Аккумуляторный ликбез: отраслевые стандарты и маркировка автомобильных АКБ. Как узнать дату выпуска аккумулятора – маркировка всех производителей

Автомобильный аккумулятор является одним из основных компонентов транспортного средства. При его разряде завести мотор и начать движение будет невозможно. В этой статье мы поговорим об основных характеристиках данных устройств. Сколько весит аккумулятор автомобильный, какова маркировка устройств по ГОСТ, как она обозначается — об этом читайте ниже.

[ Скрыть ]

Основные характеристики автомобильной АКБ

Основные типоразмеры АКБ, вес, расшифровка, цвет, таблица электролитов, ГОСТ — все эти моменты будут оговорены ниже. На сегодняшний день аккумуляторы для транспортных средств, использующиеся на территории РФ, должны соответствовать международному стандарту.

Для того, чтобы обеспечить оптимальную эксплуатация АКБ и всего оборудования транспортного средства, устройство должно соответствовать размерам, а также техническим характеристикам авто:

  1. В первую очередь, это полярность. Данная характеристика по ГОСТ определяет нахождение минусового и плюсового контактов АКБ. Посмотрев на батарею с той стороны, к которой контакты расположены ближе, можно понять, что полярность прямая, если плюсовой контакт расположен слева, а минусовой, соответственно, справа. Если же плюсовой контакт расположен справа, а минусовой — слева, то полярность устройства по ГОСТ обратная.
  2. Размеры. Что касается размеров длины и высоты по ГОСТ, то они могут быть больше стандартных, если такие размеры допускают габариты места для установки батареи. Размер ширины АКБ авто всегда должен соответствовать стандартному ГОСТ. В этом случае размер очень важен, так как АКБ фиксируется в автомобиле на боковые выступы.
  3. Показатель номинальной емкости по ГОСТ — это объем электролита, который может отдавать сам аккумулятор в результате двадцати-часового разряда током.
  4. Показатель резервной емкости. Этот параметр по ГОСТ обозначает время разряда в мин на 100% заряженной батареи. В данном случае температура электролита составляет 25 градусов. Следует отметить, что по отечественному стандарту параметры номинальной и резервной емкости определяются в результате помещения АКБ в емкость с водой температурой от 23 до 27 градусов. Численно показатель резервной емкости выше номинального примерно в 1.63 раза по ГОСТ — к примеру, если емкость АКБ автомобиля составляет 55 Ач, то резервная емкость будет равна 90 минутам. Это обозначает время, на протяжении которого на 100% заряженный аккумулятор сможет обеспечить энергией самые важные потребители, необходимые для эксплуатации авто в случае выхода из строя генератора.
  5. Еще один параметр ГОСТ — ток холодной прокрутки. Этот параметр обозначает ток разряда, который сможет отдать АКБ на протяжении 10 секунд. Уровень напряжения в этом случае должен быть не менее 7.5 вольт, а температура электролита может быть не меньше 18 градусов. Чем данный показатель будет больше, тем лучше вы сможете заводить мотор в период холодов. Следует отметить, что при слишком большой нагрузке на стартер его срок эксплуатации может снизиться. Данный параметр может быть разным — здесь все зависит от метода измерения. Приблизительные показатели тока холодной прокрути приведены в таблице ниже.

Общие требования маркирования аккумуляторов

Необходимо учитывать, что маркировка автомобильных аккумуляторов и расшифровка обозначение, будь то свинцовые или другие устройства, может и будет отличаться в зависимости от изготовителя. Как известно, для разных транспортных средств производятся разные батареи, здесь речь идет не только о размерах, но и основных свойствах. В разных государствах мира принимаются собственные требования к маркировке и расшифровке обозначений, то есть сколько производителей — столько и маркировок. Но есть некоторые обязательные условия к маркировке АКБ и расшифровке обозначений, которые описываются в нескольких стандартах.

Сколько бы ни было в мире производителей батарей, все они пытаются отметить на корпусе своего товара все нужные данные:

  1. Название компании и ее фирменное обозначение.
  2. Характеристики обозначения номинального напряжения батареи.
  3. Характеристика обозначения уровня емкости АКБ
  4. Тип АКБ. В этом случае тип устройства может быть отмечен по одному либо нескольким стандартам.
  5. Число банок, расположенных в свинцовой АКБ.
  6. Обозначения полярности выходов свинцовой батареи.
  7. Дату, когда АКБ был выпущен.
  8. Другие предупреждающие знаки. Сколько их может быть — зависит от производителя. Как правило, это значки, определяющие правила использования и транспортировки устройства.

Обозначение российских устройств

Маркировка аккумуляторов, выпущенных в России, будь то свинцовые или другие АКБ, производится в соответствии с принятым стандартом 959-91.

В обозначении батареи отмечаются буквы А, Б, С и Д, их расшифровка следующая:

  • А — обозначает число банок устройства для питания автомобиля. Принято считать, что одна банка батареи дает около двух вольт. Цифра 6 обозначает, что в устройстве находится шесть банок, каждая из которых дает по два вольта, то есть в общей сложности 12 вольт;
  • Б — так обозначается тип батареи. Символы СТ обозначают, что перед вам стартерный аккумулятор;
  • С — параметр номинальной общей емкости устройства, расшифровывающийся в ампер-часах. Если после С идет цифра 60, то это значит, что емкость батареи составляет 60 ампер-часов, если 65 — соответственно, 65 Ач;
  • Д — способ производства аккумулятора, а также материал, который использовался для его выпуска.

