Сущность, принципы и функции права. Понятие, сущность, основные принципы и функции права Понятие сущность принципы и функции права

Право - сложное социальное явление, имеющее множество форм и проявлений. Не случайно, несмотря на то, что к анализу его понимания обращались еще древние юристы (начиная с Сократа, Платона, Аристотеля), до сих пор остается актуальным утверждение И. Канта, что юристы все еще ищут определение своего понятия права.

С.А. Муромцев рассматривал человечество только как организацию принуждения, а не орудие государства; задачей права он считал охрану интересов общества, а не господствующего в данном обществе класса. Теория государства и права /Отв.ред. В.Д.Перевалов.- М.: Норма, 2010.

Н.М. Коркунов дал такое определение права, в котором не было ни указания на классовое содержание юридических норм, ни ответа на вопрос, как образуются эти нормы, не подчеркивался принудительный характер юридических норм.

Вслед за Р. Иерингом, который одним из первых юристов того времени «реанимировал» из исторического прошлого терминологию юридического мышления со всеми ее атрибутами (намерения, рефлексия, сознание, выработка юридических понятий, юридическое искусство и др.), С.А. Муромцев активно отстаивал основные начала юридического мышления, и его книга «Определение и основное разделение права» в пореформенной России была одной из первых (1879 г.) после выхода знаменитого труда Р. Иеринга «Борьба за право» в Германии в 1874 г. Отмечая достоинства его учения, он писал: «Правовые понятия и определения не даются человечеству сами собой, но составляют продукт его умственного труда - вот существеннейшее положение в учении Р. Иеринга. В связи с ним состоит своеобразный взгляд на значение юриспруденции как умственной среды, в которой происходит формулирование правовых понятий, и особое учение о борьбе, происходящей в области права» Муромцев, С.А. Указ. соч. / С.А. Муромцев. С. 40..

В истории юридической мысли существовало множество школ, различных оснований, отражающих подходы к пониманию права. Среди них можно отметить теории естественного права, юридического позитивизма, солидаризма, психологическую и историческую школы права и т.д.

Остановимся только на трех из них, имеющих принципиальное значение для дальнейшего анализа.

Теория позитивизма. Представители этого направления существование права связывают исключительно с государственной властью. По их мнению, право есть результат деятельности государства, его правотворческих органов. Правом здесь признаются исключительно государственные веления, выраженные в формально закрепленных актах, издаваемых государством и обеспечиваемых его принудительной силой.

Какие практические выводы вытекают из этой теории? Прежде всего, в отношении «государственная власть - право» первичным выступает государство, орудием которого и является право. Право реально содержится, «живет» только в актах, издаваемых государством, вне которых оно ни возникнуть, ни существовать не может. Все, что закреплено в нормативных правовых актах (независимо от содержания) - право. Право и закон (издаваемый властью акт) - явления тождественные. Следовательно, совокупность всех издаваемых государством формально закрепленных им норм и составляет позитивное право. Его нормы содержатся в специальных государственных актах - нормативных актах. Таковыми в российском праве являются законы, указы президента, постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств, акты исполнительных органов областей и краев. Многие нормативные акты систематизированы, т.е. объединены в единые сборники - кодексы, основы законодательства и т.д.

Естественно-правовая теория не связывает возникновение права с государством. По мнению ее сторонников, право возникает и существует объективно, независимо от последнего в силу естественной природы человека. Для того чтобы жить, развиваться, продолжать свой род, человек, как живое существо, должен иметь определенные возможности (дышать, питаться, передвигаться, иметь собственность и т.д.). Вот эти-то естественные, объективно необходимые возможности и составляют, по мнению авторов данной концепции, право. Они не могут быть ни искусственно созданы, ни отчуждены. Это естественные права человека.

Из подобной трактовки права можно сделать выводы.

  • 1. В отношении «государство - право» первичным является именно право. Государство же является лишь гарантом, средством обеспечения естественно существующего права. Собственно, благодаря охране, обеспечению силой государства естественные возможности и являются «правом».
  • 2. Право существует как бы в двух формах: позитивное - письменное, содержащееся в письменных нормативных актах, и естественное - содержащееся в сознании людей, «неписаное». Последнее составляет основу позитивного права, определяет его содержание. В соответствии с этой теорией право и закон - не идентичные понятия. Не всякий, даже совершенный по форме и изданный компетентным органом, акт является «правовым» по содержанию, ибо может заключать в себе предписания, противоречащие естественному праву, «правовой природе вещей».

Социологическая теория. Представители этого направления полагают, что нормы, записанные в правовых актах, еще не право, или, во всяком случае, не все право. Правом предписания станут лишь тогда, когда они творятся в конкретных правоотношениях, в решениях судов, иных государственных органов. «Право следует искать не в нормах, а в самой жизни», «суд творит право» - тезисы сторонников этой концепции. Следовательно, право, хотя и создается государством, но не «творится» им, а закрепляется в процессе юридической и политической практики. На основе данной концепции построена англо-саксонская правовая система, основным источником которой является прецедент - судебное (административное) решение по конкретному делу, ставшее общеобязательным. Как видим, несмотря на заметное различие, указанные подходы к праву имеют общее - связь с государством, которое, гарантируя правовые веления, делает их общеобязательными для всех.

Советская юридическая наука исходила из позитивистской трактовки права, понимая его лишь как систему издаваемых государством и охраняемых им норм, письменно закрепленных в нормативных правовых актах. Исходя из такого понимания строилась и юридическая практика, деятельность правотворческих, правоприменительных и правоохранительных органов. В последнее время эта концепция была подвергнута критике. Многие авторы склоняются к естественно-правовому пониманию права. Эта тенденция нашла отражение и в законодательстве. В частности, в ст. 17 Конституции РФ закрепляется, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», а ст. 55 под правами и свободами понимает не только те, что закреплены в Конституции, но и «общепризнанные права и свободы».

Важную роль в организации общественной жизни, регулировании поведения людей и деятельности коллективов играет право.

Право – система правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений, создание в общественных отношениях порядка.

4.1.1 .Понятие и признаки права

Право – система общеобязательных, формально определенных норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа и направленных на регулирование поведения индивидов и организаций.

