Народные организации 19 века. Понятие народничества

9. Народничество 70-90-х гг. 19 века и его историческая судьба

Основные идеи :

Капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней

Будущее страны в общинном социализме;

Крестьяне готовы к восприятию социалистических идей;

Преобразования должны осуществляться революционным методом.

Основа идеологии: теория «общинного социализма» Герцена , идеи Чернышевского и Добролюбова: Россия придет к социализму, минуя капитализм (капитализм - упадочное явление)

    бунтарское (анархическое) народничество , М.А. Бакунин (1814-1876)

Задача интеллигенции - идти в народ и разжигать всероссийский бунт

Уничтожение государства и создание федерации самоуправляемых свободных общин.

    Пропагандистское народничество, П.Л. Лавров

Народ не готов к революции

Пропаганда с целью подготовки крестьянства

    Заговорщическое народничество, П.Н. Ткачев

Русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму

Узкая группа заговорщиков, захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство

    Организации:

- "Земля и воля" (1876-1879). Г. В. Плеханов, А.Д. Михайлов, С.М. Кравчинский, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер: осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передача всей земли крестьянам и введение "мирского самоуправления" в деревне и городах. Демонстрация у казанского собора 1876 год - Плеханов, была разогнана, покушение Веры Засулич на ген. Ф. Тарасова 1878, и Соловьева на Александра II(1879)

- Черный передел" (1879-1881), Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, Л.Г. Дейч, П.Б. Аксельрод, сохранили программу Земли и воли, 1883 основали группу «Освобождение труда» для пропаганды марксизма

- "Народная воля" (1879-1881) , .И. Желябов, А.Д. Михайлов, СЛ. Перовская, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер, подготовка политического переворота и свержение самодержавия; созыв Учредительного собрания и установление в стране демократического строя; уничтожение частной собственности, передачу земли крестьянам, фабрик рабочим, террор!

- «Чайковцы», «Народная расправа» Нечаева, Террористическая группа «Ад»

    Хождения в народ (1873-1875)

1876 г. при участии "Земли и воли" в Петербурге на площади перед Казанским собором была проведена первая в России политическая демонстрация.

    Либеральное народничество

Отрицали насильственные методы борьбы, культурно-просветительская работа среди населения (Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов).

Центральное место в учении народников, родоначальниками которого являлись А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский, занимал вопрос о капитализме и его судьбе в России. Они не признавали вывода К. Маркса о прогрессивности капитализма по сравнению с феодализмом, неизбежности и закономерности смены общественно-экономической формации другой. Поскольку народники считали капитализм в России явлением неестественным, то они полагали необходимым переход России от феодализма к социализму путём крестьянской революции. Экономическую основу социализма они видели в крестьянской общине. Идеализируя общину, народники видели в крестьянине: «социалиста по инстинкт и революционера по природе». Рабочие же для народников были теми же крестьянами, только временно оторванными от земли. Руководящая роль в обществе, по их мнению, должна была принадлежать интеллигенции. Именно она должна вести за собой массы.

В народничестве изначально присутствовали две тенденции: революционная и реформистская. Радикально настроенная интеллигенция воспринимала идеи крестьянского социализма как призыв к непосредственному революционному действию, более умеренная её часть – как программу постепенного движения вперёд через реформы.

Народники Беларуси были идейно и организационно связаны с русским народничеством. Среди известных пропагандистов-народников начала 1870 годов – были уроженцы Беларуси В.П. Ковалик, М. К. Судиловский, Е. К. Брешко-Брешковская, Зунделевич, Исаев, Борейша, Гриневицкий, Бонч-Осмаловский и др. В 1874 – 1884гг. землячество и нелегальные группы беларуских студентов существовали во многих высших заведениях России. Члены этих организаций нередко были руководителями народнических кружков в Минске, Могилёве, Витебске, Пинске, Слуцке, Гродно и других городах Беларуси. Преимущественно это были кружки учащихся, которые занимались самообразованием, изучали запрещённую литературу, делали попытки вести агитацию в крестьянском окружении. Одним из руководителей могилёвского народнического кружка был сын почтальона Р.П. Исаев, который позже стал выдающимся деятелем народнического движения в Петербурге. Он был активным распространителем нелегальной литературы и участников «хождения в народ». После окончания гимназии Исаев поступил в Петербургский университет, а затем перевёлся в Медицинскую академию и включился в революционную деятельность народников столицы. Исаев поддерживал связь с народниками Могилёва. Он руководил также группой студентов, уроженцев Могилёвской губернии. Благодаря широким связям с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева и др. городов могилёвский кружок получал большое количество нелегальной литературы, которую его члены читали на тайных собраниях и распространяли среди населения. В результате обысков в руки властей попала часть такой литературы: роман Чернышевского «Что делать?», «Песенник революционных песен», брошюры «Русским революционерам», «Где лучше?», журналы «Вперёд» и «Набат», которые выдавались за границей. Эти неспелые в политическом отношении кружки действовали целиком в русле общероссийских народнических организаций.

