Хранение паспорта антитеррористической защищенности. Заказать разработку и согласование паспорта антитеррористической защищенности объекта

Образец паспорта антитеррористической защищенности объекта представляет собой информационно-справочный документ, позволяющий определить степень соответствия этого объекта предъявляемым требованиям по его защите от действий экстремистских групп или иных антиобщественных актов.

Общие сведения

Паспорт антитеррористической защищенности объекта содержит информацию, предназначенную для официального, должностного пользования субъектами государственной власти. Основной целью данного документа считается обеспечение всеми необходимыми сведениями по осуществлению борьбы с нападениями, проведению мероприятий по предупреждению, ликвидации или сведению к минимуму последствий актов экстремизма. Паспорт антитеррористической защищенности включает также информацию о правилах оказания помощи пострадавшим от незаконных действий, а также проведения ответных операций.

Основные задачи

Паспорт антитеррористической защищенности способствует:


Разработка документа

Паспорт антитеррористической защищенности составляется на уровне административного отдела объекта с привлечением, в случае возникновения необходимости, экспертного учреждения. Поручительство за полноту и достоверность информации, указанной в документе, в полной мере несет руководитель отдела безопасности предприятия либо заместитель руководителя администрации объекта. Антитеррористический паспорт подлежит обязательному согласованию с органами МЧС, МВД и ФСБ на территориальном уровне. Срок действия документа с момента его принятия составляет 2 года, после чего его необходимо переоформить.

Форма документа

Наличие паспорта по антитеррористической защищенности считается обязательным условием для объектов с повышенным риском возникновения экстремистских проявлений. К таковым относятся как стратегически важные объекты Российской Федерации, так и места с высокой численностью пребывания людей (от 200 человек и выше). Так, паспорт антитеррористической защищенности учреждения культуры, как и любой другой организации, должен содержать типовую инструкцию по организации защитных мер от экстремистских угроз.

Внесение изменений

При необходимости информация, которую содержит паспорт антитеррористической защищенности, может быть изменена или дополнена. В этом случае коррективы вносятся в каждый экземпляр документа с указанием причин их возникновения и даты внесения.

В паспорт антитеррористической защищенности обязательно вносятся поправки в таких случаях:


Структура документа

Вне зависимости от того, составляется ли паспорт антитеррористической защищенности школы либо любой другой организации, инструкция включает в себя следующие разделы:

  1. Оглавление.
  2. Общие сведения.
  3. Раздел о персонале.
  4. Анализ и моделирование ситуаций, схожих с актами терроризма.
  5. Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования организации.
  6. Силы и средства охраны.
  7. Ситуационные планы.
  8. Системы жизнеобеспечения.
  9. Взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами, а также органами надзора.
  10. Перечень тех источников, из которых была взята информация.

Важные нюансы для обеспечения защиты объекта от терроризма

Для надежной организации безопасности следует учесть некоторые моменты:

  1. Как показывают факты, наибольшее количество террористических действий осуществляется исполнителями на хорошо изученных ими объектах с тщательно прослеженной спецификой и характером производства. Это значительно облегчает подготовку незаконных актов, позволяет применить подходящие средства для совершения преступных действий, найти своих единомышленников и соучастников. Именно поэтому экстремисты предпочитают исполнять противозаконные действия на местах своей настоящей или прежней работы, где они имеют ряд знакомых.
  2. Террористы постоянно совершенствуют план подрыва, используют труднораспознаваемую тактику действий, стараются замаскировать их под чрезвычайные ситуации и аварии, которые произошли в результате недочетов в технологическом процессе или в силу неумышленных действий сотрудников предприятия. Также нередко незаконная деятельность осуществляется на специально подобранных участках организации, где уничтожаются следы применения или используются устройства дистанционного и замедленного действия.

Признаки возможной подготовки противоправного действия

Существует ряд критериев, по которым можно выявить риск возникновения террористической угрозы:

  1. Проявление лицами необоснованно повышенного интереса к определенным моментам деятельности объекта, изучение характера обстановки в его окружении.
  2. Частое появление посторонних лиц, составление ими схем, проведение подозрительной видео- или фотосъемки.
  3. Излишний интерес к сотрудникам службы охраны с выяснением служебной или
  4. Замечено проникновение неуполномоченных лиц в подвал или на чердак объекта.
  5. Попытка прохода неизвестных на территорию объекта по документам, проверка которых не дает информации об их предъявителе.
  6. Предоставление посетителем недостоверных личных данных администрации и персоналу предприятия.
  7. Попытка пронести сверток, пакет, посылку на территорию объекта через сотрудника предприятия за денежное вознаграждение.
  8. Интерес лиц к системе пропускного режима предприятия, охраны, изучение уязвимых участков.
  9. Выяснение информации о возможности создания аварийной ситуации и последствиях применения взрывчатых веществ в условиях данного объекта.
  10. Создание предпосылок для вывода оборудования из строя и затрудняющих ликвидацию аварий.
  11. Обнаружение на месте возникновения аварии различных подозрительных приспособлений.

Специализированная компания РосБезопасность предлагает комплекс услуг по разработке Паспорта антитеррористической защищенности и согласованию его в компетентных органах. С основными аккредитациями и лицензиями организации Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе Лицензии.

