О проверочных листах при проведении плановых проверок. Проверочные листы при проверках Проверочный лист

В Закон № 294-ФЗ, защищающий права юридических лиц при осуществлении контроля, в июле 2016 года введены поправки, касающиеся применения проверочных листов. Ведется активная работа по реализации данной возможности. Что же такое проверочный лист, в каких случаях он используется и насколько трудны в нем вопросы?

Внедрение проверочных листов предусмотрено Планом контрольно-надзорной деятельности на 2016 - 2017 годы и Реформой контрольно-надзорной деятельности.

Что такое проверочные листы?

Проверочные листы (ПЛ) включают в себя перечни контрольных вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении объектом проверки обязательных требований, составляющих предмет проверки. Например, ПЛ, разработанный Рострудом для проверки соблюдения требований по содержанию трудовых договоров, может содержать вопрос о наличии в трудовом договоре обязательных положений, таких как трудовая функция, сведения о гарантиях и компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, условий оплаты труда и т. д.

Отвечая на данные вопросы, работодатель выбирает один из трех предложенных вариантов ответа: «да» - если положения есть, «нет» - если положений нет, «не относится» - если требование неприменимо к конкретному трудовому договору (например, о характере работы, если работа конкретного человека не имеет подвижный, разъездной или какой-то другой характер).

При этом с перечнем вопросов должны быть соотнесены реквизиты нормативных правовых актов (с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования) или требования, определенные муниципальными правовыми актами. Например, если вопрос Росприроднадзора, касающийся внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, сформулирован так: «Не допускалось ли лицами, обязанными вносить плату, сокрытие или умышленное искажение информации, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду?» - то ссылка на НПА быть следующей: «ст. 8.5 КоАП РФ» (сокрытие или искажение экологической информации).

В соответствии с положением о виде контроля (надзора) перечень может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые к объекту проверки обязательные требования, либо ограничить предмет проверки только частью обязательных требований, соблюдение которых наиболее значимо.

Кроме перечня вопросов проверочный лист согласно Требованиям к ПЛ должен содержать следующие сведения:

  • указание вида контроля (надзора), вида (видов) деятельности объекта контроля, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;
  • указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа (если это предусмотрено соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля);
  • наименование органа контроля (надзора) и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа.

Этот список открытый, поскольку согласно п. «ж» ст. 4 Требований к ПЛ в проверочный лист могут быть включены и иные данные, установленные положением, порядком или регламентом осуществления определенного вида контроля.

Кроме того, проверочный лист должен содержать поле для внесения сведений, в частности, о наименовании объекта проверки, месте ее проведения, а также реквизиты распоряжения или приказа о ее проведении, должность, фамилию и инициалы контролера.

Статьей 5 Требований к ПЛ предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В каких случаях применяются ПЛ?

Проверочные листы могут быть применены при проведении проверок всех или отдельных юридических лиц - применение обуславливается типом (отдельными характеристиками) используемых ими производственных объектов либо отнесением деятельности юридического лица и (или) используемых им производственных объектов к определенной категории риска, определенному классу (категории) опасности (ч. 11.2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ с 01.01.2018 введен риск-ориентированный подход при организации отдельных видов государственного контроля (надзора).

Перечень видов контроля, при которых такой подход применяется, определен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806.

Контроль с применением риск-ориентированного подхода будет осуществляться, в частности, в виде проверок с использованием проверочных листов.

Проверочные листы применяются только при проведении плановых проверок. Обязанность их использования предусматривается соответствующим положением о виде федерального государственного контроля (надзора), а также порядком организации и проведения отдельных видов государственного, муниципального контроля (ч. 11.1 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Например, Постановление Правительства РФ от 14.07.2017 № 840 обязывает Росздравнадзор с 01.01.2018 при проведении плановых проверок применять проверочные листы. Постановление вносит изменения в некоторые акты Правительства РФ в части установления обязанности использования списков контрольных вопросов Росздравнадзор при осуществлении госконтроля обращения медицинских изделий; федерального госнадзора в сфере обращения лекарственных средств; госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности.

А Постановление Правительства РФ от 29.06.2017 № 774 вносит соответствующие изменения в Положение о пожарном надзоре. Аналогичные постановления вводят процедуру использования ПЛ в сфере природопользования, при федеральном государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре, при проведении плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля и т. д.