Право понимают в объективном и субъективном смысле.

Объективное право – совокупность общеобязательных правил поведения, выраженных в системе юридических норм.

Субъективное право – совокупность правомочий конкретного лица, заключающихся в возможности самостоятельно избирать вид и меру собственного поведения.

Признаки права:

1. Системность – совокупность правовых норм, характеризующаяся взаимодействием, согласованностью и непротиворечивостью.

2. Исходит от государства – принимается или санкционируется им.

3. Охраняется государством – нарушение норм права влечет применение мер государственного принуждения.

4. Общеобязательность – нормы права распространяют свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного государства.

5. Формальная определенность – право содержится в определенных формах: нормативно-правовых актах, судебных прецедентах и правовых обычаях.

6. Регулирует общественные отношения.

4.1.2.Принципы права: понятие, виды

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность.

Сущность права – общая официально признанная воля всех субъектов социальной жизни, направленная на выражение, закрепление и беспрепятственное осуществление их основных интересов. Право имеет общесоциальную ценность, организует и стабилизирует общественные отношения.

К основным принципам права относятся:

1. Демократизм . Проявляется в участии людей и их различных объединений в непосредственном и опосредованном формировании права.

2. Законность . Точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов.

3. Гуманизм . Состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод.

4. Равенство граждан перед законом . Все граждане государства равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного и должностного положения и иных обстоятельств.

5. Принцип справедливости . Требует соответствия между правовыми действиями и их социальными последствиями.

4.1.3. Функции права: понятие, виды

Функции права – обусловленные социальным назначением права, направления нормативного воздействия на общественные отношения. Основное функциональное назначение права - выступать регулятором общественных отношений в форме тех или иных законов.

Признаки функций права:

1. Вытекают из сущности права и определяются его назначением в обществе.

2. Выражают наиболее существенные черты права, направленные на осуществление коренных задач.

3. Представляют направления его активного действия.

4. Отличаются длительностью действия.

Виды функций права:

1. Регулятивная – определяется способностью права устанавливать правопорядок в обществе:

а) статическая – функция закрепления, стабилизации общественных отношений. Выражается при определении статуса различных субъектов права: закрепление прав и свобод человека и гражданина, наделение государственных органов и их должностных лиц соответствующей компетенцией, признание правосубъектности физических и юридических лиц. Указанная функция реализуется с помощью управомочивающих и закрепляющих норм.

б) динамическая – определяет, каким должно быть будущее поведение людей. Указанная функция осуществляется с помощью обязывающих норм.

2. Охранительная – обеспечивает защиту, охрану установленных юридических норм от возможности их нарушения.

Реализуется путем применения специальных охранительных норм, а также действует в охранительном режиме регулятивных норм.

В рамках охранительной функции права осуществляется:

Предупреждение правонарушений;

Пресечение противоправных деяний;

Возложение юридической ответственности на правонарушителя;

Восстановление нарушенных прав.

3. Оценочная функция – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности решений и действий субъектов права.

Формы реализации функций права:

а) информационное воздействие состоит в том, чтобы сообщить адресатам требования государства;

б) ориентационное воздействие состоит в выработке у граждан позитивных правовых установок;

в) правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств воздействие на общественные отношения. Осуществляется путем создания и реализации права, формирует в наиболее значимых отношениях правопорядок, обеспечиваемый государственной властью.

Цель правового регулирования – подчинить поведение людей общим правилам и обеспечить тем самым правопорядок в обществе и стабильность в общественных отношениях.

Правовое регулирование является разновидностью нормативного регулирования - особой формы деятельности общества, направленной на создание, реализацию и обеспечение различного рода общих правил (норм) поведения людей с целью упорядочения отношений в обществе. Разновидностями нормативного регулирования являются:

Традиционное нормативное регулирование – осуществляемое путем формирования и реализации в обществе обычаев и традиций – правил, исторически сложившихся в результате многократного повторения, содержащих наиболее рациональные формы поведения людей.

Моральное нормативное регулирование – осуществляется путем выработки и реализации системы нравственных принципов, обеспечиваемых силой общественного мнения.

Правовое регулирование.

Норма права

В переводе с латинского «норма» означает «правило, образец». Каждая норма права содержит общее правило поведения, модель поведения:

Она указывает на те условия, при которых должно исполняться установленное правило;

Норма права устанавливает и само правило поведения;

Правовая норма закрепляет те принудительные меры воздействия, которые государственные органы правомочны применить в случае ее нарушения.

Правовая норма, определяя правила поведения людей, регулирует их деятельность посредством предоставления им субъективных прав либо закрепления за ними юридических обязанностей.

4.2.1. Норма права: понятие, признаки

Норма права (правовая/юридическая норма) – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное структурно – организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения. Это элемент права, заключающий в себе правило поведения, установленное и обеспеченное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей для их участников.

Признаки нормы права:

1. Представляет разновидность социальных норм. Юридическая норма определяет правила поведения для субъектов общественной жизни.

2. Является правилом поведения, признанным государственной властью, т.е. санкционированным или установленным ее законодательными, исполнительными или судебными органами.

3. Принимается субъектами правотворчества. Юридические нормы создаются в результате сложного процесса, включающего в себя правотворческую деятельность субъектов гражданского общества и органов государства.

4. Обеспечивается силой государственного принуждения. Норма права есть правило поведения, гарантированное государством.

5. Формально определена. Внутренняя определенность выражается в фиксации определенного объема правомочий: прав и обязанностей, указании на последствия их нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма права закреплена в нормативно-правовом акте.

6. Обладает качеством системности, выраженном в структурном построении.

7. Носит общеобязательный характер:

а) указывает, каким образом, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту.

б) предписывает обязательный для конкретного субъекта образ действий.

в) выражает общий характер, выступает в качестве одинакового критерия для всех лиц, находящихся на территории конкретного государства и подпадающих под его юрисдикцию.

8. Регулирует общественные отношения. Социальное назначение нормы права – установить баланс интересов в обществе, а при возникновении противоречий – определить нормальные способы для их урегулирования и разрешения конфликта. Результатом воздействия норм права на сознание и волю людей должен явиться правопорядок.


