Паспорт безопасности объекта антитеррор образец заполнения. Заказать разработку и согласование паспорта антитеррористической защищенности объекта

В 2017 году в организациях будут проводиться проверки на соответствие требованиям антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и наличия Паспорта антитеррористической защищенности объекта (АТЗ). Как подготовить паспорт и соблюсти необходимые требования законодательства, обсуждали 26 января в ходе вебинара в Тамбовской областной торгово-промышленной палате. Ведущим выступил Александр Ходунов - сертифицированный специалист в области обеспечения безопасности объектов индустрии гостеприимства, дипломированный специалист в области гостиничного менеджмента, офицер запаса ФСБ России.

Вышеназванные требования коснутся большого количества объектов, таких как административные здания, медицинские, образовательные учреждения, кинотеатры, музеи, бассейны, стадионы, гостиницы, дома отдыха, рынки, ярмарки, магазины, торговые центры, рестораны, кафе - то есть места, где одновременно могут находиться более 50 человек. Это предусмотрено постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Места массового скопления людей делятся на 3 категории. Первая категория включает места массового пребывания людей, где одновременно могут находиться более 1000 человек (стадионы, концертные залы и т.д.), вторая категория – от 200 до 1000 человек, третья категория – от 50 до 200 человек. От категорийности зависят требования, предъявляемые к данным помещениям. Общественные места 1 категории должны оборудоваться стационарными круглосуточными постами полиции. Общественные места 1-2 категории дополнительно оборудуются системами мониторинга радиационной, химической и биологической обстановки. И все общественные места должны оборудоваться стационарными колоннами (стойками) с кнопками экстренного вызова наряда полиции и системой обратной связи.

Независимо от категорий, все эти организации должны оформить паспорт антитеррористической защищенности объекта. Именно его нужно будет предъявить контролирующим органам при проверке. В нем должен содержаться целый перечень пунктов: наличие/отсутствие системы графического и звукового оповещения и управления эвакуацией, системы видеомониторинга, запрет парковки автотранспортных средств в непосредственной близости к общественным местам и др. Все пункты были подробно рассмотрены ведущим. После составления паспорт безопасности должен быть согласован с перечнем органов безопасности и гражданской обороны.

Если в случае проверок объекта выявляется, что паспорт антитеррористической защищенности не разработан и не согласован в установленном порядке, то проверяющий орган может выдать предписание с целью устранения данного нарушения и выписать административный штраф. Согласно судебной практики, наказание за отсутствие паспорта АТЗ определяется согласно части 1 статьи 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в следующем размере: на должностных лиц в размере от 10 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц - от 100 до 200 тысяч рублей. Розничные рынки подпадают еще под более строгое наказание: на должностных лиц накладывается штраф в размере от 25 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц - от 250 до 500 тысяч рублей.

Александр Сергеевич отметил, что целью проверяющих является исключительно предотвращение террористических действий третьих лиц или возникновения других нештатных ситуаций, поэтому к проверкам нужно отнестись со всей полнотой ответственности.

Информационно-издательский центр

Тамбовской областной ТПП

Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.

Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек .

Последняя новость : 26 октября 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040, которое внесло существенные изменения в Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ: +

Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности Наличие
Административные здания
Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения
ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования
Учреждения социального обслуживания населения
Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта
Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры
Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха
Рынки, ярмарки
Предприятиям
Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли

от 1000 кв.м. вкл.

Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания

от 50 мест вкл.

Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более

по Московской обл.

Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше

по Московской обл.

Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272 всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой. Государственный контроль за исполнением данного Постановления возложен на войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию) и МВД.

