Контрольно-пропускной режим на предприятии. Сооружения и конструкции на кпп Оборудование для кпп по пропуску транспорта

Введение

Контрольно-пропускной режим - это комплекс организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты в отдельные здания (помещения) сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных средств.

Контрольно-пропускной режим является одним из ключевых моментов в организации системы безопасности на предприятии. С этих позиций контрольно-пропускной режим представляет собой комплекс организационных мероприятий (административно-ограничительных), инженерно-технических решений и действий службы безопасности.

Организация контрольно-пропускного режима отличается определенной сложностью. Дело в том, что механизм осуществления контрольно-пропускного режима основывается на применении "запретов" и "ограничений" в отношении субъектов, пересекающих границы охраняемых объектов, для обеспечения интересов предприятия. Такой механизм должен быть безупречным с точки зрения соответствия требованиям действующего законодательства.

В данной статье рассматриваются основные направления создания контрольно-пропускного режима на предприятии: методика определения и оценка исходных данных; разработка мероприятий и нормативных документов; оборудование контрольно-пропускных пунктов.

Общие положения

Контрольно-пропускной режим (как часть системы безопасности) должен соответствовать действующему законодательству, уставу предприятия, а также иным нормативно-правовым актам, регулирующим деятельность предприятия.

Основными целями создания контрольно-пропускного режима являются:

  • защита законных интересов предприятия, поддержание порядка внутреннего управления;
  • защита собственности предприятия, ее рациональное и эффективное использование;
  • рост прибылей предприятия;
  • внутренняя и внешняя стабильность предприятия;
  • защита коммерческих секретов и прав на интеллектуальную собственность.

Контрольно-пропускной режим как часть системы безопасности позволяет решить следующие задачи:

  • обеспечение санкционированного прохода сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) продукции и материальных ценностей, ритмичной работы предприятия;
  • предотвращение бесконтрольного проникновения посторонних лиц и транспортных средств на охраняемые территории и в отдельные здания (помещения);
  • своевременное выявление угроз интересам предприятия, а также потенциально опасных условий, способствующих нанесению предприятию материального и морального ущерба;
  • создание надежных гарантий поддержания организационной стабильности внешних и внутренних связей предприятия, отработка механизма оперативного реагирования на угрозы и негативные тенденции;
  • пресечение посягательств на законные интересы предприятия, использование юридических, экономических, организационных, социально-психологических, технических и иных средств для выявления и ослабления источников угроз безопасности предприятия.

Контрольно-пропускной режим можно определить как систему обеспечения нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию и как совокупность организационно-правовых ограничений и правил, устанавливающих порядок пропуска через контрольно-пропускные пункты сотрудников объекта, посетителей, транспорта и материальных ценностей.

Нормативные гарантии заключаются в толковании и реализации норм права, уяснении пределов их действия, в формировании необходимых правоотношений, определении и обеспечении правомерной деятельности подразделений и работников фирмы по поводу ее безопасности, использования ограничительных мер, применения санкций к физическим и юридическим лицам, посягающим на законные интересы фирмы.

Организационные гарантии формируются путем разработки, построения и поддержания высокой работоспособности общей организационной структуры управления процессом выявления и подавления угроз деятельности фирмы, использования эффективного механизма стимулирования ее оптимального функционирования, соответствующей подготовки кадров.

Материальные гарантии формируются за счет выделения и использования финансовых, технических, кадровых, интеллектуальных, информационных и иных ресурсов фирмы, обеспечивающих своевременное выявление, ослабление и подавление источников угрозы, предотвращение и локализацию возможного ущерба, создание благоприятных условий для деятельности фирмы. Данные гарантии наполняют нормативные и организационные меры безопасности практическим содержанием, создают реальную основу развития культуры безопасности фирмы.

Основные мероприятия контрольно-пропускного режима разрабатываются службой безопасности, утверждаются руководителем фирмы и оформляются инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Ответственность за организацию контрольно-пропускного режима возлагается на начальника службы безопасности. Практическое осуществление контрольно-пропускного режима возлагается на охрану (дежурных по КПП, контролеров, охранников), работники которой должны знать установленные на объекте правила контрольно-пропускного режима, действующие документы по порядку пропуска на объект (с объекта) сотрудников и посетителей, ввоза (вывоза) товарно-материальных ценностей. Контрольно-пропускной режим может быть установлен как в целом по объекту, так и в отдельных корпусах, зданиях, отделах, хранилищах и других специальных помещениях.

Требования по контрольно-пропускному режиму должны быть доведены в обязательном порядке до каждого сотрудника объекта. Все рабочие и служащие объекта обязаны соблюдать их. По каждому случаю нарушения контрольно-пропускного режима должно проводиться административное расследование.

Обязанности охраны по контрольно-пропускному режиму определяются в инструкции и в должностных обязанностях контролеров контрольно-пропускных пунктов.

Подготовка исходных данных

Предпринимательство и запреты (ограничения) по своей природе противоречивы и искусство разработчика контрольно-пропускного режима заключается как раз в том, чтобы найти разумный баланс между необходимыми ограничениями и интересами предприятия.

Разработка мероприятий и нормативных документов контрольно-пропускного режима начинается с определения исходных данных. Оценивая исходные данные, разработчик определяет основные положения инструкции о контрольно-пропускном режиме. Целесообразно предложить следующую последовательность определения и оценки исходных данных:

1. Организационная структура предприятия, расположение его отдельных элементов и характер производства (деятельности) на них. Выяснение этих вопросов позволяет решить следующие практические задачи:

  • выделить объекты, площадки, здания и помещения, на которых необходимо организовать контрольно-пропускной режим;
  • определить характер контрольно-пропускных пунктов (КПП) для пропуска сотрудников и транспортных средств.
2. Оценка "суточного объема" потоков транспортных средств, грузов, материальных ценностей и людей (персонала фирмы и посетителей), проходящих через КПП и в отдельные здания (помещения). Только на основе оценки реального состояния мест пропуска можно оценить пропускную способность действующих КПП и привести ее в соответствие с задачами основного производства на объекте. Такая оценка позволит выбрать оптимальный вариант автоматизации и контроля прохода (проезда) на охраняемые территории. 3. Выделение (по степени важности) категории объектов, транспортных средств и грузов, а также категории лиц, пересекающих установленные границы. Для достижения четкости в определениях предлагается помещения и территорию объекта классифицировать в зависимости от условий доступа и степени защищенности.