Заказать разработку и согласование Паспорта антитеррористической безопасности (защищенности) объекта Вы можете на нашем официальном сайте . В данном документе содержится служебная информация ограниченного распространения, включающая перечень необходимых мероприятий по предупреждению и пресечению террористических актов. В зависимости от профиля деятельности, ведомственной принадлежности и территориального расположения объекта той или иной организации документ может иметь различные названия: паспорт АТЗ объекта, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объекта, паспорт антитеррора объекта. Согласно действующему законодательству, ответственным за разработку, актуализацию и корректировку документа является руководитель эксплуатирующей организации. Также действующим законодательством определена обязанность правообладателя обеспечить защиту информации, содержащейся в документе.

Стоимость разработки, порядок и сроки согласования

Стоимость изготовления антитеррористического паспорта объекта - от 40 000 рублей .

Стоимость организации категорирования объекта, составление акта обследования и категорирования с последующим подписанием в компетентных органах (за исключением Ч.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. № 272) - от 15 000 рублей .

Стоимость изготовления Паспорта антитеррористической безопасности здания (Паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объекта) - от 90 000 рублей. Данная цена не предусматривает категорирование здания организации.

Стоимость разработки Паспорта антитеррористической защищенности организации и его согласования без организации категорирования - от 80 000 рублей.

Срок разработки - 10 дней с даты заключения договора.

Срок получения документа, согласованного с компетентными органами - 30 дней.

Сроки согласования могут варьироваться как в меньшую, так и в большую сторону - это зависит от многих факторов: профиля объекта, территориального расположения и т. д. Паспорт антитеррористической защищенности (ПАЗ) подлежит согласованию с территориальными подразделениями МЧС, МВД, ФСБ. В некоторых случаях Антитеррористический паспорт учреждения проходит согласование с другими заинтересованными структурами (это зависит от профиля объекта и территориального размещения, информацию по этому вопросу Вы можете получить у наших специалистов).

Как получить готовый Паспорт АТЗ объекта. Порядок оформления

Обращение в компанию РосБезопасность:

  • определение нормативно-правовых документов, которыми следует руководствоваться при разработке и согласовании антитеррористического паспорта для Вашей организации (аргументированное обоснование)
  • определение стоимости разработки и согласования
  • определение точных сроков разработки и согласования

Сотрудничество с компанией РосБезопасность:

  • подготовка договора на оказание услуг
  • определение даты и времени выезда специалиста для сбора исходных данных
  • составление Паспорта антитеррора
  • утверждение разработанного проекта Заказчиком
  • согласование документа с компетентными органами.

Срок действия. Периодичность разработки. Актуализация и корректировка

В зависимости от профиля объекта и его территориального размещения срок действия Паспорта АТЗ объекта может варьироваться от 3-х до 5-ти лет, некоторые документы имеют неограниченный срок действия.

По истечения указанного срока, а также при:

  • изменение основного назначения и значимости объекта
  • изменение общей площади и границ объекта
  • изменение угроз террористического характера в отношении объекта
  • возведение в границах объекта либо в непосредственной близости к нему каких-либо объектов и др.

Правообладатель обязан актуализировать антитеррористический паспорт объекта. В действующем законодательстве актуализация паспорта антитеррористической защищенности объекта осуществляется в порядке, установленном для его разработки. Другими словами, при наступлении вышеуказанных обстоятельств и сроков, необходимо вновь организовать категорирование объекта, а также разработку и согласование паспорта.

Необходимо отметить, что часто происходят изменения не попадающие в указанный перечень или документ не имеет срока давности - в этом случае наступившие изменения необходимо отображать в документе, другими словами необходимо проводить корректировку паспорта АТЗ объекта. Корректировка ПАЗ объекта производится не реже одного раза в год и в этом случае повторное согласование документа не требуется.

Необходимость получения Паспорта антитеррористической защищенности учреждения. Кому нужен Паспорт АТЗ. На какие объекты разрабатывается

Обязательность наличия паспорта АТЗ практически для каждого объекта обусловлена действующим законодательством. Антитеррористический паспорт разрабатывается для объектов, зданий, учреждений, организаций и предприятий различного профиля деятельности:

Торговые центры (ТЦ), офисные центры,

Рестораны, кафе, ярмарки, рынки, магазины,

Гостиницы, общежития, отели, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря,

Кинотеатры, образовательные учреждения,

Объекты образования, школы, детские сады, университеты, институты, ВУЗы,

Учреждения культуры, объекты культуры, дома культуры, музеи, библиотеки,

Учреждения и объекты здравоохранения, больницы, поликлиники,

Объекты спорта, спортзалы, фитнес центры, бассейны,

Административные здания, объекты связи, комната хранения оружия, КХО ЧОП, ДОУ, социально значимые объекты, котельные, газовые котельные, водозаборные узлы, канализационные насосные станции, объекты промышленности и др.

В зависимости от профиля деятельности, ведомственной принадлежности и территориального расположения, структура, форма и название данного документа могут изменяться.

