Подзаконные нормативные правовые акты как источники трудового права. Нормативные правовые акты в трудовом праве Правовые акты трудового законодательства

Вместе с тем следует иметь в виду, что словосочетание "как правило" на деле означает, что графики сменности могут не быть приложением к коллективному договору. Отсюда задача-минимум профкома - получить согласие работодателя на то, чтобы графики сменности стали приложением к коллективному договору, имея в виду, что тогда графики будут составляться в договорном порядке. Со своей стороны работодатель может отказаться включить графики в коллективный договор в качестве приложения или предложить, чтобы графики стали таким приложением после их утверждения "с учетом мнения", что вытекает, хотя и с известными оговорками, из текста абз. 3 ст. 103.

6) В соответствии со ст. 105 ТК РФ на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части, с тем чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы. Такое разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В связи с изложенным возникает вопрос: о каком локальном нормативном акте идет речь в ст. 105? Дело в том, что, согласно ст. 189 ТК РФ, режим работы и время отдыха регламентируются правилами внутреннего трудового распорядка. Отсюда следует, что порядок разделения рабочего дня на части может быть предусмотрен, если в этом есть необходимость, правилами внутреннего трудового распорядка организации. Профком, со своей стороны, заинтересован в этом, поскольку перед ним открывается возможность при принятии порядка разделения рабочего дня на части избежать его утверждения работодателем, который может и не учесть мнение профкома. Такая возможность открывается потому, что, согласно ст. 190 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка организации являются приложением к коллективному договору. А раз так, профкому целесообразно настоять на том, чтобы упомянутые правила стали составной частью коллективного договора, с тем чтобы ввести их утверждение в рамки переговорного процесса.

7) Абзацем 2 ст. 116 ТК РФ предусмотрено, что работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Работодатель может по своему мнению принять или не принять такой локальный акт. Со своей стороны, профком может перенести рассмотрение вопроса об установлении дополнительных отпусков в область колдоговорной практики, ссылаясь при этом на положения ст. 41 ТК РФ. Согласно ст. 41, содержание и структура коллективного договора определяются сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя, в том числе и по вопросам рабочего времени, и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков.

Отметим, что профком вправе вносить предложения об установлении для работников именно дополнительных отпусков, но не об установлении им основного оплачиваемого отпуска продолжительностью более 28 календарных дней. Дело в том, что, согласно ст. 115 ТК РФ, ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) устанавливается работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

8) В соответствии со ст. 123 ТК РФ очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее, чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьей 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющей интересы всех или большинства работников данного работодателя.

9) Статьей 124 ТК РФ предусмотрено, что ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:

Временной нетрудоспособности работника;

Исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

В других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами.

В связи с изложенным отметим, что приказ (распоряжение) работодателя о продлении или перенесении срока отпуска данного работника локальным нормативным актом не является. Поэтому учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в данных случаях не требуется. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что из текста ст. 124 ТК РФ следует, что в тех случаях, когда правовые основания продления очередного отпуска не определены ни ТК РФ, ни иными законами, они могут быть установлены локальными нормативными актами. При разработке акта целесообразно иметь в виду, что, предоставляя работодателю право принять локальный нормативный акт, расширяющий количество случаев, при которых отпуск должен быть продлен, ст. 124 обязывает перечислить его эти случаи.

10) Согласно ст. 135 ТК РФ, системы оплаты ставок, окладов должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

11) В соответствии с ч. 4 ст. 153 ТК РФ оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.

В ч. 4 ст. 153 приведены три возможных варианта установления оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни.

В указанных целях возможно использование, во-первых, трудового договора. Во-вторых, оплата труда определяется на основании коллективного договора. В-третьих, оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни указанных в ст. 153 работников определяется локальными нормативными актами, принимаемыми работодателем. В этом случае следует иметь в виду, что, согласно ст. 135 ТК РФ, системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, устанавливается работодателем, в том числе путем принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

12) Согласно ст. 154 ТК РФ, каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

13) В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируется применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.

