Этапы проведения специальных операций и их содержание. Основы организации и проведения специальных операций

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

специальный операция режимный

1. Специальная операция органов внутренних дел и внутренних войск её цели, задачи и характерные черты

Задержания особо опасных и вооруженных преступников;

Пресечения массовых беспорядков в населенных пунктах;

Освобождения заложников, пресечения захвата и угона воздушного судна;

Разоружения (ликвидации) незаконных вооруженных формирований и изъятия оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и других предметов военного имущества.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятий, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цель специальной операции - восстановление нарушенного правопорядка, задержание зачинщиков, активных участников массовых беспорядков, задержание преступников, обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения операции, нормального функционирования предприятий, организаций и учреждений.

Основным органом управления в специальной операции является оперативный штаб, создаваемый при МВД республики, ГУВД, УВД краевой (областной) администрации. УВДТ. Для непосредственного руководства действиями войск в оперативном штабе создается войсковая оперативная группа.

Для проведения специальной операции создается группировка сил и средств, которая может состоять из групп: оцепления, блокирования, обеспечения дорожного движения, разведки, документирования действий лиц, захвативших заложников, ведения переговоров, разграждения (проделывания проходов), захвата, прикрытия (непосредственной поддержки), ликвидации угрозы взрыва, применения специальных средств, пожаротушения и аварийно-спасательных работ, эвакуации, конвоирования, фильтрации, следственно-оперативной, связи, медицинского обеспечения, материально-технического и тылового обеспечения и взаимодействия со средствами массовой информации.

Силы и средства внутренних войск, включаются в состав групп оцепления, применения специальных средств и связи. Силы и средства воинских частей по охране важных государственных объектов и обеспечение специальных грузов, кроме того, могут включаться в группу блокирования.

Силы и средства воинских частей (подразделений) включаются в состав основной группы блокирования, групп оцепления, прикрытия и снайперов.

При участии в специальной операции по пресечению массовых беспорядков в населенном пункте воинские части (подразделения) внутренних войск могут привлекаться к:

Оказанию помощи органам внутренних дел в локализации очагов массовых беспорядков;

Несению патрульно-постовой службы;

Усилению охраны (охране) зданий органов государственной власти, государственных банков, радио-, телевизионных и телефонно-телеграфных станций, других важных объектов, и мест компактного проживаний военнослужащих внутренних войск и членов их семей;

Охране фильтрационных пунктов;

Конвоированию, задержанных;

Оказанию помощи органам внутренних дел в рассредоточении толпы, вытеснении их из района операции, задержании организаторов и активных участников массовых беспорядков;

Участию в разграждение завалов и других препятствий.

При участии в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах силы и средства внутренних войск могут включаться в группы: оцепления, патрулирования, охраны, конвоирования, рассредоточения, блокирования, применения специальных средств, разграждения, разведки, связи, тылового и технического обеспечения, маневренные и в резерв.

Из состава органов внутренних дел дополнительно могут создаваться группы: изъятия, оперативного информирования, организации дорожного движения, пожаротушения, документирования противоправных действий следственно-оперативная, организационно-аналитическая и фильтрационный пункт.

Подразделение составляет один из элементов группировки сил и средств (боевого порядка) или действует в нескольких. Крупные элементы группировки сил и средств могут состоять из нескольких подразделений. Если для проведения специальной операции создается несколько одинаковых элементов группировки сил и средств (боевого порядка), то они нумеруются, например: группа изъятия N 1, группа изъятия N 2 и т. д.

2. Этапы проведения специальной операции

Этапы проведения специальной операции:

Организация специальной операции;

Ведение специальной операции;

Завершение специальной операции.

1. Организация специальной операции:

Принятие решения;

Постановка задач воинским частям (подразделениям);

Подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в операции;

Организация взаимодействия, воспитательной работы, всестороннего обеспечения и управления;

Сосредоточение сил и средств районе проведения специальной операции, занятие назначенных рубежей и построение боевого порядка группировки сил и средств.

2. Введение специальной операции:

Непрерывное управление действиями подчиненных подразделений в ходе выполнения задач специальной операции;

Оценка обстановки и принятия целесообразного решения на действия подчиненных подразделений в случаях ее резкого изменения.

3. Завершение специальной операции:

Тщательный осмотр района (места) действий с целью обнаружения брошенного преступниками оружия, документов и имущества;

Выход подчиненных в район сбора;

Проверка наличия личного состава, вооружения и снаряжения (при необходимости изъятия боеприпасов);

Возможное оказание медицинской помощи пострадавшим;

Определение маршрутов выдвижения к месту дислокации (с подведением итогов).

Специальная операция может проводиться органами внутренних дел (органами государственной власти и управления района чрезвычайного положения) совместно с частями (подразделениями) внутренних войск для:

Участия в освобождении заложников;

Участия в пресечении массовых беспорядков в населенном пункте;

Участия в ликвидации незаконных вооруженных формированиях;

Участия в пресечении массовых беспорядков в исправительных учреждениях уголовного наказания в виде лишения свободы;

Участия в предотвращении и пресечении угона воздушного судна;

Участия в пресечение захвата важного государственного объекта;

Участия в розыске преступников (вооруженных дезертиров);

Участия в ликвидации последствий ЧО техногенного и природного характера;

Участия в пресечение захвата органов внутренних дел.

3. Основные способы проведения специальной операции

При проведении специальной операции внутренние войска применяют следующие способы войсковых действий: блокирование; поиск; преследование; окружение; оцепление.

Блокирование - действия подразделений (воинских частей) по изоляции участка местности (района, населенного пункта или их части) предполагаемого нахождения правонарушителей в целях воспрещения выхода из него, обеспечения их поиска и задержания.

Для этой цели из состава сил и средств назначается группа блокирования. Она состоит из нарядов, перекрывающих наиболее вероятные направления движения противника из района операции.

Рубеж блокирования должен отвечать следующим требованиям:

Проходить по тактически выгодной местности, иметь удобные подходы (подъезды) для быстрого занятия его подразделениями;

Обеспечивать хорошие обзор и обстрел перед фронтом и на флангах подразделений, скрытность расположения личного состава и огневых средств и их взаимодействие;

Позволять быстро маневрировать силами и средствами при изменении обстановки;

Благоприятствовать управлению и связи.

