Практического занятие «Составление баланса земель в муниципальном районе. Формирование земельного баланса Земельного баланса территории отчет о

ГЛАВА 3. ЗЕМЕЛЬНЫЙ БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ

Пример составления земельного баланса территории

Понятие и назначение земельного баланса территории

Земельный баланс система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Его основная задача - анализ состояния и использования земельного фонда в поселениях, административных районах, субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом.

Земельный баланс содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель . Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

Формируют государственный земельный баланс в соответствии с принципами ведения земельного учета, инфицированности, непрерывности, совместимости, автоматизации, преобразования, комплексности, полноты охвата всего земельного фонда в границах российской Федерации.

Баланс земельных угодий - перечень данных, определяющих наличие и изменение земельных угодий по категориям земель и видам угодий.

Баланс городской территории - распределение территории в установленных границах города по форме освоения и использования; городская территория делится на освоенную территорию, городские угодья, земли спец. назначения; освоенная территория состоит из застроенной, предназначенной для застройки территории и земель общего пользования.



Порядок составления земельного баланса территории

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

Отчет о наличии и распределении земель субъекта Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальный орган по субъекту Российской Федерации. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», а также в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Отчет подписывает руководитель территориального органа. Вместе с отчетом предоставляют решение соответствующего органа управления региона о рассмотрении отчета.

Отчет о наличии и распределении земель составляют периодически (один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) на основании изменений, имеющих юридическую силу. Периодичность составления отчета позволяет отследить количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определить эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании.

Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса . В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого , и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории ).

Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной . Полная форма земельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариант земельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

Заполненные формы отчета о наличии и состоянии земельного фонда района (города) представляют собой земельный баланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации. Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.

Земельный баланс включает следующие показатели:

Ø перечень (экспликацию) земель по видам;

Ø наличие площади каждого вида земель на начало периода;

Ø виды и площадь поступления земель за весь период;

Ø виды и площадь выбытия земель за период;

Ø наличие площади каждого вида земель на конец периода.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией .

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

Ø изменений в составе земель,

Ø данных съемок и обновления картографических материалов,

Ø данных земельно-кадастровых документов и книг,

Ø земельного баланса предыдущего года,

Ø материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,

Ø бонитировки почв и экономической оценки земель,

Ø данных государственного контроля за использованием земель,

Ø решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,

Ø передачи их в собственность и предоставлении в пользование,

Ø данных инвентаризации земель,

Ø актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,

Ø материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Основные документы земельного баланса имеют единую форму для всех административно-территориальных единиц. При составлении этих документов информация предоставляется в целом в пределах населенных пунктов, а землепользователей и собственников земли в этих формах объединяют в группы:

Ø сельскохозяйственные предприятия,

Ø граждане, которым предоставлены земли в собственность и пользование,

Ø жилищно-эксплуатационные организации,

Ø учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, торговли, быта, общественные организации и др.,

Ø предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

Ø организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения,

Ø лесохозяйственные предприятия,

Ø водохозяйственные предприятия,

Ø предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,

Ø совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских и иностранных юридических и физических лиц,

Ø земли государственной собственности, предоставленные в собственность или пользование (запас общего пользования, резервного фонда населенного пункта).

1. Информационно-правовой электронный справочник Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ http://base.garant.ru

3. Закон Владимирской области от 11 марта 2010 года № 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». http://docs.pravo.ru/document/view/15002963/55631125/

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

Бизнес-колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

СОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО БАЛАНСА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Выполнила: Захарова С.С.

студентка 2 курса, группа 215

Проверила: Манжалей В.Н.

г. Новосибирск

С одержание

муниципальный кадастр имущественный правовой

Введение

1. Организация территории муниципального образования

1.1 Регулирование земельно-имущественных отношений территории

1.1.1 Правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений территории

1.1.2 Экономическая оценка земель

1.2 Функциональное деление территории

1.3 Земли сельскохозяйственного назначения

1.4 Земли сельскохозяйственного назначения

1.5 Баланс территории

1.6 Обеспечение рационального и безопасного использования территории

2. Земельный баланс муниципального образования

2.1 Земельный баланс муниципального образования

2.1.1 Нормативно-правовые акты, действующие на территории муниципального образования

2.1.2 Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий

2.2Функциональное деление муниципального образования

2.3 Состав земель сельскохозяйственного назначения муниципального образования

2.4Элементы организации территории муниципального образования

2.5 Земельный баланс территории муниципального образования

2.6 Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения

Литература

В ведение

Земля - важнейшее условие существования человеческого общества, незаменимое средство удовлетворения его разнообразных потребностей.

Сельскохозяйственное производство связано с землей, которая выступает в качестве главного и незаменимого средства производства, являясь одновременно пространственным базисом для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства.

Важно отметить, что в сельском хозяйстве земля является одновременно и предметом, и средством труда. Земля является активным средством производства.

В отличие от других средств производства, которые по мере использования изнашивания и, в конце концов, выходят из строя, земля может постоянно улучшаться, приобретать новые качества, повышать свое плодородие, что и происходит при правильном ее использовании.

Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой одну из наиболее важных составляющих земельного фонда Российской Федерации. Установление специального правового режима и особой охраны земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обусловлено ценностью земли и ее значением в сельскохозяйственном производстве.

Актуальность составления земельного баланса обусловлена обеспечением устойчивого развития территории.

Устойчивое развитие -- правильно, гармоничное развитие. Гармоничное развитие -- это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений.

1. Организация террито

1.1 Регулирование земельно-имущественных отношений территории

1.1.1 Правовые основы регулирования земельно-имущественных отношений территории

Утвердилось мнение, что без государственного вмешательства в действие рыночных сил, особенно в сфере земельных отношений, обойтись невозможно. Государство начало создавать принципиально новую систему регулирования земельных отношений с учетом требований рынка, многообразия форм собственности и хозяйствования на земле. Главный элемент такого регулирования - правовой, экономический и социальный механизмы государственного регулирования земельными ресурсами в России и субъектах Федерации.

Земельные отношения могут регулироваться Указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, Федеральными Законами, а также Указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, Федеральных Законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Земля как объект земельных правоотношений - объект, в отношении которого установлен и законодательно закреплен определенный правовой режим, в силу чего она и становится объектом права и объектом правоотношения.

В соответствии с иерархией нормативных правовых актов правовое регулирование отношений в области оборота земель сельскохозяйственного назначения осуществляется:

Конституцией Российской Федерации (ст. ст. 9, 72). Согласно ст.72 Конституции РФ земельное законодательство, к которому относится и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ;

Земельным кодексом Российской Федерации (п. п. 6, 7 ст. 27, ст. 79 и др.);

Гражданским кодексом Российской Федерации (п. 2 ст. 260);

Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; - другими федеральными законами; - принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (это, прежде всего, подзаконные нормативные правовые акты); - законами субъектов Российской Федерации (земельное законодательство, согласно ст. 72 Конституции РФ, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации).

