Уголовная юрисдикция рф. Уголовная юрисдикция

Каждое государство самостоятельно устанавливает пределы своей уголовной юрисдикции в отношении собственных граждан. Государства привлекают собственных граждан к уголовной ответственности за преступления, совершенные ими на своей территории, а в некоторых случаях и за рубежом. Иностранцы в принципе несут ответственность за все преступления, совершенные ими на территории государства пребывания, по законам этого государства.

В некоторых случаях, чаще всего по политическим соображениям, иностранцы не подвергаются наказанию на территории страны пребывания и высылаются.

Вместе с тем в международном праве существует общепризнанная обычная норма, согласно которой иностранец не может привлекаться к уголовной ответственности на территории государства пребывания за преступления, совершенные в каком-либо другом государстве, если эти преступления не затрагивают государства пребывания. Может возникнуть вопрос о его выдаче. Но обязанность выдачи преступников существует лишь на основе договоров. Исключение составляет выдача военных преступников, которая основана на принципах, закрепленных не только в договорах, но и в обычаях.

Дипломатическая защита граждан за рубежом - важнейший институт современного международного права. Дипломатическая защита - это термин, который имеет широкое значение. Он не означает, что обязательно именно дипломатическое представительство как таковое должно оказывать дипломатическую защиту. Оказание защиты гражданам представляемого государства является обычно функцией консульских учреждений .

Дипломатическая защита не только включает в себя собственно защиту государством своих граждан за рубежом, но предполагает также право заинтересованного государства получать через соответствующее представительство информацию о действиях, в совершении которых обвиняется гражданин этого государства.

Правда, государство, оказывающее защиту, ограничено рамками местного законодательства. Дипломатическая защита вовсе не означает безграничного права требовать освобождения от наказания своего гражданина, если он виновен.

Дипломатическая защита прежде всего является средством, обеспечивающим соблюдение режима иностранцев в отношении данного лица или лиц. Если иностранец действительно нарушил законодательство государства пребывания, то дипломатическая защита сводится к выяснению обстоятельств совершения правонарушения, подбору, если это необходимо, адвокатов и т. д.

Если же в ходе оказания защиты выясняется, что было нарушено законодательство государства пребывания в отношении данного лица или лиц, тогда заинтересованное государство вправе потребовать соблюдения соответствующего законодательства и, в случае необходимости, наказания виновных, компенсации пострадавшему и т. д.

Возникает вопрос: государство обязано оказывать дипломатическую защиту своему гражданину или имеет на это право? Следует различать дипломатическую защиту как институт внутригосударственного права и институт международного права. С точки зрения международного права государство имеет право оказывать дипломатическую защиту своему гражданину, находящемуся за границей. Другие государства обязаны уважать данное право. А воспользуется ли им конкретное государство, зависит прежде всего от его законодательства и, разумеется, политических соображений. С точки зрения внутригосударственного права ситуации могут быть различными. Внутреннее право государства может предусматривать оказание защиты его гражданину, находящемуся за рубежом, в обязательном порядке в случае нарушения его прав. Например, такое правило установлено в ст. 5 закона от 28 ноября 1991 г. о гражданстве России .Но внутреннее право государства может оставить решение вопроса об оказании дипломатической защиты на усмотрение дипломатических и консульских представительств. Тогда с точки зрения внутреннего права государство не обязано оказывать дипломатическую защиту своим гражданам за рубежом.

Уголовная юрисдикция - власть государства издавать нормы уголовного права и обеспечивать их применение.

Такая юрисдикция называется полной. Она включает предписывающую юрисдикцию и юрисдикцию принуждения. Первая означает, что государство может предписывать обязательные правила поведения, но ограничено в использовании средств обеспечения их соблюдения. Юрисдикция принуждения означает власть государства принуждать к соблюдению права и актов его применения.

