Презентация на тему "Упрощение процедур в международной торговле. Стандартизация и унификация внешнеторговых документов"

ТЕМА: УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ 1. Унификация и стандартизация документов: цель, нормативная база, принципы 2. Методы унификации

Решение задачи создания в России единого информационного пространства и включения его в мировое информационное пространство возможно только при условии гармонизации российских и зарубежных информационных систем и обеспечении информационной совместимости всех взаимодействующих информационных систем.

Под информационной совместимостью понимается взаимное соответствие различных частей на стыках, позволяющее объединять их друг с другом, что обеспечивает функционирование системы как единого целого.

Достижение информационной совместимости обеспечивается унификацией и стандартизацией: средств информационной техники, носителей информации, языка формализованного описания данных, структуры информационных систем, технологических процессов в них.

Унификация в широком смысле слова представляет собой «приведение элементов заданного множества к единообразию по установленным признакам или сокращение числа элементов заданного множества» .

Под унификацией документов понимается: выбор рациональных структур построения систем документации, приведение к единообразию на основе: установления рационального количества их форм; типизации построения.

Основная цель унификации документов заключается в создании стабильных комплексов документов, содержащих необходимую и достаточную информацию для эффективного решения задач управления как в традиционных условиях, так и в условиях использования новых информационных технологий, при минимальных затратах средств на сбор, обработку, передачу и хранение данных.

В качестве объекта унификации могут быть документы на любых видах носителей. Унификация может быть как самостоятельным направлением совершенствования документов, так и составлять одну из стадий технологического процесса стандартизации. В данном случае стандартизация является нормативным закреплением результатов унификации.

Унификация и стандартизация документов осуществляется на международном, региональном, национальном уровнях. На международном уровне ведущая роль в вопросах унификации и стандартизации документов принадлежит Международной организации по стандартизации (ИСО). ИСО приняты международные стандарты по различным аспектам рассматриваемой проблемы:

ИСО 216 -1975 Бумага писчая и некоторые виды печатной продукции. Потребительские формы рядов А и В; ИСО 353 -1975 Деловая документация и некоторые виды бланков. Способ выражения размеров; ИСО 3535 -1977 Формуляр-образец и конструкционная сетка; ИСО 6422 -1985 Типовые бланки для торговой документации;

ИСО 269 -1985 Конверты для корреспонденции. Назначение и размеры; ИСО 51271 -83 Документация и информация. Словарь терминов. Часть 1. Основные понятия; ИСО/Р 800 -88 Понятия и термины. Международная унификация; ИСО 8439 -90 Разработка бланков. Основные положения; ИСО 11180 -1993 Адресация почтовая

На региональном уровне в рамках СНГ унификацией и стандартизацией документов занимается Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации. На национальном уровне унификация документов осуществляется самими учреждениями и организациями на основе организационно-методических и нормативно-технических документов Ростехрегулирования.

Нормативной базой для проведения, унификации документов являются: Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти» ; межгосударственные и национальные стандарты РФ на унифицированные системы документации (УСД): ГОСТ 6. 10. 3 -83 УСД. Запись информации унифицированных документов в коммуникативном формате; ГОСТ 6. 10. 4 -84 УСД. Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники;

ГОСТ 6. 10. 5 -87 УСД. Требования к построению формуляра-образца. М. : Изд-во стандартов, 1987; ГОСТ Р 6. 30 -2003 УСД. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов; ГОСТ Р ИСО 15489 -1– 2007 СИБИД. Управление документами. Общие требования. руководящие документы Ростехрегулирования; общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Большое значение для проведения унификации документов имеют также ГОСТы, входящие в серию 1 «Стандартизация в РФ»: ГОСТ Р 1. 0 -2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения; ГОСТ Р 1. 2 -2004 Стандартизация в Российской Федерации Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены и др.

