Особенности ощущения. Развитие ощущения и восприятия в дошкольном возрасте

Ощущение – это психический познавательный процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств предметов, которые оказывают значительное воздействие на органы чувств личности. Ощущение в жизни человека занимает особую позицию: помогает воспринимать окружающий мир, выстраивать межпредметные связи на основе собственных впечатлений. Ощущения человека очень тесно взаимодействуют со всеми чувствами: зрение, слух, обоняние и осязание являются «проводниками» в таинственный внутренний мир индивида.

Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объективность заключается в том, что в данном процессе всегда происходит отражение внешнего раздражителя. Субъективность выражается в индивидуальном восприятии конкретного анализатора.

Как работает механизм анализатора? Его задача состоит из трех этапов:

Раздражитель оказывает влияние на рецептор, в результате чего у последнего возникает процесс раздражения, которое передается соответствующему анализатору. К примеру, если громко крикнуть, индивид обязательно повернется в сторону источника шума, даже если он и не обращен к нему лично.

Природа ощущений человека чрезвычайно многообразна. Что можно отнести к ощущениям? Это, прежде всего, наши чувства, которые составляют сущность эмоций: ощущения тревоги, чувство опасности, нереальности происходящего, неконтролируемая радость и печаль. Процесс ощущения складывается из многочисленных переживаний, которые, создавая движущуюся вереницу событий, формируют эмоциональную сферу человека с ее индивидуальными особенностями.

Виды ощущений

  • Зрительные ощущения формируются в результате соприкосновения световых лучей с сетчаткой человеческого глаза. Она – то и является рецептором, на который оказывается воздействие! Зрительный анализатор устроен таким образом, что светопреломляющий компонент, состоящий из хрусталика и стекловидной прозрачной жидкости, формирует изображение. Ощущения могут возникнуть различные. Так, один и тот же раздражитель оказывает разное влияние на людей: какой — то человек при виде подбегающей к нему собаки осторожно свернет в сторону, другой спокойно пройдет мимо. Сила воздействия раздражителя на нервную систему зависит от развития эмоциональной сферы и индивидуальных особенностей.
  • Слуховые ощущения возникают посредством специальных раздражителей – слуховых волн, которые распространяют колебания звука. Слуховые ощущения, которые может уловить человеческий анализатор, состоит из трех типов – речевые, музыкальные и шумы. Первые возникают в результате восприятия речи другого человека. Когда мы слушаем монолог, то невольно начинаем обращать внимание не только на смысл произнесенных фраз, но и на интонацию, тембр голоса. Музыкальные звуки способны подарить нашему слуху невообразимое эстетическое наслаждение. Слушая определенные мелодии, человек успокаивается или, наоборот, возбуждает свою нервную систему. Известны случаи, когда музыкальное сопровождение помогало личности в решении сложных задач, вдохновляло на новые открытия, творческие свершения. Шум почти всегда негативно воздействует на слуховые анализаторы личности и на его душевное состояние. Постоянное нахождение в условиях шума негативно сказывается на психике и может привести к полной или частичной потере слуха.
  • Вибрационные ощущения относят тоже к слуховым. Замечено, что у людей с ограниченными возможностями (слепых и глухих) способность воспринимать вибрации возрастает в несколько раз! На здорового человека недлительные колебания оказывают положительное воздействие: успокаивают, стимулируют к деятельности или побуждают к конкретным шагам. Однако, если однотипные вибрации будут повторяться слишком долгое время, то станут источником плохого самочувствия и приведут к состоянию раздражения.
  • Обонятельные ощущения призваны находиться «на страже» нашего здоровья. Прежде чем принять пищу, человек чувствует ее аромат. Если продукт несвежий, обонятельный анализатор немедленно подаст сигнал в мозг, что данную пищу нельзя употреблять. Также по запаху можно узнавать знакомые места или возвращаться к различным переживаниям. Например, вдыхая аромат свежей клубники, нагретой на солнце, мы вспоминаем теплое лето и особенное настроение, которое в тот момент сопутствовало отдыху.
  • Вкусовые ощущения напрямую связаны с возможностью распознавать вкус пищи и наслаждаться его многообразием. На языке расположены вкусовые рецепторы, которые чувствительны к этим ощущениям. Причем разные доли языка неодинаково реагируют на одну и ту же пищу. Так, сладкое лучше всего воспринимается кончиком, кислое – краями, горькое – корнем языка. Для создания полной картины вкусовых ощущений необходимо, чтобы пища была как можно более разнообразная.
  • Тактильные ощущения несут в себе возможность познакомиться с состоянием физического тела, определить, какое оно: жидкое, твердое, липкое или шероховатое. Больше всего скоплений тактильных рецепторов на кончиках пальцев, губах, шее, ладонях. Благодаря тактильным ощущениям, человек даже с закрытыми глазами может безошибочно определить, какой предмет находится перед ним. Слепым людям руки частично заменяют зрение.
  • Ощущение давления воспринимается как сильное прикосновение. Характерной особенностью этого ощущения является полная сосредоточенность на одном месте, в результате чего сила воздействия увеличивается.
  • Болевые ощущения формируются в результате воздействия на кожные покровы или внутренние органы неблагоприятных факторов. Боль может быть колющая, режущая, ноющая, она различается по интенсивности. Болевые ощущения расположены под кожей глубже, чем рецепторы прикосновения.
  • Температурные ощущения связаны с функцией теплообмена. На теле человека расположены рецепторы, которые неодинаково реагируют на тепло и холод. Так, например, спина и ступни ног более всего чувствительны к холоду, а грудь остается теплой.
  • Кинестетические ощущения называют собственно тактильными. Они необходимы для формирования чувства равновесия, определения положения тела в пространстве. Человек даже с закрытыми глазами легко может сказать, лежит он сейчас, сидит или стоит. Восприятие движение и двигательная активность – важные составляющие кинестетических ощущений. Они создают чувство уверенности при перемещении тела в пространстве.