Боевой порядок группы блокирования состоит из боевых порядков подразделений, развернутых на рубеже блокирования, огневых средств и резерва.

Заслон - войсковой наряд численностью до взвода, предназначенный для прикрытия вероятных направлений движения разыскиваемых лиц, блокирования района проведения специальной операции. От заслона могут выделяться наблюдательные посты, секреты, дозоры.

Поиск -- действия воинских частей (подразделений), направленные на обнаружение и задержание преступников в местах их вероятного нахождения. Поиск в неблокированном районе проводится в тех случаях, когда район операции большой, а сил для его блокирования недостаточно; когда по периметру этого района имеются труднопроходимые участки местности, являющиеся естественными преградами для противника.

Направление поиска необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы подразделения, ведущие поиск, вынуждали противника отходить на открытые участки местности, на заслоны, а если операция проводится в неблокированном районе - ставили противника в невыгодное положение, облегчающее его обнаружение, преследование и ликвидацию.

Для подразделений, ведущих поиск, назначаются:

Исходный район;

Исходный рубеж для поиска;

Полоса (направление) поиска;

Уравнительные рубежи;

Рубеж встречи;

Конечный рубеж;

Участок поиска;

Район сбора.

Группа поиска выходит на исходный рубеж одновременно с занятием заслонами рубежа блокирования. Командир группы на местности уточняет каждой поисковой группе направление (полосу) ведения поиска и порядок взаимодействия соседями. Командиры поисковых групп ориентируют личный состав на местности, уточняют ему задачи.

Поисковые группы в зависимости от способа поиска принимают боевой порядок: при сплошном поиске - цепь с дозорами впереди и на флангах; при выборочном - колонна с дозорами впереди и на флангах или линия отделений.

Преследование - неотступное движение подразделений и войсковых нарядов по задержанию или ликвидации противника (нарушителя), пытающего скрыться. Оно ведется при обнаружении противника или его следов.

Преследование может возникнуть:

При попытке противника скрыться после столкновения с войсковыми нарядами;

При попытке противника прорваться через рубеж блокирования;

При побеге задержанных из-под охраны или при конвоировании;

При попытке противника скрыться от поисковой группы во время поиска

После совершения противником диверсионного акта;

При совершении противником рейдов. Успех преследования достигается:

Своевременным обнаружением нарушителей, их следов или других признаков нарушителей;

Своевременным принятием целесообразного решения;

Высоким уровнем подготовки личного состава и постоянной готовность резерва караула (подразделения) к действиям;

Своевременным перекрытием направлений вероятного движения нарушителей войсковыми нарядами;

Четко организованным взаимодействием войсковых нарядов (подразделений), участвующих в преследовании;

Хорошим знанием личным составом местности;

Четко организованной связью;

Правильным использованием технических средств и розыскных собак.

Преследование в зависимости от обстановки, в которой оно возникло, может быть непосредственным, по следам(направлению) и параллельным.

Оцепление - действия подразделений (воинских частей) по изоляции района (объекта) проведения массового мероприятия, специальной операции, зоны чрезвычайной ситуации в целях воспрещения несанкционированного входа (выхода) граждан в этот район (на объект).

Группа оцепления состоит из войсковых цепочек (ВЦ), нарядов на КПП.

Войсковая цепочка - войсковой наряд, предназначенный для оцепления района (участка) местности с целью воспрещения неорганизованного прохода в него граждан, а также создания направляющих коридоров для движения граждан и разграничительных прямоугольников(квадратов) в местах размещения участков массовых мероприятий. Войсковые цепочки могут быть: усиленные - с интервалом более 2м; однорядные и многорядные. Численность ВЦ может быть от отделения до роты, в ее состав могут включаться сотрудники ОВД и других взаимодействующих органов.

Наряд на КПП - войсковой наряд, предназначенный для выполнения задач по оказанию помощи сотрудникам ОВД в обеспечении пропускного режима или ограничения движения транспортных средств и пешеходов. Он состоит из 2 и более военнослужащих и при необходимости усиливается авто бронетехникой.

Для проведения специальной операции решением руководителя операции может создаваться следующая группировка сил и средств:

Группа преследования;

Группа усиления охраны;

Группа поиска;

Группа блокирования;

Группа захвата;

Группа прикрытия;

Группа патрулирования;

Группа окружения;

Группа конвоирования группа связи;

Группа ведения переговоров;

Группа документирования противоправных действий;

Организационно-аналитическая группа;

Следственно-оперативная группа;

Группа взаимодействия со СМИ;

Группа тушения пожаров;

Группа тылового и технического обеспечения;

Группа медицинского обеспечения;

Подразделения ВВ МВД России, как правило, привлекаются для действий в следующих элементах:

Группа оцепления;

Группа эвакуации;

Группа обеспечения технологического процесса;

Группа преследования;

Группа усиления охраны;

Группа окружения;

Группа патрулирования;

Группа блокирования;

Группа поиска;

Группа применения специальных средств;

Организационно-аналитической группа.

Группа усиления - штатное подразделение, до взвода включительно, выполняющее задачу по усилению караула, на участке которого произошло проникновение нарушителя на охраняемый объект, путем выставления дополнительные постов согласно плану охраны и обороны объекта караулом.

Группа усиления на первом этапе пресечения попытки нарушителя проникнуть (прорваться) на охраняемый объект выделяется от караула согласно боевом расчету. С прибытием дежурного подразделения на объект, согласно плану применения полка (отдельно дислоцируемого подразделения) при чрезвычайных обстоятельствах, дежурное подразделение при необходимости выделяет из своего состава силы и средства для усиления караула.

Группа блокирования - штатное подразделение до батальона включительно, но выполняющее задачу по изоляции преступников, проникших на территорию объекта(отдельное здание), с целью недопущения их прорыва к жизненно важным центрам объекта, а также пресечения их попытки скрыться.

