Тартюф краткое содержание по главам. Мольер - тартюф или обманщик

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Орган - отец Марианы.
Г-жа Пернелъ - его мать.
Элъмира - его жена.
Дамис - его сын.
Мариана - его дочь.
Валер - молодой человек, влюбленный в Мариану.
Клеант - брат Эльмиры.
Тартюф - святоша.
Дорина - горничная Марианы.
Г-н Лояль - судебный пристав.
Офицер.
Флипота - служанка госпожи Пернель.
Действие происходит в Париже в доме Органа
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Явление I
В комнате находятся Эльмира, Мариана, Дамис, Дорина, Клеант, Флипота и госпожа Пернель, приехавшая к ним в гости.
Госпожа Пернель ругается, что ее в этом доме плохо принимают, постоянно дерзят, ни ставят в грош.
Все спорят, все орут, почтенья нет ни в ком. Да это не семья, а сумасшедший дом! Дорина пытается ей возражать, но та ее обрывает. Внука же и внучку, когда те пытаются вступить в разговор, называет дураками, а про внучку говорит, что "в тихом омуте полным-полно чертей".
Из их перебранки становится понятно, что Эльмира мачеха детям. Госпожа Пернель ругает ее за то, что она неправильно воспитывает детей.
Была б у них сейчас родная мать в живых,
Учила б не тому она детей своих -
И эту дурочку, и этого балбеса.
Вы расточительны. Одеты, как принцесса.
Коль жены думают лишь о своих мужьях,
Им вовсе ни к чему рядиться в пух и прах.
Клеант пытается защитить сестру, но его так же бесцеремонно обрывают. Заходит речь о Тартюфе. Госпожа Пернель Тартюфа нахваливает и наказывает своим родственникам слушать-, ся его, на что они бурно протестуют. Дорина:
Нет, вы подумайте! Уж это ли не чудо?
Явился бог весть кто, неведомо откуда,
В отрепьях нищенских, едва не босиком,
И - нате вам, уже прибрал к рукам весь дом.
И до того дошло, что, вопреки рассудку,
Мы все теперь должны плясать под его дудку.
Разгневанная госпожа Пернель удаляется.
Явление II
В комнате остаются только Дорина и Клеант. Они обсуждают Тартюфа, который втерся в доверие к госпоже Пернель и ее сыну. Оргон его братом величает, и Дорина рассказывает Кле-анту, как тот с ним обходится:
И братца любит он - на грош вам не прилгну - Сильней в сто раз, чем мать, дочь, сына и жену. Его наперсником стал этот проходимец. Такими окружен заботами любимец, Каких любимая желать бы не могла. За трапезой всегда он во главе стола; Он ест за шестерых, а мой хозяин тает И лучшие куски к нему пододвигает.
Явление III
Входят Эльмира, Мариана и Дамис.
Эльмира сообщает, что прибыл ее супруг, и ушла в комна-
ту.
Явление IV
Дамис просит Клеанта поговорить с Органом о свадьбе Ма-рианы.
Явление V
Входит Оргон. Клеант его приветствует. Но Оргон сначала устраивает допрос Дорине о том, как поживают домашние. На все рассказы Дорины о том, что госпожа плохо себя чувствовала, спрашивает только: "А как Тартюф?", и на все уверения Дорины, что тот "стал здоровей, румяней и дородней", восклицает: "Бедняга!"
Явление VI
В комнате только Клеант и Оргон.
Клеант заводит речь о Тартюфе, Оргон превозносит его достоинства до небес:
Я повстречался с ним - и возлюбил навечно...
Клеант удивлен, что Оргон не видит плутовства и лицемерия Тартюфа. Затем, когда Оргон уже хотел уйти, Клеант останавливает его вопросом о свадьбе Марианы, спрашивает, почему откладывается торжество. Но Оргон отвечает уклончиво и уходит.
Клеант:
Ох, боюсь, что этот брак - химера!
Мне надо сей же час предупредить Валера.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Явление I
В комнате Оргон и Мариана. Отец решил поговорить с дочерью о Тартюфе. Он интересуется, по душе ли ей их гость. На что дочь отвечает, что не знает.
Явление II
Входит Дорина. Входит неслышно и становится позади Оргона. А в это время он говорит дочери, что она должна полюбить его и стать его супругой. На что дочь отвечает, что вовсе его не любит. Оргон:
Полюбишь, дочь моя, раз я тебе велю.
И тут он замечает Дорину, которую обвиняет в том, что она подслушивала. Дорина в ответ с возмущенным удивлением говорит о предстоящем браке Марианы и Тартюфа, призывает девушку не слушать всю эту галиматью. На что Оргон обвиняет ее в том, что она совсем обнаглела. Они довольно долго препираются, Дорина пытается доказать, что Тартюф лицемер и обманщик, но Оргон ее слушать не желает и уже собирается дать Дорину пощечину, но промахивается. Оргон:
Твоя служанка, дочь, не женщина, чума. Она, того гляди, сведет меня с ума. Оргон уходит.
Явление III
В комнате только Мариана и Дорина. Служанка упрекает молодую госпожу в том, что та не проронила ни слова, все скромничает. Спрашивает ее, любит ли она Валеру. На что Мариана клянется, что только его она будет любить вечно, но она не может перечить отцу, и уж лучше умрет, чем выполнит его просьбу, но разговаривать с ним на чистоту не будет. Дорина рисует перед ней картины выхода замуж за Тартюфа, Мариана приходит в ужас. После чего служанка обещает постараться помочь своей мямле-госпоже.
Явление IV
Входит Валер. Он с удивленьем вопрошает Мариану о том, правда ли, что она идет под венец с Тартюфом. На что невеста отвечает ему: "Не знаю". Они начинают ссориться, Валер упрекает возлюбленную в том, что она легко сдалась. Мариана спрашивает у него совета, на что он с сарказмом советует ей быть послушной дочерью, и обещает, что сам может жениться на другой еще быстрей, чем она выйдет замуж за Тартюфа. Собирается уйти, но каждый раз возвращается под новым предлогом, не в силах оставить свою невесту. Тут в их спор встревает Дорина, которая укоряет их, что они ведут себя как дети. И тут Мариа-на собирается уйти, думая что Валеру неприятно ее присутствие. Служанка мечется между ними, пытаясь их обоих остановить. В конце концов ей это удается, и влюбленные мирятся. Они стали придумывать, как избежать свадьбы Марианы с Тартюфом. Дорина посоветовала тянуть со свадьбой, придумывать все новые отговорки, а там видно будет. Она разводит влюбленных в разные стороны, выставляет Валеру из дому, говоря, что им пока видеться надо как можно реже, дабы не насторожить отца.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Явление I