Что касается буквы Д, то чтобы правильно определить тип батареи, следует использовать следующую расшифровку:

  • А. Обозначает, что устройство оснащено общей крышкой;
  • З. Свидетельствует о том, что свинцовая батарея заряжена на 100%;
  • Э. Эта буква говорит о том, что корпус батареи произведен из эбонита;
  • Т. Расшифровка этого символа свидетельствует о том, что корпус аккумулятора произведен из термопластичного материала;
  • М. Для производства прибора на заводе применялся мипласт;
  • П. При изготовлении устройства применялись полиэтиленовые сепараторы.

Маркировка европейских аккумуляторных батарей

Что касается продукции, выпускаемой в странах Европы, то он в целом соответствует ГОСТу DIN. По этому стандарту свинцовые устройства маркируются пятью цифрами. Также европейские производители могут использовать еще один стандарт — ETN, состоящий из девяти цифр для обозначения батарей.

Начнем с пятизначного обозначения характеристик приборов и их расшифровки:

  1. Три символа, которые идут вначале, определяют параметр емкости аккумулятора. Чтобы правильно вычислить этот параметр, необходимо от трехзначного числа отнять 500 — это и будет емкость.
  2. Два крайних символа указывают, к какому типу относится аккумулятор.

Что касается непосредственно типа, то по стандарту он может шифровать в себе:

  • метод, по которому был произведен прибор;
  • вариант исполнения, а также габариты клемм, предназначенных для подключения;
  • вид компонентов фиксации аккумулятора, а также компонентов для транспортировки;
  • показатель вибропрочности;
  • способ отвода газов внутри конструкции устройства (автор видео — Рамиль Абдуллин).

Если обозначение на корпусе девятизначное, то его расшифровка осуществляется в соответствии с приведенной ниже информацией:

  1. Первый символ отмечает диапазон обозначения параметра емкости устройства.
  2. Следующие два символа обозначают уровень емкости аккумулятора внутри диапазона. Необходимо отметить, что если первый символ — это 6, то для получения точной расшифровки необходимо прибавить еще 100 ампер-часов, если 7 — то прибавляется 200 Ач.
  3. Следующие три цифры — 4, 5 и 6 по счету — это символы определяющие способ конструктивного исполнения. Также по этим цифрам осуществляется расшифровка материалов, которые применялись для производства.
  4. Крайние три символа, идущие в коде, обозначают параметр, равные 1/10 от показателя тока холодной прокрутки.

Необходимо учитывать, что на АКБ европейского качества могут отмечаться и другие варианты маркировки. Ниже приведена таблица, которая позволит правильно осуществить расшифровку.

Символы Обозначение
12 В Уровень напряжения АКБ — 12 вольт.
60 Ач 60 ампер-часов — показатель емкости прибора.
R.C. 60 min Показатель резервной емкости составляет 1 час.
LOAD TEST 200 Это значит, что устройство может выдержать недолговременную нагрузку в 200 Ампер для запуска мотора авто.
CCA Таким образом отмечается показатель максимального уровня тока запуска мотора в условиях отрицательных температур.
BCI Эти символы обозначают максимальный ток холодного запуска.
IEC Обозначает уровень максимального тока при холодном старте мотора. Показатель измеряется по стандарту International Electrotechnical Commission.
DIN Эти символы обозначают максимальный ток при холодном пуске по Deutche Industri Normen.

При выборе аккумулятора руководствуйтесь тем, что рекомендует завод-изготовитель вашего авто.

Видео «Как осуществляется маркировка продукции на производстве»

На видео ниже представлен процесс маркировки прибора в заводских условиях (автор видео — Петр Куликовских).

Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
  • Основные конструкционные материалы, применяемые в автомобилестроении. Классификация
  • Вопрос9: Расчет численности производственных рабочих стоа Расчет численности производственных рабочих стоа.
  • Вопрос 10: Классификация подъёмно-осмотрового оборудования Классификация подъёмно-осмотрового оборудования
  • Вопрос11: Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации
  • Вопрос12: Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа. Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа.
  • Вопрос13: Смазочно-заправочное оборудование, классификация.
  • Вопрос14: Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания
  • Вопрос16: Стенды для проверки углов установки колес.
  • Вопрос17: Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития
  • Вопрос19: Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003 Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003
  • 5.1 Условия проведения испытаний
  • 5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
  • 5.3 Подготовка к измерениям
  • 5.4 Измерение дымности
  • Пересчет значений к в n (для дымомера с l, равной 0,43 м)
  • Вопрос 20: Понятие и определение технической системы. Ее составляющие Понятие и определение технической системы. Ее составляющие
  • Вопрос21: Разработка генерального плана стоа.
  • Вопрос22: Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы.
  • Вопрос23: Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса.
  • Вопрос24: Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса. Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса.
  • Вопрос25: Роль контрольно-диагностической информации при оценке технического состояния транспортных средств.
  • Вопрос26: Функциональная схема организации производственного процесса стоа.
  • Вопрос27: Топливная экономичность
  • Вопрос28: Основные элементы транспортного процесса
  • Вопрос29: Типы и функции предприятий автомобильного транспорта Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
  • Вопрос30: Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • . Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • Вопрос31: Классификация предприятий автосервиса
  • Вопрос32: Трансмиссия автомобиля. Назначение, устройство, принцип действия
  • Вопрос33: Транспортная подвижность населения
  • Вопрос34: Структура службы гибдд и её функции Структура службы гибдд и её функции
  • 2. Дорожно-патрульная служба, как структурное подразделение гибдд
  • 2.1.Организация дорожно-патрульной службы
  • Вопрос36: Система смазки. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос37: Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  • Вопрос38: Система охлаждения. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос39: Особенности конструкции и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания
  • Вопрос40: Основные характеристики поршневых двигателей внутреннего сгорания. Принципы классификации и маркировка двигателей.
  • 2.1. Регулировочные характеристики
  • 2.2. Скоростные характеристики
  • 2.2.1. Внешняя скоростная характеристика
  • 2.2.2. Частичные скоростные характеристики
  • 2.2.3. Построение скоростных характеристик аналитическим методом
  • 2.4. Нагрузочная характеристика
  • Вопрос41: Система зажигания. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • 1.Контактная система зажигания
  • Вопрос42:Понятие электрооборудования траспортных машин. Его определение и толкование.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.
  • Вопрос44: Типаж автомобилей. Компоновочные схемы автомобилей. Классификация.
  • Вопрос45: Генераторные установки. Назначение. Структурный состав. Характеристики генераторных установок.
  • Вопрос46: Система пуска. Назначение. Структурный состав системы пуска. Электрические схемы управления стартером.
  • Вопрос48: Система освещения. Принцип формирования светораспределения. Классификация систем освещения
  • Вопрос49: Техническая диагностика автомобиля. Цели, методы, применяемое оборудование.
  • 2 Цели:
  • 3 Методы:
  • 4 Оборудование:
  • Вопрос50: . Понятия технологического обслуживания и ремонта автомобиля. Виды, периодичность. Система планово-предупредительного ремонта.
  • 3.1. Виды технического обслуживания и ремонта
  • Переодичность технического обслуживания подвижного состава
  • 3.2. Организация технического обслуживания и ремонта в автотранспортных предприятиях
  • 3.3. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава
  • Характеристика категорий условий эксплуатации
  • Коэффициент корректирования переодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Вопрос51: Технология организации то и р на станция технического обслуживания и сервисных центрах. Перспективы развития.
  • 2.Организация технологического процесса в сто
  • 2.1. Организация технологических процессов то и
  • 2.2. Организация работ то и тр автоиобилей
  • Вопрос52: Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды от выбросов автомобильного транспорта
  • Вопрос53: трансмиссионные масла
  • Вопрос54: Детонационная стойкость бензинов
  • Вопрос55: Состав отработавших газов и его влияние на здоровье человека.
  • Вопрос56: моторные масла
  • Вопрос57: Общие требования, предъявляемые при испытаниях автомобильных двигателей.
  • Вопрос58: . Виды испытаний транспортных средств
  • Вопрос59: физические и химические свойства и показатели качества дизельного топлива. Цетановое число, методы определения.
  • Вопрос60:Расчет площади производственного участка на сто.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.

    Аккумулятор - химический источник тока, в котором энергия химической реакции многократно преобразуется в электрическую и наоборот. Таким образом, аккумулятор, имея возможность преобразовывать химическую энергию в электрическую, способен запасать ее и хранить в течение длительного времени. Заряжаясь, аккумулятор накапливает электрическую энергию, разряжаясь, отдает ее потребителю. Стандартная современная 12-вольтовая автомобильная аккумуляторная батарея выполнена из шести последовательно соединенных между собой блоков разноименно заряженных пластин, каждый из которых и представляет собой простейший аккумулятор с выходным напряжением около 2 вольт. Положительно заряженная пластина (электрод) представляет собой свинцовую решетку с активной массой из двуокиси свинца (PbO 2), а электрод со знаком минус - решетку с активной массой из губчатого свинца (Pb). Полублоки разноименно заряженных пластин вставляются друг в друга. Во избежание возникновения короткого замыкания между пластинами, их разделяют пористыми сепараторами из изоляционного материала. Собранные блоки помещаются в корпус и заливаются электролитом (раствором серной кислоты плотностью 1.27-1.29 г/см 3). Полюса (баретки) крайних элементов соединяются с расположенными снаружи корпуса контактными выводами - борнами. Если к аккумулятору подключить нагрузку, то свинцовые пластины с активной массой, электролит и нагрузка образуют замкнутую цепь. Внутри аккумулятора начинается химическая реакция, в результате которой активная масса обоих электродов начнет менять первоначальный состав, преобразуясь из губчатого свинца и его двуокиси в сернокислый свинец (сульфат свинца PbSO 4), а плотность электролита начинает падать. В итоге, в цепи образуется направленное движение ионов, и течет электрический ток. Такой процесс представляет собой разряд аккумулятора. При подключении к аккумулятору внешнего источника тока начинается обратный процесс - заряд. При заряде активная масса пластин восстанавливает свой первоначальный состав, плотность электролита растет. Эти химические процессы можно описать следующими уравнениями: - на положительной пластине: PbO 2 + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 O + 2e; - на отрицательной пластине: Pb + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 - 2e. Из всего вышесказанного следует, что количество запасаемой аккумулятором энергии (емкость) определяется объемом активной массы и электролита. Поскольку автомобильная 12-вольтовая аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторных элементов, соединенных в батарею последовательно, то по сути устройство, в повседневном обиходе просто называемое «аккумулятор», на самом деле является батареей из нескольких аккумуляторов. Впервые серийно аккумуляторные батареи стали устанавливать на автомобили Cadillac в 1912 г. На первых автомобилях аккумуляторные батареи были снимаемые, т.к. из-за отсутствия бортового генератора после разряда их приходилась подзаряжать от внешнего источника тока. В автомобиле аккумуляторная батарея выполняет три функции: во-первых, запускает двигатель, во-вторых, питает бортовые электрические устройства в то время, когда двигатель не работает, и, наконец, при работающем двигателе помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой в бортовой электрической сети.

    Конструкция аккумуляторной батареи

    Современная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:

      моноблок (корпус), служащий резервуаром для электролита;

    • пластины;

      сепараторы;

      соединительные выводы.

