Нормы фз о промышленной безопасности. Изменения в Федеральный закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов и отдельные законодательные акты РФ — Российская газета

документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

Обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом.

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

Организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

Обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

Обеспечить наличие оборудования, приборов, материалов и средств информационного обеспечения, необходимых для проведения экспертизы промышленной безопасности.

9. Эксперт в области промышленной безопасности обязан:

Определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;

Соблюдать установленные федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности порядок проведения экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности;

1. В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

Планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

Заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

Создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

Создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

2. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.


Судебная практика по статье 10 ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ

    Решение от 6 мая 2019 г. по делу № А73-2310/2019

    Арбитражный суд Хабаровского края (АС Хабаровского края)

    730 от 26.08.2013г. «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах»; Постановления Правительства РФ от 10 . 03.1999г. № 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах»; Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору...

    Постановление от 6 мая 2019 г. по делу № А54-4455/2018

    Арбитражный суд Рязанской области (АС Рязанской области)

    По результатам которой 05.03.2018 составлен акт № 1 и выдано предписание № 1 об устранении выявленных нарушений. В предписании обществу указано в срок до 01. 10 . 2018 создать нештатные аварийно-спасательные формирования, оснастить их техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, а также организовать их обучение и аттестацию (пункт 1), создать орган повседневного управления...

    Решение от 29 апреля 2019 г. по делу № А64-2216/2019

    Арбитражный суд Тамбовской области (АС Тамбовской области)

    3.1, 5, 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов», утв. постановлением Правительства РФ от 10 . 03.1999 г. № 263. 2) Приказом по предприятию от 10 . 08.2016 г. №314-а назначены лица, осуществляющие производственный контроль, не аттестованные в установленном порядке (у главного...

    Решение от 29 апреля 2019 г. по делу № А38-2298/2019

    Арбитражный суд Республики Марий Эл (АС Республики Марий Эл)

    1997 № 116-ФЗ; пункта 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 . 03.1999 № 263 (далее – Правила № 263)); 6) пункт 14 – при рассмотрении Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте Сеть газопотребления ледового дворца «...

    Решение от 25 апреля 2019 г. по делу № А51-30088/2017

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, капитан морского порта в порядке, установленном положением о капитане морского порта, указанным в части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся и (или) осуществляют деятельность в морском порту и которым указанные акты адресованы. ...

    Решение № 77-141/2019 от 23 апреля 2019 г. по делу № 77-141/2019

    Омский областной суд (Омская область) - Административные правонарушения

    С технологическими блоками 1 категории взрывоопасности согласно таблицы 25 Постоянного технологического регламента рег. № ТР-01-2016; таблицы 19, Постоянного технологического регламента рег. № ТР-003-2017; 10 . отсутствуют обоснования в проектной документации 21-1076-ИОС3-НК о необходимости наличия в ООО «Полиом» локальных очистных сооружений. 11. ООО «Полиом» имеет лицензию от <...> № ВХ-00-015795 ...

    Постановление от 22 апреля 2019 г. по делу № А70-16216/2018

    Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)

    Советская, 81, ОГРН 1027200789142, ИНН 7224019466) к Северо-Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (625003, Тюменская область, город Тюмень, улица Хохрякова, 10 , ОГРН 1027200853316, ИНН 7202022112) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении. В заседании приняли участие представители: от Северо-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

О промышленной безопасности опасных производственных объектов

(с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.)

Принят Государственной Думой 20 июня 1997 года Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Глава I. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Опасные производственные объекты Статья 3. Требования промышленной безопасности Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности Глава II. Основы промышленной безопасности Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности Статья 12. Техническое расследование причин аварии Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности Глава III. Заключительные положения Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона Приложение 1 Опасные производственные объекты Приложение 2 Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ; инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. 2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Требования промышленной безопасности

1. Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. 2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности. 2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке. 2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Глава II. Основы промышленной безопасности

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 6 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. 2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации. 5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, расширению, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта

1. Одним из обязательных условий принятия решения о начале расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. 2. Отклонения от проектной документации в процессе строительства, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта не допускаются. Изменения, вносимые в проектную документацию на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, подлежат государственной экспертизе проектной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Изменения, вносимые в проектную документацию на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности и согласовываются с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориальным органом. 3. В процессе строительства, расширения, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта организации, разработавшие проектную документацию, в установленном порядке осуществляют авторский надзор. 3.1. Соответствие построенных, реконструированных, отремонтированных опасных производственных объектов проектной документации, требованиям строительных норм, правил, стандартов и других нормативных документов устанавливается заключением уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти или уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. 4. Ввод в эксплуатацию опасного производственного объекта проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. При этом проверяется готовность организации к эксплуатации опасного производственного объекта и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 9. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; иметь лицензию на эксплуатацию опасного производственного объекта; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты и нормативные технические документы, устанавливающие правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности; заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; выполнять распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах. 2. Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Статья 10. Требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации; обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. 2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин. 2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. В состав указанной комиссии также включаются: представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект; представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии. 4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях. 5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий. 6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий. 7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы. 8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. 1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат: проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте; здания и сооружения на опасном производственном объекте; декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта. 2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его. 3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение. 4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке. 5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону. Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. 3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта. Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности. Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. 4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. 6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации. Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для: а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем: получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7 000 000 рублей; получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1 000 000 рублей; б) иного опасного производственного объекта – 100 000 рублей. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности

1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности. 2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций. 3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона 4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право: посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты; знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности; осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований; выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности; давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников; привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности; выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности; осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности. Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 16.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 17. Ответственность за нарушение законодательства в области промышленной безопасности

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава III. Заключительные положения

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Кремль 21 июля 1997 года N 116-ФЗ

Приложение 1

Опасные производственные объекты

К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых: 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: а) воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже; б) окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления; г) взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов; д) токсичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок от 15 миллиграммов на килограмм до 200 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная доза при нанесении на кожу от 50 миллиграммов на килограмм до 400 миллиграммов на килограмм включительно; средняя смертельная концентрация в воздухе от 0,5 миллиграмма на литр до 2 миллиграммов на литр включительно; е) высокотоксичные вещества - вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и имеющие следующие характеристики: средняя смертельная доза при введении в желудок не более 15 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная доза при нанесении на кожу не более 50 миллиграммов на килограмм; средняя смертельная концентрация в воздухе не более 0,5 миллиграмма на литр; ж) вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, - вещества, характеризующиеся в водной среде следующими показателями острой токсичности: средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов не более 10 миллиграммов на литр; средняя концентрация яда, вызывающая определенный эффект при воздействии на дафнии в течение 48 часов, не более 10 миллиграммов на литр; средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов не более 10 миллиграммов на литр; 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия; 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов; 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

Приложение 2

Предельные количества опасных веществ, наличие которых на опасном производственном объекте является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности

Таблица 1

Наименование опасного вещества

Аммиак
Нитрат аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы)
Нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием)
Акрилонитрил
Хлор
Оксид этилена
Цианистый водород
Фтористый водород
Сернистый водород
Диоксид серы
Триоксид серы
Алкилы
Фосген
Метилизоцианат

Таблица 2

Виды опасных веществ

Предельное количество опасного вещества, т

Воспламеняющиеся газы
Горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах
Горючие жидкости, используемые в технологическом процессе или транспортируемые по магистральному трубопроводу
Токсичные вещества
Высокотоксичные вещества
Окисляющие вещества
Взрывчатые вещества
Вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды
Примечание 1. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применять данные таблицы 2. Примечание 2. В случае если расстояние между опасными производственными объектами менее пятисот метров, учитывается суммарное количество опасного вещества. Примечание 3. Если применяется несколько видов опасных веществ одной и той же категории, то их суммарное пороговое количество определяется условием:

Основная цель ФЗ № 116 – предотвратить возникновение аварийных ситуаций и нарушения регламента эксплуатации опасных объектов, а также обязать руководство принять все меры реагирования в случае возникновения происшествий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Он применяется для всех объектов на территории России, за исключением случаев, когда нормы эксплуатации предписаны международными договорами.

Преамбула

Закон 116 ФЗ распространяется на фирмы и организации, расположенные в пределах страны и попадающие под действие ее законов. В первую очередь под регламент попадают объекты и предметы производства, признанные опасными.

Согласно преамбуле, закон регламентирует следующий ряд вопросов:

  • правовые акты, регулирующие данную область;
  • хозяйственные и социальные аспекты функционирования ОПО;
  • правила хранения, перевозки, использования и утилизации объектов, предотвращающие возникновение чрезвычайных ситуаций;
  • нормы, предписывающие, как минимизировать ущерб окружающей среде и здоровью людей, если авария уже произошла.