Вопросы уголовной юрисдикции решаются законодательством государства в соответствии с международным правом. Общее правило состоит в том, что государство осуществляет полную юрисдикцию в пределах своей территории и ограниченную в пределах специальной экономической зоны моря и континентального шельфа, а также в отношении своих граждан за рубежом.

Юрисдикция, осуществляемая в пределах государственной территории, именуется территориальной. В ее основе лежит территориальный принцип. Юрисдикция, осуществляемая за пределами территории, называется экстратерриториальной. В ее основе лежит персональный принцип, в силу которого государство вправе обязать своих граждан за рубежом соблюдать свои законы, но не может применять меры принуждения. Персональный принцип все чаще распространяется государствами и на лиц без гражданства, постоянно проживающих на их территории.

Существует также принцип защиты или безопасности, который призван обеспечить защиту существенных интересов государства и его граждан от преступных деяний, совершаемых за рубежом. В таких случаях государство вправе привлечь к уголовной ответственности любое лицо независимо от места совершения преступления, разумеется, при условии, что такое лицо окажется в сфере его полной юрисдикции. Принцип защиты получает все более широкое распространение в законодательстве и судебной практике государств.

Наконец, существует принцип универсальности, предусматривающий возможность распространения уголовной юрисдикции государства на деяния, признанные преступными международным правом, независимо от гражданства совершившего их лица и места совершения. В прошлом он охватывал лишь пиратство и работорговлю, ныне распространяет свое действие и на ряд преступлений по общему международному праву (преступления против мира и безопасности человечества).

Уголовный кодекс РФ, введенный в действие с 1 января 1997 г., отразил современные тенденции в области экстратерриториальной юрисдикции. В него включена статья "Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации" (ст. 12). Первая часть статьи посвящена экстратерриториальному действию УК РФ в отношении российских граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в России. В ней говорится, что эти лица, "совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в иностранном государстве".

В этом положении нашли воплощение два общепризнанных принципа уголовного права. Первый - принцип двойной криминальности, в соответствии с которым деяние должно квалифицироваться как преступление как в стране совершения, так и в стране привлечения к уголовной ответственности. Второй принцип - "никто не может быть судим или наказан дважды за одно и то же". Законодательство государств и международные акты исходят из того, что последний из этих принципов неприменим к случаям, когда лицо совершило преступление в другом государстве.

Вызывает сомнение выражение "преступление вне пределов Российской Федерации". Оно охватывает не только территорию иностранного государства, но и международные пространства вне пределов РФ (открытое море, Антарктика и др.), а у этих пространств иной режим. Совершенные здесь преступления, как правило, рассматриваются по законам государства гражданства правонарушителя. Поэтому отмеченное выражение должно толковаться ограничительно как преступление, совершенное на территории иностранного государства.