Развитие ощущений и восприятия

Для развития всех видов ощущений необходимо использовать специально подобранный комплекс упражнений. При этом рекомендуется обращать внимание на раздражители, которые будут возникать в течение дня естественным образом и стараться наблюдать за ними. Так, восход солнца может принести не меньше удовольствия, чем занятие живописью или игра на музыкальном инструменте. Научаясь замечать красоту окружающей среды, человек «тренирует» свои ощущения, задействует их работу, утончает восприятие, а потому сам становится счастливее. Ниже представлены упражнения, которые можно использовать как в совокупности, так и отдельно друг от друга.

«Наблюдение за деревом»

Это упражнение можно выполнять на протяжении довольно длительного времени. И чем дольше вы станете его делать, тем глубже сможете освоить и развить свои зрительные ощущения. Суть его заключается в следующем: недалеко от своего жилища необходимо выбрать одно дерево, за которым вы будете периодически наблюдать. Интервалы в наблюдении должны иметь равный промежуток: два – пять дней, самое большое — неделя. Время года неважно, но желательно, чтобы была возможность понаблюдать сезонные изменения.

В установленный час выходите из дома и направляетесь к выбранному объекту. В течение десяти – пятнадцати минут просто созерцайте природную красоту, воплощенную в данном конкретном дереве. Можно подумать о чем – то своем, но главное не забывайте отмечать существенные детали. Рассматривая дерево, постарайтесь наиболее полно ответить себе на следующие вопросы: как оно выглядит, какие чувства у вас возникают, что изменилось за время последнего посещения (например, стало больше желтых листьев осенью или появились свежие, зеленые весенней порой). Упражнение прекрасно развивает наблюдательность, предоставляет уникальную возможность отдохнуть душой от ежедневных забот и переживаний. Сила этого задания заключается в его простоте и доступности для каждой личности.

«Кто громче поёт?»

Данное упражнение направлено на развитие слуховых ощущений и может применяться на практике как взрослыми, так и детьми. Находясь на прогулке, поставьте себе целью различать пение птиц, прислушиваться к звукам, произносимым живой природой. Лучше всего «слушать» птиц ранним утром, когда еще отсутствуют посторонние звуки и на улице мало людей. Вы удивитесь, как многого не замечали прежде. Обязательно отмечайте ваши наблюдения в специальном блокнотике, записывайте важные мысли, которые пришли в голову.

«Угадай – ка»

Играть в эту игру можно хоть всей семьей. Упражнение направлено на развитие обонятельных ощущений. Задача несложная в исполнении: вы покупаете в магазине несколько продуктов разной категории и сортов. Продукты можно выбирать на свой вкус, однако, учтите, что домашние не должны знать, на чем именно остановился ваш выбор. После вы предлагаете родственникам с закрытыми глазами на близком расстоянии определить продукт. Подносите им к носу по очереди огурец, очищенный банан, йогурт, молоко, помидор. Задача ваших оппонентов – угадать, какие именно продукты питания вы принесли домой. Детям при этом разрешается задавать наводящие вопросы. Упражнение прекрасно поднимает настроение.

«Что я чувствую прямо сейчас?»

Суть этого упражнения заключается о том, чтобы как можно яснее составить для себя спектр температурных и тактильных ощущений. Чтобы достичь желаемого эффекта, выполняйте несложные рекомендации: принимая душ, включайте поочередно прохладную и теплую воду. Отмечайте свои ощущения, возникающие в эти промежутки времени. Пришедшие мысли можете записывать в специальную тетрадь, потом будет интересно читать.

Выходя в теплую погоду на улицу, постарайтесь мысленно настроиться на восприятие температуры. Заметьте, как рецепторы кожи «радуются» солнечному свету, насколько вам приятно ходить в легкой одежде, сквозь которую свободно проникает воздух. Придя домой, зафиксируйте ваши наблюдения на бумаге.

Таким образом, роль ощущений в жизни человека достаточна значительна. Благодаря ощущениям становится возможным различать краски и цвета собственного настроения, видеть окружающий мир во всем его многообразии. Процесс ощущения наделяет каждого из нас способностью становиться творцом своей индивидуальности.

Развитие ощущений

Ощущения могут и должны развиваться, и начинается этот процесс сразу после рождения ребенка. Эксперименты и простые наблюдения показывают, что уже спустя незначительное время после рождения ребенок начинает реагировать на раздражители всех видов.

Ощущения разных модальностей имеют разную динамику в развитии, степень их зрелости в разные периоды разная. Сразу после рождения у ребенка наиболее развитой оказывается кожная чувствительность. Возможно, это связано с тем, что в процессе филогенеза эта чувствительность является старейшей.

