Публичное право совокупность. Основные отрасли частного права

Функциональное назначение явления во многом определяет его структуру. Поскольку выполняемая функция делает структурный элемент необходимым. Поэтому основными элементами системы права являются такие относительно самостоятельные, юридически обособленные компоненты, которые, обладая функциональной общностью, сохраняют и выполняют присущие праву регулятивные свойства. К ним относятся: нормы права, правовые институты и отрасли права. В своем целенаправленном взаимодействии, обеспечивая функциональное «разделение труда», они образуют структуру права. Каждый из этих элементов необходим для функционирования права, а их совокупность достаточна для выполнения его назначения. Будучи материальным носителем упорядоченности, структура обусловливает целостность и устойчивость системы, относительное постоянство во времени, самостоятельность и обособленность ее элементов, а также их развитие и совершенствование по мере изменения условий общественной жизни, поскольку каждая совершенная система права должна обладать адапционными свойствами и способностями самосовершенствоваться в ответ на изменения социальных условий.

    Частное и публичное право.

Деление права на частное и публичное предпринималось еще древнеримскими юристами. В той или иной форме оно существует и в настоящее время.

Суть указанного деления состоит в том, что в любой правовой системе есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и т.п. отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и т.п. отрасли права).

Публичное право образует нормы, регламентирующие порядок организации деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц. По мнению К. Савиньи в публичном праве государство является целью, а человек средством, в частном праве человек является целью, а государство средством.

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частно-правовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано прежде всего с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область свободы и частной инициативы. Область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию Римского права.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений в использовании различных типов правового регулирования.

Для публичного права характерны:

1) одностороннее волеизъявление;

2) субординация правового положения субъектов и правовых актов;

3) преобладание императивных норм (для государственных органов и должностных лиц императивный характер приобретают не только обязанности и запреты, но и правомочия);

4) ориентация на удовлетворение действительно общественного интереса (публичное право не должно стать предметом приватизации относительно небольшой группы частных лиц).

Для частного права характерны:

1) свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;

2) равенство сторон;

3) преобладание диспозитивных норм;

4) ориентация на удовлетворение частных интересов. Причем индивидуализм частного права не тождественен стяжательству и эгоизму. Он предполагает лишь свободу осуществления своего права, которое может использоваться как для достижения эгоистических, так и альтруистических целей.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Частные и публичные начала наглядно проявляются в соотношении субъектов иных прав и юридических обязанностей. Если субъект права показывает, что что-то существует для субъекта, то обязанность выражает поведение в интересах других. Поэтому при оценке обязанностей велико значение морали. Частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Нельзя забывать о том, что всякое право официальное, общеобязательное и в этом смысле публично зависящее от законодателя. Оно признается государством независимо от того, какую сферу человеческих отношений регулирует. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Тенденция публизации частного и приватизации публичного права проявляется в распространении правил об охране прав и интересов работников на гражданско-правовые договоры. Таким образом, правильное соотношение публичных и частных интересов при регулировании определенных отношений помогает не столько установить четкие полномочия их участников, но и подобрать адекватные средства их реализации.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов.

Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции. При этом нельзя допускать, чтобы под видом публичного права осуществлялись частные интересы чиновников.

Недооценка значимости публичного права чревата угрозой разрушения внутрисистемных связей права в целом.

    Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли.

Предмет и метод правового регулирования являются материальным и юридическим критериями деления права на отрасли.

Предмет правового регулирования - это общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу объектов определяющих их интерес (что регулирует отрасль права?). Данные отношения должны отвечать определенным требованиям:

– отражать социальное взаимодействие между несколькими субъектами по поводу согласования их социально значимых интересов;

– быть устойчивыми, типичными, т.е. характеризоваться повторяемостью событий и действий людей;

– обладать способностью воспринимать правовые требования и допускать возможность контроля за ними со стороны общества, государства и личности (право регулирует отношения через волю и сознание человека. Волевой характер отношений предполагает возможность сознательного выбора определяющего вариант поведения);

– в их правовом регулировании должно быть заинтересовано государство.

Таким образом, предмет правового регулирования формируется в связи с необходимостью правового опосредования определѐнных отношений, заинтересованности государства в их правовом регулировании и практической возможности такого регулирования.

Масштабность, сложность и значимость предмета регулирующего воздействия предопределяет степень сложности, и масштабности создаваемых правил поведения. Они должны быть ни излишне упрощенными, ни чрезмерно сложными или препятствующими проявление разумной инициативы, затрудняющими восприятие и выполнение предъявляемых требований.

Предмет правового регулирования следует отличать от объекта правового регулирования, который, будучи более широким, по содержанию представляет собой форму проявления обезличенных типовых отношений в поступках конкретных людей по поводу определенных явлений действительности.

Структуру предмета правового регулирования составляют следующие элементы:

а) субъекты общественных отношений;

в) объекты общественных отношений (предметы объективного мира, с которыми связано поведение людей);

г) социальные факты (различные события и жизненные обстоятельства), послужившие «толчком» к возникновению отношений.

