Понятие, сущность и свойства конституции. Конституция российской федерации Социальные и юридические свойства конституции рф

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Виды источников конституционного права. Понятие конституции. Основные черты конституции. Функции конституции. Юридические свойства конституции - это правовые признаки конституции как основного закона государства.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2004

    Основные черты Конституции как основного закона государства. Юридические и другие свойства Конституции Российской Федерации, ее реализация, современные проблемы и недостатки, предложения по их устранению. Особенности конституционной ответственности.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Понятие конституции. Этапы развития Конституции Российской Федерации. Юридические свойства Конституции. Сущность, структура и функции Конституции РФ. Личность и государство. Суверенитет государства. Федерализм. Гражданство Российской Федерации. Экономичес

    курсовая работа , добавлен 24.04.2005

    Этапы развития Конституции, ее правовые особенности. Понятие конституции, юридические свойства, сущность, структура и функции. Конституционные поправки, процедура изменения, порядок пересмотра положений конституции и внесение в нее поправок и изменений.

    дипломная работа , добавлен 14.03.2010

    Понятие, сущность, структура и содержание Конституции РФ 1993 г., ее роль в формировании демократии. Основные функции государства и основы его организации. Основные юридические свойства и функции Конституции РФ. Понятие конституционной ответственности.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Сущность и структура Конституции Российской Федерации как акта учредительной власти; ее функции: юридическая, политическая и идеологическая. Социальные и юридические свойства конституции РФ. Порядок изменения и пересмотра основного закона государства.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Понятие и виды конституции, теоретические взгляды на ее сущность. История развития конституционной системы РСФСР. Правовые признаки и юридические свойства основного закона государства. Верховенство и стабильность Конституции Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

Совокупность главных черт, которые характеризуют социальную и юридическую природу Основного Закона, его качественное своеобразие в правовой системе страны. Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.

Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение Конституции в правовой системе. В совокупности социальные свойства представляют реальность Конституции - ее реализуемость и способность оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых Конституция была принята; программность (перспективность Конституции) - свойство Конституции, выраженное в нормах, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, в которых закреплены правовой (ст. 1), социальный (ст. 14) характер российского государства); легитимность Конституции - ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность Конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия Конституции; способами ее разработки; политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения Конституции; уровнем политической и правовой культуры населения и др. Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн 187 тыс. 755 человек) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание считать действующую Конституцию РФ легитимной.

Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.

Верховенство Конституции указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Стабильность Конституции - это неизменность основных положений Конституции при неизменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции. В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы: 1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам; 2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами. К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.


Конституция - это база развития текущего законодательства - такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы. Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки). Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан. Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