Основная цель разработки Паспорта антитеррористической защищенности объекта - провести всесторонний анализ объекта, сделать выводы о состоянии его антитеррористической защищенности и определить основные направления по совершенствованию и повышению уровня комплексной безопасности объекта. Существует множество руководящих документов, которые устанавливают необходимость наличия, структуру и содержание данного документа для того или иного объекта, в зависимости от вида деятельности, ведомственной принадлежности, территориального расположения и формы собственности данного объекта.

Кому нужен Паспорт антитеррористической безопасности объекта. На какие объекты разрабатывается

Паспорт антитеррористической защищенности, Паспорт АТЗ, Антитеррористический паспорт, Паспорт антитеррористической безопасности), разрабатывается для объектов, зданий, учреждений, организаций и предприятий различного профиля деятельности: торговые центры (ТЦ), офисные центры, рестораны, кафе, ярмарки, рынки, магазины, гостиницы, общежития, отели, дома отдыха, детские оздоровительные лагеря, кинотеатры, образовательные учреждения, объекты образования, школы, детские сады, университеты, институты, ВУЗы, учреждения культуры, объекты культуры, дома культуры, музеи, библиотеки, учреждения и объекты здравоохранения, больницы, поликлиники, объекты спорта, спортзалы, фитнес центры, бассейны, административные здания, объекты связи, комната хранения оружия, КХО ЧОП, ДОУ, социально значимые объекты, котельные, газовые котельные, водозаборные узлы, канализационные насосные станции, объекты промышленности и др. В зависимости от профиля деятельности, ведомственной принадлежности и территориального расположения, структура, форма и название Паспорта антитеррористической защищенности может устанавливаться различными нормативными документами, по которым происходит их оформление.

Более подробную информацию по данному вопросу Вы можете получить у наших специалистов.

Наказание, штрафы за отсутствие Паспорта антитеррористической защищенности коллективного средства размещения

Отсутствие Паспорта антитеррористической защищенности объекта значительно снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, а также свидетельствует о невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по противодействию терроризму, что влечет ответственность, предусмотренную ст. 20.6. КоАП РФ «Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», что ведет к наложению административного штрафа на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Статьи, предусматривающие наказание за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий, в настоящее время находятся на рассмотрении:

УК РФ «Статья 217.3. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), мест массового пребывания людей»;

КоАП РФ «Статья 20.35. Нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса), включая места массового пребывания людей».

Руководящие и нормативные документы

Основные руководящие документы, устанавливающие необходимость наличия, структуру и содержание, а также образец формы заполнения Паспорта антитеррористической защищенности объекта:

  • Постановление Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
  • Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 617 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
  • Постановление Правительства РФ от 13.07.2017 № 836 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»
  • Постановление Правительства РФ от 30.10.2014 № 1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»
  • Постановление Правительства РФ от 28.04.2007 № 255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»
  • Методические рекомендации по разработке Паспорта антитеррористической безопасности объекта.

Как видно из перечисленного, существует множество руководящих документов, регламентирующих разработку Паспорта антитеррористической безопасности объекта (Паспорта антитеррористической защищенности), если у Вас возникают сложности по определению принадлежности Вашего объекта к тому или иному подзаконному акту, обратитесь к нам за помощью, и наши специалисты помогут Вам быстро и эффективно.

Согласно постановлению Правительства РФ No 272 от 25.03.2015, выдвигающему требования к мерам по предотвращению террористических нападений в местах скопления людей, а также в зданиях и кварталах, которые в обязательном порядке охраняются полицией, и одновременно оговаривающему, как должны выглядеть паспорта безопасности, выдаваемые для подобных сооружений и площадок,

зафиксированы:

  • показатели, по которым определяется уровень защиты от террористов тех мест, где может одновременно находиться множество людей;
  • вид паспорта безопасности мест массового нахождения людей;
  • требования к уровню защиты от террористов участков и сооружений, которые в обязательном порядке охраняются полицией.

Паспорт антитеррористической защищенности включает информацию о том, в какой степени объект защищен от чрезвычайных ситуаций, которые могут быть вызваны нападениями террористов. Под объектом понимается место, в котором могут в большом количестве собираться люди. Показатели вместимости объектов, на основании которых принимается решение о разработке паспорта АТЗ, приводятся ниже.

Для каких объектов должны создаваться антитеррористические паспорта:

  • зданий, где располагаются органы управления государственными структурами, хозяйствующими субъектами, общественными учреждениями, а также административных объектов;
  • сооружений медицинского назначения, то есть больниц, госпиталей, поликлиник и т. п.;
  • воспитательных и учебных заведений, к которым относятся университеты, институты, вечерние и общеобразовательные школы, детсады и колледжи;
  • органов социального обслуживания;
  • объектов для профессиональных и любительских занятий спортом, например, стадионов, футбольных площадок и бассейнов;
  • организаций культурного профиля: музеев, театров, сельских клубов, киноконцертных залов и т.п.;
  • мест гостевого пребывания, — таких, как санатории, дома творчества, гостиницы;
  • областей скопления торговых точек (рынков);
  • учреждений коммерческого характера, — супермаркетов, универсамов, универмагов, моллов, и т.п.;
  • заведений общепита, — закусочных, кафе, пельменных, ресторанов и т.п.

