Уголовная ответственность за информационные правонарушения. Что грозит нарушителям за преступления в сфере компьютерной информации

Юридическая ответственность реализуется с учетом специфических методов информационного права при возникновении конфликтных противоправных ситуаций. Положения об ответственности за правонарушения в сфере информации содержатся в ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В указанной статье используется термин "разглашение информации", который, по сути, обозначает ее распространение.

В сфере гражданско-правовой ответственности за незаконное распространение и использование информации также произошли определенные изменения. Во-первых, в ч. 2 ст. Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлена возможность требовать компенсации морального вреда, причиненного таким правонарушением. Здесь следует иметь в виду правила ст. 151 ГК РФ: "если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда" и п. 2 ст. 1099 ГК РФ: "моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом". Таким образом, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» позволяет требовать компенсации морального вреда, если незаконным распространением и использованием информации были нарушены не только неимущественные, но также и имущественные права гражданина (физического лица). Однако подобный иск в любом случае может быть удовлетворен только при наличии вины правонарушителя (если нет распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию - ст. 1100 ГК РФ) .

Административная ответственность устанавливается за нарушение определенных правил поведения. В Кодексе РФ об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность за:

  • - нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума (ст. 5.1);
  • - нарушение порядка участия средств массовой информации в информационном обеспечении выборов, референдумов (ст. 5.5);
  • - изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах (ст. 5.12);
  • - умышленное уничтожение или повреждение печатных материалов, относящихся к выборам, референдуму (ст. 5.14);
  • - непредставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (ст. 5.17);
  • - непредставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25);
  • - нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 5.36);
  • - отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 5.39);
  • - незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);
  • - сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);
  • - невыполнение правил ведения судовых документов (ст. 8.16);
  • - сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременном массовом заболевании животных (ст. 10.7);
  • - самовольная установка или эксплуатация узла проводного вещания (ст. 13.1);
  • - воспрепятствование распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);
  • - нарушение правил распространения обязательных сообщений (ст. 13.17);
  • - воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (ст. 13.18);
  • - нарушение порядка предоставления статистической информации (ст. 13.19);
  • - непредставление информации для составления списков присяжных заседателей (ст. 17.6) и др.

Таким образом, КоАП РФ вводит новые составы административного правонарушения, практически аналогичные содержанию ст. 4 Закона РФ о СМИ. Речь идет, в частности, о таких правонарушениях, как пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров (ст. 6.13).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе, в частности за отказ от контррекламы и ненадлежащую рекламу (ст. 14.3) КоАП РФ устанавливает для юридических лиц на уровне от четырехсот до пятисот МРОТ. Кроме ответственности за данный состав, КоАП РФ вводит еще один, также имеющий отношение к Федеральному закону "О рекламе". Согласно КоАП РФ, использование государственных символов (флага, герба, гимна) в нарушение установленных правил влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ (ст. 17.10).

Изменения в избирательном законодательстве затрагивают и круг субъектов такого правонарушения, как "непредставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации" . Дело в том, что данная обязанность возлагается не только на государственные и муниципальные СМИ, но и на частные СМИ. Поэтому, при проведении выборов любого уровня, к ответственности за ее невыполнение привлекаются все СМИ, независимо от того, к какой форме собственности оно относится. Административный штраф налагается на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот МРОТ.

Рассмотрим теперь административную ответственность за нарушение права на получение информации. Согласно ст. 38 Закона РФ о СМИ, граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

В КоАП РСФСР отсутствовала ответственность за отказ в предоставлении редакции СМИ информации. В связи с чем единственно возможными видами ответственности за эти действия являлись дисциплинарная, гражданская и уголовная ответственность.

В соответствии с КоАП РФ нарушение права на поиск и получение информации является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Процедура подачи запроса информации и получения ответа редакцией СМИ подкреплена административной санкцией за отказ либо несвоевременное представление информации, как установлено ст. 5.39 КоАП РФ. Размер штрафа установлен в размере от пяти до десяти МРОТ, т.е. является достаточно низким.

Объективная сторона данного правонарушения, установленная КоАП РФ, практически аналогична объективной стороне преступления ("отказ гражданину в предоставлении информации" - ст. 140 УК). Отличие между ними составляет наличие (отсутствие) такого элемента, как причинение вреда правам и законным интересам гражданина (при преступлении он всегда присутствует). Поэтому отграничение административного правонарушения от преступления с аналогичным составом происходит именно по объективной стороне, а именно - причинению вреда.

Иное правонарушение - демонстрирование фашистской атрибутики или символики карается административным штрафом в размере от пяти до десяти МРОТ с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией фашистской атрибутики или символики (ст. 20.3). Примечательно, что как установлено КоАП РФ, привлечение к ответственности возможно только в случае, если целью демонстрации была пропаганда такой атрибутики или символики. При данной оговорке положительное решение вопроса о привлечении к ответственности может быть принято, если доказано наличие цели демонстрации фашистских символов. Однако, только по итогам правоприменительной практики - в отсутствие соответствующей конкретизации в законодательстве - можно будет судить о том, в каких случаях демонстрация будет признаваться целенаправленной. Опять же, подобная ситуация может негативно отразится на взаимоотношениях редакций СМИ с правоприменительными органами.

За действия, образующие три состава административных правонарушений, КоАП РФ предусмотрена ранее отсутствовавшая ответственность. К таким действиям относятся: воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средства массовой информации либо установление незаконных ограничений на розничную продажу тиража периодического печатного издания (13.16); нарушение правил распространения обязательных сообщений (13.17); воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм (13.18). Необходимость установления ответственности за действия, которые описаны в составах этих правонарушений, вытекает из ст. 60 Закона РФ о СМИ. Последний был принят, как известно, в конце 1991 года. Таким образом, потребовалось более 15 лет для того, чтобы эта норма перестала быть бланкетной, и появились основания для привлечения к административной ответственности за данные действия.