При этом предмет плановой проверки будет ограничиваться перечнем вопросов, включенных в проверочные листы. Так, Роструд разработал несколько групп контрольных вопросов для разных контрольных мероприятий: о соблюдении порядка и условий изменения трудового договора, о соблюдении порядка прекращения трудового договора, о соблюдении общих требований по установлению режима работы и учету рабочего времени, о соблюдении требований по предоставлению ежегодного основного оплачиваемого отпуска и т. д.

Заполненный список контрольных вопросов прикладывается к акту проверки.

Кто разрабатывает список контрольных вопросов?

Проверочные листы разрабатывают и утверждают органы государственного или муниципального контроля. Каждый разработчик должен составить свой проверочный документ на основании Требований к ПЛ.

При проведении совместных проверок могут применяться сводные списки контрольных вопросов. В этом случае ПЛ разрабатываются и утверждаются несколькими органами контроля (надзора) (п. 5 ст. 7.1, ч. 11.4 ст. 9 Закона № 294-ФЗ).

Где ознакомиться с проверочными листами по конкретному виду контроля?

Формы проверочных листов, утвержденные контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, должны быть размещены на официальных сайтах данных органов (п. 6 Требований к ПЛ).

Эти формы могут использоваться для разработки и размещения в сети интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Утвержденных форм проверочных листов пока мало - большинство из них в стадии проектов. А немногие готовые пока в большинстве своем не размещены на официальных сайтах. Например, автору статьи не удалось найти на сайте Ростехнадзора (gosnadzor.ru) утвержденную Приказом Ростехнадзора от 18.05.2017 № 167 проверочную форму, применяемую при осуществлении федерального государственного строительного надзора на этапе строительства, реконструкции гидротехнических сооружений объектов электроэнергетики (типовая форма). В справочно-информационных системах она уже есть. На официальном сайте - пока нет.

Информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на Портале проектов нормативно-правовых актов (regulation.gov.ru). Такие формы на момент написания статьи (август 2017 года) там разместили: Росздравнадзор, Роструд, Россельхознадзор, Росприроднадзор, МЧС, Росгидромет, Ространснадзор, Минкомсвязь.

* * *

Предполагается, что использование при проведении проверок ПЛ и их размещение в Интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. N 177
"Об утверждении общих требований к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)"

В соответствии с частью 11.3 статьи 9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов).

Общие требования
к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов)
(утв. постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2017 г. N 177)

1. Настоящий документ определяет общие требования к разработке и утверждению проверочных листов (списков контрольных вопросов) (далее - проверочные листы).

2. Формы проверочных листов утверждаются правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора) (далее - органы государственного контроля (надзора), правовыми актами исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля (далее - органы муниципального контроля).

3. Информация о разработке проекта акта федерального органа исполнительной власти об утверждении формы проверочного листа подлежит раскрытию в соответствии с Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения".

4. Форма проверочного листа должна содержать:

а) указание вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, вида (видов) деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, производственных объектов, их типов и (или) отдельных характеристик, категорий риска, классов (категорий) опасности, позволяющих однозначно идентифицировать сферу применения формы проверочного листа;

б) указание на ограничение предмета плановой проверки обязательными требованиями, требованиями, установленными муниципальными правовыми актами, изложенными в форме проверочного листа, если это предусмотрено положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля;

в) наименование органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и реквизиты правового акта об утверждении формы проверочного листа;

г) перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, составляющих предмет проверки (далее - перечень вопросов);

д) соотнесенные с перечнем вопросов реквизиты нормативных правовых актов, с указанием их структурных единиц, которыми установлены обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами;

е) поля для внесения следующих данных:

наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указание на используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты;

реквизиты распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки;

учетный номер проверки и дата присвоения учетного номера проверки в едином реестре проверок;

ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;

должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;

ж) иные необходимые данные, установленные положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля, административным регламентом осуществления вида государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля.

5. Положением о виде федерального государственного контроля (надзора), порядком организации и проведения вида регионального государственного контроля (надзора), вида муниципального контроля может быть предусмотрена возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с Федеральным законом "Об электронной подписи".

6. Утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

7. Формы проверочных листов могут быть использованы для разработки и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" интерактивных сервисов для проведения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями самопроверки соблюдения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Проверочные листы Роспотребнадзора в 2019 году обязательны к применению при проведении плановых проверок в организациях общественного питания, торговли, парикмахерских, соляриях и салонах красоты. О том, какие требования содержатся в проверочных листах и как подготовиться к плановым проверочным мероприятиям, расскажем ниже. Cкачать проверочные листы Роспотребнадзора можно по ссылкам в конце статьи (бесплатно).

В силу требований ч. 11.1 – 11.5 ст. 9 ФЗ «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294 надзорные органы при проведении плановых проверочных мероприятий в отношении юридических лиц и ИП должны использовать проверочные листы. Это списки контрольных вопросов относительно предмета проверки.

Роспотребнадзором утверждено формы 3 проверочных листов (Приказ Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860).

Каждая форма содержит списки (перечни) контрольных вопросов. Они обязательны для использования должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, которые проверяют соблюдение санитарно-эпидемиологических требований.

Списки контрольных вопросов затрагивают:

  1. Проверки соблюдения требований СанПин в организациях общественного питания.
  2. Проверки соблюдения требований СанПин на предприятиях торговли.
  3. Проверки соблюдения требований СанПин в салонах красоты, парикмахерских и соляриях.

Списки вопросов изложены в виде таблиц, в которых содержится 3 графы. Первая из них содержит вопрос, который задается при проведении плановой проверки. Во второй требуется дать ответ на поставленный вопрос. В третьей указывается на нормы права, которые регулируют правоотношения относительно заданного вопроса.

Приведем пример таблицы:

Инспекторы Роспотребнадзора не могут выходить за рамки вопросов, указанных в Приложениях 1-3 к Приказу № 860. Если ответ на хотя бы на один из вопросов отрицательный, это является основанием для привлечения проверяемого юридического лица к административной ответственности.

С какой даты действуют проверочные листы Роспотребнадзора

Пилотный проект по применению контрольных вопросов действует уже достаточно давно, с 1 октября 2017 года, однако в него входят далеко не все юридические лица и ИП. С 1 июля 2018 проверки касаются уже всех организаций и ИП, работающих в сферах применения контрольных вопросов.

Позитивным моментом является то, что проверочные листы Роспотребнадзора находятся в открытом доступе (их можно скачать по ссылке в конце статьи). Таким образом, владельцы организаций общественного питания, торговых организаций, салонов красоты, парикмахерских и соляриев могут самостоятельно проверить соблюдение ими требований санитарно-эпидемиологического законодательства. Если на все контрольные вопросы дается положительный ответ, то и беспокоиться предстоящей плановой проверки Роспотребнадзора не следует.

Существует ли список проверочных листов Роспотребнадзора для медицинских организаций, аптек и образовательных организаций

Проверочных листов Роспотребнадзора для образовательных организаций и медицинских компаний не издано. Однако для организаций в сфере здравоохранения утверждены свои проверочные листы (постановлением Минздрава от 9.11.2017 № 9438). Данный документ мы рассмотрели в другой статье нашего сайта. Он включает и проверочные чек листы для аптек (Роспотребнадзор их не утверждает — утверждает Минздрав).

Для образовательных организаций Министерством образования РФ проверочных листов на федеральном уровне не утверждено, однако существуют региональные перечни, например, утвержденные Приказом Минобрнауки Республики Коми от 18.10.2017 № 682-У.

Проверочные листы при проведении проверок на предприятиях общественного питания

При проверках организаций общественного питания используется проверочный лист, утвержденный Приложением № 1 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Контрольных вопросов достаточно много, и предприятиям общественного питания придется провести большую работу, чтобы положительно ответить на все.

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к канализации и водоснабжению.
  3. Требования к условиям труда в организации.
  4. Устройство в помещениях и их содержание.
  5. Требования к посуде, инвентарю.
  6. Требования к приему, хранению продукции, ее транспортировке.
  7. Требования к приготовлению блюд.
  8. Требования к продаже готовой продукции.
  9. Гигиена сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Подавали ли организации уведомление о начале деятельности?
  2. Соблюдаются ли нормы по уровню шума, вибрации, электромагнитных полей?
  3. Соблюдается ли запрет на размещение на территории организации жилых помещений?
  4. Есть ли на предприятии водопровод и канализация?
  5. Соответствуют ли источники водоснабжения требованиям по качеству воды, по обустройству, и т.д?
  6. Достаточно ли в организации горячей и холодной воды, чтобы изготавливать безопасную продукцию?
  7. Соответствует ли горячая вода уровню необходимой температуры (не менее 65 градусов)?
  8. Соответствуют ли показатели микроклимата в помещениях, где производится продукциях требованиям по температуре воздуха, его влажности, скорости движения, и т.д?