Кому необходим антитеррористический паспорт

Антитеррористический паспорт необходим всем объектам, приведенным в списке, и подобным им. Однако в эту спецификацию необходимо внести некоторые уточнения.

Местами массового скопления людей являются те, которые могут вместить 50 человек и более. Антитеррористический паспорт должен разрабатываться именно для тех объектов, вместимость которых превышает пятьдесят человек.

Для торгово-розничных объектов существует критерий, согласно которому их площадь должна быть не менее тысячи квадратных метров.

Объект общепита должен вмещать пятьдесят и более посетителей.

Классификация учреждений по уровню опасности

Согласно правительственному постановлению от 10 апреля 2015 года, учреждения, способные вместить более пятидесяти человек сразу, подлежат классификации. Этот документ имеет силу для сооружений, которым была присвоена категория по признаку массового пребывания людей, а также сооружений, охраняемых полицией.

Категория присваивается по итогам работы особой комиссии. После того, как будет определена категория, нужно будет по новому образцу оформить паспорт АТЗ (антитеррористической защищенности). При этом имеющийся паспорт должны будут заменить не все объекты, а лишь те, которые получат такое указание. Контроль за исполнением постановления осуществляет МВД.

  • В первую категорию входят все объекты, вместимость которых превышает тысячу человек.
  • Во вторую категорию входят объекты, на которых одновременно могут находиться от двухсот до одной тысячи человек.
  • В третью категорию входят объекты, вместимость которых составляет от пятидесяти до двухсот человек.

Для чего разрабатывается паспорт АТЗ

При возникновении на объекте нештатной ситуации информация, которая будет внесена в паспорт антитеррористической защищенности, понадобится сотрудникам полиции, органам безопасности, а также пожарным и спасателям. Правильное заполнение паспорта АТЗ позволит ответственной за сохранность объекта организации существенно сэкономить на штрафах, тщательно продумать и проработать свои действия в случае террористических нападений, а также сделать все возможное для их предотвращения.

Во время подготовки паспорта сооружение оценивается с точки зрения его защищенности от террористических атак, а также имеющихся там возможностей для предотвращения подобных нападений. Одновременно оценке подвергаются предпринятые собственником объекта меры, направленные на уменьшение ущерба здоровью людей в чрезвычайных ситуациях. Сооружение подвергается тщательному изучению, обдумываются вероятные сценарии нештатных ситуаций, рассчитываются оптимальные варианты их предотвращения и устранения.

По этой причине необходимо как можно серьезней отнестись к подготовке паспорта, а собранные для его заполнения сведения регулярно анализировать и при необходимости корректировать.

Подготовка паспорта АТЗ

Подготовить этот документ и заполнить его в соответствии со всеми требованиями будет непросто. Изложенная ниже информация прояснит целый ряд аспектов, которые следует учитывать при разработке паспорта АТЗ.

В документ должна быть внесена следующая информация:

  • для чего именно разрабатывается паспорт АТЗ;
  • сведения о корректировке внесенной в паспорт информации;
  • информация о профиле объекта, его расположении, графике приема посетителей, наличии арендаторов площадей, и, если такие имеются, то сведения о них; также дается характеристика окружающих объект кварталов, приводятся обычная и наибольшая посещаемость;
  • сведения о штатных сотрудниках, включающие штатное расписание и общее количество арендаторов, их перечень с адресами и телефонами, наибольшее число одновременно присутствующих на объекте сотрудников, включающее персонал, нанятый арендаторами;
  • моделирование и анализ возможных нештатных ситуаций, сведения об имевших место подобных случаях и описание ситуаций, которые могут произойти на данном объекте;
  • меры, принятые для того, чтобы повысить защищенность объекта: информация о проведенных учениях, об установленных средствах контроля за сооружением и его безопасностью, о готовности к устранению вероятных последствий нештатных ситуаций и о способах донесения информации до ответственных за состояние объекта сотрудников;
  • информация об относящемся к объекту земельном участке, а именно: имеющихся там искусственных препятствиях для доступа извне, средствах защиты и их способности противостоять нападениям, работающих там системах связи;
  • поэтажные планы и схемы эвакуации при пожаре, а также описания канализационных, отопительных, водопроводных систем и существующих инженерных коммуникаций;
  • перечень коммуникаций и оценка их защищенности от незаконного использования;
  • сведения о наличии связи со службами надзора и охраны, номера телефонов ответственных сотрудников;
  • список литературных источников, применявшихся при оформлении паспорта АТЗ;
  • вывод об уровне защищенности объекта и перечень мероприятий, необходимых для его повышения;
  • дополнительные сведения: поэтажные планы, предложения по повышению уровня защищенности, схемы эвакуации посетителей при пожаре и т.п.

Каким штрафом облагаются ответственные лица в случае отсутствия у объекта паспорта АТЗ

Согласно КоАП, юридические лица штрафуются на 250-500 тысяч рублей, а должностные лица – на 25-50 тысяч рублей.