Ответственность за следующий состав административного правонарушения - нарушение правил распространения обязательных сообщений - заключается в наложении административного штрафа на граждан - от одного до трех МРОТ; на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти МРОТ. Воспрепятствование уверенному приему радио- и телепрограмм путем создания искусственных помех карается наложением административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти МРОТ; на должностных лиц - от десяти до двадцати МРОТ; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Не подверглись существенным изменениям такие составы административных правонарушений, как нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (13.21) и нарушение порядка объявления выходных данных (13.22). В отношении первого можно отметить, что отныне нарушением порядка распространения признается распространение продукции СМИ не только незарегистрированного, но также и СМИ, не прошедшего перерегистрацию. Наложение взыскания возможно и на основании факта изготовления или распространения продукции СМИ после решения о прекращении или приостановлении выпуска СМИ в установленном порядке. За данное правонарушение административный штраф может налагаться на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ с конфискацией предмета административного правонарушения. Что же касается ответственности за нарушение порядка объявления выходных данных, то здесь корректировка была проведена в отношении размера штрафов. Данное правонарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

Отсюда следует, что при административном судопроизводстве могут быть наложены следующие виды административных взысканий:

  • - предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, выносимого в письменной форме;
  • - административный штраф - денежное взыскание;
  • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения - принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - лишение специального права;
  • - административный арест;
  • - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • - дисквалификация - лишение права занимать руководящие должности в исполнительных органах управления юридических лиц;
  • - административное приостановление деятельности.

Статья 17 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. N 3523-I "О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных" устанавливает, что физическое или юридическое лицо, которое не выполняет требований указанного Закона в отношении исключительных прав правообладателей, в т.ч. ввозит в РФ экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовленные без разрешения их правообладателей, является нарушителем авторскогоправа . Контрафактными признаются экземпляры программы для ЭВМ или базы данных, изготовление или использование которых влечет за собой нарушение авторского права, а также экземпляры охраняемой в РФ в соответствии с настоящим Законом программы для ЭВМ или базы данных, ввозимых в РФ из государства, в котором эта программа для ЭВМ или база данных никогда не охранялись или перестали охраняться законом.

В соответствии со статьей 18 этого же Закона автор программы для ЭВМ или базы данных и иные правообладатели вправе требовать:

  • - признания прав;
  • - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • - возмещения причиненных убытков, в размер которых включается сумма доходов, неправомерно полученных нарушителем;
  • - выплаты нарушителем компенсации в определяемой по усмотрению суда, арбитражного или третейского суда сумме от 5000-кратного до 50000-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в случаях нарушения с целью извлечения прибыли вместо возмещения убытков;
  • - помимо возмещения убытков или выплаты компенсации по усмотрению суда или арбитражного суда может быть взыскан штраф в размере десяти процентов от суммы, присужденной судом или арбитражным судом в пользу истца, в доход республиканского бюджета РФ;
  • - принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

За защитой своего права правообладатели могут обратиться в суд, арбитражный или третейский суд, который может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров программы для ЭВМ или базы данных, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и об их уничтожении либо о передаче их в доход республиканского бюджета РФ либо истцу по его просьбе в счет возмещения убытков.

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации. Непосредственный объект трактуется, исходя из названий и диспозиций конкретных статей. Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается .

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям. При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов, отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения: сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Из всех признаков субъективной стороны значение будет иметь только один - вина. При этом: исходя из ч. 2 ст. 24 УК РФ, для всех преступлений данного вида необходимо наличие вины в форме умысла, и лишь два квалифицированных состава предусматривают две ее формы, умысел по отношению к деянию и неосторожность в отношении наступивших общественно опасных последствий. Факультативные признаки субъективной стороны так же, как и в вопросе о стороне объективной, не будут иметь значения для квалификации преступления. Так, мотивами совершения таких деяний чаще всего бывают корысть либо хулиганские побуждения, но могут быть и соображения интереса, чувство мести, не исключено совершение их с целью скрыть другое преступление и т.д. Естественно, что особую трудность вызовет проблема отграничения неосторожного и невиновного причинения вреда, что связано с повышенной сложностью и скрытностью процессов, происходящих в сетях и системах ЭВМ .

Субъект нескольких составов является специальным. В остальных случаях им может стать, в принципе, любой человек, особенно если учесть всевозрастающую компьютерную грамотность населения. Ответственность за преступления против компьютерной безопасности наступает с 16 лет (ст. 20 УК).

Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных .

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно ст. 138 УК РФ, устанавливающая, что наказание за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет; ст. 158 УК РФ, определяющая, что наказание за кражу предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом; ст. 159 УК РФ, устанавливающая в худшем случае наказание за мошенничество в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового; ст. 165, устанавливающая за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием наказание в худшем случае в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Статья 140 УК РФ предусматривает наступление ответственности за отказ в предоставлении гражданину информации. Так как Конституцией РФ закреплена обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц предоставить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), то Уголовный кодекс РФ установил ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации.

Предусмотренное ст. 140 УК РФ преступление заключается в следующем: в неправомерном отказе предоставить соответствующую информацию либо в предоставлении неполной или заведомо ложной информации. Отказ является неправомерным, если он противоречит требованиям закона или иного нормативного акта. Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия. Предоставление неполной информации означает ознакомление гражданина не со всеми документами и материалами, затрагивающими его права и свободы. Под предоставлением заведомо ложной информации имеется в виду сообщение сведений, не соответствующих действительности, должностным лицом, знающим, что сообщаемые сведения являются ложными . Кроме того, обязательными признаками состава преступления здесь являются: во-первых, причинение вреда правам и законным интересам граждан. Во-вторых, субъектом данного преступления может быть только должностное лицо, которое в силу занимаемого им положения располагает или может располагать информацией, затрагивающей права и свободы конкретного гражданина.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ предусматривает наступление ответственности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей.

Под сокрытием имеется в виду утаивание, недоведение до сведения лиц, имеющих право на получение такой информации, либо отказ в ее предоставлении. Под искажением понимается предоставление заведомо ложных либо неполных сведений, вводящих заинтересованные лица в заблуждение относительно наличия и размеров опасности для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды.