Для четкой организации пропускного режима необходимо распределить объекты предприятия (здания, помещения) на общедоступные, закрытые и ограниченного доступа. Определение категорий режима может дать четкий ответ на вопросы, которые нужно прояснить при организации контрольно-пропускного режима и разработке исходной документации по оборудованию объекта техническими средствами охраны.

Закрепление за помещением конкретной категории помогает регламентировать и обосновать:

  • условия доступа сотрудников предприятия и посетителей на объект;
  • предложения администрации предприятия по выработке оптимального варианта порядка пропуска лиц, транспортных средств и материальных ценностей на объект;
  • наличие и вид физической охраны;
  • виды используемых технических средств для обеспечения безопасности.
Разработка инструкции о пропускном режиме

Практическое решение вопросов, связанных с организацией пропускного режима, оформляется в виде "Инструкции о пропускном режиме". Указанная инструкция должна определять систему организационно-правовых охранных мер, устанавливающих разрешительный порядок (режим) прохода (проезда) на объект (с объекта), и может включать:

1. Общие положения. В этом разделе указываются:

  • нормативные документы, на основании которых составлялась инструкция;
  • определение контрольно-пропускного режима и цель его введения;
  • должностные лица, на которых возлагается организация и практическое руководство контрольно-пропускной системой;
  • санкции к нарушителям контрольно-пропускного режима;
  • требования к оборудованию различных помещений.

2. Порядок пропуска сотрудников предприятия, командированных лиц и посетителей через контрольно-пропускные пункты. В этом разделе рекомендуется:

  • перечислить все КПП и их назначение, описание, расположение и установить их единую нумерацию;
  • изложить требования к оборудованию КПП;
  • установить порядок прохода сотрудников и посетителей на территорию объекта и в категорированные помещения;
  • определить права и основные обязанности контролеров КПП;
  • установить помещения, где запрещается принимать посетителей и представителей сторонних организаций.

3. Порядок допуска на объект транспортных средств, вывоза продукции, документов и материальных ценностей. В этом разделе указываются:

  • порядок допуска на территорию объекта (с объекта) автотранспорта, принадлежащего объекту;
  • порядок въезда и стоянки на территории объекта транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности;
  • порядок пропуска автомашин сторонних организаций, прибывших с грузом в адрес объекта в рабочее и нерабочее время;
  • порядок вывоза (ввоза) товарно-материальных ценностей;
  • правила оформления документов на вывоз (вынос) материальных ценностей с территории объекта.

4. Виды пропусков, порядок их оформления. В этом разделе определяются:

  • виды пропусков, их количество и статус;
  • описание пропусков;
  • порядок оформления и выдачи пропусков;
  • порядок замены и перерегистрации пропусков;
  • мероприятия при утрате пропуска сотрудником.

5. Обязанности должностных лиц по поддержанию контрольно-пропускного режима.

6. Учет и отчетность, порядок хранения пропусков, печатей.

В зависимости от структуры предприятия и характера его деятельности инструкция может содержать и другие разделы.

При разработке инструкции о контрольно-пропускном режиме определяются виды и группы пропусков, которые будут действовать на предприятии.

На крупных предприятиях, как правило, устанавливается несколько видов пропусков. Это могут быть постоянные, временные, разовые и материальные пропуска. Образцы бланков пропусков разрабатываться администрацией объекта (службой безопасности). По своему внешнему виду и содержанию пропуска должны отличаться друг от друга и обладать некоторыми степенями защиты. Все виды пропусков, за исключением материальных, оформляются и выдаются бюро пропусков (или иным подразделением) по письменным заявкам. Виды пропусков определяются в зависимости от специфики предприятия.

Постоянные пропуска выдаются сотрудникам объекта, принятым на постоянную работу, а также работникам других организаций, постоянно обслуживающих объект. Постоянные пропуска могут делиться на группы, их количество и назначение определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Постоянные пропуска могут храниться как на руках у сотрудников объекта, так и в кабинах на КПП. Постоянные пропуска лиц, убывающих с объекта на длительное время (отпуск, болезнь, командировка и т.п.), сдаются на хранение в бюро пропусков (отдел кадров), а при хранении таких пропусков в кабине КПП на ячейке (где хранится пропуск) делается соответствующая отметка. Пропуска уволенных с работы уничтожаются в установленном порядке.

Временные пропуска выдаются лицам, работающим по контракту, находящимся на временной работе, прикомандированным к предприятию, и хранятся, как правило, на КПП. Срок действия и порядок оформления временных пропусков определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Временные пропуска могут быть с фотографией и без фотографии. Временные пропуска без фотографии действительны только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

Разовые пропуска (для посетителей и клиентов) выдаются на одно лицо и только для разового посещения предприятия и его подразделений. Пропуск оформляется и действителен при наличии документа, удостоверяющего личность. Разовые пропуска должны периодически меняться по цвету бланков и другим признакам.

Разовый пропуск, выданный водителю транспортного средства, может служить одновременно и разовым пропуском для транспорта.

Разовый пропуск действителен для входа на территорию объекта или его подразделения в течение определенного времени.

Контроль за посетившими предприятие по разовому пропуску осуществляется с помощью отметки на оборотной стороне пропуска, где указывается время посещения, заверенное подписью лица, принявшего посетителя.

Разовый пропуск изымается на КПП контролером при выходе посетителя с объекта и сдается в бюро пропусков. О лицах, не вышедших с объекта по истечении срока действия пропуска, контролер докладывает начальнику караула (дежурному по КПП) для принятия мер по выяснению причин задержки. Фамилии лиц, посетивших объект по разовому пропуску, могут записываться в специальную книгу учета.

Материальные пропуска для вывоза (выноса) товарно-материальных ценностей выдаются администрацией предприятия. Срок действия пропуска определяется инструкцией о контрольно-пропускном режиме. Материальные пропуска должны изыматься на КПП и сдаваться в бюро пропусков.

