Как доказать страну происхождения товара. Как подтвердить страну происхождения товаров

Сведения о стране происхождения товара заявляются в декларации на товары. Эти сведения могут подтверждаться любыми коммерческими документами: контрактом, упаковочными листами, клеймом завода-изготовителя и пр. Однако таможенный орган вправе потребовать предъявления специального документа, подтверждающего страну происхождения товара, - сертификата о происхождении товара.

В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара - заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.

Сертификат о происхождении товара – документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

На сегодняшний день выдача сертификатов страны происхождения производится Торгово-промышленной палатой РФ в отношении товаров, экспортируемых с территории России.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, представляемыми при помещении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств-членов тс. В указанном случае, документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза.

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

1) если ввозимые на таможенную территорию тс товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию тс или транзиту через его территорию;

2) если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса таможенного союза;

3) если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную ктс;

4) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.

Странами СНГ принято соглашение о свободной торговле тов производящими и перемещающимися между вышеназв странами. Данные товары при ввозе на там тер ТС освобожд от уплаты ввозной там пошлины. Страна происх тов в данном случае подвержадется сертификатом происх формы СТ1. Сертификакт формы А – составляя уполномоч лицом на нем, англ, фр яз. Информ содерж в серт требов проверки содерж бланков подписей и печатей соотв формы СТ1. условия предоставл-я преференц ввоза по там пошл соот-т требов-м по странам СНГ. Признаки происх и переработки соот-т определению происх по стр СНГ.

Если на товар распространяется национальный режим, заказчик указывает требование в плане-графике, а в документах закупки пишет:

  • Ссылку на постановление правительства, в соответствии с которым действует нацрежим.
  • С помощью каких документов участнику подтвердить, что товар произведен в стране из ЕАЭС.
  • Условие о том, что участник указывает в заявке цену за единицу каждой позиции и несет ответственность за недостоверную информацию о стране происхождения товара.

Какие документы подтверждают страну происхождения?

Какой документ прикладывать к заявке, зависит от вида продукции. Это может быть:

  • декларация в свободной форме о стране происхождения,
  • акт экспертизы ТПП (действует 1 год),
  • сертификат СТ-1, выданный на основании этого акта или по заявлению поставщика: разовый, трехмесячный или годовой (на лекарства),
  • копия специального инвестиционного контракта, или СПИК (юрлицо инвестирует > 3 млрд руб. в производство товара на территории РФ, а государство закупает его продукцию без конкурса).

В закупках некоторых товаров правительство указывает, какими именно документами участник закупки может подтвердить страну происхождения, например:

  1. В закупке радиоэлектронной продукции:
    1. СПИК,
    2. подтверждение Минпромторгом России производства этих товаров на территории России ,
    3. уведомление Минпромторга о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения ,
    4. разовый или годовой сертификат СТ-1.
  2. В закупках мебели или товаров машиностроения:
    1. СПИК,
    2. акт экспертизы ТПП,
    3. сертификат СТ-1.
  3. При закупке медизделий, для которых установлены ограничения допуска, — сертификат СТ-1.
  4. В закупках продуктов — декларация о стране происхождения товара и декларация о производителе товара (в свободной форме).
  5. В поставках товаров легкой промышленности — декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых произведен товар.
  6. В закупках программного обеспечения — название программного продукта и декларация в свободной форме о стране происхождения.

Если в закупке не установлено обязательное требование предоставить сертификат СТ-1, участник просто декларирует страну происхождения товара, то есть изготовитель и продавец продукции могут самостоятельно в свободной форме составить декларацию о том, где был произведен товар (в закупках, опубликованных до 5 ноября 2018 — согласно приказу Минэкономразвития России от 25.03.2014 № 155 , в закупках с 5 ноября 2018 — согласно риказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н). читайте в новой статье в Справочной.

Название страны происхождения товаров нужно указывать в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК . Например, нет страны РФ, а есть Россия или Российская Федерация.

Что будет, если не приложить к заявке подтверждающие документы?

  • Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявку без подтверждающих документов отклонят. Например, если поставляете мебель или товары легкой промышленности.
  • Если запрета на иностранный товар нет, но действует ценовая преференция для российских товаров, то вашу заявку рассмотрят, как иностранную. То есть в аукционе придется заключить контракт с ценой на 15% меньше от предложенной, а в других конкурентных закупках вы не получите снижающий коэффициент к своей цене при оценке заявки.
  • Если в закупке действует правило “третий лишний”, вашу заявку будут рассматривать, как заявку с иностранным товаром. Если на закупку пришли минимуму два участника, которые подтвердили российское происхождение товара, вас отклонят.

Что будет, если в декларации и СТ-1 указать разные данные?

В 1-ой части заявки на электронный аукцион поставщик должен задекларировать страну происхождения, а во 2-ой приложить сертификат СТ-1, если он требуется.

При рассмотрении заявок на аукцион заказчик сопоставляет документы в обеих частях заявки: страну происхождения в 1 части и страну в СТ-1 во 2 части. Если будет расхождение данных, это значит, что победитель заявки предоставил недостоверные данные. Тогда заявку отклонят, как несоответствующую требованиям закупки.

Как заказчик проверяет происхождение товара?

Если в заявке достаточно задекларировать страну происхождения, то заказчик верит победителю закупки “на слово”: пишет в контракте указанную им страну происхождения и проверяет документы только в момент приемки товара.

Если в закупке требуется СТ-1, то госзаказчики сами могут убедиться в его подлинности. Проверить факт выдачи сертификата происхождения можно в специальном реестре на официальном сайте ТПП.

Можно ли задекларировать российский товар, а поставить китайский?

Если в закупке действовал нацрежим и заказчик отклонил заявки с иностранными товарами, то в ходе исполнения контракта можно заменить товары на другие, но произведенные в странах ЕАЭС. Менять производителя нельзя. Заменять товар на иностранный (не из стран ЕАЭС) нельзя, даже если он с улучшенными характеристиками. Заказчик обязан отказаться от такого товара. Победителю придется поставлять товар российского происхождения или расторгнуть контракт:

  • Если заказчик пойдет навстречу, то по обоюдному согласию.
  • Заказчик расторгнет контракт в одностороннем порядке или по суду на основании того, что поставщик предоставил недостоверную информацию о соответствии своего товара требованиям, что позволило ему стать победителем в закупке (п.1 ч.15 ст. 95 44-ФЗ). В этом случае поставщику грозит РНП и потеря обеспечения контракта.

Как получить сертификат СТ-1?

Документ оформляют в региональной ТПП на основании акта экспертизы, выполненного специалистами этой же палаты. Такой акт действует в течение года после выдачи. Чтобы получить сертификат, участник торгов пишет заявление в ТПП и прикладывает к заявлению:

  • правоустанавливающие документы (для юрлица — свидетельство о регистрации и постановке на учет, для физлица — паспорт),
  • годовой акт экспертизы (если он есть).

Если акта нет, то для получения СТ-1 нужно представить:

  • лицензию о производстве товара,
  • сведения, которые подтверждают возможность производить товар (лучше уточнить в ТПП, какие именно).

Что будет, если в заявке часть товара российская, а часть иностранная?

Если действует запрет на закупку иностранного товара, то заявки с частично или полностью иностранной продукцией отклонят. А если действуют ценовые преференции, то действия заказчика зависят от стоимости товара из ЕАЭС в заявке.

В аукционе

  • Если стоимость товара из ЕАЭС составляет больше 50% от всей цены заявки, поставщик имеет право на преференции и его цену не снизят на 15% при победе.
  • Если в заявке победителя аукциона стоимость из государств-членов ЕАЭС меньше 50% стоимости остальных предложенных товаров, то вся цена контракта будет снижена на 15% при победе.

В других конкурентных закупках

Если в конкурсе, запросе предложений и котировке участник предлагает в своей заявке продукции из ЕАЭС больше 50%, он получает преференции и к цене его заявки применяют понижающий коэффициент.

Значение имеет именно цена, а не объем товара. Например, 51% от объема заявки — соль иностранного производства, а 49% — сахар из ЕАЭС. Но так как сахар дороже, стоимость российского товара в заявке будет больше 50% от цены всей закупки, и поставщик получит преференции. Именно поэтому заказчик в закупках с нацрежимом просит указывать происхождение и стоимость каждой позиции товара.

