитет по охране природы.
  3. Государственная санэпидемслужба. Она производит проверку выполнения нормативных предписаний при разработке, выпуске и эксплуатации всех типов продукции, импортируемой в том числе.

Общий порядок

Госконтроль и надзор осуществляется, согласно планам, которые утверждаются главными госинспекторами РФ и регионов. Деятельность ведется путем проведения выборочных проверок. Не чаще 1 р./год выполняются плановые мероприятия по госконтролю и надзору в отношении одного предпринимателя либо юрлица. Внеплановая работа производится в случаях:


Права уполномоченных служащих

Госинспекторы могут:

  1. Иметь доступ в производственные и служебные помещения предприятия или ИП с соблюдением порядка, установленного в нормативных актах.
  2. Получать от субъектов документацию, необходимую для выполнения проверочных мероприятий.
  3. Применять технические средства либо привлекать компетентных специалистов ИП или организации при осуществлении своих обязанностей.
  4. Проводить отбор проб/образцов услуг, изделий, работ, в соответствии с нормативной документацией, для проверки их соответствия.
  5. Получать экземпляры документации, необходимой для госнадзора и контроля, оформления полученных результатов.

Руководитель либо другое организации или ИП обеспечивает госинспекторам надлежащие условия для исполнения ими своих прямых обязанностей, согласно действующим нормативным предписаниям.




В соответствии со статьей 353 ТК РФ контроль за соблюдением работодателями (юридическими и физическими лицами) законодательства в сфере охраны труда осуществляют: 1) Органы, осуществляющие государственный надзор и контроль: -федеральная инспекция труда; -федеральные надзоры - органы исполнительной власти, осуществляющие функции надзора и контроля в определенной сфере деятельности; -органы прокураторы (Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры); 2) Органы, осуществляющие внутриведомственный государственный надзор и контроль: -органы исполнительной власти на федеральном уровне; -органы исполнительной власти на уровне субъектов Федерации; -органы местного самоуправления. 3) Органы, осуществляющие общественный контроль: -профессиональные союзы, инспектора труда (собственных инспекций труда), уполномоченные по охране.


В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года 78 «О Федеральной инспекции труда» (далее – Постановление 78) государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляются федеральной инспекцией труда, которая является единой федеральной централизованной системой государственных органов. Полномочия федеральной инспекции труда регламентированы также в статьях ТК РФ. Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 года 60 «Об утверждении перечня должностных лиц федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации), уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» установлен Перечень должностных лиц федеральной инспекции труда, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.27, статьей 5.42, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.


Государственные инспектора труда, являясь федеральными государственными служащими, несут, согласно статье 364 ТК РФ, ответственность за противоправные действия или бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации. Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях производства и на некоторых объектах промышленности помимо органов федеральной инспекции труда осуществляют также федеральные органы исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности


В ТК РФ выделены в статьях следующие виды надзора: Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности – статья 366 ТК РФ; Государственный энергетический надзор – статья 367 ТК РФ; Государственный санитарно- эпидемиологический надзор – статья 368 ТК РФ; Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью – статья 369 ТК РФ.


В соответствии со статьей 366 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере промышленной безопасности. Согласно части 1 статьи 366 ТК РФ Федеральный надзор в сфере промышленной безопасности следит за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности.


В соответствии с частью 1 статьи 367 ТК РФ государственный надзор за проведением мероприятий, которые обеспечивают безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей. В соответствии с частью 1 статьи 369 ТК РФ государственный надзор за соблюдением правил ядерной и радиационной безопасности осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за ядерной и радиационной безопасностью.


Должностные лица, которые осуществляют надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны информировать работников и работодателей о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах, если таковые имеются. Работники всех вышеперечисленных органов по надзору независимы и подчиняются только требованиям закона. Постановлением 401 регламентируется деятельность государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности, государственного энергетического надзора, государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.


В соответствии с указанным Постановлением 401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является: органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии; специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности; органом государственного горного надзора; органом государственного энергетического надзора.

Раздел III.

Формы оценки соответствия

Существуют следующие формы оценки соответствия продукции установленным требованиям: регистрация, испытания, подтверждение соответствия, аккредитация, государственный контроль (надзор), приемка и ввод в эксплуатацию и др. Процедуры оценки бывают предрыночные и рыночные. практика показывает, что целесообразно сочетать предрыночные и рыночные способы оценки.

Глава 7. Анализ проекта, одобрение и утверждение типа, регистрация

Анализ проекта – это его проверка с целью установить соответствие продукции требованиям, в том числе требованиям безопасности. Анализ проекта проводится для сложных технических изделий

Одобрение– Это разрешение

–на выход продукции или процесса на рынок,

–на использование продукции по заданному назначению.