1.1.2 Экономическая оценка земель

Экономическая оценка земли характеризует хозяйственную ценность земли как средство производства, определяет производственную способность различных по качеству земель, с помощью системы экономических показателей при учёте комплекса природных и экономических условий.

Объект экономической оценки земли неразрывно связан с предметом их оценки. Объектом выступает не почва, а земля как средство производства. Земля включает в себя весь комплекс природных факторов, определяющих условия её использования в процессе производства. Другими словами, объект экономической оценки земель представляет собой почву в совокупности со всеми природными факторами, определяющими понятие земли с учётом конкретных производственных и экономических условий её использования в процессе производства.

При проведении земельно-оценочных работ, совокупность всех этих условий аккумулируется в конкретной оцениваемой единице - агропроизводственной группе почв. Агропроизводственная группа почв объединяет разновидности почв по основным свойствам и характеру их использования.

Экономическая оценка как заключительный этап земельно-оценочных работ в составе земельного кадастра, определяет сравнительную ценность земли как средство производства в сельском хозяйстве.

Конечная цель экономической оценки направлена на создание предпосылок для объективного решения вопросов рационального использования и охраны земельных ресурсов с совершенствованием экономического механизма хозяйствования в народном хозяйстве.

Главная задача экономической оценки состоит в том, чтобы на основе всестороннего учёта условий и результатов сельскохозяйственного производства установить для каждого хозяйства продуктивность земель и экономический их использования и определить производительность труда при использовании разнокачественных земельных участков.

Результаты экономической оценки земель предназначаются для решения следующих задач:

1. Оценка хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

2. Развитие и функционирование рынка земли;

3. Предоставление и изъятие земельных участков;

4. Установление размеров земельного налога, арендной платы и нормативной цены земли;

5. Установление размеров компенсационных выплат в соответствии с законодательством РФ;

6. Формирование земельного фонда в государственной, муниципальной и частной собственности.

1.2 Функциональное деление территории

С учетом преимущественного функционального использования территория подразделяется на селитебную, производственную и ландшафтно-рекреационную.

Селитебная территория предназначена для размещения жилищного фонда, общественных зданий и сооружений, в том числе научно-исследовательских институтов и их комплексов, а также отдельных коммунальных и промышленных объектов, не требующих устройства санитарно-защитных зон; для устройства путей внутригородского сообщения, улиц, площадей, парков, садов, бульваров и других мест общего пользования.

Производственная территория предназначена для размещения промышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплексов научных учреждений с их опытными производствами, коммунально-складских объектов, сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригородного сообщений.

Ландшафтно-рекреационная территория включает городские леса, лесопарки, лесозащитные зоны, водоемы, земля сельскохозяйственного использования и другие угодья, которые совместно с парками, садами, скверами и бульварами, размещаемыми на селитебной территории, формируют систему открытых пространств.

В пределах селитебной территории городских и сельских поселений допускается размещать промышленные предприятия, не выделяющие вредные вещества, с непожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха должно быть не менее 50 м.

Санитарно-защитные зоны следует предусматривать, если после проведения всех технических и технологических мер по очистке и обезвреживанию вредных выбросов, снижению уровня шума не обеспечиваются предельно допустимые на селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и предельно допустимые уровни шума.

1.3 Земли сельскохозяйственного назначения

Весь земельный фонд Российской Федерации распределен по категориям:

1. Земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 455 млн. га, или 23,5%;

2. Земли населенных пунктов, общая площадь 20,9 млн. га, или 1,2%;

3. Земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения. Общая площадь 17,6 млн. га, или 1%;

4. Земли природоохранного и природозаповедного назначения, общая площадь 31,6 млн. га, или 1,9%;

5. Земли лесного фонда, общая площадь 1046,3 млн. га, или 61,2%;

6. Земли водного фонда, общая площадь 19,9 млн. га, или 1,2%;

7. Земли запаса, общая площадь 118,5 млн. га, или 6,9%.

В собственности граждан и юридических лиц находится около 130 млн. га земель, что составляет 60% всех сельскохозяйственных угодий и почти 85% площади пашни.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также земли, предназначенные для этих целей. Таким образом, земли в черте поселений (земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества и т. п. в населенных пунктах) не относятся к землям сельскохозяйственного назначения и, следовательно, на них не распространяются правила, например, об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В состав земель сельскохозяйственного назначения могут входить различные земельные участки:

* сельскохозяйственные угодья;

* земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями;

* земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений;

* земли, занятые замкнутыми водоемами;

* земли, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Сельскохозяйственные угодья -- пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.), имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Земли сельскохозяйственного назначения как объект правового режима имеют тройственную правовую характеристику: общий объект (часть земельного фонда), на который распространяется общий правовой режим использования земли; родовой объект (категория земель земельного фонда), на который распространяются правила особого правового режима, предназначенные для земель сельскохозяйственного назначения, а также непосредственный объект (как сельскохозяйственное угодье), на который распространяется действие норм земельного, финансового, и иных отраслей права.

Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения это установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.

По виду объекта правового регулирования, выделяют три вида правового режима использования земель: общий, особенный и специальный.

Общий правовой режим распространяется на все земли и его элементами является использование земель по их целевому назначению. Под целевым использованием земель сельхоз назначения понимается основное предназначение земель данной категории. Кроме этого различают «конкретное целевое назначение» - вид использования земли, который исключает иные формы ее хозяйственной эксплуатации, нельзя возводить никаких строений или сооружений, так как пахотные земельные угодья предназначены исключительно для посева сельскохозяйственных культур и выращивания корнеплодов и овощей.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны. Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств. Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения поверхности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природных качеств и свойств.

1.4 Элементы организации территории

Элементы организации территории делятся на общие и специфические.

К общим элементам относятся границы, земельные участки, земельные угодья, территориальные зоны и т.п.

К специфическим элементам организации территории относятся такие, которые свойственны только отдельным категориям земельного фонда, землевладения и землепользования. В сельском хозяйстве при устройстве территории пастбищ специфическими элементами являются гуртовые и отарные участки, пастбищеобороты, загоны очередного стравливания, скотопрогоны, летние лагеря.

Элементы организации территории делятся также на линейные и участковые. К линейным относятся дороги, лесополосы, каналы, линии электропередач, связи, водоснабжения и тепло-газоснабжения, границы, направляющие линии обработки почв, буферные полосы и др.

Участковые элементы организации территории состоят из участков, имеющих неодинаковый организационно-правовой статус, форму собственности, хозяйственное использование, размер и размещение. Это могут быть, в частности, землепользования различных организационно-правовых форм, угодья, севообороты, типы почв, рабочие участки, полевые станы, земельные массивы, находящиеся в ведении местной администрации, мелиорируемые и трансформируемые площади и т. п. В городах это районы, зоны, кварталы, площади.

Без размещения элементов организации территории, ее рационального устройства нельзя представить себе организацию и ведение хозяйства.

Элементы организации территории образуют своего рода каркас хозяйства, в координатах которого осуществляется вся производственная, природоохранная или любая иная деятельность. Чем лучше, чем удобнее размещены указанные элементы, тем эффективнее хозяйство.

Основные элементы организации территории сельскохозяйственного предприятия представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 Основные элементы организации территории сельскохозяйственного предприятия

Участки различного хозяйственного назначения, виды угодий

Элементы организации территории

линейные

Участковые

Основные и вспомогательные полевые дороги

Лесополосы

Направляющие линии обработки-границы полей и рабочих участков

Севообороты

Рабочие участки

Полевые станы

Источники полевого водоснабжения

Внесевоборотные участки

Многолетние насаждения

Ряды плодовых насаждений и виноградников

Лесополосы

Дороги (магистральные, окружные, межквартальные, межклеточные)

Границы кварталов, клеток, бригадных участков

Участки различных типов насаждений, пород и сортов

Кварталы

Участки бригад

Водоисточники

Участки питомников

Пастбища

Скотопрогоны

Изгороди

Границы гуртовых и отарных участков, загонов, очередного стравливания, пастбищеоборотов

Гуртовые и отарные участки

Пастбищеобороты, загоны очередного стравливания

Летние лагеря

Водоисточники и водопойные пункты

Сенокосы

Границы севооборотов, бригадных участков

Севообороты

Бригадные участки

Подсобные хозяйственные центры

Хозяйство в целом

Магистральные внутрихозяйственные дороги

Инженерные сети

Границы земельных массивов производственных подразделений

Змельные массивы производственных подразделений(отделений, цехов, бригад, производственных подразделений)

Хозяйственные центры (участки под фермами, дворами)

Трансформируемые и мелиорируемые участки

Инженерные сооружения и другие общехозяйственные объекты

1.5 Баланс территории

Технико-экономическая оценка является средством достижения оптимальных градостроительных решений и заключается в определении значений технико-экономических показателей (ТЭП), характеризующих различные технические стороны проектного решения и сравнивании их с нормативными значениями ТЭП.

Одним из важнейших технико-экономических показателей, позволяющих оценивать степень рациональности использования территории, является баланс территории.

В балансе территории показывается распределение территории по всем функциональным зонам и планировочным элементам. Все показатели выражаются в абсолютных (га), относительных (%) и удельных значениях (/ чел).

В баланс территории включается территория всех функциональных зон по всем видам использования:

Селитебная территория (в т. ч. территория жилых районов и микрорайонов) - включает территории жилой застройки, учреждения обслуживания, зеленых насаждений общего пользования, улиц и площадей;

Производственная территория - включает территории промышленности и коммунально-складской зон, внешнего транспорта, санитарно-защитные зоны, территории зеленых насаждений, включая водные пространства, прочие, в т. ч. условно непригодные территории.

1.6 Обеспечение рационального и безопасного использования территории

Рациональное использование и охрана земли - одна из главных задач в любом обществе. Рациональным может считаться использование земли, при котором:

– осуществляются охрана и воспроизводство продуктивных и иных полезных свойств земли;

– наиболее полно учитываются природные и экономические условия и свойства конкретных земельных участков;

– достигается высокая эффективность производственной и иной деятельности;

– обеспечивается оптимальное сочетание общественных, коллективных и личных интересов в использовании земли.

При нерациональном использовании земли в зависимости от природных условий и характера хозяйственной деятельности пользователей возникают разнообразные формы ее деградации:

– ветровая, водная, ирригационная эрозия и другие ее виды;

– вторичное засоление орошаемых земель;

– загрязнение сельскохозяйственных и лесных угодий отходами промышленного и аграрного производства, минеральными удобрениями и пестицидами;

– иссушение территории при мелиорации и добыче минерального сырья и топлива;

– подтопление земель при горных работах и строительстве;

– переуплотнение почв ходовыми частями машин и механизмов.

Земли сельскохозяйственного назначения и прежде всего продуктивные сельскохозяйственные угодья составляют основную часть единого земельного фонда страны и занимают особое место как объект охраны, поскольку выступают в качестве главного средства производства сельскохозяйственной продукции. Этим объясняется причина установления для них особого охранительного режима.

Рациональное использование земли способствует ее постоянному улучшению. Со своей стороны, качество сельскохозяйственных угодий и эффективность их использования в значительной степени определяют рост производства продукции. Обязанность землепользователей - эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Система рационального использования земель должна носить природоохранный, ресурсосберегающий характер и предусматривать сохранение почв, ограничение воздействий на растительный и животный мир, геологические породы и другие компоненты окружающей среды.

Воспроизводство и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения должны находиться под государственным контролем как основное условие стабильного развития АПК и источник расширения сельскохозяйственного производства.

В целях организации рационального использования земель сельскохозяйственного назначения необходимо обеспечить их всестороннее изучение в системе государственного земельного кадастра. При проведении земельного кадастра на этих землях особое внимание наряду с регистрацией землепользовании и землевладений, учетом земель по составам угодий должно уделяться учету их качественного состояния путем выполнения специальных крупномасштабных почвенных, геоботанических и других обследований, бонитировке почв и экономической оценке земель.

Мероприятия но охране и рациональному использованию земель должны обеспечивать их сохранение, повышение продуктивности и плодородия сельскохозяйственных угодий, предупреждение эрозии земель, их иссушения, заболачивания, засоления, загрязнения и других нежелательных процессов.

Установлено, что основными причинами систематического сокращения площади сельскохозяйственных земель являются: необоснованный перевод их в другие категории в связи с изъятием для нужд, не связанных с сельскохозяйственным производством, и деградация земель в результате нерационального, бесхозяйственного использования. В связи с этим установленный законодательством особый правовой режим земель сельскохозяйственного назначения имеет ярко выраженный целевой характер: максимальное сохранение сельхозугодий в сфере сельскохозяйственного производства и недопущение их деградации. Для осуществления указанного режима предусматриваются:

– Особый порядок изъятия сельскохозяйственных земель для использования в иных целях;

– Специальный механизм компенсации ущерба, связанного с уменьшением их площадей и ухудшения их качества;

– Обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

– Особые меры ответственности за нарушение законодательства по использованию и охране земель.

Особый порядок изъятия сельскохозяйственных земель заключается в следующем:

– Земли, пригодные для сельскохозяйственных целей, должны предоставляться прежде всего для этих целей;

– Предоставление продуктивных сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных целей может иметь место лишь только в исключительных случаях и должно быть обосновано достаточно вескими причинами;

– Изъятие для не сельскохозяйственных целей, имеющих особую ценность, законодательством не допускается;

– Установлены конкретные и практически легко и однозначно определяемые критерии разграничения земель по степени их значимости в качестве основного средства производства через показатели кадастровой оценки производительной способности земель;

– Введен двухстадийный порядок изъятия сельскохозяйственных угодий, дающий возможность минимизировать ущерб, причиняемый таким изъятием.

