Можно ли указывать производителя по 223 фз. Что значит «или эквивалент» в описании объекта закупки


Описание объекта закупки (техническое задание, ТЗ) — это очень важный документ в составе тендерной документации. Здесь содержится непосредственно описание самой потребности заказчика (то есть закупаемого товара, работы или услуги). В этом описании обязательно должны присутствовать:

  1. Требования к продукции, технические характеристики, выражаемые в конкретных показателях.
  2. Указание на положения норм технических регламентов и других документов, требованиям которых должна соответствовать продукция.
  3. Информационная карта документации, позволяющая ориентироваться в ее содержании.

Опираясь на составленное заказчиком описание объекта закупки, вы будете формировать свое предложение в ответ на его потребность. Также из технического задания вам будут известны детали проведения конкретного тендера, среди которых:

  • требования к участникам закупок;
  • требования к документации, которую необходимо предоставить участникам закупок;
  • инструкция по заполнению заявки на участие;
  • непосредственно способ проведения закупки.

На практике заказчики иногда подходят к составлению описания закупки не совсем стандартно, «творчески». Такое можно встретить, когда заказчик желает видеть в изначально конкурентной процедуре только «своих». Последствием такого «творчества» является то, что такую завуалированную закупку сложно найти по стандартным поисковым запросам. И оно неудивительно, ведь:

  • вместо «Автомобильных шин» может быть указано «Устройство для обеспечения качения автотранспортных средств»;
  • в слове «Молоко» буква «о» может быть набрана заказчиком не кириллицей, а латиницей;
  • и другие подобного рода случаи.

Чтобы находить такие закупки, рекомендуется пользоваться специальными сервисами, например, сервисом СТАР . Благодаря «умному» морфологическому поиску и возможности искать непосредственно в тексте закупочной документации СТАР находит даже то, что скрыто.

Принимая во внимание вышесказанное, можно сформулировать несколько рекомендаций:

  • используйте правильные инструменты поиска — специализированные информационно-аналитические сервисы, а не просто бесплатные «поисковики по умолчанию»;
  • всегда внимательно читайте и заранее анализируйте закупочную документацию, делайте это до подачи заявки на участие в процедуре;
  • также можно воспользоваться услугой сопровождения поставщиков , такая услуга доступна на электронной площадке РТС-тендер. Она включает в себя: комплексное сопровождение подачи заявки на участие в закупках, поиск и мониторинг закупок, сопровождение работы на площадке, анализ закупочной документации, подготовку запроса о разъяснении положений извещения, документации.

Если же вы подготовили и отправили заявку самостоятельно, а заказчик ее отклонил и сделал это (по вашему мнению) неправомерно, то можете воспользоваться сервисом ПРОФИ . Функционал этого сервиса позволяет:

  • грамотно составить жалобу в ФАС таким образом, чтобы ее не отклонили по формальным признакам;
  • отправить жалобу в режиме онлайн.

В 44 ФЗ понятие «эквивалент» выступает одним из ключевых. Заказчики не указывают в тендерной документации такие требования к продукции, которые могут сократить число участников (п. 1 ч. 1 ст. 33). Одним из таких требований выступает товарный знак.

Поэтому заказчики обязаны в описании закупаемой продукции указывать фразу «или эквивалент»; что это значит, раскрывается в п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ. То есть это возможность использовать или поставить аналогичный по свойствам продукт других производителей.

В электронных аукционах торговые марки используют при приобретении продукции (пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66) либо если заключают контракт на работы (услуги), для выполнения которых она используется (пп. «а» п. 3 ч. 3 ст. 66).

Для максимального понятного описания продукции заказчики в документации указывают страну происхождения товара, а также, если нужно:

  1. Товарный знак или его словесное обозначение.
  2. Знак обслуживания.
  3. Фирменное наименование.
  4. Патенты.
  5. Полезные модели.
  6. Промышленные образцы.

