Сведения составляющие тайну следствия и судопроизводства. Предоставление конфиденциальной информации предприятия судебным органам

Важно знать: тайна следствия УПК РФ (уголовно-процессуального кодекса) довольно тесно связана с предварительным расследованием дел (как уголовных, так и гражданских). Уголовно-процессуальный кодекс не позволяет придавать огласке какую-либо информацию предварительного расследования. Тайна следствия - это действия сотрудников по расследованию или собранные доказательства, но на этом список не ограничивается, существуют еще некоторые пункты, которые следует храниться в секрете.

Общее понятие

В Уголовно-процессуальном кодексе не существует определения «тайна следствия», но статья 161 этого же кодекса накладывает запрет на разглашение какой-либо информации, касающейся расследуемого дела.


Накладывается такой запрет из-за предположения, что информация по разбирательству дела может повлечь за собой непоправимые последствия, если она попадет в руки:

  • мошенника;
  • свидетеля;
  • потерпевшего;
  • иного фигуранта уголовного дела.

Документ о нераспространении данных по делу без соответствующего разрешения берется следователем или дознавателем у участников процесса. Разрешение на распространение материала дела также дается только сотрудниками, ведущими дело, при соблюдении двух условий:

  1. Если это отрицательно не повлияет на ход расследования дела.
  2. Права и законные интересы фигурантов процесса не будут нарушены.

Тайна следствия накладывается и на сотрудников органов. Данные о личной жизни фигурантов, участвующих в деле, без их одобрения не могут быть распространены, так как являются персональными данными.

В российском законодательстве отсутствует конкретный список, который может определить, какая информация будет считаться конфиденциальной, а какая нет. В каждом отдельно взятом процессе должностные лица самостоятельно решают, какие сведения будут являться специально охраняемыми.

Отказ от соблюдения тайны

Многие станут задаваться вопросом, можно ли отказаться от подписания бумаги по факту неразглашения данных. В таких случаях необходимо прибегнуть к помощи российского законодательства.

Некоторые статьи УПК подразумевают перечень конкретных лиц, подверженных в случае необходимости подписанию документа о соблюдении тайны предварительного разбирательства при его предоставлении.

К таким лицам относятся:

Опираясь на все тот же кодекс, каждый должен помнить о том, что подписка о неразглашении обвиняемому или подозреваемому предложена быть не может.

Отказаться от общей формулировки подписки можно, объяснив сотруднику, что теряется возможность обратиться даже к адвокату в случае надобности, так как у него придется упомянуть об уголовном деле. В этом случае следователь должен конкретизировать, что именно не подвергается огласке.

Большинство участников процесса, выйдя из кабинета отдела следствия или дознания, где они подписали бумаги о сохранении тайны расследования, думает, что хоть одно слово об уголовном деле за пределами отделения МВД может грозить им статьей УК РФ. Прежде чем бояться сказать лишнего, необходимо знать, что ст.161 УПК РФ не налагает табу на оглашение данных:

Если изложение данных требовалось при подаче документов в государственные инстанции, разглашение информации не является преступлением. К этой же категории будет относиться и передача данных дела специалисту, привлеченному для расследования, но при условии подписания им документа о секретных данных.

Нужно знать, что тайну предварительного следствия УПК РФ можно разгласить вопреки подписке.

Варианты передачи материала по делу третьим лицам существуют разные:


Как придется нарушителю ответить перед законом? Преступление такого рода предусмотрено ст.310 УК РФ.

Но перед тем как подписать документ о неразглашении, следует внимательно прочитать его. Довольно часто бывает так, что подписка не содержит конкретных данных, а лишь общую фразу о неразглашении данных предварительного расследования, такая формулировка неверная. Обратившись к УПК РФ, а именно ч.2 ст.161, каждый поймет: фигурант дела не имеет придавать огласке только те факты и домыслы, которые ему стали известны в ходе беседы с уполномоченным лицом. Те данные, которыми он владел до совершения преступления, но они были использованы в деле, тайной не является.

Получается, что при распространении известных данных в случае общей формулировки о тайне расследования в подписке участник судопроизводства нарушителем закона не является.

Предварить материал по делу не так страшно, если не подписан документ по тайне следствия УПК РФ. Если все-таки участнику процесса предоставили подобную подписку, то он автоматически является переносчиком важной информации. А чтобы не попасть под статью Уголовного кодекса, стоит быть предусмотрительным.

