Порядок и условия исполнения наказания в ВК. Отбывание ЛС в тюрьмах В вк существуют следующие условия отбывания наказания

  • 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль
  • 19.Общая характеристика Уголовно-исполнительного кодекса рф.
  • 21.Исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
  • 22. Порядок и условия исполнения наказания в виде обязательных работ
  • 23. Порядок и условия исполнение наказания в виде штрафа.
  • 24. Порядок и условия исполнение наказания в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью.
  • 25.Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных работ
  • 26.Порядок и условия исполнения наказания в виде ограничения свободы
  • 27. Порядок и условия исполнения наказания в виде ареста
  • 28.Смертная казнь и проблемы ее исполнения.
  • 29.Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы.
  • 30. Виды и характеристики исправительных учреждений для исполнения наказаний в виде лишения свободы.
  • 31. Порядок предоставления свиданий осужденным в иу.
  • 32.Телефонные разговоры осужденных в иу и порядок их предоставления.
  • 33.Получение осужденными к лишению свободы посылок, передач и бандеролей.
  • 34.Порядок переписки лиц, лишенных свободы.
  • 35. Понятие и основные функции режима в исправительном учреждении.
  • 36. Порядок и условия изменения вида исправительного учреждения.
  • 37. Меры поощрения и взыскания, применяемые к лицам, осужденным к лишению свободы.
  • 38. Характеристика условий содержания осужденных к лишению свободы в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа и одиночных камерах
  • 39.Порядок и условия отбывания наказания в тюрьмах.
  • 40. Порядок и условия отбывания наказания в колониях-поселениях.
  • 41.Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима.
  • 42.Порядок и условия отбывания наказания в колониях строгого режима.
  • 43.Порядок и условия отбывания наказания в колониях особого режима.
  • 44. Порядок и условия отбывания наказания в виде пожизненного лишения свободы в колониях особого режима.
  • 45.Особенности исполнения наказания в воспитательных колониях.
  • 47. Структура исправительной колонии.
  • 48. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы
  • 49. Воспитательная работа в местах лишения свободы
  • 50. Применение к осужденным мер медицинского характера
  • 51.Общая характеристика исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • 52. Основания и порядок освобождения от отбывания наказания
  • 53. Особенности досрочного освобождения отдельных категорий осужденных.
  • 54.Понятие социальной адаптации лиц, освобожденных или отбывших наказание
  • 55. Понятие и порядок принудительного взыскания суммы штрафа
  • 56.Порядок направления и приема осужденных в исправительные учреждения
  • 57. Порядок и условия амнистии и помилования лиц, отбывающих наказание.
  • 58. Предложения, заявления и жалобы осужденных, порядок их подачи и рассмотрения. (ст.15)
  • 59. Система и виды уголовных наказаний.
  • 60. Прокурорский надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 61. Обеспечение безопасности персонала учреждений и органов, исполняющих наказания.
  • 62. Отсрочка отбывания наказания осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей.
  • 63. Взаимодействие учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с судом, правоохранительными органами, сми, религиозными конфессиями и общественными объединениями.
  • 64. Трёхступенчатая и четырёхступенчатая системы отбывания наказания в местах лишения свободы.
  • 18.Виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Судебный контроль,ведомственный контроль

    Статья 21. Ведомственный контроль

    За деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется ведомственный контроль со стороны вышестоящих органов и их должностных лиц. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется нормативными правовыми актами.

    Дополнение:

    1. Ведомственный контроль и проверка исполнения законов и иных нормативных правовых актов и принятых на их основе решений учреждениями и органами, исполняющими наказания, осуществляются министерствами внутренних дел, юстиции, обороны Российской Федерации исходя из их правового положения, установленного Конституцией РФ.

    2. Цель ведомственного контроля - изучение реального положения дел в исправительных учреждениях и в иных органах, исполняющих наказания, проверка соблюдения законности в их деятельности, уяснение эффективности и результативности работы с осужденными. Ведомственный контроль необходим для оказания своевременной помощи нуждающимся в ней подразделениям этих учреждений и органов. Повышение эффективности их деятельности, укрепление организованности и дисциплины в работе во многом достигаются путем преодоления обнаруженных в ходе ведомственного контроля недостатков.