Наблюдая за новорожденным, можно заметить, что ребенок дрожит из-за различия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует новорожденный ребенок и на просто прикосновения. Наиболее чувствительны в этом возрасте губы и вся область рта. Очевидно, это связано с необходимостью питаться. Новорожденные ощущают также и боль.

Уже в первые дни после рождения у ребенка достаточно высоко развита вкусовая чувствительность. Новорожденные дети по-разному реагируют на введение им в рот раствора хинина или сахара. Через несколько дней после рождения ребенок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от простой воды.

Весьма хорошо развита у новорожденных обонятельная чувствительность, особенно связанная с питанием. Новорожденные дети по запаху материнского молока определяют, есть ли в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровьего, едва лишь почувствовав его запах.

Обонятельным ощущениям предстоит еще долго развиваться. Даже в четырех-пятилетнем возрасте обоняние ребенка далеко от совершенства.

Зрение и слух в своем развитии проходят более сложный путь, который включает в себя ряд этапов. Эти органы значительно сложнее устроены, они заняты обработкой огромных объемов информации и требуют поэтому высокой организации функционирования.

Фактически, если можно так выразиться, люди рождаются слепыми и глухими. В первые дни после рождения типичный ребенок не реагирует на звуки, даже очень громкие. Слуховой проход новорожденного заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в течение первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Когда ребенок начинает слышать, его реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуждения, в частности:

Ребенок вскидывает ручки,

Шевелит ножками,

Издает громкий крик.

Чувствительность к звуку постепенно повышается в первые недели жизни.

Через два-три месяца ребенок начинает находить направление на источник звука. Внешне это проявляется в том, что он поворачивает голову в сторону этого источника. Начиная с третьего-четвертого месяца, некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.

Как только ребенок начинает нормально слышать, у него постепенно развивается речевой слух. Он начинает отличать голос матери от голосов других людей. Уже в первые месяцы жизни гуление ребенка в своем тембре начинает коррелировать с материнским голосом.

В своих явных реакциях ребенок прежде всего начинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаивающе.

В дальнейшем можно обнаружить реакцию ребенка на восприятие ритмической стороны речи и общего звукового рисунка слов.

Довольно точное различение звуков речи, создающее необходимый минимум для становления собственной речи, наступает лишь к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственно речевого слуха. Способность различать гласные возникает раньше, чем способность различать согласные.

Зрение развивается у ребенка еще более медленно. Абсолютная чувствительность к свету у новорожденных очень низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ребенок реагирует на свет различными двигательными реакциями.

Различение цветов растет медленно. Лишь к пятому месяцу обычно наступает различение цвета, после чего ребенок начинает проявлять интерес к ярко-хроматическим предметам.

Другое препятствие, которое надо преодолеть ребенку, - рассогласование в движениях глаз. Ребенок начинает ощущать свет, но в первое время не может видеть предметы. Один глаз может смотреть в одну сторону, другой в другую или вообще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни.

На третьем месяце ребенок начинает различать предметы и лица. В это же время начинается длительный процесс развития восприятия пространства, форм предметов, их величин и удаления.

В процессе развития ощущений всех модальностей важно еще одно обстоятельство - надо научиться различать ощущения. Хотя к концу первого года абсолютная чувствительность достигает высокого уровня, различение ощущений совершенствуется и в школьные годы.

Важно отметить и то, что в динамике развития ощущения большое значение имеют индивидуальные различия: генетические особенности, здоровье ребенка, наличие довольно богатой ощущениями среды. Процессом развития ощущений в некоторых (не очень больших) пределах можно управлять: с помощью регулярных тренировок, знакомства с новыми стимулами. Развитие слуха в младенческом возрасте может составить неплохой задел для дальнейшей музыкальной карьеры.

Классификация ощущений.


В жизни мы постоянно замечаем изменение в освещенности, увеличении или уменьшение звука. Это и есть проявления порога различения или дифференциального порога. Дети похожи на родителей. Иногда мы не можем отличить голос сына от голоса отца, во всяком случае, в первые секунды телефонного разговора. Нам трудно настроить гитару: подстраивая одну струну к другой, мы не слышим разницы в звучании. Но наш товарищ с консерваторским образованием говорит, что нужно еще подтянуть на четверть тона. Следовательно, есть такая величина физического различия между стимулами, больше которой мы их различаем, а меньше которой - нет. Эта величина носит название дифференциального порога, или порога дифференциальной чув-
ствительности. Если попросить двух-трех человек разделить пополам линию длиной около метра, то увидим, что у каждого будет своя точка деления. Надо измерить результаты линейкой. Кто разделил точнее, у того и лучшая чувствительность различения. Отношение определенной группы ощущений к увеличению величины первоначального раздражителя является постоянной величиной. Это установил немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878). На основе учения Вебера, немецкий физик Г. Фехнер (1801 - 1887) экспериментально показал, что рост интенсивности ощущения не прямо пропорционален росту силы раздражителя, но медленнее. Если сила раздражителя возрастает в геометрической прогрессии, интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии. Это положение формулируется еще и так: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Оно получило название закона Вебера-Фехнера.

6.Классические законы психофизики.

