Что такое земельный баланс. Пример составления земельного баланса территории

Главное определение в данной части отчёта - земельный баланс, и так рассмотрим его поподробнее.

Земельный баланс - система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны.

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

  • · изменений в составе земель,
  • · данных съемок и обновления картографических материалов,
  • · данных земельно-кадастровых документов и книг,
  • · земельного баланса предыдущего года,
  • · материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,
  • · бонитировки почв и экономической оценки земель,
  • · данных государственного контроля за использованием земель,
  • · решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,
  • · передачи их в собственность и предоставлении в пользование,
  • · данных инвентаризации земель,
  • · актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель, материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Одним из основных документов земельного баланса является отчет о наличии и распределении земельного фонда района по категориям земель, землепользователям и угодьям, составляемый по форме 22, на все земли района, включая орошаемые и осушенные.

В связи с тем, что наиболее существенные изменения происходят в составе сельскохозяйственных угодий, а также учитывая важность этих изменений, отчет по сельскохозяйственным угодьям по сокращенной форме составляется ежегодно по состоянию на 1 ноября. Отчет по полной форме, включающей все земельные угодья, составляется один раз в пятилетку.

К первой группе относят земли бессрочного и временного пользования всех крестьянских хозяйств, акционерных обществ района.

Вторую группу составляют земли бессрочного и временного пользования всех государственных сельскохозяйственных предприятий.

В третью группу входят земли постоянного и временного пользования межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий.

В четвертой группе сосредоточены земли государственного запаса, т. е. земли, не предоставленные землепользователям в постоянное и временное пользование.

Пятую группу составляют земли государственного лесного фонда.

К шестой группе отнесены земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), не учтенные среди земель КФХ, АО, государственных и межхозяйственных сельскохозяйственных предприятий.

Седьмую группу составляют земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения.

В восьмую группу входят земли государственного водного фонда.

Все земли РФ подразделяются на два вида:

  • --земли, которые используются в качестве пространственного экономического базиса, средства производства;
  • --земли, которые выполняют природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции.

В зависимости от целевого предназначения все земли РФ подразделяются на:

  • 1) земли сельскохозяйственного назначения (гл.14З КРФ). В этой категории выделяют два вида земель: земли, предназначенные для целей сельскохозяйственного производства, т.е. используемые в качестве производственного фактора; земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства, т.е. используемые в качестве обеспечительного, вспомогательного фактора;
  • 2) земли населенных пунктов (поселений), (гл.1 5ЗКРФ). К их числу относят все земли, которые расположены в пределах городской, поселковой территории, а также территории населенных пунктов которые находятся за пределами территории населенных пунктов, но переданные в их ведение;
  • 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (гл.16ЗКРФ). Указанные земли могут быть предоставлены только организациям, предприятиям и учреждениям в порядке, установленном федеральным законодательством;
  • 4) земли особо охраняемых территорий и объектов (гл.17ЗКРФ). К их числу относятся земли, которые носят природоохранный, природно-заповедный, рекреационный, оздоровительный и историко-культурный характер;
  • 5) земли лесного фонда (гл.18ЗКРФ). В его состав входят все земли, покрытые лесом и лесопосадками, а также земли, непокрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства;

Структура земельного фонда постоянно меняется под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных, биологических, экологических и др.

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

Отчет о наличии и распределении земель субъекта Российской Федерации представляет в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости, его территориальный орган по субъекту Российской Федерации. Отчет о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям составляют в соответствии с Федеральным законом «О Государственном земельном кадастре», положением о Федеральной службе земельного кадастра России, постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель», а также в соответствии с требованиями закона Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности». Отчет подписывает руководитель территориального органа. Вместе с отчетом предоставляют решение соответствующего органа управления региона о рассмотрении отчета.

Отчет о наличии и распределении земель составляют периодически (один раз в год по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным) на основании изменений, имеющих юридическую силу. Периодичность составления отчета позволяет отследить количественные и качественные изменения, произошедшие с земельным фондом в течение года, определить эффективность принятых мер по устранению нарушений земельного законодательства при предоставлении земель и их использовании.

Главный принцип построения всех форм, входящих в отчет и документацию по ведению текущего учета земель, - это принцип баланса .В структуре баланса все элементы взаимозависимы и взаимоувязаны, изменение одного обязательно влечет изменение другого , и связь между показателями выражается в форме равенства итогов (в данном случае постоянной итоговой составляющей является площадь земельного фонда в границах территории ).