В разных областях деятельности применяют синонимы: разрешение, утверждение типа, утверждение средств измерения. Выдает «одобрение» уполномоченный орган.

Регистрация –это форма предрыночной оценки соответствия, осуществляемая органом власти на основании документов заявителя и предусматривает включение этой продукции в реестр.

Регистрацию применяют для пищевых продуктов, тары, контактирующей с пищевыми продуктами, для медицинской техники и т.д.

Глава 8. Государственный контроль и надзор

Одна из форм оценки соответствия – это контроль и надзор.

Международный опыт госконтроля.

Контроль за рынком осуществляется в сфере обращения и имеет целью соблюдение требований директив всеми участниками рынка (поставщики, изготовители и продавцы, включая импортеров)

Контроль и надзор – самостоятельные виды деятельности.

Надзор – обязанность государства . Для этого оно назначает официальные органы. Их наделяют полномочиями. Они должны быть компетентны, соблюдать принцип пропорциональности.

Контроль поручают контрольному органу. Он действует от имени заказчиков, ими могут быть администрация или частные организации. К контрольным органам предъявляется требование независимости, компетентности, беспристрастности. что подтверждается процедурой их аккредитации. Контрольный орган осуществляет свою деятельность на основе договора при условии, что он не участвовал в подтверждении соответствия продукции данной организации.



За рубежом совместную деятельность госконтроля и надзора объединяют термином мониторинг рынка.

Цель надзора :

Соблюдение обязательных требований

Защита потребителей и др. от недобросовестной конкуренции

Принципы надзора

Граждане имеют право на эквивалентный уровень защиты

Надзор основан на принципе пропорциональности

Надзор должен вестись недискриминационно

Соблюдают принцип презумпции соответствия

Продукция подлежит надзору, если она сертифицирована добровольно

Статус субъектов надзора.

Надзор–обязанность госорганов.

Надзор за продукцией может быть разделен между несколькими органами.

Должны быть органы, отвечающие за надзор (госорганы)

Органы, подтверждающие соответствие, не должны надзирать.

Права органов надзора

Организовывать проверки через произвольные интервалы времени.

Посещать коммерческие и промышленные помещения и хранилища.

Посещать места, где продукция вводится в эксплуатацию, если требуется.

Отбирать образцы и подвергать их проверке и испытаниям.

Требовать всю необходимую информацию.

Обязанности и ответственность органов надзора

Должен иметь квалифицированный персонал.

Должны иметь испытательную базу.

Должен сохранять тайну.

Объект надзора –продукция

При выявлении несоответствия могут быть приняты следующие решения.

Запрет на поставку.

Отзыв продукции с рынка.

Уничтожение опасной продукции.

Кроме того, суд может наложить штраф или конфисковать прибыль

Создаются системы сбора и оповещения о случаях появления опасной продукции.

Государственный контроль (надзор) в РФ

Контроль (надзор) осуществляется за соблюдением технических регламентов.

Он осуществляется как проверка выполнения требований технических регламентов продукции или связанных с ней процессов ЖЦП. В отношении продукции контроль и надзор – только на стадии обращения.

Госконтроль (надзор) – одна из форм оценки соответствия наряду с подтверждением соответствия, аккредитацией и осуществляется федеральными органами исп. власти, органами власти субъектов РФ и подведомственными им гос. учреждениями.

Основные принципы контроля:

– открытость нормативных и правовых актов,

– устранение в полном объеме органами надзора нарушений, если жалобы потребителя признаны судом,

– недопустимость взимания платы, кроме платы за испытания,

– недопустимость отчислений от сумм, взысканных с лиц в счет надзора,

– соответствие предмета проверки компетенции органа надзора,

– проведение контроля уполномоченными лицами органов госконтроля,

– возможность обжалования действий контроля,

– недопустимость совмещения органа контроля и органа сертификации,

– недопустимость внебюджетного финансирования органов контроля,

– презумпция добросовестности предпринимателя – т.е. на органы контроля возлагается обязанность доказательства вины.

Если установлена опасность товара, необходимо известить приобретателей, принять меры по недопущению вреда, включая отзыв с рынка в соответствии с законодательством.

Госконтроль осуществляется федеральными органами исп. власти, органами власти субъектов РФ и подведомственными им гос. учреждениями, т.е. законом предусмотрена множественность контролирующих органов. Эти органы устанавливает либо президент, либо правительство.

Законом. установлены следующие полномочия органов:

– требовать декларацию или сертификат;

– осуществлять мероприятия по контролю;

– выдавать предписания об устранении нарушений;

– направлять в органы сертификации информацию о необходимости приостановки или прекращения действия сертификата;

– выдавать предписание о прекращении или приостановке декларации;

– привлекать изготовителя к ответственности в соответствии с законом.