Закон Вебера один из законов классической психофизики , утверждающий постоянство относительного дифференциального порога (во всем сенсорном диапазоне варьируемого свойства стимула). Дифференциальный порог разновидность сенсорного порога, означает наименьшее различие между 2 раздражителями, выше которого испытуемый дает на них реакцию (обычно - в виде сообщения о появлении ощущения различия, отличия между ними) как на 2 различающихся раздражителя и ниже которого раздражители кажутся ему одинаковыми, неразличимыми. Т. о., Д. п. принято выражать в виде разницы между величинами переменного и постоянного (фонового, стандартного) раздражителей. Син. разностный порог, порог различения. Величина обратная Д. п. называется разностной чувствительностью.

Закон Стивенса вариант основного психофизического закона , предложенный амер. психологом Стэнли Стивенсом (1906-1973) и устанавливающий степенную, а не логарифмическую (см. Закон Фехнера ) зависимость между силой ощущения и интенсивностью раздражителей.

Закон Фехнера основной психофизический закон, утверждающий, что интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Сформулирован Г. Фехнером в его основополагающем труде «Элементы психофизики» (1860). Пороговая теория Фехнера составная часть психофизики , созданной Г . Фехнером . Весь процесс отражения Г. Фехнер делил на 4 этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс). Порог рассматривался как пункт перехода от 2-го к 3-му этапу - от возбуждения к ощущению. Однако, не имея возможности количественно определять процесс возбуждения, Фехнер, не отрицая существования и важности физиологического этапа, исключил его из рассмотрения и попытался установить прямую зависимость между раздражением и ощущением. Основной психофизический закон функциональная зависимость величины ощущения от величины раздражителя. Син. психофизический закон, психофизическая функция (не следует путать с психометрической кривой , или функцией). Нет единой формулы О. п. з., но есть его варианты: логарифмический (закон Фехнера ), степенной (закон Стивенса ), обобщенные (Бэрда, Забродина) и др. См. также Психофизика , Фехнер Г . Т . (И. Г. Скотникова.)

Монокулярное зрение (смотрение одним глазом) определяет правильную оценку расстояния в очень ограниченных пределах. При бинокулярном зрении изображение предмета падает на диспарантные, т.е. на не вполне соответствующие точки сетчатки правого и левого глаза. Эти точки располагаются на несколько неодинаковом расстоянии от центральных ямок сетчатки (в одном глазу – справа от центральной ямки, в другом – слева от нее). Когда изображение падает на идентичные, т.е. вполне совпадающие точки сетчатки, оно воспринимается как плоское. Если диспарантность изображения предмета слишком велика, то изображение начинает двоиться. Если же диспарантность не превышает определенной величины, возникает восприятие глубины.

Для восприятия глубины немалое значение имеют мускульно-двигательные ощущения, возникающие при сокращении и расслаблении глазных мышц. Медленное приближение пальца к носу вызывает заметные проприоцептивные ощущения как результат напряжения мышц глаза. Эти ощущения идут от мышц, сближающих и разводящих оси глаз, и от мышцы, изменяющей кривизну хрусталика.

При одновременном видении двумя глазами соответствующие возбуждения от правого и левого глаза интегрируются в мозговой части зрительного анализатора. Возникает впечатление объемности воспринимаемого предмета.

При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаиморасположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.

Внимание как селекция.

Этот подход был сосредоточен на исследовании механизмов селекции (выбора одного объекта из нескольких). Примером селекции является ситуации «вечеринки с коктейлем», когда из множества одновременно звучащих голосов человек может произвольно выбирать голоса определенных людей, распознавать их речь, игнорируя голоса других людей.

Функции представлений

Представление, как и любой другой познавательный процесс, осуществляет ряд функций в психической регуляции поведения человека. Большинство исследователей выделяет три основные функции: сигнальную, регулирующую и настроечную. Сущность сигнальной функции представлений состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразуется в систему сигналов, управляющих поведением. Регулирующая функция представлений тесно связана с их сигнальной функцией и состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств. Причем этот выбор осуществляется не абстрактно, а с учетом реальных условий предстоящей деятельности. Следующая функция представлений - настроечная. Она проявляется в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействий окружающей среды. Так, изучая физиологические механизмы произвольных движений, И. П. Павлов показал, что появившийся двигательный образ обеспечивает настройку двигательного аппарата на выполнение соответствующих движений. Настроечная функция представлений обеспечивает определенный тренирующий эффект двигательных представлений, что способствует формированию алгоритма нашей деятельности. Таким образом, представления играют весьма существенную роль в психической регуляции деятельности человека.

37. Понятие мышления. Подходы к исследованию мышления.

Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Характеристика мышления по Майерсу: 1.Мышление когнитивно. 2.Мышление направленный процесс. 3.Мышление процесс манипулирования информацией, результатом которого является формирование репрезентации.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер.

Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном. Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

38.Виды мышления; В психологии принято различать виды мышления по содержанию: Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.

Наглядно-образное мышление основывается на образах представлений, преобразовании ситуации в план образов. Свойственно поэтам, художникам, архитекторам, парфюмерам, модельерам.

Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятие, суждение, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, значит, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.

Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматриваются как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.

По характеру задач: Теоретическое мышление состоит в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие Периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они по характеру обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеет место обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения.

Основная задача практического мышления является физическое преобразование действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается при экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.

По степени осознавания: Аналитическое мышление(логическое) - это вид мышления, развернутого во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной мере осознанные субъектом. Основано на понятиях и формах мышления.

Интуитивное мышление , наоборот, - свернуто во времени, в нем отсутствует разделение на этапы, оно было представлено в сознании. Процесс манипулирования образа с нечеткими характеристиками.

