Самые сложные задания по русскому языку. Игровые задания на уроках русского языка

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Внезапно: слова бык и пчела - однокоренные. Слов, начинающихся с буквы Й , в нашем языке целых 74. А в Книге рекордов Гиннесса зафиксировано слово длиною в 35 букв.

сайт не перестает удивляться сложности и богатству русского языка и представляет 20 занимательных и неожиданных фактов, которые вы наверняка не знали:

  • Большинство слов с буквой Ф в русском языке - заимствованные. Пушкин гордился тем, что в «Сказке о царе Салтане» было всего лишь одно слово с этой буквой - флот .
  • В русском языке есть всего 74 слова, начинающихся с буквы Й . Но большинство из нас помнит лишь йод , йога и Йошкар-Олу .
  • В русском языке есть слова на Ы . Это названия российских городов и рек: Ыгыатта, Ыллымах, Ынахсыт, Ыныкчанский, Ытык-кюёль.
  • Единственные слова в русском языке с тремя буквами Е подряд - это длинношеее (и прочие на -шеее: например, криво -, коротко -).
  • В русском языке есть слово с уникальной для языка приставкой ко- - закоулок .
  • Единственное слово русского языка, которое не имеет корня, - вынуть . Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им - (вын-им-ать ). Раньше, примерно до XVII века, этот глагол выглядел как вынять , и в нем был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать ), однако впоследствии корень -ня - был переосмыслен как суффикс -ну - (как в сунуть, дунуть ).
  • Единственное односложное прилагательное в русском языке - это злой .
  • В русском языке есть слова с уникальными для языка приставками и- (итог, итого ) и а- (авось ; устар. «а вось не повезет» ), образовавшимися от союзов и и а .
  • Слова бык и пчела - однокоренные. В произведениях древнерусской литературы слово пчела писалось как бъчела . Чередование гласных ъ / ы объясняется происхождением обоих звуков из одного индоевропейского звука u . Если вспомнить диалектный глагол бучать , имеющий значения «реветь», «гудеть», «жужжать» и этимологически родственный словам пчела , букашка и бык , то становится ясным, каково же было общее значение этих слов.
  • Даль предлагал заменить иностранное слово атмосфера на русские колоземица или мироколица .
  • До XIV века на Руси все неприличные слова назывались «нелепыми глаголами».
  • В Книге рекордов Гиннесса 1993 года самым длинным словом русского языка названо рентгеноэлектрокардиографического , в издании 2003 года - превысокомногорассмотрительствующий .
  • В Грамматическом словаре русского языка А. А. Зализняка издания 2003 года самая длинная (в буквах) нарицательная лексема в словарной форме - это прилагательное частнопредпринимательский . Состоит из 25 букв.
  • Самые длинные глаголы - переосвидетельствоваться , субстанционализироваться и интернационализироваться (все - 24 буквы; словоформы -ующимися и -вшись - по 25 букв).
  • Самые длинные существительные - человеконенавистничество и высокопревосходительство (по 24 буквы; словоформы -ами - по 26 букв, впрочем, человеконенавистничество практически не употребляется во мн. ч.).
  • Самые длинные одушевленные существительные - одиннадцатиклассница и делопроизводительница (по 21 букве, словоформы -ами - по 23 буквы).
  • Самое длинное наречие, фиксируемое словарем, - неудовлетворительно (19 букв). Впрочем, надо учесть, что от подавляющего большинства качественных прилагательных на -ый / -ий образуются наречия на / , далеко не всегда фиксируемые словарем.
  • Самое длинное междометие, включенное в Грамматический словарь, - физкульт-привет (15 или 14 букв в зависимости от статуса дефиса).
  • Слово соответственно является самым длинным предлогом. Оно состоит из 14 букв. Самая длинная частица исключительно - на букву короче.
  • В русском языке есть так называемые недостаточные глаголы. Иногда у глагола нет какой-либо формы, и это обусловлено законами благозвучия. Например: победить . Он победит , ты победишь, я ... победю ? побежу ? побежду ? Филологи предлагают использовать заменяющие конструкции «я одержу победу» или «стану победителем» . Поскольку форма 1-го лица единственного числа отсутствует, глагол является «недостаточным».
  • Англичане для успешного усвоения трудной фразы «я люблю вас» пользуются мнемоникой «yellow-blue bus».

Викторина по русскому языку (6 -7 класс).