Похожая информация.


4.1 Сущность права

Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному. Единого правопонимания в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматривается как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания ): нормативное, социологическое и нравственное правопонимание.

С точки зрения нормативного правопонимания право – это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны. Нормативное правопонимание господствует там, где власть подчиняет себе общество.

Недостатки нормативной концепции:

Право понимается очень узко – как текст закона;

Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми;

Право жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей, а, следовательно, нет возможности оценить акты государства;

Порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе, т. е. возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться в полном соответствии с предписаниями власти, выраженными в законах;

Этот тип правопонимания недемократичен, не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

С точки зрения социологического подхода право представляет собой ту сторону общественной жизни, которая выражается в действиях и поступках людей. Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений. Первичная клетка права – правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей). Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные общественные отношения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право здесь понимается прежде всего как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица. Социологическая концепция дает приоритет общественным отношениям, согласуется с обществом, где государство не вмешивается в жизнь общества, с ослаблением роли государства и децентрализацией управления.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, возникают трудности с определением правового характера отношений.

В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права.

Достоинства нравственного правопонимания:

Право связано с положительными общественными явлениями – свобода, демократия и т. п.

Заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

Недостатки:

Сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

Не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но какой из них определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов.

Касательно российской правовой системы можно сказать, что здесь длительное время господствовало нормативное правопонимание, но присутствовали и нравственно-социологические воззрения в той или иной форме.

Сущностной характеристикой права признается свобода , понимаемая как возможность действовать по собственному усмотрению, возможность выбора, возможность поступать по своей воле, без принуждения. Право – это равная, социально обусловленная мера свободы, ее границы . Оно обеспечивает свободу, защищает ее. В праве выражена мера ответственности за нарушение прав и свобод иных людей. При этом в каждом обществе складывается свое право, человек обладает различными возможностями. Оно предоставляет равные возможности добиваться своих целей правовыми способами.

Свобода выражается, во-первых, в нормах права, в общих правилах поведения, в том, что касается каждого человека и всех людей одновременно, а, во-вторых, право выражается в субъективном праве, которое представляет собой меру возможного поведения каждого отдельного лица.

Право состоит из объективного и субъективного права . Объективное право – общие нормы, правила, независящие от конкретного человека. Субъективное право – это правомочия отдельного лица, возникающие на основе норм объективного права; это мера возможного поведения лица.

Таким образом, право – это система общеобязательных, формально-определенных норм, установленных или санкционированных государством, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и поддерживаемых силой государственного принуждения.

Можно выделить следующие объективные свойства права:

1) нормативность –право в своей значительной части состоит из норм, из общих правил поведения;

2) общеобязательность – нормы права распространяются на всех лиц, попавших в сферу действия права, независимо от того, как они к этим нормам относятся;

3) принудительность , т. е. если лицо добровольно не исполняет требования норм права, то его можно заставить это сделать с помощью принуждения или насилия, либо можно наказать его за отступление от правовых требований;

4) формальная определенность – поведение людей фиксируется в праве жестко, четко; точно очерчиваются его границы. Также формальная определенность означает, что содержание права должно быть выражено в определенной форме;

5) системность –все правовые явления взаимосвязаны, действие одних норм права влечет за собой действие других;

6) динамизм и стабильность права показывает взаимосвязь права и регулируемых общественных отношений. Стабильность права означает его устойчивость, относительную постоянность. Динамизм права – это его изменчивость, способность меняться в зависимости от меняющихся условий общественной жизни;

7) реальная применимость права означает, что оно должно соответствовать условиям жизни и уровню развития общества, отношения в котором оно регулирует.

Все эти свойства раскрывают понятие, сущность и социальное назначение права.

4.2 Функции права

Социальное назначение права состоит в том, что оно является регулятором общественных отношений, т. е. это означает:

Закреплять сложившиеся общественные отношения;

Способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;

Обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений. Социальное назначение права конкретизируется в его функциях.

Функции права – это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права на поведение людей, общественные отношения.

Классификация функций права:

1. Общесоциальные функции права – это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. К общесоциальным функциям права относятся:

1.1 Ценностно-ориентационная функция . Воздействие состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в нем; право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей.

1.2 Воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы, так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны.

1.3 Информационная функция . Право представляет собой определенную информацию, воздействие которой состоит в том, что право доносит эту информацию до человека; через определенные источники – законы, постановления, указы и т. д. – люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка.

2. Специально-юридические функции – такое воздействие права, которое свойственно только праву, специфично для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе, юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач, целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей. Специально-юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охранительные .

2.1 Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения, т. е. фиксировать субъектный состав правовых отношений; определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений. В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности:

2.1.1 Регулятивно-статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. Этот уровень выражается в субъективных правах. Эта функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечения стабильности и неизменности социально-правовых ценностей.

2.1.2 Регулятивно-динамическая функция. Ее задача – обеспечить положительное развитие общества. Средства реализации этой функции – связывание (позитивное). В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов.

2.2 В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности.

Разграничение охранительных и регулятивных функций права имеет определенную теоретическую условность. Все функции права реализуют основное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

4.3 Принципы права

Принцип права – основополагающие правовые идеи, определяющие содержание и направленность правового регулирования. Принципы права – только такие идеи, которые выражены, закреплены в законодательстве, проявляются в практике правового регулирования. Принципы права могут быть закреплены и прямо, и косвенно. Прямое закрепление принципов означает, что они фиксируются в тексте нормативного акта. В случае косвенного закрепления содержание того или иного принципа выводится из содержания определенного акта, законодательства в целом, принципы как бы вытекают из духа законодательства.

Роль принципов права в правовой системе:

1. Принципы права можно представить как арматуру права. Они обеспечивают непротиворечивость права, поддерживают единство правовой системы. Каждая вновь вводимая норма, правовой институт должен проверяться на соответствие принципам права.

2. Значение принципов права в правовой системе определяется тем, что они используются для правового воспитания, для правовой пропаганды. Такие принципы права позволяют ориентироваться в правовой системе.