Особый правовой механизм компенсации возникающего при изъятии сельскохозяйственных земель ущерба заключается:

1. В возмещении собственниками земли и землепользователями не только их действительных и реальных затрат, связанных с изымаемыми землями, но и упущенной выгоды за весь период, необходимый для восстановления нарушенного изъятия производства;

2. В обязательном возмещении обществу (в лице государства) потерь сельскохозяйственного производства в размере, необходимом для полного сельскохозяйственного освоения новых земель.

Обязательные меры по восстановлению деградированных или нарушенных сельскохозяйственных угодий выражается:

1. В закрепленном в законодательстве порядке осуществления мероприятий по рекультивации нарушенных земель и возврата их в сферу производства;

2. В консервации деградированных или загрязненных сельскохозяйственных угодий с выводом их на восстановительный период из хозяйственной эксплуатации.

Рациональное использование земли обеспечивает: · наибольшую эффективность в достижении целей, для которых она предоставлена; · оптимальное взаимодействие её с другими природными факторами; · надёжную и всестороннюю охрану земель. Осуществление перечисленных целей может быть достигнуто как экономическим, так и правовым путём.

Проблемы рационального использования земель решаются путём осуществления следующих основных мер: 1. Высокопроизводительное использование и повышение плодородия земли - мероприятия по улучшению земель; 2. Интенсивное использование сельскохозяйственных угодий; 3. Вовлечение в сельскохозяйственное использование новых земель; 4. Борьба с эрозией почв.

2. Земельный баланс муниципального образования

2.1 Регулирование земельных отношений на территории муниципального образования

2.1.1 Нормативно-правовые акты, действующие на территории муниципального образования

На территории муниципального образования (Ж) действует ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.: Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность .

Проект землеустройства муниципального образования (Ж) включает себя документы, в том числе карту муниципального образования, по созданию новых форм организации территории, их экологическому, экономическому, техническому и юридическому обоснованию обеспечивающих организацию рационального использования и охраны земель (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Карта муниципального образования

2.1.2 Экономическая оценка сельскохозяйственных угодий

Общая площадь муниципального образования Ж составляет 3553,68 га. Из них земли населенных пунктов занимают 261,75 га, земли водного фонда составляют 31,88 га.

При различных видах анализа состояния земель и для удобства управления земельными ресурсами их классифицируют в соответствии с разнообразными критериями. Главным признаком при классификации земель служит их целевое назначение и характер использования (таблица 2.1).

Таблица 2.1 Классификация земель

На данной территории наибольшую площадь занимают севообороты (2383 га), относящиеся к первой категории земель, т.е. к землям сельскохозяйственного назначения. Второе место по площади занимают пастбища (713,3 га), так же относящиеся к первой категории земельного фонда РФ. Третье место занимает населенный пункт (261,75 га), который относится к землям второй категории, к землям населённых пунктов. Наименьшую площадь занимают реки (16,75 га), относящиеся к шестой категории земельного фонда, к землям водного фонда.

Земли сельскохозяйственного назначения неоднородны по качеству почв и ландшафтным характеристикам. Земельные участки различаются по климатическим и другим природным условиям, местоположению, удаленности от дорог, других объектов инженерно-транспортной и производственной инфраструктуры.

На территории муниципального образования (Ж) преобладают темно-серая оподзоленная и серая скрыто оподзоленная почвы.

Урожайность сельскохозяйственных культур зависит от множества факторов. Помимо уровня потенциального плодородия почв, величина которого в земельно-оценочных работах выражается совокупным почвенным баллом, существенное значение играет достигнутый в хозяйстве уровень интенсификации сельскохозяйственного производства, культура земледелия (таблица 2.2).

Таблица 2.2 Урожайность сельскохозяйственных культур и окупаемость затрат

Урожайность сельскохозяйственных культур на почвах рабочих участков зависит от типа почв, преобладающих на каком либо из этих участках.

2.2 Функциональное деле ние муниципального образования

На территории муниципального образования Ж, в пределах указанных территорий, выделяют следующие функциональные зона, представленные в таблице 2.3

Таблица 2.3 Функциональная организация территории

На территории муниципального образования наибольшую площадь занимает ландшафтно-рекреационная территория (рис 2.3), включающая зоны преимущественного функционального использования: водоемы (реки, болота) и земли сельскохозяйственного использования (севообороты, пастбища, пашни, сенокосы).

Земли, занятые водоемами могут служить для обеспечения полива угодий, рыбного хозяйства и в самом общем случае - для поддержания экологического баланса.

Рис. 2.3 Ландшафтно-рекреационная зона

Селитебная зона данного муниципального образования включает в себя населенный пункт (рис.2.4).

Рис. 2.4 Селитебная зона

Производственная зона включает в себя производственное подразделение (рис 2.5).

Рис. 2.5 Производственная зона

2.3 Состав земель сельскохозяйственного назначе ния муниципального образования

Земли сельскохозяйственного назначения - это земли за чертой поселений, предоставленные для ведения сельского хозяйства. К ним относят как сельскохозяйственные угодья, так и участки, занятые дорогами, лесополосами и хозяйственными постройками. Пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями подлежат особой охране (являются наиболее ценными, в т.ч. и в стоимостном выражении).

Сельскохозяйственные угодья используются для выращивания сельскохозяйственных культур, выпаса скота, заготовки кормов. К ним относятся пашня, сады, луга, сенокосы, пастбища. Самостоятельную категорию угодий составляют оленьи пастбища, обладающие самостоятельным правовым режимом и подлежащие особой охране. К угодьям относятся также залежные земли, т.е. пашня, которая более одного года, начиная с осени, не используется для посева сельскохозяйственных культур и не подготовлена под пар. Сельскохозяйственные угодья - наиболее ценные земли, характеризуемые высоким естественным плодородием, либо мелиорированные земельные участки. Они закрепляются за сельскохозяйственными предприятиями различного типа, фермерскими хозяйствами, учебными и научно-исследовательскими организациями.

Пашни -- сельскохозяйственные угодья, ежегодно обрабатываемые и используемые под посев сельскохозяйственных культур, многолетние травы (кроме посевов предварительных культур на улучшенных сенокосах и пастбищах, а также посевов на междурядьях многолетних насаждений).

Сенокосы и пастбища - это земельные угодья, в основном луга с травянистой растительностью. Здесь выпасают скот, скашивают траву на корм животным. Сенокосы и пастбища бывают естественными (природными) и искусственными (сеяными).