В Конвенции 1982 г. проводится четкое разграничение уголовной и гражданской юрисдикции государства флага и прибрежного государства в отношении иностранного судна, осуществляющего мирный проход через территориальное море.
Статья 27 Конвенции предусматривает, что уголовная юрисдикция прибрежного государства в отношении преступлений, совершенных на борту судна во время прохода через территориальное море, осуществляется только в следующих случаях:
- если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
- если преступление имеет характер, нарушающий спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
- если капитан судна, дипломатический агент или консульское должностное лицо государства флага обратились к местным властям с просьбой об оказании помощи;
- если принимаемые меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.
Эти положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
В первых двух указанных выше случаях прибрежное государство по просьбе капитана уведомляет дипломатического агента или консульское должностное лицо государства флага до принятия каких-либо мер и способствует установлению контакта между указанным агентом или должностным лицом и экипажем судна. В случаях крайней срочности это уведомление может быть сделано в то время, когда принимаются указанные меры.
Решая вопрос о том, следует ли вообще и каким образом произвести арест, местные власти учитывают интересы судоходства.
Прибрежное государство не может принимать на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, никаких мер для ареста какого-либо лица или производства расследования по поводу преступления, совершенного до входа судна в территориальное море, если судно, следуя из иностранного порта, ограничивается проходом через территориальное море, не заходя во внутренние воды. Однако Конвенция 1982 г. предусматривает возможность осуществления такого вмешательства в случаях, связанных с нарушением законов и правил прибрежного государства в его исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, а также нанесением ущерба морской среде.
Согласно статье 28 Конвенции, прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна.
Прибрежное государство может применять в отношении такого судна меры взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства.
Это положение не затрагивает права прибрежного государства применять в соответствии со своими законами меры взыскания или арест по гражданскому делу в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.
В частности, прибрежное государство имеет право потребовать от иностранного военного корабля покинуть территориальное море, если такой корабль не соблюдает правил прибрежного государства, касающихся прохода, и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении (ст. 30 Конвенции). В юридической литературе отмечается, что положения данной статьи носят императивный характер. Иностранный военный корабль обязан незамедлительно выполнить подобные требования. При этом прибрежное государство, применяя данную норму, прежде всего, должно руководствоваться положениями ст. 19 Конвенции 1982 г., раскрывающей понятие мирного прохода. В противном случае применение положений ст. 30 будет противоречить положениям современного международного права.

Еще по теме § 3. Уголовная и гражданская юрисдикция в отношении иностранных судов:

  1. К статье 1186 ГК РФ ("Определение права, подлежащего применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом").

Юрисдикция государства – осуществление государством властных полномочий. Она подразделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Осуществление юрисдикцию в широком смысле – это осуществление внутренней стороны государственного суверенитета в отношении всей территории, либо её части. Сфера экстерриториальной юрисдикции государства осуществляется только на основе международного права и в пределах международной территории, в отношении морских судов и экипажей в открытом море. В узком смысле юрисдикция государств – это осуществление судебной юрисдикции и означает правомочие суда конкретного государства рассматривать дела, отнесённые к его компетенции и принимать по ним решения. Юридическая ответственность включает в себя три формы: уголовная, административная и гражданско-правовая. Принципы уголовной юрисдикции:

1. Территориальный принцип . Он составляет основу уголовной юрисдикции и обозначает, что преступления, совершённые на территории какого-то государства подлежат юрисдикции именно этого государства.

2. Принцип гражданства . Обозначает распространение уголовной юрисдикции государства на своих граждан за совершённые ими конкретные преступления независимо от места его совершения. В США это государственная измена, воинские преступления, ответственность за незаконный оборот наркотиков. Активное гражданство – граждане собственного государства совершили преступление. Пассивное гражданство – распространение уголовной ответственности на лиц, совершивших преступления против граждан этого государства не зависимо от места совершения преступления.

3. Принцип универсальной юрисдикции . Он обозначает придание суду лиц, совершивших уголовно наказуемое преступление вне зависимости от места совершения преступления и гражданства лица.

В зависимости от того в какой мере эти преступления затрагивают те или иные стороны общественной жизни и представляют ту или иную опасность преступления делятся на :

1. Международные преступления . Совершение действий, представляющих значительный интерес для международного сообщества государств в целом и ставящих под угрозы международный мир и стабильность межгосударственных отношений. Есть такой римский статут эти преступления делятся на: совершение преступлений против человечества (Нюрнбергский процесс); преступления геноцида; военные преступления (Женевские конвенции); преступления агрессии (установлено, но не раскрывается его содержание). «Агрессия» - определение генассамблеи в 1974 г., она есть прямая и косвенная. Косвенная – оказание широкомасштабной помощи агрессору. Прямая – бомбардировка, блокада и т.д. Подписать договор – не значит сделать его юридически обязательным.



