Эволюция ценностей: Теория Грэйвса и Спиральная динамика. Спиральная динамика для HR-ов: как вырастить лидеров в коллективе

Модель Спиральной Динамики построена на оригинальных идеях доктора Грейвз (Dr. Clare W. Graves). Вкратце, его идеи сводятся к следующему:

Человеческая природа поступательно развивается от одного сбалансированного состояния к другому. Эти состояния могут быть названы стадиями развития, при том, что каждая последующая стадия добавляет к предыдущей новые элементы. Каждая предыдущая, в свою очередь, является основой для последующей, которая может произойти, а может и не произойти.

Каждый такой уровень существования определяет определенный способ восприятия мира, так как создает определенные фильтры в человеческом сознании, влияющие на процесс восприятия. Отсюда - особенности в процессе принятия решений, принципы организации и управления бизнесом и политическими структурами, идеи и способы приспособления к реальности.

После многолетних исследований доктор Грейвз создал "растущую, цикличную двух-спиральную модель развития био-психо-социальных систем взрослых людей" [1 ]. Он использовал пары букв латинского алфавита для того, чтобы обозначить взаимодействие внешних условий и внутренних систем. Он назвали их vMemes и они выглядят следующим образом: A-N, B-O, C-P, D-Q, E-R, F-S, A"-N", B"-O", и т.д. Но между каждой парой также существуют два переходных состояния. Система довольно-таки сложна, особенно пока вы не привыкли к буквенным обозначениям.

Надо заметить, что модель не имеет никакого отношения к оценочным суждениям и сравнениям одного уровня с другим по типу "лучше-хуже". Она просто определяет, какая система мышления преобладает.

По мере того, как Спираль развивается, каждое предыдущее состояние реальности переходит в последующее, со всеми сопутствующими изменениями в приоритетах, ценностях и взглядах. Поскольку последующая реальность может оказаться где угодно на Спирали, вопрос, который важно задать, может звучать так: "Каково будущее этого человека или группы людей (компании), если в данный момент он(а) ощущает мир таким образом и проходит через такой процесс изменений?". Согласно подходу Грейвза, вопрос "Что это за человек?" лучше заменить вопросом "Как он думает об определенных вещах в определенных обстоятельствах?" Таким образом, модель не является типологией, а описывает процесс развития систем, вырастающих одна из другой.

Еще одним "родственным" для Спиральной Динамики подходом является меметика, наука о мемах - пакетах идей или информации, которые подобно вирусам передаются от одного ума к другому, от одного сообщества к другому. Спиральная Динамика связывает мемы с более глубинными силами человеческой природы, которые "притягивают" или "распыляют" мемы [2 ]. Более привычные термины, описывающие то же явление - "системы ценностей", "уровни психологического существования". Связь с меметикой возникла в книге "Спиральная Динамика" 1966 года и не была частью первоначальных работ доктора Грейвза.

Состояния и движения по Спирали возникают как результат взаимодействия между Условиями Жизни (исторические условия, физическое расположение, психо-социальные проблемы, социально-экономические обстоятельства) и Наборами Мемов, доступными индивидуальному или коллективному уму (внутренние системы).

Как правило, эволюционное движение происходит в направлении к более сложным, включающим в себя, "высшим" уровням, хотя в жизни нет никаких гарантий, и иногда наблюдаются регрессии к более низким и менее комплексным структурам [3 ].

Для простоты, в конце 1970-х годов были введены цветовые коды. У этих цветов нет какого-либо особого скрытого смысла, кроме попытки облегчить запоминание разных уровней.


Восемь систем ценностей, которые уже возникли и сосуществуют друг с другом на Земле

  1. БЕЖЕВЫЙ (A) состояние природных и биологических нужд; физические ощущения диктуют состояние бытия
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B) угрожающий мир, полный мистических сил и духов, которым нужно поклоняться и угождать или усмирять.
  3. КРАСНЫЙ (C) как в джунглях, где сильный побеждает слабого; природа это нечто, что должно быть завоевано
  4. СИНИЙ (D) все контролируется Высшей Силой, которая наказывает зло и в конце концов награждает добро и добродетельную жизнь.
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E) мир, полный ресурсов и возможностей сделать все лучше и достичь процветания.
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F) окружение, в котором человечество может найти любовь и исполнить свои цели взаимодействуя и делясь.
  7. ЖЕЛТЫЙ (G) хаотический организм, где изменение является нормой, а неопределенность - приемлемым состоянием бытия.
  8. ГОЛУБОЙ (H) тонко сбалансированная система взаимосвязанных сил, где управление рисками находится в руках человечества
  9. КОРАЛЛОВЫЙ (I) слишком рано говорить, но тенденция должна быть по направлению к я-ориентированности, управлению, консолидации, если принцип развития сохранится


Что представители каждого мира ищут в жизни (цели "успешного" существования)

  1. БЕЖЕВЫЙ (A-N) выживание; удовлетворение биогенетических нужд; продолжение рода; удовлетворение инстинктивных желаний
  2. ФИОЛЕТОВЫЙ (B-O) область природных духов; почитание предков; защита от вреда; семейные связи
  3. КРАСНЫЙ (C-P) сила/власть/действие; желание доминировать над другими; контроль; чувственные удовольствия
  4. СИНИЙ (D-Q) стабильность/порядок; послушание во имя будущей награды; значение; цель; определенность
  5. ОРАНЖЕВЫЙ (E-R) возможность/успех; соревнование ради результата; влияние; независимость
  6. ЗЕЛЕНЫЙ (F-S) гармония/любовь; союз ради взаимного развития; сознание; чувство принадлежности
  7. ЖЕЛТЫЙ (G-T) независимость/достоинство; быть частью живой системы; знание; хорошие вопросы
  8. ГОЛУБОЙ (H-U) мировое сообщество/жизненная сила; сохранение жизни на Земле; приспособление к реальности


Уровни способов приспособления, активизируемые определенной реальностью

БЕЖЕВЫЙ (N) инстинктивный: управляется природными инстинктами и рефлексами; автоматическое существование

ФИОЛЕТОВЫЙ (O) анимистический: согласно традициям или ритуалам группы; племенной; анимистичный

КРАСНЫЙ (P) эгоцентричный: самоутверждение, доминирование, захват, власть; эксплуатация; эгоцентризм

СИНИЙ (Q) абсолютистский: послушный верховному руководству; конформизм; чувство вины

ОРАНЖЕВЫЙ (E) многогранный: прагматично добивающийся результатов и двигающийся вперед; проверяет возможности; способность к маневру

ЗЕЛЕНЫЙ (S) реалистичный: отвечающий на человеческие нужды; готовый к сотрудничеству; спонтанный; ищущий согласия; текучий

ЖЕЛТЫЙ (T) системный: функциональный; интегральный; независимый; экзистенциальный; гибкий; вопрошающий; принимающий

ГОЛУБОЙ (U) целостный: опирающийся на опыт; трансперсональный; коллективное сознание; способный к сотрудничеству; взаимосвязанный

Модель доктора Грейвза является открытой, что означает, что новые буквы, цифры и цвета могут быть добавлены по мере того, как будут возникать и становиться очевидными новые уровни психологического существования человеческой природы. Его использование серий из шести букв предполагает, что развитие циклично и седьмой уровень перекликается с первым, восьмой со вторым и так далее. В связи с этим появились понятия Первого Слоя, Второго Слоя и т.д., каждый из которых состоит из шести уровней систем мышления.

_____________________________________________

Когда на одной из конференции его спросили, почему он дал своей модели такое громкое и пафосное название, он ответил: "Потому что, черт его побери, это оно и есть!".

