Особенности проведения контрольных мероприятий счетной палаты рф. Проверка счетной палатой Основания для прекращения проверки счетной палаты

Вас проверяет Счетная палата

Все учреждения сталкивались с разнообразными проверками. Чего ожидать тем, кому предстоит ревизия, проводимая контролерами Счетной палаты Российской Федерации и контрольно-счетными органами субъектов РФ? Об этом расскажет А.В. Бликанов, ведущий специалист Контрольно-счетной палаты Кабардино-Балкарской Республики.

Сроки, объемы и способы проведения комплексных ревизий и тематических проверок устанавливает Счетная палата Российской Федерации (ст. 15 Закона от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации“ (далее - Закон)). Их прописывают в программе предстоящей проверки. Рассмотрим основные направления, которыми могут заинтересоваться проверяющие.

Проверка сметы доходов и расходов

В смете доходов и расходов приводятся направления ассигнований в структуре классификации расходов бюджетов Российской Федерации. При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями статей 161 и 221 Бюджетного кодекса, статьи 298 Гражданского кодекса, приказами Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее - Инструкция N 25н) и от 8 декабря 2006 г. N 168н “Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“.

В ходе проверки правильности составления сметы доходов и расходов ревизоры выясняют, отражены ли в ней все доходы учреждения, получаемые как из бюджета и территориальных государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления).

На данном этапе проверки ревизоры исследуют также, выполняет ли учреждение требования нормативно-правовых актов в части обоснованности расчетов к смете доходов и расходов и утверждения сметы, правомерности внесенных в нее изменений (на основании какого документа, когда и кем утверждены).

Анализ исполнения сметы

Здесь исследуют своевременность получения от распорядителя средств бюджета уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и объемов финансирования, своевременность и правильность отражения их в учете.

Проверка исполнения сметы доходов и расходов учреждений осуществляется как по кассовым, так и по фактическим расходам.

Следует иметь в виду, что в соответствии с Инструкцией N 25н учет кассовых расходов ведется по кодам классификации операций сектора государственного управления, а фактических - по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации и по кодам экономической классификации.

При анализе исполнения сметы доходов и расходов также проверяют выполнение основных показателей деятельности учреждения (объем работы, койко-дни, дето-дни, количество врачебных посещений, число учащихся и т.п.).

Основными направлениями ревизии могут быть нижеследующие статьи.

Статья 210 “Оплата труда и начисления на оплату труда“. В ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств на оплату труда необходимо руководствоваться нормативными документами, регламентирующими оплату труда работников в бюджетной сфере, нормативными документами и указаниями вышестоящей организации, приказами, распоряжениями, положениями проверяемого учреждения.

Статья 300 “Поступление нефинансовых активов“. В данном случае устанавливают:

Целесообразность использования средств на предметы снабжения и расходные материалы;

Правильность расходования средств на приобретение оборудования и инвентаря (в том числе мягкого);

Соответствие произведенных расходов утвержденным объемам бюджетных ассигнований и ЛБО по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации;

Полноту оприходования и правильность списания оборудования и инвентаря, нематериальных активов;

Правильность расходования средств на приобретение продуктов питания и обоснованность их списания;

Правильность расходования средств на приобретение горюче-смазочных материалов, соблюдение при их списании “Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте“, утвержденных Министерством транспорта России 29 апреля 2003 г. (руководящий документ N Р 3112194 - 0366-03);

Соблюдение порядка закупки товаров и услуг.

Помимо этого при проверке бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества ревизоры исследуют, используется ли данное оборудование по целевому назначению. Не уйдет от внимания инспекторов и законность предоставления такого имущества в аренду.

Статья 310 “Увеличение стоимости основных средств“ в части капитальных вложений. При анализе расходов на проведение капитального строительства и капитального ремонта проверяются следующие документы:

Проектно-сметная документация (кем разработана и утверждена, правильно ли применены коэффициенты пересчета сметной стоимости СМР, а также лимитированных затрат (плановые на копления, накладные расходы, затраты на возмещение дополнительных затрат в зимнее время); - договоры подряда (правильность оформления и соблюдение условий договоров);

Лицензии подрядчиков на осуществление деятельности (строительства, строительно-монтажных работ);

Акты о приемке выполненных работ (ф. КС-2);

Справка по оплате стоимости выполненных строительно-монтажных работ за месяц и с начала года в текущих ценах (ф. КС-3);

договоры на поставку оборудования в соответствии со спецификацией проектно-сметной документации;

Накладные на отпуск материалов по заявкам подрядчиков.

В ходе проверки устанавливают, насколько правильно и обоснованно учреждение списало бюджетные средства за выполненные работы, материалы для строительных работ. При необходимости производится обмер фактически выполненных работ с составлением промежуточного акта.

При наличии в смете учреждения подстатей 241 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям“ и 242 “Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций“ проверяется полнота и своевременность поступления, законность, эффективность и целевое использование данных средств.

Подстатьи 310 “Увеличение стоимости основных средств“, 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“, 340 “Увеличение стоимости материальных запасов“. При анализе расходов по указанным статьям проверяют порядок отнесения имущества к той или иной группе объектов нефинансовых активов, оприходования, списания, начисления амортизации, проведения инвентаризации, начисления налогов. Ревизоры изучают правильность отнесения расходов учреждения по оплате договоров на приобретение или создание подрядным способом объектов, относящихся к нематериальным активам, которые не имеют материально-вещественной структуры и на которые оформлены документы, подтверждающие исключительное право учреждения на них.

Подробно
При проверке целевого использования средств в учреждениях здравоохранения в обязательном порядке осуществляют контроль за целевым использованием средств территориального государственного фонда обязательного медицинского страхования.

Заметим, указания по обеспечению целевого и рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования утверждены приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 9 декабря 1999 г. N 105 “Об обеспечении рационального использования средств системы обязательного медицинского страхования“.

Проверка целевого использования бюджетных средств

В данном случае необходимо иметь в виду, что приказом Минфина России от 26 апреля 2001 г. N 35н утверждена Инструкция о порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации. В соответствии с ней нецелевое использование средств бюджета выражается в виде:

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные в утвержденных сметах доходов и расходов на соответствующий финансовый год;

Использования средств бюджета на цели, не предусмотренные договором (соглашением) на предоставление бюджетных кредитов или бюджетных ссуд;

Использования средств бюджета, полученных в виде субсидий или субвенций, на цели, не предусмотренные условиями их предоставления;

Иных видов нецелевого использования средств бюджета, установленных бюджетным законодательством.

Средства, выделяемые из бюджета в порядке сметного финансирования деятельности учреждений, являются бюджетными вплоть до их фактического использования и подлежат контролю как с точки зрения целевого использования, так и с точки зрения процедуры финансирования.

Выводы об использовании бюджетных средств делаются на основании анализа данных о финансировании, выписок из лицевых счетов, первичных документов (чеки, платежные поручения, приходные и расходные ордера и т.п.), регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Проверка организации и ведения бухгалтерского учета и достоверности представляемой отчетности
На данном этапе проверяют, выполняются ли требования Инструкции N 25н в части разграничения учета средств, получаемых из бюджета и из внебюджетных источников, правильно ли присвоены коды вида деятельности.

В ходе проверки организации бухгалтерского учета изучают структуру бухгалтерской службы, формы и методы ведения бухгалтерского учета. При этом выясняется: соблюдает ли учреждение требование законодательства о подчинении главного бухгалтера непосредственно руководителю; утверждены ли должностные инструкции для работников бухгалтерии; распределены ли служебные обязанности в бухгалтерии по функциональному признаку. Также проверяется наличие и соблюдение утвержденного руководителем графика документооборота, применение унифицированных форм финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации, ведение предусмотренных нормативными документами регистров бухгалтерского учета. Исследуются правильность и своевременность оформления журнала-ордера, оборотных ведомостей и соответствие итогов оборотов и остатков, приведенных в них, данным синтетического учета, соответствие остатков на начало года остаткам в регистрах учета за предыдущий год. Кроме того, контролеры проверят, как хранятся вышеперечисленные документы текущего года и прошлых лет.