Явление II

Явление III

Он, правда, намекал на что-то в этом духе, Однако же другой я жребий предпочту: Лелею, признаюсь, я высшую мечту И прелестей иных я всем существом взыскую. в силах оставить свою невесту. Тут в их спор встревает Дорина, которая укоряет их, что они ведут себя как дети. И тут Мариа-на собирается уйти, думая что Валеру неприятно ее присутствие. Служанка мечется между ними, пытаясь их обоих остановить. В конце концов ей это удается, и влюбленные мирятся. Они стали придумывать, как избежать свадьбы Марианы с Тартюфом. Дорина посоветовала тянуть со свадьбой, придумывать все новые отговорки, а там видно будет. Она разводит влюбленных в разные стороны, выставляет Валеру из дому, говоря, что им пока видеться надо как можно реже, дабы не насторожить отца.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Явление I
Дамис и Дорина беседуют наедине. Дамис разгневан решением отца и хочет высказать все, что думает об этом Тартюфу. Дорина уговаривает его не горячиться, а предоставить все ей и его мачехе, которая очень любит своих приемных детей. Дамис решает подслушать, о чем они будут говорить, служанка его отговаривает, но когда слышатся шаги Тартюфа, то Дамис прячется в соседнюю комнату, предоставив Дорине разговаривать с этим лицемером.
Явление II
Входит Тартюф, и тут же, видя откровенное декольте служанки, приказывает ей взять платок и прикрыть этот срам, или он уйдет. На что Дорина отвечает ему, что ее госпожа хочет с ним переговорить наедине, и удаляется.
Явление III
Входит Эльмира. Тартюф вне себя от радости, что видит ее, заботливо спрашивает о здоровье. На вопрос Эльмиры, действительно ли он хочет жениться на ее падчерице, как говорит ее муж, он говорит:
Он, правда, намекал на что-то в этом духе, Однако же другой я жребий предпочту: Лелею, признаюсь, я высшую мечту И прелестей иных я всем существом взыскую.
Эльмира, делая вид, что не понимает, что он имеет в виду на самом деле, говорит, что "отвергли, знаю я, вы суету мирскую".
После этого Тартюф пылко признается ей в своей любви. Эльмира:
Хотя с начальных слов уже могла пресечь я
Столь неуместные потоки красноречья,
Я выслушала вас. Понравится ли вам,
Коль этот разговор я мужу передам?
Не охладеет ли он к преданному другу,
Который соблазнить решил его супругу?
Другая женщина, как вы легко поймете,
Могла бы тут куда суровей поступить,
Но не пожалуюсь я мужу, так и быть.
С условьем: вы должны - смотрите без обмана! -
Добиться, чтоб была с Валером Мариана
Незамедлительно обвенчана. Я жду,
Что отведете вы от их голов беду
И нас избавите от ваших домогательств.
Явление IV
Входит Дамис. Он сообщает, что волею обстоятельств был в соседней комнате и слышал все, что тут говорилось. Так же он обещает Тартюфу, что разоблачить теперь он может его перед всеми, и рассказать, как тот пытается обольстить жену отца за его спиной. Эльмира пытается урезонить пасынка, войти с Тартюфом в согласье, и сначала помочь Мариане выйти замуж за Валера. Дамис:
Нет, ни за что! Кто на моем бы месте
Не ощутил восторг от предвкушенья мести?
Я - не прогневайтесь - оставлю в стороне
Все ваши доводы. Раз он попался мне,
Уж будет сорвана с бесстыжей твари маска,
И я покончу с ним!
Явление V
В комнату входит Оргон. Дамис бросается к нему со своей новостью. Эльмира уходит, предупредив Дамиса, что тот поступает неосмотрительно.
Явление VI
В комнате остались Тартюф, Дампе и Орган. Отец не верит словам сына, он удивлен. И тут Тартюф в своей лицемерной манере объявляет, что тот может верить сыну, что он "виновник всяких зол, источник всяких бед, такого грешника еще не видел свет". "Гоните прочь меня, какие бы удары от вас ни претерпел - я стою большей кары". В ответ на эту, в общем-то, правдивую речь, Оргон почему-то обрушивает свой гнев на сына, который якобы оболгал такого честного человека, как Тартюф, смиренного и безгрешного. На все речи Дамиса о том, каков на самом деле Тартюф, отец только ругает сына за то, что тот может так говорить о названом брате своего отца. Дамис уходит. После этого Тартюф жалуется Органу, что его семья преследует его, спрашивает, чем он им досадил. В голове Орго-на созревает безумная идея сделать своим наследником Тартюфа, о чем и сообщает ему.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ Явление I
Клеант и Тартюф. Клеант пеняет Тартюфу, что тот поступил жестоко, допустив, чтобы отец выгнал из дома сына, и советует тому поспособствовать его возвращению. Тартюф:
Я вам сказал, что вняв заветам провиденья, Простил я клевету, простил и оскорбленья. По столь я претерпел от этих злобных ков, Что небо не велит мне с ним делить сей кров.
На что Клеант упрекает Тартюфа, что тот может принять чужое наследство в обход прямых наследников. Однако тот ловко выворачивается сообщением о том, что сейчас время его молитвы, и удаляется.
Явление II
В комнате Клеант, Эльмира, Мариана и Дорина. Дорина говорит Клеанту, что сейчас придет Оргон, и они должны все вместе просить его за Мариану.
Явление III
Входит Оргон. Мариана бросается к отцу с мольбой о том, чтобы он не губил ее молодость и не выдавал замуж за Тартюфа, и даст лучше возможность удалиться в монастырь. На что отец отвечает, чтобы она не говорила глупостей. Эльмира тоже пытается открыть глаза мужу на его новоиспеченного друга, из-за которого он даже сына выгнал. Оргон:
