Описание водительского удостоверения нового образца. Права категория С: какие машины можно водить? Как выглядит удостоверение

Новый образец водительского удостоверения породил массу слухов и вымыслов. Для того чтобы развеять их и четко показать, чем отличаются эти права от старых достаточно ознакомиться со статьей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

И тогда многие вопросы станут понятны, а аббревиатуры на правах перестанут казаться неясными символами.

Все знают, что водительское удостоверение самый главный документ, который дает право управлять ТС. Ответственность для человека, севшего за руль, не имея водительского удостоверения, установлена КоАП РФ.

Так, нарушитель получит административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей . Сумма достаточно большая, поэтому гораздо разумнее не рисковать и получить права, до того момента, как придется сесть за руль автомобиля без инструктора.

Не так давно, при замене прав водители стали получать карточку, немного отличающуюся от привычного водительского удостоверения.

Говорили о том, что новые права максимально защищены от подделки и позволяют собрать всю информацию об их владельце. Попробуем разобраться в этом.

Как выглядит документ

Главный документ водителя – это права. Небольшая пластиковая карточка, которая содержит максимум информации об участнике дорожного движения и допускает водителя к управлению определенной категорией транспорта.

Появление новых прав – это попытка максимально приблизить их к требованиям Конвенции «О дорожном движении». Помимо всего прочего, это заметно облегчит использование российских прав за рубежом.

Права нового образца позволят водителю управлять автомобилем в любой стране, которая подписала .

Водительское удостоверение представляет собой небольшую пластиковую карточку розово-голубого цвета с закругленными краями. Удостоверение имеет лицевую и тыльную стороны, на которые нанесена вся необходимая информация.

Для защиты от поделки используется голографическое покрытие, которое легко рассмотреть, взяв удостоверение в руки.

В отличие от старой формы, где каждая строка имела указание, в новой форме используются лишь числовые определения пунктов:

  • 1-2. На лицевой стороне прав указывается имя и фамилия владельца. Причем эти данные указываются двумя шрифтами: латиницей и кириллицей, что существенно облегчает использование прав вне территории России;
  • 3. Дата и место рождения также указаны на правах;
  • 4-й пункт разделен на три подгруппы:
    • дата выдачи документа;
    • окончание срока действия;
    • отделение ГИБДД выдавшее удостоверение. Как и первые два пункта написание продублировано на латинице.
  • 5. Номер водительского удостоверения. Он подлежит занесению в базу и именно по нему можно узнавать всю необходимую информацию о штрафах, задолженностях и т.д.;
  • 6. Фото владельца, соответствующее международным требованиям. Здесь необходимо придерживаться строгих правил. Так фото должно быть определенного размера (3*4). Водители с плохим зрением, у которых в документе указана необходимость очков или линз на фото может быть в очках, но по общему правилу очки должны быть с прозрачными стеклами. Головной убор на фото допустим только с учетом приверженности к религиозным убеждениям;
  • 7. Подпись водителя;
  • 8. Регион, где проживает автомобилист;
  • И завершает информацию на лицевой стороне указание разрешенных к управлению категорий.

На обратной стороне удостоверения нанесена таблица, которая заслуживает особого внимания.

Как расшифровываются категории и подкатегории водительского удостоверения нового образца

Многим автомобилистом известно, что для управления легковым автомобилем достаточно категории «В», а мотоцикл требует категорию «А».

Новая форма прав во много облегчила понимание водительских допусков.

Поскольку расшифровка категорий водительского удостоверения нового образца в 2020 году нанесена на оборотной стороне:

Буквенное обозначение Расшифровка Возраст, с которого можно начинать обучение на данную категорию
А Небольшие, легкие мотоциклы с объемом двигателя до 125 см3 16
А1 Мотоциклы с объемом двигателя > 125 см3 18
В Квадрациклы и трициклы с объемом двигателя более 50 см3 18
В1 Легковые автомобили (полная масса менее 3.5 тонн, до 8 пассаж. Мест) 18
С Грузовые автомобили (полная масса более 7.5 тонн) 18
С1 Легкие грузовики (масса полного автомобиля 18
D1 Малые автобусы (число сидячих пассажирских мест 8-16) 21
BE Легковые автомобили с прицепом масса которого более 750 кг 18
CE Грузовики с прицепом (масса прицепа более 750кг) 18
C1E Легкие грузовики с прицепом масса которого более 750 кг 18
DE Автобус с прицепом (масса прицепа более 750 кг.) 21
D1E Малые автобусы с прицепом (>750 кг) 21
M Мопеды квадрациклы (объем двигателя не более 50 см3) 16
Tm Трамвай 21
Tb Троллейбус 21

Как видно из таблицы, многие категории теперь разъединили, выделив в отдельный ряд. Однако некоторые из них становятся доступными при сдаче экзамена на основную категорию.

