Остановка внутреннего диалога (как отключить мысли). Остановка внутреннего диалога или стоп-кран для мозгов

Поговорим немного о внутреннем диалоге (ВД). Что это такое - думаю все в курсе. Это просто наша обыденная мыслительная активность, болталка нашего эго:-) Неконтролируемый и порой назойливый разносторонний шум мыслей в голове, не дающий нам сконцентрироваться на чём-то одном. Кстати, страхи часто являются следствием внутреннего диалога, который усиливает все наши переживания. ВД часто является причиной потери концентрации на внешнем мире и отсутствию внутреннего покоя и гармонии в человеке. ВД - это не наше собственное "я", он всего лишь является продуктом внешней среды. Единственное, что делает ВД - это уводит нас от "реальности", порождая неуверенность в себе (чаще всего).

Кстати, немного о самих мыслях. Нужно осознать, что у нас есть два вида мыслей: активные и пассивные. Активные мы порождаем сами каждый день, а пассивные мысли заносятся в нас извне (воздействие Системы или сущностей). Пассивные мысли могут нести нам угрозу, поскольку мы их не в состоянии контролировать, ведь не мы их создали, а кто-то заложил в нас.

Для чего важно уметь останавливать внутренний диалог? Это нужно для того, чтобы выйти в состояние тишины и покоя, что даёт возможность раскрыть свой потенциал, познать себя. Это качественно меняет отношение к жизни! В таком состоянии можно эффективно работать со многими своими аспектами:

Отслеживать пассивные мыслеобразы;
- убирать свои страхи, шаблоны, стереотипы;
- работать со своим прошлым/настоящим/будущим;
- выходить за пределы физического мира... и т.д.

Быстро добиться остановки ВД довольно сложно (но можно!). Многие монахи десятилетиями работают над собой, достигая полного безмолвия разума медитациями и ежедневным повторением мантр. Но это совершенно не значит, что это недостижимо и "нафиг это нужно". Я же смог это сделать, значит и вы сможете, если приложите определённые усилия для саморазвития. ;-)

В Инете валом самых разных способов остановки ВД, однако я расскажу о трёх самых эффективных методов, которые использую сам.

Итак, перейдём к практическим занятиям. Они совсем не сложные. :-)

Техника 1. Позиция "внешнего наблюдателя".

Наиболее эффективный способ остановки мыслемешалки - перейти в позицию "внешнего наблюдателя" (ПВН). Что это за позиция такая и как в неё попасть? ;-) Тут всё просто - это та позиция сознания, когда мы просто наблюдаем за всем вокруг, ничего при этом не оценивая (я про суждения), даже совсем чуть-чуть. Это даже можно делать с закрытыми глазами. Чтобы перейти в ПВН, нужно концентрировать всё своё внимание на внешнем мире (полностью расконцентрироваться), научиться быть в точке "здесь и сейчас".

Техника 2. Следи за дыханием.

Ещё один способ остановки ВД - это концентрация на своём дыхании. Цикл нашего дыхания - это ритмические чередования вдоха и выдоха. Между ними на доли секунды возникает пауза (остановка цикла). Нужно сконцентрироваться именно на эту естественную паузу между вдохом и выдохом. Постарайтесь, чтобы в это/эти мгновения вы ничего про себя не говорили. Постепенно нужно увеличивать эту паузу, концентрируясь на которой, вы полностью освобождаете себя от мыслительного хаоса. Однако важно, чтобы дыхание было самым обычным, как вы обычно дышите.

Пауза в цикле дыхания

.
Тренироваться можно везде: когда идёте по улице, сидите в электричке или моете посуду. Только обязательно присматривайте за глубиной дыхания, а то почти у всех начинающих практикующих есть тенденция невольно переходить на более глубокое дыхание.

Сначала вы будете увеличивать паузу между вдохом и выдохом, концентрируясь на паузе, а через какое-то время поймаете себя на мысли, что вы уже и во время вдохов и выдохов тоже молчите внутри себя. :-)

Техника 3. Метод валькирий (из книги Пауло Коэльо "Валькирии").

Последняя техника интересна тем, что не нужно прикладывать никаких усилий в попытках остановить наши мысли. Мы им просто даём полную свободу действий, даём мыслям свободно течь. Неожиданно? ;-) Расслабьтесь и обратите ваше внимание на те мыслеобразы, которые постоянно крутятся у вас в голове. Просто посидите / полежите и поотслеживайте поток этих бесконтрольных мыслей. Если сосредоточить внимание на активной мысли и дать ей волю - она сначала раскрутится, потом остановится, замрёт, а потом и вовсе распадётся. Но есть риск того, что вы просто-напрсто уснёте... тут нужно уметь удержаться...

Вот и всё. Как и говорил выше - ничего сложного. ;-)

Важное замечание. Все вышеприведенные техники (как и все другие, которые я публикую) отлично работают лишь в случае регулярного их применения. Иначе просто не имеет смысла делать это разово, например раз в месяц.

Методы саморазвития: начальный этап

Начну с того, что, осваивая новые методы саморазвития, я старалась придерживаться следующих принципов:

1. Не надо ни с чем и ни с кем бороться. И уж тем более не следует бороться с самим собой. Лучше идти по пути наименьшего сопротивления: отойти, переключиться временно на другую задачу, сделать запрос, принять, отпустить и т.д.
Если таки тянет побороться с кем-нибудь, а жизнь без борьбы кажется пресной, сделайте запрос, что является причиной пристрастия к такому сверхактивному и к тому же затратному образу жизни и мыслей. Я три четверти своей жизни свято верила в "необходимость напряжения", пока сама себе не доказала обратное, отработав с причинами данного вредоносного наложения (о видах наложений выложу материал позже, он почти готов).

2. Если возможно, освоение какого-либо развивающего метода/способа/практики должно проходить либо в игровой форме (как упражнение 4 Фрагмента 3.3.), либо доставлять хоть какое-то удовольствие (как упражнения 1 и 6 Фрагмента 3.3). Не стоит себя бичевать по поводу и без повода, тем самым вызывая сопротивление собственной природы. Это особенно важно на начальных этапах. А только потом, когда целенаправленное и осознаваемое саморазвитие станет неотъемлемой частью вашей жизни, без самодисциплины уже точно не обойтись;).

3. Запаситесь терпением, не требуйте от себя быстрых результатов, не сравнивайте себя ни с кем. На пути саморазвития стоит соревноваться только с самим собой. Ожидания его бы то ни было отнимают у нас массу энергии, поэтому никогда ничего не ждите - просто идите вперёд, отдавая результаты Божественному. Когда я начинала практиковать интегральную йогу пару десятков лет назад, то особо не рассчитывала ни на какие серьёзные результаты продвижения по пути Эволюции сознания в этой жизни, в лучшем случае - в следующей. Реальность моей жизни (её нематериальная часть) оказалась намного фантастичнее, чем я могла тогда себе представить.

4. Будьте креативны - творите и пробуйте! Замечу только, что некоторые проблемы следует решать не прямо в лоб (опять же иногда может возникнуть сопротивление), а обходными путями, пусть даже на это потребуется больше времени.

5. Не стоит ждать очередного понедельника, чтобы заняться собой, своим развитием. Например, прислушиваться ко Вселенной, размышлять над коаном вы можете в любое время. Остальное - отмазки и самообман. Если вы ищете оправданий своему притормаживанию, значит, целенаправленное саморазвитие для вас сейчас не актуально. Хотя бы просто получайте удовольствие от вашей текущей жизни:)

Фрагмент 3.3 Методы саморазвития: остановка внутреннего диалога

Частенько за время моей практики ко мне обращались с вопросом "как остановить внутренний диалог?". И хотя способов в литературе описано великое множество, иногда по какой-то причине ищущему всё же даётся это с трудом. Однажды я уже выкладывала здесь материал на эту тему (смотрите по тегу "нулевая точка"). Однако, как говорится, повторение - мать учения.
Так что вот новая версия обобщения моей практики по установлению молчания ума/входу в нулевую точку/остановке внутреннего диалога:) Замечу только, что все описанные ниже упражнения - в большей степени результат моих экспериментов двадцатилетней давности, а не готовые рецепты из книжек.

1. Когда я начала практиковать первые медитации в 1992 году, то не стала пытаться останавливать внутренний диалог. Вместо этого во время медитации просто сосредотачивалась на расслабляющих визуализациях. Чаще всего я плавала как дельфин в океане, получая от этого огромное удовольствие.
Делала визуализацию каждый день перед сном, лёжа себе на боку, а затем ещё и по утрам - перед тем, как встать с постели. Это я к тому, что для освоения медитации (остановки внутреннего диалога) не нужны спецусловия: поза лотоса, прямой позвоночник и прочий бесполезный антураж. Нужны лишь желание, системность тренировок и время:)
2. Кроме того медитировать я начала, читая книгу "Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания", которая сама по себе способна погружать в медитативное состояние.
3. Ещё некоторое время я занималась медитацией на коанах Дзен-буддизма по книге "Плоть и кость Дзен".
4. Ниже я приведу несколько полезных, на мой взгляд, упражнений, найденных мною, скорее, интуитивно и направленных на то, чтобы научиться отслеживать оценочную деятельность ума.

