Снип зимнее содержание автомобильных дорог. Законодательная база российской федерации

Гололед становится не только причиной каждого второго ДТП зимой, но и способен нанести существенный экономический и экологический урон. Наличие на дороге наката, рыхлого или уплотненного снега снижает скорость потока автомобилей в 2–3 раза, ухудшает пропускную способность дорог, увеличивает расход топлива и объемы выбросов выхлопных газов в атмосферу. А в результате возрастает загрязненность воздуха и почв тяжелыми металлами, нефтепродуктами, угарным газом.

Правила зимнего содержания автомобильных дорог

При появлении гололеда резко возрастает число ДТП, а также страдает экономика страны и экология. Неубранный с дорог снег в 2-3 раза снижает скорость автомобильного потока, из-за чего растет расход топлива и больше выбросов попадает в атмосферу. В статье мы рассмотрим требования ГОСТов к содержанию дорог в зимний период, а также ознакомимся с новыми действующими здесь правилами.

Зимнее содержание дорог - трудоемкий и затратный процесс, требующий серьезного подхода в выборе методик. Зимой 2015-2016 годов в Санкт-Петербурге решили провести эксперимент и отказались от реагентов для плавки льда, оставив только вывоз снега. Результат оказался плачевным - огромные пробки, резкий рост числа аварий и травмированных пешеходов. Этот опыт позволил сделать несколько выводов:

Вывозить и убирать снег механическим путем дорого и сложно, в нашей стране ни один город с этим не справляется на 5-балльную оценку;

При некоторых погодных условиях никакая техника не способна убрать весь гололед, поэтому без его плавки не обойтись;

Недостатки в уборке дорог всегда приводят к травмам людей.

За одну зиму в крупном городе число серьезно пострадавших и временно лишившихся трудоспособности из-за плохо убранных дорог граждан может составить 5 000-7 000. По информации от травматологов в последние годы большинство пострадавших - это молодые трудоспособные люди. Зарубежные специалисты подсчитали, что при всех расходах на обеспечение чистоты зимних дорог на уровне «черного» асфальта наблюдается положительный эффект для экономики страны.

  • Заглушки на канализацию должникам: законность

Нововведения в правилах содержания автомобильных дорог в зимний период

Сохраняющийся высокий уровень негативных последствий ведет к регулярному ужесточению требований к тому, в каком состоянии должны содержаться зимой дороги и пешеходные зоны. Ранее в РФ в этой части работал только ГОСТ-Р 50597-93.

С начала 2016 года начал действовать дополнительный межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014. Он утвержден для всего Таможенного союза. В этом документе содержатся требования относительно состояния проезжей части, тротуаров и прочих элементов автодорог в холодное время.

В 2001 году наша страна также обязалась соблюдать регламент ТР ТС 014/2011, в котором, помимо прочего, описываются правила содержания автодорог. Этот документ требует, чтобы снег убирался со следующих элементов:

Проезжая часть;

Тротуары;

Остановки автобусов и прочего городского транспорта;

Обочины;

Автостоянки.

Сроки уборки снега и скользкого наката определяются значением автодороги. Эти правила в части содержания дорог описываются в ГОСТ 33181-2014.

Допустимый уровень, на котором должны содержаться зимние автодороги, в настоящее время описывается только несколькими пунктами в ГОСТ 50597-93, принятом больше 20 лет назад. В документе устанавливается минимальный коэффициент сцепления и максимальное время на удаление снежного наката (в таблице).

Интенсивность движения, машин в сутки

Время на устранение скользкого наката, ч

Больше 3000

Меньше 1000

Похожие временные интервалы определяются и для очистки от снега тротуаров.

В новом ГОСТ 33181-2014 требования прописаны более детально. Их мы и будем описывать далее.

Дороги в нашей стране сегодня классифицируются по ГОСТ 33382-2015. Основная часть городских дорог относится к категории I и II, в редких случаях - III.

По ГОСТ 33181-2014 на этих автодорогах не должно быть уплотненных снежных масс и возвышений из снега и льда на разделительной полосе и обочине. Для I и II категории обочины требуется полностью очищать от снега.

Запрещается делать снежные валы:

На остановках городского транспорта, на тротуарах и на расстоянии менее 20 метров от них;

На разделительных полосах, если их ширина не превышает пяти метров;

Перед переездами через железную дорогу.

Ни один из уровней содержания не допускает наличия уплотненных снежных масс и скользкого наката на проезжей части. Пока снегопад не закончился, возможно сохранение слоя рыхлого снега толщиной от одного до пяти сантиметров. На городских улицах регулярно можно видеть накат, колеи, гололед и прочие снижающие сцепление с дорогой явления. Новый ГОСТ однозначно их появления не допускает.

Исключения в правилах содержания делаются для двух типов автомобильных дорог:

С щебневым покрытием;

С интенсивностью движения менее 1 500 машин в сутки.

Этим дорогам разрешается иметь уплотненный снежный покров (УСП), и он также должен соответствовать ряду условий:

Показатель ровности УСП по IRI не должен превышать 6,0 м/км;

Не допускаются повреждения покрова и рыхлые снежные участки, снижающие безопасность движения;

Максимальная глубина колеи - 3 сантиметра.

В этой части новый стандарт не дает никаких послаблений. На мостах не может быть снежных масс, наката, льда или УСН. Очищать их необходимо по тем же правилам, что и остальную проезжую часть - до «черного» асфальтового покрытия.

Лестницы и тротуары

ГОСТ 33181-2014 говорит о том, что все тротуары и уличные лестницы необходимо подвергать обработке противогололедными реагентами. Делается это независимо от уровня содержания.

Наличие рыхлого свежевыпавшего снега здесь допускается, пока продолжается снегопад и идет уборка. При самом высоком уровне содержания толщина его слоя не должна превышать двух сантиметров. Для всех последующих уровней происходит пошаговое увеличение данной толщины на два сантиметра. Это не значит, что 10-сантиметровый слой снега, допустимый правилами в процессе снегопада для 5 уровня содержания автомобильных дорог, может сколь угодно долго лежать на пешеходных дорожках. Он обязательно убирается в течение 1-3 часов после завершения снегопада. Конкретное время, отводимое на уборку, определяется количеством проходящих пешеходов.

Время, в течение которого необходимо произвести уборку тротуара, прописано в ГОСТ Р 50597-93. Например, стандарт дает представителям коммунальных служб всего 1 час на устранение последствий разгула стихии, если по тротуару за час проходит больше 250 человек. За это время необходимо не только произвести уборку снежных масс, но и обработать дорожки противогололедными реагентами.

Никакие виды снежно-ледяных отложений не допускаются на надземных и подземных пешеходных переходах, в галереях и тоннелях. Людям необходимо обеспечивать чистоту и безопасность покрытия для передвижения по городу. Это одно из ключевых правил зимнего содержания автомобильных дорог, и оно не подлежит обсуждению.

За правильным содержанием дорожного покрытия, пешеходных переходов и мостов следит ГИБДД вместе с действующими в местных администрациях департаментами ЖКХ и техническими инспекциями. Если граждане жалуются на недостаточно качественное содержание дорог и тротуаров, то проверкой того, как ответственными организациями и службами соблюдаются ГОСТы и прочие нормативные документы, могут заняться представители Роспотребнадзора и прокуратуры.

6.1 Общие положения

6.1.1 Непрерывное и безопасное движение автомобилей по дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающего работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы автомобильных дорог.

6.1.2. Виды и объемы работ, дислокация машин и механизмов, наличие снегозащитных сооружений, баз и складов ПГМ, скважин природных рассолов, метеостанций (постов), связь и другие вопросы по зимнему содержанию автомобильных дорог отражаются в «Проекте содержания автомобильной дороги», разрабатываемого в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке проекта содержания автомобильных дорог.

6.1.3 Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется дорожными организациями, оборудованными радио или телефонной (сотовой) связью.

6.1.4 Работы по зимнему содержанию основываются на данных гидрометеослужбы и своих метеорологических постов (станций), оснащенных специальной аппаратурой для определения температуры и влажности воздуха, скорости и направления ветра, интенсивности и количества осадков, а также состояния поверхности дороги (температура, наличие влаги и концентрация солей).

6.1.5 Уровень зимнего содержания принимаются соответственно требованиям табл. 6.1, согласованной с ГОСТ Р 50597-93.