Ц е л ь : привлечь внимание школьников к изучению русского языка, определить лучшего в знании изученных разделов русского языка.

1. Отгадайте загадки.

1.Какое слово из 3 слогов (5 букв), а указывает на 33 буквы? (Азбука)

2.Чёрные, кривые, от рожденья все немые, а как только станут в ряд, сразу все заговорят. (Буквы)

  1. Исправьте ошибки.

1.Заниматься ему ничего не мешало. (ничто; в.п.)

2. Обоими руками, обеих концов. (обеими, обоих)

3.Человек на льду скользит, чтобы не скользил, его посыпают песком. (лёд)

4.Здесь ты можешь купить памятный сувенир.

5. Вдали показалась стая уток и зайцев.

6.Тяжёлая рука легла на плечо и сказала.

7.В пустыне многие животные бросаются в спячку. (залегают)

8.Он стоял и лязгал глазами .

3. Как можно сущ. жар, ель превратить в глаголы?

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок? (сущ-ные, а при изменении ударения к прилог-м.)
  1. Сколько прочтений имеет буквосочетание теперьяподнимитетоже
  1. Те перья поднимите, те тоже.
  2. Те перья под ним, и те тоже.
  3. Те перья поднимите тоже.
  4. Теперь я, подними те тоже.
  5. Теперь я, поднимите тоже.
  6. Теперь я, под ними те тоже.
  7. Те перья под ними, те тоже.
  1. Сколько фразеологизмов в тексте?

С ног до головы .

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?)полез ко мне драться.Я со всех ног домой! Еле ноги унёс!.. Зато теперь я к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет! – Да. Ведёт он себя из рук вон плохо. Надо бы взять его в руки. И дать ему по рукам. Чтобы знал: рукам воли не давай! И тогда - руку даю на отсечение - он сразу перестанет распускать руки!

Спору нет - горячая голова! Но уж если мы с ним сошлись, на свою голову, то теперь отвечаем за его поведение головой . Я ещё не знаю, что мы должны сделать в первую голову (у меня голова идёт кругом ), но думаю, что голову вешать не стоит . Ручаюсь головой , что вместе мы всегда сумеем намылить ему голову.

  1. Кто быстрее, кто больше?

Сообразительность

Образ, рост, тело, нос, сон, тон, лоб, лето, зоб, сор, брат, барс, трест, торт, тесть, тесто, енот, рот, нарост, тост, батон, тир, низ, таз, рант, ноль, соль и т.д.

Или Скоросшиватель

Вошь Тело Ров Корова Кот Кросс Свитер Ток

Лето Шоссе Вор Скорость Крот Короста Рис Кит

Лес Кровать Лось Рост Шов Сорока Рот Толь

Село Воск Кость Сор Ворота Коса Рок

Сера Тик Сито Сорт Шило Сок Кора

8 . Назовите слово по его лексическому значению.

1. Место стоянки судов (пристань)

2. Глава государства (президент)

3. Опытный, бывалый, в боях испытанный воин (ветеран)

4. Человек, совершивший подвиг (герой)

5. Руководитель предприятия (директор)

6. Работник, ведущий деловую переписку в учреждении (секретарь)

7. Человек, совершающий поездку в поезде, теплоходе, самолёте (пассажир)

8. Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира (чемпион)

9. Больной, лечащийся у врача (пациент)

10. Титул древнеегипетских царей (фараон)

11. Группа морских островов (архипелаг)

12. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан)

13. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на летнее или зимнее время (каникулы)

14. Фигура в форме человеческого тела для примерки и показа платьев, костюмов (манекен)

15. Временное помещение из натянутой ткани, обычно брезента (палатка)

16. Смотр войск (парад)

17. Вещь, хранимая как память о прошлом, часто не имеющая ценностей в денежном выражении (реликвия)

18. Лечебное заведение, оборудованное для лечения и отдыха (санаторий)

19. Условный знак для передачи на расстояние каких-нибудь сведений, сообщений (сигнал)

20. Постоянное денежное пособие, выдаваемое студентам (стипендия)

21. Дарование, выдающие способности, данные природой (талант)

22. Устное народное творчество (фольклор)

23. Машина для уборки хлеба (комбайн)

24. Место на реке, где её можно перейти (брод)

25. Общая часть родственных слов (корень)

26. Отверстие вулкана (кратер)