Земельный баланс может составляться в двух формах: полной (детальной) и сокращенной . Полная формаземельного баланса предусматривает отражение всех путей движения каждого вида земель. Такой баланс напоминает шахматную таблицу. Сокращенный вариантземельного баланса не предусматривает детализации изменений видов земель в составе земельного фонда.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным года.Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме.В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Основной принцип составления земельного баланса заключается в следующем: наличие площади каждого вида земель на начало периода плюс все виды поступления земель за весь период минус все виды выбытия земель за весь период равно наличию площади всех видов земель на конец периода.

Заполненные формы отчета о наличии и состоянии земельного фонда района (города) представляют собой земельный баланс района (города). Земельный баланс субъекта Российской Федерации получается путем свода земельных балансов районов (городов), входящих в границу субъекта Российской Федерации. Земельный баланс Российской Федерации получается путем свода земельных балансов субъектов Российской Федерации.

Земельный баланс включает следующие показатели:

Ø перечень (экспликацию) земель по видам;

Ø наличие площади каждого вида земель на начало периода;

Ø виды и площадь поступления земель за весь период;

Ø виды и площадь выбытия земель за период;

Ø наличие площади каждого вида земель на конец периода.

Перечень (название) земель, имеющихся в распоряжении юридического и физического лица, принято называть экспликацией .

При составлении земельного баланса используют информацию предприятий, организаций, учреждений, граждан о состоянии землевладений и землепользовании с учетом:

Ø изменений в составе земель,

Ø данных съемок и обновления картографических материалов,

Ø данных земельно-кадастровых документов и книг,

Ø земельного баланса предыдущего года,

Ø материалов почвенного, агрохимического, мелиоративного, геоботанического обследований,

Ø бонитировки почв и экономической оценки земель,

Ø данных государственного контроля за использованием земель,

Ø решений соответствующих органов об изъятии (выкупе) земельных участков,

Ø передачи их в собственность и предоставлении в пользование,

Ø данных инвентаризации земель,

Ø актов государственных комиссий по приемке в эксплуатацию новых мелиорированных земель,

Ø материалов графического учета текущих изменений и т.д.

Основные документы земельного баланса имеют единую форму для всех административно-территориальных единиц. При составлении этих документов информация предоставляется в целом в пределах населенных пунктов, а землепользователей и собственников земли в этих формах объединяют в группы:

Ø сельскохозяйственные предприятия,

Ø граждане, которым предоставлены земли в собственность и пользование,

Ø жилищно-эксплуатационные организации,

Ø учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, физкультуры и спорта, торговли, быта, общественные организации и др.,

Ø предприятия, организации, учреждения промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

Ø организации, учреждения природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения,

Ø лесохозяйственные предприятия,

Ø водохозяйственные предприятия,

Ø предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам,

Ø совместные предприятия, международные объединения и организации с участием украинских и иностранных юридических и физических лиц,

Ø земли государственной собственности, предоставленные в собственность или пользование (запас общего пользования, резервного фонда населенного пункта).

1. Информационно-правовой электронный справочник Консультант Плюс. http://www.consultant.ru/

2. Информационно-правовой портал ГАРАНТ http://base.garant.ru

3. Закон Владимирской области от 11 марта 2010 года № 11-ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области». http://docs.pravo.ru/document/view/15002963/55631125/

4. Постановление от 29.02.2012 №190 «О реализации схемы территориального планирования Владимирской области»http://www.avo.ru/administration/documents/all/7559-1

Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е
земельного фонда (муниципального района) по категориям
по состоянию на _______________ года тыс. га
№№ п/п По категориям Количество собственников земельных участков и землепользователей Общая площадь Из них с/х угодия
I 68 135 11 589,6 11 289,4
Земли граждан для ведения садоводства и дачного строительства 61 079 7,1 5,2
Земли граждан для ведения крестьянского хозяйства 6 815 9 551,5 9 321,2
Земли негосударственных сельскохозяйственных юридических лиц 1 944,4 1 877,7
Земли государственных сельскохозяйственных юридических лиц 86,6 85,3
II Земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов 3 903,9 3 592,7
Городов и поселков 1 125,2 969,7
Сельских населенных пунктов 2 778,7 2 623,0
III Земли промышленности, транспорта, связи и иного не с/х назначения 3 917 218,7 69,7
IV 549,7 446,1
V Земли лесного фонда 201,1 62,4
VI Земли водного фонда 44,8 13,3
VII Земли запаса Х 19 136,6 17 543,7
Итого земель Х 35 644,4 33 017,3
в т.ч. земли, используемые за пределами территории районов, областей, республики Х
Земли, используемые землепользователями других районов, областей, государств Х 7 153,8 4 406,1
Территория района Х 42 798,2 37 423,4
Р А С П Р Е Д Е Л Е Н И Е
земельного фонда (муниципального района) по состоянию на ________ года по угодьям
тыс. га
Наименование угодий Всего в том числе орошаемые
Пашня 1 173,6 52,8
Многолетние насаждения 2,1 0,6
Залежь 391,1 21,8
Сенокосы 384,2 0,6
Пастбища 35 464,2 10,6
в том числе КУ 971,3 5,5
Огороды 8,0 0,1
Служебные наделы 0,2
Всего сельскохозяйственные угодия 37 423,4 86,5
На стадии мелиоративного строительства
Лесных площадей 169,8
Древесно-кустарниковые насаждения не вх. В ЛФ 116,0
Болот 21,0
Под водой 533,4
Под каналами, коллекторами 4,0
Под площадями, дорогами, улицами 148,6
Под парками, скверами, бульварами 4,8
Под постройками 63,0
Нарушенных земель 43,2
Прочих угодий 4 271,0 1,4
Территория района 42 798,2 87,9

Распределение
земель городов и поселков (муниципального района) по категориям по состоянию на _________ года.
тыс. га
№ п/п Земли сельскохозяйственного назначения Земли населенных пунктов Земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения Земли особо охраняемых природных территорий Земли лесного фонда Земли водного фонда Земли запаса Итого земель Территория Земли используемые за пределами Земли используемые другими районами, городами, областями, государствами
400,6 69,9 20,5 0,2 2,3 159,4 652,9 652,9
1 555,6 345,2 14,6 66,6 8,1 3 156,6 5 146,7 5 199,7 53,0
849,5 368,4 20,1 10,7 3,3 204,2 1 456,2 1 459,9 3,7
918,9 312,8 9,2 14,8 2,9 951,3 2 209,9 5 088,3 2 878,4
1 133,0 542,0 29,0 112,1 25,2 1 705,9 3 547,2 3 547,2
1 379,5 412,6 7,1 262,1 0,3 2 571,0 4 632,6 4 632,6
692,9 145,1 9,9 28,2 2,8 18,3 228,9 1 126,1 1 126,1
2 032,3 283,3 28,6 145,1 58,2 6 672,4 9 219,9 12 293,1 3 073,2
1 990,6 619,9 16,7 7,8 2 069,4 4 704,4 6 569,4 1 865,0
21,3 596,8 618,1 591,6 26,5
382,1 55,0 7,8 2,2 1,0 2,1 409,7 859,9 176,1 683,8
7,1 21,4 17,0 4,4 49,9 49,8 0,1
182,7 60,5 5,0 0,4 982,6 1 231,2 1 225,7 5,5
1,0 3,0 1,3 0,2 5,5 5,5
1,1 10,0 3,4 1,6 16,1 16,1
38,1 33,4 13,6 0,1 25,2 110,4 110,4
2,6 11,6 7,5 5,2 6,9 33,8 30,2 3,6
0,7 13,0 7,4 2,5 23,6 23,6
Итого: 11 589,6 3 903,9 218,7 549,7 201,1 44,8 19 136,6 35 644,4 42 798,2 719,5 7 873,3
Экспликация
земель городов и поселков (муниципального района) по состоянию на _______________ года
тыс. га
№ п/п Наименование населенных пунктов Территория районов и городов Пашня Многолетние насаждения Залежи Сенокосы Пастбища Огороды и служебные наделы Сельскохозяйственные угодия, всего Лесных площадей под водой нарушенных земель прочих угодий
652,9 60,0 0,1 21,1 16,0 514,3 611,5 0,2 11,5 2,8 26,9
5199,7 4,7 6,4 40,2 4060,1 0,1 4111,5 52,8 359,5 2,0 673,9
1459,9 258,0 0,2 41,6 37,2 1019,4 0,3 1356,7 9,9 11,6 3,2 78,5
5088,3 23,6 27,4 20,6 3742,8 0,2 3814,6 7,3 10,9 1,0 1254,5
3547,2 75,2 86,7 61,0 2995,1 0,1 3218,1 72,3 27,6 1,3 227,9
4632,6 286,2 57,2 68,3 4072,6 0,3 4484,6 43,5 2,7 101,8
1126,1 367,6 56,9 8,3 631,7 0,1 1064,6 3,3 19,7 2,8 35,7
12293,1 32,6 53,7 84,5 11513,1 0,8 11684,7 7,9 28,1 2,2 570,2
6569,4 56,4 0,1 36,5 46,0 4906,7 5045,7 7,7 5,8 2,8 1507,4
591,6 0,3 0,2 0,2 516,9 0,5 518,1 8,0 65,5
176,1 0,6 0,3 0,1 158,8 159,8 6,6 2,0 7,7
49,8 3,9 0,9 1,7 0,1 10,6 0,1 17,3 2,8 0,5 1,6 27,6
1225,7 0,2 1,4 1217,1 0,6 1219,3 0,5 1,4 4,5
5,5 3,1 3,1 0,2 2,2
16,1 0,3 0,1 0,1 3,3 3,8 1,2 0,4 0,5 10,2
110,4 0,2 0,1 0,1 86,0 4,7 91,1 0,7 5,9 12,7
30,2 2,5 0,1 0,5 6,2 0,1 9,4 2,4 6,0 1,5 10,9
23,6 1,3 0,1 1,4 6,4 0,3 9,5 2,0 0,3 1,5 10,3
42798,2 1173,6 2,1 391,1 384,2 35464,2 8,2 37423,4 169,8 533,4 43,2 4628,4