Как-то неделю я занималась тем, что отбрасывала все мысли с негативной эмоциональной окраской. Через неделю мышление становится гораздо более прозрачным, более структурированным.

Затем ещё какое-то время я занималась тем, что отбрасывала оценку людей, встречавшихся по пути (по дороге в институт, в транспорте и т.д.) - того, как они выглядят.

Обычно человек не замечает, как даёт оценку всему вокруг - на это также уходит масса энергии. Учитесь "смотреть" не на предмет/объект/человека, а сквозь него и за него. Если практиковать достаточно усердно, то постепенно ваше восприятие, как и зрение перестроится. Благодаря такой вот трансформации можно, например, говорить с человеком о повседневном, одновременно при необходимости вступать в контакт с его существом для обмена информацией.

Ещё один способ: смотреть на себя, свой ум со стороны. Я при этом как бы "вставала" позади себя, развивая таким образом внутреннего наблюдателя. Наличие развитого внутреннего наблюдателя в дальнейшем весьма помогло мне и в достижении других, гораздо более труднодостижимых целей саморазвития.

Можно пробовать смотреть из разных частей себя. Какое-то время я упражнялась в том, чтобы "смотреть" из своего живота или сердца, как если бы там находились глаза. Эффекты были весьма любопытны:)

Чтобы успокоить бурный мыслительный процесс, следует научиться быстро "забывать" неприятные моменты нашей повседневной жизни, которые так любит пережёвывать, иногда годами и десятилетиями, наш недисциплинированный ум. Я с месяц, наверное (может больше), каждое утро вставала и представляла, что только появилась на Земле. А для закрепления эффекта воображала у себя за спиной белую кирпичную стену. От неё и делала (мысленно) шаг каждое утро, оставляя все воспоминания о предыдущем дне за этой самой стеной, не позволяя себе к ним возвращаться без особой надобности. Многие боятся выполнять подобную практику, полагая, что это ослабит их способность к запоминанию. Однако это не так. Самое необходимое, в том числе и воспоминания, я черпаю, что называется, из воздуха - считываю с инфополя. Это уже вошло в привычку, стало частью моей природы, так что обычные способы запоминания для меня более не актуальны.

5. Ещё одно хорошее упражнение - прислушиваться к Вселенной, как бы вслушиваться в её тихий голос. При этом даже лучше, если в момент медитации будет нагрузка в виде повседневного звукового фона.

6. Можно также медитировать по древнему китайскому принципу "В самом себе не имей где пребывать" - одно из моих любимых некогда упражнений. Сейчас для восстановления сил мне достаточно в лежачем положении минут на 20-30 мысленно "вынести" свой центр внимания (сознания) за пределы тела, не позволяя ему возвращаться.
Не могу удержаться, чтобы не продолжить цитировать

Таким образом, внутренний диалог — это механизм поддержания проекций. Непрерывный процесс напоминания себе о том, на какой гвоздь, какую проекцию мы повесили. А когда нам кто-то говорит, что вот здесь вот у нас проекция неправильная, мы пугаемся и начинаем защищаться, всеми силами — вплоть до кровопролития — доказывая, что на этом облаке должна висеть именно ЭТА проекция и никакая иная. Майя, мир иллюзий — творение внутреннего диалога.

Возьмем механизм снабжения организма кислородом — дыхание. Система исправно работающая безо всякого участия нашего сознания. Ребенка не учат «дышать» — он дышит инстинктивно. Большинству людей за всю жизнь вообще не приходится задаваться вопросами, о том, как они дышат. Потребность в кислороде растет — дыхание учащается. Потребность падает — дыхание снова становится ровным. Все просто и все работает само по себе.

Однако иногда дыхание все-таки дает сбой. Происходит это обычно в стрессовых ситуациях, когда человеку угрожает опасность — физическая или психологическая. И здесь возможны две противоположные реакции — задержка дыхания, ведущая к обмороку, или, наоборот, учащенное дыхание связанное с паническим типом реакции, также ведущее к нарушению работы сознания.

Вероятно, в обоих типах реакции есть своя логика. Животное, не имеющее возможности убежать или противостоять хищнику, прячется и замирает. Полная тишина и неподвижность — последний шанс на выживание. Соответственно, и дыхание в этот момент тоже подчинено задаче выживания — оно должно быть максимально тихим и незаметным, даже в ущерб текущим потребностям организма в кислороде.

С другой стороны, паническая реакция диктует совсем иное поведение. Дыхание учащается, перенасыщая организм кислородом, который, видимо, потребуется, чтобы убежать или дать физический отпор нападающему. И здесь тоже ясность сознания приносится в жертву более важной задаче выживания.

В норме такие защитные реакции у человека случаются очень редко — в ситуациях действительно экстремальных для организма или психики. Довести среднего человека до обморочного или панического состояния — очень и очень непросто. Но представьте себе человека слабого, нервного и до крайности пугливого, который падает в обморок даже от неожиданного громкого звука или ударяется в панику при виде паука на полу.

Очевидно, что в этом случае защитные реакции организма не соответствуют уровню реальной опасности. И даже более того — эти чрезмерные реакции сами уже становятся большой опасностью. В обморок можно упасть на лестнице и свернуть себе шею, а в приступе паники можно оттяпать себе ногу, пытаясь убить паука топором. И вот с этой точки зрения мы понимаем, что саморегулирующаяся система дыхания до сих пор не требовавшая никакого сознательного вмешательства, в некоторых особых случаях все-таки нуждается в дополнительном контроле.

Человеку в околообморочном состоянии нужно больше кислорода, и его выводят на свежий воздух. Человеку в панике дают подышать в бумажный пакет, чтобы, наоборот, снизить содержание кислорода в крови. Простые логичные действия направленные на то, чтобы выровнять дыхание и вернуть человека в сознание.

Если же мы говорим о примере болезненного человека, который очень легко пугается и теряет внутреннее равновесие, то его дыхательная система будет работать в критическом режиме практически постоянно, а это в свою очередь будет еще больше замутнять сознание и делать его еще более уязвимым и неуравновешенным. Таким образом, он практически все время будет находиться помутненном полуобморочном состоянии. И такому человеку, вероятно, стоит научиться контролировать свое дыхание… конечно же, помимо того, чтобы разобраться со своей общей уязвимостью и неуравновешенностью.

И вот отсюда можно провести очевидную уже параллель с внутренним диалогом, который тоже в сущности является естественным инстинктивным ментальным процессом, но который, как и дыхание, может входить в критический режим работы, приводящий к помутнению рассудка.

А теперь самое главное. В ситуации с дыханием мы крайне редко можем встретить человека падающего в обморок от хлопка в ладоши или впадающего в настоящую панику при виде насекомых. Серьезные нарушения в работе дыхания случаются нечасто и, как правило, все-таки связаны с действительно опасными для жизни ситуациями. Поэтому здесь нет никакой глобальной проблемы, на которую стоило бы обращать специальное внимание.

Но в случае внутреннего диалога ситуация совсем иная — здесь мы крайне редко можем встретить человека, который бы не пребывал все время в полуобморочном состоянии! Средний человек большую часть жизни проводит в состоянии повышенной психологической угрозы, а в ответ на это его внутренний диалог все время работает в критическом режиме.

Физически опасных ситуаций в нашей современной жизни очень мало. Физически болезненных людей при современном развитии гигиены и медицины тоже очень мало. А вот психологическая опасность — самая настоящая! — нас подстерегает на каждом углу. Практически все люди проводят свою жизнь в постоянном страхе и беспокойствах на свой собственный счет. И психологически здоровых людей, в отсутствие всякой душевной гигиены в нашем современном обществе, тоже очень и очень мало. А значит практически у всех вокруг внутренний диалог работает далеко не в том режиме, который можно было бы назвать нормальным, естественным, и совершенно того не замечая, большинство людей проживают свою жизнь в перманентном полуобморочном состоянии. Постоянное опьянение и помутнение принятое за общечеловеческую норму.

И именно этот взвинченный, болезненный, зацикленный на себе внутренний диалог нуждается в «остановке». Перекричать внутренний телевизор включенный на полную громкость невозможно, а без этого подступиться к причинам психологической неуравновешенности будет невозможно, не говоря уже о том, чтобы от этой неуравновешенности и уязвимости так или иначе излечиться.

И все же это не подразумевает полной «остановки дыхания». По крайней мере, на этапе психологической работы требуется довольно простой и понятный навык регулировки внутреннего диалога и способности сознательно противостоять своим ментальным приступам паники. Прежде всего, нужно научиться останавливать бессмысленные и неоправданные с практической точки зрения всплески ментальной активности . Иначе говоря, нужно научиться выключать свою психологическую защиту в тех ситуациях, где в действительности нет угрозы психическому выживанию, а есть всего лишь угроза обрушения своих иллюзий. Потому что иллюзии — это болезнь, а их уничтожение — лекарство. Болезненное, горькое, противное, но лекарство.

Признание проблемы - первый шаг к ее решению

Опознание внутреннего диалога. Как и везде в жизни, правильно заданный вопрос содержит в себе половину ответа. В отношении внутреннего диалога проблема заключается в том, что никто не выделяет его в самостоятельный ментальный процесс и не видит его одурманивающего влияния.