Паспорт является документом для служебного пользования, поэтому каждый экземпляр пронумеровывается и прошивается. Паспорта составляются в печатном виде. Не допускаются рукописные исправления. Все схемы и планы утверждаются на объекте и оформляются в по ГОСТу. Оформляются Паспорта строго в соответствии со структурой, установленной Постановлениями или Приказами, под требования которых попадает объект (Москвы, Московской области и Российской Федерации).

Как правильно выбрать нужное постановление или приказ при разработке паспорта?

При выборе нужного нормативно-правового акта для разработки паспорта нужно учитывать род деятельности и место расположения объекта. В каждом нормативно-правовом акте четко указаны критерии объектов, подлежащих паспортизации. Держателями реестров паспортов являются разные ведомства и Министерства, в зависимости от Приказа или Постановления, под требования которых подходит объект, поэтому один объект может подходить как под постановления Москвы или Московской области, так и под Постановления Российской Федерации.

Как организовать категорирование объекта (территории)?

Межведомственная комиссия по обследованию объекта (территории) создается решением должностного лица, которое осуществляет руководство за деятельностью юридического лица, в ведении которого находится объект (территория), или решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования), на территории которого расположен объект (территория), в зависимости от Постановления или Приказа, под критерии которого попадает объект (территория).

В состав комиссии включают (по согласованию) представителей соответствующих территориальных органов безопасности и Министерства внутренних дел РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствии стихийных бедствий, а также представители органов исполнительной власти субъектов РФ. К работе комиссии по необходимости привлекаются в качестве экспертов представители организаций, которые специализируются в области безопасности.

В чем состоит отличие Паспорта антитеррористической защищенности от Паспорта безопасности?

Существуют различные руководящие документы, устанавливающие структуру, наличие и содержание Паспорта антитеррористической защищенности (Паспорта безопасности). Они зависят от объекта, его организационно-правовой структуры, территориального размещения и ведомственной принадлежности. Так как все объекты разные, следовательно и характер возможных угроз отличается. В зависимости от расположения или рода деятельности организации, характерны различные акты незаконного вмешательства. На основе этого различные ведомства и администрации субъектов составляют руководства по разработке Паспортов. Но только в отдельных руководящих документах – это Паспорт антитеррористической защищенности, а в других - Паспорт безопасности.

Организация находится в Московской области. Мы не являемся торговым объектом, местом общепита и бытовых услуг, это офисное здание. Должны ли мы разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности объекта?

Федеральный закон РФ №35 от 26.02.2006 "О противодействии терроризму" дает определение антитеррористической защищенности объекта (территории):"Это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек". Из этого следует, что Паспорт антитеррористической защищенности является частью общего комплекса мер по противодействию терроризму, а так как Ваш объект является местом массового скопления людей, его разработка необходима.

Я руководитель небольшой гостиницы. Номерной фонд составляет всего 14 номеров. Должен ли я разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности?

1. Для Москвы: руководитель гостиничного предприятия независимо от формы собственности, величины и организационно-правовой формы должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, согласно Распоряжению Правительства Москвы от 15 ноября 2006 г. N 2335-РП "Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы".

2. Для Московской области: руководитель гостиничного предприятия должен разработать и ввести паспорт антитеррористической защищенности для помещения, которое содержит не менее 5 номеров и используется для предоставления услуг размещения, руководствуясь Постановлением Правительства МО от 26 апреля 2012 г. N 590/15 «О паспорте антитеррористической защищенности коллективного средства размещения, расположенного на территории Московской области».

Кто должен составлять паспорт безопасности для мест массового пребывания людей?

Паспорт безопасности составляется на все места массового пребывания людей после того, как объект будет включен в соответствующий перечень, его обследования и категорирования комиссией.

Порядок такой:

  • составление 5 экземпляров паспорта;
  • согласование с руководителями территориальных органов ФСБ, МВД и МЧС;
  • утверждение руководителем исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главой муниципального образования), на территории которого расположен объект.

Кто составляет перечень мест массового пребывания людей?

Организацию мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности выполняют исполнительные органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФСБ, МВД и МЧС.

Кто проводит обследование и категорирование мест массового пребывания людей?

Для проведения данного мероприятия решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (главы муниципального образования) создается межведомственная комиссия. В состав комиссии входят собственник (правообладатель) места массового пребывания людей, представители территориальных органов ФСБ, МВД, МЧС. Председатель комиссии - руководитель исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (глава муниципального образования).

Каким образом осуществляется категорирование и обследование мест массового пребывания людей?

В зависимости от количества человек, находящихся одновременно в месте массового пребывания людей при определенных условиях, выделяют следующие категории:

  • 1 - более 1000 человек;
  • 2 - от 200 до 1000 человек;
  • 3 - от 50 до 200 человек.

Для расчета количества людей проводится мониторинг одновременного пребывания и (или) передвижения людей на обследуемой территории в течение 3 дней, в том числе в рабочие и выходные (праздничные) дни.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования и категорирования в 5 экземплярах. Его подписывают все члены комиссии. Акт является неотъемлемой частью паспорта безопасности места массового пребывания людей.

Какие обязательные мероприятия должны выполнять правообладатели мест массового пребывания людей?