Боевой порядок группы блокирования - заслоны. В зависимости от объекта установки группа блокирования располагается в непосредственной близости от зданий и сооружений объекта вдоль дорог, перекрывая вероятные направления дальнейшего движения преступников к жизненно важным центрам (к аварийно-хозяйственны выходам цехов, режимных помещений) и к основным коммуникациям объекта Личный состав группы блокирования обеспечивается средствами индивидуально бронезащиты, табельным оружием и боеприпасами.

Группа поиска - штатное подразделение от отделения до взвода выполняющее задачу по обнаружению и задержанию нарушителей, проникших на охраняемый объект (с объекта). Особенностью поиска на охраняемом объекте является то, что он ведется непрерывно днем и ночью до полного задержания разыскиваемых лиц, как правило, выборочным способом по направлениям и объектам. К поиску нарушителей в зданиях объекта могут привлекаться сотрудники режимно-секретного органа охраняемого предприятия. Выход (вход) в здание (в цеха, отделы), переход сотрудников с этажа на этаж во время поиска запрещены.

Боевой порядок поисковых групп может быть в цепь или в линию отделения, с выделением головных и боковых дозоров в зависимости от особенностей охраняемого объекта и сложившейся обстановки.

Группа оцепления -- штатное подразделение до батальона включительно совместно с сотрудниками ОВД и ФСБ выполняющее задачу по периметру охраняемого объекта в непосредственной близости от предупредительного внешнего ограждения по изоляции района проведения операции с целью воспрещения проникновения в район (выхода из района) посторонних лиц, а также задержат (ликвидации)преступников при попытке их прорыва из блокированного район или в него для оказания вооруженной помощи лицам, проникшим на объект.

Боевой порядок группы оцепления - войсковые цепочки и наряды на КПП.

Группа захвата - штатное подразделение специального назначения до роты (группы), выполняющее задачу по задержанию (ликвидации) преступников в ходе проведения специальной операции (штурма). Исходя из особенностей охраняемого объекта, данное подразделение может формироваться из сотрудников ВВ МВД России. Группа захвата вооружается специальным вооружением, обеспечивается средствами индивидуальной бронезащиты, специальными переговорными устройствами, средствами наблюдения и проникновения в помещения и сооружения охраняемого объекта (лестницы, трапы, фалы, специальные взрывные устройства).

Количество групп захвата определяется сложившейся обстановкой. Расчет группы захвата осуществляется исходя из того, что на одного вооруженного преступника должно быть 2-3 вооруженных военнослужащих.

Группа прикрытия - штатное подразделение до взвода или часть его, выполняющее задачу по обеспечению активных действий группы захвата путем прикрытия огнем, создания в нужном направлении серий отвлекающих взрывов, при необходимости - ведения стрельбы холостыми патронами. Когда переговоры с преступниками не дают положительных результатов, и существует угроза совершения терактов и нанесения вреда здоровью заложников по решению руководителя операции уничтожение преступников осуществляется снайперами группы прикрытия. По окончании штурма, задержанию (уничтожению) преступников группа прикрытия берет под место задержания до прибытия оперативно-следственной группы.

Группа применения специальных средств - как правило, штатное подразделение РХБЗ до взвода или его часть, выполняющее задачу по обеспечению действий всех элементов группировки в ходе специальной операции путем подачи специальных сигналов, постановки дымов и использования специальных химических средств. Группа может действовать в полном составе или по расчетам.

Группы организационно-аналитическая, связи, тылового и технического обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Резерв предназначен для решения внезапно возникающих задач и оказания помощи любому элементу группировки сил и средств обеспечения, медицинского обеспечения создаются для обеспечения условий нравственного выполнения задач в специальной операции.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993 г.

2. Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

3. Федеральный закон от 21.12. 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. федеральных законов от 28.10.2002 г. № 129-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ и от 4.12.2006 г. № 206-ФЗ) //Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648.

4. Федеральный закон от 27.05.1996 года № 57-ФЗ «О государственной охране»//Российская газета. - 1996. - 6 июня.

5. Федеральный закон от 25.07. 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» //Российская газета. -2002. - 30 июля.

6. Приказ МВД России от 13.07.2007 г. № 633 «Об утверждении положения о функциональной подсистеме охраны общественного порядка единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Приказ МВД России от 29.01. 2008 года № 81 «Об организации комплексного использования сил и средств органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению правопорядка в общественных местах».

8. Бондаревский И.И. Специальная тактика. Учебник. - М: ЦОКР МВД России, 2005.

9. Казинский Н.Е. Тактико-специальная подготовка. Учебник. - М: ДКО МВД России, 2007.

10. Анищенко А.Ю. Тактико-специальная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. Учебное пособие. - М: ДКО МВД России, 2006.

11. Турушев А.А. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006

12. Чичин С.В. Организационно-тактические основы несения службы подразделениями ОВД по охране и обороне важных объектов. Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Особенности гражданско-процессуальной правосубъектности органов внутренних дел. Участие органов внутренних дел в суде первой инстанции. Формы участия органов внутренних дел в исполнительном производстве. Процессуальная правоспособность и дееспособность.

    курсовая работа , добавлен 18.12.2014

    Создание, структура и основные направления деятельности Министерства внутренних дел России. Законодательное закрепление оснований организации и функционирования органов внутренних дел. Новый этап в истории органов внутренних дел – образование полиции.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Причины реформирования полиции в 1860-1870 в России. Сходные и отличительные черты в развитии органов внутренних дел в период "оттепели" и "застоя". Цель и функции органов внутренних дел в послесталинскую эпоху. Значение личности Перовского в истории.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2011

    Деятельность органов внутренних дел. Проблемы профессиональной деформации полицейских. Правонарушения в системе правоохранительных органов. Полицейское государство. Криминологическое изучение органов внутренних дел РФ. Задачи и функции полиции.

    статья , добавлен 02.06.2008

    Сущность и основные черты административной деятельности органов внутренних дел. Изучение ее задач, форм и методов работы с гражданами, участвующими в обеспечении правопорядка. Характеристика принципов административной деятельности органов внутренних дел.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2010

    Характеристика органов внутренних дел – милиции, пожарной охраны, внутренних войск, следственного аппарата. Основные задачи органов внутренних дел. Государственные органы, осуществляющие правоохранительные функции. Назначение на должности прокурора.