Или эквивалент по 44 ФЗ означает, что для участника эти сведения ориентировочные. Он может согласиться с требованиями документации или предложить аналогичную продукцию. Главное, чтобы ее конкретные показатели не выходили за рамки эквивалентных характеристик, которые указаны в техническом задании. Е сли задаетесь вопросом, а в чем разница аналога и эквивалента, то знайте, что это одно и то же, разницы нет. Главное, чтобы поставщик предложил продукцию, которая полностью соответствует требованиям технического задания.

Когда можно прописывать товарный знак без указания «или эквивалент»

Из описанного правила есть два исключения, когда поставка аналогов невозможна (п. 1 ч. 1 ст. 33 № 44-ФЗ).

Во-первых, если приобретают запасные части и расходные материалы к технике, которая уже имеется у заказчика. Например, к принтеру Xerox, в соответствии с его технической документацией, могут подойти только оригинальные картриджи.

Во-вторых, если заключают контракт на поставку (использование) товаров, совместимых с оборудованием покупателя. Н апример, заказчику требовались лицензия и дистрибутив только программы Kaspersky, потому что продукты других производителей конфликтуют с корпоративной системой безопасности:

Нужно ли указывать в закупках по 223-ФЗ

По общему правилу, нужно. Это указано в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ. В нем зафиксировано, что если заказчик использует в описании предмета закупки ссылку на товарный знак, то ему придется использовать слова «или эквивалент».

Из этого правила есть исключения, неэквивалент можно получить, если закупаете:

  • несовместимые товары и нужно обеспечить взаимодействие с теми, которые использует заказчик;
  • запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые использует заказчик. Они должны быть закреплены в техдокументах на эти машины и оборудование;
  • товары, которые нужны для исполнения госконтракта;
  • продукцию с конкретными товарными знаками, знаками обслуживания, патентами, полезными моделями, промышленными образцами, местом происхождения товара, изготовителем товара, если это прописано условиями международных договоров РФ или условиями договоров юрлиц, которые указаны в ч. 2 ст. 1 223-ФЗ для исполнения этими юридическими лицами обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными компаниями.

В статье расскажем, какие требования Закон № 223-ФЗ устанавливает к описанию объекта закупки, какие правила должны соблюдать заказчики и что изменится в 2020 году.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ

При подготовке документации о закупке в конкурентных процедурах заказчик по закону № 223-ФЗ должен описать объект закупки. Правила начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). В описании заказчик указывает функциональные характеристики, потребительские свойства, технические, качественные и эксплуатационные характеристики закупаемого товара, работы либо услуги.

Ранее заказчика не контролировали в данном вопросе. Он сам устанавливал правила в своем положении о закупках. Теперь заказчику необходимо описывать объект закупки по нормам 223-ФЗ.

При описании заказчик указывает следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам, ГОСТам, ТУ);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4). Наряду с вышеперечисленным, Заказчик может указывать товарный знак закупаемого товара, но по определенным правилам.

Виталий Байрашев , эксперт в сфере закупок

Смотрите, как с учетом последних изменений описать предмет закупки по Закону № 223-ФЗ. Виталий Байрашев разъясняет, какие требования необходимо соблюдать и как применять технические регламенты и национальные стандарты. Из вебинара узнаете о типичных ошибках, которые допускают заказчики в техническом задании.

Когда нужно включать товарный знак в описание объекта закупки по 223-ФЗ

По общему правилу в описании объекта закупки заказчик не может указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы и наименование страны происхождения товаров. Такое указание может необоснованно ограничить количество участников закупки. Заказчик обязан соблюдать эту норму, кроме случаев, когда не может дать более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Если все-таки заказчик в документации о закупке использует указание на товарный знак, то обязан написать слова «или эквивалент».

Но бывают и такие закупки, когда он вынужден не использовать слова «или эквивалент». Например, при несовместимости товаров. Когда у заказчика уже приобретен товар и к нему закупаются комплектующие товары. Самая распространенная закупка в данном случае – это картриджи к уже купленным принтерам . Еще заказчик не прописывает слова «или эквивалент» в документации о закупке, если закупает запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которые он использует. Примером закупки могут быть автозапчасти для автомобильного парка заказчика.

