1 предмет и система дисциплины правоохранительные органы. Предмет и система учебной дисциплины Правоохранительные органы

Взаимную ответственность государства и граждан .

Функции правоохранительных органов

Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений , административную деятельность.

Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры . Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности , и органами налоговой полиции, и еще некоторыми другими органами. Некоторые функции тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства .

Наиболее значимой является функция осуществления правосудия. Соответственно и суд занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место. Именно суду принадлежит право принимать окончательные решения по уголовным и гражданским делам. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению к функции осуществления правосудия.

Предмет курса значительно расширился за последние годы, поскольку ряд органов (например, органы государственной безопасности) в силу их секретности ранее не изучались. Кроме того, появились новые правоохранительные органы - налоговая полиция, Конституционный Суд - которых в советское время не было.

Предмет курса определяет и его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части - Общую и Особенную.

В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд - организация всей судебной системы в целом и трех ее составляющих - судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Конституционного Суда РФ, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности прокуратуры, органов внутренних дел, обеспечения безопасности, налоговой службы и налоговой полиции, таможенных органов и органов юстиции, органов предварительного расследования. Хотя, как уже упоминалось,

Введение

Настоящая учебная дисциплина является своего рода каркасом для дальнейшего изучения правовых институтов в пределах конкретных отраслей юридической науки и дает общее представление о системе правоохранительных органов в РФ.

В качестве предмета курса "Правоохранительные органы" выступают общественные отношения, возникающие по поводу организации и деятельности государственных и иных органов, призванных осуществлять охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка.

Мы разбираем системы и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"; Верховный суд РФ - высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудный судам общей и Органы по правовому обеспечению деятельности юридических лиц и оказанию правовой помощи граждан.

1. Система и основные задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Задачи любой учебной дисциплины естественным образом связаны с предметом соответствующей дисциплины. Задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы", в первую очередь, является изучение законодательных и иных нормативных актов о правоохранительной деятельности и правоохранительных органах, вопросов взаимодействия правоохранительных органов и т. д. Однако только этим задачи данной дисциплины не исчерпываются.

Прежде всего, необходимо отметить, что задачей учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является также и привитие студентам первоначальных навыков самостоятельной работы с этими актами, опыта их грамматического, систематического, логического и иного толкования, что пригодится в их будущей практической правоохранительной деятельности.

Еще одна задача учебной дисциплины "Правоохранительные органы" - это изучение и разъяснение основных юридических терминов, связанных с правоохранительной деятельностью и правоохранительными органами, привитие студентам навыков правильного употребления и применения этих терминов, обучение своеобразному юридическому языку, владеть которым обязан современный юрист.

Дисциплина "Правоохранительные органы" одновременно представляет собой своеобразное введение в специальность и призвана дать первоначальное общее представление об особенностях службы или работы в государственных правоохранительных органах, об адвокатской, нотариальной, частной детективной и охранной деятельности, что в некоторой степени может предопределить выбор будущей юридической профессии.

Можно выделить следующие задачи учебной дисциплины "Правоохранительные органы":

Изучение предмета данной учебной дисциплины; привитие студентам первоначальных навыков работы с законодательными и иными нормативными актами; привитие студентам правильного употребления и применения юридических терминов; формирование у студентов первоначальных знаний по другим юридическим наукам и дисциплинам, которые будут ими изучаться в будущем.

Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы"

Под системой любой науки или учебной дисциплины понимают взаимосвязанное расположение ее разделов, которое зависит от составных частей предмета данной науки или дисциплины. Система учебной дисциплины "Правоохранительные органы" делится на Общую и Особенную части.

В Общей части рассматривается такие вопросы, как понятие правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, а также ряд иных общезначимых положений. Базой для построения курса является действующие законодательные акты РФ, при этом они рассматриваются в их развитии и правоприменении с учетом сложившихся в этой области проблем. Все определения ключевых понятий курса также сформулированы на основе положений соответствующих законодательных актов.

В особенной части рассматриваются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности: их место в системе правоохранительных органов, компетенция, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах, правовой статус работников правоохранительных органов. (1)

Особенную часть учебной дисциплины следует делить на разделы для обеспечения последовательности и понятного изложения изучаемой юридической дисциплины.

1. «Общие положения»

2. «Судебная система РФ»

3. «Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности»

4. «Органы предварительного расследования»

5. «Прокуратура в РФ»

6. «Органы правовому обеспечению и правовой помощи»

7. «Негосударственные организации обеспечения правоохраны» (2) 1. Н.А. Петухов, Г.И. Загорский «Правоохранительные органы» 5-е изд., перераб и доп. - М.: Дошков и К, 2006 - стр. 16

2. В.П. Божьева «Правоохранительные органы Р.Ф.» Учебник - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Спарк, 2004 - стр. 23

Общая часть

В Особенной части

Вопрос №2 – Законодательные источники курса « Правоохранительные органы»

Под законодательными источниками курса понимается Конституция РФ и иные правовые акты, к которых содержатся нормы различных отраслей права, регулирующие организацию и деятельность судов, прокуратуры, органов, обеспечивающих охрану порядка и безопасности.

Для изучения курса « Правоохранительные органы» наиболее приемлемой предоставляется классификация законодательных актов по двум основаниям: их юр. силе и содержанию применительно к деятельности правоохранительных органов.

КРФ как акт прямого действия непосредственно регулирует важнейшие вопросы осуществления судебной власти: принципы правосудия, организацию судебной системы страны, правовой статус судей, порядок деятельности и полномочия Конституционного суда РФ и других высших судов (глава 7 КРФ). Непосредственно отношение к деятельности всех правоохранительных органов имеют конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина: равенство всех перед судом и законом, право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, свободу совести и д.р. (глава 2 КРФ). В соответствии с КРФ (ст.72) в конституционно-правовых актах субъектов РФ реализуются некоторые вопросы предметов совместного ведения, относящихся к правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, обеспечение законности и правопорядка, общественной безопасности, а также кадры судей и правоохранительных органов, адвокатуры и правоохранительных органов.

Вопрос №3-Правоохранительных орган: понятие, основные признаки и особенности.

Правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение.

Существует ряд критериев, которым должен соответствовать правоохранительный орган:

· ПО уполномочивается законом для осуществления этой деятельности

· ПО осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юр. ответственность

· В процессе своей деятельности ПО, используя властные полномочия, имеют право применять гос. принуждение

· Законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению; их неисполнение влечет дополнительную юр. ответственность

ПО разделяют на государственные и негосударственные. К государственным относятся суды, органы юстиции, органы обеспечения безопасности РФ, прокуратура и т.д. А к негосударственным организациям относятся адвокатура, частные охранные и детективные службы, частный нотариат, добровольные народные дружины и т.д.

Вопрос № 4 – Понятие правосудия, его отличительные признаки

Правосудие- это высшая юрисдикционная деятельность, осуществляемая непосредственно судами от имени гос-ва на основании Конституции и действующего законодательства РФ.

Признаки правосудия:

1. Осуществление правосудия только судом. Согласно ФКЗ от 31 декабря 1996г. № 1-ФКЗ « О судебной системе РФ» правосудие в РФ осуществляется только судами.

2. Осуществление правосудия происходит в строго регламентированном процессуальном порядке и определенными способами.

3. Решения, принимаемые органами правосудия, носят общеобязательный характер.

Вопрос №5-Соотношение правосудия и уголовного процесса

Сходство правосудия и уголовного процесса в том, что одним из отличительных общих признаков понятия правосудия является разрешение в судебных заседаниях как уголовных дел, так и дел граждански, административных и арбитражных.

Существуют и различия. Понятие уголовного процесса охватывает не только то, что делает суд при разрешении уголовных дел, но и деятельность органов дознания. Предварительного следствия. Прокуратуры по предварительному расследованию и обеспеченью обвинения, а равно деятельность суда при выполнении им функций, не связанных с разрешением дел по существу.

Также уголовный процесс-деятельность и отношения, урегулированные уголовно-процессуальным правом. Юр. основа правосудия в широком смысле этого слова значительно разнообразнее. Оно включается в себя нормы всех отраслей права, которыми должен руководствоваться суд при рассмотрении и разрешении уголовных, гражданских(арбитражных) дел, дел о подведомственных суду административных правонарушениях, т.е. не только нормы уголовно-процессуального, гражданского, гражданского процессуального и т.д.

Вопрос №6- Понятие принципов правосудия, и их система

Особенность принципов правосудия заключается в том,что почти все они даны в КРФ и в отраслевом законодательстве в виде конкретных норм судопроизводства и процессуального права.

В законодательстве закреплена целая система принципов правосудия. Которая строится по двум направлениям это прежде все те, которые закреплены в КРФ и федеральных конституционных законах основополагающие правовые идеи, определяющие организацию и деятельность судебных органов.

Вопрос №7 –Принцип презумпции невиновности

Презумпции- это положения. Устанавливающие наличность фактов или событий без полного доказательства их существования. В ч.2 ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах человека сказано:« Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону».

Как один из важнейших демократических принципов уголовного процесса презумпция невиновности обеспечивает охрану прав личности, исключает необоснованное обвинение и осуждение.

Согласно ч. 2 ст.49 КРФ и ч.2 ст.14 УПК запрещается возлагать на обвиняемого обязанность доказывать свою вину. Из презумпции невиновности вытекает и еще одно важное положение: все сомнения, которые не могут быть устранены, толкуются в пользу обвиняемого (ч3.3 ст.49 КРФ и ч.3 ст.14 УПК). Вывод о виновности лица в совершение преступления может быть сделан только на основании объективно точно установленных доказательств.

Вопрос№58- Требования, предъявляемые к лицам, назначаемые на должность прокурора и следователя.

Прокурорами и следователями могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них обязанности. Лица, впервые назначаемые на должность прокурора(следователя) принимают присягу (ст.40 Закона о прокуратуре). В указанном законе установлен ряд цензов для кандидатов на службу в органы прокуратуры: возрастной – не моложе 25 лет на должности в прокуратурах основного звена; наличие стажа прокурорской и следственной работы от трех до пяти лет – на должности в прокуратурах среднего звена и др.

Кроме того, лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:

· Признано решением суда недееспособны или ограничено дееспособным;

· Лишено решением суда занимать гос. должности гос. службы в течение определенного срока;

· Имело или имеет судимость;

· Имеет заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению им служебных обязанностей.

· Состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители или дети супругов) с работником органа или учреждения прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому

· Отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям составляющим гос. тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.

Вопрос №69-Предварительное расследование: понятия и основные задачи.

В РФ рассмотрению уголовного дела в суде предшествует его предварительное расследование, под которым понимается регламентируемая уголовно-процессуальная законом правоохранительная деятельность, уполномоченных на то органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению лица, виновного в его совершении, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин его совершения и предупреждения новых преступлений.

Задачи предварительного расследования состоят в том, чтобы при получении сведений о совершенном или подготавливаемом преступлении или о покушении на преступление собрать доказательства, подтверждающие либо опровергающие эти сведения, пресечь или предотвратить совершение преступления, установить и изобличить преступника, не допустить привлечения к ответственности невиновного, обеспечить потерпевшему возмещения ущерба, причиненного преступником.

Вопрос №70-Система органов предварительного следствия, подследственность уголовных дел.

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, органов Госнарконтроля России в структуре которых имеются соответствующие следственные подразделения.

Следственные подразделения перечисленных ведомств, условно говоря, и составляют систему органов предварительного следствия. Подследственность- это разграничение компетенции между органами предварительного расследования уголовных дел, т.е. определение того, какие конкретно категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности. Различаются следующие виды подследственности:

a. Предметная(родовая) подследственность, т.е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний;

b. Подследственность по видам преступлений;

c. Территориальная подследственность;

d. Персональная подследственность.

Вопрос№71- Дознание как форма предварительного расследования: понятие, виды и соотношения

Дознание-это собирание официальными органами сведений об определенном обстоятельстве или факте или же собирании доказательств такого факта. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное расследование. Расследование в форме дознания осуществляет дознаватели органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, дознаватели органов Госнарконтроля России, службы судебных приставов, таможенных органов, командиры воинских частей и соединений, начальник военных учреждений и гарнизонов, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, дознаватели органов Государственной противопожарной службы.

Вопрос №1 - Предмет и система курса «Правоохранительные и судебные органы»

Курс «Правоохранительные и судебные органы» - это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая пол определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию и источникам отраслей права и правоприменительных актов.

Дисциплина «Правоохранительные и судебные органы» определяется как такая совокупность юридических знаний, в рамках которой изучается устройство, организация наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов. Их взаимодействие друг с другом и иными органами гос-ва в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка.

Предмет курса « Правоохранительные и судебные органы» определяет и его содержание. Оно упорядоченно в определенно и системе и разделено на две части – Общую и Особенную.

Общая часть включает в себя два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Здесь освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса и т.д.

В Особенной части рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования и т.д.

Предметом учебной дисциплины «Правоохранительные органы» является изучение компетенции, организационной структуры, основных направлений деятельности судов, а также уполномоченных государством правоохранительных органов, взаимодействия между собой и с другими органами государственной власти, а также требований, предъявляемых к лицам, принимаемым на службу в эти органы.

Предмет курса определяет и его содержание. В Общей части рассматриваются: понятие и система правоохранительных органов предмет и задачи курса; основные законодательные акты и иные источники; взаимосвязь курса «Правоохранительные органы» с другими учебными дисциплинами.

В Особенной части изучаются вопросы организации и деятельности конкретных правоохранительных органов в отдельности их место в системе правоохранительных органов, компетенции, порядок создания, организационно-штатная структура, основные направления деятельности, порядок комплектования кадрами и требования к кандидатам на соответствующие должности, порядок прохождения службы в правоохранительных органах правовой статус работников правоохранительных органов.

Данный учебный курс является вводным и служит базой для изучения других юридических учебных дисциплин.

Прежде всего, он непосредственно связан с конституционным правом, поскольку Конституция РФ содержит фундаментальные положения о системе правоохранительных органов, их задачах и компетенции.

Курс тесно связан также с административным правом, так как нормы административного законодательства определяют систему и структуру органов государственного управления.

Порядок применения мер государственного принуждения в зависимости от вида правонарушения регламентируется административным, гражданско-процессуальным, арбитражно-процессуальным, уголовно-процессуальным правом. Правоохранительные органы в своей деятельности по осуществлению предоставленных им государством полномочий обязаны строго руководствоваться этими нормами. В практической деятельности правоохранительные органы применяют достаточно широко помимо процессуальных также нормы материального права: уголовного, гражданского, налогового, земельного, семейного, экологического и т.п.

Методологической базой курса «Правоохранительные органы» является теория государства и права.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие органы именуются правоохранительными?

2. В чем заключается правоохранительная функция государства?

3. Какие функции правоохранительных органов вы знаете?

4. Что является предметом изучения курса «Правоохранительные органы»?

5. Какие правоохранительные органы имеются в Российской Федерации?

ЧАСТЬ 2

СИСТЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНЫХ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Учебные задачи:

Формирование общих теоретических знаний о системе правового регулирования организации и деятельности судебных и правоохранительных органов РФ;

Получение представления о видах нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказыва­ющих юридическую помощь в Российской Федерации;

Усвоение основных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти и органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации.

В результате изучения данной темы обучающиеся должны:

Знать

Основные понятия источников учебного курса «Правоохра­нительные органы»;

Систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов;

Основополагающие законодательные акты, определяющие принципы организации и деятельности судебных и правоохранительных органов;

Уметь

Отграничивать источники правового регулирования организации и деятельности судебных и правоохранительных органов от источников других отраслей российского права;

Находить в законодательстве РФ нормативные правовые акты, регулирующие деятельность судебных и правоохранительных органов; и применять их в той или иной правоприменительной ситуации;

Определять в целях применения на практике юридическую силу того или иного нормативного правового акта, регулирующего деятельность судебных и правоохранительных органов;

Определять необходимые нормативные правовые акты, регулиру­ющие деятельность судебных и правоохранительных органов, требуемые в той или иной ситуации правоприменительной практики;

Владеть

Навыками применения различных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность судебных и правоохранительных органов в решении юридических споров, а также навыками применения отдельных норм права к ситуациям правоприменительной практики.

Ключевые слова : нормативные правовые акты, регламентирующие дея­тельность судебных органов, органов прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти, органов, оказывающих юридическую помощь в Российской Федерации; акты общего действия; международно-правовые акты; Конституция РФ; акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии, органах, обеспечивающих деятельность судов.

Цели изучения темы:

1. Изучить предмет, цели, задачи и система дисциплины «Правоохранительные органы».

2. Рассмотреть роль дисциплины «Правоохранительные органы» в формировании специалистов в сфере правоохранительной деятельности.

Учебные вопросы:

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами.

2. Источники кура.

3. Понятие правоохранительного органа.

4. Понятие и виды правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность - один из видов государственной деятельности, ее отличительные признаки. Цели и задачи правоохранительной деятельности: защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита конституционного строя и экономической безопасности.

Основные направления (виды) правоохранительной деятельности: конституционный контроль, судопроизводство и отправление правосудия; прокурорский надзор, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; обеспечение безопасности государства; оперативно-розыскная деятельность; предварительное расследование; экспертно-криминалистическая деятельность; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, правоприменительная деятельность и др.

Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Виды правоохранительных органов и их система.

Понятие организации. Система и структура организации. Миссия организации, ее задачи, функции и полномочия. Контроль и надзор соблюдения законности в деятельности правоохранительных органов.

Общая характеристика и система нормативных правовых актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов.

Классификация нормативных правовых актов по видам источников: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; конституции республик и уставы иных субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты министерств и ведомств.



Классификация нормативных правовых актов по содержанию: универсальные (комплексные) нормативные правовые акты - Конституция Российской Федерации, кодексы (уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный, арбитражный процессуальный, таможенный).