Что делать, если закупаемый товар не производят в ЕАЭС

В этом случае заказчик может купить иностранный товар. Единственным документом, который доказывает отсутствие российских аналогов, будет соответствующее заключение Минпромторга. Другие доказательства заказчик проигнорирует и отклонит заявку с иностранным товаром.

Если у вас есть еще вопросы о применении нацрежима, оставьте их в комментариях.

Участнику госзакупок необходимо подтвердить на территории какого государства была произведена продукция, которую он предлагает заказчику. Рассмотрим подробно, какими документами это можно сделать, где их взять, и зачем они нужны.

Это актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и состоявшимся специалистам.

Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров.

Таможенный орган вправе требовать документы, которыми можно подтвердить страну происхождения товаров. Этими документами могут быть декларация или сертификат о происхождении товара.

Декларация о происхождении товара

Декларация о происхождении товара — это заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров. В нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

Если в декларации сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

Сертификат о происхождении товара

Сертификат о происхождении товара — документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров. Выдается уполномоченными органами, организациями страны вывоза на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

Если в сертификате сведения о стране происхождения товаров основаны на иных критериях, чем те, применение которых предусмотрено международными договорами государств — членов таможенного союза, страна происхождения товаров определяется в соответствии с критериями, определенными этими международными договорами.

При вывозе товаров с территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается:

Уполномоченные органы и организации, выдавшие сертификат о происхождении товара, обязаны хранить его копию и иные документы не менее 3 (трех) лет со дня его выдачи.

Сертификат о происхождении товара представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами, необходимыми при помещении товаров под таможенную процедуру. При утрате сертификата принимается его официально заверенный дубликат.

Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями, таможенный орган вправе отказать в предоставлении тарифных преференций.

Кроме того, таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам, которые выдали сертификат, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров.

Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

Документ, подтверждающий страну происхождения товаров, необходим в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции. В этом случае такой документ предоставляется таможенному органу одновременно с таможенной декларацией. При этом, возможно, что для получения тарифных преференций сертификат о происхождении товара должен быть предоставлен по определенной форме.

При обнаружении недостоверности заявленных сведений о стране происхождения товаров, которые влияют на размер ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, таможенные органы вправе потребовать документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

Предоставление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется:

  1. если ввозимые на таможенную территорию таможенного союза товары заявляются к таможенной процедуре таможенного транзита или таможенной процедуре временного ввоза с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Исключение составляют случаи, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, товары которой запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или транзиту через его территорию;
  2. если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами;
  3. если общая таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу, отправленных в одно и то же время одним и тем же способом одним и тем же отправителем в адрес одного получателя не превышает сумму, установленную Комиссией таможенного союза;
  4. в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством таможенного союза.
  • 8. Виды и цели проверок тамож.Органами. Порядок проведения, права и обязан-ти лиц, участвующ в проверках
  • 9. Порядок обжалования решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц
  • 13. Таможенный представитель (права, обязанности, ответственность)
  • 14.Специалист по таможенным операциям (права, обязанности, ответственность) (ст.63-65 фз-311)
  • 15. Правовое регулирование деятельности таможенных представителей и специалистов по таможен операциям
  • 17. Порядок и условия включения юридических лиц в реестр владельцев (свх). Основания для исключения из реестра. Обязанности и ответственность владельцев (свх). (ст.23-27 тк тс)
  • 22. Правила классификации товаров в соответствии с тн вэд тс.
  • 24.Классификация товаров для таможенных целей. Порядок принятия предварительного Решения по классификации товаров по тн вэд тс.(гл. 6 тктс)
  • 25. Процедура принятия решений по классификации товаров, применяемых государствами – членами Таможенного союза
  • 26. Внешнеэкономическая сделка. Виды, порядок и способы оформления внешнеэкономической сделки
  • 27. Основные условия, необходимые для проведения таможенных операций международного договора купли-продажи товаров (внешнеторгового договора), и помещение товаров под таможенные процедуры
  • 28. Международные правила толкования торговых терминов инкотермс-2000. Основные понятия. Общая характеристика условий поставки и особенности применения
  • 29. Соблюдение требований в области валютного контроля в соответствии с валютным законодательством государств-членов Таможенного Союза
  • 30. Порядок применения паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидент и нерезидент
  • 31. Порядок применения паспорта бартерной сделки при осуществлении товарообменных сделок
  • 32. Таможен стоимость товаров. Общая характерис-ка методов её определения для ввозимых/вывозимых товаров
  • 33. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров при производстве таможенных операций и помещение товаров под таможенные процедуры
  • 34. Порядок декларирования тамож.Стоимости товаров. Использование декларации тамож.Стоимости (дтс)
  • 35. Корректировка таможенной стоимости (ктс)
  • Глава 8, ст.68 тк тс, Решение №376 от 20.09.2010г. (есть в раздаточном материале)
  • 36. Определение страны происхождения товаров
  • Глава 7 тк тс, фз-311 глава 10, ст.Ст.109-111.
  • 37. Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот.
  • 38. Порядок подтверждения страны происхождения товаров. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров.
  • 39. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров. Фз Российской Федерации от 27.10.2010 г. № 311-фз Ст 111. Предварительное решение о стране происхождения товаров
  • 46. Возврат излишне уплаченных и излишне взысканных таможен пошлин, налогов и иных денежных средств
  • 47. Взыскание таможенных платежей. Общие правила принудительного взыскания таможенных пошлин, налогов. Пени, требование об уплате таможенных платежей.
  • 48. Условия и основания для изменения срока уплаты таможенных платежей. Предоставление льгот по уплате таможенных платежей. (ст. 83 тк тс; 132-136 тк тс, см.Лекцию)
  • 53. Квотирование и лицензирование товаров как меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности
  • 54. Порядок ввоза лекарственных средств и фармацевтических субстанций
  • 55. Порядок ввоза драгоценных металлов, драгоценных камней
  • 38. Порядок подтверждения страны происхождения товаров. Документы, подтверждающие страну происхождения товаров.