Характерными признаками данного преступления являются: во-первых, совершение его с прямым умыслом, т.е. лицо осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого. Во-вторых, субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и не должностное (например, владелец или собственник информационных ресурсов и систем), обязанное обеспечивать население соответствующей информацией. В-третьих, скрываемая или искажаемая информация должна быть документированной, т.е. зафиксированной на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Очевидно, что сокрытие различных предположений, слухов, чьих-то мнений и т.п. не образует состава преступления.

Статья 287 УК РФ предусматривает ответственность за отказ в предоставлении информации (документов, материалов) Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ или уклонение от предоставления информации либо предоставление заведомо неполной или ложной информации вышеуказанным органам, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию.

Отличительным признаком данного состава является то, что субъектом преступления может быть должностное лицо, причем такое, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные государственные органы.

Выпуск под своим именем чужой программы для ЭВМ или базы данных либо незаконное воспроизведение или распространение таких произведений влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законом.

Гражданско-правовая ответственность (ч. 2 ст. 139 Гражданского кодекса) - ответственность за нарушение нормативно регулирующих информационно-имущественных отношений (исключительные права в авторском праве), а также возмещение морального вреда и имущественного вреда в случае разглашения порочащих сведений.

При предъявлении при регистрации требований, не предусмотренных в Законе о СМИ, нарушителем законодательства о СМИ выступают регистрирующие СМИ органы. Они будут нести гражданскую ответственность в случае причинения вреда в связи с незаконными действиями в соответствии со ст. 1069 ГК РФ.

Особо следует выделить ответственность в области массовой информации:

1) ответственность за распространение запрещенной рекламы.

Заведомо ложная реклама умышленно вводит потребителя в заблуждение. Другими словами, заранее зная о недостоверности сведений о рекламируем товаре, рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) все же эти сведения дает, производит или, соответственно, распространяет.

Рекламодатель несет ответственность за содержание информации, которая передается в рекламном сообщении . Рекламопроизводитель несет ответственность за этап подготовки рекламы - в том случае, если он совершил какую-то ошибку в этом процессе, скажем, перепутал слова местами, добавил "не" либо, наоборот, убрал "не" в рекламном сообщении.

Рекламораспространитель несет ответственность в той части, которая имеет отношение, прежде всего к месту, времени и средству размещения рекламы. Если рекламу определенных товаров нельзя распространять в дневное время, естественно, ответственность за нарушение этого положения несет рекламораспространитель, если рекламу каких-то товаров нельзя распространять вблизи детских учреждений либо церквей и т.п., то за нарушение этого также несет ответственность рекламораспространитель (ст. 38 Закона "О рекламе").

Не отвечая за достоверность содержания рекламы, редакции средств массовой информации, тем не менее, имеют право требовать от рекламодателя предъявления документальных подтверждений истинности характеристик рекламируемого товара. Однако, редакции не нарушают закон и не несут ответственности, если не воспользуются этим правом. Если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то при рекламе соответствующего товара (будь-то недвижимость, оружие, медикаменты или другое), а также при рекламе самого рекламодателя, рекламораспространитель обязан потребовать предъявления, а рекламодатель - предоставить лицензию, либо ее надлежащим образом заверенную копию. Заметим, что производство и реализация большой части товаров и услуг, которые рекламируются, требуют в нашей стране лицензии - лицензии на сделки с недвижимостью, лицензии на туристические и банковские услуги, лицензии на торговлю табаком и алкоголем и так далее.

Получается, что все, что можно производить, все услуги, которые можно оказывать только после получения лицензии, и рекламировать можно только после ее получения. Если вы хотите рекламировать оружие, то сначала нужно получить лицензию на производство оружия, а потом уже рекламировать оружие. На самом деле, это не так уж просто, ведь возможна ситуация, когда хотят рекламировать магазин еще до того, как его построят и откроют. Но это невозможно до получения лицензии на право торговли.

В газетах и журналах на последней странице часто публикуют объявления о том, что редакция не несет ответственности за содержание публикуемых в номере рекламных сообщений. На самом деле это объявление от ответственности в качестве рекламораспространителя еще ни одну редакцию не освобождало и не освободит. Редакция обязана, даже при получении уже готовой рекламы от уважаемого рекламодателя, убедиться в соблюдении в этом рекламном сообщении положений закона. Редакция не должна проверять правильность указанного в рекламе телефона, адреса, не должна посылать корреспондента, чтобы проверить, действительно ли товар имеется в продаже, но редакция должна убедиться в наличии у рекламодателя всех необходимых лицензий. Редакция также должна проверить, чтобы рекламные сообщения не нарушали положений Конституции и других законов нашей страны. Например, если в тексте рекламе есть слова, которые подрывают устои государственного строя, то за распространение этой рекламы несет ответственность и редакция распространившего ее СМИ .

Следующий вид нарушения законодательства о СМИ - скрытая уступка лицензии. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона о СМИ при установлении комиссией по телерадиовещанию факта скрытой уступки лицензии лицензия аннулируется.

Незаконное изготовление продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажу периодического печатного издания влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.16 КоАП РФ.

Незаконное распространение продукции СМИ без его регистрации либо после решения о прекращении или приостановлении его деятельности влечет административную ответственность, предусмотренную в ст. 13.21 КоАП РФ.

Осуществление вещания без лицензии либо с нарушением лицензионных условий влечет административную либо уголовную ответственность.

Предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ).

За нарушение правил распространения обязательных сообщений предусмотрена административная ответственность (ст. 13.17 КоАП РФ).

Нарушение порядка объявления выходных данных влечет административную ответственность, предусмотренную ст. 13.22 КоАП РФ.

Создание искусственных помех, препятствующих уверенному приему радио- и телепрограмм, влечет административную ответственность в соответствии со ст. 13.18 КоАП РФ.

  • 2. Целями защиты информации являются:
  • 1) Предотвращение хищения, утечки, искажения, утраты и подделки информации.
  • 2) Предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, копированию и блокированию информации.
  • 3) Реализация права на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

На основании ст. 16 Закона об информации, защите подлежит любая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, владельцу, пользователю и иному лицу.

Защищаемая информация - информация, являющаяся предметом собственности и подлежащая защите в соответствии с требованиями правовых документов или требованиями, устанавливаемыми собственником информации.