Мы думаем, что здесь очень большой простор для исследований условий, когда новые идеи распространяются, словно лесной пожар, захватывая даже вполне "здравомыслящих" людей, что действительно делает процесс похожим на эпидемию. Достаточно вспомнить распространение большевистских идей в России или фашизма в Европе. Похожим, хоть и гораздо более безобидным процессом является мода - в какой-то момент все начинают думать, что в этом сезоне нужно носить розовое или читать Акунина (при всем уважении к Б. Акунину).

Хорошим, хотя и печальным примером может служить Россия. В начале ХХ века страна, по всей видимости, представляла из себя очень пеструю картину с точки зрения Спиральной Динамики - в промышленных центрах совершался переход от иерархической системы (синий) к системе свободного предпринимательства (оранжевый), тогда как на основном пространстве страны большей частью присутствовали системы, связанные с уровнем выживания (бежевый), полуязыческим сознанием (фиолетовый), борьбой за власть и доминирование (красный) и стремлением к строгой иерархии, поддерживаемым монархией и церковью (синий). И когда, под возникшим давлением, структура начала рассыпаться, движения "вверх" не произошло, вместо оранжевого страна упала на красный уровень, что послужило причиной гибели огромного количества людей. И единственным способом продолжать развитие оказалось построение очень жесткой иерархической системы, что и произошло.
Еще один похожий процесс произошел совсем недавно и получил название "перестройка". Иерархическая система начала разрушаться и страна снова, до определенной степени, погрузилась в красный уровень с жесткой борьбой за власть, бандитскими войнами, переделами собственности и т.д. Попытки лидеров того времени применить модели капиталистических стран естественным образом окончились провалом по той простой причине, что это были попытки искусственно привить структуре с определенным типом мышления систему совершенно другого уровня. Нечего и говорить, что в настоящее время мы видим очень сложное переплетение тенденций, которые кого хочешь могут ввести в заблуждение - война и передел собственности (красный) продолжается, происходит попытка воссоздать иерархическую структуру достаточной жесткости (синий), при этом существует серьезная тенденция к движению в сторону демократических свобод и предпринимательства (оранжевый).
Дополнительным доказательством бессмысленности и вредности насильственного внешнего изменения структур может быть как феномен бывших республик Советского Союза, многие из которых немедленно вернулись к доминирующим системам мышления, как только исчезло давление извне, так и хаос, возникающий при попытке Соединенных Штатов сменить жестко-иерархичные системы (синий) на демократические (оранжевый) чисто силовыми методами (красный).

Спиральная Динамика - это теория развития человека и общества, введённая в 1996-м году в одноимённой книге Дона Бека и Криса Кована. Эта книга основывается на психологической теории профессора Клэр Грэйвз. «Спиральная Динамика» — это зарегистрированная торговая марка Национального Ценностного Центра.

Спиральная Динамика утверждает, что человеческая природа не неизменна: люди способны, будучи принуждены условиями жизни, приспосабливаться к окружающей среде через создание новых, более сложных, концептуальных моделей мира, которые позволяют им справляться с новыми проблемами. Каждая новая модель включает и превосходит (преодолевает) все предыдущие модели. Согласно Беку и Ковану, эти концептуальные модели организованы вокруг так называемых VМемов: это - системы основополагающих ценностей или своего рода коллективный разум, применимый как к индивидуумам, так и к культуре в целом.

В спиральной динамике термин VМем относится к базовой системе ценностей, действующей как некий организующий принцип, который выражает себя через мемы (само-пропагандирующиеся идеи, обычаи, привычки или культурные практики). Буква «V» в верхнем регистре перед словом «Мем» означает, что речь идёт не о базовых мемах, а именно о системе ценностей, которая их включает («V» — от слова «value» — ценность). Цвета VМемов служат для более удобного запоминания Условий Жизни и Умственных Способностей, характерных для каждой системы. При этом имеет место переход между холодными и тёплыми цветами как часть модели.

В рамках этой модели ни один индивидуум или культура не попадает полностью и точно в какую-то одну категорию (цвет). Каждый человек/культура воплощает в себе смесь ценностных паттернов, с различной степенью интенсивности каждого. Спиральная Динамика не претендует на то, чтобы быть линейной и иерархической моделью, хотя её в этом и обвиняют. Согласно Спиральной Динамике, есть множество стадий прогресса и регресса, зависящих от обстоятельств жизни личности/культуры, которые находятся в постоянном изменении. Достижение более высоких стадий вовсе не является синонимом достижения «лучших» или «более корректных» систем ценности. Все стадии могут существовать как в «здоровом», так и в «патологическом» состоянии, посредством чего каждая стадия развития может привести к нежелательными последствиям относительно человеческого здоровья и социальной среды (см. Тень и Суб-личности).

Первый ярус уровней VМемов сфокусирован на различных задачах, которые ставятся человеком и обществом, и включает почти все виды миропонимания, культур и умственного состояния, имеющие место к настоящему дню. Новые системы строятся на адаптации предыдущих уровней и на поиске решения проблем, созданных на этих предыдущих уровнях. Приведение каких-либо конкретных примеров этих уровней психологического существования затруднительно и часто сбивает с толку, потому что (а) может быть несколько причин одного и того же поведения и (б) централизация в каком-либо одном уровне, учитывая все аспекты жизни, очень редка. Некоторые защитники Спиральной Динамики утверждают, что это способы думания о вещах, а не типы людей. Однако, Спиральная Динамика особо выделяет категорию людей, названную «Спиральными Мудрецами», которые достигли устойчивого пребывания на VМемах «верхнего уровня».

Краткая характеристика: Архаико-инстинктивный - сурвивалистский/автоматический/рефлекторный

Время появления: ок. 100 000 лет до р.х.

Описание: «Выражается через удовлетворение неотложных физиологических нужд через инстинкты Homo Sapiens».

Пурпурный

Краткая характеристика: Анимистический-племенной магико-анимистический племенной строй

Время появления: 50 000 лет до р.х.

Описание: «Поклонение обычаям и путям предков в качестве единицы группы». Это - уровень традиционных культур.

Краткая характеристика: Эгоцентрический эксплуататорский, сильные боги/владыки

Время появления: 7000 лет до р.х.

Описание: «Выражается (импульсивно) в удовлетворении личных желаний без чувства вины, но чтобы избежать стыда (потери лица)». Выражается в менталитете уличных банд.

Краткая характеристика: Абсолютистский мифический строй основанный на повиновении - целеустремлённый/авторитарный

Время появления: ок. 3000 лет до р.х.

Описание: «Жертвует собой для того, чтобы через повиновение придти к праведной власти в целеустремлённом Пути». Воплощается в фундаменталистских религиях.

Примечание: Кен Уилбер эту стадию называет «янтарной»

Оранжевый

Краткая характеристика: гибкое достижение цели, научный/стратегический подход

Время появления: ок. 1000 год н.э. поныне (или ок. 600 года н.э. согласно Грэйвз и Колхаун)

Описание: «Выражается (рассчётливо) в достижении выгод и целей, по возможности не задевая интересы тех людей, которые для тебя по каким-то причинам важны». Выражается в Научной и Промышленной Революции.

Краткая характеристика: Релятивистско-персоналистский подход, коммунный/эгалитарный

Время появления: с 1850 года поныне (пик в начале 20-го века)

Описание: «Жертвовать личными интересами сейчас для получения одобрения группы и её гармонии». Выражается в плюрализме 1960-х и в теории систем.