Если заказчик по закону 233-ФЗ одновременно является участником закупок по 44-ФЗ, то также может не использовать слова «эквивалент» при закупке необходимых товаров, работ, услуг. Еще одним исключением являются закупки с указанием конкретных товарных знаков, если это предусмотрено условиями международных договоров (ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ).

Таким образом, заказчик в большинстве своем не указывает товарные знаки и должен постараться дать характеристики товара в описании объекта закупки. Если же контролеры найдут в положениях документации о закупке ограничения конкуренции, то отменят закупку и накажут заказчика.

Для начала соберите всю необходимую информацию о закупаемом товаре. Например, если вы закупаете бумагу для печати, сформулируйте все необходимые вам технические и качественные характеристики.

Формируйте описание так, чтоб в закупке могли участвовать не менее трех производителей закупаемого товара. Для описания объекта закупки не обязательно использовать все технические параметры товара. Достаточно 4-5 показателей, но действительно характеризующих ваш товар. При закупке бумаги для печати берем следующие параметры:

  • Бумага для офисной техники формата А4,
  • Размеры, мм не менее 210 х 297 мм,
  • Плотность – 80гр/м2 ,
  • Количество листов в пачке – не менее 500,
  • Белизна – не менее 146 CIE,
  • Непрозрачность – не менее 91%.

Этих характеристик достаточно для того, чтоб в данной закупке участвовало несколько участников, при этом не было ограничения конкуренции. Под данные характеристики подходит несколько производителей, например, SvetoCopy, IQ и Data Copy.

Обязательно пропишите следующие требования к товару:

  • Товар не должен находиться в залоге, под арестом или под иным обременением.
  • Товар является новым, не использованным и не имеющим дефектов.
  • При наличии предоставить Сертификаты качества и комплектности Товара.
  • Товар не должен представлять опасности для окружающих.
  • Товар поставляется в упаковке без нарушения целостности транспортной и фабричной упаковки. Упаковка товара должна обеспечивать его сохранность при транспортировке, а также при погрузочно-разгрузочных работах. Каждая упаковка должна иметь маркировку.
  • Товар соответствует требованиям ГОСТ Р ИСО 9706-2000.

В описании объекта закупки установите гарантии качества. Срок предоставления гарантии качества должен быть не менее срока годности, установленного производителем данного товара.

В случае обнаружения Покупателем дефектов в течение гарантийного срока завода изготовителя товара такие дефекты должны быть устранены Поставщиком в течение 10 дней со дня получения извещения о выявлении дефектов. Так вы обезопасите себя и не получите некачественный товар, а также не ограничите конкуренцию.

Правила описания объекта закупки по 223-ФЗ начали действовать с 01.07.2018 (ч. 6.1 ст. 3). Ранее законодатель оставлял заказчику определенную свободу в этом вопросе. Заказчик сам устанавливал правила, а единственной обязанностью было прописать их в положениях о закупках . Теперь регламентирует описание объекта закупки 223-ФЗ.

Как описать объект закупки по 223-ФЗ по новым правилам

Описывая предмет закупки в документации, нужно указать следующее:

  • функциональные характеристики (способность выполнить основную функцию, достигнуть результата);
  • технические и качественные свойства (параметры, физические величины, регламент и порядок выполнения работ, соответствие стандартным требованиям);
  • эксплуатационные параметры (характеристики надежности и работоспособности: прочность, долговечность и т. п.);
  • требования по безопасности (соответствие стандартам, СанПиНам);
  • способ упаковки;
  • порядок отгрузки;
  • результаты работы или услуги.

Предъявляемые условия должны соответствовать техническим регламентам и документам о стандартизации (ГОСТы , СанПиНы). Если заказчик предъявляет иные требования, он должен это обосновать в документации (ч. 10 ст. 4).

Введено ограничение использовать при описании ТРУ:

  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • промышленные образцы;
  • наименование страны происхождения.

Не допускается устанавливать иные необоснованные требования к ТРУ, которые могут ограничить конкуренцию:

Как использовать товарные знаки при описании продукции

Под товарным знаком, как указано в ст. 1477 ГК РФ, понимается обозначение, которое обеспечивает индивидуализацию товаров. Описание может быть словесным или в виде изображения.