Контрольно-практическая работа № 2

Тема: Составление земельного баланса муниципального района.

Цели:

Контроль знаний структуры и содержания земельного баланса территории;

Контроль умений составлять земельный баланс территории с учетом имеющихся данных об изменении в распределении земель на конкретную дату.

Задание: Составить земельный баланс с учетом имеющихся данных об изменении в распределении земель на конкретную дату по индивидуальному варианту и оформить отчет с использованием установленных форм на ПК.

Допуск к выполнению заданий:

Фронтальный опрос и контроль выполнения домашнего задания по теме «Земельный баланс».

Контрольный тест № 3 (по материалу учебного пособия главы 3).

Обеспечение: ПК, Земельный кодекс РФ (электронный вариант или электронный ресурс Консультант Плюс), учебное пособие, методические указания по выполнению практической работы.

Введение


Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

Поскольку оценочная деятельность предполагает определение рыночной стоимости, то анализ наиболее эффективного использования выявляет наиболее прибыльный и конкурентоспособный вид использования конкретного объекта собственности.

Анализ наиболее эффективного использования проводится по нескольким альтернативным вариантам и включает следующие направления:

Рыночный анализ;

Анализ реализуемости варианта;

Анализ наиболее эффективного использования.

Перечисленные направления анализа предполагают комплексное изучение следующих вопросов.

Рыночный анализпредполагает определение спроса на варианты использования, альтернативные существующему, в целях изучения спроса и предложения, емкости рынка, динамики ставок арендной платы и т.д. по каждому варианту.

Анализ осуществимости предполагает расчет базовых составляющих стоимости: потока доходов и ставок капитализации для определения стоимости с учетом переменных параметров каждого юридически обоснованного и физически осуществимого варианта.



Анализ наиболее эффективного использованияпредполагает разработку детального плана реализации каждого варианта с рассмотрением конкретных участников рынка, сроков осуществления проекта, источников финансирования для выбора варианта, обеспечивающего максимальную продуктивность оцениваемого объекта.

Критерии анализа наиболее эффективного использования.Вариант наиболее эффективного использования оцениваемой недвижимости должен отвечать четырем критериям:

Юридической допустимости;

Физической осуществимости;

Финансовой обеспеченности;

Максимальной продуктивности.

Прием наиболее эффективного использования земельного участка как застроенного предполагает сохранение на анализируемом участке существующих строений. Вариант использования участка земли как застроенного имеет две основные разновидности:

1) сохранение существующего назначения оцениваемой недвижимости;

2) изменение существующего назначения оцениваемой недвижи­мости.

