Конституционный контроль (надзор) в зарубежных странах. Конституционный контроль за рубежом Конституционный контроль в зарубежных странах схема

Виды конституционного контроля в зарубежных странах могут классифицироваться по различным основаниям.

По времени осуществления конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон - до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом). Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

По месту осуществления конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний - иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон. Внутренний контроль, как правило, - предварительный, хотя есть примеры и последующего внутреннего контроля (ниже в п. 4 настоящего параграфа мы покажем это на примере Кубы). Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев - последующий, однако может быть и предварительным. Например, все законопроекты французского Правительства, вносимые на рассмотрение Парламента, в обязательном порядке предварительно рассматриваются в Государственном совете - высшем органе административной юстиции, одновременно выполняющем функции юридического советника Правительства. «Законопроекты обсуждаются в Совете министров по получении заключения Государственного совета и вносятся в бюро одной из палат», - гласит первое предложение части второй ст. 39 Конституции.

С точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть консультативным или постановляющим. Решение в порядке консультативного контроля обладает моральной, а не юридической силой - юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: если оно объявляет акт соответствующим конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу либо, реже, возвращается на рассмотрение издавшего органа. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

По обязательности проведения конституционный контроль может быть обязательным или факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Так, во Франции Конституционный совет обязательно проверяет на соответствие Конституции органических законов и регламентов палат Парламента до их вступления в силу. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы управомоченного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию управомоченного органа или должностного лица либо же индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

По форме конституционный контроль может быть абстрактным или конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный контроль может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный же контроль осуществляется только в связи с каким-то, чаще всего судебным, делом, при разрешении которого подлежат применению определенные норма или акт, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть, - всегда последующий. Абстрактный контроль имеет, на наш взгляд, определенные преимущества перед конкретным: позволяет шире взглянуть на проблему соотношения оспариваемого акта с конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и в конечном счете лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучшие возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.

По объему своему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

По содержанию конституционный контроль бывает формальным или материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издавшего органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

С точки зрения действия во времени, а точнее говоря - обратной силы, также наблюдаются две формы конституционного контроля. Первая форма - ex tunc - означает, что решение о признании неконституционности имеет обратную силу и норма или акт, объявленные неконституционными, считаются недействительными с самого начала: с момента их издания или с момента вступления в силу конституционной нормы, которой они стали противоречить. Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д. Это порождает большие сложности, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные норма или акт действовали длительное время. Поэтому чаще применяется вторая форма - ex nunc, - означающая, что решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе. Конституция Румынии в ч. 2 ст. 145 прямо устанавливает: «Решения Конституционного Суда являются обязательными и имеют силу только на будущее» (предложение первое).

Конституция вступает в силу:

  • 1. С календарной даты, которая указана в тексте, или в акте о введении конституции в действии (Канада, 1982).
  • 2. С момента наступления обстоятельств, с которыми законодатель прямо связывает вступление конституции силу (как правило, официальное опубликование текста - Россия 25 декабря 1993, Польши 1997 года).
  • 3. С момента её принятия на референдуме (реально - через несколько дней, месяцев спустя, так как необходимо подвести итоге референдума и опубликовать официальный текст конституции).

Как только конституция введения в действия, сразу определяются пространственные пределы осуществления конституционных норм. Базовое правило - конституция начинает действовать на всех государственной территории конкретно государства. Государственная территория - территория суши, континентального шельфа, территориальных вод, воздушное пространство, морские, воздушные, речные суда под флагом данного государства.

Китай, 1982, конституция действует на всей территории государства, но большая часть положений не распространяется на особые территориальные районы. Согласно международно-правовым договорам, чтобы не разрушить экономику и уклады жизни, буржуазные по существу, китайские власти разрешили не применять часть норм.

Толкование конституции - разъяснение и уяснение положений смысла основных законов с целью их правильного применения.

Официальное толкование - даётся официальными органами, либо издавшими, либо высшими верховными судами.