    контрольная работа , добавлен 08.12.2011

    Специфические психологические особенности деятельности сотрудника органов внутренних дел. Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутренних дел и принципы его организации. Основные цели и задачи психологической подготовки.

    реферат , добавлен 29.05.2010

    История образования и проблемы реформирования советских органов внутренних дел. Эмблема и геральдический знак органов внутренних дел РФ и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ. Деятельность ОВД в период 40-80-х гг. ХХ в. и их компетенция.

    презентация , добавлен 21.10.2012

    Организация работы, задачи и функции деятельности органов внутренних дел (ОВД). Элементы и содержание системы контроля в ОВД, его виды (внутриведомственный, ведомственный, внутрисистемный). Порядок и особенности проведения контролируемых операций.

    дипломная работа , добавлен 23.03.2014

    Характеристика правового статуса служащих органов внутренних дел. Понятие, виды социальных гарантий и пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел. Механизмы реализации права социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел.

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальные операции осуществляются на основе законов Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Специальная операция представляет собой совокупность основанных на законах и нормативно-правовых актах, согласованных и взаимосвязанных по цели (задачам), месту и времени оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий и силовых (боевых) действий, проводимых в определенном регионе или на важном объекте территориальными органами внутренних дел совместно с частями (подразделениями) внутренних войск и другими взаимодействующими силами по единому замыслу и плану под руководством старшего оперативного начальника в целях восстановления нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка, правопорядка и нормального функционирования государственных и иных органов и учреждений, нейтрализации условий, угрожающих здоровью и жизни граждан, нанесением ущерба материальным и культурным ценностям. Она характеризуется применением определенной системы тактических и оперативных действий различных сил и средств, привлекаемых для решения задач в специальной операции, в результате которых достигается ее конечная цель.

К общим целями специальных операций можно отнести:

· защиту жизни и здоровья людей;

· предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу;

· обнаружение преступников и пресечение (нейтрализация) их преступных действий.

Специальная операция имеет свои черты , существенно отличающие ее от повседневной деятельности органов внутренних дел:

· проводится она в более напряженной обстановке, чем в обычных условиях;

· проведение специальных операций объективно требует массированного использования значительного количества разнообразных по правовому положению (предназначению) и тактике действий сил и средств милиции, других служб ОВД, а также внутренних войск и учебных заведений МВД России, которые выступая лишь в качестве единого цельного комплекса и под единым руководством, в состоянии оказать действенное влияние на негативные тенденции развития оперативной обстановки и добиться намеченного конечного результата;



· действия могут проводиться в значительных пространственных границах, размер которых зависит от вида и масштабов ЧО, объема причиненных им отрицательных последствий;

· проведение специальной операции осуществляется строго на плановой основе;

· осуществляемая деятельность проводится под руководством специально образованного органа оперативного управления (объединенного оперативного штаба, оперативного штаба или группы управления), так как ее целенаправленность, размах, интенсивность, разнообразие участвующих в ней сил и средств, реализуемых ими действий, настоятельно требуют выполнения большого объема работ по управлению (организации, регулированию, прогнозированию, планированию, контролю и т.п.).

К категориям (понятиям) специальной операции можно отнести следующие: масштабность, цели, единое руководство (единоначалие), интенсивность и адекватность действий, взаимодействие, законность действий. Рассмотрим основные из этих категорий (понятий).

Масштабность или размах специальной операции характеризуется количеством и составом сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в специальной операции, объемом этих задач и важностью объекта преступного посягательства, а также величиной территории, на которой проводится комплекс мероприятий специальной операции.

Объем служебно-боевых задач может характеризоваться величиной территории или важностью объекта, количеством, вооруженностью и агрессивностью преступников, шириной и глубиной задачи. Под территорией понимается зона (регион), в административных границах которой проводится специальная операция, а под важным объектом - летательный аппарат, аэродром или часть его, административное или иное важное задание, транспортное средство, захваченное и удерживаемое преступной группой (одиночным вооруженным преступником).



Ширина и глубина задачи имеет значение при ведении поиска преступников или рассредоточении правонарушителей и определяется руководителем специальной операции в зависимости от способов и характера действий в конкретной специальной операции.

Цель специальной операции должна быть четко выражена и направлена на достижение определенных, конкретных результатов. В зависимости от поставленных целей специальные операции отличаются по способам проведения и способам действий привлекаемых сил, а также и по порядку привлечения оперативных и войсковых резервов выполнения задач в условиях чрезвычайных обстоятельств.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - цели верхнего уровня - можно отнести восстановление нарушенного чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте, районе, городе, определенной территории и обеспечить защиту жизни и здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному, общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям, обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет определяться и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств, по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия (одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной группы).

Частными целями специальных операций могут быть следующие:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с места совершения преступления, бежавших из мест содержания под стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных средств;

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений, сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация бандитских формирований, пресечение деятельности преступных сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов, боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными (морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной обороны.

Анализ опыта проведенных специальных операций, служебно-оперативной деятельности органов внутренних дел, служебно-боевой деятельности внутренних войск свидетельствует о том, что они проводятся для достижения более широкого круга частных целей. Так, например, специальные операции проводились при задержании сотрудников органов внутренних дел, оказывающих вооруженное сопротивление после совершения тяжкого преступления или по розыску и задержанию преступников, совершивших групповой побег из исправительно-трудовых колоний или следственных изоляторов.

Под единоначалием , как категорией специальной операции, понимается такая форма организации управления, при которой во главе органа управления специальной операцией стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные для всех участвующих в специальной операции сил, решения. Нормативные акты министерства внутренних дел определяют, что руководят специальными операциями старшие оперативные начальники, к категории которых отнесены министры (начальники управлений) внутренних дел, начальники городских и районных отделов (управлений) внутренних дел, лесных исправительно-трудовых учреждений или по их поручению компетентные должностные лица. В зависимости от этого и определяются уровни управления, к компетенции которых отнесены прерогативы организации и руководства силами в специальных операциях.