3. В ряде случаев принципы права могут служить основанием для разрешения конкретных юридических дел. Суд может сослаться при решении дела на принципы права, а не на конкретный закон.

Виды принципов права. Можно выделить несколько оснований для классификации принципов права. С точки зрения охвата выделяют принципы:

1. Общеправовые – действуют во всей правовой системе. Именно эти принципы составляют предмет общей теории права. Общеправовые принципы подразделяются на:

2. Межотраслевые – действуют в нескольких отраслях права.

3. Отраслевые – действуют в отдельных отраслях права.

4. Принципы правовых институтов – положения, определяющие ту или иную группу норм в составе отрасли права. Чем меньше охватываемых явлений, тем ближе принципы к нормам права, поэтому выделяемые принципы правовых институтов мало чем отличаются от норм, регулирующих поведение.

Общеправовые принципы делятся на две группы: общесоциальные и специально-юридические .

Общесоциальные принципы права характеризуют общество в целом, они являются в большей мере характеристиками демократического общества в целом, а не самого права; эти принципы фиксируют, закрепляют основы общественных отношений, устои общества. К общесоциальным принципам права относят:

Политические начала права (например, принципы демократизма, разделения властей);

Экономические начала права (например, свобода экономической деятельности);

Нравственные начала права (например, принципы гуманизма, признания прав и свобод человека как высшей социальной ценности, принцип социальной справедливости).

Специально-юридические принципы характеризуют право с юридической стороны, представляют собой начала правового регулирования. К ним относят:

Принцип законности;

Принцип равенства перед законом;

Принцип ответственности за вину и презумпцию невиновности;

Принцип судебной защиты прав и свобод граждан;

Принцип единства прав и обязанностей;

Принцип сочетания убеждения и принуждения в праве.

Другие группы принципов более подробно рассматриваются при изучении соответствующих отраслей права.

Принцип социальной справедливости. Правовое регулирование – это регулирование общественных отношений на основе справедливости. Справедливость как многогранная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, нравственные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием. Принцип справедливости носит нормативно-оценочный характер, заложен в правах и обязанностях, мерах поощрения и наказания и т. д.

Равноправие граждан является развитием принципа справедливости и одной из характерных черт демократии. Равноправие как политико-правовой принцип и юридическую категорию необходимо отличать от понятия равенства, последнее является материальной основой равноправия. Должно обеспечиваться не фактическое равенство, а равенство всех перед законом, создание равных стартовых условий. Принцип равноправия включает в себя равенство прав и свобод человека и гражданина, а также равные права и свободы мужчины и женщины.

Единство прав и обязанностей выражается в том, что предоставляемые гражданину права сочетаются с его обязанностями перед обществом. Любое право может быть реализовано только через чью-то обязанность.

Гуманизм означает исторически меняющуюся систему воззрений на общество и человека, проникнутых уважением к личности, ее достоинству и правам.

Сочетание убеждения и принуждения в праве . Убеждение и принуждение – методы государственного руководства обществом. Главная задача правового государства состоит в установлении разумного их сочетания.

Демократизм означает принадлежность всей власти народу. Этот принцип реализуется не только через государственные, но и через правовые институты: права, обязанности, их гарантии, правосудие и т. д.

4.4 Понятие и структура правовой системы. Семьи правовых систем

Правовая система – взятые в единстве правовые явления, которые характеризуют правовую жизнь данного общества и государства.

Основные элементы правовой системы:

Право как система норм и принципов, которые устанавливают меру свободы и ответственности;

Законодательство и иные источники права;

Юридическая практика, ядро которой – судебная практика, причем под судебной практикой понимается как сам процесс, так и те решения, которые приняты в результате судебной практики;

Правосознание, включающее в себя правовую идеологию (систему знаний о праве) и правовую психологию (систему чувств и эмоций, вызываемых правовым феноменом).

Если государства близки по культуре и традициям, то их можно объединить в правовую семью. В настоящее время, как правило, используются критерии классификации-правовых систем, опирающиеся главным образом на этнографические, технико-юридические и религиозно-этические признаки права.

В современном мире обычно различают следующие правовые массивы :

Национальные правовые системы;

Правовые семьи;

Группы правовых систем.

Национальная правовая система – это конкретно-историческая совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельной страны (государства). Национальная правовая система - это элемент того или иного конкретного общества и отражает его социально-экономические, политические, культурные особенности.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

В зависимости от особенностей способов правообразования различают четыре правовых семьи современности:

Романо-германская правовая семья, или система статутного права;

Англо-саксонская правовая семья, или система общего права;

Славянская правовая семья;

Религиозно-общинная правовая семья;

Идеологизированная правовая семья.

Ни одна из классификаций правовых семей не является исчерпывающей, поэтому в литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права.

Группы правовых систем – это выделяемые в рамках той или иной правовой семьи элементы, представляющие собой совокупность национальных правовых семей, характеризуемую, помимо общих для всей семьи, еще и рядом дополнительных признаков.

Например, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют:

Группу романского права;

Группу германского права.

Внутри англо-саксонской правовой семьи выделяют также две группы:

Группу английского и американского права (Англия, США);

Группу правовых систем бывших англоязычных колоний Великобритании.

В рамках славянской правовой семьи выделяют:

Группу российского права;

Группу западнославянского права.

Основные правовые семьи современности:

Романо-германская (законодательная) правовая семья. Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права – нормативный акт. Ей присуще четкое деление норм права на отрасли, а все отрасли подразделяются на две подсистемы: частного и публичного права. К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное, международное публичное. К частному относятся гражданское, семейное, трудовое, международное частное. В системе органов государства проводится четкое различие на законодательные и правоприменительные органы. Законотворческие функции составляют монополию законодателя. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.

Англо-саксонская правовая семья. Общее право доминирует в национальных правовых системах Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и т.д. Прародительницей этой правовой семьи была Англия. Основным источником права здесь является судебный прецедент. Основные правовые принципы берутся из решений суда. Для этой семьи характерно развитие процессуальных дисциплин. Суд играет ведущую роль, по сути он творит право. Даже вступление в адвокатуру возможно только по рекомендации судебных органов. В этих правовых системах отсутствует деление права на частное и публичное. Общее право – это право юристов-практиков. Нормативные акты, разумеется, также присутствуют в этой семье, однако не играют ведущей роли.