Неофициальное толкование - даётся практическими работниками, адвокатами, научными работниками.

Принципиальное значение имеет официальное толкование. Осуществляется специально уполномоченным на то органом, он заранее известен. Имеет обязательный характер. Только официальное толкование служит основанием для принятия конкретных судебных решений.

В конституционных нормах регулируются следующие аспекты толкования:

  • 1. Уяснение пределов данного толкования.
  • 2. Определение условий толковательной деятельности.
  • 3. Определение органов государственной власти, осуществляющих официальное толкование.

Толкование может осуществлять непосредственно парламент. Толкование конституции может осуществлять специальный парламентский орган (Президиум Верховного Совета СССР 1988-1990, Государственный совет кубинского парламента, Верховный Суд США).

Также толкование могут осуществлять конституционные суды (Россия, Германия).

Объективные основы толкования конституции - дефекты и коллизии конституционных норм. Часть конституционные суды исходят из расширительного толкования. В РФ, Польше, части государств СНГ конституционный суд часто принимал решение о том, что принимать под конституционным парламенту. Государственные органы, конституционные и верховные суды осуществляют специальную толковательную деятельность, направленную на выявление содержания базовых норм, на выявление их государственной воли.

В Америке Верховный суд осуществляет толкование конституции более 200 лет, в РФ - 17. В Америке несколько сот толкований, в РФ - 17 нормативных толкований. Решение о толковании норм принимается обычно квалифицированным большинством голосов судей. Палаты верховного, конституционного суда не могут принимать нормативные акты о толковании конституционных норм.

Российский и зарубежные конституционный, верховные суды широко используют следующие способы толкования:

Грамматический.

Систематическое толкование - смысл положения в общей системе правовых предписаний.

Используется историко-политическое толкование конституции.

Задача толкования - выявить истинную волю законодателя. В идеале она совпадает с формальной юридической оболочкой предписания, которая зафиксирована в тексте конституции - речь идёт о буквальном (аутентичном) толковании. Такое толкование происходит в том случае, когда смысл содержания правовой нормы совпадает с её выражением, формой. Это идеальный вариант.

Правоприменитель не может подменять собой принявший конституцию орган, обязан уяснять их истинный смысл и давать точное толкование.

Конституционный контроль и надзор - форма государственной деятельности, в которой осуществляется проверка законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Также сюда входит деятельность по толкованию базовых, основных норм.

Для того, чтобы конституционные нормы реально действовали, воплощались в жизнь, необходимо точно осознавать, что такое конституции. Конституция - уникальный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. Положение о высшей юридической силы конституции по отношению к другим источником права лежит в основе понятия конституционной законности.

При осуществлении конституционного контроля и надзора всегда оценивается, прежде всего, и главным образом, соответствует ли оспариваемый закон, кодекс, акт национальной конституции. Если будет установлено, что норма противоречит конституции, она либо не будет иметь юридической силы и не будет применяться, либо будет аннулирована.

Понятие конституционного контроля и надзора появилось в 1803 году.

Конституционные контроль - особый вид деятельности государства, осуществляющийся в форме проверки контроля над соответствием законодательства страны её конституции. Орган конституционного контроля вправе сам отменить акт, не соответствующий конституции.

Конституционный надзор - более мягкая процедура государственной деятельности, заключающаяся в проверке законов и других источников права на соответствие конституции. Но при конституционном надзоре, орган может только ставит вопрос об отмене оспариваемого акта, сам он его отменить не вправе.

Объектами конституционного контроля и надзора могут быть конституционные и обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, указы президента, постановления правительства.

Объектом конституционного контроля и надзора является конституционность деятельности политических партий (Германия, Польша).

Формальный контроль - проверка применения процедурных правил при создании законов и иных нормативных актов

Материальный - проверка содержания законов и иных нормативных актов с точки зрения соответствия конституции.

Конституционный контроль делится на абстрактный и конкретный:

Абстрактный осуществляется по инициативе органа, без конкретного повода.