Объекты делятся на 3-и категории: +

1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

· место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

· место массового пребывания людей 3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

ВАЖНО: ПП РФ №272 от 25.03.15 г. распространяется на два типа объектов: объекты которые охраняются полицией и объекты которым присвоена категория по массовому пребыванию людей.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта антитерора, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты. +

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные. +

Пример: Допустим случилось ЧП и работникам ФСБ необходимо проникнуть в здание. Согласно паспорта антитеррора они видят, что есть вход через подвал, расположенный в 100 метрах от здания. Они заходят и видят что там возведена стена и пройти нельзя. А это потери времени.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму». Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности. +

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма. Исходя из этого структура паспорта следующая: +

Разделы Содержание
Аннотация Описаны задачи и цели разработки паспорта антитеррористической защищенности
Сведения об изменениях паспорта антитеррористической защищенности Заполняется по мере необходимости
Общие сведения Указываются реквизиты организации, профиль объекта, режим работы объекта, наличие арендаторов и краткие сведения о них, средняя и максимальная посещаемость объекта, характеристика района размещения объекта.
Сведения о персонале Указываются общая численность сотрудников объекта и численность арендаторов, списки арендаторов с указанием адресов местожительства и телефонов организаций, максимальная численность работающих в смену (с учетом арендаторов).
Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций Содержит сведения об имевших место на объекте чрезвычайных ситуациях и информация о возможных ЧС.
Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта Сведения о выполнении на объекте организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций;
Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте;
Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Порядок оповещения должностных лиц объекта.
Силы и средства охраны; Содержит параметры охраняемой территории, наличие инженерные заграждений, силы и средства охраны, организация связи.
Ситуационные планы и схемы; Содержит ситуационный и поэтажный план, схемы подходящих к объекту инженерных коммуникаций.
Системы жизнеобеспечения; Описывается система энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а так же защищенность каждой системы жизнеобеспечения от несанкционированного прохода в них посторонних лиц.
Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами; Содержит рекомендации по взаимодействию, а так же телефонные номера служб.
Перечень использованных источников информации; Какая литература была использована при разработке паспорта антитеррористической защищенности.
Выводы Содержит выводы о степени риска на объекте, а так же перечень рекомендуемых мероприятий.
Приложения. Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памяткаи посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении чс, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться. +

Надо понимать, что в Федеральным законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова: +

1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д. +

2. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон. +

3. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта.
+

Согласно статьи 3 ПП РФ от 25.12.2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В зависимости от нормативных правовых актов, согласно которого разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности, количество согласований колеблется от 1-ого до 5-ти. В основном на территории России паспорт согласовывается со следующими органами: Министерство внутренних дел РФ (МВД, ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ), МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия), Глава муниципального образования на территории которого располагается Объект. +

Больше всего согласований по Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272, паспорт антитеррора согласовывается с территориальными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и главой муниципального образования. +

4. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 6-ти. Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем требуется согласований. +

5. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования. +

Наиболее часто встречающийся порядок разработки: +

· Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;

· Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;

· Проводится обследования;

· Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности.

· Разрабатывается паспорт антитеррора;

· Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.

6. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности: +

· изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;

· изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;

· при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;

· при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;

· при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;

· при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;

· при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;

· не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. №693н/604/403 «Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений»;

Объекты уголовно-исполнительной системы — ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций — ПП РФ от 29.08.2014 г. №875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ПП РФ от 03.12.2014 г. №1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации — Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты гостиничного комплекса в г. Москве — Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2006 г. №2335-РП «Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы»;

Объекты здравоохранения в г. Москве — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2011 г. N 938 «Об утверждении единых норм и требований по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы» ;

Объекты Министерства спорта а) ПП РФ от 06.03.2015 г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;б) <Письмо> Минспорта России №ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 «Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта»; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

Объекты таможенных органов — ПП РФ от 05.12.2014 г. №1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;

Объекты министерства связи — ПП РФ от 30.10.2014 г. №1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Субъекты РФ и муниципальные образования — Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Объекты министерства регионального развития РФ — ПП РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Розничные рынки — ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;

Объекты массового пребывания людей — ПП РФ №272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Паспорт является документом для служебного пользования, поэтому каждый экземпляр пронумеровывается и прошивается. Паспорта составляются в печатном виде. Не допускаются рукописные исправления. Все схемы и планы утверждаются на объекте и оформляются в по ГОСТу. Оформляются Паспорта строго в соответствии со структурой, установленной Постановлениями или Приказами, под требования которых попадает объект (Москвы, Московской области и Российской Федерации).

Как правильно выбрать нужное постановление или приказ при разработке паспорта?