12 августа 2013 г. 09:17

Конфиденциальность информации – понятие объемное. Оно охватывает разные отрасли экономики и сферы общественной жизни, для каждой из которых есть свои особенности правового регулирования. Предлагаем вашему вниманию обзор российского законодательства, который поможет разобраться в том, какие данные следует отнести к конфиденциальной информации и какие законы определяют сохранность конфиденциальности.

Нормативная база для работы с конфиденциальными документами

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон об информации), в широком понимании информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. В зависимости от порядка ее предоставления или распространения она подразделяется на:

● информацию, свободно распространяемую;

● информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;

● информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;

● информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.

Говоря о нормативном регулировании работы с информацией ограниченного доступа, важно помнить, что ограничения на доступ к такой информации устанавливаются только федеральными законами (ст. 5, п. 2 Закона об информации). Законодательно установлено, что информация ограниченного доступа может составлять государственную тайну или относиться к конфиденциальной информации.

Законодательство РФ в области государственной тайны и конфиденциальной информации

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации регулируются Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне». К государственной тайне относятся защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

В Законе об информации дается определение конфиденциальности информации , под которым понимается обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя.

Виды конфиденциальной информации

Виды конфиденциальной информации установлены Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера». К ней относятся:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Секрет производства (ноу-хау), то есть сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности.

Персональные данные

Нормативно-правовые акты

● Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

● Трудовой кодекс Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», персональными данными признается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Законом об информации (ст. 11) установлено, что не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

Порядок обработки персональных данных в рамках трудовых отношений установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (глава 14), где, в частности, говорится, что работники и их представители должны быть ознакомлены под расписку с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области.

Положение о неразглашении персональных данных содержится и в Федеральном законе «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ, где говорится о том, что сведения, ставшие известными работнику органа записи актов гражданского состояния в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния, в том числе персональные данные, являются информацией, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, и разглашению не подлежат (ст. 12).

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ст. 137) предусматривает уголовную ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации.

Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства

Нормативно-правовые акты

● Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ

Положения о недопустимости разглашения следственных данных установлены, в частности, Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ. Так, в ст. 161-162 определено, что данные предварительного расследования не подлежат разглашению. Они могут быть преданы огласке лишь с разрешения прокурора, следователя, дознавателя и только в том объеме, в каком ими будет признано это допустимым, если разглашение не противоречит интересам предварительного расследования и не связано с нарушением прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Разглашение данных о частной жизни участников уголовного судопроизводства без их согласия не допускается. Разглашение данных предварительного расследования лицом, предупрежденным в установленном законом порядке о недопустимости их разглашения, если оно совершено без согласия прокурора, следователя или лица, производящего дознание, влечет уголовную ответственность.

Служебная тайна

Нормативно-правовые акты

● Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

● Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»

Служебные сведения ограниченного доступа (служебная тайна) составляют один из видов конфиденциальной информации. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. № 188 определяет служебную тайну как служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233 «Об утверждении положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» установлен порядок обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии, а также на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях.

Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, утвержденное указанным документом, относит к служебной информации ограниченного распространения несекретную информацию, касающуюся деятельности организаций, ограничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью. Положение также устанавливает порядок организации документооборота документов ограниченного распространения.

Важно! На документах (в необходимых случаях и на их проектах), содержащих служебную информацию ограниченного распространения, проставляется пометка «Для служебного пользования».

Сведения, связанные с профессиональной деятельностью

Нормативно-правовые акты

● Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

● Федеральный закон от 21ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

● Уголовный кодекс Российской Федерации

К конфиденциальной информации относятся сведения, связанные с профессиональной деятельностью: врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и др.

Порядок обращения и порядок доступа к информации, составляющей различные виды профессиональной тайны, регламентируется рядом законодательных актов Российской Федерации. Как правило, это законодательные акты, регулирующие отношения в определенных сферах деятельности.

Адвокатская тайна . Например, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» содержит ст. 8 «Адвокатская тайна», в которой установлено, что адвокатской тайной являются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В связи с этим адвокат не может быть вызван и допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Нотариальная тайна . Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 (ст. 5) установлено, что при исполнении служебных обязанностей нотариусу, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий, или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных в документе. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия.

