Действующие законы ссср и рсфср. Ссср в законе

13. Основы конституционного строя в РФ.

Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая соц.-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты КС:

1. Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение.

2. Политико-правовой характер.

3. Нормативность и общеобязательность.

4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства.

6. Сжатость и концентрированность положений.

7. Постоянность действия.

8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок.

9. Целостность.

10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС – глава1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 гр.:

· Гуманистические;

· Основные характеристика РФ;

· Экономические и политические;

· Основы организации гос. Власти.

Статус РФ:

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

Ст.14 РФ – светское гос-во.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3 ).

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

Правовое государство - это гос-во, которое во всей своейдеятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки ПГ:

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда . Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15 .

4. Приоритетмеждународного права . См. ст.15 ч.4 .

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7 .

Светское гос-во – см. ст.14.

См. ст.2 . В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.

См. статьи 6, 8, 9 .

14. Основы правового статуса человека и гражданина.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом .

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Понятия «права человека » - подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. «Права гражданина » - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового.

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности.

Определенные ограничения иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в Конституции РФ 1993 г., что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

Правовой статус включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности - Основные: 1) обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15); 2) обязанность платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность охранять природу (ст. 58); 4) обязанность защиты Отечества (ст. 59). А также - ст. 17 Конституции РФ, ст. 21, ст. 34, ст. 38, ст. 43, ст. 44.

Свойства П, С и О:

1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2) изначальный , прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину;

5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7) они действуют на всей территории государства.

15. Классификация конституционных прав и свобод.

Классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев). Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В зависимости от вида субъекта - на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования -основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание прав и свобод человека и гражданина.

1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся : право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности :

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми , естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан;

См. статьи 20-23, 25-29.

2.Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

См. статьи 3, 13 ч.3, 29 ч.4, 30, 31.

3. Социально-экономические П и С являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. См. ст. 7 Конституции РФ, ст. 34 - 44).

16. Основания приобретения гражданства

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право почвы).

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без гражданства - 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

·лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

·лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

·в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица.

Гражданство РФсчитается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента - не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом.

Органы , занимающиеся вопросами гражданства:

·Президент РФ;

·Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

·Дипломатич. Представительства РФ;

·Консульские учреждения.

17. Принципы гражданства.

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Принципы г-ва:

1. Гражданство РФ явл. единым , т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства;

в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять;

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство;

в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства , что выражается,

во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения;

во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ;

в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.

6. Защита и покровительство граждан РФ , находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.

7. Почетное гражданство , которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

8. Отрицание автоматического изменения гражданства:

·заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.

·изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим.

·расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

За последние двадцать лет в нашей стране были приняты новая Конституция, новый Трудовой кодекс, десятки законов и нормативных актов, составляющих основу правового регулирования трудовых отношений. При этом до настоящего времени продолжают применяться нормы советского законодательства, которые не были отменены официально и не потеряли своей актуальности. О некоторых из них работодатели просто не знают, другие сознательно игнорируют, полагая, что нормы устарели. Вообще же вопрос соответствия не отмененных нормативных актов СССР и Трудового кодекса РФ достаточно сложный. Не всегда можно с уверенностью сказать, надо или нет руководствоваться тем или иным советским документом.

Потребность в использовании нормативных актов бывшего СССР во многом объясняется пробелами действующего правового регулирования, отсутствием необходимых федеральных нормативных актов, конкретизирующих те или иные нормы Трудового кодекса РФ.

Особенности применения актов бывшего СССР установлены ст. 423 ТК РФ: законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12.12.1991 № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.

Памятка, которая поможет уберечь компанию от

Таким образом, если нормативный акт бывшего СССР официально не отменен, это еще не значит, что он может применяться.

Верховным Судом РФ было рассмотрено дело о признании частично недействующим подп. «а» п. 9 постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12.02.1987 № 194 «О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства» (см. определение Верховного Суда РФ от 12.11.2008 № ГКПИ08-2113).

Согласно указанному нормативному акту сотрудникам, работающим в двух- и трехсменном режиме, была установлена доплата за работу в вечернюю смену в размере 20%, а в ночную - 40% часовой тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в соответствующей смене.

Верховный Суд РФ, сославшись на норму ч. 2 ст. 154 ТК РФ, согласно которой минимальные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются Правительством РФ, признал, что указанное постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС в части установления иных минимальных размеров доплаты за работу в ночное время не может применяться. При этом оспариваемый акт был отменен лишь три года спустя постановлением Правительства РФ от 28.04.2011 № 332.