    Основные типы конструкций аккумуляторных батарей

    В зависимости от конструктивных особенностей аккумуляторные батареи можно разделить на три типа:

      обслуживаемые;

      малообслуживаемые;

      полностью необслуживаемые.

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи требуют постоянного контроля уровня электролита и его плотности. Это происходит из-за того, что при изготовлении пластин для повышения прочности их материала и улучшения его литьевых свойств в свинец добавляется сурьма (свыше 4,5%). Это приводит к тому, что разложение электролита (с одновременной потерей воды) происходит при невысоких (14,3-14,4 В) напряжениях. Для компенсации расхода воды ее приходится периодически доливать через отверстия, закрытые пробками. Если же момент резкого снижения уровня электролита упущен, то начнется необратимая сульфатация свинца, и, как следствие, разрушение активной массы пластин. Малообслуживаемые аккумуляторные батареи

    Малообслуживаемые аккумуляторные батареи обладают как ярко выраженными достоинствами, так и недостатками. К достоинствам можно отнести малое потребление воды, высокую коррозионную стойкость пластин и малый саморазряд. Недостатком является необратимое образование сульфата кальция при перезарядах (сопряженных с выкипанием электролита) и глубоких разрядах. Для уменьшения последнего явления некоторые производители изготавливают батареи комбинированной конструкции: отрицательные пластины выполняются из кальциевого сплава свинца, положительные - из малосурьмянистого (как у старых обслуживаемых батарей). Подавляющее большинство аккумуляторов, изготавливаемых отечественными заводами, являются малообслуживаемыми. В Европе, как и во всем мире, малообслуживаемые аккумуляторы вытесняются необслуживаемыми.

    Необслуживаемые аккумуляторные батареи

    По стандартам DIN «необслуживаемость» аккумуляторной батареи подразумевает расход воды меньше 6 г/А*час. На практике к необслуживаемым батареям относят такие, в конструкции которых применен комплекс решений, направленных на достижение крайне низкого темпа расхода воды. В результате чего предполагается, что срок выкипания критичного для работоспособности батареи объема электролита превышает срок службы батареи до ее естественного выхода из строя вследствие естественного коррозионного разрушения решеток. Доля сурьмы в свинце пластин необслуживаемых батарей составляет менее 2,5%.

    Параметры аккумуляторных батарей

    Аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27 o С. При минус 18 o С эффективность батареи падает на 40%. Поэтому в условиях холодного климата значениям рабочих параметров придается особенное значение.

    Маркировка аккумуляторных батарей

    На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие однозначно определить их основные параметры: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса. Обозначения даты и/или места производства являются не обязательными, поэтому не стандартизированы. Маркировку можно разделить (применительно к нашим условиям) на две большие группы:

      маркировка согласно ГОСТ;

      маркировка согласно DIN.

    Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55ПМА несет следующую информацию: 6 - количество элементов (напряжением 2В) в батарее; СТ - назначение батареи (стартерная); 55 - номинальная емкость в ампер*часах; П - материал моноблока (сополимер полиэтилена с полипропиленом); М - материал сепаратора (мипласт); А - общая крышка; З - выпускается в залитом и заряженном виде. По стандарту DIN маркировка 5 74 012 068 несет следующую информацию: 5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости; (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час); 74 - емкость 74 А*час; 012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов; 068 - ток пуска 680 А по стандарту EN. Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Своеобразно маркируются также батареи, производимые в США или изготовленные для продажи на рынке США. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

    Эксплуатация аккумуляторной батареи

    Эксплуатация аккумуляторной батареи на транспортных средствах допускается только при исправном реле-регуляторе (при напряжении от 13.8В до 14.2В), токе утечки не более 25мА, плотности электролита согласно табл.1 и уровне электролита не ниже верхней кромки пластин.

    При пуске двигателя длительность работы стартера не должна превышать 10 секунд для карбюраторных автомобилей, 15 секунд для дизельных. Если попытка запуска не удалась, необходимо сделать перерыв на 1 минуту.

    При эксплуатации аккумуляторной батареи не реже одного раза в месяц необходимо:

    проверять и, при необходимости, очищать аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность аккумуляторной батареи, удалять ветошью, смоченной в 10-процентном растворе аммиака или соды;

    проверять и, при необходимости, очищать вентиляционные отверстия на корпусе аккумуляторной батареи;

    проверять уровень электролита и, при необходимости доливать дистиллированную воду до нормального уровня (для аккумуляторных батарей, имеющих пробки); доливать электролит в аккумуляторную батарею можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания (в обслуживаемых батареях);

    проверять надежность крепления аккумуляторной батареи в установочном гнезде и плотность крепления соединительных клемм на полюсных выводах аккумуляторной батареи; соединительные клеммы смазывать техническим вазелином.

    в зимний период проверку состояния аккумуляторной батареи выполнять чаще.

    Не реже одного раза в квартал проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. При необходимости заряжать батареею согласно разделу «Зарядка аккумуляторной батареи».

    Глубокий разряд аккумуляторной батареи при отрицательных температурах недопустим! Это приводит к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

    В любой аккумуляторной батарее, в том числе и автомобильной, протекают химические процессы результатом которых является износ пластин. Вследствие этого АКБ утрачивает свои характеристики и становится бесполезной. Необходимо понимать, что данный процесс зависит от времени использования или же хранения батареи, а также неизбежен. Именно поэтому при покупке аккумулятора в первую очередь нужно обращать внимание на дату его изготовления, иначе можно приобрести «старый» элемент и вскоре столкнуться с процедурой его зарядки или полной замены. В этой статье мы ответим на вопрос как узнать дату изготовления аккумулятора, а также ознакомим вас с маркировкой популярный брендов на отечественном рынке. Опираясь на наши данные, вы сможете выбрать новую АКБ с наименьшим сроком хранения до покупки.