Полный перечень вопросов можно скачать по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке предприятий торговли

Проверочные листы, используемые для проверки торговых организаций утверждены Приложением № 2 к Приказу Роспотребнадзора № 860. Все вопросы разделены по категориям, которые похожи на указанные выше:

  1. Общие вопросы.
  2. Требования к размещению торговой организации.
  3. Водоснабжение и требования к канализации.
  4. Требования к вентиляции, освещению, отоплению, кондиционерам, условиям работы сотрудников.
  5. Требования к торговым помещениям.
  6. Требования к оборудованию, таре, и т.д.
  7. Требования к транспортировке, хранению продукции.
  8. Требования к процессу продажи товаров.
  9. Требования к гигиене сотрудников.

Приведем примеры вопросов:

  1. Если организация расположена в жилом здании, есть ли отдельные выходы?
  2. Соблюдено ли требование о расположении стоянки для сотрудников за пределами предомовой территории.
  3. Проводится ли каждый месяц генеральная уборка и дезинфекция?
  4. Есть ли защита от грызунов и насекомых?
  5. Есть ли тара и посуда, например, изготовленная для контакта с пищевыми продуктами?
  6. Соблюдаются ли условия погрузки товара, исключающие его загрязнение?

С полным перечнем вопросов можно ознакомиться, скачав его по ссылке в конце статьи.

Проверочные листы при проверке парикмахерских, салонов красоты, соляриев

Проверочные листы Роспотребнадзора при проверке салонов красоты, соляриев и парикмахерских утверждены Приложением № 3 к Приказу № 860. Все вопросы также как и в ранее приведенных листах разделены на разделы:

  1. Общие требования.
  2. Требования к размещению фирм.
  3. Требования к оборудованию помещений.
  4. Требования к содержанию соляриев и оборудованию.
  5. Требования к отделке внутренних помещений.
  6. Требования к шуму и микроклимату.
  7. Требования к освещению.
  8. Требования к режиму работы и содержанию помещений.

Примеры вопросов в приведенных выше разделах проверочных листов Роспотребнадзора:

  1. Сообщается ли клиентам информация о том, что необходимо использовать специальные очки?
  2. Есть ли данные о безопасности материалов, из которых производилась внутренняя отделка помещений?
  3. Имеется ли централизованная система водоснабжения?
  4. Производится ли периодическая дезинфекция, стерилизация материалов и инструментов?

Факультет Медицинского Права уже не раз писал о том, что с 1 января 2017 года жизнь медицинских организаций значительно усложнилась. И связано это с внесенными еще в июле 2016 года изменениями в базовый закон по проверкам - Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - ФЗ № 294).

Одним из таких нововведений является применение контролирующим органом при плановой проверке проверочных листов (списка контрольных вопросов). Для начала отметим, что в силу части 11.3 статьи 9 ФЗ № 294 проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении организацией обязательных требований, составляющих предмет проверки.

Использование проверочных листов при плановой проверке будет зависеть от установления подобной обязанности Положением о конкретном виде контроля. Такое положение касается и использования проверочных листов при проведении плановых проверок с применением риск- ориентированного подхода, о чем законодатель отметил в части 11.2 статьи 9 ФЗ № 294. Также контролирующими органами при проведении совместных проверок могут использоваться сводные проверочные листы.

Проверочные листы разрабатываются и утверждаются самим надзорным органом в соответствии с требованиями, определяемыми Правительством РФ. В настоящее время таким актом является Постановлением Правительство РФ от 13.02.2017 № 177 (далее - ПП РФ № 177), которое вступило в законную силу 01 марта 2017 года. И именно об этом акте мы сегодня и поговорим.

Список контрольных вопросов при проведении проверок

Проверочный лист может содержать вопросы, затрагивающие все предъявляемые обязательные требования, либо ограничить предмет плановой проверки только частью обязательных требований , соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда, например, жизни, здоровью граждан.

Проверочный лист. Какой он?

