Какой стадии конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства и общие правила рассмотрения дел в конституционном суде рф

"Стадии конституционного судопроизводства - относительно обособленная совокупность действий Конституционного Суда участников конституционного судопроизводства, связанная с разрешением конкретной правовой ситуации. Совокупность последовательно сменяемых друг друга стадий собственно и составляет конституционное судопроизводство".

Выделяют несколько таких стадий:

внесение обращения в Конституционный Суд РФ;

предварительное рассмотрение обращения;

принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;

подготовка к разбирательству;

непосредственно разбирательство;

исполнение решения Конституционного Суда.

Центральной С.к.с, связанной с рассмотрением всех обстоятельств дела и уяснением на этой основе правовой позиции сторон, является стадия разбирательства в Конституционном Суде. Как правило, данная стадия имеет форму устного разбирательства. Судебное разбирательство согласно ст. 60 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", начинается с сообщения судьи-докладчика о поводах и основаниях к рассмотрению дела, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых в связи с подготовкой дела к рассмотрению. При этом судья-докладчик должен воздерживаться от того, чтобы в какой-либо форме излагать собственную позицию по рассматриваемому делу. После доклада судьи Суд заслушивает предложения сторон, устанавливает порядок исследования вопросов дела. Составными частями последующего разбирательства являются: объяснения сторон, заключение эксперта, показания свидетелей, исследование документов, заключительные выступления сторон. По завершении исследования вопросов дела председательствующий в судебном заседании объявляет об окончании слушания дела. Конституционный Суд вправе отложить разбирательство, если сочтет рассматриваемый вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, непредоставления необходимых Суду документов и др.

На каждой из стадий разбирательство должно укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее двух месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении дела к слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда РФ.

На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.

В РФ, понятие, принципы, стадии рассмотрения обращений регламентируются федеральным законом. В нормах предусмотрен строгий процессуальный порядок принятия заявлений, проверки правильности их оформления, разбирательства по существу и вынесения постановлений. Рассмотрим далее.

Общие сведения

Конституционные суды существуют более 70 лет. В России этот орган был учрежден сравнительно недавно по решению Съезда депутатов 19 декабря 1990-го г. С этого момента начала формироваться в стране. Сегодня такие органы действуют республиках Башкортостан и Татарстан, в Дагестане, Удмуртии, Саха (Якутии), Коми, Бурятии, Чечне, Карелии. В Свердловской области функционирует Уставный суд.

Специфика

Возникновение Конституционного суда сложно представить в условиях тоталитарного режима. В недалеком прошлом такие институты не вписывались в политические структуры, не проводившие четкого разделения власти на ветви. Формированию (в числе прочего) мешала централизация госуправления. В настоящее время в России взят четкий курс на общедемократические ценности. Именно поэтому стало возможно создание Конституционного суда. Он выполняет важнейшие функции в правовом государстве.

Понятие стадий конституционного судопроизводства

Деятельность КС, как выше было сказано, четко регламентируется законодательством. Нормами определены этапы, в рамках которых совершаются конкретные процессуальные действия. Схема стадий конституционного судопроизводства включает в себя:

  1. Внесение обращения.
  2. Предварительное рассмотрение.
  3. Принятие/отклонение обращения.
  4. Подготовка к разбирательству.
  5. Рассмотрение обращения по существу.
  6. Обсуждение, голосование и вынесение решения.
  7. Обнародование, опубликование и вступление в действие постановления.
  8. Исполнение решения.

Внесение обращений

Первой стадией конституционного судопроизводства является направление жалобы, ходатайства или запроса. Обращение должно соответствовать предписаниям, предусмотренным в ФЗ. Закон устанавливает основания, по которому дело принимается к рассмотрению. В качестве них выступают:

  1. Выявленная неопределенность в вопросе соответствия Конституции закона, иного правового акта, договора между органами госвласти, не вступившего в действие международного соглашения.
  2. Обнаруженное противоречие в позициях сторон, касающихся принадлежности полномочия в рамках споров о компетенции.
  3. Выявленная неопределенность в понимании конституционных положений.
  4. Выдвижение Госдумой обвинения Президенту в госизмене либо совершении другого преступления тяжкого характера.

Обращения направляются в КС в письменной форме. Они должны быть подписаны управомоченным субъектом. Законом предусмотрена обязательность уплаты госпошлины.

Предварительное рассмотрение

На этой осуществляется регистрация обращений. Председатель КС в установленном порядке направляет поручения одному или нескольким должностным лицам об изучении поступивших материалов. На это судьям отводится не больше 2-х мес. Предварительное рассмотрение - обязательный этап. По окончании этой составляется заключение. Оно докладывается на пленарном заседании.

Принятие/отклонение обращения

Соответствующее решение принимается на пленарном заседании. Для этой стадии конституционного судопроизводства в РФ отводится не больше месяца. Исчисление срока начинается с даты окончания предварительного рассмотрения обращения. О решении, которое принято на заседании, уведомляются стороны разбирательства. Отклонение заявления, ходатайства, запроса допускается, если:

  1. Разрешение вопроса по существу не относится к компетенции КС.
  2. Обращение, согласно требованиям ФЗ, не допустимо.
  3. По данному вопросу ранее было принято решение, сохраняющее силу.

