Совершенствование системы контроля за соблюдением учетно регистрационной. Учетно - регистрационная дисциплина в органах внутренних дел - это важно! I

Одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел является соблюдение учетно-регистрационной дисциплины. Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

С 24 ноября т.г. введен в действие приказ МВД России от 29.08.2014 г. № 736, которым утверждена новая Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные - оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон - уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях - десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

Возбуждение уголовного дела;

Отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);

Передача материала по подследственности, либо подсудности;

Возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;

Приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.

Но хо-чет-ся на-пом-нить, что эф-фек-тив-ность ра-бо-ты со-труд-ни-ков по-ли-ции на-пря-мую за-ви-сит и от то-го, на-сколь-ко ак-тив-но граж-дане бу-дут со-об-щать об из-вест-ных им фак-тах пре-ступ-ной де-я-тель-но-сти. Лишь своевре-мен-ное со-об-ще-ние в по-ли-цию о со-вер-шен-ных про-ти-во-прав-ных де-я-ни-ях поз-во-ля-ют пра-во-охра-ни-те-лям дей-ство-вать быст-ро, эф-фек-тив-но, рас-кры-вать «по го-ря-чим» сле-дам пре-ступ-ле-ния и за-дер-жи-вать по-до-зре-ва-е-мых.

Зам. начальника Отдела МВД России по Чановскому району

п/п-к вн. службы Т.Ладья

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации во главу угла определено такое направление деятельности, как учетно - регистрационная дисциплина. Одним из основных направлений оперативно-служебной деятельности Линейного отдела МВД России на станции Тула является укрепление учетно-регистрационной дисциплины в соответствии с нормативными правовыми документами, регламентирующими данное направление деятельности.

В соответствии с требованиям приказа от 29.08.2014 №736 «Об утверждении Инструкции о порядке приёма, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях» регистрация сообщений о происшествиях осуществляется в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (далее - КУСП) круглосуточно в дежурной части органа внутренних дел вне зависимости от территории оперативного обслуживания. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочно, по почте, телефону, телеграфу, или через Единый портал государственных услуг в электронном виде.

Граждане России и других государств имеют возможность заполнять и направлять в органы внутренних дел Российской Федерации заявления о преступлениях в электронном виде с единого портала государственных услуг: WWW. GOSUSLUGI. RU.

Граждане, обратившиеся через единый портал государственных услуг получают уведомление о регистрации их обращений в личном кабинете единого портала государственных услуг.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации: www.mvd.ru

Интернет-сайт УТ МВД России по Центральному федеральному округу: www. cfo.utmvd.ru.

Если сообщение поступило в орган внутренних дел при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией сообщения о происшествии в дежурной части органа внутренних дел оперативный дежурный оформляет «талон-уведомление» и выдает его заявителю. Заявитель расписывается за получение «талона-уведомления» на «талоне-корешке», проставляет дату и время получения «талона-уведомления».

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях органом дознания, дознавателем, следователем, руководителем следственного органа в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении уголовного дела;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • о передаче по подследственности в соответствии со статьей 151 УПК РФ, а по уголовным делам частного обвинения - в суд в соответствии с частью второй статьи 20 УПК РФ.

По заявлениям и сообщениям об административных правонарушениях должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности.
  • о передаче заявления (сообщения) об административном правонарушении и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности.

По результатам рассмотрения заявлений и сообщений о происшествиях руководителем (начальником) территориального органа МВД России принимается одно из следующих решений:

  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки на рассмотрение государственного органа, органа местного самоуправления, организации или должностного лица, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, по подведомственности;
  • о передаче заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки в иной территориальный орган МВД России по территориальности;
  • о приобщении заявления (сообщения) о происшествии и материалов его проверки к материалам номенклатурного дела, прилагаемого к КУСП;
  • о приобщении заявления о происшествии к розыскному делу;
  • о передаче заявления о происшествии в подразделение делопроизводства.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

ПРИКАЗ

О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ПО СОБЛЮДЕНИЮ УЧЕТНО-РЕГИСТРАЦИОННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Деятельность Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике по соблюдению учетно-регистрационной дисциплины в 2006 году осуществлялась в соответствии с основными приоритетами, определенными в Послании Президента Российской Федерации, Обращении Министра внутренних дел Российской Федерации от 25.08.2005, решением коллегии МВД России, Директивой МВД России "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 году" от 17.10.2006 N 3дсп определены задачи, требующие первоочередного решения. Министерством внутренних дел Российской Федерации в последнее время принят ряд организационных и практических мер, направленных на реформирование системы МВД России, совершенствование оперативно-служебной деятельности, повышение уровня доверия населения к органам внутренних дел страны.