Под уровнями управления в специальных операциях понимаются определенные подсистемы МВД России, на которые возлагаются обязанности реагирования на то или иное чрезвычайное обстоятельства, возникшее на обслуживаемой территории. Анализ проведенных специальных операций показывает, что они могут проводиться на тактическом, оперативном и оперативно-стратегическом уровнях управления.

Тактический уровень управления предполагает городской, районный, линейный отдел внутренних дел, в обязанности которого входит реагирование на чрезвычайные обстоятельства, возникшие на обслуживаемой территории.

Под оперативным уровнем управления понимается министерство внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управление внутренних дел края (области), управление внутренних дел на транспорте, управление лесных исправительно-трудовых учреждений и воинской части внутренних войск, дислоцированной на территории данной республики, края, области, которые обязаны реагировать на чрезвычайные обстоятельства и принимать все меры по нормализации обстановки на обслуживаемой территории.

Под оперативно-стратегическим уровнем управления - министерства внутренних дел нескольких республик, управлений внутренних дел краев, областей, на транспорте и соединения (округа) внутренних войск, воинские части которых дислоцируются на территории этих республик, краев, областей, зон ответственности УВДТ при проведении специальных операций в условиях чрезвычайных обстоятельств.

В понятие интенсивности как категории специальной операции входят такие показатели: продолжительность, динамичность, напряженность.

Продолжительность действий должна быть подчинена одному из основных требований необходимости проведения специальной операции в сжатые, минимально короткие сроки. Нельзя допустить, чтобы сложная оперативная обстановка, характеризующаяся как чрезвычайное обстоятельство, сохранялась на обслуживаемой территории длительное время. Опыт оперативно-служебной деятельность свидетельствует о том, что специальные операции могут проводиться в пределах от нескольких часов до нескольких суток. Для сокращения сроков проведения специальной операции руководителям различных уровней управления необходимо в совершенстве знать оперативную обстановку на обслуживаемой территории, возможности своих сил и средств по выполнению сложных задач, оперативно анализировать поступающую информацию и принимать целесообразные решения по адекватному и своевременному реагированию на то или иное чрезвычайное обстоятельство. Нерешительность руководителя при принятии решения на применение необходимых, в рамках требований законов и других нормативных актов, мер может повлечь тяжелые последствия и увеличить продолжительность противоправных действий, а, следовательно, и продолжительность специальной операции.

Динамичность в специальной операции может проявляться в скоротечности развития оперативно-служебных и служебно-боевых действий, частых и резких изменения положения как группировки сил и средств, так и участников противоправных действий в районе проведения специальной операции, требует своевременного и широкого маневра силами и средствами. Для достижения динамичности действий необходимо оснащать силы и средства органов внутренних дел и внутренних войск высокоманевренным транспортом большой проходимости, так как нередко специальные операции проводятся в трудно доступной местности. Часто при проведении специальных операций возникает необходимость в срочном перекрытии новых направлений и рубежей, наращивания усилий на важных и угрожаемых направлениях, ввод в действие резервов в кратчайшие сроки, что требует оснащения войсковых сил вертолетами.

Напряженность действий в специальной операции характеризуется тем, что силы органов внутренних дел и внутренних войск проводят мероприятия специальной операции днем и ночью, с полной отдачей моральных и физических сил. Выполнение служебно-боевых и оперативно-служебных задач может быть прекращено только тогда, когда они будут выполнены или поступит распоряжение старшего начальника о прекращении силовых действий.

Взаимодействие должно быть организовано на всех этапах проведения мероприятий специальной операции и на всех уровнях управления. Взаимодействие организует руководитель специальной операции между подразделениями органов внутренних дел и всеми приданными на период проведения специальной операции силами. Взаимодействие в специальной операции заключается в согласовании по задачам, направлениям (рубежам, районам, объектам) и временным интервалам действий группировки сил в интересах достижения цели (выполнения задачи), поставленной старшим начальником. Основанием для организации взаимодействия служит соответствующее указание руководителя специальной операции.

При проведении специальных операций и особенно при ведении силовых (боевых) действий важнейшее значение имеет и такая ее категория, как законность , выступающая в качестве основополагающего средства обеспечения правомерности поведения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач в условиях чрезвычайных обстоятельств. Руководитель специальной операции, начальники органов внутренних дел, командиры внутренних войск и их подчиненные, действующие в специальной операции, должны твердо знать и неукоснительно выполнять законы и основанные на них нормативные акты, регламентирующие применение сил, оружия, специальных средств, боевой и специальной техники. Забота об обеспечении законности занимает важное место при подготовке личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, а соблюдение ее является долгом каждого сотрудника и военнослужащего. Это достигается проведением воспитательной работы, правовой пропаганды и неуклонным соблюдением уставных требований.

Анализ проведенных специальных операций и учений позволяет сделать вывод о том, что они проводятся по определенным периодам (этапам), к которым можно отнести: первоначальный или подготовительный (он может стать и завершающим); силовых (боевых) действий в совокупности с проведением и других мероприятий комплекса специальной операции; заключительный или завершающий.

В ходе проведения подготовительного или первоначального этапа проводится весь комплекс воспитательных, оперативно-розыскных, режимных и иных мероприятий в целях разложения, деморализации и, в конечном итоге, склонения преступников или преступной группы к отказу от проведения противоправных действий. При достижении положительных результатов этих мероприятий необходимость проведения остальной части комплекса специальной операции, т.е. проведение силовых (боевых) действий, отпадает. В ходе этого периода могут действовать отдельные служебные наряды органов внутренних дел по выявлению и нейтрализации организаторов преступных акций, а также по убеждению граждан (осужденных) в неправомерности действий отдельных лиц; войсковые (служебные) наряды могут брать под охрану караулами важные объекты, осуществлять охрану общественного порядка путем проведения патрулирования населенных пунктов или улиц, прилегающих к объектам (районам) проведения специальной операции.

Одновременно проводится планирование (уточнение планов) силовых (боевых) действий и создается достаточная для выполнения задач группировка сил и средств. Так, при проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований в Чечне основная часть личного состава войсковых частей внутренних войск и подразделений органов внутренних дел прибыли из других регионов страны.