В среднем человеку кажется, что он таким образом «думает» — обдумывает ситуацию, ищет решение. Но внутренний диалог и мышление — процессы совершенно отдельные.

Человек с больной спиной вынужден ограничивать себя в движении, чтобы избежать боли. Он не носит тяжести, старается не наклоняться, спать может только в одном положении. Но поскольку у него на виду много других людей со здоровыми спинами, он хорошо отдает себе отчет, что его больная спина — это не норма, а проблема, болезнь, ограничивающая его свободу. Он осознает болезненность своего состояния, и потому для него совершенно естественно искать решения этой проблемы — исцеления. Есть такое решение или нет — разговор отдельный, а сейчас важно именно то, что осознание проблемы — это первый и необходимый этап в ее решении.

Если бы все вокруг ходили скрюченными, наш больной имел бы гораздо меньше шансов осознать свое состояние, как ненормальное. Свою болезнь он бы не мог идентифицировать, как болезнь, а значит, у него бы не возник и вопрос о том, как ее вылечить. А там где нет вопроса, нет и решения.

С застилающим глаза внутренним диалогом проблема именно в этом — никто практически не идентифицирует его, как невротический симптом, как проявление своей душевной болезни. Все вокруг постоянно разговаривают сами с собой и даже собеседника выбирают так, чтобы он был благодарным и удобным слушателем их внутренних излияний. Лучший собеседник тот, кто может встроиться и поддержать внутренний диалог другого человека. Карнеги писал именно об этом: хочешь понравиться человеку, поддержи его там, где ему это больше всего нужно — в его внутреннем диалоге, в его попытке себя обмануть, успокоить и забыться. Отличная отправная точка для дружбы и любви.

Так вот, прежде чем говорить об остановке внутреннего диалога, нужно осознать его, как свою внутреннюю скрюченность, а его работу перестать путать с конструктивным мышлением и опознать в ней процесс непрерывного самооправдания и самоодурманивания. Только после этого внутри может зародиться вопрос и настоящий интерес к тому, как прекратить этот бардак. «Анонимные алкоголики» — не дураки. Первый и главный шаг к решению проблемы — признание наличия этой проблемы. И проблема внутреннего диалога отличается от алкоголизма лишь тем, что перманентное психологическое опьянение повсеместно считается нормой, не требующей какого-либо вмешательства.

Итак, первая задача — осознать свой внутренний диалог, как отдельный самостоятельный психический процесс, и увидеть какую функцию он выполняет в нашей внутренней жизни. Большая сложность здесь в том, что внутренний диалог тщательно маскируется под мышление. Разговаривая с самим собой, человек полагает, что он таким образом обдумывает ситуацию и ищет из нее выход. Но при более внимательном рассмотрении окажется, что большую часть времени он занят другим — ищет не решение какой-то практической проблемы, с которой он столкнулся, а возможности выкрутиться из ситуации с наименьшими психологическими потерями.

Ребенок, разбивший вазу, не ищет способа исправить ошибку и скомпенсировать урон — он ищет себе оправдание и придумывает истории, в которых он бы оказался не виноват в случившимся. Весь его ментальный аппарат сосредоточен на поиске именно этого решения — как выйти сухим из воды. Но даже этот внутренний поиск проходит не конструктивно, а в паническом суетливом режиме, поэтому даже качественную убедительную ложь состряпать оказывается очень трудно.

Вот эту тенденцию судорожно выискивать себе оправдание и подменять этим поиском настоящее решение проблемы следует обнаружить и идентифицировать в первую очередь. Нужно с полной ясностью увидеть, что большую часть времени ум озабочен не тем, как справляться с практическими жизненными задачами, а тем, как выйти сухим из воды. Обеспечение сохранности представлений о самом себе — вот чем постоянно занята голова. И тысячи килокалорий, которых бы с запасом хватило на исправление допущенной ошибки, расходуются на то, чтобы доказать себе свою непричастность и невиновность, избежать ответственности, и избежать признания горькой правды о самом себе.

Как только этот механизм будет обнаружен и опознан, полдела уже сделано — останется только вытравить привычку, которая формировалась годами и десятилетиями.

С технической точки зрения, выслеживание внутреннего диалога задача не такая уж и сложная. Здесь важно обнаружить две крайности — состояние относительной внутренней тишины, когда ум не занят решением задачи психологического выживания, и состояния помутнения, когда в голове навязчиво прокручиваются одни и те же вопросы и ответы, в поисках безболезненного выхода из ситуации.

Первое состояние случается у всех. У кого-то чаще, у кого-то реже, но все-таки обычно его можно в своей жизни обнаружить. Характерной чертой этого состояния является внутренняя тишина и покой. Это ничем не окрашенное состояние равновесия, в котором нет никакого особого довольства или недовольства собой или окружающей обстановкой. Не радость и не печаль, не апатия и не бездеятельность, не ступор и не отключка — спокойное, активное, осознанное состояние.

Исходя из того, что внутренняя паника поднимается в ситуации психологической угрозы, внутреннюю тишину можно «услышать» в ситуации психологической безопасности. В зависимости от общей душевной устойчивости, круг психологического комфорта для человека может быть шире или уже. Кому-то для этого надо уехать на месяц в глухие леса, а кто-то будет себя чувствовать в полной безопасности даже в шумной компании. То есть можно вычислить свою зону полного психологического комфорта и использовать ее для того, чтобы по-хорошему распробовать на вкус состояние приглушенного внутреннего диалога.

Другая хорошая возможность на время оказаться в тишине — Когда организм перегружен физическими усилиями или, например, болезнью, энергии на обычную ментальную активность остается очень мало — психологические проблемы сами собой отступают на второй план. Именно поэтому многим так нравится себя нагружать — идти в горы, ходить в спортзал, копать грядки и тому подобное. Физическая нагрузка отнимает энергию у головы и действует точно так же, как алкоголь — дает забыться от своих тревог и проблем. То есть вторая возможность — это дать себе непривычно большую физическую нагрузку и потом внимательно пронаблюдать состояние неработающей головы. Обычно оно воспринимается, как очень приятное облегчение и беззаботность — также характерные признаки затихшего внутреннего диалога.

Еще один вариант — сложные упражнения на координацию. Возьмите табуретку, встаньте на ее край, чтобы пятки висели в воздухе, и удерживайте в таком состоянии равновесие. Если это слишком просто, закройте глаза. Если и это просто, встаньте на одну ногу. И так далее — усложняйте себе задачу ровно до того момента, где вы с ней еще справляетесь, но это требует от вас полной концентрации. Через пару-тройку минут можно остановиться и прислушаться к своему внутреннему состоянию — оно будет очень тихим, потому что мы не можем выполнять две задачи одновременно — координировать сложные движения и думать сложные мысли. Либо одно, либо другое.

В общем, существует масса чисто технических приемов и фокусов, как на короткое время оказаться в состоянии внутреннего покоя и тишины. И этого вполне достаточно, чтобы хорошенько прочувствовать, о чем вообще идет речь. Как уже сказано, обычно это состояние кажется очень приятным, комфортным и гораздо более естественным, чем обычная повседневная взвинченность и загруженность. Но удержать это состояние всякими техническими фокусами невозможно — всякий раз вы будете обнаруживать, что внутренняя тишина и повышенная осознанность утекают сквозь пальцы, развеиваются и забываются, как ничего и не было. Сознание погружается в привычное сонливое полуобморочное состояние.

Но на первом этапе задача не в том, чтобы сохранить тишину и осознанность во что бы то ни стало, а в том, чтобы распознать два своих возможных состояния — тишину и обычный внутренний гомон, который ко всему прочему превращается в истерику, если возникает какая-то дополнительная психологическая опасность.

Увидеть вторую крайность — внутреннюю панику и истерику — с одной стороны, проще, потому что это более бурное и более частое явление в жизни обычного человека, с другой стороны, сложнее — потому что именно в состоянии повышенной тревожности трудно даже вспомнить о смысле поставленной задачи. В момент активизации психологических защит память и логика отказывают, и даже если себе на напоминалку, что надо внимательно присмотреться к своему внутреннему диалогу, задача эта будет казаться абстрактной и бессмысленной — удирающему зайцу не до того, чтобы внимательно исследовать работу своих лап — нужно жизнь спасать!

Но все-таки, если этим вопросом заинтересоваться, то разглядеть работу своего внутреннего диалога не так уж и сложно. Для этого не нужно годами копаться в себе или заниматься медитацией. Это такой же повседневный и непрерывный процесс, как и дыхание. И сложность только в том, чтобы начать обращать внимание на то, что от него ускользает именно в силу своей естественности.

Дерзайте. Познакомьтесь со своим внутренним диалогом. Проследите и задокументируйте, когда и о чем вы сами с собой разговариваете. Разберитесь, когда ваш внутренний диалог обостряется, а когда затихает. Проследите направление своих «рассуждений» — что именно вы пытаетесь проделать и к какому ответу прийти. А если энтузиазм переполняет, заведите дневник и попробуйте свой внутренний диалог позаписывать — побудьте своим собственным стенографистом. Результат вас, вероятно, ошарашит.