27. Место, где скрещиваются улицы (перекрёсток)

28. Часть слова, стоящая за корнем (суффикс)

29. Маленькие ячейки из воска куда пчёлы кладут мёд (соты)

30. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи (фонетика)

31. Верблюды, идущие в пустыне друг за другом (караван)

32. Научный опыт (эксперимент)

33. Научное справочное пособие (энциклопедия)

34. Раздел науки о языке, изучающий части речи (морфология)

35. Герой русских былин (богатырь)

36. Военнослужащий, стоящий на посту (часовой)

37. Команда, личный состав танка, самолёта, корабля (экипаж)

38. Непрерывно движущаяся лестница для подъёма и спуска людей в метро, магазинах (эскалатор)

39. Землеройная машина (экскаватор)

40. Струю жидкости, бьющая вверх (фонтан)

41. Отличительный знак государства, изображённый на флагах, монетах (герб)

42. Порядок, обязательный для всех (дисциплина)

9. Что значит:

  1. Обречен на большой успех.
  2. Урожайный счет матча.
  3. Крыша встала набекрень.
  4. Нанести поцелуй.
  5. Самоотверженно биться головой о стекло

10. «Разгадай кроссворд».

Кроссворд

По вертикали : 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

По горизонтали : 2. Все слова языка.4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.

11. Игра «Переводчик»

1. (кроме служебных) синонимами.

  1. Доктор прописал пациенту инъекцию. (Врач назначил больному уколы.)
  2. Караульный спрятался под кровлей здания. (Сторож спрятался под крышей дома.)

2. Кто быстрее заменит все слова (кроме служебных ) антонимами .

  1. Наступает летнее утро. (Заканчивается зимний вечер).
  2. Юноша бодро шагает по широкой дороге. (Старик медленно бредёт по узенькой тропинке.)

12. Задание:

замените фразеологизмы синонимами или близкими по значению выражениями:

Денег куры не клюют,

На все руки мастер,

Водить за нос

Заруби себе на носу

Это рукой подать,

От корки до корки,

Держать язык за зубами,

Делать из мухи слона.

13. Определить род несклоняемых имен существительных:

Какао, кофе, пюре, желе, трюмо, левша, купе, ателье, задира, пальто, пенальти, авеню, кенгуру, плакса, Баку, Миссисипи.

Подведение итогов урока - викторины


О.Ю. ШКАТОВА,
школа № 3, г. Борисоглебск

Игровые задания на уроках русского языка

Давно известно, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Использование игровых моментов на уроках русского языка и литературы пробуждает интерес к предмету, делает его увлекательным, любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем прочнее его знания.
Готовить и проводить нестандартные уроки – дело хлопотное, но такая форма заслуживает внимания, если учитель творчески подходит к своему делу.

ФОНЕТИКА

Задание 1 . Какие звуки важнее – гласные или согласные – для понимания речи? Сделайте вывод. Попробуйте прочитать данные слова .

к-р-нд-ш
з-мл-
ж-в-тн-
-п-ст-л-сь

О-о-а (корова)
-о-а- (школа)
-о-у-а (подруга)
-о-и-а (столица)

Задание 2 . Подберите парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного из двух согласных. Кто быстрее?

1-й вариант

кора, сиять, жить, дом, жаль, пас, роса, пар, бухнуть, дочка.

2-й вариант

коза, колос, шалость, кол, твоих, пить, злой, удочка, башня, гость.

Задание 3. Подберите слова, отличающиеся только мягкостью/твердостью согласных. Учитель называет твердый вариант, а учащиеся – мягкий.

Мал – ... , нос – ..., ток – ..., лук – ..., мыл – ..., лыс – ..., воз – ..., был – ..., выл – ..., пыл – ..., угол – ... .

Задание 4 . Распределите слова в три колонки так :

1. букв > звуков;
2. букв < звуков;
3. букв = звукам.

Юла, шитье, уголь, ее, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

Задание 5 . Из названий каких букв можно приготовить пищу?

к ка;
ш – ша.

Названия каких двух букв составляют целую эпоху?

р – эр и а .

Задание 6. Фонетическая эстафета .

Каждый ребенок получает карточку с заданием. На доске таблица с номерами карточек. Каждый, решив свою задачу, вносит номер правильного ответа в нужную графу. Выигрывает тот ряд, который первым заканчивает работу и не имеет ошибок.

