Как сама совесть героя разоблачает убийцу. Проблемы совести в "преступлении и наказании"

(1)С течением времени начинаю понимать, что до человека порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, требования учителей, воспитателей, даже родителей. (2) Поступок, совершённый целиком по совести, - это свободный поступок. (3)Я спрашиваю себя: а зачем человеку навязали эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от неё, какой от неё прок, если она не приносит никаких выгод, если не даёт человеку преимуществ ни карьерных, ни материальных? (4) Благодаря чему она существует, совесть, которая грызёт и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься?

(5)Откуда она взялась? (6)На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной.

Преступление и наказание проблема совести сочинение

Главный герой, Родиной Раскольников, — необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы, чиновницы Алены Ивановны, — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, суть которой состоит в следующем: все люди делятся на две категории, одной из которых дана власть над «дрожащим муравейником», другой — подчиняться, быть лишь «материалом».

Первые имеют право переступить «через кровь по совести», нарушить нравственные нормы.

Проблема совести в — романе Ф

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский - глубокий философ и тончайший психолог.

Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление - на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий.

Проблема личной ответственности человека за свои поступки (по роману Ф

Роман Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя боль­шая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событи­ем.

Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести. Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.

Такой груз неожиданных последствий не­сет на себе теория Раскольникова.

Образ Родиона Раскольникова в романе Цитатная характеристика Раскольникова Внешность Раскольникова Характер Раскольникова Биография Раскольникова Семья Раскольникова: характеристика «Каморка» Раскольникова Преступление и наказание Раскольникова Теория Раскольникова и ее крах Теория Раскольникова Причины

Анализ романа Ф

В 1865 году Ф.М.Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году. В центре произведения — преступление, «идейное» убийство.

За полгода до убийства главный герой романа Родион Раскольников, «молодой человек, исключенный из студен­тов университета.

живущий в крайней бедности», напи­сал статью, где высказал свой принцип разделения людей.

Как раскрывается проблема совести в романе «Преступление и наказание»?

В романе Достоевского раскрыто обычное для человека неприятие преступления, убийства живого существа. Писатель специально выводит в роли жертвы существо мелкое и ничтожное, но словно для облегчения морального прозрения героя добавляет в сюжет случайную жертву — сестру Алены Ивановны. Кто знает, мучился бы Родион так же если бы второй жертвы не было?

Но не только убийство раскрывает проблемы взаимоотношений человека со своей совестью.

Муки совести Григория Мелехова

Главным действующим лицом романа «Тихий Дон» является донской казак Григорий Мелехов.

Через образ своего героя М.А.

Шолохов передает читателям ужас и тяготы Гражданской войны, которая стала кошмаром для простого народа.

Большое внимание в романе уделено вопросу совести.

Григорий характеризуется как правдивый, открытый, честолюбивый казак, поэтому любой неверный поступок вызывает у него душевные терзания.

Как написать сочинение на тему — Ответственность человека за свои поступки?

Роман (бессмертное произведение) Достоевского не случайно назван «Преступление и наказание», хотя большая его часть посвящена преступлению Раскольникова и связанным с ним событием. Автор указывает на неизбежность наказания не только со стороны государства, но и с точки зрения собственной совести.

Достоевский убеждает нас в том, что любой поступок ведет за собой какие-то другие, иногда неожиданные действия.


Раскрываются ли в романе Достоевского “ Преступление и наказание “ важные проблемы современного общества? Что это за проблемы?

“ Преступление и наказание” – психологический роман, в котором поставлены важные социальные вопросы человечества. В романе поставлено несколько актуальных проблем: проблема борьбы добра и зла, проблема совести, проблема истинных и ложных ценностей, проблема унижения человеческого достоинства. Внутреннее состояние героев Достоевский показывает в моменты наибольшей психологической напряженности, на грани внутреннего срыва.

Это помогает понять проблему в крайнем её проявлении. Одна из самых острых проблем "Преступления и наказания" - проблема совести. Эту проблему можно рассмотреть на примере нескольких героев произведения: на примере Свидригайлова, Лужина, Мармеладова, и, конечно же, Раскольникова. Раскольников думал, что убив старуху, он избавится от всех своих проблем, но счастье нельзя построить на крови. Герой понимает, что убив человека, он убивает себя. После совершения преступления герой борется со своей совестью.

Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что человек может избежать уголовного наказания, но наказания совестью- нет. Совершив преступление, человек спокойно жить не может: меняется его характер, отношения с людьми и, в большей степени, его внутренний мир.

Обновлено: 2017-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

О невозможности жить в грехе, о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках, эта книга.

Сердцевину "Преступления и наказания" составляет психологическая история преступления и его нравственные последствия.

