Жилье для ветеранов вов. Жилье ветеранам боевых действий Какие ветераны могут претендовать на получение нового жилья

Некоторым фронтовикам ждать новую квартиру приходится десятилетиями. Фото Reuters

Российские власти уже не первый год обещают разобраться с проблемой бесквартирных участников войны в стране. С 2008 года бюджет выделил ветеранам более 300 млрд руб. для улучшения жилищных условий. Однако жилье получили не все. На сегодня около 2,5 тыс. участников Великой Отечественной войны и членов их семей все еще стоят в очереди за государственной помощью. Две трети из этих нуждающихся смогут улучшить жилищные условия в будущем году, обещают в Минстрое РФ.

Можно также предположить, что ветеранов, нуждающихся в жилье, в РФ куда больше, чем показывает статистика Минстроя. Ведь многие участники боевых действий зачастую даже не могут встать на учет в качестве нуждающихся.

К примеру, ранее в СМИ проходили сообщения о том, что 92-летний ветеран ВОВ умер в своем аварийном доме, так и не сумев за 12 лет добиться улучшения жилищных условий.

Напомним, обеспечение ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, жильем действует согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года «О ветеранах» и производится на основании указа президента РФ от 7 мая 2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ) 1941-1945 годов». И в целом, рапортуют в Минстрое, за все время действия указа президента РФ, то есть с мая 2008 года, за счет средств федерального бюджета жильем были обеспечены 300,4 тыс. ветеранов ВОВ и членов их семей. Из федерального бюджета было выделено 317,8 млрд руб.

При этом траты правительства на улучшение жилищных условий ветеранов и их семей последовательно сокращаются. Так, по состоянию на 1 октября 2017 года свои жилищные условия улучшили 3,4 тыс. ветеранов ВОВ, из них 394 непосредственных участников и инвалидов войны. Об этом, в частности, сообщил замминистра строительства Никита Стасишин. На эти цели было выделено 4,5 млрд руб.

Еще год назад в Минстрое отчитывались о том, что предусмотренные бюджетом 10 млрд руб. пойдут на улучшение жилищных условий 8,5 тыс. ветеранов ВОВ.

На следующий год власти намерены потратить куда меньше средств. «В законопроекте о федеральном бюджете на будущий год запланировано 1,9 млрд руб., что позволит обеспечить жильем около 1,6 тыс. человек, в том числе всех инвалидов и участников ВОВ, которые в соответствии с поручением президента РФ обеспечиваются в приоритетном порядке», – заявил Никита Стасишин.

Он отметил, что общее количество не обеспеченных жильем ветеранов ВОВ и членов их семей из вставших на учет сегодня составляет 2,5 тыс. человек, из них непосредственных участников и инвалидов – 147 человек. «Более 75% вставших на учет граждан составляют члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны», – сообщил чиновник, уточнив, что ежемесячно список очередников пополняется в среднем на 265 человек.

При этом еще в начале года в Минстрое обещали, что вот-вот завершат программу жилищной помощи ветеранам. «По состоянию на 1 апреля 2017 года количество ветеранов и инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составляет 278 человек, членов семей погибших ветеранов ВОВ – 4403 человека. Все они в этом году будут обеспечены жильем, и сегодняшняя очередь будет полностью закрыта», – обещал в интервью СМИ глава Минстроя Михаил Мень, подчеркивая, что в 26 субъектах РФ все инвалиды и участники ВОВ обеспечены жильем.

Впрочем, чиновники не в первый раз заявляют, что программа близка к завершению. Так, еще весной 2015 года президент РФ Владимир Путин сообщал, что все нуждающиеся участники ВОВ и их семьи получат новые квартиры в 2015–2016 годах. «В этом году должны обеспечить еще 10 тыс., и останется еще 5 тыс. Несмотря на такое резкое увеличение нуждающихся и на неточные предварительные расчеты, мы приняли решение довести эту работу до конца в этом году и следующем. Это будет сделано», – обещал в ходе «Прямой линии» глава государства. Уже осенью вице-премьер Ольга Голодец обещала поставить точку в вопросе с квартирами для ветеранов ВОВ в 2016 году. «В нашем бюджете предусмотрены средства на обеспечение жильем ветеранов, и все ветераны в следующем году в обязательном порядке должны его получить», – говорила тогда вице-премьер.