Инспекторы могут изучить и правильность оформления первичных документов (правильность заполнения реквизитов, наличие исправлений, не оговоренных в установленном порядке, подлинность подписей должностных и материально ответственных лиц, правильность подсчетов в документах, достоверность первичных документов).

Достоверность хозяйственных операций, отраженных в первичных документах, при необходимости может быть установлена путем проведения встречных проверок контрагентов учреждения.

Оформление результатов проверки

К сожалению, сроки подготовки актов ревизии законодательно не определены. На практике они составляют от полутора до двух недель.

Акт ревизии состоит из вводной и описательной частей. Первая должна содержать: тему ревизии; дату и место составления акта; сведения о том, кем и на каком основании проведена проверка (номер и дата выдачи удостоверения), ссылку на плановый характер ревизии, на задание; проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты учреждения, ИНН; ведомственную принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности учреждения; сведения об имеющихся лицензиях; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, перечень лицевых счетов, открытых в органах казначейства; сведения о том, кто в проверяемый период имел право первой подписи и кто являлся главным бухгалтером, кем и когда проводилась предыдущая ревизия и какие меры приняты по ее результатам.

В описательную часть акта входят разделы, соответствующие вопросам, прописанным в программе проверки. Здесь должна присутствовать такая информация: характер нарушения, когда и какими распоряжениями оно обусловлено, чем вызвано (объяснение руководителя проверяемого учреждения в дополнение к акту), последствия нарушения, какая сумма нецелевого использования и санкций возмещена в процессе проверки (если возмещение производилось), какие меры приняты для устранения нарушения до окончания проверки. Заметим, при ссылке на какую-либо статью ЭКР инспекторы должны указать не только код статьи, но и его точное наименование.

В обязательном порядке делают ссылки на соответствующие нормативные документы, которые нарушены или не соблюдены, и на внутренние документы учреждения, подтверждающие достоверность сделанных в акте записей (приказы, распоряжения руководителя (его заместителей), выполнение которых привело к нецелевому использованию средств бюджета).

Сведения о нарушениях отражаются в акте отдельно по каждому факту нарушения с обязательным приложением к нему заверенных копий документов, которые подтверждают факт нецелевого использования бюджетных средств.

Должностные лица учреждения вправе ознакомиться с актом в течение одного-трех дней. Если они не согласны с фактами, изложенными в акте, то могут подписать его со своими замечаниями. Замечания могут быть сформулированы сразу при ознакомлении с актом или направлены в адрес Счетной палаты в течение пяти рабочих дней. При несогласии должностного лица подписать акт даже с замечаниями контролеры фиксируют отказ с обязательным указанием даты, времени, обстоятельств отказа и данные свидетелей.

Датой окончания проверки считается дата принятия решения по результатам проверки коллегией Счетной палаты, которой направляется отчет о проверке за подписью аудитора Счетной палаты. Рассмотрев все материалы, коллегия может:

Принять решение о завершении проверки либо о продолжении ревизии с утверждением программы дополнительной углубленной проверки;

Выслать учреждению представление для принятия мер по пресечению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности виновных лиц (ст. 23 Закона). Представление должно быть рассмотрено в указанный в нем срок (если же срок не указан - в течение 20 дней со дня получения). О принятом решении и мерах по его реализации следует уведомить Счетную палату;

При выявлении на проверяемых объектах нарушений ведения хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, а также в случаях умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых учреждений обязательные для исполнения предписания (ст. 24 Закона);

Направить результаты ревизии в вышестоящую организацию;

Направить материалы в правоохранительные органы;

Направить материалы по итогам контрольных мероприятий в налоговую инспекцию (в соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия между Счетной палатой и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 июля 2001 г. N 01-810/15 и БГ-16-06/70).

Обратите внимание: Счетная палата не вправе применять к учреждению санкции. Кодекс об административных правонарушениях в данном случае предусматривает лишь возможность наложения штрафа за невыполнение вынесенных Счетной палатой распоряжений, требований, предписаний, представлений (п. 1 ст. 19.4, п. 1 ст. 19.5, ст. 19.6 КоАП РФ). Однако в любом случае такие дела рассматривает суд (п. 1 ст. 23.1 КоАП РФ), Счетная палата может только составлять протоколы об административных правонарушениях (п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ). Правда, при неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний ревизоров коллегия Счетной палаты может принять решение о приостановлении всех видов финансовых платежных и расчетных операций по счетам проверяемых учреждений (ст. 24 Закона), предварительно получив согласие Государственной Думы.

Заметим, законодательство не предусматривает возможности обжалования актов (отчетов), решений Счетной палаты в административном порядке. Отменить предписание или внести в него изменения может только коллегия Счетной палаты (ст. 24 Закона). Что касается судебного обжалования, то отменить можно только предписание. Обращаться к служителям Фемиды за отменой представлений, распоряжений о проведении проверки зачастую бывает бессмысленно (постановление ФАС Московского округа от 18 января 2005 г. по делу N КА-А40/12501-04).

А.В. Бликанов,

ведущий специалист Контрольно-счетной палаты
Кабардино-Балкарской Республики

Контрольно-счетная палата создает специальную комиссию, которая проводит ревизию в учреждении культуры. Нарушения, выявленные в процессе контрольного мероприятия, отражаются в акте проверки

Учреждения культуры могут подвергаться проверке контрольно-счетной палаты.

При ее осуществлении могут быть обнаружены различные нарушения, которые влекут за собой ответственность в виде штрафных санкций или возмещения ущерба.

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: ,

В некоторых случаях допущение ошибок может привести к открытию уголовного дела.

Чтобы избежать подобных неприятностей, стоит прочитать, какие нарушения ищут проверяющие.

Какие сроки уведомления организации о проведении ревизии

В соответствии с законодательством учреждение может проверяться КСП один раз в 3 года. За три дня до ревизии директор учреждения, а иногда и учредитель, должны получить уведомление.

Оно может отправляться заказным письмом или вручаться под подпись.

Вместе с ним организация получает и программу проверки, в которой представлена следующая информация:

Проверка счетной палаты в бюджетной организации: особенности проведения

Проверка КСП осуществляется специально созданной комиссией, для работы которой учреждение культуры обязано предоставить отдельное помещение. Доступ к нему имеют только ревизоры. Если для выяснения каких-либо обстоятельств необходимо присутствие , то их также могут пригласить с это помещение.

В ином случае никто из персонала не вправе входить сюда, если это не требуется членам комиссии.

Если контролеры уходят на обед или заканчивают свою работу, то комната опечатывается полоской бумаги. Один из представителей КСП ставит свою подпись, а также обозначает время и дату закрытия помещения.

В процессе осуществления контрольного мероприятия ревизоры могут свободно передвигаться по территории и в здании культурной организации. Они вправе осматривать помещения, общаться с работниками, требовать предоставления определенных документов и материалов.

Особое внимание, как правило, уделяется проверке документации, которая касается финансово-хозяйственной деятельности. С целью получения нужной информации контролеры получают доступ к электронным базам данных, изучают технические документы к ним. Все эти полномочия обеспечиваются Законом №6-ФЗ.

Чтобы получить необходимые для проверки документы, контролеры должны обратиться к руководителю организации с письменным запросом. В нем прописывают дату и время предоставления данной документации. Помимо этого, они могут запросить те или другие документы, касающиеся деятельности культурной организации, в таких структурах:

Если в ходе проверки были в виде подлогов или хищений, то комиссия должна:

  1. Опечатать все необходимые помещения.
  2. Изъять материалы и документы.

Все это осуществляется в присутствии представителя организации.