В описании объекта закупки допускается указать товарный знак, если нет другого способа четко прописать требования, в следующих случаях:

  • со словами «или эквивалент» . При этом в документации нужно обязательно прописать критерии эквивалентности. В этом случае поставщик может предложить товар другой марки, но соответствующий показателям эквивалентности. В заявке участник укажет марку и характеристики своего товара;
  • несовместимость продукции других марок с имеющейся у заказчика;
  • заказ запчастей и расходников;
  • покупка товаров, которые необходимы для выполнения госконтракта;
  • в случаях, если это предусмотрено условиями международных договоров.

Если в документации и описании объекта указана марка и нет слов «или эквивалент», поставщик должен поставить товар именно указанной марки, поставка эквивалентного товара не допускается.

Если контрольным органом будет установлено, что заказчиком предъявлены требования, ограничивающие конкуренцию, процедуру отменят.

Как составить техническое задание

Техническое задание 223-ФЗ определяет как одну из частей документации о закупке. Оно содержит основные требования к закупаемым ТРУ. Описание должно быть объективным, понятным, непротиворечивым. Не следует включать в одну закупку технологически и функционально не связанные товары, лицензируемые и нелицензируемые услуги (ст. 17 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ).

Образец технического задания по 223-ФЗ должен содержать информацию:

  • характеристики ТРУ, их результаты: диапазон характеристик продукции, при необходимости можно приводить изображения, чертежи, эскизы;
  • объем товаров, услуг или работ;
  • тара, упаковка;
  • сроки поставки и график выполнения работ;
  • необходимость монтажа и наладки;
  • гарантийный срок;
  • ссылка на используемые документы о стандартизации, техническом регулировании.

Описание объекта закупки по 44-ФЗ - пример внедрения новых требований есть в данной статье — производится по установленным правилам. О том, какие изменения произошли в последние годы в части описания объектов закупки (далее — ОЗ), и каков порядок оценки заявок (предложений) участников закупки, поговорим далее.

Что обязан использовать заказчик при описании объектов закупки?

Согласно положениям закона «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ, описание ОЗ должно производиться по четко установленным правилам. Так, согласно статье 33, описывая ОЗ в конкурсной документации, заказчик обязан учесть, что:

Изменения в правилах описания ОЗ по статье 33 закона № 44-ФЗ, примеры изменений

После принятия закона «О стандартизации в Российской Федерации…» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, устанавливающего условия применения национальных стандартов, потребовалось привести в соответствие его положениям действующее российское законодательство. С этой целью был принят закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 104-ФЗ, внесший коррективы в 27 нормативных актов, в число которых попали и законы о закупках: упомянутый выше 44-ФЗ и закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ. В результате с июля 2016 года правила описания объекта закупки по 44-ФЗ претерпели некоторые изменения, связанные с добавлением условий о соответствии стандартам.

Практическое внедрение новшеств

Вступившие в силу изменения были сформулированы не очень четко, и большинство заказчиков испытывает трудности при формировании описания ОЗ. Так, в пункте 2 части 1 статьи 33 закона № 44-ФЗ указывается, что при оформлении условий закупки заказчиком могут использоваться другие (нестандартизированные) показатели, условные обозначения или требования при условии обоснования необходимости в этом.

Законодательством о контрактных закупках не предусмотрено, что в описании ее предмета следует перечислять наименования документов, устанавливающих стандарты. В то же время с принятием закона № 162-ФЗ на территории РФ начала функционировать национальная система по стандартизации. Поэтому, описывая ОЗ, заказчик должен быть готов в любой момент предоставить подтверждение, что указанные им показатели характеристик ОЗ применяются согласно техрегламентам либо законодательства о национальных стандартах.