Теория Спиральной Динамики выделяет так же второй ярус VМемов. Это относительно новые уровни, которые постепенно движутся от фокусирования на сугубо «приземлённых» моментах, характерных для Первого Яруса, к существованию на экзистенциальном уровне. Существование двух разных ярусов психологического развития было введено Грэйвз. Кован заявляет, что возможно Грэйвз ввела систему ярусов в качестве некоего маркетингового инструмента. До сегодняшнего дня, ни одно исследование не смогло доказать, что эти два яруса существуют. Кован больше не поддерживает идею о существовании двух ярусов, но заявляет, что сейчас известна только одна вещь о Желтой и Бирюзовой системах, что они являются более сложной версией соответственно Оранжевого и Зелёного уровней. Теория открытого конца предполагает, что уровни от Кораллового и выше просто ещё не сформированы и будут утверждаться по мере того, как всё большее число сообществ будет развиваться до уровня этих мемов.

Краткая характеристика: Системно-интегративный

Время появления: 1950-е

Описание: «Выражается в удовлетворении личных желаний, но избегая вреда другим, так, чтобы польза была всем, а не только себе лично»

Бирюзовый

Краткая характеристика: Холистический

Время появления: 1970-е

Описание: интегративная система, соединяющая в себе личные интересы, необходимые для организма, с интересами сообществ, частью которых человек является. Эта теория находится в стадии формирования.

Дальнейшее развитие.

Цветовая система была добавлена в 1970-м в качестве графического элемента для иллюстрации учебных материалов использованных Кованом и Беком. Термин VМем был введён Беком и Кованом в «Спиральной Динамике», где языковой язык заменил изначальную терминологию Грэйвз. Они определили вехи пути перехода между уровнями. Оригинальная теория Грэйвз использует модель двойной спирали чтобы показать взаимосвязанность индивидуального восприятия жизненных условий с нейрональными системами, производящими уровень психологического существования. Эта двойная спираль двух взаимодействующих сил соответствует спирали в Спиральной Динамике.

После того, как их книга была издана, Бек и Кован преподавали свою теорию в рамках двух курсов, SDI и SDII. Официально их совместная работа была прекращена в 1999-м году. После этого оба продолжили преподавать учебные курсы различных типов, так же как и проводить консультационную работу. Бек потратил несколько лет, применяя теорию Спиральной Динамики, в ходе работы с отдельными людьми и группами в Южной Африке, участвуя в деконструкции Апартеида, за что он удостоился награды от штата Техас. Бек продолжил приспосабливать свои курсы, используя эту модель как в бизнесе, так и в политике.

Бек и Кен Уилбер (с его интегральной теорией) заинтересовались работами друг друга, в результате чего Бек разработал свою ветвь спиральной динамики, которую он назвал Интегральной Спиральной Динамикой. Эта версия теории использует интегральные идеи, такие как Четыре Квадранта. Также Бек связан с духовным учителем, Эндрю Коэном. Это сотрудничество ещё обещает дать определённые организационные и социальные плоды.

Кован не присоединяется к этим разработкам и продвигает версию теории, которую он описывает как остающуюся более близкой к оригинальным исследованиям Клэр Грэйвз и развивающую их. Он продолжает использовать термин «Спиральная Динамика» чтобы описать свою работу с тех пор как он её создал совместно с Беком. Со своей помощницей, Наташей Тодорович, он предпринял работу в объединении Спиральной Динамики с НЛП и другими моделями, и в развитии корпоративной стратегии и практических применений. Он также предложил дополнительный VМем второго яруса - Коралловый, который имеет дело с развитием способностей сознания.

Патологии

Согласно Дону Беку и Кену Уилберу, каждый VМем имеет как «здоровую», так и «нездоровую» версии. Патологии иногда называются «низкими», например «Низкий Зелёный VМем» (НЗМ), или «Низкий Оранжевый VМем» (НОМ). Например, НОМ характеризуется крайностями капитализма, такими как эксплуатация, экологическая катастрофа и общий недостаток этики и чувствительности, тогда как НЗМ имеет внутренние противоречия такие как анти-иерархичность, анти-соревновательность и т. д.

Кован возражает, что нет никаких достоверных доказательств существования Низкого Зелёного VМема, и что это - искажение теории. Хотя он и признаёт вышеупомянутые проблемы, Кован утверждает, что они точно так же существуют и в других ценностных системах, так что отнесение их только к Зелёному VМему слишком всё упрощает. Он считает, что термин «низкий» не подходит и искажает теорию, тогда как более уместно пользоваться терминами адаптации и дезадаптации, эффективности и неэффективности. Психопатология потенциально существует на всех уровнях и является другим измерением.

Тодорович предлагает данные и анализ, ведущий к выводу, что гипотеза о существовании НЗМ противоречит данным. Тодорович далее заключает, что НЗМ является «ошибкой анализа», основанной на ряде неправильных представлений о спиральной динамике, давая «ошибочный алармистский сигнал», и относит НЗМ к вредной «форме спирального фундаментализма».

Критика Спиральной Динамики

Критики указывают, что выводы, которые следуют из этой модели, относятся не только к личностному развитию, но и к политике, и хотя терминология теории имеет отношение больше к самосознанию, практические применения этой модели могут носить скорее элитаристский и авторитарный характер. В своей работе по этому вопросу, Бек подчёркивает, что одной из характеристик индивидуумов «второго яруса», так называемых «Спиральных Мудрецов», является их способность принимать наилучшие решения для всех сторон и приводить к согласию со своими методами на более низких уровнях, используя резонирующие термины и идеи. В дополнение к общей и частной теории развития, Спиральная Динамика даёт подробные советы таким «Мудрецам» как для консенсусного, так и для не-консенсусного управления индивидуумами «низшего яруса». Один из критиков Спиральной Динамики, Майкл Бауэнс, утверждает, что некоторые концепции того, что называется «вторым ярусом», имеют сходство с ницшеанской идеей Сверхчеловека. Соавтор Бека Кован публично отмежевался от идей, которые сейчас продвигает его экс-партнёр Бек в сотрудничестве с Кеном Уилбером.

Добавление: интерпретация мемов от Кена Уилбера.

Алый (он же фиолетовый) (эгоцентрический, магический). Начинается около 50000 лет назад, и является обозначением для эгоцентрического, магического миропонимания, и импульсивности. Оно выражается в магизме/анимизме, культе духов предков и тому подобном. Маленькие дети первоначально имеют алое миропонимание. Алый уровень при всех линиях развития является исходным, что называется «круги своя» для всех новых задач. Эмоции и миропонимание алого уровня могут быть видны в таких культурных феноменах как комиксы и фильмы, посвящённые супергероям.

Красный (от эго- до этноцентрического, эгоистическое): Красный уровень начался ок. 10000 лет назад и является маркером эгоцентрических систем, основанных на силе, где «сила всегда права», где правит агрессия, и где возможность понять другого человека, встать на его место очень ограничена. Красные импульсы классически можно видеть в средних классах школы и вначале старших классов, где быкование, дразнение и тому подобное – являются нормой. Культурно красные мотивации могут быть видны в соревнованиях по Борьбе без правил, которые не имеют фиксированных правил (фиксированные правила приходят на следующем уровне, янтарном), в подростковом бунтарстве и в фильмах, которые всё это обслуживают (например, «Форсаж»), гангстерские банды (где сильный правит слабым) и тому подобное.

Янтарный (то бишь синий) (этноцентрический, мифический): Янтарный уровень начался около 5000 лет назад и характеризует традиционалистское и мифическое по природе миропонимание – и мифические мировоззрения почти всегда абсолютистские (эта стадия часто зовётся абсолютистской). Вместо правила «сила всегда права» янтарная этика более ориентирована на группу, но сугубо и только на «мою» группу. Дети средних и старших классов обычно демонстрируют янтарные мотивации чтобы вписаться в группу. Янтарная этика помогает контролировать импульсивность и нарциссизм красной. Культурно, янтарное миропонимание представлено в виде фундаментализма (мой Бог прав не смотря ни на что); крайнего патриотизма (моя страна права не смотря ни на что); и этноцентризма (мой народ прав не смотря ни на что).