В психологии различают еще реалистичное мышление , направленное на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление , связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Детям дошкольного возраста свойственно эгоцентричное мышление , характерный его признак - неспособность поставить себя на позицию других.

И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. направлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.

Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмотря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.

По характеру воспринимания информации и типу репрезентации (Брунер): Из базовых: 1) предметное мышление или практический склад ума. 2) Образное мышление или художественный склад ума. 3) Знаковое или гуманитарный склад ума. 4) Символич. мышление или математический склад ума. Шесть комбинированных реализ. путем объединения. . По характеру познания: 1) Алгоритмическое(последов. действие). 2.Эвристическое(поисковая). По способу выдвижения и проверки гипотез (автор Гилфорд): 1. Конвергентное (один правильный ответ. 2. Дивергнентное (задачи которые требуют разных ответов и они все могут быть правильными). По степени развернутости: 1. Интуитивное. 2. Дискурсивное (развернутое).

39.Теории мышления Асоцианистская теория. Первые представления о универсальных закономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ассоциаций. Развитие мышления воображается как процесс накопления ассоциаций. Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-теоретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностей в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознания). Пифагор - древнегреческий философ и математик, основатель мозговой теории мышления. В эпоху Средневековья изучение мышления носило исключительно эмпирический характер и чего-либо нового не дало . В начале XX века в центр своих интересов поставила мышление Вюрцбургская школа психологии (О. Кюльпе и др.), работы представителей которой были основаны на феноменологии Э. Гуссерля и отвержении ассоцианизма. В экспериментах данной школы мышление изучалось методами систематической интроспекции с целью разложения процесса на основные этапы. Гештальтпсихология в лице М. Вертгеймера и К.Дункера занималась исследованиями продуктивного мышления. Мышление в гештальтпсихологии понималось как переструктурирование проблемной ситуации с помощью инсайта. В рамках бихевиоризма мышление - процесс формирования связей между стимулами и реакциями. Его заслуга - рассмотрение практического мышления, а именно - умений и навыков при решении задач. Внёс вклад в изучение мышления и психоанализ , изучая бессознательные формы мышления, зависимость мышления от мотивов и потребностей. В советской психологии изучение мышления связано с психологической теорией деятельности . Её представители понимают мышление как прижизненную способность к решению задач и преображению действительности. По А. Н. Леонтьеву внутренняя (мышление) деятельность - не только производная от внешней (поведение), но и имеет то же строение. Во внутренней мыслительной деятельности можно выделить отдельные действия и операции. Внутренние и внешние элементы деятельности взаимозаменяемые. Можно сделать вывод: мышление сформировано в процессе деятельности. На основе теории деятельности были построены педагогические теории П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова. Одна из наиболее новых - информационно-кибернетическая теория мышления. Мышление человека моделируют с точки зрения кибернетики и искусственного интеллекта.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Активное преднамеренное воображение: 1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию. 2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение. 3.Мечта – самостоятельное создание новых образов. Отличие мечты: 1.В мечте создается образ желаемого. 2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат. 3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас. 4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное преднамеренное воображение или грезы: Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное: 1.Сон 2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

55.Функции и свойства воображения.

Представлять действительность в образах, и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. Свойства: 1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей. 2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность. 3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов. 4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт. 5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Понятие ощущения. Этапы возникновения ощущений.

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, а также внутреннее состояние организма при непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы­ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. Ощущения возникают на основе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живых тел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий (допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. На ранней стадии развития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нет необходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности – раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живому необходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а, следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – на этом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность – способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, не влияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох). Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессы психического отражения. Таким образом, ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Каждый раздражитель имеет свои характеристики, в зависимости от которых он может восприниматься определенными органами чувств. Благодаря ощущениям человек отличает предметы и явления по цвету, запаху, вкусу, гладкости, температуре, величине, объему и другим признакам. Ощущения возникают при непосредственном контакте с предметом. Так, например, о вкусе яблока мы узнаем тогда, когда пробуем его. Или, например, мы можем слышать звук полета комара или ощутить его укус. В данном примере звук и укус являются раздражителями, воздействующими на органы чувств. При этом следует обратить внимание на то, что процесс ощущения отражает в сознании только звук или только укус, никак не связывая эти ощу­щения между собой, а, следовательно, с комаром. Это и является процессом отражения отдельных свойств предмета.

Тем не менее, ощущения – это главный источник поступления информации для человека. На основе этой информации строится вся психика человека – сознание, мышление, деятельность. На этом уровне происходит непосредственное взаимодействие субъекта с материальным миром. Т.е., ощущения лежат в основе всей познавательной деятельности человека. Ощущение - это простейший элемент человеческого сознания и познания, на котором построены очень сложные познавательные процессы: восприятие, представление, память, мышление, воображение. Ощущения, восприятия и представления есть как у человека, так и у животных. Ощущения человека отличаются от ощущений животных, они опосредованы его знаниями. Выражая то или иное свойство вещей и явлений, человек тем самым осуществляет элементарные обобщения этих свойств. Ощущения человека связаны с его знаниями и опытом. Особенностью ощущений является их сиюминутность и непосредственность. Ощущения возникают сразу при соприкосновении органов чувств с объектами материального мира. Ощущения существуют очень короткий промежуток времени, по истечении которого они преобразуются в восприятия.