Для обеспечения прямого действия Конституции важное значение имеет позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановлением от 31 октября 1995 г. разъяснил судам, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Суд, согласно такому разъяснению, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности: а) если закрепленные нормой Конституции положения, исходя из смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения; б) если суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей; в) если суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции; г) если закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.
Основные черты и юридические свойства конституции отражают её особое место в системе права, специфику механизма конституционного регулирования общественных отношений. К числу этих характеристик можно отнести 1. Легитимность, 2. Итоговый характер предписаний, 3. Перспективность, 4. Преемственность, 5. Реальность, 6.верховенство, 7. Стабильность, 8 фундамент системы права.
Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается либо законно избранным государственной власти, либо учредительным собранием, созданным специально для принятия конституции, либо непосредственно самим народом путем референдума. Легитимность конституции связана с её учредительным характером. Легитимный характер Конституции РФ 1993 года проявляется в том, что она принята референдумом, который проводился впервые в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и одобренный Конституционным совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630 или 58,4% проголосовало за принятие Конституции.
Конституции присущитоговый характер предписаний . Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено соц-эк. и общ.-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.
Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и, цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя. Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.
Важной чертой является преемственность. Она обусловлена непрерывностью исторического развития государственности. Каждая новая конституция связана с предшествующими. В обществе складываются определенные правовые традиции, которые получают конституционное закрепление. Конституционная преемственность требует сохранять всё ценное, что создано опытом предшествующего развития государства: национальную историко-культурную окраску государственности; идею самоопределения наций и равноправия народов; форму правления; государственное устройство. Идея преемственности новой конституции содержится в её преамбуле, где выражена воля народа к сохранению исторического сложившегося государственного единства, незыблемости демократического строя, уважение к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость, осознание ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями. Ядро преемственности новой конституции - российский народ, суверенная государственная власть, государственное единство России; уважение к правам народов, соединенных общей судьбою на земле России; признание Российской Федерации полноправным субъектом морового сообщества.
Важной чертой конституции правового государства является её реальность , Главным критерием для оценки реальности конституции служит её соответствие действительности. Если конституция и действительность находятся в единстве, если обеспечивается соответствие конституционных предписаний социально-экономическим условиям развития общества, можно говорить о реальности конституции.
Реальность конституции во многом зависит от политической, экономической м социальной стабильности, упрочения режима законности и правопорядка.
Реальность как одна из основных черт конституции имеет несколько аспектов: 1) соответствие конституционных предписаний характеру общественных отношений, сложившихся в данный исторический период; 2) учет конкретных исторических, политических, этнографических и иных особенностей страны; 3) выбор приемов и средств воздействия, адекватных характеру регулируемых общественных отношений; 4) предвидение социальных последствий действий тех или иных конституционных установлений; 5) гарантированность конституции.
Однако было бы упрощенчеством считать, что раз конституционное правило отражает существующие общественно-экономические отношения, это совершенно автоматически обеспечивает её реальность. Исполнимость конституционных предписаний, высокая степень эффективности их действия во многом зависят от повседневной деятельности органов законодательной и исполнительной власти, суда, прокуратуры, милиции. Реальность конституции предполагает правовые и организационные гарантии народовластия, действенность механизма обеспечения их реализации, высокую политическую сознательность, социальную активность и правовую культуру граждан.
Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции.
О фиктивности конституции речь может идти при несоответствии устоям соц.-эк. и общ.-полит. жизни, систематическом нарушении декларированных прав и свобод человека и гражданина., игнорировании суверенитета народов и национальных групп. Реальным конституциям противостоят фиктивные, которые наполнены демагогией и декларациями. Они порождают конституционные иллюзии, т.е. обманчивую веру в конституцию. Конституционные иллюзии появляются когда конституция есть, но фактически она игнорируется. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.
Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается: 1) особым порядком её принятия и изменения; 2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы; 3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).
За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ (ст.125 Конституции).
Важным юридическим свойством конституции является её стабильность, т.е. незыблемость конституционных предписаний.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан. Стабильная конституция - важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом, государством.
Гарантией стабильности российской Конституции служит особый порядок её принятия, изменения и дополнения. Ограничен круг субъектов, которые могут потребовать изменение или принятия новой Конституции. Это Президент РФ. Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации или Государственной Думы (ст.134 Конституции).
Установлено, что положения глав 1,2, и 9 - “Основы конституционного строя”, “Права и свободы человека и гражданина”, “Конституционные поправки и пересмотри Конституции” - не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре этих глав Конституции поддержано 3/5 голосов от общего числа членов каждой из палат, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность конституции, либо разрабатывает проект новой Конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3 голосов от общего числа его членов иди выносится на конституционный референдум.
Поправки к главам 3-8 Конституции РФ (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное Собрание”, Правительство РФ”. “Судебная власть”, “Местное самоуправление”), принимаются Федеральным Собранием по процедуре, установленной для федерального конституционного закона. Поправка должна быть одобрена большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (300 голосов) и не менее трех четвертей голосов членов Совета Федерации (103) голоса. Принятая таким образом поправка вступает в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъе5ктов РФ (58 субъектов). Эти законы не подлежат “отлагательному” вето Президента РФ. Изменения в ст.65 вносятся в упрощенном порядке (состав федерации - на основе федерального конституционного закона о принятии или образовании нового субъекта РФ, изменение статуса и.д. вводятся Указом Президента).
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром, фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том, что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как базовый источник.
Комплексное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Для Конституции РФ важное значение имеет определение соотношения её юридической силы не только с федеральными конституционными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами, актами субъектов РФ, но и с международно-правовыми актами, ратифицированными СССР и РФ. Общепризнанные нормы и принципы международного права трансформируются во внутригосударственные. Это отражает процесс унификации законодательного регулирования в мировом масштабе.
Таким образом, можно сделать вывод; юридическая природа конституции проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее представление о конституции в целом.
Основные черты и юридические свойства конституции взаимосвязаны и взаимозависимы, существуют не изолированно друг от друга и проявляются в системе, оказывая друг на друга влияние. Они представляют собой не простую совокупность, а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность содержания конституции.