    ТК ТС: Статья 62. Представление документов, подтверждающих страну происхождения товаров

    1. При ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории таможенного союза предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза. В указанном случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.

    При обнаружении признаков того, что заявленные сведения о стране происхождения товаров, которые влияют на применение ставок таможенных пошлин, налогов и (или) мер нетарифного регулирования, являются недостоверными, таможенные органы вправе потребовать представить документ, подтверждающий страну происхождения товаров.

    Статья 59. Подтверждение страны происхождения товаров

    1. В подтверждение страны происхождения товаров таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.

    2. Документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

    1. Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам.

    Статья 61. Сертификат о происхождении товара

    1. Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

    2. При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств - членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.

    *ПРИМЕЧАНИЕ: Приведены ВЫДЕРЖКИ из статей, а не полный их текст.

    39. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров. Фз Российской Федерации от 27.10.2010 г. № 311-фз Ст 111. Предварительное решение о стране происхождения товаров

    1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, по запросу заявителя принимают предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Заявителем может являться российское лицо, выступающее в качестве владельца товара, покупателя товара, декларанта. Заявителем может являться иностранное лицо, выступающее в качестве декларанта.

    2. Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения. В таком запросе должны быть указаны все сведения о товаре, необходимые для принятия предварительного решения: полное коммерческое наименование, фирменное наименование, основные технические и коммерческие характеристики (назначение, сорт, марка, модель, артикул, материал, из которого изготовлен товар, выполняемые товаром функции, описание индивидуальной и транспортной упаковки).

    3. К запросу прилагаются протоколы испытаний, акты экспертизы торгово-промышленных палат или других экспертных предприятий страны производителя товара, заключения специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования товара, документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, калькуляция стоимости производимого товара, подробное описание технологического процесса изготовления товара, сертификаты о происхождении товара и другие документы, свидетельствующие о том, что данный товар полностью произведен или подвергнут достаточной переработке на территории страны происхождения товара. К запросу могут прилагаться пробы и образцы товара.

    4. Если представленные заявителем сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня регистрации запроса о принятии предварительного решения. Дополнительная информация должна быть предоставлена в течение 60 календарных дней со дня регистрации в таможенном органе письменного уведомления заявителя. Если информация не предоставлена в установленный срок, таможенный орган отказывает в рассмотрении запроса о принятии предварительного решения.