Зимнее содержание организуется по принципу приоритета. В первую очередь мероприятия проводятся на дорогах с постоянным автобусным движением, на туристических маршрутах, подъездах к постоянно действующим курортам, а также на дорогах специального назначения. Обеспеченность дорожных организаций основными средствами механизации работ по зимнему содержанию принимается в соответствии с «Нормативами потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог».

Таблица 6.1

Характеристика дорог

Группы дорог для целей оценки уровня содержания

Фактическая интенсивность движения в транспортных единицах, авт./сут.

Рыхлый (талый) снег на проезжей части толщиной не более, см

Ширина очистки, %

Снежный накат толщиной не более, см

Рыхлый (талый) снег на обочине после окончания снегоочистки толщиной не более, см

Ширина очистки обочин, %

Сроки ликвидации зимней скользкости с момента образования и сроки уборки снега с момента окончания снегопада не более, ч

не допус­кается

Автомобильные дороги с покрытиями из цементобетона асфальтобетона и битумоминеральных смесей
Аавтомобильные дороги с покрытиями из обработанных и не обработанных щебеночных и гравийных материалов

устанав­ливается

устанав­ливается

Грунтовые автомобильные дороги

устанав­ливается

устанав­ливается

(*) — при интенсивности движения до 500 авт./сут.

6.2 Защита дорог от снежных заносов

6.2.1 Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяются причины образования снежных заносов и разрабатываются мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в табл. 6.2.

Таблица 6.2

Очередность проведения мероприятий Категория снегозаносимости участков Краткая характеристика параметров
1 2 3
Первая очередь Сильнозаносимые Нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах, все выемки на кривых.
Вторая очередь Среднезаносимые Полувыемки-полунасыпи. Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи, имеющие высоту менее высоты снежного покрова.
Третья очередь Слабозаносимые Пересечения в одном уровне. Насыпи с ограждениями безопасности. Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова.
Четвертая очередь Незаносимые Насыпи высотой более высоты снежного покрова.

6.2.2 Защита дорог от снежных заносов осуществляется снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещаются постоянно или временно (на период зимней эксплуатации) и подразделяются (по принципу воздействия на снеговетровой поток) на:

а) Снегозащитные средства снегозадерживающего действия — снижающие скорость снеговетрового потока и препятствующие поступлению метелевого снега к дороге (снегозадерживающие заборы, щиты, сетки, пространственные средства снегозащиты, устройства с изменяющейся просветностью, снежные траншеи, снегозащитные лесные полосы);

б) Снегозащитные средства снегопередувающего действия — увеличивающие скорость ветра снеговетрового потока и способствующие переносу снега через дорогу (снегопередувающие заборы);

6.2.3 Выбор средств снегозащиты осуществляется на основании данных о максимальном расчетном объеме снегоприноса, максимальной расчетной скорости ветра и преобладающей розе ветров на каждом заносимом участке. Обоснование выбора средств снегозащиты на каждом участке дороги приводится в плане работ по зимнему содержанию дороги.

Область применения средств снегозащиты с учетом обеспечения требуемого состояния покрытия проезжей части представлена в таблице 6.3.

Экономическая целесообразность применения того или иного средства снегозащиты устанавливается на основании технико-экономического сравнения вариантов средств снегозащиты, обеспечивающих нормативные требования к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог.

Таблица 6.3

Вид защиты

Характеристика

Снегоудерживающая способность, м 3 /м

Снегозащитные лесные полосы

Снегозадерживающие заборы

однорядные

двухрядные

Устройство с изменяющейся просветностью

высота 2 м

Переносные щиты

два ряда с перестановкой

Сетка из полимерных материалов

высота 2 м

Снежные траншеи (валы)

четыре ряда

шесть рядов

восемь рядов

десять рядов

6.2.4 Наиболее надежным, экологически оправданным видом защиты снегозадерживающего действия являются снегозащитные лесные полосы.

Снегозащитные насаждения располагают вдоль автомобильных дорог в виде одной или нескольких лесных полос и кустарниковой опушки, размещаемой с полевой стороны лесной полосы или в виде живых изгородей из ели и высоких кустарников. Расстояния от бровки земляного полотна, ширина снегозащитных лесных полос и величина разрывов между полосами определяются по табл. 6.4, в зависимости от объема снегоприноса.

6.2.5 Создание новых снегозащитных насаждений и посадка дополнительных лесных полос осуществляется по специальным проектам, а поддержание работоспособности существующих посадок осуществляется рубками ухода.

6.2.6 Если снегозащитные лесные полосы не вступили в работу или их применение невозможно по почвенно-климатическим или другим условиям, необходимо использовать снегозащитные устройства или защиты из снега (траншеи, валы и т.д.).

6.2.7 Наибольшей снегозадерживающей способностью обладают снегозадерживающие заборы. При этом расстояние от линии защиты до бровки земляного полотна составляет от 15 до 25 высот забора в зависимости от просветности обрешетки конструкции (от 35% до 50% соответственно).

Таблица 6.4

Расчетный объем снегоприноса, м 3 /м

Расстояние от бровки земляного полотна до полосы, м

Ширина разрыва между полосами, м

Ширина полос отвода земель для размещения лесонасаждений, м

6.2.8. В случае невозможности размещения на прилегающих к автомобильной дороге землях постоянных средств снегозащиты или при необходимости их усиления, используют снегозащитные устройства, размещаемые на период зимней эксплуатации и демонтируемые в конце зимнего периода.

6.2.9. Временные средства снегозащиты устанавливают сплошной линией, параллельно заносимому участку дороги. В местах перехода из выемки в насыпь и при преобладании ветров, дующих под острыми углами к оси дороги, ставят короткие звенья снегозащиты через 60 м перпендикулярно к основной линии снегозащитных устройств с таким расчетом, чтобы концы этих звеньев подходили к бровке земляного полотна не ближе, чем на 10 м.

6.2.10. Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в один-три ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 м 3 /м, а высотой 2,0 м на объем до 90 м 3 /м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в 2 и более раз.

6.2.11 Для обеспечения возможности перестановки щиты устанавливаются вертикально и фиксиуются в верхней части к заранее установленным кольям (шаг установки кольев должен соответствовать длине щита). Перестановку на вершину снежного вала или перестановку по кольям производят, когда:

а) высота снежного вала достигает уровня 2/3 высоты щита;

б) непосредственно у щитовой линии слой снега достигает высоты 0,5 м от поверхности земли.

Перестановку щитов выполняют по признаку, который наступает раньше.

6.2.12 В районах с длительными и интенсивными метелями, во время которых перестановка щитов затруднена, щитовые линии ставят в два, три и более рядов. Расстояние между рядами принимают равным 30 высотам щита, причем первый, ближний к дороге ряд, ставят на расстоянии 20 высот щита от бровки земляного полотна.

6.2.13 При объемах снегоприноса до 75 м 3 /м рекомендуется применять сетки на полимерной основе с просветностью 50-70%). Расстояние от места установки сеток до бровки земляного полотна составляет 30 высот защитной линии.

6.2.14 В районах с интенсивными метелями (при объемах снегоприноса до 120 м 3 /м) целесообразно применять устройства с изменяющейся просветностью, плотность конструкции которых увеличивается пропорционально силе ветра при метели. Устройства с изменяющейся просветностью высотой 2,0 м размещаются на расстоянии 40 м от бровки земляного полотна и параллельно дороге.

6.2.15 Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0,2 м как в качестве самостоятельного средства защиты на дорогах низших категорий (IV и ниже), так и в качестве усиления других средств снегозащиты автомобильных дорог I, II и III категории. Допускается устройство не менее 3-х траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8-15 м.

Так как снегоемкость одной траншеи составляет 2-3 м 3 /м, то для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо регулярное их возобновление.

6.2.16 В районах с устойчивым направлением метелевых ветров для защиты дорог III и IV категорий могут применяться снегопередувающие заборы высотой 5-8 м. При этом высота нижнего продуваемого отверстия составляет 35% от обшей высоты конструкции, а непродуваемых панелей заполнения — 65%.

Снегопередувающие заборы применяют при одновременном соблюдении следующих условий эксплуатации:

а) господствующий ветер направлен под углом 50 ° ?90 ° к оси дороги;

б) снег сухой и легкоподвижный;

в) объем снегоприноса более 300 м 3 /м.