Кроме гос. надзора, контроля есть еще метрологический контроль , надзор. Они проводят плановые мероприятия, но не чаще одного раза в два года.

Внеплановые проверки проводят органы надзора в случае:

– получения информации об аварийных ситуациях;

– при обращении граждан с жалобами. Анонимки не учитываются.

Если достоверность о несоответствии продукции установлена, то орган контроля в течение 10 дней выдает предписание изготовителю о разработке программы мероприятий и принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

Основание – невыполнение предписания.

Если ответчик не выполняет решение суда, истец вправе сам.

При необходимости принятия незамедлительных мер орган контроля вправе:

– выдать предписание о приостановке реализации продукции;

– информировать приобретателей.

По результатам контроля оформляют акт установленной формы. К нему прилагается акт отбора образцов, протоколы, экспертиза

За нарушение требований закона об отзыве может быть применено уголовное преследование.

Законом предусмотрена ответственность за нарушение правил выполнения работ по обязательной сертификации. Для органов по сертификации и их должностных лиц эта ответственность наступает только в случае, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции не соответствующей регламенту .

Ранее ответственность наступала при выявлении самого факта нарушения правил сертификации. Для ИЛ ответственность наступает за недостоверные или необъективные результаты.

В уголовный кодекс нужно внести изменение, что ответственность наступает не за нарушение ГОСТов, а за нарушение регламентов.

Выводы

1. Контроль за рынком осуществляется в сфере обращения

2. За рубежом понятия контроль и надзор разведены и рассматриваются как самостоятельные виды деятельности

3. Надзор–обязанность государства, поэтому оно назначает свои органы.

4. Контроль поручается контрольному органу от имени заказчиков, которыми могут быть административные органы или другие организации

5. Инспекторы посещают места сбыта продукции. Могут быть приняты решений: запрет на поставку, отзыв продукции, уничтожение

6. Информация. Создаются системы сбора информации и оповещения потребителей.

7. В РФ контроль осуществляется только за соблюдением регламентов, на стадии обращения на рынке.

8. Основанием для обращения в суд является невыполнение предписания о разработке программы мероприятий, невыполнение программы

9. ОС несут ответственность за нарушение правил, если нарушение повлекло выпуск продукции не соответствующей требованиям регламента.

Контрольные вопросы.

1. Цели и принципы надзора в международной практике

2. Обязанности и ответственность органов надзора

3. Какой документ служит основанием для надзора в ЕС?

4. Принципы осуществления надзора

5. Полномочия органов надзора

6. Что такое презумпция добросовестности?

7. Что является для принудительного отзыва продукции?

Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.

16 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

6 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Утверждён состав подгруппы по вопросам материально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

6 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Утверждён состав подгруппы по вопросам процессуально-правового обеспечения реализации механизма «регуляторной гильотины» при рабочей группе по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

21 марта 2019 , Система государственного контроля и надзора Об изменениях в применении риск-ориентированного подхода при отдельных видах государственного контроля Постановление от 21 марта 2019 года №289. В связи с изменениями в законодательстве в сфере контрольно-надзорной деятельности утверждены списки видов федерального государственного контроля, в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, и видов регионального государственного контроля, при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке. Цель принятых решений – совершенствование деятельности контрольно-надзорных органов, применение методов оценки рисков в целях снижения общей административной нагрузки на субъектов предпринимательской деятельности, в том числе на региональном уровне.

29 января 2019 , Система государственного контроля и надзора О действиях по снижению административных издержек субъектов предпринимательской деятельности при проведении проверок Распоряжение от 19 января 2019 года №35-р. Список информации, которую контрольно-надзорные органы могут получать при организации и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без запроса такой информации у проверяемых лиц, дополнен ещё 48 позициями. Это сведения, находящиеся в распоряжении 26 федеральных органов исполнительной власти. Принятое решение позволит снизить административные издержки субъектов предпринимательской деятельности, так как им не придётся предоставлять документы и информацию, уже имеющиеся в распоряжении госорганов.

25 декабря 2018 , Система государственного контроля и надзора Президент России подписал разработанный Правительством Федеральный закон об отмене плановых проверок при федеральном государственном контроле в области регулируемых государством цен Федеральный закон от 25 декабря 2018 года №480-ФЗ. Проект федерального закона был внесён в Госдуму распоряжением Правительства от 16 июня 2018 года №1196-р. В соответствии с федеральным законом, в случаях, установленных федеральными законами или положением о виде федерального государственного контроля, отдельные виды государственного надзора могут осуществляться без проведения плановых проверок. Устанавливаются особенности организации и проведения в 2019–2020 годах плановых проверок при государственном и муниципальном контроле в отношении субъектов малого предпринимательства.

1