Регулируя общественные отношения, право не может прямо и непосредственно влиять на поведение их участников. Для этого необходимо повлиять на их волю и сознание с помощью целого комплекса средств и методов стимулирующих, ограничивающих или запрещающих их социально значимые поступки (особенно наглядно справедливость этого утверждения проявляется при воспитании детей).

Таким образом, социально значимая деятельность субъектов права требует использования различных методов регулирующего воздействия.

Метод правового регулирования - совокупность средств, приемов и способов, с помощью которых, обеспечивается регулятивное воздействие на общественные отношения для достижения юридически значимой цели (как, каким способом регулируются общественные отношения?). Благодаря оптимально подобранной системе средств и способов воздействия можно быстро добиться запланированного социального результата. И наоборот, неверно, подобранный метод воздействия может отдалить от запланированной цели и привести к нежелательным последствиям. Метод является дополнительным, юридическим критерием деления права на отрасли. Это связано с тем, что многие родственные отношения подвергаются правовому воздействию разными способами и средствами. Так, внешне схожие имущественные отношения, могут регулироваться различными методами и относится к различным отраслям права.

Для этого достаточно сравнить имущественные отношения, возникающие вследствие причинения вреда (ст. 59 ГК РФ), имущественные отношения, связанные с посягательством на собственность физического лица в форме мелкого хищения (ст. 7.27. КОАП РФ), а так же имущественные отношения, возникающие в следствии преступления против собственности (гл. 21 УК РФ).

Предмет и метод правового регулирования являются критериями деления права не только на отдельные отрасли, но и на комплексы отраслей частного и публичного права. Только в этом случае приоритет отдается не предмету, где акцентируется внимание на правовом положении субъектов, участников регулируемых отношений (в частном праве - это граждане и юридические лица, в публичном - обязательная сторона - государство или его органы), а методу регулирующего воздействия (равенства сторон или власти и подчинения).

Таким образом, своеобразие регулируемых отношений и специфика цели определяют необходимый и достаточный набор средств, приемов и способов юридического воздействия. Это обстоятельство предопределяет и направленность метода. Факторы, определяющие содержание метода:

а) общее взаимоположение субъектов (равноправное - подвластное);

б) порядок возникновения прав и обязанностей (из закона, договора, акта применения права);

в) степень определенности предоставленных прав (допускающие и не допускающие свободу усмотрения адресатов);

г) способ и средства обеспечения реализации прав и обязанностей субъектов (уголовное наказание, материальная ответственность и т.д.).

Основные методы правового регулирования:

а) императивный (централизованный авторитарный) - основывается на использовании властных предписаний, которые устанавливают категоричный порядок возникновения конкретных прав и обязанностей субъектов (применяется в административном, уголовном праве и пр.);

б) диспозитивный (децентрализованный автономный) - предоставляет самим участникам регулируемого правом общественного отношения возможность самостоятельно по взаимному согласованию определять варианты поведения в отношениях друг с другом и только при недостижении такого соглашения выполняется вариант, установленный законом. Например, при составлении учредительного договора (распространен в гражданском праве).

Кроме этих методов правового регулирования, используются также рекомендательный, поощрительный и метод гарантий.

    Отрасль права. Краткая характеристика основных отраслей права.

Отрасль права - это система правовых норм, регулирующих определенную сферу общественной жизни с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.

Ее составными элементами являются подотрасли (например, патентное, авторское, жилищное, наследственное право составляют подотрасли гражданского права), институты и нормы права.

Каждая отрасль права характеризуется относительным обособлением определенной сферы общественной жизни, наиболее значимые отношения, в которой регулируются с помощью особого набора методов правового воздействия. Обособление этих отношений зависит не только от специфики предмета воздействия и исторически развивающихся потребностей общества, но и заинтересованности государства в их комплексном юридическом урегулировании.

При этом постепенное накопление правового материала приводит к формированию компактной общности норм, регулирующих отношения на основе принципов, отражающих своеобразие этих отношений, и функционально взаимосвязанных с другими отраслями права. Следует отметить, что конкретная норма права может быть применима или не применима, принципы же применяются всегда поскольку определяют не только и не столько характер регулирования отдельной жизненной ситуации сколько режим правового регулирования в целом его органическую связь с иными средствами социального воздействия (моралью, религией и т.п.), объединяют и балансируют требования естественного и позитивного права. Именно поэтому правоприменитель при отсутствии необходимой нормы имеет возможность разрешать жизненные ситуации руководствуясь принципами права. Кроме принципов консолидации отрасли укреплению ее внутренних связей способствует формирование общей части значительно снижающей уровень ее пробельности, противоречивости, повышающий степень устойчивости и стабильности.

Все отрасли права можно подразделить на базовые и специальные. К базовым относятся: конституционное, гражданское, административное и уголовное право.

Среди них особое положение занимает конституционное право, являющееся основой всей системы права. Гражданское, административное, уголовное и соответствующие им процессуальные отрасли используют основные способы правового воздействия (дозволений, обязываний, запретов), которые детализируются или комбинируются в специальных отраслях (семейном, трудовом, земельном и т.д.) применительно к определенным сферам общественной жизни.