    Важно отметить то, что каждый отдельный производитель может по-разному маркировать свою продукцию, а также большинство водителей сталкиваются с проблемой расположения даты производства. Это связано с отсутствием единых стандартов, которые могли бы регулировать данный процесс. Основная масса брендов наносит маркировку сверху вдоль большей грани. Также очень часто можно встретить дату около «плюсовой» клеммы.

    Очень редко время изготовления указывается вдоль короткой грани аккумулятора и вообще не встретить на нижней стороне последнего.

    В любом случае, если перед вами находится АКБ и вы не знаете, где смотреть маркировку, нужно внимательно провести его внешний осмотр. Как правило, этого достаточно для нахождения нужной информации. Заводы-изготовители не стремятся спрятать данную информацию от покупателя. Если же у вас возникли затруднения, то воспользуйтесь рекомендациями этой статьи.

    Как узнать дату изготовления аккумулятора

    Выше говорилось, что производители указывают дату на разных частях АКБ. Однако это не последнее преткновение, с которым может столкнуться покупатель. Дело в том, что в большинстве случаев нужно уметь правильно прочитать эту информацию , ведь каждый завод по-своему трактует маркировку.

    Самым распространенным вариантом является комбинация из девяти или десяти цифр. Например, рассмотрим следующий вариант:
    0000 8 1 3 5 36

    «0000 » — это номер заводской партии к которой относится выпущенный АКБ;
    «8 » — берется последняя цифра года выпуска. В нашем варианте это 2018 год;
    «1 » — означает полугодие выпуска аккумулятора. В нашем примере «1» – батарея выпущена в период с января по июнь 2018 года, «2» — с июля по декабрь;
    «3 » — порядковый номер месяца по календарю в указанном выше полугодии. Таким образом рассматриваемая батарея произведена в марте;
    «5 » — указывает день месяца. Стоит обратить внимание на то, что эта цифра может иметь однозначный вид и двузначный;
    «36 » — также носит двух или однозначный характер и означает номер бригады, которая несет ответственность за производство батареи.

    На основе вышесказанных данных мы может выяснить для себя, что аккумулятор с маркировкой 0000 813536 был произведен 5 марта 2018 года .

    Данный подход к обозначению даты производства характерен для таких брендов: Курский аккумулятор, Forse, Dominator, FireBall и Уно .

    Вторым популярным методом маркировки является нанесения шифра из шести цифр . Например: 032018 . Здесь:

    «03 » — месяц производства (март);
    «2018 » — год производства.

    Таким образом, аккумулятор с обозначением 031028 выпущен в марте 2018 года . Этот вариант используют производители: Тюменский медведь, Ямал .

    Примечательно то, что при такой маркировке неизвестно в какой именно день произвели конкретный образец АКБ.

    Маркировка тюменского аккумулятора

    Большинство аккумуляторных батарей, которые производятся на территории российской федерации дата изготовления сводится к простому обозначению месяца и года. Это справедливо и для тюменских аккумуляторов. Шифр состоит из шести цифр, где две первые означают месяц производства, а четыре последние год. К примеру, АКБ с шифром 012018 означает, что изделие вышло с конвейера в январе 2018 года . Найти эту информацию можно на верхней части АКБ.

    Тюменский аккумулятор

    Маркировка аккумуляторов Мутлу (Mutlu)

    Турецкий бренд, дата производства батарей которого указывается на верхней части корпуса. Состоит он из шести цифр: первое число указывает на номер партии, второе год, а третье и четвертое месяц производства. Последние же цифры сообщают о дате выпуска элемента. Рассмотрим на примере 280224 :

    «2 » — второй номер партии (производственной линии);
    «8 » — год производства 2018;
    «02 » — месяц февраль;
    «24 » — день месяца.

    Таким образом, прочитав данную маркировку мы наверняка знаем, что аккумулятор произведен 24 февраля 2018 года .

    Расположение даты изготовления АКБ Мутлу

    Маркировка аккумуляторов BOSCH

    Производственные коды данного производителя с 2014 года изменились. Место расположения кода дублируется на крышке сверху, а также на лицевой стороне этикетки. Последняя состоит из трёх цифр по которым покупатель может узнать год и месяц заправки электролитом. На крышке определяется дата изготовления аккумулятора. Рассмотрим маркировку на следующем примере:

    С7С8171523052

    «С » — производственные особенности;
    «7 » — номер производственной линии;
    «С » — страна производитель (H – Германия, С – Чехия, S – Швеция, A — Австрия);
    «817 » — дата производства, которая проверяется согласно таблице указанной ниже.

    Таблица маркировки аккумуляторов Bosch

    Маркировка аккумуляторов Титан

    Специальный маркер, который свидетельствует о дате производства аккумуляторов Титан находится на верхней крышке слева вверху. Рассмотрим порядок чтения кода на примере:

    «2 » — день недели (1-7, Пн-Вс);
    «08 » — текущая неделя производства;
    «Т » — год изготовления (проверяется по таблице);

    «1 » — номер бригады.

    Таким образом получаем аккумулятор, который произведен во вторник 20 февраля 2018 года .

    Маркировка аккумуляторов Exide

    Также на корпусе аккумулятора находится наклейка и на ней имеется код из двух символов: цифры и буквы . Цифра свидетельствует о годе производства аккумулятора, а буква – месяц. Кроме этого дата изготовления указывается штамповкой возле минусовой клеммы.