Религиозно-общинная правовая семья . Эта семья сформировалась на основе двух факторов: догма веры (мусульманское право) и обычаи (традиционное право). Регуляторы отношений в этих семьях лишь условно можно назвать правом, во всяком случае они не подпадают под наше определение права. В религиозно-общинных правовых семьях право не рассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либо система вероучения. На сегодняшний день для стран традиционного и религиозного права характерно усиление роли закона как источника права. При этом можно констатировать сохранение значения традиционных и религиозных норм.

Идеологизированная правовая семья. Иногда ее рассматривают вместе с религиозной, т. к. в последней тоже очевидна ведущая роль идеологии, в качестве которой выступает религия. В качестве ведущего источника права идеологизированной правовой системы выступает политическая идеология. Это самая молодая правовая семья, она сложилась после Второй мировой войны (40-50-е годы XX в.). Для большинства норм этой системы характерен императивный характер. Отличительными чертами являются принижение прав человека, декларативность управомочивающих норм, гипертрофированное количество подзаконных актов. Политические нормы в этом случае ставятся выше юридических, последние применяются только постольку, поскольку соответствуют политической доктрине. Сегодня к данной правовой семье можно причислить государства социалистической ориентации.

Особенности российской правовой системы. Российская правовая система имеет ряд особенностей, которые затрудняют ее включение в законодательную правовую семью.

Во-первых, отечественная правовая система несет на себе отпечаток идеологизированной правовой системы . Долгая практика игнорирования закона приводит к тому, что и сегодня закон не воспринимается всеми однозначно как ведущий источник права.

Во-вторых, основным источником (по массовости) является не столько закон, сколько подзаконные акты . Невиданное по объемам подзаконное нормотворчество не столько конкретизирует предписания закона, сколько затрудняет практику его применения.

В качестве еще одной особенности современной отечественной правовой системы можно указать ее переходный характер . Дело в том, что современная правовая система нашего государства находится в стадии реформирования, что призвано устранить пережитки прошлой идеологизированной системы и привести правовую действительность в соответствие с современными представлениями о праве и общепринятыми международными стандартами.

4.5 Система права

Система права – это объективно существующее внутреннее строение права, заключающееся в разделении единого права на отрасли и институты, взаимосвязанные и разграниченные между собой.

В этом явлении отражается такое свойство права, как системность, в котором проявляются две характеристики права:

единство, т. е. внутренняя непротиворечивость, согласованность нормативных предписаний друг с другом. Единство норм права внутри системы права позволяет обеспечить общий, единый порядок регулирования.

дифференциация, т. е. специализация норм права, которая проявляется в том, что право делится на отрасли и институты в зависимости от потребностей правового регулирования.

Признаки системы права:

Система права носит объективный характер;

Состоит из норм, правовых институтов и отраслей права;

Характеризуется наличием прямых и обратных связей;

Должна быть внутренне непротиворечивой, согласованной.

Объективный характер системы права проявляется в том, что она не зависит от воли и желания законодателя, элементы системы права определяются в конечном счете предметом правового регулирования. Система права складывается исторически, а не устанавливается по произволу нормоустанавливающего субъекта.

Элементами системы права являются:

Нормы права;

Институты права;

Отрасли права.

Термин "система права" не тождественен термину "правовая система". Это качественно разные явления. Если система права отражает внутреннее строение права, то правовая система – это наиболее общая категория правоведения, которая означает совокупность всех правовых явлений, существующих на территории государства .

Отрасль права – это система правовых норм, регулирующих однородные юридически своеобразные отношения .

Правовой институт – это группа норм права, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных общественных отношений в рамках отрасли права.

Критерии деления права на отрасли. Основным элементом системы права является отрасль права. Разделение единого права на отрасли проводится по двум критериям, являющимся основаниями деления права на отрасли:

Предмет правового регулирования;

Метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования отрасли права – это качественно однородные общественные отношения, обладающие юридическим своеобразием.

Признаки общественных отношений, являющихся предметом регулирования отрасли права:

Это значительная, большая по объему группа общественных отношений;

Эти отношения должны обладать юридическим своеобразием, что проявляется в наибольшей в особенностях положения участников общественных отношений (либо участники общественных отношений находятся в равном положении, либо же состоят в отношениях власти и подчинения);

Эти отношения должны нуждаться в правовом урегулировании;

Эти отношения объективно поддаются правовому регулированию.

Метод правового регулирования – это совокупность способов воздействия права на поведение участников общественных отношений.

Метод правового регулирования включает в себя следующие элементы:

Характер общего юридического положения субъектов (находятся в равном положении или соподчиненном);

Основания возникновения прав и обязанностей субъектов;

Виды и характер санкций, применяемых в той или иной отрасли права.

В зависимости от того, какой способ регулирования используется (является ведущим), выделяют три вида методов правового регулирования:

Императивный (в основе лежит связывание как способ правового регулирования);

Диспозитивный (в основе лежит дозволение как способ правового регулирования);

Охранительный (в основе лежит запрет как способ правового регулирования).

Охранительный метод характеризуется соподчиненным положением субъектов; основанием возникновения прав и обязанностей является закон; жесткими санкциями, касающимися непосредственно личности правонарушителя (лишение свободы, ограничение свободы) и налагаемыми в рамках судебной процедуры. Диспозитивный метод характеризуется равным юридическим положением субъектов; наличием договора как специфического основания возникновения прав и обязанностей; достаточно мягкими санкциями, которые носят исключительно имущественный характер и не затрагивают личность нарушителя. Императивный метод с точки зрения общего юридического положения субъектов характеризуется соподчиненным положением субъектов; ведущим основанием возникновения прав и обязанностей является властный односторонний акт; средняя жесткость воздействия санкций, направленность санкций как на имущество, так и на личность нарушителя, санкции зачастую применяются в административном порядке.