Андриченко:

Выделяемые свойства должны быть присущи всем конституци­ям, но в каждой из них они получили свое выражение в большей или меньшей степени. Свойства конституции можно разделить на две группы: юридические, политико-идеологические.

К политико-идеологическим свойствам конституции относятся:

1. Особый субъект, который принимает или от имени которо­го принимается конституция, - совокупный субъект осуществле­ния власти - народ.

2. Конституция является важным политическим документом. Она выражает (о чем уже было сказано выше) политический и со­циальный компромисс между различными силами, достигаемый в процессе политической борьбы. В этом смысле она является итого­вым документом, закрепляющим итоги этой борьбы и вместе с тем отражающим достигнутую ступень развития общественных отноше­ний, которые служат предметом ее регулирования. Конституция определяет участников политического процесса и рамки, в которых протекает этот процесс. «Как и любая современная конституция, основной закон устанавливает принципы и предусматривает реаль­ный режим политического процесса, который, с одной стороны, содержит основные политические ориентиры, которых придержива­ется государство, с другой - детально определяет компетенцию, полномочия различных институтов системы». Под политической конституцией понимается прежде всего та часть ее содержания, ко­торая относится к организации и формам осуществления государст­венной власти и государственного устройства, взаимоотношениям между государством и гражданами, политическими и иными обще­ственными организациями по поводу осуществления и формирова­ния власти. Политический характер конституции выражается также и в ее значимости на международной арене, поскольку в последнее время конституция стала признаком развитого, цивилизованного, демократического государства. Это - главная часть, ядро любой конституции, что, кстати, находит отражение даже в официальном названии некоторых основных законов (например, Политическая конституция Мексики 1917 г., Политическая конституция Никара­гуа 1987 г., Политическая конституция Колумбии 1991 г.).

3. Конституция является идеологическим документом, по­скольку отражает определенную систему взглядов и идей. «Идеоло­гии лежат в основе многих, если не вообще всех политических сис­тем и конституций». Идеологические установки пронизывают все содержание конституции, все ее части, идет ли речь о роли государ­ства, его отношениях с обществом и индивидами, правах и свобо­дах человека, организации государственной власти. В этом смысле любая конституция - мировоззренческий документ, оказывающий большое влияние на духовную жизнь общества, способствующий распространению и утверждению определенных политических и правовых идей, представлений, ценностей. Но это идеологическое свойство, как свидетельствует мировой опыт, по-разному проявля­лось в отдельных конституциях и на различных этапах историческо­го развития. В ст. 13 Конституции Российской Федерации 1993 г. закрепляется: «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие... Никакая идеология не может устанавливаться в ка­честве государственной или обязательной».

4. Программный или перспективный характер. Он находит отражение в нормах-принципах, нормах-целях, которые устанавли­вают основные направления, перспективы и цели развития общест­ва и государства, определяют содержание деятельности государст­венных органов, в том числе и законодательных, то есть являются базой текущего законодательства. «Программный характер консти­туции является специфической формой социального прогнозирова­ния, научного предвидения, творческого воздействия права на формирование общественных отношений. Закрепляя достигнутое, конституция выступает юридической моделью дальнейшего разви­тия общества».