    Маркировка аккумуляторов Autojet

    Шифр времени производства таких аккумуляторов составляет пять цифр. Три первые свидетельствуют о номере дня в конкретном году. При этом следующие четвертая и пятая цифра – год выпуска. К примеру, имеем аккумулятор с маркировкой 047/13 . Данная батарея была произведена 16 февраля 2013 года . После 2014 года завод принял решение внести некоторые изменения в шифр. Теперь появилось две даты: одна дата выпуска АКБ, а вторая дата заливки электролита.

    Маркировка аккумуляторов Варта

    Аккумуляторы Varta имеют штамповку на корпусе. Она находится сверху на крышке в виде специального кода. Как правило он состоит из 13-ти цифр. Расшифровка этого кода производится также, как и у аккумуляторов BOSCH, которые мы рассмотрели выше в статье.

    Таким образом мы рассмотрели особенности маркировки даты изготовления наиболее популярных производителей аккумуляторов на российском рынке и рынке СНГ. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях.

    Интересное видео

    Как известно, автомобильная АКБ является одним из основных элементов электросети транспортного средства. Заряженная батарея гарантирует нормальный запуск двигателя при работоспособности основных узлов и агрегатов. Рано или поздно каждая АКБ изнашивается и выходит из строя, поэтому каждый автовладелец со временем столкнется с необходимостью ее замены. Какова маркировка аккумуляторов для авто по ГОСТу, что нужно знать об основных параметрах батарей — об этом мы расскажем ниже.

    [ Скрыть ]

    Основные характеристики автомобильной АКБ

    Какие используются обозначения и надписи для определения размеров, веса и других параметров В соответствии с ГОСТ, все автомобильные АКБ, продающиеся в отечественных магазинах, должны соответствовать международным стандартам.

    Основные характеристики и параметры батарей:

    1. Полярность устройств — этот параметр определяет расположение отрицательного и положительного контакта батареи. Если вы посмотрите на аккумулятор со стороны, с которой установлены выводы, то увидите положительный контакт находится слева, а отрицательный — справа. Это свидетельствует о том, что полярность прямая, такие АКБ самые распространенные. Если полярность будет обратно, то плюс будет установлен с правой стороны, а минус — с левой.
    2. Габаритные типоразмеры устройства. Международные стандарты допускают использование батарей разных размеров, главное, чтобы они соответствовали габаритам посадочных мест в авто, иначе их установка будет невозможной. В частности, речь идет о длине и высоте батареи, ширина всегда должна соответствовать стандарту.
    3. Резервная емкость устройства. Сколько она должна быть — зависит от конкретного девайса, данный параметр определяет время разряда аккумулятора в минутах на полностью заряженном устройстве. Расчет параметра основан на температуре электролита 25 градусов, то есть для более правильного расчета емкости — как резервной, так и номинальной — батарея должна быть помещена в резервуар с водой соответствующей температуры. По стандартам этот параметр должен быть больше номинальной емкости в 1.63 раза.
      То есть если емкость устройства будет около 55 Ач, то резервный показатель составит примерно 90 минут. То есть именно на протяжении полутора часов полностью сможет питать электрооборудование и прочие приборы автомобиля, если сломается генераторный узел.
    4. Номинальная емкость. Этот параметр определяется по объему рабочей жидкости в банках конструкции, которую батарея может отдать при разряде током на протяжении 20 часов.
    5. Ток холодной прокрутки. Этот показатель определяет ток разряда, который автомобильный аккумулятор сможет выдавать в течение десяти секунд. Значение напряжения в данном случае должно составлять 7.5 вольт, не меньше, а уровень температуры электролитического раствора должен быть не менее 18 градусов.
      Если этот параметр будет выше, то при отрицательных температурах двигатель будет завести значительно проще, но также нужно помнить, что при чрезмерно высокой нагрузке может снизиться ресурс службы стартера. Поскольку ток проходит именно через этот узел. В зависимости от типа АКБ, а также ее характеристик, ток холодной прокрутки может быть разным, кроме того, в данном случае многое зависит от способа измерения.
    6. Вес устройства. Масса батареи определяется его емкостью. АКБ емкости 55 Ач должны весить около 12.1 кг, 60 Ач — 13.2 кг и т.д.

    Таблица значений тока холодной прокрутки

    Общие требования маркирования аккумуляторов

    Маркировка приборов и, соответственно, их расшифровка, может быть разной, здесь все зависит от производителя устройства . Также маркировка может быть разной в зависимости от типа устройств, ведь для разных типов автомобилей (легковые, грузовые, микроавтобусы, спецтехника), производятся разные АКБ. И в данном случае имеются ввиду не только типоразмеры, но и емкость, сила тока, а также другие технические особенности. Сама маркировка даже может отличаться в зависимости от страны, в которой используется батарея, однако, все же есть некоторые условия, которые производители учитывают. Все потому, что эти условия прописываются в стандартах.

    Вне зависимости от производителя и , на его корпусе будет указана следующая информация:

    1. Название бренда производителя, его логотип или значок.
    2. Основные параметры номинального напряжения товара.
    3. Также на корпусе указывается и значение емкости батареи.
    4. Тип, к которому относится конкретное устройство. Следует отметить, что сам тип может быть указан в соответствии с одним или даже несколькими стандартами.
    5. Количество банок, которые установлены внутри конструкции свинцового аккумулятора.
    6. Дата производства продукции, которая может быть зашифрована.
    7. Также на корпусе обязательно должны быть отмечены выводы полярности.
    8. Прочие предупреждающие символы, их число зависит исключительно от изготовителя товара. Обычно это символы, которые предупреждают о правилах эксплуатации, а также транспортировки прибора.

    Фотогалерея «Основные неисправности»

    Обозначение российских устройств

    Все устройства, выпущенные на территории РФ, должны соответствовать стандарту 959-01.