Задание 7 . Соберите букет .

1-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых встречаются только твердые звуки.

2-й вариант

Соберите в букет цветы, в названии которых есть хотя бы один мягкий звук.

Цикорий, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра, нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, жимолость, лютик.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Кроссворды

Знаете ли вы пословицы?

1. Слово – ..., а молчание – золото (серебро) .
2. Авось да как-нибудь до добра не... (доведут) .
3. Доброе... и кошке приятно (слово) .
4. Делу..., потехе час (время) .
5. Где тонко, там и... (рвется) .
6. Копейка... бережет (рубль) .
7. Один с сошкой, а... с ложкой (семеро) .

Кроссворд к уроку по рассказу Виктора Астафьева «Васюткино озеро»

1. «Нету нам нынче фарту», – ворчал Васюткин дедушка... (Афанасий).
2. Далеко ушли рыбаки в низовья... и наконец остановились (Енисея) .
3. «..., наша кормилица, хлипких не любит!» – вспоминались ему слова отца и деда (тайга).
4. «Васютка узнал по голосу и смешному украинскому выговору старшину бота... («Игарец») .
5. Фамилия автора рассказа (Астафьев) .
6. Он тут же увидел поднимающуюся с земли большую черную птицу – ... (глухаря) .
7. Заночевать решил Васютка на берегу... (озера) .
8. Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел... (кедровку) .

Игра «Лото»

Такие игры можно использовать на заключительных уроках по темам: «Синонимы», «Антонимы», «Фразеологизмы», «Иноязычные слова», «Односоставные предложения». Каждая пара учеников получает одну карточку, которую они заполняют жетонами. Каждый ребенок, прослушивая предложенные варианты, автоматически запоминает огромное число синонимов, антонимов, фразеологизмов, которые откладываются в уголках памяти, чтобы в нужный момент прийти на помощь.

ОРФОГРАФИЯ

Уроки-путешествия, уроки-сказки

Задание 1 . Класс отправляется в путешествие . Учитель ведет интересный рассказ, включая в повествование задания .

На нашем пути – топкое болото, кое-где видны слова-кочки, но не на все можно наступать. Слова, в которых пишется ь , – ловушки. Нужно выписать только слова-кочки без ь . Если вы допустите ошибку, утонете. Будьте внимательны.

Ералаш_, горяч_, наотмаш_, испеч_, мелоч_, острич_ся, навзнич_, любуеш_ся, тягуч_, пахуч_, ландыш_, вскач_, устроиш_ся, шалаш_.

Впереди – дремучий лес, кишащий дикими зверями и змеями. Если вы правильно вставите удвоенные согласные, то мы преодолеем это препятствие.

Ка(с,сс)ета, ба(л,лл)анс, ми(с,сс)ия, га(л,лл)ерея, па(с,сс)ивный, па(с,сс)ажир, э(ф,фф)ект, иди(л,лл)ия, ба(с,сс)ейн, а(п,пп)етит, а(п,пп)атия, те(р,рр)итория, те(р,рр)а(с,сс)а, ко(р,рр)еспондент, ка(р,рр)икатура.

Задание 2

Мы у лабиринта, но откроет путь тот, кто соберет все кольца, растерянные здесь принцессой.

Выпишите слова с пропущенной буквой о .

Розовощ_кий, ч_ткий, изреч_нный, маж_рный, ш_в, ш_лк, ухаж_р, сгущ_нка, холщ_вый, деш_вый, дириж_р, ож_г руки, ещ_, обж_ра, плеч_, горяч_, крыж_вник.

Задание 3 . Лабиринт пройдет тот, кто правильно заполнит таблицу .

Где а ?
1. Р_стов
2. водор_сли
3. р_сток
4. возр_ст

Где е ?
1. сж_гать
2. вт_реть
3. заб_рать
4. сд_рать

Где о ?
1. з_ря
2. оз_рять
3. з_рница
4. з_ревать

Где и ?
1. зап_реть
2. ст_реть
3. ум_рать
4. бл_стеть

Где о ?
1. попл_вок
2. выпл_вка
3. пл_вец
4. спл_вной

Часто провожу подобные блицопросы, чтобы выявить степень усвоения материала. Такая работа выполняется и проверяется в течение 5–7 минут, и учитель видит, какая из орфограмм плохо усвоена и требует дополнительной работы.