В случае нарушения прав и законных интересов лица в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае, если этим лицом не принимались меры по соблюдению конфиденциальности информации или были нарушены требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

Режим коммерческой тайны считается установленным только после принятия обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер. Несоблюдение обладателем обязанности по введению режима коммерческой тайны ведет к невозможности привлечения к ответственности лиц, разгласивших такую информацию.

  • 3. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
  • 1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
  • 2) если они получены от информационных агентств;
  • 3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
  • 4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
  • 5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;
  • 6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о средствах массовой информации.

Дословное воспроизведение в средстве массовой информации в период соответствующей избирательной кампании, кампании референдума агитационного материала, распространенного в другом средстве массовой информации, в т.ч. подпадающем под действие ст. 24 Закона, не является основанием для освобождения журналиста, главного редактора, редакции, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации, от ответственности за нарушение законодательства РФ о выборах и референдумах, если при дословном воспроизведении такого материала не соблюдены требования указанного законодательства, предъявляемые к опубликованию (обнародованию) агитационных материалов .

Тема очень обширная, ведь информационная сфера в современном обществе неотделима от других сфер жизни (в качестве примера Ст. 185.3 УК РФ "Манипулирование рынком"). Поэтому остановимся на главе 28 УК РФ "Преступления в сфере компьютерной информации".

Гл. 28 УК РФ к преступлениям в сфере компьютерной информации относит:

неправомерный доступ к компьютерной информации;

создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ;

нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей.

Компьютерная информация - сведения (сообщения, данные), представленные в форме электрических сигналов, независимо от средств их хранения, обработки и передачи. Крупным ущербом в статьях настоящей главы УК РФ признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Кроме того, Ст. 26 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне", ст. 14 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" за нарушение настоящих законов устанавливают не только дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, но и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Уголовная ответственность относится к одному из видов юридической ответственности и является по своему содержанию наиболее строгим из них. Уголовная ответственность возлагается только за совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством. Другие виды ответственности могут наступать как за совершение правонарушений, содержащих состав преступления, так и за совершение иных проступков.

Под уголовной ответственностью чаще всего понимают обязанность лица, совершившего преступление, претерпеть наказание, заключающееся в лишениях личного или имущественного характера, порицающее его за совершенное преступление. Уголовная ответственность носит личный характер, т.е. возлагается на виновное в совершении преступления физическое лицо (ст.19 УК РФ). В соответствии со ст.8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК. Таким образом, единственным и достаточным основанием уголовной ответственности является наличие в совершенном деянии состава преступления

Последствия неправомерного использования информации могут быть самыми разнообразными - это не только нарушение неприкосновенности интеллектуальной собственности, но и разглашение сведений о частной жизни граждан, имущественный ущерб в виде прямых убытков и неполученных доходов, потеря репутации фирмы, различные виды нарушений нормальной деятельности предприятия: отрасли и т.д. Поэтому совершенно оправданно то, что преступления данного вида помещены в раздел IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка".



Таким образом, если исходить из учения о четырехзвенной структуре объекта преступления, общим объектом компьютерных преступлений будет выступать совокупность всех общественных отношений, охраняемых уголовным законом: родовым - общественная безопасность и общественный порядок и видовым - совокупность общественных отношений по правомерному и безопасному использованию информации.

Непосредственный объект трактуется исходя из названий и диспозиций конкретных статей.

Чаще всего непосредственный объект основного состава компьютерного преступления сформулирован альтернативно, в квалифицированных составах количество их, естественно, увеличивается.

Практически все анализируемые преступления относятся к преступлениям средней тяжести, т.е. их максимальная наказуемость в виде лишения свободы не превышает 5 лет. Исключением является лишь создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ, повлекшее по неосторожности тяжкое последствие, которое наказывается лишением свободы на срок от 3 до 7 лет и поэтому относится к тяжким преступлениям.

При характеристике объективной стороны рассматриваемых составов отмечается, что большинство из них конструктивно сформулированы как материальные, поэтому предполагают не только совершение общественно опасного деяния, но и наступление общественно опасных последствий, а также установление причинной связи между этими двумя признаками. Однако в силу ч. 2 ст. 9 УК РФ временем совершения каждого из этих преступлений будет признаваться время окончания именно деяния независимо от времени наступления последствий. Сами же общественно опасные деяния чаще всего выступают здесь в форме действий и лишь иногда - как бездействие. В одном случае такой признак объективной стороны состава преступления, как способ его совершения, сформулирован в качестве обязательного признака основного и квалифицированного составов. В остальных он, а также время, место, обстановка, орудия, средства совершения преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств.



Диспозиции статей 28-й главы описательные, зачастую - бланкетные или отсылочные. Так, для применения ряда их необходимо обратиться к ст. 35 УК, к нормативно-правовому акту об охране компьютерной информации, правилам эксплуатации ЭВМ и т.п.

Санкции - альтернативные, за исключением двух квалифицированных составов, где они - в силу тяжести последствий преступления - "урезаны" до относительно-определенных.

Существуют статьи, которые тоже применяются, помимо главы 28, в судебном делопроизводстве при компьютерных преступлениях, а именно статьи главы 21 "Преступления против собственности" Уголовного кодекса РФ.

Статья 138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений". Наказание предусматривает в худшем случае ограничение свободы на срок до трех лет.

Статья 158 "Кража". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом.

Статья 159 "Мошенничество". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом либо без такового.

Статья 165 "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Наказание предусматривает в худшем случае лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом или без такового.

Гос измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации

Уголовная ответственность устанавливается УК РФ: ст. 237 "Сокрытие, искажение информации, касающиеся здоровья, жизни населения"; ст. 283 и 284 - правонарушения, связанные с разглашением государственной тайны; глава о правонарушениях в компьютерной сфере (ст. 272, 273 и 274). Ответственность средств массовой информации предусмотрена за злоупотребления правами журналиста; нарушение неприкосновенности частной жизни; клевету и оскорбление; нарушение более 2 раз в год ст. 4 Закона "О средствах массовой информации" (о публикации различного рода запрещенной информации).