Система права с точки зрения отраслевого деления имеет пирамидальное строение, включает в себя несколько уровней. В основе лежит основополагающая (учредительная) отрасль права, над которой располагаются т. н. базовые (или профилирующие) отрасли, которые используют один из методов правового регулирования в чистом виде. Эти отрасли развивают положения основополагающей отрасли права. Все остальные отрасли права примыкают к базовым отраслям, т. к. пользуются теми же методами правового регулирования и имеют определенное сходство по предмету регулирования с профилирующими отраслями.

С учетом предмета и метода правового регулирования выделяют прежде всего четыре основные отрасли права.

Учредительная отрасль права государственное (конституционное) право – основополагающая отрасль, носит учредительный характер, т. к. закладывает основы правового регулирования в иных отраслях права. Предмет этой отрасли составляют основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, институт Президента, Федерального Собрания, Правительства, судебной власти, местного самоуправления. Метод отрасли – императивный. Основные источники – Конституция РФ, федеральные конституционные законы, конституции и уставы субъектов РФ и др.

Базовые (профилирующие) отрасли:

1. Гражданское право. Предмет – сфера имущественных и тесно связанных с ними личных неимущественных отношений. Метод – диспозитивный. Основные источники – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и др.

2. Уголовное право. Предмет – отношения по охране жизни, здоровья, безопасности, личной неприкосновенности и имущества граждан, а также отношения по охране защищаемых законом интересов общества и государства. Метод - охранительный. Основные источники – Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ.

3. Административное право. Предмет – общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Метод – императивный. Основные источники – Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ, Кодекс об административных правонарушениях РСФСР и др.

Семьи отраслей права. К базовым отраслям примыкают отрасли, которые основаны на использовании методов, сконцентрированных в профилирующих отраслях. Эти группы отраслей образуют семьи отраслей права:

1. Уголовно-правовая семья – уголовное право , уголовно-исполнительное право , уголовный процесс .

2. Административно-правовая семья – административное право , финансовое право , налоговое право , земельное право и др.

3. Гражданско-правовая семья – гражданское право , семейное право , трудовое право , наследственное право и др.

В зависимости от роли, назначения в системе права отрасли права делятся на:

Основополагающая отрасль – состоит из норм, устанавливающих основы правового регулирования и требующих развития в иных отраслях права (конституционное право);

Материальные – состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (уголовное, гражданское, трудовое и т.д.);

Процессуальные – состоят из норм, которые устанавливают процедуру защиты материальных прав, носят вспомогательный характер (уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и т.д.).

В зависимости от функций права отрасли можно разделить на:

Регулятивные – выражают регулятивную функцию права, непосредственно регулируют общественные отношения, предоставляют субъективные права и налагают юридические обязанности (гражданское, трудовое, экологическое право и т. д.);

Охранительные – выражают охранительную функцию права, направлены на защиту прав, предоставленных регулятивными отраслями (уголовное право).

По предметному единству отрасли делятся на:

Основные – в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское и др.);

Комплексные – состоят из норм, входящих в различные отрасли права (хозяйственное право, природоохранительное право, военное право и др.).

В системе права выделяют два крупных образования, две подсистемы: частное право и публичное право.

Публичное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения в сфере государственной власти, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности . К сфере публичного права относят такие отрасли как:

Конституционное право,

Административное право,

Муниципальное право,

Уголовное право,

Уголовно-исполнительное право,

Финансовое право,

Уголовно-процессуальное право,

Земельное право,

Международное публичное право и др.

Частное право – это функционально-структурная подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных юридически равноправных собственников в их имущественной деятельности и в личных отношениях . К сфере частного права относят такие отрасли как:

Гражданское право,

Семейное право,

Трудовое право, торговое право, банковское право, международное частное право и др.

На сегодняшний день оформились три теории разграничения права на частное и публичное:

1. Теория предмета к сфере публичного права относит отрасли, нормы которых регулируют отношения, одной из сторон которых является государство. Это сфера отношений государственной власти, в которых государство проявляет себя как субъект с особыми властными полномочиями. К сфере частного права относят отрасли, нормы которых регулируют имущественные (и связанные с ними неимущественные) отношения между физическими и юридическими лицами без участия государства. В этих отношениях стороны выступают как равноправные субъекты, никто из которых не наделен особыми властными полномочиями по отношению к другому.

2. Теория метода к сфере публичного права относит отрасли, основанные на жестких, централизованных методах регулирования, для которых характерна авторитарность, соподчиненность субъектов. В сфере публичного права действуют императивный и охранительный методы правового регулирования. К сфере частного права относят отрасли, основанные на децентрализованном регулировании, для которых характерно юридическое равенство субъектов, их автономность. В сфере частного права действует диспозитивный метод правового регулирования.

3. Теория интереса к сфере публичного права относит отрасли, которые выражают интересы государства, общества в целом. Для регулируемых отношений характерен приоритет коллективного начала над индивидуальным. К сфере частного права отнесены отрасли, которые выражают частные интересы отдельных лиц. Для регулируемых отношений характерен приоритет индивидуального начала над коллективным.

Институт права представляет собой группу правовых норм, регулирующих одну сторону качественно однородных общественных отношений. Традиционно под институтом права понимается совокупность норм права, регулирующих какую-либо разновидность общественных отношений внутри отрасли права. Однако это не совсем точно, ибо помимо отраслевых институтов существуют также комплексные правовые институты.