Независимо от установленной категории ко всем местам массового пребывания людей предъявляются следующие требования:

  • наличие системы видеонаблюдения, которая должна обеспечивать непрерывный мониторинг за обстановкой на всей территории, а также архивирование и хранение данных в течение 30 дней;
  • наличие системы оповещения и управления эвакуацией, способной обеспечить оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Это автономная система, она не совмещена с ретрансляционными технологическими системами;
  • мощность и количество оповещателей должны обеспечивать необходимую слышимость на всей территории;
  • наличие системы освещения;
  • должна быть организована физическая охрана. К этому могут быть привлечены различные общественные объединения и организации в порядке, установленном законодательством РФ;
  • пути эвакуации должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств;
  • места массового пребывания людей 1 и 2 категории должны быть оборудованы информационными стендами (табло), на которых должна отображаться схема эвакуации при возникновении ЧС, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности.

Паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории) — документ, отражающий сведения о состоянии защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта являющегося местом массового пребывания людей.

Место массового пребывания людей — это территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек .

Последняя новость : 26 октября 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 14.10.2016 № 1040, которое внесло существенные изменения в Постановление Правительства РФ от 25.03.2015 №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».

Кому необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Таким образом, паспорт антитеррористической защищенности должны иметь все крупные объекты, которые тем или иным способом оказывают услуги населению, или инфраструктурные объекты, которые посещает население. Приведем перечень наименований объектов, которые чаще всего попадают под действие данного Федерального закона и на которые необходимо разрабатывать данный документ: +

Объекты на которые разрабатывается паспорт антитеррористической безопасности Наличие
Административные здания
Больницы, поликлиники, другие учреждения здравоохранения
ДОУ (детские сады), ОУ (школы, ВУЗ, институт), учреждения дополнительного образования
Учреждения социального обслуживания населения
Стадионы, бассейны и другие объекты физической культуры и спорта
Кинотеатры, киноконцертные залы, театры, музеи, подростково-молодежные клубы и др. учреждения культуры
Гостиницы, мини гостиницы, хостелы, пансионаты, дома отдыха
Рынки, ярмарки
Предприятиям
Магазины, торговые центры и др. объекты розничной торговли

от 1000 кв.м. вкл.

Рестораны, кафе и др. предприятия общественного питания

от 50 мест вкл.

Водозаборные узлы (водонасосные станции) производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и более

по Московской обл.

Котельные мощностью 30 Гкал/час и выше

по Московской обл.

Котельные мощностью менее 30 Гкал/час, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью 10 тыс. куб. м/сутки и выше

по Московской обл.

Канализационные насосные станции производительностью менее 10 тыс. куб. м/сутки, работающие в круглосуточном режиме

по Московской обл.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272 всем объектам с единовременной посещаемостью свыше 50 человек требуется провести категорирование объекта по степени потенциальной опасности совершения террористического акта и разработать паспорт АТЗ в соответствие с новой формой. Государственный контроль за исполнением данного Постановления возложен на войска национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардию) и МВД.

Объекты делятся на 3-и категории: +

1 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1000 человек;

· место массового пребывания людей 2 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 200 до 1000 человек;

· место массового пребывания людей 3 категории — место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек.

ВАЖНО: ПП РФ №272 от 25.03.15 г. распространяется на два типа объектов: объекты которые охраняются полицией и объекты которым присвоена категория по массовому пребыванию людей.

Почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности

Для оперативного использования:

Для того, что бы понять почему надо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, нужно понимать цель введения данного документа. Цель введения паспорта антитерора, это прежде всего оценка объекта, со стороны противодействия и недопущения террористических актов, а так же минимизация вреда здоровью и жизни человека. В нем подробно разбирается объект, со всеми сценариями развития кризисных ситуаций, а так же выявляются незащищенные элементы объекта, а так же варианты их защиты. +

Конечно можно подойти к разработке паспорта антитеррористической защищенности как к некой формальной процедуре. И вы можете разработать и согласовать паспорт, и доставать лишь при проверках государственных органов. Но мы советуем корректировать и постоянно актуализировать паспорт антитеррористической защищенности, ведь информация содержащаяся в паспорте антитеррористической защищенности используется при работе МЧС, ФСБ и МВД, которые в кризисной ситуации будут использовать эти данные. +

Пример: Допустим случилось ЧП и работникам ФСБ необходимо проникнуть в здание. Согласно паспорта антитеррора они видят, что есть вход через подвал, расположенный в 100 метрах от здания. Они заходят и видят что там возведена стена и пройти нельзя. А это потери времени.