Так, любой водитель который уже имеет права категории В при получении водительского удостоверения новой формы увидит, что категория В1 уже открыта.

Также многие водители увидев у себя открытую категорию В1 заметили, что в столбце для отметок под номером 12 стоят буквы AS.

Некоторые ошибочно считают, что речь идет об автоматической коробке передач, но тайные буквы AS расшифровываются как аutomotive steering.

Если перевести это на русский, то слова означают — «автомобильный тип руля». По-простому это значит лишь то, что водитель может управлять квадрациклом у которого круглый руль, как у машины.

Подобное пометка может быть указана в последнем пункте, как в виде аббревиатуры, так и в виде расшифровки. Те же кто уже имеет открытую мотоциклетную категорию А такой пометки в правах не найдут.

Что же касается прав на автомобили с коробкой автомат, то для них используется аббревиатура АТ. Ее ставят как правило или в столбце 12 напротив категории В или же относят к числу пометок в пункт 14.

Для водителя это означает, что в его распоряжении могут быть только машины с автоматической коробкой передач. Не так давно, автомобилисты получили возможность обучаться именно на такой коробке и сдавать экзамен.

Однако пересесть на механику с такими правами просто так не удастся. От водителя потребуется сдача практической части экзамена, чтобы продемонстрировать сотруднику ГИБДД свои навыки в управлении автомобилем с механической коробкой.

Водители же, сдававшие экзамен на привычной многим механике, могут управлять автомобилем с любым типом коробки передач.

Необходимо отметить, что помимо указания категории в первом столбце таблицы, есть еще две графы 10-11.

Если с первой все уже понятно из таблицы и символичного обозначения, то в 10 графе указано, когда было выдано водительское удостоверение.

Эта информация важна, поскольку водитель может потерять права или поменять их, но отсчет водительского стажа в этом случае будет вестись с указанной в графе 10 даты.

Графа 11 указывает дату окончания действия прав данной категории. Как правило, она совпадает с датой пункта 4b.

Где на правах указана категория

Как уже было отмечено, на правах содержится вся необходимая информация о водителе. Но если большая ее часть понятна и выражена вполне доступно, то странная штриховая полоса на левом краю оборотной стороны удостоверения многих ставит в тупик.

На самом деле – это одна из самых важных для сотрудников ГИБДД частей прав. Патрули ГИБДД оборудованы специальными сканерами, которые можно «считать» информацию о водителе за пару секунд.

Все данные мгновенно обрабатываются, и инспектор получает полное досье на автомобилиста, начиная от законности выданных прав и заканчивая неоплаченными штрафами.

Также в этом шифре скрыты все категории транспортных средств, к управлению которыми допущен владелец удостоверения.

Но поскольку простому человеку недоступна зашифрованная информация, а многим интересно, как узнать категорию ТС, которыми можно управлять, то стоит повнимательнее рассмотреть права. На лицевой стороне в самом низу в пункте 9 указаны разрешенные категории.

Также это информация продублирована в таблице с обратной стороны, где нанесена символическая расшифровка категорий. Напротив открытой категории стоит срок действия прав.

Что нужно для смены

Сегодня по дорогам страны колесим множество транспорта, начиная от юрких мопедов и заканчивая длинными большегрузами. Но для того чтобы управлять той или иной категорией транспорта важно иметь к ней доступ.

В продолжение реформы законодательства в области ПДД и безопасности движения в 2020 году в России будут введены некоторые новшества при выдаче водительских документов. Многие автолюбители ожидали, что изменения затронут не только внешний облик и содержание документа, но также расширят его возможности.

В некоторых странах ВУ имеют статус полноценного удостоверения личности наравне с паспортом. Этого пока что не произошло, но изменения все же будут, к примеру, появились отдельные категории для общественного транспорта (трамваев и троллейбусов), которые раньше были объединены. Соответственно и правила подготовки водителей будут изменены.

Расшифровка водительского удостоверения нового образца 2020 года

ВУ образца 2020 года дают возможность гражданину РФ въезжать на территорию большинства стран на своем автомобиле, а также брать машину в аренду. При этом желательно изучить особенности ПДД тех стран, на территорию которых гражданин собирается отправиться. Внешний вид российских ВУ унифицирован с международными стандартами , поэтому расшифровка водительских прав нового образца 2020 года не вызовет никаких сложностей.