Э, нет! Не провести меня вам на мякине, Известно мне, что вы в моем беспутном сыне Души не чаете. Негодный лоботряс Решил оклеветать беднягу, а у вас Лжеца разоблачить язык не повернулся. Да будь и вправду что - уж я б не обманулся, Уж я увидел бы, что вы возмущены.
Эльмира пытается убедить мужа в том, что он ослеплен, и ничего не видит вокруг себя так, как есть на самом деле. Эльмира предлагает ему самому подслушать ее разговор с Тартюфом, Оргон соглашается, хотя не верит, что из этого будет что-либо толковое. Эльмира приказывает Дорине, Клеанту и Ма-риане оставить их, те уходят.
Явление IV Эльмира остается с мужем и просит его залезть под стол.
Явление V
Пришел Тартюф. Эльмира пытается развести Тартюфа опять на признание к ней. Тот просит у нее вещественный залог ее чувств. Она пытается убедить его, что это невозможно, потому что тогда может открыться их тайна, и просит посмотреть, нет ли за дверью ее супруга. Тартюф:
Его-то мы всегда вкруг пальца обведем. Как сам он пожелал, мы видимся вдвоем, Он этим горд весьма, спесь взор его туманит, И если даже вдруг он нас врасплох застанет, Скорей поверит мне, чем собственным глазам.
Эльмира настаивает, чтобы он все-таки посмотрел. Тартюф уходит.
Явление VI
В комнате остается Эльмира, Оргон вылезший из под стола, удивляется, как это он мог доверять такому проходимцу и подлецу. Эльмира заслоняет собой мужа.
Явление VII
Входит Тартюф. Он уверяет Эльмиру, что они одни, и пытается ее обнять. Но она уворачивается от его объятий, и он нос к носу сталкивается с Оргоном. Тартюф пытается оправдаться, но Оргон уже ничего не слушает и велит ему убираться вон. Тогда Тартюф грозит ему, что он сам их выгонит из дому.
Явление VIII
Эльмира и Оргон остаются одни. Она спрашивает мужа, что это за угрозы. На что муж ей признается в том, что подарил Тартюфу дом и отдал кое-что еще.
ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ Явление I
Беседуют Оргон и Клеант. Оргон признается зятю, что был дураком последним и отдал на хранение Тартюфу ларец с документами, которые сам хранил по просьбе друга, из-за которых можно и в тюрьму пойти.
Явление II
Приходит Дамис, и спрашивает у отца, неужели правда, что Тартюф ему теперь грозит расправой. Оргон: "Да. Я не знал, что есть такие злые души".
Явление III
В комнате появляются госпожа Пернель, Эльмира, Мариа-на и Дорина.
Госпожа Пернель опять недовольна оттого, что в этом доме кругом какой-то беспорядок. Оргон рассказывает матери, как Тартюф обманывал их, какой он лицемер и ханжа. Но мать не верит, говорит, что:
Про нравы здешние, про то, что все тут вкупе От злости истолочь его бы рады в ступе.
Когда сын ее заикается о том, что видел собственными глазами, как обманщик приставал к его жене, госпожа Пернель заявляет, что его настроили "исподтишка", и
Сам видел? Ну и что? Нельзя судить на глаз. Нередко видимость обманывает нас.
Все в шоке от такого поворота событий.
Явление IV
Появляется господин Лояль, просит провести его к хозяину, и предъявляет ордер на выселение семьи Оргона. Однако он смилостивился, и сказал, что может подождать до утра, а они могут спокойно поспать последнюю ночь в бывшем своем доме, в своих постелях, но утром им надлежит собрать вещи и удалиться. После этого Лояль сообщает, что он вернется вечером вместе со своими людьми и будет караулить их сон.
После ухода Лояля все начинают ругать Тартюфа. А госпожа Пернель приходит в ужас от такого вероломного поведения Тартюфа. Дорина язвит по поводу прежнего поведения хозяина и его нежелания поверить, тому, что ему говорили про Тартюфа:
Чем недовольны вы? Чем рассердил он вас? Нам праведность свою явил он лишний раз: Ведь пуще, чем себя, своих он ближних любит, И, помня, что людей богатство только губит, Из сострадания он разорил вас в пух, Дабы верней спасти от гибели ваш дух. .
Явление VI
В доме Оргона появляется Валер. Он сообщает еще одну печальную весть, что Тартюф передал государю ларец с документами, и сейчас Оргона собираются арестовать. Валер предлагает отцу своей невесты бежать, сказав, что уже около крыльца стоит карета, которая отвезет Оргона в надежное место. Оргон собирается последовать его совету.
Явление VII
Оргону не суждено осуществить бегство, так как заявился Тартюф с офицером. Тартюф:
Ну-ну, зачем спешить? Повременим немного: До нового жилья недальняя дорога. Вы арестованы указом короля.
Все присутствующие набрасываются с упреками на Тартюфа, но тот невозмутим, и опять блещет своим красноречием, рассуждая о высшем своем предназначении. Однако Тартюфу надоедают упреки семьи, богатство которой он собирается прибрать к рукам, и он приказывает офицеру не медлить с арестом хозяина дома. На что офицер просит проследовать Тартюфа за ним в тюрьму. Тот очень удивлен, думает, что здесь какая-то ошибка. Офицер объясняет, что король давно уже знает о подобных проделках, и только ждал случая поймать негодяя. А проводили его в дом Органа только для того, чтобы убедиться окончательно, что он и есть тот самый мошенник, который порочит честных людей. Офицер:
Бумаги, что к сему попали негодяю, По воле короля вам, сударь, возвращаю. Соизволяет он расторгнуть договор, Согласно коему задумал дерзкий вор Присвоить этот дом и ваше все именье. И, сверх того, король дарует вам прощенье, Хоть помощь получил от вас мятежный друг. Все эти милости вам в честь былых заслуг Оказаны теперь, когда вы их не ждете, - Пусть знают все, в каком у короля почете Благое рвение. Душа его щедра. И в правилах его - не забывать добра.
После своей речи офицер уводит Тартюфа.
Явление VIII