К юридическим свойствам конституции относятся:

1. Нормативность. Нормативный характер конституции не вы­зывает сомнения и не оспаривается в литературе, поскольку ей присущи все признаки нормативности: содержит правовые предпи­сания, имеющие общеобязательный, формально определенный ха­рактер, принята уполномоченными на то государственными орга­нами либо референдумом, охраняема государственным принужде­нием и др.

2. Учредительный, первичный характер. Учредительный ха­рактер конституции состоит в том, что она, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, государства, становится потом политико-правовой основой их развития.

Учредительный характер конституции заключается в том, что данным актом определяется устройство, учреждаются основные ус­тои государства, форма правления, строение, система и компетен­ция органов государственной власти и местного самоуправления. «Конституция, - писал Т. Пейн, - есть вещь, предшествующая государству, а государство - это всего лишь детище конституции». Еще одно проявление учредительного свойства конституции заклю­чается в том, что ее нормы выступают как первичные и для их принятия не существует никаких правовых ограничений, нет ни одной правовой нормы, которая могла бы ограничить конституцию (данный аспект характеристики учредительного свойства распро­страняется только на конституции суверенных государств, основ­ные законы субъектов федерации всегда связаны и не должны про­тиворечить нормам федерального законодательства).

Положения конституции всегда являются первичными, учреди­тельными в правовой системе государства. Все остальные законы в той или иной форме, тем или иным способом развивают и конкре­тизируют конституционные положения. Отсюда следует вывод о том, что нормативные правовые акты, принятые органами государ­ственной власти или местного самоуправления государства, проти­воречащие конституции или же разработанные и принятые в нару­шение установленных ею условий, объявляются недействительны­ми. Никакой другой акт, принятый на территории государства, не может стать высшей юридической нормой по отношению к консти­туции.

Приоритет обеспечивается соответствующими правовыми нор­мами и организационными структурами. Конституция суверенного государства в большей степени, а основные законы субъектов - в меньшей степени выступают как юридическая база для развития всех отраслей права, составляющих правовую систему. Все отрасли права опираются на конституцию. Конституция решает основные вопросы развития всех общественных отношений, их статику и ди­намику. Она, с одной стороны, обеспечивает единство, взаимную согласованность отраслей законодательства, общность их исходных принципов, их общие черты, а с другой - будучи высшим законом, располагает всеми преимуществами «учредительной власти» по от­ношению к «вторичному», ею предопределенному остальному зако­нодательству.

3. Легитимность. Легитимность конституции проявляется в том, что она принимается уполномоченным на то органом (учреди­тельное собрание, конституционное собрание, представительный орган власти) либо народом непосредственно и в соответствующем порядке.

4. Реальность. Реальность конституции заключается в степени ее соответствия реально сложившимся социально-политическим отношениям, исполнимости и гарантированности конституционных предписаний.

5. Комплексный характер конституции, то есть всеобъемлю­щий (всеохватывающий) предмет правового регулирования. Ком­плексный характер конституции заключается в том, что данный документ своим регулирующим воздействием охватывает почти все сферы жизни и деятельности общества и государства, закладывая базис для их развития.

6. Роль конституции как ядра правовой системы государства. Конституция суверенного государства выступает как база для разви­тия всех отраслей права, а все виды конституций являются основ­ным главным уникальным источником права, и дают исходные на­чала для формирования системы законодательства государства. Кроме того, роль конституции как ядра правовой системы выража­ется в признании юридической значимости и целостности сущест­вования всех актов, принятых до вступления в силу конституции; установлении официально-признанной классификации основных правовых актов; установлении иерархии нормативных правовых актов; установлении целей, принципов и объектов правового регу­лирования. Действуя непосредственно, конституция дает импульс к развитию всей правовой системы. Кроме того, конституция, непо­средственно отсылая к формально-определенным и формально-­неопределенным нормативным правовым актам, способствует фор­мированию правовой системы государства.

