Спиральная динамика грейвза. Эволюция ценностей: Теория Грэйвса и Спиральная динамика

В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.

Клэр Грейвз - кто он?

Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.

Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.

Спиральная динамика

Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».

Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.

Тест

Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.

На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.

Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.

Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание - бежевый цвет.
  2. Племенное мышление - фиолетовый.
  3. Боги силы - красный цвет.
  4. Сила правды - синий.
  5. Жажда успеха - оранжевый цвет.
  6. Круговой - зеленый.
  7. Интригующий - желтый.
  8. Модернизаторский - бирюзовый.

Бежевый

В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.

На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Оранжевый

Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.

Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.

Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.

Зеленый и желтый

Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.

Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.

Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.

Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.

Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.

Бирюзовый

Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.

По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.

Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.

Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.

Книги

Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

Спиральная динамика очень удобна для понимания уровня проблем человека. На ней очень удобно размещать различные виды психотерапии, которые наиболее эффективны на тех или иных уровнях. Безусловно, необходимо помнить, что это всего лишь модель, и она абсолютно полностью не описывает всю сложность и многообразие взаимоотношений, многие из которых сложно сразу отнести к тому или иному

Спиральная динамика - это очень удобная модель, позволяющая описать развитие индивидуума, организации, страны. Она была предложена американским профессором психологии Грейвзом. Он давал тесты студентам на определение нахождения по шкале альтруизм-эгоизм. Спустя пару лет студенты снова прошли тестирование, и выяснилось, что группы не были однородными. Часть студентов мигрировало из группы в группу. Тогда Грейвз сделал вывод, что за время, которое прошло между тестированиями, изменились жизненные ценности студентов, они перешли на новый уровень.

Теория спиральной динамики

Он стал исследовать этот феномен. Что в конце концов вылилось в модель под названием “Спиральная динамика”. Она описывает развитие личности и систем, которое идет по спирали, чередуются витки эгоистичный-альтруистичный. Те из них, которые находятся выше, - вбирают в себя опыт предыдущих, хотя, расположенные друг над другом они зачастую чем-то и похожи, но имеют иное по качеству измерение.

Грейвз присвоил уровням номера, а ученики Крис Кован и Дона Бек для удобства добавили цвета, которые также степенью теплоты-холодности отражают соотношение альтруизма-эгоизма.

1 Уровень Бежевый

Девиз: “Выжить любой ценой”

Тип мышления: инстинктивный

Охотник-одиночка

В современном обществе: бомжи

Младенец

Когда человек появляется на свет, его основной задачей стоит выживание. Он еще ничего не понимает в этом мире, он руководствуется только инстинктами. Кроме выживания его больше ничего не интересует. Он пока еще не научился выделять себя в этом мире. Личность не сформирована. Есть только биологическая основа, инстинкты. Его цели сугубо эгоистичны - выжить.

2 Уровень Фиолетовый

Девиз: “Жертвую собой ради рода”

Тип мышления: мистический, магический

Уровень социального развития: первобытнообщинный строй

В современном обществе: культуры, придерживающиеся клановости

Уровень личностного развития: ребенок

Когда ребенок начинает себя немного осознавать в этом мире, и он уже выделяет себя среди других, ему жизненно необходимо становится получить одобрение от ближайшего окружения. Для этого ему необходимо понять и придерживаться правил, которые существуют в этом сообществе. В данном случае ребенок будет находится в альтруистическом полюсе, поскольку ему необходимо жертвовать своими интересами ради одобрения со стороны взрослых. Ребенок имеет магическое мышление. (Он загадал желание, написал на бумажке, и на Новый год волшебный Дед Мороз принес ему подарок.) Он верит в волшебство и сказки.

В сообществах, находящихся на Фиолетовом уровне, самыми важными являются кровные связи. Например, в условиях приема на работу, будет отдаваться предпочтение родне или людям той же национальности. В основе культуры лежат ритуалы, или магические обряды. Главенствующими являются мифы, приметы. Человек, находящийся на этом, уровне жертвует собой ради того, чтобы быть частью “племени”.

3 Уровень Красный

Девиз: “Делаю, что хочу, плевать на правила”

Тип мышления: эгоцентрический

Уровень социального развития: феодализм

В современном обществе: криминал

Уровень личностного развития: бунтующий подросток

После того, как правила усвоены ребенок начинает пробовать на прочность границы дозволенного: ” А если я так сделаю, что будет?” Пика такое поведение достигает в подростковом возрасте.