Врачебная тайна . В Федеральном законе от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ст. 13 «Соблюдение врачебной тайны» установлено, что информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме случаев, установленных законом.

Тайна переписки . Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» (ст. 15) содержит положения, направленные на защиту тайны связи: тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи. Тайна связи не подлежит разглашению без согласия пользователя услуг почтовой связи. Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи. Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 138) влечет уголовную ответственность.

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью

Нормативно-правовые акты

Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничивается, составляет коммерческую тайну. Определение коммерческой тайны дает Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Закон «О коммерческой тайне» устанавливает виды информации, которая не может составлять коммерческую тайну . Это информация, содержащаяся:

● в учредительных документах юридического лица;

● документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

● в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

● в документах о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

● в документах о загрязнении окружающей среды;

● в документах о состоянии противопожарной безопасности;

● в документах о санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;

● в документах о безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов;

● в документах о безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;

● в документах о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест и др.

Закон устанавливает меры организационного характера, обеспечивающие защиту документов, содержащих коммерческую тайну, от несанкционированного доступа. В том числе законом установлен гриф ограничения доступа к документам, содержащим коммерческую тайну: «Коммерческая тайна».

Секрет производства (ноу-хау)

Нормативно-правовые акты

● Гражданский кодекс Российской Федерации

Последним видом рассматриваемой нами конфиденциальной информации является секрет производства (ноу-хау). Статья 1465 ГК определяет секрет производства (ноу-хау) как сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

В настоящее время проводится реформа гражданского законодательства. Проектом ГК РФ предлагается изменить содержание понятия секрета производства. В связи с поправками к Гражданскому кодексу РФ о секрете производства соответствующие изменения будут вноситься и в Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне». В результате этого применение режима коммерческой тайны станет возможным не только в отношении секретов производства, но и тех сведений, которые не являются оборотоспособными, но обладают коммерческой ценностью вследствие их неизвестности третьим лицам.

Е.И. Сидорова

ПОНЯТИЕ И СОСТАВ СЛЕДСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Следственная тайна - один из важных институтов уголовно-процессуального права и широко используемая в юридической литературе научная категория. В то же время вопрос о понятии и составе следственной тайны остается еще во многом дискуссионным и в целом малоизученным.

Определение понятия «следственная тайна», так же как и понятия «тайна», в законодательстве отсутствует. Термин «тайна» используется в различных отраслях законодательства: уголовном, уголовно-процессуальном, гражданском, гражданско-процессуальном, административном и других в значении охраняемых законом сведений ограниченного доступа (распространения).

Всякая тайна представляет собой разновидность информации. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация - это сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Информация может быть представлена в двух формах: документированной и недокументированной.

Документированная информация, согласно статье 2 указанного выше закона, - это зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.

Объектом правоотношений может быть только документированная информация. В связи с этим правовой охране подлежит только информация, зафиксированная на материальном носителе. Недокументированная форма представления информации находится за пределами правового регулирования.

Документированная информация по своей форме может быть письменной (рукопись, машинный текст), электронной (электронный документ), фотографической, физической (образец изделия, устройство, оборудование, агрегат или его составная часть, интегральная микросхема, программа для ЭВМ, в частности исходный текст и объектный код, аудио- и видеозапись), графической (чертежи, схемы, графики).

В соответствии с законодательством, тайна - это охраняемая законом информация, для которой в специальных законах установлен специальный режим ее правовой защиты, например государственная, служебная и коммер-

ческая тайна. Признаками информации, составляющей тайну, являются: неизвестность информации, отсутствие свободного доступа к ней, защищенность информации.

Неизвестность - это такое качество информации, которое отражает отсутствие знаний у третьих лиц, касающееся существования и содержания сведений определенного рода.

Отсутствие свободного доступа как признак тайны означает, что лицо, не обладающее соответствующим набором полномочий, не имеет права знакомиться, уничтожать, искажать, модифицировать, использовать, копировать (переписывать, фотографировать, множить с помощью копировальных аппаратов и т. п.), собирать сведения, составляющие тайну.

Защищенность информации означает, что тайна - это информация с установленным специальным режимом доступа и использования, целью которого является: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; предотвращение других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы, обеспечение правового режима документированной информации; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных; сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», информация в зависимости от категории доступа к ней подразделяется на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», «государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-

розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Статьей 8 данного Закона установлены три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года №188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111) к сведениям конфиденциального характера отнесены:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).