Всего же в стране по состоянию на 1 апреля проживало около 1,8 млн инвалидов и ветеранов ВОВ. Такие данные приводили в Минтруде. Кроме того, в стране живет около 1,28 млн тружеников тыла, 125,8 тыс. бывших малолетних узников фашизма, 22,4 тыс. вдов инвалидов и участников ВОВ.

«Открытым остается вопрос, почему с учетом того, что за последние 10 лет было выделено свыше 300 млрд руб. на обеспечение всех нуждающихся в жилье ветеранов, блокадников, тружеников тыла и семей погибших в боях, все еще остаются те граждане в данной категории, которые своего права не реализовали» – говорит аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов, полагая, что все упирается в бюрократические проволочки. Ведь для того чтобы претендовать на получение жилья по договору социального найма или же субсидию на приобретение нового жилья, необходимо подтвердить факт необходимости в них. «Надо доказать, что на горожанина приходится жилплощадь менее законодательно установленного норматива, либо что она непригодна для проживания. В первом случае для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие, что в квартире метражом, скажем, 36 кв. м проживает один ветеран и еще трое членов его семьи, таким образом, на него приходится менее 18 кв. м жилья. Во втором случае все сложнее, поскольку, если норматив нарушен, но здание, в котором проживает ветеран, являясь ветхим или аварийным, таковым не признано, получить право на улучшение жилищных условий будет крайне непросто. Как правило, муниципалитеты крайне неохотно признают дома подлежащими выселению или аварийными, а до тех пор считается, что никаких проблем с жилплощадью у ветерана нет», – говорит эксперт.

Ситуацию также обостряет спад объемов ввода жилья в регионах, продолжает старший научный сотрудник Академии народного хозяйства и госслужбы Александра Бурдяк. «А пока жилье не построено, физически предоставить нечего даже приоритетным категориям семей. Жилье ветерану предоставляется в том же населенном пункте, где он проживает, и даже при наличии средств федерального бюджета строительство жилья занимает примерно два года. А готовые квартиры или дома нужного качества и площади есть далеко не во всех населенных пунктах РФ», – обращает внимание эксперт. «Дотационным регионам особенно сложно это сделать на фоне кризиса в строительной отрасли, где один за другим банкротятся застройщики и новостройки превращаются в долгострои», – полагает директор развития сети компании «Солид Менеджмент» Сергей Звенигородский.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ предусматривается не только федеральным законодательством, но и нормативной базой региональных органов.

Основной законодательный акт, который устанавливает обязанность российского государства по предоставлению жилья ветеранам ВОВ - это закон «О ветеранах». В этом законе указаны основания и порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ, а также перечень граждан, подпадающих под действие указанного выше законодательного акта.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется непосредственно по месту постоянного проживания ветеранов ВОВ. Жильё распределяется на основании не только федерального законодательства, но и в соответствии с нормативной базой региональных органов. Так, местными законодательными актами устанавливаются нормы, по которым человек считается нуждающимся в предоставлении ему государственного или муниципального жилья. Эти нормы обязательно применяются и при рассмотрении вопроса о предоставлении жилья ветеранам ВОВ. Таким образом, чтобы получить от государства или муниципалитета жильё, ветерану ВОВ нужно подать соответствующее в муниципалитет заявление о предоставлении жилья ветерану ВОВ, и подтвердить свой статус официально.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется на безвозмездной основе. Законодательно установлено, что под понятие «Ветераны ВОВ» подпадают не только те российские граждане, которые непосредственно воевали за спасение Родины от фашизма. Под понятие «Ветераны ВОВ», в рамках выше указанного закона, подпадают и те, кто всячески способствовал победе войск и советских граждан в Войне. Поэтому справедливо законодательство к указанной выше категории граждан отнес: 1) Непосредственных активных участников советской армии и их вдов; 2) Участников партизанских армейских отрядов за пределами территории советского государства; 3) Участников ВОВ, награждавшихся официально медалями за осуществление обороны города Ленинграда»; 4) Граждан инвалидов с самого детства, получивших соответствующие увечья или заболевания вследствие блокады фашистами города Ленинграда. Данные граждане могут претендовать на применение к ним законодательно установленных правил о предоставлении жилья ветеранам ВОВ.

