Как происходит обжалование постановлений жилищной инспекции. Предписания государственной жилищной инспекции В какой суд обжаловать предписание жилищной инспекции

Интересное дело недавно рассмотрел Арбитражный суд Московской области и принял по нему неожиданное решение.

В рамках плановой проверки организации, управляющей несколькими многоквартирными домами, Государственная жилищная инспекция Московской области обнаружила нарушения при начислении собственникам помещений платы за жилищные и коммунальные услуги.

В результате плановой проверки Госжилинспекцией управляющей компании были выданы два предписания, в соответствии с которыми было предписано произвести перерасчет начиная с 2011 года платы за электроснабжение на общедомовые нужды (ОДН) по нормативам потребления, произвести перерасчет платы за отопление – использовать вместо нормативов потребления показания общедомового прибора учета, корректировку платы за отопление за несколько лет, а также произвести перерасчет начисленного размера платы за содержание и ремонт в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

Мной было подготовлено и подано в Арбитражный суд Московской области заявление об оспаривании указанных предписаний. Процесс длился более полугода. В ходе разбирательства Госжилинспекция МО представила письменные возражения на заявление об отмене предписаний, свои расчеты платы за электроснабжение и отопление. На возражения Госжилинспекции мной представлялись свои контррасчеты, давались устные и письменные пояснения, представлялась различная документация.

В ходе судебного разбирательства мне удалось убедить суд в обоснованности заявленных мной требований, они были удовлетворены, два предписания Госжилинспекции – признаны незаконными и отменены. Мотивированного решения пришлось ожидать почти месяц, что необычно для арбитражных судов. Неожиданной в решении оказалась мотивировка. Судя по всему, суд решил не утруждать себя исследованием формул, методик расчета объемов тепловой энергии и электроснабжения, следующих из десятков листов пояснений и проектной документации и указал лишь на процессуальные нарушения, допущенные Госжилинспекцией МО при проведении плановой проверки, которые я так же перечислил в заявлении.

Согласно ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Из содержания ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ следует, что общество должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала. В соответствии со ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Мне удалось доказать, что управляющая компания была уведомлена Госжилинспекцией МО о проведении плановой проверки за два рабочих дня до ее начала.

Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ сказано, что к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ (в части срока уведомления о проведении проверки).

На основании изложенного выше Арбитражный суд Московской области признал недопустимым доказательством акт плановой выездной проверки, а в связи с тем, что данный акт являлся единственным доказательством нарушений, факты, указанные в предписаниях, суд счел недоказанными, а предписания – незаконными.

Апелляционная и кассационная жалобы Госжилинспекции, рассмотренные Десятым арбитражным апелляционным судом и Арбитражным судом Московского округа, оставлены без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.

Остались вопросы? Вы можете получить на них ответы, позвонив мне.

Жилищная инспекция - это структура, деятельность которой направлена на решение вопросов, касающихся эксплуатации, ремонтных работ и обслуживания квартир и частных домов. Достаточно часто данной инстанцией организуются всевозможные проверки, основная цель которых – выявление нарушений в законодательной сфере.

По итогам мероприятий сотрудники жилищной инспекции оформляют предписания, исполнение которых является обязательным. Практика показывает, что во многих случаях граждане выражают несогласие с постановлением. Именно в такой ситуации и возникает вопрос о возможности обжалования.

Претензия, подаваемая в жилищную инспекцию, является одним из наиболее эффективных способов воздействия. Однако если учесть юридическое значение данного документа , к нему предъявляются соответствующие требования.

Гражданам, далёким от юридической терминологии, и не владеющим хорошими знаниями в области действующего законодательства, рекомендуется обратиться за помощью к специалисту. Юрист сможет детально разъяснить все особенности составления жалобы и нюансы, связанные с её подачей. При необходимости, он самостоятельно организует данный процесс и защитит интересы гражданина.

Не секрет, что все вопросы, связанные с обжалованием, требуют максимально оперативных решений. Именно поэтому оптимальным выходом из сложившейся ситуации станет общение с юристом в режиме онлайн. Такой способ консультации не уступает по эффективности личному визиту к эксперту. Что касается финансовой составляющей, то этот метод гораздо экономичнее, так как не требует незапланированных финансовых вложений.