Главенствующими становятся собственные интересы и желания, без оглядки на желания других. Многие поступки совершаются с учетом сиюминутной выгоды, без взгляда на перспективы.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Когда вы оцениваете свои прошлые действия, решения и способы, с помощью которых справляетесь с проблемами, то кажутся ли ваши реакции последовательными и ? Изменились ли они за последние годы? Вероятно, да, потому что менялись ценности и мотивирующие факторы.

Модель спиральной динамики (Spiral Dynamics) - теория мотивации. Она не так популярна, как , но тем не менее является достаточно интересной. Теория была создана в 1930 году доктором Клером Грейвсом, который умер перед публикацией. Материалы обнаружил его последователь Дон Бек и опубликовал только в 1996 году. При этом он добавил в концепцию свое виденье, поэтому мы рассмотрим модель как союз двух концепций.

Объяснение теории

Модель спиральной динамики отличается от других теорий человеческого развития и мотивации одной важной чертой: она не пытается доказать, что мы движемся к конечной цели ради того, чтобы оставаться на вершине. Модель указывает на то, что человек движется по спирали персонального развития в зависимости от биологических, социальных и психологических особенностей.

Модель спиральной динамики была создана для того, чтобы понять:

  • Как именно люди думают (как противоположность теориям, которые пытаются выяснить, что думает человек).
  • Почему люди принимают решения по-разному.
  • Почему людей мотивируют разные вещи.
  • Почему и как возникают ценности.
  • На чем основана природа изменений.

Спиральная динамика: союз двух концепций

Последователь Грейвса, Дон Бек разработал теорию на основе двух других:

  • Оригинальной теории Грейвса
  • Концепции мемов Доукинза

Грейвс утверждал, что ценности влияют на поведение. Он классифицировал ценности (точка зрения человека на то, что важно для него и каким является или должен являться мир) на две группы: ориентированные на человека и на группу. Ценности человека влияют на то, как и что человек думает, как ведет себя и что ощущает. Ценности имеют воздействие также на такие аспекты как:

  • Чувства
  • Этика
  • Мотивация
  • Убеждения
  • Предпочтения в работе и обучении
  • Политическая позиция

Ричард Докинз использовал термин «мемы», чтобы описать культурную информацию, которая тиражируется среди людей. Это такие вещи как мода, техники художественного мастерства, слэнг, базовые убеждения, которые передаются от человека к человеку. Как и гены, которые являются биологическими единицами и передаются от организма к организму, мемы - фундаментальные культурные единицы, которые воспроизводятся в обществе.

Модель спиральной динамики вводит новое понятие - vMemes (мемы-ценности). Это глубоко скрытые ценности, которые влияют на человеческий опыт. Мемы-ценности - это образ мышления, концепции и парадигмы, при помощи которых человек принимает решения и действует. Модель спиральной динамики ставит перед нами один важный и старый вопрос: почему люди делают то, что делают?

Спиральная модель

Модель спиральной динамики представляет собой цветную спираль, где каждый цвет представляет разную мем-ценность. Различают восемь таких мемов:

  • Бежевый: инстинктивный . Поведение, необходимое для выживания.
  • Пурпурный: волшебный/спиритуалистический . Использование ритуалов для выявления причин и следствий.
  • Красный: импульсивный/эгоцентрический . Использование хитрости и желание делать то, что хочется. Сильный властвует, слабый служит.
  • Синий: целеустремленный/авторитарный . Желание упорядочить существование и обеспечить соблюдение принципов, основанных на том, что «правильно».
  • Оранжевый: стратегический/ориентированный на достижение . Получить преимущество, изучив все возможности и стремиться к успеху. Улучшать подходы и техники для получения больших результатов.
  • Зеленый: уравнительный/ориентированный на общество . Желание добиться равных прав для всех и развить заботливое общество.
  • Желтый: интегративный . Наблюдение за миром как за объединенными системами и акцент на гибкость. Изменения - это нормально.
  • Бирюзовый: целостный . Объединение разума и духа для того, чтобы ощутить жизнь во всей ее полноте и обеспечить существование со смыслом. Мир представляет собой хрупкую субстанцию, которая может повредиться в человеческих руках.
  • Коралловый: не определен . Мы еще не там и ничего не знаем об этом уровне.