В целом, в 2006 году число зарегистрированных сообщений о происшествиях по отношению к этому же периоду прошлого года возросло на 3,9 процента и увеличилось с 310,5 до 322,5 тысячи сообщений, из них преступления составили +23,1%, или 155385 сообщений (АППГ - 126206). В результате их рассмотрения возбуждено около 60 тысяч уголовных дел, что на 24% больше, чем в прошлом году (АППГ - 45,5 тыс.). Увеличилось на 58,2 процента по сравнению с аналогичным показателем прошлого года количество материалов, по которым принято решение до 3-х суток (с 72 до 90 тысяч).

Вместе с тем недостаточно принимаются меры по организации работы по "инициативной" отмене отказных материалов в ряде райотделов, в результате чего прокурорами отменяются постановления об отказе в возбуждении уголовного дела с направлением материалов на дополнительную проверку. В текущем году по инициативе ОВД направлено в прокуратуру и отменено всего 15 материалов с последующим возбуждением уголовного дела (АППГ - 55, -72,7%).

Работа комиссии по сверке ряда органов внутренних дел по Удмуртской Республике организована с нарушениями требований приказа МВД России "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях" от 01.12.2005 N 985 .

До настоящего времени продолжают иметь место факты незаконного списания материалов проверки, формально содержащих признаки состава преступления. Такие недостатки имели место в ОВД по Ленинскому, Октябрьскому, Малопургинскому, Каракулинскому, Вавожскому, Кезскому, Граховскому, Шарканскому, Балезинскому, Красногорскому и Каракулинскому районам.

Просчеты в реализации деятельности по укреплению законности и учетно-регистрационной дисциплины, ненадлежащее исполнение сотрудниками своих должностных обязанностей порождают обоснованные претензии граждан к работе милиции. За 12 месяцев 2006 года в органы внутренних дел поступило 98 обращений граждан (АППГ - 33, +296,97%) на неправомерные действия сотрудников ОВД при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений граждан о преступлениях.

Основными причинами допускаемых нарушений являются низкая подготовка личного состава, отсутствие плановости в работе, отсутствие надлежащего контроля за движением материалов и принимаемыми решениями со стороны руководителей, а также отсутствие позитивного влияния на состояние учетно-регистрационной дисциплины комиссиями ОВД.

С целью обеспечения законности при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, во исполнение требований совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях" от 12.09.2006 N 80/725 , совместного приказа Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России "О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений" от 28.11.2001 N 1058/72, приказа МВД России "О неудовлетворительном исполнении требования МВД России по совершенствованию контроля за состоянием учетно-регистрационной дисциплины" от 08.11.2001 N 979, распоряжения МВД России "О мерах по обеспечению полноты учета и регистрации преступлений и в других нормативных актах Российской Федерации" от 10.08.2001 N 1/14559 приказываю:

1. Первому заместителю министра внутренних дел по Удмуртской Республике полковнику милиции Саитгарееву Р.А., заместителям министра полковнику милиции Березуеву М.Н., полковнику юстиции Ильину А.В., подполковнику милиции Кудрявцеву Н.А., полковнику милиции Сухорукову И.В., и.о. начальника Штаба полковнику милиции Вшивкову В.Ю.:

1.1. Усилить управленческое влияние курируемых управлений и отделов МВД на подчиненные подразделения по совершенствованию контроля и укреплению учетно-регистрационной дисциплины.

1.2. По итогам 1 квартала 2007 года проанализировать состояние учетно-регистрационной и статистической дисциплины в подчиненных подразделениях, выполнение мероприятий 9 раздела плана основных организационных мероприятий МВД по Удмуртской Республике на 2007 год. При проведении анализа учетно-регистрационной дисциплины акцентировать внимание на выявление причин нарушений учетно-регистрационной дисциплины со стороны сотрудников подразделений.

1.3. Ежемесячно на оперативных совещаниях заслушивать руководителей курируемых подразделений в УВД, ГО-, РОВД, имеющих неблагополучное положение по соблюдению законности при регистрации, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. Принимать меры дисциплинарного характера к руководителям и сотрудникам, допустившим укрытие преступлений от учета.

1.4. До 1 апреля 2007 года доложить об исполнении пункта 15.2 решения коллегии МВД по Удмуртской Республике от 17.01.2007 N 1км/1 в части организации проведения целевых выездов с оказанием практической помощи по укреплению учетно-регистрационной дисциплины УВД, ГО-, РОВД, в том числе совместно с органами прокуратуры.

2. Начальникам управлений, отделов, командирам строевых подразделений МВД по Удмуртской Республике:

Ежемесячно к 1 числу каждого месяца, следующего за отчетным периодом, обеспечить представление докладных записок о состоянии учетно-регистрационной и статистической дисциплины в проверенных подразделениях УВД, ГО-, РОВД по направлениям деятельности в Штаб МВД по Удмуртской Республике, в том числе по выявленным нарушениям учетно-регистрационной дисциплины и принятым мерам по их устранению.