Стоит сказать, что предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется не автоматически. Данное право у ветеранов ВОВ и относящихся к ним категорий лиц может возникать только после их личного письменного обращения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения. Кроме того, для предоставления жилья ветеранам ВОВ, ветеранам нужно было до 2005 г. зарегистрироваться в соответствующем органе, принимающем решение о распределении жилой площади, в качестве граждан, которым требуется государственное или муниципальное жильё. Несмотря на многочисленные указания президента о скорейшем предоставлении жилья ветеранам ВОВ, до настоящего времени эта проблема полностью не разрешена. Много ветеранов и отнесенных к ним лиц до настоящего момента государственным или муниципальным жильём не обеспечены. Это объясняется тем, что очень много людей, подпадающих под действие законодательства о ветеранах ВОВ, на учет людей, нуждающихся в жилье, встали только после 2005 г. Поэтому стало невозможным осуществление государством в отношении их правила о незамедлительном предоставлении жилья ветеранам ВОВ. В данной ситуации к ветеранам и приравненным к ним людям применяются общие для всех правила обеспечения жилой площадью. Порядок предоставления жилья ветеранам ВОВ устанавливается местным законодательством того региона, где живет ветеран ВОВ. Этот порядок состоит в необходимости предоставления ветеранам ВОВ в муниципалитет установленного пакета документов. Ветеранам ВОВ нужно документально подтвердить отсутствие у них недвижимости, факт прописки в данной местности на протяжении определенного количества времени, факт нуждаемости в получении государственного или муниципального жилья.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ осуществляется государством и муниципалитетами несколькими способами: 1) Ветеранам ВОВ может предлагаться государственное или муниципальное жилье для непосредственного вселения в него. 2) Ветеранам ВОВ могут предлагаться деньги на самостоятельную покупку ими жилья. Деньги предоставляются в форме сертификата. Этот сертификат можно использовать только по целевому его назначению. Единственная сложность в реализации полученного от государства сертификата - реализация сертификата в пределах его срока. Данный срок может устанавливаться региональными органами самостоятельно. Он составляет, как правило, не более полугода. Таким образом, за этот срок нужно найти подходящее жильё и купить его с использованием денег полученного ветераном ВОВ сертификата. Чтобы ветеран ВОВ считался обеспеченным в жилье в рамках законодательства о ветеранах, право на купленную по выданному сертификату квартиру обязательно должно оформляться на ветерана ВОВ. Установленное законодательством право на предоставление жилья ветеранам ВОВ можно исполнить лишь один раз в своей жизни. То есть если после предоставления жилья ветерану ВОВ он это жильё продал или подарил, лишившись своей жилой площади, то повторно обратиться для предоставления жилья ветеранам ВОВ невозможно.

Предоставление жилья ветеранам ВОВ по сертификату не всегда выгодно для человека. Во-первых, сумма, на которую можно рассчитывать при покупке жилья по сертификату, является недостаточной. Поэтому приходится добавлять свои или заемные деньги в покупку квартиры. Во-вторых, не всякое жильё можно купить по сертификату. К жилью имеются требования, установленные законодательно, и эти требования нужно обязательно соблюсти. Жильё, покупаемое по сертификату, должно соответствовать размеру, обладая которым семья ветерана не будет подпадать под определение нуждающихся в жилой площади. И данное жильё должно обладать признаками пригодности к проживанию в нем. Значит, купить жильё у строительной компании, на стадии возведения многоэтажного дома нельзя. Таким образом, квартиру придется искать на вторичном рынке, по дорогой, рыночной стоимости.