В процессе проверки контрольно-счетной палаты могут быть обнаружены различные нарушения. Их перечень представлен в Классификаторе, одобренном Советом КСО при Счетной палате РФ. Все они объединены в 8 групп. Однако для учреждений культуры наиболее частыми являются те, которые допускаются при осуществлении следующих действий:

  • формировании и исполнении бюджета;
  • ведении бухгалтерского учета;
  • оформлении бухгалтерской отчетности;
  • проведении госзаданий и так далее.

Чтобы избежать допущения этих ошибок, стоит посетить сайт контрольно-счетной комиссии определенного региона или муниципального образования и ознакомиться с представленной там информацией.

Акты проверок, которые размещены в Интернет-ресурсе, позволят узнать о наиболее частых нарушениях учреждений культуры данного региона.

В одном из крупных театров города Санкт-Петербурга во время проверки КСП были зафиксированы ошибки разных видов. Например, на официальном сайте не размещались совсем или размещались с опозданием копии отдельных документом. Это привело к нарушению порядка открытости и доступности данных.

Здесь же были обнаружены и другие ошибки:

  • не внесены в регистры бухучета изменения, которые возникли после проведения реконструкционных работ;
  • не согласовывалась с учредителем сдача помещений в аренду коммерческим организациям;
  • были допущены нарушения порядка оплаты труда отдельным и другие.

Оформление результатов ревизии, проведенной в учреждении культуры

По завершении проверки контрольно-счетной палаты ревизоры обязаны составить акт о допущении тех или иных нарушениях. К нему необходимо прилагается список нормативно-правовых документов, на исполнение которых была направлена ревизия. Если возникает необходимость, то вместе с означенными документами предоставляются таблицы, схемы и расчеты.

Составленный акт подписывается всеми участниками контрольного мероприятия и направляется учредителю и руководителю учреждения культуры. В течение семи рабочих дней документ должен быть изучен, после чего все замечания и пояснения направляются в КСП.

Председатель комиссии рассматривает документы и оформляет отчет, в котором характеризует допущенные нарушения, указывает причины их возникновения и последствия. Здесь же представляется список проверяющих, выявивших данные ошибки. В отчете должна быть представлена оценка ущерба, нанесенного культурной организации вследствие нарушений.

На основании полученных результатов проверки КСП, как правило, разрабатывает и направляет в госорганы и учреждение культуры предписание об устранении нарушений. Если учреждение не исполнит данное предписание, то это будет считаться серьезным нарушением и может привести к не совсем приятным последствиям. В некоторых случаях акты или правоохранительные органы.

Материал проверен экспертами Актион Культура

2. Для наиболее полного и всестороннего охвата проверяемых вопросов КСП может взаимодействовать при проведении проверок и ревизий с представителями (специалистами) других контролирующих органов РФ и Пермского края (Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора РФ, федерального казначейства, КСП Пермского края, финансовых органов и др.), специалистами финансового органа администрации города, а также привлекать на договорной основе других специалистов, в том числе и негосударственных аудиторских служб, а также заключать договоры с организациями, имеющими лицензию на соответствующие виды деятельности .

Решение о привлечении других специалистов и (или) аудиторских компаний (организаций) к проверке, ревизии принимается Председателем Контрольно-счетной палаты.

В необходимых случаях по поручению Березниковской городской Думы или специальному решению Контрольно-счетной палаты её специалисты могут принимать участие в проверках и ревизиях финансово-хозяйственной деятельности организаций, проводимых уполномоченными на то иными контрольно-ревизионными органами. Решения Контрольно-счетной палаты об участии её специалистов в проверках и ревизиях в городе, принятые по поручению Березниковской городской Думы или по собственной инициативе, являются обязательными для проводящих их органов.

Статья 14. Порядок предоставления информации Контрольно-счетной палате

1. Органы местного самоуправления города Березники, муниципальные учреждения, организации, в отношении которых Контрольно-счетная палата вправе осуществлять внешний муниципальный финансовый контроль, их должностные лица в течение десяти дней со дня получения соответствующего запроса, обязаны представлять в Контрольно-счетную палату необходимую информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

2. В период проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий срок ответов на запросы Контрольно-счетной палаты определяется Контрольно-счетной палатой и может составлять не более трех календарных дней со дня получения запроса.

3. Запрос в рамках проведения соответствующего контрольного или экспертно-аналитического мероприятия оформляется в письменной форме на официальном бланке, который подписывается председателем или лицом, ответственным за проведение данного мероприятия (руководителя проверки), и направляется по почте, факсу или вручается адресату лично с подтверждением получения запроса и указанием даты его получения объектом проверки.

4. Должностные лица органов местного самоуправления , муниципальных органов и организаций, а также других организаций, на которые распространяются контрольные полномочия КСП, не вправе отказать в предоставлении информации КСП со ссылкой на коммерческую или служебную тайну, конфиденциальную информацию, включая персональные данные, в той части, в которой эти данные необходимы для осуществления проверки КСП по вопросу, входящему в ее компетенцию. Должностные лица вправе указать на наличие таких данных в своем сопроводительном письме на имя председателя Контрольно-счетной палаты при предоставлении письменной информации по почте, или потребовать в документе об ознакомлении с такими данными подписи должностных лиц КСП, осуществляющих проверку с выходом на место.

5. Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами выше указанных органов, организаций в КСП по их запросам информации, документов, материалов, необходимых для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а равно предоставление недостоверной (ложной) информации, документов, материалов влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации , Законом Пермского края «Об административных правонарушениях ».

6. В случае, если должностное лицо, которому направлен запрос, не имеет возможности представить истребуемую информацию, документы и материалы в течение установленного в запросе срока, оно в течение трех дней, следующих за днем получения запроса, письменно уведомляет Контрольно-счетную палату о невозможности представления в указанные сроки документов, материалов с указанием причин, по которым истребуемая информация, документы и материалы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых должностное лицо может представить истребуемые информацию, документы и материалы.

Председатель, в течение двух рабочих дней со дня получения такого уведомления вправе продлить сроки, указанные в запросе о представлении информации, документов и материалов или отказать в продлении сроков.

Статья 15. Порядок подготовки и проведения контрольных мероприятий

1. Основанием для проведения контрольных мероприятий является план работы КСП. На проведение каждого контрольного мероприятия выдается распоряжение КСП, подписанное Председателем КСП по форме приложения № 2 к настоящему Регламенту. Сотрудники КСП, участвующие в проведении контрольного мероприятия, должны также иметь при себе служебные удостоверения установленного образца.

2. Для проведения контрольного мероприятия формируется контрольная группа, возглавляемая, как правило, одним из аудиторов (руководителем контрольной группы, ответственным за контрольное мероприятие) и состоящая из уполномоченных сотрудников КСП и других специалистов, привлекаемых, в случае необходимости, к проверке (проверяющих).

Для проведения контрольного мероприятия, представляющего собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемого объекта, ответственным за проведение данного контрольного мероприятия может быть назначено уполномоченное должностное лицо КСП.

Продолжительность контрольного мероприятия, определяется с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач контрольного мероприятия и особенностей проверяемого объекта, плана работы на текущий год и, как правило, не должна превышать 30 календарных дней.

Продление первоначально установленного срока контрольного мероприятия осуществляется по мотивированному представлению аудитора.

Непосредственному проведению контрольного мероприятия предшествуют подготовительные периоды, связанные с изучением необходимых нормативных правовых актов , отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность подлежащего проверке объекта и составлением программы контрольного мероприятия.

Указанные подготовительные периоды не включаются в сроки проведения контрольного мероприятия, но в совокупности не должны превышать 10-ти рабочих дней.