Внутренняя консолидация отрасли подчеркивается и одноименной отраслью законодательства. В тоже время нормы определенных отраслей права могут закрепляться в нескольких отраслях законодательства. Так нормы гражданского права получают отражение не только в гражданском, но и земельном, финансовом и других отраслях законодательства. Такое соотношение отраслей должно учитываться при устранении коллизий возникающих между их предписаниями. Так гражданское законодательство является общим, профилирующим по отношению к таким специальным отраслям законодательства как семейное, жилищное, земельное, сельскохозяйственное и т.д. Предмет их регулирования находится в одной правовой плоскости и представляет определенную целостность, отражающую преемственность и специальную детализацию регулирования. Следовательно, при коллизии приоритет должен отдаваться специальным нормам над нормами общего характера.

Конституционное право закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему государственных органов и их основные полномочия.

Административное право состоит из норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного управления.

Гражданское право регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляет и охраняет различные формы собственности.

Уголовное право состоит из юридических норм, охраняющих права и свободы личности, собственность, общественный строй от преступных посягательств.

Трудовое право включает в себя нормы, регулирующие трудовые отношения.

Семейное право - отрасль, регулирующая отношения, связанные с браком и членством в семье и т.д.

Кроме того, по различным основаниям отдельные отрасли могут объединяться в комплексы отраслей. В связи с этим выделяют отрасли материального и процессуального права; отрасли частного и публичного права; отрасли внутригосударственного и международного права.

Отрасли материального права (уголовное, гражданское и т.д.), состоят из норм, определяющих правила поведения человека в обществе (правовое положение субъектов, основания и условия их вступления в правоотношения, а также права и обязанности конкретных участников, непосредственно регулируемых отношений). Отрасли процессуального права(уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и т.д.), состоят из норм, определяющих порядок осуществления норм материального права (определяющие порядок их реализации, охраны и обеспечения). Своим возникновением они исторически обязаны отраслям материального права.

Если специфика норм материального права обусловлена объективными закономерностями развития общественных отношений составляющих предмет их регулирования, то своеобразие процессуальных норм во многом определяется особенностями тех материальных норм, реализацию которых они обслуживают.

Ведь нормы материального права регламентируют фактические (экономические, политические, культурно-бытовые и т.п.) отношения, а нормы процессуального права устанавливают и регулируют лишь процедурные связи, возникающие между субъектами материальных отношений, обеспечивая наиболее целесообразное удовлетворение их материальных, духовных или физиологических потребностей. При этом следует различать процессуальные нормы обслуживающие различные отрасли материального права и нормы, обеспечивающие реализацию норм только одной отрасли материального права.

    Институт права: понятие и виды.

В системной организации права правовые нормы группируются в более крупный массив - институт права, который представляет собой объединение правовых норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений одного рода. Например, в сфере общественных отношений, связанных с трудом, выделяются институты трудового договора (заключение и расторжение трудового договора и т. д.), трудовой дисциплины (привлечение нарушителей трудовой дисциплины к ответственности и проч.).

Институт права - это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.

Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт - лишь их вид.

Институт - гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в отрасль трудового права включаются институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т. п.

Институту права как основному элементу системы права свойственны:

    однородность фактического содержания. Каждый институт предназначен для регулирования самостоятельной, относительно обособленной группы отношений (регулирует типичные отношения);

    юридическое единство. Нормы, входящие в институт права, образуют единый комплекс, выражаются в общих положениях, правовых принципах, специфических правовых понятиях, что создает особый, присущий для данного рода отношений правовой режим регулирования (нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс, обеспечивающий достижение общей цели);

    полнота регулируемых отношений. Институт права включает такой набор норм (дефинитивных, управомочивающих, запрещающих и др.), который призван обеспечивать беспробельность регулируемых им отношений.

    нормативная обособленность (нормы закрепляются в виде глав, разделов).

Институт права объединяет нормы, регулирующие родственные отношения или элементы отношений различного объема и степени общности. Например, наряду с институтами трудового и гражданского правового договора, регулирующими целые комплексы родственных отношений, существуют институты истца и ответчика, определяющие лишь правовое положение субъекта правоотношений, а также институты представительства, исковой давности и т. д. Поэтому институт может объединять различные блоки правовых норм, пронизанных общностью цели и представляющих достаточный набор средств для ее достижения.

Как правило, для оказания особого правового воздействия институт отражает своеобразие относительно автономных отношений в рамках одной отрасли права. В то же время некоторые отношения настолько тесно взаимосвязаны и переплетены, что регулируются нормами различных отраслей права, образуя межотраслевые институты (институт собственности).

Правовой институт - совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений.

Правовые институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные и т. д.

По этому же признаку они делятся на материальные и процессуальные.

Помимо этого правовые институты подразделяются на простые (отраслевые) и сложные (межотраслевые, комплексные).

Простой институт включает юридические нормы одной отрасли права. Таковы, например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-17 Семейного кодекса РФ (СК РФ)), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358 ГК РФ), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ).