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения - благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких - в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона…

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле - лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудреных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надежную крышу над головой и еще кой-какие блага.

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым, восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчета о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис - в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, - его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы - попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За нее пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа - нищего, низкого душой урода - значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того - толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца - так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Год написания:

1664

Время прочтения:

Описание произведения:

Пьеса Тартюф была написана Мольером в 1664 году. Эта пьеса является одной из самых популярных, так как была поставлена почти всеми театрами. Даже сегодня ее можно встретить в репертуарах театров. Благодаря финальной развязке пьесы она является комедией.

Предлагаем вам ознакомиться с кратким содержанием пьесы Тартюф.

В доме почтенного Оргона по приглашению хозяина обосновался некий г-н Тартюф. Оргон души в нем не чаял, почитая несравненным образцом праведности и мудрости: речи Тартюфа были исключительно возвышенны, поучения - благодаря которым Оргон усвоил, что мир являет собой большую помойную яму, и теперь и глазом не моргнул бы, схоронив жену, детей и прочих близких - в высшей мере полезны, набожность вызывала восхищение; а как самозабвенно Тартюф блюл нравственность семейства Оргона...

Из всех домочадцев восхищение Оргона новоявленным праведником разделяла, впрочем, лишь его матушка г-жа Пернель. Эльмира, жена Оргона, её брат Клеант, дети Оргона Дамис и Мариана и даже слуги видели в Тартюфе того, кем он и был на самом деле - лицемерного святошу, ловко пользующегося заблуждением Оргона в своих немудрёных земных интересах: вкусно есть и мягко спать, иметь надёжную крышу над головой и ещё кой-какие блага.

Домашним Оргона донельзя опостылели нравоучения Тартюфа, своими заботами о благопристойности он отвадил от дома почти всех друзей. Но стоило только кому-нибудь плохо отозваться об этом ревнителе благочестия, г-жа Пернель устраивала бурные сцены, а Оргон, тот просто оставался глух к любым речам, не проникнутым восхищением перед Тартюфом. Когда Оргон возвратился из недолгой отлучки и потребовал от служанки Дорины отчёта о домашних новостях, весть о недомогании супруги оставила его совершенно равнодушным, тогда как рассказ о том, как Тартюфу случилось объесться за ужином, после чего продрыхнуть до полудня, а за завтраком перебрать вина, преисполнила Оргона состраданием к бедняге.

Дочь Оргона, Мариана, была влюблена в благородного юношу по имени Валер, а её брат Дамис - в сестру Валера. На брак Марианы и Валера Оргон вроде бы уже дал согласие, но почему-то все откладывал свадьбу. Дамис, обеспокоенный собственной судьбой, - его женитьба на сестре Валера должна была последовать за свадьбой Марианы - попросил Клеанта разузнать у Оргона, в чем причина промедления. На расспросы Оргон отвечал так уклончиво и невразумительно, что Клеант заподозрил, не решил ли тот как-то иначе распорядиться будущим дочери.

Каким именно видит Оргон будущее Марианы, стало ясно, когда он сообщил дочери, что совершенства Тартюфа нуждаются в вознаграждении, и таким вознаграждением станет его брак с ней, Марианой. Девушка была ошеломлена, но не смела перечить отцу. За неё пришлось вступиться Дорине: служанка пыталась втолковать Оргону, что выдать Мариану за Тартюфа - нищего, низкого душой урода - значило бы стать предметом насмешек всего города, а кроме того - толкнуть дочь на путь греха, ибо сколь бы добродетельна ни была девушка, не наставлять рога такому муженьку, как Тартюф, просто невозможно. Дорина говорила очень горячо и убедительно, но, несмотря на это, Оргон остался непреклонен в решимости породниться с Тартюфом.

Мариана была готова покориться воле отца - так ей велел дочерний долг. Покорность, диктуемую природной робостью и почтением к отцу, пыталась преобороть в ней Дорина, и ей почти удалось это сделать, развернув перед Марианой яркие картины уготованного им с Тартюфом супружеского счастья.