2.4 Элементы организации террито рии муниципального образования

На территории муниципального образования Ж можно выделить следующие элементы организации территории:

1) Линейные:

– производственное подразделение;

– дороги;

– населенный пункт;

– линии электропередач, теплогазоснабжения;

– границы;

– направляющие линии обработки почв;

2) участковые:

– севообороты;

– рабочие участки;

– пастбища;

– сенокосы.

2.5 Земельный баланс террито рии муниципального образования

Баланс территории муниципального образования Ж представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Баланс территории муниципального образования

2.6 Рациональное использование и охрана земель сельскохозяйственного назначения

На территории муниципального образования Ж присутствует водная эрозия. Из-за нарушения плодородного слоя почвы происходят ухудшение окружающей среды, снижение урожайности возделываемых культур и другие негативные процессы. Снижение интенсивности механического воздействия и возделывание многолетних трав благоприятно влияют на сопротивлению размыву почвы.

Эрозия -- разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением.

Необходимым условием возникновения водной эрозии почвы является сток поверхностных вод или поверхностный сток. Различают три основных вида поверхностного стока: дождевой сток, талый и сток поливной воды. Им соответствуют три вида эрозии почв: дождевая эрозия (или ливневая - при сильных дождях); эрозия при снеготаянии; ирригационная эрозия.

Указанные виды эрозии различаются не только по источнику стока, но и по механизму процесса, а также по величине причиняемого ими ущерба.

Природными факторами возникновения водной эрозии являются: горный характер рельефа, выпадение атмосферных осадков в виде ливневых дождей в июльско-августовский период, низкая степень проективного покрытия и легкий гранулометрический состав почвообразуюших пород и почв. К антропогенным факторам можно отнести распашку крутых и покатых склонов без соблюдения почвозащитных противоэрозионных технологий и чрезмерный выпас скота на слабозащищенных растительностью склонах.

Любая деятельность человека неразрывно связана с землей, которая используется как пространственная основа и средство производства. Земля как природный ресурс представляет собой нерукотворное благо, обладающее рядом полезностей для определенного сообщества людей. Такими полезностями могут быть: возможность проживания, возможность коллективного использования определенных благ, связанных с данной территорией, например, водных источников, сложившегося природного и архитектурного ландшафта и др.

В аграрном секторе главным средством производства, материальной основой служит земля - часть живой природы, всеобщее народное достояние. От того, как будут использоваться и охраняться земельные ресурсы, во многом будет зависеть благосостояние общества.

Организация рационального использования земли - понятие широкое и многогранное. Однако из всего комплекса мероприятий по решению данной проблемы приходится выбирать наиболее приемлемые и реальные для практического осуществления в настоящее время.

Развитие современной водной эрозии почв на сельскохозяйственных угодьях обусловливается нарушением устойчивого водного режима в процессе эксплуатации земли. Устранить условия, способствующие проявлению эрозии почв, можно путем ослабления концентрации водных потоков и замедления поверхностного стока путем: увеличения поглотительной и инфильтрационной способности почвы, задержания осадков на месте выпадения, отвода или безопасного сброса необходимого количества воды в гидрографическую сеть.

Для успешной борьбы с водной эрозией почв на землях, занятых в сельскохозяйственном производстве, необходима комплексная система мероприятий, позволяющих использовать воды поверхностного стока для увлажнения полей и прекращения развития эрозионных процессов.

Эффективная защита почв от водной эрозии возможна при плановом и систематическом внедрении комплекса противоэрозионных мероприятий, разработанного с учетом конкретных природно-экономических условий каждого района или хозяйства.

Перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности:

– сохранять почвы и их плодородие;

– защищать земли от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химически ми веществами, захламления отходами производства и потребления, от загрязнения, в том числе биогенного и других негативных (вредных) воздействий, а результате которых происходит деградация земель;

– защищать сельскохозяйственные угодья от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями;

– ликвидировать последствия загрязнения, в том числе биогенного, и захламления земель;

– сохранять достигнутый уровень мелиорации;

– рекультивировать нарушенные земли, восстанавливать плодородие почв, своевременно вовлекать земли в оборот.

Литература

1. Конституция РФ

2. Земельный кодекс РФ

3. Гражданский кодекс РФ

4. Градостроительный кодекс РФ

5.Федеральный закон от 24.07.2002г. №101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (ред. от 18.07.2005г.)

6.Грузинов В.П. Экономика предприятия. - М.: Высшая школа.-2003г.- 230с.

7. Тексты лекций к ПМ01 «Управление земельно-имущественным комплексом»

8. Рациональное землепользование сельскохозяйственных земель: проблемы и решения // АПК - экономика, управление.- 2002. - №1. - с.13-14

9. Земельное право: Учебник. /под ред. Улюкаева В.Х.- М., 2002-382 с

10. Теоритические основы и пути регулирования плодородия почв. М. «Агропромиздат», 1991г.

11.Кирюхин В.Д. Противоэрозионная организация территории-М.:Колос,1973 г.-160 с.

12. Организация земельных угодий и севооборотов. :Сборник научных трудов/ Белорус.:СХА.-Горки,1989 г.-88 с.

13. Боголюбов С.А., Золотова О.А. Земельное законодательство: сборник документов/ С.А. Боголюбов, О.А. Золотова. - М: Проспект,2011 -512 с.

14. Болтанова Е.С. Земельное право. М. Инфра-М, 2003.

15. Новиков Ю.В. Охрана окружающей среды: Уч. для техникумов. М.: Высш. шк., 1987. - 287 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Порядок и особенности использования земель. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения после принятия Федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    История развития земельных отношений в России. Земельно-правовой режим в России до 1906 года. Основы регулирования земельно-имущественных отношений на примере муниципального образования "Город Покров". Содержание новой земельной реформы в России.

    дипломная работа , добавлен 14.08.2017

    История развития земельно-кадастровых отношений в России. Характеристика законодательства в области ведения государственного кадастра недвижимости. Порядок проведения кадастровой оценки земель для установления земельного налога и арендной платы.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия). Анализ использования земель сельскохозяйственного назначения СПХК Хатасский. Ставки земельного налога в городском округе "город Якутск".

    курсовая работа , добавлен 05.05.2014

    Система прав на землю в РФ, перспективы их развития. Структурные элементы правовых режимов земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования. Правовое регулирование земель специального назначения; особо охраняемых территорий.