Согласно теории, по мере того, как человек растет и развивается, его мемы-ценности растут вместе с ним и можно наблюдать переход от эгоизма к желанию помочь обществу. Человек не прыгает с одной ступени на другую, он скорее перемещается вниз и вверх по спирали (в отличии от пирамиды Маслоу). Чем выше перемещается человек по спирали, тем отчетливее понимает, насколько сложно устроен мир.

На работе чем выше уровень развития человека, тем он более эмпатичный. Он начинает больше понимать в управлении и , умеет мотивировать других людей и взаимодействовать с ними. Достигает успеха в таких аспектах:

  • Развитие команды
  • Умение справляться с
  • Гибкий лидерский стиль
  • Умение вовремя поощрять членов команды
  • Умение пользоваться мотивационными стратегиями
  • Эффективная коммуникация
  • Хорошие межличностные взаимоотношения

Определите, на каком уровне модели спиральной динамики вы находитесь. Будьте готовы к тому, что в некоторых жизненных ситуациях вы будете скользить по спирали вниз, поэтому относитесь к этому философски. Если вы достигли оранжевого уровня, это большой успех, потому что вы наконец перестали видеть в людях конкурентов и начали с ними сотрудничать ради общего блага. Не останавливайтесь на достигнутом.

Желаем вам удачи!

Спиральная динамика

Клер Грейвз использовал термин "двойной спирали" т.к. считал, что таким способом можно наиболее наглядно продемонстрировать динамику развития системы. Большинство его графиков подразумеваются в форме спирали, каждый виток которой является потоком от одной субъективной реальности к следующей. Но Клер Грейвз не был художником, поэтому он не смог схематически представить свою модель.

Люди, организации и целые сообщества в движении по спиральным траекториям к своему будущему, трансформируют свои приоритеты, ценности и свое существование в соответствии с динамикой развития. Вне зависимости от того, на каком витке спирали находится человек или группа людей, для каждого из них существует свое будущее и основной вопрос в следующем: какова перспектива их развития?

В подходе Клера Грейвза , для того, чтобы понять "что это за человек (организация)" и определить перспективы их развития, надо ответить на вопрос: "как этот человек думает о реальности, в которой он находится?"

Данная модель не является типологией, это открытая система, которая постоянно находится в процессе развития.

Вторым существенным вкладом в Спиральную Динамику является Миметика, модель, объясняющая идеи Мимов – информационных пакетов, которые подобно вирусам переносятся от одного ума к другому, от общины к общине. Кристофер Кован ввел в Спиральную Динамику понятие Ценностных Мимов - неких психических "магнитов", которые притягивают Мимы соответствующего им типа. Он же ввел Цветовой Код, обозначающий каждый из этих Ценностных Мимов или уровней психологического существования.

Первый ярус

БЕЖЕВЫЙ (A-N)

  • Характеризуется : выживанием, удовлетворением природных нужд, инстинктивными мотивами и потребностями;
  • Условия для жизни : выживание, удовлетворение биологических нужд, размножение.

ПУРПУРНЫЙ (B-O)

  • Характеризуется : безопасностью, потребностями племени, коммуны; приверженностью ритуалам; подчинение вождям, вожакам; ценностью первобытной гармонии – слияния и баланса с природой;
  • Условия для жизни : безопасность, защищенности, охрана от возможного урона, семейные узы.

КРАСНЫЙ (C-P)

  • Характеризуется : силой, действиями, возбужденностью, героизмом, коварством, агрессивностью и стыдом.
  • Условия для жизни : сила/действия; утверждение собственного Я для доминирования над другими; контроль

СИНИЙ (D-Q)

  • Характеризуется : наличием целей, предназначений; подчинением авторитетам; стабильностью, правилами, смыслами, чувством вины и долга;
  • Условия для жизни : стабильность, порядок, подчинение сейчас ради вознаграждения потом, смыслы;

ОРАНЖЕВЫЙ (E-R)

  • Характеризуется : компетенцией, соревновательностью, успехом, стремлением делать вещи лучше, автономией, искусным регулированием, управлением и развитием;
  • Условия для жизни : возможности, успех, соревновательность в достижении результатов, тонкое влияние на других, искусность контроля;