Причем, если советский нормативный акт противоречит действующему законодательству и в этой связи не может применяться, не имеет принципиального значения, ухудшали или улучшали его нормы положение работника по сравнению с действующими законами. Но, как верно указал Роструд в своем письме от 28.10.2009 № 3201-6-1 на примере официально не отмененных актов Совмина СССР и Совмина РСФСР, устанавливающих повышенные по сравнению с действующим законодательством размеры оплаты труда в ночное время, нормы таких документов могут учитываться при определении конкретных размеров вознаграждения за ночные работы в коллективном договоре, локальных нормативных актах работодателя.

Что значит «могут учитываться»? Они не являются обязательными для работодателя, но коль скоро речь идет об улучшении положения работника по сравнению с тем, как это предусмотрено действующим законодательством, повышенная оплата труда в ночное время в размере, указанном в советских документах, может быть предусмотрена для сотрудников на уровне локального регулирования.

Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 554 (далее - Постановление № 554) установлен минимальный размер повышения вознаграждения за работу в ночное время - 20% часовой тарифной ставки. При этом официально не отменено распоряжение Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 985-р «Об установлении дополнительной оплаты за сверхурочную работу рабочим автомобильного транспорта», согласно которому надбавка за работу в ночное время (в отсутствие многосменной организации труда) названной категории сотрудников должна составлять 35% часовой тарифной ставки (оклада) за каждый час такой работы.

Таким образом, работодатель не вправе установить сотрудникам транспортного предприятия повышение оплаты за работу в ночное время в размере меньше 20%, как это определено Постановлением № 554, но в коллективном или трудовом договоре, локальном нормативном акте может предусмотреть надбавку в 35%, как предусмотрено данным распоряжением Совмина РСФСР, или даже больше.

В декабре при составлении графика отпусков на 2014 год я столкнулась с такой неприятной ситуацией. Несколько наших многодетных сотрудниц заявили, что имеют право использовать отпуск летом или в другое удобное для них время. Якобы сначала нужно учитывать их пожелания, а потом уже производственные интересы и просьбы других сотрудников. Я не понимаю, откуда они это взяли? В Трудовом кодексе таких правил нет.

На сегодняшний день официально не отменено в том числе постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей», согласно подп. «б» п. 3 которого работающим женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, предоставляется первоочередное право на получение ежегодного отпуска в летнее или другое удобное для них время. Возникает вопрос: действует ли указанная норма сейчас? Кстати, может быть, эти положения распространяются и на одиноких мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет, учитывая распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р «О предоставлении отпуска для одиноких работающих мужчин, имеющих двух и более детей в возрасте до 12 лет»?

На наш взгляд, ответ на эти вопросы должен быть отрицательным. Согласно ст. 123 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по желанию работников в удобное для них время только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Ни постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 № 235, ни распоряжение Совмина СССР от 30.10.1985 № 2275р федеральными законами не являются, поэтому, несмотря на то что они улучшают положение работников, предоставляя некоторым из них дополнительные гарантии по использованию ежегодного отпуска в удобное время, применяться не должны. В то же время вопрос о предоставлении женщине или одинокому работающему мужчине, имеющим двух и более детей в возрасте до 12 лет, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время может быть решен коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Нормативные правовые акты СССР применяются главным образом в тех случаях, когда нет возможности обратиться к более поздним актам ввиду их отсутствия, а соответствующие нормы ТК РФ носят общий характер и нуждаются в конкретизации.

Например, в настоящее время действуют Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30.04.1930 № 169 (далее - Правила).

Статья 127 ТК РФ устанавливает, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска, однако не определяет порядок ее исчисления. Возникший пробел восполняют пп. 28 и 29 Правил.

Напомним, согласно п. 29 Правил полная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается в размере среднего заработка за полный отпуск. Пропорциональная компенсация выплачивается:

а) при отпуске в 12 рабочих дней - в размере дневного среднего заработка за каждый месяц работы, подлежащий зачету в срок, дающий право на отпуск;

б) при отпуске в 24 рабочих дня и месячном - в размере двухдневного среднего заработка за каждый месяц;

в) при полуторамесячном отпуске - в размере трехдневного, а при двухмесячном - четырехдневного среднего заработка за каждый месяц.

При исчислении срока работы, дающего право на компенсацию, применяется раздел I Правил.