В обоих случаях рассматривается необходимость и возможность:

Сохранения существующего объема и качества предоставляемых недвижимостью услуг;

Проведения строительных работ по реконструкции зданий для повышения их класса и изменения ставок арендной платы;

Проведения строительных работ по расширению площадей за счет дополнительной пристройки или возведению дополнительных этажей;

Уменьшения существующих площадей за счет частичного сноса.

Сравнивая существующий вариант использования рас­положенных на земельном участке построек с оптимальным вариантом здания, отвечаем на следующие вопросы:

Целесообразно ли продолжать эксплуатировать здание В его нынешнем состоянии?

Какой вариант перестройки здания выбрать: реконструкцию, расширение, частичный снос?



Каким образом и в какие сроки окупятся расходы?

Наиболее оптимальный вариант использования строений обеспечит максимальную стоимость инвестиционно привлекательной недвижимости с учетом ставки доходности, определяемой в соответствии с риском выбранного варианта. Совершенно очевидно, что риски сохранения существующего способа использования недвижимости и различных вариантов перестройки будут неодинаковы.


Заключение

Я проходил производственную практику по ПМ.01. МБУ «Управления территориального планирования» г. Чебоксары с 16.03.2017 по 29.03.2017.

При прохождении производственной практики я изучил структуру предприятия, основные направления его деятельности, а также документацию, регламентирующую деятельность предприятия.

Также в ходе прохождении практики мною были выполнены следующие задачи:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

В рамках выполнения индивидуального задания мною был изучен вопрос контроля над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий Калининского района г. Чебоксары. Было установлено, что в целях осуществления такого контроля на основании указания ГУВО МВД России № 36/4009 по городу Чебоксары Чувашской Республики был предоставлен график проведения комиссионных обследований критически важных и потенциально опасных объектов, расположенных в Калининском районе города Чебоксары, на первый квартал 2017 года.

Приложение А


Приложение Б

Введение

Производственная практика является одной из неотъемлемых частей подготовки квалифицированных специалистов всех специальностей, в том числе и в области земельно-имущественных отношений. Во время прохождения практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умения и навыков практической работы по избранной специальности.

Основной целью производственной практики является практическое закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения. Основным результатом данной работы является отчет о прохождении практики, в котором собраны все результаты деятельности за период прохождения практики.

При прохождении практики нам предстоит выполнить ряд задач:

1. Составление земельного баланса района (муниципального образования)

2. Осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности

3. Составление документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий

4. Подготовка предложений по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества

5. Участие в проектировании и анализе социально-экономического развития территории

6. Осуществление мониторинга земель территории

Отчет содержит 1 рисунок, 3 диаграммы, 2 приложения, 33 листа.


Составление земельного баланса района

Земельный баланс ‑ система земельно-отчетных документов, которая охватывает земельный фонд в пределах всех административно-территориальных единиц. Земельный баланс составляют сельские, поселковые и городские советы, они его рассматривают, утверждают на своих сессиях и представляют в установленные сроки для учета в земельном балансе района, области, страны. Его основная задача - анализ состояния и использования земельного фонда в поселениях, административных районах, субъектах Российской Федерации и в Российской Федерации в целом.

Земельный баланс содержит характеристику земельного фонда по категориям, землепользователями и собственниками, качественному состоянию и оценке земель. Земельный баланс отражает изменения в использовании земель за отчетный период. Особое внимание уделяется достоверности представленных сведений. При этом документально оформляют и обосновывают изменения в общих размерах землевладений и землепользований, а также в составе угодий и их качественном состоянии. В случае изменения площадей сельскохозяйственных угодий или их качества в земельном балансе отражают фактические площади и состояние угодий.

Формируют государственный земельный баланс в соответствии со следующими принципами:

Ведения земельного учета;

Инфицированности, непрерывности;

Совместимости, автоматизации;

Преобразования;

Комплексности;

Полноты охвата всего земельного фонда в границах российской Федерации.

Отчет о наличии и состоянии земель характеризует территории в их границах, и формируют его на основе информации, накопленной в Государственном земельном кадастре в результате внесения сведений о состоянии и использовании земельных участков, их площади, местоположении, экономических и качественных характеристиках на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований.

В сокращенной форме земельный баланс составляют ежегодно по состоянию на 1 января следующего за отчетным годом. Один раз в пять лет отчет составляют по полной форме. В этом случае основные документы дополняют данными качественной характеристики земельных угодий, загрязнении и рекультивации земель.