Датой начала проверки считается дата предъявления руководителем группы распоряжения на проведение проверки руководителю (лицу его замещающему) проверяемой организации (далее - руководитель организации) или лицу, им уполномоченному. Датой окончания проверки считается день подписания акта проверки руководителем организации. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт проверки датой окончания проверки считается день направления в проверенную организацию акта проверки. В случае отказа руководителя организации подписать или получить акт проверки, но при наличии возражений проверенной организации по акту проверки датой окончания проверки считается день утверждения Председателем КСП, заключения на возражения проверенной организации по акту проверки.

3. Конкретные вопросы контрольного мероприятия определяются планом контрольного мероприятия, который составляется руководителем контрольной группы и согласовывается председателем КСП.

В плане контрольного мероприятия указываются:

- наименование контрольного мероприятия;

- вопросы контрольного мероприятия;

- объекты контроля;

- охватываемый период контроля;

- ответственные за проверку отдельных вопросов лица;

- руководитель контрольной группы или ответственный за контрольное мероприятие.

План контрольного мероприятия представляется на рассмотрение Председателю КСП.

По результатам рассмотрения плана контрольного мероприятия Председатель принимает одно из следующих решений:

Утверждает план контрольного мероприятия;

Возвращает для доработки.

Возвращенный Председателем план контрольных мероприятий должен быть доработан не позднее следующего рабочего дня.

4. Руководитель контрольной группы до начала контрольного мероприятия знакомит ее участников с содержанием плана контрольного мероприятия и распределяет вопросы и участки работы между исполнителями.

5. План контрольного мероприятия в ходе его проведения может быть изменен и дополнен.

При подготовке к проведению проверки участники контрольной группы в соответствии с планом проверки изучают законодательные и иные нормативные правовые акты по теме проверки; бухгалтерскую (бюджетную) и статистическую отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемой организации; материалы предыдущих контрольных мероприятий проверяемой организации (при наличии в архиве КСП). Исходя из плана контрольного мероприятия, а также поставленных перед ними вопросов и задач, участники рабочей группы самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего достаточный для целей проверки сбор требуемых сведений и доказательств, и, согласовав их с руководителем контрольной группы, реализуют на практике.

В день начала проведения контрольного мероприятия руководитель контрольной группы должен предъявить руководителю проверяемого объекта или лицу его замещающему распоряжение КСП о проведении контрольного мероприятия, свое служебное удостоверение и представить членов контрольной группы.

В ходе всего контрольного мероприятия руководитель контрольной группы осуществляет оперативный контроль за работой всех участников контрольной группы, обеспечивает создание для них надлежащих условий для проведения контрольного мероприятия.

В ходе проведения контрольных мероприятий уполномоченные должностные лица КСП вправе запрашивать все документы, необходимые для его проведения. Документы, необходимые для приобщения к материалам контрольного мероприятия, предоставляются проверяемым лицом в виде заверенных копий. Копии документов заверяются руководителем либо главным бухгалтером проверяемого объекта. При заверении соответствия копии документа подлиннику используют печать и ниже реквизита «подпись» проверяемые проставляют заверительную надпись: «верно», должность лица, заверившего копию, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилию), дату заверения.

При обнаружении в ходе проведения контрольного мероприятия подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений уполномоченные должностные лица КСП имеют право изымать необходимые документы с составлением акта изъятия и описи изъятых документов.

Изъятие документов у проверяемого объекта производится на основании постановления председателя КСП. Постановление о производстве изъятия оформляется на бланке установленной формы согласно Приложению № 3 к настоящему Регламенту.

Изъятие документов производится в присутствии должностных лиц (руководителя или главного бухгалтера) проверяемого объекта, у которых производится изъятие документов, при этом они имеют право делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в акт изъятия.

Перед производством изъятия документов должностное лицо КСП определяет перечень необходимых документов, подлежащих изъятию, и устанавливает место их нахождения или хранения.

При производстве изъятия документов должностным лицом КСП предъявляется руководителю проверяемого объекта Постановление о производстве изъятия документов. При этом должностным лицом КСП, производящим изъятие документов, одновременно составляется специальная опись изъятых документов и производится фиксация их содержания, а в необходимых случаях оформляются копии изъятых документов, о чем указывается в акте изъятия, который составляется по установленной форме согласно Приложению № 4 к настоящему Регламенту.

При составлении специальной описи изъятых документов копия ее, как и акт изъятия вручается должностным лицам проверяемого объекта. О вручении копии акта и специальной описи под роспись делается отметка в акте изъятия.

Если должностные лица проверяемого объекта откажутся от подписания акта изъятия, должностное лицо КСП, производящее изъятие документов, делает об этом отметку в акте изъятия, при этом отказавшимся от подписи должностным лицам проверяемого объекта предоставляется право дать письменное объяснение о причинах отказа, которое заносится в акт изъятия. В заключительной части акта изъятия указывается, что изъятые документы упакованы и переданы в полном объеме должностному лицу, производящему изъятие документов.

Изъятые документы хранятся в специально отведенном месте в Контрольно-счетной палате до принятия решения Председателем КСП по результатам их осмотра, проверки и исследования.

При отсутствии злоупотреблений изъятые документы возвращаются проверяемому объекту с росписью в получении документов. Срок нахождения изъятых документов в Контрольно-счетной палате не может превышать 1-го месяца с момента их изъятия.

В случаях обнаружения злоупотреблений, влекущих за собой наказание в уголовном порядке, изъятые документы по решению председателя КСП передаются в правоохранительные органы . Решение о возврате документов принимают правоохранительные органы, о чем сообщается письменно в КСП и руководителям проверяемых объектов.

Если в ходе проведения контрольного мероприятия возникает ситуация, когда должностному лицу, предъявившему удостоверение на право проведения контрольного мероприятия, должностным лицом проверяемого объекта отказано в допуске на проверяемый объект, предоставлении необходимой для проверки информации, а также в случае задержки с ее предоставлением, должностное лицо КСП доводит до сведения должностного лица и руководителя проверяемого объекта содержание статей 13 и 14 Федерального закона от 01.01.2001 г. «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований » и составляет акт об отказе в допуске или в предоставлении информации с указанием даты, места, данных должностного лица, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации.

Указанные акты оформляются в двух экземплярах и подписываются участвующим в проведении контрольного мероприятия должностным лицом. Один экземпляр акта передается под расписку руководителю проверяемого объекта или иному уполномоченному должностному лицу.

После передачи акта должностное лицо обязано незамедлительно доложить о происшедшем руководителю контрольного мероприятия, а также председателю Контрольно-счётной палаты и направить ему соответствующий акт. Председатель Контрольно-счётной палаты принимает в соответствии с законодательством необходимые меры в отношении лиц, допускающих неправомерные действия, и по обеспечению условий для выполнения программы контрольного мероприятия.

При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета у проверяемого объекта руководителем контрольной группы составляется об этом отдельный (промежуточный) акт в порядке, предусмотренном статьей 16 настоящего Регламента.

Руководитель контрольной группы незамедлительно докладывает о данных фактах председателю КСП для принятия соответствующего решения.

Результаты решения по данным вопросам доводятся до руководителя проверяемого объекта, его вышестоящей организации и (или) органа, осуществляющего общее руководство деятельностью проверяемого объекта.

Контрольное мероприятие проводится после устранения указанных в актах препятствий.

Председателем КСП контрольное мероприятие может быть приостановлено, т. е. проверочные действия на проверяемом объекте могут быть прекращены, сроки проведения контрольного мероприятия изменены (без увеличения установленной продолжительности контрольного мероприятия) в случае поступления в КСП поручений городской Думы , оформленных соответствующим решением, запросов уполномоченных органов и (или) должностных лиц, либо необходимости проведения экспертизы проекта бюджета, иных нормативных правовых актов, подготовке отчетов, заключений об исполнении бюджета и по иным основаниям.

О приостановлении контрольного мероприятия руководителю проверяемого объекта направляется соответствующее уведомление.

На возобновление или продление сроков проведения проверки (ревизии) Председателем КСП выдается новое (дополнительное) решение.