7. Конституции должна быть присуща такая черта, как цело­стность (целостный характер правовой регламентации). Конститу­ция является единым политико-правовым документом, каждая часть которого должна быть органически связана со всеми осталь­ными и в рамках единой системы выполнять свои функции.

8. Верховенство, которое может быть рассмотрено через сле­дующие элементы: а) собственно верховенство как свойство кон­ституции суверенного государства; б) высшая юридическая сила по отношению ко всем остальным правовым актам, принимаемым на территории государства или государственного образования; в) пря­мое действие (характеризует как конституции, так и уставы); г) распространение действия на всю территорию государства (госу­дарственного образования); д) статус конституции над государством (государственным образованием). Причем последние четыре эле­мента можно выделить отдельно как юридические свойства, прису­щие как конституциям суверенных государств, так и конституциям субъектов федеративных государств. Верховенство конституции обусловливает ее роль как юридической базы текущей нормотвор­ческой и правоприменительной деятельности. Обычные законы и иные нормативные акты, а также правоприменительные акты должны строго соответствовать конституции, а в случае расхожде­ния их с последней действует конституция. Верховенство конститу­ции проявляется по отношению не только к будущему, но и про­шлому законодательству, принятому до вступления ее в силу. Каж­дая новая конституция содержит статьи, регламентирующие вопрос об этом законодательстве. Обычно в них устанавливается, что все ранее действовавшее законодательство сохраняет свое действие в части, не противоречащей конституции. Конституция суверенного государства, как правило, обладает верховенством и по отношению к международным договорам, заключаемым государством, что пря­мо предусматривается основными законами.

9. Стабильность как обеспечение долговременного действия конституции, усложненного порядка ее изменяемости (хотя данное свойство в меньшей мере присуще основным законам субъектов федеративного государства, поскольку в силу их большей детализированности они подвержены более частым изменениям). Стабиль­ность - важнейшее условие режима законности, устойчивости всей правовой системы и организации государственной власти, опреде­ленности отношений между личностью и государством. Стабиль­ность конституции зависит от многих объективных и субъективных факторов (например, от состояния наиболее важных общественных отношений, составляющих предмет конституционного регулирова­ния, от отношения к ней общества и государственной власти, от уровня политической и правовой культуры и т.д.). Так, например, Я.М. Магазинер выделяет четыре фактора, обеспечивающие ста­бильность: а) политический фактор, который заключается в том, что если основной закон принят в момент исключительного напря­жения воли и мысли народа, то разумно и справедливо, чтобы он в таких же особых, приподнятых условиях, а не в обыденном, слу­чайном составе палаты, изменялся; б) конструктивно-логический фактор заключается в том, что конституция представляет собой не­кие общие основания, принципиальные основы, развитием которых являются обыкновенные законы, поэтому общие истины должны оставаться неизменным руководством более частных; в) социаль­ный фактор - оградить права народа, человека и гражданина от вмешательства со стороны государственных органов; г) социологи­ческий фактор основан на том, что конституция, являясь обычно результатом революции, переворота, смены политических сил об­щества, и всегда - детищем борьбы общественных сил, должна обеспечить гарантии стабильности и правовую опору власти побе­дившей силы.

10. Специальные формы охраны конституции заключаются в создании особых органов - конституционных судов, наделенных соответствующими полномочиями, возложении функций по охране и соблюдению конституции на всю систему органов государствен­ной власти и местного самоуправления, закреплении механизмов, позволяющих гражданам, организациям, органам осуществлять за­щиту своих прав, охраняемых конституций.

На основании вышеизложенного, конституция - целостный, всеохватывающий, политический, идеологический, обладающий особыми свойствами правовой акт, составляющий основу правовой системы государства и представляющий собой реальное соотноше­ние политических сил, сложившихся на момент его принятия; по­средством данного акта народ или от его имени высший представи­тельный (законодательный) орган учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъектов и меха­низмы осуществления государственной власти, закрепляет охраняе­мые государством права гражданского общества, человека и граж­данина.