Общая площадь земельного фонда Чувашской Республики за 2016 год составила 1834,5 тыс. га. Наибольшую площадь занимают земли сельскохозяйственного назначения, которые составляют 55%.

Распределение земельного фонда Чувашской Республики по категориям (в процентах) приведено в виде диаграммы на рисунке 1.

Диаграмма1 ‑ Распределение земельного фонда города Чебоксары

Из данных диаграммы следует, что наибольший удельный вес в структуре земельного баланса составляют земли с/х назначения ‑ 55%, значительный удельный вес составляют земли лесного фонда ‑ 32,49%. Наименьший удельный вес в структуре земельного баланса города Чебоксары Чувашской Республики занимают земли запаса ‑ 0,06%. Земли населенных пунктов занимают 7,6%.

Структура распределения земельного фонда по угодьям представлена в диаграмме 2.

Диаграмма 2 - Распределение земель на территории республики по видам угодий

Из данных диаграммы 2 следует, что наибольший удельный вес в структуре занимают земли застроек ‑ 75%. Лесные площади занимают 7% в структуре земельных угодий. Значительное место занимают земли под дорогами - 10%.

На диаграмме 3 представлены данные о распределении земель города Чебоксары по собственности.

По состоянию на 1 января 2016 года в структуре земельного фонда города Чебоксары на долю земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, приходится 65 % земельного фонда.

В собственности граждан находятся 34,1 % земельного фонда. Это, прежде всего, земельные доли граждан в сельскохозяйственных предприятиях и организациях, а также земли, используемые гражданами для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома.

В собственности юридических лиц находятся 0,9 % земельного фонда.

Диаграмма 3 - Распределение земель на территории республики по собственникам

Ведение земельного баланса, как одна из профессиональных компетенций (ПК1.1) при подготовке специалистов в сфере управления земельно-имущественным комплексом.

Кисель Татьяна Семёновна, преподаватель

ГБПОУ Свердловской области «Талицкий лесотехнический колледж им. Н.И.Кузнецова»

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 210205 «Земельно-имущественные отношения» утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 года № 486 и представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по указанной специальности.

Область профессиональной деятельности выпускников: Управление земельно-имущественным комплексом; осуществление кадастровых отношений; картографо-геодезическое сопровождение земельно-имущественных отношений; определение стоимости недвижимого имущества.

Специалист по земельно-имущественным отношениям должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующим видам деятельности. Рассматривая профессиональную компетенцию, соответствующую определенному виду деятельности, ФГОС указывает, что специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен обладать такими профессиональными компетенциями, как:

ПК.1.1. Составлять земельный баланс района.

ПК.1.2. Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

ПК.1.3. Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.

ПК.1.4. Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.

ПК.1.5. Осуществлять мониторинг земель территорий.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, студент в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

Составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

Составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.

В настоящей публикации я предлагаю рассмотреть одну из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс.

Но прежде чем научиться составлять земельный баланс, студент должен иметь четкое представление о том, что представляет из себя земельный баланс, для чего его необходимо составлять и какова его роль в сфере управления земельными ресурсами. Эти вопросы я и попытаюсь рассмотреть в настоящей публикации.

Земельный баланс – это систематизированный свод сведений об изменениях показателей, характеризующих наличие, состояние и использование земель, за определенный период времени в границах территориального образования.

Объектом учета в земельном балансе является земельный фонд или иначе, все земли в границах определенного территориального образования.

Единицей учета при составлении земельного баланса является конкретный земельный участок (единое землепользование), находящийся в собственности, владении, пользовании и аренде субъекта права (гражданина, юридического лица, органа государственной власти или органа местного самоуправления).

Земельный баланс составляется в целях планирования, анализа, учета и надзора за использованием земельных ресурсов.

Данные земельного баланса обеспечивают реализацию основных функций органов управления, направленных на:

Выработку социально-экономической политики в области землепользования и землевладения;

Прогнозирование доходов от видов экономической деятельности, в которых земля является главным ресурсом, а также планирование использования земельных участков;

Учет активов, находящихся в распоряжении органов власти и управления, с целью распределения или перераспределения средств бюджетов разных уровней;

Расчет объемов капиталовложений в природоохранные мероприятия, направленные на сохранение и повышения плодородия почв, вовлечение земель в хозяйственный оборот, ликвидацию ущербов от негативных природных и техногенных воздействий;

Организацию государственного надзора за использованием и охраной земель;

Организацию работ по составлению схем использования и охраны земель, а также проектов территориального землеустройства;

Осуществление иной деятельности, направленной на повышение уровня эффективности использования и капитализации земель.