Процесс обжалования предписания, полученного от сотрудников жилищной инспекции, отличается высокой сложность. Основной проблемой, с которой чаще всего сталкиваются граждане, является подведомственность данной инстанции. В частности, речь идёт о том, что в каждом отдельном регионе есть определённая структура , осуществляющая контроль над жилищными органами . Опираясь на индивидуальные обстоятельства ситуации, жалоба может быть подана в следующие инстанции:

  • Губернатор или мэр города . Вопросы, связанные с обжалованием решений жилищной инспекции, не всегда входят в компетенцию главы региона. Однако, если был нарушен административный регламент , ущемлены права или интересы граждан, либо имело место несоблюдение служебного этикета, жалобу обязательно рассмотрят.
  • Приёмная главного инспектора по жилищным вопросам . Лицо, занимающее данную должность , имеет право отвечать на вопросы россиян, рассматривать жалобы, организовывать проверки и по их результатам принимать меры.
  • Суд . Важно понимать, что судебные инстанции являются крайней мерой воздействия. Подавать исковое заявление следует только в тех случаях, когда другие методы оказались безрезультатными. Иск в суд может быть подан в течение 90 дней с момента получения предписания.

Эксперты в жилищной отрасли настоятельно рекомендуют составлять жалобу сразу в несколько структур. Такой подход позволит добиться желаемого результата максимально оперативно.

В попытках добиться справедливости и обжаловать предписание, граждане не должны забывать, что за намеренное уклонение от исполнения решения, грозит нарушителям наложением административного взыскания.

Сумма штрафа, который придётся заплатить обычным гражданам , составляет 500 руб. Если речь идёт о должностном лице, то для него величина взыскания равна 2000 руб. Что касается юридических лиц , то для них, штраф, предусмотренный за неисполнение предписания, может составить до 20 тыс. руб.

Тем, кто планирует начать процесс по обжалованию решения жилищной инспекции, следует заранее подумать об аргументах, доводах, основаниях и доказательствах. Также рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу , обладающему обширными теоретическими и практическими знаниями.


Не пропустите срок обжалования, иначе суд не рассмотрит вашу жалобу и вернет документы обратно

Не пытайтесь оспорить предписание или постановление по формальным признакам

Если инспекция провела проверку с нарушениями, суд признает незаконной и саму проверку, и выданное по ее результатам предписание

В приложении к статье найдете пример жалобы в инспекцию

Если работодатель не согласен с итогами контрольных мероприятий, он может оспорить и саму проверку, и предписание или постановление.

Обжаловать действия и решения трудовых инспекторов можно:

Обратите внимание

Не обращайтесь одновременно и в суд, и к соответствующему руководителю инспектора по подчиненности - в этом случае жалобу все равно будет рассматривать только суд (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

1. В административном порядке - вышестоящему должностному лицу или в Роструд. Решения главного государственного инспектора труда России можно обжаловать только в суд. Возражения подают в письменной форме , можно и в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью . К заявлению можно приложить документы или их заверенные копии, подтверждающие обоснованность возражений.

2. В судебном порядке. Предписания и постановления обжалуют по-разному.

Порядок обжалования проверок и предписаний установлен ст. 361 ТК РФ, ч. 12 ст. 16 и п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля » (далее - Закон № 294-ФЗ), а постановлений - ст. 361 ТК РФ и п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

В какой срок обжаловать

Сроки обжалования предписаний государственной инспекции труда приведены в таблице.

Если жалобы и документы поданы после того, как истек процессуальный срок, и не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока , суд их не рассмотрит и вернет обратно (ч. 2 ст. 94 КоАП РФ).

В какой суд обжаловать предписание и постановление

Обратите внимание

Если инспектор вынес постановление по результатам проверки филиала, подсудность определяют по месту государственной регистрации филиала.

Предписание оспаривают в судах общей юрисдикции (п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ). Заявление об оспаривании предписания подают в районный суд по местонахождению государственной инспекции труда.

Если суд установит, что контрольные мероприятия ГИТ провела с нарушениями, он признает незаконной не только проверку, но и выданное по ее результатам предписание. Если же проверку оспорить не получится, останется шанс обжаловать предписание.

Порядок обжалования постановлений предусмотрен Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Ошибка - подавать жалобу в суд по местонахождению трудовой инспекции. Жалобу на постановление подают в вышестоящий орган , вышестоящему должностному лицу или в районный суд по месту рассмотрения дела (п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Жалобу на постановление ГИТ, вынесенное в отношении организации или ее генерального директора , подают в суд, к территориальной подсудности которого относится этот адрес.

Как обжаловать предписание

В первую очередь в своем заявлении попросите суд приостановить срок исполнения предписания. Сам факт оспаривания предписания в суде не является основанием для приостановления срока его исполнения. Приостановить срок исполнения предписания до вступления решения в законную силу может только суд. Если суд удовлетворит вашу просьбу, он вынесет соответствующее определение.