Лицевая сторона документа содержит следующие сведения, которые в обязательном порядке имеют нумерацию:

  1. Фамилия (берется из паспорта).
  2. Имя и отчество .
  3. Дата рождения и наиболее крупная территориальная единица , ближайшая к месту рождения владельца документа (крупный город или название области).
  4. Дата получения документа, срок его истечения и наименование выдавшего его органа (данный пункт разделен на подпункты 4a, 4b, 4c).
  5. Номер документа (также дублируется на обратной стороне).
  6. Фото .
  7. Подпись (обязательно черными или фиолетовыми чернилами, должна полностью соответствовать подписи в паспорте).
  8. Место прописки либо регистрации (либо данные о месте постоянного проживания, если регистрация отсутствует).
  9. Особые отметки , а также , к управлению которыми владелец документа получил доступ.

Владельцем водительского удостоверения какого образца являетесь Вы?

Удостоверение с обеих сторон покрыто ламинированной защитой . Чтобы избежать подделки, задний фон представляет собой сложное сочетание узоров с элементами защиты. В случае их отсутствия, документ будет считаться недействительным.


Обратная сторона имеет следующие пункты:

  1. Дата получения прав на определенную категорию (подкатегорию).
  2. Дата окончания срока их действия.
  3. Ограничения в управлении ТС одной категории (подкатегории).
  4. Общие ограничения для всех категорий транспорта, особые отметки и стаж.

Все пункты и порядок их заполнения производится строго в соответствии с Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13 мая 2009 г. N 365 . Заполнение некоторых пунктов может меняться в зависимости от нововведений в законодательстве, для чего вносятся поправки в сам Приказ (последняя редакция документа – от 20.10.2015 ).

Какие изменения будут в 2020 году

Помимо появления двух новых категорий (Tm – для трамваев и Tb – для троллейбусов), в обязательном порядке будут указываться все подкатегории транспорта. Чтобы узнать более подробную информацию о подкатегориях и особых отметках, следует изучить Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ (в последней редакции).

Изменения также коснутся порядка процедуры , которые будут зависеть от его технических особенностей. Так, если экзамен в ГИБДД будет сдаваться на автомобиле с автоматической (АКПП) или бесступенчатой (вариатор) коробкой передач, то автомобилист получит отметку о соответствующем ограничении . Управлять при этом машиной с механической КПП он не сможет. Все ограничения (как общие, так и относящиеся к определенным видам ТС) будут иметь вид аббревиатур, состоящих из латинских букв.

При замене документа в пункте 14 появится отметка «Стаж », в которой будет отмечено, когда удостоверение было получено впервые. В случае утери или пропажи ВУ на выданном взамен документе также появится отметка «Дубликат ». Никаких ограничений данная отметка не накладывает. Последним нововведением является отметка « обязательна » - такую запись получат водители, имеющие серьезные отклонения здоровья и обязанные проходить чаще остальных.

Фото водительских прав нового образца 2020 года

Сразу после появления информации об изменениях, автолюбители стали интересоваться тем, как в 2020 году выглядят новые водительские права. Лицевая сторона имеет следующий вид:


Все водительские удостоверения международного образца выглядят примерно одинаково. Основное различие заключается в цветовых решениях и указании региона. Для российского ВУ это отметка «RUS» в левом верхнем углу. Права, выдаваемые в странах Евросоюза, имеют прямоугольник в виде флага ЕС.

Внешний вид лицевой стороны старых и новых удостоверений мало чем отличается. Однако, как показывает фото водительского удостоверения нового образца 2020 года, на обратной стороне можно найти существенные изменения:


Как видно, троллейбус и трамвай теперь выделены в отдельные категории. Слева от таблицы расположен штрих-код, в котором имеется информация о водителе. Как и в правах предыдущего поколения, в правом нижнем углу дублируется номер документа, который также указывается на лицевой стороне. Чтобы удостовериться в том, что документ не является подделкой, помимо голографических кодов имеются данные о типографии и номере серии печати.


Нововведения касательно прав нового образца активно обсуждалось на форумах, и большинству автомобилистов пришлось по вкусу то, как выглядит водительское удостоверение нового образца. Недоверие и настороженность вызывают только выделение подкатегорий, которые, в свою очередь, окажут влияние на порядок

В 2016 году водительское удостоверение претерпело изменения и обновилось. Законодательно расширили количество основных категорий управления транспортными средствами и дополнили их уточнёнными подкатегориями.