При выборе нужного нормативно-правового акта для разработки паспорта нужно учитывать род деятельности и место расположения объекта. В каждом нормативно-правовом акте четко указаны критерии объектов, подлежащих паспортизации. Держателями реестров паспортов являются разные ведомства и Министерства, в зависимости от Приказа или Постановления, под требования которых подходит объект, поэтому один объект может подходить как под постановления Москвы или Московской области, так и под Постановления Российской Федерации.

Как организовать категорирование объекта (территории)?

Межведомственная комиссия по обследованию объекта (территории) создается решением должностного лица, которое осуществляет руководство за деятельностью юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), или решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположен объект (территория), в зависимости от Постановления или Приказа, под критерии которого попадает объект (территория).

В состав комиссии включают (по согласованию) представителей соответствующих территориальных органов безопасности и Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствии стихийных бедствий, а также представители органов исполнительной власти субъектов РФ. К работе комиссии по необходимости привлекаются в качестве экспертов представители организаций, которые специализируются в области безопасности.

В чем состоит отличие Паспорта антитеррористической защищенности от Паспорта безопасности?

Существуют различные руководящие документы, устанавливающие структуру, наличие и содержание Паспорта антитеррористической защищенности (Паспорта безопасности). Они зависят от объекта, его организационно-правовой структуры, территориального размещения и ведомственной принадлежности. Так как все объекты разные, следовательно и характер возможных угроз отличается. В зависимости от расположения или рода деятельности организации, характерны различные акты незаконного вмешательства. На основе этого различные ведомства и администрации субъектов составляют руководства по разработке Паспортов. Но только в отдельных руководящих документах – это Паспорт антитеррористической защищенности, а в других - Паспорт безопасности.

Организация находится в Московской области. Мы не являемся торговым объектом, местом общепита и бытовых услуг, это офисное здание. Должны ли мы разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Федеральный закон РФ №35 от 26.02.2006 "О противодействии терроризму" дает определение антитеррористической защищенности объекта (территории):"Это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек". Из этого следует, что Паспорт антитеррористической защищенности является частью общего комплекса мер по противодействию терроризму, а так как Ваш объект является местом массового скопления людей, его разработка необходима.

Я руководитель небольшой гостиницы. Номерной фонд составляет всего 14 номеров. Должен ли я разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности?

1. Для Москвы: руководитель гостиничного предприятия независимо от формы собственности, величины и организационно-правовой формы должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 15 ноября 2006 г. N 2335-РП "Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы".

2. Для Московской области: руководитель гостиничного предприятия должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности для помещения, которое содержит не менее 5 номеров и используется для предоставления услуг размещения, руководствуясь Постановлением Правительства МО от 26 апреля 2012 г. N 590/15 «О паспорте антитеррористической защищенности коллективного средства размещения, расположенного на территории Московской области».

Кто должен составлять паспорт безопасности для мест массового пребывания людей?

Паспорт безопасности составляется на все места массового пребывания людей после того, как объект будет включен в соответствующий перечень, его обследования и категорирования комиссией.

Порядок такой:

  • составление 5 экземпляров паспорта;
  • согласование с руководителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС;
  • утверждение руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположен объект.

Кто составляет перечень мест массового пребывания людей?

Организацию мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности выполняют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС.

Кто проводит обследование и категорирование мест массового пребывания людей?

Для проведения данного мероприятия решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования) создается межведомственная комиссия. В состав комиссии входят собственник (правообладатель) места массового пребывания людей, представители территориальных органов ФСБ, МВД, МЧС. Председатель комиссии - руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования).

Каким образом осуществляется категорирование и обследование мест массового пребывания людей?

В зависимости от количества человек, находящихся одновременно в месте массового пребывания людей при определенных условиях, выделяют следующие категории:

  • 1 - более 1000 человек;
  • 2 - от 200 до 1000 человек;
  • 3 - от 50 до 200 человек.

Для расчета количества людей проводится мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на обследуемой территории в течение 3 дней, в том числе в рабочие и выходные (праздничные) дни.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования в 5 экземплярах. Его подписывают все члены комиссии. Акт является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Какие обязательные мероприятия должны выполнять правообладатели мест массового пребывания людей?