Особенности правового института:

Нормы, его составляющие, объединены общим содержанием, однородностью регулируемых общественных отношений;

Нормы, его образующие, несмотря на однородность предмета регулирования, весьма разнообразны, поскольку однородность общественных отношений не исключает разнообразия их сторон и оттенков;

Нормы, составляющие институт, тесно связаны и взаимодействуют, дополняя друг друга;

Закрепляется в законодательстве в отдельном нормативно-правовом акте или в каком-либо разделе нормативного акта.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (объективное право). Во-вторых, определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право).
В юридической науке принято выделять следующие признаки права:
Системность. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах. Как система право складывается из отраслей, институтов, норм.
Общеобязательность. Состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, он обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. Во-вторых, в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
Формальная определённость. Она заключается в том, что государство придаёт праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаёт ему официальную форму выражения. Нормы права закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.
Нормативность. Она означает, что права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при « участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не являться.
На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Принципы права - руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Выделяют следующие принципы:
принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности;
принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, установлении и охране прав и свобод граждан;.
принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;
принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
принцип примата международного права над внутригосударственным;
принцип юридической ответственности за вину;
принцип справедливости, который заключается в том, что любое право должно ориентироваться и ориентируется на определённые представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость;
для правовой системы государства, построенного на федеративных началах, свойственен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральной системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации.
Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Относительно понимания сущности права существует ряд теорий.
Теория «естественного права» исходит из того что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного. Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.
Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.
Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей.
Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, в нём неразрывно связаны правомочие и обязанность. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность.
Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее своё положение; человек – существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует ишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выделяет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности и формирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства и выше законодателя.
Социологическая теория основывается на том, что каждая организация создаёт своё право. Государственные предписания – лишь малая часть права. Его основу составляет «живое право». Отсюда следует, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписание устарело. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем.
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создаёт и обеспечивает соблюдение права. В праве выражается воля государства. Отличительной особенностью этой теории является то, что воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля определённого экономически господствующего класса, причем она – не произвол этого класса, а содержание её предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.
Функциями права являются регулятивно-статическая (функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов); регулятивно-динамическая (она определяет, каким должно быть будущее поведение людей и осуществляется с помощью обязывающих норм); охранительная функция; оценочная функция (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков).

Страница 1 из 2

1. Понятие, признаки и сущность права

Право - явление сложное, многогранное, имеющее бога­тое понятийное выражение. Во-первых, выделяют право в об­щесоциальном смысле (моральное право, политическое право, право народов и т. п.); во-вторых, право в специально-юридиче­ском, как инструмент, связанный с государством.

Однако и в этом, более узком понимании право разделяют на объективное и субъективное.

Право в объективном смысле - это система общеобяза­тельных, формально определенных юридических норм, выра­жающих общественную, классовую волю (конкретные интере­сы общества, классов и т. п.), устанавливаемых и обеспечивае­мых государством и направленных на урегулирование общест­венных отношений. Объективное право - это законодательст­во, юридические обычаи, юридические прецеденты и норма­тивные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право - это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективны конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т. п.), в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право - это юридические нормы, выра­женные в тех или иных формах, то субъективное право - это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем следует помнить, что не государство создает и предоставляет личности права; она их имеет от рождения, и обязанность государства - признавать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное ко­ренится в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле налич­ных прав участников общественных отношений.

Признаки объективного права:

1) волевой характер;

2) общеобязательность;

3) нормативность;

4) формальная определенность;

5) системность;

6) связь с государством.

Наиболее значимым признаком права, включенным в оп­ределение данного понятия, выступает его тесная связь с госу­дарством, которая выражается в том, что:

1) государство официально устанавливает право, обеспе­чивает его исполнение, в том числе и с помощью государствен­ного принуждения (для этого существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмот­рения споров, наказания виновных и т. п.);

2) право, будучи нормативным выражением государствен­ной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах (согласно этому право служит орудием проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации разносторонней управ­ленческой и иной деятельности, осуществления его задач и функций);

3) право выступает в качестве особого социального регуля­тора, критерия правомерного и неправомерного поведения;

4) в отличие от других социальных норм специфика регу­лятивной роли права связана с предоставительно-обязывающим содержанием большинства составляющих его норм.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта:

1) то, что любое право есть прежде всего регулятор (фор­мальная сторона);

2) то, чьи интересы данный регулятор обслуживает (содержательная сторона).

Выделим следующие подходы к сущности права: классовый, в рамках которого право определяется как сис­тема гарантированных государством юридических норм, выра­жающих возведенную в закон государственную волю экономи­чески господствующего класса (здесь право используется в уз­ких целях как средство для обеспечения главным образом ин­тересов господствующего класса);

общесоциальный, в рамках которого право рассматривает­ся как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право ис­пользуется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономи­ческой свободы, демократии и т. п.).

Наряду с этими основными можно выделить и религиоз­ный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно религиозные, нацио­нальные и расовые интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных догово­рах.

Иначе говоря, сущность права многоаспектна. Она не сво­дится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности права исходя из исторических условий на первый план может выходить любое из вышеперечисленных начал.

2. Основные концепции правопоыимания.

Естественно-правовая теория

Логически наиболее завершена в период буржуазных ре­волюций XVII-XVIII вв. Представители: Гоббс, Локк, Ради­щев и другие.

Основные идеи:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон (наряду с позитивным правом, т. е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, подлинное, "естественное"
право, свойственное человеку от рождения. Это так называемое неписаное право, под которым понимается совокупность есте­ственных и неотъемлемых прав человека и которое выступает критерием права позитивного, ибо не всякий закон содержит в себе право);

2) отождествляется право и мораль (по мнению представи­телей данной теории, такие абстрактные нравственные ценно­сти, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменитель­ный процессы);

3) источник прав человека находится не в законодательст­ве, а в самой "человеческой природе", права приобретаются от рождения либо от бога.

Достоинства:

это революционная, прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались буржуазные революции, приводившие на смену отжившим феодальным отношениям новый, более сво­бодный строй;

в ней верно замечено, что законы могут быть неправовыми, т. е. безнравственными, что они должны приводиться в соответ­ствие с такими общечеловеческими ценностями, как справед­ливость, свобода, равенство и т. п.;

провозглашает источником прав человека природу либо бога и тем самым "выбивает" теоретическую почву у произвола чи--новников и государственных структур.

Слабые стороны:

такое понимание права (как абстрактных нравственных ценностей) "уменьшает" его формально-юридические свойства, в результате чего теряется четкий критерий законного и про­тивозаконного, ведь определить это с позиций справедливости, представление о которой может быть неодинаковым у различ­ных людей, весьма непросто;

такое понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием (которое действительно может быть разным).