Правонарушения в информационной сфере делятся на проступки (деликты) и преступления. Под правонарушением обычно понимается противоправное виновное нарушение субъектом действующей нормы информационного права, в результате чего наносится существенный вред интересам личности, государства, общества в информационной сфере. Все правонарушения выступают в качестве юридических фактов, причем эти действия или бездействие субъектов могут повлечь для последних неблагоприятные последствия личного, организационного, имущественного характера, вытекающие из санкции нарушенной информационно-правовой нормы в определенном регламентированном порядке.

Наиболее распространенными правонарушениями в информационной сфере являются проступки, имеющие следующие особенности:

  • - они отличаются незначительной опасностью (вред для общества);
  • - совершаются в различных областях информационной деятельности;
  • - направлены на различные объекты и имеют разные юридические последствия.

Проступки подразделяются на дисциплинарные, административные и деликты.

Дисциплинарные проступки в информационной сфере - это правонарушения, совершаемые субъектами информационного права в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на них трудовых обязанностей, влекущие за собой применение дисциплинарного или общественного воздействия, предусмотренного трудовым законодательством. К совершившему дисциплинарный проступок должностному лицу или гражданину применяются различные меры наказания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям, а также иные взыскания в соответствии с уставами и положениями о дисциплине (ч. 5 ст. 189, ст. 192 ТК РФ) для отдельных категорий работников.

Административным проступком в информационной сфере называется противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического или юридического лица, посягающее на информационные права и свободы человека и гражданина, здоровье, общественную нравственность, установленный порядок осуществления государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, собственность, законные интересы других лиц, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. В соответствии со ст. 3.2. КоАП РФ это: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы страны иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Действующий КоАП РФ включает информационные правонарушения в разные главы (например, гл. 5-8, 13-17, 19), однако в нем есть и специальная гл. 13 "Административные правонарушения в области связи и информации" (ст. 13.1- 13.26). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административная ответственность, в частности за нарушение информационного законодательства, может быть установлена как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов РФ.

Деликтами называются правонарушения, выражающиеся в нарушении норм, регулирующих информационно-имущественные отношения организаций, физических лиц, предпринимательских структур. Их называют также гражданскими правонарушениями. В суде могут быть предъявлены претензии к гражданам, организациям, ведомствам и др., и они обязаны возместить причиненный ущерб или убытки либо восстановить нарушенные информационные права.

Наиболее серьезными правонарушениями в информационной сфере являются преступления; к лицам, их совершившим, судом применяются меры уголовного наказания: лишение свободы, права занимать определенные должности, арест, штраф и др. Например, за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ (ст. 130 УК РФ).

Анализ показал, что всем указанным правонарушениям присущи определенные юридически значимые признаки (противоправность, общественная опасность, виновность и возможная наказуемость), среди которых наиболее важным в информационной сфере является противоправность , выраженная в том, что противоправным правонарушением в рассматриваемой области может быть лишь деяние, запрещенное нормой информационного права.

Общественная опасность представляет собой исходный материальный признак любого правонарушения, позволяющий отличить одно правонарушение в информационной сфере от другого (например, административный проступок от преступления в сфере компьютерной информации). Данный признак выражает объективное свойство рассматриваемого правонарушения, которое означает способность причинить определенный вред информационно-правовым отношениям, охраняемым информационным или иным законодательством, под защитой и охраной которого находятся наиболее важные информационные права и свободы граждан, интеллектуальная собственность, права журналистов, СМИ, архивы, безопасность страны, государственные секреты и др. Другие информационные явления только предстоит урегулировать с точки зрения права.

Еще одним признаком правонарушения в информационной сфере является его виновность , непосредственно вытекающая из понятия вины и выражающаяся в двух формах: в форме умысла (например, умышленное оскорбление журналиста на пресс-конференции должностным лицом) и неосторожности (в частности, легкомысленная или небрежная передача служебных материалов иностранцу). Однако если правонарушение в информационной сфере совершено без вины (случайно) и не влечет негативных последствий, то оно может и не рассматриваться как правонарушение и соответственно лицо, его совершившее, не привлекается к ответственности.

Четвертым признаком правонарушения является возможная наказуемость , связанная с предыдущими признаками и свидетельствующая о наступлении юридически значимых последствий после совершения лицом информационного правонарушения. Под наказуемостью не следует понимать автоматическое наказание после совершения правонарушения в исследуемой области; она предполагает лишь возможность применения наказания за определенное противоправное действие, предусмотренное нормой информационного права. Например, сообщение программистом при приеме на работу ложных сведений о себе и о своей прежней деятельности может послужить основанием для отказа в его допуске

к государственной тайне и принятии иных мер (ст. 22 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне").

Состав правонарушения в информационной сфере - это совокупность характерных признаков рассматриваемого правонарушения, которые предусмотрены соответствующими нормами информационного права и характеризуют данное правонарушение как общественно опасное, противоправное и наказуемое явление.

Все признаки, характеризующие состав правонарушения в исследуемой области, существуют не отдельно, а в связи друг с другом. Они группируются в нечто целое, содержащее в себе четыре основных элемента: субъект правонарушения в данной области и субъективная сторона, объект правонарушения в информационной среде и объективная сторона.

Субъект правонарушения в информационной сфере-это конкретное лицо (лица), которое совершило противоправные действия и должно за это нести ответственность в установленном законом порядке. К субъектам могут относиться разные лица: граждане, авторы программных продуктов, журналисты, редакторы, работники информационных телерадиокомпаний и служб, изобретатели, госслужащие, предприниматели, судьи, следователи и многие другие. Это должны быть физически вменяемые люди, достигшие определенного возраста, с которого наступает ответственность по действующему законодательству, причем юридические лица привлекаются к административной и гражданско-правовой ответственности. Можно выделить также субъекты, несущие специальную редакционную ответственность (главные редакторы традиционных и сетевых СМИ и т.д.).