Образцы действующих пропусков должны находиться на КПП. Для обучения работников охраны выделяется необходимое количество образцов пропусков.

Оборудование пропускных пунктов

Для организации пропускного режима на предприятии оборудуются контрольно-пропускные пункты. Оборудование КПП должно обеспечивать необходимую пропускную способность и возможность тщательной проверки пропусков и документов у проходящих лиц, досмотра всех видов транспорта, провозимых грузов и удовлетворять следующим требованиям:

  • исключать возможность несанкционированного проникновения через КПП на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • способствовать сокращению времени на проверку документов, досмотр транспорта и материальных ценностей;
  • способствовать исключению (сведению к минимуму) ошибок охранника при пропуске людей и транспорта;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при досмотре транспортных средств.

Все виды КПП должны быть оборудованы необходимыми видами связи и тревожной сигнализации для вызова резерва охраны. На КПП рекомендуется располагать внутренний телефон и список телефонов администрации предприятия.

КПП для прохода людей

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

  • средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;
  • физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);
  • основное и резервное освещение;
  • средства связи и тревожной сигнализации;
  • системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Калитки применяются для управления потоками людей, организации свободного прохода в одну сторону (на вход или выход) и запрета прохода в другую. Калитки широко используются в магазинах, аэропортах, вокзалах. Применение калиток для контроля доступа неэффективно, это связано с тем, что калитки не разделяют поток людей по одному, так как после открытия калитки через нее могут пройти несколько человек. Калитки могут устанавливаться для организации свободного выхода, в то время как контроль входа доверяют триподам или вертушкам.

Турникеты-триподы с тремя преграждающими планками являются одним из наиболее оптимальных средств для осуществления контроля санкционированного прохода. Триподы имеют современный элегантный вид и легко монтируются. Триподы позволяют осуществлять эффективный контроль доступа, так как разделяют поток людей по одному, обеспечивая при этом высокую пропускную способность. Триподы могут применяться в системах электронных проходных, в том числе в условиях большого потока людей. Для предотвращения возможности подлезть под планки турникета или перепрыгнуть через них на турнике рекомендуется устанавливать специальные датчики, которые срабатывают при попытке несанкционированного прохода.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Транспортные КПП

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

  • иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;
  • исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;
  • обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;
  • быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;
  • обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

Досмотровые площадки по периметру оборудуются физическими барьерами и рубежом сигнализации. Площадки, как правило, выгораживаются просматриваемым забором из металлической сетки или декоративных решеток высотой до 2,5 метра. На площадке оборудуются основные и вспомогательные механизированные ворота. Основные ворота устанавливаются на линии основного ограждения объекта, а вспомогательные - на противоположной стороне досмотровой площадки. Вместо ворот могут применяться механизированные шлагбаумы. На автомобильных КПП используются ворота с ограничением и без ограничения габаритов по высоте. По конструкции они могут быть распашными или раздвижными (выдвижными). Распашные ворота должны оборудоваться фиксаторами.

Для регулирования движения транспорта, проходящего через проезды досмотровых площадок КПП, могут применяться двухсекционные светофоры с линзами красного и зеленого цвета.

В состав электромеханического оборудования КПП для автомобильного транспорта обычно включаются:

  • электродвигатели, привод ворот;
  • концевые выключатели автоматического отключения электродвигателей при полностью закрытых и открытых створках ворот;
  • магнитные пускатели электродвигателей;
  • электрооборудование светофоров;
  • кабельные, силовые линии.

Групповой распределительный щит (щит управления) может устанавливаться в помещении КПП, а при отсутствии здания КПП в специальном металлическом шкафу непосредственно на досмотровой площадке.

Допуск на территорию предприятия сотрудников, посетителей, транспортных средств

Проход сотрудников и посетителей на территорию объекта, в отдельные подразделения и обратно осуществляется через контрольно-пропускные пункты по установленным на объекте пропускам. Пропуск должен являться основным документом, дающим право на проход.

В нерабочее время, выходные и праздничные дни допуск сотрудников на объект должен быть ограничен и производиться по предварительным заявкам (спискам) от руководителей подразделений, завизированным начальником службы безопасности, с предъявлением постоянного пропуска. На предприятиях со сменным режимом работы к пропуску могут выдаваться специальные вкладыши сменности.

Дежурные специальных служб объекта (электрики, сантехники, работники связи и т.д.), работающие посменно, допускаются на территорию объекта в нерабочее время, в выходные и праздничные дни по спискам, подписанным начальниками соответствующих служб и утвержденным начальником службы безопасности.

На основании действующего законодательства и решения администрации отдельные категории лиц пользуются правом прохода на объект без пропуска при предъявлении служебного удостоверения. К ним относятся:

  • работники прокуратуры;
  • работники милиции по территориальности;
  • инспекторы труда, котлонадзора, энергонадзора по территориальности;
  • должностные лица и отдельные категории работников санитарно-эпидемической службы органов здравоохранения, осуществляющие санитарный надзор.

В целях осуществления пропускного режима на территории объекта и в его структурных подразделениях приказом директора предприятия утверждается перечень категорированных подразделений (помещений). В этих помещениях устанавливается специальный режим и повышенная ответственность за его соблюдение работниками этих подразделений. Допуск в эти помещения осуществляется строго по списку, согласованному со службой безопасности. Прием посетителей сторонних организаций и предприятий, как правило, максимально ограничивается.

Во всех помещениях категорированных подразделений должны быть вывешены списки работников, имеющих допуск в эти помещения. Все помещения по окончании работ осматриваются дежурными по подразделениям и лицами, ответственными за их противопожарное состояние. По окончании рабочего дня категорированные помещения запираются на замок, опечатываются и сдаются под охрану.

Представитель охраны проверяет сигнализацию в присутствии работников, сдающих помещение. Ключи от этих помещений в опечатанных пеналах сдаются под расписку начальнику караула.

Получение ключей, вскрытие помещений, оборудованных охранной сигнализацией, производят лица, имеющие право вскрытия этих помещений с предъявлением постоянного пропуска. Списки лиц, имеющих право вскрывать (закрывать) указанные помещения, с указанием номеров печатей, которыми опечатываются помещения, и номеров служебных телефонов подписываются начальником подразделения и утверждаются начальником службы безопасности.