Поменялся порядок проведения экзаменов на получение водительского удостоверения и правила их выдачи. Однако, это не означает необходимость немедленной замены имеющихся прав на документ нового образца. ВУ считается недействительным, и водитель обязан его заменить, если оно утратило юридическую силу, потеряно или украдено.

Категория В старого образца теперь разделяется на три части. Категория В ставится в графу водительского удостоверения для разрешения управления легковым автотранспортом с массой менее 3500 кг, количеством мест для пассажиров менее 8 включительно без учета водителя. Отметка «ВЕ» помимо условий, касающихся категории В, добавляет право на установку прицепа со снаряжений массой более 750 кг.

Водительское удостоверение с категорией В1 – новшество, наиболее интересующее новоиспеченных автоводителей. Какими транспортными средствами разрешено управлять с открытой категорией В1? Это трициклы и квадрициклы, объемом двигателя более 50 куб. см. и нагруженной массой менее 550 кг.

Российское законодательство следит за совершенствованием колесной техники и её новинками. Но некоторым гражданам могут показаться непонятными и новыми такие названия, как трицикл и квадрицикл.

Нетрудно догадаться, что трицикл означает вид транспорта с тремя колёсами. Трехколёсными могут быть: мотоцикл, автомобиль и велосипед. На велосипеды, хоть и трехколёсные, в нашей стране ещё не придумали категорию прав для управления, поэтому этот вид отпадает. Трехколёсным мотоциклом называют мототранспортное средство с тремя колесами, оборудованное для передвижения по дорогам общественного пользования.

Трицикл – трехколесное ТС, приспособленное для перемещения по дорогам общественного пользования

Такой вид транспорта подлежит регистрации в ГИБДД при условии, что объём его электрической батареи превышает 250 кВт или ДВС более 50 куб. см., а скорость на любом виде двигателя более 50 км/ч. Мотосредства с характеристиками ниже вышеописанных относятся либо к мопедам (категория М) либо к велосипедам, на которые не требуется никаких прав.

Квадрицикл

Квадрицикл – это не квадроцикл , как можно подумать. В России к категории “квадрицикл” относят мотосредства на четырёх колёсах с максимальной мощностью двигателя до 20 л.с. (в ином исполнении 15 кВт), снаряженной массой до 400 кг (и до 550 кг, если ТС предназначено для транспортировки груза) и конструкцией, позволяющей развить скорость выше 25 км/ч.

Квадрицикл предназначен для движения по дорогам общего пользования

В Европе термином “квадрицикл” исторически принято определять микроавтомобили и мотоколяски.
Квадроциклами являются внедорожники повышенной проходимости по бездорожью, без кабины и не предназначенные для дорог общего пользования.

Расшифровка пометки AS для подкатегории В1

При получении водительского удостоверения нового образца при открытых категориях А или В в двенадцатой графе может быть проставлена отметка AS или MS. Расшифровывается категория В1 с пометкой AS («Automotive Steering”) как управление трициклом или квадрициклом с рулем автомобильного вида.

Пометка AS или MS в правах – управление рулем автомобильного или мотоциклетного вида

Отметка MS расшифровывается “Motorcycle Steering” и аналогично переводится – управление рулем мотоциклетного вида.
Вождение таких трициклов и квадрициклов, управление которыми происходит рулевым видом, то есть именно рулем, а не рычагом, как на мотоцикле или велосипеде – вот то, чем водитель может управлять с категорией В1 AS. Ещё одно дополнение – это наличие автомобильного вида сидения, то есть такого сидения, которые устанавливают именно в автомобиль.

Как сдать на категорию В1 и какие машины можно водить?

Для получения категории B1 в водительском удостоверении нужно обучиться и сдать экзамен по категориям В или А. При получении категории В, подкатегория В1 ставится с пометкой AS , то есть с автомобильной системой рулевого управления. Если имеется категория А, подкатегория В1 проставляется с пометкой MS , для управления трициклами и квадрициклами с мотоциклетной системой управления. При сдаче экзаменов и открытии обеих категорий А и В, автоматически открывается полная подкатегория В1 без определяющих пометок.

Для опытных автовладельцев с действующим водительским удостоверением при его замене по причине утраты, кражи или с истечением срока действия не придётся проходить обучение и сдавать экзамены .