Сложный, или комплексный, институт права представляет собой совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который включает нормы конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Комплексный институт хотя и включает нормы различных отраслей права, тем не менее характеризуется единым предметом регулирования. Так, отношения по возмещению вреда регулируются нормами гражданского и трудового права. Это свидетельствует о том, что комплексный институт не произвольное объединение норм. Его существование обусловлено специфическими потребностями правового регулирования некоторых видов общественных отношений.

Виды институтов:

    в зависимости от характера - институты материальные (институт подряда) и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

    в зависимости от сферы распространения - отраслевые (институт наследования) и межотраслевые (институт частной собственности);

    в зависимости от функциональной роли - регулятивные (институт мены) и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Правовые институты тесно связаны между собой и образуют качественно иной компонент системы права - отрасль права. Как целостное образование отрасль права есть единство правовых норм, правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область, сферу общественных отношений.

    Соотношение системы права и системы законодательства.

Система права и система законодательства есть тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности – права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание – это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства – внешняя форма права, выражающая строение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органического единства с внешней формой права – системой законодательства. Законодательство – это форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства – не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, основанная на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспечивается за счет различных факторов, главным из которых является предмет регулирования и интерес законодателя в рациональном, комплексном построении источников права.

Юриспруденция-направление, которое насчитывает огромное количество времени со дня возникновения первых правовых моментов. С появлением экономических,бытовых, социальных, трудовых и семейных отношений, возникла необходимость юридического сопровождения конфликтных ситуаций и правовое регулирование событий противоречащих нормам социума. В связи с этим, юридическое направление получило развитие, появилась градация частного и публичного права.

Публичное право, его суть

Часть принятых правил и норм, которые направлены на защиту интересов общего внутригосударственного блага, которые имеют непосредственное влияние на организацию и властные органы в государстве, обеспечивают свободное и беспрепятственное выполнение обязанностей и задач, защищают интересы граждан страны, способствуют развитию, самореализации-обобщенно называется публичным правом.

Именно публичным правом осуществляется организация и взаимодействие государства с:

  • Органами власти.
  • Организациями общественной деятельности.
  • Коммунальными структурами.
  • Хозяйствующими структурами.
  • Населением страны.

В ситуации взаимодействия государство выступает регулятором и носителем полномочий , тем самым выполняет функцию контроля над обществом. Государство может использовать свои полномочия, в целях предписания определенных моделей поведения для общества, требовать соблюдения определенных норм и правил, воздействовать наказанием за отклонение от подобранного сценария поведения.

Для публичного права характерно использование категорических принципов и отсутствия равноправности сторон, а наоборот поощрение привилегирован властвующей.

В сферу публичного права входят:

  1. Конституционное.
  2. Административное.
  3. Финансовое.
  4. Уголовное.
  5. Исполнительное.
  6. Международное.
  7. Процессуальное.

Впервые градация частного и публичного права была произведена еще в Древнем Риме. Но,не все правовые системы поддерживают подобную идеологию, что не дает полноправную оценку данному понятию.

Понятие частного права

Регулирование, охрана, управление и контроль над юридическими правилами и нормами частных лиц принято называть понятием частного права. Появлению подобной классификации предшествовало понятие частной собственности (собственного жилища, компании, магазина, сельскохозяйственной структуры). Зарождение норм и правил произошло в активное становление периода взаимодействия частных собственников в процессе производства, обмена, реализации.

В такой ситуации государство лишается той степени власти над частными лицами, и может обеспечивать лишь организационную и наблюдательную функцию. По факту, капиталистические отношения вызвали возрождение римского права.

Частное право это:

  • Договорные отношения.
  • Свобода и беспрепятственность двухстороннего волеизъявления.
  • Полноправие и равенство сторон соглашения.
  • Преимущество для диспозитивных правил и норм.
  • Направление деятельности с курсом на достижение личных целей.

Частное право всегда направлено на защиту интересов частных лиц, особенно, если речь идет о о спорных ситуациях с государством, его неправомерной позиции по отношению к обществу. Регулируется право частного характера:

  • Гражданским кодексом.
  • Трудовым кодексом.
  • Земельным кодексом.
  • Семейным кодексом.
  • Коммерческими нормами.

Чем отличается частное и публичное право?

Деление права на частное и публичное известно еще с эпохи существования государства Древнего Рима. В определенной градации оно находится и в современном мире у многих стан. Общее у этих двух понятий, то, что они оба выполняют защиту и регулирование правовых норм. А отличие в том,что регуляция правовых отношений может быть как тотализированная-исходить только от государства (конституционные, административные,уголовные, финансовые нормы), или быть общественного характера (семейное, гражданское, коммерческое право).

Деление условно и в правовом поле часто два эти понятия взаимозаменяемы. Существование частного права может быть под угрозой, без наличия влияния четко сформулированного публичного. В повседневной жизни часто можно встретить симбиоз этих двух терминов. К примеру, информационное право, контроль над которым осуществлен документально в 2000 году за счет создания Окинавской хартии, где регламентируется влияние частного и публичного права на правильное формирование, защиту и подачу информационных сведений и данных. Их правильное взаимодействие является гарантией целостности государства и защиты отдельно взятого человека.