    3. Формы ведомственного контроля могут быть самыми разнообразными, поскольку зависят от целей и условий его проведения. Основными из них являются: комплексные инспекторские проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; проверка отдельных направлений работы этих учреждений и органов; проверка деятельности отдельных их служб и частей; проверка фактов нарушения законности и отдельных недостатков по письмам, жалобам и заявлениям. Большое значение имеют личная проверка и контроль со стороны руководителей органов управления различного уровня. К формам ведомственного контроля относится также проверка плановой и отчетной документации, различных донесений, обзоров, информационных справок, актов и т.п.

    Ведомственный контроль является мощным организационно - правовым средством обеспечения и укрепления законности в государственной деятельности по исполнению наказаний.

    Статья 20. Судебный контроль

    1. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно - досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида исправительного учреждения.

    2. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

    3. Учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни.

    дополнение:

    1. Судебный контроль - очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Его юридическими основами являются нормы уголовного, уголовно - процессуального и уголовно - исполнительного права.

    2. В комментируемой статье (ч. 1) отмечается контроль, осуществляемый судами при рассмотрении дел об условно - досрочном освобождении от наказания или его замене, а также об изменении осужденному вида исправительного учреждения.

    Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки отбывания наказания или изменения осужденному вида исправительного учреждения, суд, учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного учреждения.

    При этом суд может с позиций требований закона объективно оценить состояние процессов исполнения и отбывания наказания в данном учреждении.

    3. В комментируемой статье (ч. 2) предусматривается право суда рассматривать жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Располагая гарантированными правами и свободами граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами во все властные, управленческие, судебные, общественные и иные структурные подразделения государства, в том числе с жалобами на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд не вправе отклонить жалобы или иные заявления осужденных под предлогом неподсудности категории дел с участием лиц, отбывающих наказание, так как это противоречит правовому положению осужденных согласно закону. В то же время администрация исправительных учреждений обязана проводить разъяснительную работу среди осужденных. Им разъясняется, что учреждения и вышестоящие органы управления уголовно - исполнительной системы располагают всеми возможностями и условиями для соблюдения порядка исполнения наказания в точном соответствии с требованиями законов и любое отклонение от этих требований может быть решено по месту отбывания наказания или вышестоящими органами управления. 4. Согласно положениям комментируемой статьи (ч. 3) учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания наказания осужденными. Уведомление направляется за подписью начальника (должностного лица) того учреждения или органа, на которое возложено исполнение наказания. Такие уведомления необходимы судам для контролирования реального исполнения выносимых ими приговоров в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, смертной казни.

    Комментарий к статье 132

    1. ВК исполняют наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних правонарушителей. Всего в УИС на 1 января 2008 г. функционировали 62 ВК, в которых содержались более 10,2 тыс.

    Осужденных. В течение года через ВК проходит до 40 тыс. несовершеннолетних осужденных.

    ВК являются учреждениями, в которых концентрируются наиболее социально опасные подростки. По данным судебной статистики, к отбыванию наказания в ВК осуждается лишь 1/4 несовершеннолетних осужденных. Суды применяют в первую очередь условное осуждение к лишению свободы, принудительные меры воспитательного воздействия или другие виды наказания. С каждым годом с осужденными, поступающими в ВК, становится все сложнее работать в педагогическом плане: растет доля осужденных за умышленное убийство, нанесение тяжкого вреда здоровью, разбой, грабеж. Так, начиная с 1993 г. доля осужденных за убийство выросла с 1,7 до 4,8%, нанесение тяжкого вреда здоровью - с 2,7 до 4,9%, грабеж - с 13,7 до 15,6%, разбой - с 8,0 до 10,6%. Увеличивается число подростков, сталкивавшихся до осуждения с системой правосудия: более 65% впервые отбывающих наказание ранее осуждались к лишению свободы условно, 49,9% несовершеннолетних до осуждения состояли на учете в милиции, к 3% несовершеннолетних суд применял меру в виде помещения в спецшколу и спецпрофучилище. Подавляющая часть подростков не имеют образования, соответствующего их возрасту. В последние годы в ВК стали поступать 17-летние неграмотные подростки, 48% несовершеннолетних до осуждения нигде не учились и не работали, каждый десятый - сирота или оставшийся без попечения родителей.