Все лица, пытающиеся пройти через КПП без предъявления пропуска, по чужому или неправильно оформленному пропуску, пронести на объект (с объекта) запрещенные предметы, задерживаются и передаются сотрудникам службы безопасности предприятия. По каждому факту задержания начальник караула или дежурный по объекту составляет служебную записку о нарушении пропускного режима.

Допуск на территорию (с территории) предприятия транспортных средств, принадлежащих предприятию, производится при предъявлении водителем личного пропуска со специальным шифром или транспортного пропуска и путевого листа. Грузчики и сопровождающие лица, следующие с транспортом, пропускаются через КПП на общих основаниях.

Все транспортные средства при проезде через КПП подвергаются досмотру. Въезд и стоянка на территории предприятия транспорта, принадлежащего сотрудникам на правах личной собственности, разрешается по специальным спискам.

Автомашины сторонних организаций, прибывшие с грузом в адрес предприятия в рабочее время, допускаются на территорию по служебным запискам с досмотром на транспортном КПП.

Железнодорожный транспорт и обслуживающие его бригады пропускаются на предприятие по пропускам установленного образца, по спискам или иным порядком, установленным инструкцией о пропускном режиме.

Опломбированные вагоны и контейнеры пропускаются через КПП после их внешнего досмотра, если оттиски пломб соответствуют оттискам в препроводительных документах или накладных. В случае несоответствия оттисков, обнаружения проломов вагона (контейнера) или обрыва пломбы вагон (контейнер) подлежит вскрытию и досмотру в присутствии представителей администрации и железной дороги.

Вывоз и вынос готовой продукции и других материальных ценностей с территории объекта осуществляется по материальным пропускам установленного образца.

Все документы на вывозимые (выносимые) с предприятия материальные ценности регистрируются в бюро пропусков по книге учета и затем передаются в бухгалтерию. Документы на вывоз (вынос) материальных ценностей должны быть выписаны только на то количество груза (мест, веса и т.п.), которое может быть вывезено (вынесено) одновременно, и действительны только на дату, указанную в разрешительном документе.

Строительные и древесные отходы, макулатуру, металлолом, металлическую стружку рекомендуется вывозить с территории предприятия по приказ-счету, как материальные ценности. Вывоз с территории объекта различного мусора, земли и снега может производиться без оформления документов, но с обязательной регистрацией на транспортном КПП.

Заключение

Система контрольно-пропускного режима неразрывно связана с процессом обеспечения безопасности предприятия. Любая система безопасности, предназначенная для защиты объекта от угроз, связанных с действиями человека, техногенных или природных сил, должна включать систему идентификации по принципу "свой/чужой" или по уровню доступа для защиты как объекта от проникновения посторонних лиц, так и человека от опасных факторов, если они имеются на объекте.

Устанавливая и обеспечивая порядок перемещения персонала и посетителей по территории предприятия, система контрольно-пропускного режима решает не только вопросы безопасности предприятия, но и вопросы рациональной организации труда.

Организационно-административные меры и инженерно-технические решения в системе контрольно-пропускного контроля не могут существовать в отрыве от других элементов системы безопасности объекта и должны в нее органично вписываться. Именно поэтому системы контроля доступа являются обязательной структурой интегрированных систем безопасности.

В концепции построения интегрированных систем безопасности предприятия должны быть определены цели и задачи системы безопасности, принципы ее организации, функционирования и правовые основы, виды угроз безопасности и ресурсы, подлежащие защите, а также основные направления работ по реализации комплекса мер обеспечения безопасности, включая контрольно-пропускной режим.

Учитывая роль и место контрольно-пропускного режима в системе безопасности, необходимо применять комплексный подход для разработки мероприятий ограничения доступа. При решении задачи противодействия той или иной угрозе рассматриваются в совокупности все элементы системы: действия подразделений охраны, технические решения и организационно-административные меры. Применение комплексного подхода на этапе разработки системы контрольно-пропускного режима позволит избежать излишних затрат времени и ресурсов при создании интегрированной системы безопасности предприятия.

Естественно, создание интегрированной системы безопасности требует значительных затрат. Однако, если внимательно оценить все негативные факторы, воздействующие на деятельность предприятия, эти затраты не кажутся столь большими, так как обеспечивают устойчивое экономическое развитие предприятия и сводят к минимуму возможные потери.

III. Оборудование контрольно-пропускных пунктов

24. Досмотр и пропуск людей, транспорта и грузов осуществляются на контрольно-пропускных пунктах. По назначению они могут быть;

КПП для пропуска людей;

КПП для пропуска автомобильного транспорта;

КПП для пропуска железнодорожного транспорта.

Количество КПП на охраняемом объекте УИС определяется в зависимости от протяженности периметра объекта, его конфигурации, интенсивности движения людей и транспорта через КПП.

25. На КПП для пропуска людей и автомобильного транспорта строится здание высотой не более трех этажей со шлюзом и помещением часового-оператора ПУТСО, расположенным на уровне покрытия верхнего этажа, либо одноэтажное здание без шлюза и помещения часового-оператора ПУТСО.

Выбор здания КПП зависит от характера объекта охраны, наполнения и режима содержания осужденных в учреждении УИС. Здание КПП располагается таким образом, чтобы его тыльная сторона совпадала с линией охраны (основным ограждением).

В двухэтажном здании КПП предусматриваются: проходной коридор, помещение для размещения состава караула, помещение часового-оператора ПУТСО, шлюз, помещение часового КПП.

В одноэтажном здании размещаются: проходной коридор; караульное помещение.

На КПП постоянного производственного объекта УИС, удаленного от учреждения, строится одноэтажное здание с помещением часового-оператора ПУТСО на уровне покрытия первого этажа и оборудуется контрольная площадка.

26. К сооружениям и конструкциям на КПП относятся:

Конструкции в проходном коридоре;

Контрольная площадка;

Противотаранные устройства;

Досмотровые ямы;

Эстакады для досмотра транспорта.