Поэтому многие ветераны ВОВ вынужденно отказываются от разрешения своей проблемы с помощью сертификата на предоставление жилья ветеранам ВОВ. Многие ветераны ВОВ не смогли собрать все документы для реализации возможности получения государственного или муниципального жилья. Поэтому если до настоящего времени остается актуальной проблема, связанная с обязательным предоставлением жилья ветеранам ВОВ, то эту проблему лучше решить с помощью юристу. Это поможет сэкономить время и нервы при осуществлении государством своей основополагающей функции по предоставлению жилья ветеранам ВОВ.

Редактор: Игорь Решетов

Государство отдает дань уважения тем гражданам, которые защищали наше Отечество и его интересы в ходе военных конфликтов. Одной из гарантированных социальных привилегий является выдача жилищных субсидий и сертификатов. Рассмотрим порядок и условия получения жилья ветеранами боевых действий.

Кому положен сертификат

По президентскому Указу, правомочия на федеральные субсидии возникают у ветеранов, которым требуется улучшение жилусловий на основе ФЗ-5 «О ветеранах». Реализация таких прав происходит единожды вне зависимости от финансового состояния претендентов;

Правообладатели:

  • участники ВОВ;
  • инвалиды ВОВ;
  • лица, работавшие в период ВОВ на оборонных объектах;
  • инвалиды боевых действий, а также служащие ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами в результате получения увечья при исполнении служебных обязанностей;
  • ветераны боевых действий;
  • военные, служившие в в/ч, пребывавшие от полугода в военно-учебных учреждениях, не числящиеся в рядах регулярной армии в 22.06.1941 - 3.09.1945 гг., военнослужащие-орденоносцы СССР за службу в это же время - при выселении их из спецжилфонда;
  • лица, имеющие знак «Жителя блокадного Ленинграда»;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов/участников ВОВ;
  • члены семей погибших инвалидов и ветеранов боевых действий;
  • члены семей служащих ОВД, войск национальной гвардии, гос.противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Скачать для просмотра и печати:

Перечень необходимых документов

  • заявление установленного формата (бланк предоставляется администрацией);
  • ксерокопия паспорта получателя меры соцподдержки и копии документов, удостоверяющих личность членов его семьи, документы, подтверждающие их родственные отношения;
  • ксерокопия ;
  • ксерокопия удостоверения ветерана ВОВ или копия иного документа, подтверждающего наличие права на меру социальной поддержки;
  • документальное подтверждение юридического статуса занимаемой недвижимости - (ксерокопии свидетельства о регистрации собственнических прав или договор соцнайма), справка из органов Регистрации недвижимости об отсутствии в собственности недвижимости;
  • справка о семейном составе или выписка из поквартирной карточки (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • выписки из домовых книг или справки о жилищно-коммунальных лицевых счетах (выдается УК, ТСЖ и т.д.);
  • документы, подтверждающие право на получение жилплощади сверх установленной нормы.

Удостоверение нотариусом ксерокопий документации не нужно, достаточно предоставить оригиналы документов при подаче заявления. Документы могут отличаться в зависимости от региона проживания, так как каждый субъект разрабатывает программу обеспечения жильем самостоятельно, определяя очередность получения жилья ветеранами.

Важно! При получении прав на меру соцподдержки по обеспечению ветерана жильем, не рассматривается условие достаточности дохода ветерана. Скачать для просмотра и печати:

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Где можно получить ветеранский жилищный сертификат

До 2005 г. жилплощадь предоставлялась из регионального жилфонда. С 2005 г. - путем выдачи сертификата с денежным обеспечением на покупку/обмен недвижимости - в последнем случае с доплатой. Однако везде необходима предварительная постановка на жилищный учет.

По нормам ч. 3 ст. 52 ЖК РФ, учет вышеперечисленных лиц в качестве нуждающихся в новом или хотя бы единственном собственном жилье производится органом местного самоуправления на основе заявлений данных граждан, поданных ими в этот орган по месту своего постоянного проживания.

Важно! Так как в рамках рассматриваемой программы выделяются федеральные средства, то очередь (очередность выдачи) имеет 2 уровня: федеральный и региональный.