Не пытайтесь обжаловать предписание по формальным признакам. Суд не признает незначительные нарушения во время проверки основанием для отмены предписания. Другое дело - грубые нарушения . Если инспектор допустил одно из нарушений, указанных в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ, то суд отменит результаты проверки.

Если работник параллельно с жалобой в инспекцию обратился и в суд, укажите это в своем заявлении. Если инспектор выдал предписание (он мог не знать о факте обращения работника в суд), напишите это в заявлении. Доказательством могут послужить копии полученного от работника искового заявления с отметкой канцелярии суда о принятии или решения суда. Такое обращение - основание для вынесения судом решения о признании предписания (или его отдельных пунктов) незаконным.

Как обжаловать постановление

Обжаловать постановление по формальным признакам не получится. Ваша задача - привести суду доказательства того, что этот документ или вся проверка в целом незаконны.

По результатам рассмотрения возражений постановление об административном правонарушении суд может оставить без изменений, отправить на новое рассмотрение или отменить. Принятое решение доводят до организации в течение трех календарных дней с момента вынесения. Копию решения могут вручить лично представителю организации или направить по почте. Это указано в ст. 30.7 , 30.8 КоАП РФ.

Если нет оснований, чтобы оспорить постановление, можете включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня , предусмотренного ст. 5.27 или 5.27.1 КоАП РФ.

На что можно сослаться в жалобе?

Дополнительно к теме

1. Административный орган грубо нарушил правила организации и проведения проверки. Перечень грубых нарушений проверки приведен в ч. 2 ст. 20 Закона № 294-ФЗ.

2. Инспектор неправильно составил протокол. Протокол и содержащиеся в нем объяснения и сведения - это основные доказательства по делам об административных правонарушениях (ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Если инспектор нарушил установленную процедуру его составления, протокол нельзя рассматривать в качестве доказательства (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

3. Инспектор нарушил срок давности. Сейчас этот срок составляет один год с момента совершения нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Поэтому если инспектор оштрафовал вас за прошлогоднее нарушение, то это говорит о незаконности наказания. Исключение - длящиеся нарушения, при которых сроки давности исчисляют с момента их выявления инспектором.

4. Инспектор по труду не известил всех участвующих в процессе лиц (в т. ч. и работника) о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного по результатам проверки. Эта обязанность установлена п. 2 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.

5. К ответственности привлекли не то должностное лицо. Например, если директор не является должностным лицом в совершенном правонарушении, об этом также стоит указать в жалобе. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

6. Инспектор квалифицировал нарушение неправильно. Если суд установит этот факт, он признает постановление незаконным.

Как вернуть уплаченный штраф

На оспаривание штрафа может уйти много времени, за которое постановление вступит в силу. Если постановление о наложении штрафа суд признает незаконным, а штраф вы уже уплатили, деньги можно вернуть. Для этого обратитесь с письменным заявлением в трудовую инспекцию . Она является администратором доходов бюджета и принимает решения о возврате уплаченных, но обжалованных штрафов (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).

В заявлении попросите ГИТ принять решение о возврате денежных средств и представить поручения в орган Федерального казначейства . Без этих поручений вернуть деньги не получится. В самом заявлении не забудьте указать реквизиты счета для перечисления вам денег. Заявление составьте в свободной форме.

К заявлению приложите:

    постановление о назначении штрафа;

    платежное поручение, подтверждающее уплату штрафа, с отметкой банка о принятии;

    решение суда, который признал постановление незаконным, с отметкой о вступлении в законную силу.

Сроки рассмотрения подобных заявлений законом не установлены. Поэтому подготовьте копии заявлений и попросите канцелярию ГИТ поставить на них отметки о принятии. Можно направить документы и заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении - у вас останется подтверждение, что инспекция получила документы. Отслеживать ход заявления вы можете по входящим номерам.

Приложение


Нужна помощь?
Оставьте свой номер и наши консультанты помогут вам с любым вопросом!

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А51-28632/2015
г. Владивосток
25 апреля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.В.Шабедько

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Общества с ограниченной ответственностью «Старт» (ИНН 2505010357, ОГРН 1062505009874, дата регистрации 05.05.2006, юридический адрес 692446, Приморский край, г.Дальнегорск, ул.Осипенко,10)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН 2540171519, ОГРН 1112540003982, дата регистрации 12.05.2011, юридический адрес 690091, Приморский край, г.Владивосток, ул.Алеутская 45А)

о признании незаконным предписания за №51-03-14/56 от 10.09.2015 года

При участии в заседании:

от Заявителя: помощник руководителя Н.Н.Лапин по Дов.№ 1-ю от 11.01.2016

от Административного органа: не явился, извещен.