    Все больше поступает в ВК нездоровых подростков. Практически 1/3 подростков имеют различные отклонения в психическом развитии. Растет доля лиц, больных алкоголизмом и наркоманией, с каждым годом растет количество ВИЧ-инфицированных.

    Принимая во внимание характеристики несовершеннолетних, перед сотрудниками ВК стоит задача не только исполнить назначенное судом наказание, но и оказать педагогическую, психологическую и медицинскую помощь подросткам, оказавшимся в экстремальной социальной и психологической ситуации. Только при этих условиях ВК могут решить поставленную перед ними социальную задачу - исправить несовершеннолетнего осужденного и максимально эффективно провести работу по подготовке его к жизни в обществе. 2.

    В последние годы последовательно проводится работа по внедрению гуманных норм обращения с осужденными. При разработке нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность ВК, в максимальной степени учитываются международные нормы, содержащиеся в таких актах, как: Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Конвенция о правах ребенка; Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних; Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. 3.

    В соответствии с ч. 6 ст. 88 УК РФ наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление в возрасте до 16 лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше 10 лет и отбывается в ВК. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до 16 лет преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступление небольшой тяжести впервые. Согласно ч. 6.1 ст. 88 УК РФ при назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину.

    В случае если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 73 УК РФ (ч. 6.2 ст. 88 УК РФ). 4.

    В настоящее время существуют ВК одного вида режима как для девушек, так и для юношей. Колонии усиленного режима для юношей были ликвидированы в 2001 г. Дифференциация наказания в ВК достигается путем установления различных условий отбывания наказания. 5.

    В обычных условиях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в ВК, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

    Если осужденный в период пребывания в СИЗО не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения под стражу.

    При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

    осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

    осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по истечении шести месяцев в обычных условиях. 6.

    В строгих условиях в соответствии с комментируемой статьей должны отбывать наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы, и ранее отбывавшие лишение свободы. В этих условиях отбывают также наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В строгих условиях отбывает наказание 1,3% общего числа несовершеннолетних осужденных.

    В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

    Основанием для перевода осужденного из строгих условий отбывания наказания в обычные служит сочетание временного фактора (срок нахождения осужденного в строгих условиях должен быть не менее шести месяцев) и наличия определенных показателей характеристики осужденного (отсутствие взысканий, добросовестное отношение к труду и учебе). Досрочный перевод осужденного из строгих условий в обычные не предусмотрен. Между тем продление срока содержания осужденных в строгих условиях возможно в случае наличия взысканий, недобросовестного отношения к труду и учебе. 7.

    Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания (в них содержится 4,1% всех несовершеннолетних осужденных). В настоящее время перевод в льготные условия не связан с подготовкой осужденных к условно-досрочному освобождению, в законе речь идет о подготовке к любому виду освобождения. Осужденный может быть переведен за злостные нарушения режима отбывания наказания из льготных условий в обычные условия. Повторный перевод в льготные условия возможен не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

    8. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие, за исключением перевода из обычных условий в облегченные, производится по представлению учебно- воспитательного совета колонии постановлением начальника ВК.

    Учебно-воспитательный совет представляет собой методический, постоянно действующий коллегиальный орган в ВК. В его состав входят заместители начальника ВК, начальники отделов и частей, директор общеобразовательной школы ВК, директор профессионального училища, заместитель директора школы, начальник психологической лаборатории (психолог), старшие воспитатели, а также наиболее опытные сотрудники ВК.

    Законодатель возлагает на учебно-воспитательный совет решение наиболее важных для осужденного вопросов, ощутимо затрагивающих его права. Перевод осужденного в льготные условия отбывания наказания является одной из значимых форм доверия осужденному, приближающих его к досрочному освобождению. Перевод осужденного в строгие условия, в свою очередь, является действенным средством педагогического воздействия. Решение о переводе не может быть принято одним человеком, оно требует обсуждения широким кругом специалистов, работающих с подростками. Согласно ч. 10 комментируемой статьи в случае несогласия осужденного с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном порядке.