Конкретный всегда имеет правовой повод, жёсткое основание, рассматривается в связи с судебным делом.

По времени проведения конституционного контроля он делится на последующий конституционный контроль и предварительный.

Последующий применяется повсеместно.

Предварительному контролю подвергаются законы, находящие на рассмотрении парламента.

Решения, которые принимают конституционные, верховные суды являются окончательными. Они вступают в силу либо сразу, либо после опубликования в официальном издании. Решение конституционного суда может быть двояким по содержанию: оспариваемый акт либо признаётся соответствующим конституции или не соответствующим ей. Во втором случае принимается решение о том, что несоответствующим является либо весь закон, либо конкретная его норма.

Мировая практика выработала две основные модели конституционного контроля (в узком смысле - судебный конституционной контроль):

  • 1. Европейская.
  • 2. Американская (с 1803) - децентрализованная.

Аргентина, Дания, Мексика, Норвегия, Япония. Наиболее активно осуществляют функцию конституционного контроля верховные суды, но также и другие суды общей юрисдикции (окончательное решение - за верховным судом).

Австралия, Боливия, Канады, Ирландии, Филлипин, ЮАР - только верховные суды.

Европейская модель предполагает создание специализированного высшего судебного органа.

Отличие европейской и американской модели конституционной юстиции:

  • 1. В европейской модели, в отличии от американской, обособлены от других споров, рассматриваются специальными судами.
  • 2. В европейской модели решение о несоответствии закона может выноситься вне конкретного дела, в отличие от американской модели, где такое решение без конкретного дела невозможно.
  • 3. В европейской модели конституционный суд независим и стоит в стороне от других инстанций.
  • 4. При европейской модели конституционной юстиции конституционный суд может осуществлять помимо конкретного контроля также абстрактный и предварительный.
  • 5. При американской модели конституционной юстиции неконституционный акт не может применяться в данном конкретном деле. В европейской модели признанный неконституционным закон теряет юридическую силу и не подлежит применению.

Органы конституционной юстиции в Европе и за рубежом призваны обеспечивать верховенство национальной конституции, устранять неясности, дефекты в правовом регулировании, предотвращают и борются с произволом ветвей власти.

В-четвёртых, важнейшая задача конституционных судов - защита прав человека.

В Европе активно конституционные суды начали создаваться после Первой Мировой войны. Например, конституционный суд Австрии создан в 1920 году. Германия 1951, Италия 1955.

Существуют два способа формирования конституционного суда: парламентский (Германия) и смешанный.

Германия: поровну от двух палат (всего 16 судей). Другие ветви власти в формировании конституционного суда не участвуют.

Смешанный состав присущ Италии. 5 судей назначается президентом, 5 на заседании бикамерального парламента, 5 на съезде судейского сообщества. Срок полномочий: как правило, 9 - 12 лет.

Состав конституционного суда небольшой, маленькие государства имеют небольшие составы конституционных судов.

Наряду с основным составом могут избираться неординарные судьи, которые рассматривают некоторые категории дел. Могут выбираться заместители судей.

Обычно предъявляются следующие требования для судей конституционных судов:

  • 1. Высокий профессионализм.
  • 2. Возраст: 40 лет и выше.
  • 3. Стаж работы по специальности: 12, 15, 20 лет.
  • 4. Судья должен пользоваться авторитетом и иметь безупречную морально-нравственную репутацию.

Конституционные суды в Европе оказали огромное влияние на государство, например, на уровень развития социальной политики. Неоднократно подтверждали принципы децентрализма и федерализма.

Спецификой отличается статус органов конституционного надзора:

  • 1. Органы несудебного характера.
  • 2. Не обладают широкими полномочиями, не могут отменить неконституционный акт.

Обычно называются конституционные советы: Франция, Ливан, Казахстан. Конституционный совет Франции действует с момента создания 5 республики, не входит в судебную систему.

Специальные парламентские комиссии: Ирландия, Куба.