К докладным запискам приобщать копии представлений прокуроров, направленных в управления (отделы) аппарата МВД по Удмуртской Республике по выявленным нарушениям закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений, заявлений граждан о происшествиях, преступлениях, и заключения служебных проверок либо копии приказа о (выписки) наказании сотрудников за нарушения учетно-регистрационной и статистической дисциплины.

3. Заместителю министра по экономической безопасности полковнику милиции Сухорукову И.В., начальникам УВД, ГО-, РОВД:

В соответствии с частью 3 статьи 144 УПК РФ в случае длительного проведения документальных проверок и ревизий использовать право продления прокурором срока рассмотрения заявления, сообщения о преступлении до 30 суток с отражением в отчетах формы 2-Е, 4-Е с отметкой "ревизия".

4. УСБ (Антипину А.Г.) активизировать деятельность по выявлению и пресечению нарушений, связанных с укрытием преступлений от регистрации и учета, а также использованием сотрудниками незаконных методов при раскрытии и расследовании преступлений, фиксации административных правонарушений при составлении административных протоколов.

5. ИЦ (Минину Н.И.):

5.1. Усилить контроль за полнотой и объективностью заполняемых реквизитов учетных документов, в том числе направляемых по автоматизированной базе ввода данных.

5.2. Ежедекадно 10 и 20 числа каждого месяца, докладывать руководству МВД по Удмуртской Республике о состоянии приема статистических документов по автоматизированной системе учета Информационного центра: по статистическим карточкам формы N 1 (на выявленное преступление), N 1.1 (решение, принятое по сообщению о преступлении), N 6 (решение суда по уголовному делу).

5.3. По выявленным фактам несвоевременного представления статистических документов о принятых решениях по уголовным делам, сроки расследования по которым истекли, проводить служебные проверки с определением меры дисциплинарного воздействия к виновным лицам, допустившим нарушения учетно-статистической дисциплины.

6. ДЧ (Королеву М.В.), ПДПС УГИБДД (Усатых С.А.), ПППСМ (Забенько В.А.), ОБОиК (Гимранову И.И.):

Ежемесячно до 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Штаб МВД по Удмуртской Республике отчет формы 4-Е "О результатах работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины" по зарегистрированным в КУСП ДЧ сообщениям о происшествиях.

7. УК (Кудрявцеву Н.А.):

7.1. Ежеквартально анализировать качество проводимых служебных проверок в УВД, ГО-, РОВД по нарушениям учетно-регистрационной и статистической дисциплины, эффективность применяемых к сотрудникам мер дисциплинарного воздействия.

7.2. В срок до 10 июля 2007 года в рамках служебной и боевой подготовки организовать изучение и принятие зачетов с сотрудниками, осуществляющими процессуальную деятельность, на знание нормативных документов, регламентирующих порядок проверки и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, определив необходимую роль в этой работе институту наставничества.

7.3. Организовать рассмотрение на аттестационных комиссиях МВД руководителей кадровых аппаратов ОВД, имеющих наибольшее количество нарушений УРД и законности, при этом учитывать эффективность организации профилактической и воспитательной работы с подчиненными сотрудниками по соблюдению законности при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях. Использовать в этой работе меры общественного воздействия, в том числе через профилактическую составляющую общественных формирований.

8. ОООП (Опарину О.Б.): ежемесячно проводить контрольные сверки поступающих сообщений граждан о происшествиях и преступлениях на стационарные посты милиции с регистрацией их в КУСП ДЧ ОВД по районам города Ижевска. О результатах докладывать в Штаб МВД по Удмуртской Республике до 1 числа каждого месяца, следующего за отчетным периодом.

9. Отделу информации и общественных связей (Марковиной Э.Р.):

9.1. Ежеквартально проводить мониторинг печатных средств массовой информации с целью выявления публикаций и критических выступлений в средствах массовой информации по незарегистрированным фактам о совершенных преступлениях и правонарушениях с последующим докладом министру внутренних дел по Удмуртской Республике, их учету согласно Инструкции о едином учете преступлений и порядке регистрации сообщений о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 01.12.2005 N 985 .

9.2. Не реже 1 раза в полугодие информировать граждан через средства массовой информации о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел и МВД по Удмуртской Республике сообщений о преступлениях и иной информации.

9.3. Ежеквартально организовывать проведение "Прямой линии" с руководством МВД по Удмуртской Республике по вопросам учета, регистрации, разрешения сообщений о преступлениях и иной информации; порядка обжалования гражданами неправомерных действий сотрудников милиции при отказе в приеме заявлений о правонарушениях.