Возможность управления трициклами и квадрициклами вместо легковых автомобилей – это то, чем отличается категория «В1» от категории «В» в водительском удостоверении нового образца. Сдать на подкатегорию «В1» отдельно нельзя, её открывают вместе со сдачей экзаменов на категории В и/или А. Будущий водитель верно определит, какое обучение ему нужно пройти, узнав из этой статьи, какими машинами в категории «В1» разрешено управление.

С 5 ноября 2013 года вступили в силу изменения в закон «О безопасности дорожного движения», которые не только изменили перечень категорий водительского удостоверения, но и добавили совершенно новые подкатегории.

Новые категории водительских прав 2019 года — их расшифровка и классификация

Рассмотрим подробнее каждую категорию/подкатегорию водительских прав и выясним их особенности использования для управления конкретным транспортным средством.

Категория «А» — мотоцикл

любым типом мотоциклов, в их числе — оборудованных коляской.

Кроме вышесказанного, категории «A» разрешает управлять мотоколяской (если кто-то еще помнит что это).

Напомним: в соответствии с ПДД, мотоцикл – двухколесное транспортное средство без бокового прицепа либо с ним. Категория «А» разрешает управлять трехколесным либо четырехколесным транспортным средством массой менее 400 килограмм в снаряженном состоянии.

Подкатегория «А1»

К этой подкатегории причисляют мотоцикл с объемом двигателя не более 125 см. куб., а мощностью – не более 11 кВт.

Отметим, что человек с правами в которых категория «А» открыта может законно управлять и ТС по категории «А1».

Категория «M» — мопед / легкий квадрицикл

С 05.11.13 определена новая и легкого квадрицикла.

Если у человека есть права в принципе с любой открытой категорией – у него есть законное право на управление по категории «М».

Нюанс: удостоверение тракториста-машиниста права на управление обозначенными мопедами не дает.

Категория «В» — легковой автомобиль

  • категория «В» — машина (за исключением ТС по категории «А») массой не более 3,5 тонны, числом мест (сидячих) не более восьми, не включая водительского;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг;
  • автомобиль категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг, но массы машины без нагрузки он не превышает, а также с условием того, что масса состава автомобиль плюс прицеп не более 3,5 тонны.

В случае если прицеп весит более 750 кг – к такому составу предъявляют дополнительные требования, а именно:

  1. Нагруженный прицеп не может весить больше чем машина без нагрузки;
  2. Разрешенный максимальный вес состава «автомобиль плюс прицеп» не может быть более 3,5 тонн.

Категория «BE» — тяжелый прицеп

Чтобы управлять машиной категории «B» в связке с тяжелым прицепом, человек должен получить категорию «BE»:

  • «ВЕ» – авто категории «В» в связке с прицепом весом более 750 кг и который весит более чем сама машина без нагрузки;
  • ТС категории «В» в связке с прицепом массой более 750 кг, но с условием того, что вес состава «автомобиль плюс прицеп» не должен превышать 3,5 тонн.

Подкатегория «B1» — трицикл / квадрицикл

На данный момент мы готовим подробный данные для подкатегории «B1». Ждите обновленной информации.

Сразу уточним: «квадрИцикл» и «квадрОцикл» технически разные понятия. В силу этого водительские права для квадроцикла не подходят для управления квадрициклом.

Категория «С» — грузовой автомобиль

  • категория «С» – автомобиль (кроме транспорта из категории «D») весящий более 3,5 тонн;
  • в связке с прицепом весом не более 750 кг.

Водительские права категории «СE» — с тяжелым прицепом

Категория «CE» пригодится водителю с открытой категорией «С» для управления автомобилем с тяжелым прицепом (больше чем 750 кг).

Подкатегория «С1»

Чтобы иметь право управлять грузовым автомобилем с весом 3,5-7,5 тонны, человек должен иметь права с действующей категорией «C1»:

  • подкатегория «С1» — машины (кроме авто категории «D») с массой более 3500 килограммов, но менее 7500 килограммов;
  • авто подкатегории «С1» в связке с прицепом который весит не больше чем 750 килограмм;
  • к этой подкатегории относятся также и средние грузовики массой в пределах 3500-7500 кг
  • подкатегория разрешает управлять связкой с легким прицепом весом до 750 кг.

Подкатегория «С1E» — тяжелый прицеп

Дополняющая подкатегория «C1E» характеризует автомобили категории «С1», однако уже весящими более 750 кг (тяжелыми прицепами). Согласно ПДД, в таком случае общий вес всего состава не должен быть более 12 тонн.

Водители со старшей подкатегорий «CE» имеют право управлять грузовиками, относящимся к категории «C1E».