Оранжевый (мироцентрический, рациональный): Оранжевый уровень начинается около 500 лет назад, в период, известный как Эпоха Просвещения. В оранжевом мировосприятии, индивид начинает отходить от янтарного конформизма, что делает взгляды на собственную религию, нацию или племя более гибкими. Оранжевое мировоззрение часто начинает возникать в последних классах школы, в колледже и во взрослой жизни. Культурно оранжевое мировоззрение представляет понимание, что «истина – это не то, что даётся, это то, что должно быть открыто самостоятельно», оно стимулирует стремительное развитие науки и формальной рациональности. Оранжевая этика уже охватывает всех людей – «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными…». Объективизм Айна Рэнда, Билль о Правах США, и многие законы, призванные защитить индивидуальную свободу – всё это есть продукт оранжевого миропонимания.

Зелёный (мироцентрический, плюралистический): Зелёный уровень начинается примерно 150 лет назад, хотя в полное своё выражение он приходит в 1960-х. Зелёные мировоззрения характеризуются плюрализмом, или способностью видеть, что существует множество способов видеть реальность. Если оранжевый видит универсальные истины («Все люди созданы равными»), зелёный видит множество универсальных истин – разные вселенные для разных культур. Зелёная этика продолжает и радикально расширяет тенденцию к охвату всех людей. Зелёное утверждение будет звучать так: «мы считаем самоочевидной истиной то, что все люди созданы равными независимо от расы, пола, класса…». Зелёная этика породила гражданские права, феминизм, движение за права геев, движение в защиту окружающей среды.

Многоплановое вИдение зелёного миропонимания даёт возможность для большего сострадания, идеализма, участия в его здоровой форме. Такие качества можно видеть в таких организациях как Сьерра-клуб, Международная Амнистия, Союз неравнодушных учёных, Врачи без границ. В своей нездоровой форме зелёное мировоззрение может привести к крайнему релятивизму, где все верования считаются одинаково относительными и одинаково верными, что в свою очередь может привести к нигилизму, нарциссизму, иронизму и бессмысленности, представленных у многих современных интеллектуалов, учёных и законодателей моды… не говоря о других «потерянных» поколениях.

Второй ярус:

Канареечный (жёлтый) (от мироцентрического до «космоцентрического», интегральный): Жёлтый мем обозначает начало интегрального миропонимания, в котором плюрализм и релятивизм превзойдены и включены в большее системное целое. Переход от зелёного к жёлтому также известен как переход от ценностей первого яруса к ценностям второго. Самая бросающаяся в глаза разница состоит в том, что каждый уровень первого яруса полагает свои ценности единственно верными, тогда как второй ярус осознаёт важность всех предыдущих стадий развития. Таким образом, жёлтое миропонимание отдаёт должное прозрениям зелёного уровня, но помещает его в более глубокий контекст что позволяет создавать здоровые иерархии и здоровое различение ценностных систем.

Возможно более важно то, что жёлтое мировоззрение начинает видеть процесс развития как таковой, признавая что каждая из предыдущих стадий (от фиолетовой до зелёной) играет важную роль в человеческом опыте. Жёлтое сознание видит что каждая из предыдущих стадий открывает какую-либо важную истину и собирает эти истины вместе, интегрируя их без попыток переделать их под себя, но и без крайнего культурного релятивизма («все равны»). Жёлтое миропонимание не просто видит все точки зрения (как зелёный уровень) – оно может отдать им должное, но одновременно и критически оценить их.

Бирюзовый («космоцентрический», интегральный): бирюзовый уровень – это прерогатива интегрального вИдения, при котором человек не только может видеть здоровую иерархию, но также различные квадранты человеческого знания, выражения и запросов (как минимум: я, мы и это). В то время как жёлтое мировоззрение всё ещё «мирское», бирюзовый уровень впервые начинает включать в себя Дух как действующую силу в мире (воплощающуюся посредством какого-либо или всех трёх лиц Бога – «я» — «бессамостность» или «свидетель» Буддизма; «мы/ты» — «великий Другой» Христианства, Иудаизма, Индуизма, Ислама и т.д.; или «это» — «Сеть Жизни», которую можно видеть в Даосизме, Пантеизме и т.д.).

Привожу здесь также перевод ещё одного описания Спиральной Динамики, данное Уилбером.

КУ: В Интегральной Психологии я представляю главы, которые суммируют более ста психологов развития, восточных и западных, древних и относящихся к эпохе модерна и пост-модерна. Спиральная Динамика – только одна из этих ста, но я пользуюсь ей из-за её простоты и ясности, даже для начинающих. Основанная на широких исследованиях начатых Клэр Грейвз, Спиральная Динамика (развитая Доном Беком и Кристофером Кованом) рассматривает человека развивающимся через восемь основных волн сознания. Для удобства, я приведу краткое их описание

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ВОЛНЫ СОЗНАНИЯ

Первые шесть уровней это уровни «прожиточного минимума», обозначенные как «мышление первого уровня». Далее наблюдается революционный сдвиг в сознании: возникновение «бытийного уровня» или «мышления второго уровня», где имеются две основные волны. Ниже приведено краткое описание этих восьми волн, процент от населения и социальная власть, которую держит эта часть населения.

  1. Бежевый: Архаический-инстинктивный. Уровень базового выживания; еда, вода, тепло, секс и безопасность имеют приоритет. Самосознание едва различимо. Такие люди сбиваются в выживальческие стада.

    Где можно наблюдать: Первые человеческие сообщества, новорождённые, очень старые люди, поздняя стадия синдрома Альцгеймера, душевнобольные бездомные, голодающие массы, контуженные. Примерно 0,1% взрослого населения, 0% власти.

  2. Пурпурный: Магический-анимистический. Мышление анимистично; магические духи, плохое и хорошее, закапывают свои благословения в землю, заклятия определяют события. Такие люди формируют этнические племена. Духи предков связывают племя воедино. Политические связи определяются родством и происхождением. Звучит «холистично», но на деле атомистично: «есть имя у каждого изгиба реки, но нет имени у реки в целом».

    Где можно наблюдать: Верящие в заклятия Вуду, клятву на крови, древние проклятия, чары на удачу, семейные ритуалы, этническая магия и суеверия; сильно в странах третьего мира, в бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах». 10% населения, 1% власти.

  3. Красный: Сильные боги. Первое возникновение отделения «я» от племени; мощный, импульсивный, эгоцентричный, героический. Магико-мифические духи, драконы, твари и могущественные люди. Архетипические боги и богини, могущественные существа, силы с которыми нужно считаться, и хорошие и плохие. Феодальные лорды защищают подданных в обмен на повиновение и труд. Основа феодальных империй – сила и слава. Мир это джунгли, полные опасностей и хищников. Завоеватели, хитрые и сильные; брать от жизни всё что хочешь без сожаления и раскаяния; быть здесь и сейчас.

Где можно наблюдать: «Бонни и Клайд», бунтующая молодёжь, менталитет фронтира, феодальные королевства, эпические герои, джеймсбондовские злодеи, лидеры банд, солдаты удачи, нью-эйджевский нарциссизм, звёзды дикого рока, Атилла-гун, «Повелитель мух». 20% населения, 5% власти.