Проведение унификации опирается на реализацию следующих принципов: унификация от общего к частному, заключающаяся в построении формуляра-образца документов, а на его основе разработке конкретных форм документов; единообразие построения форм документов и правил построения и оформления, обеспечиваемое путем: максимальной типизации и трафаретизации текстов, выработки единых требований к документации различных уровней управления, унификации расположения данных по полю документа;

комплексность унификации. При ее проведении должны предусматриваться все требования к документу на всех стадиях его создания, исполнения, обработки и хранения; информативность, т. е. включение в документы только тех реквизитов, которые нужны для решения конкретных задач или их комплексов с заданной точностью, а также для придания документам юридической силы; группировка реквизитов в документах в соответствии с последовательностью их заполнения;

обоснованное определение минимально допустимых площадей для размещения реквизитов; стабильность требований к документам, исходя из использования форм документов в течение достаточно длительного периода времени; экономичность за счет обоснованного включения документов в систему документации и широкого применения бланков; сопряжение с действующими системами классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации.

Унификация управленческих документов рассматривается как организационная деятельность, направленная на повышение эффективности функционирования документов в сфере управления.

Унификация управленческих документов позволяет решить следующие задачи: упорядочить состав документов организации, фиксирующих осуществление однотипных функций и задач; унифицировать формы и тексты управленческих документов с ориентацией их на автоматизированную подготовку на базе российских государственных стандартов;

сократить затраты на создание документов за счет использования структурированной информации; использовать унифицированные шаблоны текстов документов для компьютерных автоматизированных систем делопроизводства; ускорить процессы принятия управленческих решений.

2. Методы унификации При проведении унификации документов применяют методы содержательной и и формальной унификации. Содержательная унификация связана с анализом содержания конкретных форм документов и их систем. Она осуществляется на основе классификации документов по различным признакам.

Методы содержательной унификации: : установление состава форм (установление ограничительных номенклатур действующих форм), создание типовых форм, построение единой модели документов для групп однородных задач с использованием формуляра-образца, унификация и стандартизация информационных элементов и используемых показателей.

В масштабе РФ ограничительной номенклатурой является Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД), представляющий собой систематизированный перечень унифицированных форм управленческих документов, разрешенных к применению во всех учреждениях и организациях России.

В масштабе отрасли или конкретного предприятия или учреждения такими ограничительными номенклатурами являются отраслевые (ведомственные) классификаторы управленческих документов, аналогичные классификаторы документов предприятий или табели документов.

Табели документов представляют собой классификационные схемы разрешенных к применению форм документов, необходимых и достаточных для реализации задач и функций, стоящих перед организациями-разработчиками Табелей, с указанием статуса, пользователей, технологии подготовки и прохождения. Такие Табели разрабатываются чаще всего на основе разделения всей совокупности применяемых документов по их функциональной принадлежности.

Унификация текстов управленческих документов заключается в установлении единой формы языкового выражения, наиболее точно передающей содержание регулярно повторяющихся управленческих ситуаций или действий. Унифицированы могут быть отдельные фразы, части текста, текст документа в целом. В результате появляется возможность большей оперативности подготовки документов.

В процессе унификации текстов проводится: унификация структуры текста, наиболее полно отвечающей назначению документа, унификация языковых средств выражения содержания документа, разработка унифицированных текстов в виде типового связного текста, трафарета, анкеты или таблицы.

Текст унифицированных документов оформляют в виде: связного текста; трафарета; анкеты; таблицы; соединения форм (композиции в виде связного текста, анкет, таблиц).

Связный текст – это текст, содержание которого неизменно повторяется в ряде документов, что исключает возможность выделения в нем постоянной и переменной информации. Связный текст унифицированного документа с различными видами связи (согласование, управление, примыкание) содержит грамматически согласованную информацию об управленческих действиях.

Связный текст применяется при составлении всех видов писем, правил, положений, уставов, распорядительных документов. Связные тексты унифицированных документов могут состоять из разделов, имеющих в необходимых случаях заголовки и нумерацию. Связный текст может быть составлен на основе трафарета, содержащего постоянную информацию и пробелы для внесения переменной информации, зависящей от конкретной ситуации.

В основном в унифицированных текстах, представленных связным текстом, используется форма изложения от 3 -го лица ед. числа (Министерство не возражает). В распорядительных документах, принимаемых коллегиальными органами управления, используется форма изложения от 3 -го лица ед. числа («Собрание акционеров постановляет»), что является отражением принципа коллегиальности.

