Понятие международного права, его основные черты и особенности. Основные черты современного международного права Понятие международного права основные особенности

В эпоху Римской империи международное называлось «правом народов» (jusgentium). Как отмечал Эмердс Ваттель (Швейцария), римляне часто смешивали право народов с правом природы, называя право народов естественным правом, поскольку оно признано и применяется вообще всеми цивилизованными нациями, объединениями в государстве. Относительно права народов император Юстиниан говорил, что оно является общим для всего человеческого рода.

Вплоть до Второй мировой войны международное право аккумулировало нормы международного публичного и частного права. Тем не менее уже в начале XX в. наметился процесс стремительного роста принципов и отраслей международного частного права. После Второй мировой войны международное право как бы распалось на две части: международное публичное право и международное частное право. Термин «международное публичное право» закреплен в ст. 38 Статута Международного суда ООН, а также в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о прогрессивном развитии международного права и его кодификации от 11 декабря 1946 г. Однако в самом Уставе ООН применяется термин «международное право» (ст. 13).

По мнению авторов учебника МГУ, современное международное право можно определить как совокупность , которые регулируют отношения между субъектами международного права (прежде всего и главным образом между государствами), выражают согласованные участников этих отношений и обеспечиваются, в случае необходимости, принуждением, осуществляемым самими субъектами индивидуально или коллективно.

Международное право , указывается в учебнике ИГП РАН, - это система договорных и обычно-правовых норм, выражающих согласованную волю его субъектов и направленных на регулирование межгосударственных отношений в целях развития международного сотрудничества и укрепления мира и международной безопасности. В целом это наиболее удачное определение международного права. Однако следует иметь в виду, что нормы международного права управляют не только межгосударственными отношениями, а международными отношениями в целом. В противном случае этот процесс носил бы бессистемный, хаотичный характер.

В учебной литературе отмечается, что международное право выполняет в международных отношениях координирующую функцию.

По мнению Д. Н. Бахраха, социальное управление всегда есть упорядочение совместной деятельности людей. Международное право как социальное образование именно упорядочивает совместную и индивидуальную деятельность своих субъектов. Международное право представляет собой необходимый элемент организации международных отношений и управления ими.

Таким образом, международное публичное право можно определить как систему обязательных норм, выраженных в признанных субъектами этого права источниках, являющихся общеобязательным критерием правомерно дозволенного и юридически недозволенного, и через которые (нормы) осуществляется управление международным сотрудничеством в соответствующих областях или принуждение к соблюдению норм этого права.

Международное публичное право наиболее тесно соприкасается с международным частным правом.

Особенности международного права

Что касается специфических особенностей международного права, которые отличают его от внутригосударственного, то они сводятся к следующему.

Международное право имеет координационный характер , оно не знает законодательных, исполнительных и судебных органов, которые играют решающую роль в создании и реализации норм национального права.

Международно-правовые нормы создаются не органами, стоящими над субъектами права, а самими субъектами международного права , прежде всего государствами, путем добровольно явно выраженного (договор) или молчаливого (обычай) соглашения между ними. Причем воля одного государства юридически равнозначна воле другого государства.

Если во всех отраслях внутригосударственного права соблюдение норм права обеспечивается государственными органами, то в международных отношениях нет органов, которые в определенных случаях могли бы принуждать субъектов международного права к выполнению его норм . Суверенность государств-субъектов международного права исключает наличие над ними таких органов. Принуждение в международном праве осуществляется индивидуально или коллективно самими субъектами международного права, и прежде всего государствами. Так, например, в случае совершения одним государством акта против другого государства, последнее имеет право дать вооруженный отпор агрессору, т.е. реализовать свое право на самооборону.

При нарушении нормы международного права одним государством, другое государство или другие государства вправе применить по отношению к нарушителю следующие меры ограничения его прав и интересов: повысить таможенные , ограничить права государства-нарушителя, разорвать дипломатические, консульские и другие отношения, ограничить торговлю.

Таким образом, в современных международных отношениях разработан, создан и действует достаточно развитый механизм обеспечения исполнения международно-правовых норм.

Основой обязательности международного права является добровольное соглашение государств по поводу установления определенных правил международного общения, соответствующих современному правосознанию народов, интересам обеспечения мира и международной безопасности.

От состояния современного международного права зависит содержание и сущность международного правопорядка. Международное право, как и всякое право, - это правовая модель, тот эталон обязательного поведения, к которому должны стремиться субъекты этого права. Степень приближения к такому эталону зависит как от качеств модели, так и от деятельности социальных сил, заинтересованных в эффективной реализации правовых предписаний.

  • 9. Признание государств и других субъектов международного права.
  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 1. Понятие международного права.

    Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.

    Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.

    Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

    Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

    Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

    Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

    Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

    2. Основные черты современного международного права.

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития.

    Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право го­сударства имеют значительные различия в общественно-поли­тическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Меж­дународное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государст­вами «независимо от политических, экономических и социаль­ных систем и от уровня их развития» (формулировка Деклара­ции о принципах международного права, касающихся дружест­венных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).

    Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключав­шей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универ­сальности международно-правового регулирования в том смыс­ле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия, как преступление против мира и безопасности человече­ства. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

    Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприем­лемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

    Современное международное право имеет сложную норма­тивную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универ­сальными, общепризнанными нормами, так и правила, относя­щиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальны­ми нормами.

    Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, по­скольку на основе общепризнанных принципов и норм и в со­ответствии с ними каждое государство создает и свою междуна­родно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им ло­кальных норм.

    Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других го­сударств, являются такие универсальные международно-право­вые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве между­народных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Ме­ждународные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Кон­венция ООН против транснациональной организованной пре­ступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепри­знанные обычаи.

    Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные до­говоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватыва­ют как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу ме­ждународные договоры Союза ССР.

    Современное международное право является основой меж­дународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

    Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эф­фективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.

    "

    Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

    Международное право это особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

    Международные отношения это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

    Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

    1. отношения между государствами;

    2. между государствами и ММПО;

    3. между государствами и государствоподобными образованиями;

    4. между международными межправительственными организациями.

    Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

    1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

    Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

    2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.


    3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

    4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

    Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

    5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

    6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.

    Вопрос 1. Понятие, предмет и основные черты современного международного права.

    Международное право это особая правовая система, представляющая собой совокупность общепризнанных принципов и норм МП, регулирующих межгосударственные и иные международные отношения.

    Международные отношения это политические, экономические, торговые, научно-технические, военные, культурные и иные отношения между субъектами МП.

    Они могут затрагивать интересы двух, нескольких или всех государств мира; двух, нескольких или большинства международных межправительственных организаций (далее ММПО), а также интересы народов и наций, борющихся за свою свободу, независимость и создание собственной государственности. Международные отношения могут охватывать одновременно все стороны отношений между субъектами МП или только некоторые из них (например, отношения в области защиты прав и свобод человека, отношения в области защиты и сохранения окружающей среды и т.д.); международные отношения могут осуществляться на двусторонней и многосторонней основе, иметь универсальный (глобальный) или региональный характер. Таким образом, предметом МП являются следующие отношения:

    1. отношения между государствами;

    2. между государствами и ММПО;

    3. между государствами и государствоподобными образованиями;

    4. между международными межправительственными организациями.

    Особенности Международного права..

    Международное право во многом существенно отличается от внутригосударственного права и имеет следующие основные особенности.

    1. Особый предмет правового регулирования. Международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

    Международное право как особая система права не входит ни в одну национальную правовую систему и не включает нормы внутригосударственного права. В то же время МП оказывает существенное влияние на формирование и изменение внутригосударственных правовых норм, обязывая государства приводить свое национальное законодательство в соответствие с международными договорами, участниками которых они являются. Примеры для России – введение моратория на смертную казнь в связи с вступлением в Совет Европы и подписанием Протокола № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека; внедрение в Трудовой кодекс норм ряда основополагающих конвенций Международной Организацией Труда.

    2. Особые субъекты МП. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные и другие организации. Субъектами МП выступают главным образом суверенные государства, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности, международные межправительственные организации и государствоподобные образования.

    3. Особые объекты МП. Объектами МП является все то, по поводу чего субъекты МП могут вступать в международные правоотношения, которые не относятся исключительно к внутренней компетенции государства и могут выходить за пределы государственной территории каждого конкретного государства. Единственным ограничением для государств может быть только то, что какой-то определенный объект запрещен международным правом (например, не могут быть объектом продажи женщины и дети).

    4. Особый порядок нормообразования. Внутригосударственные правовые нормы создаются законодательными и некоторыми другими органами государства. В международном сообществе отсутствует наднациональный властный орган, который мог бы диктовать свою волю суверенным государствам, издавая обязательные для них нормы права.

    Нормы МП создаются непосредственно самими субъектами МП. Разрабатывая нормы МП, договаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе согласовывают свои позиции, принимают такие формулировки, которые в максимально возможной степени учитывают законные интересы сторон и соответствуют основным принципам МП. Таким образом, нормы МП носят общедемократический характер и в максимальной степени отвечают интересам всех государств мира.

    5. Особый порядок принуждения к соблюдению норм МП. Если принуждение субъектов внутригосударственного права осуществляется органами государства, то принуждение субъектов МП осуществляется самими субъектами МП на основе и в рамках соответствующих международных договоров. К государству-нарушителю могут быть применены международно-правовые санкции вплоть до полной экономической блокады и подавления агрессора силой на основании ст. 41 и 42 Устава ООН.

    6. Особые источники МП. Источниками внутригосударственного права служат законы и подзаконные акты, которые принимаются в каждом государстве. Основными же источниками МП являются международные договоры и международные обычаи.