  1. Синий: Мифический порядок. Жизнь имеет значение, анправление и цель, с результатами, определёнными всемогущим Другим или Порядком. Этот единственно верный Порядок внедряет кодекс поведения, основанный на абсолютистских и безвариантных принципах «правильного» и «ошибочного». Нарушение этого кодекса влечёт за собой суровое, возможно вечное наказание. Следование кодексу щедро вознаграждается. Основа древних наций. Жёсткая социальная иерархия; патернализм; один верный путь и только один верный способ мыслить обо всём. Закон и порядок; импульсивность контролируется через вину; буквальная и фундаменталистская вера; повиновение правилам и Порядку; следование общепринятому, конформизм. Часто – «религиозный» и «мифический» [в смысле участия в мифе; Грейвз и Бек ссылаются на это как на уровень «святости/абсолютизма»], но Порядок или Миссия может быть и секулярным или атеистическим.

    Где можно наблюдать: Пуританская Америка, Конфуцианский Китай, Англия Диккенса, Сингапурский порядок, тоталитаризм, кодексы рыцарства и чести, Whereseen: PuritanAmerica, ConfucianChina, DickensianEngland, Singaporediscipline, totalitarianism, codesofchivalryandhonor, благотворительность, религиозный фундаментализм (например, христианский и исламский), скаутская организация, «моральное большинство», патриотизм. 40% населения, 30% власти.

  1. Оранжевый: Научные достижения. На этой волне самость уходит от стадной психологии синего мема, и ищет истины и значения в индивидуалистических терминах – гипотетически-дедуктивных, эмпирических, объективистских, механистических, операционистских – «научных» в обычном смысле слова. Мир рациональная и хорошо смазанная машина с естественными законами которые могут быть изучены, освоены и использованы для целей человека. Ориентирован на достижения, особенно (в США) на материальную выгоду. Законы науки управляют политикой, экономикой и человеческой жизнью. Мир это шахматная доска на которой игры ведутся победителями, а проигравшие оказываются на обочине. Торговые союзы; управление ресурсами планеты ради стратегической выгоды. Основа корпоративных государств.

    Где можно наблюдать: Просвещение, «Атлант расправил плечи» Айна Рэнда, Уолл Стрит, возникновение среднего класса по всему миру, индустрия косметики, трофейная охота, колониализм, холодная война, индустрия моды, материализм, светский гуманизм, либеральный эгоизм. 30% населения, 50% власти.

    1. Зелёный: Чувствительная самость. Коммунитарность, человеческие связи, экологическая чувствительность, сети. Человеческий дух должен быть свободен от жадности, догм и разногласий; чувства и забота приходят на смену холодной рациональности, лелея Землю, Гею, жизнь. Против иерархии, создает горизонтальные связи и единство. Проницаемое я, относительное я, групповая взаимосвязанность. Акцент на диалоге, отношениях. Основа ценностных общин (то есть, свободно избранной принадлежности, основанной на общих настроениях). Принимает решения на основе примирения и консенсуса (обратная сторона: бесконечная «обработка» и неспособность принимать решения). Обновление духовности, гармония, обогащение человеческого потенциала. Сильно эгалитарный, анти-иерархичный, плюралистический, социальное конструирование реальности, разнообразие, мультикультурализм, релятивистские системы ценностей; это мировоззрение часто называют плюралистическим релятивизмом. Субъективное, нелинейное мышление; показывает большую степень сердечности, чуткости и заботы, для Земли и всех ее обитателей.

Где можно наблюдать: Глубинная психология, постмодернизм, голландский идеализм, психотерапия Карла Роджерса, канадская система здравоохранения, гуманистическая психология, теология освобождения, Всемирный совет церквей, Гринпис, права животных, экофеминизм, пост-колониализм, Фуко / Деррида, политкорректность, движения разнообразия, вопросы прав человека, экопсихология. 10% населения, 15% власти. [Примечание: это 10% от мирового населения. Дон Бек оценивает, что около 20-25% американского населения — зелёное.]

С зевершением зелёного мема человеческое сознание претерпевает квантовый скачок на «мышление второго уровня». Клэр Грейвз называет это «важным прыжком», в котором «пересекается пропасть невероятной глубины значения». В сущности, при сознании второго уровня человек может мыслить и вертикально и горизонтально, используя как иерархии, так и гетерархии (как ранжирование так и горизонтальные связи). Поэтому здесь человек может впервые живо охватить весь спектр внутреннего развития и таким образом увидеть что каждый уровень, каждый мем, каждая волная крайне важна для здоровья всей Спирали.

Как я бы это назвал, каждая волна здесь превзойдена и включена. То есть, каждая волна идёт впереди своего предшественника и всё же включает или охватывает его в своей собственной структуре. Например, клетка превосходит но включает молекулы, которые превосходят но включают атомы. Сказать что молекула выходит за рамки атомов не значит сказать что молекулы ненавидят атомы, но что они любят их: они обнимают их в собственной структуре, включают их в себя, не отвергают их. Только так, каждая волна существования является фундаментальной составляющей всех последующих волн.

Более того, каждая волна может сама по себе быть активирована или дезактивирована определёнными жизненными обстоятельствами. В экстремальных ситуациях мы можем активировать красные силы; в ответ хаосу, мы можем нуждаться в синем порядке; в поиске новой работы, нам может понадобиться оранжевая направленность на достижения; в семейной жизни и с друзьями нужны зелёные связи. Все эти мемы вносят свой важный вклад.

Но каждый мем первого уровня сам по себе неполноценен в том смысле, что он не ценит другие мемы. Каждый из мемов первого уровня думает что его мировосприятие правильное и лучшее. Если ему бросается вызов, он реагирует негативно; он атакует, используя свои инструменты, при любой угрозе. Синий порядок очень не любит красную импульсивность и оранжевый индивидуализм. Оранжевый индивидуализм думает что синий порядок – для быдла, а зелёный эгалитаризм для слабаков. Зелёный эгалитаризм не может легко следовать совершенству и ценностным иерархиям, большим картинам, иерархиям или всему что выглядит как авторитаризм, и таким образом зелёный болезненно реагирует на синий, оранжевый мемы и на мемы второго уровня.

Всё это меняется на втором уровне мышления. Поскольку сознание второго уровня полностью осознаёт стадии внутреннего развития – даже если оно не может это сформулировать в технически чётком виде – и отступает на шаг, охватывая целостную картину, и таким образом мышление второго уровня ценит роль, играемую каждым мемом. Мышление второго уровня думает в терминах целостной спирали бытия, а не только в терминах какого-либо одного уровня.

Где зелёный мем начинает охватывать многочисленные различные системы и плюралистические контексты, существующие в различных культурах (вот почему это действительно чувствительная самость, т.е чувствительная к отвержению других), мышление второго уровня делает ещё один шаг дальше. Оно ищет контексты, объединяющие эти разнородные системы, и таким образом оно собирает эти отдельные системы и начинает обнимать, включать и интегрировать их в единую спираль и интегральную взаимосвязанность. Мышление второго уровня, другими словами, переходит от релятивизма к холизму, от плюрализма к интегрализму.

Широкие исследования, проведённые Грейвз, Беком и Кованом, показывают что есть как минимум две основные волны в этом сознании второго уровня:

  1. Жёлтый: объединяющий. Жизнь это калейдоскоп естественных иерархий [холархий], систем и форм. Гибкость, спонтанность и функциональность имеет наивысший приоритет. Различия и множественность могут быть объединены во взаимозависимые, естественные потоки. Эгалитарность дополняется естественными степенями ранжирования и мастерства. Знание и компетентность превосходят силу, статус или групповые инстинкты. Преобладающий мировой порядок это результат существования разных уровней реальности (мемов) и разнообразных паттернов движения вверх и вниз по динамической спирали. Хорошее управление способствует возникновению сущностей сквозь уровни возрастания сложности (вложенная иерархия). 1% населения, 5% власти.
  2. Бирюзовый: холистический. Вселенская холистическая система, холоны/волны интегративных энергий; чувство единства и знание; множественные уровни связанные в одну систему Сознания. Вселенский порядок, но в живом, осознающем смысле, не основанный на внешних правилах (как в синем меме) или групповых связях (как в зелёном). «Великое объединение» [«теория всего»] — возможно, в теории и в действительности. Иногда включает возникновение новой духовности как сетевой структуры бытия. Бирюзовое мышление использует всю Спираль; видит множественные уровни взаимодействия; фиксирует гармоники, мистические силы и проникающие потоки-состояния, пронизывающие любую организацию. 0,1% населения, 1% власти.