В распорядительных документах, в которых отражается принцип единоначалия, используется форма изложения от 1 -го лица ед. числа («приказываю», «обязываю», «предлагаю») или от 1 -го лица мн. числа («просим», «направляем»). В документах типа объяснительной записки форма изложения от 1 -го лица ед. числа также является нормой делового стиля документов («считаю необходимым», «прошу направить»). В связных текстах слова должны подбираться с учетом их смысловой сочетаемости («контроль возложить на», «объявляется выговор»).

Трафарет – форма представления унифицированного текста, содержащая постоянную информацию и пробелы, предназначенные для заполнения их переменной информацией, характеризующей конкретную ситуацию.

В связных текстах унифицированных документов, составленных на основе трафарета, следует учитывать то, что заполняемая часть должна быть согласована с заданной постоянной информацией («В соответствии с приказом генерального директора»). Устойчивые обороты представляют собой предложение, воспроизводимое как самостоятельная синтаксическая единица («Контроль за исполнением приказа генерального директора завода возложить на начальника отдела кадров Кузнецова Н. И. «).

В связных текстах сложных документов (положениях, уставах, инструкциях) используется параллелизм языковых выражений («Основными задачами института являются: осуществление исследований, подготовка рекомендаций, изучение научного опыта. . . «).

При построении словосочетаний в связных текстах следует учитывать особенности фразеологии, сложившейся в деловом языке, для которого характерно широкое употребление: отглагольных существительных («внедрение», «развитие»), глагольно-именных сочетаний («оказать поддержку»), отыменных предлогов («на основании», «в соответствии», «в целях»), сложных союзов («вследствие того, что», «в связи с тем, что»).

Для связного текста унифицированных документов характерно использование: сжатых синтаксических конструкций, двусоставных полных распространенных предложений с прямым порядком слов.

Из односоставных используются, как правило, безличные и определенно-личные распространенные предложения, которые наиболее четко передают управленческое действие («Утвердить следующее распределение обязанностей», «Контроль за исполнением указания директора возложить на заместителя директора по научной работе Иванова К. С. «).

Связные тексты, представленные в форме сложных предложений, употребляются в: констатирующей части распорядительных документов, в вводной части писем, докладных, объяснительных записок, актов, протоколов, инструкций и других сложных по своей структуре документах.

Анкета – форма представления унифицированного текста; в котором дается характеристика одного объекта по определенным признакам. Форма анкеты применяется для изложения словесной или цифровой информации при описании одного объекта по определенному набору признаков.

Постоянной информацией в анкете являются обобщенные наименования признаков, а переменной – их конкретные характеристики. Перечень обобщенных признаков (постоянная информация) и пустые строки для заполнения их переменной информацией располагаются вертикально.

Наименование обобщенных признаков (постоянная информация) и их характеристики (переменная информация) должны быть выражены именем существительным в именительном падеже или словосочетанием с опорным существительным в именительном падеже («пол», «прием на работу»). Показатели переменной информации могут быть выражены цифровой информацией («Дата приема на работу – 28. 10. 2006»). Анкетные тексты применяются в организационно-распорядительной, финансовой, учетной документации.

Таблица – форма представления унифицированного текста, содержащего информацию, являющуюся характеристикой нескольких объектов по ряду признаков. В таблице постоянная информация представлена в виде общих наименований показателей, которые внесены в соответствующие графы. Таблицы имеют два уровня членения текста: вертикальный уровень (графы) и горизонтальный (строки).

Постоянная информация представлена в виде обобщенных показателей и вносится в графы. Переменная информация представлена в словесной или цифровой форме и вносится в строки.

Графы таблицы должны быть пронумерованы, если таблица печатается более чем на одной странице, на последующих страницах указываются номера граф. При большом количестве граф в таблице допустимо повторение их заголовков. Заголовки и подзаголовки граф и строк таблицы должны быть выражены именем существительным в именительном падеже ед. числа. В заголовках и подзаголовках строк и граф таблицы употребляются только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Табличный способ организации текста используется в тех случаях, когда требуется получить или отразить информацию по однотипным управленческим ситуациям. В распорядительных документах, описывающих управленческие ситуации на группу лиц, применяются табличные формы текста. Допускается построение части текста унифицированных документов в форме таблицы (в приказах – в распорядительной части, в отдельных видах докладных записок, актах – в заключительной части).

Соединение форм представления унифицированных текстов – интегрированная форма представления унифицированного текста, содержащего сочетание связного текста с анкетой или с таблицей.

Методы формальной унификации документов: унификация структуры документов; создание общих синтаксических правил построения документов; унификация методов контроля информации в документах; унификация типов носителей и форматов документов.

Важнейшим направлением унификации документов является их машиноориентация. Машинно-ориентированным называется документ, предназначенный для обработки информации, содержащейся в нем, средствами вычислительной техники. Разновидностью машинно-ориентированных документов являются машиночитаемые документы, предназначенные для автоматического считывания содержащейся в них информации.

Признаки машиноориентации документа: наличие в нем кодовой зоны для простановки кодов реквизитов заголовочной части документа; присутствие в структуре документа специальных граф или полей для простановки кодов показателей содержательной части документа. При этом для кодирования должны использоваться коды ОК ТЭСИ;

выделение в содержательной части документа утолщенной линией специальной зоны (зоны перфорации), предназначенной для размещения в ней данных, подлежащих обработке средствами вычислительной техники; наличие в документе специальных граф или строк для простановки контрольных сумм при использовании метода контрольного суммирования для обеспечения достоверности данных.

Приведение документов к оптимальному единообразию по составу и формам называется унификацией документов. Также, унификация – это установление максимального единообразного набора реквизитов, формата бумаги и фиксации реквизитов на бумаге. Унифицированная форма документа – это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации.
Унифицируют не только отдельные документы, но и системы документации в целом. Унифицированная система документации – это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. В состав УСД входят:

УС организационно-распорядительной документации;

УС банковской документации;

УС финансово-учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;

УС отчетно-статистической документации;

УС учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятия;

УС документации по труду;

УС документации пенсионного фонда;

УС внешнеторговой документации.

Унификация документов заключается в установлении единообразия состава и форм управленческих документов, фиксирующих осуществление однотипных управленческих функций. Унификация документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, повышения качества, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования вычислительной техники.

Работа по унификации включает:

Разработку унифицированной системы документоведения (УСД), которая осуществляется министерствами и ведомствами, ответственными за соответствующие системы документации;

Внедрение межотраслевых (межведомственных) УСД в рамках республиканских и отраслевых УСД;

Ведение УСД и Отраслевого классификатора технико-экономической документации (ОКТЭИ) с целью поддержания достоверности информации и ее дальнейшего развития;

разработку комплексов отраслевых унифицированных форм документов, отражающих специфику отрасли и не вошедших в УСД, а также их государственную регистрацию;

Разработку отраслевых классификаторов технико-экономической информации, отражающих специфику отрасли. Организационное и методическое руководство унификацией и стандартизацией документов, координацию соответствующих работ и контроль осуществляет головная организация по координации внедрения и ведения УСД и ОКТЭИ в республике. На отраслевом уровне эту работу проводит головная организация по внедрению и ведению УСД и ОКТЭИ в отрасли. Унификация документов является одним из методов их стандартизации. Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сфере производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. В стандартах на управленческую документацию устанавливается состав отдельных элементов документа (реквизитов), их расположение и правила оформления. Стандартизация документов - это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности. Установлены следующие категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ), республиканские стандарты (РСТ).

«Отдел кадров» - Безопасность труда. Основные интерфейсы системы. Задачи, прошедшие автоматизацию. Общие сведения. Автоматизированная система. Выходные документы. Аналог - 1С: Зарплата и кадры. Диаграмма потоков данных. Входные документы. Технические средства. Программное обеспечение. Цель и назначение автоматизации.

«Управление предприятием» - Проектирование организационной структуры. Проектирование системы управления предприятием. Бизнес-процессы. Растущие предприятия, созданные в последние 3-8 лет. Проблемы и отклонения. Построение модели бизнес-процессов. Формирование регламентных документов. Сегодняшние экономические реалии. Возможности по формированию документов и отчетов.

«Бэк-офис» - Бэк-офис 1 бэк-офис 2 бэк-офис 3. Дружественность (интуитивно понятный и красивый интерфейс). Программист программист программист. МИДЛ бизнеса 2. Access, Бос-кадровик, и т.п. Выбор концепции автоматизации. Вместе с правилами появились регулировщики и контролеры уличного движения. Децентрализованный (распределенный) БЭК-ОФИС.

«Шаблоны ИТ в бизнесе» - Шаблоны ИТ в бизнесе – оптимизация операций. Стратегия компании и КИС. Модель Захмана - III. Шаблоны ИТ в бизнесе - учет. Шаблоны информационных технологий как механизм реализации стратегии компании. Шаблоны ИТ в бизнесе – кастомизация по запросу. Внедрение ИТ как изменение архитектуры предприятия. Шаблоны ИТ в бизнесе – автоматизация бизнес-процессов.

«Умные системы» - Шаги при проектировании умной системы. Базовое свойство умных систем - адаптивность. Цепочки создания ценности на предприятии. Основа построения умных систем - Цепочки создания ценности. Адаптивная информационная система. При проектировании ИС необходимо использовать модель «как должно быть». Сформировать единую модель Организации «как должно быть».

«Информационная система организации» - Части правового обеспечения. Технические средства. Классификация информационных систем по функциональному признаку. Формы организации технического обеспечения. Прочие системы (ИС руководства). Персонал организации. Информационная система - взаимосвязанная совокупность средств. Система. Обеспечение -совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ. УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ Документационное обеспечение управления

Под унификацией понимается приведение чего-либо к единой системе, форме, единообразию Развитие науки и техники, возникновение новых форм собственности, расширение экономических и культурных связей, активизация общественных процессов привели к резкому увеличению объемов информации, необходимой для управленческой деятельности. От ручной обработки информации, содержащейся в документах, которая применялась еще в начале XX в., до механизированной, а затем и автоматизированной - таким путем проходил процесс рационализации работы с документами. Однако нельзя автоматизировать беспорядок, необходимо сначала упорядочить документацию, которую предстоит обрабатывать и использовать. Основным направлением совершенствования работы с документами является унификация и стандартизация.

Унификация документов производится в целях сокращения количества применяемых в управленческой деятельности документов, типизации их форм, установления единообразных требований к оформлению документов, создаваемых при решении однотипных управленческих задач, снижения трудовых, временных и материальных затрат на подготовку и обработку документов, достижения информационной совместимости баз данных, создаваемых в различных отраслях деятельности. Управленческая деятельность любой организации характеризуется набором функций, которые она выполняет. Есть ряд типовых функций, которые характерны для любой организации, - организационно-распорядительная деятельность, планирование, учет и отчетность и др. Каждая управленческая функция реализуется через комплекс (систему) документов, характерных только для данной функции. Совокупность документов, взаимосвязанных по признакам прохождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к оформлению, называется системой документации.

Системы документации могут быть функциональными и отраслевыми. В отраслевых системах документации происходит документирование соответствующих видов деятельности и отражение их специфики. Соотношение функциональных и отраслевых систем документов в деятельности организации зависит от характера деятельности, компетенции организации и других факторов. Но всегда в любой организации присутствует организационная, исполнительная и распорядительная деятельность, которая реализуется через систему организационно-распорядительной документации (ОРД). Система организационно-распорядительной документации представляет для других систем правовую основу, поэтому так важно и необходимо было провести унификацию этой системы документации.

Унификация документов предполагает: установление номенклатуры действующих в рамках системы унифицированных форм документов; разработку единой модели (схемы) построения документов системы с использованием, как правило, формуляра-образца; разработку структур документов; создание общих синтаксических правил построения документов.

Результаты проведенной унификации документов доводятся до уровня обязательной правовой формы-стандарта (или других документов по стандартизации). В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ ≪О техническом регулировании≫, под стандартизацией понимается деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Одной из целей стандартизации является достижение технической и информационной совместимости.

С принятием данного Закона изменилось само понятие ≪ стандарт ≫. Если раньше это был нормативный документ, то теперь Закон закрепил принцип добровольного применения стандартов, а на смену государственным стандартам пришли национальные стандарты. Остались прежними другие документы по стандартизации - правила, нормы и рекомендации в области стандартизации, стандарты предприятий, а также общероссийские классификаторы (ОК) технико-экономической и социальной информации, обеспечивающие интегрированную автоматизированную обработку данных, содержащихся в унифицированных документах и системах документации (в настоящее время в стране разработано 37 общероссийских классификаторов). Однако государственные стандарты, принятые до 1 июля 2003 г., в том числе и ГОСТ Р 6.30-2003 ≪Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов≫, продолжают действовать.

Результатом работы по унификации и стандартизации документов могут быть как стандарты на отдельные документы (например, отчет о научно-исследовательской работе) или на отдельные виды продукции (например, обложка дел длительных сроков хранения), так и на унифицированные системы документации.

Унифицированная система документации это система документации, созданная по единым правилам и требованиям, содержащая информацию, необходимую для управления в определенной сфере деятельности. В настоящее время разработаны и действуют следующие УСД: унифицированная система организационно-распорядительной документации; унифицированная система банковской документации; унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций; унифицированная система отчетно-статистической документации; унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий; унифицированная система документации по труду; унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ; унифицированная система внешнеторговой документации.

Унифицированная форма документа (УФД) - это совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных в определенном порядке на носителе информации. Реквизит документа - это обязательный элемент оформления официального документа, например подпись, печать, текст и т. д. Набор реквизитов официального письменного документа, расположенных в определенной последовательности, называется формуляром документа.

Применение Унифицированной системы организационно-распорядительной документации (УСОРД) регламентируется ГОСТ Р 6.30-2003. Настоящий стандарт устанавливает: состав реквизитов; требования к оформлению реквизитов; требования к бланкам и оформлению документов; требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, гербов субъектов Российской Федерации.


В последней трети XX столетия, с началом широкомасштабного
использования новых информационных технологий, встал вопрос о
необходимости унификации документированной информации,
прежде всего в сфере управления. В 1971 г. было принято
специальное постановление Правительства СССР об ускорении
работ по созданию унифицированных систем документации и
классификаторов технико-экономической информации. Их
разработка велась на основе функциональных систем
документации.
В нашей стране фактически впервые в отечественной и
зарубежной практике была создана система документационного
обеспечения управления с целью установления единого порядка
документирования управленческой деятельности в масштабах
государства. Она получила условное название ЕГСД-1973 (Единая
государственная система делопроизводства). В общей
сложности в Советском Союзе было разработано 16
унифицированных систем документации.
Унифицированная система документации является результатом
проведения унификации документов этой системы.

Унификация – это приведение каких-либо объектов (в том числе документов) к
единой системе, форме, единообразию и сокращение исходного множества этих
объектов (например, форм или видов документов, их показателей и реквизитов).
Унификация обязательно приводит к установлению рационального (на какое-то
достаточно продолжительное время) единообразия в любой области деятельности,
в том числе и в документировании.
Унификация документов – это приведение документов к единой системе, форме,
единообразию и сокращение исходного множества форм или видов документов, их
показателей и реквизитов. Унификация обязательно приводит к установлению
рационального на какое-то достаточно продолжительное время единообразия в
документации. Другими словами, суть унификации документов сводится к
сокращению их неоправданного многообразия путем установление рационального
состава форм документов, приведения их к единообразию через единство
структуры, реквизитов, языковых конструкций и операций по обработке, учету и
хранению документов. При унификации сокращение количества видов и форм
документов достигается за счет изъятия из документных цепочек сложившихся в
системе документации лишних и дублирующих документов.

Управленческие документы,
используемые в самых
разных сферах и органах
управления, должны
оформляться единообразно.
Это позволяет включать
документы в единую для
страны систему
делопроизводства,
способствует их оперативной
обработке и исполнению,
сокращает затраты времени
на работу с документами не
только
делопроизводственного
персонала, но и всех
работников управленческого
аппарата – от руководителей
до рядовых сотрудников.

Унификация документов– это установление единообразия состава и форм
управленческих документов, создаваемых в процессе осуществления
однотипных управленческих функций и задач, операций по их обработке,
учету и хранению. Унификация позволяет упорядочить работу с
многочисленными документами, упрощает и ускоряет обмен деловой
информацией.
Унификация управленческих документов предполагает унификацию
состава документов, создаваемых при решении управленческих задач,
и унификацию формдокументов.
Унификация состава документов организации – это отбор и закрепление
комплекса документов, необходимых и достаточных для решения
управленческих задач (в результате состав документов организации может
быть значительно сокращен).
Унификация форм документов – это отбор и закрепление в унифицированных
формах документов информационных показателей и реквизитов,
соответствующих назначению документов, и установление единых требований к
их составлению и оформлению.
Унификация в делопроизводстве может быть как самостоятельной работой, так
и этапом в работе по стандартизации.

Суть стандартизации заключается в разработке оптимальных правил и
требований по подготовке, оформлению, учету и хранению деловой
документации, принятых в установленном порядке и рекомендованных
для всеобщего и многократного их применения в делопроизводстве.
Другими словами, стандартизация документов – это установление
единых норм и правил, предъявляемых к документам с целью
упорядочения управления. Стандартизация является итогом
унификации, ее высшей формой.
Стандартизация означает возведение в юридическую норму основных
правил и требований к разработке и оформлению управленческих
документов. Благодаря стандартизации огромная масса документов
создается по одним и тем же правилам, быстрее и легче
воспринимается получателями.

Результатом работ по унификации и стандартизации могут быть как
стандарты на отдельные виды документов (например, ГОСТ 7.32-91.
Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления) или их элементы (например, ГОСТ 9327. Бумага
потребительская. Форматы), так и на унифицированные системы
документации (например, ГОСТ Р 6.30-2003. Унифицированные системы
документации. Унифицированная система организационнораспорядительной документации. Требования к оформлению
документов). Унифицированные системы документации состоят из
совокупности взаимоувязанных форм документов, обеспечивающих
документированное представление данных в определенных видах
управленческой и хозяйственной деятельности.

Основные задачи совершенствования содержания
документа:
1) при унификации:
отбор реквизитов, соответствующих назначению документа
и методам его обработки;
2) при стандартизации:
установление единых требований к реквизитам,
включаемым в документ. В результате совершенствования
содержания документов создаются унифицированные
формы документов.

Основными задачами совершенствования форм
документовследует считать: при унификации:
целесообразное уменьшение разнообразия документов по
форме и правилам оформления.
при стандартизации:
формирование и внедрение в качестве обязательной нормы
ограничений, позволяющих отобразить наиболее эффективные
формы и правила оформления документов и обеспечить их
длительное хранение.

Существо термина «стандартизация» характеризуется
тремя основными моментами:
1) стандартизация – это устанавливаемые на
длительный промежуток времени общегосударственные
общеобязательные нормы создания документов. При
этом она не только вводит нормы, но и гарантирует их
соблюдение;
2) стандартизация – это унификация свойств и качеств
документа, введение единых размеров форм, правил,
требований для всех документов;
3) стандартизация – это закрепление и распространение
лишь тех свойств, качеств документа, которые имеют
наибольшую функциональную оправданность,
обеспечивают наибольший управленческий эффект.
Унификация и стандартизация документов тесно
связаны. Часто унификация рассматривается как один
из методов стандартизации. Унификация может
проводиться самостоятельно (без стандартизации).

Унифицированная форма документа

УНИФИЦИРОВАННАЯ ФОРМА ДОКУМЕНТА
Унифицированная форма документа – это «совокупность реквизитов,
установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности
задачами и расположенных в определенном порядке на носителе
информации».
(Пример)

ВИДЫ
УНИФИЦИРОВАННОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ

Униицированная система первичной учетной документации.

УНИИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПЕРВИЧНОЙ УЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Униицированная система первичной учетной документации:
- документация по учету труда и его оплаты;
- документация по учету основных средств и нематериальных активов;
- документация по учету кассовых операций;
- документация по учету материалов ментация по учету результатов
инвентаризации;
- документация по учету малоценных и быстроизнашивающихся предметов;
- документация по учету работ в капитальном строительстве и ремонтностроительных работ;
- документация по учету сельскохозяйственной продукции и сырья;
- документация по учету движения зерна;
- документация по учету движения другой продукции растениеводства;
- документация по учету движения животных;
- документация по учету движения продукции животноводства;
- документация по учету реализации продукции;
- документация по учету продукции,товарно-материальных ценностей в местах
хранения;
- документация по учету работы строительных машин и механизмов;
- документация по учету работ в автомобильном транспорте.

Унифицированная система банковской документации.

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА БАНКОВСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Унифицированная система банковской документации:
- платежная документация по безналичным расчетам;
- документация по эмиссионно-кассовым и бюджетным операциям;
- документация по квитовке авизо;
- документация по организации валютного регулирования и валютного
контроля;
- документация по контролю расчетов с применением авизо между
учреждениями Банка России;
- документация по кредитным операциям банков;
- документация по денежному обращению;
- документация банковской отчетности;
- документация депозитарного учета.

Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и отчетной документации.

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА БЮДЖЕТНОЙ ФИНАНСОВОЙ,
УЧЕТНОЙ И ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Унифицированная система бюджетной финансовой, учетной и
отчетной документации:
- финансовая документация;
- документация по бюджетной отчетности;
- документация по бюджетному учету;
- документация по отчетности об исполнении федерального бюджета,
представляемая в Правительство Российской Федерации;
- документация по финансовой отчетности об исполнении федерального
бюджета для представления в Счетную палату Российской Федерации.

Унифицированная система отчетно-статистической документации:
- документация по институциональным преобразованиям в экономике, развитию
негосударственного сектора;
- документация по макроэкономическим показателям и экономическим балансам;
- документация по доходам и уровню жизни населения;
- документация по науке и инновациям;
- документация по демографическим показателям и правонарушениям;
- документация по экономической активности населения, оплате и условиям труда
работников;
- документация по оптовой торговле;
- документация по финансам (государственные финансы и денежное обращение,
финансы организации);
- документация по природным ресурсам и охране окружающей среды, жилищнокоммунальному хозяйству, здравоохранению, туризму и отдыху, образованию и
культуре, платным услугам;
- документация по статистике промышленности;
- документация по сельскому хозяйству;
- документация по строительству;
- документация по внешнеэкономической деятельности;
- документация по розничной торговле и общественному питанию;
- документация по транспорту и связи;
- документация по ценам и тарифам;
- документация по инвестициям.

Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА УЧЕТНОЙ И ОТЧЕТНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской
документации предприятий:
- отчетная бухгалтерская документация;
- регистры бухгалтерского учета;
- первичная учетная документация;
- бланки строгой отчетности.

Унифицированная система документации по труду.

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИИ ПО ТРУДУ.
Унифицированная система документации по труду:
- документация по состоянию рынка труда;
- документация по трудовым отношениям;
- документация по повышению квалификации работников органов по
труду;
- документация по охране труда;
- документация по минимальным потребительским бюджетам;
- документация по обращениям в органы по труду.

Унифицированная система документации Пенсионного фонда РФ.

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ДОКУМЕНТАЦИИ ПЕНСИОННОГО
ФОНДА РФ.
Унифицированная система документации Пенсионного
фонда РФ:
- документация по учету и распределению средств;
- документация по планово-экономической деятельности;
- документация по контрольно-проверочной
деятельности.

Унифицированная система внешнеторговой документации.

УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ.
Унифицированная система внешнеторговой документации:
- оперативно-коммерческая документация;
- товаросопроводительная документация;
- расчетная внешнеторговая документация;
- страховая внешнеторговая документация;
- документация, оформляемая при ввозе (вывозе) ;
- транспортная внешнеторговая документация;
- экспедиторская внешнеторговая документация.