Правовое государство представляет собой соответствующую структуру с конституционным правлением, а также с преобладанием законности во всех жизненных сферах. Здесь же разделены законодательная, исполнительная и В данном случае усматривается развитая правовая система с широкими демократическими направлениями, равноправием. Также сюда входит усовершенствованный социальный контроль политики. Создание данного государственного устройства является длительным процессом.

Разграничение

Для данного государства характерно разделение власти на две крупные соответствующие ветви. Это публичное и частное является немаловажным. Если говорить о то его ни в коем случае нельзя отделять от частного. Это в связи с тем, что, несмотря на видимые различия, эти две отрасли имеют очень тесную взаимосвязь. Для того чтобы понять, что именно представляет каждая ветвь в отдельности, нужно дать терминам четкое определение. Далее об этом подробнее.

Изначально рассмотрим частное право

Признаки, характерные для данного определения - это в первую очередь децентрализованное регулирование с помощью институтов, отраслей и соответствующих норм. Основная их функция - это корректирование отношений между объединениями. Следует выделить и еще одну особенность. Она заключается в методе регулирования взаимоотношений в рамках данной ветви между субъектами. В этом случае речь идет о гражданско-правовом способе. Основная база для данной отрасли - это защита интересов лиц, которые возникают при взаимоотношениях с иными личностями. В этом случае субъект сам принимает соответствующее решение относительно необходимости использования им своих прав. Например, решает, стоит ли заключать какой-либо договор с теми или иными лицами.

Теперь детально рассмотрим публичное право

Данное определение является также немаловажным. Публичное право - это:

  • Во-первых, определенный блок, на основании которого создается область, где реализуются соответствующие интересы. А именно - взаимоотношения между отдельными а также между последними и частными лицами. Сюда же включаются и объединения индивидуальных субъектов.
  • Во-вторых, публичное право - это регулирование правоотношений между сторонами исключительно из единого центра. Это немаловажный факт. Учитывая, что одной из данных сторон является уполномоченное страной должностное лицо или представители государственной власти.
  • Ну а в-третьих, публичное право - это императивность правовых норм. Они берут свое начало из иерархических истоков.

В основном регулирование взаимоотношений между субъектами публичного права реализуется при помощи разрешительных способов, а также волеизъявления властных органов. Они же являются участниками такого вида взаимоотношений. Именно указанные аспекты и включаются юристами в понятие публичного права.

Следует обратить внимание на одну особенность. Она заключается в том, что субъекты публичного права - это в обязательном порядке государство - с одной стороны, и частные лица - с другой стороны. Это немаловажно знать. А вот субъектами частного права в большинстве своем являются индивидуальные лица.

Взаимосвязь

Теперь рассмотри соотношение между указанными терминами. Публичное право регулирует работу органов, которые представляют непосредственно государственную власть. Это правоохранительные структуры, суды и т. д. К публичному праву относится и и парламент. Соответственно, существование и плодотворное функционирование норм частного права невозможно представить без плотной взаимосвязи с публичным. Это достоверный факт. Ведь основной задачей публичного права является защита и охрана именно частного. Кроме того, в данном случае следует отметить еще один нюанс. Он заключается в том, что в своей реализации частное право всегда опирается на публичное. Это связано с тем, что именно на частное возлагается задача, направленная на реализацию прав свободной личности. Т. е. субъект данных отношений производит реализацию тех полномочий, которыми он наделен в любом допустимом законодательством направлении. К главной функции частного права относят распределение и фиксирование как материальных, так и иных благ. Это является немаловажным. Нормы публичного права, как говорилось выше, совершенно иные.

Признаки разграничения

Разобравшись с определениями, перейдем к следующему вопросу. Это основные критерии, по которым те или иные нормы можно отнести к той либо к другой правовой ветви. Рассмотрим этот пункт подробнее.

В целом критерии, которые определяют частное право, являются полностью противоположными тем, которые будут описаны и рассмотрены в данном тексте ниже, а также непосредственно относятся к публичному направлению. Это вполне объяснимо. К основным признакам частного права специалисты относят сохранение классической юридической техники. Если говорить о форме регулирования соответствующего отношения, то в данном случае используется чаще всего договорная. Следует заметить, что для данной ветви характерно преобладание диспозитивных норм. Причем основной акцент в этом случае делается на свободном волеизъявлении, экономической свободе, а также защите собственников.

Итак, переходим к другому определению. К публичному праву относится функция регулирования соответствующих взаимоотношений на основании законодательных актов. Они издаются непосредственно государственной властью. Кроме того, можно сказать, что к публичному праву относятся и такие признаки, как обеспечение соответствующих интересов, общее и безличное содержание определенных норм. Их воздействие относится к нормативно-ориентирующему характеру. Однако также преобладают в данных отношениях нормы, имеющие директивно-обязательное определение. Они рассчитаны на иерархическую схему взаимосвязей между соответствующими субъектами. Также в этот перечень компетентные юристы включают обеспечение публичных интересов. Для этого акценты обычно делаются именно на обязанности и запреты, а также на сферу усмотрения. Дополнительно к публичному праву относится и такой признак, как широкое и многогранное использование самых новых технических приемов.