Эта задача настолько же простая и настолько же важная, как способность оценивать уровень своего алкогольного опьянения на светской тусовке. Ведь многие люди напиваются больше, чем следовало бы, не потому, что они такие алкоголики и так стремятся отключится, а именно потому, что не отдают себе отчета в том, насколько организм уже отравлен. Не осознавая уровня своего опьянения, очень легко переступить черту, после которой за себя станет очень стыдно.

Со внутренним диалогом или внутренней напряженностью то же самое — очень важно ясно отдавать себе отчет в своем уровне психологического опьянения, потому что, если за этим не уследить, очень легко наломать дров и создать себе ворох проблем на ровном месте. Половины бы проблем в жизни не стало, если бы научиться обнаруживать искаженность своего восприятия.

Когда человек пьян и знает об этом, он не будет принимать серьезных решений, понимая, что важные вопросы требуют трезвого подхода в прямом и переносном смыслах. Если же он пьян и не осознает этого, то случиться может всякое. То же и с внутренним напряжением — оно оказывает не менее искажающее влияние на принимаемые решения и совершаемые действия, чем алкоголь. И психологическое опьянение в этом смысле даже более опасно, чем физиологическое, поскольку труднее себе в нем признаться, а искажения, которые оно вносит, более тонкие и при этом более пагубные.

Теперь рассмотрим еще раз, где и как он проявляет себя в быту. Потому что задача эта не касается одних только искателей духовных истин, а является общей для всех проблемой, независимо от рода деятельности и образа жизни.

Во-первых, всякого рода мастерство. Невозможно достичь серьезных — мастерских — результатов ни в одном занятии, без того, чтобы научиться входить в состояние внутренней тишины. Специально этому обычно не учат, по крайней мере, пока это не становится вопросом жизни и смерти или очень больших денег, но тренируясь в любой деятельности достаточно долго, человек рано или поздно естественным образом учится полной концентрации на своем занятии. Что, как мы уже говорили, подразумевает вытеснение и заглушение внутреннего диалога — на него просто не остается энергии.

Хороший пример — спорт. Не легкие пробежки по утрам, а именно занятия спортом с целью достижения предельных для себя результатов. Пробежать марафон сложно, но, чтобы дойти до своей грани возможного, недостаточно простой силы и выносливости — нужна способность сконцентрировать все свои ресурсы на одном главном усилии. И если тренироваться в такой концентрации достаточно долго, то это постепенно приведет к выработке специфической способности временно отключаться от всех своих внутренних дрязг и прекращать всякие лишние внутренние переговоры.

Если спросить спортсмена, умеющего выкладываться по полной, что с ним происходило внутри, когда он был на своем «ринге», то окажется, что он в самом буквальном смысле ни о чем не «думал». И, скорее всего, он даже добавит, что ТАМ думать некогда: задумаешься — проиграешь. И тем не менее, мозг его все время работал — обсчитывал и решал поставленную задачу в полную силу своих возможностей, просто эта работа мало похожа на обычное мысленное обмусоливание своих проблем. Спортсмен-шахматист соревнуется именно в способности думать, но в то же самое время его обычный внутренний диалог на время схватки должен быть остановлен. Постарайтесь прочувствовать, о чем здесь речь — это очень важно. Мышление не тождественно внутреннему диалогу!

Чтобы сконцентрировать все свои усилия на одной практической задаче, нужно научиться выполнять очень сложный ментальный кульбит, которому практически никто и никогда не учится целенаправленно. А именно — нужно научиться выносить свою личность за скобки, отвлекаться от СЕБЯ, своей значимости, своих личных проблем, своих тревог и сомнений. Хотя бы временно и в отдельной узкой сфере деятельности нужно научиться входить в состояние внутреннего равновесия и «уверенности в себе» — того самого состояния, когда нет необходимости в психологической защите, а значит и во внутреннем диалоге.

Таким образом, любое настоящее мастерство предполагает наличие устойчивой способности останавливать внутренний диалог и удерживать состояние тишины на достаточно длинном промежутке времени. Когда говорят, что в какой-то момент боец на ринге «сдался», и что, хотя он еще продолжает бой, но уже проиграл психологически, это и есть фиксация того момента, когда он потерял концентрацию, и его внутренний диалог возобновился. Из двух равных по технике мастеров победит тот, кто умеет дольше задерживать дыхание молчать.

Во-вторых, творчество. Только опять говорим не о том бестолковом занятии, когда новоиспеченный обладатель смартфона самовыражается фотографируя помойки цветочки, а о серьезной и сложной внутренней работе, когда через отточенную технику (см. мастерство), находят свой выход и выражение тончайшие душевные переживания.

Если в вопросе общего технического мастерства мы говорим о достижении предела физических, умственных или каких-то иных возможностей, то в вопросе творчества мы говорим о пределах чувствительности и восприятия. Чтобы услышать звук или запах на грани восприятия, нужно полностью затихнуть, стать тишиной. Только из этого безмолвного состояния можно различить самые тонкие, самые красивые и самые важные нюансы внутренних мелодий.

Ну, а ежели внутренний телевизор включен на свою обычную громкость, то весь творческий процесс сведется к выражению самых грубых и поверхностных невротических переживаний, которые не вызовут трепета ни в ком, кроме таких же неуравновешенных взабламученных изнутри личностей. Все самовыражение здесь будет ни чем иным, как выражением собственных комплексов, и цена такому творчеству — ноль целых, шиш десятых.

В-третьих, отношения с людьми и психологические проблемы. Любой конфликт — это вырвавшийся наружу внутренний диалог. Любая продолжительная обида — это зацикленный самоподдерживающийся внутренний диалог, который можно было бы прекратить в любой момент. И даже любовное помешательство на другом человеке — это тоже всего лишь внутренний диалог.

Ни одна психологическая проблема не может существовать без поддержки внутреннего диалога. Более того, им она и создается. А значит остановка этих ментальных хождений по мукам приводит к мгновенному испарению всех психологических проблем разом… однако при возобновлении диалога с собой они так же легко конденсируются обратно. Поэтому самой по себе временной остановки внутреннего диалога недостаточно для избавления от душевных проблем. Нужны пушки побольше!

Остановка внутреннего диалога

Стоп-кран для мозгов

Итак, переходим к, собственно, технической стороне вопроса. Начали мы с тренировки навыков распознавания внутреннего диалога и его текущей интенсивности. Одного этого уже достаточно, чтобы немного снизить его интенсивность.

А если подходить к делу с интересом и энтузиазмом, то внимательное изучение содержания своих разговоров с собой на достаточно длинном промежутке времени, вероятно, приведет к множеству ценных открытий на свой собственный счет и заметному укреплению внутреннего равновесия.

Это и есть наша вторая задача — общее приглушение внутреннего диалога, как результат обширного психологического исследования своих переживаний, страхов, сомнений и — главное! — способов убегания и защиты от своих демонов. В сущности, это и есть обычная психологическая работа, которую можно выполнять любым удобным способом — исследовать свой внутренний диалог, следить за своими чувствами и переживаниями, анализировать свое поведение, ходить к психологу, в конце концов. Все средства хороши, если они ведут к расширению сознания. А чем меньше иллюзий и тайн от самого себя, тем меньше потребность в психологических защитах. Это все уже должно быть очевидно.

Теоретически, доведя эту работу над собой до предела, можно ожидать, что никакие дополнительные ухищрения уже не потребуются — диалог, а вместе с ним и весь мир, рано или поздно остановится сам собой. В этом смысле нужно понимать, что остановка внутреннего диалога — это не самоцель, а практическая процедура, позволяющая ускорить этот самый процесс общего психологического развития. То есть нет никакого смысла стремиться заткнуть свою болталку ради того, чтобы только заткнуть свою болталку и этому порадоваться. С этой позиции и будем рассматривать нашу задачу дальше.

В зачет здесь идут два элемента: навык остановки внутреннего диалога и, условно говоря, накопленная внутренняя тишина — стаж пребывания в состоянии внутреннего покоя и равновесия. Соответственно и усилия должны прикладываться в этих двух направлениях.

Сам по себе навык можно нарабатывать любом из тысячи возможных способов. Погуглите запрос «техники остановки внутреннего диалога» — подойдет любой вариант, который лично вам покажется разумным и удобным. Хитрость здесь в другом. Нет никакого подвига в том, чтобы крутить ручку громкости у выключенного телевизора, вся сложность в том, чтобы набраться духу вырубить громкость, когда телевизор вещает о чем-то, по-вашему, жизненно важном и интересном. Вот где главная трудность — в том, чтобы расхотеть слушать то, что вы обычно очень и очень хотите слушать!

Нет никакой ценности в том, чтобы научиться затихать, сидя в зале для медитаций, где вас ничего не тревожит и не колышет. То есть ценность определенная, конечно, есть — накопление стажа и все такое прочее, но этого никогда не будет достаточно, чтобы стабилизировать результат и научиться останавливать внутренний диалог именно тогда, когда это важнее всего сделать — в состоянии раздрая, тревоги, страха и болезненных сомнений.

Главная проблема внутреннего диалога не в том, что он не осознается и не в том, что техники его остановки такие уж трудные и таинственные. Главная беда в том, что мы очень хотим продолжать с собой разговаривать. Психологические защиты — это не то, что с нами «случается» помимо нашей воли, это то, что мы сами в себе запускаем и включаем на полную громкость.