10. Начальникам УВД, ГО-, РОВД:

10.1. Ежемесячно проводить анализ состояния учетно-регистрационной дисциплины и статистической работы. Проводить оценку деятельности подразделений в соответствии с требованиями приказа МВД России "Вопросы оценки деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, органов предварительного расследования и органов внутренних дел на транспорте" от 05.08.2005 N 650 и приказа МВД России "О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России" от 30.12.2006 N 1120. Анализ работы и таблицу по оценке деятельности подразделений представлять в Штаб МВД по Удмуртской Республике вместе с отчетом 4-Е "О результатах работы органов внутренних дел по обеспечению учетно-регистрационной дисциплины".

10.2. Обеспечить выполнение требований совместного приказа Генеральной прокуратуры РФ и МВД России "О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при регистрации и учете преступлений" от 28.11.2001 N 1058/72 в части проведения руководителем личного собеседования с заявителем о причинах и мотивах изменения сделанного им ранее сообщения о преступлении.

10.3. Установить порядок вынесения дознавателями, сотрудниками органов дознания постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в связи с изменением заявителем сделанного им ранее сообщения о преступлении только после личного собеседования начальника органа дознания либо его заместителя с заявителем о причинах и мотивах изменения позиции.

10.4. Обеспечить неукоснительное исполнение совместного указания Прокуратуры Удмуртской Республики и МВД по Удмуртской Республике "О дополнительных мерах по укреплению учетно-регистрационной дисциплины" от 07.02.2003 N 1/57/15-11-2003 в части предоставления в прокуратуру уголовных дел для проверки обоснованности принятого решения за 5 дней до окончания срока следствия вместе с учетно-регистрационными документами.

10.5. На постоянной основе инициировать проведение служебных проверок по следующим фактам:

10.5.1. По каждому поступившему в адрес начальника ОВД представления прокурора района (частного определения суда) о нарушениях законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;

10.5.2. Незаконного вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (с последующим возбуждением уголовного дела, неоднократно направленным на дополнительную проверку, - по окончании расследования);

10.5.3. Непринятия процессуального решения по сообщению о правонарушении, преступлении путем списания материала проверки в специальное номенклатурное дело;

10.5.4. По фактам укрытия преступлений от регистрации и учета, в том числе прямо укрытого преступления (непринятия заявления);

10.5.5. Нарушений процессуальных сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях;

10.5.6. Переносов регистрации преступлений;

10.5.7. По результатам проведения сверки с предприятиями, организациями и учреждениями, в дальнейшем повлекших выявление фактов укрытия сообщений о происшествии, преступлении от регистрации и учета.

10.6. В фойе зданий около помещения дежурной части оборудовать место для обеспечения возможности написания заявления; обновить информацию об адресе и телефонах надзирающей прокуратуры, вышестоящих инстанциях МВД, Прокуратуры, телефонах доверия МВД по Удмуртской Республике.

10.7. Направлять заявителей, обратившихся в дежурную часть ОВД, к сотрудникам дежурной следственно-оперативной группы только после регистрации их заявления в КУСП, в том числе по обращениям граждан, не содержащим сообщения о происшествии, в соответствии с пунктом 20 приказа МВД России "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" от 22.09.2006 N 750.

10.8. Ежемесячно рассматривать на заседаниях комиссий по сверке учетно-регистрационных материалов и аттестационных комиссий либо оперативных совещаниях отчеты руководителей подразделений, допускающих нарушение учетно-регистрационной дисциплины и законности.

10.9. Определить порядок направления материалов прокурору в соответствии с требованиями совместного приказа Генпрокуратуры Российской Федерации и МВД России "Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях" от 12.09.2006 N 80/725 и Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации , закрепив его совместным изданием организационно-распорядительного документа.

10.10. Обеспечить принятие решений по сообщениям о преступлениях в течение трех суток, усилив контроль за своевременностью рассмотрения материалов в соответствии с частью 1 и частью 3 статьи 144 УПК РФ , за исполнением требований части 4 статьи 148 УПК РФ по направлению заявителям копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в целях обеспечения реализации их права на обжалование данного решения в соответствии с требованиями приказа МВД России от 01.12.2005 N 985.

10.11. Обновить состав комиссий по учетно-регистрационной дисциплине, назначив ее руководителем начальника Штаба. Для обеспечения полноты и достоверности информации о преступлениях и иной информации по мере необходимости рассматривать вопросы о перезакреплении объектов сверки за членами комиссии по сверке полноты регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях; об изменении состава комиссии в связи с оргштатными изменениями.

10.12. Председателям комиссий по сверке полноты регистрации и разрешения сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях в срок до 01.03.2007 обновить списки объектов сверки по согласованию их с прокуратурой района (города).