Независимо от установленной категории ко всем местам массового пребывания людей предъявляются следующие требования:

  • наличие системы видеонаблюдения, которая должна обеспечивать непрерывный мониторинг за обстановкой на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;
  • наличие системы оповещения и управления эвакуацией, способной обеспечить оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Это автономная система, она не совмещена с ретрансляционными технологическими системами;
  • мощность и количество оповещателей должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории;
  • наличие системы освещения;
  • должна быть организована физическая охрана. К этому могут быть привлечены различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • пути эвакуации должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств;
  • места массового пребывания людей 1 и 2 категории должны быть оборудованы информационными стендами (табло), на которых должна отображаться схема эвакуации при возникновении ЧС, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Дополнено 18.04.2019

Общий порядок действий организаций в части обеспечения необходимого уровня защиты объектов от террористической угрозы определен законом № 35-ФЗ . Выполнение требований этого нормативного документа подтверждается оформлением паспорта антитеррористической защищенности (ПАЗ). Он должен оформляться для различных типов объектов, включая производственные предприятия, коммерческие здания и сооружений, культурные и спортивные учреждения, образовательные организации и проч.

Паспорт антитеррористической защищенности: срок действия

Правила разработки и применения ПАЗ установлены постановление Правительства № 1244 . Этот нормативный документ определяет типовую структуру паспорта, которая применяется для всех типов организаций вне зависимости от сферы их деятельности, размера и иных параметров. Для целей максимальной эффективности этого документа конкретные требования к его содержанию устанавливаются отдельно для каждого типа предприятий. Для этого разрабатывается специальное постановление Правительства. Так, на сегодняшний день такие постановления разработаны для следующих типов предприятий:

  • учреждения образования;
  • учреждения культуры;
  • гостиницы и иные средства размещения;
  • объекты массового пребывания людей;
  • спортивные объекты;
  • другие типы организаций.

Постановление для каждой конкретной сферы утверждает правила обеспечения безопасности на объекте и форму паспорта антитеррористической защищенности. Оно также указывает порядок его разработки, включая срок действия.

Определение сроков действия паспорта

В зависимости от типа объекта и степени его подверженности террористической угрозе срок паспорта антитеррористической защищенности может составлять от 1 года до 5 лет. Он прописывается непосредственно в ПАЗ. Как правило, документ ежегодно корректируется с целью обеспечения соответствия актуальной ситуации.

В некоторых случаях содержание паспорта может потребовать досрочного пересмотра. К таким ситуациям относятся:

  • изменение требований к антитеррористической защите, установленных действующим законодательством;
  • окончание реконструкции или капитального ремонта объекта, а также возведение дополнительных зданий на его территории;
  • установка новых систем безопасности на объекте;
  • смена собственника предприятия либо его организационно-правовой формы;
  • получение указания о досрочном пересмотре паспорта от контролирующих органов.

Подробно про сроки

Если более подробно, то срок действия для мест массового пребывания людей - 3 года. Для поликлиник, больниц, аптек (объекты здравоохранения) - 5 лет. Учреждения культуры - 3 года. Образовательные учреждения - 5 лет. Гостиницы, хостелы, отели и прочее - 5 лет. А объекты промышленности - 3 года. Более подробную информацию вам предоставят наши специалисты.

От 25.03.2015 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий) подлежащих обязательной охране полиции и формы паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)"

утверждены:

  • требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

  • форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей;

  • требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией;

  • форма паспорта безопасности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией.

Что представляет из себя паспорт антитеррористической защищённости?

Паспорт антитеррористической защищённости содержит сведения о том, насколько хорошо защищён объект от чрезвычайных ситуаций, связанных с террористическими атаками. В качестве объекта выступает место, в котором бывают большие скопления людей. Требования по возможному количеству посетителей, единовременно находящихся в здании указаны ниже.