Кутафин:

Конституцию отличают и особые юридические свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:

В верховенстве конституции;

В ее высшей юридической силе;

В ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;

В особой охране конституции;

В особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции РФ 1993 г.

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции РФ. Ни в одной из прежних конституций России такого положения не содержалось. Не закреплялось верховенство и Конституции СССР.

Установление в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ 1993 г. принципа ее верховенства на всей территории России означает прежде всего утверждение в нашей стране конституционного строя, стремление к созданию правового государства. В признании верховенства Конституции заложена не свойственная прежним, советским конституциям идея подчинения государства конституции, праву.

Верховенство российской Конституции означает также, что с ее принципами, нормами, заложенными в ней концепциями должна сообразовываться деятельность всех государственных, общественных структур, граждан во всех сферах жизни. Конституция выступает как бы доминантой всего общественного развития.

В принципе верховенства Конституции РФ отражается и федеративный характер нашего государства. Верховенство федеральной Конституции утверждается на всей территории России, в том числе в республиках, которые тоже имеют свои конституции. На принципе верховенства Конституции РФ основано положение о соответствии конституций республик Конституции России.

2. В ст. 15 Конституции РФ закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Это юридическое свойство Конституции имеет иное содержание, чем принцип ее верховенства.

Высшая юридическая сила Конституции означает не только то, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции России, но и то, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ.

Таким образом, высшая юридическая сила Конституции характеризует ее место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.

3. Конституция 1993 г. является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства.

Причем определяющее значение Конституции в указанном плане проявляется как в ее содержательном воздействии на основные принципы, заложенные во всем текущем законодательстве, так и в ее роли, связанной с установлением формы права.

Именно Конституция определяет сам процесс правотворчества - устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов.

В самой Конституции названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней. Принятие новой Конституции вызывает обычно значительное изменение и обновление текущего законодательства.

4. К юридическим свойствам Конституции РФ относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ст. 82).

Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания могут инициировать процедуру разрешения дел в Конституционном Суде России о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Конституции.

Конституционный Суд играет важную роль в охране Конституции. Он рассматривает дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных актов как федеральных органов государственной власти, так и субъектов Федерации. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению.

5. Конституцию РФ отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен в специальном параграфе.

Основным субъектом в Российской Федерации, который принимает (учреждает) Конституцию и от имени которого она учреждается, признается народ. Как уже указывалось, конституции большинства демократических государств мира начинаются словами: «Мы, народ (нация)... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т.п.) настоящую конституцию». В советских конституциях такая формула впервые была воспроизведена в Конституции СССР 1977 г. и Конституции РСФСР 1978 г. В преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. было записано: «Народ Российской Советской Федеративной Социалистической Республики... принимает и провозглашает настоящую Конституцию».

Причастность народа к принятию Конституции в советской демократии выразилась и через институт всенародного обсуждения. Перед принятием Конституции СССР 1936 г. проводилось обсуждение проекта Основного закона в течение шести месяцев. Народное обсуждение призвано было наполнить Основной закон «волей народа». На всенародное обсуждение выносилась и Конституция СССР 1977 г.

Конституция Российской Федерации 1993 г. - первая Конституция в истории России, принятая непосредственно всенародным референдумом. В ее преамбуле сказано: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации... принимаем Конституцию Российской Федерации». В соответствии с действующей Конституцией РФ 1993 г. принятие новой Конституции возможно двумя субъектами: Конституционным собранием (две трети голосов общего числа его членов) или всенародным голосованием. При проведении всенародного голосования Конституция России считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Учредительный характер - другая важная социально-политическая черта Конституции Российской Федерации. Принятием Конституции РФ 1993 г. был закреплен принципиально новый конституционный строй, формирование которого с начала 1990-х гг. осуществлялось через внесение многочисленных поправок в Конституцию РСФСР 1978 г. Окончательно советский социалистический тип общественного и государственного строя был заменен новым, закрепляющим все основные ценности конституционализма, лишь с принятием Конституции РФ 1993 г.