10.13. Взять под личный контроль объективность составления и своевременное представление в Штаб МВД статистических отчетов формы 2-Е, 4-Е и учетно-регистрационных документов в ИЦ МВД по Удмуртской Республике.

10.14. В целях своевременного представления учетных документов в Информационный центр на похищенные номерные вещи ввести в практику проведение анализа данной работы и ведение накопительного дела в подразделениях МВД по Удмуртской Республике.

10.16. На регулярной основе осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации по информированию граждан о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел сообщений о преступлениях и иной информации.

11. Считать утратившим силу приказ МВД УР "О дополнительных мерах по укреплению законности в деятельности ОВД УР при регистрации и учете преступлений" от 22 июля 2003 года N 478 .

12. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра по курируемым направлениям деятельности и Штаб МВД по Удмуртской Республике.

Министр
генерал-майор милиции
В.В.СОСНОВСКИЙ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

правоохранительной деятельности

Ф.Ф. АНЮРОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел, кандидат юридических наук

(Академия управления МВД России)

Роль ведомственного контроля в укреплении регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел

В статье исследованы вопросы ведомственного контроля регистрационно-учетной дисциплины в органах внутренних дел. Особое внимание уделено рассмотрению правовой природы и места ведомственного контроля руководителя органа внутренних дел, работе комиссии по проверке регистрационно-учетной дисциплины данного направления деятельности.

ведомственный контроль, начальник, комиссия, регистрационно-учетная дисциплина.

Укрепление регистрационно-учетной дисциплины как элемент обеспечения конституционных прав личности на государственную защиту является основой управленческой деятельности руководителей органов внутренних дел всех уровней.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления с коллективным или индивидуальным заявлениями. Данному праву корреспондируется обязанность соответствующих органов принять, зарегистрировать, проверить, вынести законное и обоснованное решение по данному обращению и сообщить об этом заявителю.

Преступления являются наиболее тяжкими нарушениями закона, поэтому порядок разрешения сообщений о преступлениях особо регламентируется законодательством, ведомственными актами и обязателен для всех правоохранительных органов.

Своевременная и полная регистрация, оперативная проверка и реагирование на информацию о преступлениях, а также правильность ее разрешения во многом зависят от надлежащей

организации в органах внутренних дел контроля процесса доследственного производства.

Такой контроль основывается на положениях уголовно-процессуального закона, нормативно-правовых актов МВД России, Генеральной прокуратуры РФ. Осуществление ведомственного контроля возлагается на начальника органа внутренних дел, руководителей следственных органов, подразделений дознания, создаваемых в органах внутренних дел комиссий по проверке порядка регистрации и разрешения сообщений о происшествиях и иной информации .

1) принятие сообщений о преступлениях;

2) регистрация сообщений о преступлениях и их учет;

3) проверка сообщений о преступлениях;

4) принятие по сообщениям правового решения (о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела, о направлении сообщения по подследственности или подсудности);

5) контроль (ежесуточный, ежедекадный, ежемесячный) за рассмотрением сообщений и принятием по ним решений .

Исследуя этапы контроля за рассмотрением сообщений о преступлениях в органах внутренних дел, отметим, что руководитель органа внутренних дел обязан организовывать его на всех этапах доследственной проверки, не обособляя этот процесс.

УПК Российской Федерации в ч. 1 ст. 144 регламентирует обязанность дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следствен-

ного органа принять и проверить сообщение о любом готовящемся или совершенном преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в указанный законом срок.

Порядок приема, регистрации заявлений и сообщений о преступлениях органами внутренних дел дополнительно и в полной мере определяется ведомственным нормативным актом - Приказом МВД России от 4 мая 2010 г. № 333, утвердившим Инструкцию о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях (далее - Инструкция).

В этом же документе предусмотрены следующие функции для начальника органа внутренних дел:

Персональная ответственность за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о происшествиях;

Ежедневный контроль за своевременностью, полнотой регистрации и соблюдением сроков разрешения сообщений о происшествиях, а также - правильностью ведения книги учета сообщений о преступлениях (далее КУСП), что подтверждается соответствующей записью в специальной книге рапортов о приеме и сдаче дежурства;

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях - принятие безотлагательных мер по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

На первоначальном этапе приема сообщений о преступлении деятельность руководителя заключается в осуществлении контроля за обеспечением полноты регистрации как в дежурных частях органа внутренних дел, подразделениях делопроизводства и режима, территориальных пунктах милиции, так и на рабочих местах сотрудников органа внутренних дел.

Поступающие сообщения вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, с нарочным, по почте, телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видам связи.