    В случае отказа в изменении условий содержания учебно-воспитательный совет объясняет осужденному причины этого, указывает срок, когда может быть повторно рассмотрен данный вопрос, дает осужденному конкретные рекомендации и разъяснения.

    Вопрос о переводе осужденного из обычных условий отбывания наказания в облегченные решает постоянно действующий совещательный орган в отряде - совет воспитателей отряда, основной задачей которого является координация действий воспитателей, учителей, мастеров и других работников ВК, закрепленных за отрядом, в проведении воспитательной работы с осужденными.

    В состав совета воспитателей отряда входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета. На заседания совета воспитателей отряда могут приглашаться сотрудники всех отделов и частей, представители попечительского совета, родительского комитета. Коллективное решение вопроса о переводе осужденного из обычных условий в облегченные позволяет избежать субъективизма в оценке личности несовершеннолетнего.

    Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

    Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

    Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

    1. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

    В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

    По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

    Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

    Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

    Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

    На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

    Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

    Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

    Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

    Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

    2. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

    В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

    Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

    Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

    В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

    Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

    Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

    Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

    Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

    3. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

    Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

    Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

    В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

    Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

    При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

    Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

    Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

    С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

    Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

    Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории воспитательных колоний изолированных участков для содержания лиц, ранее отбывавших лишение свободы, а также совершивших умышленные преступления в период отбывания наказания.

    4. Перспективы развития института исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

    Особенности подросткового возраста, с одной стороны, осложняют работу с контингентом, поскольку вынуждают персонал воспитательных колоний учитывать характерные особенности личности воспитанников, но, с другой стороны, "пластичность" развивающейся личности подростка позволяет надеяться на успешность целенаправленной педагогической работы специально подготовленного в области подростковой педагогики и психологии персонала. Также необходимо отметить, что максимально возможные сроки наказания для данной категории, ограниченные десятью годами, обусловливают реальные перспективы в работе с несовершеннолетними осужденными. Осужденные в несовершеннолетнем возрасте освобождаются из воспитательных колоний, как правило, в ином юридическом статусе, позволяющем социально определиться и закрепиться в будущем: продолжить учебу, трудоустроится, создать семью.

    Принимая во внимание динамику изменений в уголовной и уголовно-исполнительной политике применительно к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, а также рекомендации международного сообщества по обращению с несовершеннолетними осужденными, целью реформирования воспитательных колоний является организация комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на формирование социализированной личности.

    Для закрепления положительного опыта, полученного в местах лишения свободы, необходимо дальнейшее постпенитенциарное сопровождение воспитанника органами исполнительной власти и общественными объединениями по оказанию помощи в социальной адаптации, бытовом и трудовом устройстве.

    Необходимо также отметить, что в современных условиях развития нашего общества все большее значение в борьбе с преступностью отводится мерам уголовного наказания, не связанным с лишением свободы. Действующая система уголовно-правовых мер включает в себя ряд видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Но в судебной практике эти наказания применяются неравномерно, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

    В местах лишения свободы большая доля подростков, не совершивших тяжкого преступления, но отбывающих конкретный срок. Пожалуй, сегодня не осталось людей, которые бы искренне верили, что колонии исправляют и воспитывают. Хулиганистого подростка колония после отбывания наказания выпустит, скорее всего, уже сложившимся потенциальным преступником.

    Какие же предложения можно внести в действующее законодательство для повышения эффективности назначения исправительных работ несовершеннолетним. Прежде всего, уместно привести точку зрения Г.А. Маршина. Он предлагает опыт Нижегородской области по трудоустройству осужденных к исправительным работам, где "в соответствии с законодательством о занятости населения в области принято положение о квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях, организациях. В соответствии с ним предприятия обязаны предусматривать определенную квоту для приема на работу наиболее социально незащищенных граждан (включая осужденных к исправительным работам)...". Также можно было бы предусмотреть налоговые льготы предприятиям, которые принимали бы несовершеннолетних осужденных к исправительным работам.