Варианты сооружений и конструкций на КПП приведены в приложении 5.

27. Оборудование контрольно-пропускных пунктов для пропуска людей

1) Для обеспечения пропускного режима на КПП оборудуется проходной коридор.

2) В проходном коридоре устраивается отсекающий тамбур, который образуется стенами коридора и двумя решетчатыми перегородками, выполненными из вертикальных прутьев круглой стали диаметром не менее 16 мм и поперечных полос размером не менее 60 x 5 мм. Размеры ячейки в чистоте - не более 100 x 200 мм. Двери, устанавливаемые в решетчатых перегородках, по материалу и параметрам выполняются аналогично данным решетчатым перегородкам.

3) Двери проходного коридора (кроме дверей отсекающего тамбура) изготавливаются усиленной конструкции. В дверях для прохода в шлюз и входа на контрольную площадку устраиваются запирающиеся со стороны шлюза (контрольной площадки) смотровые окошки размером 60 x 60 мм, расположенные на высоте 1,5 м от пола.

4) Окно в проходном коридоре со стороны часового КПП устраивается по всей длине отсекающего тамбура и оборудуется металлической решеткой. Для предотвращения нападения на часового КПП и для его защиты от огня стрелкового оружия окно допускается оборудовать бронестеклом. Металлическая решетка в этом случае не устанавливается.

Подоконник располагается на высоте не более 0,3 м от пола. В окне перед часовым КПП устанавливается форточка и (или) выдвижной лоток для приема (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц.

5) Для обеспечения часовому КПП обзора "мертвых зон" проходного коридора устанавливаются видеокамерами или напротив окна, по углам отсекающего тамбура, зеркала.

(в ред. Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94)

6) Для пресечения попыток доставки осужденным и лицам, содержащимся под стражей, оружия и других запрещенных предметов в проходном коридоре устанавливаются приборы контроля и досмотра.

7) Все наружные входные двери проходного коридора оборудуются переговорными устройствами с вызывной кнопкой, смотровыми глазками с поворотной крышкой и электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП. Допускается устанавливать вместо смотровых глазков видеокамерами.

(в ред. Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94)

8) Двери проходного коридора оборудуются электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового КПП. Управление замками осуществляет режим блокировки дверей, при котором открытие одной двери невозможно, если открыта вторая. При выдаче сигнала тревоги открывание всех дверей проходного коридора КПП блокируется. Разблокировка производится начальником караула.

28. Оборудование контрольно-пропускных пунктов для пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта

1) На КПП для пропуска транспорта устраиваются:

Контрольная площадка.

В СИЗО (тюрьмах) может оборудоваться только шлюз.

2) Шлюз оборудуется:

Основными (внешними) и вспомогательными (внутренними) воротами;

Противотаранными устройствами;

Досмотровой ямой;

Эстакадой для досмотра транспорта;

Осветительными приборами.

Варианты оборудования КПП приведены на рисунках 3.1 - 3.4.

Рисунок 3.1 - Вариант оборудования КПП для пропуска людей и автомобильного транспорта с контрольной площадкой

Рисунок 3.2 - Вариант оборудования КПП для пропуска людей и автомобильного транспорта со шлюзом

Рисунок 3.3 - Вариант оборудования шлюза

Рисунок 3.4 - Вариант оборудования контрольной площадки КПП для пропуска железнодорожного транспорта

3) Основные ворота выполняются раздвижными однопольными или двупольными с электромеханическим и ручным аварийным приводом. Конструкция ворот - рамная, металлическая, со сплошным заполнением и отсутствием сквозных зазоров. В воротах на высоте 1,6 м допускается устраивать закрывающееся смотровое окошко размером 150 x 150 мм. Ворота оборудуются запорными и замковыми (электрозамковыми) устройствами.

Вспомогательные ворота выполняются раздвижными или распашными. Конструкция ворот - рамная, металлическая, со сплошным заполнением.

В основных и вспомогательных воротах калитки не устраиваются.

Перед основными воротами в шлюзе устанавливается противотаранный упор.

4) С внешней стороны основных и вспомогательных ворот, на расстоянии не менее 3,0 м от них, на подъездной площадке наносится поперечная линия с надписью "Стоп", устанавливается соответствующий знак дорожного движения.

5) Для исключения тарана транспортными средствами ворот шлюза, перед въездом в шлюз прямолинейные участки внешних и внутренних дорог протяженностью более 50 м не устраиваются. С этой же целью в шлюзе возможно устройство досмотровой ямы со смещением относительно оси ворот на 0,4 - 0,6 м.

6) Основные и вспомогательные ворота, противотаранный упор и жесткий шлагбаум оборудуются средствами автоматизации и механизации.

Приводы ворот и противотаранных устройств, а также электрозамковые устройства, оснащаются дистанционным управлением и автоматической блокировкой. Кнопочные посты дистанционного управления располагаются в помещении досмотровой группы и в непосредственной близости от ворот. В конструкции привода предусматривается возможность перехода на ручное управление при отключении электроэнергии. Схема управления приводом ворот разрабатывается с учетом обеспечения последовательного открытия (закрытия) основных и вспомогательных ворот.

<...> противотаранных и электрозамковых устройств осуществляется автоматически при подаче сигнала тревоги. Разблокировка производится начальником караула.

Из помещения для досмотровой группы обеспечивается обзор всей территории шлюза.

7) Светильники для освещения шлюза устанавливаются на стенах или под крышей не ниже уровня верхнего среза ворот. Светильники оборудуются механической защитой.

8) Досмотр транспорта производится на контрольной площадке, располагаемой внутри объекта охраны. Размеры контрольной площадки выбираются исходя из габаритов досматриваемого транспорта (для железнодорожного транспорта - одновременного расположения на ней не менее трех грузовых железнодорожных вагонов). Контрольная площадка выполняется с твердым покрытием. Ограждение контрольной площадки устраивается в соответствии с пп. 18 п. 17 настоящего Наставления. Вариант оборудования контрольной площадки приведен на рисунке 3.5.