Потребность иметь ощущения – основа умственного и эстетического развития личности. При их отсутствии, сенсорной депривации, наступает информационный голод. Что приводит к сонливости, потере интереса к работе, к людям, раздражительности, вспыльчивости, вялости, апатии, тоске, а в дальнейшем – расстройству сна и неврозу.

3. Свойства ощущений.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений. Качество – это свойство, характеризующее основную информацию, отображаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или соленый. Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена. Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. У ощущений существует так называемый латентный(скрытый) период. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время.

Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствует первоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того же качества, что и действующий раздражитель. Отрицательный последовательный образ заключается в возникновении качества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя. Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы может сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

Однако не менее важное значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений, иначе говоря, степень чувствительности. Различают два вида чувствительности: абсолютную чувствительность и чувствительность к различию. Под абсолютной чувствительностью подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью к различию – способность ощущать слабые различия между раздражителями.

Классификация ощущений.

Ощущение является чувственным отображением объективной реальности. Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Ощущения вовсе не являются пассивными процессами – они носят активный или рефлекторный характер.

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна принято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г.Ананьев говорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р.Лурия считает. Что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам-систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципу модальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения – с другой. Систематическая классификация ощущений была предложена английским физиологом Ч.Шеррингтоном. Он разделил их на три основных типа: 1.Интероцептивные –объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма (органические ощущения; ощущения боли), 2. Проприоцептивные передают информацию о положении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений (ощущения равновесия; ощущения движения); 3. Экстероцептивные ощущения (дистантные-зрительные, слуховые; обонятельные; контактные-вкусовые, температурные, тактильные, осязательные) обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями.

Предложенная английским неврологом Х.Хэдом – Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную, аффективную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.); 2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую, объективированную и рациональную), к которой относят основные виды ощущений человека. Эпикритическая чувствительность более молодая в генетическом плане, и он осуществляет контроль за протопатической чувствительностью.

5. Психофизика ощущений. Пороги ощущений.
Центральный вопрос психофизики – основные закономерности зависимости ощущений от внешних раздражителей. Ее основы заложили Э.Г. Вебер и Г. Фехнер.
Основной вопрос психофизики – вопрос о порогах. Существуют абсолютные и разностные пороги ощущения или пороги ощущения и пороги различения(дифференциальные). Раздражитель, действуя на анализатор, не всегда вызывает чувство. Прикосновения пушинки к телу нельзя почувствовать. Если действует очень сильный раздражитель, может наступить момент, когда ощущение перестают возникать. Звуков с частотой более 20 тысяч Герц мы не слышим. Слишком сильный раздражитель может вызвать боль. Следовательно, ощущения возникают при действии раздражителя определенной интенсивности.

Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

Та наименьшая сила раздражителя, которая, действуя на анализатор, вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности . Нижний порог характеризует остроту чувствительности анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует наглядное отношение: чем ниже порог, тем выше чувствительность, и наоборот. Наши анализаторы являются очень чувствительными органами. Они возбуждаются очень малой силой энергии соответствующих им раздражителей. Это касается в первую очередь слуха, зрения и обоняния. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих ароматных веществ не превышает 8 молекул. А для того чтобы вызвать вкусовые ощущения, необходимо по крайней мере в 25 000 раз больше молекул, чем для создания обонятельного ощущения. Та самая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом чувствительности . Пороги чувствительности индивидуальны для каждого человека. Эту психологическую закономерность должен предусмотреть учитель, особенно начальных классов. Некоторые дети имеют пониженную слуховую и зрительную чувствительность. Чтобы они хорошо видели и слышали, необходимо создавать условия для наилучшего отображения языка учителя и записей на доске. С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе, интенсивности и качеству.

Минимально увеличить силу действующего раздражителя, который вызывает едва заметные различия между ощущениями, называется порогом чувствительности различения .

2. Особенности ощущения

Всякое наше ощущение имеет качество, силу и длительность.

Качество ощущения - внутренняя его сущность, то, чем одно ощущение отличается от другого. Например, качествами зрительных ощущений являются цвета - синий, красный, коричневый и пр., слуховых - звуки голоса человека, музыкальные тона, шум падающей воды и др.

Сила (интенсивность) ощущений определяется той или иной степенью выраженности данного качества. В туманное утро очертания леса, контуры зданий воспринимаются органом зрения лишь в общих чертах, неотчетливо. По мере исчезновения тумана становится возможным отличить хвойный лес от лиственного, трехэтажный дом от четырехэтажного. Сила зрительного раздражения, а следовательно, и ощущение в дальнейшем продолжают нарастать. Теперь видны отдельные деревья, их ветви, в окнах дома - оконные переплеты, цветы на подоконнике, занавески и т.п.

Длительность ощущения - это то время, в течение которого у человека сохраняется впечатление данного конкретного ощущения. Длительность ощущения принципиально отличается от длительности раздражения. Так, действие раздражителя уже может быть законченным, однако ощущение в течение некоторого времени продолжается. Например, ощущение боли после отрывистого удара, жжения - после одномоментного касания раскаленным предметом.

Ощущение имеет определенную пространственную локализацию.