ЗЕЛЕНЫЙ (F-S)

  • Характеризуется : чувством соединенности, моральная взаимоподдержкой, сотрудничеством, сознательностью, реализацией поставленных целей, связанностью;
  • Условия для жизни : гармония, любовь, объединение вместе для взаимного развития, познание и осведомленность;

Второй ярус

ЖЕЛТЫЙ (A"-N")

  • Характеризуется : существованием, функциональными возможностями, открытостью, интеграцией жизненных энергий и потоков, ответственностью за свои действия, связанностью;
  • Условия для жизни : независимость, ценность индивидуальности, восстановление (возрождение) живых систем, знание;

БИРЮЗОВЫЙ (B"-O")

  • Характеризуется : глобальностью мышления, принятие действительности такой, какая она есть, интеграцией жизненной активности и усилий;

Движения и остановки в процессе спиральной эволюции могут происходить в любом из направлений – или вверх, или вниз – это отражение взаимодействия жизненных условий (внешние-условия) которые объединяют историческое время, в котором находится система (человек), физическое место, психо-социальные жизненные проблемы и социо-экономическую обстановку, а так же Ценностные Мимы, разделяемые индивидуальным или коллективным разумом (внутренние-состояния). В целом эволюция это очень тонкий и комплексный процесс.

Любая система (человек) стремится к более сложной организации, тем не менее никто не дает гарантий, что она так же не может регрессировать к прошлым, менее организованным структурам. Все "реальные" (субъективные) миры каждого человека существуют параллельно, иногда они сталкиваются в конфликте, иногда сливаются в одно – этот процесс и есть Спиральная Динамика.

Развитие Модели в России

В России теория популяризируется командой Российского Института Спиральной Динамики, а так же консультантами Мариной Пуха, Евдокимовым Петром, Алексеем Каптеревым, Анатолием Баляевым и др.

Ссылки

  • Видеозапись презентации Алексея Каптерева по Спиральной Динамике, сделанной в Институте Неокода.
  • Видеозапись лекции Алексея Каптерева по спиральной динамике, прочитанной в ГУ-ВШЭ.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Спиральная динамика" в других словарях:

    Динамика - (Dynamics) Содержание Содержание 1. в разных науках В физике В астрономии В науках о Земле В биологии В технике В музыке 2. Динамика в физике 3. Ряды динамики 4. Газовая динамика Динамика - это состояние движения, ход развития, изменение… … Энциклопедия инвестора

    спиральная устойчивость Энциклопедия «Авиация»

    спиральная устойчивость - спиральная устойчивость — стремление летательного аппарата уменьшить угол крена до нуля без вмешательства лётчика. С. у. — составная часть боковой устойчивости — определяется малым действительным корнем (так называемым спиральным… … Энциклопедия «Авиация»

    В физике, Модифицированная ньютоновская динамика (MOND) гипотеза, предлагающая изменение в законе тяготения Ньютона, объясняющее вращение галактик. Когда постоянная скорость обращения галактик была впервые обнаружена, это было неожиданно,… … Википедия

    Область астрономии, изучающая строение, устойчивость и эволюцию звёздных систем. Осн. объектами изучения 3. д. являются шаровые и рассеянные звёздные скопления внутри галактик, галактики в целом, а также скопления галактик.3. д. зародилась в нач … Физическая энциклопедия

    - (англ. Don Beck) американский бизнес консультант и один из создателей интегральной спиральной динамики. В 80 х Дон Бек свыше 60 раз посещал Южною Африку, с целью оказания влияния на политических руководителей, промышленников и религиозных лидеров … Википедия

    Такая система моделей, паттернов и инструментов, которую человек построил для себя, с целью сделать жизнь намного проще в своем восприятия (при этом, не ухудшая её качества). Главное в Life management прозрачность (автоматизм) и простота… … Википедия

    Интегральный подход Интегральные мыслители: Кен Уилбер Жан Гебсер Шри Ауробиндо Клэр Грейвз Эрвин Ласло Джордж Леонард Майкл Мёрфи Уильям Ирвин Томпсон Харидас Чаудури Георг Фейерштейн Интегральные области: Интегральное искусство Интегральное… … Википедия