5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).

6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Согласно п. 1.2. Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. № 1233, к служебной информации ограниченного распространения относится несекретная информация, касающаяся деятельности организаций, огра-

ничения на распространение которой диктуются служебной необходимостью.

Документированная информация, содержащаяся в материалах уголовных дел, по своему характеру может быть не только конфиденциальной, но в ряде случаев представлять собой государственную тайну определенной степени секретности.

Исходя из изложенного, понятие «следственная тайна» можно определить как содержащиеся в материалах конкретного уголовного дела, документированные конфиденциальные и секретные сведения (данные), неправомерный доступ к которым и преждевременное разглашение которых может причинить вред интересам государства и общества, интересам предварительного расследования, правам и законным интересам участников уголовного судопроизводства и иных физических и юридических лиц.

Состав следственной тайны образуют отраженные в материалах уголовного дела сведения, которые могут быть отнесены к различным видам охраняемых законом тайн. Среди них можно выделить следующие:

1. Сведения, составляющие служебную тайну (сведения, касающиеся планов расследования по уголовному делу в целом либо планов производства отдельных следственных действий, информация о наличии либо отсутствии доказательств и об их содержании, о факте и результатах проведенных следственных и иных процессуальных действий, о факте применения мер процессуального принуждения, о принятых мерах защиты участников уголовного судопроизводства).

2. Сведения, составляющие личную и семейную тайны участников уголовного судопроизводства (персональные данные, сведения о связях, отношениях, убеждениях, предпочтениях, интересах, роде занятий, имущественном и семейном положении, состоянии здоровья, о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина).

3. Сведения, составляющие профессиональную тайну участников процесса и иных лиц, полученные при производстве по уголовному делу (врачебная, нотариальная, аудиторская, банковская, связи, страхования).

4. Сведения, составляющие коммерческую тайну физических или юридических лиц.

5. Сведения, составляющие государственную тайну.

Различные виды тайн, получив отражение в материалах уголовного дела, приобретают правовой статус и охраняются в правовом режиме следственной тайны. Обязанность обеспечения защиты этой тайны от неправомерного доступа и разглашения лежит на органах предвари-

тельного расследования и их должностных лицах, которым вверена тайна.

ЛИТЕРАТУРА

1. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 // СЗ РФ.- 1997.- № 41.- Ст.4673.

2. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ.- 2005.- № 41.- Ст. 4673.

3. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ.- 2006.- № 31 (ч. 1).- Ст.3478.

Коммерческую, налоговую, банковскую, врачебную, нотариальную, адвокатскую и т. п.

Режим тайны включает в себя ограничения оборота определенной информации, к примеру:

  • недопустимость допроса адвоката об информации, которую он получил, оказывая юридическую помощь;
  • создание системы защиты (допуска и доступа) государственно-значимой информации;
  • особый порядок предоставления государственным органом информации, позволяющий получить коммерческую выгоду;
  • конфиденциальность информации, полученной нотариусом в ходе профессиональной деятельности и т. п.

В рамках уголовного судопроизводства можно выделить несколько видов тайн:

  • тайна переписки;
  • государственная тайна и иные виды охраняемых законом тайн;
  • уголовно-процессуальные тайны;
  • следственная тайна;
  • тайна судопроизводства.

Тайна переписки

Замечание 1

Каждый человек имеет право на тайну своей частной жизни, в том числе и тайну переписки, которая гарантируется и международными, и национальными актами (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ, ст. 13 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Право на тайну корреспонденции, однако, не является абсолютным и может быть ограничено, в том числе и при производстве по уголовному делу.

Режим тайны переписки в уголовном процессе следующий:

  • это право может быть ограничено только с санкции суда (ч. 1 ст. 13 УПК РФ);
  • по предварительному судебному решению на почтовые отправления может быть наложен арест, а переговоры могут контролироваться и записываться (ч. 2 ст. 13 УПК РФ).