В том же случае, если заказчик не использует показатели (условные единицы и т. п.), утвержденные национальными стандартами (даже если он просто не указал в описании ОЗ на имеющиеся нормативы), тогда ему следует подготовить обоснование, почему он использует иные показатели. Более того, указание одних лишь ссылок на существующие стандарты без упоминания требуемых показателей будет свидетельствовать о нарушении норм, указанных в пункте 2 части 1 и части 2 статьи 33 закона № 44-ФЗ. Это означает, что заказчик при составлении описания ОЗ должен учитывать установленные законодательством правила и ограничения, т. е. ему необходимо выбрать соответствующие стандарты, ГОСТы или техрегламенты, в которых прописаны технические характеристики и показатели, соответствующие требованиям к предмету и целям производимой закупки.

Приведем несколько примеров надлежащего обозначения показателей в описании. Так, при формировании заявки на поставку пылесосов заказчик может использовать следующие нормативы:

  • ГОСТ 10280-83;
  • ГОСТ Р 51318.14.1-99;
  • ТР ТС-010-2011.

Если же в качестве ОЗ выступают продукты питания, то при их описании, согласно рекомендациям, изложенным в письме Минэкономразвития от 04.09.2015 № ОГ-Д28-11718, нельзя указывать требования к оставшемуся сроку годности в процентах. Такое требование объясняется недопущением ограничения конкуренции. В описании ОЗ в этом случае надлежит представить обоснование по использованию нестандартизованных показателей и определить конкретный период (к примеру, в сутках), в течение которого продукты сохранят свою годность. Или как вариант можно указать точную дату, до которой продукты должны сохранять свою пригодность для употребления их по прямому назначению.

Что может содержать описание объекта закупки по закону 223-ФЗ?

В закон № 223-ФЗ, который регулирует закупки, осуществляемые определенными категориями заказчиков — госкорпорациями, публичными компаниями, естественными монополистами и т. д. (в отличие от закона № 44-ФЗ, где заказчиками выступают лишь муниципальные или государственные органы и учреждения) — также были внесены изменения, связанные со стандартизацией. В связи с этим заказчики обязаны устанавливать при формировании описания ОЗ требования к его качеству, безопасности, различным характеристикам, размеру, упаковке.

Как и при проведении закупок по контрактной системе, при оформлении документации, согласно пункту 1 части 10 статьи 4 закона № 223-ФЗ, заказчик должен выписать требования по каждому упомянутому в условиях закупки параметру в соответствии с предусмотренными техрегламентами, принятыми в национальной системе стандартизации. Если используются другие показатели, то заказчик должен будет предоставить обоснование необходимости их применения.

Каков порядок оценки заявок и окончательных предложений участников в отношении объекта госзакупки?

Для оценки заявок и окончательных предложений участников, согласно части 1 статьи 32 закона № 44-ФЗ, заказчиком определяются следующие показатели:

  • контрактная цена;
  • эксплуатационные расходы;
  • различные характеристики ОЗ;
  • квалификационные требования к участникам.

Оценка заявок участников, предложения которых были допущены к конкурсу, производится по правилам, утвержденным правительственным постановлением от 28.11.2013 № 1085 (далее по тексту — Правила).

Согласно п. 8 Правил, в документации о закупке должны быть отражены критерии оценки и показатели значимости каждого из них. При этом их должно быть не менее двух, одним из которых является цена. Суммарно все показатели значимости оценочных критериев должны составлять 100% (пункт 9 Правил).

При оценке нестоимостных критериев предложения предусматриваются показатели, которые раскрывали бы каждый из них (пункт 10). Каждый критерий оценивается по 100-бальной системе (пункт 11). Для того чтобы оценить заявки по нестоимостным критериям, заказчик может установить предельное значение указанных им характеристик. Лучшее предложение получит 100 баллов.

Поданные участниками заявки оцениваются с учетом рейтинговой суммы по каждому оценочному критерию (пункт 14). Победителем признается тот участник, заявка которого набрала самый высокий рейтинг (пункт 15).

Таким образом, заказчик при описании ОЗ должен придерживаться установленных правил, чтобы не подавлять конкуренцию — ведь из-за этого результаты конкурсного отбора могут быть признаны недействительными. Кроме того, при формировании требований заказчик должен учесть изменения правил описания закупки, произошедшие в последние годы и связанные с внедрением условий, касающихся соответствия формата запрашиваемых показателей системе национальной стандартизации.