Всякое ощущение всегда окрашено в определенный, чаще всего специфический тон, т.е. имеет соответствующую эмоциональную окраску. В зависимости от их качества, силы и длительности ощущения могут вызывать положительные или отрицательные эмоции. Легкий запах сирени способствует появлению приятного чувства, тот же запах, концентрированный и существую­щий длительно, может привести к появлению головокружения, тошноты, общего плохого самочувствия. Матовый свет электрической лампочки успокаивает, прерывистый свет раздражает (например, при езде на велосипеде рядом с неплотным забором, закрывающим ярко светящее солнце).

Возникновение соответствующих эмоций при определенных ощущениях - процесс индивидуальный. Один человек любит слушать громкую музыку, другой - нет, одному приятен запах бензина, другого он раздражает. Эмоциональная окраска ощущений также индивидуальна.

Кроме эмоциональной во время ощущения может возникать (правда, в очень редких случаях) и несколько иная окраска. Например, у знаменитых русских композиторов А.Н. Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова природный слух сочетался с ощущением одновременной окраски воспринимаемых звуков в совершенно определенные цвета спектра. В частности, сложные аккорды (септаккорды) НА. Римский-Корсаков воспринимал так: до-ми, соль, си - окрашенными в синевато-золотистый цвет, ре-фа, ля-бемоль, си - в синевато-зеленовато-розовый с сероватым оттенком и т.д. Окраску для НА. Римского-Корсакова имели и некоторые трезвучия. При этом во всех трезвучиях ноты до-до «просветляли гармонию», си - «утемняла», а ля придавала аккорду «оттенок ясный, весенний, розовый».

Такое явление, называемое синестезией, описали французские авторы и назвали его «цветным слухом». Он может наблюдаться не только при восприятии музыкальных тонов, но и при слушании любых звуков, например в момент чтения стихов. Физиологической основой данного феномена является необычная иррадиация процесса возбуждения с большим или меньшим захватом центральной части другого анализатора. Это основано на природных качествах того или иного анализатора человека. В дальнейшем эти качества в результате постоянной тренировки развиваются и достигают иногда значительной степени выраженности.

В результате непосредственного или длительного действия раздражителя может повышаться или понижаться чувствительность анализатора, приводя к адаптации ощущений или обострению (сенсибилизации) их. Подпороговые раздражители не вызывают осознания ощущений.

По модальности (виду анализатора) различают несколько видов ощущений: зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные, проприоцептивные и органические (интероцептивные). К последним относятся ощущения, связанные с деятельностью внутренних органов, - ощущения голода, сытости, полового удовлетворения, жажды и пр. Органические чувства («темные чувства», как их называл И.М. Сеченов) всегда носят не местный, а генерализованный характер и переживаются человеком как определенные состояния организма вообще.

Взаимодействие ощущений может порождать так называемые интермодальные ощущения (теплый цвет, легкий звук, острая еда, колючий взгляд, тяжелый запах и т.д.).

В практической деятельности человек имеет дело преимущественно с предметами, отдельные стороны и качества которых выступают в виде различных свойств. Эти отдельные свойства и познаются нами в процессе ощущений. И подобно тому как недостаточно знания какого-либо одного симптома для постановки диагноза, невозможно было бы составить себе правильное представление о данном конкретном объекте, пользуясь при этом всего лишь одним его свойством.

Ощущение есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания. Например, перед человеком находится предмет. Первое ощущение - «прозрачность». На этом этапе взаимодействия человека с конкретным объектом пока еще ничего определенного сказать нельзя, ибо свойством прозрачности обладают и стекло, и вода, и лед, и некоторые пластические массы, и т.п. Новое ощущение - «объект твердый». Представление о воде исключается. Еще ощущение - «объект пустотелый, стенки его тонкие, обычной комнатной температуры». Следовательно, о льде речи быть не может. Далее оказывается, что вес предмета довольно значительный. Поэтому предположение о пластмассе должно быть подвергнуто сомнению. На помощь приходят еще два ощущения: «предмет при надавливании не де­формируется и издает при постукивании характерный звук». Напрашивается вывод: «Вероятно, стекло». Вслед за синтезом всех этих - в нашем примере последовательных, а в действительности почти одновременных - ощущений происходит сопоставление их со свойствами ранее воспринятого подобного же объекта (чувство жажды, тяжести в руке, ощущение влаги во рту, прохождение тяжести по пищеводу и т.п.). В результате этой почти одномоментной аналитико-синтетической деятельности, субстратом которой служит определенный комплекс ощущений, рождается новая психологическая категория – восприятие.

3. Расстройства ощущения

Расстройства ощущений бывают связаны с поражением периферических и центральных частей анализаторов, с нарушением проводящих путей ЦНС. Так, ощущение боли обычно указывает на раздражение болевых рецепторов болезненным процессом, а также может представлять собой поражение проводящих нервных стволов (фантомные боли). При психическом заболевании ощущения могут формироваться в мозге независимо от информации, поступающей от анализаторов. Такова природа психогенных истерических болей, в основе которых лежит механизм самовнушения. Весьма многообразны болевые ощущения при депрессивном синдроме (боли в сердце, в животе, головные и др.). Все эти расстройства бывают причиной длительных и безрезультатных обследований и лечения у терапевта или даже хирурга.

Особенности психического состояния во многом определяют порог чувствительности, примерами изменения которого при психических расстройствах являются симптомы общей гиперестезии, общей гипестезии и феномен истерической анестезии.