Рисунок 3.5 - Вариант оборудования контрольной площадки

9) В ограждении контрольной площадки устраиваются калитки (ворота) для прохода (проезда) в запретную зону объекта и в просматриваемые коридоры, которые оборудуются запорными (калитки - замковыми самозапирающимися) устройствами и блокируются охранными извещателями. Ограждение контрольной площадки по периметру оборудуется рубежом обнаружения.

(в ред. Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94)

На контрольной площадке для автомобильного транспорта оборудуются эстакада для досмотра транспорта, досмотровая яма и противотаранные заграждения (противотаранный упор и гибкий шлагбаум), а также пост для служебной собаки, используемой при досмотре транспортных средств. Противотаранный упор устанавливается на выезде с контрольной площадки перед основными воротами. Вместо противотаранного упора в одном метре от основных ворот может быть установлен жесткий шлагбаум. Гибкие шлагбаумы закрепляются на стойках основных (если ворота распашные) и вспомогательных ворот, предназначенных для проезда в жилую и производственную зоны. Основные ворота, жесткие шлагбаумы и противотаранный упор оборудуются средствами автоматизации и механизации. В конструкции основных ворот предусматривается возможность их экстренной блокировки при подаче группой досмотра сигнала тревоги в случае возникновения чрезвычайной ситуации на контрольной площадке. Для досмотра железнодорожного транспорта оборудуются эстакада, боковые досмотровые ямы и переносные противотаранные средства.

При необходимости на контрольной площадке вблизи основных ворот устраивается пост глухой привязи для служебной собаки.

Осветительные приборы охранного освещения устанавливаются на отдельно стоящих опорах по линии ограждения контрольной площадки или на кронштейнах по верху ограждения.

На контрольной площадке (в шлюзе) устанавливаются розетки с напряжением не более 42 В для включения переносных светильников и приборов обнаружения, используемых при досмотре транспорта; средства оперативной связи; СТС; оборудуются места для хранения инвентаря, используемого при досмотре транспорта.

(в ред. Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94)

10) СТС устанавливаются в помещении для досмотровой группы, на эстакаде для досмотра транспорта и в досмотровой яме, а также на остальной территории контрольной площадки (шлюза), таким образом, чтобы при возникновении чрезвычайной ситуации с любого места мог быть подан сигнал тревоги.

(в ред. Приказа Минюста России от 17.06.2013 N 94)

11) Контрольная площадка (шлюз) оборудуется двумя видеокамерами, расположенными в противоположных углах по диагонали. Изображение от видеокамер выводится на видеоконтрольные устройства в помещениях группы досмотра, НК и заместителя начальника учреждения УИС по охране.

Контрольно-пропускные пункты предназначены для проверки и пропуска людей, транспорта и грузов. По назначению они подразделяются на КПП:

· для пропуска людей и автомобильного транспорта;

· для пропуска железнодорожного транспорта.

Количество КПП на охраняемом объекте определяется в зависимости от протяженности периметра объекта, его конфигурации, интенсивности движения людей и транспорта через КПП.

Проходной коридор – это специально оборудованное помещение КПП для пропуска людей.

С целью регулирования пропуска людей в проходном коридоре устраивается отсекающий тамбур , который образуется двумя решетчатыми перегородками из круглой стали диаметром не менее 15 мм с ячейками размером не более 150´150 мм. Размер отсекающего тамбура – 2,0×2,0 м. В перегородках устраиваются двери, открывающиеся вовнутрь тамбура. Конструкция полотен дверей выполняется аналогично полотнам перегородок. Для пресечения попыток доставки подозреваемым, обвиняемым и осужденным запрещенных предметов или оружия лицами, проходящими на территорию учреждения, в проходном коридоре устанавливаются приборы обнаружения запрещенных предметов.

Окно в проходном коридоре со стороны часового (инспектора дежурного) КПП устраивается по всей длине отсекающего тамбура и оборудуется металлической решеткой. Для предотвращения нападения на часового (инспектора дежурного) КПП и для его защиты от огня стрелкового оружия окно допускается оборудовать бронестеклом. Металлическая решетка в этом случае не устанавливается.

Подоконник располагается на высоте не более 0,3 м от пола. В окне перед часовым (инспектором дежурным) КПП на высоте 1,2 м от пола устанавливается форточка размером 120´40 мм или выдвижной лоток для приема (выдачи) документов и оружия от проходящих лиц. На стене проходного коридора, напротив часового (дежурного инспектора) КПП, устанавливается электротабель для контроля за пребыванием должностных лиц внутри объекта охраны. В случае применения в учреждении системы контроля доступа такой электротабель не устанавливается.

Для обеспечения часовому (инспектору дежурному) КПП обзора «мертвых зон» проходного коридора напротив окна, по углам отсекающего тамбура, устанавливаются зеркала .

Освещенность в проходном коридоре должна быть 150 лк, в помещении часового КПП (инспектора дежурного) – 100 лк (общее и местное освещение), в досмотровой комнате и на входе – не менее 100 лк.

Светильники , установленные в проходном коридоре, должны иметь защиту от механических повреждений.

Двери проходного коридора (кроме дверей отсекающего тамбура) изготавливаются из досок толщиной 40 мм и с обеих сторон обиваются листовой сталью толщиной 0,6 – 0,8 мм.

1 – тяга; 2 – пружина; 3 – накладка; 4 – корпус; 5 – защелка; 6 – кожух; 7 – уголок; 8, 9 – тяга ручного открывания; 10 – якорь электромагнита

Рисунок 36. Электромагнитное запорное устройство для дверей.

Около дверей устанавливаются вызывные кнопки. Входные двери допускается изготавливать металлическими из листа толщиной не менее 3 мм. В дверях для прохода в шлюз и входа на контрольную площадку устраиваются запирающиеся со стороны шлюза (контрольной площадки) смотровые окошки размером 60´60 мм, расположенные на высоте 1,5 м от пола.

Все двери проходного коридора оборудуются электромеханическими замковыми устройствами, управляемыми из комнаты часового (дежурного инспектора) КПП.

Двери для прохода в шлюз оборудуются электромеханическим замковым устройством (Рис. 36), управляемым из комнаты часового (дежурного инспектора) КПП или из помещения для досмотровой группы.

