Второму поколению прав человека относятся. Поколения прав человека: концепция

В целях отражения генезиса прав человека и динамики представлений об их содержании учеными была принята классификация прав человека, заключающаяся в делении их на «поколения» – первое, второе и третье . В основе этой классификации лежит такой критерий как время провозглашения и юридического закрепления тех или иных прав и свобод человека. Впервые классификацию «трех поколений» прав человека выдвинул французский ученый К. Васак.

Появление каждого нового «поколения» означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но и изменение воззрений людей на институт прав человека, усвоение ими принципиально новой логики рассуждения и аргументации в пользу тех или иных прав, их переосмысление.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, а также часть экономических прав (право на частную собственность, которое рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной свободы; свобода экономической деятельности, свобода контракта). Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке. В первых декларациях прав человека (английский Билль о правах 1689 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., американский Билль о правах 1791 г.) речь шла именно об этих правах. Следует отметить, что на формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.

К первому поколениюправ человека относят: право на жизнь, свободу и безопасность личности; право на свободу мысли, совести и вероисповедания; право каждого гражданина на участие в ведении государственных дел; право на равенство перед законом; право на свободу от произвольного ареста и задержания; право на гласное, с соблюдением требований справедливости рассмотрение дела независимым судом и др.

Данные права иначе называют «негативными», поскольку они опирались на негативную концепцию свободы: они обязывали государство воздерживаться от необоснованного вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни.



Считается, что права первого поколения – это основа института прав человека. Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению. Некоторые ученые склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно прав человека, полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь «социальными притязаниями». И хотя данная точка зрения не является общепринятой, необходимо отметить, что признание прав второго поколения означало существенную трансформацию исходной концепции прав человека.

Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, – между мировыми социальными системами. Главными «идейными вдохновителями» этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и «новые либералы» (Т.Х. Грин, Л.Т. Хобхауз, Дж.А. Хобсон, в России – П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, С.И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Борьба народов за утверждение прав второго поколения – за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса – развернулась с конца XIX века. В это время в капиталистических обществах обозначился острый социально-экономический кризис, произошла поляризация на богатых и бедных. Новые либералы выдвинули идею усиления роли государства в регулировании рынка и социальной защите населения . В центр внимания выдвинулись право человека на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на социальное обеспечение, право работающих на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и для его семьи, на создание профессиональных союзов для защиты своих интересов и др.



В некоторых странах уже в конце XIX – начале ХХ века удалось добиться законодательного закрепления гарантий некоторых прав второго поколения (всеобщее, обязательное и бесплатное образование, фабричное законодательство, законодательство о социальном страховании).

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который – не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений, – неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли наравне с другими людьми. Обладание понимаемой таким образом свободой предполагает не просто отсутствие принуждения, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов – в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

Данные права называют «позитивными», для реализации которых государству следует не воздерживаться от вмешательства в сферу свободы человека, а наоборот – принимать все организационные, хозяйственные, правовые и иные меры, которые бы позволили гарантировать реализацию данных прав.

Права второго поколения носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах указывает, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер». Как уже упоминалось, некоторые специалисты предпочитают рассматривать эти права в качестве «социальных притязаний», а не собственно прав. Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой – от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что «это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами». Таким образом, объем реализации прав второго поколения может быть предметом «переговоров» государства с налогоплательщиками.

Третье поколение прав и свобод человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с ними, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы:

– Кто является субъектом прав человека: исключительно индивиды или индивиды и группы?

– Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными?

– Правомерна ли «позитивная дискриминация», т.е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи естественных прав человека?

В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как «права солидарности», т.е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т.е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

В действительности, права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые «неотчуждаемые» коллективные «права народов», к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др.

Основы этих прав заложены в следующих международных документах:

· Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Международных пактах 1966 г.;

· Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.;

· Декларации о праве народов на мир (1984 г.);

· Декларации о праве на развитие (1986 г.);

· Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным, языковым меньшинствам (1992 г.) и других документах .

Некоторые авторы склонны рассматривать эти права как неотъемлемые (по аналогии с личными правами, которые неотъемлемы от личности их носителя); предполагается, что права народов осуществляются коллективно всеми лицами, принадлежащими к данному народу, и служат укреплению прав и свобод отдельной личности. Эта точка зрения не является общепринятой; ее оппоненты указывают на проблематичность обоснования неотъемлемых прав коллективного субъекта, а также на неизбежные коллизии между правами групп и индивидов.

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь поскольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи – идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека , связанного с сохранением генетической идентичности – потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии.

Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой – каждое «поколение» приносит с собой неизбежные конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав .

К первому поколению относятся права личные и политические, а также часть экономических (право на частную собственность, которое в раннелиберальной теории рассматривалось не только как естественная возможность распоряжаться плодами своего труда и предприимчивости, но и как гарантия личной свободы; свободы экономической деятельности и свободы контракта). Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их "родословная" прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям).

Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма .

Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

В роли главного "агента принуждения" в данном случае безусловно выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения - это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

Функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых - в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

Считается, что права первого поколения - это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно "прав человека", полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь "социальными притязаниями".


Ко второму поколению относят часть экономических прав (право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы, на отдых и др.), а также социальные и культурные права. Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, - между мировыми социальными системами. Главными "идейными вдохновителями" этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и "новые либералы" (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России - П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который - не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений - неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов - в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

Права второго поколения предполагают совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно "классическим" либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие "правила игры" касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению "права на достойную жизнь" коренным образом меняло эту схему.

С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" указывает, что "каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер".

Права, относимые к третьему поколению , весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые "неотчуждаемые" коллективные "права народов", к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН , Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др.

Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи - идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны "третьего мира ", рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы.

Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы "догоняющей модернизации", а с другой - заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и "равным признанием" идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как "некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию".

Итог .

Институт прав человека чрезвычайно динамичен и чутко реагирует на происходящие в обществах изменения. В 1990-х годах специалисты заговорили о перспективе формирования четвертого поколения прав человека, связанного с сохранением генетической идентичности - потребность в таких правах связана с новыми возможностями генной инженерии. Возможно, на горизонте - пятое или шестое поколение прав…

Очевидно, что корпус прав, требующих защиты, неизбежно будет расширяться. Вместе с тем, этот процесс нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, расширение круга признаваемых прав должно усиливать правовую защищенность личности. С другой - каждое "поколение" приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты "новых" прав со "старыми", в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Неудивительно, что некоторые специалисты выражают сомнение в том, что все эти притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав.

Может быть, лучше меньше, да лучше? Несомненно, негативное влияние на "экстенсивное" развитие международного гуманитарного права оказывает стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы. К сожалению, завершение "холодной войны" не положило конец такой практике. Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются конфигурацией многих факторов.

Концепция трех поколений прав человека

Концепция трех поколений прав человека была представлена в 1977 году чешским юристом Карелом Васаком, директором Отдела прав человека и мира ЮНЕСКО. Взяв в основу девиз Великой французской революции – «Свобода, Равенство, Братство» К. Васак разбил права человека на три поколения:

  1. гражданские и политические права («права свободы»);
  2. экономические, социальные и культурные права («права равенства»); и
  3. коллективные права («права солидарности»).

Модель К. Васака, разумеется, является упрощенным выражением чрезвычайно сложного пути исторического развития международного права прав человека, и никоим образом не подразумевает линейную эволюцию, когда каждое последующее поколение заменяет и упраздняет предыдущее. Эта модель также не означает, что права человека какого-либо поколения важнее других или что их реализация может осуществляться раздельно. Три поколения (и соответствующие категории прав человека) должны всегда рассматриваться как взаимосвязанные, взаимозависимые и дополняющие друг друга.

Первое поколение прав человека.

Первое поколение - поколение гражданских и политических прав проистекает в первую очередь из идей и концепций о государстве, политической власти, правах и свободах человека таких мыслителей 17-го и 18-го веков как Дж. Локк, Ш. Монтескье, Т. Гоббс, Ж. Ж. Руссо. Основанные на политической философии либерального индивидуализма и связанной с ней экономической и социальной доктриной невмешательства государства права человека первого поколения квалифицируется как система негативных прав, т. е. прав обязывающих государство удерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами. С признанием и осуществлением на деле прав человека первого поколения связаны возникновение, развитие и реализация на практике принципов правового демократического государства.

Первое поколение прав человека составляют следующие права и основные свободы:

  • , право на свободу, право на личную неприкосновенность человека;
  • право на свободу от рабства или подневольного состояния;
  • право на свободу от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего его достоинство обращения и наказания;
  • право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания;
  • право на справедливое и публичное судебное разбирательство;
  • право на свободу от вмешательства в личную и семейную жизнь;
  • право на свободу передвижения и выбора местожительства;
  • право на владение имуществом;
  • право на свободу мысли, совести и религии;
  • право на свободу убеждений и их выражения;
  • право на свободу мирных собраний и ассоциаций;
  • право принимать участие в управлении страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Гражданско-политические права первоначально были сформулированы во французской Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и американском Билле о правах (1791 г.). В современную эпоху эти права нашли свое отражение в конституциях и законах большинства стран мира, а также в международных конвенциях – Всеобщей декларации прав человека 1948 года (ст. 3-21) и . На региональном европейском уровне на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года и дополнительных протоколов к ней были созданы правовые механизмы защиты этих прав: системы Совета Европы и Европейского суда по правам человека.

Второе поколение прав человека.

Второе поколение - поколение экономических, социальных и культурных прав, проистекает в первую очередь из социалистических традиций, популярных среди приверженцев сен-симоновского движения начала 19-го века во Франции. В значительной степени втрое поколение возникло в ответ на злоупотребления капиталистического пути развития и его основополагающей и по существу безответственной концепции индивидуальной свободы, которая допускала и даже легитимировала эксплуатацию рабочих классов и колониальных народов.

Исторически сложилось так, что экономические, социальные и культурные права человека противопоставляются первому поколению, гражданским и политическим правам и воспринимаются преимущественно как система позитивных прав. Если суть первого поколения прав человека состоит в свободе человека от государства, его автономии, в том, что государство принимает на себя обязательство не вмешиваться в определенные сферы жизни человека, то второе поколение прав человека наоборот предполагает активное участие государства в социально-экономической и культурной жизни общества для обеспечения социальной справедливости, справедливого распределения благ и уравнивания возможностей.

Второе поколение прав человека составляют:

  • право на труд, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы;
  • право на отдых и досуг;
  • право на определенные стандарты жизни;
  • право на социальное обеспечение;
  • право свободно участвовать в культурной жизни общества;
  • право на творчество;
  • право пользоваться результатами научного прогресса.

Основными международными договорами, закрепляющими права человека второго поколения, являются Всеобщая декларация прав человека 1948 года (ст. 22-27) и .

Третье поколение прав человека.

Наконец, третье поколение - поколение коллективных прав или прав солидарности, получило широкое признание во второй половине 20-го века. В отличие от первого и второго поколений, формировавшихся на основе теоретических (либералистских и социалистических) доктрин, третье поколение является результатом человеческого опыта и практических требований реальной жизни. Например, до настоящего времени у человечества не было проблем с экологией, но в наши дни они занимают одно из ведущих мест на повестке дня. Действий одного государства уже недостаточно для выполнения обязательств, налагаемых на него правами третьего поколения. Их реализация возможна только согласованными усилиями всех акторов на «социальной сцене»: государств, международных и неправительственных организаций, общественных объединений и индивидуальных лиц.

Права первого поколения призваны защищать человека от ненадлежащего обращения государства, права второго поколения обеспечивают ему возможность требовать от государства реализации специальных правительственных программ по предоставлению социальной поддержки и помощи. Однако благополучие человека невозможно без его участия в жизни сообщества. Для достойной жизни человек нуждается не только в свободе, равенстве, но и в братстве. Права третьего поколения способствуют преодолению автономии отдельных индивидов, конкурирующих между собой, и обеспечивают социальную солидарность, что позволяет людям полностью раскрыть свой потенциал посредством совместного участия в социальной жизни различных сообществ, к которым они принадлежат.

Третье поколение прав человека составляют:

  • право на политическое, экономическое, социальное и культурное самоопределение;
  • право на экономическое и социальное развитие;
  • право на участие в пользовании «общим наследием человечества»;
  • право на мир;
  • право на чистую и здоровую окружающую среду;
  • право на гуманитарную помощь.

Права третьего поколения, закреплены в большом количестве международных документов, особенно в соглашениях, продвигающих политику «мягкого права», таких как Декларация ООН о праве на развитие 1986 года, Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию 1992 года, Венская декларация и Программа действий 1993 года и Декларация ООН о правах коренных народов 2007 года.

Заключение.

Фундаментальные права человека взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы, их цель – создание условий для нормальной, с точки зрения каждого человека, жизни. Большинство членов ООН признавало это, когда в начале 1950-х Организация приступала к разработке Международного пакта прав человека. «Пользование гражданскими и политическими свободами и обладание экономическими, социальными и культурными правами связаны между собой и взаимно обуславливаются», – говорилось в резолюции пятой сессии ГА ООН. – «Человек лишенный экономических, социальных и культурных прав, он не является более той личностью, которую Всеобщая декларация рассматривает в качестве идеала свободного человека».

Единство всех прав и свобод человека также подчеркивается в Декларации ООН о праве на развитие: «все права человека и основные свободы неделимы и взаимозависимы», добавляя, что «осуществление некоторых прав человека и основных свобод не может служить оправданием отказа в других».

Концепция поколений прав человека является в значительной мере условной, однако она позволяет наглядно продемонстрировать последовательную эволюцию в развитии данного института, историческую связь времен, общий прогресс в этой области. Все поколения прав человека, дополняя друг друга, образуют целостную систему, обусловленную самой многогранной жизнью человека, дифференцированной на множество сфер, областей и аспектов, в которых каждый из людей в той или иной степени принимает участие.

Литература.

  1. Варламова Н. В. Третье поколение прав человека? Российский юридический журнал, 2011, № 2.
  2. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. А. И. Рожкова. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
  3. Права и свободы человека: учебник для бакалавриата и магистратуры / Д. 3. Мутагиров. - М.: Издательство Юрайт, 2018.
  4. Human Rights in the World Community: Issues and Action / edited by R. P. Claude, ‎B. H. Weston - Philadelphia: University of Philadelphia Press, 1992.
  5. Vasak K. Human Rights: A Thirty-Year Struggle: the Sustained Efforts to Give Force of the Universal Declaration of Human Rights // UNESCO Courier, 1977. Nov.

Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права вытекающие из них иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека: личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствии с этим они структурируются по категориям и наименованиям. Однако эти права различаются не только по сферам жизнедеятельности, но и по времени возникновения. Отсюда - появление понятия "поколения прав человека".

Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральные ценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазных революций, а затем конкретизированы и расширены в практике и законодательстве демократических государств. Речь идет о личных (гражданских) и политических правах - праве на свободу мысли, совести и религии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве на равенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности, праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве на гласное и с соблюдением всех требовании справедливости рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали так называемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживаться от вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурного статуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которых требуется организационная, планирующая и иные формы деятельности государства по обеспечению указанных прав. В конце XIX - начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятную ситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинул идею социального реформирования общества, которое призвано было смягчить противостояние богатых и бедных. Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкий набор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторые из них (например, право на образование) в качестве программы были заявлены еще в Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шла реформация экономических отношений, поскольку реальная жизнь с неизбежностью выдвигала проблемы формирования системы социальной защиты человека, приобретавшей большое значение в XX в. в связи с ростом притязаний трудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастанием национальных богатств развитых капиталистических стран.

И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказалась минимальной, тем не менее, она существовала и оказывала воздействие на мировое общественное сознание, на формирование прав второго поколения. Немаловажное значение имела и боязнь социальных взрывов и потрясений в буржуазных государствах, которые могли спонтанно возникнуть как под воздействием внутренних кризисных состояний общества, так и на основе опыта Советского Союза1, а также массированной пропагандистской кампании, которая в течение многих лет велась коммунистическими партиями, ссылавшимися на "великие социальные завоевания" трудящихся Советского Союза.

Нормативное выражение социальных, экономических, культурных прав - права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, на отдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование, права участие в культурной жизни общества и др. - во Всеобщей декларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах явились огромным шагом вперед в развитии прав человека, в расширении каталога этих прав, их обогащении.

Права первого поколения по своей природе отличаются от прав второго поколения.

Это связано с позицией по отношению к ним государства. Права первого поколения в буржуазной, политической и правовой мысли квалифицировались как негативные, т. е. право на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществление гражданских прав (прав члена гражданского общества) и политических прав (прав участника осуществления политической власти). Речь шла прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой неизбежно обедняет сферу

1 Права человека накануне XXI века. М., 1994. С. 201.

общественной жизни и культуры. Очень образно эта идея была выражена Н.М. Коркуновым: "Для того, чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное".

Иная природа у социальных прав. Для их осуществления недостаточно воздерживаться от вмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создавать социальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственную деятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Ряд современных буржуазных государств не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позицию тем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку не могут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований, тем не менее, присоединение к Пакту создает обязательства для государства совершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать в соответствии с ним свою деятельность.

В период после второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На наш взгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективными и могут осуществляться общностью, ассоциацией. Такая точка зрения выказана К. Васаком, который к третьему поколению относит только коллективные права, основанные на солидарности, так называемые "права солидарности" - право на развитие, на мир, здоровую окружающую среду, на общее наследие человечества, а также право на коммуникацию, связанное с концепцией нового международного информационного порядка.

Права третьего поколения - это коллективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется, отдельньый человек принимает участие в реализации таких прав, но это участие связано не с его личным статусом, а с его положением как члена каком-либо общности.

Определение 1

Концепция поколений прав человека - это теория, согласно которой, в зависимости от времени появления, существует три поколения прав.

Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.

Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.

Первое поколение прав человека

Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.

Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.

Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.

Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.

Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.

Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:

  • право свободы вероисповедания;
  • право участия в управлении государственными делами;
  • право равенства перед судом и законом;
  • право на жизнь и свободу;
  • право на обеспечение безопасности человека от незаконного (своевольного) задержания или ареста;
  • право на собственность и на защиту от лишения человека его собственности.

Замечание 1

Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.

Второе поколение прав человека

Основой зарождения данного поколения прав стала борьба народов XIX - XX веков за то, чтобы улучшить свой уровень экономики.

Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.

Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.

Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:

  • право на труд;
  • право социального обеспечения;
  • право на благоприятные и справедливые условия труда;
  • право защиты от безработицы;
  • право досуга и отдыха;
  • право иметь определенные жизненные стандарты;
  • право на получение образования;
  • право на обеспечение охраны здоровья;
  • право свободного участия в культурной общественной жизни;
  • право на творчество;
  • право на пользование результатами, полученными в ходе прогресса науки;
  • право на защиту детства и материнства;
  • право на получение медицинской помощи.

Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.

Некоторые буржуазные современные государства решили не присоединяться к Международному пакту о социальных, экономических и культурных правах, что мотивировали отсутствием в указанных в Пакте правах признаков субъективности, в частности, невозможностью их судебной защиты. Несмотря на то, что эта позиция государств может приниматься во внимание, присоединение к Пакту может создать для них обязательства по совершенствованию своего внутреннего законодательства и организации деятельности в соответствии с ним. В XXI веке государство должно стремиться к статусу социального. Это является закономерностью при развитии государств современного мира, которая закреплена в конституциях таких государств как, например, Франция, Испания, Италия, Турция, Португалия.

Третье поколение прав человека

Первоначальная идея возникновения и дальнейшего существования третьего поколения прав человека была сформирована в результате обострения мировых глобальных проблем после окончания Второй мировой войны 1939 - 1945 годов. Данное поколение рассматривать лучше в качестве продукта на стадии формирования, как результат одномоментного “взлета и падения” государств в конце XX века.

Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.

Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.

Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:

  • право экономического, политического, культурного и социального самоопределения;
  • право участия в пользовании “общим человеческим наследием”;
  • право социального и экономического развития;
  • право на пользование здоровой и чистой окружающей средой;
  • право на мир;
  • право на получение гуманитарной помощи.

Замечание 2

Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.

Помимо указанных трех видов поколений прав человека, в юридической литературе и теории некоторые ученые предлагают выделять еще три - четвертое, пятое, шестое поколения человеческих прав. В науке эта проблема является дискуссионной и не решена в полной мере. Нет однозначного ответа на вопрос о том, стоит ли рассматривать эти дополнительные поколения прав.

Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.

Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.