    Если вы посмотрите на корпус такого аккумулятора, то можете увидеть буквы:

    1. А. Этот символ определяет количество банок в конструкции АКБ, каждая из которых способна выдавать примерно по 2 вольта напряжения. Если после буквы А идет цифра 6, это свидетельствует о наличии шести банок в конструкции.
    2. Б. Этот символ определяет тип АКБ. Если после буквы Б стоит комбинация СТ, это свидетельствует о том, что прибор относится к категории стартерных.
    3. С. Этот символ определяет значение номинальной емкости в ампер часах. После С должны быть указаны цифры, если 55 — то перед вам аккумулятор емкостью 55 Ач и т.д.
    4. Д. По данному символу определяется метод изготовления батареи. Кроме того, данный символ позволяет определить и материал, из которого выпущен АКБ (автор видео — канал Автошкола для всех).

    Отдельно нужно рассказать о последнем символе маркировки.

    Для более правильного определения типа используется такая расшифровка:

    • А — свидетельствует о том, что прибор оборудован общей крышкой которой скрыты банки;
    • З — говорит о полной заряженности девайса;
    • Э — свидетельствует о том, что аккумулятор выполнен в эбонитовом корпусе;
    • Т — данный символ говорит о том, что устройство выполнено в термопластичном корпусе;
    • М — корпус таких аккумуляторов выполнен из мипласта, то есть полихлорвиниловой смолы»
    • П — для производства корпуса использовались полиэтиленовые сепараторы.

    Маркировка европейских аккумуляторных батарей

    На корпусе девайсов, изготовленных в Европе, помимо элементов конструкции, в том числе индикаторов для определения заряда, могут быть нанесены несколько видов обозначений. Потому что европейские производители имеют право использовать один из нескольких стандартов.

    Маркировка может быть как пятизначной, так и девятизначной, начнем с первого варианта:

    1. Сначала указываются три символа, по ним можно выявить степень емкости прибора. Для более правильного вычисления данного значения следует от цифры, указанной на корпусе, вычесть 500.
    2. Следующие два символа определяют тип используемого девайса.

    Расшифровка европейской маркировки

    Если говорить конкретно о типе, то в соответствии со стандартом здесь может быть указана следующая информация:

    • способ изготовления девайса при производстве;
    • значение вибропрочности;
    • метод исполнения девайса, размеры его выводов, использующихся для соединения с бортовой сетью авто;
    • тип элементов крепления девайса;
    • метод отвода газов по предусмотренной производителем системе вентиляции.

    В том случае, если маркировка на приборе будет иметь девять знаков, то расшифровка будет следующей:

    1. Сначала указывается символ, определяющий диапазон значения емкости аккумулятора.
    2. Далее, идут еще два знака, по которым можно вычислить значение емкости в соответствии со внутренним диапазоном. К примеру, если первой будет цифра 6, то для того, чтобы точно расшифровать значение, к ней нужно добавить 100 Ач. Если 7, то к этому значению нужно добавить 200.
    3. Далее, идут еще три символа, по ним можно определить метод конструктивного исполнения. Кроме того, данные цифры позволяют точно выявить определенные материалы, которые использовались для изготовления прибора.
    4. В конце (фиолетовым цветом на рисунке выше) указываются еще три знака, по ним можно определить 10% от значения тока холодной прокрутки.

    Расшифровка маркировки для изделий, выпущенных в США

    Что же можно узнать о батарее по маркировке?

    Итак, подытожив данные, приведенные выше, маркировка прибора позволит покупателю определить следующие характеристики:

    • напряжение девайса;
    • его значение емкости;
    • параметр тока холодной прокрутки;
    • дату изготовления;
    • компанию-изготовителя;
    • количество банок в конструкции;
    • полярность девайса и т.д.

    Этих параметров автовладельцу вполне хватит для того, чтобы сделать правильный выбор девайса при покупке. Поэтому каждый автолюбитель, которому нужно купить прибор, должен разбираться в маркировке и расшифровке значений.

    Автомобильный аккумулятор — это резервный источник питания, без которого не способна обойтись ни одна машина. Принцип его работы довольно прост. Во время движения часть энергии, вырабатываемая двигателем, накапливается в батареи. Как только двигатель глушится, бортовая сеть начинает работать от АКБ.

    Важно! Без аккумулятора вы бы просто не смогли запустить машину.

    Как и любая другая деталь, аккумулятор со временем приходит в негодность. Обычно это проявляется в том, что его ёмкость уменьшается. Если же эксплуатировать АКБ крайне небрежно, то он может полностью разрядиться.

    Конечно, существуют специальные методики, позволяющие зарядить аккумулятор, но вы должны учитывать, что некоторые АКБ просто не поддаются восстановлению. При таком раскладе вам понадобится приобрести новое устройство, а для этого нужно знать, аппарат с какой именно маркировкой вам подойдёт.

    Классификация АКБ

    На рынке существует огромное количество разнообразных АКБ. Автомобильные компании идут на всевозможные ухищрения, чтобы добиться большей экономичности, увеличить объём и срок эксплуатации своих устройств. Поэтому перед тем как перейти к более подробной классификации разделим все устройства на обслуживаемые и необслуживаемые.

    К необслуживаемым АКБ причисляют те, которые исключают возможность заливки воды внутрь. К плюсам подобных аппаратов можно причислить то, что практически во всех есть индикатор, отвечающий за состояние батареи.

    Обслуживаемые АКБ требуют постоянного ухода. Водитель должен периодически заливать внутрь дистиллированную воду. Она будет компенсировать испарившийся за время работы электролит.