От этого зависит возможность перехода на следующие какой-либо стороны (или обеих сторон).

Подготовка к разбирательству

На этой назначается один либо несколько докладчиков. В процессе изучения обращения и последующей подготовки к разбирательству, уполномоченное лицо запрашивает необходимые материалы, поручает выполнение проверок, экспертиз, исследований. Он может воспользоваться консультациями специалистов и направить запросы. Докладчик и председатель заседания устанавливает круг лиц, которые подлежат вызову, дают распоряжения об извещении субъектов о времени и месте слушания, направлении им материалов дела.

Разбирательство

Руководство заседанием осуществляет председательствующий. Он удостоверяется в явке сторон, проверяет полномочия их представителей. При отсутствии кого-либо из участников или соответствующих прав выступать от чьего-либо лица, обсуждается вопрос о возможности разбирательства. Сторонам и представителям разъясняются обязанности и ответственность. В соответствии с Регламентом КС, на заседании ведется протокол. В нем фиксируется процесс и результаты слушания.

Председательствующий исключает из разбирательства все, что не относится к делу. Он предоставляет судьям и участникам процесса возможность высказаться. При этом председательствующий вправе прервать выступающего, лишить слова, если кто-либо самовольно нарушает последовательность. Изучение дела по существу начинают с сообщения докладчика об основаниях и поводах к рассмотрению, сути вопроса, содержании материалов и мерах, которые были предприняты на подготовительной стадии конституционного судопроизводства . Председательствующий предлагает участникам процесса дать пояснения, привести юридические аргументы, обосновывающие их позиции. Кроме этого, заслушиваются эксперты, свидетели, изучаются дополнительные документы. Все материалы, исследованные в заседании, приобщаются к делу в заверенных копиях или подлинниках. По завершении исследования сторонам предлагается выступить с заключительным словом. Если после этого Суд сочтет необходимым выяснить какие-либо дополнительные факты, имеющие значение для рассмотрения дела, исследовать новые материалы, выносится решение о возобновлении процесса. Прекращение разбирательства имеет место, если по ходу разбирательства будут обнаружены основания для отказа к принятию обращения. После признания изучения вопросов оконченным объявляется об окончании слушания.

Принятие решения

Итоговое постановление выносится Судом в рамках закрытого совещания. При обсуждении участвуют только должностные лица КС, рассматривавшие дело. В совещательной комнате допускается присутствие сотрудников, обеспечивающих протоколирование. В процессе обсуждения судьи вправе свободно выразить свое мнение и просить других членов коллегии уточнять их выводы. В фиксируются вопросы, выставленные на голосование, а также результаты его проведения. Акт подписывается всеми судьями и оглашению не подлежит.

Виды решений

Итоговый акт по существу любого вопроса, приведенного в п. 1-4 ч. 1 ст. 3 ФКЗ "О конституционном суде", называется постановлением. Оно выносится от имени Российской Федерации. Заключительное решение по существу рассмотренного запроса о выполнении установленного порядка выдвижения против Президента обвинений в госизмене или ином тяжком деянии, называется заключением. Все прочие акты, вынесенные КС, именуются определениями.

Оглашение, опубликование, вступление в действие решений

Провозглашение актов осуществляется в открытом заседании незамедлительно после подписания. Заключения и постановления КС в двухнедельный срок должны быть направлены:


Решение могут направляться и иным органам, организациям, должностным лицам, общественным объединениям или гражданам. Заключения и постановления должны быть незамедлительно опубликованы в официальных изданиях госорганов федеральной, региональной власти, которых указанные акты касаются. Решения печатаются и в "Вестнике КС". Акты, принятые Судом считаются окончательными, и не подлежат обжалованию. Вступление в действие осуществляется сразу после провозглашения.

Исполнение

Решение КС должно быть выполнено незамедлительно после опубликования или вручения официального его текста. Иные сроки могут специально оговариваться непосредственно в акте. Невыполнение, ненадлежащее исполнение или создание препятствий для реализации решений Конституционного Суда влечет ответственность, предусмотренную в федеральном законодательстве.

Понятие стадии судебного конституционного процесса. Значение стадийности в судебном конституционном процессе. Стадии устного (полного) и письменного (усечённого) производства.

Внесение обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Обращение как повод к рассмотрению дела. Виды обращений: запрос, ходатайство, жалоба. Общие требования к содержанию обращения, его реквизиты и приложения. Отзыв обращения.

Рассмотрение обращения Секретариатом Конституционного Суда Российской Федерации. Основания уведомления заявителя Секретариатом о несоответствии его обращения требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и его юридические последствия.

Предварительное изучение обращения судьёй (судьями) Конституционного Суда Российской Федерации.

Заседание Конституционного Суда Российской Федерации о принятии обращения к рассмотрению. Основания отказа в принятии обращения к рассмотрению.

Назначение дела к слушанию. Основания для разрешения дела без проведения слушания.

Подготовка дела к слушанию, к разрешению дела без проведения слушания. Судья-докладчик, его права и обязанности.

Судебное слушание и его этапы. Подготовительная часть судебного слушания. Порядок исследования вопросов дела. Заключительные выступления сторон. Возобновление рассмотрения дела после заключительных выступлений сторон. Отложение рассмотрения дела. Прекращение производства по делу. Окончание слушания дела. Порядок проведения заседания по разрешению дела без проведения слушания.

Провозглашение, вступление в силу и опубликование итогового решения Конституционного Суда Российской Федерации. Опубликование и вступление в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, принятого по итогам разрешения дела без проведения слушания. Исправление неточностей в решении.



Исполнение решения Конституционного Суда Российской Федерации.

2.2. Особенности производства в Конституционном Суде
Российской Федерации по отдельным категориям дел

Тема 9. Производство по делам о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними*

Сущность и значение дел о соответствии Конституции Российской Федерации нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Тема 10. Производство по делам о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации

Сущность и значение дел о соответствии Конституции Российской Федерации не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Случаи обязательного конституционного контроля международных договоров.

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Тема 11. Производство по делам по спорам о компетенции

Сущность и значение дел по спорам о компетенции.

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Субъекты права на обращение с ходатайством.

Допустимость ходатайства.

Пределы проверки.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Тема 12. Производство по делам о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан

Сущность и значение дел о конституционности законов по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Субъекты права на обращение с жалобой.

Допустимость жалобы. Возможные последствия принятия жалобы к рассмотрению.

Пределы проверки.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Тема 13. Производство по делам о конституционности законов по запросам судов

Сущность и значение дел о конституционности законов по запросам судов.

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Субъекты обращения с запросом.

Допустимость запроса. Последствия внесения запроса.

Пределы проверки.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Тема 14. Производство по делам о толковании Конституции Российской Федерации

Сущность и значение дел о толковании Конституции Российской Федерации

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Субъекты права на обращение с запросом.

Допустимость запроса.

Пределы толкования.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Тема 15. Производство по делу о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления

Сущность и значение дела о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Объект и предмет рассмотрения по делу.

Субъект права на обращение.

Допустимость запроса.

Пределы проверки.

Итоговое решение по делу и его юридические последствия.

Конституционный Суд может отказать в принятии обращения к рассмотрению в тех случаях, когда:

разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду;

обращение в соответствии с требованиями закона о Конституционном Суде не является допустимым;

по предмету обращения Конституционным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Не позднее месяца с момента принятия обращения дело по этому обращению назначается к слушанию в пленарном заседании или в заседаниях палат суда. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта решения Конституционного Суда, а также изложения материалов в заседании Суд назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

В заседании в качестве участников процесса принимают участие стороны, их представители, свидетели, эксперты, переводчики. Сторонами в конституционном судопроизводстве являются заявители – органы или лица, направившие в Конституционный Суд обращение; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Стороны обладают равными процессуальными правами.

Порядок ведения заседания Конституционного Суда детально регулируется Законом «О Конституционном Суде», в частности главой 7 и Регламентом Конституционного Суда. Можно выделить следующие стадии судебного заседания в Конституционном Суде:

1) открытие заседания председательствующим, сообщение о том, какое дело подлежит рассмотрению, проверка явки участников процесса, разъяснение сторонам и их представителям их прав и обязанностей, а другим участникам процесса – их прав, обязанностей и ответственности (статья 57 Закона);

2) сообщение судьи-докладчика о поводах и основаниях к его рассмотрению, существе вопроса, содержании имеющихся материалов и мерах, предпринятых по подготовке дела к рассмотрению; заслушивание предложений сторон и принятие решения о порядке исследования вопросов дела (статья 60 Закона);

3) заслушивание объяснений сторон (статья 62 Закона);

4) заслушивание заключений эксперта (статья 63 Закона);

5) заслушивание показаний свидетелей (статья 64 Закона);

6) исследование документов (статья 64 Закона);

7) заключительное выступление сторон (статья 65 Закона).

По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления именуется заключением.

Решение суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, а решение о толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего числа судей. В случае равенства голосов решение считается принятым в пользу конституционности оспариваемого акта, а решение по спорам о компетенции во всех случаях принимается большинством голосов.

Итоговое решение подписывается всеми судьями, принимавшими участие в голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит опубликованию вместе с решением Суда, а мнение о несогласии с большинством судей подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании суда немедленно после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых касается принятое решение. Решения публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Решение Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.

В случае если Конституционный Суд Российской Федерации признал закон, примененный в конкретном деле, не соответствующим Конституции Российской Федерации, данное дело подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. Таким образом, восстанавливаются нарушенные конституционные права граждан либо предотвращается угроза применения закона, противоречащего Конституции РФ.

Толкование Конституции РФ данное Конституционным Судом, является официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.


2. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.

3. Постановление КС от 27.12.99 №19-П.// Вестник КС РФ. 2000. №1.

4. Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2006.

5. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. – М.: Юристъ, 2007.

6. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М.: Изд-во МГУ, 2006.

7. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №6.


Боботов С.В. Конституционная юстиция (сравнительный анализ). М., 2004. С. 65.

Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №6. С. 4.