Вне органов внутренних дел сообщения о происшествиях обязаны принимать все сотрудники и предпринимать дальнейшие действия в соответствии с требованиями, установленными

Федеральным законом Российской Федерации «О милиции» и указанной Инструкцией. Полученное сотрудником сообщение о происшествии передается с нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.

Устное сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии со ст. 141 УПК РФ.

Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки готовящегося или совершенного преступления, за исключением заявлений, содержащих данные о признаках готовящегося или совершенного террористического акта, согласно п. 13 Инструкции без регистрации в КУСП передаются в соответствующие подразделения органа внутренних дел для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности.

Поступившие по почте анонимные заявления о признаках готовящегося или совершенного террористического акта регистрируются в порядке, определенном разделом III указанной Инструкции.

При поступлении сообщения о происшествии по телефону доверия сотрудник, его принявший, фиксирует полученную информацию в журнале учета обращений по телефону доверия, излагает ее рапортом, передает в дежурную часть для незамедлительной регистрации в КУСП и докладывает начальнику органа внутренних дел о поступившем сообщении .

Для сверки полноты регистрации сообщений о происшествиях в органе внутренних дел создается комиссия, состав которой утверждается приказом начальника органа внутренних дел. Председателем комиссии, как правило, назначается начальник штаба.

Комиссия, в соответствии с установленной начальником органа внутренних дел периодичностью, но не реже одного раза в полугодие, проверяет полноту регистрации поступившей в орган внутренних дел информации о происшествиях в КУСП и результаты разрешения этих сообщений, а также сверяет сведения, содержащиеся в КУСП и полученные из других источников информации, проверяя, например, корешки талонов-уведомлений.

Члены комиссии сверяются с алфавитным журналом, журналами входящей корреспонденции органа внутренних дел, учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, учета административного производства, а также со специальным номенклатурным делом, с документацией подразделений вневедомственной охраны, ГИБДД, экспертно-криминалистических и кинологических подразделений.

Председатель комиссии в целях выявления незарегистрированных сообщений о происшествиях направляет запросы на предприятия, в организации, горрайвоенкомиссариаты, лечебно-профилактические, страховые и другие учреждения. Полученные ответы на запросы изучаются и подшиваются в дело комиссии. Если в ответах содержится информация о ранее направленных в орган внутренних дел сообщениях о происшествиях, то проводится их сверка с КУСП.

При выявлении членами комиссии материалов, по которым вынесены необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, составляется рапорт на имя начальника органа внутренних дел для решения вопроса о направлении их в прокуратуру с целью проверки обоснованности вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в соответствии с ч. 3 п. 43 Инструкции.

В случае выявления фактов нарушения установленного порядка приема и регистрации сообщений о происшествиях начальник органа внутренних дел принимает безотлагательные меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.

Таким образом, контроль за осуществлением порядка приема заявлений о преступлениях и происшествиях со стороны руководителя органа внутренних дел заключается в создании условий, направленных на максимально полную регистрацию сообщений.

Немалую роль в реализации положений ведомственного контроля играет правильная оценка поступившей информации о преступлении, принятие обоснованного решения о необходимости производства предварительной проверки, а также - определение ее границ. Практика показывает, что от определения направления и объема проверочных действий во многом зависит обоснованность и законность возбуждения уголовного дела. Начальник органа внутренних дел или лицо, его замещающее, в зависимости от содержания поступившей информации о преступлении контролирует ее проверку.

Эта процедура заключается в определенном порядке действий.

В случаях, когда проведение предварительной проверки не требуется, вопрос о возбуждении уголовного дела должен быть решен незамедлительно. Если же имеется необходимость в уточнении признаков преступления для возбуждения уголовного дела, начальник органа дознания, отдавая поручение о производстве предварительной проверки, должен определить ее границы, т.е. указать, какие обстоятельства необходимо уточнить либо какие действия следует выполнить. Это позволит избежать неоправданного расширения границ предварительной проверки заявления (сообщения) о преступлении, необоснованного или несвоевременного вовлечения граждан в сферу уголовного судопроизводства и в какой-то мере повлияет на оперативность принятия решения в стадии возбуждения уголовного дела.

При ведомственном контроле проверки сообщений о преступлениях руководителю органа внутренних дел необходимо осуществить следующие мероприятия:

Определить исполнителя;

Изучить материалы проверки и дать по ним указания;

Проконтролировать сроки проведения проверки.

Определение исполнителя, изучение материалов проверки и дача по ним указаний являются элементами каждодневного контроля руководителя за состоянием регистрационно-учетной работы подчиненного органа внутренних дел, определяемыми ведомственными и межведомственными нормативно-правовыми актами.

Одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела является соблюдение сроков рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях. Законодатель отвел трехдневный срок для принятия решения, однако в определенных законом случаях возможно увеличить его до десяти суток, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий - до 30 суток.