В отношении каких объектов разрабатывают антитеррористические паспорта:

  • управленческих зданий государственных, хозяйственных, общественных предприятий, или административных сооружений;

  • медицинских учреждений, таких как больницы, поликлиники, госпитали и др.;

  • образовательных учреждений, среди которых детские сады, ВУЗы, школы, колледжи, институты, учреждения дополнительного образования и др.;

  • учреждений, которые производят социальное обслуживание населения;

  • учреждений физического здоровья и спорта, таких как бассейны, стадионы, дворцы спорта и др.;

  • культурных учреждений: кинотеатров, музеев, концертных залов, театров и др.;

  • мест временного проживания, таких как отели, гостиницы, пансионаты, дома отдыха и др.;

  • ярмарок, рынков;

  • предприятий и организаций объектов розничной торговли: магазинов, торговых центров и др.;

  • организаций общественного питания: кафе, ресторанов и др.

Кому нужна разработка антитеррористического паспорта

Выше перечислены объекты, на которые требуется антитеррористический паспорт . Тем не менее, есть ряд нюансов в этом вопросе.

Давайте разберём их внимательнее, чтобы вы точно понимали, нужен ли вам такой паспорт или нет.

Местами большого скопления людей считаются такие, в которых могут располагаться от 50 человек. Именно при превышении границы в 50 граждан, которые одновременно могут находиться на определённой территории, полагается разработка антитеррористического паспорта.

По поводу объектов розничной торговли стоит уточнить, что площадь должна превышать 1 тыс. кв. м включительно.

Для организаций общественного питани я необходимо наличие 50 мест и больше.

По Московской области паспорт распространяется также на некоторые объекты с такими параметрами:

  • производительность от 10 тыс. м 3 за 24 часа у водонасосных станций;
  • мощность от 30 Гкал за 1 час у котельней;
  • производительность от 10 тыс. м 3 за 24 часа у канализационных насосных станций:
  • Работающие в круглосуточном режиме , в не зависимости от производительности и мощности.

Классификация объектов по степени опасности

Объектам, на которых может находиться более 50 человек одновременно, должна быть присвоена классификация. Такое постановление было принято правительством 10 апреля 2015 года. Это постановление распространяется на объекты с присвоением категории по массовому пребыванию людей и те, которые находятся под охраной полиции.

Присвоением категории занимается специальная комиссия. После определения категории важно разработать паспорт АТЗ, или антитеррористической защищённости, по новому образцу. Не всем объектам придётся изменять существующий паспорт, а только тем, кому будет указано это сделать. Контролем исполнения постановления занимается МВД.

  1. К первой категории относятся все места, в которых может одновременно находиться свыше 1 тыс. человек .
  2. Ко второй категории относят места с единовременным пребыванием граждан в количестве от 200 до 1 тыс. человек .
  3. Третья категория включает места, в которых могут находиться от 50 до 200 человек .

Цели разработки паспорта АТЗ

Данные, которые будут находиться в паспорте антитеррористической защищённости, помогут в случае возникновения чрезвычайной ситуации МВД, органу, обеспечивающему общественный порядок и безопасность, ФСБ, занимающейся борьбой с преступностью, и МЧС, аварийно-спасательной службе. Правильное заполнение паспорта поможет вам не только избежать штрафных санкций, но и достаточно подготовиться к критическим ситуациям террористической опасности, а также предотвратить их.

При разработке паспорта происходит оценка объекта на возможность противодействия и недопущения террористических атак. В эту оценку входят также меры по снижению вреда для здоровья граждан в случае возникновения подобной ситуации. Происходит полный разбор объекта, оцениваются возможные сценарии развития событий, продумываются лучшие варианты защиты.

Важно ответственно подойти к разработке паспорта, а также проводить периодический анализ данных и возможную их корректировку.

Разработка паспорта антитеррористической защищённости

Разработать и правильно составить такой документ не так-то просто, но из этого пункта вам станут понятны многие моменты в том, как разработать антитеррористический паспорт.