    Вид альтернативного наказания для осужденных за нетяжкие преступления - пассивный электронный мониторинг. Он заключается в том, что человеку на какой-то участок тела (чаще всего на лодыжку или на запястье) прикрепляют электронный датчик, который посылает сигнал на пульт, и оператор легко определяет, в каком месте находится правонарушитель. Браслеты смогут стать мерой наказания только для тех, кто впервые совершил преступление малой или средней тяжести. Это несовершеннолетние, а также лица, осужденные за кражи, угон транспорта без цели хищения, превышение самообороны и другие преступления, предусматривающие наказание на сроки не более пяти лет. Кроме того, браслеты могут надевать и на подследственных, избегая тем самым помещения подозреваемых в СИЗО. Ограничивать свободу будут по решению суда. Браслет с датчиком предлагается надевать на осужденных на срок от двух месяцев до четырех лет.

    В США электронный мониторинг существует уже более 20 лет и применяется в большей части штатов. В Западной Европе "стаж" у него поменьше, но с каждым годом количество "обраслеченных" заключенных увеличивается.

    А в Швеции электронный мониторинг иногда применяется вместо тюремного заключения, но только по просьбе самого осужденного. Широко распространен электронный мониторинг и в Великобритании.

    Несомненно, одно: если закон об электронных браслетах будет принят, это явится очередным свидетельством дальнейшей гуманизации уголовно-исполнительной системы России.

    1. В воспитательных колониях устанавливаются обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

    2. В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания.

    Если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу.

    3. Осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В строгих условиях также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия отбывания наказания.

    В срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

    4. При отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе осужденные могут быть переведены из обычных условий отбывания наказания в облегченные:

    а) осужденные мужчины, впервые отбывающие лишение свободы, а также все категории осужденных женщин - по отбытии трех месяцев срока наказания в обычных условиях;

    б) осужденные мужчины, ранее отбывавшие лишение свободы, - по отбытии шести месяцев в обычных условиях.

    5. Для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания.

    6. Осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в строгие условия отбывания наказания.

    7. Осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся из облегченных условий отбывания наказания в обычные или строгие.

    8. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, переводятся в обычные условия отбывания наказания. Повторный перевод в льготные условия производится не ранее чем через шесть месяцев после возвращения в облегченные условия отбывания наказания.

    9. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда.

    В соответствии с внесенными в уголовно-исполнительное законодательство изменениям от девятого марта 2001 года № 25-ФЗ все несовершеннолетние отбывают наказание в ВК общего режима. Существующее ранее уголовно-исполнительное законодательство закрепляло функционирование воспитательных колоний двух видов режима общего и усиленного. С внесениями изменений в законодательство все ВК усиленного режима были преобразованы в колонии общего режима. Подчеркнем, что на 1 января 2005 года на территории Российской Федерации функционировали 62 воспитательные колонии, три из которых предназначены для осужденных несовершеннолетних женского пола. Они дислоцируются от Камчатской до Калининградской области. Негативным моментом по нашему мнению, является то, что ВК имеются не во всех субъектах Российской Федерации. Исследованием было установлено, что в 35 регионах воспитательные колонии отсутствуют, поэтому несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания в учреждения, расположенные в ближайших областях.

    В воспитательных колониях устанавливается 4 вида условий: обычные, облегченные, льготные и строгие условия отбывания наказания.

    В обычных условиях в воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, поступившие в воспитательную колонию, кроме ранее отбывавших лишение свободы и осужденных за умышленные преступления, совершенные в период отбывания наказания, а также несовершеннолетние осужденные, переведенные из облегченных, льготных или строгих условий отбывания наказания. В соответствии с уголовно-исполнительным законом, если осужденный в период пребывания в следственном изоляторе не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в обычных условиях исчисляется со дня заключения его под стражу. Для перевода осужденного в облегченные условия необходимы два условия: 1. отсутствие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду и учебе; 2. нахождение в обычных условиях в течение определенного срока (по отбытии трех месяцев срока наказания для осужденных мужчин, впервые отбывающих лишение свободы, а также всех категорий осужденных женщин, и по отбытии шести месяцев, ранее отбывавших лишение свободы мужчин.