    контрольная работа , добавлен 23.05.2014

    Понятие "муниципальный интерес". Система управления интересами жителей муниципального образования, нормативно-правовые основы. Положение о порядке проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Понятие, состав, правовые признаки земель сельскохозяйственного назначения. Особенности использования сельскохозяйственных угодий. Фонд перераспределения земель. Государственное регулирование обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

    контрольная работа , добавлен 30.04.2009

    Правовой статус и содержание охраны земель. Экологические требования в сельском хозяйстве. Состав земель сельскохозяйственного назначения. Проблемы охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. Стимулирование рационального использования и охраны земель.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2012

    Охрана земель - социально-правовой институт, характеризующий важнейшую область взаимоотношений человека, общества и природы. Сущность и цели правовой охраны земель. Деградация земель сельскохозяйственного назначения. Земельный контроль и его виды.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Понятия, принципы и функции муниципального регулирования земельных отношений. Компетенция местного самоуправления в области землепользования. Правовые основы муниципального регулирования земельных отношений. Организация землепользования в г. Новокузнецке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

КУРСОВАЯ РАБОТА

Составление земельного баланса муниципального образования

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

проверил: Манжалей Валентина Николаевна

муниципальный территория земельный зонирование

Введение

1. Организация территории муниципального образования (района)

1.1 Относительная устойчивость территории

1.2 Методы управление земельными ресурсами

1.3 Административная ответственность за земельные правонарушения

2. Земельный баланс муниципального образования (района)

2.2 Функциональное зонирование территории муниципального образования (района)

Заключение

Используемая литература

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500.

В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов - городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

· как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

· как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

· как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права.

Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В землеустроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля - это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория - это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство - это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производительных сил и производственных отношений; в узком смысле -- это действия (мероприятия), осуществляемые государством, землевладельцами и землепользователями по наведению порядка в использовании и охране земель.

Муниципальное образование -- территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

1. Организация территории муниципального образования

1.1 Участок муниципального образования

На фрагменте карты, представленной в приложении преобладает селитебная зона и магистрально-уличная сеть. Дома же разделяются между собой ландшафтно-рекреационными зонами небольшого размера. Так как на южной части фрагмента отображена река, присутствуют и водные пространства. Постройки на карте разделены на две группы: малоэтажные (от 2-х до 5-ти этажей) и многоэтажные (от 5-ти этажей и выше). Следует отметить, что на карте видно, как соблюдены нормы расстояния между домами, и нет никаких препятствий для проникания солнечного света в квартиры. Также организованы школы, по соседству с спортивными площадками, детские сады в доступности к жилым домам. Поскольку это поселок городского типа, то земли принадлежат администрации района. В основном эти земли используются для облагораживания поселковой территории, поэтому их нельзя использовать в своих интересах. За землями следят, удобряют, облагораживают новыми насаждениями и убирают старые.

1.2 Зонирование территории

Распределение земель муниципального образования представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение земель муниципального образования

Всего на карте 4 зоны, что не удивительно для городской местности. Все зоны переплетаются друг с другом, не оставляя свободного места на фрагменте.

1.3 Обеспечение рационального и безопасного землепользования

Поскольку это городские земли, находящиеся под управлением администрации района, они не могут быть использованы для, например, посадки картошки и т.п. Используют их в основном для облагораживания территории. Эти посадки можно использовать, как небольшую шумоизоляцию от дороги, или же для создания экологии города. В городе есть большое количество лесопарковых зон, или парки отдыха. Это озелененные территории, которые создаются для горожан как место для прогулок. Тем самым деревья делают биосферу преимущественно из чистого и свежего воздуха.

Парки также используются для мероприятий.

Также эти посадки способствуют не разжижению грунта, во время осенних дождей, или весенних паводков. А так как некоторые зеленые зоны лежат вдоль дорог или на них, это очень важное мероприятие. Необходимо также начинать застройку окраины города, так как сам город уже очень плотно застроен. Безопасность будет заключаться в том, что все строительное оборудование вплоть до кранов, будет находиться вдали от жилых построек, так как не редки случаи их падения.

Окраины города можно застроить также заводами, разными складскими помещениями, которые можно сдавать в аренду крупным организациям, или давать возможность развития мелкому бизнесу. Плата за аренду помещений пойдет в казну города, а заводы будут поставлять свою продукцию, как в город, так и за его пределы. За счет всех этих экономически важных объектов в городе поднимется денежный оборот, и эти деньги можно направить на снос ветхих сооружений и строительство на этом месте более новых зданий.

За счет расширения границ города, будет развиваться инфраструктура, и филиалы разных организация в городе начнут распространяться, что увеличит поток клиентов. Как только город начнет свое расширение, в него будут переезжать жители из других городов, увеличивая население города. А строящиеся административные здания будут давать новые рабочие места, как местным, так и приезжим. Строительство разных автобаз позволит перенаправить некоторые маршруты грузоперевозок, которые могли бы сократить путь проезжая через город. Так же можно развить судо-производство, баржевую доставку грузов вниз или вверх по течению. Строительство доков, погрузочно-разгрузочных станций на реке. За окраинами города на реке можно построить базу отдыха, которая привлечет отдыхающих. А это тоже места для работы, развитие малого бизнеса. В свою очередь город может наладить водный транспорт для перевозки пассажиров на эти базы отдыха.

В вопросе безопасности настораживает то, что жилые дома находятся слишком близко от дороги, и окружены сетью этих же дорог, что для маленьких жителей города это не безопасно. Именно поэтому детские сады расположены в основном в центре микрорайонов города, впрочем как школы и спорт площадки. Очень близко с городом протекает река, которая может быть использована для орошения лесопарковых зон и облагороженных территорий на магистралях. Также вода будет пускаться через очистительные системы в городской водопровод. В целом участок расположен в сети улиц с движением, которое, возможно, бывает быстрым.

2. Баланс территории земель муниципального образования

2.1 Нормативно-правовые акты, действующие на территории

В муниципальном образовании действуют строительные и санитарные нормы по размещению зданий на территориях района. Санитарная норма подразумевает собой попадание солнечного света в дома и офисы. Так как наблюдается плотная застройка, свет попадает не во все здания/помещения. Строительная норма выдержана очень хорошо, т.к. расстояние меж домами и постройками безопасное, расстояние от дороги выдержанно. Действует норма озеленения района. На участке земли территория озелененная, средне. В основном озеленены дворы, парки и разделительные полосы на магистралях.

2.2 Мониторинг земель

Мониторинг земель является разновидностью государственных контрольных мероприятий и представляет собой комплексную систему наблюдений за состоянием земельного фонда, являющуюся составной частью мониторинга компонентов окружающей природной среды и выполняющую базовую, связующую роль между другими видами мониторинга природных ресурсов.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 г. N 177 "Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга)" он включает в себя мониторинг атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, объектов животного мира. Основными целями мониторинга земель являются:

· диагностика состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;

· информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

К задачам мониторинга земель относятся:

1) Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Мониторинг охватывает все земли Российской Федерации независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения методами дистанционного зондирования, лабораторных исследований, фондового анализа за состоянием земель. При этом выявляются изменения и производится оценка состояния землепользования, угодий. Помимо прочего с помощью мониторинга происходит оценка качества земельных участков, их имущественной ценности. В данном случае, в процессе мониторинга, следует обратить внимание на изменения площади ландшафтно-рекреационных зон, так как они очень важны в городской среде. Следует, проводит мониторинг этой земли каждый год, так как весенние паводки реки Ольшанки, или же таяние снега, могут изменить лесопарковые зоны, а где-то даже и затопить облагороженную землю. В последствии может произойти вымывание плодородного слоя из земли, и растения начнут погибать. На их восстановления, как почвы, так и растений-уйдут годы. Также необходимо контролировать процесс застроения этого района, так как расстояние между домами нормированное и изменению не подлежит. Следует отметить, что расширение дорог невозможно в этом городе, так что следует контролировать норму расстояния домов от дороги.