    Сознание второго уровня относительно редко (2 % от населения и 0,1 % для бирюзового мема), поскольку сейчас это передний край коллективной человеческой эволюции. В качестве примеров, Бек и Кован упоминают ноосферу Тейяра де Шардена, теории хаоса и сложности, универсальные системы мысли, интегральные холистические теории, плюралистическая интеграция Ганди и Манделы. Частота таких проявлений всё возрастает и возможно появление даже более высоких мемов.

По материалам Д.Бека и К.Кована

Принципы спиральной динамики Принцип 1: Люди обладают способностью создавать новые мемы

Ключевым моментом в концепции спиральной динамики Грейвза является то, что люди обладают внутренней способностью существовать на различных уровнях психологического развития, и даже добавлять новые уровни. Это не какие-то «лучшие» или «худшие» состояния – они просто отражают различные взгляды на то, что из себя представляет мир, и сложность его устройства. Это подтверждается и последними находками в области нейрологических исследований.

В соответствии с ними, для того, пробуждение новых функций мозга/сознания обусловлено тремя факторами:

    Наследственные факторы, обуславливающие добавление и даже замену старых систем на новые

    Динамические силы, генерируемые под влиянием окружения и воспитания, «запускающие» соответствующие системы

    Способность мозга/сознания человека оперировать одновременно в рамках нескольких подсистем, некоторые из которых активны, а другие – относительно пассивны

Принцип 2: Мемы пробуждаются в результате изменений условий жизни, в результате чего мимы будут зарождаться, развиваться, или угасать.

Мемы являются продуктом взаимодействия внутреннего устройства нашего сознания с условиями жизни , с которыми мы сталкиваемся. Возникновение мемов не является чем-то вроде станций, на которых с неизбежностью раньше или позже останавливается поезд. Они не являются чем-то запрограммированным биологией человека. Напротив, динамика Спирали активируется взаимодействием между внутренним состоянием сознания и внешним миром. Если определенные внешние условия становятся регулярными или повторяющимися, то это порождает возникновение соответствующих стереотипов поведения/мышления. В противном случае они исчезают.

Существует четыре важных аспекта этих условий жизни : Время, Место, Задачи и Контекст.

    Историческое Время : Положение на общей линии развития человечества, стадия развития конкретной культуры, возрастные фазы жизни индивидуума.

Ключевые понятия : Эпохи, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личная история, фазы, ощущения прошлого/настоящего/будущего

В любой момент хронологического Времени и практически в любом сообществе можно найти людей, живущих в одном и том же году, но чье мышление уходит корнями в совершенно различные эры. В любой данный момент своей жизни вы живете с уникальным пакетом мемов, развившимся в соответствии с этим Временем и культурой, его окружающей. Для многих людей Западной культуры 1940-е очень сильно отличались от 1950-х, 1960-х, 1990-х или 2000-х. Однако для некоторых стран Третьего Мира Время оставалось практически неизменным на протяжении многих поколений.

Когда течение Времени действительно изменяет внешние условия, стресс настолько пробуждает наши внутренние ресурсы, что в ответ мы можем добавить новые (или реорганизовать старые) мемы. Такое последовательное наслоение адаптирующихся образов мышления человека подобно годовым кругам дерева. Каждое кольцо отражает окружающие условия в течение года. Смена «сезонов» в жизни человека оставляет кольца в системе мемов, проявляющиеся в культуре и психосоциальном развитии. То, кем вы являетесь сегодня, были вчера и будете завтра, в большой части формируется условиями, с которыми вы сталкиваетесь на разных этапах своей жизни. Мы не являемся узниками своего Времени, но несомненно подвержены его влиянию.

    Географическое Место : Физические условия, естественная и искусственная экология, в котором находится индивидуум или группа.

Ключевые понятия : Атмосферные условия, электромагнитные воздействия, природное окружение (снега, пустыня, джунгли, город, деревня), архитектура, плотность населения, количество и особенности внешних стимуляторов, химический и минеральный состав воздуха, почвы и пищи, источники и виды освещения, климат.

Существует множество факторов в нашем географическом месте расположения, сильно влияющих на наши социальные ценности и взаимодействия. Жизнь на изолированном острове порождает виды коллективного поведения, отличающиеся от поведения кочевого племени или культуры, развившихся в теплой, плодородной долине.

Факторы географического окружения включают в себя все, начиная от разнообразных природных влияний (геомагнитные поля, топография, небо, погода, сезоны и т.д.) до искусственного окружения – комнат, рабочих мест, зданий, городов и жизненного пространства. Это перекликается с китайским Фен-шуем, описывающим процесс гармонизации людей с их окружением. Так древняя мудрость перекликается с современными «открытиями».

    Человеческие Задачи : Приоритеты, потребности, заботы и требования к бытию, предъявляемые конкретным индивидуумом или группой, некоторые из которых являются общими для всех людей, а некоторые уникальны для конкретной культуры, социальной группы или личности.

Ключевые понятия : Задачи выживания, такие как пища и вода; доступность и богатство/скудость социальных ниш; воспринимаемые уровни угрозы или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникации и языки; преобладающие темпераменты; герои и антигерои; технологии; социальная память прошлого; неразрешенные исторические проблемы; образы и наследие прошлого; болезни и эпидемии; социальные перевороты.

Подобные задачи бытия запускают механизмы в человеческом мозге/сознании, которые 1) позволяют более точно воспринимать окружающие условия и 2) высвобождают физические и психологические ресурсы, чтобы должным образом справляться с ними. Каждый базовый мем Спирали предназначен для решения своего уникального набора задач. Когда несколько мемов возникают одновременно в одном и том же месте, уровень конфликтов и неурядиц соответственно возрастает. Многие из сегодняшних «горячих точек» подогреваются не только трениями между различных мемов, но и проблемой конкуренции за ограниченные ресурсы.

    Социальный Контекст (Окружение) : Положение индивидуума, группы и культуры в иерархии власти, статуса и влияния.

Ключевые понятия : Социальные роли; положение в потоке ресурсов; социоэкономический класс; уровень образования; возможности и доступ к определенным нишам; внешний вид и физиогномия; динамика взаимоотношений; политические системы; родословная; национальные, возрастные и половые факторы.

Никакие два человека не будут находиться в одинаковом Контексте, даже находясь в одном и том же Месте в одно и то же Время и решая схожие Проблемы. Уклады жизни, социальное положение, наследственность, семейные привилегия, интеллектуальные или физические способности, и просто удача будут различаться. То же самое относится к любой данной группе или социальному слою. Нравится нам это или нет, эти неравные условия жизни имеют значительное влияние на человеческую жизнь. Никакие два человека не будут воспринимать окружающих мир одинаково. Даже близнецы будут различаться. С очевидностью, многое из того, что происходит в политике, религии и терапии, тесно связано с этим аспектом Спирали.