Верховный Суд РФ указал, что данное положение не направлено на дискриминацию работников и не противоречит действующему законодательству, в частности ст. 3, 114, 127 ТК РФ. При том что ст. 291 ТК РФ порядок компенсации неиспользованного отпуска определен только для работников, заключивших трудовой договор на срок до двух месяцев: им денежная компенсация выплачивается из расчета два рабочих дня за месяц работы. В отношении же остальных сотрудников в аналогичных ситуациях применяется п. 29 Правил (решение Верховного Суда РФ от 01.12.2004 № ГКПИ04-1294).

Продолжает действовать и постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», а также постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 № 273/П-20, утвердившее Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Причиной тому отсутствие современного правового акта, предусмотренного п. 2 постановления Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», который позволил бы дифференцировать виды и размеры компенсаций в зависимости от степени вредности условий труда. Данный вывод подтвержден судебной практикой (определения Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 01.11.2012 № АПЛ12-651, от 28.03.2013 № АПЛ13-102, определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 № 135-О).

В обоснование своих требований работники нередко ссылаются в судах на положения нормативных актов бывшего СССР. И такие требования признаются законными.

Работница, уволенная по сокращению штата, сочла, что в нарушение действующего трудового законодательства работодателем при расчете компенсации за неиспользованный отпуск не применялись положения Правил об очередных и дополнительных отпусках.

Сотрудница проработала более пяти с половиной месяцев - компенсация была ей начислена за девять.

Между тем согласно п. 28 Правил увольняемые по каким бы то ни было основаниям сотрудники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Но ее также получают и проработавшие от 5,5 до 11 месяцев, если они увольняются, в частности, вследствие ликвидации предприятия или сокращения штата.

При разрешении спора суд исходил из того, что п. 28 Правил продолжает действовать в соответствии со ст. 423 ТК РФ. Данным пунктом, по сути, предоставляются дополнительные гарантии работникам при увольнении по сокращению штата, что не противоречит ни ст. 127, ни ст. 165 ТК РФ.

При таких обстоятельствах суд посчитал, что сотрудница, проработавшая более пяти с половиной месяцев и уволенная по сокращению штата, имела право на полную компенсацию за неиспользованный отпуск.

Однако в пользу работников решения принимаются далеко не всегда.

Работник просил признать недействующим п. 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства (далее - Рекомендации), утв. постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30.05.1985 № 162/12-55, как ухудшающий его положение по сравнению с действующим законодательством и противоречащий нормам ТК РФ.

В пункте 5.5 Рекомендаций указано, что в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенными на режим ГРВ, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), т. е. сверхурочными считаются только часы, отработанные сверх установленной для этого периода нормы. Оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, и в двойном - за остальные.

В обоснование своих требований работник сослался, в частности, на письмо Минздравсоцразвития России от 31.08.2009 № 22-2-3363 «Об оплате сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени», где сказано, что при суммированном учете рабочего времени исходя из определения сверхурочной работы подсчет часов переработки ведется после окончания учетного периода. В этом случае работа сверх нормы в учетном периоде оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за остальные - не менее чем в двойном.

Однако Верховный Суд РФ не согласился с этим требованием, заявив, в частности, что по смыслу ст. 152 ТК РФ в двойном размере оплачивается работа по прошествии первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода. Таким образом, поскольку законодательством РФ установлен порядок оплаты переработки сверх установленной для работников продолжительности рабочего дня (смены), но не определен механизм такой оплаты за учетный период при суммированном учете рабочего времени, в данном случае необходимо руководствоваться п. 5.5 Рекомендаций, который по своему содержанию законодательству РФ не противоречит (определение Верховного Суда РФ от 27.12.2012 № АПЛ12-711).

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в и и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР

В целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь , Верховный Совет РСФСР

постановляет:

Статья 1

Статья 1 . Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно.

Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных в настоящей статье актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации.

Статья 2

Статья 2 . В случаях, не предусмотренных статьей 1 настоящего Закона:

законы и иные акты высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие на территории РСФСР после их ратификации Верховным Советом РСФСР;

акты Совета Министров СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения Советом Министров РСФСР;

акты министерств и ведомств СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения государственными органами РСФСР, уполномоченными соответственно Верховным Советом РСФСР либо Советом Министров РСФСР.

Статья 3

Статья 3 . До заключения Федеративного договора республики, входящие в состав РСФСР, участвуют в решении вопросов о приостановлении, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР через высшие органы государственной власти и управления РСФСР или в ином порядке, установленном законодательством республик, входящих в состав РСФСР.