    В строгих условиях отбывают наказание осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы. Также отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. В юридической литературе в последнее время все чаще указывается на то, что происходит увеличение количества несовершеннолетних, содержащихся в строгих условиях. Чтобы быть переведенным из строгих условий в обычные осужденный должен там находиться не менее шести месяцев, не иметь взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относиться к труду и учебе. Согласно ч.3 ст.132 УИК РФ в срок нахождения несовершеннолетнего осужденного в строгих условиях засчитываются срок пребывания в карантинном отделении, а также срок содержания под стражей, если к несовершеннолетнему осужденному применялась соответствующая мера пресечения и он не допустил нарушений установленного порядка содержания под стражей, за которые к нему применялась мера взыскания в виде водворения в карцер.

    В соответствии с уголовно-исполнительным законом РФ для подготовки к освобождению осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, переводятся в льготные условия отбывания наказания. Перевод осужденных из одних условий отбывания наказания в другие производится начальником воспитательной колонии по представлению учебно-воспитательного совета данной колонии, кроме перевода из обычных условий отбывания наказания в облегченные, который производится по представлению совета воспитателей отряда. Если несовершеннолетний не согласен с переводом в строгие условия отбывания наказания он вправе обжаловать решение о переводе в установленном законом порядке.

    1. Осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях в обычных, облегченных, льготных условиях, проживают в общежитиях. Несовершеннолетним, отбывающим наказание на обычных условиях разрешается: 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; 2) иметь восемь краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. Осужденным, отбывающим наказание в облегченных условиях, разрешается: 1) ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере семи минимальных размеров оплаты труда; 2) иметь 12 краткосрочных свиданий и четыре длительных свидания в течение года. По решению администрации ВК длительные свидания могут проходить за пределами ВК. Осужденные, отбывающие наказание в льготных условиях, имеют право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, без ограничения; иметь краткосрочные свидания без ограничения их количества, а также шесть длительных свиданий в течение года с проживанием за пределами воспитательной колонии, по постановлению начальника ВК им может быть разрешено проживание в общежитии за пределами ВК без охраны, но под надзором администрации воспитательной колонии. В этом случае им также разрешается: носить гражданскую одежду и пользоваться деньгами.

    В строгих условиях, несовершеннолетние проживают в изолированных жилых помещениях, запираемых в свободное от учебы или работы время. Данная категория несовершеннолетних имеет право: ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере трех минимальных размеров оплаты труда и иметь шесть краткосрочных свиданий в течение года.

    В соответствии со ст. 134 УИК РФ за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к несовершеннолетним осужденным наряду с общими мерами поощрения могут применяться следующие меры: 1. предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии; 2. предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников; 3. досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные. Добавим, что осужденным, которым в порядке поощрения предоставлено право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии или право выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников, выдается принадлежащая им гражданская одежда. Посещение мероприятий, может проводиться только в дневное время и продолжительностью не более 8 часов.

    К несовершеннолетним, которые нарушают установленный порядок отбывания наказания могут применяться характерные только для данной категории меры, такие как: лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца и водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с обязательным выводом на учебу.

    Во время пребывания несовершеннолетнего в ДИЗО ему запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Осужденные имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. Отметим, что досрочно несовершеннолетний может быть освобожден из дисциплинарного изолятора только лишь по медицинским показаниям.

    В ВК действует несколько отличный порядок и круг, обладающих правом применения мер поощрения и взыскания. Таким правом в полном объеме обладает начальник колонии или его заместитель. Кроме них это еще и воспитатели отделений и начальники отрядов. Начальник отряда имеет право применять следующие меры поощрения: 1. благодарность; 2. разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; 3. разрешение на дополнительный телефонный разговор; 4. досрочное снятие взыскания, ранее наложенного начальником отряда. В качестве меры взыскания начальник отряда может наложить выговор и лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца. Воспитатели отделений имеют право применять: благодарность и досрочное снятие взыскания, ранее наложенного воспитателем отделения. Также они имеют право объявлять выговор.

    В соответствии с УИК РФ в целях закрепления результатов исправления, завершения среднего (полного) общего образования или профессиональной подготовки осужденные, достигшие возраста 18 лет, могут быть оставлены в воспитательной колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими возраста 21 года. На данных осужденных, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Оставление осужденных, достигших возраста 18 лет, в воспитательной колонии производится по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором.

    В юридической литературе высказано мнение, что решение об оставлении несовершеннолетнего, достигшего совершеннолетия, в воспитательной колонии может быть принято только в отношении лиц, твердо вставших на путь исправления, которые не могут отрицательно влиять на остальных воспитанников. Эта позиция заслуживает поддержки.

    Перевод из одного исправительного учреждения в другое нежелателен, так как при этом происходит нарушение всего объема работы по изучению и воспитанию несовершеннолетнего.

    По справедливому утверждению З.А. Астемирова, вопрос о переводе осужденного в колонию для взрослых проблематичен и с точки зрения его правового обоснования. В результате такого перевода меняется карательное содержание наказания в сторону его отягощения. Между тем очевидно, что для усиления карательного содержания наказания недостаточно лишь факта достижения осужденным 18-летнего возраста.

    Положительным моментом в процессе исполнения наказания, на наш взгляд, является то, что в связи с изменениями, внесенными в уголовно-исполнительный закон РФ от 8 декабря 2003 года отрицательно характеризующиеся осужденные, достигшие возраста 18 лет, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из ВК в изолированный участок ВК, функционирующий, как исправительная колония общего режима. Данные изменения, прежде всего в несколько раз сократят количество несовершеннолетних, направляемых по достижению 18 лет в общую колонию. Это, на наш взгляд, прежде всего, положительно скажется на повышении эффективности воспитательного процесса в отношении осужденных несовершеннолетних. Соответственно уменьшается возможность негативного влияния со стороны взрослых осужденных на еще полностью не сложившееся мировоззрение и психику подростка.

    Проведенные исследования, указали на то, что с каждым годом в ВК увеличивается количество воспитанников в возрасте свыше 18 лет. Начиная с 1996 года, численность воспитанников постоянно увеличивается. Если в 1996 году их число было 2807, то в 2002 году их численность увеличилась вдвое и составила 4636, в 2003 году количество таких несовершеннолетних выросло еще на 8,2%, а в 2004 на 9,1%.

    Хотелось бы отметить, что оставление несовершеннолетних осужденных в воспитательных колониях по достижению восемнадцатилетнего возраста особенно эффективно для женского пола. Во-первых, сама атмосфера в воспитательной колонии, организация воспитательного процесса более благоприятны и способствуют позитивному изменению личности несовершеннолетней девушки. Во-вторых, в "девичьих" колониях не так сильно, как в женских, а там более в мужских исправительных учреждениях, выражено расслоение на группы, пресекаются лесбиянство, другие негативные проявления. Да и сами осужденные девушки в подавляющем большинстве случаев предпочитают оставаться в ВК, где им уделяют значительно больше внимания, чем это было бы во взрослой колонии.

    Все осужденные, достигшие возраста 21 года, переводятся для дальнейшего отбывания наказания из воспитательной колонии либо из изолированного участка воспитательной колонии, функционирующего как исправительная колония общего режима, в исправительную колонию общего режима по постановлению начальника воспитательной колонии.

    В воспитательных колониях в целях исправления осужденных к лишению свободы и подготовки их к самостоятельной жизни организуется единый учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня. Основное (полное) общее образование, начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляются на базе вечерней образовательной школы, профессионального училища и предприятия воспитательной колонии. Подростки, достигшие возраста 16 лет, имеют право заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

    Уголовно исполнительный закон предусматривает участие общественных объединений в деятельности колоний двух формах - в виде деятельности попечительских советов и родительских комитетов. На наш взгляд, деятельность органов, исполняющих наказание, связанных с изоляцией от общества несовершеннолетних, может быть успешной только в тесном взаимодействии с данными общественными организациями.

    Контрольные вопросы

    • 1. Когда появились первые исправительные учреждения для несовершеннолетних в России?
    • 2. В чем заключалась особенность системы воспитания в исправительных учреждениях для несовершеннолтених в России в 19 веке?
    • 3. Какие условия отбывания лишения свободы в воспитательной колонии на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы?
    • 4. Как в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством реализуется порядок оставления в колонии осужденных к лишению свободы, достигших совершеннолетия?