С возникновением в Петербурге организации «Земля и воля» (1876г) народническое движение в Беларуси развивалось под её непосредственным влиянием. Центром движения стал Минск, где наиболее активно действовал кружок, созданный студентом Одесского университета – М. Велером. Сначала кружок объединял учащихся Минской гимназии и духовной семинарии и действовал под видом «образовательного кружка». Члены кружка занимались социалистической пропагандой, читали и распространяли запрещённую литературу, которую присылали в Минск студенты Петербурга и Варшавы. Это были произведения Бокля, Дарвина, Ренона, Миля, Ласаля, Маркса и др. Активную социалистическую пропаганду вели медицинская сестра военного лазарета А. Корба-Прибылёва – дочка минского инженера, в дальнейшем одна из представительниц общероссийского народнического движения, и семинаристы Пигулевский и Гахович.

Репрессии правительства против «Земли и воли» вынудили народовольцев пересмотреть тактику борьбы с самодержавием. Кроме того, в 1876 году полиция начала массовые аресты членов народнического движения, что на некоторое время затормозило его деятельность. И только в 1878 году он снова стал активно действовать. В это время в составе кружка числилось не менее 15 человек, главным образом интеллигенции. Наладилась и увеличилась связь кружка с народниками Петербурга и других городов.

В 1876 году попечитель Виленской учебной округи сообщал минскому губернатору про существование в Пинском училище кружка, аналогичного кружкам «социально-революционного» направления в Минской и Слуцкой гимназиях.

В 70-х годах народнический кружок возник в Гродно. В него входили работники губернской типографии, офицеры 101-го пехотного полка, который был расположен в Гродно, мелкие служащие. Члены кружка изучали запрещённую литературу, которую они получали из Петербурга от студентов – уроженцев Гроденщины. Отличительную роль в работе гродненского кружка играл М. Янчевский, наборщик местной типографии. В частности, именно через него поддерживалась связь с Петербургом.

В конце 70-х годов в России снова складывается революционная ситуация. Русско-турецкая война, ещё больше обострившая бедствия народных масс, стала причиной подъёма общественного движения в стране. В 1878-1882 гг. увеличилось количество крестьянских выступлений, что являлось одним из важнейших элементов революционного кризиса в стране. В отличие от периода 1878-1882гг, теперь большую роль играл российский пролетариат, одним из отрядов которого был рабочий класс Беларуси. Хотя столкновения имели экономический характер и возникали стихийно, их наступательный характер, как и рост их количества до конца 70-х годов, также свидетельствовали про начало в России революционного кризиса.

В университетских центрах снова начались студенческие волнения, которые отражали общедемократический подъём в стране. В Беларуси недовольство учащейся молодёжи проявилось в создании новых нелегальных кружков в средних учебных заведениях, в распространении революционных изданий.

Среди демократичной интеллигенции Беларуси пробудился интерес к изучению родного края – быта народа, его языка и творчества.

В обстановке обострения революционной ситуации и жестоких репрессий царизма большая часть революционной молодёжи решила перейти к политическому террору. На основе этого в 1878г. В «Земле и воле» начались разногласия, которые привели к расколу в 1879 году на две новые организации. Приверженцы политической борьбы создали партию «Народная воля», их противники - «Черный передел».

Отказавшись от политической борьбы и выступая против террора, «чернопередельцы» считали главной целью своей деятельности осуществить передел земли помещиков между крестьянами. Именно поэтому они продолжали вести агитацию и пропаганду среди крестьян, рабочих, учащейся молодёжи и армии.

«Народная воля» отстаивала необходимость усиления политической борьбы против самодержавия и стояла за индивидуальный террор. «Н.в.» была централизованной конспиративной партией с одним центром – Исполнительным комитетом, с общими для всех организационной программой и тактикой. Она охватила не только столичные кружки, но и провинциальные группы. Народовольцы вели пропагандистскую и агитационную работу среди рабочих, учащихся, интеллигенции, создавая из них специальные организации партии. Главной задачей Исполкома являлись захват власти и убийство царя.

Раскол отразился и на беларуских организациях «Земли и воли». Окончательному разграничению содействовали приезды в Беларусь в 1879-1880гг. нескольких видных деятелей обеих партий. Для многих минских народников решающими стали приезды в Минск Плеханова, который на сходе кружковцев объяснил позицию «Чёрного передела» и остерегал молодёжь от увлечения террорам и политической борьбой. Большая часть народников Минска сначала присоединилась к «Чёрному переделу». Центром для последователей этой партии в Беларуси стал Минск. Минчане наладили связь с Вильной, Витебском, Могилёвом и др. городами. Не без их помощи часть гродненского кружка также присоединилась к партии «Чёрный передел». С весны 1881 года, после провала в Петербурге, в Минске начала работать подпольная типография «Чёрного передела». Тексты для набора привозил из Петербурга народник А. П. Буланов. Типография просуществовала до конца 1881 года. За это время там были напечатаны 3, 4 и 5-й номера «Чёрного передела», с 3 по 6 номера газеты для рабочих «Зерно», а также две прокламации. Про существование типографии полиция узнала только тогда, когда в Москве начались аресты чёрнопередельцев и были выявлены адреса многих революционеров провинции.

Аресты чернопередельцев в Москве, Петербурге, разгром типографии в Минске (в конце 1881года), вынужденная эмиграция ёе руководителей отрицательно отразились на настроении членов организации Беларуси, большая часть которых перешла на позиции «Народной воли».