Но когда Валер спросил Мариану, собирается ли она подчиниться воле Оргона, девушка ответила, что не знает. В порыве отчаяния Валер посоветовал ей поступать так, как велит отец, тогда как сам он найдёт себе невесту, которая не станет изменять данному слову; Мариана отвечала, что будет этому только рада, и в результате влюблённые чуть было не расстались навеки, но тут вовремя подоспела Дорина. Она убедила молодых людей в необходимости бороться за своё счастье. Но только действовать им надо не напрямик, а окольными путями, тянуть время, а там уж что-нибудь непременно устроится, ведь все - и Эльмира, и Клеант, и Дамис - против абсурдного замысла Оргона,

Дамис, настроенный даже чересчур решительно, собирался как следует приструнить Тартюфа, чтобы тот и думать забыл о женитьбе на Мариане. Дорина пыталась остудить его пыл, внушить, что хитростью можно добиться большего, нежели угрозами, но до конца убедить его в этом ей не удалось.

Подозревая, что Тартюф неравнодушен к жене Оргона, Дорина попросила Эльмиру поговорить с ним и узнать, что он сам думает о браке с Марианой. Когда Дорина сказала Тартюфу, что госпожа хочет побеседовать с ним с глазу на глаз, святоша оживился. Поначалу, рассыпаясь перед Эльмирой в тяжеловесных комплиментах, он не давал ей и рта раскрыть, когда же та наконец задала вопрос о Мариане, Тартюф стал заверять её, что сердце его пленено другою. На недоумение Эльмиры - как же так, человек святой жизни и вдруг охвачен плотской страстью? - её обожатель с горячностью отвечал, что да, он набожен, но в то же время ведь и мужчина, что мол сердце - не кремень... Тут же без обиняков Тартюф предложил Эльмире предаться восторгам любви. В ответ Эльмира поинтересовалась, как, по мнению Тартюфа, поведёт себя её муж, когда услышит о его гнусных домогательствах. Перепуганный кавалер умолял Эльмиру не губить его, и тогда она предложила сделку: Оргон ничего не узнает, Тартюф же, со своей стороны, постарается, чтобы Мариана как можно скорее пошла под венец с Валером.

Все испортил Дамис. Он подслушал разговор и, возмущённый, бросился к отцу. Но, как и следовало ожидать, Оргон поверил не сыну, а Тартюфу, на сей раз превзошедшему самого себя в лицемерном самоуничижении. В гневе он велел Дамису убираться с глаз долой и объявил, что сегодня же Тартюф возьмёт в жены Мариану. В приданое Оргон отдавал будущему зятю все своё состояние.

Клеант в последний раз попытался по-человечески поговорить с Тартюфом и убедить его примириться с Дамисом, отказаться от неправедно приобретённого имущества и от Марианы - ведь не подобает христианину для собственного обогащения использовать ссору отца с сыном, а тем паче обрекать девушку на пожизненное мучение. Но у Тартюфа, знатного ритора, на все имелось оправдание.

Мариана умоляла отца не отдавать её Тартюфу - пусть он забирает приданое, а она уж лучше пойдёт в монастырь. Но Оргон, кое-чему научившийся у своего любимца, глазом не моргнув, убеждал бедняжку в душеспасительности жизни с мужем, который вызывает лишь омерзение - как-никак, умерщвление плоти только полезно. Наконец не стерпела Эльмира - коль скоро её муж не верит словам близких, ему стоит воочию удостовериться в низости Тартюфа. Убеждённый, что удостовериться ему предстоит как раз в противном - в высоконравственности праведника, - Оргон согласился залезть под стол и оттуда подслушать беседу, которую будут наедине вести Эльмира и Тартюф.

Тартюф сразу клюнул на притворные речи Эльмиры о том, что она якобы испытывает к нему сильное чувство, но при этом проявил и известную расчётливость: прежде чем отказаться от женитьбы на Мариане, он хотел получить от её мачехи, так сказать, осязаемый залог нежных чувств. Что до нарушения заповеди, с которым будет сопряжено вручение этого залога, то, как заверял Эльмиру Тартюф, у него имеются свои способы столковаться с небесами.

Услышанного Оргоном из-под стола было достаточно, чтобы наконец-то рухнула его слепая вера в святость Тартюфа. Он велел подлецу немедленно убираться прочь, тот пытался было оправдываться, но теперь это было бесполезно. Тогда Тартюф переменил тон и, перед тем как гордо удалиться, пообещал жестоко поквитаться с Оргоном.

Угроза Тартюфа была небезосновательной: во-первых, Оргон уже успел выправить дарственную на свой дом, который с сегодняшнего дня принадлежал Тартюфу; во-вторых, он доверил подлому злодею ларец с бумагами, изобличавшими его родного брата, по политическим причинам вынужденного покинуть страну.

Надо было срочно искать какой-то выход. Дамис вызвался поколотить Тартюфа и отбить у него желание вредить, но Клеант остановил юношу - умом, утверждал он, можно добиться большего, чем кулаками. Домашние Оргона так ещё ничего не придумали, когда на пороге дома объявился судебный пристав г-н Лояль. Он принёс предписание к завтрашнему утру освободить дом г-на Тартюфа. Тут руки зачесались уже не только у Дамиса, но и у Дорины и даже самого Оргона.

Как выяснилось, Тартюф не преминул использовать и вторую имевшуюся у него возможность испортить жизнь своему недавнему благодетелю: Валер принёс известие о том, что негодяй передал королю ларец с бумагами, и теперь Оргону грозит арест за пособничество мятежнику-брату. Оргон решил бежать пока не поздно, но стражники опередили его: вошедший офицер объявил, что он арестован.

Вместе с королевским офицером в дом Оргона пришёл и Тартюф. Домашние, в том числе и наконец прозревшая г-жа Пернель, принялись дружно стыдить лицемерного злодея, перечисляя все его грехи. Тому это скоро надоело, и он обратился к офицеру с просьбой оградить его персону от гнусных нападок, но в ответ, к великому своему - и всеобщему - изумлению, услышал, что арестован.

Как объяснил офицер, на самом деле он явился не за Оргоном, а для того, чтобы увидеть, как Тартюф доходит до конца в своём бесстыдстве. Мудрый король, враг лжи и оплот справедливости, с самого начала возымел подозрения относительно личности доносчика и оказался как всегда прав - под именем Тартюфа скрывался негодяй и мошенник, на чьём счету великое множество тёмных дел. Своею властью государь расторг дарственную на дом и простил Оргона за косвенное пособничество мятежному брату.

Тартюф был с позором препровождён в тюрьму, Оргону же ничего не оставалось, кроме как вознести хвалу мудрости и великодушию монарха, а затем благословить союз Валера и Марианы.

Вы прочитали краткое содержание пьесы Тартюф. В разделе нашего сайта - краткие содержания , вы можете ознакомиться с изложением других известных произведений.



В нашумевшем фильме «Последний урок» (2008) Жана-Поля Лильенфельда учительница Соня Бержерак (в исполнении прекрасной Изабель Аджани) во время урока рассказывает ученикам о Мольере. О нём и хотелось бы поведать в этой небольшой рецензии. Думаю, что каждый, кто смотрел этот фильм, навсегда запомнил, что настоящее его имя - Жан-Батист Поклен, сын обойщика. Мольер стал ведущим драматургом времён короля Людовика XIV. Думаю, что мои читатели смотрели и другой французский фильм - «Король танцует» (2000), где роль выдающегося комедиографа сыграл французский актёр турецкого происхождения Чеки Карио. Произведения данного автора неоднократно ставились и экранизировались, в том числе и у нас. Мольер - один из популярнейших французских авторов. Среди ценителей его творчества - один из величайших французов император Наполеон I, который смотрел комедию «Тартюф», о которой я намерен поговорить, более 10 раз и изрёк: «Мир - это великая комедия, где на одного Мольера приходится с десяток Тартюфов» . Думаю, что эти слова великого императора можно считать своеобразным эпиграфом к дальнейшему тексту.


«Тартюф, или Обманщик» - одна из величайших пьес Мольера, можно сказать, что самая знаменитая, самая известная. Тартюф сейчас - имя нарицательное, обозначающее обманщика, ханжу, лицемера. Это был крайне удачный образ, найденный комедиографом для обличения подобных людей, которых немало было и при дворе. Мольер - это яркий и прекрасный сатирик, талантливый поэт, но помимо этого он ещё и блестящий пропагандист. Тем, кто читал данную пьесу, я думаю, знакома её концовка. Там, в стиле a deus ex mashina король карает несправедливость и наступает закономерный и ожидаемый happy-end. Стоит, я полагаю, привести здесь слова, вложенные в уста Офицера, которые являются одой, гимном Его Королевскому Величеству Людовику XIV:

Наш государь - враг лжи. От зоркости его
Не могут спрятаться обман и плутовство.
Он неусыпную являет прозорливость
И, видя суть вещей, казнит несправедливость.
Не подчиняется он голосу страстей,
Не знает крайностей великий разум сей.
Бессмертной славою достойных он венчает,
Но их усердие его не ослепляет,
И, воздавая им за добрые дела,
Сурово он следит за происками зла.
Могли ль коварные уловки этой твари
Не вызвать тотчас же сомнений в государе,
Раскрывшем множество и не таких интриг?
В извилины души злодейской он проник.
Доносчик, выдав вас, попал в свои же сети.
Есть правда и закон. Увидев плутни эти,
Под новым именем узнал в нем государь
Злодея дерзкого, о коем слышал встарь.
Давно уж королю дела его знакомы:
Их грязный перечень заполнить мог бы то
Неблагодарностью, что выказал он тут,
Монарха прогневил закоренелый плут,
И переполнилась от этой капли чаша.
Был послан для того я с ним в жилище ваше,
Чтоб дать ему дойти в бесстыдстве до конца
И вслед за тем при вас унизить наглеца.
Бумаги, что к сему попали негодяю,
По воле короля вам, сударь, возвращаю.
Соизволяет он расторгнуть договор,
Согласно коему задумал дерзкий вор
Присвоить этот дом и ваше все именье.
И, сверх того, король дарует вам прощенье,
Хоть помощь получил от вас мятежный друг.
Все эти милости вам в честь былых заслуг
Оказаны теперь, когда вы их не ждете, -
Пусть знают все, в каком у короля почете
Благое рвение. Душа его щедра.
И в правилах его - не забывать добра.


Мольер славит своего венценосного покровителя и это смотрится вполне себе естественно. Он выполнял в искусстве крайне важную для своего времени функцию - укреплял королевскую власть, почтение и уважение к ней через драматургию, через театр, который тогда был важнейшим из искусств. Стоит вспомнить, что и сам король любил заниматься танцами, что как раз и отображает вышеупомянутый фильм «Король танцует» . И он прекрасно понимал важность искусства для пропаганды. XVII век во Франции был временем укрепления абсолютизма, когда сперва Людовик XIII, отец Людовика XIV, при поддержке знаменитого кардинала Ришелье (отсылаю к рецензии на его биографию пера П.П.Черкасова, написанной Егором Холмогоровым), занимался укреплением централизации в стране, боролся с крупной аристократией, которая периодически бунтовала против короля. Самый известный и масштабный такой бунт - это, конечно же, Фронда, о которой я писал в на роман Александра Дюма-отца «Двадцать лет спустя» . В данной пьесе также звучат отголоски этих событий: сообщается, что во время оных Оргон, покровитель Тартюфа, проявил здравомыслие и стоял за короля, но оказал помощь своему другу-фрондёру, взяв у него на сохранение важные бумаги, обманом выкраденные бесчестным лицемером. Однако король простил ему это, и справедливость была восстановлена.

Победив Фронду, Его Королевское Величество занялся укреплением собственной власти и её авторитета среди благородных сословий, прежде всего. Стоит отметить, что в 1663 году одним из выдающихся министров Людовика Кольбером была организована «Академия надписей», которая должна была заниматься сочинением надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Фактически, искусство было объявлено государственным делом, а художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, отображая идеалы абсолютизма. И данную политику Мольер неуклонно воплощал в своём творчестве. Здесь, пожалуй, невозможно не согласиться со словами Галины Иванкиной в посте в ЖЖ на тему отношений власти и творческой элиты: «Вспоминаем Отца Народов товарища Сталина. И почему бы, в таком случае, не сравнивать Большой Стиль товарища Сталина с Большим же Стилем Короля-Солнце? Два правителя - два Больших Стиля. В конечном итоге, Михаил Булгаков, обращаясь к теме Мольера и Людовика, держал в голове именно свои личные - сложные и противоречивые - взаимоотношения с Иосифом Виссарионовичем» . Здесь речь идёт о биографии драматурга «Жизнь господина де Мольера» , написанной Булгаковым в 30-е годы для серии ЖЗЛ, но так и не опубликованной тогда. Если же говорить про Сталина, то не стоит забывать, я полагаю, и про отношения его с , которому вождь заказал написать трилогию о победах русских над иноземными захватчиками, а до этого похвалил его книгу .

Вообще, если обращаться к социально-сословному характеру пьесы, то можно отметить, что это произведение, написанное представителем третьего сословия, где место действия является дом состоятельного парижского буржуа Оргона. Именно он вознаграждается в конце за свою верность королю. Подобный ход вполне может считаться, своего рода, политическим намёком. Стоит отметить, что тема французской буржуазии, которая набирала силы и вес, которая стремилась к участию в политике, в государственных делах, в эту эпоху активного развития французского капитализма, которому способствовала весьма грамотная политика Кольбера (кстати, выходца из третьего сословия), была воплощена в ряде других произведений Мольера. Например, знаменитая пьеса «Мещанин во дворянстве» . Кстати, что интересно, это был государственный заказ, направленный против социальных лифтов для простолюдинов, что весьма чётко отмечает в своей статье Наталья Андросенко. Девятью годами ранее в пьесе «Смешные жеманницы» Мольер разоблачил тогдашнюю салонную оппозицию королевскому абсолютизму. Но вернёмся к нашей пьесе.

Постановка первой редакции «Тартюфа» в 1664 году возмутила до крайности мать короля, знаменитая Анна Австрийская. Мольера обвиняли в оскорблении религии и церкви, требуя за это кары, в итоге представления пьесы запретили. В 1667 году Мольер создаёт вторую редакцию пьесы (как и первая, она до нас не дошла). Окончательная же, третья редакция. Которую мы сегодня и имеем возможность читать, была создана в 1668 году и поставлена впервые 9 февраля 1669 года. Пьеса имела огромный успех. На неё были яростные нападки, во главе которых были такие официальные лица, как президент Парижского парламента Ламуаньон и парижский архиепископ Перефикс. «В этой комедии Мольер обратился к наиболее распространенному в те времена виду лицемерия - религиозному - и писал её, основываясь на своих наблюдениях за деятельностью тайного религиозного общества - «Общества святых даров», которому покровительствовала Анна Австрийская. Король не давал санкции на открытую деятельность этой разветвленной организации, существовавшей уже более 30 лет, деятельность общества была окружена величайшей таинственностью. Действуя под девизом «Пресекай всякое зло, содействуй всякому добру», члены общества главной своей задачей ставили борьбу с вольнодумством и безбожием. Имея доступ в частные дома, они, по существу, выполняли функции тайной полиции, ведя негласный надзор за подозреваемыми ими, собирая факты, якобы доказывающие их виновность, и на этом основании выдавая мнимых преступников властям. Члены общества проповедовали суровость и аскетизм в нравах, отрицательно относились ко всякого рода светским развлечениям и театру, преследовали увлечение модами. Мольер наблюдал, как члены «Общества святых даров» вкрадчиво и умело втираются в чужие семьи, как они подчиняют себе людей, полностью завладевая их совестью и их волей. Это и подсказало сюжет пьесы, характер же Тартюфа сложился из типичных черт, присущих членам «Общества святых даров».Подобно им, Тартюф связан с судом, с полицией, ему покровительствуют при дворе. Истинный свой облик он скрывает, выдавая себя за обедневшего дворянина, ищущего пропитания на церковной паперти. В семейство Оргона он проникает потому, что в этом доме после брака хозяина с молодой Эльмирой вместо прежнего благочестия царят вольные нравы, веселье, слышатся критические речи. Кроме того, друг Оргона Аргас, политический изгнанник, участник Парламентской Фронды (1649), оставил ему компрометирующие документы, которые хранятся в шкатулке. Такое семейство вполне могло показаться «Обществу» подозрительным, за подобными семьями и устанавливалась слежка». Причём, лицемерен в пьесе не только Тартюф, но и другие персонажи - его слуга Лоран, который «ему под стать», судебный пристав Лояль, и старуха-мать Оргона госпожа Пернель. Впрочем, в пьесе не только разоблачается лицемерие, но и ставится важный вопрос - почему Оргон позволил себя обмануть? «Причина этого — косность сознания Оргона, воспитанного в подчинении авторитетам. Эта косность не дает ему возможности критически осмыслить явления жизни и оценить окружающих его людей. Если Оргон все же обретает здравый взгляд на мир после разоблачения Тартюфа, то его мать, старуха Пернель, глупо благочестивая сторонница косных патриархальных взглядов, так и не увидела подлинного лица Тартюфа» . Зато его сразу увидело молодое поколение, объединённое служанкой Дориной, которая возглавила борьбу с проходимцем (вообще это вполне типичный для европейской драматургии образ находчивой служанки, которая помогает своим господам добиться своего, обрести счастье).