Гиперестезия - общее снижение порога чувствительности, воспринимающееся больным как эмоционально неприятное чувство с оттенком раздражения. Это приводит к резкому повышению восприимчивости даже чрезвычайно слабых или индифферентных раздражителей. Больные жалуются, что не могут заснуть, потому что "будильник тикает прямо в ухо", "накрахмаленная простыня гремит, как трамвай", "луна светит прямо в глаза". Недовольство вызывают явления, прежде просто не замечавшиеся больным (звук капающей из крана воды, стук собственного сердца). Гиперестезия - одно из наиболее характерных проявлений астенического синдрома, в составе которого она наблюдается при многих психических и соматических заболеваниях. Это нозологически неспецифичный симптом, указывающий на общее состояние истощения психической деятельности. В качестве основного расстройства гиперестезия выступает при наиболее мягких невротических заболеваниях (неврастении). Гипестезия - общее снижение чувствительности, проявляющееся неприятным чувством измененности, блеклости, серости окружающего мира. Больные отмечают, что перестают различать оттенки цвета, вкус пищи; звуки кажутся им приглушенными, неинтересными, доносящимися как будто издалека. Гипестезия характерна для состояния депрессии. При этом синдроме она отражает общий пессимистический фон настроения больных, подавление влечений и общее снижение интереса к жизни. Истерическая анестезия - функциональное расстройство, возникающее у личностей с демонстративными чертами характера непосредственно после действия психотравмы. При истерии возможна как утрата кожной (болевой, тактильной) чувствительности, так и потеря слуха или зрения. Поскольку такое состояние формируется по механизму самовнушения, конкретные проявления анестезии могут сильно отличаться от симптомов при органических неврологических поражениях и при болезнях органов чувств. Так, области кожной анестезии не всегда соответствуют типичным зонам иннервации. Вместо характерного для полинейропатии сглаженного перехода от здорового участка кожи к нечувствующему дистальному отделу конечности возможна резкая граница (по ампутационному типу). Важным признаком функционального истерического характера расстройств является наличие безусловных рефлексов, например рефлекса "слежения взора" (при сохранении зрения глаза фиксированы на объектах и не могут двигаться одновременно с поворотами головы). При истерической кожной анестезии возможно атипичное сохранение реакции на холодные предметы при отсутствии болевой чувствительности. При истерическом неврозе анестезия может наблюдаться относительно продолжительное время, однако чаще она возникает у демонстративной личности как преходящая реакция на конкретное психотравмирующее событие. Помимо общего снижения или повышения чувствительности, проявлением психического расстройства бывает возникновение атипичных или патологически извращенных ощущений. Парестезии - это частый неврологический симптом, наблюдаемый при поражении периферических нервных стволов (например, при алкогольной полинейропатии). Он выражается в знакомом многим чувстве онемения, покалывания, "ползания мурашек". Парестезии нередко связаны с преходящим нарушением кровоснабжения органа (например, во время сна в неудобной позе, при напряженной ходьбе у пациентов с болезнью Рейно), обычно проецируются на поверхность кожи и воспринимаются самими больными как психологически понятный феномен.

Сенестопатии - симптом психических расстройств, проявляющийся крайне разнообразными, всегда чрезвычайно субъективными, необычными ощущениями в теле, неопределенный, недифференцированный характер которых вызывает у больных серьезные затруднения при попытке точно описать испытываемое чувство. У каждого больного оно совершенно уникальное, не схожее с ощущениями других больных: одни сравнивают его с шевелением, трепетом, бурлением, вытягиванием, сжиманием; другие не находят в языке слов, адекватно отражающих их чувства, и выдумывают собственные определения ("хвыкает в селезенке", "шурундит в затылке", "свинтит под ребрами"). Иногда сенестопатии напоминают соматические жалобы, однако при уточнении больные нередко сами подчеркивают психологический, неорганический характер расстройств ("чувствую, что слипается анус", "кажется, что отрывается голова"). При сравнении с физическим чувством боли пациенты четко указывают на значительное отличие ("лучше, уж, чтоб просто болело, а то ведь прямо наизнанку выворачивает"). Нередко сенестопатии сопровождаются мыслями о наличии какой-либо соматической болезни. В этом случае состояние обозначается как сенестопатически-ипохондрический синдром. Сенестопатии не являются нозологически специфичным симптомом: они могут встретиться при мягких неврозоподобных формах шизофрении и различных органических поражениях головного мозга, сопровождающихся мягкой неврозоподобной симптоматикой. При шизофрении обращает на себя внимание диссоциация между мягким, казалось бы, несущественным характером симптома и выраженной дезадаптацией больных.


Заключение

Основой чувственного познания является получение объективной информации об окружающем мире и внутреннем состоянии организма человека посредством работы анализаторов - зрительного, слухового, вкусового, обонятельного, тактильного и проприоцептивного. Однако анализаторы позволяют получить доступные нам в ощущениях (тепла, холода, цвета, формы, размеров, качества поверхности, тяжести, вкуса и запаха) сведения лишь об отдельных качествах предмета. Окончательное заключение о сути воспринимаемых предметов и явлений - это не просто результат суммации ощущений, а сложный процесс анализа признаков, выделение основных (смыслообразующих) качеств и второстепенных (случайных) феноменов, сопоставление полученной информации с представлениями, отражающими в памяти наш прежний жизненный опыт. Мы, например, имеем представление о том, что такое "стул", "платье", "кошелек", и узнаем эти предметы независимо от их цвета, размеров, замысловатой формы.