2. Преступления международного характера . Или их иногда называют конвенционные преступления. Это противоправные действия индивидов, не связанных с политикой государства, и посягающих не только на национальный, но и на международный правопорядок и представляющие общественную опасность для двух и более государств. Такие преступления состоят из двух компонентов – это общественная опасность для международного сообщества и наличие конвенционных норм. Какие эти преступления? Прежде всего, это терроризм. Уголовно-правовая дисциплина продвинулась намного дальше по поводу состава преступления «терроризм». В целом терроризм – применение насилие с целью угроз для того, чтобы принудить совершить тех или иных действий. Определение международного терроризма не выработано до настоящего времени. Были проведены конференции, договоры на межгосударственном уровне так и не выработали конвенцию. Есть такая организация ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) она дала определение «терроризма» – деяние, признаваемого в одном из девяти предлагаемых соглашений. Далее было дано определение философского плана: «Запугивание население либо политических кругов с целью достижения преступных целей». И вот к этим актам относятся: 1)посягательства на лиц, пользующихся международной защиты (Конвенция 1973г.); 2)Европейская конвенция по борьбе с терроризмом 1976 г.; 3) Незаконные акты в отношении судов гражданского флота (Конвенции Токийская 1963г.; Гаагская 1970 г. и Мон - реальская конвенция 1971г., по морскому судоходству Римская конвенция 1988 г. и протокол к ней); 3) Пиратство; 4) Захват заложников; 5) Незаконный захват и использование ядерного материала; 6) Незаконный оборот психотропных и наркотических средств; 7) Подделка денежных знаков; 8) Рабство и работорговля где бы ни были и в какой форме; 9) Торговля людьми, включая использование проституции третьими лицами; 10) Наёмничество. В отношении нёмничества как отдельная конвенция, так и протокол.



Все эти преступления подпадают под преступления международного характера.

3. Общеуголовные преступления . Они затрагивают интересы одного государства, но без помощи других государств невозможно привлечь к ответственности без нарушения суверенитета третьих государств. Сотрудничество или борьба по общеуголовным преступлениям осуществляется в двусторонних соглашениях. РФ является участником более 30 таких соглашений. Когда совершается преступление, например, угон воздушного судна и выставление политических условий. Когда куда-либо угоняют наиболее умные злоумышленники выясняют есть ли двустороннее соглашение. Помимо двусторонних соглашений есть Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959г., она имеет действие своё в том числе и финансовые преступления. В какой форме государство оказывает сотрудничество? В форме выдачи или экстрадиция – передача лица государством, на территории которого оно находится другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или приведение приговора в исполнение. Передача и выдача не одно и то же. Выдача не производится: 1)в отношении своих граждан; и 2) лиц, которым предоставлено политическое убежище; 3) если наказание за совершённое преступление в законодательстве обоих государств предусмотрено лишение свободы менее одного года; 4) если за конкретное преступление на территории запрашиваемого государства вынесено судебное решение; 5) если истёк срок давности за преступление или выдача запрещена по законодательству запрашиваемого государства; 6) по законодательству обоих государств преступление относится к делам частного производства. Вот в этих случаях экстрадиция или выдача производится не может. Выданное лицо может быть привлечено к ответственности только по деянию, ради которого был сделан запрос о его выдаче. В рамках международной организации предусмотрены спец. органы по предупреждению преступности и борьбы с ней, они дают рекомендации и осуществляют функции в рамках выдачи советов, обзоров и рекомендации. В 1923 г. создана международной организации уголовной полиции, в 1956 г. создан устав Интерпола. В настоящее время более 150 государств являются участниками Интерпола. Советский Союз не был участником Интерпола. Штаб квартира в Леоне(французский город), первая штаб квартира была в Вене. В 1940 г. штаб квартира переехала в Берлин, находилась под контролем фашистского режима. В 1946г. перевели в Париж, И с 1989г. штаб квартира находится в Леоне. Только по уголовным делам Интерпол осуществляет свою деятельность. В Леоне работа Интерпола – ведение картотеки и представление в национальное бюро (иначе - запрос). Международный уголовный суд создан на основании римского статута. Подписали его многие государства, но не многие государства его ратифицировали. По юридически – необходимость внесения изменения в конституцию или пусть кс скажет, что это не выдача, а передача. Почему США, Китай, Казахстан не хотят участвовать, одни берут ответственность на себя, а другие нет? Правонарушения в Чеченских войнах было как со стороны федеральных сил, так и со стороны вооружённых формирований. За преступления федеральных сил будут отвечать Президент РФ, командиры дивизий, исполнителей. Преступный приказ не должен исполняться.