Порядок подготовки и проведения контрольного мероприятия уполномоченным должностным лицом КСП применителен к порядку подготовки и проведения контрольного мероприятия, осуществляемого контрольной группой.

Статья 16. Оформление результатов контрольных мероприятий

По результатам контрольного мероприятия составляется акт, за достоверность которого несет персональную ответственность должностное лицо КСП, возглавляющее контрольное мероприятие.

1. Акт контрольного мероприятия состоит из вводной, описательной и итоговой (заключительной) частей.

Вводная часть акта должна содержать следующую информацию:

- наименование темы контрольного мероприятия;

- дату и место составления акта контрольного мероприятия;

- кем и на каком основании проведено контрольное мероприятие (с указанием на плановый характер контрольного мероприятия или ссылкой на поручение);

- проверяемый период и сроки проведения контрольного мероприятия;

- полное наименование проверяемого объекта и его реквизиты и др.

Вводная часть акта контрольного мероприятия может содержать и иную необходимую информацию, относящуюся к предмету контрольного мероприятия.

Описательная часть акта контрольного мероприятия должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в плане контрольного мероприятия.

В акте контрольного мероприятия, проверяющие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения.

2. Результаты излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися у проверяемых объектов документами, результатами произведенных промежуточных проверок и процедур фактического контроля, других контрольных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.

3. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, приводится со ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные документы, указывается размер документально подтвержденного нанесенного ущерба и период его образования, а также установленные факты неэффективного, нецелевого использования бюджетных средств, муниципальной собственности и земельных участков .

4. В акте не допускается включение различного рода выводов, предложений и фактов, не подтвержденных документами или результатами контрольного мероприятия, сведений из материалов правоохранительных органов.

5. По выявленным в результате проверки фактам нарушений действующего законодательства в акте должны быть указаны:

- состав нарушений со ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные акты (конкретные пункты);

В необходимых случаях копии указанных документов прилагаются к акту.

По установленным фактам нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, муниципальной собственности и земельных участков, в акте должно быть представлено обоснование фактов неэффективности и нецелевого использования средств бюджета, с приложением необходимых расчетов, указанием применяемых способов и методов расчетов, а также заверенных копий документов, подтверждающих факты установленных нарушений.

6. Акт контрольного мероприятия не должен содержать субъективных предположений проверяющих и политических оценок решений, принимаемых органами городского самоуправления.

К акту прилагаются таблицы, справки, письменные объяснения должностных лиц (работников) проверяемого объекта, промежуточные акты, составленные проверяющими по отдельным вопросам проверки.

Промежуточные акты подписываются участниками контрольной группы, ответственными за проверку конкретного вопроса контрольного мероприятия, и соответствующими должностными и материально-ответственными лицами проверяемого объекта.

Факты, изложенные в промежуточных актах, включаются в акт контрольного мероприятия.

Итоговая часть акта контрольного мероприятия содержит обобщенное суммовое выражение выявленных в ходе проверки фактов нарушений, при необходимости с разбивкой по определенным периодам.

Объем акта контрольного мероприятия не ограничивается, но ответственный за контрольное мероприятие должен стремиться к разумной краткости изложения при обязательном отражении в нем ясных и полных ответов на все вопросы программы контрольного мероприятия.

7. Акт по результатам контрольного мероприятия оформляется, как правило, в течение 7 рабочих дней с момента окончания контрольного мероприятия, подписывается должностным лицом КСП, ответственным за проведение контрольного мероприятия и передается для последующего согласования Председателю КСП.

Согласование акта Председателем осуществляется, как правило, в течение 2 рабочих дней с момента его оформления.

8. Один экземпляр оформленного и согласованного акта контрольного мероприятия вручается руководителю или главному бухгалтеру проверяемого объекта под роспись в получении с указанием даты получения.

9 . Пояснения и замечания руководителей проверяемых органов и организаций предоставляются в Контрольно-счетную палату в срок не позднее семи рабочих дней со дня получения акта, прилагаются к актам контрольных мероприятий и в дальнейшем являются их неотъемлемой частью.

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица проверяемого объекта делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют ответственному за проведение контрольного мероприятия в письменной форме протокола разногласий по акту контрольного мероприятия, который приобщается к материалам контрольного мероприятия и являются его неотъемлемой частью. Акт контрольного мероприятия считается принятым, если протокол разногласий не представлен по истечению указанного срока.

10. Протокол разногласий подлежит обязательному рассмотрению в Контрольно-счетной палате с приглашением руководителя проверяемого объекта, как правило, в течение 10 дней с момента его получения. В течение указанного периода должностное лицо КСП, ответственное за проведение контрольного мероприятия, обязано проверить обоснованность представленных разногласий и подготовить по ним письменный ответ, который после рассмотрения и подписания Председателем КСП направляется руководителю проверяемого объекта и приобщается к материалам контрольного мероприятия.

11. В случае поступления протокола разногласий в КСП по истечении установленного срока изложенные в нем возражения, замечания рассмотрению не подлежат, в связи с истечением срока, но принимаются к сведению и приобщаются к материалам дела.

12. Письменный ответ вручается должностным лицом КСП, ответственным за проведение контрольного мероприятия в установленном настоящим Регламентом порядке.

В случае отказа должностных лиц проверяемого объекта подписать или (и) получить акт контрольного мероприятия, должностным лицом КСП, ответственным за контрольное мероприятие, в конце акта производится запись об отказе от подписи или (и) получения акта.

В этом случае акт контрольного мероприятия может быть направлен проверяемому объекту по почте или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения. При этом к экземпляру акта контрольного мероприятия, остающемуся на хранении в КСП, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи акта.

Внесение изменений в подписанные акты не допускается.

Порядок оформления, представления для подписания должностными лицами проверяемого объекта промежуточных актов применителен к порядку, установленному настоящим Регламентом для актов, обобщающих результаты контрольного мероприятия. Для ознакомления с промежуточными актами проверки и их подписания, как правило, устанавливается срок до 5 рабочих дней.

После рассмотрения протокола разногласий в КСП и подготовки на него ответа, лицом, ответственным за контрольное мероприятие, как правило, в течение 3-х рабочих дней составляется отчет (подписываемый исполнителем и утверждаемый председателем КСП) и заключение, подписываемое председателем КСП . Отчет обобщает материалы контрольного мероприятия, а также сделанные на их основе выводы и предложения. Заключение направляется в Березниковскую городскую Думу и одновременно Главе города.

О причиненном бюджету города Березники ущербе, а также выявленных нарушениях закона Контрольно-счетная палата информирует вышестоящий орган проверяемого объекта, а при выявлении нарушения закона, влекущего за собой наказание в уголовном порядке, представляет соответствующие материалы в правоохранительные органы.

Должностные лица Контрольно-счетной палаты и привлеченные к ее работе специалисты могут использовать данные, полученные в ходе контрольных мероприятий, только в интересах задач и функций Контрольно-счетной палаты.

При проведении контрольных мероприятий должностные лица КСП, участвующие в контрольном мероприятии, не должны вмешиваться в оперативную деятельность проверяемых объектов, а также предавать гласности свои выводы до завершения контрольного мероприятия и оформления его результатов в установленной форме.

Результаты проверок, осуществляемых Контрольно-счетной палатой города, подлежат опубликованию (обнародованию). Промежуточные результаты проводимых Контрольно-счетной палатой или при ее участии проверок, обследований и ревизий могут быть преданы гласности только с письменного разрешения председателя Контрольно-счетной палаты. Должностным лицам Контрольно-счетной палаты запрещается предание гласности результатов контрольных мероприятий до их полного завершения.