Главный герой, Родиной Раскольников, - необычный преступник. Свое преступление - убийство старухи-процентщицы, чиновницы Алены Ивановны, - он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, суть которой состоит в следующем: все люди делятся на две категории, одной из которых дана власть над "дрожащим муравейником", другой - подчиняться, быть лишь "материалом". Первые имеют право переступить "через кровь по совести", нарушить нравственные нормы. Задавленный бедностью, Раскольников ищет выход из трагического положения для себя и ему подобных. Страшные картины жизни большого города, человеческих страданий порождают у героя чувство озлобленности против общества.

Образ главного героя в романе полифоничен. В нем сталкиваются два человека: один - который любит людей, жалеет их всем своим сердцем, другой - который разработал теорию "сильной личности", эгоист, мечтающий встать над людьми.

Раскольников - человек мыслящий. Наблюдение над действительностью вызывает у него не только желание помочь миру "униженных и оскорбленных", но он хочет проверить, кто же он сам. Раскольников хочет убить, чтобы выяснить: "тварь ли я дрожащая или право имею". Он сравнивает себя с Наполеонами и Магометами. "Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил", - коротко и ясно говорит он Соне. От нищеты и отчаяния пришел Раскольников к мысли о "праве сильного" и тут же дополняет ее мыслью об искоренении несправедливости из жизни с помощью своей силы, доказанной на "наполеоновской" пробе. Так убийство старухи-ростовщицы стало "пробой", к которой Раскольников тщательно готовился, просчитав все до мельчайших подробностей, но не беря во внимание личность человека, его "натуру".

Совершив преступление, он переживает мучительный душевный кризис. Достоевский желал доказать порочность, аморальность, античеловечность теории использования зла для сотворения блага. Для него важно, чтобы Раскольников не только признал ошибочность своей теории, раскаялся юридически, но чтобы это раскаяние было и нравственным. Достоевский, как глубоко верующий человек, пытался донести до своего читателя идею того, что настоящий ад - это наказание душевными муками.

По замыслу Достоевского, Соня призвана чистотой своей души, своей ролью в трагедии Раскольникова неопровержимо подтвердить истинность христианства. Ее идеология исчерпывается верой в Бога. Ее роднит с Родионом то, что она тоже преступила нормы человеческой морали; но, в отличие от Раскольникова, ее поступок продиктован любовью к людям, состраданию к ближнему. Она сохранила чистоту души благодаря своей вере: "Что ж я без Бога - то была?" Соня не признает безнравственную теорию Раскольникова, право на пролитие крови. Для нее человек не "тварь дрожащая". Она никогда не согласится, чтобы человек когда-либо по какой-либо теории нарушил заповеди Христа.

Соня Мармеладова помогает преступнику Раскольникову встать на путь покаяния. Раскольников понимает всю невозможность жизни в грехе. Ведь недаром от совершения преступления до признания не проходит и месяца. Все это время Соня находится рядом, она не может оставить страдающего человека даже на каторге. Она настаивает на том, чтобы Родион принял у нее кипарисовый крестик. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно. считал святой, пойдет рядом с ним до конца. Родион Раскольников страдает, а страдания, по мнению Достоевского, и есть путь к счастью.

Признав себя убийцей, герой еще не раскаялся нравственно, перед лицом Великого Господа Бога, перед людьми и перед своей совестью. "Он стыдится именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно и глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы". Он и на каторге не раскаивается в своем преступлении, спрашивая себя: "Что значит злодеяние? Совесть моя спокойна".

В финале романа Родион Раскольников берет в руки Евангелие. Произошло ли его Воскресение? Но то. что эта книга оказалась у него в руках, дает нам надежду на то, что Раскольников раскается нравственно. Сам Достоевский тоже надеется на это.

Семен Мармеладов понимает, что нельзя изменить свою жизнь. честно заработать деньги, чтобы достойно содержать свою семью, поэтому заглушает боль и муки вином, забирает последние гроши у семьи и Сони, своей дочери, которую любит и жалеет. на стакан вина; но ничего не может поделать с собой.

Хозяин жизни Петр Петрович Лужин, мечтающий стать мужем Дунечки, сестры Раскольникова, - бесчестный человек. Он уверен, что бедность Дунечки позволит ему властвовать над ней и она всю свою жизнь будет считать его спасителем. Умная, образованная, красивая жена помогла бы Лужину в продвижении по служебной лестнице. Но он не рассчитал, что Родион никогда не примет в жертву сестру. Достоевский, по моему, надеялся, что Бог покарает этого человека, т. е. Лужина, живущего для своей личной выгоды и жестоко оскорбившего "тихую" Сонечку, которая была святой для Раскольникова.