Период силовых (боевых) действий характеризуется тем, что этот этап проводится лишь тогда, когда все проведенные мероприятия комплекса специальной операции не привели к положительным результатам. На этом этапе созданная группировка сил и средств выполняет поставленные задачи по пресечению противоправных акций путем проведения силовых действий с применением боевой и специальной техники, специальных средств, иных законных средств воздействий, вплоть до применения оружия, как крайние меры нейтрализации преступников. Силовые (боевые) действия обеспечиваются проведением оперативных, режимных и иных мероприятий комплекса специальной операции.

Завершающий или заключительный период может иметь цель проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и силовых (боевых) действий по поддержанию общественного порядка, разоружения незаконных вооруженных формирований, рассредоточения участников противоправных действий. Основными способами выполнения задач в этот период будут патрулирование района проведения специальной операции, задержание и конвоирование организаторов, активных участников противоправных действий и исполнителей преступлений, а также обеспечение действий следственно-оперативных групп.

Введение

В настоящее время перед работниками органов внутренних дел встают все более трудные задачи, которые порой приходится выполнять в ситуациях достаточно экстремальных, приближенных к военным условиям, опасных для физического и психического здоровья. Для успешного достижения поставленной цели в различных видах служебной и профессиональной деятельности сотрудникам приходится выполнять чрезвычайно сложные действия, требующие от них максимального физического и психического напряжения. В связи с этим проблема личной безопасности сотруд­ников органов внутренних дел при решении ими профессиональных задач или в ситуациях, связанных со служебной деятельностью, приобретает в настоящее время особую остроту и актуальность, По официальным данным, ежегодно в России непосредственно от рук преступных элементов гибнет в среднем до 400 сотрудников. Учитывая смертность в дорожно-транспортных происшествиях, от несчастных случаев и других потерь, эта цифра возрастает до 1000 человек. До полутора тысяч сотрудников в год получают ранения при исполнении служебного долга. Вследствие длительных эмоционально-психологических перегрузок и стрессов количество самоубийств возросло до несколько сотен в год. Риск, как физический, так и психологический, является сегодня объективной составляющей в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных ор­ганов и специальная работа по обеспечению их личной безопасности, то есть, целенаправленному уменьшению тако­го риска до реально возможного предела, чрезвычайно важна. Таким образом, обучение сотрудников органов внутренних дел тактике и методам обеспечения личной профессиональной безопасности, уверенным и грамотным действиям в экстремальных ситуациях выступает сейчас одним из важных направлений профессиональной подготовки кадров ОВД.

1.Особенности соблюдения мер личной безопасности сотрудниками органов внутренних дел при проведении специальных операций.

1.1 Основы специальной операции

Органы внутренних дел и части (подразделения) внутренних войск

МВД России, выполняя задачи в сфере правоохранительной деятельности,

применяют различные, на основании законов и подзаконных актов,

приемы и методы оперативно-служебной и служебно-боевой деятельности.

Наиболее сложные задачи выполняются путем проведения операций,

в ходе проведения которых концентрируются достаточно большие силы и

средства. По масштабам эти операции могут иметь довольно

внушительные показатели.

Одной из разновидностей операций вообще являются специальные

операции, проведение которых связано с наиболее сложными событиями

особых условий. К участию в них привлекаются не только силы и средства

органов внутренних дел, но и внутренние войска МВД России. Как

правило, при этом используются все находящиеся на вооружении органов

внутренних дел и внутренних войск средства воздействий на

преступников: оружие, боеприпасы, боевая и специальная техника,

специальные средства и т.п.

По количеству и качеству привлекаемых сил и средств, способам их

применения специальные операции заслуживают отдельного исследования

в теории и практике правоохранительной деятельности.

Для решения задач, связанных с возникновением чрезвычайных

обстоятельств, проводятся специальные операции, которые являются

одним из организационно-тактических способов экстренного

массированного реагирования органов внутренних дел, внутренних войск

и сил других ведомств на указанные процессы и явления.

Специальные операции осуществляются на основе законов

Российской Федерации и иных нормативных актов, регламентирующих

деятельность органов внутренних дел и внутренних войск.

Никто не вправе отдавать личному составу органов внутренних дел и

внутренних войск, участвующих в специальной операции, приказы,

распоряжения и указания, противоречащие этим законам и правовым

Некоторой спецификой отличается и управленческая деятельность

руководителей органов внутренних дел, выступающих в роли

руководителей специальной операции, организация совместных действий

сил органов внутренних дел и внутренних войск.__

1.2 Понятие, виды специальных операций

Термин “специальная операция” появился в нормативных актах

министерства внутренних дел сравнительно недавно. Этим термином

подчеркнута исключительность подобного вида оперативно-служебной и

служебно-боевой деятельности органов внутренних дел и внутренних

Исходя из результатов анализа нормативных актов и литературных

источников можно сделать вывод о том, что в теоретическом плане

специальные операции могут характеризоваться определенными

понимаются научно выраженные общие свойства и связи явлений

действительности.

Специальные операции – это один из наиболее сложных видов

деятельности органов и войск МВД. Характерным для них является

привлечение сравнительно большого количества различных по составу,

подчиненности и назначению сил и средств ОВД, внутренних войск,

федеральной службы безопасности (ФСБ) и др.;

конечные цели операции достигаются проведением целого ряда

мероприятий: оперативных, режимных, следственных и других, и

различного рода боевых действий, отличающихся высокой

маневренностью, быстрой сменой обстановки, динамичностью.

Боевые действия в операции могут развертываться на обширной

территории, продолжаться длительное время, а в отдельных операциях

носят локальный характер и протекают быстро.

Специальная операция – это комплекс оперативно-розыскных,

разведывательных, контрразведывательных, предупредительных

мероприятий, силовых и следственных действий, осуществляемых

привлекаемыми силами по единому плану при централизованном

управлении в одном или нескольких районах с целью предупреждения,

пресечения и ликвидации последствий кризисной ситуации

террористического характера, а также иного криминального характера, не

связанной с терроризмом.