Мы остро заинтересованы в собственной личности и ее статусе, и пока этот интерес главенствует, мы будем изо всех сил разговаривать с собой, потому что это единственный наш способ поддерживать иллюзию собственной значимости. Пока мы зациклены на себе, мы нуждаемся во внутреннем диалоге. И никакие секретные тибетские техники не помогут внутреннюю болтовню прекратить. Либо человек осознает, что пора уже освобождаться от иллюзий и самообманов, либо он просто ходит по кругу… даже когда пытается при этом практиковать техники остановки внутреннего диалога, ведь делать он это будет только тогда, когда по телеку нет ничего интересного.

То есть, когда мы научились распознавать внутренний диалог, нам нужно сделать следующий и еще более важный шаг — научиться распознавать свое собственное желание себя уговаривать и обманывать с помощью этого самого диалога . Нам нужно обнаружить свои мотивы к тому, чтобы продолжать подвергать себя самогипнозу. И если на этом этапе от своей игры станет хоть капельку тошно, можно двигаться дальше.

Отсюда нужно сделать вывод, что говорить всерьез о проблеме остановки внутреннего диалога можно только на определенном этапе развития сознания, когда человек уже понимает, в какую ловушку он себя загнал, и что единственный выход из нее — перестать себе врать. С этого момента человек действительно будет готов бросить вызов своему внутреннему диалогу, как главному инструменту самообмана. В противном же случае бороться со своей внутренней болтовней можно сколько угодно долго — никакого практического смысла в этом не будет.

Итак, на первом месте у нас должен быть осознанный и устойчивый мотив с ясным пониманием того, зачем и почему внутренний диалог должен быть остановлен. А дальше уже дело техники — отслеживаем всплески своей невротической активности и останавливаем ее любым подходящим способом. Вариант с тем, чтобы постоять на одной ноге с закрытыми глазами, вполне подойдет. Если это слишком просто, поставьте себе на голову самую дорогую и любимую вазу — точно придется заткнуться, чтоб ее не разбить.

Здесь, однако, есть пара тонкостей.

Во-первых, чем сильнее внутренний всплеск, тем сложнее его остановить и тем дольше потребуется удержать состояние внутренней тишины. В самых простых случаях бывает достаточно и того, чтобы просто обнаружить эти свои защитные процессы и тут же их отключить. Но в более сложных и болезненных ситуациях усилий и времени может потребоваться гораздо больше. Это и есть тот самый навык, который надо у себя нарабатывать — способность не слушать свой телевизор, передающий экстренный выпуск жизненно важных для вас новостей. И если на то, чтобы прийти в равновесие потребуется час стоять на одной ноге, то так тому и быть. В следующий раз при прочих равных будет уже проще.

Во-вторых, успешное выключение невротического процесса — это отличное достижение, но оно не отменяет необходимости проделать работу над ошибками. Достигнув спокойного состояния надо внимательно разобраться, что именно произошло — что выбило из равновесия, какое больное место было задето, какая иллюзия «зазвенела». Ну, и далее по списку — обычная плановая психологическая работа по следам обнаруженного внутреннего надлома. Без этого ждать наступления «счастья» в форме стабильного покоя и равновесия придется гораздо(!) дольше.

И чем чаще мы практикуем такое грубое осознанное вмешательство в работу своих психологических защит, и чем дольше мы каждый раз пребываем в состоянии внутренней тишины, тем легче нам это делать с каждым новым разом, и тем естественней для нас становится состояние внутреннего покоя.

За кадром у нас осталась остановка внутреннего диалога более глубокого уровня, но всерьез подступиться к этой задаче можно только решив проблему первого — социально-психологического — уровня. И тем, кто ее решил, не составит труда самостоятельно разобраться, что делать дальше.

Доброго времени суток всем, кто читает эту статью. Поразмышляем мы с вами сегодня на весьма интересную тему.

Возможно, у вас имеется некоторый опыт медитации и полного расслабления. А, возможно, напротив, вам бывает сложно уснуть, расслабиться, лезут разные мысли, не то чтобы они негативные, но покоя вам от них точно нет. Бывало такое.

Что же это? Как с этим бороться, нужно ли бороться, можно ли прекратить этот мысленный шум, а возможно даже извлечь из него пользу? Именно это вы и узнаете из этой статьи на тему «Остановка внутреннего диалога».

Психика и внутренний мир новорожденного ребенка - это чистый лист. Постепенно на него накладываются отпечатки воспитания, социальных норм, мнения окружающих, школы, друзей, родителей. Таким образом возникает наше мировоззрение. Картина мира, рожденная внешними факторами, обдуманная мозгом и пропущенная через внутреннее сознание создает нашу жизнь и субъективную реальность.

Мыслительный процесс продолжает формировать нашу картину мира на протяжении всей жизни, не меняясь и не останавливаясь. Кроме картины мира, мысли человека создают образ его самого в собственном сознании. Фоновый мыслительный процесс протекает в виде мысленного диалога и сковывает нас, удерживая в рамках сформированных представлений.

И вот уже взрослый человек пытается влиять на свое окружение, менять свою жизнь и других людей, а ничего не выходит. «Как же так?» — сокрушается он и не понимает — «ну что я делаю неправильно, за что мне это, почему так?» А виной всему наши установки, созданные и зафиксированные нашим внутренним диалогом.

Мысленный диалог с точки зрения психологии

Понятие мысленного диалога в психологии упоминается достаточно часто и с давних пор. Это внутреннее общение человека самого с собой, оно не прекращается, разве что только во сне или во время изменения состояния сознания (но об этом в другой раз). Так вот, часто человек сам не отдает себе отчета, что в его мозгу постоянно крутится множество мыслей, очень часто не связанных между собой. Каждая из них, как за хвост, цепляется за «кусочек» только что ушедшей, следующая за нее, и так нескончаемой вереницей.

Э. Берн - создатель теории трансактного анализа объяснял внутренний диалог бесконечным общением разных состояний, в которых пребывает наше эго. Это состояние ребенка, состояние родителя и состояние взрослого. Три этих модели постоянно общаются между собой, часто противореча друг другу.

Эта теория тесно перекликается с психоанализом, где, как известно, Фрейд выделял три структуры человеческой психики: «ОНО» (или «либидо»), «Я» (или «ЭГО») и «СВЕРХ-Я» (или «СУПЕР-ЭГО»).

На подсознательном (то есть неосознанном) уровне эти структуры находятся в состоянии конфликта. Этому есть простое объяснение. «ОНО» подчиняется принципам удовольствия и счастья (кои и есть главная цель в жизни человека), «СВЕРХ-Я», напротив является своего рода цензором, это совесть, носитель моральных и нравственных стандартов.

«Я» пытается установить равновесие между тягой к удовольствиям и нравственными нормами. Если в угоду «либидо», но в противовес «СУПЕР-ЭГО», «Я» совершает определенный поступок или принимает решение, то испытывает угрызения совести и чувство вины. Кроме этих двух структур, над нашим «я» довлеет еще мнение общества со своими требованиями, социальными нормами и устоями.

В гештальтпсихологии, например, прием внутреннего диалога часто используется в терапевтических целях. Когда у человека возникает проблемная ситуация, с которой он обращается к специалисту, практикующему гештальт-терапию, тот предлагает ему инициировать осознанно внутренний диалог. Целью такого диалога является мысленное логическое завершение ситуации, возникшей в прошлом, не законченной и вызывающей проблемные последствия в настоящем. Но здесь идет речь уже об осмысленном диалоге.

Одно дело, когда мы осознанно начинаем думать и обдумывать предстоящие планы, искать возможные решения возникающих проблем. И совсем другое, когда начинается бесконечная рефлексия (внутренняя оценка и копание в собственных чувствах и ощущениях), переживание вновь и вновь событий, которые остались в прошлом, обвинение или самобичевание за те или иные поступки своего собственного я.

А к какому типу людей относитесь вы? Продуктивно ли вы используете собственный мозг?

Внутренний диалог в эзотерике

В эзотерической науке понятие внутреннего диалога стало широко применяться после освещения его Карлосом Кастанедой в своих книгах. Согласно его учений, внутренний диалог напрочь лишает мозг гибкости и открытости. Он фиксирует определенное восприятие мира, которое повторяется вновь и вновь, утверждаемое бесконечным внутренним диалогом.

Особые существа - летуны (неорганические сущности) через внутренний диалог внушают людям свойство воспринимать мир через жадность, жалость, скуку, уныние, зависть и другие негативные качества. А сами летуны в это время «выкачивают» из нас энергию, оставляя лишь самую малость, которой хватает только на то, чтобы быть зацикленным на своем эго и бесконечно рефлексировать.

Человек не осознает, что мысли, возникающие в процессе внутреннего диалога - это «происки» летунов, а считают, что это их собственные размышления. Таким образом постоянно теряет энергию и живет абсолютно ограниченной жизнью, воспринимая мир в однобокой плоскости.

Если остановить внутренний диалог, то можно избавиться от атак летунов. Это приведет к осознанности и открытости, мировоззрение поменяется, мир засияет множеством новых огней, о которых раньше не приходилось даже мечтать.

Все, что нас окружает - это не есть объективная реальность, это есть наше восприятие мира, рожденное бесконечным диалогом с самим собой о себе и о мире. И этот диалог всегда одинаков. И до тех пор пока он не изменится, ничего не поменяется и в жизни. Кастанеда считает, что если не остановить внутренний диалог, ничего не сможет человек поменять ни в самом себе ни в своей картине мира.

Признаки и последствия внутреннего диалога

  • Невозможность сосредоточиться;
  • постоянный мысленный шум в голове;
  • непрекращающаяся рефлексия;
  • состояние перманентного стресса;
  • противоречивость сознания;
  • неумение принимать решения;
  • беспричинная тревожность;
  • мнительность, внушаемость;
  • бессонница;
  • зажатость в физическом и психическом плане;
  • однобокое плоское восприятие мира;
  • ограниченность мышления;
  • сонливость;
  • сложность в практиковании медитации;
  • невозможность контролировать собственные мысли;
  • проживание жизни на «автопилоте», не осознавая себя в текущем моменте;
  • агрессия, чувство вины.

И поверьте, это еще не полный список. А теперь вы готовы осознать, проснуться, стать воином (для поклонников Кастанеды), короче, готовы ли вы к остановке внутреннего диалога? Никто не обещает легкого пути, но это того стоит, поверьте.

Способы остановки

Есть много техник для достижения внутреннего безмолвия, тишины, очищения, катарсиса, инсайта. Мы расскажем вам о некоторых из них. Они делятся на психические и физические. Первая группа методов относится к психическим.

  • Остановка силой воли

Эти методы подойдут личностям с развитым воображением, умением визуализировать и хотя бы мало-мальски контролировать собственные мысли.

Воссоздание мыслеформы. Лучше всего практиковать этот метод в уединении и спокойствии, идеально перед сном. Максимально расслабьтесь, начиная от кончиков пальцев ног до макушки. Визуализируйте любую мыслеформу, это может быть вращающийся шар, сфера, огненный куб, светящийся конус. Сосредоточьтесь полностью на этом представлении, удерживайте его в своем сознании, не допускайте переключения внимания и посторонних мыслей.

Счет. Этот простой на первый взгляд способ, можно практиковать в любое время, только при условии, что вас ничего не отвлекает и не мешает вам. Начинайте считать от тысячи в обратном порядке. Считайте столько, сколько сможете, думая при этом только о числах.

Мысленный приказ (полное внутреннее молчание). Просто прикажите себе не думать, замолчать. Используя свою силу воли «отлавливайте» мысли. Как только в вашем внутреннем поле зрения появляется мысль, сразу отдавайте себе приказ.

Сталкинг . Это отслеживание собственных мыслей, чувств, реакций ощущений с целью возыметь полный контроль над собой.

Мысленное созерцание . Воссоздание с помощью воображения в своем сознании мысленных образов существующих или несуществующих мест, стран, природных явлений, рассматривание и сосредоточенность на них.

  • Физические практики

Созерцание. В отличие от волевых методов, в этой практике используется полное «отпущение» мыслей. Выберете объект созерцания, это может быть морская гладь, природные красоты, костер, водопад, звездное небо. Просто смотрите и отпустите свои мысли, не пытайтесь их контролировать или останавливать, пусть они текут свободно, просто расслабьтесь и наслаждайтесь созерцанием. В один прекрасный момент вы почувствуете, что мыслей просто нет, все ваше естество заполнено эстетической красотой. Практикуйте этот метод чаще, и кроме остановки внутреннего диалога вы получите удовольствие и покой.

Тяжелая физическая работа. Если волевыми методами не удается победить навязчивый мысленный шум, можно использовать изнуряющий труд. Ваше тело будет истощено усталостью, а мысли будут кружиться только в области возможности отдыха и расслабления. Это могут быть занятия силовыми видами спорта, борьба, ходьба, бег, плавание.

Медитация и йога - классические методы остановки не только внутреннего диалога.
Однако, они требуют системного подхода и несут еще массу других положительных эффектов.

Тенсегрите - это специальные упражнения, которые описывает Кастанеда в своей книге «Магические пассы шаманов древней Мексики».

Сенсорная депривация . Беспроигрышный вариант. Это «отключение» одного или нескольких, а в идеале всех органов чувств. Добиться этого можно путем ликвидации воздействия внешних факторов.

Есть специальные камеры сенсорной депривации. Условия сенсорной депривации в камере - это полная темнота и тишина (таким образом ликвидируется воздействия на органы слуха и зрения). Человек помещается в емкость, которая наполнена соленой водой, создающей невесомость благодаря своей плотности. Температура воды равна температуре тела (ликвидируется термочувствительность).

Но только злоупотреблять этим нельзя, в короткие временные промежутки мозг буквально прочищается, внутренний диалог останавливается, сознание реконструируется, наступает полное расслабление и релаксация. При длительном пребывании в камере сенсорной депривации эффект может быть противоположным: возникают галлюцинации, депрессии, неадекватное поведение.

Камеру сенсорной депривации можно частично воссоздать дома в собственной ванной. Наполнить ее водой 36-37 градусов, чтобы нахождение в ней не ощущалось телом, для ушей использовать беруши, погасить свет. Расслабьтесь и полежите в такой ванне 10-15 минут.

Желаем вам, друзья, удачной остановки внутреннего диалога, обретения контроля над собственными мыслями и легкого достижения счастья.

Оставайтесь с нами, читайте много интересной и полезной информации на нашем сайте, делитесь с друзьями.

Зачем отключать внутренний диалог?
Вам приходилось испытывать, как мысли перестают вас слушаться и путаются? Лежали ли вы ночью, не смыкая глаз, беспрестанно думая о планах, об ожидаемых последствиях, о возможном будущем, теряясь в самых невероятных догадках? Мы все испытали подобное, и чувства, связанные с такого рода умственной деятельностью, далеки от приятных. Мы не можем отдохнуть, не спим, несемся через эмоции сломя голову и встаем совершенно измотанными. Нас изводят собственные мысли, которые, похоже, нельзя остановить...

Соджал Ринпоче говорит, что задача медитации состоит в остановке внутреннего диалога, и это действует исключительно благотворно. Медитация служит противовесом дикой скачке необъезженных мыслей, которая лишает нас умственного покоя.

За пределами мыслительного процесса лежит иной уровень сознания, именуемый истинным умом. Глубокий океан — вовсе не волны, на короткое время покрывающие рябью его поверхность. Равно и широта, пространственность истинного ума весьма отлична от постоянной игры мыслей, которые, как мы хорошо знаем, проносятся, волнуя наш ум. Этот способ позволит вам ухватить разницу между истинным умом и мыслящим умом . Используйте для медитации традиционный буддийский образ — созерцайте образ бескрайнего океана . Наблюдайте бегущие рябью по нему волны. Волны никогда не успокаиваются, поскольку они заложены в самой природе океана. Но вы можете отождествить свой ум с огромными глубинами и покоящимися там водами. Титул Далай-лама , который носит верховный служитель в тибетском буддизме, означает Великий Океан .

Техника достижения внутреннего безмолвия

Чтобы лучше осознать более возвышенный ум, нам необходимо выработать осознание пространства, находящегося за пределами потока мыслей. Такое осознание вырабатывается посредством наблюдения за содержимым ума с позиции стороннего наблюдателя. Поэтому сядьте, закройте глаза, обратите свое внимание вовнутрь и просто сосредоточьтесь на происходящем. Следите, как возникают ваши мысли. Делайте это с позиции стороннего наблюдателя. Чтобы осознать, как останавливать внутренний диалог, дайте возникающим мыслям возможность свободно течь. Наблюдение за тем, как мысли поднимаются и опадают, наплывают и откатывают, позволяет увидеть грань, лежащую между пребывающей в сознании мыслью — и самим сознанием. Такое отстраненное наблюдение развивает пространственное восприятие, что является началом осознанности, зародышем внутреннего видения. Обретение внутреннего пространства посредством остановки внутреннего диалога часто сопряжено с новым и радостным открытием. Успокоение в этом пространстве предстает благостным отдыхом. Распознание отличительных свойств мысли и пространства показывает нам различие между временным и постоянным , основой ума и его деятельностью. К тому же мы можем научиться определять, когда следует мыслить, а когда — отдыхать. В идеальном варианте мы должны добиться состояния, когда внутренний диалог прекращается моментально одним усилием воли.

Практика остановки мыслей

Вы можете обрести пространство в своем уме следующим образом. Сядьте и приступите к медитации, осознавая появляющиеся мысли. Следите за ними как сторонний наблюдатель. Сконцентрируйте ваше внимание в точке между бровями, буквально нащупайте ее глазами. Займитесь поисками того краткого момента, что отделяет мысль уходящую и мысль возникающую. Смотрите за этим моментом и продлевайте его. Постепенно входите в пространство между мыслями. Отдыхайте в этом пространстве. Наблюдайте за различием между умом и мыслью, океаном и волной. Размышляйте о соединении дыхания с моментом пространственности.