Категория «D» — автобус

Чтобы иметь право управлять автобусами, человек должен обладать водительскими правами по категории «D»:

  • категория «D» — транспорт перевозящий пассажиров с более чем 8 сидячими местами. Водительское место в общее число мест не входит;
  • в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм.

Категория «D» дает право управления автобусами различных типоразмеров не зависимо от их массы, в том числе связкой «автобус плюс прицеп» с максимальный весом последнего не более 750 кг. В том случае если масса самого прицепа более 750 кг – необходима открытая категория «DE».

Категория «DE»

Подкатегория «D1»

  • подкатегория «D1» — автомобиль для транспортировки пассажиров имеющий больше 8 и меньше 16 сидячих мест, не включая водительское сиденья;
  • автомобиль подкатегории «D1» в связке с прицепом весом не более 750 килограмм;

Подкатегория «D1E» — тяжелый прицеп

Если есть необходимость использовать более тяжелые прицепы – нужна будет подкатегория «D1E» для водителя автобуса:

  • подкатегория «D1Е» — машины подкатегории «D1» в связке с прицепом, весящим не больше чем 750 килограмм и который не эксплуатируется для перевозки людей. Масса прицепа не должна быть больше массы самого основного транспорта без нагрузки и общая масса такой сцепки не должна быть больше 12 тонн.

Категория «E»

Категория «Tb» / «Tm» — трамвай /троллейбусы

Чтобы управлять трамваем или троллейбусом, начиная с 2016 года и уже в 2019 году, человеку потребуются права со специальной категорией «Tb» / «Tm».

Согласно Венской конвенции, водительское удостоверение должно иметь единый образец во всех странах, чтобы автомобилист имел максимальную свободу передвижения и не был ограничен пределами одного государства. Россия является участником этого договора - поэтому появление в нашей стране документов нового образца было лишь вопросом времени после подписания соглашения. Сейчас органы ГИБДД , в которых имеется очень много отметок, соответствующих разнообразным видам транспорта. Чтобы понять, какие категории прав вам необходимо получать для управления конкретным средством передвижения, стоит внимательно рассмотреть каждую из них.

Во всех странах должно быть одинаковое удостоверение

Как выглядит удостоверение?

Поскольку с 2014 года во внешний вид документа внесены определённые изменения, стоит подробно рассмотреть его. Лицевая сторона прав снабжена фотографией человека, которому они принадлежат, а также его личной подписью, которая должна точно совпадать с имеющейся в паспорте. Кроме того, здесь указывается личная информация водителя - ФИО, место и дата рождения. Вносятся в удостоверение и регистрационные данные ГИБДД: место постоянного проживания автомобилиста, отделение, в котором выдавался документ, а также его серия и номер. Среди наиболее важных сведений, располагающихся на передней стороне водительских прав, можно назвать также даты начала и окончания действия удостоверения, и открытые категории.

Сзади приводится расшифровка категорий прав, например, если при вождении конкретного транспорта на водителя накладываются ограничения, это будет указано в специальной таблице. Кроме того, здесь можно найти и сроки действия удостоверения по каждой категории индивидуально. Помимо категории водительских прав, на тыльной стороне имеется графический код, позволяющий инспекторам моментально заносить в базу данных все сведения о человеке, и регистрационный номер документа. Последним элементом, о котором стоит сказать, является строка для примечаний - в неё может вноситься информация о стаже владельца, а также ограничения, касающиеся использования только .

Основные категории

Сразу стоит сказать, что видов прав относительно немного, и нынешние категории мало чем отличаются от имевшихся ранее. В частности, законом предусмотрено создание шести основных категорий, а также пяти подкатегорий для автомобилей с прицепом и четырёх специальных подкатегорий, которые имеют свои особые ограничения. Поэтому запомнить, какое именно водительское удостоверение вам нужно будет получать, совсем несложно.

Интересно, что отдельной программы подготовки для специальных подкатегорий пока не существует, поэтому их автоматически открывают любому водителю. А вот с прицепом такая схема не работает - для этого нужно на транспортном средстве, оснащённом таким дополнением. Причём, если вы сдаёте на права сразу нескольких категорий, но проходите экзамен только на грузовике с прицепом, управлять сочленёнными автобусами и легковушками с прицепами вам не разрешат. Проще всего дела обстоят с мопедами - эту категорию открывают, если у человека имеются права с любой другой отметкой либо удостоверение старого образца. Теперь рассмотрим, какие же конкретно категории и подкатегории предусматриваются Венской конвенцией.