Разграничиваем в соответствии с основными аспектами

Если рассмотреть критерии, в соответствии с которыми указанные нормы можно отнести либо к одному, либо к другому виду, то получаем примерно следующую картину. Разделим их по следующим аспектам:

Субъекты. Публичное право - это взаимоотношения между государственными органами/государством и частными лицами. Это нужно знать. Частное право - это взаимоотношения только лишь между приватными лицами.

Предмет, на который направлено соответствующее регулирование. Для публичного права это для частного права - имущественные.

Интересы. Для публичного государственный интерес, для частного - «привязанный» к соответствующей области.

Методы регулирования. Для публичного права характерен способ, основанный на субординации. В частном же - наоборот, метод координации.

Пример

Систематизируя изложенную выше информацию, приходишь к соответствующему выводу. Он заключается в том, что все без исключения отрасли права можно разделить на две категории. К первой относятся те нормы, в которых преобладает публичное право. Вторую же характеризует наличие аспектов частного.

Рассмотрим данное разделение на примере предпринимательского права. По сути это система норм, созданная для регулирования товарно-денежных (или а также управленческих взаимосвязей. Данным способом управленческих взаимосвязей является императивный (в то время как метод регулирования товарно-денежных отношений направлен на фактическое равноправие сторон таких взаимоотношений, которыми являются предприниматели, и иначе он называется диспозитивный). предусматривает наличие обязательных нормативно-правовых актов. Они имеют управленческий характер и распространяют свое действие равно как на предпринимателей, так и на соответствующие органы.

Наличие данных определений в процессуальных отраслях

Здесь все довольно-таки просто. Если говорить о процессуальных отраслях права (например, гражданский, уголовный), то для данных норм также характерно наличие указанных двух методов. Обычно бывает, что либо императивный, либо диспозитивный метод выражен в большей мере.

Итог

В заключение следует добавить, что не существует нормативно-правовых норм в чистом виде, которые можно однозначно отнести к той или иной указанной ветви. Элементы публичного права могут присутствовать в отраслях частного. Также может быть и наоборот. Например, публичное право отрасли права семейного присутствует в виде следующих элементов: это и судебный порядок расторжения брака, и процедура взыскания алиментов. Также в данном случае усматривается еще одна составляющая. Она заключается в процедуре лишения родительских прав.

Еще один яркий пример - публичное право отрасли права, регулирующей земельные правоотношения. Здесь все проявляется очень четко. Например, порядок землеустройства, изъятия, также как и отвода территорий, определяется исключительно государством. И даже частичное изменение утвержденного плана недопустимо. Таким образом, на основании приведенных выше примеров достаточно просто можно проследить четкую взаимосвязь и своеобразный симбиоз между правом публичным и частным.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.

Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами .

Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц .

Однако это не означает, что государство или органы, его представляющие, не могут быть участниками частноправовых отношений.

Советская юридическая наука неплохо изучила сферу публичного права (централизованное управление и императивные методы, его сопровождающие), чего нельзя сказать о частном праве.

Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием . Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.

Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения. Частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семей но-брачного, трудового права, а публичное — из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.

Для публичного права характерны:
  • одностороннее волеизъявление;
  • субординация субъектов и правовых актов;
  • преобладание императивных норм;
  • ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
  • свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
  • равенство сторон;
  • преобладание диспозитивных норм;
  • ориентация на удовлетворение частных интересов.

Гражданское и административное право (аккумулируя дозволительный и обязывающий режимы регулирования) являются олицетворением частных и публичных начал, а уголовное (выражая запрещающий режим воздействия на адресата) выполняет публичные задачи по защите социально значимых отношений.

Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право. По поводу его дальнейшего развития в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г. специально подчеркивается жизненная важность не только частных, но и публичных властных начал формирования и передачи информации, которые в конечном счете защищают и обеспечивают частный интерес.

Между публичным и частным правом, а также входящими в них отраслями складываются не субординационные (отдающие приоритет какой-то одной отрасли), а координационные связи, обеспечивающие системное воздействие на общественные отношения. В связи с этим нормы ГК РФ не должны подменять нормы земельного или природоохранного законодательства, отдающих предпочтение общественным интересам. Публичное право активно используется для защиты общественных интересов при использовании природных ресурсов и для выравнивания положения экономически неравных субъектов в частноправовых отношениях, когда экономически сильная сторона распределяет права в свою пользу, нарушая необходимый баланс интересов. Тем самым публичное право обеспечивает равные возможности разных субъектов в их свободной конкуренции.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

  • интерес (если частное право призвано регулировать частные интересы, то публичное — общественные, государственные);
  • предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные);
  • метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);
  • субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством, либо между государственными органами).