Управление замками должно обеспечивать режим блокировки дверей, при котором открытие остальных дверей невозможно, если открыта хотя бы одна из них. При выдаче сигнала тревоги должна происходить блокировка открывания всех дверей проходного коридора КПП. Разблокировка производится только начальником караула (ДПНСИ, ДПНТ).

Шлюз для досмотра и пропуска автотранспорта оборудуется:

· основными и вспомогательными воротами;

· противотаранными устройствами;

· досмотровой ямой;

· эстакадой для досмотра автотранспорта;

· осветительными приборами.

Основные ворота выполняются раздвижными (Рис. 37) однопольными или двупольными с электромеханическим и ручным аварийным приводом. Конструкция ворот – рамная, металлическая, со сплошным заполнением.

Сквозные зазоры в воротах не допускаются. В воротах на высоте 1,6 м допускается устраивать закрывающееся смотровое окошко размером 150´150 мм. Ворота оборудуются запорными и замковыми (электрозамковыми) устройствами. При эксплуатации особое внимание уделяется недопущению образования щели под воротами.

1 – обвязка; 2, 3 – стойка; 4 – раскос; 5 – перекладина; 6 – обшив ка; 7 – ролик; 8 – подвеска; 9 ‑ болт М20; 10 ‑ рельс

Рисунок 37. Ворота металлические раздвижные.

Шлюз оборудуется раздвижными (распашными) вспомогательными металлическими воротами сплошного заполнения с электромеханическим и ручным приводом.

В основных и вспомогательных воротах калитки не устраиваются. Перед основными воротами в шлюзе устанавливается противотаранный упор (Рис. 38).

Перед въездом в шлюз на площадке с внешней стороны основных и вспомогательных ворот, на расстоянии не менее 3 метров от них, наносится поперечная линия с надписью «Стоп», устанавливается соответствующий знак дорожного движения.

Для исключения тарана транспортными средствами ворот шлюза перед въездом в шлюз не допускается устройство прямолинейных участков внешних и внутренних дорог протяженностью более 50 м.

1 – основание бетонное; 2 – упор; 3 – пластина упора боковая; 4 – ось упора; 5 ‑ педаль; 6 ‑ пружина педали; 7 ‑ ось педали; 8 – втулка

Рисунок 38. Противотаранный упор.

1 – лестница; 2 – колесоотбойный барьер; 3 – приемник водосборный

Рисунок 39. Досмотровая яма.

С этой же целью в шлюзе возможно устройство досмотровой ямы (Рис. 39) со смещением относительно оси ворот на 0,4 – 0,6 м.

Внешние и внутренние ворота, противотаранный упор и жесткий шлагбаум оборудуются средствами автоматизации и механизации.

Приводы ворот и противотаранных устройств, а также электрозамковые устройства, оснащаются дистанционным управлением и автоматической блокировкой. В помещении для досмотровой группы устанавливается пульт управления приводами противотаранного упора (жесткого шлагбаума) и ворот. Кнопочные посты дистанционного управления воротами могут располагаться в непосредственной близости от ворот. Конструкция привода должна предусматривать возможность перехода на ручное управление при отключении электропитания. Схема управления приводом ворот должна обеспечивать последовательное открытие и закрытие ворот. Блокировка ворот, противотаранных и электрозамковых устройств должна осуществляться автоматически при подаче сигнала тревоги. Разблокировка производится только из помещения начальника караула (ДПНСИ, ДПНТ).

В ночное время наружные входные двери и основные ворота закрываются на замки, ключи от которых хранятся у начальника караула (ДПНСИ, ДПНТ). В шлюзе (на контрольной площадке) приводится в готовность противотаранное устройство.

Контрольная площадка предназначена для досмотра транспорта и располагается внутри объекта охраны. Размеры контрольной площадки должны обеспечивать размещение досматриваемого транспорта. Контрольная площадка должна иметь твердое покрытие (Рис. 40).

Контрольная площадка ограждается забором из металлической сетки (решетки) высотой 3 м и оборудуется основными и вспомогательными воротами, которые по конструктивному исполнению могут быть распашными (Рис. 41) или раздвижными.

Ворота оборудуются надёжным запором с замком.

Рисунок 40. Контрольная площадка ИУ.

1 – трос; 2 – скоба; 3 – крюк; 4 – зажим

Рисунок 41. Распашные ворота с гибким шлагбаумом.

Основные ворота изготавливаются сплошного заполнения, как правило, металлической конструкции. Заполнение каркасов вспомогательных ворот должно быть однотипным с ограждением контрольной площадки.

По верху ограждения контрольной площадки и ворот устраивается противопобеговый козырек со средствами обнаружения (Рис.42).

Рисунок 42. Противопобеговый козырёк.

В ограждении контрольной площадки устраиваются калитки (ворота) для прохода (проезда) в запретную зону объекта и в просматриваемый коридор, которые оборудуются замковыми самозапирающимися устройствами (ворота – запорными устройствами) и блокируются охранной сигнализацией.

Контрольная площадка оборудуется сооружениями для досмотра транспорта и противотаранными устройствами.

Помещения для проведения свиданий подозреваемых, обвиняемых и осужденных с родственниками или иными лицами оборудуются, как правило, на первом этаже здания КПП, а в СИ (тюрьмах) – на первом этаже административного здания.

На окнах комнат свиданий устанавливаются декоративные металлические решетки. Окна блокируются датчиками охранной сигнализации.

Входная дверь в блок комнат длительных свиданий оборудуется замковым устройством, открывающимся снаружи.

В комнате для проведения краткосрочных свиданий по длине комнаты устанавливаются столы в два ряда, разделенные между собой проходом шириной 1,2 м. Со стороны прохода столы оборудуются барьерами высотой 0,2 м и перегораживаются от крышки стола до пола сплошной деревянной перегородкой. С другой стороны вдоль каждого ряда столов устанавливается соответствующее количество стульев. Вместимость комнат предусматривается на 5 – 15 человек (в зависимости от фактической потребности).