    5. Предварительное решение принимается не позднее 90 календарных дней со дня регистрации запроса в таможенном органе.

    6. В случае необходимости предоставления дополнительной информации в соответствии с частью 4 настоящей статьи течение срока, указанного в части 5 настоящей статьи, приостанавливается со дня регистрации письменного уведомления заявителя и возобновляется со дня получения таможенным органом последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

    7. Форма и порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товара определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

    8. Предварительное решение действует в течение трех лет со дня его принятия, если оно не изменено, не отозвано либо его действие не прекращено. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов Российской Федерации.

    9. Таможенный орган может принять решение о прекращении действия, об изменении или отзыве принятого им либо нижестоящим таможенным органом предварительного решения. Решение о прекращении действия предварительного решения принимается, если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия предварительного решения представил подложные документы и (или) сообщил недостоверные и (или) неполные сведения.

    10. Решение о прекращении действия предварительного решения вступает в силу со дня принятия такого предварительного решения.

    11. Изменение предварительного решения производится в случае выявления таможенным органом или заявителем ошибок, допущенных при принятии предварительного решения.

    12. Решение таможенного органа об изменении предварительного решения вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении предварительного решения.

    13. Предварительное решение отзывается в случаях, если международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются иные требования и условия определения страны происхождения товаров.

    14. Решение об отзыве предварительного решения принимается таможенным органом в течение 30 календарных дней после дня опубликования международных договоров Российской Федерации или нормативных правовых актов Российской Федерации, указанных в части 13 настоящей статьи, и вступает в силу одновременно с ними.

    15. Решение о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем вынесения решения о прекращении действия, об изменении или отзыве предварительного решения.

    ДОКУМЕНТЫ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ СТРАНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА

    Значение сертификата в таможенном деле

    Документы, подтверждающие страну происхождения товара, требуются почти при любом таможенном оформлении. Принципиальное различие отдельных ситуаций заключается лишь в том, какой именно документ и в какой форме должен быть представлен.

    Вообще Таможенный кодекс РБ (ст.23) предусматривает возможность представления двух видов документов, подтверждающих страну происхождения товара:

    Сертификата о происхождении товара (формализованной декларации экспортера о происхождении товара, содержащей сведения, позволяющие такой товар идентифицировать в стране импорта, и заверенной уполномоченным лицом соответствующей торгово-промышленной палатой страны экспорта после проведения соответствующей экспертизы);

    Декларации о происхождении товара, т.е. заявления отправителя, изготовителя или продавца, сделанного на коммерческом или любом другом документе, имеющем отношение к товарам.

    Наличие сертификата о происхождении товара предполагает изучение экспертом торгово-промышленной палаты процесса производства товара с целью определения страны происхождения товара. В связи с этим сертификат о происхождении таможня истребует в случаях, когда от сведений о стране происхождения, точнее от их достоверности, зависят суммы уплачиваемых таможенных платежей. В первую очередь речь идет о предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины.

    В остальных случаях, когда страна происхождения в грузовой таможенной декларации указывается исключительно для статистических целей, применяется «декларация о происхождении товара».

    Говоря о необходимости наличия сертификата о происхождении товара, следует упомянуть о ситуации, в которой сертификат является основанием для выбора процедуры декларирования товара. Так, сертификат о происхождении товара формы СТ-1 может также потребоваться и при регистрации статистической декларации в отношении товаров, ввозимых из Российской Федерации. Причем отсутствие сертификата является основанием применения в отношении товара процедуры таможенного оформления, как правило, с уплатой таможенной пошлины.

    Виды сертификатов

    В Республике Беларусь для предоставления тарифных преференций применяются три вида сертификатов о происхождении товаров:

    сертификат формы «А» - применяется в соответствии с Соглашением государств СНГ от 12.04.1996 о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций. Пунктом 1 Декрета Президента РБ от 18.04.2003 № 14 «Об установлении тарифных преференций» действие названных Правил и применение сертификатов формы «А» распространено на товары, происходящие из развивающихся и наименее развитых стран;

    Certificate of origin - сертификат о происхождении общей формы - используется для подтверждения происхождения из любого государства, в частности, применяется при ввозе товаров, происходящих из стран Европейского союза, Турецкой Республики, Швейцарской Конфедерации, Княжества Лихтенштейн, на которые Указом Президента РБ от 25.05.2006 № 354 «Об установлении ставок таможенных пошлин на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары» (с изменениями и дополнениями) установлены пониженные ставки таможенных пошлин;

    сертификат формы СТ-1 - сертификат, подтверждающий происхождение товара из государств СНГ, - применяется согласно Решению Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000, утвердившему Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила).