6.3 Очистка автомобильных дорог от снега

6.3.1 Очистку автомобильных дорог от снега производят специальными снегоочистительными машинами, условия применения которых приведены в табл. 6.5.

6.3.2 Основным видом мероприятий по очистке дорог от снега является патрульная снегоочистка, которая производится периодическими проходами плужных и плужно-щеточных снегоочистителей по закрепленному участку в течение всей метели или снегопада.

6.3.3 Патрульная снегоочистка производится одиночными плужно-щеточными автомобилями или отрядом плужно-щеточных автомобилей, движущихся уступом с интервалом 30-60 м с перемещением снега от оси дороги к обочине.

Патрульную снегоочистку многополосных магистралей производят отрядом плужных или плужно-щеточных снегоочистителей, состоящим из нескольких звеньев (в каждом звене не менее двух снегоочистителей), осуществляющих работу на максимально возможной рабочей скорости с интервалом между звеньями 100 метров.

Таблица 6.5

Предельная плотность снега, г/см 3

Предельная толщина слоя снега, м

Целесообразная область применения

При полной ширине захвата

При неполной ширине захвата

Основная область применения

Возможная область применения

Одноотвальные плужные снегоочистители на автомобильном шасси

Патрульная снегоочистка

Уширение полосы расчистки

То же с боковым отвалом

Уширение полосы расчистки при патрульной снегоочистке

Патрульная снегоочистка

То же со средним ножом

Ликвидация снежного наката в начальной стадии его образования

Патрульная снегоочистка

Двухотвальный плужный снегоочиститель на автомобильном шасси

Расчистка снежных заносов

Уширение полосы расчистки

Двухотвальный снегоочиститель на шасси трактора

Прокладка снегозащитных траншей. Устройство автозимников

Расчистка заносов. Прокладка колонных путей.

Шнекороторные и фрезернороторные снегоочистители

Расчистка снежных заносов или снежных отложений в местах локального накопления снега. Удаление снежных валов с погрузкой снега в автомобили-самосвалы Расчистка лавинных завалов.

Автогрейдеры

Расчистка снежных завалов и снегопадных отложений в местах локального накопления снега, формирование и удаление снежных валов.

Бульдозеры

Расчистка снежных отложений.

Прокладка снежных траншей.

Валорасбрасыватели

Удаление снежных валов.

6.3.4 Снегоочистку автомобильных дорог в местах локального накопления снега (ограждения, направляющие столбики, возвышающиеся бордюры и т.п.) производят звеном, состоящим из плужных снегоочистителей, автогрейдера и роторного снегоочистителя. При этом автогрейдер сдвигает формируемый плужными снегоочистителями вал от ограждений или бордюров в сторону проезжей части на минимальное расстояние, а замыкающий звено роторный снегоочиститель — отбрасывает его за пределы земляного полотна. Окончательная уборка снега из-под ограждений производится после завершения патрульной снегоочистки средствами малой механизации или вручную. На прямых участках дороги, проходящих по лесному массиву, удаление снега за барьерным ограждением не производится до весеннего периода.

6.3.5 Снегоочистка путепроводов и мостовых переходов производится с использованием шнековых и шнеко-роторных снегоочистителей, осуществляющих погрузку убираемого снега в автомобили-самосвалы. Убранный снег транспортируется в специально отведенные места складирования (снегосвалки).

6.3.6 На участках дорог, проходящих по косогорам (в полунасыпи или в полунасыпи-полувыемке), снегоочистку рекомендуется начинать со стороны верхового откоса и перемещать снег последовательными проходами в сторону низового откоса.

6.3.7 Снегоочистку пунктов весового контроля, пунктов учета интенсивности движения, автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек осуществляют средствами малой механизации или вручную после завершения работ по снегоочистке проезжей части. При этом удаление снега с отдельных элементов весов и датчиков, вмонтированных в покрытие проезжей части, целесообразно производить сжатым воздухом, используя для этой цели передвижные компрессорные установки.

6.4 Борьба с зимней скользкостью

6.4.1 Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают:

— профилактическую обработку покрытий противогололедными химическими веществами;

— обработку образовавшегося ледяного или снежноледяного слоя противогололедными химическими веществами;

— повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак);

— устройство противогололедных и антиадгезионных покрытий (слоев) типа «Грикол»

Кроме того, для повышения эффективности борьбы с зимней скользкостью проводят мероприятия по:

— устройству автоматических систем распределения противогололедных химических реагентов на особо опасных (с точки зрения обеспечения безопасности движения) участках дорог, подверженных образованию зимней скользкости, а также на мостах, путепроводах, эстакадах, тоннелях;

— созданию новых и совершенствованию существующих баз и складов для хранения противогололедных материалов;

— бурению, обустройству и обслуживанию скважин для добычи природных рассолов;

— устройству и содержанию метеопостов, метеостанций и метеолокаторов для раннего обнаружения и прогнозирования зимней скользкости.

6.4.2 С целью предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов производится или превентивно (основываясь на метеопрогнозе) или непосредственно с момента начала снегопада (для предупреждения образования снежного наката).

Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

6.4.3 Химические реагенты, используемые для борьбы с зимней скользкостью, принимают согласно табл. 6.6 и 6.7. После разрыхления наката (вследствие частичного плавления и воздействия автотранспорта) обычно в течение 2-3 час рыхлую водо-снежную массу убирают последовательными проходами плужно-щеточных снегоочистителей.

6.4.4 При образовании на дорожном покрытии стекловидного льда (наиболее опасного вида зимней скользкости) работы по его ликвидации состоят в распределении указанного в табл. 6.6 количества противогололедных материалов до полного его таяния.

6.4.6. При фрикционном способе борьбы с зимней скользкостью на дорогах, уровень содержания которых допускает образование снежного наката, или в случае, когда температура воздуха ниже предельно допустимой температуры, и по техническим условиям нельзя использовать имеющиеся в наличии чистые химические материалы, применяют пескосоляную смесь. Ее готовят на пескобазах путем смешения песка с кристаллической солью (чаще всего NаCl) в отношении от 90:10 до 80:20 (по массе, соответственно, песка и чистой соли).

Распределение пескосоляной смеси производится в количестве 350 г/м 2 и 175 г/м 2 при соотношении компонентов песка и соли, соответственно, 90:10 и 80:20.

6.4.7. На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень и шлак. Используемые материалы должны быть без примесей в виде глины или золы, а размер части фрикционного материала быть менее 5 мм.

6.4.8. С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные средства, а также элементы искусственных сооружений, предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию, или ингибированные материалы.

6.4.9. Для борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных покрытиях, допускается применять хлориды, но не ранее, чем через год после завершения строительства, если эти покрытия построены из смеси с воздухововлекающими добавками, и спустя три года, если без них.

6.4.10. Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить, в первую очередь, на потенциально опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, в пределах населенных пунктов, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах, путепроводах, эстакадах и подходах к ним, в местах остановки общественного транспорта.

6.4.11. Для предупреждения участников движения о скользком покрытии устанавливают временные знаки «Скользкая дорога» и оповещают участников движения о состоянии покрытия специальными световыми табло с надписью «Осторожно! Гололед!», размещаемыми у постов ГИБДД, зданий дорожной службы и у автотранспортных организаций, находящихся рядом с обслуживаемой дорогой.

6.4.12. Помимо представленных в таблице 6.6 химических противогололедных материалов для борьбы с зимней скользкостью рекомендуется применение жидких природных рассолов и соляных растворов, приготавливаемых в условиях дорожного производства.

Таблица 6.6

Наименование ПГМ

Соответствующий номер по ГОСТ, ТУ на ПГМ

Рыхлый снег и накат, t ° С

Стекловидный лед, t ° С

Твердые, г/м 2

Хлориды

1. Технический хлористый натрий карьерный

ТУ 2152-067-00209-527-95

2. ПГМ на основе хлористого натрия

ТУ 2152-082-002-09527-99

3. Биомаг (тв)

ТУ 2152-001-53561075-02 (тв)

4. ХКФ

Карбамиды

5. Мочевина

ГОСТ 2081-75

Нитраты

6. АНС (НКМ)

ТУ 6-03-349-73

7. НКММ

ТУ 2149-051-05-761643-98

Жидкие, мл/м 2

Хлориды

8. ХКМ

ТУ 2149-026-13164401-98

9. Биомаг (ж)

ТУ 2152-001-53561075-02 (ж)

10. Природные рассолы

Ацетаты

11. Антиснег-1

ТУ 2149-001-45052508-00

12. Нордикс

ТУ 2149-002-40874358-00

Таблица 6.7

Наименование рассолов

Концентрация, %

Нормы распределения жидких хлоридов при 1 мм осадков, л/м 2 при температуре воздуха о С:

Рыхлый снег или накат

Хлористо-натриевый

Хлористо-кальциевый

Хлористо-магниевый

Примечания к таблицам 6.6 и 6.7:

1. Прочерк в таблице означает, что вещество с данной концентрацией при указанной температуре применять нельзя.

2. Приведенные в таблице нормы распределения хлоридов обеспечивают лишь частичное плавление уплотненного или рыхлого снега до состояния приобретения этими отложениями 20% влажности, при которой ранее уплотненный слой снега (накат) разрыхляется, а свежевыпавший снег не уплотняется под действием транспортных средств.

3. Вышеуказанные оптимальные величины распределения жидких хлоридов рассчитаны из условий ликвидации гололедно-изморозевых явлений на 1 м 2 дороги при наличии на этой площади 1 мм осадков в перерасчете на воду (1 мм атмосферных осадков на площади 1 м 2 равен 1 кг отложений или 1 л воды).

6.5 Защита горных дорог от лавин

6.5.1. Защиту дорог от снежных лавин на лавиноопасных участках осуществляют с помощью специальных противолавинных мероприятий, включающих:

— лавинопредотвращающие (исключают сход снежных лавин на дорогу);

— лавинозащитные (обеспечивают локализацию лавин и до минимума снижают возможный экономический ущерб и объемы разрушений автомобильных дорог и сооружений на них);

— профилактические (обеспечивают частичную локализацию, уменьшение экономического ущерба дороге и сооружениям, позволяют предотвратить гибель людей и обеспечивают сохранность перевозимых по дороге грузов).

Состав комплекса противолавинных мероприятий приведен в таблице 6.8.

6.5.2. Расчетные нагрузки от снежного покрова устанавливаются для каждого конкретного лавиноопасного участка на основании специального расчета. По результатам расчета производится выбор мероприятий и устройств для защиты автомобильной дороги от лавин.

6.5.3. При использовании лесопосадок для удержания снежного покрова на склонах ими должен быть покрыт весь лавиноопасный склон, исключая участок на расстоянии 20-30 метров над подошвой склона. Растения на склоне должны располагаться в шахматном порядке через 1 метр в ряду при расстоянии между рядами 2 метра.

6.5.4. Для предотвращения сползания снега и для защиты молодых растений на склонах, имеющих крутизну более 25° при средней многолетней высоте снежного покрова более 1 метра (с 5% вероятностью превышения), устанавливают снегоудерживающие устройства (стенки, надолбы, сваи и т.п).

6.5.5. Для изменения движения лавин или их остановки применяют противолавинные защитные лавинорезы и дамбы (земляная насыпь трапецеидального сечения, имеющая, в отдельных случаях, вертикальную железобетонную или бетонную грань, за которой располагается грунтовая отсыпка). Конструкция и размеры дамбы определяются расчетом в зависимости от крутизны откоса и лавиносборного бассейна.

6.5.6. На участках дорог, где сход лавин вызывается падением снежных карнизов, эффективным мероприятием, предотвращающим образование снежных карнизов, является постройка заборов снеговыдувающего действия. Их устанавливают у гребня склона, располагая так, чтобы нижний край ветронаправляющей панели возвышался над гребнем на 0,5 метра. Секции забора устанавливают непрерывно в ряд, вдоль всего образующего снежный карниз гребня.

Выдувающие заборы рассчитывают на устойчивость к ветровой нагрузке при максимальной (с 5% вероятностью превышения) расчетной скорости ветра. Ниже заборов снеговыдувающего действия, на лавиноопасном склоне следует располагать один или два ряда кольктафелей и два-три ряда снегоудерживающих устройств.

Таблица 6.8

Мероприятия

Виды работ

Состав работ

Лавино-предотвращающие

— снегозадержание;

— снегорегулирование.

Создание системы снегозадерживающих заборов, снегоудерживающих стенок, свай;Террасирование склонов; создание снегорегулирующей системы из снеговыдувающих заборов, снегоулавливающих траншей, кольктафелей, лесонасаждений.

— стабилизация снежного покрова.

Укрепление снега механическим или химическим особом.

Лавинозащитные

— изменение направления движения лавин.

Строительство направляющих и отбойных дамб, стенок и лавинорезов;Создание искусственных русел и выемок.

— пропуск лавин над или под дорогой.

Строительство галерей, навесов, мостов, эстакад, виадуков.

Профилактические

— организационные.

Создание противолавинной службы или взаимодействие с таковой для прекращения или ограничения движения;Установка оповестительной сигнализации.

— искусственное обрушение.

Обрушение лавин обстрелами из артиллерийских систем, подрывом заранее заложенных взрывчатых веществ и с помощью других способов воздействия (например акустических).

6.5.7. Снежные завалы, образуемые лавинами на горных дорогах, расчищают различными способами в зависимости от рельефа местности, по которой проходит дорога. Наиболее целесообразно расчистку завалов выполнять роторными снегоочистителями.

На участках с невысокими насыпями, проходящими по дну долин у подножия склонов, снежные отложения удаляют послойно сверху вниз до дорожного полотна, оставляя уступы высотой 2 м и шириной не менее 1 м.

При большой высоте завалов из соображений техники безопасности нельзя прорезать глубокие траншеи сразу до низа завала. Рекомендуется снимать слои последовательными проходами на всю ширину полосы расчистки. Завалы в полувыемках-полунасыпях расчищают с перемещением снега в сторону низового откоса.

6.5.8. В продольном направлении завалы расчищают роторными снегоочистителями двумя способами. Если завал имеет сравнительно большую длину по протяжению дороги, работа выполняется с разворотами машин. При небольшой длине завала следует работать без разворотов. Снегоочиститель разрабатывает завал наклонными слоями под возможно большим углом к горизонтальной плоскости.

6.5.9. Очистку дороги от снега на серпантинах можно выполнять универсальными бульдозерами со сваливанием снега под откос. При применении роторных снегоочистителей разработку снежных отложений на серпантинах ввиду их малых радиусов производят короткими отрезками — «секущими».

6.6 Борьба с наледями

6.6.1. Для борьбы с наледями применяют различные инженерные мероприятия, которые выбирают с учетом характера и причин образования наледей, рельефа и грунтово-геологических особенностей местности, интенсивности движения транспортных средств по дороге и других факторов.

6.6.2. В районах с большим количеством осадков, особенно в осенний период, и значительной высотой снежного покрова, образование наледей на косогорах предотвращают путем отвода воды по утепленным канавам.

Сечение канав принимается не менее 0,2?0,3 м при уклоне не менее 5 ‰. Канавы сверху, по всей длине, утепляют слоем мха, торфа или другого утеплителя толщиной не менее 0,3 м.

6.6.3. Для предупреждения образования наледей в долинах водотоков углубляют и выравнивают русла, срезают петли и староречья, а также исправляют резкие уширения русла.

6.6.4. В целях предотвращения выхода наледи на дорогу, притекающую к земляному полотну дороги воду отводят по открытым канавам, устраиваемым непосредственно в наледи.

6.6.5. На участках систематического образования наледи устраивают постоянные задерживающие валы высотой 1,2 — 2,0 м из недренирующих грунтов (глины), отсыпаемых вдоль земляного полотна дороги на расстоянии 5 м от подошвы насыпи или на расстоянии 8 м от среза выемки.

При наличии особо развитых наледей в долинах рек устраивают направляющие валы, отсыпаемые из недренирующих грунтов с фильтрующей прослойкой по подошве вала. При этом направляющие валы применяют в сочетании с выравниванием и углублением русла.

6.6.6. Эффективным мероприятием, предотвращающим образование наледей на косогорах, является возведение дренажно-каптажных устройств.

6.6.7. Для борьбы с образовавшимися на дороге наледями осуществляют мероприятия по их ликвидации механическим или химическим способом.

6.7 Устройство и содержание автозимников

6.7.1. К зимним автомобильным дорогам — автозимникам относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта. Автозимники подразделяются на следующие виды:

1. По продолжительности эксплуатации:

— регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;

— временные, используемые в течение одного или двух сезонов;

— разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей.

2. По расположению на местности:

— сухопутные, прокладываемые по суше;

— ледовые, прокладываемые по льду рек, озер, водохранилищ или морей;

— ледовые переправы через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия.

3. Сезонные — по продолжительности использования сезона, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха.

6.7.2. Регулярные и временные автозимники в зависимости от расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения делятся на три категории:

— I — с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 100 тыс. тн. нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 тн, свыше 500 авт./сутки;

— II — с перспективной грузонапряженностью от 5 до 10 тыс. тн. нетто в год или с расчетной интенсивностью движения от 150 до 500 авт./сутки;

— III — с перспективной грузонапряженностью до 50 тыс.тн.нетто в год или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт./сутки

— устранение деформаций и разрушений, возникающих в процессе эксплуатации;

— проведение мероприятий по уменьшению снегозаносимости дороги и ликвидации снежных заносов;

— выполнение мероприятий по предупреждению выхода наледевых вод и ликвидации наледи;

— обеспечение условий безопасности для движения транспортных средств по дороге, поддержание в исправном состоянии элементов обстановки пути;

— организацию работ в весенне-летний периоды года по устранению разрушений, вызванных паводковыми водами, восстановление технического и эксплуатационного состояния дороги и ее элементов к работе в зимний период.

6.7.4. При наличии в Органе управления дорожным хозяйством зимников большой протяженности для их обслуживания создается специальное структурное подразделение, с которым заключается договор подряда на выполнение всего комплекса работ по содержанию с закреплением за ним необходимого количества машин, автомобилей, оборудования и другой техники, используемой на этих работах.

Справочный материал

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра «Организация и безопасность движения»

Пояснительная записка

к курсовой работе по дисциплине эксплуатация автомобильных дорог на тему: «Зимнее содержание автомобильных дорог»

Выполнил: ст.гр. ОБД-41 Курасов С.В.

Проверила: Москвитина Т.В.

Иваново 2009


Введение

1 Анализ исходных данных и природно-климатических условий зимнего содержания дороги

2 Определение снегопереноса

3 Оценка снегозаносимости дороги и выявление участков, наиболее опасных для движения при зимней скользкости

4 Назначение основных мероприятий по защите дороги от снежных заносов

5 Проектирование технологии и организации патрульной снегоочистки

6 Разработка основных мероприятий и технология борьбы с зимней скользкостью

Список используемой литературы

Введение

К основным факторам, влияющим на условия движения автомобилей в зимний период года, относят наличие снежных отложений и зимней скользкости, приводящих к резкому снижению сцепных качеств дороги, увеличению сопротивлению качению, ухудшению ровности, а также к изменению ширины проезжей части и обочин. В результате в зимний период снижаются скорости автомобилей, увеличивается количество ДТП.

Главная задача зимнего содержания – обеспечить максимально возможную величину сцепных качеств дороги и минимальное сопротивление качению путем предотвращения образования снежных отложений и ликвидации зимней скользкости на дороге.

Для выполнения этих требований дорожно-эксплуатационные службы проводят следующие мероприятия:

Профилактические, цель которых предупредить или не допустить образование снежных и ледяных отложений на дороге, ослабить сцепление слоя снежно-ледяных отложений с покрытием; повысить сцепные качества дорожных покрытий при образовании на них снежно-ледяных отложений, уплотненного снега или гололедной пленки за счет создания искусственной шероховатости (профилактическая обработка покрытий химическими противогололедныим веществами и др.)

Защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега, приносимого метелями: применение защиты от метелевого переноса и снежных лавин; главным критерием качества снегозащиты считают исключение отложений метелевого снега на дорогах.

Удаление уже возникших снежных и ледяных отложений (очистка дорог от снега и ликвидация зимней скользкости), а также меры по уменьшению воздействия отложений на движение (посыпка обледеневшей поверхности дороги фрикционными материалами).


1 Анализ исходных данных и природно-климатических условий зимнего содержания дороги

Климат Архангельской области: среднегодовая температура наружного воздуха 0,8 0 С, средняя температура наиболее холодного периода -28 0 С, продолжительность периода со среднесуточной температурой ниже 0 0 С 253сут., средняя месячная относительная влажность воздуха в 13 ч. наиболее холодного месяца 88%, средняя месячная относительная влажность воздуха в 13 ч, наиболее жаркого месяца 63%, количество осадков за год 675 мм, количество жидких и смешанных осадков за год 459 мм, суточный максимум количеством 55 мм. Средняя скорость ветра по направлениям за январь: С-3,6 м/с, СВ-3,2м/с, В-4,2 м/с, ЮВ-4,9 м/с, Ю-5,1 м/с, ЮЗ-5,9 м/с, З-6,6 м/с, СЗ-6,2 м/с; максимальная из средних скоростей по румбам за январь – 5,9 м/с. Повторяемость ветров по направлениям: С-7%, СВ-6%, В-13%, ЮВ-19%, Ю-15%, ЮЗ-20%, З-12%, СЗ-8%.

СРЕДНЯЯ МЕСЯЧНАЯ ТЕМПЕРАТУРА ВОЗДУХА, 0 С
I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII
-12,5 -12 -18 -0,6 5,6 12,3 15,6 13,7 8,1 1,4 -4,5 -9,8

Директивные требования к показателям уровня зимнего содержания дороги устанавливают на основе технико-экономических расчетов исходя из оснащенности дорожной службы машинами и оборудованием. Предельно допустимые значения заносим в табл.1.

Таблица 1

Требования к зимнему содержанию дороги

Используя исходные данные задания, строим схематический план трассы с ситуацией; по данным таблицы <<среднемесячная температура воздуха>> строим график температур; по данным скорости и повторяемости ветров по направлению строим розы ветров для 4 участков.

2 Определение снегопереноса

Количество снега, переносимое метелями к дороге в течение зимнего периода, называют объёмом снегоприноса. Он обычно составляет некоторую часть от общего объема снега, участвующего в переносе и называемого объемом снегопереноса. Объем снегопереноса и снегоприноса.

Объем снегоприноса на всех участках дороги с каждой стороны определяется по упрощенному методу. Условно считаем, что общий объем снегоприноса распределяется по направлениям в том же отношении, что и число случаев повторяемости ветра.

Объем снегоприноса по каждому направлению составляет:

q i = D i * Q

где: D - доля ветров данного направления по зимней розе ветров;

Q - общий объем снегопереноса на 1 погонный метр, составляет 420 м 3 .

Определив объем снегоприноса по каждому направлению, производят расчет снегоприноса за весь зимний период с каждой стороны дороги. Для этого совмещают зимнюю розу ветров с направлением оси рассматриваемого участка. Снегопринос определяют с правой и левой стороны по формулам:

Q л= q л i * sin g i ;

Q п= q п i * sin g i ;

где: Q л, Q п - снегопринос с левой и правой стороны дороги, м 3 /п.м.

q л i ,q п i - снегопринос с левой и правой стороны по соответствующим румбам;

sinγ- угол, между рассматриваемым румбом и направлением дороги.

Для участка №1:

; ; ; ;

Для участков №2..4 расчеты проводятся аналогично и вносятся в таблицу 2 .

Таблица 2

№ участка Участок дороги, км Объем снегоприноса
от до Q Л Q ПР
1 0 12 96,6 163,88
2 12 28 101,3 164
3 28 40 105,7 155,5
4 40 50 109,9 163,1

3 Оценка снегозаносимости дороги и выявление участков наиболее опасных для движения при зимней скользкости

Высоту снегонезаносимой насыпи определяют по формуле:

; - высота снегонезаносимой насыпи, м; расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения - возвышение бровки земляного полотна над снеговым покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи (для III категории дорог принимается равным 0,6 м);

Учитывая исходные данные, строим схематический продольный профиль и анализируем снегозаносимость дороги, учитывая, что по степени снегозаносимости все участки делят на снегозаносимые и снегонезаносимые. К снегозаносимым относят участки: пересекающие лесные массивы, если их ширина составляет 100…250м с каждой стороны дороги; выемки глубиной более 8,5м при годовом снегопереносе до 100м 3 на 1 п.м. дороги; крупные населенные пункты с застройкой по обеим сторонам дороги; насыпи высотой не менее требуемой по снегозаносимости.

Деление заносимых участков

Оценка снегозаносимости дороги, а также анализ ситуации и продольного профиля дороги представлены на рис.

  • Очистка центральной дороги и перекрестков от снега;
  • Очистка разворотных площадок от снега;
  • Очистка гостевой парковочной зоны от снега;
  • Очистка площадок для подъезда к пожарному водоему от снега;
  • Россыпь противогололедных материалов.

Уровень зимнего содержания регламентируется ГОСТ Р 50597-93, Нормативом потребностей в дорожной технике для содержания автомобильных дорог, частично Техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог - ВСН 24-88 (утв. Минавтодором РСФСР 29-06-88) (2018), ОДМ 218.5.001-2008 Отраслевым дорожным методическим документом, утвержденным распоряжением Росавтодора от 01.02.2008 г. № 44-р.

Очистка дорог от снега производится снегоочистительной техникой, в частности работы в поселке выполняются трактором типа погрузчик, целесообразность применения которого регламентирована ГОСТ типу дорожного покрытия (для сведения – снегоочистительная техника с отвалом применяется для чистки автомобильных дорог регионального значения с асфальтовым покрытием).

С некоторыми допущениями внутрипоселковая дорога может быть классифицирована как «дорога местного значения непрерывного действия без автобусного движения». В соответствии с данными Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области, дорога и дорожное полотно, построенное в ДНП «Жемчужина», относиться к IV категории. Максимальная осевая нагрузка - 6 тонн. Проезд по дорогам IV категории местного значения допустим только для одиночных автомобилей. Дорога не имеет улучшенного покрытия (типа асфальт), в весенний период необходимо вводить ограничение на движение машин определенной грузоподъемности.

Зимнее содержание представляет собой комплекс работ, включающий: защиту дорог от снежных заносов; очистку дорог от снега; борьбу с зимней скользкостью. Борьба с зимней скользкостью - повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песок, высевки, щебень, шлак). Эти работы направлены на обеспечение безопасного движения автомобилей по территории поселка.

Основные показатели уровня зимнего содержания (по ГОСТ)

  • ширина чистой от снега и льда поверхности дороги,
  • толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги,
  • толщина уплотненного слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах,
  • сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости.

Применительно к ДНП "Жемчужина"

  1. Народнохозяйственное и административное значение дорог: Дороги местного значения непрерывного действия без автобусного движения.
  2. Интенсивность движения, авто/сутки: До 200
  3. Минимальная ширина полностью очищенной поверхности проезжей части (м): 4-6
  4. Максимальная толщина слоя рыхлого снега на поверхности проезжей части (мм): 80
  5. Допустимая толщина уплотненного слоя снега на покрытии (мм): 100
  6. Допустимая толщина уплотненного снега на обочинах (мм): 150
  7. Максимальный срок окончания снегоочистки и ликвидации гололеда и зимней скользкости (ч): 16

Для предупреждения аварийных ситуаций, водителям рекомендовано на внутрипоселковых дорогах обеспечивать, при вождении, радиус поворота не менее 3,5 м, а также использовать резину, предусмотренную климатическими условиями определенной местности.

В соответствии с Техническим регламентом по обеспечению пожарной безопасности, Регламентом застройки и Правилами Добрососедства, НЕДОПУСТИМО оставлять транспортные средства вдоль проезжей части, на разворотных площадках, а также площадках, предназначенных для подъезда к пожарному водоему.

В зимний период, при наличии оставленных машин на проездах вдоль заборов или на разворотных площадках, уборка снега на данном проезде не производится.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

ВВЕДЕНИЕ

1.1 Снегозащитные насаждения

1.3 Снегозащитные переносные решетчатые щиты

1.4 Снежные траншеи и валы

1.6 Патрульная снегоочистка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

снегоочистка дорога скользкость противогололёдный

ВВЕДЕНИЕ

К основным факторам, влияющим на условия движения автомобилей в зимний период года, относят наличие снежных отложений и зимней скользкости, приводящих к резкому снижению сцепных качеств дороги, увеличению сопротивления качению, ухудшению ровности, а также к изменению ширины проезжей части и обочин. В результате в зимний период снижаются скорости автомобилей, увеличивается количество ДТП.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач при зимнем содержании автомобильных дорог, проводят:

Профилактические меры, цель которых - не допустить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений на дороге (профилактическая обработка покрытий химическими противогололёдными материалами);

Защитные меры, с помощью которых преграждают доступ к дороге снега и препятствуют образованию льда и наледей (устройства снегозащиты от метелевого переноса (включая работы по снегозащитному озеленению);

Меры по удалению снежных и ледяных отложений на дороге и уменьшению их воздействия на автомобильное движение (обработка снега и обледеневшей поверхности дороги материалами, повышающими коэффициент сцепления шин с дорогой).

Показателями уровня зимнего содержания являются:

Ширина чистой от снега и льда поверхности дороги; - толщина слоя рыхлого снега на поверхности дороги, накапливающегося с момента от начала снегопада или метели до начала снегоочистки и в перерывах между проходами снегоочистительных машин;

Толщина уплотнённого слоя снега (снежного наката) на проезжей части и обочинах;

Сроки окончания очистки дороги от снега и ликвидации зимней скользкости

ГЛАВА 1. ВЫБОР И НАЗНАЧЕНИЕ СРЕДСТВ СНЕГОЗАЩИТЫ НА АВТОДОРОГАХ

Для защиты дорог от снежных заносов применяют:

Снегозадерживающие устройства - работают по принципу задержания и недопущения переносимого метелью снега на подступах к дороге и вызывают образование снежных отложений на безопасном расстоянии или в заранее подготовленном месте. К ним относят лесные полосы, щиты, заборы; снежные стенки, траншеи, валы; сетки, полотна и ленты из полимерных или нетканых материалов; снегозащитные устройства из местных материалов (каменные стены, хворостяные изгороди и др.). Условия применения снегозадерживающих устройств указаны в ;

Устройства снегопередувающего действия - способствуют увеличению скорости снеговетрового потока над дорогой и предотвращают снежные отложения на дороге. К ним относят заборы снегопередувающего действия;

Устройства снегоизолирующего действия - полностью укрывают дорогу и препятствуют попаданию на неё снега. Строительство сооружений, полностью защищающих дорогу от попадания снега, кроме противолавинных галерей, ещё только начинает находить применение в мировой практике.

Выбор средств снегозащиты зависит от почвенно-грунтовых, погодно-климатических факторов, наличия ценных земель, материалов, ресурсов, техники.

По продолжительности службы все снегозащитные сооружения и устройства делят на постоянные и временные. К постоянным относят средства защиты, которые устраивают при строительстве, реконструкции или ремонте дороги на весь срок её службы: снегозащитные лесонасаждения, совершенствование форм и параметров земляного полотна, аккумуляционные полки в выемках; железобетонные или деревянные снегозадерживающие и снегопередувающие заборы; навесы, галереи и т.д. К временным относят средства защиты, которые ежегодно устраивают или устанавливают осенью или в начале зимы: снежные валы и снежные траншеи; деревянные переносные щиты; сетки, полотна и ленты из полимерных или нетканых материалов и др.

1.1 Снегозащитные насаждения

Снегозащитные насаждения - наиболее надёжные и экономичные средства снегозащиты автомобильных дорог. Они имеют значительно больший срок службы, чем переносные щиты и деревянные заборы. Кроме того, насаждения способствуют повышению урожайности сельскохозяйственных культур на прилегающих землях, улучшают сохранность земляного полотна, дают возможность заготавливать некоторое количество деловой древесины. Насаждения для защиты автомобильных дорог от снежных заносов должны удовлетворять следующим основным требованиям:

Их конструкция должна соответствовать объёму приносимого к дороге снега;

Расстояние от посадок до дороги принимается таким образом, чтобы снежный шлейф откладывался за защитой и не мог выйти на дорогу;

Породно-видовой состав насаждений должен соответствовать местным почвенно-климатическим условиям произрастаниями и подбираться с учётом снегозащитных свойств деревьев и кустарников, их декоративных свойств и хозяйственной ценности;

Насаждения необходимо проектировать с учетом минимального отвода земель на их устройство и последующий уход, а также со-кращение расходов, связанных с ликвидацией метелевого последствия.

Древесные и кустарниковые породы для снегозащитных полос подбирают с учётом лесорастительных условий каждого конкретного участка насаждений. Рекомендуемый ассортимент древесных и кустарниковых пород для снегозащитных лесных полос автомобильных дорог указан в .

Породы, используемые для живых изгородей, должны хорошо переносить систематическую стрижку.

Одной из лучших хвойных пород для устройства живых изгородей является ель. Еловые изгороди образуют плотную преграду для снеговетрового потока, причём ель наиболее устойчива против снеголома.

Из лиственных пород для устройства живых изгородей рекомендуются: ива белая, вяз обыкновенный, акация жёлтая, лещина, алыча, лох узколистный, сирень, боярышник, ирга, тамарикс. Для создания непроходимых колючих изгородей используют шиповник, боярышник, а в южных районах - гледичию.

Каждый ряд лесной полосы должен состоять из одной породы деревьев или кустарников.

Указания по устройству снегозащитных насаждений изложены в .

Типовые схемы снегозадерживающих насаждений для участков автомобильной дороги при соответствующем снегоприносе приведены в .

На основе типовых схем снегозащитных насаждений выбираются рабочие схемы лесных полос для каждого конкретного участка продольного профиля. В рабочей схеме определяются видовой состав древесных и кустарниковых пород, их размещение по рядам, а также число рядов, ширина междурядий и расстояния между растениями в рядах.

1.2 Заборы снегозадерживающего действия

Снегозадерживающие заборы следует применять в районах с интенсивными метелями, где невозможно создать снегозащитные лесные полосы .

Заборы выше 5 м по технико-экономическим соображениям делать не рекомендуется, если по расчету высота забора больше 5 м, то устраивают два, три и более рядов заборов.

Ближайший ряд забора к дороге устанавливается на расстоянии 15…25 высот от бровки земляного полотна или откоса выемки.Большее расстояние принимают при метелевых ветрах, направленных под углом 90° к дороге. При невозможности расположения заборов на данном расстоянии возможно его сокращение до 10 высот забора, при этом просветность должна быть уменьшена до 30 %.

1.3 Снегозащитные переносные решётчатые щиты

Применяются в различных условиях, исключая участки с интенсивными и продолжительными метелями. Наиболее распространены четыре типа щитов с неравномерно распределённым заполнением, при котором решётка сгущена в верхней части и разрежена в нижней . Такой тип щитов медленно заносится снегом (или совсем не заносится при соответствии просветности скорости метелевых ветров) и позволяет делать перестановку реже, чем щитов с решёткой, сгущенной внизу или с равномерно распределённым заполнением.

Щиты очень трудно переставлять при сильном ветре. Нередко в районах с интенсивными и продолжительными метелями нет возможности переставить щиты во время метели. В таких районах их ставят в два, три и более рядов. Расстояние между рядами в многорядных линиях защиты принимают равным 30 высотам щита. Ближайший к автодороге ряд устанавливается на расстоянии 20 высот щита от бровки земляного полотна.

1.4 Снежные траншеи и валы

Снежные траншеи применяют на слабозаносимых участках при снежном покрове более 20 см и рельефе местности, позволяющем проложить траншеи. Их прокладывают в снежном покрове проходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядов параллельно дороге. Число траншей назначают с учётом объёма снегоприноса.

Оптимальное расстояние, которое следует назначать между осями соседних траншей, составляет 12 - 15 м. Ближайшая к дороге траншея должна быть расположена на расстоянии от 30 до 100 м. На расстоянии 12 - 15 м от старых траншей прокладывают новые.

В начале зимы при небольшой толщине снежного покрова (меньше 0,3 м) целесообразнее устраивать снежные валы. Эту работу выполняют снегособирателями (риджерами).

1.5 Снегоочистка автомобильных дорог

Очистка от снега должна обеспечивать такое состояние дороги, при котором в максимально возможной степени удовлетворяются требования непрерывного, удобного и безопасного движения автомобилей с расчётной скоростью, а также снижается до минимума объём снежных отложений на проезжей части и обочинах.

Основные задачи, которые ставят при снегоочистке, зависят от характера снежных отложений, условий, в которых они образуются, и затруднений, создаваемых для движения на дороге.

Если метель или снегопад имеют малую интенсивность, то обычно ставится задача вообще не допускать накопления снежных отложений, обеспечивая безотлагательное удаление попадающего на дорогу снега. При интенсивном приносе снега избежать накопления отложений не удается и проезд по дороге ухудшается. В этом случае ставится задача не только восстановить первоначальные условия проезда, но и сделать это быстро, чтобы предотвратить возникновение на дороге уплотненного слоя снега, образующегося под колесами проезжающих автомобилей. При значительной интенсивности метелей, когда образуются снежные заносы, имеющие большую толщину и плотность, или при образовании снежных завалов после схода лавин движение по дороге полностью прерывается и первоочередной задачей является восстановление проезда.

Для решения перечисленных задач выполняют следующие виды снегоочистительных работ: патрульная очистка; удаление валов; расчистка снегопадных отложений и снежных заносов небольшой толщины; расчистка снежных заносов значительной толщины; расчистка лавинных завалов. Для каждого вида работ применяют соответствующие типы машин и разрабатывают целесообразную технологию.

1.6 Патрульная снегоочистка

Патрульной снегоочисткой называются систематические проезды (патрулирование) машин по обслуживаемому участку в течение всего времени, пока продолжается метель или снегопад. При систематических проездах снегоочистительных машин через короткие промежутки времени снег не успевает накопиться на дорожном полотне и дорога постоянно поддерживается в ровном и обтекаемом состоянии. В зависимости от скорости накопления снега на дорожном полотне и ширины проезжей части можно так рассчитать количество снегоочистительных машин, что образующиеся снежные отложения будут удалены в самом начале их формирования. Это даст возможность не только обеспечить хороший проезд, но и свести к минимуму объём снегоочистительных работ. К патрульной очистке нужно приступать, как только начинается метель или снегопад. Очистку следует вести на возможно большей скорости, что способствует увеличению дальности отбрасывания снега. Учитывая это, используют плужные автомобильные снегоочистители.

При небольшой толщине снегоотложений, когда в течение 1 часа толщина снегоотложений не превышает 3 - 5 см, допустимо применять одиночные машины. При интенсивных метелях и снегопадах, а также на дорогах с интенсивным движением работы ведутся отрядом снегоочистителей.

1.7 Возможные способы снегоочистки автомобильных дорог при различных реальных толщинах снегоотложений и применяемая для этого техника

При расчистке снегоотложений небольшой толщины (0,3…0,7 м) и плотности снега до 0,3 г/см3 используются одноотвальные плужные снегоочистители. Очистку снегозаносов средней толщины (0,4…0,8 м) при плотности снега до 0,4 г/см ведут двухотвальными плужными снегоочистителями. Двухотвальные тракторные снегоочистители применяются при прокладке снегозащитных траншей, при прокладке колонных путей на участках, защищённых лесом, также удаляют большие снеговые отложения 1,0…1,2 м при плотности 0,6 г/см3.Роторные и фрезеророторные снегоочистители используются при расчистке снежных заносов или снегопадных отложений большой толщины при плотности снега 0,7 г/см. За один проход разрабатывается слой снега толщиной 1,5 м; при послойной разработке толщина не ограничивается. При расчистке снежных отложений средней толщины и удалении снега плотностью до 0,6 г/см3используются автогрейдеры. Толщина удаляемого снега 0,5…0,6 м. Бульдозеры рекомендуется использовать при расчистке снежных отложений большой толщины при плотности снега до 0,7 г/см3. Толщина разрабатываемого снега за один проход до 1 м. При послойной разработке толщина не ограничивается. Валоразбрасыватели применяются для удаления снежных валов, расчистки снежных завалов при толщине снега до 1,5 м и плотности до 0,6 г/см3.

ГЛАВА 2. ЗИМНЯЯ СКОЛЬЗКОСТЬ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НЕЙ

Отложения снега и льда на дороге по внешним признакам и физическому состоянию подразделяются на:

1. Стекловидный лёд - представляет собой стекловидную, с гладкой поверхностью, прозрачную корочку льда плотностью 0,7…0,9 г/см3 и толщиной до 3 мм. Образуется в случае выпадения дождя при отрицательной температуре, замерзании жидких атмосферных осадков, выпавших на ещё не успевшее прогреться покрытие; замерзании талой или дождевой воды при резком похолодании. Относится к наиболее опасному виду. Коэффициент сцепления шин с покрытием 0,08…0,15. 2. Зернистый лёд - имеет зернистое строение, шероховатую поверхность и включение воздушных пузырьков. Цвет - матово-белый. Толщина отложений неравномерна и достигает 10 мм. Плотность 0,5…0,7 г/см3. Образуется при плотном тумане с ветром при температуре 0 °С.

3. Твёрдый снег - самый распространённый вид отложений. Коэффициент сцепления колеса с покрытием 0,2…0,25. Образуется при уплотнении свежевыпавшего снега под воздействием нагрузки от колеса автомобиля и расплавлении частиц снега в результате торможения. Плотность снежных отложений достигает 0,3…0,6 г/см3. Наибольший процесс уплотнения достигается при температуре выше -10 °С.

4. Рыхлый снег - снежный слой, образующийся во время слабых и умеренных снегопадов в безветренную погоду. Плотность 0,06…0,2 г/см3. Бывает сухим, мокрым и влажным. Водоудерживающая способность достигает 35…55 %. При влажности более 20 % снег не уплотняется, сохраняясь в виде кашевидной массы. При меньшей влажности образуется накат.

Для обеспечения бесперебойного движения транспорта существуют следующие меры борьбы с зимней скользкостью:

1. Фрикционный - используются уменьшающие скользкость материалы, диаметром 5…6 мм, которые, соприкасаясь с поверхностью дороги, временно увеличивают коэффициент сцепления колеса с покрытием.

2. Химический:

а) распределяются химические вещества, которые вызывают полное таяние снега или ледяных отложений, либо нарушают их прочность, после чего легко удаляются;

б) вводится в асфальтобетон или поверхностную обработку порошок, который в результате истирания покрытия всегда находится на поверхности и не даёт снежно-ледяным отложениям прилипнуть к покрытию. В результате отложения разрушаются под воздействием колёсной нагрузки. 3. Тепловой:

а) покрытие нагревается глубинным или поверхностным обогревом, что вызывает плавление снега по мере его выпадения;

б) покрытие нагревается тепловыми самоходными машинами, которые под воздействием отработавших газов плавят лёд и удаляют образовавшийся слой воды.

2.1 Особенности применения реагентов по борьбе с зимней скользкостью

Основными методами борьбы с зимней скользкостью являются химический и фрикционный. В первом случае распределяют химические противогололёдные вещества, которые вызывают полное таяние снежно-ледяных отложений либо нарушают их прочность, после чего отложения разрушаются колесами автомобилей и легко удаляются снегоуборочными машинами. Во втором случае используют уменьшающие скользкость материалы, которые закрепляются на поверхности снежно-ледяных отложений, временно повышая коэффициент сцепления с ними колёс.

Для борьбы с зимней скользкостью можно использовать кристаллические и жидкие химические вещества. Краткая характеристика химических материалов, применяемых для борьбы с зимней скользкостью, дана в .

Ввиду того, что химические вещества, применяемые для борьбы с зимней скользкостью, вызывают коррозию металлических деталей автомобилей, к ним добавляют ингибиторы, предотвращающие коррозию.

2.2 Правила и порядок хранения противогололёдных средств

Для эффективной борьбы с зимней скользкостью необходимы специализированные базы хранения, переработки и погрузки противогололёдных материалов.

Базы устраивают для химических реагентов для фрикционных материалов. Объём хранения зависит от климатических условий и значения обслуживающих дорог.

Базы химических противогололедных материалов рассчитывают на следующие объёмы хранения: на 700 т - для автомобильных дорог I - III категории в сильно гололёдных районах (до 100 посыпок за сезон); на 500 т - для автомобильных дорог I - III категории в средне гололёдных районах (до 50 посыпок за сезон); на 350 т - для IV - V категорий в среднегололёдных районах. На I категории расстояние между базами должно быть не более 20 км, на остальных - 40 - 50 км. Базы фрикционных материалов размещают у карьеров или около дорог. Объём хранения на природных базах в сильно гололедных районах - до 2000 м3, в среднегололёдных районах - до 1000 м3. Кроме того, на опасных участках создают через 50 - 100 м места хранения небольших объёмов материалов. Материалы защищают от попадания дождя, снега, слеживания.

Это особенно важно на крутых спусках и подъёмах. По техническому уровню сооружений, транспортных и погрузочных операций базы могут быть высокомеханизированными или упрощёнными с передвижными средствами механизации.

Твёрдые химические реагенты хранят в закрытых помещениях, хлористый натрий - в деревянных или кирпичных складах, хлористый кальций - в бумажных или полиэтиленовых мешках. Пол склада делают бетонным, покрывают асфальтобетоном. Жидкие хлориды хранят в цистернах или бетонных резервуарах. Цистерны объёмом 50 т устанавливают на площадках с твёрдым покрытием.

На базах противогололёдных материалов помимо хранения и погрузки выполняют операции по приготовлению и улучшению свойств материалов.

На базах упрощённого типа операции по смешиванию выполняются на открытых площадках с помощью бульдозеров, экскаваторов, автогрейдеров. Высокомеханизированная база комбинированного типа для фрикционных и химических противогололёдных материалов имеет два склада - тёплый и холодный. Смешивание песка с солью в нужной пропорции осуществляется через дозаторы бункеров и отсеков складов при подаче на конвейер.

На базе жидких противогололёдных материалов технологический процесс организован следующим образом: рассол (NaCl) и хлористый кальций подвозят цистернами и заливают в резервуары - хранилище. В мешалке приготавливают нужную смесь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся система мероприятий по зимнему содержанию дорог должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить наилучшие условия для движения автомобилей, максимально облегчить и удешевить зимнее содержание, свести к минимуму объем снегоуборочных работ и не создавать на полотне дороги препятствий, которые могут вызвать снежные заносы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Указания по производству изысканий и проектированию лесонасаждений вдоль автомобильных дорог. ВСН 33-87. Министерство автомобильных до рог РСФСР. - М. : Транспорт, 1988. - 95 с.

2) Инструкция по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. ВСН 20-87 / Минавтодор РСФСР. - М. : Транспорт, 1988. - 163 с. Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расчет коэффициента аварийности. Анализ показателей транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги. Зимнее содержание дорог: щитовые ограждения, снежные траншеи. Методы борьбы с зимней скользкостью. Назначение конструкции дорожной одежды.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Анализ дорожно-транспортных происшествий по городу Костанаю. Способы защиты дорог от снежных заносов и очистки их от снега. Общие положения зимнего содержания дорог. Борьба с зимней скользкостью. Факторы, влияющие на загрязнение атмосферы транспортом.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2015

    Требования к уровню зимнего содержания автомобильной дороги. Расчет объема снегоприноса к дороге. Мероприятия по защите ее от снежных заносов. Технология патрульной очистки от снега и удаление снежных валов. Работы по борьбе с зимней скользкостью.

    курсовая работа , добавлен 01.04.2010

    Анализ исходных данных и природно-климатических условий зимнего содержания дороги. Оценка снегозаносимости и снегопереноса участков дороги. Мероприятия по защите дороги от снежных заносов. Проектирование технологии и организации патрульной снегоочистки.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2010

    Определение протяжности и плотности автомобильных дорог. Оценка общего состояния территориальной дорожной сети России. Анализ динамики густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием по субъектам РФ, последствия их неразвитости.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2011

    Пять категорий автомобильных дорог на всём протяжении или на отдельных участках в зависимости от технических показателей. Нормы проектирования автомобильных дорог. Дорожные покрытия и классификация закруглений дорог. Учет природно-климатических факторов.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2009

    Природно-климатическая характеристика региона. Определение снегоприноса. Назначение основных мероприятий по защите дороги от снежных заносов. Проектирование технологии и организации патрульной снегоочистки. Разработка мер по борьбе с зимней скользкостью.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Оценка обеспеченности расчетной скорости, безопасности дороги, уровня загрузки дороги движением, ровности покрытия дорог. Определение фактического модуля упругости нежёсткой дорожной одежды. Сущность содержания автомобильных дорог и дорожных сооружений.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2008

    Методики расчетов основных элементов, плана автомобильных дорог, положения по их обустройству, содержанию, эксплуатации, требования по обеспечению безопасности движения. Определение экономической эффективности мероприятий по их совершенствованию.

    методичка , добавлен 12.04.2010

    Классификация автомобильных дорог по условиям движения транспортных средств. Определение основных технических и транспортно-эксплуатационных характеристик, параметров поперечного и продольного профилей дорог. Выделение элементов земляного полотна.