Субъективную сторону правонарушения характеризует психическое отношение субъекта преступления к совершенному противоправному действию или бездействию в области информации, информатизации и иных информационных областях. При анализе этого элемента, который может осуществляться и в отношении положительных информационных действий субъектов, рассматриваются такие юридические и психологические признаки, как цель и задачи противоправных информационных действий, их мотив, желание, форма вины и т.д. Для характеристики субъективной стороны имеют значение две формы вины: умышленная или неосторожная . В связи с этим для органов следствия важно установить, как совершено правонарушение в информационной сфере: умышленно или по неосторожности.

Объект правонарушения включает информационно-правовые, а также тесно связанные с ними отношения, которые охраняются действующим информационным законодательством и которым конкретным правонарушением приносится общественный ущерб или создается угроза причинения ущерба. К непосредственным объектам правонарушения в информационной сфере относятся самые разные явления - сама информация , информационные ресурсы, печатная продукция, архивные документы, программы для ЭВМ и баз данных, топологии интегральных микросхем, сами ЭВМ, их сети и многое другое.

Информационные правонарушения по объекту посягательств можно разделить на четыре группы:

  • - противоправные посягательства в сфере реализации информационных прав и свобод человека и гражданина (нарушение права доступа к открытой, массовой информации; нарушение тайны переписки; злоупотребление свободой слова, свободой массовой информации);
  • - противоправные посягательства в сфере организации и деятельности СМИ (введение цензуры; воспрепятствование профессиональной работе журналиста и др.);
  • - противоправные посягательства против мер, обеспечивающих информационную безопасность общества, государства, гражданина (посягательства против защиты государственной тайны; нарушение правил сертификации телекоммуникационного оборудования; умышленное уничтожение государственных информационных ресурсов; искажение (непредставление) экологической информации, в результате чего наносится ущерб здоровью населения и функционированию экосистем, и др.);
  • - противоправные посягательства против индустрии телекоммуникаций и связи (несанкционированный доступ к компьютерной информации; распространение вредоносных программ; распространение детской порнографии в Сети; мошенничество с использованием информационных технологий; подлог информации; незаконный перехват информации и др.).

Объективная сторона правонарушения в информационной сфере проявляется во внешней стороне этого негативного явления, т.е. выражается прежде всего в том, как субъект воспринял данное проявление, что видел, слышал и т.д. При этом важно проанализировать само негативное информационное действие либо бездействие, наступившие в результате последствия, причинную связь между ними, место, время совершения неправомерных актов, условие, орудие, способы и др. Объективная сторона может характеризовать и положительные информационно-правовые акты, явления и процессы. Она содержит ряд элементов: поведение правонарушителя, место и время совершения правонарушения, причем информационные правонарушения включают в себя как действие, так и бездействие, выразившееся, например, в непринятии определенных мер по защите информации, а также противоправное превышение или неприменение своих полномочий.

Для иллюстрации охарактеризуем некоторые составы правонарушений в информационной сфере, основываясь на приведенных выше определениях и действующем российском законодательстве.

1. Законодательство о связи и информационных технологиях. Нарушение тайны связи (ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи").

Объект данного правонарушения - охраняемые информационным законодательством общественные отношения в сфере тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи.

Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образует совокупность самостоятельных информационноправовых действий: подслушивание телефонных переговоров, неправомерное ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовых отправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а также иные ограничения связи.

Субъективная сторона этого негативного проявления выражается в форме умысла. Лицо сознает, что своими незаконными действиями нарушает закон и права граждан, сознательно идет на это (возможно, и по указанию вышестоящих органов) и тем самым совершает серьезное правонарушение.

Субъекты данного правонарушения - операторы связи, должностные лица и иные работники организаций связи. В статье сказано, что лица, допустившие указанные выше нарушения, привлекаются к ответственности, установленной законодательством РФ (санкция неконкретная, отсылочная).

2. Законодательство о СМИ. Ответственность за ущемление свободы массовой информации (ст. 38 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 "О средствах массовой информации").

Объект правонарушения - охраняемая законом правомерная деятельность СМИ, а также журналистов, издателей, распространителей печатной продукции, режиссеров, ведущих телепрограмм и др.

Объективная сторона правонарушения образует здесь два противоправных действия в информационной сфере:

  • а) воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны различных субъектов законной деятельности СМИ, журналистов и иных лиц;
  • б) обнаружение органов, организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществление цензуры СМИ.

Субъективная сторона правонарушения - вина в форме прямого умысла. Соответствующие лица, работники, органы и т.д. осознают, что, препятствуя работе СМИ, нарушают указанный закон и, вводя цензуру, предвидят возможность наступления негативных последствий, но, несмотря на это, действуют вопреки закону.

В качестве субъекта данного правонарушения выступают разные лица, руководители, служащие; их действия влекут за собой уголовную, административную, дисциплинарную и иную ответственность (санкция неконкретная, отсылочная).

3. Законодательство об информационной безопасности. Взаимная передача сведений, составляющих государственную тайну, органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями (ст. 16 Закона РФ "О государственной тайне").

Объектом данного правонарушения являются охраняемые законом сведения, которые составляют государственную тайну и представляют большую ценность для государства и общества.

Объективная сторона этого правонарушения заключается в нарушении правил взаимной передачи сведений, составляющих государственную тайну, между органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями, не состоящими в отношении подчиненности и не выполняющими совместные работы. Эта передача осуществляется без санкции органа государственной власти, в распоряжении которого находится закрытая информация.

Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться виной в виде умысла или неосторожности.

Субъекты правонарушения - руководители указанных органов, предприятий, учреждений и организаций, которые несут персональную ответственность за совершение данного правонарушения в рамках законодательства (санкция не расшифрована).

4. Некоторые составы преступлений в сфере высоких технологий, определяемые гл. 28 УК РФ.

Первый состав - неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ) - характеризуется следующим образом: объективная сторона преступления заключается в незаконном доступе к охраняемой законом компьютерной информации, т.е. информации на машинном носителе, в ЭВМ, в системе ЭВМ или их сети; субъективная сторона определяется виной в форме умысла; субъект - лицо, достигшее 16 лет.

Второй состав - создание, использование и распространение вредоносных компьютерных программ (ст. 273 УК РФ) - характеризуется так: объективная сторона состоит в незаконном создании программ для ЭВМ и внесении изменений в существующие программы, которые приводят к уничтожению, блокированию и иным негативным последствиям в деятельности ЭВМ и их сетей, а также использование и распространение подобных программ; субъективная сторона преступления - вина в форме прямого умысла; субъект преступления - лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Третий состав - нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей (ст. 274 УК РФ) - имеет следующие характеристики: объективная сторона выражается в нарушении регламентированных правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей, если это повлекло за собой существенный вред; субъективная сторона данного незаконного проявления характеризуется виной в форме умысла и неосторожности; субъект здесь -лицо, имеющее доступ к рассматриваемым техническим средствам.

Необходимо подчеркнуть, что у всех трех исследуемых правонарушений в сфере компьютерной информации один и тот же объект - общественно опасные деяния, посягающие на безопасность информации, определенные технические информационные системы и компьютерную технику.

Виды наказания за совершение данных преступлений в информационной сфере самые разные: штраф, исправительные работы, принудительные работы, ограничение свободы, лишение свободы.

  • Некоторые авторы считают, что информация может выступать не объектом, а предметом правонарушения в информационной сфере.

под информационным преступлением следует по­нимать виновное общественно опасное деяние, запрещенное Уго­ловным кодексом РФ под угрозой наказания, совершенное в облас­ти информационных правоотношений.

Субъектом преступления является физическое лицо (человек), вменяемое и достигшее установленного законом возраста, с которо­го начинается уголовная ответственность. За информационные пре­ступления по общему правилу уголовной ответственности подлежат лица, достигшие 16-летнего возраста ко времени совершения пре­ступления. Исключением является преступление, предусмотренное ст. 207 (заведомо ложное сообщение об акте терроризма), за совер­шение которого подлежат уголовной ответственности лица, достиг­шие 14-летнего возраста (ст. 20 УК РФ).

Уголовная ответственность является важным элементом в системе мер правового обеспечения информационной безопасности, защиты прав граждан, общества и государства в информационной сфере. Дей­ствующее законодательство содержит группу норм, предусматриваю­щих уголовную ответственность за информационные преступления.

Уголовная ответственность за правонарушения в информацион­ной сфере определяется рядом статей Уголовного кодекса Россий­ской Федерации, расположенных в различных разделах и главах. Они приведены в приложении 2 учебного пособия.

В действующем Уголовном кодексе РФ из всего объема инфор­мационных отношений, подлежащих специальной охране, выделе­ны отношения, возникающие в области компьютерной информации, объединены в главе 28, где содержатся нормы, объявляющие обще­ственно опасными деяниями конкретные действия в сфере компь­ютерной информации и устанавливающие ответственность за их совершение.

К уголовно наказуемым отнесены неправомерный доступ к ком­пьютерной информации (ст. 272), создание, использование и распро­странение вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273) и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274).

В главе 13 «Административные правонарушения в области связи и информации» предусмотрена ответственность: за нарушение уста­новленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11) и правил защиты информации (ст. 13.12);

за незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.13);

разглаше­ние информации с ограниченным доступом (ст. 13.14);

злоупотреб­ление свободой массовой информации (ст. 13.15);

воспрепятствова­ние распространению продукции средства массовой информации (ст. 13.16);

нарушение правил распространения обязательных сооб­щений (ст. 13.17);

нарушение порядка представления статистиче­ской информации (ст. 13.19);

нарушение правил хранения, ком­плектования, учета или использования архивных документов (ст. 13.20);

нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации (ст. 13.21);

нарушение порядка объявления выходных данных (ст. 13.22);

нарушение по­рядка представления обязательного экземпляра документов, пись­менных уведомлений, уставов и договоров (ст. 13.23).

Административная ответственность за нарушение информаци­онного законодательства в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ может быть установлена и соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно 3.2 КоАП РФ за совершение административных пра­вонарушений могут устанавливаться и применяться следующие ад­министративные наказания:

    предупреждение;

    административный штраф;

    возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

    конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения;

    лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

    административньгй арест;

    административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранного гражданина или лица без гражданства;

    дисквалификация.

В наше время стремительного развития информационных технологий (ИТ) для преступников просто раздолье. Различная телекоммуникационная техника и возможность сохранить анонимность способствуют развитию всё новых видов преступной деятельности в ИТ сфере.

Субъективная сторона этого преступного деяния – умысел, согласно ст. 272 и 274 рассматриваемой нами главы. Иными словами, это желание злоумышленника совершить именно преступление, осознавая, что это приведёт к опасным последствиям для общества. При этом, он должен преследовать какие-то свои цели по получению выгоды для себя от совершения данного деяния. А стороной субъекта, согласно ст. 273 , будет возможность совершения преступного деяния по неосторожности.

Объективной стороной, согласно главе 28, будет действие или же бездействие, повлёкшие за собой причинение вреда объектам в связи с нарушением их прав в сфере использование компьютерных систем или же сетей. Но чаще всего это всё-таки действия такие, как: или программ, проникновение в систему, заражение компьютерными вирусами и пр.

В составе преступления, рассмотренного ст. 272 гл. 28 УК РФ, стороной объекта будут: способы сбора информации, технические каналы утечки, закладные устройства («жучки»). А особенностью состава преступления по статье 273 будет его наступление уже в момент создания самого вредоносного программного обеспечения (ПО), даже ещё до момента наступления потенциального вреда, причинённого этим ПО.

Субъектом преступления в сфере ИТ будет адекватное лицо, старше шестнадцати лет. Согласно статьям 272 и 274, специальным признаком данного субъекта будет наличие доступа к сетям и ЭВМ.

Ответственность

В Российской Федерации ответственность за киберпреступления, как вы уже наверно поняли, предусмотрена отдельной главой, под номером 28 «Преступления в сфере компьютерной информации». Она состоит из четырёх статей, каждую из которых мы подробно рассмотрим ниже.

Статья 272

Название: «Неправомерный доступ к информационным данным».