Комната для проведения краткосрочных свиданий в СИЗО (тюрьмах) оборудуется следующим образом. В комнате предусматриваются два ряда кабин, разделенные между собой перегородкой. Кабины шириной 0,8 м и длиной 1,0 м каждая также отделяются друг от друга перегородками. Все перегородки на высоту 0,85 м от пола выполняются дощатыми с облицовкой пластиком, а выше (до потолка) заполняются двойным стеклом толщиной 6 мм каждое. В кабинах устанавливаются переговорные устройства (динамики или телефонные трубки). Кабины закрываются щитовыми дверьми без запоров. На случай прибытия на свидание двух человек, или посетителей с детьми, одна – две кабины выполняются шириной 1,4 м. В кабинах для посетителей устанавливаются стулья, а в кабинах для подозреваемых, обвиняемых и осужденных – табуретки, прикрепленные к полу.

Стол дежурного инспектора оборудуется переговорным устройством для прослушивания кабин и устанавливается в торце, напротив перегородки, разделяющей два ряда кабин, за остекленной перегородкой в отдельной комнате площадью 6 м 2 .

Для контроля за людьми, проходящими на объект и в отдельные здания (помещения), строятся КПП. Каждое КПП рекомендуется оборудовать комнатой для охраны, комнатой для досмотра граждан, камерой хранения, гардеробом, турникетом с фиксирующими устройствами-запорами.

Размещение помещений определяется проектами и зависит от средств механизации, автоматизации КПП и особенностей предприятия.

В контрольно-пропускном зале устраиваются проходы, которые оборудуются техническими средствами охраны и физическими барьерами. В комплект оборудования, как правило, входят:

    средства механизации, автоматизации системы контроля доступа;

    физические барьеры (ограждения, турникеты, калитки);

    основное и резервное освещение;

    средства связи и тревожной сигнализации;

    системы видеоконтроля.

В качестве средств контроля доступа могут использоваться различные турникеты. Турникеты предназначены для управления потоками людей и регулирования входа (выхода). В последнее время наиболее широкое распространение получили электромеханические турникеты. Электромеханические турникеты, в отличие от громоздких и неудобных в управлении механических, легко управляются с пульта охранника и могут работать в составе автоматизированной системы контроля доступа.

При выборе турникета нужно иметь в виду, что они бывают "нормально открытые" и "нормально закрытые". "Нормально открытые" турникеты (например, раздвижные, которые до недавнего времени были установлены в российском метро) в мировой практике используются достаточно редко. Они могут ударить проходящего и не позволяют осуществлять эффективный контроль.

Для осуществления надежного контроля чаще используются "нормально закрытые" турникеты: роторные турникеты-вертушки, турникеты-триподы и калитки.

Роторные турникеты-вертушки применяются в тех случаях, когда необходимо полное перекрытие зоны прохода. Они могут быть различными по высоте - от поясных до турникетов в полный рост, которые конструктивно подобны вращающимся дверям.

Транспортные кпп

В состав транспортного КПП входит досмотровая площадка и служебные помещения. Досмотровая площадка предназначена для размещения автомобилей при их досмотре. Досмотровые площадки могут располагаться как на территории предприятия, так и за ее пределами, на территории, непосредственно примыкающей к основным воротам КПП. Досмотровая площадка должна отвечать следующим требованиям:

    иметь достаточную площадь для размещения досматриваемого транспорта, технические средства для обеспечения нормальных условий работы охранника;

    исключать возможность несанкционированного проникновения на объект (с объекта) людей и транспортных средств;

    обеспечивать при установленной интенсивности движения в любое время суток и года досмотр автомобильного транспорта и перевозимых грузов;

    быть изолированной от других сооружений, не имеющих отношения к охране объекта и оборудованию КПП;

    обеспечивать меры безопасности охранника при выполнении своих обязанностей.

Размеры досмотровой площадки устанавливаются в зависимости от габаритов транспорта и перевозимых грузов и могут составлять: 10-12 метров в длину и 5-6 метров в ширину.

На территории, отведенной для строительства досмотровой площадки, производится планировка местности с таким расчетом, чтобы на ней не задерживались дождевые и талые воды. Поперечный уклон досмотровой площадки делается не менее 2 % от места выставления охранника в направлении ее боковых сторон (перпендикулярно проезжей части). Поверхность досмотровой площадки покрывается бетоном или асфальтом.

На проезжей части площадки выделяется место остановки транспорта для досмотра, ограниченное двумя линиями "СТОП", выполненными белой краской.

Перед въездом на досмотровую площадку с внешней стороны основных и вспомогательных ворот (шлагбаума), не ближе 3 метров от них, так же наносится поперечная линия и надпись "СТОП". В целях обеспечения безопасности движения транспорта не менее чем в 100 метрах от ворот с правой стороны или над дорогой устанавливается указательный знак "Движение в один ряд", а в 50 метрах от ворот - знак ограничения скорости до 5 км/час.

Транспортные КПП могут оборудоваться светофорами, весами для взвешивания автомобилей, досмотровой ямой или эстакадой для осмотра грузов, механизированными устройствами для автоматического открытия и закрытия ворот с фиксаторами.

размер шрифта

ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ УКРЕПЛЕННОСТЬ- ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОХРАНЫ- ТРЕБОВАНИЯ И НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ОБЪЕКТОВ ОТ... Актуально в 2018 году

5.3. Контрольно-пропускной пункт.

5.3.1. Объект, на котором установлен пропускной режим или планируется его введение, должен оборудоваться КПП для прохода людей и проезда транспорта.

5.3.2. КПП должен обеспечивать необходимую пропускную способность прохода людей и проезда транспорта.

5.3.3. В зависимости от категории объекта на КПП рекомендуется предусмотреть:

Помещение для хранения и оформления пропусков (карточек); камеру хранения личных вещей персонала и посетителей объекта;

Комнату досмотра;

помещение для сотрудников охраны и размещения технических средств охраны.

Наличие указанных помещении оговаривается в техническом задании.

5.3.4. Устройства управления механизмами открывания, прохода/проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.

5.3.5. Для осмотра автотранспорта на КПП должны быть оборудованы смотровые площадки, эстакады, а для осмотра железнодорожного транспорта - вышки с площадками.

5.3.6. Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями, соответствующего класса защиты (приложения N 4 и N 6). Для контроля подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками или "глазками".