Историческая школа права

Логически наиболее.завершена в конце XVIII - начале XIX вв. Представители: Гуго, Савиньи, Пухта и другие. Основные идеи:

1) право - историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указа­нию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право - это прежде всего правовые обычаи (историче­ски сложившиеся правила поведения, влекущие за собой юри­дические последствия). Законы же производив: от права обыч­ного, которое произрастает из недр "национального духа", глу­бин "народного сознания" и т. д.;

3) представители этой теории, которая возникла во време­на феодализма, отрицали права человека, ибо в обычаях той сословной эпохи не могли найти отражения никакие его "есте­ственные" права.

Достоинства:

впервые обращено серьезное внимание на культурно-исто­рические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

справедливо подчеркивается естественность развития права, т. е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных норм поведения.

Слабые стороны:

данная теория во время своего возникновения выступила как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология отживающего феодального строя;

ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству; между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с полноценным упорядо­чением рыночных отношений.

Нормативистская теория права

Логически знаиболее завершена в XX в. Представители: Штаммлер, Новгородцев, Кельзен и другие.

Основные идеи:

1) исходным, в частности для концепции Кельзена, являет­ся представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", приня­тая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы;

2) по Кельзену, бытие права принадлежит к сфере долж­ного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования, и его сила зависит от логич­ности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими (и другими сущими) оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администра­ции, которые тоже включаются в понятие права и тоже долж­ны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.

Достоинства:

верно подчеркивается такое определяющее свойство пра­ва, как нормативность, и убедительно доказывается необходи­мость соподчинения правовых норм по степени их юридической силы;

нормативность в данном подходе органически связана с формальной определенностью права, что существенно облегча­ет возможность руководствоваться юридическими требованиями (в силу более четких критериев) и позволяет субъектам зна­комиться с содержанием последних по тексту нормативных актов;

признаются широкие возможности государства влиять на общественное развитие, ибо именно государство устанавливает и обеспечивает основную норму.

Слабые стороны:

слишком сильный уклон к формальной стороне права по­влек игнорирование его содержательной стороны (прав лично­сти, нравственных начал юридических норм, соответствия их объективным потребностям общественного развития и т. п.). От­сюда представители данной теории недооценивают связь права с социально-экономическими, политическими и духовными фак­торами, т, е, излишне "очищают" от них право;

признавая тот факт, что основную норму принимает зако­нодатель, Кельзен преувеличивает роль государства в установ­лении эффективных юридических норм. В силу разных причин оно может удовлетворяться и устаревшими нормами, и одно­значно произвольными.

Марксистская теория права

Логически наиболее завершена в XIX-XX вв. Представи­тели: Маркс, Энгельс, Ленин и др.

Основные идеи:

1) право понимается как возведенная в закон воля господ­ствующего класса, т. е. как классовое явление;

3) право представляет собой социальное явление, в кото­ром классовая воля получает государственно-нормативное вы­ражение. Право - это такие нормы, которые устанавливаются и охраняются государством.

Достоинства:

в связи с тем, что право понимается как закон (т. е. как формально определенный нормативный акт), четко выделены критерии правомерного и противоправного;

показана зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него;

обращено внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его.

Слабые стороны:

преувеличена роль классовых начал в праве в ущерб об­щечеловеческим, жизнь права ограничена историческими рам­ками классового общества;

право слишком жестко связано с материальными фактора­ми, с экономическим детерминизмом.

Психологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Петражицкий, Росс, Рейснер и другие. Основные идеи:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие об­щества, в том числе его мораль, право, государство:

2) понятие и сущность права выводятся, прежде всего, не через деятельность законодателя, а через психологические за­кономерности - правовые эмоции людей, которые носят импе­ративно-атрибутивный характер, т. е. представляют собой чув­ства правомочия чего-то (атрибутивная норма) и обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида - эмо­ции позитивного (установленного государством) и интуитивного (личного, автономного) права. Последнее может быть не связано с первым. Интуитивное право, в отличие от позитивного, вы­ступает подлинным регулятором поведения и поэтому должнорассматриваться как "действительное" право. Так, разновидно­стью переживаний интуитивного права считаются пережива­ния по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т. п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т. д.

Достоинства:

обращено внимание на психологические процессы, которые также реальны, как экономические, политические и пр. Отсюда нельзя издавать законы без учета социальной психологии, нельзя применять их, не учитывая психологическую структуру инди­вида;

повышает роль правосознания в правовом регулировании и в правовой системе общества;

источник прав человека здесь "выводится" не из законода­тельства, а из психики самого человека.

Слабые стороны:

слишком сильный крен в сторону психологических факто­ров в ущерб другим (социально-экономическим, политическим и т. п.), от которых тоже зависит природа права:

в связи с тем, что "подлинное" право (интуитивное) прак­тически оторвано от государства и не имеет формально опреде­ленного характера, отсутствуют четкие критерии правомерно­го и неправомерного, законного и незаконного.

Социологическая теория права

Логически наиболее завершена в XX в. Представители: Эрлих, Жени, Муромцев и другие. Основные идеи:

1) разделяют право и закон, хотя и не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в есте­ственных правах и не в законах, а в реализации последних. Если закон находится в сфере должного, то право - в сфере сущего;

2) под правом, следовательно, понимаются юридические действия, юридическая практика, правопорядок, применение законов и т. п. Право - это реальное поведение субъектов пра­воотношений - физических и юридических лиц. Отсюда другое название данной доктрины - теория "живого" права; формулируют такое "живое" право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности. Они "наполняют" законы правом, вынося соответствующие решения и выступая в этом случае субъектами правотворчества.

Достоинства:

такое понимание ориентирует на практическую реализа­цию права;

совершенно обоснованно отмечается приоритет обществен­ных отношений, как содержания, над правовой формой;

теория хорошо согласуется с ограничением государствен­ного вмешательства в экономику, с децентрализацией управле­ния.

Слабые стороны:

если под правом понимать реализацию законов, реальный правопорядок, то теряются четкие критерии правомерного и неправомерного, ибо сама по себе реализация может быть как законной, так и противозаконной;

в силу переноса центра тяжести правотворческой деятель­ности на судей и администраторов увеличивается опасность некомпетентного и откровенного произвола со стороны нечис­топлотных должностных лиц.