    Белорусское предприятие, намеренное вывезти товар в страну, применяющую в отношении товаров, происходящих из Республики Беларусь, тарифные преференции, также должно позаботиться о том, чтобы получить в Белорусской торгово-промышленной палате сертификат о происхождении товара. Факт происхождения товара из Республики Беларусь удостоверяется сертификатом, заполненным экспертом, по форме, согласованной с государством-импортером (группой государств), в частности:

    по форме «А» - для получения преференций в странах Европейского Сообщества (ЕС);

    по форме, предназначенной для текстильной продукции, экспортируемой в страны ЕС;

    по форме СТ-1 - для государств СНГ.

    При импорте строительных материалов и оборудования на практике, как правило, применяются сертификаты форм СТ-1 и «А», поэтому на порядке их оформления мы и остановимся подробнее.

    Сертификат формы «А»: оформление, срок действия

    Сертификат формы «А» представляется таможенным органам в напечатанном виде, без исправлений, на русском или английском языке (таможенные органы могут требовать перевода сертификата, заполненного на английском языке, на русский или белорусский языки). В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия). Срок действия сертификата - 12 месяцев с даты выдачи.

    Важно, что расхождение между фактически поставленным количеством товара и указанным в сертификате не должно превышать 5 %.

    В удостоверении происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5 000 долл. США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в счете-фактуре или других товаросопроводительных документах. Исключение составляют лишь регулярные поставки (чаще, чем один раз в 90 дней) партий товаров фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долл. США, одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру. В этом случае также потребуется сертификат о происхождении товара.

    Перечни развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых Беларусь применяет преференциальный режим, утверждены Декретом Президента РБ от 18.04.2003 № 14 (с изменениями и дополнениями). Этим же Декретом определен и перечень товаров, в отношении которых при ввозе из развивающихся и наименее развитых стран предоставляются льготы по уплате таможенной пошлины.

    Сертификат формы «СТ-1»: основные критерии

    Сертификат формы СТ-1 оформляется, как правило, на каждую отдельную поставку товара, которая осуществляется одним или несколькими транспортными средствами одному и тому же грузополучателю от одного и того же грузоотправителя.

    При этом согласно п.17 Правил случаи, когда в качестве документа, подтверждающего страну происхождения товара, может быть представлена декларация о происхождении товара, а также когда представление документов о происхождении товара не обязательно, определяются в соответствии с национальным законодательством страны ввоза.

    Такие критерии в отношении товаров, происходящих из государств СНГ, определены п.4 постановления Совета Министров РБ от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров», согласно которому для подтверждения страны происхождения товаров из государств СНГ представление сертификата происхождения товара формы СТ-1, заполненного в соответствии с пп.10-12 Правил, является обязательным:

    1) при ввозе партии товаров фактурной стоимостью, эквивалентной 5 000 долл. США и более;

    2) при регулярных поставках (чаще, чем один раз в 90 дней) партий товаров фактурной стоимостью, эквивалентной менее 5 000 долл. США, одним и тем же экспортером одному и тому же импортеру.

    Сертификат оформляется на специальном, защищенном бланке формата А4 (210х297 мм), изготовленном типографским способом.

    Срок действия сертификата формы СТ-1 составляет 12 месяцев со дня выдачи. При этом в случае утраты или повреждения сертификата о происхождении товара выдается официально заверенный его дубликат. При выдаче дубликата в п.11 «Уполномоченный орган» проставляется дата выдачи дубликата, а в п.5 «Для служебных отметок» указываются слово «Дубликат», номер и дата оригинала утерянного сертификата формы СТ-1. Дубликат сертификата вступает в силу с даты выдачи оригинала; суммарный срок действия оригинала и дубликата не может превышать 12 месяцев.

    Сертификат может быть выдан и после отгрузки товара на основании письменного обоснованного заявления заказчика, при этом заказчик наряду с пакетом предусмотренных документов представляет в уполномоченный орган по сертификации подтверждение фактической отгрузки товара (экспортная декларация с отметкой таможни). В этом случае в графе 5 сертификата указывается: «Выдан впоследствии».

    При аннулировании по каким-либо причинам ранее выданного сертификата в графу 5 вносится запись: «Выдан взамен сертификата» с указанием номера и даты аннулированного сертификата (сертификату, выданному взамен другого сертификата, присваивается новый порядковый номер).

    Наличие подчисток в сертификате недопустимо. Исправления в сертификат вносятся путем зачеркивания ошибочной информации и надпечатывания скорректированных сведений, заверяемых затем подписью и печатью уполномоченного органа государства.

    Ошибки, допускаемые при заполнении сертификата. На практике белорусские производители и импортеры строительных материалов чаще всего сталкиваются с необходимостью представления сертификата формы СТ-1. При этом ими допускаются следующие типичные ошибки при его заполнении, которые могут стать причиной отказа в предоставлении льготы по уплате таможенной пошлины:

    Неполное указание адресов предприятий в графах 1 и 2;

    В соответствующих случаях не заполнена графа 5;

    Указанный в графе 10 вес товара не соответствует фактическому или указанному в товаросопроводительных документах (например инвойсе);

    Неправильно указаны номер или дата выставления счета-фактуры;

    Не указана фамилия эксперта или должностного лица заявителя (графы 12 или 13).

    Если при таможенном оформлении будет выявлен факт представления неправильно заполненного сертификата, режим свободной торговли в отношении товара предоставлен не будет. Тем не менее, если в течение года после таможенного оформления будет представлен правильно заполненный сертификат, режим может быть «восстановлен», т.е. уплаченная при оформлении таможенная пошлина будет возвращена.

    Случаи представления сертификатов при импорте товаров

    При импорте товаров сертификаты о происхождении товара форм «А» и СТ-1 представляются в следующих случаях:


    Форма сертификата Ситуации, в которых при импорте необходимо представление сертификата Особенности
    Форма «А» При предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран
    Форма СТ-1 При предоставлении льгот по уплате таможенной пошлины в отношении товаров, происходящих из государств СНГ Представляется, если фактурная стоимость партии товаров больше либо равна 5 000 долл. США, а также при регулярных поставках (см. выше) партий меньшей стоимости
    При статистическом декларировании товаров по перечню согласно приложению к постановлению ГТК РБ от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров» Представляется независимо от размера партии

    Заполнение сертификатов: основные вопросы

    Рассмотрим основные особенности заполнения реквизитов вышеуказанных сертификатов о происхождении товаров:


    Сертификат происхождения товаров общей формы (Certificate of origin)
    № п/п Номер реквизита сертификата Указываемые сведения
    1 графа 1 Полное наименование и юридический адрес экспортера
    2 графа 2 Номер сертификата
    3 графа 3 Год, в квоты которого засчитывается данный объем экспорта
    4 графа 4 Категория товара
    5 графа 5 Полное наименование и адрес получателя
    6 графа 6 Страна происхождения товаров
    7 графа 7 Страна, в которую экспортируется продукция
    8 графа 8 Место и дата отгрузки, транспортное средство, если это известно на момент удостоверения сертификата
    9 графа 9 Дополнительные сведения
    10 графа 10 Маркировка, количество и вид упаковки. Описание товара в соответствии с ТН ВЭД
    11 графа 11
    12 графа 12 Стоимость в валюте, оговоренной в контракте
    13 графа 13 Представитель торгово-промышленной или торговой палаты удостоверяет, что товары, названные выше, произведены в стране, указанной в п.6, ставит свою подпись, печать палаты, указывает место и дату удостоверения
    14 графа 14 Наименование компетентного органа, т.е. торгово-промышленной или торговой палаты, адрес, страна

    Сертификат о происхождении товаров формы «А»
    № п/п Номер реквизита сертификата Указываемые сведения
    1 правый верхний угол сертификата После наименования сертификата указывается страна происхождения
    2 графа 1 Полное наименование и юридический адрес экспортера (поставщика товара)
    3 графа 2 Полное наименование и юридический адрес импортера (получателя товара)
    4 графа 3 Наименование транспортного средства, начальный, пограничный и конечный пункты маршрута, если это известно на момент удостоверения сертификата
    5 графа 4
    6 графа 5 Номер по порядку
    7 графа 6 Маркировка, количество и вид упаковки, если это известно на момент удостоверения сертификата
    8 графа 7 Наименование товара, позволяющее однозначно классифицировать товар в определенную товарную позицию (четыре знака по ТН ВЭД), а также фирменное наименование товара, номер модели, типоразмеры и т.д.
    9 графа 8 Критерии происхождения товаров
    10 графа 9 Количество товара в килограммах (масса нетто)
    11 графа 10
    12 графа 11 Представитель торгово-промышленной или торговой палаты государства удостоверяет декларацию экспортера происхождения товаров, ставит свою подпись, печать палаты, указывает место и дату удостоверения
    13 графа 12 В верхней строке излагается декларация экспортера о происхождении товаров из государства; в средней - указывается наименование государства, в которое экспортируются товары; в нижней - место и дата заполнения сертификата, а также ставится подпись и печать заявителя (наличие печати не является обязательным требованием)

    Сертификат о происхождении товаров формы СТ-1
    № п/п Номер реквизита сертификата Указываемые сведения
    1 графа 1 Полное наименование и юридический адрес отправителя/экспортера. В случае, если отправитель и экспортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что отправитель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению» экспортера (наименование и почтовый адрес)
    Например, белорусское предприятие Э заключило контракт с российской фирмой Р на поставку в Казахстан в адрес предприятия К соснового бруса. В этом случае в графе 1 сертификата о происхождении товара должно быть указано: «Э (полное наименование и адрес) по поручению Р (полное наименование и адрес)».
    2 графа 2 Полное наименование и юридический адрес получателя. В случае, если получатель и импортер являются разными юридическими лицами, следует указывать, что получатель (наименование и почтовый адрес) действует «по поручению» импортера (наименование и почтовый адрес)
    3 графа 3 Наименование транспортного средства, начальный и конечный пункты маршрута, если это известно на момент удостоверения сертификата
    4 графа 4 Номер сертификата. После наименования сертификата указывается страна, в которой выдан сертификат, и страна, в которую направляется товар
    5 графа 5 Предназначен для отметок таможенной службы и других организаций
    6 графа 6 Номер товара по порядку
    7 графа 7 Количество мест и вид транспортных упаковок
    8 графа 8 Описание товара, позволяющее однозначно классифицировать товар до десятизначного кода ТН ВЭД, код ТН ВЭД, а также фирменное наименование товара, номер модели, типоразмеры и т.д.
    9 графа 9 Критерий происхождения
    10 графа 10 Вес товара в килограммах: брутто и нетто и в дополнительных единицах измерения согласно ТН ВЭД
    11 графа 11 Номер и дата счета-фактуры экспортируемого товара
    12 графа 12 Представитель торгово-промышленной палаты удостоверяет декларацию экспортера о происхождении товаров, ставит свою подпись и печать торгово-промышленной палаты, указывает место и дату удостоверения
    13 графа 13 Страна, дата составления сертификата, подпись и печать заявителя, его фамилия и инициалы

    28.12.2007 г.

    Кирилл Петровский, начальник отдела оперативного контроля и анализа
    таможенной стоимости Минской центральной таможни

    Журнал «Главный Бухгалтер. Строительство» № 1, 2008 г.

    От редакции: С 1 января 2008 г. постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.06.2002 № 791 «О Товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности» на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25.06.2007 № 829 утратило силу.

    постановления Государственного таможенного комитета от 11.01.2008 № 3 внесены изменения и дополнения.

    С 27 августа 2008 г. в постановление Совета Министров РБ от 10.10.2007 № 1306 «О некоторых вопросах определения страны происхождения товаров» на основании постановления Совета Министров РБ от 20.08.2008 № 1205 внесены изменения и дополнения.

    В постановление Государственного таможенного комитета РБ от 10.07.2001 № 33 «О статистическом декларировании товаров» на основании постановления Государственного таможенного комитета РБ от 31.07.2008 № 64 внесены изменения и дополнения.