Кто разрабатывает антитеррористический паспорт объекта. Что такое паспорт антитеррористической защищенности школы или объекта культуры? Разработка и образец паспорта антитеррористической защищенности

Образец паспорта антитеррористической защищенности объекта представляет собой информационно-справочный документ, позволяющий определить степень соответствия этого объекта предъявляемым требованиям по его защите от действий экстремистских групп или иных антиобщественных актов.

Общие сведения

Паспорт антитеррористической защищенности объекта содержит информацию, предназначенную для официального, должностного пользования субъектами государственной власти. Основной целью данного документа считается обеспечение всеми необходимыми сведениями по осуществлению борьбы с нападениями, проведению мероприятий по предупреждению, ликвидации или сведению к минимуму последствий актов экстремизма. Паспорт антитеррористической защищенности включает также информацию о правилах оказания помощи пострадавшим от незаконных действий, а также проведения ответных операций.

Основные задачи

Паспорт антитеррористической защищенности способствует:


Разработка документа

Паспорт антитеррористической защищенности составляется на уровне административного отдела объекта с привлечением, в случае возникновения необходимости, экспертного учреждения. Поручительство за полноту и достоверность информации, указанной в документе, в полной мере несет руководитель отдела безопасности предприятия либо заместитель руководителя администрации объекта. Антитеррористический паспорт подлежит обязательному согласованию с органами МЧС, МВД и ФСБ на территориальном уровне. Срок действия документа с момента его принятия составляет 2 года, после чего его необходимо переоформить.

Форма документа

Наличие паспорта по антитеррористической защищенности считается обязательным условием для объектов с повышенным риском возникновения экстремистских проявлений. К таковым относятся как стратегически важные объекты Российской Федерации, так и места с высокой численностью пребывания людей (от 200 человек и выше). Так, паспорт антитеррористической защищенности учреждения культуры, как и любой другой организации, должен содержать типовую инструкцию по организации защитных мер от экстремистских угроз.

Внесение изменений

При необходимости информация, которую содержит паспорт антитеррористической защищенности, может быть изменена или дополнена. В этом случае коррективы вносятся в каждый экземпляр документа с указанием причин их возникновения и даты внесения.

В паспорт антитеррористической защищенности обязательно вносятся поправки в таких случаях:


Структура документа

Вне зависимости от того, составляется ли паспорт антитеррористической защищенности школы либо любой другой организации, инструкция включает в себя следующие разделы:

  1. Оглавление.
  2. Общие сведения.
  3. Раздел о персонале.
  4. Анализ и моделирование ситуаций, схожих с актами терроризма.
  5. Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования организации.
  6. Силы и средства охраны.
  7. Ситуационные планы.
  8. Системы жизнеобеспечения.
  9. Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, а также органами надзора.
  10. Перечень тех источников, из которых была взята информация.

Важные нюансы для обеспечения защиты объекта от терроризма

Для надежной организации безопасности следует учесть некоторые моменты:

  1. Как показывают факты, наибольшее количество террористических действий осуществляется исполнителями на хорошо изученных ими объектах с тщательно прослеженной спецификой и характером производства. Это значительно облегчает подготовку незаконных актов, позволяет применить подходящие средства для совершения преступных действий, найти своих единомышленников и соучастников. Именно поэтому экстремисты предпочитают исполнять противозаконные действия на местах своей настоящей или прежней работы, где они имеют ряд знакомых.
  2. Террористы постоянно совершенствуют план подрыва, используют труднораспознаваемую тактику действий, стараются замаскировать их под чрезвычайные ситуации и аварии, которые произошли в результате недочетов в технологическом процессе или в силу неумышленных действий сотрудников предприятия. Также нередко незаконная деятельность осуществляется на специально подобранных участках организации, где уничтожаются следы применения или используются устройства дистанционного и замедленного действия.

Признаки возможной подготовки противоправного действия

Существует ряд критериев, по которым можно выявить риск возникновения террористической угрозы:

  1. Проявление лицами необоснованно повышенного интереса к определенным моментам деятельности объекта, изучение характера обстановки в его окружении.
  2. Частое появление посторонних лиц, составление ими схем, проведение подозрительной видео- или фотосъемки.
  3. Излишний интерес к сотрудникам службы охраны с выяснением служебной или
  4. Замечено проникновение неуполномоченных лиц в подвал или на чердак объекта.
  5. Попытка прохода неизвестных на территорию объекта по документам, проверка которых не дает информации об их предъявителе.
  6. Предоставление посетителем недостоверных личных данных администрации и персоналу предприятия.
  7. Попытка пронести сверток, пакет, посылку на территорию объекта через сотрудника предприятия за денежное вознаграждение.
  8. Интерес лиц к системе пропускного режима предприятия, охраны, изучение уязвимых участков.
  9. Выяснение информации о возможности создания аварийной ситуации и последствиях применения взрывчатых веществ в условиях данного объекта.
  10. Создание предпосылок для вывода оборудования из строя и затрудняющих ликвидацию аварий.
  11. Обнаружение на месте возникновения аварии различных подозрительных приспособлений.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.

Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

С апреля 2015 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)», которое внесло существенные изменения в действующий порядок по разработке Паспорта АТЗ.

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ:

Категорирование объектов по степени потенциальной опасности с 10 апреля 2015 г.

Всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой. Государственный контроль за исполнением данного Постановления теперь возложен на МВД.

Объекты делятся на 3-и категории:

  • место массового пребывания людей 1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;
  • место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;
  • место массового пребывания людей 3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта а антитеррористической защищенности, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты.

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму». Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности.

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться.

Надо понимать, что в Федеральным законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова:

  1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д.

  1. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон.

  1. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта. Так же, согласно статья 3 ПП РФ от 25 декабря 2013 г. N 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В основном по России паспорт нужно согласовывать со следующими ораганами: МВД (ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ) , МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС). Так же, в соответствии с данной статьей, каждое муниципальное образование определяет какие органы государственной власти затрагиваются, по этому могут потребоваться дополнительные согласования с: Главой муниципального образования, Антитеррористической комиссией.

  1. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 5-ти. Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем согласований.

  1. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования.

Наиболее часто встречающийся порядок разработки:

  • Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;
  • Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;
  • Проводится обследования;
  • Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности;
  • Разрабатывается паспорт антитеррора;
  • Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.
  1. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности:

  • изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;
  • изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;
  • при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;
  • на основании рекомендаций антитеррористической комиссии муниципального образования, управления по делам ГО и ЧС/МЧС, отделения Управления ФСБ РФ, ОВД, направленных руководителю объекта в письменной форме;
  • при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;
  • при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;
  • при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;
  • при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;
  • не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. N 693н/604/403 «Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений»;

Объекты уголовно-исполнительной системы — ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций — ПП РФ от 29.08.2014 г. N 875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ПП РФ от 03.12.2014 г. N 1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации — Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства спорта — а) ПП РФ от 06.03.2015 г. N 202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»; б) <Письмо> Минспорта России № ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 «Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта»; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

Объекты таможенных органов — ПП РФ от 05.12.2014 г. N 1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;

Объекты министерства связи — ПП РФ от 30.10.2014 г. N 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Субъекты РФ и муниципальные образования — Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. N 484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Объекты министерства регионального развития РФ — ПП РФ от 28.08.2014 г. N 872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Розничные рынки — ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;

Объекты массового пребывания людей — ПП РФ №272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Мы хотим подвести итог

Если Вы прочитали все от начала до конца, то наверняка поняли насколько несовершенно законодательство по данной услуге. Но можем Вас заверить, что наши специалисты разработают и согласуют именно так, как требуется в Вашем регионе. Мы давно разрабатываем паспорта антитеррористической защищенности и всегда держим марку.

Разработаем и согласуем паспорт антитеррористической защищенности для Вас в короткие сроки

Для различных зданий, сооружений и территорий, предназначенных для торговли - магазина, автосалона, супермаркета, торгового и торгово-развлекательного центра, крытого и открытого рынка и многих других - требуется разработка и оформление паспорта безопасности торгового объекта .

Основными особенностями этого документа выступают:

  1. Форма и правила ПБТО установлены ПП №1273, которое принято 19.10.2017 года.
  2. Перед оформлением паспорта требуется проведение процедуры категорирования. Она проводится специальной комиссией, которая создается владельцем после включения здания или территории в перечень объектов, подпадающих под действие №35-ФЗ.
  3. Функции по составлению данного перечня возложены на органы региональной власти, действующие по согласованию с подразделениями силовых ведомств - Росгвардии, ФСБ и МЧС.

Классификация торговых объектов по категориям:

  • 1-я категория . Число людей, которые могут пострадать во время террористического акта превышает 1 тысячу или (и) возможный финансовый ущерб равняется 50 млн. руб. или более;
  • 2-я категория . Число людей, которые могут пострадать, находится в пределах 200 - 1 000 человек или (и) потенциально возможный ущерб находится на уровне от 15 млн. до 50 млн. руб.;
  • 3-я категория . Число людей, которые могут пострадать в случае теракта равняется 50-200 чел., а размер потенциального материального ущерба составляет от 5 млн. до 15 млн. руб.

Согласование ПБТО

Паспорт безопасности объекта торговли согласовывается с руководителями следующих структур:

  • территориальное подразделение ФСБ;
  • региональное управление вневедомственной охраны или Росгвардии;
  • территориальное подразделение МЧС;
  • исполнительный орган госвласти региона РФ или глава муниципалитета.

Паспорт безопасности ММПЛ (места массового пребывания людей) необходимо оформляться для различных заведений общепита, офисных зданий, бизнес-центров, административных построек и других объектов и территорий, на которых в процессе эксплуатации или при проведении каких-либо мероприятий могут находиться 50 и более работников и посетителей.

Особенности паспорта безопасности ММПЛ:

  1. Основанием для разработки документа выступает ПП №272, датированное 25.03.2015 года, с изменениями, внесенными 19.01.2018 года.
  2. Перед оформлением паспорта осуществляется категорирование места массового пребывания людей. Оно проводится комиссией, которая создается по решению руководителя муниципалитета или исполнительного органа госвласти в регионе после включения объекта или территории в соответствующий перечень.
  3. Перечень ММПЛ формируется органами государственной или муниципальной власти совместно с региональными подразделениями силовых ведомств - МЧС, Росгвардии, МВД и ФСБ.
  • 1-я категория - максимальное количество людей, единовременно находящихся на объекте, превышает 1 тысячу;
  • 2-я категория - количество людей, пребывающих на объекте, находится в пределах от 200 до 1 тысячи;
  • 3-я категория - количество людей, находящихся на территории объекта, больше 50, но меньше 200.

Согласование ПБ ММПЛ

Паспорт безопасности, разработанный для ММПЛ, согласовывается с региональными руководителями 4-х силовых ведомств - МВД, МЧС, Росгвардии или ВОХР и ФСБ. После этого документ утверждается руководителем исполнительного органа муниципальной или государственной власти.

Эксплуатация объектов, используемых для размещения людей - гостиниц, хостелов, отелей, детских лагерей, санаториев и пансионатов, оздоровительных комплексов и т.д. - предусматривает разработку паспорта безопасности гостиницы и других средств размещения .

Особенности документа:

  1. Правила составления, предъявляемые требования и форма паспорта безопасности для подобных объектов установлена ПП №447, принятым 14.04.2017 года.
  2. В случае, если гостиница или другой объект отнесен к местам массового пребывания людей, используются форма и требования к паспорту безопасности, установленные ПП №272, которое датируется 25.03.2015 года.
  3. Для остальных объектов указанной направленности осуществляется категорирование, которое проводится комиссией. Она назначается ответственным лицом и включает в состав представителей двух силовых ведомств - ФСБ и Росгвардии.
  4. Для гостиниц, которым присваивается 4-я категория, разработка паспорта безопасности не требуется.
  • 1-я категория . Число пострадавших вследствие террористической атаки превышает 1 тысячу человек или/и величина материального ущерба равняется 800 млн. руб. и больше;
  • 2-я категория . Число возможных пострадавших из-за атаки террористов или чрезвычайной ситуации находится между 200 и 1 тысячей человек, а величина финансовых потерь - между 150 млн. и 800 млн. руб.;
  • 3-я категория . Число потенциально возможных пострадавших равняется 50-200 человек, величина материальных потерь равняется 50-150 млн. руб.;
  • 4-я категория . Число пострадавших не превышает 50 человек, а величина ущерба - 50 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности гостиницы согласовывается с руководителями территориальных подразделений 2-х силовых ведомств - ФСБ и Росгвардии или вневедомственной охраны.

Паспорт безопасности требуется для эксплуатации следующих объектов, используемых для проведения различных мероприятий спортивной и физкультурной направленности: стадионы, фитнес-клубы, тренажерные залы, спортивные комплексы, игровые площадки и т.д.

Особенности разработки паспорта безопасности для объекта спорта :

  1. Основанием для составления документа выступает ПП №202, датированное 06.03.2015 года, с изменениями, которые были внесены ПП №107, принятым 06.02.2018 года.
  2. Перед разработкой паспорт безопасности проводится присвоение объекту категории опасности. Для этого создается комиссия, в которую входит ответственное лицо эксплуатирующей организации, а также представители региональных подразделений ФСБ и Росгвардии.
  3. Открытые плоскостные сооружения относятся к объектам 4-й категории.

Классификация объектов спорта по категории опасности:

  • 1-я категория. Включает объекты с числом пострадавших, превышающим 500 человек и возможным материальным ущербом на сумму более 500 млн. руб.;
  • 2-я категория. Число потенциально возможных пострадавших равняется 101-500 человек, а размер финансовых потерь - 100-500 млн. руб.;
  • 3-я категория. Число пострадавших находится в пределах от 31 до 100 человек, размер материальных потерь - 30-100 млн. руб.;
  • 4-я категория. Число пострадавших не превышает 30 человек, а размер экономического ущерба - 30 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности спортивного объекта согласовывается с руководителями региональных подразделений ФСБ и Росгвардии (вневедомственной охраны).

Использование объектов, подведомственных ФАНО (Федеральному агентству научных организаций), требует разработки паспорта безопасности .

Особенности документа :

  1. Требования к паспорту безопасности объектов ФАНО и форма документа утверждены ПП №239, принятым 28.02.2017 года.
  2. Разработке паспорта безопасности предшествует процедура присвоения объект категории. Она осуществляется комиссией, создаваемой по решению руководителя организации, владеющей или управляющей объектом.
  • 1-я категория. Максимально возможное число пострадавших в случае чрезвычайной ситуации или террористической атаки превышает 500 человек, а размер финансовых потерь - 50 млн. руб.;
  • 2-я категория. Число пострадавших в случае указанных инцидентов находится в пределах между 50 и 500 человек, а размер экономического ущерба - между 1 млн. и 50 млн. руб.;
  • 3-я категория. Потенциально возможное число пострадавших не превышает 50 человек и/или размер финансовых потерь составляет до 1 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности объекта ФАНО должен быть согласован с руководителями региональных подразделений 3-х силовых структур - МЧС, ФСБ и Росгвардии.

Паспорт безопасности объекта культуры разрабатывается для зданий, сооружений и прилегающих к ним территории, которые относятся к ведению Минкультуры России, а также других организаций, которые работают в области культуры.

Особенности документа :

  1. Основанием для составления паспорт безопасности объекта культуры является ПП №176, принятое 11.02.2017 года.
  2. Оформлению документа предшествует присвоение объекту категории, исходя из потенциального уровня опасности. Для этого создается комиссия, включающая ответственное лицо представителя эксплуатирующей организации или правообладателя, а также представителей органов госуправления или местной власти, ФСБ и Росгвардии.

Классификация объектов по уровню опасности:

  • 2-я категория. Число пострадавших находится в пределах между 50 и 500 человеками, а размер материального ущерба - между 1 млн. и 50 млн. руб.;
  • 3-я категория. Число потенциальных пострадавших не превышает 50 человек и/или размер финансовых потерь - менее 1 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности объекта культуры должен быть согласован с руководителями территориальных подразделений Росгвардии (вневедомственной охраны) и ФСБ.

Эксплуатация зданий, сооружений и территорий, которые являются подведомственными объектами различным органам государственной и муниципальной власти и используются в образовательных и научных целях, требует оформления паспорта безопасности образовательного учреждения .

Особенности документа :

  1. Требования к форме и содержанию паспорт безопасности образовательного учреждения определены положениями ПП №1235, принятого 07.10.2017 года.
  2. Процедуре оформления документа предшествует присвоение объекту категории опасности. Для этого из представителей эксплуатирующей организации или правообладателя, а также сотрудников региональных подразделений ФСБ, МЧС и Росгвардии формируется специальная комиссия.

Классификация объектов по уровню опасности:

  • 1-я категория. Число возможных в случае террористической атаки пострадавших превышает 500 человек и/или размер финансово-экономических потерь больше 50 млн. руб.;
  • 2-я категория. Число пострадавших находится в пределах между 100 и 500 человеками, а размер материального ущерба - между 5 млн. и 50 млн. руб.;
  • 3-я категория. Число потенциальных пострадавших не превышает 100 человек и/или размер финансовых потерь - менее 5 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности образовательного учреждения должен быть согласован с руководителями региональных подразделений 3-х силовых структур - ФСБ, Росгвардии и МЧС.

Паспорт безопасности медицинского учреждения оформляется для всех объектов, которые используются в медицинских и оздоровительных целях. При этом они могут находиться в ведении как различных государственных структур, так и частных организаций. К этой же категории объектов относятся учреждения, ведущие фармацевтическую деятельность.

Особенности документа :

  1. Требования к содержанию и форме паспорта безопасности медицинского учреждения установлены ПП №8, которое датируется 13.01.2017 года.
  2. Перед оформлением документа осуществляется категорирование объекта, которое проводится специально созданной комиссией, в которую входят представители эксплуатирующей организации, Минздрава или других органов государственной или местной власти, а также региональных подразделений ФСБ, МЧС и Росгвардии.

Классификация объектов по уровню опасности:

  • 1-я категория . Число пострадавших вследствие террористической атаки превышает 1000 человек или/и величина материального ущерба равняется 100 млн. руб. и больше;
  • 2-я категория . Число возможных пострадавших из-за атаки террористов или чрезвычайной ситуации находится от 500 до 1000 человек, а величина финансовых потерь - между 50 млн. и 100 млн. руб.;
  • 3-я категория . Число пострадавших от 50 до 500 человек, а величина ущерба - 50 млн. руб.
  • 4-я категория. Прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый максимальный материальный ущерб по балансовой стоимости – менее 30 млн. рублей.

Согласование документа

Паспорт безопасности медицинского учреждения предусматривает согласование с руководителями региональных подразделений Росгвардии (вневедомственной охраны) и ФСБ.

Эксплуатация объектов, которые находятся в распоряжении Управления делами Президента РФ, предусматривает разработку паспорта безопасности .

Особенности документа :

  1. Форма и содержание паспорта безопасности объектов этого типа установлены ПП №293 (ДСП), которое было принято 09.04.2016 года.
  2. Категория опасности присваивается комиссией, которая создается приказом руководителя организации-правообладателя и включает представителей эксплуатирующей организации и территориальных подразделений Росгфвардии, МЧС и ФСБ.

Классификация объектов по уровню опасности:

  • 1-я категория. Число возможных в случае террористической атаки пострадавших превышает 100 человек и/или размер финансово-экономических потерь больше 50 млн. руб.;
  • 2-я категория. Число пострадавших находится в пределах между 50 и 100 человеками, а размер материального ущерба - между 5 млн. и 50 млн. руб.;
  • 3-я категория. Число потенциальных пострадавших не превышает 50 человек и/или размер финансовых потерь - менее 5 млн. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности объектов, подведомственных Управлению делами Президента должен иметь согласования руководителей региональных подразделений ФСБ, МЧС и Росквардии (вневедомственной охраны).

Паспорт безопасности объектов промышленности необходимо разрабатывать для зданий и сооружений, которые находятся в ведении Минпромторга России и относятся к числу стратегических, особо важных, режимных или опасных производственных объектов.

Особенности документа :

  1. Требования к содержанию и форме паспорта безопасности объектов промышленности содержатся в ПП №1413 (ДСП), которое принято 18.12.2014 года.
  2. Процедуре разработки паспорта безопасности предшествует присвоение объекту категории безопасности. Для этого создается комиссия, в которую входят представители эксплуатирующей организации, а также территориальных подразделений ФСБ, Росгвардии и МЧС.
  3. Перечень объектов, для которых требуется разработка паспорта безопасности, составляется Минпромторгом РФ.

Классификация объектов по степени потенциальной опасности:

  • категория В (уровень опасности - высокий) . Включает объекты с возможным числом пострадавших, составляющим от 50 до 500 человек и/или потенциальным размером ущерба, находящимся в пределах от 5 млн. до 500 млн. руб. Все объекты этой категории делятся на три подгруппы - В1, В2 и В3 - когда наносится ущерб, соответственно, федерального, межрегионального и регионального масштаба;
  • категория С (уровень опасности - средний) . Относятся объекты с возможным числом пострадавших от 10 до 50 человек и/или размером ущерба в пределах 100 тыс.-5 млн. руб. Объекты делятся на две подгруппы - С1 и С2 - когда наносится ущерб межмуниципального и муниципального масштаба;
  • категория Н (уровень опасности - низкий) . Возможный ущерб носит локальный характер с возможным числом пострадавших, не превышающим 10 человек, и/или уровнем финансовых потерь менее 100 тыс. руб.

Согласование документа

Паспорт безопасности объекта промышленности должен иметь согласования с руководителями региональных подразделений МЧС, ФСБ и Росгвардии (вневедомственной охраны).

Паспорт является документом для служебного пользования, поэтому каждый экземпляр пронумеровывается и прошивается. Паспорта составляются в печатном виде. Не допускаются рукописные исправления. Все схемы и планы утверждаются на объекте и оформляются в по ГОСТу. Оформляются Паспорта строго в соответствии со структурой, установленной Постановлениями или Приказами, под требования которых попадает объект (Москвы, Московской области и Российской Федерации).

Как правильно выбрать нужное постановление или приказ при разработке паспорта?

При выборе нужного нормативно-правового акта для разработки паспорта нужно учитывать род деятельности и место расположения объекта. В каждом нормативно-правовом акте четко указаны критерии объектов, подлежащих паспортизации. Держателями реестров паспортов являются разные ведомства и Министерства, в зависимости от Приказа или Постановления, под требования которых подходит объект, поэтому один объект может подходить как под постановления Москвы или Московской области, так и под Постановления Российской Федерации.

Как организовать категорирование объекта (территории)?

Межведомственная комиссия по обследованию объекта (территории) создается решением должностного лица, которое осуществляет руководство за деятельностью юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), или решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположен объект (территория), в зависимости от Постановления или Приказа, под критерии которого попадает объект (территория).

В состав комиссии включают (по согласованию) представителей соответствующих территориальных органов безопасности и Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствии стихийных бедствий, а также представители органов исполнительной власти субъектов РФ. К работе комиссии по необходимости привлекаются в качестве экспертов представители организаций, которые специализируются в области безопасности.

В чем состоит отличие Паспорта антитеррористической защищенности от Паспорта безопасности?

Существуют различные руководящие документы, устанавливающие структуру, наличие и содержание Паспорта антитеррористической защищенности (Паспорта безопасности). Они зависят от объекта, его организационно-правовой структуры, территориального размещения и ведомственной принадлежности. Так как все объекты разные, следовательно и характер возможных угроз отличается. В зависимости от расположения или рода деятельности организации, характерны различные акты незаконного вмешательства. На основе этого различные ведомства и администрации субъектов составляют руководства по разработке Паспортов. Но только в отдельных руководящих документах – это Паспорт антитеррористической защищенности, а в других - Паспорт безопасности.

Организация находится в Московской области. Мы не являемся торговым объектом, местом общепита и бытовых услуг, это офисное здание. Должны ли мы разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Федеральный закон РФ №35 от 26.02.2006 "О противодействии терроризму" дает определение антитеррористической защищенности объекта (территории):"Это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек". Из этого следует, что Паспорт антитеррористической защищенности является частью общего комплекса мер по противодействию терроризму, а так как Ваш объект является местом массового скопления людей, его разработка необходима.

Я руководитель небольшой гостиницы. Номерной фонд составляет всего 14 номеров. Должен ли я разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности?

1. Для Москвы: руководитель гостиничного предприятия независимо от формы собственности, величины и организационно-правовой формы должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 15 ноября 2006 г. N 2335-РП "Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы".

2. Для Московской области: руководитель гостиничного предприятия должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности для помещения, которое содержит не менее 5 номеров и используется для предоставления услуг размещения, руководствуясь Постановлением Правительства МО от 26 апреля 2012 г. N 590/15 «О паспорте антитеррористической защищенности коллективного средства размещения, расположенного на территории Московской области».

Кто должен составлять паспорт безопасности для мест массового пребывания людей?

Паспорт безопасности составляется на все места массового пребывания людей после того, как объект будет включен в соответствующий перечень, его обследования и категорирования комиссией.

Порядок такой:

  • составление 5 экземпляров паспорта;
  • согласование с руководителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС;
  • утверждение руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположен объект.

Кто составляет перечень мест массового пребывания людей?

Организацию мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности выполняют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС.

Кто проводит обследование и категорирование мест массового пребывания людей?

Для проведения данного мероприятия решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования) создается межведомственная комиссия. В состав комиссии входят собственник (правообладатель) места массового пребывания людей, представители территориальных органов ФСБ, МВД, МЧС. Председатель комиссии - руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования).

Каким образом осуществляется категорирование и обследование мест массового пребывания людей?

В зависимости от количества человек, находящихся одновременно в месте массового пребывания людей при определенных условиях, выделяют следующие категории:

  • 1 - более 1000 человек;
  • 2 - от 200 до 1000 человек;
  • 3 - от 50 до 200 человек.

Для расчета количества людей проводится мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на обследуемой территории в течение 3 дней, в том числе в рабочие и выходные (праздничные) дни.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования в 5 экземплярах. Его подписывают все члены комиссии. Акт является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Какие обязательные мероприятия должны выполнять правообладатели мест массового пребывания людей?

Независимо от установленной категории ко всем местам массового пребывания людей предъявляются следующие требования:

  • наличие системы видеонаблюдения, которая должна обеспечивать непрерывный мониторинг за обстановкой на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;
  • наличие системы оповещения и управления эвакуацией, способной обеспечить оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Это автономная система, она не совмещена с ретрансляционными технологическими системами;
  • мощность и количество оповещателей должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории;
  • наличие системы освещения;
  • должна быть организована физическая охрана. К этому могут быть привлечены различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • пути эвакуации должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств;
  • места массового пребывания людей 1 и 2 категории должны быть оборудованы информационными стендами (табло), на которых должна отображаться схема эвакуации при возникновении ЧС, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Согласно постановлению Правительства РФ No 272 от 25.03.2015, выдвигающему требования к мерам по предотвращению террористических нападений в местах скопления людей, а также в зданиях и кварталах, которые в обязательном порядке охраняются полицией, и одновременно оговаривающему, как должны выглядеть паспорта безопасности, выдаваемые для подобных сооружений и площадок,

зафиксированы:

  • показатели, по которым определяется уровень защиты от террористов тех мест, где может одновременно находиться множество людей;
  • вид паспорта безопасности мест массового нахождения людей;
  • требования к уровню защиты от террористов участков и сооружений, которые в обязательном порядке охраняются полицией.

Паспорт антитеррористической защищенности включает информацию о том, в какой степени объект защищен от чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны нападениями террористов. Под объектом понимается место, в котором могут в большом количестве собираться люди. Показатели вместимости объектов, на основании которых принимается решение о разработке паспорта АТЗ, приводятся ниже.

Для каких объектов должны создаваться антитеррористические паспорта:

  • зданий, где располагаются органы управления государственными структурами, хозяйствующими субъектами, общественными учреждениями, а также административных объектов;
  • сооружений медицинского назначения, то есть больниц, госпиталей, поликлиник и т. п.;
  • воспитательных и учебных заведений, к которым относятся университеты, институты, вечерние и общеобразовательные школы, детсады и колледжи;
  • органов социального обслуживания;
  • объектов для профессиональных и любительских занятий спортом, например, стадионов, футбольных площадок и бассейнов;
  • организаций культурного профиля: музеев, театров, сельских клубов, киноконцертных залов и т.п.;
  • мест гостевого пребывания, — таких, как санатории, дома творчества, гостиницы;
  • областей скопления торговых точек (рынков);
  • учреждений коммерческого характера, — супермаркетов, универсамов, универмагов, моллов, и т.п.;
  • заведений общепита, — закусочных, кафе, пельменных, ресторанов и т.п.

Кому необходим антитеррористический паспорт

Антитеррористический паспорт необходим всем объектам, приведенным в списке, и подобным им. Однако в эту спецификацию необходимо внести некоторые уточнения.

Местами массового скопления людей являются те, которые могут вместить 50 человек и более. Антитеррористический паспорт должен разрабатываться именно для тех объектов, вместимость которых превышает пятьдесят человек.

Для торгово-розничных объектов существует критерий, согласно которому их площадь должна быть не менее тысячи квадратных метров.

Объект общепита должен вмещать пятьдесят и более посетителей.

Классификация учреждений по уровню опасности

Согласно правительственному постановлению от 10 апреля 2015 года, учреждения, способные вместить более пятидесяти человек сразу, подлежат классификации. Этот документ имеет силу для сооружений, которым была присвоена категория по признаку массового пребывания людей, а также сооружений, охраняемых полицией.

Категория присваивается по итогам работы особой комиссии. После того, как будет определена категория, нужно будет по новому образцу оформить паспорт АТЗ (антитеррористической защищенности). При этом имеющийся паспорт должны будут заменить не все объекты, а лишь те, которые получат такое указание. Контроль за исполнением постановления осуществляет МВД.

  • В первую категорию входят все объекты, вместимость которых превышает тысячу человек.
  • Во вторую категорию входят объекты, на которых одновременно могут находиться от двухсот до одной тысячи человек.
  • В третью категорию входят объекты, вместимость которых составляет от пятидесяти до двухсот человек.

Для чего разрабатывается паспорт АТЗ

При возникновении на объекте нештатной ситуации информация, которая будет внесена в паспорт антитеррористической защищенности, понадобится сотрудникам полиции, органам безопасности, а также пожарным и спасателям. Правильное заполнение паспорта АТЗ позволит ответственной за сохранность объекта организации существенно сэкономить на штрафах, тщательно продумать и проработать свои действия в случае террористических нападений, а также сделать все возможное для их предотвращения.

Во время подготовки паспорта сооружение оценивается с точки зрения его защищенности от террористических атак, а также имеющихся там возможностей для предотвращения подобных нападений. Одновременно оценке подвергаются предпринятые собственником объекта меры, направленные на уменьшение ущерба здоровью людей в чрезвычайных ситуациях. Сооружение подвергается тщательному изучению, обдумываются вероятные сценарии нештатных ситуаций, рассчитываются оптимальные варианты их предотвращения и устранения.

По этой причине необходимо как можно серьезней отнестись к подготовке паспорта, а собранные для его заполнения сведения регулярно анализировать и при необходимости корректировать.

Подготовка паспорта АТЗ

Подготовить этот документ и заполнить его в соответствии со всеми требованиями будет непросто. Изложенная ниже информация прояснит целый ряд аспектов, которые следует учитывать при разработке паспорта АТЗ.

В документ должна быть внесена следующая информация:

  • для чего именно разрабатывается паспорт АТЗ;
  • сведения о корректировке внесенной в паспорт информации;
  • информация о профиле объекта, его расположении, графике приема посетителей, наличии арендаторов площадей, и, если такие имеются, то сведения о них; также дается характеристика окружающих объект кварталов, приводятся обычная и наибольшая посещаемость;
  • сведения о штатных сотрудниках, включающие штатное расписание и общее количество арендаторов, их перечень с адресами и телефонами, наибольшее число одновременно присутствующих на объекте сотрудников, включающее персонал, нанятый арендаторами;
  • моделирование и анализ возможных нештатных ситуаций, сведения об имевших место подобных случаях и описание ситуаций, которые могут произойти на данном объекте;
  • меры, принятые для того, чтобы повысить защищенность объекта: информация о проведенных учениях, об установленных средствах контроля за сооружением и его безопасностью, о готовности к устранению вероятных последствий нештатных ситуаций и о способах донесения информации до ответственных за состояние объекта сотрудников;
  • информация об относящемся к объекту земельном участке, а именно: имеющихся там искусственных препятствиях для доступа извне, средствах защиты и их способности противостоять нападениям, работающих там системах связи;
  • поэтажные планы и схемы эвакуации при пожаре, а также описания канализационных, отопительных, водопроводных систем и существующих инженерных коммуникаций;
  • перечень коммуникаций и оценка их защищенности от незаконного использования;
  • сведения о наличии связи со службами надзора и охраны, номера телефонов ответственных сотрудников;
  • список литературных источников, применявшихся при оформлении паспорта АТЗ;
  • вывод об уровне защищенности объекта и перечень мероприятий, необходимых для его повышения;
  • дополнительные сведения: поэтажные планы, предложения по повышению уровня защищенности, схемы эвакуации посетителей при пожаре и т.п.

Каким штрафом облагаются ответственные лица в случае отсутствия у объекта паспорта АТЗ

Согласно КоАП, юридические лица штрафуются на 250-500 тысяч рублей, а должностные лица – на 25-50 тысяч рублей.