Соджал Ринпоче утверждает: «Когда вы выдыхаете, то уходите вместе со своими мыслями вслед. Всякий раз при своем выдохе вы позволяете спадать умственному напряжению и тем самым ослабляете его хватку. Прочувствуйте, как ваше дыхание растворяется в вашем теле. Внутренний диалог остановится без усилий. Всякий раз при своем выдохе и перед тем, как снова вдохнуть, вы будете отмечать, что в этой естественной паузе исчезает напряжение. Отдохните в паузе, в ее открытом пространстве, и когда естественно начнете вдыхать, не сосредоточивайтесь особо на вдохе, а продолжайте отдыхать умом в открывшейся паузе».

Это путь навстречу новым возможностям, что противоположно узости восприятия, догматичности мышления. Когда мы утрачиваем способность открываться, мы опечатываем сам ум и хороним читту внутри нас. Пространственность предстает тем распахнутым окном, через которое может литься свет просвещения. Открытый ум полон жизни, и он может смотреть и видеть. Открытый ум способен воспринимать свет просвещения.


Как остановить мысли?

Очень важной способностью, позволяющей накапливать энергию и не тратить ее попусту, является умение останавливать неконтролируемый бег мыслей. Дело это совсем не простое. Ведь в голове непрерывно возникают какие-то вопросы, решаются проблемы, вспоминаются забытые факты, планируется будущая деятельность, ведется диалог с воображаемым собеседником и т.д. и т.п. Мысли не оставляют вас в покое ни на секунду! Причем многие люди даже во сне не могут остановить работу своей «словомешалки» - они о чем-то переживают, вскрикивают, ворочаются. Реального отдыха нет даже во сне! И так всю жизнь, которая заметно укорачивается из-за отсутствия отдыха от мыслей.

«Словомешалка» не просто отвлекает наше внимание, она реально забирает наши жизненные силы, нашу энергию . Если мы много думаем о каком то человеке, то мы бессознательно направляем свою энергию к нему. Если мы думаем о том, что всё очень плохо и будет только хуже, то отдаем энергию «эгрегору несчастной жизни», а он уже постарается сделать так, чтобы вы смогли полностью насладиться депрессией и всеми сопутствующими ей неприятностями. Поэтому умение управлять своими мыслями - это очень важное качество для успешного человека .

Классики различных духовных учений много говорят о необходимости управлять состоянием своего ума. Например, Роси Филлип Капло в работе «Три столпа дзен» пишет: «Большинству людей никогда не приходит в голову попытаться проконтролировать свое сознание, и к сожалению, это основополагающее упражнение остается за рамками современного образования, не является составной частью того, что называется приобретением знаний».

Одним из первых шагов на пути духовного развития в дзен является развитие умения концентрироваться и останавливать бег мыслей. Полная остановка бега мыслей - конечная цель многих восточных духовных школ. Например, высшая фаза в йоге называется «самадхи» и переводится как «высшее духовное озарение, экстаз, транс, сверхсознание». Достичь самадхи можно только длительными медитациями, в результате которых на несколько часов останавливается бег мыслей и человек в состоянии полной пустоты выходит на прямой контакт с обитателями незримого мира. Но чтобы научиться останавливать бег мыслей на несколько часов подряд, нужно очень много тренироваться. Большинству людей ни к чему такие крайности, поэтому поищем другие способы обуздания нашего беспокойного ума.


Методы остановки бега мыслей

Как остановить мысли?

Существует множество способов и техник по остановке бега мыслей. Условно их можно разделить на четыре большие группы.

1.Методы вытеснения мыслей (другими периодически повторяющимися мыслями).

2.Методы концентрации внимания на каком-то объекте.

3.Методы использования мыслеобразов.

4.Методы переключения внимания.

Рассмотрим каждую из этих групп более подробно.

Методы вытеснения

Суть «метода вытеснения» состоит в том, чтобы заменить беспорядочный бег случайных мыслей на многократное повторение одной и той же фразы или определенного звукосочетания. В восточных духовных школах подобные звукосочетания типа «о о у м м» или «оум мане падме хуум» называются «мантры». Если очень долго, в течение нескольких часов повторять одну и ту же мантру, то можно устойчиво перейти в измененное состояние сознания, в котором у человека начинают проявляться необычные способности и устанавливается прочный контакт с обитателями незримого мира.

Примерно так же «работают» молитвы в христианстве - хорошо известно, что только длительное и исступленное (т.е. сосредоточенное и высокоэмоциональное) повторение молитвы приводит к желаемым результатам (очищению души, просветлению, получению помощи). Вы можете попробовать этот метод для остановки бега ваших мыслей, многократно повторяя про себя мантру «о о у м м» или какую то молитву, или сделать уже знакомую вам «медитацию прощения», в Рейки мы практикуем Гассё, когда всё внимание переключаем на касание средних пальцев в соединённых вместе ладоней. Она тоже прекрасно работает на подавление неконтролируемого бега мыслей. Практикуйте — и вы «убьете сразу трёх зайцев»: остановите «словомешалку», усилите свою энергетику и очиститесь от накопленных переживаний.

Как только заметите, что ваша «словомешалка» опять запустилась, начинайте повторять любую из формул этой медитации. Например, эту: «С любовью и благодарностью я прощаю эту жизнь и принимаю ее такой, какая она есть. Я прошу прощения у жизни за мои мысли и поступки относительно нее». Для того чтобы научиться по мере необходимости останавливать свою «словомешалку», потребуется приложить некоторые усилия. Опыт показывает, что первые результаты появляются у тех, кто занимался вытеснением ненужных мыслей ежедневно по 20-30 минут в любое свободное время в течение двух недель.

В итоге вы должны научиться входить в состояние полного отсутствия мыслей на 5-10 минут (потом они все равно появятся, и это нормально).

Методы концентрации внимания

Следующий метод «концентрации внимания», также широко используемый при обучении во многих восточных духовных школах, требует сосредоточить внимание и непрерывно наблюдать какой либо предмет или процесс. Это может быть точка на стене, картинка или рисунок (специальные рисунки для концентрации и медитации называются «мандалы»), а может быть и ваш внутренний процесс: дыхание, пульсация крови и т.д. Например, в дзен-буддизме одним из первых упражнений является счет собственного дыхания.

На одном из Клубных занятий я рассказывала о методе установления границ своего тела: потрогайте и направьте своё внимание на левую ногу, на правую, на руки, голову и т.д. - ощутите границы Вашего тела, это поможет быть «здесь и сейчас».

Методы использования мыслеобразов

Остановить поток мыслей, избавиться от их неконтролируемого бега можно, используя различные мыслеобразы. Например, можно представить себе, что вы берете ластик и «стираете» им все мысли у себя в голове. Как только появилась новая мысль - сразу ластик в руки и стираете ее. Или выметаете веником, или стираете на мысленном экране тряпочкой. Отличные результаты дает образ, когда вы «наполняете» свою голову вязкой «жидкостью», например жидким золотом. В нём ни одна мысль не может всплыть - она затухает, как только начинает проявляться. Для лучшего эффекта воспользуйтесь медитацией «Золотой Шар». Такие упражнения обычно выполняются с закрытыми глазами, исключительно для того, чтобы не ловить другие зрительные образы.

Методы переключения внимания

Они наиболее просты и часто используются в повседневной жизни, а заключаются в том, чтобы вместо неуправляемых размышлений загрузить ваш ум контролируемыми мыслями. Например, когда вы трясете погремушкой над плачущим младенцем, вы используете именно прием переключения внимания. Раньше младенец был сосредоточен на известной только ему проблеме и громко требовал ее разрешения. Но вот вы потрясли погремушкой, и его внимание переключилось на новый раздражитель. Он стал размышлять о нем, а старая проблема и забылась.

Этот прием столь же эффективно работает и для взрослых, особенно когда вы используете его для переключения внимания другого человека, погруженного в свою проблему. Как им пользоваться? Да очень просто. Если вам надоели долгие словесные излияния собеседника, то задайте ему такой вопрос, чтобы он забыл, о чем только что говорил, т.е. в вопросе должна быть затронута важная для собеседника тема. Например, если ваша подруга долго и нудно рассказывает о том, каким негодяем оказался ее муж (или друг) и вам надоело это, то спросите ее неожиданно: «А ты уверена, что выключила утюг, уходя из дома?» Или: «А откуда у тебя дырка (или пятно) на новой дубленке?» Скорее всего, после этого она побежит рассматривать свою дубленку, а муж окажется забыт. Вам наверняка удастся остановить ее «словомешалку» таким методом.

Выберите себе «переключалку»

Последний способ можно усилить, если заранее выбрать себе некую «переключалку», т.е. тему, на которую вы будете сознательно переключать свое внимание в случае необходимости. Лучше всего, если это будет какое-то очень веселое и приятное событие вашей жизни. Или просто шуточное высказывание, которое способно перевести вас в веселое состояние из любой ситуации. При этом наряду с переключением внимания произойдет обесценивание проблемы, которую только что с успехом смаковала ваша «словомешалка». Тем самым вы отключитесь от эгрегора «несчастной жизни», которому только что отдавали свои жизненные силы.

Быстрый способ остановки мыслей
Tatiana Elle

*****************************

Как научиться засыпать в течение одной минуты

Многие люди подолгу не могут заснуть ночью, часами размышляя о вечном. Или о мухе на потолке. Я тоже мучился от бессонницы, пока не обучился специальной технике дыхания, которая помогает мне заснуть в течение минуты.