Игра в мяч

Во время работы над такими темами, как «Склонение существительных», «Спряжение глаголов», «Разряды прилагательных, местоимений», использую на уроке мяч. Бросаю кому-то из класса мяч и называю глагол, ученик ловит мяч и называет спряжение или вид этого глагола. Такая игра активизирует весь класс, пробуждает интерес, заставляет встрепенуться даже тех, кто привык отсиживаться за спинами товарищей, потому что дети не знают, к кому полетит мяч и какой глагол произнесет учитель.

Задание 4 . Третий лишний .

Найдите слово, не соответствующее определенному правилу, части речи, смыслу, форме и т.д.

Лимонный, карманный, соломенный;
горяч, могуч, плач;
мокрый, влажный, сухой;
отрежь, наотмашь, спрячь.

Словарные эстафеты

Проводятся только после неоднократной работы над словарными словами. Это своего рода словарный диктант. Дети записывают трудные слова в свою рабочую тетрадь. Кроме того, каждый ребенок по три слова пишет на общую карточку, передавая ее по ряду. Дети стараются не делать ошибок, чтобы не подводить своих товарищей, т.к. оценка за карточку ставится всему ряду.

ЛЕКСИКА

Задание 1 . Конкурс шифровальщиков, или Конкурс реставраторов.

Составьте словосочетания с предложенными словами, чтобы смысл слов стал понятен.

Ка мпания... – ко мпания,
абонент – абонемент,
завеша нный – завеше нный,
засланный – застланный.

Задание 2 . Восстановите страницу Толкового словаря. Правильно выпишите термины, опираясь на объяснительную статью.

1. ... – стальной каркас железобетонных сооружений (арматура) .
2. ... показывает, что железнодорожный путь свободен (семафор) .
3. ... – внутренний телефон учреждения (коммутатор) .

Задание 3 . Определите значение данных слов. В случае затруднения можно обратиться к справочному материалу, который находится на дополнительной доске.

Аргумент –
атрибут –
абсолютный –
актуальный –
гипотеза –

Справка : довод, доказательство; признак, принадлежность, научное предположение; важный для данного момента; безусловный, ни от чего не зависящий.

Зачеты в форме игры

Конкурс грамотеев

Ребята делятся на команды по 5 человек. В игре участвуют одновременно две команды, которые должны ответить на 10 вопросов. На обдумывание ответа дается 1 минута. Если команды не справляются с заданием, то отвечают зрители и получают поощрительный жетон. Такие зачеты проводятся после завершения работы над какой-то большой темой: «Имя существительное», «Деепричастие», «Глагол», «Имя числительное», «Местоимение» и т.д.

Аукционы

Дети очень любят такие игры, потому что правильный ответ подкрепляется и призом. Его получает последний, давший правильный ответ.

1. Назовите все морфологические признаки слова морковь .
2. Назовите слова, начинающиеся со слога бу .
3. Назовите все разряды местоимений .

Любопытный

Класс должен ответить на вопросы, предложенные учителем, но все ответы должны начинаться на определенную, оговоренную заранее букву, например, ц .

– Где был?
– В чем перевозят бензин?
– Что выписал из книги?
– Какой струнный инструмент знаете?
– Какое блюдо любите?

Занимательные игры

Выпусти пар

Придумайте 5 слов, начинающихся со слога пар .

пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -
пар - - -

(Парник, партер, пароль, партия, парень.)

Викторины по русскому языку

Интересные вопросы по русскому языку для 1, 2, 3 и 4 класса, в помощь учителю. Все задания с ответами.

Викторина по русскому языку 1 класс

1. Из чего состоит письменная речь?
2. Из чего складываются предложения?
3. Звуки видят или слышат?
4. Что нужно написать, чтобы получилось слово?
5. Замени одну букву в слове «гость», чтобы вышло лакомство для собаки.
6. Перечисли месяцы, названия которых заканчиваются на твердый согласный.
7. Какое количество мягких согласных звуков в слове «лейка»?
8. Какие правила спряталось в словах: «ч.йка», «ш.повник», «ж.раф»?
9. Составь предложение: щ.ку, и рыбак, лещ., поймал. Какие буквы пропущены?
10. Переставь буквы в слове «стук» так, чтобы получилось новое слово?
Ответы:
1. Из предложений. 2. Из слов. 3. Слышат. 4. Буквы. 5. Кость. 6. Март, август. 7. Две 8. «Ча» с буквой «а», «жи»,»ши» с буквой «и». 9. Рыбак поймал щУку и лещА. 10. Куст.