Органы конституционной юстиции выполняют важные задачи и функции, без их деятельности невозможна реализация конституционных принципов, норм, установлений.

конституция право зарубежный

(надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов , а также действий государственных органов , должностных лиц и иных субъектов конституционно-правовых отношений.

Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII в., конституционный контроль в современном понимании появился в США в 1803 г. (дело У. Мэрбюри против Дж. Мэдисона), был заимствован многими странами, после Первой мировой войны возникла европейская модель конституционного контроля.

Сформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.

По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).

По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.

Основные виды конституционного контроля:

1) по времени осуществления:

а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);
б) последующий (проводится в отношении действующих актов);

2) по месту осуществления:

а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);
б) внешний (проводит другой орган);

3) по правовым последствиям:

а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);
б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);

4) по обязательности проведения:

а) обязательный (т. е. проводимый в силу императивных предписаний закона о конституционном контроле);
б) факультативный (при наличии соответствующей инициативы);

5) по форме:

а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);
б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);

6) по объему:

а) полный (охватывает все общественные отношения, урегулированные конституцией);
б) частичный (защите путем конституционного контроля подлежат не все урегулированные конституцией отношения);

а) формальный (с точки зрения соблюдения требуемой формы акта, процедуры и того, относится ли вопрос к компетенции издавшего органа);
б) материальный (с точки зрения содержания акта);

8) с точки зрения придания акту обратной силы:

а) имеющий обратную силу;
б) не имеющий обратной силы и действующий на будущее.

Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:

1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства , парламент , правительство , суды общей юрисдикции и административные суды);

2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные, квазисудебные и надзорные органы).

Цель контрольной работы рассмотреть конституционный надзор в зарубежных странах.
Задачи контрольной работы:

Введение……………………………………………………………стр. 2




Заключение…………………………………………………………стр. 12
Список литературы………………………………………………..стр. 14

Работа содержит 1 файл
  1. Введение………………………………………………………… …стр. 2
  2. Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора………………………………………..стр. 4
  3. Организация конституционного надзора в зарубежных странах..стр. 7
  4. Виды конституционного контроля……………………………….стр. 8
  5. Формы конституционного контроля в зарубежных странах…стр. 10
  6. Заключение…………………………………………………… ……стр. 12
  7. Список литературы……………………………………………….. стр. 14

Введение.

Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной.

Эта задача возлагается на институт конституционного надзора, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции. Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности.

Исторически конституционное правосудие возникло для проверки конституционности законов парламента. Затем предметом рассмотрения конституционного суда стал вопрос конституционной ответственности главы государства за государственную измену, нарушение конституции и т.д. (импичмeнт). Предмет юрисдикции конституционных судов постепенно расширяется.

Судебная конституционная юрисдикция и соответствующее конституционное судопроизводство составляют конституционную юстицию, то есть конституционное правосудие.

Наличие института конституционной юстиции, по мнению большинства современных российских и иностранных ученых-юристов, является необходимым признаком правового государства, в котором государственная власть должна осуществляться на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а в работе государственных органов главными принципами являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность органов конституционного правосудия это, прежде всего, конституционный контроль - проверка законов и других правовых актов с точки зрения их соответствия основному закону (конституции).

Цель контрольной работы рассмотреть конституционный надзор в зарубежных странах.

Задачи контрольной работы:

    • Определить сущность и структуру конституционного контроля в зарубежных странах.
    • Ознакомится с функциями конституционного контроля.

Объектом данной контрольной работы являются общественные отношения связанные с конституционным контролем в зарубежных странах.

Понятие и виды конституционного надзора, органы конституционного надзора.

Контроль - это система отношений между органами публичной власти, при которой контролирующий орган может отменить акты подконтрольного органа.

Надзор - система отношений, при которой надзорный орган может лишь обратить внимание поднадзорного органа на его ошибку и может только приостановить действие его акта, но отменить или исправить акт может только сам поднадзорный орган.

Конституционный контроль - это форма проверки на соответствие конституции актов и действий органов публичной власти и общественных объединений, осуществляющих публичные функции или созданных для участия в осуществлении публичной власти. Конституционный контроль возможен только там, где действует писаное право (писаные конституции в том числе), положения которой обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми национальными и местными правовыми положениями 1 .

Особенность конституционного контроля в некоторых мусульманских странах заключается в том, что и законы и другие акты проверяются на соответствие не только конституции, но и священным книгам, Корану.

Объектами конституционного контроля в зарубежных странах являются:

– обыкновенные законы,

– внутригосударственные договоры,

– акты исполнительной власти,

– соответствие национальных законов международным договорам,

– проекты международных договоров или подписанные международные договоры до их вступления в силу,

– расхождения между действующим международным договором и конституцией,

– акты и действия общественных объединений, на которых государство возложило определенные властные функции,

– создание и деятельность политических, общественных объединений и прежде всего политических партий.

Выделяют следующие виды конституционного контроля:

– централизованный - осуществляется специально созданными органами, действующими все обычной судебной системы и диффузный - проверка осуществляется каждым судом в стране или судьей (присуще американской модели конституционного контроля)

– внутренний - проверка осуществляется при разработке акта и внешний - проверка проводится другим органом (в науке конституционного права под конституционным контролем понимается именно внешний конституционный контроль).

– обязательный - проверка проводится в обязательном порядке в силу предписаний закона (имеет смысл, когда проводится в предварительном порядке и носит централизованный характер) и факультативный - проверка осуществляется по запросу установленного конституцией или законом субъекта.

– предварительный - проводится до вступления в силу акта и последующий - проводится в отношении действующих актов.

– формальный - проверка акта на соответствие конституции с точки зрения требуемой формы акта, правомочности органа, его издавшего и процедуры его принятия и материальный - проверка акта по существу, рассмотрение материального соответствия конституции (оба вида содержатся в ст.152 Конституции Украины 1996г.).

– абстрактный - проверка акта по самому факту несоответствия нормы, вне связи с конкретным делом, абстрактный контроль может быть предварительным и последующим (ст.100 Конституции Армении 1995г.) и конкретный - проверка в связи с конкретным делом (пп. а) п.1 ст.189 Конституции Швейцарии 1999г.).

В случае абстрактного конституционного контроля в конституционный суд могут обращаться различные органы власти, иногда группы парламентариев, но никогда частные лица. При конкретном конституционном контроле в конституционный суд могут обращаться частные лица (с конституционной жалобой) и государственные органы (прежде всего суды), рассматривающие конкретное дело.

Полный - охватывает всю систему общественных отношений и частичный - распространяется лишь на определенные сферы общественных отношений, защите подлежат не все урегулированные конституцией отношения (ст.148 Конституции Турции 1982г.) 2 .

Консультативный - проверка акта на соответствие конституции, при которой решение органа конституционного контроля не имеет обязательного характера (абз.3 ст.107 Конституции Литвы 1992г.) и постановляющий - решение органа конституционного контроля носит обязательный характер (п1. ст.164 Конституции Испании 1978г.)

Имеющий обратную силу (ex tunc) - решение имеет обратную силу и акт или норма, признанные неконституционными, считаются недействительными с момента их издания или вступления в силу (п.2 ст.127 Конституции Словакии 1992г.) и не имеющий обратной силы и действующий на будущее (ex nunc) - решение о неконституционности действительно только на будущее, а все прежние последствия действия акта или нормы остаются в силе (ч.5 ст.153 Конституции Турции 1982г., ч.2.ст.145 Конституции Румынии 1991г.).

В зависимости от конституционных решений органами могут быть:

1) глава государства, Парламент, Правительство, Суды общей юрисдикции. Административные суды, которые осуществляют конституционный контроль либо специально наряду с другими своими функциями, либо в ходе осуществления других своих функций;

2) специализированные органы конституционного контроля, которые бывают либо судебными, либо квазисудебными (частично) - конституционный суд Российской Федерации, Конституционный Совет во Франции.

Политический контроль осуществляется правительством, парламентом.

Судебный контроль имеет две разновидности:

1) американская система, при которой конституционность законов и других актов проверяют суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел, если суд признает закон неконституционным, то дело доходит до Верховного суда, решения которого по вопросу о конституционности закона обязательны для всех судов. Неконституционный закон лишается судебной защиты: формально действуя, он утрачивает юридическую силу. Если в США, Японии, Норвегии конституционность закона вправе проверять любой суд, то в некоторых странах (Индия, Австралия) это может делать только Верховный суд и после того, как дело поступит к нему па рассмотрение;

2) европейская система предполагает создание квазисудебных органов конституционного контроля (Франция).

Иногда выделяют смешанную модель конституционного контроля - структура органов конституционного контроля сочетает элементы различных систем (американской и европейской моделей). Контроль осуществляется различными органами в отношении различных актов, имеющих различное происхождение (ст.100 Конституции Греции 1975г.).

Организация конституционного надзора в зарубежных странах.

Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Из этой посылки развивается концепция конституционной законности, в силу которой любая нормоустанавливающая деятельность в стране должна осуществляться в соответствии с конституцией.

Правовая норма, изданная любым государственным органом, обретает юридическую силу лишь в том случае, если содержащиеся в ней правила поведения не противоречат предписаниям конституции. В противном случае такая правовая норма может быть признана в надлежащем порядке ничтожной. Эта задача возлагается на институт конституционного контроля, который в установленной форме осуществляет проверку обычных законов и иных нормативных актов с точки зрения их соответствия конституции.

Таким образом, функция конституционного надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Доктрина конституционного контроля была впервые сформулирована и применена Верховным судом США под председательством Джона Маршалла в 1803 году в решении по делу Мэрбери против Мэдисона 3 . Хотя федеральная конституция США не наделила Верховный суд правом установления соответствия законов конгресса конституции, он это право применил и институализировал. В названном судебном решении Верховный суд признал раздел 13 Закона о судоустройстве 1789 года противоречащим Главе 3 конституции и тем самым ничтожным и не подлежащим принудительному применению через суд. Таким образом. Верховный суд США сам присвоил себе полномочия осуществления конституционного контроля, которые в последующем никогда не оспаривались.

В 1848 г. конституционный надзор был введен в Швейцарии, в 1853 г. - в Аргентине. В настоящее время он применяется в различных формах почти повсеместно. Исключение составляют те страны, которые не имеют писаных конституций.

Виды конституционного контроля.

В зарубежных странах конституционный надзор может применяться в двух основных видах:

1. Осуществление конституционного надзора всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония). Эту систему называют также децентрализованной, или американской. В этих странах вопрос о конституционности закона или иного нормативного акта, на основании которого возникло конкретное дело, может быть поставлен любым судом, но окончательное решение выносит высшая судебная инстанция. В США такой высшей инстанцией в отношении законов штатов являются верховные суды штатов, а в отношении федеральных законов - Верховный суд США. В настоящее время Верховный суд США состоит из девяти судей, которые назначаются президентом пожизненно "по совету и с согласия сената". Это означает, что предложенная президентом кандидатура должна быть одобрена двумя третями голосов присутствующих сенаторов. Конституция Японии (ст. 81) содержит следующее предписание: "Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или иного официального акта".

ББК 67. 400. 12 (3)

М.М. Тхаркахо

Основные закономерности трансформации полномочий органов конституционного контроля в зарубежных странах

(Рецензирована)

Аннотация:

В настоящей статье поднимается проблема трансформации

полномочий органов конституционного контроля. Делается вывод о том, что государство должно создать систему и механизм правовой защиты

конституции. Охрану и защиту конституции, в том числе мерами конституционного контроля, осуществляют следующие органы публичной власти: глава государства, парламент, правительство и другие органы исполнительной власти, прокуратура, органы местного самоуправления. Однако наиболее действенным и эффективным в охране конституции является судебный конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции и специализированными органами конституционного контроля.

Ключевые слова:

Конституционализм, конституция, закон, верховенство, судебный конституционный контроль, государство, органы конституционного

контроля, компетенция, конституционный суд, верховный суд.

Концепция конституционализма предполагает, что осуществление всех процессов в государстве должно осуществляться в соответствии с конституцией. Но, как известно, положения конституции не всегда должным образом воплощаются в жизнь. Поэтому государство создает систему и механизм правовой защиты конституции. В самом широком смысле защита конституции есть деятельность всех субъектов права по обеспечению реализации норм Конституции в общественных отношениях. Такая защита, может быть, возложена на органы государственной власти, решающие разные задачи. Так, охрану и защиту конституции, в том числе мерами конституционного контроля, осуществляют следующие органы публичной власти: глава государства, парламент, правительство и другие органы исполнительной власти, прокуратура, органы местного самоуправления. Деятельность указанных органов публичной власти по охране и защите конституции составляет одно из направлений их основных функций либо самостоятельную, дополнительную функцию. Такой контроль можно квалифицировать как общеполитический конституционный контроль

Однако наиболее действенным и эффективным в охране конституции является судебный конституционный контроль, осуществляемый судами

общей юрисдикции и специализированными органами конституционного контроля.

Конституционный контроль, осуществляемый судами общей юрисдикции, имеет две разновидности: конституционный контроль,

осуществляемый всеми судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных - гражданских, административных, уголовных - дел в соответствии с правилами обычной судебной процедуры и конституционный контроль, осуществляемый высшими судебными инстанциями, возможно по особой процедуре. Например, в США, Аргентине, Мексике, Бразилии, Японии любой суд общей юрисдикции может признать закон либо отдельные его положения неконституционными. Если дело доходит до Верховного суда, и он также подтверждает решение нижестоящего суда, то это решение становится уже обязательным для всех судов. В Австралии, Индии, Канаде конституционность закона вправе проверять только высшая судебная инстанция после того, как дело поступит к нему от нижестоящего суда, который может поставить вопрос о проверке конституционности закона или отдельного его положения, но сам не обладает правомочием проверять их на соответствие конституции .

Суды общей юрисдикции чаще всего решают вопрос о конституционности правовых актов в связи со слушанием какого - либо конкретного судебного дела. Так, в США право Верховного суда осуществлять конституционный контроль не записано в Конституции или каких - либо иных законах, не имеет законодательной основы. Оно базируется на судебном прецеденте, имевшем место в 1803 году. Тогда Верховный суд, рассматривая иск гражданина к государственному секретарю Мэдисону, посчитал, что закон, на основании которого Мэдисон принял решение, не соответствует Конституции и ущемляет права гражданина. Обосновывая свое право на конституционный контроль, Верховный суд США установил, что, во - первых, Конституция есть закон, подлежащий судебному толкованию, как и любой другой закон; во - вторых, суды вправе толковать Конституцию для того, чтобы решать дела в соответствии с ней; в - третьих, в случае возникновения противоречий между Конституцией и иным законом суды обязаны применить Конституцию как высший закон страны или те законы, которые соответствуют ей. Таким образом, практическая деятельность Верховного суда США по осуществлению конституционного контроля обеспечивает проведение в жизнь принципа верховенства Конституции .

Статья 81 Конституции Японии устанавливает, что Верховный суд является судом высшей инстанции, полномочным решать вопрос о конституционности любого закона, приказа, предписания или другого официального акта .

Статья 102 Конституции Бразилии указывает, что первостепенным полномочием Федерального верховного суда является контроль за соблюдением Конституции, то есть непосредственного рассмотрения дела о неконституционности какого - либо закона или какого - либо нормативного

федерального или штатного акта или дел о конституционности федеральных законов или нормативных актов .

Объявление того или иного закона неконституционным означает, что этот закон не может больше применяться в судебной или административной практике, хотя формально и не отменяется. Но действие такого закона блокировано судом: ни один суд применять его не станет.

Неконституционный закон, таким образом, лишается судебной защиты и фактически утрачивает юридическую силу. Законодатель в таких случаях, как правило, такой закон вскоре отменяет.

Таким образом, законодательное определение полномочий общих судов по осуществлению конституционного контроля осуществляется с разной степенью полноты. В одних странах такое полномочие является результатом самой судебной практики на основе толкования своей компетенции, в других регламентируется в общей форме либо путем перечисления конкретных правомочий .

В некоторых конституциях содержатся нормы о создании и компетенции специальных органов по проверке конституционности нормативных актов (Австрия, Греция, Испания, Польша, Португалия, ФРГ).

В большинстве стран мира учреждены и действуют конституционные суды, в ряде государств - конституционные палаты, в некоторых -квазисудебные органы конституционного контроля. Специализированные органы конституционного контроля обладают конституционной юрисдикцией, осуществляемой посредством конституционного судопроизводства. Как правило, они рассматривают не только запросы о конституционности нормативных актов и международных договоров. В их компетенции находится и ряд других дел. В современных условиях компетенция конституционного суда в национальных государствах разнообразна и индивидуальна. Например, в соответствии со статьей 93 Основного закона Федеральный конституционный суд Г ермании правомочен также решать вопросы толкования конституции, соответствия права земли федеральному закону в сфере конкурирующего законодательства, рассматривает конституционные жалобы физических лиц в связи с нарушением их прав, жалобы органов местного самоуправления по поводу нарушения законом прав на самоуправление, проверяет конституционность деятельности политических партий. Этот суд вправе принимать постановления об отстранении от должности Президента республики за умышленное нарушение им Основного закона и других законов, если дело возбуждено одной из палат Парламента, об отстранении от должности федерального судьи в случае нарушения им Основного закона или посягательств на конституционный строй Германии .

Согласно статье 161 Конституции Испании Конституционный суд обладает юрисдикцией на всей испанской территории и компетентен рассматривать заявления о неконституционности законов и иных нормативных актов, имеющих силу закона, принимать ходатайства по поводу нарушения прав и свобод граждан, разрешать конфликты о компетенции

между государством и автономными сообществами или между последними, разрешает другие вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией .

В Конституционном совете Франции проверка конституционности органических законов, в отличие от конституционных судов, осуществляется до их промульгации Президентом, а регламентов палат - до их применения. В случае признания акта неконституционным он не может быть подписан Президентом. Помимо этого в компетенцию Конституционного совета проверка правильности избрания Президента Республики, депутатов и сенаторов, проведения референдума, в случае если результаты выборов или референдума оспариваются .

Решения специализированных органов конституционного контроля выносятся от имени государства, действуют на всей его территории и имеют общеобязательную силу, обеспечивая верховенство и прямое действие конституции на всей территории государства.

Таким образом, объектами конституционного контроля являются, прежде всего, законы, их разновидности: законы, вносящие изменения и дополнения в конституцию, органические законы, обыкновенные законы; регламенты и иные акты, принятые законодательными органами; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; внутригосударственные договоры; разрешение споров о компетенции между высшими органами государства, между органами федерации и ее субъектов, между центральной властью и автономиями, местными властями; акты судебных органов; акты и действия общественных объединений; индивидуальные

правоприменительные акты и правоприменительная практика компетентных государственных органов и должностных лиц, международные договоры, действия должностных лиц в порядке их конституционной ответственности; организация и проведение, подтверждение итогов референдумов и выборов в высшие органы государственной власти; создание и деятельность политических партий и других общественных объединений.

Примечания:

1. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. М., 2005. 527 с.

2. Енгибарян Р.В. Конституционное развитие в современном мире. М., 2007. 496 с.

3. Конституции зарубежных государств / сост. В.В. Маклаков. М., 2001.

4. Чиркин В.Е. Конституция: российская модель. М., 2004. 160 с.

5. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и Советской России. М., 2004. 496 с.

6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум. М., 2001. 429 с.