Согласно законодательства:

Выше мы разобрали почему нужно разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности со стороны защиты Вашего объекта, а теперь перейдем к законодательству. Еще раз повторимся, паспорт антитеррористической защищенности нужно разрабатывать согласно пункта 4 статьи 5 ФЗ-35 от 06.03.06 г. «О противодействии терроризму». Так же отдельно, каждое муниципальное образование издало свои подзаконные акты, где более подробно прописываются какие объекты на данной территории должны иметь паспорт антитеррористической защищенности. +

Структура паспорта антитеррористической защищенности

Информация в паспорте антитеррористической защищенности, предназначена для оперативного использования органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований и иными субъектами, осуществляющими противодействие терроризму, при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий актов терроризма, оказании необходимой помощи пострадавшим от актов терроризма и содержит данные о наличии на объекте специальных средств и сил, которые необходимы для защиты людей и материально-технической базы при наступлении акта терроризма. Исходя из этого структура паспорта следующая: +

Разделы Содержание
Аннотация Описаны задачи и цели разработки паспорта антитеррористической защищенности
Сведения об изменениях паспорта антитеррористической защищенности Заполняется по мере необходимости
Общие сведения Указываются реквизиты организации, профиль объекта, режим работы объекта, наличие арендаторов и краткие сведения о них, средняя и максимальная посещаемость объекта, характеристика района размещения объекта.
Сведения о персонале Указываются общая численность сотрудников объекта и численность арендаторов, списки арендаторов с указанием адресов местожительства и телефонов организаций, максимальная численность работающих в смену (с учетом арендаторов).
Анализ и моделирование возможных кризисных ситуаций Содержит сведения об имевших место на объекте чрезвычайных ситуациях и информация о возможных ЧС.
Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования объекта Сведения о выполнении на объекте организационных мероприятий по защите персонала и посетителей объекта в части предупреждения и ликвидации кризисных ситуаций;
Сведения о выполнении инженерно-технических мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Наличие автоматизированных систем контроля и безопасности на объекте;
Привлекаемые силы и средства для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
Порядок оповещения должностных лиц объекта.
Силы и средства охраны; Содержит параметры охраняемой территории, наличие инженерные заграждений, силы и средства охраны, организация связи.
Ситуационные планы и схемы; Содержит ситуационный и поэтажный план, схемы подходящих к объекту инженерных коммуникаций.
Системы жизнеобеспечения; Описывается система энергоснабжения, водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и кондиционирования, а так же защищенность каждой системы жизнеобеспечения от несанкционированного прохода в них посторонних лиц.
Взаимодействие с правоохранительными и надзорными органами; Содержит рекомендации по взаимодействию, а так же телефонные номера служб.
Перечень использованных источников информации; Какая литература была использована при разработке паспорта антитеррористической защищенности.
Выводы Содержит выводы о степени риска на объекте, а так же перечень рекомендуемых мероприятий.
Приложения. Схема расположения, поэтажные планы, схемы подходящих инженерных коммуникаций, лицензия ЧОП, рекомендации по обеспечению безопасности от проявления терроризма, алгоритм действий руководящего состава при возникновении ЧС; памяткаи посетителям и сотрудникам по действиям в условиях возможного биологического заражения, памятки действия граждан при возникновении ЧС, инструкции по предупреждению проведения теракта и меры защиты рабочих, служащих и посетителей при угрозе проведения и осуществлений теракта, инструкции по действиям дежурного охранника при возникновении чс, связанных с угрозой и проведением террористических актов, фотографии объекта.

Порядок разработки, согласования и переоформления паспорта антитеррористической защищенности

Паспорт антитеррористической защищенности разрабатывается собственными силами объекта, либо специализированной организацией имеющей опыт в области разработки данных паспортов. Процесс разработки паспорта происходит с поддержкой государственных органов, с которыми в дальнейшем паспорт будет согласовываться. +

Надо понимать, что в Федеральным законодательстве есть только указание, что необходимо разрабатывать паспорт антитеррористической защищенности, но так же существует ряд пробелов: отсутствует единый образец заполнения паспорта, отсутствует перечень согласующих органов, не указан порядок и сроки переработки паспортов, отсутствует перечень органов где паспорт должен хранится. Данный факт повлек за собой следующее. На муниципальном уровне принимались указания которые разъясняли данные моменты, но каждое муниципальное образование делало по своему. На данный момент ситуация такова: +

1. Название документа

Нет единого названия документа. В каждом муниципальном образовании по разному называют документ: паспорт безопасности объекта (предприятия), паспорта антитеррористической защищенности и техногенной безопасности, паспорт антитеррористической защищенности, паспорт антитеррористической безопасности, паспорт антитеррористической защищенности и техногенной безопасности объектов возможных террористических посягательств, паспорт безопасности объекта (территории) и т.д. +

2. Где взять шаблон паспорта

Некоторые органы государственной власти утвердили свой ведомственный шаблон, таким образом если вы к нему относитесь, то надо использовать его. Так же каждое муниципальное образование утвердило свой шаблон. +

3. С кем согласовывать

Первую подпись и печать ставит руководитель объекта.
+

Согласно статьи 3 ПП РФ от 25.12.2013 г. №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)» паспорт антитеррористической защищенности подлежит согласованию со всеми федеральными органами исполнительной власти сферы деятельности которых затрагиваются. В зависимости от нормативных правовых актов, согласно которого разрабатывается паспорт антитеррористической защищенности, количество согласований колеблется от 1-ого до 5-ти. В основном на территории России паспорт согласовывается со следующими органами: Министерство внутренних дел РФ (МВД, ГУВД, УВД, УМВД), ФСБ (УФСБ), МЧС (ГУ ГОЧС, УМЧС), Федеральная служба войск национальной гвардии (Росгвардия), Глава муниципального образования на территории которого располагается Объект. +