Как учредительный документ действующая Конституция России играет роль политического акта, выражающего определенное соотношение политических сил на момент ее разработки и принятия. История принятия Конституции РФ 1993 г. наглядно свидетельствует о политической основе данного документа, принимавшегося в условиях острого политического кризиса и отразившего характер противостояния между ветвями и уровнями публичной власти.

Широта и всеохватывающий характер предмета конституционного регулирования - еще одна важная социально-политическая черта Конституции РФ. Действующая Конституция относится к той группе основных законов, которые достаточно широко и детально описывают модель не только государственного, но и общественного строя, взаимоотношения личности и государства. По своему объему и охвату сфер правового регулирования она не уступает другим конституциям нового поколения, принятым в Европе и на иных континентах. Вместе с тем нельзя не отметить и некоторое сокращение институтов, подпадающих непосредственно под конституционное регулирование по сравнению с ранее действовавшими конституциями 1937 и 1978 гг. К примеру, в Конституции РСФСР 1937 г. регулировались вопросы бюджетного устройства и избирательной системы, в Конституции РСФСР 1978 г. была более широко представлена система местной власти. При таком сравнении естественным образом возникает вопрос о пределах конституционного регулирования. Понятно, что Конституция не может расширяться до бесконечности, но важно правильно определить все те принципиальные вопросы, регулирование которых прежде всего гарантирует права и интересы человека и гражданина, обеспечивает гармоничное функционирование конституционного строя и поступательное движение страны к гражданскому обществу.

Другой спектр важнейших признаков, раскрывающих формально-юридические особенности Конституции РФ, связан с ее правовыми свойствами. Следует заметить, что все основные правовые свойства Конституции РФ непосредственно закреплены в ее тексте.

На высшем законодательном уровне зафиксировано такое юридическое свойство Конституции РФ, как ее верховенство. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 4, Конституции РФ). Суть принципа верховенства заключается в том, что Основной закон России занимает самое высокое место в иерархии правовых актов, находясь над всеми правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. В этом свойстве Конституции России - гарантия единства и неделимости государственного суверенитета Российской Федерации.

С верховенством Конституции РФ тесно связано такое ее правовое свойство, как высшая юридическая сила. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу. Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции России (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Конституции РФ не должны противоречить и международные договоры РФ, а также внутрифедеральные и межрегиональные договоры (п. «в» и «г» ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции РФ не должны применяться и исполняться органами государственной власти, не могут приниматься во внимание при рассмотрении судебных дел, использоваться другими субъектами правоотношений. Согласно ст. 5 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 (с изменениями и дополнениями от 15.12.2001,04.07.2003) «О судебной системе Российской Федерации», суд при рассмотрении конкретного дела принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу . Это означает, что приоритет всегда отдается Конституции РФ.

Конституция РФ является нормативным правовым актом прямого действия и применяется на всей территории России (ч 1 ст. 15 Конституции РФ). Это проявляется прежде всего в такой форме реализации, как соблюдение Конституции России. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). Данным документом напрямую руководствуется орган конституционного правосудия, а именно Конституционный Суд РФ, при разрешении дел о соответствии Конституции РФ, проверке конституционности законов по жалобам граждан, а также при осуществлении толкования конституционных норм (ст. 125 Конституции РФ).

Прямое действие всех норм Конституции РФ не означает, что они не нуждаются в конкретизации. Напротив, в самой российской Конституции можно встретить немало отсылочных норм на конституционные федеральные законы, федеральные законы и законы, регулирующие определенные сферы общественной и государственной жизни.

В условиях федеративного устройства России Конституция РФ действует во всех субъектах Федерации, в то время как конституции (уставы) составных частей России - только на соответствующих территориях.