На кого распространяется

Под действие федерального закона попадают все предприятия, которые подчиняются российским нормам права. Он регулирует нормы использования опасных производственных объектов (ОПО).

Под ОПО понимаются помещения и площадки, используемые для следующих нужд:

  • производство продукции на промышленном оборудовании;
  • складирование и утилизация легковоспламенимых, отравляющих и иных опасных для жизни веществ;
  • выплавка металлов в больших объемах;
  • погрузка тяжестей с помощью стационарных грузоподъемников;
  • зерновые склады, в том числе с оборудованием для помола сырья;
  • добыча ископаемых с помощью взрывных технологий и их обработка;
  • метрополитен, площадки с фуникулерами и канатной дорогой.

Предписанные нормы распространяются на руководящее звено, персонал ОПО, членов экспертных комиссий и уполномоченных органов.

Что регулирует и когда применяется

Основная цель введенных норм — предупреждение аварий и поломок оборудования, которые могут повлечь за собой получение травм, выброс отравляющих материалов, пожар или взрыв.

Под аварией понимается сильное повреждение приборов, их выход из строя, выброс опасных веществ в почву и атмосферу. Поломка, не повлекшая за собой утечек, или отхождение от принятого технического процесса называется инцидентом.

Требования применяются на протяжении всего периода эксплуатации вредных веществ и оборудования, от введения в производство до избавления от них.

Ответственность за соблюдение регламента эксплуатации, государственную регистрацию объекта и проведение экспертной оценки несет руководящий состав фирмы.

Закон распространяется на следующие виды деятельности:

  • конструирование;
  • установка;
  • использование;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • отладка;
  • техническое перевооружение;
  • утилизация или вывод из строя;
  • экспертные проверки;
  • обучение персонала объекта.

Под техническим перевооружением понимается совершенствование оборудования, введение новых технологий, замена части механизмов на модернизированные и автоматизированные.

Общие положения

Помимо закона «О промышленной безопасности производственных объектов», нормы промышленной безопасности регулируются и другими правовыми документами, принятыми на международном или государственном уровне.

Согласно требованиям безопасности все ОПО подлежат регистрации в реестре Ростехнадзора. Для каждого объекта установлены собственные нормы. Если нормативы еще не включены в реестр, или же оборудование соответствует международным показателям, отличным от российских, для его ввода в эксплуатацию придется провести экспертизу.

На основе полученных данных составляется Обоснование безопасности производственного объекта — акт, подтверждающий безопасность работы объекта для экологии и здоровья людей, правила обслуживания и утилизации, а также оценку риска возникновения аварии.

В зависимости от степени опасности каждому ОПО во время внесения в реестр присваивается один из четырех классов опасности. Полный перечень ОПО, входящих в каждый класс, расположен в Приложениях 1 и 2 и таблицах в конце документа. Руководство обязано составлять отчетность по соблюдению правил безопасности на предприятии и передавать их в Роспотребнадзор до 1 апреля.

Основы промышленной безопасности

Владельцы ОПО должны придерживаться следующих правил:

  • выполнять требования федерального законодательства и правила эксплуатации ОПО, в том числе нормы хранения опасных веществ и материалов;
  • перед началом функционирования объекта получить лицензию на осуществление деятельности, если это предусмотрено законом, и уведомить надлежащие органы;
  • подобрать персонал, подходящий на должность по уровню квалификации и состоянию здоровья, организовать обучение и экзаменацию работников ОПО и сотрудников службы безопасности;
  • осуществлять контроль функционирования ОПО путем установки специализированного оборудования и экспертных проверок;
  • застраховать каждого сотрудника на случай возникновения чрезвычайной ситуации;
  • в случае аварии или поломки прекратить эксплуатацию, сократить причиненный ущерб и ликвидировать последствия, оповестить соответствующие органы о возникновении опасности, провести расследование и предоставить отчет.

И руководящее звено фирмы, и кадры, работающие на ОПО, должны подтвердить знания аттестатом безопасности. Для его получения нужно пройти аттестацию и заплатить в казну пошлину 1300 рублей.

Проверка знаний может быть как первичной, выполняемой при вступлении в должность, так и периодичной — раз в 5 лет. Если экспертная комиссия выявила пробелы в знаниях сотрудника, возможно проведение аттестации вне очереди.