Больше всего согласований по Постановлению Правительства РФ от 25.03.2015 №272, паспорт антитеррора согласовывается с территориальными подразделениями ФСБ, МВД, МЧС, Росгвардии и главой муниципального образования. +

4. Сколько экземпляров паспорта нужно согласовывать и где они хранятся:

Примерное количество необходимых экземпляров паспорта антитеррористической защищенности от 2-х до 6-ти. Такое количество связанно с тем, что каждый согласующий орган хранит у себя один экземпляр паспорта антитеррористической защищенности, и еще один экземпляр хранится на объекте. По этому всегда печатается паспортов на один больше, чем требуется согласований. +

5. Порядок разработки паспорта АТЗ

Порядок разработки паспорта АТЗ может значительно сильно отличаться в зависимости от объекта регулирования. Например, в отношении объектов спорта комиссия для проведения категорирования и обследования создается по инициативе администрации муниципального образования. +

Наиболее часто встречающийся порядок разработки: +

· Отправляется запрос в администрацию муниципального образования в целях создания комиссия для проведения категорирования и обследования;

· Согласуется дата (график) проведения обследования Вашего объекта;

· Проводится обследования;

· Результаты проведенного обследования оформляются актом обследования и категорирования, а также устанавливается категория потенциальной опасности.

· Разрабатывается паспорт антитеррора;

· Разработанные паспорта согласуется с соответствующими инстанциями.

6. Порядок переработки и корректировки паспорта антитеррора

Здесь нет единства и по этому необходимо смотреть местное законодательство. Приведем наиболее часто встречающиеся формулировки, в каких случаях необходимо пересматривать и пересогласовывать паспорт антитеррористической защищенности: +

· изменения условий функционирования предприятия, влияющих на его безопасность;

· изменения требований по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· в особых случаях по решению ГУ ГОЧС/МЧС в установленные сроки;

· при изменении или установлении нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями антитеррористической комиссии дополнительных специальных требований по обеспечению защиты населения и объектов от актов терроризма;

· при изменении застройки территории объекта или после завершения работ по капитальному ремонту, реконструкции или модернизации зданий, помещений и сооружений объекта;

· при изменении профиля (вида экономической деятельности) объекта или состава арендаторов зданий, помещений и сооружений объекта на многопрофильном объекте;

· при изменении схемы охраны объекта, его дополнительном оснащении или перевооружении современными техническими средствами контроля, защиты, видеонаблюдения и т.п.;

· при изменении собственника объекта, его наименования или организационно-правовой формы;

· не реже одного раза в пять лет.

Формы паспортов антитерористической защищенности и инструкции по заполнению

Санитарно-курортные учреждения — Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 18.08.2010 г. №693н/604/403 «Об утверждении Инструкции по обеспечению антитеррористической защищенности санаторно-курортных учреждений»;

Объекты уголовно-исполнительной системы — ПП РФ от 14.11.2014 г. №1193 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы и формы паспорта безопасности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы»;

Объекты Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций — ПП РФ от 29.08.2014 г. №875 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — ПП РФ от 03.12.2014 г. №1309 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты Министерства регионального развития Российской Федерации — Постановление Правительства РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Объекты гостиничного комплекса в г. Москве — Распоряжение Правительства Москвы от 15.11.2006 г. №2335-РП «Об усилении мер безопасности на гостиничных предприятиях города Москвы»;

Объекты здравоохранения в г. Москве — Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 22.09.2011 г. N 938 «Об утверждении единых норм и требований по обеспечению антитеррористической защищенности и безопасности учреждений, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы» ;

Объекты Министерства спорта а) ПП РФ от 06.03.2015 г. №202 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов спорта и формы паспорта безопасности объектов спорта»;б) <Письмо> Минспорта России №ПН-07-10/6354 от 02.10.2015 «Разъяснение порядка применения требований к антитеррористической защищенности объектов спорта»; в) Приказ Минспорта России № 895 от 21.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку составления паспорта безопасности объектов спорта»; г) Приказ Минспорта России № 921 от 30.09.2015 «Об утверждении методических указаний по порядку проведения обследования и категорирования объектов спорта»

Объекты таможенных органов — ПП РФ от 05.12.2014 г. №1328 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) таможенных органов и формы паспорта безопасности объектов (территорий) таможенных органов»;

Объекты министерства связи — ПП РФ от 30.10.2014 г. №1130 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, а также подведомственных им организаций, и формы паспорта безопасности таких объектов (территорий)»;

Субъекты РФ и муниципальные образования — Приказ МЧС РФ от 25.10.2004 г. №484 «Об утверждении типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»;

Объекты министерства регионального развития РФ — ПП РФ от 28.08.2014 г. №872 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства регионального развития Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»;

Розничные рынки — ПП РФ от 28.04.2007 г. №255 «Об утверждении требований к оформлению паспорта безопасности розничного рынка и перечню содержащихся в нем сведений»;

Объекты массового пребывания людей — ПП РФ №272 от 25.03.2015 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)».