    Более подробная классификация АКБ состоит из разделения по типу пластин:

    • свинцово-сурьмянистые,
    • свинцово-кальциевые,
    • гибридные.

    Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки.

    Общие требования к маркировке

    Автомобильные аккумуляторы производятся многими машиностроительными компаниями, неудивительно, что без общей маркировки в данном сегменте рынка не обойтись.

    Тем не менее разные автомобильные компании наносят разную маркировку на выпускаемые аккумуляторы. Мало того, сами батареи отличаются по ряду параметров и классов.

    К тому же в каждой стране есть свои требования к маркировке аккумуляторов. С учётом того, что в современном глобализированном мире машины собираются путём кооперации компаний с разных стран и материков, есть ряд международных стандартов, на которые ориентируются производители.

    Согласно действующим международным стандартам маркировка аккумулятора должна включать в себя такие данные:

    • знак производителя,
    • название компании,
    • значение номинального напряжения,
    • значение ёмкости,
    • полярность возле клемм,
    • тип батареи,
    • дату производства,
    • количество банок.

    Также маркировка аккумулятора должна в себя включать знаки, ограничивающие эксплуатацию и предупреждающие о стандартах транспортировки. В общем, можно выделить четыре вида маркировки в зависимости от региона:

    • российская,
    • европейская,
    • азиатская,
    • американская.

    Важно! Стоит признать, что некоторые маркировки сильно отличаются друг от друга. Поэтому знать нюансы расшифровки вам не помешает.

    Виды маркировки в зависимости от региона

    В России маркировка аккумуляторов регламентируется ГОСТом 959-91. Её ещё называют «А Б С Д». Данные буквы обозначают следующие понятия:

    • «А» — эта буква в маркировке указывает сколько банок в аккумуляторе. Один элемент — два вольта
    • «Б» — тип аккумулятора. Маркировка «СТ» говорит, что перед нами батарея стартерного типа.
    • «С» — ёмкость устройства. Единица измерения ампер-часы.
    • «Д» — указывает на материал, из которого изготовлен агрегат.

    Это основные параметры, которые во многом определяют, подойдёт ли вам данный аккумулятор. Вариации исполнения подробно расписаны на рисунке сверху.

    Европейская маркировка

    Стоит признать, что в Европе требования к аккумуляторам, особенно их экологичности гораздо выше. Неудивительно, что и европейская маркировка имеет существенные отличия.

    В Европе производители автомобильных аккумуляторов при создании своей продукции ориентируются в первую очередь на стандарт DIN. Он включает использование в маркировке пяти основных цифр.

    Важно! Есть ещё стандарт ETN, он включает в себя девять цифр.

    Пятизначная маркировка определяется следующими параметрами:

    • Три первых цифр указывают на ёмкость батареи. Чтобы точно определить данный параметры из написанного числа необходимо отнять 500.
    • Две цифры в конце указывают на тип аккумулятора.

    Здесь нужно сделать одно важное уточнение. Несмотря на простоту официального стандарта, каждый производитель старается указать на аккумуляторах максимум полезной информации. Поэтому, изучая маркировку европейской батареи, можно узнать следующие данные:

    • исполнение,
    • спецификацию клемм,
    • особенности отвода газов,
    • показатель вибропрочности.

    Маркировка аккумулятора ETN состоит из таких показателей:

    • Первая цифра обозначает ёмкость.
    • Вторая и третья — диапазон мощности. Цифра шесть в данной маркировке обозначает, что при подсчётах нужно добавить 100 Ач, семь — 200 Ач.
    • Три последующих цифры — конструктивное решение и используемые материалы.
    • В конце идут три цифры указывают значение одной десятой холодной прокрутки.

    Когда вы изучаете маркировку европейского аккумулятора, то должны понимать, что на нём может быть множество дополнительных обозначений, которые производитель наносит на своё собственное усмотрение.

    Азиатская маркировка

    На азиатском рынке используют маркировку аккумуляторов стандарта JIS. Стоит признать, что она весьма запутана, и чтобы в ней разобраться, понадобиться время. Само собой, без специальных таблиц обойтись не получится.

    Азиатская маркировка аккумуляторов состоит из шести знаков:

    • Первые две цифры традиционно указывают на ёмкость. Но вы должны учитывать, что номинальный параметр умножается на корректировочный коэффициент.
    • Третий символ — буква. Она указывает на форму аккумулятора и соотношение размеров.
    • Два последующих знака — размер в сантиметрах (длина).
    • Последний символ имеет всего два значение — R b L. Он указывает на расположение отрицательной клеммы.

    Емкость азиатской батареи, которая указана в маркировке существенно ниже европейской.

    Американская система нумерации

    В Америке при обозначении батарей используется стандарт SAE, но возможны и другие варианты. В данном контексте законодательство США даёт довольно широкий простор для деятельности предпринимателей.

    Американская маркировка аккумуляторных батарей выполняется в соответствии со стандартом SAE. Тем не менее могут быть использованы и другие типы маркирования. Традиционно количество символов в номенклатуре шесть (одна буква и пять цифр). Данные символы имеют следующие значения:

    • Первая буква указывает на тип АКБ.
    • Две первых цифр определяют размер устройства.
    • Последние в номенклатуре числа — это значение тока при холодной прокрутке.

    Очень часто производители наносят на свои устройства показатель резервной ёмкости. Также на корпусе можно найти, сколько времени занимает снижение напряжения до 10 В. В качестве константы берётся фиксированный показатель тока 25 ампер.

    Итоги

    В основном АКБ классифицируются на обслуживаемые и необслуживаемые. Также их можно разделить на типы за счёт особенностей конструкции пластин. Маркирование устройств зависит от региона, в котором был изготовлен товар, и заводских стандартов производителя.