Контекст определяет для нас границы – открытые или закрытые. Их необходимо учитывать при взаимодействии, как с «большинством», так и «меньшинствами», преуспевающими и неуспешными. Контекст может быть фильтрам, не дающим нам видеть всю Спираль так же, как мог бы кто-нибудь другой. Как и другие три элемента условий жизни , Контекст также диктует, какие мемы, вероятнее всего, будут приемлемыми и оправданными в данном контексте. Разногласия относительно эффективных систем образования, трудовых взаимоотношений и совместного проживания – связаны с различными Контекстами.

Подведем итог описанию условий жизни (Время, Место, Задачи, Контекст):

ЕСЛИ условия жизни очень...

ТО «нормальные» люди будут...

Бежевые – природные

Вести себя подобно животным

Фиолетовые – мистические и непонятные

Ублажать духов и объединяться вместе ради безопасности

Красные – жесткие и опасные, как в джунглях

Бороться за выживание, не думая о других

Синие – направляемые высшей силой

Оранжевые – полны практических возможностей

Прагматически стремиться завоевать преимущество и преуспеть

Зеленые – подчеркивают общее во всех людях

Присоединяться к сообществу, чтобы расти вместе

Желтые – сложные, чреватые распадом к хаосу

Учиться оставаться свободными, но также жить в соответствии с принципами

Бирюзовые – подобны единому организму

Искать порядка в кажущемся хаосе на Земле

В XX веке появилось несколько теорий, которые описывали эволюцию человеческого сознания. Среди них - спиральная динамика Грейвза. Эта теория смогла наиболее полно описать ступеньки эволюции людей и общества. Принципиальным отличием данного учения является холический подход - новый этап человеческого развития представляется, как очередной уровень холархии, который включает в себя предыдущий.

Клэр Грейвз - кто он?

Американский ученый и профессор психологии был учеником Абрахама Маслоу. В 1952 году он начал проводить исследование с целью извлечь смысл из существующих научных концепций, объясняющих поведение человека. На протяжении более 15 лет Грейвз изучал процесс смены ценностей в обществе. Ученый не задавал вопрос: «Почему происходит именно так?» Его интересовало как все происходит.

Профессор психологии выбрал область поведения человека, в которой существовали разногласия и множество научных точек зрения. В качестве основания им была выбрана «концепция психически здорового человека». Ученого интересовало не столько содержание существующих концепций, сколько факт взаимодействия их друг с другом. Свои «опыты» Грейвз проводил на студентах. В течение 8-ми лет он собирал научные данные, после чего обрабатывал их и связывал между собой. Спиральная динамика Грейвза совсем скоро стала известна в научных кругах. Позже у этой теории появились последователи: Крис Коуэн, Кен Уилбер, Дон Бек.

Спиральная динамика

Во многих теориях 20-го века описывается, что человек в своем развитии проходит через определенные этапы. Многие люди успешно преодолевают стадии, переходя на очередную ступеньку развития. Другие же - «застревают».

Теория спиральной динамики Грейвза описывает уровни человеческого развития через ценностные комплексы, включающие веру, моральные принципы, культурные идеи, возникающие в процессе социокультурной эволюции. Теория Грейвза утверждает, что высшие уровни общественного и человеческого развития включают низшие - предыдущие.

Тест

Свой эксперимент ученый проводил следующим образом. Он формировал группы из студентов, каждой из которых предлагалось защитить свою концепцию. Все свои мысли студенты излагали на бумаге, подробно описывая, почему придерживались выбранного направления.

На третьем этапе ученый проводил личные беседы с участниками эксперимента, обсуждая, под влиянием чего менялось их мнение. Записки студентов он показывал независимым экспертам, чтобы «классифицировать» результат работы.

Итоги проведенного теста оказались непредсказуемыми. В первых исследованиях участники эксперимента попадали в категорию «жертвы». Они перестраивали себя, свое поведение, приспосабливаясь к окружающему миру. На втором этапе их отношение к происходящему менялось. Студенты соглашались жертвовать, чтобы получить желаемое прямо сейчас. На третьем этапе они пытались выразиться любыми способами (расчетливо - за счет других). И наконец, участники эксперимента старались утвердиться с помощью собственных сил - не за счет других людей.

Это был первый тест спиральной динамики Грейвза. В начале 60-х годов ученый провел еще несколько экспериментов с более широким кругом участников. В результате ему удалось выделить еще несколько категорий концепции поведения «здоровой личности». В конечном итоге было выделено 8 основных уровней Грейвза. Спиральная динамика ученого - это основа ценностей земного мира. Легендарные идеи профессора психологии продолжают развиваться современными учеными.

Уровни

Теория спиральной динамики клера Уильяма Грейвза описывает 8 уровней человеческого развития, которые располагаются в определенном порядке: по мере возникновения у человека новых вопросов в процессе его развития.

На верхней ступеньке находятся мемы высшего порядка - vMeme. Каждый мем представляет систему определенных ценностей, которой присущи религиозные убеждения, организационная динамика, социальные группирования, цели. Модель является иерархической: мемы располагаются в ней в порядке нарастания их сложностей. В настоящее время существует 8 уровней холархии.

  1. Выживание - бежевый цвет.
  2. Племенное мышление - фиолетовый.
  3. Боги силы - красный цвет.
  4. Сила правды - синий.
  5. Жажда успеха - оранжевый цвет.
  6. Круговой - зеленый.
  7. Интригующий - желтый.
  8. Модернизаторский - бирюзовый.

Бежевый

В спиральной динамике Грейвза этот цвет олицетворяет инстинктивное мышление. Начальный уровень ученый назвал «Выживанием». Здесь у человека на первом месте выступают инстинктивные желания. Он стремится по максимуму удовлетворить свои физические потребности. Социальная организация этого этапа представлена небольшими племенными группами, в которых практически отсутствует этика. В современном мире ярким тому примером являются новорожденные и очень пожилые люди. Чтобы перейти на новый уровень, человеку необходимо признать в себе личность.

На этапе «Выживания» «застревают» люди с проблемами умственного развития и с полной диссоциацией.

Фиолетовый

Второй уровень спиральной динамики Клэра Грейвза носит название «Духи предков». Фиолетовый цвет соответствует анимистическому, племенному, приземленному мышлению. Человек здесь стремится к социальной стабильности. Он не понимает множества происходящих вокруг него процессов, поэтому старается защититься от них. Ему кажется, что жизнь в племени является единственной правильной и безопасной формой существования. Человек на этом уровне отстаивает интересы группы. Кровные связи между людьми здесь очень крепки. Сильную власть имеют вожди и шаманы.

Предпосылками к переходу на более высокий уровень становятся появление доминантного эго и выделение личности, которая оказывается сильнее группы.

Примером людей, задержавшихся на втором уровне, являются многие племена Африки.

Красный и синий

Третий уровень существования «окрашен» в красный цвет. В спиральной динамике Клера Грейвза его именуют «Богами силы». На данном этапе начинает проявляется индивидуализм человека. И часто это происходит в грубой форме. Здесь наблюдается жесткий авторитаризм, развивается рабовладельчество. Власть принадлежит одному лидеру, который убежден, что практически все люди ленивы, поэтому их нужно принуждать к работе. При этом лидер пытается подавить в себе человеческие эмоции. На этом уровне правда - «за сильным».

В современном мире яркими примерами служат бандитские группировки, африканские королевства.

Чтобы покинуть «Красный» уровень, человек должен признать власть морали, начать заниматься поисками жизненных целей и смысла своего существования.

Четвертый уровень развития спиральной динамики Грейвза имеет синий оттенок. Его называют «силой правды». Именно на этом этапе человек начинает понимать, что жизнь состоит не только из удовольствий; люди живут в соответствии с определенными правилами. Чтобы долго и мирно прожить на земле, нужно соблюдать эти правила. У людей на данном уровне развития преобладает патриотическое мышление; они готовы жертвовать во имя высшей цели. У этой группы преобладает религиозная этика.

Многие люди благополучно живут на данном уровне и не пытаются переходить на следующий. Примерами служат исламские государства, конфуцианские семьи, пуританские американские штаты.

Для перехода на следующий уровень требуется искать счастье в жизни, выбирая лучший путь из многочисленных альтернатив.

Оранжевый

Пятый уровень существования называется «Жажда успеха». Ему соответствует оранжевый оттенок. На этом этапе человек пытается постичь тайны мира, чтобы овладеть им. Но это проявляется не в грубой форме, характерной для предыдущих этапов. Человек считает, что вершин достигает только тот, кто этого действительно заслужил. Оранжевых людей можно назвать догматиками. Но при этом они прагматичны.

Существуют примеры существования таких групп в современном мире - американские и западноевропейские капиталисты.

Предпосылкой к переходу на новый уровень становится обнаружение, что материальные блага не приносят счастья и внутреннего удовлетворения; возникают чувства недовольства конкуренцией и неравенством.

Зеленый и желтый

Шестой уровень существования в спиральной динамике Грейвза носит название «Круговая». Он «окрашен» в зеленый цвет. Здесь главными ценностями для человека становятся отношения с другими людьми, а также с внутренним «Я». На этом этапе люди меньше заботятся о материальных потребностях и власти, желая испытывать любовь и ощущать внимание со стороны других людей. Человек готов принимать принципы, которые окружающие считают правильными и полезными.

Этика шестого уровня существования: законы важны и они должны обеспечивать благосостояние большинства людей.

Переход на новый уровень возможен при условии конкурирования с системами, которые несут меньше соцобязательств.

Желтый - это седьмой уровень бытия. Грейвз утверждает, что именно на этом этапе человек становится общественным индивидуумом и теряет свою конкурентность. Он начинает понимать и ощущать, что многие происходящие процессы зависят от влияния Вселенной. Человек начинает системно выстраивать мир, используя знания, накопленные в предыдущих уровнях развития. На «желтом» уровне люди признают ценность хаоса. На первом месте у человека стоит эффективность системы.

Предпосылки для перехода на последний уровень развития - это поиск порядка в хаосе, стремление соединить духовное и физическое.

Бирюзовый

Последнему этапу теории Грейвза соответствует синергетическое мышление. Человек способен увидеть недостатки предыдущих уровней и интегрировать их в единое целое. В ХХ веке представителей бирюзового уровня было немного. В XXI веке их стало значительно больше. Человек стал в большей степени интересоваться проблемами глобального выживания. Люди приступили к исследованию своих внутренних миров.

По оценке большинства ученых, около 10% населения занимают «фиолетовый» уровень; 20% - это представители «красного» этапа. 40% населения «застряли» на «синем» уровне. Оставшиеся 30% - на «оранжевом», «зеленом», «желтом» этапах.

Тест спиральной динамики Грейвза доказывает, что переход на новый уровень - это не неизбежный процесс. Некоторые группы могут «застрять» на каком-либо этапе. Например, корпорация всегда остается на «синем» уровне. Переход на «оранжевый» этап может завершиться для нее банкротством.

Теорию спиральной динамики можно применять на практике. Например, ее можно использовать для конкретной фирмы, чтобы оценить ее работу.

Книги

Теория спиральной динамики Грейвза развивалась его последователями - Д. Беку и К. Кованом. Они выпустили совместную работу «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века». На несколько языков, в том числе русский, переведена данная книга. Спиральная динамика Клэра Грейвза подробно расписана на страницах литературного издания. Следует отметить, что теорию Грейвза ставят в один ряд с теориями систем и хаоса.

Спиральная динамика компании анализирует текущий и определяет дальнейший уровни ее развития. Читайте в статье о том, как, зная уровень развития, определить лидера, способного вывести компанию на следующий уровень.

Из статьи вы узнаете:

Теория спиральной динамики Грейвза и ее применение в практике HR-менеджмента

Основоположник теории спиральной динамики (spiral dynamics) - американский психолог Клер Уильям Грейвз. Он также называл ее теорией развития человеческих биопсихосоциальных систем. Сущность теории в том, что взрослые человеческие системы, будь то отдельная личность или коллектив, в том числе производственный, развиваются одинаково. При этом развитие происходит снизу вверх, поступательно. Каждый уровень основан на знаниях, ценностях и принципах более низких уровней. Визуально процесс развития можно представить в виде спирали.

Последователи Дон Бек и Кристофер Кован развили теорию спиральной динамики Грейвза, добавив уровни, определяющие уже не бытие, а сознание. Авторы присвоили каждому уровню свой цветовой код. При этом каждый уровень отображает отдельную парадигму сознания и мировосприятия. На рисунке изображена концепция спиральной динамики и уровни развития человеческих систем.

Модель спиральной динамики можно рассматривать с точки зрения психологии отдельной личности, фазы развития компании и востребованности лидерских качеств на каждом этапе. Результаты представлены в таблице.

Таблица. Уровни спиральной динамики в разрезе отдельной личности, предприятия, востребованных лидерских качеств .

Уровень

Отдельная личность

Компания

Необходимые лидерские качества

«Выживание»

Фокусировка на выживании

Подготовительный этап, когда учредители только обдумывают бизнес-идею, ищут пути выживания на рынке

Лидеров нет – есть только основатель

Фиолетовый

«Принадлежность»

Желание стать частью коллектива, группы, обеспечить безопасность

Набор персонала, создание команды единомышленников

Высокий уровень коллективизма исключает потребность в лидерах

Утверждение своей самостоятельности, подавление окружающих, жажда власти и денег

Конкурентная борьба, завоевание новых рынков, внутри компании - конкуренция между группами и лидерами

«Правила»

Подчинение иерархии, дисциплине и закону

Установление четких внутрикорпоративных регламентов, интересы компании в приоритете

Ответственность, дисциплина, строгое соблюдение установленных правил, абсолютистский тип мышления

Оранжевый

«Результат»

Достигнуты цели, энергия направляется на расширение кругозора, исповедуется научно-материальная система ценностей

Сформирован коллектив, правила и законы. Компания приносит стабильную прибыль, целью становится эффективность

Уверенность в собственной успешности и эффективности, желание научить других, как добиться успеха

«Согласие»

Уважение к чужому мнению, толерантность, гармоничное отношения с собой и окружающими

Общие ценности и единая команда. Сотрудники понимают и разделяют стратегические цели компании, мотивированы, вовлечены, лояльны

Коллегиальный стиль руководства, желание соблюсти интересы каждого, стремление обеспечить комфортную обстановку и защиту коллективу

«Развитие»

Поиск баланса между своими и чужими потребностями, компетентность, повышенная адаптивность. Самореализация как способ существования.

Ценностями компании становятся опыт и знания ее сотрудников. И руководство, и коллектив стремятся соблюдать баланс между собственными потребностями и целями компании

Гибкая интеграция всех лидерских качеств, умение применять их широкий спектр в конкретных ситуациях, руководствуясь исключительно интересами системы. При этом демократичность и гуманность при отсутствии децентрализации в управлении.

Бирюзовый

«Эволюционное равновесие»

Достижение дифференциального и холистического мышления, понимание законов и общности всех процессов

Ответ подготовлен совместно с редакцией журнала «Директор по персоналу»

Отвечает Анна Никулина

Одна торгово-промышленная компания заняла новый сегмент рынка, поэтому предстояло открыть сервисные центры другого уровня, работать с более требовательными клиентами. Словом, требовалось перенастроить бизнес -процессы, обучить сотрудников трудиться не так, как прежде , иначе взаимодействовать с покупателями, то есть, перейти на новый уровень развития…