Изучение статистических данных и практической деятельности показывает, что во многих органах внутренних дел начальник либо лицо, его заменяющее, следит лишь за тем, чтобы срок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях не выходил за пределы десяти суток. Из всех рассмотренных органами внутренних дел в 2007 г. 11 158 047 сообщений о преступлениях до трех суток рассмотрено 6 055 921 сообщение, от трех до десяти суток - 4 730 309 сообщений. В

ММЫ 2072-9391

Труды Академии управления МВД России. 2011. № 1 (17)

2008 г. рассмотрено всего 11 199 289 (+ 0,4 %) сообщений о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 353 382 (+ 0,5 %) сообщения, от трех до десяти суток - 4 561 415 (- 3,7 %) сообщений. В 2009 г. рассмотрено 11 408 862 (+ 1,9 %) сообщения о преступлениях, из них до трех суток рассмотрено 6 717 712 (+ 5,8 %) сообщений, от трех до десяти суток - 4 443 019 (- 2,7 %) сообщений.

Аналогичным образом ориентированы и работники дежурных частей, осуществляющие контроль за своевременностью разрешения информации о преступлениях и представляющие начальнику органа внутренних дел сведения об этом. При таком подходе часто не выясняется, почему решение не принято в течение трех суток и какие обстоятельства повлекли увеличение срока производства предварительной проверки. Очевидно, что отсутствие соответствующего контроля является одним из условий ситуации, когда десятидневный срок разрешения заявления (сообщения) о преступлении из исключительного случая превратился в обычный, что отрицательно сказывается на обеспечении прав и законных интересов личности на стадии возбуждения уголовного дела.

В п. 33 Инструкции о порядке приема регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщается, что по результатам рассмотрения сообщения о происшествии органом дознания, дознавателем, следователем в пределах своей компетенции принимается одно из следующих решений:

1) по сообщению о преступлении - о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, в суд (по делам частного обвинения);

2) по иным сообщениям о происшествии - о возбуждении дела об административном правонарушении, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии, о вынесении мотивированного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, о передаче на рассмотрение по подведомственности, о приобщении к материалам ранее зарегистрированного сообщения о том же происшествии.

Исследование статистических данных за 2007-2009 гг. показывает, что при увеличении общего количества обращений граждан в органы внутренних дел по сообщениям о происшествиях количество возбужденных уголовных дел неизменно уменьшается, а число отказов в возбуждении уголовных дел - увеличивается. Так, из

зарегистрированных в 2008 г. 21 499 523 (+ 4,7 %) сообщений о происшествиях было возбуждено 2 632 572 (- 12,0 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 317 087 (+ 6,2 %). В 2009 г. зарегистрировано 22 788 829 (6 %) сообщений о происшествиях, возбуждено 2 445 492 (- 7,1 %) уголовных дела, отказано в возбуждении - 5 640 693 (+ 6,1 %).

Отметим, что вынесение необоснованных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела является основным приемом сокрытия преступлений. Не случайно из анализа результатов оперативно-служебной деятельности за 20072009 гг. следует, что количество выявленных нарушений учетно-регистрационной дисциплины увеличивается, происходит рост числа сокрытых преступлений и необоснованных отказов в возбуждении уголовных дел. Так, за 2008 г. выявлено 251 943 (+ 7,1 %) нарушения регистрационно-учетной дисциплины, сокрытых преступлений - 92 269 (+ 35,3 %), из них - 87 878 (+37,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельный вес которых составляет 95,2 % от всего количества укрытых преступлений. За 2009 г. выявлено 269 849 (+7,1 %) нарушений, сокрытых преступлений - 105 852 (+ 14,7 %), из них - 100 921 (+14,8 %) путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела, удельным весом 95,3 % .

К основным факторам, оказывающим влияние на нарушение законности и регистрационно-учетной дисциплины следует отнести несовершенство уголовно-процессуального законодательства, подробно исследованного в работах профессора Б.Я. Гаврилова и других авторов .

Также факторами, влияющими на динамику данного вида нарушений, являются низкое качество доследственных проверок, отсутствие контроля со стороны руководителей структурных подразделений за работой подчиненных в процессе разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, игнорирование начальниками органов внутренних дел требований совместных приказов, указаний, регламентирующих порядок вынесения и утверждения постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

Ненадлежащее качество доследственных проверок по материалам приводит к тому, что постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в большинстве случаев надзирающими прокурорами признаются незаконными, необоснованными и возвращаются в органы внутренних дел для проведения дополнительной проверки.