Подготовка и проведение таких операций охватывает большой круг

разнообразных вопросов и требует высокой ответственности, твердого

знания тактических приемов осуществления различных мероприятий и

действий.

Виды специальных операций:

По задержанию вооруженных преступников в различных условиях;

По задержанию преступной группы, захватившей воздушное судно;

По обнаружению и ликвидации диверсионно-разведывательных

групп противника;

По пресечению и ликвидации массовых беспорядков;

По ликвидации последствий стихийных бедствий и крупных

производственных аварий.

действий, в составе группировки сил и средств, в элементах ее боевого

порядка, в организационной структуре группировки и т.д.

Цели специальных операций могут быть общие и частные.

К общей цели - можно отнести восстановление нарушенного

чрезвычайными обстоятельствами общественного порядка на объекте,

районе, городе, определенной территории и обеспечение защиты жизни и

здоровья людей, предотвращение (снижение) ущерба государственному,

общественному, личному (частному) имуществу и культурным ценностям,

обнаружение преступников и пресечение (нейтрализацию) их преступных

действий.

Частная цель в конкретной специальной операции будет

определяться, и зависеть от характера и вида чрезвычайных обстоятельств,

по ликвидации которых организуются и проводятся весь комплекс

мероприятий специальной операции. Сложность задачи для руководителя

специальной операции и состоит в том, чтобы правильно определить

частные цели, на основе которых принять целесообразное решение и

поставить задачи тем управляемым подсистемам, которые смогут

эффективно реализовать его в отношении объекта воздействия

(одиночного вооруженного преступника или вооруженной преступной

Частными целями специальных операций могут быть:

Розыск и задержание (обезвреживание) вооруженных и иных особо

опасных преступников, в том числе скрывающихся или скрывшихся с

места совершения преступления, бежавших из мест содержания под

стражей или из под охраны конвоя, караула, а также вооруженных

дезертиров;

Освобождение заложников в различных ситуациях;

Пресечение захвата воздушных судов и других транспортных

Пресечение захвата важных объектов: зданий, помещений,

сооружений и участков местности, захваченных преступниками;

Разоружение незаконных вооруженных формирований, ликвидация

бандитских формирований, пресечение деятельности преступных

сообществ (преступных организаций) и изъятие оружия, боеприпасов,

боевой техники, взрывчатых веществ и предметов военного имущества;

Поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию

важного государственного охраняемого объекта;

Пресечение террористического акта;

Пресечение массовых беспорядков в населенных пунктах;

Пресечение массовых беспорядков в местах содержания под

стражей и учреждениях исполнения наказания;

Борьба с диверсионно-разведывательными группами и воздушными

(морскими) десантами противника при выполнении задач территориальной

Сущность и содержание мероприятий и боевых действий,

проводимых в специальной операции, обуславливаются ее целями и

конкретными обстоятельствами сложившейся обстановки.

Каждому виду специальной операции присущи свои особенности,

которые выражаются в различии тактических приемов ведения боевых

действий, составе группировки сил и средств, элементов ее боевого

порядка, организационной структуре группировки и т.д.

Специальная операция – сложный вид деятельности органов

внутренних дел, включающий в себя не только широкомасштабные

действия сил и средств ОВД и приданных сил ВВ МВД России, но и

необходимый процесс организации и подготовки сил и средств к

проведению мероприятий такого масштаба.

Этапы проведения специальных операций и их содержание

Вне зависимости от вида и особенностей, каждая специальная

операция состоит из трех этапов:

1 этап – организация операции,

2 этап – ведение операции,

3 этап – завершение операции.

Специальная операция - это комплекс оперативных, режимных, войсковых и других мероприятиях, проводимых на ограниченной территории в установленные сроки по общему замыслу и под единым руководством.

Цели специальной операции:

· восстановление нарушенного правопорядка

· задержание зачинщиков и активных участников массовых беспорядков

· задержание преступников

· обеспечение стабилизации обстановки в районе проведения спецопераций

Задачи специальной операции:

· розыск и задержание (обезвреживание) особо опасных и вооруженных преступников

· освобождение заложников, воздушного, морского и речного судна, ЖД или иного транспортного средства, а также зданий и помещений, захваченных преступниками

· поиск и задержание нарушителей, проникших на территорию охраняемого объекта

· пресечение групповых действий, нарушающих порядок

Основанием для проведения спецоперации является:

· получение приказа

· получение достоверной информации о ЧП криминального характера или возможном его продолжении

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

Подготовка к проведению спецоперации включает в себя 2 этапа:

· подготовительный (начинается и реализуется за долго до ЧС)

· непосредственный (характеризует непосредственный этап в момент, когда произошло ЧП)

В ходе подготовительного этапа:

1. проведение систематической и целенаправленной подготовки сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах

2. заблаговременная подготовка оперативного плана

3. обучение личного состава

4. поддержание в исправном состоянии средств, используемых в спецоперации

5. выработка психологической устойчивости личного состава

6. постоянное совершенствование взаимодействия сил и средств

В ходе непосредственного этапа

Непосредственная подготовка к проведению специоперации начинается когда произошло конкретное ЧП или имеется реальная угроза его возникновения. Такая подготовка включает в себя:

1. организация действия оперативных групп специальной операции (она может заключаться в принятии или уточнения решения, постановки задачи и т.п.)

2. рекогнасцировка (распознавание) на местности

3. организация взаимодействия

4. всестороннее обеспечение управления

5. планирование

6. подготовка групп и подразделений к действиям

7. расчет потребностей в оружии, боеприпасах, спецсредств

8. подготовка к использованию вооружения, боевой и спецтехники

9. проведение инструктажей с личным составом

10. инструктаж руководителей

11. подготовка тыла

12. определение порядка размещения и перемещения задействованных сил

ПЛАНИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА СИЛ И СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ

В целях повышения уровня готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных обстоятельствах, разрабатываются оперативные планы.

План носит прогнозный и ситуационный характер.