До начала прошлого столетия законодательство большинства зарубежных стран, а также судебная практика исходили из строго территориального действия уголовного права. Ситуация начала меняться после решения Постоянной палаты международного правосудия по делу о судне «Лотос», которое в 1927 г. в открытом море столкнулось с турецким судном, в результате чего последнее затонуло и погибли люди. После захода французского судна в турецкий порт те члены экипажа, которые несли вахту в момент столкновения, были преданы турецкому суду и осуждены на основе УК Турции, предусматривавшего уголовную ответственность за действия, совершенные иностранцами за пределами турецкой территории против турецких граждан.

Франция заявила протест, и по соглашению сторон спор был передан на рассмотрение Постоянной палаты международного правосудия. Палата в своем решении не дала прямой квалификации правомерности экстратерерриториального действия уголовного права Турции, однако согласилась с правомерностью принятого решения, по сути приравняв турецкое судно к территории государства. Следует также обратить внимание на следующее положение, содержащееся в постановлении Постоянной палаты международного правосудия: «Хотя и верно, что во всех системах права принцип территориального характера уголовного права является основополагающим, но в равной мере верно, что действие всех или почти всех этих систем права распространяется за пределы территории государства, которое ее приняло, и что разные государства делают это различным путем. Поэтому “территориальность” уголовного права не является абсолютным принципом международного права и ни в коем случае не совпадает с государственным суверенитетом».

Показательно, что решение было принято с трудом, голоса судей разделились поровну, и только решающий голос председателя позволил его принять. Практике того периода более соответствовала концепция, изложенная в особом мнении судьи Ладора: «Уголовное право государства может распространяться на преступления и менее важные противоправные деяния, совершенные за рубежом его гражданами, поскольку эти граждане подчинены праву своей страны. Но оно не может распространяться на преступления, совершенные иностранцем на иностранной территории, не нарушая суверенных прав соответствующего иностранного государства, поскольку в этом государстве издавшее закон государство не обладает юрисдикцией».

В действующем УК РФ экстерриториальная уголовная юрисдикция государства закреплена в положениях ст. 12, озаглавленной «Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации».

Экстерриториальная уголовная юрисдикция России в отношении иностранных членов экипажей судов, совершающих мирный проход через территориальные воды России, основана на принципе защиты. Они подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации при условии, что они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ. Приведенное положение не противоречит нормам международного права. Например, в ст. 5 Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. установлено, что каждое государство-участник предпримет необходимые меры для установления своей юрисдикции в отношении преступлений в случаях, когда жертва является гражданином этого государства, если данное государство считает это целесообразным.

Объем уголовной экстерриториальной юрисдикцииохватывает:

Международный терроризм;

Колониализм;

Нарушение прав человека и основных свобод;

Ситуации, сложившиеся в результате несанкционированного применения силы по отношению к суверенному государству (Ирак, Югославия), иностранной оккупации, которые могут угрожать международному миру и безопасности.

Уголовно-процессуальное права придерживается территориального принципа. Тем не менее и здесь может иметь место применение норм иностранного государства на основе договора. В п. 1 ст. 8 упоминавшейся Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. стран СНГ говорится, что при исполнении поручения об оказании правовой помощи запрашиваемое учреждение применяет законодательство своей страны. По просьбе запрашивающего учреждения оно может применить и процессуальные нормы запрашивающей Договаривающейся Стороны, если только они не противоречат законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны.