Куда направить запрос о разъяснении 275 фз. Гособоронзаказ

Главным нормативным документом в сфере регулирования государственного оборонного заказа является Федеральный закон № 275-ФЗ.

Его положения определяют порядок подготовки, размещения и фактическое выполнение гособоронзаказа. В статьях закона прописаны основы регулирования, методы определения цен на услуги и товары, ответственность и пр.

Вконтакте

Что такое государственный оборонный заказ

Согласно ст. 3 Закона, государственным оборонным заказом (ГОЗ) признается поручение от имени государства организации (предприятию, учреждению) поставить товары, выполнить работы или оказать услуги для целей сохранения уровня безопасности и обороноспособности страны.

Поручение на выполнение продукции дается посредством выбора через закрытые или открытые торги, аукционы, тендеры и пр. Заказчик заключает с победителем договор на поставку товаров, выполнение работ.

В роли заказчика выступают уполномоченные органы, перечень которых определяется Правительством РФ.

Учитывая узкую специализацию предприятий оборонного производства, для них может вводиться режим обязательного привлечения сторонних организаций для выполнения ГОЗ.

В последней редакции закона от 29.07.2017 г. контролирующий орган ведет реестр организаций, привлеченных к административной ответственности за уклонение или отказ от заключения договора на оборонный заказ.

275 ФЗ

Действие Закона направлено на регулирование взаимодействия в области ГОЗ:

  1. Порядок формирования, принятия и размещения госзаказов.
  2. Права и обязанности заказчика и исполнителей.
  3. Банковское сопровождение контракта.
  4. Методы определения цен и их виды.
  5. Государственный контроль, включающий порядок проведение проверок, предоставления информации, функции и полномочия соответствующего госоргана.
  6. Рассмотрение дел по нарушениям закона о госзаказе.

Закон содержит следующие принципы определения цены:

  • для всех участников соблюдается равные права и условия;
  • уменьшение затрат при выполнении заказа;
  • получение ;
  • подтверждение всех затрат исполнителя;
  • предупреждение коррупции.

Как работать с гособоронзаказом

Организация, выполняющая оборонный заказ, обязана вести раздельный бухгалтерский учет, обособлено учитывать доходы и расходы по каждому контракту.

Если выполнением ГОЗ заняты не все работники предприятия, то для них ведется отдельный табель.

Когда контрактов несколько, каждому присваивается уникальный код, по которому определяется сам ГОЗ и платежи по нему.

Исполнителем открывается спецсчет. Согласно разъяснениям, все расходы по контракту ведутся только через такой счет. В распоряжении для перечисления сумм указывают код контракта.

Основной исполнитель может привлекать к работе дополнительные организации и заключать с ними договоры. Стоит учесть, что все исполнители по одному заказу объединяются в кооперацию, что облегчает контроль для Заказчика.

Исполнитель производит товары (работы, услуги) и поставляет их Заказчику. После происходит оплата и возмещение организации понесенных расходов на сырье. Возмещение обязательно должно быть согласовано в контракте и устанавливаться в пределах цены заказа.

Учитывая комментарии, финансово-хозяйственная деятельность по оборонному заказу должна закрепляться в учетной политики организации:

  • распределение расходов на подготовку, сырье, производство, транспорт и пр.;
  • порядок учета затрат на специальные услуги или работу;
  • решение о необходимости образования ремонтного фонда;
  • общехозяйственные затраты.

Перечень уполномоченных банков по ГОЗ

Все исполнители ГОЗ должны работать через специальный счет в банке. Счет открывается в уполномоченном банке, который определяется основным исполнителем заказа .

Основной целью создания системы уполномоченных банков является перечисление средств исключительно по контракту гособоронзаказа.

Сегодня в список таких банков входят:

  • Сбербанк;
  • Газпробанк;
  • Россельхозбанк;
  • АКБ «Новикомбанк»;
  • Банк «Санкт-Петербург» и пр.

Изменения списка публикуются на официальном сайте Центробанка.

Основными критериями включения в список банков являются:

  1. Доля государственного участия 50 и более процентов.
  2. Уставной капитал от 100 млрд. рублей.
  3. Широкая сеть представительств.

Заключение

Итак, деятельность организации по выполнению ГОЗ регулируется специальными нормами права, при несоблюдении которых установлена ответственность. Открытие спецсчета, раздельный бухучет, своевременное исполнение обязательств по контракту принесет прибыль и не приведет к нарушению закона.

Смотрите видео, в котором разъясняются особенности работы с гособоронзаказом в 2018 году:

Тему этой статьи нам подсказал крупный поставщик, который участвует в таких закупках и жалуется на нехватку субподрядчиков для исполнения контрактов. Речь шла не о поставках редких металлов или секретных приборах. Заказчикам по 275-ФЗ нужны продукты, канцелярские товары, оргтехника, но неопытных участников отпугивают особенные условия участия. Но, может, все не так страшно?

Кто может участвовать в закупках оборонки?

Как в других госзакупках, участвовать может любое юридическое лицо, которое:

  • не имеет задолженностей по налогам,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • не состоит в РПН.

Есть нюанс в терминах. Подрядчик в законе назван «головным исполнителем» или «исполнителем первого уровня», а субподрядчик — «исполнителем второго уровня». Участвовать в закупке (и быть головным исполнителем) не могут индивидуальные предприниматели, физические лица и иностранные организации. Все исполнители одного контракта называются «кооперацией».

Чем отличаются условия участия?

Заказчиками по 275-ФЗ могут быть Министерство Обороны РФ, МВД, ФСБ, ФСИН, Роскосмос, Росатом. К ак и остальные госзаказчики, они публикуют закупку, выбирают способ определения поставщика, назначают НМЦ. Есть несколько важных отличий.

  • Финансовая прозрачность сделки в цепочке «заказчик-банк-подрядчик-субподрядчики»,
  • Строгое обоснование цены контракта,
  • Отчетность «по первому требованию» перед заказчиком и ФАС.

Все денежные расчеты — только через уполномоченный банк

Это значит, вам нужно будет открыть расчетный счет в одном из специально отобранных банков. Все расчеты с заказчиком и субподрядчиками будут проходить через него. Головной исполнитель выбирает банк из списка и для себя, и для исполнителей второго уровня. Если в контракте будут субподрядчики, им тоже нужен счет в этом конкретном банке.

Список банков на сайте ЦБ РФ:

  1. Банк ВТБ (ПАО)
  2. ПАО Сбербанк
  3. Банк ГПБ (АО)
  4. ОАО «АБ «РОССИЯ»
  5. АКБ «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (ПАО)
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК»
  7. ОАО «Банк Москвы»
  8. АО «Россельхозбанк»
  9. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

На каждый контракт— отдельный счет

Для каждого нового выигранного контракта нужно открывать отдельный счет. То же самое предстоит сделать субподрядчикам второго и третьего уровня, которых вы привлекаете к исполнению. Про остальные уровни субподряда в законе не сказано.

Все счета в рамках контракта связаны одним идентификатором, по которому банк и ФАС будут отслеживать денежные транзакции. Банк отправляет всю информацию по счету в единую информационную систему гособоронзаказа. После завершения контракта банк закрывает счет.

Со счета, на который заказчик перевел деньги головному исполнителю, можно переводить деньги только на счета подрядчиков в этом же банке или на другие банковские счета, но только для ограниченного числа операций:

    Вывести прибыль после исполнения госконтракта (обосновывающий документ для банка — договор, договор-счет, акт принятых работ, товарная накладная),

    После исполнения контракта возместить затраты поставщика на покупку материалов за счет собственных средств (расходы должны быть обоснованны),

    Выплачивать зарплату (перевести деньги можно на обычный расчетный счет, к которому был прикреплен зарплатный проект),

    Платить налоги и сборы,

    Оплачивать непредвиденные расходы на сумму не больше 3 млн рублей в месяц. Из этой суммы можно платить субподрядчикам, у которых нет счетов в банке, или оплачивать незапланированные командировочные, транспортные расходы и т. п.

Закон запрещает использовать полученные по госконтракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа. После завершения контракта ими можно распоряжаться по своему усмотрению.

Вашу цену будут проверять

Закон запрещает включать в себестоимость лишнее. Для выполнения контракта по 275-ФЗ надо «резать» себестоимость на всем, чем можно. Например, если вы используете доставку автомобильным транспортом, то нужно документально доказать, почему нельзя было сделать это более дешевым железнодорожным, иначе разницу придется вернуть.