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Старт» (далее по тексту Заявитель, Общество, ООО «Старт») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее Административный орган, ГЖИ, Жилищная инспекция) о признании незаконным предписания № 51-03-14/56 от 10.09.2015 года

Обосновывая заявленные требования, Общество в судебном заседании пояснило, что Жилищная инспекция не является стороной договора, заключенного между ООО «Старт» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в г. Дальнегорск. ГЖИ также не является стороной, чьи интересы, права и обязанности затрагивал бы данный договор.

По мнению Заявителя, поскольку деятельность ГЖИ регламентируется Положением о государственной жилищной инспекции Приморского края от 18.05.1995 № 257, а также Постановлением № 493 от 11.06.2013 «О государственном жилищном надзоре», то положения данных нормативных актов не наделяют Инспекцию правом устанавливать соответствие заключенного договора между обслуживающей организаций и собственниками помещений многоквартирных домов, а также выдавать предписание с требованием о внесении изменений в договор.

Общество считает, что законодатель не наделяет жилищную инспекцию правом вмешиваться в договорные отношения, регулировать эти отношения, устанавливать соответствие договорных отношений действующему законодательству и, тем более, требовать изменения договора.

Соответствие либо несоответствие договора (либо его отдельных пунктов) действующему законодательству отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, а также арбитражных судов.

Также, ООО «Старт» ходатайствовало о восстановлении срока, установленного на обжалование Предписания, пояснив, что в Обществе произошла смена руководства, срок пропущен на незначительное количество дней, имело место заблуждение относительно оспаривания ненормативного акта, так как Общество по таким же основаниям обжаловало Предписание № 51-03-14/60 от 01.10.2015 года, выданное по обслуживанию другого многоквартирного дома.

Рассмотрев данное ходатайство, в судебном заседании 18 апреля 2016 года, суд, признав причины пропуска срока уважительными, удовлетворил его в порядке, предусмотренном ст.ст. и Раздел III. Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений > Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц > Статья 198. Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными" target="_blank">198 АПК РФ .

Административный орган предъявленные требования не признал, настаивал на законности и обоснованности принятого Предписания.

В письменных пояснениях, представленных в материалы дела, указал, что материалами проверки подтверждается факт установленных при проверке нарушений, совершенных Обществом.

При этом каких-либо нарушений процедуры привлечения к административной ответственности Административным органом не допущено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании приказа государственной жилищной инспекции Приморского края за № 51-09-1948 от 28.08.12.2015 в отношении ООО «Старт» (ООО «Старт») , лицензия № 025 000185 от 28.04.2015 года, была назначена внеплановая выездная проверка с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам граждан по обращению от 26.08.2015 № 51гр-5021- 5022 на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В процессе проверки было предложено представить копию договора управления многоквартирным, заключены с собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в г. Дальнегорск.

По результатам проверки был составлен акт от 10.09.2015 года №51-03-21/166 и ООО «Старт» было выдано предписание № 51-03-14/56 об устранении выявленных нарушений требований законодательства, которым управляющей компании предписано в срок до 10.11.2015:

Исключить подпункты 1.3. и 3.2. из дополнительного соглашения к договору управления от 2008 года, заключенного между собственниками помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в городе Дальнегорске и управляющей организацией ООО «Старт»;

Произвести перерасчет собственникам помещений многоквартирного жилого дома № 67 по Проспекту 50 Лет Октября в городе Дальнегорске, в соответствии с принятой ценой в дополнительном соглашении к договору управления от 2008 года (приложение № 2).

Общество, полагая, что указанное Предписание не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд, исследовав материалы дела, изучив доводы Заявителя и возражения Административного органа, считает, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Поскольку согласно пункту 3 статьи способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения, а из пункта 8 статьи следует, что изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, следовательно, в случае выявления нарушений порядка утверждения условий такого договора и его заключения, жилищная инспекция должна (вправе) обратиться в суд с соответствующим заявлением о признании договора управления недействительным. Иное означало бы нарушение установленного законом порядка изменения или расторжения договора, предусмотренного ГК РФ.

Таким образом, выдавая Обществу предписание о внесении изменений в спорный договор, Жилищная инспекция вышла за пределы своих полномочий, предусмотренных ее административным регламентом.

По смыслу статьи 17 Федерального закона № 294-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, указанное предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Вместе с тем, оспариваемое предписание не соответствует вышеуказанным требованиям.

Как видно из оспариваемого ненормативного акта, предписанное мероприятие по изменению договора (дополнительного соглашения) адресовано только Обществу. Выполнение его посредством одностороннего внесения изменений в существенные условия договора приведет к нарушению прав и законных интересов второй стороны в договоре (собственников помещений в многоквартирном доме), защищенных статьей .

Судебная практика по:

По коммунальным платежам

Судебная практика по применению норм ст. 153, 154, 155, 156, 156.1, 157, 157.1, 158 ЖК РФ

Обжалование предписаний жилищной инспекции вызывает трудности не только у рядовых граждан. Пробелы законодательства нередко ставят в тупик профессиональных адвокатов. Это обусловлено перманентным реформированием системы надзора, ее региональными особенностями и отсутствием процедуры внесудебной проверки актов ГЖИ.

Проблемы административного обжалования

Оспаривание решений органов власти по подведомственности имеет ряд преимуществ:

  • процессуальная простота;
  • скорость рассмотрения;
  • возможность получить доказательства для будущего иска.

Внесудебное обжалование решений ГЖИ специфично. Дело в том, что региональные власти по-разному выписали их статус и полномочия:

  • в столице и Петербурге инспекции ГЖИ подчинены городскому правительству;
  • в Ростовской области они курируются замом губернатора;
  • во многих регионах ГЖИ долго не имели прав юридического лица и были включены в состав управлений ЖКХ.

Инстанции для обжалования

Исходя из подчиненности, с жалобой в жилищную инспекцию в административном порядке следует обращаться к правительству/губернатору. Учитывая специфику компетенции, это вряд ли сработает. Хотя губернатору можно писать о нарушении служебной этики, административном давлении или целенаправленном ущемлении интересов.

В ноябре 2013 Госстрой РФ был упразднен, а его функции переданы Минстрою. Без правопреемника ликвидировали Главную ГЖИ РФ. Тогда обжалование предписания местной инспекции в «центр» стало невозможным.
Ситуация изменилась в сентябре 2014, когда в системе госнадзора появилась новая ключевая фигура – главный госжилинспектор РФ. Согласно ст.20 ЖК и ПП РФ от 12.09.14 №927, он вправе:

  • давать гражданам и юр. лицам разъяснения;
  • инициировать и проводить проверки работы ГЖИ;
  • направлять в инспекции требования об устранении нарушений;
  • привлекать должностных лиц ГЖИ к ответственности по ст.6 КоАП за неустранение условий, способствовавших правонарушениям.

Практика рассмотрения жалоб главным инспектором страны только формируется. Однако перечень полномочий единоличного органа дает основания просить у него отмены незаконного предписания ГЖИ. Поскольку образец жалоб не установлен:

  • физические лица могут руководствоваться ФЗ №59 об обращении граждан;
  • председатели ТСЖ и представители юр. лиц – написать заявление в произвольной форме.

Судебный порядок обжалования


Предписания ГЖИ обязательны для исполнения и затрагивают законные интересы участников жилищных отношений: уменьшают объем прав либо создают дополнительные обязанности. Поэтому они могут быть оспорены гражданами – в общие суды, а субъектами хозяйствования – в арбитражные.

Для этого используется форма заявления. Требования к документу оговорены гл.25 ГПК/гл.24 АПК. Давность обжалования составляет 3 месяца.

Образец заявления соответствует иску во всем, кроме названия. Документ должен содержать:

  • изложение обстоятельств;
  • ссылки на несоблюденные ГЖИ нормативные предписания;
  • объяснение сути интереса, нарушенного обжалованным актом.

Тем, кто решился писать жалобу без юриста, важно помнить о существовании трех групп оснований для отмены предписания:

  • незаконность по сути (самое очевидное);
  • несоблюдение процесса (например, инспектор явился без предупреждения о внеплановой проверке);
  • вынесение за рамками полномочий (например, по состоянию на дату подписания инспектор находился на больничном, в отпуске, командировке).

Суд может, но не обязан прерывать действие обжалованного предписания до окончания рассмотрения спора (ст.254 ГПК/ст.199 АПК). Поднять этот вопрос должен сам заявитель, подав ходатайство. За самовольное невыполнение требований предписания ст.19.5 КоАП предусмотрела штраф (рубли):

  • граждане – до 500;
  • должностные лица – до 2.000;
  • организации – до 20.000.

Таким образом, чтобы правильно выбрав инстанцию для обжалования, можно получить большие шансы доказать свою правоту по отношению к Государственной жилищной инспекции.