Не поймите меня неправильно, эта техника - не анестезия, вырубающая с первого удара и наповал. Она требует длительных и постоянных тренировок, чтобы выработать в теле рефлексы на успокоение. Как бы то ни было, даже новичкам эта техника поможет снизить стресс и сократить время засыпания.

Для начала поместите кончик вашего языка на нёбо, на выступ за передними верхними зубами. Потом, с закрытым ртом, вдохните через нос на четыре счёта, задержите дыхание на семь секунд и затем громко выдохните, издавая свистящий звук. Внимательно следите за языком - он всегда должен быть на месте. Без перерыва повторите это упражнение несколько раз.

В этой технике скорость дыхания не важна, главное - это сохранять пропорцию этапов 4:7:8.

Вдыхайте на протяжении 4 секунд

Задержите дыхание на 7 секунд

Выдыхайте в течение 8 секунд

Расслабьтесь

Эффект расслабленности и покоя, вызываемый этим упражнением, со временем и практикой значительно усилится.

Доктор Эндрю Уэйл, профессор и автор бестселлеров, говорит: чтобы извлечь наибольшую выгоду из этой техники, надо выполнять это упражнение хотя бы два раза в день в течение восьми недель. Через месяц после начало тренировок упражнение следует выполнять в восемь повторений.

Эта техника применяется для снижения стресса, беспокойства и даже желания покурить и съесть что-нибудь вредное. В следующий раз, когда что-то вас расстроит и попытается сбить с ног, остановитесь на секунду, расслабьтесь, выполните упражнение и только потом реагируйте на ситуацию. Вы будете удивлены своим спокойствием и ясностью мысли. Как уже было упомянуто, эта техника помогает еще и быстро заснуть ночью.

Причины подобного эффекта просты. Как все мы знаем, во время волнения наше дыхание учащается, однако это работает и в обратную сторону - частое и поверхностное дыхание может вызвать чувство стресса. Кислород, конечно же, необходимая составляющая здорового тела и ума, однако также важно еще и КАК мы дышим.

Как и всё в этом мире, эта техника требует времени и практики для достижения наивысших результатов, но если вы готовы посвятить всего минуту в день на выполнение этого упражнения, вы будете поражены, насколько легко можно контролировать свое эмоциональное состояние.

Внутренний диалог - мысленный шум, который очень мешает при сосредоточении на дыхании во время медитации. Это проносящиеся мысли-электрички, из-за которого наше внимание уносится вслед за ними. Успокоение ума - задача сложнейшая.

Начнем с того, что ВД - очень энергозатратный процесс. Одно дело, когда мы обмысливаем, или ищем решение ситуации, другое дело, когда мы пережевываем вчерашний день, старые обиды, тревоги, додумываем разговоры, ругаем себя, доказываем что-то другим и т.д. Мы тратим энергию на выполнение перемещений, дыхание, переваривание пищи, общение, секс и т.д., т.е на очевидные естественные процессы, неосознанно. Также мы тратим энергию на неосознаваемые процессы, назовем их более тонкого порядка. Постоянно болтая внутри себя, мы выстраиваем картину мира и жестко фиксируем ее. Мы сами себе объясняем, почему мир такой-то, добавляем новые впечатления, ощущения, выстраиваем схемы. ВД - это следствие определенно сформированной системы восприятия у человека. Уж что выросло, то выросло. Но важно знать и то, что ВД - это постоянная утечка нашей энергии.

Остановка внутреннего диалога служит не только для успешного выполнения любой магической практики. Следствием умения его останавливать будут являться улучшение межличностных отношений и усиление творческих способностей, обусловленное ослаблением действия существующего Договора и возросшей энергетикой верхних чакр.

Как же выглядит внутренний диалог? В вашем сознании постоянно происходит самопроизвольное движение мыслей, так называемый "мысленный шум". Даже при беглом взгляде на любой предмет включаются ассоциативные цепочки и начинается процесс мышления ни о чём. Человек думает, перебирает какие-то варианты чего-то, рассуждает, прогоняет ситуации. Но на выходе полный ноль. Даже причина активности теряется через секунду и мысль уходит в никуда. Всё это напоминает бесцельный трёп в большой малознакомой компании.

Попробуйте не думать ни о чём хотя бы секунд двадцать. Без подготовки и не напрягаясь на мысли "не надо думать". Через двадцать секунд вы обнаружите, что мыслительный процесс никуда не делся и длился всё время вашего "недумания". Вдобавок ко всему, в большинстве случаев работа внутреннего диалога дублируется артикуляцией. Можно обратить внимание на непроизвольное проговаривание своих мыслей, сопровождающееся соответствующими микродвижениями языка и губ.

Условия для остановки внутреннего диалога

Для начала надо немного отстраниться от своего сознания и из позиции стороннего наблюдателя попытаться уловить моменты возникновения новых мыслей, Желательно также уловить точки перехода одной мысли в другую. На хорошем понимании функционирования внутреннего диалога и умении отслеживать возникновение нежелательных мыслей базируются почти все техники его остановки.

Для практики важны также внешние факторы. Желательно наличие отдельного помещения с минимумом посторонних раздражителей, таких как свет, шум, голоса и т.д. Помимо того, что вас не будут отвлекать, самопроизвольная работа внутреннего диалога лучше заметна при отсутствии явных поводов для возникновения мыслей.

Желательно принять горизонтальное положение. Далее надо расслабиться, используя доступные вам приёмы релаксации и дать себе установку на выполнение практики. Легче всего заниматься остановкой внутреннего диалога утром, сразу после пробуждения, но наиболее эффективной будет практика перед сном.

Первый способ (для умных)

Переходим в состояние "наблюдателя" и воспринимаем своё сознание отстранённо, отслеживая возникновение самопроизвольных мыслей. При их появлении нужно мягким толчком сознания гасить эти мысли, ни в коем случае не превращая процесс обнаружения или гашения в самостоятельный мыслительный. Такие мысли, как "вот какая-то мысль появилась - сейчас я её остановлю", также являются внутренним диалогом. Должно работать намерение и предварительная установка. Желательно научиться оставаться в таком состоянии внутренней тишины минимум три-четыре минуты. Далее возможен переход в состояние изменённого сознания (СИС), и внутренняя тишина будет поддерживаться самостоятельно.

После многократного успешного достижения СИС с полным внутренним молчанием имеет смысл настроиться на это состояние, как на маяк, и разработать кодовую фразу или мудру, которая будет ассоциироваться с этим состоянием. При её использовании достижение состояния внутренней тишины будет происходить заметно быстрее.

Второй способ (для хитрых)

Необходимо сосредоточить своё сознание на выполнении однообразной, но занимающей всю сферу внимания мыслительной работе. Создаём мыслеформу синего куба. Куб медленно вращается. Главное - ни на мгновение не выпускать его из сферы внимания и не терять настройки на все аспекты мыслеформы - цвет, размер, форма, плавность вращения. Таким способом также можно достичь необходимого состояния.

Третий способ (для сильных)

Самый простой и самый сложный одновременно. Остановка внутреннего диалога происходит с помощью силы воли. Просто заставляем замолчать свой внутренний голос. При развитой силе воли может получиться.

Четвёртый способ (для терпеливых)

В такт дыханию начинаем считать про себя от 1 до 100. Если в процессе счёта приходит хоть одна посторонняя мысль - начинаем отсчёт заново. И так до достижения результата. Потом можно увеличить счёт до 200 и так далее. Итогом должно стать достижение состояния тишины, не требующее приложения усилий для его поддержания.

Пятый способ (для мудрых)

Можно использовать дзенскую практику алогичных и парадоксальных образов - коан. Большое их количество можно найти в интернете. Сосредоточив свой разум на коане, мы загоняем его в состояние ступора. При достаточном сосредоточении посторонних мыслей быть не должно.

Остановка внутреннего диалога без специальных условий

Все предыдущие техники требовали специфических условий для их выполнения: тишина, уединённость и т.д. Как же остановить внутренний диалог во время наполненного событиями дня?

Дело в том, что практически все свои действия человек совершает автоматически, не задействуя области осознанного мышления. Повторяясь изо дня в день, эти действия формируют бытовые ритуалы, за выполнение которых отвечает подсознание. Высвобождённой энергии сознания требуется выход. Как раз внутренний диалог, помимо фиксации нас в существующем Договоре, и занимается её "утилизацией". Иначе нереализованная энергия способна провоцировать нервные расстройства и способствовать разрушению привычной картины мира.

Естественным решением данной проблемы будет исключение по возможности бытовых ритуалов из своей жизни. Необходимо изменить сложившийся обыденный порядок и способ своих действий. Попробуйте для начала поменять наиболее автоматические из них. Завязывайте шнурки другим узлом, чистите зубы другой рукой и по-другому, разложите иначе вещи на рабочем столе, найдите новый способ добираться до работы. В принципе, если руки или ноги стремятся выполнить какое-либо действие самостоятельно - это и есть бытовой ритуал, который можно изменить. Занятое работой сознание оставит внутренней диалог без подпитки. Постепенно уйдёт и привычка к постоянному мысленному фону в голове. Главное в этой практике: избавляясь от одних бытовых ритуалов, не создавать других.