26 августа 1879г. Исполком «Народной воли» вынес смертный приговор Александру ІІ. Было несколько покушений на царя. 1 марта 1881 года, бомбой, брошенной уроженцем Минской губерни Гриневицким, был убит Александр ІІ. Однако вспышки народной революции не произошло, да и не могло произойти в тех условиях. За цареубийство приговорены к смертной казни и публично повешены на Семёновском плацу в Петербурге А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Т. М. Михайлов, Н. И. Кибальчик и Н.И. Русаков. Последней попыткой использовать террор было неудачное покушение на Александра III, организованное в 1887 году группой петербургских студентов с участием старшего брата В.И. Ленина А. Ульянова.

В Беларуси переходу на сторону «Народной воли» чернопередельцев содействовал приезд московских народовольцев. Их задача заключалась в образовании из разрозненных местных народнических кружков единой региональной организации Беларуси и Литвы. В начале 1882 года такая организация была создана под названием «Северо-западная организация «Народной воли». Её руководящий центр находился в Вильно. Организация объединяла народнические кружки Минской, Могилёвской, Витебской, Гродненской, Виленской и ковенской губерний. Деятельность центральной группы была направлена на создание новых групп, сбор средств для партии, организацию подпольной типографии. В конце 1882 года центральная группа практически перестала действовать, т.к. полиция арестовала её членов. Тем не менее, местные кружки не были раскрыты. Они продолжали свою деятельность в Гродно, Минске, Витебске, Пинске, Могилёве, Горках и вели работу среди учащихся, ремесленников и сельскохозяйственных рабочих Беларуси.

В начале 1884 года с инициативой объединения в общую организацию всех кружков Беларуси выступила группа «Гомон». Относительно социально-экономических взглядов «Гоман» был типичной народнической организацией народовольческого направления. Её члены надеялись на коммунистические инстинкты крестьян, считая, что в Беларуси «общинная склонность ещё очень жива в народе и его экономические идеалы и стремление к миру чрезвычайно пропитаны духам коллективизма». Как и народники, гомоновцы не видели социального расслоения в деревне. Вслед за «Народной волей» «Гомон» признавал необходимость политической борьбы, выступал за свержение самодержавия, видел в объединении все революционных сил России единственных путь спасения родины. В программных документах этой организации много внимания уделялось национальному вопросу. Именно гомоновцы впервые в истории общественной мысли Беларуси заявили о существовании беларуской нации. Гомоновцы исходили из принципа признания равноправия всех народов и их права на самоопределение. На этом принципе основывалась и официальная программа «Народной воли». Будущую свободную от социального и национального гнёта Россию они представляли как федерацию самоуправляющихся областей во главе с Учредительным собранием. Беларуская социально-революционная группа, как называли себя гомоновцы, связывалась со студенческими организациями России, кружками Витебска, Могилёва и Минска. Но создать единую организацию всей Беларуси гомоновцы не смогли. Это было связано с тем, что в это время беларуское народничество, так же как и российское, переживало кризис, сходило с исторической сцены и уступало дорогу марксизму.

Реформаторы-народники пополнили ряды партий либеральной направленности, а революционные народники – социально-революционные партии.

4-02-2017, 21:10 |

Народничество


XIX в. - это время развития общественно-политической мысли в России. В первой половине века стали создаваться первые тайные организации, в которые входили представители разных слоев населения. Именно выходцы из этих организация организовали немногим позднее в 1825 г. . Далее уже появилось еще два новых течения - это западники и славянофилы. И мнения расходились в пути развития России. Западники соответственно хотели, чтобы Россия шла по западному пути. А славянофилы, чтобы Россия шла по своему собственному пути.

А вот уже во второй половине XIX в. появилось новое течение - революционное народничество. 1870-е гг. стали эпохой расцвета народничества. Это течение признало, что в России есть предпосылки для развития социализма. И несла его идеи в массы.

Истоки народничества


В России, однако, не было четкого понятия, чтобы описать течение народничества. Оно людям представлялось расплывчатым. И таким образом каждый, кто сочувствовал ужасной доли простого русского населения деревни мог считаться народником. Главная мысль народничества заключалась в том, что русская деревня страдает и нужно страдания ее облегчить. А следовали они по формуле, которую еще высказывал А.И. Герцен. Это формула о том, что будущее России это простой сельский мужик.

Народники в своем учении опирались на русскую крестьянскую общину. Именно из нее, по их мнению, могло вырасти справедливое общество - то есть, что то похожее на социализм. Представители народничества постоянно вели горячие споры о методах борьбы. То есть о том, как Россия должна прийти к социалистическому обществу. Многие придерживались революционного пути развития.

Но вместе и с революционными народниками существовало мирное либеральное течение народничества. Особенно хорошо видно таких представителей во время правления . Именно при царе-миротворце это течение действовало наиболее активно. Общим для всего народничества было то что они понимали истинный путь России. Они придерживались теории, что Россия может пойти по самобытному пути развития. Для этого у нее есть потенциал, как политический, так и экономический.

В период 1860-х гг. многие нигилисты ждали скорейшего прихода революционных потрясений. Идеалом для таких революционеров служил герой романа «Что делать?» - Рахметов. Самое главное они видели свое предназначение в том, чтобы создать подпольную организацию. А затем выйти из тени и помочь осуществить революцию. Но постепенно идея скорейшего восстания сошла на нет. И многие народники стали больше задумываться о революционном терроре.