Все постройки должны быть согласованы с администрацией и закреплены на топоплане этого города.

2.3 Баланс территории муниципального образования

В данной таблице будет приведено процентное соотношение земель на данном фрагменте карты, по которому будет выявлено, какие зоны преобладают, а какие имеют меньшее количество метров квадратных. Цифры приблизительные, и могут отличаться от реальный размеров площадей зон в метрах квадратных.

Сам баланс территории подразумевает равное соотношение всех площадей зон, расположенных на участке земли. Если какие-то территории начнут преобладать, то есть пойдет их расширение, то другие территории начнут уменьшаться в своем количестве. Это - повлечет за собой нарушение земельного баланса, а это допускается крайне редко, в основном из-за веских оснований или же форс-мажорных ситуаций. Баланс территории МО представлен в таблице 2 и на рисунке 1.

Таблица 2

Баланс территории МО

Судя по данным, приведенным в таблице, можно сказать, что территория обустроена не очень сильно домами или другими зданиями. Магистрально-уличная часть города занимает одну треть от указанного участка на карте. Из данных можно сказать, что территория сильно озлённая (45%).

Рис. 1 Баланс территории МО

В балансе территории показывается распределение территории по всем функциональным зонам и планировочным элементам на первую очередь строительства и на расчетный срок. Все показатели выражаются в абсолютных (га) и относительных (%) значениях.

В баланс территории включаются территории всех функциональных зон по всем видам использования.

Характеристика внешних границ представлена в таблице 3.

Таблица 3

Характеристика внешних границ

Протяженность границ составила:

На западе 1.680 км

На севере 3.437 км

На северо-западе 278 км

На юго-востоке 6.825 км

На юге 1.72 км.

Общая протяженность границ составила 291.6 км.

Баланс территории муниципального образования (района) представлен в таблице 4.

Таблица 4

Баланс территории муниципального образования (района)

Наименование территории функциональной зоны

Площадь, га

Процент к итогу

Территория жилой застройки, в том числе: многоэтажная
Малоэтажная

Территории зеленых насаждений всех категорий, в том числе общего пользования

Территории занятые объектами, промышленности, энергетики, связи транспорта, в том числе: железнодорожного транспорта

Прочие территории

На данной территории наибольшую площадь занимают назначения Территории зеленых насаждений (9.2га -57%).

Территории жилой застройки. Они должны обеспечивать людям здоровую, удобную и безопасную окружающую среду, в которой они проживают.

Территория зеленых насаждений. Территории, занятые зелеными насаждения- ми или предназначенные для озеленения.

Заключение

В городе земля богата «улучшениями», т.е. разнообразными дополнительными объектами градостроительства, располагаемыми на земле и тесно с ней связанными. В силу этого, в терминологии современного российского законодательства об окружающей среде, городские земли, учитывая степень их измененности в результате хозяйственной и иной деятельности человека и высокое рекреационное и защитное значение, следует относить к классическим природно-антропогенным объектам.

Существенно, что в условиях города земля как природный ресурс является не столько средством производства, сколько пространственно-операционным базисом для проживания населения и размещения разнообразных городских объектов (жилого, промышленного, культурно-бытового и иного назначения) с вытекающими из этого последствиями. Городская земля как ресурс терминологически близка к понятию «территории», однако обладает признаками трехмерного природного тела. Объективные условия городской среды приводят к тому, что земли городов приобретают специфические особенности по сравнению с землями в широком смысле. К главным особенностям относятся следующие:

многообразие целей использования (полифункциональность);

малый размер городских землепользований (от гектаров до отдельных квадратных метров);

высокая пространственная концентрация объектов недвижимости (материальных «улучшений») на единицу площади земель;

повышенное значение подземного пространства, его высокая наполненность строительными сооружениями и инженерно-техническими коммуникациями;

высокая степень техногенного, антропогенного воздействия на земли всех видов функционального назначения;

высокая степень запечатанности естественной поверхности земель большинства видов функционального назначения;

весьма жесткая функциональная взаимозависимость состояния земельных участков друг от друга.

Как следствие, в условиях города более высоки требования к точности определения границ и площадей земельных участков и их идентификации на местности.

Список используемых источников

1. Земельный кодекс РФ.

2. Градостроительный кодекс РФ.

3. Конституция РФ.

4. Гражданский кодекс РФ.

5. Водный кодекс РФ.

6. Лесной кодекс РФ.

7. Тексты лекций к ПМ01 «Управление земельно-имущественным комплексом».

8. ФЗ «о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г.

10. Постатейный комментарий к Земельному кодексу и Федеральному закону “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Б.Д. Клюкин. М., 2002.

11. Святецкая Т.К. Земля как объект имущественных отношений. Владивосток, 1999.

12. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (по состоянию на 1 июня 2008 года). Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.

13. В.Т. Батычко «Земельное право в вопросах и ответах»

14. Боголюбов С.А. Земельное право. Учебник. «Проспект» М. 2006г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы управления земельными ресурсами муниципальных образований. Общая характеристика муниципального образования "Никольский район". Определение эффективности управления земельными ресурсами и разработка предложений по его повышению.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Понятие "муниципальный интерес". Система управления интересами жителей муниципального образования, нормативно-правовые основы. Положение о порядке проведения опроса граждан на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район".

    дипломная работа , добавлен 05.12.2010

    Рассмотрение основных тенденций в развитии института местного самоуправления в Российской Федерации. Общая характеристика муниципального образования "Щучанский район". Предложения по оптимизации социально-экономического развития данной территории.

    дипломная работа , добавлен 15.07.2015

    История развития и критерии оценивания современного состояния взаимодействия местных сообществ и государства. Понятие муниципального хозяйства, их разновидности и особенности. Принципы определения оптимальной территории муниципального образования.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2009

    Организационно-правовые и нормативные основы оказания медицинской помощи на территории муниципального образования. Основные направления деятельности Управления здравоохранения Администрации города Екатеринбург по оказанию медицинской помощи населению.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2017

    Анализ современного состояния территории муниципального образования. Показатели развития населения территории и трудовых ресурсов. Жилищный фонд и жилищное строительство. Анализ систем инженерной инфраструктуры города, состояния окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Правовое регулирование и обоснование формы размещения муниципального контракта. Принятие заказчиком решения о способе размещения муниципального заказа. Извещение о проведении открытого конкурса на выполнение работ. Проект муниципального контракта.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность и особенности муниципального управления как вида управленческой деятельности. Анализ экономических и социальных процессов на территории сельсовета. Внедрение муниципального консалтинга в деятельности администрации Ворошневского сельсовета.

    дипломная работа , добавлен 09.07.2015

    Сущность и основные элементы системы регулирования рынка труда. Краткая социально-экономическая характеристика муниципального образования. Анализ конъюнктуры рынка труда. Организация работы по профессиональной ориентации и переподготовки безработных.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2015

    Внутригородские территории городов федерального значения. Основные принципы формирования территории муниципального образования. Муниципальная должность и ее структура. Права и обязанности муниципального служащего, его административно-правовой статус.

Министерство образования и науки Российской федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «НИНХ»

Бизнес-колледж

Курсовая работа

МДК.01.01. Управление территориями и недвижимым имуществом

ПМ.01 УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

Составление земельного баланса муниципального образования (определенного района)

выполнил студент: Вакулов Сергей Сергеевич

курс 2 группа225

специальность Земельно-имущественные отношения

дата регистрации деканатом___________

проверил: Манжалей Валентина Николаевна (Ф.И.О. преподавателя)

оценка_____________________________

Введение 3

1. Организация территории муниципального образования (района) 5

1.1. Относительная устойчивость территории 5

1.2. Методы управление земельными ресурсами 8

1.3. Административная ответственность за земельные правонарушения 11

2. Земельный баланс муниципального образования (района) 16

2.1. Нормативно-правовые акты, действующие на территории 19

2.2. Функциональное зонирование территории муниципального

образования (района)

2.3. Баланс территории муниципального образования 23

Заключение 26

Используемая литература 27

Введение

Цель работы: Обеспечение устойчивого развития муниципального образования (района).

Исходные данные: План муниципального образования (района) масштаба 1:500. В процессе длительной мировой истории городской цивилизации сложилась особая группа земель населенных пунктов – городские земли, формирующиеся под воздействием всего многообразия факторов городской среды. Как один из итогов тысячелетнего существования и развития городских поселений в России, здесь также, в русле общемировой тенденции, выделяется группа городских земель в составе категории земель населенных пунктов.

Определённое место в составе земель населённых пунктов занимают лесные земли и земли под дорогами (по 10%), наличие прочих угодий не столь значительно. К сожалению, система учёта земель, принятая в Роснедвижимости, не позволяет получать сведения о распределении земель по угодьям отдельно для земель городских и для земель сельских населённых пунктов, очевидно, весьма различающихся по составу.

В соответствии с действующим земельным законодательством, в правовом отношении под городскими землями (землями городов) следует понимать часть земель, отнесенных к категории земель населенных пунктов и находящихся в пределах границ городских округов. Таким образом, объектом оценки состояния, мониторинга и охраны городских земель являются все земли, расположенные в границах города и составляющие городской земельный фонд. Городские земли, как и земли в широком смысле понятия, следует рассматривать, в соответствии с современными представлениями, как основу жизни и деятельности населения города с трех позиций:

    как природный (природно-антропогенный) объект, важнейший компонент окружающей среды;

    как природный (природно-антропогенный) ресурс, используемый для размещения населения и осуществления его хозяйственной и иной деятельности;

    как объект земельно-имущественных отношений, компонент недвижимого имущества, являющийся объектом имущественного (вещного) права. Городские земли - важнейшая часть городской среды, верхняя часть земной коры, характеризующаяся пространством и рядом других важных компонентов (рельефом, климатом, почвами, растительностью, недрами, водами, строениями, сооружениями и коммуникациями), отграниченная от прочих земель и являющаяся базисом для проживания, труда и отдыха населения и для размещения и функционирования производственных и иных предприятий, организаций и учреждений.

В земле­устроительной науке и практике принято следующее определение:

«Земля – это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющихся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства».

Территория – это определенная часть пространства, с соответствующим социальным, природным, экономическим, инфраструктурным, культурно-историческим потенциалом страны, которая находится в юрисдикции государственных или местных органов власти.

Земельный баланс – система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

Землеустройство – это соци­ально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанных с землей, происходящий под воздействием наличных производитель­ных сил и производственных отношений; в узком смысле - это действия (мероприятия), осуществляемые государством, земле­владельцами и землепользователями по наведению порядка в ис­пользовании и охране земель.

Муниципальное образование - территория, в границах которой совместно с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно или через выборные, и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

Отчет о наличии и распределении земель субъекта Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальный орган по субъекту Российской Федерации. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», а также в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Отчет подписывает руководитель территориального органа. Вместе с отчетом предоставляют решение соответствующего органа управления региона о рассмотрении отчета.

Отчет о наличии и распределении земель составляют периодически (один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) на основании изменений, имеющих юридическую силу. Периодичность составления отчета позволяет отследить количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определить эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании.

Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса .В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого , и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории ).

Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной . Полная формаземельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариантземельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года.Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме.В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

Заполненные формы отчета о наличии и состоянии земельного фонда района (города) представляют собой земельный баланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации. Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.

Земельный баланс включает следующие показатели:

Ø перечень (экспликацию) земель по видам;

Ø наличие площади каждого вида земель на начало периода;

Ø виды и площадь поступления земель за весь период;

Ø виды и площадь выбытия земель за период;

Ø наличие площади каждого вида земель на конец периода.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией .

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

Ø изменений в составе земель,

Ø данных съемок и обновления картографических материалов,

Ø данных земельно-кадастровых документов и книг,

Ø земельного баланса предыдущего года,

Ø материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,

Ø бонитировки почв и экономической оценки земель,

Ø данных государственного контроля за использованием земель,

Ø решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,

Ø передачи их в собственность и предоставлении в пользование,

Ø данных инвентаризации земель,

Ø актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,

Ø материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Основные документы земельного баланса имеют единую форму для всех административно-территориальных единиц. При составлении этих документов информация предоставляется в целом в пределах населенных пунктов, а землепользователей и собственников земли в этих формах объединяют в группы:

Ø сельскохозяйственные предприятия,

Ø граждане, которым предоставлены земли в собственность и пользование,

Ø жилищно-эксплуатационные организации,

Ø учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, торговли, быта, общественные организации и др.,

Ø предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

Ø организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения,

Ø лесохозяйственные предприятия,

Ø водохозяйственные предприятия,

Ø предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,

Ø совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских и иностранных юридических и физических лиц,

Ø земли государственной собственности, предоставленные в собственность или пользование (запас общего пользования, резервного фонда населенного пункта).

1. Информационно-правовой электронный справочник Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ http://base.garant.ru

3. Закон Владимирской области от 11 марта 2010 года № 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». http://docs.pravo.ru/document/view/15002963/55631125/

4. Постановление от 29.02.2012 №190 «О реализации схемы территориального планирования Владимирской области»http://www.avo.ru/administration/documents/all/7559-1