В категорию под буквой «А» собраны все двухколёсные транспортные средства, которые официально зарегистрированы, как мотоциклы. Такое уточнение необходимо, поскольку некоторые люди считают, что скутеры, вне зависимости от рабочего объёма их мотора, должны относиться к мопедам. Кроме того, к мотоциклам приравнивают любые трициклы и , масса которых не достигает 400 кг.

Категория «А1» предусматривает ограничение кубатуры мотора двухколёсного транспорта, а также его мощности. Рабочий объём двигателя может составлять 50–125 кубических сантиметров, а мощность - 11 кВт. Именно к этой категории относится большая часть лёгкой двухколёсной техники, встречающейся на российских дорогах. Стоит учитывать, что оба требования должны соблюдаться одновременно, поэтому недорогой скутер входит в категорию «А1», а двухтактный мотоцикл с очень высокой удельной мощностью - нет.

Квадрицикл или всё-таки квадроцикл?

После того как появились новые водительские категории, получавшие удостоверения люди находились в недоумении, прочитав слово «Квадрицикл». Многие посчитали это вариантом написания термина «Квадроцикл», и стали приобретать соответствующую технику для езды по бездорожью. Однако такое понимание в корне неверно, и за управлением тяжёлым квадроциклом со стандартными водительскими правами может назначаться немалый штраф.

Стоит отметить, что квадрициклом называют лёгкий транспорт, который не может приравниваться к автомобилям ввиду небольшого размера и ограниченной мощности мотора. Примером квадрициклов являются инвалидные мотоколяски, а также четырёхколёсные электрические машины весом до 400 кг. А вот для управления квадроциклом в привычном для нас понимании нужно получать права машиниста-тракториста класса «AI», которое даёт возможность управлять внедорожным мототранспортным средством. Кроме того, подобный транспорт нужно регистрировать не в ГИБДД, а в Ростехнадзоре, получая паспорт самоходной машины вместо .

B. Легковушки

В этой категории ситуация почти не изменилась. По-прежнему легковым автомобилем считается тот, полная масса которого составляет не более 3,5 тонн, а число полноценных пассажирских мест, за исключением водительского - 8. Соответственно, облегчённо могут вздохнуть владельцы крупных минивенов Mercedes Vito, Volkswagen Transporter и их аналогов, у которых количество пассажирских мест точно совпадает с указанным в правилах. Ранее появлялась непроверенная информация о том, что такие машины могут отнести к лёгким автобусам, но она не подтвердилась.

Если вам необходимо , стоит открывать категорию BE - однако это не означает, что общая полная масса автомобиля и грузовой платформы может превышать 3,5 тонны. Соответственно, для полноразмерного внедорожника либо пикапа с большим прицепом вам придётся открыть грузовую категорию. Интересно, что прицеп массой до 750 кг не считается требующим открытия отдельной категории - это правило распространяется не только на обычные легковушки, но и на прочие классы транспорта.

Новые категории прав также содержат очень интересный раздел, названный «B1». В него входят автомобили, а также квадрициклы и трициклы, которые не приравниваются к мотоциклам. Масса транспортных средств не может составлять больше 550 кг - отличия от категории «А» с её ограничением в 400 кг невелико. Однако здесь стоит сделать существенную оговорку - в правилах указывается ограничение по порожней массе, которое не предусматривает наличия в машине аккумулятора. Следовательно, электромобили, в которых он занимает почти половину веса машины, попадают в категорию «B1» даже при намного большей массе.

Здесь также не произошло особенных изменений - управлять можно автомобилями, полная масса которых превышает показатель 3,5 тонны, но которые не принадлежат к категории автобусов. Кроме того, не распространяется такое водительское удостоверение на легковые автомобили (менее 3,5 тонн), даже если фактически они представляют собой компактные грузовые фургоны. Если говорить о категории C1, то здесь всё также достаточно просто - к ней относятся автомобили с полной массой в пределах значений 3,5–7,5 тонн, то есть обычные фургоны средних размеров, чаще всего работающие в городских службах доставки.

Кроме того, предусмотрено здесь и сразу две подкатегории для автомобилей с прицепами. Права «CE» дают возможность управлять машиной с дополнительной грузовой платформой массой от 750 до 3500 кг. А вот категория C1E накладывает иные ограничения - здесь суммарная масса автопоезда не может превышать 12 тонн, а прицепа с грузом - пустого автомобиля.

К категории D без различных приставок принадлежит автомобиль, число пассажирских мест в котором превышает 8 вне зависимости от его полной массы. Сюда попадают различные автобусы, которые не предназначены для работы в составе автопоездов. Категория D1 соответствует традиционным малого класса, в которых число мест варьируется в пределах 8–16.