ПП РФ № 177 установлено, что формы проверочных листов утверждаются правовыми актами контролирующих органов , следовательно, единой формы проверочного листа нет. Однако, п. 4 ПП РФ № 177 устанавливает общие требования к содержанию подобной формы, обратим внимание только на некоторые из них. Итак, форма проверочного листа должна содержать :

  • указание на ограничение предмета плановой проверки, если это предусмотрено положением о виде контроля или порядком его организации (проведения);
  • перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных подобных требований, составляющих предмет проверки;
  • поля для внесения следующих данных (приведено выборочно):
    • место проведения плановой проверки с заполнением проверочного листа и (или) указание на используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем производственные объекты;
    • реквизиты распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки;
    • ответы на вопросы, содержащиеся в перечне вопросов;
    • должность, фамилия и инициалы должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящего плановую проверку и заполняющего проверочный лист;
    • иные необходимые данные.

Помимо этого, отметим, что контролирующий орган может предусмотреть возможность оформления проверочных листов в форме электронного документа , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Важно, что утвержденные формы проверочных листов подлежат опубликованию на официальных сайтах органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Интересно, что ПП РФ № 177 предусматривает возможность прохождения юрлицами и индивидуальными предпринимателями в сети «Интернет» самопроверки, которая может быть организована на интерактивных сервисах на основании форм утвержденных проверочных листов.

Результаты опроса

Согласно части 11.5 статьи 9 ФЗ № 294 заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист (список контрольных вопросов) прикладывается к акту проверки .

P.S.

По нашему мнению, многие контролирующие органы пожелают воспользоваться удобным случаем и утвердят свои формы проверочных листов. Навряд ли, например, Росздравнадзор или Роспотребнадзор захотят остаться в стороне от очередной предоставленной возможности усложнить для юрлица или ИП прохождение плановой проверки.

Так, к примеру, ФМБА России уже точно будет использовать данный документ при проведении плановых проверок, в связи с чем будут внесены изменения в соответствующие нормативные правовые акты (пункт 5 Письма ФМБА России от 01.02.2017 № 32-024/53 «Об изменениях в законодательстве Российской Федерации в области контроля (надзора)»).

Постановление от 13 февраля 2017 года №177. Установлены общие требования к порядку разработки и утверждения органами государственного и муниципального контроля проверочных листов (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться должностными лицами таких органов при проведении плановых проверок. Утверждённые формы проверочных листов будут публиковаться на официальных сайтах органов государственного или муниципального контроля. Использование при проведении плановых проверок проверочных листов и их публикация в интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.

Справка

Внесено Минэкономразвития России.

Внедрение проверочных листов предусмотрено (утверждена распоряжением Правительства от 1 апреля 2016 года №559-р) и (паспорт программы утверждён по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам 21 декабря 2016 года).

В соответствии с законодательством общие требования к порядку разработки и утверждения органами государственного или муниципального контроля проверочных листов устанавливаются Правительством России.

Подписанным постановлением утверждены такие общие требования.

В частности, установлены виды правовых актов, которыми утверждаются формы проверочных листов. Определено содержание формы проверочного листа. Предусмотрена возможность оформления проверочных листов в виде электронного документа.

Формы проверочных листов будут утверждаться контрольно-надзорными органами федерального, регионального и муниципального уровня, информация о разработке проектов соответствующих актов и итогах их общественного обсуждения должна размещаться на портале regulation.gov.ru.

В форме должны быть указаны вид контроля или надзора, а также вид деятельности проверяемого субъекта или объекта, их категории риска и классы опасности. Кроме того, проверочный лист должен содержать наименование органа госконтроля, а также реквизиты документов, в которых содержатся проверяемые требования. В проверочном листе также должен быть указан учётный номер проверки, по которому можно будет найти информацию в едином реестре проверок.

Проверочный лист может иметь и электронную форму, в этом случае он должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Утверждённые формы проверочных листов будут размещаться в открытом доступе на официальных сайтах контрольно-надзорных органов, так что предприниматели смогут самостоятельно, до прихода инспектора, проверить, насколько соблюдаются обязательные требования на их объекте, и своевременно устранить нарушения.

Использование при проведении плановых проверок проверочных листов и их публикация в интернете позволят повысить эффективность проверок и снизить административную нагрузку на подконтрольные субъекты.