Нельзя устанавливать цену выше рыночной. Вам нужно будет обосновать предложенную цену за продукцию, если она больше чем на 5% превышает цену, рассчитанную с применением индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности.

В тексте договора придется раскрыть такую информацию:

  • размер прибыли: себестоимость товара и сколько вы заработаете на его поставке,
  • размер затрат, понесенных за счет собственных средств. Например, использование складских запасов или закупка впрок. Без указания этих данных при закрытии договора с заказчиком, вы не сможете получить этих денег.
Совет. Учитывая, что прибыль и затраты за счет собственных средств вам возместят только после закрытия контракта, а не этапа, выгоднее заключать договор на каждый этап в отдельности.

Все данные по контракту открыты ФАС

В 275-ФЗ у ФАС больше полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа нужно предоставить документы вплоть до персональных данных. Если вы не уклоняетесь от налогов и не приходитесь двоюродным братом заказчику, то это не страшно.

Штрафы и споры

Как и в закупках по 44-ФЗ, несоблюдение контракта приведет к его расторжению. Есть нюансы:

  • Несоблюдение секретности приведет к лишению лицензии ФСБ (если она есть), а затем контракт будет расторгнут.
  • Нецелевое использование денег приведет к штрафам, возврату средств. Если вы предлагаете товар по более дорогой цене, выше рыночной или установленной правительством, ФАС потребует вернуть разницу, иногда со штрафом.

В законе расписан и порядок проверок и рассмотрения дел. В КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Срок давности для рассмотрения дел этой категории увеличен до 3 лет, с того момента когда произошло нарушение или когда его обнаружили. Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

1) определяет состав исполнителей, обосновывает с их участием цену на продукцию по государственному оборонному заказу, сроки и условия финансирования, в том числе авансирования, поставок такой продукции (в целом и по отдельным этапам). При формировании, уточнении государственного оборонного заказа (до заключения государственного контракта) головной исполнитель, определенный в установленном порядке, раскрывает с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне информацию о его кооперации, а также обосновывает цену на такую продукцию (в том числе на каждом этапе исполнения государственного контракта), возможные сроки и порядок формирования ее поставок. Порядок формирования кооперации устанавливается Правительством Российской Федерации;

6) определяет в контрактах, заключаемых с исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, уполномоченного банка, с которым у головного исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном головным исполнителем исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

11) принимает при заключении контрактов с исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

12) обеспечивает поставки продукции по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов (комплексов, систем) вооружения, военной и специальной техники, военного имущества, а также материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает соответствие продукции, поставляемой по государственному оборонному заказу, обязательным требованиям, установленным государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и (или) государственным контрактом;

15) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиями государственного контракта;

16) обеспечивает осуществление государственным заказчиком и контролирующим органом контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

17) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком контроля за соответствием качества товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, требованиям законодательства Российской Федерации, нормативных и иных актов государственного заказчика, условиям государственного контракта;

18) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому государственному контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого государственного контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

19) представляет по запросу государственного заказчика, контролирующего органа информацию о цене предлагаемой к поставке продукции, соответствующие расчетно-калькуляционные материалы, а также информацию о затратах по исполненным государственным контрактам, контрактам;

20) представляет государственному заказчику подготовленные совместно с исполнителями обоснования, необходимые для изменения цены государственного контракта, а в случае увеличения цены государственного контракта представляет также перечень мер, направленных на сокращение издержек;

21) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по такому государственному контракту;

22) исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Исполнитель:

1) обеспечивает соответствие поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих изделий, требованиям, установленным контрактом;

2) заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком;

3) уведомляет (до заключения контрактов) других исполнителей о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего в том числе обязательное условие открытия для каждого контракта отдельного счета;

4) включает идентификатор государственного контракта в контракты, заключаемые с другими исполнителями;

5) соблюдает режим использования отдельного счета, установленный настоящим Федеральным законом;

6) определяет в контрактах, заключаемых с другими исполнителями, обязательное условие об осуществлении расчетов по таким контрактам с использованием для каждого контракта отдельного счета, открытого в уполномоченном банке;

7) использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые в уполномоченном банке другим исполнителям, с которыми у исполнителя заключены контракты, при наличии у исполнителей договоров о банковском сопровождении, заключенных с уполномоченным банком;

8) предоставляет по запросу государственного заказчика, органа финансового мониторинга, головного исполнителя, другого исполнителя, с которым у исполнителя заключен контракт, уполномоченного банка, с которым у исполнителя заключен договор о банковском сопровождении, в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса информацию о каждом привлеченном им в целях исполнения контракта исполнителе (полное наименование исполнителя, его адрес (место нахождения), номера телефонов руководителя, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет в налоговом органе) и иную информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом;

9) указывает в распоряжении идентификатор государственного контракта;

10) обеспечивает исполнение предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности по предоставлению информации, необходимой для осуществления контроля распоряжений;

11) предоставляет головному исполнителю информацию о каждом случае заключения в рамках кооперации контракта с другими исполнителями;

12) принимает при заключении контрактов с другими исполнителями необходимые меры по их исполнению, информирует исполнителей о том, что контракты заключаются, исполняются в целях выполнения государственного оборонного заказа;

13) организует и проводит предусмотренные технической документацией испытания опытных и серийных образцов материалов и комплектующих изделий;

14) обеспечивает качество товаров, работ, услуг, соответственно поставляемых, выполняемых, оказываемых по государственному оборонному заказу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и условиями контракта;

15) обеспечивает возможность осуществления государственным заказчиком, головным исполнителем (при включении в государственный контракт и контракт положений о праве контроля) и контролирующим органом контроля за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения;

16) ведет раздельный учет результатов финансово-хозяйственной деятельности по каждому контракту и представляет государственному заказчику информацию об исполнении каждого контракта в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации;

17) предоставляет по запросу головного исполнителя информацию о затратах по исполненным контрактам;

18) представляет (после полного исполнения государственного контракта и получения соответствующего уведомления от уполномоченного банка) в уполномоченный банк заявление о закрытии отдельного счета, открытого для осуществления расчетов по контракту;

19) исполняет иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Запрещаются действия (бездействие) головного исполнителя, исполнителя, влекущие за собой необоснованное завышение цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнение или ненадлежащее исполнение государственного контракта, контракта, в том числе действия (бездействие), направленные:

1) на включение в себестоимость производства (реализации) продукции затрат, не связанных с ее производством (реализацией);

2) на установление экономически, технологически и (или) иным образом не обоснованной цены на продукцию, поставляемую заказчику или головному исполнителю, исполнителю, превышающей цену, сложившуюся на соответствующем товарном рынке;

3) на использование полученных по государственному контракту, контракту средств на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа.

4. В случае прекращения поставок продукции по государственному оборонному заказу на очередной год и на плановый период головной исполнитель не вправе ликвидировать или перепрофилировать без согласования с государственным заказчиком производственные мощности, обеспечивающие поставки такой продукции.

5. Порядок согласования государственным заказчиком возможности ликвидации или перепрофилирования производственных мощностей, указанных в части 4 настоящей статьи, и возмещения убытков, причиненных головному исполнителю вследствие неиспользования по решению государственного заказчика указанных производственных мощностей, устанавливается Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 8 ФЗ от 29.12.2012 № 275-ФЗ

    Постановление от 1 октября 2019 г. по делу № А56-39120/2019

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    6/14-1, 6/14-2, 6/14-3.1). Ответчиком в нарушение п.1.5. Договора и пп.5 и 11, п.1 ст. 8 , ст. 8 . 3., ст. 8 . 4. Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и установленного режима использования отдельного счета, не завершено...

    Решение от 25 сентября 2019 г. по делу № А84-3008/2019

    Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)

    С100 (90мм)к/ф (Россия) для ООО «Желдорснаб». Между тем, по мнению прокуратуры, в нарушение требований п. 4 ст. 3, п. 16 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее – Федеральный закон от 26.12.2012 № 275-ФЗ), п. 1 Правил ведения организациями, выполняющими...

    Постановление от 25 сентября 2019 г. по делу № А49-12553/2018

    Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)

    Рублей. Как установлено судами, Нижегородское УФАС России и Прокурор Первомайского района г. Пензы исходили из того, что в нарушение требований пункта 16 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» и Правил ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счёт средств федерального бюджета, утверждённого постановлением Правительства...

  • Решение № 21-224/2019 21-224-АК/2019 от 25 сентября 2019 г. по делу № 21-224/2019

    ...документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. При этом не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона. В соответствии с ч.12 ст. 8 ФЗ «О государственном оборонном заказе» к основным обязанностям исполнителя, в том числе относятся: обеспечение соответствия поставок продукции по государственному оборонному заказу, в том числе материалов и комплектующих...

Закон о гособоронзаказе (ГОЗ) вместе с изменениями является одним из самых сложных в исполнении, то есть у участников постоянно возникают проблемы использования положений и никакие сопутствующие комментарии, разъяснения зачастую не помогают. Исполнитель вынужден постоянно решать различные вопросы, процедуру которых законодательство не прописало, к тому же Минобороны традиционно никогда не спешит давать разъяснения, ответы при возникновении сложности, также часто выполнение какой-либо процедуры согласно документа является трудным процессом. Но поскольку эта сфера получает каждый пятый бюджетный рубль, то желающих мириться с трудностями, противоречиями немало.

275 ФЗ о государственном оборонном заказе,

Дата принятия ФЗ о государственном оборотном заказе значится, как декабрь 2012 года. А последняя редакция закона действует с июля 2015 г.

Этот законодательный акт установил общие правила, которые указывают, как происходит формирование ГОЗ, дальнейший порядок размещения, выполнения. Закон определил основные понятия, например, что такое контракт, договор (которых может быть несколько на каждый контракт), ввел спецсчета, идентификаторы, сопровождение сделки, прочее, прописан каждый основной вопрос: что такое кооперация в сфере, как происходят расчеты и тд.

Как обойти ФЗ 275 о государственном оборотном заказе?

Казалось бы, вопрос, как обойти данный ФЗ особенно такой, как государственный оборотный заказ неуместный, но недостатки закона и недоработки имеющиеся даже в последней редакции позволяют это делать на законных основаниях.

Например, данный ФЗ регулирует отношения с кооперацией только нескольких первых волн, про остальных забыли. То есть головное предприятие, его поставщики и «поставщики поставщиков» будут подконтрольные, все остальные — нет, этим часто пользуются для блага Родины и своего личного кошелька.

Наказание за нарушение закона о государтсвенном оборотном заказе

275 ФЗ о государственном оборонном заказе - это закон, регулирующий сферы государственного оборонного заказа. Рассмотрим основные положения Закона о гособоронзаказе, его сферу регулирования, а также изменения, произошедшие в 2020 году.

ФЗ-275 регулирует сферу исполнения оборонного заказа. Он предусматривает использование собственной системы терминов и понятий, устанавливает нормы, по которым осуществляется формирование, размещение и выполнение заказа, а также вводит обязательность госконтроля, основания и условия проведения проверок контролирующего органа. Закон в 2020 году претерпел серьезные изменения.

Общие положения

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 275 от 29 декабря 2012 года, целью которого, в первую очередь, является упорядочение торгов в Российской Федерации в области государственного оборонного заказа. Закон о гособоронзаказе представляет собой нормативный правовой акт, содержащий правила осуществления закупочных процедур в сфере оборонно-промышленного комплекса, устанавливает отношения между заказчиком и исполнителем.
Итак, гособоронзаказ представляет собой установленные Правительством РФ задания (необходимость) на определенную продукцию, работы или услуги для целей обеспечения безопасности и обороны страны, а также поставку товаров в сфере военного сотрудничества с зарубежными государствами.

Основные понятия

Статьей 3 ФЗ-275 закреплены основные понятия, используемые в указанном нормативном правовом акте. Так, среди лиц, участвующих в процессе гособоронзаказа, Законом названы: заказчик, головной исполнитель, исполнитель.
Заказчиками в сфере гособоронзаказа являются «Росатом», «Роскосмос», а также федеральный орган исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на то, что головной исполнитель — это то лицо, с которым у заказчика заключен контракт, при этом исполнитель — лицо, которое входит в состав кооперации головного исполнителя.

Принципы

Среди принципов регулирования цен на товары в рамках оборонного заказа можно выделить следующие:

  • применение антимонопольных мер;
  • прибыльность поставок продукции;
  • рациональность и правомерность затрат исполнителей;
  • общее нормативно-правовое регулирование действий всех участников гособоронзаказа;
  • поощрение к сокращению расходов на поставки товаров;
  • соблюдение равновесия интересов между участниками.

Изменения Закона о государственном оборонном заказе в 2020 году

C 01.01.2019 275-ФЗ применяется с изменениями, внесенными в него Федеральным законом № 263-ФЗ от 29.07.2018. Этим документом пересмотрена терминология нормативного акта. В частности, изменилось значение терминов «уполномоченный банк» и «отдельный счет». Так, ранее уполномоченным банком могла стать только кредитная организация, выбранная головным исполнителем. Теперь же такой статус может получить и банк, определенный Правительством в рамках правил, установленных 275-ФЗ.

Функции отдельного счета пополнены операциями, разрешенными на основании п. 16 ст. 8.4 275-ФЗ, но только после исключения такой кредитной организации из категории уполномоченных банков.

Основные обязанности исполнителя оборонного заказа установлены в ст. 8 275-ФЗ. ФЗ-263 внес в их перечень изменения: в частности, теперь указано, что головной исполнитель обязан предоставлять госзаказчику информацию об исполнении каждого госконтракта. Такая обязанность исполняется головным исполнителем в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Статья 6 закона об оборонном госзаказе также изменена, но уже Федеральным законом № 571-ФЗ от 27.12.2018, вступившим в силу 08.01.2019. Норма дополнена новым правилом. С момента вступления законодательного акта в силу закупки по гособоронзаказу не учитываются, когда заказчик формирует, утверждает и ведет планы закупок и планы-графики в рамках законодательства о контрактной системе по 44-ФЗ.

Уже сформирован законопроект об очередных изменениях в закон об оборонном госзаказе. 26.11.2018 он был опубликован на официальном сайте проектов нормативных актов Министерством обороны. Проект вносит изменения, призванные обеспечить соблюдение принципа целевого расходования средств при выполнении государственного оборонного заказа, и прозрачность операций, осуществляемых головными исполнителями.

Важно отметить, что необходимость изменения законодательства в рассматриваемой нами сфере назрела давно. Первый нормативный правовой акт в данной области был принят в 1995 году. Важным шагом в регулировании гособоронзаказа стало включение указанной сферы в рамки ранее действующего Закона о размещении заказа. Также в 2017 году данный акт подвергался не единожды изменениям.

Итак, какие нововведения включает в себя 275-ФЗ о государственном оборонном заказе-2018?
Необходимо отметить, что изменился предмет регулирования указанного акта (появилась контролирующая функция). Также в рамках ФЗ № 275 теперь осуществляют закупки такие органы власти, как МЧС, ФСБ, МВД, ФСИН.

Кроме того, фз 275 о госзакупках (последняя редакция 2020), содержит следующие нововведения:

  • к основным обязанностям заказчика добавилось информирование об отнесении банка к банкам, которые вправе осуществлять банковское сопровождение в соответствии с требованиями норм ФЗ № 275;
  • норма 8.1 Закона № 275-ФЗ о банковском сопровождении также подпала под изменения. В 2020 года банк должен обладать соответствующей лицензией в целях работы в сфере гособоронзаказа. При принятии Правительством РФ положительного решения банк вносится ЦБ в специальный перечень. В процессе осуществления заказа исполнитель (головной) обязан выбрать из указанного перечня тот банк, который в течение всего времени действия контракта будет осуществлять банковское сопровождение.

Особое внимание следует обратить на принятые в 2020 году подзаконные нормативные правовые акты в области гособоронзаказа.

Во-первых, к данным документам относится Постановление Правительства № 353 (от 30.03.2018) . Постановление № 353 вступило в силу с 11.04.2018 и закрепило ограничение о недопущении предоставления субсидий лицам, которые были привлечены к административной ответственности за отказ или уклонение от заключения договора (в случае, если таковая процедура для них являлась обязательной).

Во-вторых, необходимо упомянуть и о Приказе Минфина № 6н (от 15.01.2018) . Данный документ начал свое действие с 01.04.2018 и определил порядок предоставления выписок из заключенных контрактов (содержащих сведения, относимые к гостайне).

Важно отметить, что контрольным органом в сфере гособоронзаказа является Федеральная антимонопольная служба. С 2020 года ведомство осуществляет контроль, а также вправе выдавать предписания и накладывать штрафы. При этом по-прежнему функцией контроля наделен департамент по обеспечению государственного оборонного заказа.