С точки зрения правообразующей роли, т.е. значимости в формировании системы отраслей права и отраслевого законодательства, Конституция РФ является ядром правовой системы и основным источником права. Правовая система России основывается на фундаменте Конституции РФ 1993 г. Принципы и положения российской Конституции играют ведущую роль для всей системы законодательства, т.е. предопределяют ее содержание. Поэтому принятие новой Конституции России или внесение в нее поправок неизбежно повлечет за собой соответствующее обновление законодательства.

Для Российской Федерации, как и для большинства других стран с демократическим режимом, характерен особый, усложненный порядок принятия Конституции, внесения в нее изменений и поправок, а также пересмотра. Опыт упрощенного «реформирования» прежней российской Конституции, в которую вносились изменения даже «с голоса» в ходе заседаний Съезда народных депутатов (поправок было внесено чуть ли не в 2 раза больше, чем статей в прежней Конституции), сейчас уже в прошлом. Действующая Конституция РФ предусматривает довольно жесткий порядок внесения в нее поправок и пересмотра ее положений. Этот порядок регламентируется в гл. 9 Конституции РФ. Основная идея положений главы - обеспечить, с одной стороны, стабильность конституционного строя, а с другой - создать условия для беспрепятственной динамики конституционного развития с учетом постоянной эволюции общественных отношений.

Конституция РФ закрепляет три варианта конституционных преобразований.

Первый вариант: положения гл. 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Необходимость их изменения влечет за собой принятие новой Конституции (ст. 135 Конституции РФ).

Второй вариант: поправки к положениям гл. 3-8 Конституции РФ, за исключением ст. 65, вносятся в порядке, предусмотренном для принятия федеральных конституционных законов, после их одобрения законодательными (представительными) органами не менее чем 2 /з субъектов Российской Федерации (ст. 136 Конституции РФ). Как показывает практика зарубежного конституционного развития, подобный усложненный порядок внесения поправок существенно ограничивает возможности необоснованного пересмотра центром конституционных положений без учета мнения составных частей федерации.

Третий вариант: особый порядок установлен на случай изменения ст. 65 Конституции, определяющей состав Российской Федерации. Эти изменения вносятся на основании федеральных конституционных законов о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.

Жесткий характер российской Конституции не может не вызывать вопросы, если учитывать, что данный документ принимался в период конституционного кризиса и торопливое завершение работы над проектом Конституции РФ не могло не сказаться на качестве ее положений и наличии немалого числа противоречий и пробелов. В этом смысле куда целесообразнее было бы предусмотреть более гибкий и открытый порядок внесения поправок, не меняя по существу сам принцип действия усложненной процедуры изменения российской Конституции. Ее большая открытость через механизм совершенствования несомненно способствовала бы позитивному процессу сглаживания конституционных противоречий.

Как и в большинстве других государств, в Российской Федерации в отношении общенациональной Конституции предусмотрена особая правовая охрана. При этом режим правовой охраны установлен непосредственно в самой Конституции РФ. Кохране Конституции России привлечены практически все ветви власти и все виды органов государственной власти.

Согласно ст. 80 Конституции РФ, Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию РФ. Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия их федеральной Конституции (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Для эффективной реализации данных и других полномочий главы государства по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации действует институт полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе. Данное должностное лицо обладает, в частности, правом внесения Президенту РФ предложений о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, в случае противоречия этих актов Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина .

Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ могут обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ иных видов нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ, являясь высшим судебным органом конституционного контроля, играет особую роль в правовой охране Конституции РФ. Он рассматривает по запросам дела о соответствии Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, принятых как федеральными органами государственной власти, так и органами государственной власти субъектов Федерации; проверяет также по запросам конституционность договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, международных договоров РФ, не вступивших в силу. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов КС РФ проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий Конституции РФ международный договор не подлежит введению в действие и применению (ст. 125 Конституции РФ).

  • См.: СЗ РФ. 1997. № 1.Ст. 1.
  • См.: Указ Президента РФ от 13.05.2000 с последующими изменениями и дополнениями «О полномочном представителе Президента Российской Федерациив федеральном округе» // Собрание законодательства РФ. 2000. № 20. Ст. 2112;№ 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001. № 6. Ст. 551.