Земельный баланс содержит систему показателей, характеризующих объект учета и имеющих экономическое, экологическое, социальное значение для регулирования земельных отношений. К таким показателям относятся следующие сведения:

О распределении земель по формам собственности;

О правах, на которых использую землю граждане и юридические лица;

О распределении земель в городских и сельских поселениях;

О качественном состоянии и использовании земель;

Об изменениях в составе земель и их правовом положении, произошедшем за отчетный период времени;

О кадастровой стоимости земель и сделках с землей.

Земельный баланс составляется органами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) на основе документированной информации, содержащейся:

В государственном земельном кадастре;

В Едином Государственном Реестре Прав (ЕГРП) на объекты недвижимого имущества;

В государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства;

Базе данных, формируемой в результате ведения работ по государственному мониторингу земель;

А также информации, поступающей из органов, осуществляющих учет лесных и водных ресурсов, особо охраняемых природных территорий, учет плодородия земель сельскохозяйственного назначения, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Земельный баланс составляется на федеральном и региональном уровнях, и его формирование должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

Земельный баланс составляется по единой методике на всей территории Российской Федерации;

Составление земельного баланса осуществляется в соответствии с установленной периодичностью;

Показатели земельного баланса должны быть сопоставимы и совместимы на различных уровнях его ведения (муниципальном, уровне субъекта РФ, федеральном);

Земельный баланс отражает реальные площади всех земельных участков в границах территориальных образований, а их общая площадь представляет собой балансовую площадь территориального образования, которая формируется и изменяется в соответствии с правилами, установленными в порядке по ведению земельного баланса Российской Федерации;

Земельный баланс формируется и представляется на основе системы документов и бланков установленного образца;

Формы земельного баланса должны быть унифицированы для целей автоматизированной обработки.

Автоматизированная система ведения земельного баланса является логической составляющей автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости.

Земельные балансы в Российской Федерации ведутся в электронном виде.

Балансовые документы подразделяются на основные и производные.

К основным балансовым документам относятся балансовые книги, дежурные (рабочие) балансовые тетради, тематические карты.

В балансовые книги вносятся данные о единицах учета земельного баланса, полученные из информационных ресурсов органов Росреестра, Минприроды, Минсельхоза, Росстата, сведенные и сгруппированные по установленным признакам в границах территориальных образований. Выборка данных из информационных ресурсов осуществляется в установленные и согласованные с держателем информации сроки.

Дежурные балансовые тетради предназначены для отражения текущих изменений, происходящих в определенный период времени в составе единиц учета земельного баланса.

Сведения, вносимые в балансовые книги и дежурные балансовые тетради, отражаются в них в табличной форме. Табличные формы земельного баланса должны быть унифицированы с целью их автоматизированной обработки.

Тематические карты воспроизводят в графической форме сведения, характеризующие состояние и использование земельного фонда.

К производным балансовым документам относятся формы государственного статистического наблюдения, государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, а также аналитические обзоры, иные справочные и аналитические документы, характеризующие земельный фонд Российской Федерации.

Надеюсь, что данная информация будет полезна студентам при изучении темы «Ведение земельного баланса» и поможет будущим специалистам в сфере земельно-имущественных отношений иметь четкое представление об одной из профессиональных компетенций – ПК1.1., которая предусматривает, что будущий специалист в сфере управления земельно-имущественным комплексом должен уметь составлять земельный баланс и, соответственно, о том, что же такое земельный баланс, как и для чего осуществляется его ведение.

Список литературы:

    Земельный кодекс Российской Федерации № 136-ФЗ от 25.10.2001 года с изменениями на 01.01.2016 г.

    Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2014 г № 486.

    Дубленов Н.Н., Шуляк А.С. Землеустройство с основами геодезии.

М.: КоллоС, 2011.-319с.

4. Батычко В.Т.Земельное право в вопросах и ответах. М-Инфра, 2014 год.

5. www.tehlit.ru: информационно-правовой портал.

6. base.garant.ru информационно-правовой портал

7. www.consultant.ru/popular/

8.Концепция земельного баланса.