За нелегальный доступ к какой-либо информации, которая охраняется законодательством, повлёкший этим блокирование, изменение, уничтожение или же копирование каких-либо данных, наказание следующее:

  • штрафные санкции — до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за 18 месяцев;
  • исправительные работы — до одного года;

За такое же деяние, что и в части первой, но повлёкшее за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.) или же совершенное из корыстных побуждений, мера наказания следующая:

  • штрафные санкции – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. или доход злоумышленника за период до трёх лет;
  • исправительные работы — до двух лет;
  • ограничение свободы — до четырёх лет;
  • лишение злоумышленника свободы – до четырёх лет.

За деяния, рассмотренные в первой и второй частях этой же статьи, но уже совершенные должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или же организованной группировкой, предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции – до 500 тыс. руб. или доход злоумышленника за период до трёх лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до пяти лет.

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых трёх частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой тяжкие последствия или же способствовали созданию угрозы их наступления, мера наказания будет одна:

  • лишение злоумышленников их свободы — до семи лет.

Статья 273

Название: «Создание, а также распространение и использование вредоносных программ.»

За создание, использование или реализацию каких-либо программ для компьютерных устройств или какой-то другой компьютерной информации, предназначенных для осуществления несанкционированного блокирования, копирования, уничтожения и модификации любой компьютерной информации, и также направленных на нейтрализацию средств защиты этой информации на компьютерных устройствах, меры наказания следующие:

  • штрафные санкции — до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за полтора года;
  • ограничение свободы осуждённого — до четырёх лет;
  • принудительные работы — до четырёх лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до четырёх лет.

За деяние, рассмотренное в первой части этой же статьи, но уже совершенное должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или какой-либо организованной группировкой, или же повлёкшее за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.), а также совершенное из корыстных побуждений предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции – от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб. или доход злоумышленника за период от двух до трёх лет;
  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или снятие его с должности – до трёх лет;
  • ограничение свободы злоумышленника — до четырёх лет;
  • принудительные работы — до четырёх лет;

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых двух частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой тяжкие последствия или же способствовали созданию угрозы их наступления, мера наказания будет одна:

  • лишение злоумышленников свободы — до семи лет.

Статья 274

Название: «Нарушение правил передачи или обработки компьютерной информации и сетей телекоммуникаций, а также эксплуатации средств хранения.»

За нарушение правил передачи или обработки компьютерной информации и сетей телекоммуникаций, а также эксплуатации средств хранения, которое повлекло за собой блокировку, копирование, удаление или же редактирование какой-либо информации, или же причинившее ущерб в крупном размере предусмотрены следующие меры наказания:

  • штрафные санкции — до 500 тыс. руб. или доход злоумышленника за полтора года;
  • исправительные работы – от полугода до одного года;
  • принудительные работы — до двух лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – до двух лет.

За то же деяние, что мы уже рассмотрели в первой части данной статьи, в случае, если оно тем самым повлекло за собой тяжкие последствия или же способствовало созданию угрозы его наступления, меры наказания такие:

  • принудительные работы до пяти лет;
  • лишение злоумышленника его свободы — до пяти лет.

Статья 274.1

Название: «Неправомерное воздействие на критическую информационную инфраструктуру РФ.»

За создание, использование или (и) распространение (реализацию) вредоносного ПО или приложений для компьютерных устройств или иных компьютерных сведений, заведомо предназначающихся для нелегального воздействия непосредственно на критическую информационную инфраструктуру РФ, меры наказания следующие:

  • принудительные работы — до пяти лет;
  • ограничение свободы злоумышленника — до двух лет;
  • лишение злоумышленника его свободы – от двух и до пяти лет.

За нелегальный доступ к информации, содержащейся в инфраструктуре России, о которой шла речь выше, и находящейся под охраной законодательства, в том числе и с использованием ПО или различных приложений для компьютерных устройств или какой-либо другой компьютерной информации, которые заведомо предназначаются для оказания неправомерного воздействия непосредственно на данную инфраструктуру России, или других вредоносных программ для компьютерных устройств, в случае, если оно повлекло причинение вреда этой критической информационной структуре нашей страны, меры наказания следующие:

  • штрафные санкции – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб. или доход злоумышленника — от одного года до трёх лет;
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • ограничение свободы осуждённого — до двух лет;
  • лишение преступника свободы – от двух и до шести лет.

За нарушение эксплуатационных правил для средств обработки или хранения, а также передачи компьютерной информации (охраняемой), которая содержится в критической информационной инфраструктуре РФ, или же информационных систем, автоматизированных систем управления, информационно-телекоммуникационных сетей, сетей электросвязи, которые относятся к этой инфраструктуре РФ, а также самих правил доступа к указанной информации, системам и сетям, если это причинило вред данной инфраструктуре РФ, наказание следующее:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или же снятие его с должности – до трёх лет;
  • принудительные работы — до пяти лет;
  • лишение преступника его свободы – до шести лет.

За деяние, рассмотренное в первых трёх частях этой же статьи, но уже совершенные должностным лицом, предварительно сговорившейся группой лиц или организованной группировкой, или же повлёкшие за собой причинение крупного ущерба (от одного млн. руб.), а также совершенные из корыстных побуждений, предусмотрены следующие меры наказания:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или снятие его с должности – до трёх лет;
  • лишение преступника его свободы – от трёх до восьми лет.

За те же деяния, что мы уже рассмотрели в первых четырёх частях данной статьи закона, в случае, если они тем самым повлекли за собой уже тяжкие последствия наказание следующее:

  • лишение осуждённого права заниматься определённым видом деятельности или же снятие его с должности – до пяти лет;
  • лишение злоумышленников их свободы – от пяти до десяти лет.

Заключение

Для того, чтобы ваша личная информация не оказалась в руках злоумышленников, необходимо защищать свои электронные устройства. Устанавливайте только проверенные программы, не открывайте подозрительную почту, установите хороший антивирус и контролируйте, у кого есть доступ к вашим гаджетам.

Все мы уже, можно сказать, живём в электронном мире. На первый взгляд простые вещи уже давно находятся в оболочке ИТ. И от этого нам уже никуда не деться. Но, защитить себя от преступлений в сфере информационной безопасности всё-таки можно.