Соответственно, получить жилищный сертификат после того, как подошла федеральная и региональная очередь, можно будет также в органе, который поставил ветерана на учет.

Претендовать на фиксацию в рамках муниципального/регионального жилищного учета вправе:

  • не нанимающие или не являющиеся членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, не выступающие собственниками или членами семьи собственников таких помещений.

Иными словами, россияне, прошедшие какую-либо войну, должны соответствовать таким критериям:

  • отсутствие как собственного жилья, так и муниципального/государственного,
  • быть нанимателями или членами семьи граждан, снимающих жилплощадь по соглашениям о соцнайме, либо обладающими собственными правами или выступающие членами семьи собственников и обеспеченные общей жилплощадью на 1-го члена семьи меньше допустимой нормы;
  • занимаемое жилое помещение не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений;
  • если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой хронической формой заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Это предполагает, что у претендента на соцпомощь имеется либо собственное либо муниципальное жилье, или хотя бы часть в нем, но его жилплощадь в расчете на каждого проживающего члена семьи менее 6-10 кв.м, проживающие в помещениях, не отвечающих имеющимся для жилфонда регламентам.

Существует министерское разъяснение в части обеспечения жилплощадью граждан, прошедших ВОВ, родственников - по нормам ЖК РФ - погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, живущих без какого-либо благоустройства.

На что потратить средства


Люди, прошедшие войны, вправе реализовывать субсидиарно выдаваемые средства на:

  • Покупку собственного недвижимого имущества (жилфонда) как на первичном, так и на вторичном региональном рынке недвижимости. Причем территория поиска ограничена регионом проживания. Что касается продавца, то это могут быть организации или физлица (1 или несколько) в виде ИЖД (какой-то его отдельной части, доли в нем), 1-й или нескольких квартир (комнат).
Важно! Основное требование здесь - соответствие действующим СНиПам, СанПиНам, благоустроенность по актуальным санитарным, строительно-техническим нормам конкретного города, поселка и т.д., выбранного для постоянного проживания.
  • Обмен имеющегося у гражданина жилья на другое, которое по техническим параметрам улучшит его нынешнее условие проживания (включая вариант с доплатой за счет субсидиарных средств, поступающих из федерального бюджета), с соблюдением обязательного учета размера общей площади помещения, приходящегося на 1-го человека, который не может быть менее учетной нормы.
  • Приобретение жилья путем участия в долевом строительстве.
  • ИЖС на принадлежащем получателю субсидии земельном наделе. Субсидиарные средства перечисляются лишь после официального ввода объекта недвижимости в эксплуатацию.

Нюансы


Период фактически допустимой реализации субсидиарных средств составляет полгода, начиная с момента подписания акта муниципалитета о пофамильном распределении субсидий.

Основные нормативные документы, регламентирующие вопросы предоставления жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны.

О системе предоставления жилых помещений ветеранов Великой Отечественной войны.

Кому предоставляется право на получение жилья?

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945» установлена необходимость обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах». Правом социальной поддержки по обеспечению жильем обладают следующие категории граждан , нуждающиеся в улучшении жилищных условий:

  1. инвалиды Великой Отечественной войны;
  2. участники Великой Отечественной войны, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  3. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  4. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  5. члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших в госпиталях и больницах города Ленинграда.

Основные положения предоставления жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны:

  1. Механизм постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях определен Законом города Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».
  2. В соответствии со ст.ст. 7-9 указанного Закона жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях:

Если они являются гражданами РФ;

Если они проживают в городе Москве по месту жительства не менее 10 лет;

Размер площади жилого помещения составляет менее учетной нормы, которая установлена в размере 10 кв.м на каждого указанного в заявлении члена семьи для отдельных квартир и 15 кв.м для коммунальных квартир;

Не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Важно! Признание малоимущими в целях постановки на учет ветеранам Великой Отечественной войны не требуется.

Улучшение жилищных условий

Данная категория лиц, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, может улучшить жилищные условия путем предоставления благоустроенного жилого помещения, либо предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.