Итак, в документе будут содержаться разделы, включающие следующую информацию:

  1. Какие цели и задачи ставит разработка паспорта.
  2. Данные об изменении информации в паспорте.
  3. Описание общих сведений: профиля объекта, его реквизитов, режима работы, при наличии арендаторов указываются краткие сведения о них. Помимо этого, вносится небольшая характеристика района объекта, средний и максимальный уровни посещаемости.
  4. Информация о персонале, такая как общее число арендаторов и сотрудников, список арендаторов с указанием адреса и номера телефона, максимальная численность одновременно работающего персонала, в том числе и арендаторов.
  5. Оценка и моделирование чрезвычайных ситуаций. Данные о произошедших ситуациях, а также тех, которые представляются возможными.
  6. Какие меры были предприняты для повышения безопасности объекта: сведения о проведённых организационных, технических мероприятиях, о системах, отвечающих за безопасность и контроль, о мерах по ликвидации возможных последствий и о порядке оповещения должностных лиц.
  7. Данные о территории под охраной: о наличии инженерных заграждений, средств охраны и их силе, об осуществлении связи.
  8. Планы для этажей и ситуаций, а также схемы водоснабжения, канализации, отопления и других инженерных коммуникаций.
  9. Описание инженерных коммуникаций с указанием степени защищенности доступа к ним посторонних лиц.
  10. Информация о контакте с органами охраны и надзора, номера телефонов служб.
  11. Перечень используемой литературы при разработке данного паспорта.
  12. Результат о степени безопасности объекта и мероприятия для повышения этого показателя.
  13. Приложения, такие как планы этажей, рекомендации по обеспечению безопасности, памятка для граждан о действиях при возникновении чрезвычайной ситуации и др.

Какой штраф предусмотрен в случае отсутствия пасспорта антитеррористической защищенности?

Административный, на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

На юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей (КоАП)

Вывод

Как видите, разработка такого паспорта требует не только много времени, но и знаний, чтобы учесть все важные моменты. После разработки паспорта АТЗ, его нужно будет согласовать в таких органах, как МЧС, ФСБ, УВД, Администрации округа или района.

Мы предлагаем разработку и согласование под ключ в Москве и МО. С нами вы можете быть уверены, что паспорт антитеррористической защищенности будет составлен правильно и будут предприняты нужные действия по его согласованию. Доверьте эту хлопотную работу нам.

Мы разберёмся также в том, какое конкретно название должно быть у паспорта, воспользуемся ведомственным шаблоном, если он утверждён в вашем органе власти, а также выясним, с кем именно должен быть согласован разработанный паспорт, ведь в разных муниципальных образованиях предъявляемые требования к органам согласования могут отличаться. Разработка и согласование будут выполнены на должном уровне!

Специалисты центра охраны труда и правового информирования, профессионально и с полной гарантией помогут Вам в таком увлекательном занятии, как разработка и согласование паспорта антиреррористической защищенности на объект.

Рассмотрим пример (процесс и стоимость) оформления паспорта антитеррористической защищенности

  • для условного объекта защиты (Гостиница, Хостел, Общежитие)

Исходные данные:

- Этажность от 2ух до 5 этажей

- Площадь от 800 до 5000 м 2

- Местонахождение (Москва, МО)

1. Разработка технической части паспорта АТЗ

  • Срок от 2 дней до 10 дней, в зависимости от наличия исходных данных для разработки паспорта АТЗ
  • Стоимость от 25 000 рублей до 50 000 рублей

2. Работа комиссии по категорированию объекта

  • Срок от 1 до 2 месяцев
  • Стоимость от 20 000 рублей

3. Работа по согласованию паспорта в округах (МВД, ФСБ, МЧС)

  • Срок от 1 месяца до 4 месяцев, в зависимости от округа по которому происходит согласование
  • Стоимость от 20 000 рублей

4. Разработка и согласование плана мероприятий пор антитеррористической защищенности (1 раз в год)

  • Срок от 1 недели до 11 месяца
  • Стоимость от 10 000 рублей

Средняя стоимость за разработку паспорта антитерроричтической защищенности с учетом работы комиссии по категорированию объекта (Администрация округа) и согласованию паспорта в ФСБ, МВД, МЧС - 80 000 т.р. (+/-)

При заказе разработки паспорта АТЗ нужно заранее определиться, какой именно комплекс работ по разработке паспорта антитеррористической защищенности вы хотите поручить сторонним исполнителям, если это разработка под ключ, тогда необходимо учитывать все три пункта, указанных выше.

Однако проводить работы по работе комиссии по категорированию и согласованию результатов, заказчик всегда может своими силами при нашей информационной поддержке (также как и разработать самостоятельно паспорт АТЗ), это уменьшит общие затраты на разработку паспорта безопасности.