На страницах романа Достоевского муки пробудившейся совести испытывает и Свидригайлов. Он так же, как и Лужин, становится двойником Раскольникова. Свидригайлов убежден. что Раскольников с ним "одного поля ягоды". Это не случайно. Он, живущий по принципу "все дозволено", лишенный моральных устоев, радуется тому, что не только он живет так. В Раскольникове он видит обыкновенного убийцу, человека, для которого также не существует нравственных запретов. Пробудившаяся совесть превращает жизнь в сплошной кошмар. Никакие оправдания, поступки не могут заглушить угрызения совести. Его самоубийство - это лишь временное избавление от мук.

Для Федора Михайловича Достоевского дети были ликом Божьим на земле. Но дети обречены на страдания и ведение аморального образа жизни.

"Если души нет, значит, все возможно", - говорит Достоевский.

Душа есть у каждого человека. Он должен представить ее перед лицом Божьим на Страшном Суде незапятнанной. И поэтому, считает Достоевский, никто не должен переступать "через кровь", переступать нравственный закон ради какой бы то ни было теории. Муки совести - расплата за содеянное. Расплата неминуема: от лика Божьего не убежать, не убежать от своей совести. И наказание совестью страшнее самого ада, да и есть он сам.

Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского

    «В чем я виноват перед ними?.. Они сами миллионами людей изводят, да еще за добродетель почитают» - этими словами можно начать урок о «двойниках» Раскольникова. Теория Раскольникова, доказывающая, «тварь ли он дрожащая» или имеет право, предполагала...

    Ф. М. Достоевский - «великий художник идеи» (М. М. Бахтин). Идея определяет личность его героев, которым «не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить». Роман «Преступление и наказание» - это развенчание теории Родиона Раскольникова, осуждение принципа...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

    «Преступление и наказание» представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности...

  1. Новое!

    1. Вступление. Сны героев в системе художественных средств писателя. 2. Основная часть. Сны и грезы Раскольникова в романе «Преступление и наказание». - Первый сон героя и его значение, символика. Полярность образов. - Образ лошади и его значение в сюжете...

  2. «Треснули основы общества под революцией реформ. Замутилось море. Исчезли, стерлись определения и гра­ницы добра и зла... Разложение - главная видимая мысль романа»,- писал Достоевский в черновых на­бросках к одному из своих последних романов «Подро­сток»....

Роман “Преступление и наказание” произвел на меня очень сильное впечатление. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.
Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.
Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.
Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией “сильной личности”. Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой “все дозволено”. Герой решил пойти на сделку с собственной совестью. Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не “тварь дрожащая”, а “настоящий властелин, которому все разрешается”.
Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.
Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление. Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну “вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую”. Когда Родион слышит слово “преступление”, он кричит в ответ: “Преступление! Какое преступление?.. то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку-процентщицу, никому не нужную, которую убить – сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это же преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю!”
Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: “хотел Наполеоном сделаться”, жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.
На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – “гнойник, который необходимо удалить”, ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая “тварь дрожащая”. Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?
Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на “плохих” и “хороших”, да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.
Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления – сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман “Преступление и наказание” помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло. И никогда ни за что не убежишь от своей совести. Это самый страшный и самый справедливый судья на свете.
На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.
Раскольников в романе приходит к переосмыслению нравственных ценностей: “Разве я старушонку убил? Я себя убил”. Да, действительно, герой убил себя, потому что попытался пойти против своей совести. Примечательно и то, что именно через страшные муки совести Раскольников все-таки приходит к духовному возрождению.

Сочинение по литературе на тему: Проблема совести в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Другие сочинения:

  1. 1. Основное содержание романа. 2. Нравственное метание Раскольникова. 3. Теория сверхчеловека. 4. Главное наказание преступления. Время создания Ф. М. Достоевским “Преступления и наказания” стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений. Уходят дорогие ему люди – жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Read More ......
  2. Главный философский вопрос романа Достоевского “Преступление и наказание” – границы добра и зла. Писатель стремится определить эти понятия и показать их взаимодействие в обществе и в отдельном человеке. В протесте Раскольникова трудно провести четкую грань между добром и злом. Раскольников Read More ......
  3. В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другими, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория разбивается, рушиться на практике, принося мучения, страдания и, в конце Read More ......
  4. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одной из основных проблем его романа “Преступление и наказание” стала проблема добра и зла, их определение, взаимодействие, соотношение в мире Read More ......
  5. Ф. М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким Read More ......
  6. Главный герой романа “Преступление и наказание”-Радион Раскольников. Он молодой человек, бедный студент. Пишет странную теорию, а позже, следуя этой теории, убивает старуху проценщицу и ее сестру Лизавету. Но в чем суть этой теории? Почему Расскольников решился на столь тяжолое преступление? Read More ......
  7. Ф. М. Достоевский вошел в историю русской литературы как мастер описания “больной души”. Одним из интереснейших героев этого писателя является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель. Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление – убийство Read More ......
  8. Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание – пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В Read More ......
Проблема совести в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”