Требования к плану:

· реальность (реальные и выполнимые задачи)

· должен отвечать требованиям действующих нормативных актах

· должен соответствовать складывающейся обстановке

· любой план должен быть удобным для использования

В плане отражаются:

· задачи и функции, которые могут возникнуть при возникновении чрезвычайных обстоятельств

· перечень действий исполнителей

· виды мероприятий

· последовательность и сроки реализации отдельных мероприятий

· количественный и качественный состав имеющихся сил и средств, а при необходимости - источники и формирование групповых сил и средств

· система управления и система связи

· порядок координации взаимодействия между различными формированиями, принимающими участие в спецоперации

· конкретные мероприятия по тыловому обеспечению

Корректировка оперативных планов осуществляется в следующих случаях:

· издание новых НПА

· изменение организационно-штатной структуры и численности личного состава

· резкое изменение оперативной обстановки

· переподчинение подразделений и органов

· изменение маршрутов движения к местам дислокации, баз снабжения и т.п.

· выявление в ходе проводимых проверок различных недостатков

Для обеспечения удобства применения и наглядности представления информации оформляется графическая часть плана. Графическая часть оформляется на картах, схемах, планах с использованием условных обозначений.

На карте отражаются:

· данные оперативной обстановки (местоположение и количество преступников и т.п.)

· пункты дислокации

· пункты дислокаций тыловых подразделений

· места размещения складов, станций погрузки и т.п.

· места расположения поставщиков продовольствия

· бытовые медучреждения

· пути подвоза и эвакуации

8.ОРГАН УПРАВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОПЕРАЦИЕЙ
Виды специальных операций, проводимые ОВД

В зависимости от целей и задач, решаемых органами и войсками МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, специальные операции подразделяются на следующие виды:

· ликвидация групповых нарушений общественного порядка;

· задержание (ликвидация) вооруженных и особо опасных преступников;

· освобождение сотрудников, членов их семей и иных граждан от насильственного удержания их правонарушителями;

· охрана и оборона особо важных объектов;

· пресечение захвата воздушных судов;

· пресечение террористического акта;

· пресечение деятельности (ликвидация) незаконных вооруженных формирований и бандформирований;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Похожая информация.


К средствам обеспечения специальных операций полиции относят специальные окрашивающие и маркирующие вещества, световые и акустические специальные средства, служебных собак, средства разрушения преград, средства принудительной остановки автотранспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины,

Специальные окрашивающие и маркирующие средства

(спецчернила, люминесцентные карандаши, растворы риванола, фенолфталеина, тетрациклина и т.п.) применяются для выявления

лиц, совершающих или совершивших преступления. На объектах собственности специальные окрашивающие средства («химические ловушки») устанавливаются с согласия собственника или уполномоченного им лица.

Специальные окрашивающие и маркирующие средства, используемые полицией МВД России, применяются:

Для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

Световые и акустические специальные средства, применяемые органами внутренних дел МВД России, предназначены для подавления психоволевой устойчивости вооруженных преступников путем воздействия на них световым и акустическим импульсами. К ним относятся: световые и акустические средства отвлекающего воздействия, а также светозвуковые гранаты.

Световые и акустические специальные средства, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Светозвуковая граната - специальное средство нелетального действия, предназначенное для оказания светозвукового воздействия на противника или правонарушителя с целью временного психофизиологического (отвлекающего и ошеломляющего) и механического иммобилизующего действия для временного вывода его из строя.

Как правило, светозвуковые гранаты применяются ОВД в ходе задержания особо опасных преступников, освобождения заложников, пресечения групповых хулиганских проявлений или массовых беспорядков.

Служебные собаки, используемые полицией МВД России, применяются в следующих случаях:

Для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

Для пресечения преступления или административного правонарушения;

Для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

Для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Средства принудительной остановки транспорта («Еж», «Диана», «Гарпун» и др.) используются для принудительной остановки колесного легкового и грузового автотранспорта.

Средства принудительной остановки транспорта, используемые полицией МВД России, применяются:

Для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции остановиться;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Средства принудительной остановки транспорта запрещается применять в отношении автотранспорта общего пользования и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозки людей (при наличии пассажиров), автотранспорта, принадлежащего дипломатическим представительствам, мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров, мопедов, а также на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью, железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях.

Средства сковывания движения предназначены для ограничения возможностей вооруженного нарушителя по передвижению и не позволяют оказывать активное сопротивление при задержании.

Водометы («Лавина», автоцистерна пожарная АЦ-40) используются для рассредоточения участников массовых беспорядков и ликвидации пожара с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины предназначены для ликвидации очагов пожара и воздействия на участников массовых беспорядков, бесчинствующую толпу водяными струями с целью ее рассеивания с помощью струи воды под давлением.

Водометы и водометные машины применяются полицией МВД России:

Для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

Для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

Для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Запрещается применение водометов при температуре ниже нуля.

Бронемашины (боевая машина десанта (БМД-1), бронетранспортеры (БТР-60ПБ, БТР-80 и др.), боевая разведывательная дозорная машина (БРДМ-2), боевая машина пехоты (БМП)) предназначены для сопровождения колонн, могут перевозить личный состав и грузы, служить базой для вооружения, для перевозки лиц в условиях обеспечения усиленной охраны.

Бронемашины, кроме того, применяются для проведения операций по задержанию вооруженных преступников, блокирования возможных путей движения бесчинствующих групп правонарушителей, образования проходов в заграждениях, доставки личного состава в труднодоступные районы.

Водометы и бронемашины применяются только по указанию начальника органа внутренних дел, начальника криминальной полиции, начальника полиции общественной безопасности с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов с момента применения.

Средства разрушения преград (малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс» и др.), состоящие на вооружении органов внутренних дел МВД России, применяются:

Для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

Освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков.

Запрещается применение средств разрушения преград в помещениях, где находятся заложники, и на расстоянии ближе двух метров от человека.

Еще по теме Средства обеспечения специальных операций:

  1. 2. Размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц во вклады, от своего имени и за свой счет
  2. § 4. Медицинское обеспечение и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих161
  3. $3. Истоки международного сотрудничества в сфере международного контроля над оборотом наркотических средств
  4. §1. Обеспечение международной безопасности как основной путь совершенствования международного правопорядка на современном этапе