Этапы развития народничества

Отечественная историческая наука закрепила в историографии несколько этапов развития революционного народничества:

  1. 1860-е гг. - это время создания первых подпольных организаций. В это же время складывается официальная идеология народников. Первый очаг истоков народнического движения - это вокруг журнала «Колокол», которое издавали Герцен и Огарев. А второй очаг вокруг журнала «Современник», который выпускали Некрасов и Чернышевский. Это так называемый «прокламационный период» народничества. Это потому что главным видом продвижения течения была прокламация и пропаганда. Но вот идеи этих опусов были самые разнообрзные. Характер пропаганды тоже был разный. Кто-то призывал молодежь двигаться к обновлению страны, но только мирным путем. А вот более радикальные представители призывали наоборот к кровопролитной революции.
  2. 1870-1880 гг. - а вот в этот период все организации народников складываются окончательно. И все больше представителей народничества склоняются к радикальному течению. В основном народники были представлены в это время нелегальными кружками
  3. 1880-1890 гг. - период поражения революционного народничества. Так же все больше появляется представителей либерального народничества, да и к тому же в это время по России все больше распространяются идеи марксизма.

Основные течения народничества


Революционное течение народничества приобрело радикальный характер вместе с выстрелом в Каракозова. Позднее стали появляться новые представители народничества, такие как Бакунин и Огарев. Они стали большими противниками российского самодержавия. Это было обязательно при переходе к социализму.

Кстати представители народничества относились к либеральным политическим течениям отрицательно. И вообще старались породить в общество нигилистическое отношение к закону и правительству. И это со временем принесло свои плоды. Более всего такое отношение к правовому строю проявилось в период «белого террора» или движения молодежи и студентов под предводительством Нечаева. Об этом мы поговорим ниже.

Кстати тот же Бакунин осудил Нечаева и его движение. Сказал о том, что оно вообще было безнравственным. Но, тем не менее, ему импонировало движение к революционным преобразованиям. Сам Бакунин придерживался идеи полного уничтожения тогдашнего политического строя в России. Его течение было «бунтарским». Кроме этого было еще течение «заговорщическое» - ее лидер П.Н. Ткачев. При помощи заговорщиков Ткачев планировал свергнуть власть и совершить переворот. И последнее здесь движение это «Пропагандистское» - лидер П.Л. Лавров. В данном течении приветствовалась всеобщая пропаганда идей народничества в массы.

Первой большой акцией революционных народников стало самое известное «Хождение в народ». Это событие произошло в лето 1874 г. Это пропагандистское движение, в котором поучаствовали примерно две тысячи народников. А по масштабу ему не было равных, потому что народники прошли по 30 губерниям. Но тем не менее, не смотря на большой масштаб хождение потерпело неудачу. Представители народничества продвигали свои идеи, но не понимали до конца, что же нужно крестьянам. А обычный не крестьянин оказался не готов слушать такие идеи от народников.

Представители народничества


Итак, самым ранним известным представителем народничества был Нечаев и его движение «Нечаевщина». Сам Нечаев был из разночинцев с авантюрным складом характера. Ему ненавистно было самодержавие. Будучи за границей убедил Бакунина в том, что у него на Родине своя организация «Народная расправа». Бакунин помог напечатать ему листовки, от имени этой организации. Так же им были составлены правила революционера. Так, по мнению Нечаева настоящий революционер должен презирать нравственность общества и ненавидеть политическую власть. В 1871 г. Нечаев вновь скрылся за границей, но его оттуда выдали как политического преступника. Он отправился в Петропавловскую крепость.

Самым большим идеологом народничества был М. Бакунин. Для революционного народничества это был самый важный человек. Уехав за границу в 1840-х гг. он продвигает свою идею полного уничтожения политического строя России. Так же он не остался в стороне от «весны народов». Там он четко высказывался о решении славянского вопроса революционным путем. В народничестве Бакунин двигал идею общинного социализма. Он утверждал, что эта теория социализма отличается от теории Маркса.

Значение движения народничества


Движение народничества имело успех практически до конца 1880-х гг. А самым главным действом народников стало убийство императора . Произошло это 1 марта 1881 г. Император проезжал на карете по Грибоедвскому каналу. Там его ждал студент из народовольческую организации «Народная воля». Прогремел взрыв. Император не пострадал. Вышел оказать помощь, охранявшим его казакам. И немного времени спустя прозвучал второй взрыв. Государю повредило сильно ноги. Его доставили в Зимний дворец, где он и скончался.

После вступления на престол проводятся массовые розыски виновных в покушении. То время больших гонений на народовольческое движение.

Народничество видео

Основоположниками теории «русского социализма» (народничества ) выступили А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин. Они ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости». Основные идеи Герцена заключались в следующем: достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением; России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму; желательно избежать революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Одно время Герцен считал, что Россию надо звать к топору, но в итоге он осознал опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы всеразрушающего бунта. Он рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества: ликвидацию крепостничества, предоставление земли крестьянам без выкупа, сохранение общины, введение гражданских свобод и демократического правления.

В условиях политического кризиса на рубеже 1850-60-х гг. активизировали свою деятельность революционеры, поддерживавшие теорию «русского социализма». Усилившиеся крестьянские волнения вселяли надежду на возможность восстания в России. Летом и осенью 1861 г. революционеры распространили прокламации («Великорусс», «К молодому поколению» и др.) с призывом к молодежи, «образованному обществу», крестьянам и солдатам готовиться к борьбе.