Автобусы класса DE могут оснащаться прицепом, полная масса которого колеблется от 0,75 до 3,5 тонн. Кроме того, такие права дают возможность управлять сочленёнными транспортными средствами, перевозящими большое число пассажиров. В категории D1E масса автопоезда не может превышать 12 тонн, причём прицеп не должен предназначаться для перевозки людей.

M, Tm, Tb. Прочие

Права категории «M» предназначаются для управления транспортом, который ранее вовсе не относился к требующему удостоверений. Теперь в него внесены мопеды, а также лёгкие квадрициклы и трициклы, которые имеют рабочий мотор двигателя менее 50 кубических сантиметров, или мощность не более 4 кВт при условии использования электрического привода. Интересно, что категория уже существует, а в автошколах нет программ для таких транспортных средств. На вопрос, что делать, инструкторы разводят руками и предлагают записываться в группу, где учат управлять мотоциклом.

Кроме того, в правах могут быть также открыты категории Tm и Tb - они позволяют управлять городскими трамваями и троллейбусами соответственно. Здесь стоит вспомнить, что автошколы с нынешнего года выдают не свидетельства о прохождении программы, а дипломы. Поэтому при приёме на работу в коммунальное автотранспортное предприятие могут потребовать диплом водителя трамвая/троллейбуса.

Категория Подкатегория Описание

А. Мототехника

Двухколёсный транспорт, а также трициклы и квадрициклы, масса которых не превышает 400 кг.
А1. Лёгкие мотоциклы Мототехника, у которой объём двигателя не превышает 50-125 кубических сантиметров, а мощность привода — 11 кВт.

B. Легковые автомобили

В. Легковые автомобили Четырёхколёсный транспорт, полная масса которого не превышает 3,5 тонны, а количество мест для пассажиров (кроме водительского) — 8.
ВЕ. Легковые автомобили с прицепом Автопоезд, полная масса которого не превышает 3,5 тонны. Прицепы с полной массой до 0,75 тонны не требуют открытия данной подкатегории.
В1. Облегчённые легковые автомобили Легковые автомобили с порожней массой (без водителя и пассажиров, нагрузки, технологических жидкостей, ремкомплекта и аккумулятора) до 550 кг.
C. Грузовой транспорт Автомобили полной массой свыше 3,5 тонн, количество пассажирских мест (кроме водительского) в которых не превышает 8.
С1. Облегчённые грузовики Грузовики с полной массой от 3,5 до 7,5 тонн.
СЕ. Грузовики с прицепом Автомобиль с полуприцепом либо прицепом
С1Е. Облегчённые грузовики с прицепом Автомобиль с прицепом или полуприцепом, полная масса которого не превышает снаряжённую массу самой машины. Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн.
D. Пассажирские автобусы Автомобили, предназначенные для перевозки более чем 8 пассажиров (исключая водителя)
D1. Облегчённые автобусы Автомобили, оснащённые 8-16 пассажирскими местами
DE. Сочленённые автобусы Автобусы с дополнительной пассажирской секцией, не имеющей собственного привода, либо с прицепом, полная масса которого варьируется в пределах 0,75-3,5 тонны
D1E. Облегчённые автобусы с прицепом Автобусы с прицепами для груза (применение пассажирских прицепов в этой подкатегории запрещено). Полная масса автопоезда не должна превышать 12 тонн.
Tm. Трамваи Городской электротранспорт на рельсовом ходу
Tb. Троллейбусы Городской электротранспорт на колёсном ходу, получающий питание от стационарной контактной сети.
М. Мопеды Двухколёсные транспортные средства, а также трициклы и квадрициклы, объём двигателя которых не превышает 50 кубических сантиметров, а мощность — 4 кВт.

Немного теории напоследок

Несмотря на то что открытие новой категории в правах может обойтись в круглую сумму (2000 рублей только на оформление документа и не менее 4,5 тысяч на сдачу экзаменов), заниматься этим нужно обязательно, если вы собираетесь пересаживаться на иной вид транспорта. Штраф за несоответствие категории водительского удостоверения автомобилю составляет 5–15 тысяч рублей. Кроме того, не стоит думать, будто вам придётся заново проходить - для переподготовки используются сокращённые курсы, из которых изъят базовый этап. Поэтому быстрое и лёгкое добавление новой категории позволит вам избавиться от множества проблем - необходимо только точно определить, каким именно транспортом вы собираетесь управлять.