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

Сферы публичного и частного права

В сфере публичного права всегда доминирует государство, так как его нормы выражают прежде всего интересы государства и общества. Что же касается граждан или создаваемых ими организаций, то они, будучи участниками публично-правовых отношений, обязаны следовать устанавливаемым им в законах и подзаконных актах предписаниям. Говоря о соотношении публичного и частного права, древнеримские юристы отмечали: «Jus publicum privatorum pactis mutari поп potest» («Публичное право не может быть изменено соглашением частных лиц»). Поэтому публичное право, как правило, имеет императивный характер, жестко предписывает физическим и юридическим лицам варианты обязательного (иногда и дозволенного) поведения.

В частноправовых отношениях в отличие от публично-правовых вмешательство государства является ограниченным. Это сфера господства доброй воли и частной инициативы лиц — участников правоотношений. Частное право направлено прежде всего на защиту интересов граждан, частных лиц в их взаимоотношениях с государством, выступающим в качестве юридического лица и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких , как , земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционною, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В предпринимательском праве, например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных и с другими частными лицами. Оно зиждется на юридически значимом соглашении отдельных лиц.

Сфера частноправовых отношений опосредуется нормами таких отраслей права, как гражданское, семейное, трудовое, земельное, коммерческое право и др. Публично-правовые отношения возникают в результате реализации норм конституционного, административного, уголовного, финансового, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального права и некоторых других отраслей.

Однако в реальной жизни абсолютной грани между публично-правовой и частноправовой сферами не может быть. Частноправовые элементы нередко имеются в публично-правовых отношениях, и наоборот. Например, в частноправовых отношениях, возникающих в результате реализации норм семейного права, появляются элементы публичного права во всех тех случаях, когда речь идет о расторжении брака, взыскании алиментов и т. п., осуществляемых в строго определенном, предусмотренном нормами публичного права судебном порядке. В , например, есть нормы, призванные регулировать отношения между предпринимателем и государственными органами, имеющие субординационный характер (регистрация, лицензирование и проч.). В государственном (конституционном) праве, наоборот, существуют нормы, регулирующие отношения по горизонтали между равноправными, автономными субъектами (местное самоуправление, проведение собраний граждан и др.). Это предопределило различие взглядов на проблему деления права на частное и публичное.

В российской правовой мысли, как и в юридической науке других стран, отношение к делению права на частное и публичное было неоднозначным. До XIX в. этого деления вообще не наблюдалось, что во многом связано с высокой значимостью роли общинного права (а отчасти и обычая). В XIX в. в России ситуация изменилась и деление системы права на публичное и частное признавалось вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Оно поддерживалось и развивалось такими государствоведами и правоведами, как П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов, Л. И. Петражицкий, Г. Ф. Шершеневич и др.

С проведением национализации в стране, приведшей к ликвидации института частной собственности и исчезновению основанных на нем общественных отношений, деление системы права на публичное и частное утратило значение. Позиция официальных властей по этому поводу была четко сформулирована В. И. Лениным в 1922 г. в письме к Народному комиссару юстиции РСФСР Д. И. Курскому в связи с подготовкой первого советского Гражданского кодекса. Глава Советского правительства писал, что «мы ничего частного не признаем», для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное. Не случайно большинство авторов советского периода к делению права на публичное и частное относились отрицательно.

В конце 80-х — начале 90-х гг. XX в. отношение к этой проблематике изменилось, частное право стало рассматриваться как фактор общественного прогресса. В 1991 г. был создан Исследовательский институт частного права при Президенте РФ — государственное учреждение, осуществляющее научно-профессиональную разработку и экспертизу проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начат гражданского общества и развитие рыночных отношений.

В настоящее время в России при сохранении её деления на отрасли и институты используется классификация права на публичное и частное, как и во многих других странах мира. Тем не менее нашей стране еще предстоит найти оптимальное соотношение между публично-правовыми (т. с. общественно-государственными) и частноправовыми интересами и соответствующим . С одной стороны, традиционный приоритет публичного начала исторически пронизывает правовую и политическую идеологию (и даже психологию). С другой стороны, в ходе исторического развития грани между публичным и частным правом в ряде областей жизни общества стираются, возникают смешанные публично-правовые и частноправовые отношения (по трудовым вопросам, социальному обеспечению и др.).

Применяется не в правовом вакууме, а в государстве, где существует собственный правопорядок, что неизбежно влияет на результат. Применяемые нормы иностранного права не должны нарушать осново­полагающие принципы местного правопорядка - это твердо установив­шийся принцип международного частного права. Национальное право допускает применение иностранного права, устанавливает по­рядок его применения и одновременно очерчивает допустимые гра­ницы его применения на своей территории. Этой цели служит осо­бый общепризнанный институт международного частного права, называемый «оговор­ка о публичном порядке » (ordre public или public policy).

В самом общем виде она означа­ет : избранное на основе отечественной нормы ино­странное право не применяется, и субъективные права, возникшие под действием иностранного права, не получают защиты, если та­кое применение или такая защита противоречат публичному поряд­ку данного государства.

Она играет важную роль в механизме регулирования частноправовых отношений ме­ждународного характера. Коллизионная норма сформулирована таким образом, что она может выбрать право любого существую­щего в мире государства, и потому невозможно предусмотреть все последствия такого выбора. Для того чтобы предотвратить наступление возможных нега­тивных последствий применения избранного на основании собст­венной коллизионной нормы иностранного права, применяется оговорка о публичном порядке.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Всеобщее признание оговорки о публич­ном порядке объясняется ее необходимостью для защиты основ , интересов общества и государства. «Публич­ный порядок» - это устои правовой системы и коренные интере­сы общества и государства, основы их морали.

Сегодня оговорка рассматривается как один из основопола­гающих принципов международного частного права. Она закреп­лена в законодательстве многих государств, в международных дого­ворах, применяется судами в том числе и тех государств, чье зако­нодательство не содержит ее прямого закрепления. Одновременно оговорка о публичном порядке переместилась и в гражданское процессуальное право, в ту его часть, которая регламентирует особенности рассмотрения гражданско-правовых споров с уча­стием иностранного элемента и которая называется междуна­родным гражданским процессом. В частности, она применяется при исполнении иностранных судебных поручений и при при­знании и исполнении иностранных судебных и арбитражных решений.

Виды оговорки о публичном порядке:

  • позитивная;
  • негативная.

Позитивная оговорка - некоторая совокупность внутренних , которые в силу особой, принципиальной важности (иногда говорят о высшей степени когентности) для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всег­да, даже если отечественная коллизионная норма отошлет к ино­странному праву. Отсюда название «позитивная»: она исходит из того, что какие-то принципы и нормы национального права име­ют особое, позитивное значение для государства (свои принципиальные нормы применяются всегда ).

Негативная оговорка в отличие от позитивной исходит из со­держания иностранного права: иностранное право, которое следует применить по предписанию национальной коллизионной нормы, не должно применяться, если оно или его отдельные нормы несо­вместимы с публичным порядком этого государства (чужие нормы не применяются, если противоречат ). Негативная форма оговорки преобладает в международном частном праве, она закреплена в законах многих государств. При этом использу­ются похожие формулировки «публичного порядка».

Чаще всего используется формулировка «основы правопоряд­ка». При этом ни в одной стране, где законодательно предусмотрено применение оговорки о публичном порядке, не дается детальное определение «публичного порядка»: либо используется формулировка «публич­ный порядок» без каких-либо разъяснений, либо даются самые общие ориентиры в виде указания об основных , об основах правопорядка.

Негативная оговорка о публичном порядке, несмотря на свою распространенность, так же, как и позитивная, не имеет четко очерченного содержания. Видимо, законодатели самых разных стран не без оснований исходят из того, что детальное определе­ние в праве понятия «публичный порядок» едва ли возможно. Слишком оно многогранно и зависит от конкретных условий. В результате центр тяжести переносится на правоприменительную деятельность судов, справиться с которой помогают накопленный мировой опыт применения оговорки и высокая квалификация судей.

Как принципиальный институт российского международного частного права оговорка о публичном порядке сохраняет свое важное место в разд. VI Гражданского кодекса. Она закреплена в ст. 1193 : «Норма иностранного права, подлежащая применению в соответствии с правилами настоящего раздела, в исключитель­ных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному по­рядку) Российской Федерации».

Российские законы используют три формулы оговорки о пуб­личном порядке:

  • «основы правопорядка» - закреплена в част­ноправовых законах (например, ст. 167 СК РФ, ст. 1193 ГК);
  • « и безопасность» - используется в процессуальных актах (например, подп. 5 п. 1 ст. 412 ГПК РФ, п. 2 ст. 407 ГПК РФ о судебных поручениях);
  • «публичный порядок» - получила закрепление в Законе о международном коммерческом арбитраже 1993 г. (п. 2 ст. 34 и п. 2 ст. 36) и в Арбитражном процессуальном кодексе 2002 г. (подп. 7 п. 1 ст. 244) в качестве основания для отказа в признании и исполнении решения иностранного суда и ино­странного арбитражного решения.

Несмотря на различные подходы к представлению о публич­ном порядке в судебной практике разных государств и различные взгляды конкретных авторов, можно выделить те элементы, кото­рые чаще всего включаются в его содержание:

  1. это ос­новополагающие принципы национального права соответствую­щего государства;
  2. это нормы морали и справедливости;
  3. коренные интересы государства или его членов;
  4. общепризнанные принципы и нор­мы международного права, особенно нормы о правах человека.

Исходя из вышеизложенного есть все основания полагать, что понятие «основы правопорядка (публичный порядок) Российской Федерации» включает четыре взаимосвязанных основных элемен­та:

  • основополагающие, фундаментальные принципы российского права, прежде всего конституционные, частноправовые и граждан­ско-процессуальные;
  • общепринятые принципы морали, на которые опирается российский правопорядок;
  • законные интересы россий­ских и юридических лиц, российского общества и государ­ства, защита которых является основной задачей правовой системы страны;
  • общепризнанные принципы и нормы международного пра­ва, являющиеся частью российской правовой системы, включая меж­дународно-правовые стандарты прав человека.