В 1862 г. группа революционеров (М.Л. Михайлов, Н.Н. Обручев, Н.А. Серно-Соловьевич, А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов) организовали конспиративную организацию «Земля и воля», распространяли нелегальную литературу, напечатанную в «Вольной русской типографии» А.И. Герцена в Лондоне и в тайных типографиях в России. Они вели подготовку к восстанию, назначенному на 1863 г. После ареста руководителей (1862) и провала планов вооруженного восстания в Поволжье (1863) ЦК «Земли и воли» весной 1864 г. приостановил свою деятельность.

В 1860-е гг. на волне отрицания существующих порядков среди студенческой молодежи распространилась идеология нигилизма . Отрицая философию, искусство, мораль, религию, нигилисты называли себя материалистами и проповедовали «эгоизм, основанный на разуме».

Под влиянием социалистических идей, например, романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?», возникли артели, мастерские, коммуны, члены которых надеялись распространением коллективной собственности и коллективного труда подготовить социалистическое преобразование общества. Потерпев неудачу, они распались, либо переходили к революционной деятельности. 4 апреля 1866 г. член одной из подпольных организаций («ишутинцы ») студент Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. В 1871 г. общество было возмущено убийством студента Иванова, члена тайного общества «Народная расправа». Он был убит за неповиновение по настоянию руководителя общества С.Г. Нечаева, который добивался беспрекословного подчинения и заявлял о вседозволенности во имя революции. С суда наднечаевцами началась эпоха политических процессов (всего более 80), ставших неотъемлемой частью общественной жизни до начала 1880-х гг.

В 1870-е гг. сложилось несколько близких течений утопического социализма, получивших название «народничества». Народники полагали, что благодаря крестьянской общине («ячейке социализма») и качествам крестьянина-общинника («революционера по инстинкту», «прирожденного коммуниста») Россия сможет прямо перейти к социалистическому строю. Взгляды теоретиков народничества М.А. Бакунина (бунтарское направление), П.Л. Лаврова (агитационное), П.Н. Ткачева (заговорщическое) расходились в вопросах тактики, но все они видели главное препятствие для социализма в государственной власти и считали, что тайная организация, революционные вожди должны поднять народ на восстание и привести его к свободе.

На рубеже 1860-70-х гг. в Москве и Петербурге возникли многочисленные студенческие кружки. Среди них выделялось общество «чайковцев » (Н.В. Чайковский, А.И. Желябов, Д.А. Клеменц, СМ. Кравчинский, П.А. Кропоткин, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.П. Перовская и др.). Члены общества вели пропаганду среди рабочих и крестьян.

Весной 1874 г. участники различных кружков народников отправились по деревням с целью ускорить подготовку крестьянского восстания. Они собирали сходки, говорили об угнетении народа, призывали не повиноваться властям. «Хождение в народ » продолжалось в течение нескольких лет. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако их призывы не находили отклика, нередко крестьяне выдавали пропагандистов полиции.

В конце 1876 г. возникла народническая организация «Земля и воля ». Ее центр (Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, М.А. Натансон, С.Л. Перовская, Г.В. Плеханов, В.Н. Фигнер) руководил деятельностью различных групп.Землевольцы создали в деревнях несколько постоянных поселений для ведения революционной пропаганды. Вскоре в «Земле и воле» возникло два течения: одни склонялись к продолжению пропагандистской работы, другие считали единственным средством приближения революции террористическую деятельность. В августе 1879 г. произошел окончательный ее распад. Сторонники пропаганды объединились в «Черный передел », приверженцы террора - в «Народную волю ». «Черный передел», объединивший кружки в Москве, Петербурге и др. городах, просуществовал до 1881 г.

«Народная воля» объединила кружки студентов, рабочих, офицеров. В его руководство входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер и др. В 1879 г. народовольцы, надеясь вызвать политический кризис и захватить власть, совершили ряд террористических актов. В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес Александру II смертный приговор. После нескольких покушений 1 марта 1881 г. в Петербурге Александр II был смертельно ранен бомбой, брошенной народовольцем И.И. Гриневицким. Однако убийство императора не вызвало антиправительственных выступлений. Большинство членов ИК было казнено по приговору суда.

Комитет «Народной воли» существовал до 1884 г., но и после его разгрома продолжали действовать разобщенные группы народовольцев. 1 марта 1887 г. под руководством А.И. Ульянова было совершено неудачное покушение на Александра III.

Один и видных народников Г. В. Плеханов

Народники — русские революционеры 6-х — 80-х лет ХIX века, имеющие цель построения в России социализма с основой на крестьянскую общину. Народниками были в основном молодёжь, студенты, разночинцы, хотя среди них нередко имелись и дворяне. Народникам казалось, что интеллигенция, к которой они принадлежали, утеряла связь с народом, его мудростью, правдой, красотой, этическими качествами. С восстановления этой связи должно начаться революционное преобразование России

Идеология народников

  • Крестьянская реформа Александра II половинчата. Крестьяне получили свободу, но не землю
  • Капитализм и частная собственность — зло
  • Социализм — будущее человечества

    «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от общинного владения и общинного управления вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука» (А. Герцен)

  • У России собственный исторический путь к социализму, минующий капитализм
  • Крестьянство — самый обездоленный класс, а потому самый революционный
  • Восстания Пугачёва, Разина, Болотникова, бунты 1861 года предполагали, что крестьян легко поднять на революцию
  • Рабочие — бывшие крестьяне и не играют в истории особой роли
  • Дворяне — отживающий класс
  • Буржуазия — редкие частные собственники, от того слабые, с ними можно не считаться
  • Крестьянская община — зародыш социализма. Общинный быт выработали у крестьян общинный взгляд на собственность, общинную идеологию. После победы революции община должна послужить отправным началом для процесса обобществления средств производства

    Крестьянская община — территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для общины были характерны круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Исполнительная власть в общине принадлежала выборным лицам (головам, старостам, сотникам, десятникам), распорядительная — мирским сходам. Выполнение повинностей общинниками осуществлялось по принципу круговой поруки, ликвидированной в 1903. Общине были свойственны традиции коллективизма и взаимопомощи; внутренняя хозяйственная, бытовая и семейная жизнь в общине обусловливалась нормами обычного права

Идеологи народников

В среде народников не было единой программы достижения поставленных целей. Взгляды революционеров в продвижении их идей разделились между концепциями П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачева

  • - социолог, философ, революционер:
    Крестьянин не готов к революции. Подготовка к ней требует длительной пропагандистской работы. Её должна выполнить интеллигенция, неся в народ революционные и социалистические идеи. Для ведения пропаганды и осуществления революции необходимо создать революционную организацию
  • — мыслитель, революционер, один из теоретиков анархизма:
    Политическая работа по подготовке к революции не нужна, крестьянин готов к бунту. Интеллигенция должна идти в народ и способствовать слиянию отдельных крестьянских выступлений в общероссийское восстание. Государство - источник эксплуатации, его следует уничтожить и создать на его месте союз самоуправляющихся общин
  • — литературный критик и публицист, идеолог решительных действий:
    Крестьянство не готово к революции, и не следует ждать быстрых результатов от пропагандистской деятельность в его среде.
    Революции осуществляются революционным меньшинством, сильной конспиративной организацией, способной овладеть системой управления государства. Роль государства в демократическом переустройстве общества огромна. Для достижения целей действовать нужно немедленно, смело и твёрдо, беспощадно подавляя врага

    Главные революционные

  • Создана в 1876 году
  • Видные участники: А. Михайлов, Н. Морозов, Г. Плеханов, С. Перовская, М. Натансон, А. Оболешев, С. Кравчинский
  • Цели
    земля — крестьянам
    общинное самоуправление
    свобода вероисповеданий
    право наций на самоопределение
  • Основные направления деятельности: пропаганда и террор

    В январе 1878 г. В. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова, распорядившегося подвергнуть телесному наказанию политического заключенного. На суде Засулич заявила, что хотела привлечь внимание общественности к факту надругательства над человеческим достоинством со стороны властей. Присяжные полностью оправдали ее на суде. Власти не согласились с таким решением и на следующий день выдали распоряжение о повторном задержании Засулич. Но она уже успела выехать за границу

  • Распалась в 1879 году из-за разногласий между сторонниками политической борьбы с самодержавием и пропагандисткой работы среди крестьян
  • Создана в 1879 году на основе распавшейся «Земли и воли»
  • Видные участники: П. Лавров, А. Желябов, А. Михайлов, С. Перовская, В. Фигнер, Н. Морозов, Л. Тихомиров, С. Халтурин, Н. Кибальчич
  • Цели
    земля крестьянам, фабрики и заводы – рабочим;
    демократические свободы;
    всеобщее избирательное право
    народное представительство, располагающее всей полнотой власти
    широкое самоуправление

    Одним из основных методов политической борьбы «Народная воля» признала террор против деятелей царского правительства, а главной целью террора — убийство царя в надежде что оно подтолкнет народ к всеобщему восстанию. Народовольцы организовали 3 нападения, последнее из которых 1 марта 1881 года оказалось удачным

  • Распалась в 1884 году после того, как ставка на террор в качестве «запала» революции не оправдалась
  • Создана в 1879 году после распада «Земли и воли»
  • Видные участники: Плеханов, Аксельрод, Вера Засулич, Стефанович, Дейч, Буланов
  • Цели
    агитация и пропаганда революционных идей среди крестьян и рабочих
  • Прекратила свою деятельность после убийства царя: часть вошла в организацию «Народная воля», другие эмигрировали, третьи порвали с народничеством и перешли к марксизму

    Плеханов, Дейч, Засулич и другие создали в 1883 в Женеве первую русскую марксистскую организацию «Освобождения труда». Ленин считал, что с группы «Освобождение труда» началась история марксизма в России, русской социал-демократии

Народничество

НАРО́ДНИЧЕСТВО -а; ср. Общественно-политическое движение в России во второй половине 19 в., отражавшее идеологию крестьянской демократии и считавшее возможным переход России к социализму через крестьянскую общину, минуя капитализм.

наро́дничество

идейное течение в среде радикальной интеллигенции России во второй половине XIX в.; представители народничества выступали с позиций «крестьянского социализма» как против крепостничества, так и против развития страны по капиталистическому пути, за свержение самодержавия путём крестьянской революции (так называемые революционные народники), или за осуществление социальных преобразований (так называемые либеральные народники) на основе крестьянской общины, в которой видели зачаток социализма. Родоначальники - А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, идеологи - М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачёв. Основными организациями революционных народников 1860-1880-х гг. были кружки ишутинцев, «чайковцев», «москвичей», тайные общества «Земля и воля» 1870-х гг., «Чёрный передел», «Народная воля» . Во второй половине 1880-х - первой половине 90-х гг. революционное народничество переживало кризис, вызванный разгромом «Народной воли». Возросло влияние либерального народничества (Н. К. Михайловский и другие публицисты журнала «Русское богатство»), но не прерывалась и революционная традиция (Группа народовольцев в Санкт-Петербурге, другие местные кружки и группы, в эмиграции - Группа старых народовольцев и др.). Возрождение революционного народничества в конце 1890-х - начале 1900-х гг. связано с деятельностью Партии социалистов-революционеров (эсеров), программа которой включала ряд переосмысленных в новых социально-политических условиях коренных народнических идей (так называемое неонародничество).

НАРОДНИЧЕСТВО

НАРО́ДНИЧЕСТВО, идеология и движение разночинной интеллигенции (см. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ) в России во второй половине 19 - начале 20 века. Народническая идеология, представлявшая собой разновидность утопического социализма (см. УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ) , была господствующей в российском революционном движении 1860-х - начала 1880-х годов; в народничестве с момента его зарождения наметилось также либеральное направление, ставшее преобладающим в 1880-1890-е годы.
Народническая идеология и идеологи
Народническая идеология представляла собой своеобразное соединение социалистических идей со славянофильскими (см. СЛАВЯНОФИЛЫ) представлениями о самобытном пути развития России. Поиски особого пути России к социализму основоположником теории «русского социализма» А. И. Герценом (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) были вызваны разочарованием в результатах революций 1848-1849 гг. в Европе, приведших, по его мнению, к господству «мещанства» (буржуазии (см. БУРЖУАЗИЯ) ) и ничего не давших «работникам». Герцен считал, что в России возможен переход к социализму (см. СОЦИАЛИЗМ) , минуя капитализм (см. КАПИТАЛИЗМ) , благодаря крестьянской общине с ее коллективным землевладением, уравнительным землепользованием и традициями самоуправления; в сельской общине он видел возможный зародыш социализма. Идеи Герцена были развиты другим родоначальником народничества, Н. Г. Чернышевским (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович) , оказавшим огромное влияние на радикально настроенную молодежь 1860-70-х гг.
К числу наиболее влиятельных идеологов народничества прямо относятся П. Л. Лавров (см. ЛАВРОВ Петр Лаврович) , М. А. Бакунин (см. БАКУНИН Михаил Александрович) , П. Н. Ткачев (см. ТКАЧЕВ Петр Никитич) , Н. К. Михайловский (см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович) . Лавров призвал интеллигенцию вернуть долг народу, благодаря труду которого она получила образование, и способствовать его освобождению от экономического и политического угнетения. Он считал необходимым вести пропаганду (см. ПРОПАГАНДА) среди народных масс для подготовки их к восстанию. Бакунин видел в русском крестьянине прирожденного социалиста; он призывал революционеров, опираясь на «разбойный элемент», стремиться к немедленной организации народных бунтов, которые должны вылиться во всероссийское восстание. Бунтарское и пропагандистское направления были наиболее распространенными в народническом движении 1870-х годов, однако редко встречались «в чистом виде». Взгляды и практическая деятельность революционных народников представляли, скорее, синтез теорий и практических советов идеологов движения. Главной задачей они считали осуществление крестьянской социалистической революции (см. РЕВОЛЮЦИЯ) , при этом социальная революция противопоставлялась политической, плодами которой, по мнению народников, могла воспользоваться нарождающаяся буржуазия (см. БУРЖУАЗИЯ) .
Легальная публицистика Н. К. Михайловского способствовала утверждению демократических традиций интеллигенции; он пропагандировал идею о ее решающей роли в общественной борьбе; в конце 1870-х годов выдвинул задачу перехода к политической борьбе и отстаивал необходимость завоевания политических свобод. Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли» (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) , хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.
Тайные кружки и общества
Нелегальные кружки и организации народнического толка начали возникать в России в 1860-х годах (наиболее крупная - тайное общество «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (тайное общество)) ), однако расцвет «действенного народничества» приходится на 1870-е годы. В этот период выросло число участников движения и увеличился его размах. Ведущими народническими организациями первой половины 1870-х гг. были кружки «чайковцев» (см. ЧАЙКОВЦЫ) (1871; лидеры - М. А. Натансон (см. НАТАНСОН Марк Андреевич) , П. А. Кропоткин (см. КРОПОТКИН Петр Алексеевич) , С. Л. Перовская (см. ПЕРОВСКАЯ Софья Львовна) , Н. В. Чайковский (см. ЧАЙКОВСКИЙ Николай Васильевич) и др.), «долгушинцев» (см. ДОЛГУШИНЦЫ) (1872-1873; А. В. Долгушин (см. ДОЛГУШИН Александр Васильевич) , Л. А. Дмоховский и др.), «москвичей» (см. МОСКВИЧИ) (1874-1875; С. И. Бардина (см. БАРДИНА Софья Илларионовна) , И. С. Джабадари (см. ДЖАБАДАРИ Иван Спиридонович) и др.). Революционеры предприняли «хождение в народ», пик которого пришелся на 1874 («безумное лето»). Народники вели социалистическую пропаганду, направленную в конечном счете на то, чтобы поднять крестьянство на восстание. Однако «хождение в народ» кончилось полным его разгромом к концу 1875; сотни пропагандистов были арестованы, а крестьянство оказалось плохо восприимчивым к революционной пропаганде.
Значительная часть народников была осуждена на процессах «50-ти» (см. ПРОЦЕСС 50-ти) (1877) и «193-х» (см. ПРОЦЕСС 193-х) (1877-1878). Разгром «хождения в народ» привел к пересмотру организационных и тактических принципов революционеров. В 1876 сложилась централизованная революционная организация, получившая в 1878 название «Земля и воля» (см. ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ (народническая организация)) (М. А. и О. А. Натансон, А. Д. Михайлов (см. МИХАЙЛОВ Александр Дмитриевич) , Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , О. В. Аптекман (см. АПТЕКМАН Осип Васильевич) и др.). Землевольцы перешли к «поселениям» в народе и пропаганде на почве ближайших интересов крестьянства. Однако преследования со стороны правительства и по-прежнему весьма слабая перспектива поднять крестьянство на восстание привели к возникновению внутри «Земли и воли» фракции политиков-террористов, считавших необходимым завоевание политической свободы.
«Народная воля»
Конфликт между «деревенщиками» (Г. В. Плеханов (см. ПЛЕХАНОВ Георгий Валентинович) , М. Р. Попов (см. ПОПОВ Михаил Родионович) , О. В. Аптекман и др.) и «политиками» (А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов (см. МОРОЗОВ Николай Александрович) , А. А. Квятковский (см. КВЯТКОВСКИЙ Александр Александрович) , А. И. Желябов (см. ЖЕЛЯБОВ Андрей Иванович) и др.) привел в августе 1879 к расколу «Земли и воли» на две самостоятельные организации - «Черный передел» (см. ЧЕРНЫЙ ПЕРЕДЕЛ (народническая организация)) , оставшийся на прежних народнических позициях и уже к концу 1880 утративший заметное влияние на революционное движение, и «Народную волю», (см. НАРОДНАЯ ВОЛЯ) перешедшую к политической борьбе.
«Народная воля» стремилась к захвату власти силами революционного меньшинства; народовольцы вели пропаганду среди рабочих, военных, студентов с целью обеспечить партии поддержку. Однако в условиях крайней ограниченности сил партии террор, не игравший в программе главной роли, постепенно стал ее основным методом борьбы. Совершив ряд дерзких покушений на Александра II (см. АЛЕКСАНДР II Николаевич) , завершившихся цареубийством 1 марта 1881, народовольцы не сломили самодержавия и не получили ожидаемой поддержки в обществе.
Либеральное народничество и эсеры
После разгрома «Народной воли» на первый план выдвигается либеральное народничество, идеологи которого рассчитывали достичь социализма и избежать капиталистического развития страны путем постепенного улучшения быта и экономического положения крестьянства (Н. Ф. Даниельсон (см. ДАНИЕЛЬСОН Николай Францевич) , В. П. Воронцов (см. ВОРОНЦОВ Василий Павлович) , С. Н. Кривенко (см. КРИВЕНКО Сергей Николаевич) , С. Н. Южаков (см. ЮЖАКОВ Сергей Николаевич) и др.).
В 1901-02 разрозненные кружки и организации последователей революционного народничества, существовавшие в России и за границей, объединились в партию социалистов-революционеров (эсеры (см. ЭСЕРЫ) ). Идейная платформа новой народнической партии была дополнена некоторыми марксистскими положениями - признанием значения рабочего класса (см. РАБОЧИЙ КЛАСС) и др. Главную роль в идейном перевооружении народничества сыграл В. М. Чернов (см. ЧЕРНОВ Виктор Михайлович) . Партия эсеров, самая массовая народническая партия, была окончательно разгромлена в России большевиками в начале 1920-х гг. Сколько-нибудь значительные эмигрантские народнические группировки прекратили свое существование к концу 1930-х годов.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • народная этимология
  • народно-демократическая революция

Смотреть что такое "народничество" в других словарях:

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшие на бурж. демократич. этапе освободит. движения в России и объективно отражавшие антифеод.интересы крестьянства. Соединяя радикальную бурж. демократич. программу с идеями… … Философская энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - идеология и движение разночинной интеллигенции в России во 2 й пол. 19 в. Выступало против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Народничество разновидность крестьянской,… … Большой Энциклопедический словарь

    Народничество - см. Русская литература, раздел о 60 80 х гг. XIX в. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, народничества, мн. нет, ср. (ист.). Общественно политическое движение радикальной интеллигенции второй половины 19 века, выражавшее интересы мелкого производителя, идеализировавшее крестьянскую общину, враждебно относившееся к… … Толковый словарь Ушакова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идеология и движение части интеллигенции в России во 2 й половине 19 в., выступавшей против остатков крепостничества и капиталистического развития России. В основе народничества вера в социалистический потенциал крестьянства, в… … Современная энциклопедия

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, а, ср. В России во второй половине 19 в.: общественно политическое движение, объединявшее лиц, боровшихся за идеи крестьянской демократии и перехода России к социализму через крестьянскую общину. | прил. народнический, ая, ое.… … Толковый словарь Ожегова

    НАРОДНИЧЕСТВО - НАРОДНИЧЕСТВО, идейное течение в среде радикальной интеллигенции во 2 й половине 19 в., представители которого выступали с позиций крестьянского социализма против крепостничества и капиталистического развития России, за свержение самодержавия… … Русская история