Закон 116 ФЗ обязывает предприятия 1 и 2 класса опасности ввести систему контроля. Функционирование системы позволяет предотвратить аварии и выход из строя оборудования, проконтролировать соблюдение правил безопасности.

Проведение экспертной проверки необходимо, если:

  • руководство приняло решение усовершенствовать, законсервировать или уничтожить ОПО;
  • необходимо проверить склады с готовой продукцией и материалами, технику для перевозок;
  • произошла чрезвычайная ситуация, и необходимо разобраться в ее причинах и свести к минимуму нанесенный ущерб;
  • необходимо составить декларацию промышленной безопасности или обоснование безопасности;
  • оценка работоспособности оборудования и его введение в эксплуатацию после реконструкции.

Экспертиза оплачивается руководством фирмы и проводится в соответствии с нормами законодательства. Полученное заключение передается в Ростехнадзор и вносится в реестр заключений.

На случай аварии руководство ОПО должно иметь план действий по ликвидации последствий, соответствующий принятым законом нормам, составить договор со спасательными службами и спасательные отряды из сотрудников фирмы.

Для финансирования мер создается резерв денежных средств и необходимых материалов. На всей территории объекта должна быть размещена система оповещения.

Заключительные положения

В заключение в законе представлены меры пресечения нарушений. В чрезвычайной ситуации руководство фирмы, допустившее катастрофу, обязано оплатить компенсацию семьям погибших и раненых.

В случае потери главы семьи выплачивается 2 000 000 рублей, в остальных случаях сумма варьируется исходя из масштаба ущерба.

Приложение 1

В Приложении 1 федерального закона приведен полный перечень объектов, признанных опасными.

Остановимся подробнее на каждом из пунктов.

  1. Помещения, цехи и площадки, на которых находятся угрожающие жизни вещества.

В первую очередь к таким веществам относятся:

  • газы, которые закипают при температуре ниже 20°С и взрываются при утечке;
  • легковоспламеняющиеся и взрывчатые жидкости и газы;
  • сильнодействующие яды, опасные как для жизни человека, так и для окружающей среды;
  • окислители, поддерживающие горение.

Токсичным считается материал, который при употреблении внутрь, соприкосновении с открытой кожей или дыхательными путями способен вызвать смертельный исход.

Для остротоксичных веществ установлен показатель до 15 мг/кг при проглатывании, до 0,5 мг/кг при вдыхании и до 50 мг/кг при открытом контакте. Материалы средней токсичности приводят к смерти, если их концентрация в воздухе составит до 2 мг/кг, в желудке — до 200 мг/кг, на коже — до 400 мг/кг.

  1. Приборы, для работы которых необходимо наличие газа, пара, кипящей жидкости под высоким давлением.
  2. Склады со стационарными погрузчиками, помещения с подъемными механизмами, включая эскалаторы, кабинки канатных дорог, фуникулеры. Исключениями являются механизмы для людей с ограниченными возможностями и лифты.
  3. Производства, изготавливающие продукцию из раскаленных металлов. Под действие закона попадает аппаратура, рассчитанная на объемы свыше 500 кг готового сплава.
  4. Объекты горнодобывающей промышленности, за исключением участков, где ископаемые находятся практически на поверхности и извлекаются без применения взрывчатки. К этой категории относятся и помещения, в которых происходит первичная обработка полученного сырья.
  5. Зерновые хранилища и иные склады с растительным сырьем, поскольку сухое сырье может самовоспламениться под действием жары и природных факторов. В этот пункт включены механизмы для очищения и шлифования зерна, элеваторы, жернова, так как во время производства в воздух поднимается мелкая пыль, способная вызвать взрыв или пожар.

Обратите внимание, что закон не относит к небезопасным объектам электроподстанции, трансформаторы, линии передач и иные объекты электрохозяйства. Под действие закона также не попадают сеть бытового газоснабжения и предприятия с газовым оборудованием, подпитывающимся из общей сети.

Видео: Лекция

Приложение 2

Во втором приложении каждому из перечисленных ОПО присваивается класс опасности. Критерием для определения класса являются объем отравляющих реагентов, травмоопасность и риск возникновения чрезвычайных ситуаций.