Таким образом, применение систем нормирования труда обязательно. Системы нормирования труда определяются работодателем локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, или устанавливаются коллективным договором.

14) Как следует из текста ст. 162 ТК РФ, локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

15) Согласно ст. 168 ТК РФ, порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Как следует из текста ст. 168, локальный нормативный акт, определяющий порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, принимается работодателем без учета мнения профкома, иного представительного органа работников.

В свою очередь статьей 168 предусмотрено, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных с служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

Указанные локальные нормативные акты принимаются работодателем без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

16) Статьей 189 ТК РФ, предусмотрено, что трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами:

Порядок приема и увольнения работников;

Основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора;

Режим работы;

Время отдыха;

Применяемые к работникам меры поощрения и взыскания;

Иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.

Согласно ст. 190 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

Правила внутреннего трудового распорядка обычно являются приложением к коллективному договору.

При разработке Правил необходимо иметь в виду, что, согласно ряду статей ТК РФ, в них следует включить еще несколько положений:

а) Согласно ч. 2 ст. 22 ТК РФ, в Правилах могут быть определены сроки выплаты заработной платы.

б) В соответствии со ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

в) Статьей 108 ТК РФ предусмотрено, что в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

г) Как следует из текста ст. 109 ТК РФ, на отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Виды этих работ, продолжительность и порядок предоставления таких перерывов устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации.

д) Согласно ст. 111 ТК РФ, общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

е) В соответствии со ст. 119 ТК РФ работникам с ненормируемым рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней.

ж) Как следует из текста абз. 5 ст. 136 ТК РФ, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

17) Согласно ч. 3 ст. 196 ТК РФ, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяется работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. То есть с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Как следует из приведенного текста, формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются локальным нормативным актом.

18) В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.

19) Частью 2 ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, в соответствии со спецификой своей деятельности.

Исходя из приведенного текста, можно полагать, что перечень таких нормативных актов, содержащих требования охраны труда, должен быть определен особым локальным нормативным актом организации.

20) Абзацем 1 ст. 301 ТК РФ предусмотрено, что рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 указанного Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.

Как известно, основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. История развития права показывает преимущества нормативного правового акта по сравнению с другими источниками права: он исходит от строго определенных органов и лиц, принимается в четко обозначенном порядке, имеет установленные форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия.

особенности нормативных правовых актов

Обратите внимание! Нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. могут применяться бесконечное число раз

Нормативным правовым актам, в т. ч. в сфере трудового права, присущи следующие особенности:1) они имеют государственно-властный характер. Именно государство наделяет соответствующие органы, должностных лиц полномочиями по подготовке и принятию нормативных правовых актов, т. е. нормо-творческой компетенцией. Государство также обеспечивает реализацию принятых нормативных правовых актов;2) принимаются далеко не всеми, а лишь строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством;3) принимаются с соблюдением соответствующих процедуры и требований к форме и содержанию и в силу этого представляют собой акты-документы;4) всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах правовых норм как раз придает им нормативный, общеобязательный характер;5) имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия, т. е. распространяют свое действие во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Толковый словарь

Нормативные правовые акты как источники трудового права необходимо отличать от актов применения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (индивидуальных актов).

Например, правоприменительными актами являются: решение районного суда о восстановлении работника на работе и оплате времени вынужденного прогула; трудовой договор.

По общему правилу, правоприменительные (индивидуальные) акты имеют разовое применение, адресованы конкретным (строго определенным) лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от правоприменительных (индивидуальных) актов, нормативные правовые акты общеобязательны и отличаются неконкретностью адресата. Иными словами, они обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех без исключения субъектов, на которых они распространяются. Особое внимание следует обратить на то, что нормативные правовые акты не исчерпывают себя фактом применения, т. е. они могут применяться бесконечное количество раз.

классификация нормативных правовых актов по юридической силе

В России в настоящее время действует множество нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Чтобы правильно и единообразно применять нормы трудового права, кадровику необходимо уметь дифференцировать на отдельные категории все существующие нормативные правовые акты в трудовом праве.

Во-первых, нормативные правовые акты можно группировать по их юридической силе. Данное деление с практической точки зрения является наиболее важным, поскольку позволяет верно избирать необходимый для применения нормативный правовой акт. Так, в зависимости от указанного критерия выделяются законы и подзаконные акты, содержащие нормы трудового права.

В нашей стране законы принимаются парламентами (федеральным и субъектов РФ), а также путем референдума. Различаются следующие разновидности законов:1) основные (Конституция РФ и конституции республик в составе РФ);2) федеральные конституционные; например, Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении";3) федеральные; например, Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ "Об объединениях работодателей";4) законы, принимаемые органами законодательной власти субъектов РФ; например, Закон г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 "О социальном партнерстве".

Законы, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения, могут быть кодифицированными (Трудовой кодекс РФ) и текущими, относящимися к отдельным вопросам трудового права. Например, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах‚ их правах и гарантиях деятельности" относится к конкретному вопросу трудового права.

Подзаконные акты, содержащие нормы трудового права, принимаются на основе и во исполнение законов. Они имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, распоряжений, инструкций органов исполнительной власти, решений органов местного самоуправления, локальных нормативных актов.

классификация по другим признакам

Во-вторых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, подразделяются по сфере их действия на следующие разновидности:1) общефедеральные, например постановление Правительства РФ от 11.04.03 № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы";2) региональные, например постановление Правительства г. Москвы от 29.07.03 № 615-ПП "О порядке привлечения и использования иностранных работников в городе Москве";3) межотраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.02.02 № 9 "Об утверждении Межотраслевых типовых инструкций по охране труда для работников розничной торговли";4) отраслевые, например постановление Министерства труда и социального развития РФ от 12.10.01 № 73 "Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты";5) муниципальные, или местные, например решения главы администрации города о режиме работы организаций транспорта;6) локальные, например правила внутреннего трудового распорядка.

В-третьих, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются по принявшим их органам. Так, различаются нормативные правовые акты, принятые:1) высшим органом законодательной власти РФ - Федеральным Собранием РФ (федеральные законы);2) Президентом РФ (указы);3) высшим органом исполнительной власти - Правительством РФ (постановления);4) федеральными органами исполнительной власти;5) органами государственной власти субъектов РФ;6) органами местного самоуправления;7) работодателями.

В-четвертых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, делятся по форме акта на законы, указы, постановления, правила, положения, решения, приказы, инструкции, стандарты, предписания, разъяснения и др.

В-пятых, нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, классифицируются в зависимости от круга работников , на которых они распространяются, на общие, распространяющиеся на всех работников, и специальные, действующие в отношении отдельных категорий работников.

Общим нормативным правовым актом, содержащим нормы трудового права, является, например, постановление Правительства РФ от 16.04.03 № 225 "О трудовых книжках".

Примером специального акта служит Закон РФ от 19.02.93 № 4520-I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях".

система источников трудового права

Система нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусматривается ст. 5 ТК РФ. По сути, в данной статье установлена система источников трудового права.

Юридической основой для построения, развития и совершенствования системы источников трудового права является Конституция РФ, содержащая важнейшие права и свободы граждан в сфере труда:

Конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод, незыблемы. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, недопустимы.

Таким образом, абсолютным юридическим верховенством в рамках правовой системы России обладают Конституция РФ и федеральные конституционные законы.

Статья 5 ТК РФ подразделяет все нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, на две группы: трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

трудовое законодательство

Трудовое законодательство, включая законодательство об охране труда, состоит из следующих разновидностей законов:
- Трудовой кодекс РФ;
- иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

Среди федеральных законов в сфере труда главное место отводится Трудовому кодексу РФ, подписанному Президентом РФ 30 декабря 2001 г. и введенному в действие с 1 февраля 2002 г. Существенные изменения в действующий ТК РФ были внесены Федеральным законом от 30.06.06 № 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов

Трудовой кодекс РФ является кодифицированным источником трудового права. Он закрепил сложившуюся в нашей стране многоуровневую систему правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений и резко повысил роль федерального кодифицированного акта в этой системе.

Толковый с ловарь

Система источников трудового права - это состав, соотношение и взаимосвязь всех нормативных

правовых актов, содержащих нормы трудового права, в зависимости от предмета трудового права.

Юридическое верховенство ТК РФ в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, находит выражение в следующих положениях:1) нормы трудового права, содержащиеся в любом нормативном правовом акте, должны соответствовать ТК РФ;2) другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, подлежат применению в соответствии с ТК РФ (ч. 2 ст. 422 ТК РФ);3) в случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется ТК РФ (ч. 4 ст. 5 ТК РФ);4) если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения соответствующих изменений и дополнений в ТК РФ (ч. 5 ст. 5 ТК РФ).

Исходя из этих позиций, Трудовой кодекс РФ получил законодательный приоритет в сфере регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений по сравнению с любыми другими законами и подзаконными нормативными правовыми актами федерального, регионального и местного значения.

иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права

К иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, ст. 5 ТК РФ относит следующие разновидности актов:1) указы Президента РФ;2) постановления Правительства РФ;3) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;4) нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ;5) нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Трудовой кодекс РФ устанавливает в системе нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следующую иерархию:
- нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ;
- указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам;
- постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам и указам Президента РФ;
- нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ;
- законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти;
- органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Наконец, ч. 2 ст. 5 ТК РФ закрепила положение о том, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, социально-партнерскими соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения как акты социального партнерства обладают двойственной юридической природой: с одной стороны, они представляют собой договоры, соглашения сторон, с другой стороны, коллективные договоры и соглашения являются специфическими нормативными правовыми актами.

Как нормативные правовые акты коллективные договоры и социально-партнерские соглашения имеют следующие особенности:1) право их принятия принадлежит уполномоченным представителям сторон социального партнерства;2) они принимаются после проведения коллективных переговоров;3) занимают особое место в системе нормативных правовых актов и играют важную роль в правовом регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;4) являются актами временного действия.

Коллективные договоры и социально-партнерские соглашения не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, социально-партнерское соглашение, то они не подлежат применению.

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, работодатель принимает в пределах своей компетенции.

В случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Например, ст. 103 ТК РФ устанавливает, что при составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников, а в ст. 190 ТК РФ указывается, что правила внутреннего трудового распорядка утверждаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Порядок учета мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов определяется ст. 372 ТК РФ.

Коллективный договор, социально-партнерские соглашения могут предусматривать иную форму взаимоотношений между работодателем и представительным органом работников при принятии локального нормативного акта: вместо учета мнения - согласование с представительным органом работников.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, социально-партнерскими соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, социально-партнерские соглашения.

Итак, система нормативных правовых актов как источников российского трудового права имеет следующие особенности:
- отнесение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (подп. "к" п. 1 ст. 72 Конституции РФ);
- значительный массив локальных нормативных актов, принимаемых и действующих у конкретных работодателей;
- наличие особой группы подзаконных нормативных актов, исходящих от специализированного органа государственной власти, занимающегося вопросами регулирования отношений в области труда и социального развития (Министерство здравоохранения и социального развития РФ);
- участие работников через профсоюзы и иные представительные органы в правотворческой деятельности;
- дифференциация источников трудового права на общие и специальные.

Система нормативных правовых актов как источников российского трудового права должна соответствовать международно-правовым актам.

Исходя из ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 10 ТК РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Таким образом, нормы международного права и международные договоры имеют приоритет (при условии, что ими установлены более льготные для граждан нормы и правила) по сравнению с национальным трудовым законодательством РФ.

Важнейшее значение для трудового права РФ имеют следующие основополагающие международно-правовые акты:1) Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.;2) Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.;4) Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда от 19 июня 1998 г.;5) Европейская социальная хартия от 18 октября 1961 г.

Кроме того, определяют содержание всех институтов трудового законодательства конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ), принятые практически по всем принципиальным вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Примеры ратифицированных СССР и Российской Федерацией конвенций МОТ: Конвенция № 52 1936 г. "О ежегодных оплачиваемых отпусках", Конвенция № 111 1958 г. "О дискриминации в области труда и занятий", Конвенция № 182 1999 г. "О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда".

судебная практика

Несколько слов о судебной практике. Как известно, акты судебных органов к источникам права в РФ пока не относятся. Между тем особое место в общем массиве судебной практики занимает такой ее вид, как руководящая судебная практика. Применительно к сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений это постановления Конституционного Суда РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут признавать те или иные нормативные правовые акты неконституционными. Отсюда следует, что признавать нормативный правовой акт неконституционным, а значит недействительным, в состоянии лишь акт, обладающий по крайней мере не меньшей юридической силой, чем нормативный правовой акт, который признается источником права.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.05 № 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных общес положения п. 2 ст. 278 ТК РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" были признаны не противоречащими конституции РФ. В соответствии с данными положениями трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица решения о досрочном прекращении договора. Названные положения предполагают, что расторжение трудового договора в данном случае не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты справедливой компенсации, размер которой определяется трудовым договором, т. е. по соглашению сторон, а в случае спора - решением суда.

Кроме того, данное постановление признало ст. 279 ТК РФ, согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает досрочное расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Это судебное решение было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ), и в настоящее время минимальный размер подобной компенсации руководителю организации составляет трехкратный средний месячный заработок.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ всегда учитывались и учитываются при рассмотрении трудовых (и не только) дел, выступая ориентиром в вопросах применения и толкования норм права, устранения пробелов, использования аналогии закона или аналогии права.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.04 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 17.03.04 № 2) было учтено при внесении изменений и дополнений в ТК РФ (Федеральный закон от 30.06.06 № 90-ФЗ). вот несколько примеров:
1) в статьях 57 и 72.1 ТК РФ был учтен п. 16 постановления от 17.03.04 № 2, согласно которому если в трудовом договоре рабочее место работника было определено с указанием конкретного структурного подразделения, то необходимо исходить из того, что изменение структурного подразделения организации возможно лишь с письменного согласия работника;
2) в подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК РФ учтен п. 39 постановления от 17.03.04 № 2, в результате чего уточнено понятие прогула, который определяется как отсутствие на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены) независимо от его (ее) продолжительности, а также отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);
3) в статье 192 ТК РФ учтен п. 52 постановления от 17.03.04 № 2, вследствие чего ТК РФ определяет, что к дисциплинарным взысканиям относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пп. 5, 6, 9 или 10 ч. 1 ст. 81 ТК РФ или п. 1 ст. 336 ТК РФ, а также пп. 7 или 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

2.2 Основные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения

Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются:

1) законодательные акты, представленные Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, Трудовым кодексом РФ, трудовыми кодексами субъектов Российской Федерации, отдельными законами (как федеративными, так и региональными);

2) нормативные Указы Президента РФ;

3) Постановления и иные акты Правительства РФ, а также акты высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) акты министерств и ведомств РФ, в том числе упраздненного Минтруда РФ, акты отраслевых и функциональных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5) правовые акты органов муниципальной власти и местного самоуправления;

6) локальные нормативные акты.

Законы как источники трудового права России по органам их принятия и юридической силе можно классифицировать на следующие три группы:

1) федеральные конституционные законы;

2) федеральные законы;

3) законы субъектов Российской Федерации.

Особое место среди конституционных законов принадлежит Конституции Российской Федерации и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Главенствующая роль этих актов среди всех других источников трудового права вызвана тем, что они обладают юридическим верховенством над всеми иными источниками трудового права, а также тем, что их содержание предусматривает фундаментальные трудовые права и свободы человека и гражданина, определяющие смысл, содержание и применение всего трудового права.

К числу важнейших федеральных законов о труде относится Трудовой кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Помимо Трудового кодекса, на уровне Российской Федерации действует ряд других федеральных законов, посвященных регулированию социально-трудовых отношений. За годы реформ были приняты новые законы, такие как:

· Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»; Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 09.03.2016 № 66-ФЗ:

· Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях»; Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" с изм.от 29.06. 2004

· ФЗ «Об объединениях работодателей». ФЗ от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» с изменениями на 28.11. 2015

К числу законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в России, относятся и законы субъектов Российской Федерации. Но далеко не все регионы активны в области законотворчества, касающегося сферы социально-трудовых отношений, хотя есть и такие, которые приняли (например, Республика Башкортостан), свой Трудовой кодекс.

Указы Президента РФ. Следующую ступень в иерархии нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений занимают нормативные указы Президента Российской Федерации, которые после федеральных законов обладают высшей юридической силой среди всех нормативных актов. Примером таких источников трудового права могут служить Указ Президента РФ «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой», который предусмотрел особые требования к содержанию трудового договора, заключаемого с руководителями федеральных государственных предприятий.

Подзаконные нормативные правовые акты. На всех остальных уровнях иерархии источников нормативного регулирования располагаются подзаконные нормативные правовые акты, высшей юридической силой среди которых обладают Постановления Правительства России.

Министерства, ведомства и комитеты Российской Федерации издают административные акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, и, в частности, по вопросам регулирования отношений, относящихся к предмету трудового права. Эти акты обычно распространяются только на работников соответствующих отраслей. В то же время акты некоторых министерств и ведомств, например, таких как Министерство здравоохранения РФ, Федеральная служба занятости РФ, а в недавнем прошлом - Федеральная миграционная служба и Министерство труда и социальной защиты населения РФ, могут носить межотраслевой характер.

В пределах своей компетенции документы, содержащие нормы трудового права, могут принимать также органы местного самоуправления (городские думы, администрации, мэрии, сельсоветы и т. п.). Такие источники трудового права действуют только на территории соответствующего муниципалитета.

Локальные нормативные акты занимают низшую ступень в системе нормативных источников правового регулирования социально-трудовых отношений.

К числу локальных нормативных актов относятся правила внутреннего трудового распорядка конкретной организации, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы организации за год, о доплатах и надбавках, поощрительных и дополнительных отпусках, графики сменности, графики отпусков, должностные инструкции, тарифные характеристики и пр. Трудовой кодекс РФ 2016 Актуальная редакция с Комментариями по состоянию на 03.10.2016

Брачно-семейные отношения в международном частном праве

В России с 1 марта 1996 г. действует новый Семейный кодекс, включающий разд. VII «Применение семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства»...

Государственная политика в области культуры и искусства: модели и методы осуществления

культура искусство государственный управление Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) ...

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести: 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г...

Конституционно-правовые способы борьбы с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы

В Российской Федерации разработана система законов и подзаконных актов, регулирующих способы профилактики, противодействия коррупции, минимизации её последствий. Рассмотрим следующие нормативные правовые акты, входящие в неё: 1...

Особенности трудовых правоотношений в органах внутренних дел

Органы внутренних дел -- система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность...

Понятие трудовой пенсии по старости

В ст.1. ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отмечено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с этим законом Федеральный закон от 17. 12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28. 12.2013, с изм. от 04. 06...

Правовое обеспечение профессиональной деятельности

1. Основные нормативно- правовые акты, регулирующие трудовые отношения. Фактической основой современного трудового права России выступает разветвленная система нормативных правовых актов, в которую включаются: 1) законодательные акты...

Правовые нормы о соглашениях по социально-трудовым вопросам

Одной из форм решения социально-экономических проблем работников любой отрасли, защиты их законных прав и интересов являются социально-партнерские соглашения в сфере труда - правовые акты...

Правовые основы деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим структуру Фонда социального страхования, а также его деятельность, является Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г...

Правовые основы социального обслуживания в Российской Федерации

Право на социальное обеспечение - одно из основных социально-экономических прав человека. Оно закреплено во многих международных документах. Это ещё раз подчеркивает важность этого права и закрепляет, что забота о престарелых...

Свобода совести и вероисповедания в России

Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов...

Сущность и методы борьбы с трансграничной организованной преступностью

Сущность явления транснациональной (трансграничной) преступности

Правовую основу ОРД составляют Конституция, Федеральный закон «Об оперативно- розыскной деятельности» (далее по тексту- ФЗ «Об ОРД»)...

Трудовое право и трудовые отношения

Действие нормативно-правовых актов во времени. Действие норм права распространяется на определённый круг субъектов, нормы права действуют на определённо ограниченном участке пространства и ограничено определёнными временными рамками...

Универсальная электронная карта гражданина РФ

Универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель...

Общее представление о нормативных актах трудового законодательства

Характерные признаки нормативного акта трудового законодательства:

  • властно-волевой характер;
  • является общеобязательным;
  • регулирует трудовые и связанные с ними правоотношения;
  • имеет четкую структуру;
  • отражают специфику отрасли;
  • его действие обеспечивается государством;
  • в создании могут принимать участие работодатели и работники;
  • нарушение нормативного акта влечет за собой юридическую ответственность.

Нормативные акты трудового законодательства представлены законами, указами, постановлениями, приказами, распоряжениями, инструкциями, соглашениями, договорами.

Нормотворческая деятельность осуществляется федерльными органами законодательной и исполнительной власти, региональными органами власти, ведомственными структурами, муниципалитетами, работодателями.

Все нормативные акты трудового законодательства взаимосвязаны и образуют систему трудового законодательства, для которой характерны такие признаки, как наличие нескольких уровней, большое количество нормативных актов подзаконного характера.

Виды нормативных актов трудового законодательства

Среди нормативных актов трудового законодательства могут быть выделены:

  • законодательные акты,
  • подзаконные нормативные акты;
  • коллективные оговоры и соглашения;
  • локальные нормативные акты.

Основным видом трудового законодательства являются законы. Конституция РФ является основным законом страны, имеющим прямое действие . В ней предусмотрены нормы, регулирующие права граждан России в области труда.

Высшей юридической силой в рамках трудового законодательства наделен Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Определение 2

Трудовой Кодекс РФ – кодифицированный правовой акт, систематизирующий нормы трудового права, целью которого является регулирование трудовых правоотношений и отношений, непосредственно с ними связанных.

Замечание 1

Все прочие правовые акты, входящие в состав трудового законодательства, не должны противоречить положениям ТК РФ.

Важное место в структуре трудового законодательства РФ занимают федеральные законы. Например, «О занятости населения в Российской Федерации». Действие этих законов распространяется на всю территорию Российской Федерации.

Регионы России наделены правом принимать законы, регулирующие трудовые отношения на территории субъекта РФ. Содержание этих законов не должно противоречить федеральному законодательству.

К подзаконным актам, входящим в состав трудового законодательства относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства России и правовые акты муниципальных органов управления. Среди подзаконных актов высшей силой обладают президентские указы. Постановления Правительства и различных ведомств (министерств и служб) в области трудового права издаются в соответствии с их компетенцией. Постановления Правительства, как правило распространяются на всю страну, а правовые акты министерств и ведомств имеют отраслевой характер.

Правовые акты в сфере трудовых отношений, принимаемые муниципалитетами, действуют только на территории конкретных муниципальных образований.

Специфика трудового законодательства заключается в наличии такого уровня регулирования, как конкретная организация.

Определение 3

Локальные нормативные акты – это вид трудового законодательства, направленный на регулирование трудовых отношений в рамках одной конкретной организации.

Их значение заключается в том, что регулирование трудовых отношений на уровне одного отдельного предприятия, позволяет конкретизировать нормы трудового законодательства и тем самым повысить уровень правовой защиты работников.

Ст 5 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 ТК РФ:

1. Статья 5 ТК РФ посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Трудовой Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который хотя не является в целом законом о труде, содержит ст. 25 и ст. 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям Трудового кодекса, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Как следует из ст 5 ТК РФ с комментариями, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Ст 5 ТК РФ гласит, что среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ (СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 21).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет Трудового кодекса. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например: Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437).

6. Комментируемая статья гласит, что в систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

7. Статья 5 ТК РФ говорит нам о том, что регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. Из комментария к статье 5 ТК РФ следует, что в системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Настоящий Трудовой кодекс с комментариями выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Из комментария к ст 5 ТК РФ следует, что конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

В статье 5 ТК РФ указано, что верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.