Статья 4

Статья 4 . Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Статья 5

Статья 5 . Решения действующих на территории РСФСР государственных органов, органов общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий, должностных лиц, а также договоры и иные сделки, принятые или совершенные на основании актов органов СССР, не ратифицированных, не подтвержденных или приостановленных в соответствии с настоящим Законом, являются недействительными.

Статья 6

Статья 6 . В случаях совершения действий, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, граждане, должностные лица, государственные органы, органы общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий несут ответственность в соответствии с законодательством РСФСР.

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов

О порядке введения в действие Закона РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР"

Верховный Совет РСФСР постановляет:

1. Ввести в действие Закон РСФСР "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" с момента принятия. Внести Закон на утверждение внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР.

2. Президиуму Верховного Совета РСФСР, комиссиям палат и комитетам Верховного Совета РСФСР, Совету Министров РСФСР в 10-дневный срок разработать и представить Верховному Совету проект постановления о порядке рассмотрения вопросов о приостановке, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР.

3. Президиуму Верховного Совета РСФСР и Совету Министров РСФСР в срок до 20 ноября 1990 года разработать и представить Верховному Совету РСФСР предложения об установлении и порядке привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 6 Закона.

4. Совету Министров РСФСР привести решения Правительства РСФСР в соответствие с Законом "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР", а также представить для рассмотрения вопроса о приостановлении перечень актов органов СССР, изданных до принятия указанного Закона.

Первый заместитель
Председателя Верховного
Совета РСФСР
Р.И.Хасбулатов

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу отдельные нормативные правовые акты РСФСР по перечню согласно приложению № 1.

2. Признать не действующими на территории Российской Федерации отдельные нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР по перечню согласно приложению № 2.

Перечень
нормативных правовых актов РСФСР, признанных утратившими силу

1. Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 18 сентября 1943 г. № 788 "Об утверждении инструкции Наркомпроса РСФСР по проведению постановления Совнаркома Союза ССР и ЦК ВКП (б) от 11 августа 1943 г. № 875 "О повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ" (СП РСФСР, 1944, № 1, ст. 1).

2. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 февраля 1962 г. № 175 "Об утверждении перечня профессий, должностей и категорий работников железной дороги объединения "Сахалиннефть" Сахалинского совнархоза, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работы, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков" (СП РСФСР, 1962, № 3, ст. 21).

3. Постановление Совета Министров РСФСР от 1 февраля 1973 г. № 53 "Об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров) работающим по двум должностям палубного и машинного состава".

4. Постановление Совета Министров РСФСР от 12 ноября 1981 г. № 609 "Об отнесении пастбищ к таежным и горно-таежным в Якутской АССР" (Свод законов РСФСР, 1988, т. 2, с. 261).

Перечень
нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР, признанных не действующими на территории Российской Федерации

1. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 2 января 1929 г. "О семичасовом рабочем дне" (СЗ СССР, 1929, № 4, ст. 30).

2. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР от 18 ноября 1929 г. "Об условиях труда работников мелко-розничной торговой сети" (СЗ СССР, 1929, № 74, ст. 705).

3. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 52, Совета Народных Комиссаров СССР № 691 от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1930, № 60, ст. 641).

4. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 августа 1931 г. № 678 "Об изменении трудового законодательства" (СЗ СССР, 1931, № 51, ст. 334).

5. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 4 мая 1935 г. № 823 "О мероприятиях, предотвращающих образование задолженности по заработной плате учителям" (СЗ СССР, 1935, № 25, ст. 201).

6. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 25 июля 1935 г. № 1563 "О порядке исчисления среднего заработка за время очередного и дополнительного отпусков" (СЗ СССР, 1935, № 40, ст. 333).

7. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 3 марта 1936 г. № 414 "Об оплате труда на лесозаготовках" (СЗ СССР, 1936, № 16, ст. 138).

8. Постановление Центрального Исполнительного Комитета СССР № 93, Совета Народных Комиссаров СССР № 536 от 31 марта 1937 г. "Об отмене постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. "О порядке найма и распределения рабочей силы и о борьбе с текучестью рабочей силы" (СЗ СССР, 1937, № 23, ст. 93).

9. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б), Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 декабря 1938 г. "О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле" (СП СССР, 1939, № 1, ст. 1).

10. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 11 декабря 1940 г. № 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников" (СП СССР, 1940, № 32, ст. 806).

11. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 9 января 1944 г. № 30 "О повышении заработной платы зоотехническим и ветеринарным работникам" (СП СССР, 1944, № 2, ст. 26).

12. Постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 30 декабря 1945 г. № 3219 "Об улучшении бытовых условий и расширении льгот для работающих в Печорском угольном бассейне и Ухтинском комбинате НКВД СССР".

13. Постановление Совета Министров СССР от 7 апреля 1946 г. № 776 "О переселении колхозников и другого населения в Южно-Сахалинскую область в 1946 году".

14. Пункт 41 в части Б постановления Совета Министров СССР от 29 апреля 1946 г. № 956 "О мерах по обеспечению добычи и вывоза угля в Печорском угольном бассейне в 1946 году".

15. Инструкция ВЦСПС и Министерства финансов СССР о порядке исчисления трудового стажа, дающего право на получение процентных надбавок к заработной плате или единовременного вознаграждения за выслугу лет, утвержденная постановлением Совета Министров СССР от 28 января 1949 г. № 338 (СП СССР, 1949, № 3, ст. 24).

16. Постановление Совета Министров СССР, Центрального Комитета КПСС от 6 марта 1954 г. № 373 "О заработной плате работников совхозов и конных заводов системы Министерства совхозов СССР".

17. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 9 апреля 1959 г. № 377 "О переводе на семичасовой рабочий день, повышении и упорядочении заработной платы работников предприятий машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности".

19. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 19 сентября 1959 г. № 1120 "О сроках завершения перевода на семи- и шестичасовой рабочий день и упорядочения заработной платы рабочих и служащих во всех отраслях народного хозяйства СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 266).

20. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1960 г. № 45 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников морского транспорта".

21. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 19 февраля 1960 г. № 230 "О переводе на семичасовой рабочий день и об упорядочении заработной платы работников киносети и кинопроката".

22. Пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" и постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1960 г. № 148, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1960 г. № 805 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с упорядочением льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (СП СССР, 1960, № 14, ст. 118).

23. Постановление Совета Министров СССР от 11 августа 1960 г. № 891 "Об упорядочении заработной платы работников гражданского воздушного флота".

24. Пункт 1 изменений, которые вносятся с 1 января 1961 г. в решения Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611 "О списках производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 7 сентября 1961 г. № 821 "Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства СССР в связи с постановлением Совета Министров СССР от 17 июня 1960 г. № 611" (СП СССР, 1961, № 14, ст. 110).

25. Пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 25 мая 1963 г. № 591 "О признании утратившими силу и об изменении решений Правительства СССР в связи с введением в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик" (СП СССР, 1963, № 10, ст. 105).

26. Пункт 7 постановления Совета Министров СССР от 27 сентября 1963 г. № 1020 "Об улучшении ветеринарного дела и усилении государственного ветеринарного контроля в стране" (СП СССР, 1963, № 18, ст. 189).

27. Постановление Совета Министров СССР от 19 февраля 1965 г. № 96 "О дополнительном отпуске трактористам-машинистам, трактористам и бульдозеристам" (СП СССР, 1965, № 3, ст. 18).

28. Постановление Совета Министров СССР от 20 сентября 1965 г. № 708 "О введении новых условий оплаты труда творческих работников и административного персонала театров, концертных организаций, музыкальных и танцевальных коллективов и цирков".

29. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 апреля 1966 г. № 311 "О повышении материальной заинтересованности трактористов-машинистов совхозов и других государственных предприятий сельского хозяйства в увеличении производства продукции" (СП СССР, 1966, № 8, ст. 81).

30. Постановление Совета Министров СССР от 26 мая 1966 г. № 394 "Об установлении для рабочих подразделений гражданской авиации ежегодного дополнительного трехдневного отпуска за непрерывную работу в одном подразделении" (СП СССР, 1966, № 9, ст. 97).

31. Пункт 66 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 июня 1966 г. № 465 "О широком развитии мелиорации земель для получения высоких и устойчивых урожаев зерновых и других сельскохозяйственных культур" (СП СССР, 1966, № 11, ст. 114).

32. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 20 июля 1967 г. № 730 "О мерах по обеспечению высоких темпов развития черной металлургии в соответствии с Директивами XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 - 1970 гг." (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

33. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 12 января 1968 г. № 42 "О мерах по обеспечению капитального строительства кадрами" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 262).

34. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 14 апреля 1971 г. № 222 "О мерах по улучшению условий труда и закреплению механизаторских кадров в сельском хозяйстве" (СП СССР, 1971, № 8, ст. 65).

35. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 2 июня 1971 г. № 339 "О повышении минимального размера заработной платы и увеличении ставок и окладов среднеоплачиваемых рабочих и служащих железнодорожного транспорта и метрополитенов и о мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 260).

36. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 2 марта 1972 г. № 164 "О мерах по дальнейшему увеличению производства и улучшению качества продукции овцеводства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 506).

37. Постановление Совета Министров СССР от 5 июля 1973 г. № 477 "О некоторых мерах по закреплению кадров на предприятиях Министерства легкой промышленности СССР" (Свод законов СССР, 1990, т. 2, с. 257).

38. Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1973 г. № 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах" (СП СССР, 1973, № 21, ст. 116).

39. Пункт 12 постановления Совета Министров СССР от 17 января 1975 г. № 50 "О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития".

40. Абзац седьмой пункта 5 постановления Совета Министров СССР от 8 января 1976 г. № 26 "Об организации комплексного централизованного обслуживания средств электронной вычислительной техники".

41. Пункт 48 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 13 января 1977 г. № 49 "О мерах по развитию железнодорожного транспорта в 1976 - 1980 годах" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 114).

42. Пункт 31 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 1 сентября 1977 г. № 820 "О мерах по повышению эффективности использования сельскохозяйственной техники, улучшению ее сохранности, обеспечению колхозов и совхозов кадрами механизаторов и закреплению их в сельском хозяйстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 363).

43. Постановление Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 г. № 1109 "О дополнительных мерах по обеспечению выполнения установленных народнохозяйственным планом на 1976 - 1980 годы заданий по развитию производства минеральных удобрений, химических средств защиты растений и сырья для них".

44. Пункт 6 постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 22 мая 1979 г. № 466 "О дополнительных мерах по закреплению кадров в сельском хозяйстве Нечерноземной зоны РСФСР" (Свод законов СССР, 1990, т. 3, с. 344).

45. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 18 октября 1979 г. № 948 "О дополнительных мерах по закреплению кадров на железнодорожном транспорте" (Собрание действующего законодательства СССР, т. 58, с. 72).

46. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 13 декабря 1979 г. № 1117 "О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве" (СП СССР, 1980, № 3, ст. 17).

48. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235 "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" (СП СССР, 1981, № 13, ст. 75).

49. Постановление Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 27 апреля 1981 г. № 402 "О мерах по развитию коневодства" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 511).

50. Абзацы второй и третий пункта 1 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 мая 1982 г. № 436 "О дополнительных мерах по закреплению в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях работников, занятых в животноводстве" (СП СССР, 1982, № 17, ст. 92).

51. Пункт 27 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 24 марта 1983 г. № 235 "О дальнейшем развитии и улучшении бытового обслуживания населения" (Свод законов СССР, 1990, т. 8, с. 499).

52. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 28 июля 1983 г. № 745 "О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины" (СП СССР, 1983, № 21, ст. 116).

54. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 12 мая 1986 г. № 541 "Об усилении материальной заинтересованности и повышении ответственности работников служб технического контроля объединений и предприятий и органов Государственной приемки за обеспечение выпуска продукции высокого качества".

55. Пункт 20 постановления Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 11 декабря 1986 г. № 1472 "О мерах по повышению эффективности и улучшению организации племенного дела в животноводстве" (Свод законов СССР, 1990, т. 7, с. 502).

56. Подпункт "а" пункта 1 изменений, которые вносятся в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, утвержденных постановлением Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 3 августа 1988 г. № 953 "О признании утратившими силу и внесении изменений в постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам планирования, материально-технического снабжения и некоторым другим вопросам".

57. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" (СП СССР, 1989, № 29, ст. 122).

58. Постановление Совета Министров СССР от 18 ноября 1989 г. № 1003 "О перестройке творческой, организационной и экономической деятельности в советской кинематографии" (СП СССР, 1990, № 1, ст. 5).

59. Постановление Совета Министров СССР, Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 21 декабря 1989 г. № 1128 "О частичном изменении постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677" (СП СССР, 1990, № 2, ст. 11).

Обзор документа

Признаны недействующими некоторые акты СССР. Кроме того, признаны утратившими силу на территории Российской Федерации акты РСФСР.

В числе актов СССР - о повышении заработной платы учителям и другим работникам начальных и средних школ; об утверждении должностных окладов членам экипажей судов речного флота с дистанционным управлением (кроме катеров), работающим по двум должностям палубного и машинного состава.

В перечень актов РСФСР включены, в частности, постановления о условиях труда работников мелко-розничной торговой сети; об оплате труда на лесозаготовках; об упорядочении зарплаты работников гражданского воздушного флота.