Стоит отметить отдельно склады, где хранятся и утилизируются сверхтоксичные вещества и соединения, служащие оружием. В конце приложения можно найти таблицы с классификацией по количеству вещества. В первой таблице отмечены отдельные вещества (аммиак, хлор, соединения серы и т.д), вторая приводит общие показатели для остальных воспламеняющихся, взрывоопасных и токсичных реагентов.

Первый класс опасности:

  • подземные шахты, в которых происходит разработка недр, добыча ископаемых и древесного угля, и где существует опасность возникновения чрезвычайных ситуаций.

Второй класс:

  • оборудование нефтяных и газовых скважин, которое может спровоцировать высокий выброс сероводорода;
  • техника, которая перевозит природный газ или углеводород в емкостях под высоким давлением;
  • плавильные печи, заливщики расплавов, машины для литья емкостью более 10 000 кг;
  • добывающее оборудование оборотом более миллиона м 3 в год, используемое для добычи горючих сланцев.

Третий класс:

  • оснащение нефтяных и газовых скважин, способное спровоцировать утечку сероводорода от 1%;
  • цистерны, контейнеры и техника, которая перевозит природный газ или углеводород под давлением выше минимального;
  • сети и оснащение отопительной системы, приборы, работающие на природном газе под высоким давлением или при температуре от 250°С;
  • плавильные печи и оборудование для литья с объемом ниже принятого для 2 класса;
  • шахты и открытые участки, где происходит разработка недр и добыча ископаемых объемом от 100 000 м 3 в год, и цехи первичной обработки;
  • механизмы для лущения и шлифовки крупы, жернова, техника для производства комбикорма;
  • вагонетки, подвешенные на тросах над землей.

Четвертый класс включает в себя буры и насосы для выкачки нефти и газа, отопительные сети и их оснащение, фуникулеры и канатные дороги, техника и участки горнодобывающей промышленности, имеющие меньшие показатели, чем указано в предыдущих пунктах.

Закон 116 в последней редакции

За текущий год в закон было внесено несколько поправок. В первую очередь изменения коснулись статуса сетей передачи природного газа. Теперь все системы, в которых давление углеводорода или природного газа ниже отметки 0,005 мегапаскаля, освобождаются от необходимости экспертных проверок.

Еще одно нововведение — появление понятия общественного контроля. Теперь инспекторы обязаны по своей инициативе передавать в Ростехнадзор сведения о нарушениях безопасности труда и осуществлять помощь в выяснении причин чрезвычайных ситуаций.

В их перечень обязанностей входит следить за соблюдением норм, давать рекомендации об устранении нарушений и участвовать в экспертных проверках. По новым нормам предписания и рекомендации Ростехнадзора наделяются юридической силой и становятся обязательными для выполнения.

Из перечня ОПО с оборудованием, поставляющим газ под высоким давлением, исключены заправки для автомобилей с газовым двигателем. Владельцам, не прошедшим процедуру перерегистрации класса опасности, придется продолжить регулярные плановые проверки.

Стоит отметить, что в 2019 году стало возможным в случае необходимости отойти от принятых на государственном уровне требований. Для этого нужно провести экспертизу и доказать, что использование других норм не создаст угрозы поломки или утечки токсичных веществ.

Называют состояние защищенности интересов граждан и общества в целом от аварий и их последствий. Такое определение содержится в Федеральном законе № 116.

ОПО: общие сведения

Опасными объектами производственного назначения, в соответствии со 116-ФЗ, являются предприятия, их участки, цеха, площадки, на которые распространяются требования по промбезопасности. Они подлежат регистрации в едином госреестре в порядке, определенном Правительством.

Классы опасности

О них говорится в п. 3 ст. 2 116-ФЗ. Согласно норме, выделяют 4 класса опасности :

  1. Чрезвычайно высокий.
  2. Высокий.
  3. Средний.
  4. Низкий.

Присвоение конкретного класса осуществляется в момент госрегистрации ОПО.

Администрация предприятия, эксплуатирующего опасный объект, отвечает за полноту и достоверность информации, предоставленной для регистрации.

Требования промышленной безопасности

Они представляют собой запреты, условия, ограничения и прочие предписания для субъектов, эксплуатирующих ОПО. Обязательными для исполнения являются требования, закрепленные Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, в том числе президентскими указами и правительственными постановлениями, а также федеральными правилами и нормами.

Предписания должны согласовываться с нормами, установленными в сфере обеспечения защиты граждан и территорий от ЧС, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны природы, экологической, пожарной безопасности, ОТ, строительства.