Статья 17. Представления и предписания Контрольно-счетной палаты

1. Представления Контрольно-счетной палаты:

1.1. Контрольно-счетная палата по результатам проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления по форме Приложения № 5 для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

В представлениях КСП указываются:

Несмотря на то, что проверки бюджетных учреждений со стороны Счетной палаты редко оказываются для них неожиданными, ведомство ежегодно фиксирует ряд ошибок и нарушений, которых можно было бы избежать. Предлагаемый материал поможет подготовиться к проверке вашей финансовой деятельности, учитывая описанные в статье процедуры и стандарты.

Счетная палата РФ как конституционный орган государственного финансового контроля проверяет широкий спектр вопросов законности, целесообразности и эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности. Ее контрольные полномочия распространяются не только на государственные органы и учреждения, но и на любые юридические лица, вне зависимости от формы собственности, если они используют средства федерального бюджета, федеральную собственность, имеют установленные федеральным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

Контрольные мероприятия Счетной палаты сконцентрированы на крупных проблемах: национальных проектах, федеральных целевых программах, вопросах управления имущественным комплексом, деятельности Банка России, государственных корпораций, ведущих компаний с государственным участием. Но вместе с тем в поле зрения контрольного органа нередко попадают и отдельные бюджетные учреждения. Как правило, Счетная палата выходит на них при проведении комплексных проверок министерств и ведомств, федеральных программ и проектов. Реже они включаются в план работы как самостоятельные объекты.

Текущий план работы Счетной палаты в настоящее время недоступен для объектов проверки. Позиция руководства на сегодняшний день состоит в том, что обнародование плана проверок нецелесообразно, поскольку это позволит соответствующим образом подготовиться к проверке тем структурам, которым есть, что скрывать. Можно лишь отметить, что на 2010 г. запланированы проверки достаточно широкого круга бюджетных учреждений: высшего образования, науки, здравоохранения, культуры, природоохранного комплекса. В том числе -широко известных в стране.

Что такое контрольное мероприятие Счетной палаты

Стандарт финансового контроля СФК 4020. "Проведение контрольных мероприятий. Общие правила" (далее - стандарт СФК 4020) определяет контрольное мероприятие как форму организации контрольных действий, осуществляемых в виде проверок или ревизий в соответствии с утвержденной программой, результаты которых отражаются в отчете.

Счетная палата проводит контрольные мероприятия в формах ревизий и проверок, которые могут быть комплексными либо тематическими, сплошными либо выборочными, выездными либо камеральными (последнее применимо только к проверкам). Все эти положения зафиксированы в стандарте СФК 4020.

На практике в планах последних лет практически не встречается понятие "ревизия" Это связано с изменением акцентов в работе Счетной палаты. Ревизия -это комплексное (сплошное или выборочное) исследование первичной бухгалтерской документации. Оно не предполагает изучение дополнительных материалов: иных отчетов о финансово-хозяйственной деятельности, косвенных данных о проверяемом объекте (вплоть до информации из СМИ и интернета), интервью с представителями проверяемой стороны и привлеченных экспертов. Но именно эти методы занимают все более значительное место в работе Счетной палаты. Важно не только установить и зафиксировать конкретные нарушения, но и понять их причины, выработать рекомендации по их устранению. Вот почему специалисты Счетной палаты уделяют пристальное внимание не только законности, но и эффективности использования средств и имущества, ищут резервы, которые позволили бы, при равных затратах, получить лучший и более качественный (а возможно, и более социально значимый) результат.

Специалисты Счетной палаты придерживаются термина "проверка" как более гибкого, позволяющего вовлечь в исследование более значительный объем информации. Впрочем, ревизии также проводятся Счетной палатой, но главным образом по обращению органов прокуратуры.

Наконец, Счетная палата использует и более современный метод проверки -так называемый аудит эффективности. Он включает в себя больше аналитической работы и имеет существенные отличия как от ревизии, так и от проверки. В процессе аудита эффективности подвергаются проверке и анализу организация и процессы использования государственных средств, результаты их использования, деятельность проверяемых учреждений по использованию государственных средств. Счетная палата устанавливает экономичность, эффективность, продуктивность и результативность использования государственных средств. Проведение аудита эффективности закреплено в отдельном стандарте СФК 104 "Проведение аудита эффективности использования государственных средств".

Как начинается проверка

О начале проверки учреждение узнает заблаговременно. Хотя в стандарте СФК 4020 срок уведомления проверяемой стороны о начале проверки конкретно не определен, на практике, как правило, он составляет две недели.

Руководству проверяемого объекта направляется уведомление о проверке. В нем указываются основание для ее проведения, тема (предмет) и сроки проведения проверки, состав группы инспекторов, предлагается создать необходимые условия для проведения контрольного мероприятия. К уведомлению прилагается программа контрольного мероприятия (копия) и, при необходимости, перечень вопросов, ответы на которые должностные лица объекта контроля должны подготовить к приезду группы инспекторов, а также специально разработанные для данного контрольного мероприятия формы, необходимые для систематизации представляемой информации.

При прибытии на место проверки руководитель группы инспекторов предъявляет удостоверение и распоряжение на право проведения контрольного мероприятия и совершает следующие действия:

  • информирует руководство проверяемого учреждения о целях и сроках проверки;
  • знакомит руководство с программой проверки, представляет конкретные вопросы (объекты), которые предписано проверить;
  • согласовывает распорядок работы инспекторов с учетом служебного распорядка проверяемой организации, предлагает руководству и сотрудникам проверяемого учреждения создать группе инспекторов необходимые условия для работы. В частности - предоставить рабочие места, обеспечить компьютерной техникой. Условия работы со сведениями, содержащими государственную либо коммерческую тайну оговариваются отдельно.

Если при работе на объекте контроля необходимо заранее получить информацию в соответствии с вопросами проверки, руководитель группы инспекторов направляет предварительный письменный запрос о ее предоставлении.

Что и как проверяет Счетная палата

В соответствии со стандартом СФК 4020 в начале работы инспекторы проверяют соответствие совершенных проверяемой организацией финансовых и хозяйственных операций требованиям законодательства и иных нормативных правовых актов по использованию бюджетных средств, распоряжению федеральной собственностью, соблюдению налогового, таможенного и банковского законодательства, а также по организации бухгалтерского учета. Изучению может быть подвергнута любая бухгалтерская и финансовая документация, относящаяся к предмету проверки. Решение о конкретном объеме проверяемых документов принимается руководителем проверки в зависимости от задач, определенных программой.

Процесс проведения контрольного мероприятия включает в себя три составляющие:

  • на первом этапе оценивается достоверность исходных данных контроля: состояние бухгалтерского учета и отчетности, нормативно-методической базы; результаты аудиторских проверок и внутреннего контроля на объекте. Отметим, что Счетная палата в соответствии с международными рекомендациями уделяет значительное внимание оценке деятельности подразделений внутреннего контроля. Это отличает ее проверки от методов работы большинства других контролирующих инстанций. После оценки достоверности исходных данных руководитель проверки составляет выборку операций, подлежащих полной либо выборочной проверке. Проще говоря, если состояние внутреннего контроля заслуживает доверия, выборка проверяемых документов может быть сокращена;
  • следующий этап - выявление нарушений и недостатков и их фиксация в рабочей документации для последующего отражения в акте проверки. При этом отмечаются все нарушения и недостатки, с указанием нарушенных положений нормативных правовых актов, сумм нарушений и оценки нанесенного государству ущерба, видов средств, в отношении которых совершено нарушение (для средств бюджетной системы указываются вид и год бюджета, приводится расшифровка по показателям бюджетной классификации), Ф. И. О. и должностей лиц, совершивших (допустивших) нарушения;
  • заключительный этап - оценка формирования и использования финансовых средств на основании определения относительных показателей по результатам проверки выборки - доли нарушений и/или ущерба в сумме проверенных средств, ее анализ, определение причин выявленных нарушений и недостатков.

Необходимо отметить, что согласно стандарту СФК 4020, нарушением является действие (бездействие), запрещенное законами или иными нормативными правовыми актами либо не соответствующее правилам, условиям, требованиям, установленным законодательно.

Крме того, деятельность Счетной палаты направлена на выявление недостатков в деятельности проверяемых организаций и выработку рекомендаций по их устранению. Недостаток является не нарушением законодательства, а ошибкой или фактом неэффективной деятельности. При этом действия должностных лиц или организаций оцениваются как неэффективные только в тех случаях, когда проверяющим подтверждена возможность выполнения их с достижением лучшего результата и/или с меньшими затратами, когда установлено, что не все возможности по получению, сохранению и более результативному использованию государственных средств были использованы.

Методы и приемы финансового контроля

В Счетной палате приняты Методические основы проведения контрольных мероприятий (Приложение № 1 к Стандарту СФК 4020), определяющие, в частности, основные приемы документального контроля. Таких приемов множество. Поговорим о тех из них, которые представляют наибольший интерес для проверяемой стороны.

Проверка правильности корреспонденции счетов применяется в целях установления фактов ошибочного или умышленного искажения данных взаимной связи синтетических счетов бухгалтерского учета, которые могут быть направлены на сокрытие хищений денежных средств и материальных ценностей, при безукоризненном составлении первичных документов. Ниже представлены наиболее распространенные виды искажений в корреспонденции счетов, которые можно выявить этим приемом проверки:

  • несоответствие записей корреспонденции счетов одних и тех же хозяйственных операций в разных регистрах бухгалтерского учета;
  • подложные записи по корреспондирующим дебетируемым и кредитуемым счетам;
  • неоговоренные исправления корреспонденции счетов;
  • уничтожение записей в бухгалтерских регистрах.

Проверка регистров бухгалтерского учета при сопоставлении с данными первичных документов позволяет установить наличие в них подложных записей, сделанных с целью сокрытия нарушений. Применение этого приема проверки дает возможность уточнить достоверность и своевременность отражения хозяйственной операции в бухгалтерском учете. Путем проверки регистров бухгалтерского учета можно установить следующие противоречия:

  • наличие записей в регистрах бухгалтерского учета, полностью или частично не подтверждаемых документами;
  • несоответствие записей во взаимосвязанных регистрах;
  • открытие и ведение регистров бухгалтерского учета, не предусмотренных типовой формой;
  • несоответствие аналитического учета записям в регистрах бухгалтерского учета;
  • необоснованные или неоговоренные исправления в регистрах бухгалтерского учета.

Кроме того, при оценке проведения строительно-монтажных и ремонтных работ существенное значение имеет такой метод документального исследования, как контрольный обмер с участием привлеченных строительных экспертов. Данный метод позволяет установить соответствие между величиной израсходованных бюджетных средств, объемом, сроками и качеством выполненных работ.

Объекты особого внимания инспекции

В своей работе инспекторский состав руководствуется методическими примерами условий или событий, повышающих вероятность наличия нарушений и недостатков, приведенными в Приложении № 3 к Стандарту финансового контроля СФК 4020.

К таким условиям и событиям Стандарт СФК 4020 причисляет:

  • недостатки в системе внутреннего контроля, если они длительное время не устраняются;
  • высокую текучесть кадров в составе бухгалтеров, финансовых работников и материально ответственных лиц;
  • значительную недоукомплектованность бухгалтерии сотрудниками в течение длительного времени;
  • частую смену юрисконсультов и членов органов внутреннего контроля;
  • оказание на персонал бухгалтерии давления в связи с требованием подготовить финансовую отчетность в необычно короткие сроки;
  • совершение необычных или сложных операций, особенно в конце года, а также операций с аффилированными (связанными) лицами;
  • чрезмерно высокую плату за услуги (юристов, консультантов, агентов) в сравнении с объемом оказанных услуг;
  • неадекватные учетные записи, например, неполные файлы, чрезмерное количество поправок в бухгалтерских книгах и счетах, операции, не отраженные в соответствии со стандартными процедурами;
  • чрезмерное количество различий между бухгалтерскими записями и подтверждениями третьих сторон, противоречащих друг другу доказательств;
  • уклончивые или неаргументированные ответы руководства и других должностных лиц объекта на вопросы инспекторов.

Также специалисты Счетной палаты ищут признаки нарушений, обращающих на себя внимание при анализе компьютерных информационных систем. К таким нарушениям относятся:

  • невозможность получить необходимую информацию, записанную в компьютерных файлах, вследствие недостаточных обоснований содержания записей или устаревания программ;
  • значительное число изменений в программах, не отраженных документально, не утвержденных и не проверенных;
  • общее несоответствие данных компьютерных операций и баз данных, с одной стороны, и данных финансовых отчетов, с другой.

Действия проверяющих в конфликтных ситуациях

В большинстве случаев проверяемое учреждение создает группе инспекторов надлежащие условия для работы. Но иногда возникают конфликтные ситуации, связанные с отказом от предоставления информации и даже с отказом в допуске инспекторов на объект проверки. Алгоритм действий в таком случае четко прописан в действующих нормативных правовых документах.

При отказе в допуске на объект и отказе от предоставления информации составляются протоколы об административном правонарушении, инспекция немедленно информирует об этом руководство Счетной палаты для принятия дальнейших мер.

При выявлении фактов, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, хищений, ущерба инспектор незамедлительно информирует руководство Счетной палаты для передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы. При необходимости он имеет право изъять необходимые материалы (как бумажные, так и на электронных носителях), с составлением акта изъятия.

Ответственность за воспрепятствование проверке Счетной палаты определена в ряде нормативных правовых актов. Наиболее серьезные санкции предусмотрены ст. 287 Уголовного кодекса РФ. Должностные лица, отказывающиеся предоставлять законно испрашиваемую информацию, предоставляющие заведомо ложную информацию, могут быть подвергнуты штрафу в размере от 100 до 500 тыс. руб. в зависимости от своего статуса. При отягчающих обстоятельствах: отказе по сговору, с нанесением ущерба, с сокрытием преступлений - должностные лица учреждения могут быть осуждены на сроки от 4 до 8 лет без права занимать в течение ряда лет определенные должности.

Оформление результатов контрольных мероприятий

Требования к оформлению акта

Данные требования регламентированы стандартом СФК 4020. Так, результаты контрольного мероприятия на каждом объекте оформляются в виде акта. В нем, кроме его оснований, цели и перечня изученных документов, должны быть четко и недвусмысленно отражены нарушения и недостатки.

При отражении в акте выявленных случаев нарушений и недостатков, а также причиненного ущерба государству инспекция указывает:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам (бюджетным периодам), видам средств (средства бюджетные и внебюджетные, средства государственных внебюджетных фондов);
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • виды и суммы выявленного и возмещенного в ходе контрольного мероприятия ущерба государству;
  • конкретных должностных лиц, допустивших нарушения;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

Кроме того, по средствам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации указываются:

1. по доходной части бюджетов:

  • расшифровка сумм нарушений и ущерба государству по группам, подгруппам доходов, статьям, подстатьям, элементам, кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
  • наименование администратора доходов бюджета, которым допущено нарушение;

2. по расходной части бюджетов:

  • наименование получателя (распорядителя, главного распорядителя) бюджетных средств, которым допущено нарушение;
  • расшифровка сумм по ведомственной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, коду, разделу, подразделу расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и статье экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым выявлено нарушение и (или) ущерб государству, а также -на которые их следовало отнести (в случае выявления нецелевого использования бюджетных средств);

3. по источникам финансирования дефицита федерального бюджета:

  • формы внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета;
  • по внебюджетным средствам - источник их получения;
  • по государственной собственности - виды объектов государственной собственности и формы их использования.

Составленный и подписанный акт на каждом объекте может быть дополнен пояснениями и возражениями проверяемой стороны в письменном виде в пятидневный срок. Если проверяемая сторона отказывается подписывать акт, инспектор делает об этом соответствующую запись.