Викторина по русскому языку 2 класс

1. Какая речь, устная или письменная, появилась раньше?

2. Как называется речь одного человека?

3. Некоторые из данных слов нельзя перенести. Найди их: урок, книга, дождь, пою, зайка, орех.

4. Какая буква в русском алфавите стоит на 23 месте?

5. Как правильно расставить слова в алфавитном порядке: черника, малина, смородина, ежевика, крыжовник, голубика.

6. Какие согласные никогда не бывают мягкими?

7. Какие согласные всегда только мягкие?

8. Какое правило нужно знать, чтобы правильно написать слова: «ручка», «точный»?

9. Подбери к словам антонимы: мир, грусть, узкий, злой, бежать, петь.

10. Подбери к словам синонимы: бегемот, школьник, смелый, ледяной, бежать, кушать.

Ответы:

1. Устная. 2. Монолог. 3. Урок, дождь, пою, орех. 4. «Х». 5. Голубика, ежевика, крыжовник, малина, смородина, черника. 6. Ж, ш, ц. 7. Ч, щ, й. 8. «чк», «чн» без «ь». 9. Война, радость, широкий, добрый, стоять, молчать. 10. Гиппопотам, ученик, храбрый, холодный, нестись, есть.

Викторина по русскому языку 3 класс

1. Под какими номерами записаны слова с двумя корнями: 1. парник; 2. корнеплод; 3. земляника; 4. землекоп; 5. теплоход; 6. снеговик; 7. островок, 8. вертолет.
2. Придумай по одному слову с удвоенными согласными: -сс-, -нн-, -мм-, -жж-, -лл-, -бб-, -пп-, -рр-.
3. Какое слово «лишнее»: глагол, прилагательное, приставка, существительное?
4. Образуй от существительного «радость» прилагательное и глагол.
5. Каким будет проверочное слово: скв.речник, скв.рец, скв.рчонок, скв.рцовый?
6. Поставь глухую или звонкую согласную в каждое слово: ро.кий, гла.кий, мя.кий, ре.кий, ле.кий, жи.кий, зы.кий, у.кий, ни.кий, сла.кий.
7. Какие слова из данных пишутся с мягким знаком на конце: вещ., плащ., врач., доч., ноч., товарищ., печ., рож., малыш., молодеж.?
8. Вопрос «что?» принадлежит, каким падежам?
9. Как ведет себя «не» по отношению к глаголам?
10. Измени глагол «шить» по временам.

Ответы:

1. Это: 2, 4, 6, 8. 2. Например, класс, осенний, телеграмма, жужжит, миллион, суббота, грипп, терраса. 3. Приставка. 4. Радостный, радоваться. 5. Скворушка. 6. Б, д, г, д, г, д, б, з, з, д. 7. Вещь, дочь, ночь, печь, рожь, молодежь. 8. И. п., В. п. 9. Пишутся раздельно. 10 . Шил, шью, сошью.

Викторина по русскому языку 4 класс
1. Замени одним словом, чтобы получились сложные существительные: падает снег, выжимать сок, качать воду, сам сваливает, колет лед, морит мух, варить кофе, вертится и летит.

2. Какому падежу принадлежат предлоги: за, над, под, перед, с?

3. Какие гласные пропущены: ув.дать без влаги, ув.дать издалека?

4. Определи часть речи слова «сильный»: Сильный спешит на помощь слабому. У ребенка сильный кашель.