Вопросы, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов по использованию атомной энергии, регулируются актами, принимаемыми в соответствии с ФЗ № 21.

Обоснование

Для обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов может потребоваться отступление от закрепленных нормативными актами предписаний. Такая ситуация может возникнуть при проектировании, строительстве, капремонте, эксплуатации, реконструкции, ликвидации или консервации ОПО. Субъект, ответственный за подготовку документации, может установить дополнительные требования в обосновании промышленной безопасности опасного промышленного объекта. Такая возможность предусмотрена в случаях, когда закрепленных в официальных нормативных актах правил недостаточно или они вовсе отсутствуют.

Обоснование и изменения, вносимые в него, должны пройти экспертизу промышленной безопасности. Необходимая документация направляется предприятием, эксплуатирующим ОПО, в исполнительный федеральный орган власти для регистрации в реестре.

Изменения в обоснование передаются уполномоченной структуре в десятидневный срок с даты получения положительных результатов экспертизы промышленной безопасности.

Виды деятельности в сфере промбезопасности

К ним относят:

  • Проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт, эксплуатацию, ликвидацию, консервацию ОПО.
  • Монтаж, изготовление, наладку, ремонт, обслуживание устройств, используемых на объекте.
  • Экспертизу промбезопасности.
  • Подготовку, переподготовку персонала, занятого на объекте, в необразовательных учреждениях.

Специальные разрешения

Для ведения некоторых видов деятельности в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов требуется лицензия.

Обязательным условием для предоставления разрешения является наличие документации, подтверждающей ввод ОПО в эксплуатацию, либо положительные результаты экспертизы на технические устройства, используемые на объекте, сооружения/здания и в случаях, закрепленных 14 статьей ФЗ № 116.

Лицензирующей структуре запрещено требовать указанные документы от соискателя, если они имеются в ее распоряжении или у других органов власти. Исключение составляют бумаги, включенные в перечень, определенный в ФЗ № 210.

Технические устройства на ОПО

Обязательные требования к ним, формы оценки соответствия нормативам определяются в законодательстве о техрегулировании.

Если в техрегламенте не предусматривается другая форма проверки, устройство подлежит экспертизе:

  • До начала эксплуатации на ОПО.
  • После окончания срока службы либо в случае превышения допустимого количества циклов использования, установленного производителем.
  • После завершения работ по изменению конструкции устройства, замене материалов несущих деталей, восстановления после аварии или иного инцидента.

Дополнительные требования

В ст. 8 ФЗ № 116 закреплены правила обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов, подвергающихся ремонту, перевооружению, ликвидации или консервации. В п. 1 нормы сказано, что указанные мероприятия осуществляются в соответствии с документацией, разработанной в порядке, определенном Законом, с учетом положений нормативных актов, регламентирующих градостроительную деятельность.

Если техническое переоснащение производится одновременно с реконструкцией ОПО, документы на перевооружение включаются в состав проекта. Бумаги по ликвидации и консервации опасного объекта промышленного назначения направляются на экспертизу промбезопасности. Проверка документации о техническом переоснащении осуществляется в случае, если она не включена в состав проекта, подлежащего анализу в соответствии с нормами, регламентирующими градостроительную деятельность в РФ.

Ограничения

Согласно ФЗ № 116, перевооружение, ликвидация, консервация ОПО запрещена без положительного экспертного заключения. Сведения о его наличии можно получить из единого госреестра.

Отклонения от проекта в ходе строительства, капремонта, реконструкции опасного объекта промышленного назначения не допускаются. Техническое переоснащение, консервация, ликвидация должны производиться в строгом соответствии с документацией. Отклонения от нее также не допускаются.

Регистрация изменений

Корректировки, которые вносятся в проектные документы на реконструкцию, сооружение ОПО, должны пройти экспертизу по нормам, регламентирующим градостроительную деятельность. При консервации и ликвидации проверяется соответствие изменений положениям, действующим в сфере промбезопасности.

Корректировки, вносимые в документацию на техническое переоснащение опасного объекта производственного назначения, дополнительно должны быть согласованы с исполнительным органом федеральной власти или его территориальным подразделением. Исключение составляет случай, когда указанные бумаги включены в состав проекта, подлежащего экспертизе в соответствии с нормативными актами, регламентирующими градостроительную деятельность.