Законы и другие правовые источники о судебной власти, правосудии и судах; об органах прокуратуры и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка и органах безопасности; об органах расследования преступлений; об органах по контролю за наркотиками; о таможенных органах; об учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации; об адвокатуре, нотариате и негосударственных организациях обеспечения правопорядка.

Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, руководящие разъяснения по вопросам судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, их значение для правоохранительной деятельности.

Роль и значение норм международного права и международных договоров Российской Федерации в организации и деятельности ее правоохранительных органов.

Соотношение дисциплины с другими юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний: «Теорией права и государства», «Конституционным правом», «Административным правом», «Уголовным процессом», «Гражданским процессом», «Прокурорским надзором», «Уголовно-исполнительном правом», «Криминологией и профилактикой преступлений», «Правовой статистикой», «Оперативно-розыскной деятельностью», «Административной деятельности органов внутренних дел».

При изучении первого вопроса следует иметь ввиду, что понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Также необходимо отметить, что предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле. Следует охарактеризовать внутреннюю структуру курса «Правоохранительные органы», которая включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

При подготовке ко второму вопросу следует охарактеризовать нормативно-правовые (законодательные) источники курса. Особое внимание надо обратить на нормы содержащиеся в Конституции РФ, федеральных конституционных законах и федеральных законах.

Так в Конституции РФ, помимо общих норм, являющихся основой всего остального законодательства, содержатся нормы, непосредственно относящиеся к организации и деятельности судов и прокуратуры. Это глава 7 «Судебная власть», статьи которой содержат конституционные принципы правосудия (ст. 119-123), общие вопросы организации и деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 125), Верховного Суда РФ (ст. 126), Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 127), общие вопросы назначения судей в РФ (ст. 128). Ст. 129 устанавливает общие положения об организации и деятельности Прокуратуры РФ. В ст. 47-54 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» конкретизированы права человека в сфере уголовного судопроизводства (презумпция невиновности, запрет обратной силы закона и т. д.).

Кроме вышеуказанных источников следует обратить внимание на учебные источники курса и научные источники курса.

При подготовке к третьему вопросу необходимо дать определение правоохранительного органа. Надо рассмотреть правоохранительные органы с точки зрения этих двух критериев: наличия цели и структуры организации. При этом следует рассмотреть цель и задачи правоохранительных органов. Необходимо обратить внимание на то, что функции организации - это направления (виды) деятельности, которые необходимо осуществлять для решения задач, а полномочия организации – это те права и обязанности, которыми она наделена для реализации своих функций. Комплекс задач и функций того или иного органа называют его компетенцией.

При рассмотрении четвертого вопроса необходимо уяснить, что цель правоохранительной деятельности ясна – защита прав и законных интересов физических и юридических лиц от противоправных посягательств. Следует разобрать категорию «субъекты правоохранительной деятельности», «объект правоохранительной деятельности», «методы и средства правоохранительной деятельности». В рамках курса необходимо учитывать, что правоохранительная деятельность осуществляется путем применения юридических мер воздействий в строгом соответствии с федеральным законодательством и при неуклонном соблюдении установленного им порядка и процедур. Следует назвать следующие ее виды правоохранительной деятельности: судопроизводство, прокурорский надзор, полицейский контроль (административный надзор), предварительное расследование, оперативно-розыскная деятельность, административно-юрисдицкционная деятельность, лицензионно-разрешительная деятельность, регистрационно-удостоверительная деятельность, деятельность по принудительному исполнению судебных решений и решений иных компетентных органов по юридическим делам, деятельность по оказанию юридических услуг гражданам и юридическим лицам, экспертно-криминалистическая деятельность, частная детективная и охранная деятельность.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «правоохранительные органы»?

2. Какие существуют классификации правоохранительных органов?

3. Что такое «правоохранительная деятельность»?

4. Каковы основные направления правоохранительной деятельности?

5. Что является правовой основой правоохранительной деятельности?

6. Как можно классифицировать нормативные правовые акты, регламентирующие правоохранительную деятельность и организацию правоохранительных органов?

7. Каким образом дисциплина «Правоохранительные органы» соотносится с другими правовыми дисциплинами?

Литература

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993) (с учетом последних поправок) // СЗ РФ 2009. № 4..

2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2 (с последующими изменениями и дополнениями).

3. Указ Президента Российской Федерации от 18 апреля 1996 года № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. 25.11.2003)//СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1958.

4. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (ред. 22.06.2010) //СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

5. Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета». № 114. 22.05.2012

Основная литература

1. Ковалёв М.А., Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы: учебник для студентов юридических вузов и факультетов. – 9-е изд. – М.: Зерцало, 2010.

3. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. – 8-е изд., испр. и доп. - М.: ОМЕГА-Л, 2010.