Отметим, что в ведомственных нормативных актах МВД России, регламентирующих оценку

оперативно-служебной деятельности, в качестве одного из основных критериев в неочевидной форме остается пресловутый процент раскрываемости преступлений. Для создания благоприятной картины оперативной обстановки руководитель органа внутренних дел сознательно принимает решения, нарушающие законность и регистрационно-учетную дисциплину.

Сложившееся положение дел обусловлено неэффективным использованием внедряемых форм и методов контроля соблюдения законности и регистрационно-учетной дисциплины, включающих распределение обязанностей и контрольных функций между руководителями органов внутренних дел на всех стадиях прохождения и разрешения информации о противоправных деяниях. Кроме того, низкий образовательный и профессиональный уровень исполнителей, их незаинтересованность в полной регистрации сообщений о происшествиях приводит к нарушениям законности и регистрационно-учетной дисциплины.

Для решения данных проблем необходимо укреплять контролирующую функцию за состоянием закона при регистрации и разрешении сообщений о происшествиях со стороны руководителя, что является одним из компонентов

укрепления доверия населения к органам внутренних дел.

Список литературы

1. Об утверждении Инструкции о порядке приема,

регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях: Приказ МВД России от 4 мая 2010 г. № 333.

2. О едином учете преступлений: Межведомствен-

ный приказ Генпрокуратуры РФ, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/ 780/353/399.

3. Быков В.М. Проблемы стадии возбуждения уголовного дела // Журнал Российского права. 2006. № 7.

4. Гаврилов Б.Я. Современная уголовно-правовая политика России: цифры и факты: монография. - М., 2008.

5. Гаврилов Б.Я. О некоторых актуальных проблемах совершенствования предварительного следствия // Российский следователь. 2009. № 16.

6. Регистрационно-учетная дисциплина в органах внутренних дел и основные направления ее укрепления: учеб. пособие / под ред. проф. А.М. Кононова. - М., 2006.

E-mail: [email protected]

В.А. БЫКАДОРОВ, заместитель начальника Академии управления МВД России

Участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции

В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования участия внутренних войск МВД России в обеспечении режима контртеррористической операции, определяются направления совершенствования служебно-боевой деятельности войск при выполнении задач правового режима контртеррористической операции.

контртеррористическая операция (КТО); участие внутренних войск МВД России в обеспечении правового режима контртеррористической операции, правовое регулирование противодействия терроризму.

еррористический акт, случившийся в еррористический акт, случившийся в

I московском аэропорту «Домодедово» X 24 января 2011 г., еще раз заставил мировое сообщество обратить внимание на это уродливое явление. В средствах массовой информации постоянно звучит вопрос: сколькими человеческими жизнями нужно еще заплатить, чтобы систему антитеррористической защиты привести в соответствие с современными угрозами? Нами приведены только наиболее резонансные террористические акты (табл. 1), произошедшие на территории России в период 1995-2011 гг., и их перечисление дает основание для вывода: данный вид преступления стал одним из наиболее кровавых на территории России.

В настоящее время в системе органов внутренних дел Российской Федерации как приоритетное направление определено такое направление деятельности, как учетно- регистрационная дисциплина.

Этому направлению уделяется пристальное внимание на всех уровнях правоохранительной системы. Меры, направленные на активизацию работы в данном направлении, сохраняют свою актуальность и им оказывается повседневное внимание.

Приказом МВД России от 29.08.2014 г. №736, утверждена Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

У гражданина, обратившегося в полицию, в любое время дня и ночи обязаны принять заявление. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, письменные заявления граждан должны быть подписаны ими, а устные — оформлены протоколом, который подписывают заявитель и должностное лицо, принявшее заявление. В свою очередь, сотрудники полиции не имеют права отказать в приеме заявлений не зависимо от полноты сообщаемых данных, места и времени совершения преступления.

Кроме того, законодательство обязывает сотрудников полиции принимать и регистрировать сообщения и заявления, поступившие по различным видам связи (почта, телефон, факс, электронная почта). Исключение составляют только анонимные заявления и сообщения.

При приеме заявления в дежурной части ОВД выдается талон — уведомление, на котором указаны номер и дата регистрации. Срок рассмотрения и принятия решения по заявлению, либо сообщению не должен превышать трех суток, в исключительных случаях — десяти суток, и только с разрешения прокурора, либо руководителя следственного подразделения, при наличии веских оснований, он может быть продлен до 30 суток.

Основными результатами разрешения заявлений являются:

  • возбуждение уголовного дела;
  • отказ в возбуждении уголовного дела (в данном случае заявителю направляется по почте уведомление об отказе в возбуждении уголовного дела с копией постановления об отказе);
  • передача материала по подследственности, либо подсудности;
  • возбуждение административного производства, либо отказ в его возбуждении;
  • приобщение материалов проверки в специальное номенклатурное дело.