Данная пьеса не только злободневная, но и вечная. Поэтому она так популярна и не теряет интереса к себе и в наше время. Ваш покорный слуга в своё время играл в её постановке, исполняя роль пристава Лояля. Собственно, именно тогда я впервые и познакомился с этим выдающимся произведением великого французского автора. Перечитывая данную комедию в очередной раз, я решил, что обязательно стоит написать о ней данный текст, тем более что, в чём-то, он сопересекается с о романе Дюма-отца «Двадцать лет спустя» , поскольку речь там идёт примерно об одном времени и месте - Франции XVII века эпохи правления Людовика XIV. Причём, меня, в силу направленности моего мышления, всегда интересовал исторический и политический контекст данных произведений. И именно по этой причине я считаю, что и сегодня они не потеряли своей актуальности - как текст XVII века, так и роман середины века XIX-го.

В доме господина Оргона все идет не так как надо, по-крайней мере, для домочадцев, которые просто были недовольны тем, что их отец и муж госпожи Оргон – ведет себя таким образом. Ведь он разрешил поселить в своем доме одному человеку, который являлся праведником, и кем-то вроде служителя церкви.

Его звали господин Тартюф. Этот человек на самом деле был обманщиком, которому требовалось жилье, крыша над головой, но кроме этого он решил посягнуть на нечто большее, что вообще сильно разгневало все семейство. Господин Оргон сам не видел, что он сделал, так как он не особо хорошо разбирался в людях, и ему казалось, что господин Тартюф заслуживает всяческого преклонения перед ним.

Но его родные не разделяли его мнения. Ведь они видели – насколько ужасен этот человек, прикрываясь Библией, умными словами и улыбками. Когда он стал жить у них в доме, он сразу же стал всем заправлять, и ему подчинялся хозяин дома, чтобы всего ужасней. Всей семье пришлось много вытерпеть от него, так как он использовал против них собственного их отца. Именно потому все так возненавидели его.

Но сам отец этого не понимал, - ведь как его родные могли гневаться и клеветать на такого человека, просто святого. Именно это и рассердило отца. Дочь господина Оргона была еще незамужней, но она хотела выйти замуж за одного юношу, и до того времени, как появился этот незваный гость, отец семейства почти дал разрешение им пожениться. Но теперь он вроде как медлил с этим решением. И когда сам бедный жених напрямую спросил у отца его любимой – тот ответил, что хочет породниться с господином Тартюфом, так как он считает его достойным и просто – напросто почти святым, если не таким уж. Это просто ошеломило его дочь но, скромная по натуре, она не решилась перечить вспыльчивому в этом случае, отцу. Но другие ее родные были еще больше шокированы глупостью и неведением отца их.

Все, кроме господина Оргона и его матери, видели – насколько ужасен и лицемерен господин Тартюф, который испортил им тихую и радостную жизнь. Ведь своими нравоучениями он разогнал всех друзей из их дома, настраивал их отца против всех домашних, занял, чуть ли не командование всей семьей.

А теперь он еще хотел жениться на дочери хозяина дома, что еще больше воспротивило всех против господина Тартюфа. Теперь все домашние собрались – и планирую, как бы уберечь себя и свою домашнюю девочку, сестру и дочь от негодяя хитрого и подлого – господина тартюфа. Они стараются что-либо придумать, чтобы как-то вывести на чистую воду этого негодяя.

Дорина, их служанка, очень умная девушка, решила все устроить. Она подозревала, что сам святоша не равнодушен к жене самого хозяина дома, а именно потому она предложила поговорить госпоже Эльмире с Тартюфом, и тогда он стал уверять ее, что любит ее. Это очень удивило госпожу, и в какой-то мере, она решила этим воспользоваться. Так как господин Оргон не поверил на слово своему сыну о подлости священника, сама жена его решила уговорить его залезть под стол и подслушать их беседу, и тогда разувериться в доброте и святости этого мошенника. Еле-еле удалось уговорить, но тот все-таки послушался.

И тогда, когда он в нужный момент спрятался под столом в тихой комнате, где подслушал весь разговор, в котором господин Тартюф приставал к его собственной жене, признаваясь в любви, и касаясь даже ее, чему та старалась воспрепятствовать. Тогда господин Оргон очень разгневался, и выгнал из дома подлого мошенника, который грозил расплатой, чего и стоило ожидать, потому что хозяин дома уже успел в какой-то мере изменить завещание. Но все обошлось, так как милостивый король смог воспрепятствовать этому.

Картинка или рисунок Тартюф

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Королевская аналостанка Сетон-Томпсон

    С самого раннего утра мужчина с неопрятной внешностью делал свою ежедневную работу. Он раздавал кошкам куски печени. Однако в зависимости от того, насколько платежеспособным был хозяин животного

    На подъездах к Соловцу Александру Привалову, программисту-математику из Ленинграда, встречаются двое путешественников, которые представляются сотрудниками загадочного научного учреждения под аббревиатурой НИИЧАВО, которую они сами расшифровывают как