Существуют такие вопросы, ответы на которые надо давать, подумав прежде о подвохе, который обязательно скрывается в каждом из этих вопросов. Вот, например, самый простой из подобных вопросов: «Чем одинаково кончаются день и ночь?». Все вы, наверное, будете думать о каком-нибудь природном явлении - зорьке, рассвете и закате, восходе и закате солнца и т. д. А на самом деле, оказывается, что в этой загадке речь идет всего-навсего о словах. О слове «день» и о слове «ночь». Теперь подумайте, чем они одинаково заканчиваются? Правильно, на конце каждого из этих слов пишется буква мягкий знак. А вот еще два примера подобных вопросов, связанных с тем, что при написании имеющиеся в них слова пишутся отдельно от предлогов, а в произнесении это, естественно, пропадает. Данные вопросы наверняка хорошо известны взрослым еще со школьной скамьи.Первый вопрос таков: «Что делал слон, когда был на поле он?». Правильный ответ - «Жевал траву». Но при произнесении слова «на поле он» слышатся как единое слово - Наполеон, поэтому все, кому загадывают эту загадку впервые, начинают недоуменно соображать, о каком слоне времен 1812 года идет речь. Второй вопрос - аналогичный первому, поскольку он связан с написанием и произнесением предлогов: «По чему Шаляпин ходил в шляпе?». Правильный ответ - «По земле». Но при произнесении предлог «по» сливается со словом «чему», поэтому первое слово звучит, как «почему?», придавая необычность всей фразе. Вот и в остальных вопросах этого задания имеется свой подвох. Поэтому прежде чем дать на них ответ, сообразите, о чем именно в каждой загадке идет речь, потому что большинство из них представляют собой очередное упражнение не сообразительность, связанное с особенностями слов русского языка.

  1. Что стоит посередине земли? (Буква «М».)
  2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой «О».)
  3. В городе увидишь, а в селе - никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке - никогда.(Буква «О».)
  4. Что находится в начале книги? (Буква «К».)
  5. Какой месяц в году самый короткий? (На этот вопрос существует два ответа. По количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв в названии — май.)
  6. Что мы слышим в конце урока? (Букву «К».)
  7. Что у зайца позади, а у цапли впереди? (Буква «Ц».)
  8. Чем кончается все? (Буквой «Е».)
  9. Что находится в середине капусты? (Буква «У».)
  10. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? (Твое имя.)
  11. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? (Март и август.)
  12. Как можно снять колесо за одну секунду? (Фотоаппаратом.)
  13. Что легче - килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково - оба по килограмму.)
  14. Когда лошадь покупают, какой она бывает? (Мокрой.)
  15. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного.)
  16. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
  17. Какой город летает? (Орел.)
  18. Какую реку можно срезать ножом? (Прут.)
  19. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)
  20. Каких камней не найдется в море? (Сухих.)
  21. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? (Морской.)
  22. Когда мальчика называют женским именем? (Когда он долго спит — соня.)
  23. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)
  24. Из какой посуды ничего нельзя есть? (Из пустой.)
  25. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно, остальные будут уже не натощак.)
  26. Какое слово всегда звучит неверно? («Неверно».)
  27. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Ни одной — горошины не умеют ходить.)
  28. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? (На мокрое.)
  29. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить.)
  30. Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он высовывает ее через окно на улицу.)
  31. Какие часы показывают правильное время всего два разав сутки? (Те, которые остановились.)
  32. Без чего дом не построишь? (Без углов.)
  33. Без чего хлеб не испечешь? (Без корки.)
  34. Прежде чем в кастрюлю что-то положить, что в нее бросают? (Взгляд.)
  35. В какое время года можно пронести воду в решете? (Зимой, заморозив ее.)
  36. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта.)
  37. За чем вода в стакане? (За стеклом.)
  38. За чем язык во рту? (За зубами.)
  39. Человек лег спать в 9 часов вечера, а будильник завел так, чтобы тот разбудил его в 10 часов утра. Сколько часов он проспит? (Один, поскольку будильник зазвенит уже через час.)
  40. Какое слово состоит из половины буквы? (Это слово «полка» - половина буквы «К».)
  41. Какое имя девочки получится, если написать тридцать «Я»? (Зоя.)
  42. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
  43. В каком случае дети и собака, забравшиеся под зонтик,не намокнут? (Если нет дождя.)
  44. Что можно подержать только в левой руке? (Правую руку.)
  45. На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)
  46. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? (Всадник на лошади.)
  47. Когда мы смотрим на два, а говорим четырнадцать?(Когда два часа дня.)
  48. Что было завтра, а будет вчера? (Сегодня.)
  49. Что не существует, но имеет название? (Ничего.)
  50. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (По падежам.)
  51. Сколько жирафов плавает в Черном море? (Жирафы не плавают.)
  52. Сколько солнц светит в середине ночи? (Ночью солнце не светит.)
  53. Сколько орехов находится в пустом стакане? (Ни одного.)
  54. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? (Мокрым.)
  55. Если петух снесет яйцо, кому оно достанется? (Петухи яиц не несут.)