Иные охраняемые законом сведения

Информация, в отношении которой установлен режим тайны (аудиторской, завещания, усыновления и пр.), допускается к использованию в уголовном судопроизводстве со следующими ограничениями:

  • предметы и документы, в которых содержится охраняемая законом тайна, могут быть изъяты только по решению суда (п. 4 ч. 2 ст. 29 УПК РФ);
  • уголовные дела, содержащие государственную тайну, подсудны судам второго звена – областным, краевым, республиканским и т. п. (п. 3 ч. 3 ст. 31 УПК РФ);
  • адвокат по уголовным делам, содержащим государственную тайну, дает подписку о ее неразглашении и соблюдении требований Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» при осуществлении защиты (ч. 5 ст. 49 УПК РФ);
  • подписка о неразглашении охраняемой законом тайны берется также и у присяжных, отказ в даче такой подписки влечет отвод присяжного заседателя (ч. 24 ст. 328 УПК РФ);
  • обвиняемый и защитник не вправе пользоваться выписками и копиями материалов уголовного дела, содержащих государственную тайну, за рамками судебного заседания (ч. 2 ст. 217 УПК РФ);
  • разбирательство по делам, содержащим охраняемую законом тайну, может быть осуществлено в закрытом порядке (ч. 2 ст. 241 УПК РФ).

Уголовно-процессуальные тайны

В уголовном процессе могут возникать различные ситуации тактического характера, в которых необходимо соблюдать определенные сведения в тайне. Можно выделить следующие тайны в уголовном процессе:

  • тайна задержания может применяться с согласия прокурора в отношении совершеннолетних задержанных, если это необходимо в интересах следствия (ч. 4 ст. 96 УПК РФ);
  • тайна данных о лице, передавшем информацию о преступлении средствам массовой информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);
  • тайна данных о потерпевшем, свидетеле, их близких лицах, если им угрожает опасность, при производстве следственных и судебных действий (ч. 9 ст. 166, ч. 3.1 ст. 227 УПК РФ);
  • тайна частной жизни лица, в помещении которого проводился обыск, а также иных лиц (ч. 7 ст. 182 УПК РФ);
  • адвокатская тайна и тайна исповеди (недопустимость допроса соответственно адвоката и священника о сведениях, полученных при оказании помощи или из исповеди).

Следственная тайна

К информации, разглашение которой в уголовном процессе ограничено, относятся данные предварительного расследования (ст. 161 УПК РФ). Режим следственной тайны следующий:

  • по общему правилу данные расследования не могут быть разглашены, о чем лицо, ведущее производство по делу, предупреждает участников процесса с взятием подписки;
  • при отсутствии разрешения участника процесса (его законного представителя) не могут быть разглашены данные о его частной жизни;
  • предание информации о расследовании гласности допустимо только с разрешения и в объеме, определенном лицом, ведущим производство по делу, если этим не нарушаются интересы расследования и права участников процесса;
  • разглашением следственной тайны не признается изложение обстоятельств дела в процессуальных документах, а также предоставление информации специалисту, привлекаемому к данному делу.

В то же время установлен и перечень следственной информации, на которую не может быть наложен запрет огласки:

  • сведения о противоправных действиях органов власти;
  • сведения, публично распространенные лицом, ведущим расследование;
  • сведения, оглашенные в судебном заседании.

Тайна судопроизводства

По уголовным делам тайна судопроизводства может иметь две формы:

  • тайна совещания судей (ст. 298 УПК РФ);
  • тайна совещания присяжных (ст. 341 УПК РФ).

Под тайной совещания судей понимается особый порядок постановления итогового решения по уголовному делу:

  • в специально отведенной для этого совещательной комнате;
  • в присутствии только судей, рассматривавших конкретное уголовное дело;
  • право судей прервать заседание по окончании рабочего времени или для отдыха (в это время судьи вправе покинуть совещательную комнату);
  • запрет разглашать процесс принятия решения, в том числе при изложении судьей особого мнения (ч. 5 ст. 301 УПК РФ).

Законом охраняется и тайна вынесения присяжными вердикта :

  • вердикт выносится в совещательной комнате;
  • при вынесении вердикта не вправе участвовать иные лица, кроме самих присяжных (в том числе профессиональный судья);
  • присяжные вправе с наступлением ночи или по окончании рабочего времени прерваться для отдыха;
  • присяжные не вправе разглашать процесс вынесения вердикта.

Замечание 2

Нарушение тайны совещания и профессиональных судей, и присяжных заседателей влечет безусловную отмену приговора при апелляционном пересмотре дела (ч. 1 ст. 389.17 УПК РФ).