После поступления актов в Счетную палату готовится отчет о результатах контрольного мероприятия, который рассматривается Коллегией Счетной палаты, как правило, в присутствии проверяемой стороны.

Порядок подготовки отчета

Данный порядок регламентирован стандартом СФК 4040 .

Главным документом Счетной палаты является отчет. Именно на его основании Коллегия, в целях устранения выявленных нарушений, готовит представления и предписания.

Представление Счетной палаты направляется руководству проверенной организации для устранения нарушений и должно быть рассмотрено в двадцатидневный срок.

Предписание направляется учреждению в случае либо длительного отсутствия реакции проверяемой стороны на полученное представление, либо при выявлении фактов ущерба, требующих немедленного реагирования (ст. 24 Закона № 4-ФЗ).

К сожалению, эффективность резолютивных документов Счетной палаты недостаточно высока - они не имеют прямого действия. А значит, не все проверенные учреждения спешат вносить изменения, на необходимость которых им указывает Счетная палата. Новая проблема возникла и в связи с изменениями в Бюджетном кодексе РФ: с 2009 г. Федеральное казначейство на основании представлений Счетной палаты не может в бесспорном порядке возвращать в бюджет деньги, использованные не по целевому назначению. Изменена сама концепция - теперь считается (и это соответствует мировой практике), что изъятием бюджетных денег должна быть наказана не вся организация, а те конкретные должностные лица, которые допустили их нецелевое расходование. Санкции против них прописаны в КоАП и УК РФ, но они, разумеется, применяются не автоматически, а могут быть реализованы только через судебные процедуры.

На практике эффективность деятельности Счетной палаты во многом обусловлена ее "политическим весом", возможностью беспрепятственного обращения в правоохранительные органы и судебные инстанции. В последние годы имело место немало исков к Счетной палате об отмене ее представлений, однако в абсолютном большинстве случаев они были проиграны проверяемыми организациями.

Сам факт существования независимого органа государственного финансового контроля/аудита служит серьезным фактором повышения финансовой дисциплины получателей средств федерального бюджета, организаций, использующих в той или иной форме государственные ресурсы. Благодаря усилиям инспекторов Счетной палаты удалось выявить ряд изощренных финансовых схем, повысить доходы бюджетов всех уровней, предотвратить попытки нанесения серьезного ущерба государству с использованием мошенничества, подкупа, а также рейдерских действий.

Заключение

Читатели этого материала могут использовать его как практические рекомендации по подготовке к проверке со стороны не только Счетной палаты, но и других оганов финансового контроля. На основе внутренних регламентов проверяющего органа учреждение может построить свою систему внутреннего контроля, принять во внимание стандарты СФК при их разработке и усовершенствовании. Кстати, в соответствии с международной практикой Счетная палата ставит вопрос о наделении ее правом разрабатывать и устанавливать стандарты внутреннего контроля для государственных организаций.

Если учреждение решит всерьез подготовиться к проверке, то алгоритм и содержание проверок помогут выявлять и пресекать нарушения. Безусловно, это сделает его работу более прозрачной для проверяющих органов.

Бухгалтеру на заметку

Копии документов для инспекции делать на "черновиках" нельзя. Об этом говорится в письме Минфина России от 01.02.2010 № 03-02-07/1-35. Согласно Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденным постановлением Правительства РФ от 15.06.2009 № 477, копией документа является документ, полностью воспроизводящий информацию подлинника и его внешние признаки. Пунктом 3.27 ГОСТ Р 6.30-2003 установлено, что на оборотной стороне последнего листа должны располагаться инициалы, фамилия и номер телефона исполнителя этого документа. Исходя из этого, финансовое ведомство указало, что на представляемых копиях должна быть отражена только та информация, которая необходима для целей налогового контроля. Следовательно, копии документов для инспекции нужно делать только на чистой бумаге.

Имеет ли право Контрольно-счетная палата при проведении контрольного мероприятия запросить у проверяемого работодателя заверенную копию трудовой книжки руководителя?

Ответ

Ответ на вопрос:

Контрольно-счетная палата может запрашивать трудовые книжки.

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ контрольный орган наделен полномочиями по проверке расходования бюджетных средств. При этом проверяется законность расходования средств.

В соответствии с п. 1 ч. 1 чт. 14 Федерального закона от 07.02.2011 г. № 6-ФЗ должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам , а также осматривать занимаемые ими территории и помещения.

Это означает, что контрольный орган вправе затребовать для цели осуществления такой проверки любые документы. Поэтому если трудовая книжка необходима для проведения проверки расходования бюджетных средств, контрольный орган может затребовать ее заверенную копию.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Правовая база: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 07.02.2011 № 6-ФЗ

Закон

Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

Статья 9. Основные полномочия контрольно-счетных органов

1. Контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

2) экспертиза проектов законов о бюджетах субъекта Российской Федерации и проектов законов о бюджетах территориального государственного внебюджетного фонда;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими субъекту Российской Федерации;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств субъекта Российской Федерации, а также государственных программ субъекта Российской Федерации;

8) анализ бюджетного процесса в субъекте Российской Федерации и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных ;

10) подготовка информации о ходе исполнения бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

2. Контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет следующие основные полномочия:

1) контроль за исполнением местного бюджета;

2) экспертиза проектов местного бюджета;

3) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;

4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;

6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;

7) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;

8) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;

9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;

10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;

11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

3. Контрольно-счетный орган муниципального района, помимо полномочий, предусмотренных , осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав данного муниципального района.

4. Внешний государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами:

1) в отношении органов государственной власти и государственных органов, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, государственных (муниципальных) учреждений и унитарных предприятий соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также иных организаций, если они используют имущество, находящееся в государственной (муниципальной) собственности соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

2) в отношении иных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств соответствующего бюджета.

Статья 14. Права, обязанности и ответственность должностных лиц контрольно-счетных органов

1. Должностные лица контрольно-счетных органов при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право:

1) беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;

2) в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;

3) в пределах своей компетенции направлять запросы должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, органов государственной власти и государственных органов субъектов Российской Федерации, органов территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и муниципальных органов, организаций;

4) в пределах своей компетенции требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов и организаций представления письменных объяснений по фактам нарушений, выявленных при проведении контрольных мероприятий, а также необходимых копий документов, заверенных в установленном порядке;

5) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления должностными лицами проверяемых органов и организаций документов и материалов, запрошенных при проведении контрольных мероприятий;

6) в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

7) знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;

8) знакомиться с технической документацией к электронным базам данных;

9) составлять протоколы об административных правонарушениях, если такое право предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Должностные лица контрольно-счетного органа в случае опечатывания касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятия документов и материалов в случае, предусмотренном пунктом 2 , должны незамедлительно (в течение 24 часов) уведомить об этом председателя соответствующего контрольно-счетного органа. Порядок и форма уведомления определяются законами субъектов Российской Федерации.

3. Должностные лица контрольно-счетных органов не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность проверяемых органов и организаций, а также разглашать информацию, полученную при проведении контрольных мероприятий, предавать гласности свои выводы до завершения контрольных мероприятий и составления соответствующих актов и отчетов.

4. Должностные лица контрольно-счетных органов обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях контрольно-счетного органа.

5. Должностные лица контрольно-счетных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

6. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации вправе участвовать в заседаниях законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его комиссий и рабочих групп, заседаниях высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и иных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также в заседаниях координационных и совещательных органов при высшем должностном лице субъекта Российской Федерации (руководителе высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

7. Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа муниципального образования вправе участвовать в заседаниях представительного органа муниципального образования и в заседаниях иных органов местного самоуправления. Указанные лица вправе участвовать в заседаниях комитетов, комиссий и рабочих групп, создаваемых представительным органом муниципального образования.

С уважением и пожеланием комфортной работы, Наталья Никонова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.